II. Актуализация знаний и мотивация III. Постановка учебной задачи IV. Открытие нового знания Физминутка V. Первичное закрепление VI. Самостоятельная работа с самопроверкой VII. Включение в систему знаний VIII.Рефлексия деятельности | 5 мин 3 мин | Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?” Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее. А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события, с которыми вы уже познакомились. Соотнеси даты и события: 1223г. Нашествие монголо- татар на Русь 1237г. Битва на реке Калке 15 июля 1240г. Ледовое побоище 5 апреля 1242г. Невская битва Ребята, на доске записан ребус: ч=к м=в кулич + Омск + АЯ + битва — Что зашифровано в этом ребусе? — (Куликовская битва). — Это тема нашего урока. — Давайте подумаем, что мы должны сегодня узнать? — Какие цели поставим? — Почему Куликовская битва считается одним из важнейших событий отечественной истории? Мы с вами знаем, что на Руси происходят значительные изменения – стремление к объединению русских земель. Какое княжество стоит во главе этого процесса? Во многом возвышение Москвы зависело от великого князя. Большую роль в возвышении Москвы сыграл князь Дмитрий Иванович. Давайте посмотрим фильм о Куликовской битве А над морем — мы с тобою! Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.) Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.) Поглядите: чайки важно Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.) Сядьте, дети на песок, Продолжаем наш урок. — Ребята, посмотрите на стр.70 учебника рисунок «Вооружение русского воина» — Задание: рассмотреть рисунок и составить небольшой рассказ. (выбор опорных слов: доспехи, кольчуга, шлем с забралом, кольчужная сетка, панцирь, меч, копье, боевые топоры, ножи, булава). — Какими качествами должны были обладать русские воины? Работа в парах: 1)Почему произошла эта битва? 2)С кем сражались русские войска? 3)Кто возглавлял русское войско? 4)Когда и Где происходила эта битва? 5)Как произошло это событие? 6)Какое значение имело это событие для Руси? На парте лежат таблицы.(5шт)(разрезанные, нужно собрать) Итак, чтобы ответить на первый вопрос, прочитайте части предложений из первого столбика и найдите их продолжение во втором 1.В первые десятилетия после похода хана Батыя на Русь… …русские уже сами собирали дань со своих земель. 2.Со времён Ивана Калиты……стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду. 3.Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича……отказались выплачивать дань. Проверим, а ответит нам…. -Так почему же произошла эта битва, назовите причину. — Ребята, прочитайте текст с последнего абзаца с. 70 до с. 72 учебника. — Найдите на карте место Куликовской битвы. -Расскажите по карте о передвижении русских и монголо-татарских войск. – Что нового узнали на уроке? – Кто запомнил, когда произошла Куликовская битва? – О чём заставил задуматься этот урок? — Оцените свою работу на уроке. Кто сегодня гордится собой? — У кого сегодня получилось то, что не получалось раньше? — Кто был самым активным, самым любознательным? — Ребята, найдите сведения о Дмитрии Донском и подготовьте сообщение. | Слушают учителя Работа в группах. Фронтальная работа, проверка Отгадывают кроссворд Формулируют тему и цель урока. (когда произошла битва, планы сторон, каков итог урока, значение и последствия для страны). Ответы на вопросы Московское Учебный фильм «Куликовская битва» 1 ученик читает свой рассказ Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Работа в парах Отвечают на вопрос. Князь Дмитрий отказался выплачивать дань Золотой Орде Записывают домашнее задание | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; Умение работать с моделями объектов, сравнивать, сопоставлять, выполнять действия К: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). П: умение делать выводы Осознание и произвольное построение речевых высказываний (П |
Урок-презентация по истории на тему «Куликовская битва». 4-й класс
Цели:
- Сформировать представления учащихся о подвигах защитников Руси.
- Развивать интерес к истории.
- Развитие культуры речи.
Оборудование урока:
- Диск с презентацией, ноутбук, проектор, экран.
- Карта Древней Руси.
- Изображение русского и монгольского воинов.
- Схема “В чем заключалось татаро-монгольское иго”.
- “Родословная московских князей” (раздаточный материал).
- Карта-схема “Расстановка войск на Куликовом поле” (раздаточный материал).
План урока:
- Положение Русских земель к концу XIV века.
- Положение Золотой Орды.
