ПРОСВЕЩЁННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ • Большая российская энциклопедия
ПРОСВЕЩЁННЫЙ АБСОЛЮТИ́ЗМ, термин, используемый в историографии с сер. 19 в. для характеристики модернизационных реформ, проводившихся в середине – 2-й пол. 18 в. в ряде монархич. стран Европы (Франция, Австрия, Пруссия, Испания, Рос. империя и др.) и апеллировавших к базовым политич. принципам Просвещения.
В области гражданского права принимались меры по упорядочению сословных норм и статусов. В Пруссии Кодекс Фридриха II Великого предусматривал введение единой системы судопроизводства и гарантии гражд. прав, в первую очередь имущественных (процесс кодификации завершился в 1794 принятием Всеобщего земельного уложения Пруссии). В России Екатерина II созвала в 1767 Комиссию по выработке нового уложения (см. в ст. Уложенные комиссии), в работе которой приняли участие представители разл. сословий. Деятельность комиссии и созданных ею структур, занимавшихся систематизацией отд. сфер законодательства, подготовила последующие екатерининские реформы и выработку в 19 в. «Свода законов Российской империи».
Рационализации подверглась и сфера уголовного права. В 1754–56 Пруссия отказалась от применения пыток. Её примеру последовали др. герм. государства. Во Франции в 1780 пытки были запрещены на стадии предварит. следствия, а в 1788 полностью исключены из следственной и судебной практики. В России пытки запрещены имп. Александром I в 1801. Вел. герцог Тосканский Леопольд I в 1787 прекратил в своих владениях деятельность инквизиции.
Административные реформы способствовали дальнейшей централизации управления. В Пруссии, напр., наряду с территориальными департаментами (по историч. областям королевства), возникло неск. специализированных: торговли и ремёсел (1740), воен. управления (1746), акцизов и таможен (1766), горного дела и металлургии (1768), лесной (1771). При короле сложился постоянный кабинет из нескольких статс-секретарей с чётко очерченным кругом полномочий. В России Екатерина II провела губернскую реформу 1775, центр. управление финансами сосредоточилось в Экспедиции о государственных доходах (1773), возглавлявшейся ген.-прокурором Сената, а местные финансы были переданы в ведение казённых палат.
Экономические реформы включали поощрение внутренней колонизации малозаселённых земель (в России – территорий Саратовской, Самарской, С.-Петерб., Воронежской, Черниговской и Лифляндской губерний, Новороссии; в Испании – Сьерра-Морены и Эстремадуры; в Пруссии – земель, появившихся после осушения Одерских болот и строительства плотин в приморской полосе Вост. Фрисландии), а также в мерах гос. меркантилизма, направленных на развитие пром-сти (в Пруссии, Испании, России, Швеции и др. странах).
Политические реформы укрепили роль государства в жизни общества, усилили контроль монархии над сословиями (парламентская реформа, проведённая Р. Н. де Мопу во Франции в 1771–1774, гос. переворот Густава III в Швеции в 1772) и Церковью. В 1758 в Португалии, а затем во Франции, Испании и др. государствах развернулась кампания против иезуитов, в ходе которой их владения были конфискованы; в 1773 папа Климент XIV прекратил деятельность самого ордена. В России Екатерина II, сохраняя гос. статус православия, провела секуляризацию 1764 церковных земель, закрыла множество монастырей, последовательно проводила политику веротерпимости (прекратила репрессии против старообрядцев, разрешила сооружать мечети). Во владениях австр. Габсбургов гос. религией оставался католицизм, однако Иосиф II в 1781 предоставил частичную свободу вероисповедания лютеранам, кальвинистам, православным и евреям. Он также реформировал приходскую систему и сократил число монастырей, оставив только те обители, которые занимались мед. помощью или образованием, ввёл порядок, при котором постановления церковных властей (вплоть до папских булл и бреве) подлежали предварит. согласованию с императором и его одобрению. Густав III гарантировал свободу вероисповедания иностранцам, проживавшим на территории Швеции (1781), а затем и евреям (с существенными ограничениями).
