история возникновения, значение, примеры, суть
Религиозный обряд – символическая последовательность действий, которая имеет духовное значение для людей. Ритуалы, которые стали частью культуры и традиции народа
Однако обряды не ограничены только местностью или же наличием церкви поблизости. Это душевная вера человека. По сути, любые действия, помогающие человеку установить связь с тем, во что он верит — считаются обрядом. Разница лишь в масштабах. В зависимости от того сколько человек верят в одно и выполняют единые действия — определяется насколько крепка связь обряда с историей и народностью.
То, насколько далеко уходят истоки ритуалов в прошлое.
Обряд «Элен Вӧсь» — моление удмуртов за мир во всем мире, здоровье, благополучие людей. Республика Башкортостан, деревня АлтаевоСодержание:
- Когда появились обряды?
- Виды обрядов
- Каким богам в древности приносили человеческие жертвы?
- Обряды славян
- Основные обряды в исламе
- Основные обряды в иудаизме
- Основные обряды в христианстве
- Религиозные обряды в современном мире
Когда появились обряды?
Существует много споров о появлении первых обрядов. Однако, их связь с мифами — несомненная истина. Миф — это древнее сказание, которое объясняло непонятные или же пугающие явления через вымышленные образы, близкие людям древних времен.
Джеймс Джордж Фрэзер.Что же из них первично? Если миф — объяснение, то обряд — его изображение? Или же, напротив, миф — пояснение к «отыгрышу» обрядов?
британский религиовед, антрополог,
этнолог, культуролог фольклорист и историк религии
Эти вопросы оставались нерешенными вплоть до конца XIX века. Лишь тогда представители мифологической и эволюционистской точки зрения признали верховенство обряда над мифом.
Этой концепции придерживался и ученый фольклорист, антрополог и автор 12-томного труда «Золотая ветвь» — Дж. Фрейзер.
В этом сборнике он тщательно отобрал, проанализировал и систематизировал всю информацию о проявлении верований с древнейших времен.
Он признавал три точки человеческого мировоззрения: магия, религия и наука. Все три связаны между собой и являются продолжением друг друга. Все три характеризовались индивидуальными, специфичными обрядами. От магического призвания плодородия на землю до религиозного принесения жертв божествам — покровителям.
Виды обрядов
После перехода народов к какой-либо вере — языческие ритуалы уступили место религиозным обрядам. Они делились на церковные и государственно-политические. К тому же в крестьянской среде отмечалось продолжение соблюдения бытовых обрядов, которые стали частью традиции.
Поминки на кладбище в Радуницу. Удмурты. Тулыс кисьтон.Место — Глазовский уезд Вятской губернии, не позднее 1909 г. Автор — Щенников К.В.
https://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/08/08_03/978..
© МАЭ РАН
Бытовые обряды также делились на группы по выполняемой функции: производственные и семейные.
Производственные обряды — связаны с земледелием, скотоводством, рыбалкой, охотой, хозяйственными работами в целом. А семейные — с жизненным циклом представителей одной семьи.
Сохранение старых традиций и перенимание обрядов у язычников — не принималось церковью. Поэтому зачастую во многие моменты истории России — например, при начале правления Романовых или же в дореволюционной империи — сохранялось двоеверие и борьба за вероисповедание.
Например, крупнейший православный просветитель XVII века, чудотворец, впоследствии причисленный к лику святых — Тихон Задонский был ярым противником язычества. Он строго осуждал празднования в честь языческого бога солнца Ярилы в Воронеже.
Каким богам в древности приносили человеческие жертвы?
Однако у языческих ритуалов, помимо безобидных праздников восхваления божеств, существует и более тёмная предыстория.
Кровавый след, который религиозные ритуалы оставили в истории — человеческие жертвы
Человеческое жертвоприношение — один из видов религиозного обряда, в котором высшим силам приносилась и высшая ценность на земле — человеческая жизнь. Подобные жертвоприношения использовались с целью получения какой-либо благодати от божества: искупление всех грехов, победу на войне или же спасение от засухи и прочих природных катастроф.
Брамер. «Жертвоприношение Ифигении»Именно потребность в спасении от засухи у племен древних землевладельцев то, из-за чего и появился феномен жертвоприношений. Самое древнее человеческое жертвоприношение было зарегистрировано у примитивных племен землевладельцев на территории современной юго-восточной Турции. В эпоху неолита в жертву богам приносился царь-жрец.
Массовый характер был у человеческих жертвоприношений племен майя и ацтеков. Они были частью календарных обрядов, т.к их смысл сводился к призванию плодородия перед началом сева. Для этого был приурочен ежегодный праздник маиса, на котором тысячи людей убивали в храмах Владыки Жатвы — в жертву главному богу плодородия Юм-Каашу.
Жертвоприношения ацтеков. Практики жертвоприношения носили широкомасштабный характер и проводились с целью задобрить боговВ Индии человеческие жертвоприношения продолжались вплоть до XIX века. Особенно ярко это выражалось у последователей богини Кали — самой яростной богине демонов, чей гнев был ужасающим. Поэтому, чтобы умилостивить кровожадную богиню, ежегодно на праздник в её честь в храме обезглавливали сотни людей. Все жертвы были принесены с согласия князя и в интересах государства.
В Риме гладиаторские бои изначально носили религиозный характер и служили особым подношением богу войны — Марсу
У славян князья приносили жертвы, когда начинали править или же совершали успешный поход — в благодарность за помощь богов в деле. Однако существовали и календарные жертвоприношения главному богу войны победы у западных славян и плодородия — у восточных — Святовиту. Ежегодно в его честь приносили того человека, на которого укажет жребий — в знак особого уважения к божеству.