- Вооружение русских и монгольских воинов перед Куликовской битвой.
- Куликовская битва, ее результаты.
Ход урока
I. Вступление.
Презентация
Слайд 1. –Тема нашего урока сегодня…(Куликовская битва)
— А эпиграф – слова московского князя того времени…
Слайд 2. (слова читают дети).
“Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться”. (Дм. Донской. “Куликовская битва” )
II. Повторение изученного.
Работа с Лентой времени.
— Найдите на Ленте времени точку отсчета татаро-монгольского ига. (1237 г.)
— Вспоминаем по схеме, в чем заключалось иго. (1 ученик собирает схему на доске).
Слайд 3. 2. (1380 г.)
— Сколько лет прошло от начала ига до данного события?
Слайд 4. 3. – Восстановите порядок слов в предложении.
(Русские люди поняли, что золотоордынское иго неминуемо падет.)
— Что же помогло русским людям уверовать в это, мы и попробуем сегодня разобраться.
4. — Какие изменения произошли на Руси к данному времени?
Усилилось влияние какой части русских земель?
(Дети отвечают, сопровождая ответ показом на карте.)
Слайд 5. (Предложения на слайде появляются после ответов детей):
1) усилилось влияние Северо-Восточной Руси;
— Почему? Какой город стал центром объединения русских земель?
2) Москва стала центром объединения русских земель;
— При каком князе это произошло? Почему у него было такое прозвище?
3) при правлении Ивана Калиты Русь получила 40-летнюю передышку от нашествия татар;
4) самое главное — изменилось сознание людей. Выросли те, кто не видел нашествия, но знал об участи страны и готов был бороться за ее освобождение;
5) главное желание, которое зрело в сердцах людей, победить свой страх и испытать себя в борьбе.
Положение русских земель к концу XIV века.
— По мере того, как росло богатство и могущество Московского
княжества, князья все больше стали тяготиться зависимостью от Золотой Орды. Если во времена Ивана Калиты русские уже сами собирали дань и отвозили в Орду, то при князе Дмитрии Ивановиче была предпринята попытка свергнуть монголо-татарское иго.
6. Работа с родословным древом.
— Используя родословное древо московских князей, давайте разберемся, кто чей родственник: (Рисунок 1.)
Даниил Московский
Иван Калита
Дмитрий Донской
7. – И пишет летописец…(читают дети или учитель).
Слайд 6. “В тот год у оружейников были большие заказы, была большая работа. Многие тысячи людей всякого звания запасались копьем или рогатиной, боевым топором или шестопером, луками и кольчугами, шлемами. Соседи сговаривались в будущей битве стоять рядом, защищать друг друга от вражеской сабли, живому похоронить убитого”.
III. Работа над темой урока.
1. Положение Золотой Орды.
— Итак, Русь собирает силы. Что же происходит в этот момент в Золотой Орде?
Темник Мамай захватил власть в Золотой Орде. Он женился на дочери хана Бердибека. Затем вместе с отцом жены умертвил родного отца и 12 братьев. Началась борьба за власть, в результате которой погиб еще 21 хан. Мамай трижды пытался захватить столицу Сарай, наконец, закрепился в междуречье Днепра, Дона и Волги, на Кавказе в Таври, фактически став правителем Орды.
Мамай решил добиться власти, усмирив Русь.
2. Вооружение русских и монгольских воинов перед Куликовской битвы.
— В это время на Московском престоле -… (Дм. Донской).
Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами русские княжества должны объединить свои силы. Дмитрий Иванович разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси.
Главные дружинники явились во всеоружии. (Рисунок русского воина в доспехах.)
— Расскажите о вооружении русских и монгольских воинов.
— Как изготовлялись доспехи?
— Какими качествами должны были обладать русские ремесленники, чтобы так искусно выполнять работу? (Трудолюбие и терпение.)
IV. Куликовская битва.
Работа с учебником Плешакова. Комментированное чтение. (стр. 70)
— О каком Сергии идет речь?
(Сергий Радонежский – основатель Троицкого монастыря под Москвой.)
Читаем до слов: “… русское войско вышло к Дону”.
— Почему не стали дожидаться прихода Мамая?
(Не желали подпускать ордынцев к стенам Москвы.)
Слайд 7. 2. – Посмотрите на схему. (Куликовское поле)
— Какие реки окружали Куликово поле? (Дон и Непрядва)
— Почему выбрали это место?
— Когда русское войско переправилось через Дон, сожгли все мосты. Почему?
Слайд 8. 3. Работа по картине Ю. Ракши “Утро на Куликовом поле”.
— Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют?
(Страх перед неизвестностью.)
— Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что… (вернемся к эпиграфу).
К слайду 2. Прочитать еще раз эпиграф.
Слайд 8. – А сам князь как поступает?
— Зачем он встал в строй с простыми воинами, ведь он полководец, у него другая задача?
Слайд 9. (Появляется после ответов детей. )
“Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”.
4. Начало поединка.
— Существует легенда, что сражение началось с поединка 2 воинов – богатырей: Пересвета и Челубея
(Рассказ детей.)
5. Работа с картой-схемой (на партах). (Рисунок 2.)
— Посмотрите на схему. Как расставил свои войска князь Дмитрий?
— В чем проявился его талант как полководца?
6. Рассказ о битве.
— Используя текст учебника и карту-схему, расскажите о ходе сражения.
(Учитель может добавить…)
— И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мячи.
Теснили ордынцы русских, того и гляди, их окружат. Но устоял большой полк.
Страшен был набег ордынской конницы.
Но тут вышли из засады отборные русские дружины. Это произошло столь стремительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить. Беспорядочно отступавшая конница татаро-монгол, опрокинула и растоптала собственную пехоту.
7. Итоги Куликовской битвы.
— Каковы же итоги Куликовской битвы для Руси?
Слайд 10. ( После ответов учеников на слайде по 1 появляются итоги.)
1) С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли Русской.
2) Выросло значение Москвы и московского князя.
3) Дала народу веру, что зависимость не будет вечной.
4) Дмитрий Донской ввел закон о престолонаследии. Власть передавалась от отца к сыну.
— Почему князя назвали Донским?
Слайд 11. (Куликово поле – фото)
– К чувству торжества и ликования примешивалась горечь и скорбь. Почему?
— Многие славные сыны Руси полегли на Куликовом поле. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона 3 дня были красны.
— В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен этот памятник-музей.
Слайд 12. – А это медаль, выпущенная к 625-летию Куликовской битвы.
V. Подведение итогов.
1. Какими качествами должны были обладать воины в ту пору?
Напишите в тетради.
2. Продолжите устно фразу: “Сегодня на уроке я почувствовал…”
Битва, почти затерянная в мифах
История Куликовской битвы связана с завоеванием монголами разделенных княжеств и городов-государств Руси в 13 веке. Когда знаменитое «монгольское иго» ослабло, великий князь Дмитрий Московский увидел возможность восстать. 7 сентября 1380 года его 60-тысячное войско переправилось через Дон, чтобы сразиться со 125-тысячным войском Мамая.
В сегодняшней записи в блоге, Куликово 1380 автор, Марк Галеотти, пишет о том, как эта относительно неизвестная битва на западе была мифологизирована в России и использовалась в политических целях, рассказывая историю о том, как смелая русская сила победила военную сверхдержаву. дня.
Многие сражения становятся мифами, и часто мифотворчество начинается еще до того, как прозвучит последний выстрел или погребен последний раненый. Некоторые — от Азенкура и Геттисберга до Сталинграда и Фермопил — становятся особенно мощными символами нации, движения или эпохи. Куликовская битва, произошедшая в 1380 году между союзом русских княжеств под предводительством московского князя Дмитрия и войсками под командованием монголо-татарского царевича Мамая, возможно, не была особенно известна на Западе, но с годами приобрела все более важное значение. к легитимирующему мифу, начатому московскими князьями и с тех пор принятому Владимиром Путиным.
Зайдите в блестящий, высокотехнологичный павильон Россия – моя история («Россия – моя история») в ВДНХ в Москве, и вы увидите версию истории, которая рисует очень простую прямую линию. . Россия была разделена, и поэтому она была уязвима перед монгольским нашествием, охватившим ее в тринадцатом веке. На Куликово русские собрались вместе и смогли сломить могущество монгольской «Золотой Орды» и приступить к созданию сильного единого государства. Москва возглавила эти усилия, и, таким образом, Москва, как и всегда, является бьющимся сердцем и острым умом России.