Обряды славян
Жизнь всех древних народов была тесно связана с обрядами, которые составляли жизненный цикл человека. Славяне не исключение. Так, у них был обряд инициации — переход мальчиков к обучению мужским занятиям. Практически, конец его детства под опекой матери. Для этого в три года мальчикам состригали волосы и приносили пряди в жертву богам.
В возрасте 9-11 лет мальчиков подвергали последним обрядам инициации для того, чтобы они окончательно могли считаться взрослыми.
Их увозили в лес, где они должны были выжить в потайных избушках. Мальчик символично умирал в лесу, а из леса выходил уже юноша.
Некоторые свадебные обряды славян дошли до наших дней в видоизмененной форме. Так, обряд «умыкания» невесты — со временем превратился в обряд «договора» сватов с семьей невесты. Однако, многие обряды сохранялись в таком же виде: пир на весь мир, пляски и пожелания богатства и большой семьи. Похоронные обряды стали следствием веры славян в загробную жизнь. Умершего сжигали на костре и его душа вместе с дымом отходила в «иной мир». Его прах собирали в горшок и ставили в деревянных избах. А после устраивали воинское конное состязание в его честь — тризну.
Смерть — не потеря, а переход — душа продолжает жить. Поэтому похороны обычно заканчивались весельем
Основные обряды в исламе
В исламе существует множество обрядов. Причиной такого количества стало различное толкование Корана. Однако существует три основных обряда, которые являются обязанностью всех верующих.
Ураза-байрам в Ижевской Соборной мечети, 2012 год- Намаз (молитва) происходит пять раз в день. Первая —утром на заре до восхода солнца. Вторая — в полдень. Несмотря на то, что остальные молитвы можно проводить в любом месте, эта обязательно должна проходить в мечети. Третья — вечером до заката. Четвертая — уже на закате. И пятая — в начале ночи.
- Фатиха-туй — в переводе на русский «помолвка». Обряд, когда к невесте посылают сватов для того, чтобы они оценили благополучие семьи и умение невесты заниматься хозяйством. Запрещено соглашаться на условия договора с первого раза. По традиции родители невесты и жениха договариваются лишь на третий раз.
- Бешик-туй — обряд первого пеленания, который проводится на сороковой день жизни младенца. По традиции в этот день родители могут впервые показать ребенка гостям, которые пришли в их дом с подарками. Пока остальные друзья и родственники веселятся на празднике, самые старшие женщины как родственники, так и соседи: пеленают ребенка и в первый раз кладут его в принесенную колыбель.
- Декоративный кувшин для главного восточного обычая — чаепития с дорогими гостями
- Гравюра Каабы — священного места паломничества мусульман. Мусульманский обычай кланяться в сторону мечети во время намаза
Основные обряды в иудаизме
- Обрезание крайней плоти — первый обряд в жизненном цикле иудеев. Посвящение и принятие ребенка в иудейскую общину. Особый знак принадлежности к вере.
- Очистительные ритуалы невесты — своеобразный девичник перед свадьбой. Будущая невеста снимается с себя всё и даже стирает макияж и лак. Медленно погружается в воду специального резервуара для омовения — Микву и читает молитвы. Во время нескольких погружений замужние женщины и подруги должны поддерживать девушку и рассказывать ей о семейной жизни. Обряд подготовки девушки к становлению женщиной.
- Криа — похоронный обряд выражения скорби. Сотрудник священного погребального братства надрывает верхнюю часть одежды скорбящего: ворот или лацкан пиджака. Скорбящий произносит благословение и расширяет оставленный надрыв. Если умерли родители, то одежда надрывает слева и никогда не зашивается. Остается знаком вечной скорби
Основные обряды в христианстве
- Семь таинств — главные обряды жизненного цикла человека. Крещение, причастие, исповедь, миропомазание, брак, соборование и священство — они все сообщают верующим божественную благодать.
- Венчание — обряд создания семьи между юношей и девушкой.
- Евхаристия или благодарение — установлено Иисусом перед его распятием. Верующие приносят хлеб и вино в церковь и начинают молиться. Во время молитвы хлеб и вино превращаются в тело и кровь Христа и раздаются для причащения.
- Причащение — соединение верующего с Христом, благодаря вкушению даров — освященного хлеба и вина. Считается, что таким образом христианам даруется залог вечной жизни.
- Крещение — инициация для того, чтобы стать настоящим христианином. В православии обычно совершается над новорождённый детьми.
- Погребение — дни, посвященные памяти усопшим. Особо почитаемыми считаются третий день, девятый, сороковой и годовщина смерти.
Религиозные обряды в современном мире
Даже в XXI веке религиозные обряды остаются неотделимой частью современности. Они тесно связаны с жизненным циклом человека: рождением, венчанием и смертью. Гораздо реже, но встречаются и календарные обряды. Они существуют преимущественно в сельских местностях, и необходимы для контроля сбора урожая или же наоборот начала сева.
Марийский национальный праздник Семык в Удмуртской Республике. Наши дниВ отличие, от темных времен, когда многие государства мира в разные периоды боролись с иными проявлениями веры и устраивали на основе этого конфликта войны, в современности большинство стран ведет политику свободного вероисповедания. Они поддерживают любую веру или же атеизм своих граждан. Создаются условия для исполнения религиозных обрядов, если не всех, то большинства народностей, проживающих на территории страны.
То, что казалось невозможным нашим предкам — сейчас закреплено на конституционном уровне. Вера, которая стала объединять. Свобода души, которая стала законом. Религиозные обряды, которые стали неприкосновенным правом каждого.
в материале использованы фотографии:
– Региональное Духовное Управление Мусульман Удмуртии
– https://www.kunstkamera.ru
Урок на тему «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды»
Учебный предмет: модуль Основы мировых религиозных культур.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: познакомить с основными религиозными ритуалами и обычаями мировых религий.