Это убедительно, это ясно. Одна крошечная проблема: в лучшем случае это чрезмерное упрощение, в худшем — ложь.
Дмитрий Донской и поверженный воин Золотой Орды на памятнике Тысячелетию в Новгороде
Безусловно, тот факт, что Россия была архипелагом часто враждующих княжеств, когда пришли монголы, вряд ли помогал, когда города-государства обычно подчинялись или разрушались один за другим. Однако вряд ли даже единая Русь смогла бы противостоять монголам на пике их могущества. Скорее, больше городов постигло бы судьбу Киева, разграбленного и сожженного, его поля были усеяны костями его людей.
Более того, прежде чем Москва получит признание как поборник русского национализма, стоит задаться вопросом, как то, что до прихода монголов было незначительным городком, могло стать центром народов русов. Ответ заключается в том, что ее династия Рюриковичей, хитростью и эффективностью компенсировав недостаток власти и денег, стала во многих отношениях главными квислингами монголов, русскими, готовыми собирать налоги и охранять княжества от имени ханов. Монголы, в конце концов, считали себя завоевателями, а не администраторами, и пока князья платили им дань уважения, а серебро продолжало поступать в их столицу в Сарае, они были счастливы, что Рюрикиды процветали как их агенты.
Со временем Москва расширит свою власть среди русских княжеств, и монголо-татарская звезда начнет закатываться. Возможно, настоящее мастерство князя Дмитрия заключалось в том, что он заметил момент, когда завоеватели были разделены и пришли в упадок, и начал восстание, которое было призвано заново изобрести Москву: то, что было столицей сотрудничества, станет авангардом патриотического возрождения.
Князь Дмитрий был столь же способным политиком, как и стратегом. Он собрал армию союзников и клиентов и привел с собой летописцев, а также иностранных купцов, которые могли бы распространить весть о его победе. И после этой победы все, от других князей до Русской Церкви, стремились попасть в нее, представить ее как титаническое столкновение, цивилизационное столкновение, божественное торжество благочестия над язычеством.
Так и росла история. Что более полумиллиона солдат столкнулись на Куликово (это практически обезлюдило бы городскую Россию). Что мощь Золотой Орды была сломлена в тот день. Именно ангелы переломили ход битвы за русских. Что сам Дмитрий пал в изнеможении, окруженный телами убитых им монголо-татарских воинов.
Русский кавалерист, с 2015 г. реконструкция боя на исходном месте
© Петр Шеломовский
Но где же закончились сказки и началась настоящая история? Что делало работу над этой книгой временами раздражающей, а временами особенно увлекательной, так это детективная работа, связанная с сортировкой многовековых (в основном русских) летописей и последовательных слоев мифов и недоразумений, которые они воплощали, и сопоставление их с другими свидетельствами, археологическими свидетельствами. , и прямо здравый смысл.
Была ли вообще битва? Есть место битвы, теперь отмеченное поразительным музеем, но время и человеческая деятельность почти не оставили леса, который имел такое решающее значение в определении хода битвы. Кислые почвы, мародерство поколений и экстенсивное земледелие с использованием агрессивных удобрений в советское время оставили лишь несколько археологических находок в качестве доказательства. Таким образом, были всевозможные теории, от правдоподобных до бессмысленных, от предположения, что битвы никогда не было, до остроумно причудливых предположений, которые помещают всю кампанию в пределах Москвы, а не в 300 километрах к югу.
Тем не менее, можно соотнести сведения о времени с географией, и южнее были обнаружены еще находки, где так много мамаевцев утонуло, пытаясь форсировать реку Мечу, когда они были разбиты. Не всегда так просто разобрать по кусочкам многовековые хроники, большинство из которых написано церковниками, не имевшими военных знаний и более заинтересованными в поиске улучшенных религиозных параллелей. В то же время, однако, нельзя игнорировать свидетельства, написанные спустя десятилетия, даже столетия, поскольку некоторые из них, вероятно, были основаны на утерянных свидетельствах современников или на устных рассказах людей, сражавшихся там.
Но получается история, которая во многом намного интереснее, чем упрощенная официальная линия. Войска Дмитрия состояли в основном из русских, хотя среди них были и союзные литовцы и даже обрусевшие татары. Однако несколько русских княжеств отказались присоединиться к нему, не веря ни в его мотивы, ни в его шансы. Против них Мамай собрал отряд монголо-татар, а также всевозможных союзников и данников, от армянских стрельцов до генуэзских наемников, нанятых из их торговых портов в Крыму. Он также ожидал войск из Литвы и из русского города-государства Рязани, ни один из которых не прибыл вовремя для битвы. Это не было прямой битвой русских против монголов.