Задачи урока:
- предметные — формировать первоначальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- метапредметные — формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общее цели и пути их достижений, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
- личностные — формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов;
Оборудование:
- Учебник “Основы мировых религиозных культур” для 4-5 классов, автор А.Л. Беглов, Е.В. Саплина.
- Электронная презентация к уроку.
- Карточки для работы на доске с названиями предметов из разных
- мировых религий.
- Аудиозапись молитв разных религиозных направлений.
- Компьютеры (3 шт. для работы в группах).
Ход урока
1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок).
2. Актуализация знаний:
— Давайте с вами вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?
— Как на Руси выбирали новую веру, когда и почему выбрали христианство?
— При каком князе в Киевской Руси было принята христианская религия? (Киевский князь Владимир.)
— Что предшествовало этому событию? Может, князю Владимиру предлагались и другие религии? (Князь посылал своих гонцов в разные страны. Больше всех им понравилось богослужение в византийском храме Святой Софии. В результате выбор был сделан в пользу христианства.)
— От какой страны Русь приняла христианство? (Византия.)
— В каком году это произошло? (988 г.)
— Мы говорили о том, что церковь внесла большой вклад в культуру и процветание России. Какие культурные изменения произошли на Руси с принятием христианства? (Создание первых школ, алфавит Кирилла и Мефодия, строительство храмов, появление иконописи.)
— Вспомните, в каком веке и на какие церкви разделилось христианство? (В XI веке на православную и католическую церкви.)
— Мы знаем, что на территории современной России издавна жили и мусульмане, и иудеи, и буддисты. Какую роль в истории России сыграли люди, исповедующие ислам, иудаизм и буддизм.
— Какие народы России исповедовали буддизм? (Буряты, калмыки, тувинцы.)
3. Введение в тему урока
— В этом году мы с вами начали изучать новый предмет. Что мы изучаем? (Мировые религиозные культуры.)
— А почему эти религии называются мировыми? (Верующие этих религий живут в разных странах и принадлежат к разным народам. )
— Давайте заполним таблицу на доске. Распределите, пожалуйста, названия, которые вы видите на доске по колонкам. (На доске на карточках написаны слова “Библия”, “Типитака”, “Коран”, “храм”, “мечеть”, “пагода”, “священник”, “имам”, “лама”. Карточки со словами “ритуалы”, “обычаи” и “обряды” закрыты.)
Библия | Коран | Типитака |
Храм | Мечеть | Пагода |
Священник | Имам | Лама |
— Какие названия мы видим в первой строке таблицы? (Священных книг.)
— А во второй? (Священных сооружений.)
— Какие названия мы видим в третьей строке таблицы? (Хранители мировых религий. )
— А теперь откроем спрятанные слова. Как распределить эти слова по столбикам?
Проблема! (ученики решают проблемную ситуацию)
Вывод учеников: слова “ритуалы”, “обряды” и “обычаи” можно поместить во все столбики.
4. Сообщение темы урока.
— А теперь я предлагаю вам снова обратить ваше внимание на нашу таблицу. Что вы заметили? (В каждой колонке по одному слову выделены цветом.)
— Почему? Что объединяет эти слова? (Храм, мечеть и пагода – это сооружения или здания, построенные для совместных молитв.)
— Ребята, кто из вас был в церкви, мечети или молебном доме? Скажите, туда приходят только лишь для того, чтобы молиться? Что ещё там может проходить? (Крестины, венчание, праздники…)
— Запишите в тетради тему урока: “Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды”.
— Обсуждение названия темы:
- с какими понятиями вы уже знакомы?
- какие понятия новые для вас?
— Какую цель можно поставить на сегодняшнем
уроке?
- познакомиться с понятиями “обряд”, “ритуал”, “обычаи”.
- выяснить, какие ритуалы и обряды существуют в мировых религиозных культурах.
— Скажите, ребята, а зачем нам это знать? Нужны ли эти знания в жизни? (Выслушиваются варианты ответов.)
— Конечно, нужны, чтобы быть осведомлённым; знать, что происходит в обществе людей, в котором ты живёшь; чувствовать себя равноправным членом общества.
Физминутка.
5. Работа над новым материалом. Работа с текстом учебника.
Учебник, с. 52
Во время чтения каждый ученик контролирует выполнение учебного задания путём выставления пометок простым карандашом на полях учебника.
- ! – я этого не знал;
- + — это мне известно;
- ? – об этом хочется узнать подробней.
— До наших дней дошло множество рисунков первобытных людей, на которых изображены животные. Ребята, как вы думаете, с какой целью первобытный человек создавал эти рисунки? Почему он тратил на них время и труд?
Для наших далеких предков рисунки и росписи на скалах были не простой забавой, а частью тайных религиозных церемоний, без которых первобытный человек не мыслил благополучия своей общины. Их надо было проводить в укрытых от чужого глаза, труднодоступных местах. Именно поэтому для их отправления были избраны пещеры. Вера в магическую силу изображения, дающего власть над изображаемым, колдовство — все это присутствовало в сознании первобытного человека, не ведающего, что он творит искусство.
— Как древний человек добывал себе пропитание? (Занимался охотой.)
Убивая нарисованного зверя копьями или стрелами, первобытные люди верили, что, выполняя такие действия, они как бы приманят к себе удачу. Значит, рисунки создавались не для того, чтобы украсить ими стены пещер, где жили люди. Эти рисунки были ритуальными.
Также первобытные люди верили в загробную жизнь. В захоронения они складывали предметы, которыми пользовались в жизни. Так уже в древности начали складываться религиозные обряды.