А то было ужасно тесное и кровопролитное сражение, один Дмитрий, наверное, проиграл бы, будь Мамай лучшим полководцем и менее хитрым полководцем. Спрятав часть своей лучшей тяжелой кавалерии в лесу на фланге поля боя, он смог в одиннадцатый час превратить неминуемую катастрофу в победу. Мамай смог бежать, но позже был убит генуэзцами, чтобы умилостивить своего преемника и отомстить за то, как он купил свой побег жизнями своих генуэзских телохранителей.
Тем не менее, это не был конец монгольского правления. Соперник и преемник Мамая, Тохтамыш, предпримет карательное вторжение в 1382 году, в результате которого Москва будет сожжена, а Дмитрий вынужден подтвердить свою лояльность. Русские должны были бы продолжать отдавать дань уважения еще одно столетие. Но миф о том, что русские объединились, сбросив «монгольское иго» вопреки всему, оказался непреодолимым, и Дмитрий, получивший эпитет Донской , «Донской», чтобы отпраздновать свою победу, и его преемники использовали его для в полной мере, не в последнюю очередь для того, чтобы стереть память об их предыдущем сотрудничестве.
На протяжении истории накапливались пласты мифологии. В Первую мировую войну царская Россия мобилизовала его, чтобы попытаться вдохновить уставший от войны народ на объединение и борьбу. Совсем недавно Куликово стало частью кампании Владимира Путина по утверждению исторических претензий России на статус великой державы. В официальном школьном учебнике, принятом в 2013 году, говорится, что именно тогда «забрезжил свет свободы», поскольку «победа на Куликовом поле пробудила национальное самосознание русского народа». причислен к лику святых, а в 2005 году патриарх Московский Алексий II объявил юбилейным годом празднования 625-летия Куликовской битвы, которую он назвал битвой, «спасшей народы Европы, защитив их от угрозы иноземного вторжения». С самой большой подводной лодкой в мире, находящейся на действительной службе, является атомный ракетный катер ТК-208 9.0003 Дмитрий Донской, с 51-м гвардейским воздушно-десантным полком 106-й десантно-штурмовой дивизии России, также названным в честь князя, и с элитным подразделением коммандос Национальной гвардии, названным в честь Пересвета, воина-монаха-чемпиона, который должен был возглавить его армии в битву, ясно, что даже если реальная история битвы, возможно, более захватывающая и интересная, официальная версия имеет большой контроль в России.
Чтобы узнать больше на эту увлекательную тему, оформите предзаказ на копию Куликово 1380, издание 21 февраля.
Куликово поле — 5 этап
Куликово поле — 5 этапБОЛЬШЕ ИЗ НАШИХ КАНАЛОВ
КАРТА БОЙСТВА
Куликово поле
Владислав Войкель
2-0-0 (Выигрыш-Проигрыш-Ничья) победить
ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ
Полусредний вес
Артем Подоляко
1-2-0 (Победа-Проигрыш-Ничья) потеря
Матч 5 | Метод ТКО | Судья Александр Зубачев | Круглый 2 | Время 3:15 |
Матч | Истребители | Метод/ | Р | Время | ||
4 | Джавад | Полусредний вес | Сарли | Подача (пяточный крючок) Александр Зубачев | 1 | 1:50 |
3 | Александр | Полулегкий вес | org/Person»> | Сдача (удушение треугольником) Александр Зубачев | 1 | 4:04 |
2 | Вайс | Промежуточный вес | Артем | Удушающий прием (удушение сзади) Александр Зубачев | 1 | 4:10 |
1 | Грант | Легчайший вес | Абубакар | Сабмишн (удушение сзади) Александр Зубачев | 2 | 2:50 |
Последние новости
Allufcbellatorpflone
- UFC 284 Медицинские приостановки: Yair Rodriguez, Джош Эмметт, столкнувшись с 6 месяцами
- Aljamain Sterling vs. Genry Cejudo, нацеленная на UFCRILICER 288 на MAY
- 2602026020260260202026026020260202602026026.