Запись в тетради:
Ритуалы (обряды) – это поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром. Ритуал – традиционный порядок проведения какой – либо церемонии. Обряды могут быть коллективными или индивидуальными. Они связаны с основными событиями в жизни человека.
— Ребята, как называли людей, которые руководили обрядами? (Колдуны, маги, жрецы.) Прочитаем о них в учебнике (3 абзац, стр. 52)
Обряды становились все более сложными. Люди стремились умилостивить своих богов, попросить их об удаче, о богатстве. Для этого они приносили богам подношения, подарки и молились им. Молитвы могли совершаться как в храмах, так и в домах людей.
— А теперь обратим свое внимание на стр. 53 на рубрику “Это интересно” в правом верхнем углу. Прочитайте это сообщение, пожалуйста. (Ученики знакомятся самостоятельно.)
— Как выглядел шаман, назовите его важнейшие атрибуты? (На голове убор из орлиных перьев, в руках бубен и колотушка. )
Шаманизм — разновидность язычества, был первой религией коренного населения Сибири и Дальнего Востока задолго до христианства.
Обряды становились все более сложными. Люди стремились умилостивить своих богов, попросить их об удаче, о богатстве. Для этого они приносили богам подношения, подарки и молились им. Молитвы могли совершаться как в храмах, так и в домах людей.
В каждой существующей сегодня религии есть свои обряды. Они связаны с основными событиями в жизни человека, такими, как рождение, вступление в брак или смерть.
Обряды могут быть ежедневными, еженедельными, посвящёнными какому-то празднику или совершаться раз в жизни.
Главным ежедневным обрядом во всех религиях является молитва. Молиться верующий может как у себя дома, так и в храме (мечети или синагоге).
— А можете ли вы сказать, что такое молитва?
Запись в тетради:
Молитва – это обращение верующего к Богу.
— Послушайте небольшие отрывки молитв из разных религий и попробуйте догадаться, к какой из них может относиться тот или иной отрывок. (Прослушивание отрывков молитв из разных религий.)
6. Применение новых знаний
Групповая работа. Класс делится на 3 группы
- 1 группа — христианство
- 2 группа – ислам
- 3 группа – буддизм
Задание учителя: каждая группа должна прочитать в учебнике, найти в Интернете и обсудить, какие важные религиозные обряды есть в одной из мировых религиозных культур. Время выполнения: 5 минут.
Повторение правил работы в группах.
Выступления групп
Христианство:
Молитва — главный ежедневный обряд. Молитва – это обращение верующего к Богу. Молиться верующий может как у себя дома, так и в храме (мечети или синагоге).
Воскресение — в христианстве — праздничное богослужение было дано в память о воскресении Иисуса Христа. Этот день считается в христианских странах праздником, днем, посвященным не обычным делам, а Богу. В этот день верующие обычно посещают церковь.
Таинство — в христианстве семь таинств или священнодействия. существует семь таинств Это семь главных обрядов (таинств): крещение, причастия (евхаристия), покаяние(исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование), священство. Таинствами они называются потому, что в них “под видимым образом сообщается верующим невидимая божественная благодать .
Венчание — таинство венчания совершается над юношей и девушкой, которые вступают в брак, создавая тем самым семью. На головы будущих супругов во время обряда возлагаются венцы.
Евхаристия или благодарение, – центральное таинство православной церкви, установленное самим Христом перед его распятием. В этом таинстве, по вере церкви, хлеб и вино, принесенные верующими, во время их молитвы превращаются в тело и кровь Христа и затем предлагаются верующим для причащения.
Причащение — таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина, вкушая самого тела и крови Христовой, таинственно соединяется со Христом и получает залог вечной жизни. Освященные хлеб и вино называются Святыми Дарами.
Крещение – одно из важнейших таинств, это таинство вхождения в христианскую общину. В Православной церкви крещение обычно совершается над новорожденными детьми.
Погребение — у православных христиан особо почитаемы дни, посвященные памяти усопших. Поминальными днями являются: 3,9, 40-й дни и годовщина после смерти.
Ислам:
Молитва — ежедневная молитва “намаз”. Мусульманин обязан молиться пять раз в день. Поскольку молитва считается приближением к Богу, то мусульманин обязан приготовить себя к ней – совершив ритуальное омовение и очистившись от дурных мыслей.
Пятница — является днем коллективной молитвы в главных мечетях, сопровождающейся проповедью. Пятницу называют “соборным днем”. Все слушают специальную пятничную проповедь, а также читают совместную молитву, которая призвана их всех сплотить. Мусульмане говорят, что пятницу чтил сам пророк Мухаммед, совершавший в этот день публичную молитву.
Милостыня — закят — это обязательная милостыня, которую мусульмане выплачивают раз в году при определённых условиях.
Паломничество — хадж — паломничество в Мекку, которое должно совершаться в 12-й месяц мусульманского календаря. Хадж состоит в посещении Мекки, главного храма Каабы, поклонении главной святыне ислама — гробнице Мухаммеда в Медине. Совершившие обряд паломничества получают почетное наименование — хаджи.
Пост — соблюдение поста (перс, ураза) в месяц рамазан. Тридцать дней в году постящийся мусульманин с рассвета до наступления темноты не имеет права ни пить, ни есть, ни курить. В исламе предусмотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков, беременных женщин и др.
Продукты, допустимые для мусульман известны как халяльная пища.
Свадьба — мусульманский свадебный обряд предусматривает, непосредственно перед свадебной церемонией, приглашение муллы, совершающих обряд никах, который состоит в чтении сур Корана. Затем мулла задаёт молодожёнам вопрос о том, согласны ли они принять на себя брачные обязанности. Женщина в этом случае может молчать, мусульманский свадебный обряд это допускает, поскольку её молчание будет воспринято, как положительный ответ. При совершении никаха обычно прочитывается четвёртая сура Корана, посвященная женщинам. В этой суре говорится о том, что мужчина может иметь несколько жён, а также имеет полное право на то, чтобы расторгнуть брачный союз, применить наказание по отношению к своей супруге, но при этом он не должен проявлять жесткость.
Запрет — в Коране содержится запрет на употребление свинины и вина. Запрет на вино, как правило, означать общий запрет на алкоголь. Курение так же запрещено.
Курбан-Байрам — наиболее почитаемый праздник мусульман. Он празднуется в память о том, как Авраам готов был принести в жертву Богу своего сына. В память об этом событии мусульмане должны заколоть овцу или барана. В эти дни мусульмане посещают мечеть, где совершают праздничную молитву и щедро раздают милостыню. Праздник длится три дня, во время которых принято просить у своих близких прощения за плохие поступки, посещать могилы предков и родственников, наносить визиты друзьям, надевать новую одежду, устраивать обильные угощения, дарить подарки.
Ураза-Байрам в честь окончания 30-тидневного поста в месяц рамадан (9-й месяц мусульманского лунного календаря) называется малым праздником (в отличие от великого праздника курбан-байрам). Однако празднуется он также торжественно и тоже в течении трех дней. Ночь на ураза-байрам желательно провести в бдении, в служении Аллаху. В Ураза-Байрам установлены обязательные общие молитвы, которые могут происходить как в мечети, так и на специальных открытых площадках.
Погребение — мусульманские похоронно-поминальные обряды предписывают четкое соблюдение традиций и законов Шариата, который предлагает целую систему правил по переселению мусульманина в загробный мир. Строгое соблюдение погребальных обрядов – долг каждого мусульманина. Прежде всего, умирающего (будь то мужчина или женщина, взрослый или ребенок) необходимо положить на спину таким образом, чтобы ступни его ног были обращены в сторону Мекки. Умирающему так, чтобы он слышал, читают молитву “Калимат — шахадат” (“Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха, Его Пророк”).
Буддизм:
Молитва — ежедневные молитвы – мантры. Чтение молитв в буддизме может быть заменено поворотами специальных цилиндров, в которые заложены молитвенные тексты.
Свадьба — для того, чтобы определить дату, необходимо поговорить с монахами и астрологами, которые вычисляют наиболее благоприятный момент для заключения брака.
Свадьба начинается с утра молитвами монахов. После чего происходит торжественное шествие по улице. Под бой барабанов молодожёны отправляются в местный храм, где монахи до обеда для них читают мантры. Потом молодожёны садятся в особом молитвенном жесте, руки обвязывают лентой и каждый гость поливает их водой, попутно желая молодым долгой и счастливой жизни.
Дзул-хурал (светильный обряд). Множеством свечей, освещаются храмы снаружи и внутри, а верующие перед ликами богов раскаиваются в плохом обращении с домашними животными. Этот обряд совершается поздней осенью.
Обо — обряд, заключается в произношении перед кучей камней молитвы, прося помощи у духов. А на камнях оставляются подарки “хозяевам местности”. Обряд совершается перед сенокосом, в период засухи.
Ритуал очищения — Дугжууба – это особый обряд очищения в канун нового года. С давних времен народы, исповедующие буддизм, очень трепетно и серьёзно относились к данному обряду. Обряд Дугжууба — это также своеобразный обряд “уборки”, очищения -специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого для того, чтобы в новом году человек обрел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие.
Погребение — к умирающему должен быть приглашен лама для совершения обряда напутствия. В течении семи недель после смерти, буддисты совершают обряды, которые должны подготовить души к ее новому перерождению.
Обряд посвящения — те монахи, которые решали посвятить всю жизнь религии, проходили обряд посвящения. Послушника подвергали суровому экзамену, проверяя его дух и волю. Принятие в сангху в качестве монаха накладывало дополнительные обязанности и обеты: не пой и не танцуй; не спи на удобных постелях; не ешь в неположенное время; не стяжай; не употребляй вещей, имеющих сильный запах или интенсивный цвет.
7. Оценка работ групп.
8. Рефлексия.
— Ну, вот и закончилось наше путешествие по изучению обычаев и обрядов, существующих в разных мировых религиях, познакомились с основными религиозными традициями людей разных вероисповеданий.
Мы с вами живём в большом государстве, где вместе проживают люди разных национальностей и разных религиозных взглядов. Скажите, как нужно относиться к людям разных вероисповеданий, чтобы сохранить мир и покой в нашем общем доме? Какой вывод каждый из вас может сделать из урока? (Высказывания учащихся. Мы должны уважать, понимать и ценить религиозные традиции разных народов, быть терпимыми друг к другу).
9. Домашнее задание.
Прочитать учебник на с. 52-57, подготовить ответы на вопросы с. 57 из рубрики “Вопросы и задания”.
Христианских Практик — РЕЛИГИЯ, ФИЛОСОФИЯ И ЭТИКА В ГАЛАНТОВАНЕ АВРААМ ДАРБИ.
Христианство: практика
Узнайте, как люди становятся членами квакеров или Армии Спасения и почему они не принимают таинства.
Напишите по абзацу на каждую.
Со сроком погашения в понедельник, 24 апреля. (первый понедельник обратно).
Полезные сайты
http://www.bbc.co.uk/religion (поиск квакеров)
http://www.firstfriendswhittier.org/welcome/sacraments.html (подробнее)
http://www.waterbeachsalvationarmy.org.uk/what-to-know-more/why-does-the-salvation-army-not-baptise-or-hold-communion/
Тайная вечеря была последней трапезой Иисуса со своими учениками перед смертью. Это была пасхальная трапеза, посвященная побегу из египетского рабства Моисея и его собратьев-израильтян. То, что Иисус сказал и сделал, придало этой трапезе новое значение. Павел в письме к христианам в Коринфе описал, как во время Тайной вечери Иисус ‘взял хлеб и, поблагодарив, преломил его и сказал: «Это тело мое, которое за тебя отдается: сделай это в память обо мне». Точно так же после ужина он взял чашу, говоря: «Эта чаша есть новый завет в Моей крови; так творите, когда будете пить ее, в память обо мне» смерти, и это было знаком нового завета (отношения), установленного его смертью между Богом и всеми верующими . Евхаристия совершается почти всеми христианскими конфессиями (но не квакерами и Армией Спасения) . У него много названий, таких как Вечеря Господня, Преломление Хлеба, Литургия, Святое Причастие, Насс. Основные черты те же: связь с Тайной вечерей, благодарение за хлеб и вино ( освящение ) и использование слов Иисуса на Тайной вечере. Затем освященный хлеб и вино раздаются прихожанам. Однако структура службы и толкование ее значения значительно различаются между христианскими конфессиями. Так, например, католики верят, что хлеб и вино становятся настоящим телом и кровью Христа ( пресуществление ), тогда как протестанты в это не верят. Многие протестанты рассматривают церемонию как выражение веры и послушания , , тогда как католические, православные и англиканские традиции видят в ней способ получить милость Божию. Не все конфессии используют вино, многие нонконформистские церкви используют безалкогольный заменитель. Католическая месса Дополнительный вопрос: Как эти услуги подчеркивают равенство и общность? Соответствующие учения | Православная Божественная литургия. В Православной Церкви Евхаристия известна как Божественная Литургия. Божественная литургия воссоздает рай на земле. Большая часть богослужения проходит на алтаре в алтаре за ширмой, называемой иконостасом, которая представляет собой границу между землей и небом. Священник проходит через иконостас через Царские врата. Церковь наполнена свечами и благовониями, которые помогают людям чувствовать присутствие Бога. Литургия Слова Литургия верных Служба причастия в англиканской церкви почти идентична службе в католической церкви. Одно небольшое отличие состоит в том, что «мир» («знак мира» в католической мессе) разделяется в другой момент службы; в то время как католики делают это после молитвы «Отче наш», англиканцы делают это до того, как к алтарю приносят подношения хлеба и вина. Некоторые англиканцы разделяют католическое и православное мнение о том, что хлеб и вино превращаются в тело и кровь Христа, но многие верят, что Иисус присутствует в хлебе и вине духовным образом и только тогда, когда их едят. Основной упор делается на то, чтобы эта общая трапеза была разделена поровну со всеми. Святое Причастие в нонконформистских церквях |
Религиозные практики и опыт | Pew Research Center
В последние годы снизилось участие в нескольких традиционных формах религиозного обряда. Например, доля американцев, которые говорят, что посещают религиозные службы хотя бы раз в неделю, с 2007 года снизилась на 3 процентных пункта, как и доля тех, кто говорит, что молится каждый день.
Это снижение тесно связано с продолжающимся ростом религиозно нерелигиозного населения. Религиозные «неверующие» гораздо менее религиозны, чем люди, которые отождествляют себя с религией. Но среди тех, кто связаны с религией, уровни посещаемости богослужений и личной молитвы с 2007 года остаются очень стабильными. как процент религиозно связанных взрослых, которые регулярно делятся своей верой. Растущее число американцев также говорят, что они регулярно испытывают глубокое чувство духовного покоя и благополучия или говорят, что испытывают глубокое чувство удивления Вселенной.
В этой главе исследуется то, как взрослые американцы участвуют в религиозных практиках и опыте, подчеркивая, как меняется религиозное участие и как оно варьируется в зависимости от религиозных групп.
Посещаемость богослужений
В целом, 36% американцев теперь говорят, что посещают религиозные службы не реже одного раза в неделю, по сравнению с 39% в 2007 году. Это снижение сопровождается ростом доли взрослых американцев, которые говорят, что они редко или редко никогда не посещают богослужения (с 27% в 2007 г. до 30% в 2014 г.). 10
Как и в случае со многими традиционными мерами соблюдения религиозных обрядов, Свидетели Иеговы и мормоны сообщают о самом высоком уровне регулярного посещения богослужений; 85% Свидетелей Иеговы говорят, что посещают религиозные службы не реже одного раза в неделю, как и 77% мормонов. Большинство протестантов-евангелистов (58%) и примерно половина членов исторически черной протестантской традиции (53%) также говорят, что посещают религиозные службы не реже одного раза в неделю, хотя доля людей, принадлежащих к исторически черной протестантской традиции, сообщающих о еженедельном посещении богослужений, увеличилась. снизилась на 6 процентных пунктов с 2007 года. Среди других христианских групп меньшие доли (в том числе 39% католиков и 33% протестантов) говорят, что еженедельно посещают церковь.
Регулярное посещение представителями нехристианских конфессий остается относительно стабильным с 2007 года.
Целых 72% взрослых, не принадлежащих к религии, говорят, что они редко или никогда не посещают религиозные службы, в том числе почти девять из десяти считают себя атеистами (89% ) и восемь из десяти агностиков (79%). Посещение богослужений чаще встречается среди «нерелигиозных», которые описывают свою религию как «ничего особенного».
Больше женщин, чем мужчин, посещают религиозные службы хотя бы раз в неделю (40% против 31%). Этот гендерный разрыв очевиден среди различных христианских групп, но не среди мормонов. И среди христиан в целом больше чернокожих, чем латиноамериканцев и белых, говорят, что посещают религиозные службы еженедельно или чаще.
Пожилые американцы чаще, чем молодые американцы, говорят, что посещают службы не реже одного раза в неделю. Среди христианских групп разница в возрасте особенно велика для католиков; большинство католиков в возрасте 65 лет и старше (56%) говорят, что ходят в церковь каждую неделю, по сравнению с половиной католиков в возрасте до 30 лет (28%). Также существуют большие различия по возрасту между представителями исторически черных протестантских традиций и основных протестантов. Возрастные различия в посещаемости богослужений меньше или вообще отсутствуют среди протестантов-евангелистов, мормонов и евреев.
Среди взрослого населения в целом практически нет разницы в частоте посещения богослужений между выпускниками колледжей и менее образованными. Однако среди многих христианских групп выпускники колледжей, по крайней мере, несколько чаще, чем менее образованные, заявляют, что регулярно посещают религиозные службы.
Членство в конгрегации
Половина взрослых американцев говорят, что они принадлежат к местному молитвенному дому. Среди христианских групп примерно семь из десяти человек, которые отождествляют себя с исторически сложившейся черной протестантской традицией (72%) и евангелической протестантской традицией (69%).%) говорят, что они принадлежат к местной общине. Примерно шесть из десяти католиков (59%) и 57% основных протестантов говорят, что они являются официальными членами церкви. Этот вопрос не задавался в рамках исследования религиозного ландшафта 2007 года.
Приверженцы нехристианских религий, как правило, реже, чем христиане, сообщают об официальном членстве в молитвенном доме. Только каждый пятый буддист и индус является членом молитвенного дома, а также примерно треть мусульман (34%). Этот опрос показывает, что около половины евреев США (53%) говорят, что они принадлежат к синагоге, хотя другие опросы выявили более низкий уровень членства, возможно, отчасти из-за другой формулировки вопроса.
Всего 8% взрослых американцев, которые в религиозном плане называют себя атеистами, агностиками или «ничего особенного», принадлежат к местному молитвенному дому.
Участие в группах по изучению Священных Писаний или молитвенных группах
Четверть взрослых американцев (24%) говорят, что они участвуют в молитвенных группах, группах по изучению Священных Писаний или других видах религиозного образования не реже одного раза в неделю. Хотя доля американцев, которые отождествляют себя с какой-либо религией, сокращается, процент религиозно связанных взрослых, которые сообщают об участии в молитвенных группах, группах по изучению Священных Писаний или программах религиозного образования, сегодня несколько выше, чем в 2007 году (30% против 27%). ) .
Опять же, Свидетели Иеговы и мормоны отличаются высоким уровнем еженедельного участия в таких группах (85% и 71% соответственно). Более четырех из десяти членов евангелической и исторически черной протестантской церквей также участвуют в таких программах не реже одного раза в неделю (по 44%).
Некоторые демографические группы, которые особенно соблюдают религиозные обычаи в других отношениях, включая чернокожих, пожилых людей, женщин и взрослых без высшего образования, также чаще, чем другие, говорят, что они участвуют в молитвенных группах, группах по изучению Священных Писаний или религиозном образовании. программы не реже одного раза в месяц. Однако в некоторых случаях эти демографические различия внутри религиозных традиций меньше, чем среди населения в целом.
Частные молитвы
В то время как большинство американцев продолжают говорить, что они молятся по крайней мере один раз в день (55%), доля взрослых американцев, которые редко или никогда не молятся, увеличилась с 18% до 23% с 2007 года. Это изменение в основном связано с растущей долей американцев, которые говорят, что не имеют религиозной принадлежности. Взрослые, не принадлежащие к религии, молятся гораздо реже по сравнению с теми, кто идентифицирует себя с какой-либо религией, и растущая доля «нерелигиозных» говорит, что они редко молятся или никогда не молятся.
Среди тех, кто до идентифицирует себя с религиозной группой, произошли лишь незначительные изменения в частоте молитв, о которых они сообщают сами. Свидетели Иеговы остаются одной из самых молитвенных религиозных групп: 90% из них говорят, что молятся ежедневно. Подавляющее большинство мормонов (85%), представителей исторически сложившейся черной протестантской традиции (80%) и протестантов-евангелистов (79%) также говорят, что молятся каждый день. Меньшее количество католиков (59%), православных христиан (57%) и основных протестантов (54%) сообщают, что молятся ежедневно.
Как и в случае с другими показателями религиозной активности, женщины значительно чаще, чем мужчины, говорят, что они ежедневно молятся, что характерно для многих религиозных традиций. Точно так же пожилые люди совершают ежедневные молитвы гораздо чаще, чем молодые люди, как среди американцев в целом, так и среди нескольких религиозных групп. И среди религиозно аффилированных и неаффилированных чернокожие гораздо чаще, чем латиноамериканцы и белые, говорят, что молятся ежедневно.
Выпускники колледжей реже, чем другие, говорят, что молятся ежедневно, по крайней мере отчасти потому, что выпускники колледжей гораздо чаще, чем менее образованные, идентифицируют себя как атеисты или агностики (и очень немногие атеисты и агностики регулярно молятся). Среди христиан мало различий в частоте молитв между выпускниками колледжей и менее образованными людьми. А среди мормонов и протестантов-евангелистов, в частности, выпускники колледжей заметно чаще других говорят, что молятся ежедневно.
Как и в случае с 2007 годом, исследование религиозного ландшафта 2014 года показало, что 35% взрослых американцев говорят, что читают Священные Писания не реже одного раза в неделю. Регулярное чтение Священных Писаний наиболее распространено среди Свидетелей Иеговы (88% из которых говорят, что читают Священные Писания не реже одного раза в неделю), мормонов (77%), протестантов-евангелистов (63%) и представителей исторически сложившейся протестантской традиции чернокожих (61%).
Пожилые люди гораздо чаще, чем молодые люди, говорят, что читают Священные Писания раз в неделю или чаще, а чернокожие чаще, чем латиноамериканцы или белые, говорят, что они участвуют в этой деятельности. Кроме того, больше женщин, чем мужчин, говорят, что они читают Священные Писания по крайней мере раз в неделю.
Люди с более низким уровнем образования чаще, чем выпускники колледжей, говорят, что они читают Священные Писания вне религиозных служб по крайней мере раз в неделю, но среди некоторых религиозных групп, таких как протестанты-евангелисты и мормоны, выпускники колледжей чаще читают Священные Писания еженедельно. .
Четверо из десяти американцев говорят, что медитируют по крайней мере раз в неделю. Регулярная медитация распространена среди некоторых групп, которые демонстрируют высокий уровень соблюдения религиозных обрядов по целому ряду показателей (например, Свидетели Иеговы и мормоны). Кроме того, две трети опрошенных буддистов США (66%) сообщают, что медитируют как минимум раз в неделю. 11
Однако значительное меньшинство нерелигиозных взрослых, в том числе каждый пятый атеист (19%), четверть агностиков (24%) и 28% тех, кто описывает свою религию как «ничего особенного», также говорят, что они медитируют не реже одного раза в неделю. Респонденты, которые говорят, что они регулярно медитируют, могут делать это, а могут и не делать в религиозном смысле; многие люди медитируют по причинам, отличным от религии или духовности.
Делиться своей верой
Около четверти взрослых жителей США, исповедующих определенную религию (26%), говорят, что они делятся своей верой с другими по крайней мере раз в неделю, что на 3 процентных пункта больше, чем в 2007 году. скорее, чем представители нехристианских конфессий, поделятся своей верой с другими.
Свидетели Иеговы известны тем, что ходят по домам, чтобы обсудить свою религию, и 76% говорят, что они делятся своей верой с неверующими или представителями других религий по крайней мере раз в неделю. Множество представителей исторически черной протестантской традиции (44%) также говорят, что делятся своей верой с другими не реже одного раза в неделю.
Нерелигиозных респондентов спрашивали, как часто они делятся своими взглядами на Бога и религию с религиозными людьми. Две трети неаффилированных (67%) говорят, что редко или никогда не делают этого.
Как и в случае с другими формами религиозной практики, чернокожие, исповедующие религию, чаще, чем аффилированные латиноамериканцы и белые, говорят, что делятся своей верой хотя бы раз в месяц, а аффилированные взрослые, не имеющие высшего образования, чаще, чем аффилированные лица, не имеющие высшего образования. выпускники для этого.
Но когда дело доходит до различий по возрасту среди верующих, эта мера выделяется: в то время как пожилые американцы проявляют больше религиозной активности в ряде других аспектов, молодые люди немного больше больше, чем люди в возрасте 65 лет и старше, делятся своей верой.
Говорение на языках, соблюдение диетических ограничений и другие практики, характерные для определенных религий
Говорение на языках, практика, часто ассоциируемая с пятидесятническими и харизматическими церквями, не особенно распространена среди христиан в целом. Восемь из десяти американских христиан говорят, что редко или никогда не говорят или не молятся на языках.
Неудивительно, что говорение на языках более распространено в пятидесятнических деноминациях как в евангельских, так и в исторически черных протестантских традициях, а также во внеконфессиональных харизматических церквях евангельской традиции. Например, 34% внеконфессиональных харизматических евангелистов сообщают о говорении на языках по крайней мере раз в неделю, как и 33% членов пятидесятнических церквей исторически сложившейся черной протестантской традиции.
Около половины опрошенных буддистов (48%) говорят, что у них дома есть святилище или храм для молитв. Однако исследование религиозного ландшафта 2014 года, которое проводилось на английском и испанском языках, но не на каких-либо азиатских языках, может недооценивать долю буддистов, которые содержат святыню или храм в своем доме. Опрос американцев азиатского происхождения, проведенный Pew Research Center в 2012 году на английском и семи азиатских языках, показал, что 57% американских буддистов азиатского происхождения говорят, что у них дома есть святыня или храм.
Некоторые религиозные группы, такие как индуисты, евреи и мусульмане, имеют традиционные диетические ограничения. Например, многие индусы не едят говядину, а исламские и еврейские законы запрещают есть свинину (среди прочего). Девять из десяти мусульман США говорят, что никогда не едят свинину, а две трети индусов (67%) говорят, что не едят говядину. Напротив, большинство евреев США (57%) говорят, что они действительно едят свинину.
Духовный опыт
Большинство американцев (59%) говорят, что испытывают чувство духовного покоя и благополучия не реже одного раза в неделю, что на 7 процентных пунктов больше, чем в 2007 году. А 46% американцев сообщают, что испытывают глубокое чувство удивления. о вселенной еженедельно, также до 7 баллов.
Группы, демонстрирующие наивысший уровень религиозного соблюдения традиционных мер религиозной практики (таких как посещение богослужений, молитвы и т. д.), чаще всего говорят, что регулярно испытывают чувство духовного покоя. Например, восемь из десяти Свидетелей Иеговы (82%) и мормонов (81%), говорят, что они регулярно испытывают глубокое чувство духовного покоя, как и три четверти протестантов-евангелистов (75%) и членов исторически сложившихся черная протестантская традиция (73%).
Однако четверо из десяти взрослых, не принадлежащих к какой-либо религии, также говорят, что они регулярно испытывают глубокое чувство духовного покоя и благополучия. И нерелигиозные люди не менее склонны, чем те, кто идентифицирует себя с религией, говорить, что они часто испытывают глубокое чувство удивления вселенной. На самом деле, самопровозглашенные атеисты и агностики несколько чаще, чем члены большинства религиозных групп, говорят, что они часто испытывают такое чувство удивления.