Важная роль отводилась образовательным реформам, которые были призваны готовить людей, способных служить надёжной опорой «просвещённой монархии» и залогом процветания нации. В 1763 введён «Прусский королевский генеральный регламент сельских школ», распространивший всеобщее обязательное начальное образование (с 5 до 13 лет) на все провинции королевства. В 1774–77 Мария Терезия осуществила школьную реформу во владениях Габсбургов, изъяв школы из церковной юрисдикции и приведя учебные программы к единообразию. В каждой общине предписывалось открыть начальную нар. школу для обучения чтению, письму и счёту, в каждом округе – нар. школу старшей ступени. Доходы от секуляризированных при Иосифе II монастырских имуществ были направлены на содержание школ, а разл. народностям облегчена возможность создавать свои школы. В России были учреждены Воспитательные дома в Москве (1764) и С.-Петербурге (1770), Воспитательное об-во благородных девиц (1764), реорганизованы кадетские корпуса. В 1782 создана Комиссия об учреждении народных училищ, приступившая к созданию общеобразоват. школ.
Уровень развития государств, проводивших реформы в духе П. а., был далеко не одинаков, поэтому и принимавшиеся ими меры по своему содержанию и направленности могли существенно отличаться друг от друга. Так, Иосиф II отменил крепостное право в Богемии (1781), а затем и в др. своих владениях, поощряя при этом выкуп крестьянских наделов. Екатерина II сделала крестьянский вопрос предметом обществ. обсуждения, облегчила положение крестьян в Прибалтике, однако во 2-й пол. 18 в. крепостное право в России в целом ещё не исчерпало своих возможностей, поэтому законодательство и правоприменит. практика того времени свидетельствуют о расширении и укреплении этого института.
Зал 25. Россия во второй половине XVIII в. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
Правление императрицы Екатерины II Алексеевны (1762–1796) – знаменательная эпоха в истории России. Взойдя на престол, императрица имела определенную программу, которую стремилась реализовать в ходе своего царствования. Смысл своей политики Екатерина II видела в обеспечении «блага» и «безопасности» каждого подданного и общества в целом.
В годы правления императрицы Екатерины II, уже при жизни названной Великой, в стране проходили успешные реформы, глубоко затронувшие многие сферы государства и общества и определившие их развитие на долгие годы. Важным талантом императрицы было умение достойно оценивать способности окружавших ее людей. Так в России появилась плеяда выдающихся государственных деятелей, дипломатов, военачальников, деятелей науки и культуры.
Пришедший к власти в декабре 1761 года император Петр III (1728–1762) вызвал недовольство при дворе своими действиями. Во главе «оппозиции» императору встала его жена Екатерина Алексеевна (1729–1796). В «партию Екатерины» вошли влиятельнейшие лица: наставник великого князя Павла Петровича Н.И. Панин, командир Измайловского полка К.Г. Разумовский, начальник полиции, обер-прокурор, офицеры гвардейских полков братья Орловы и другие. Движущей силой переворота стала гвардия. 28 июня 1762 года Екатерина Алексеевна приняла присягу гвардейцев, членов Сената и Синода. Гвардейцы в тот же день арестовали Петра III Федоровича и увезли его в загородный дворец в Ропшу, где через семь дней он скончался при невыясненных обстоятельствах.
22 сентября 1762 года императрица Екатерина II короновалась в Успенском соборе. В Москве прошли пышные торжества. Они продолжились в январе 1763 года грандиозным маскарадом «Торжествующая Минерва», который свидетельствовал, что в России наступает век Минервы — век правосудия, расцвета наук, искусства и мудрости.
В годы правления императрицы Екатерины II в России были проведены реформы, которые заложили основу единой государственной классно-урочной системы начального образования. В уездных и губернских городах была открыта сеть двухклассных и четырехклассных училищ. В этих учебных заведениях ученики изучали математику, историю, географию, физику, архитектуру, русский и иностранные языки.
В 1760-х – начале 1770-х гг. в рамках учебно-педагогической реформы И.И. Бецкого была создана система закрытых сословных учебных заведений с широкой педагогической программой. Так были основаны училище при Академии художеств, первое в России женское учебное заведение Смольный институт, Воспитательный дом для детей-сирот.
В первые годы своего царствования императрица Екатерина осуществила различные реформы, направленные на установление в стране единых порядков и преобразование системы государственного управления. Реформа Сената позволила структурировать и ограничить его полномочия. Ликвидация гетманства упраздняла самоуправление украинских земель. Генеральное межевание создавало новую систему учета территорий, которая исключала поземельные споры, чересполосицу, захваты казенных и пустующих местностей.
Продолжая политику своих предшественников по отношению к церкви, императрица Екатерина II провела секуляризацию церковных земель, передав их государству.
Созданное в 1765 году Вольное экономическое общество было призвано способствовать развитию хозяйства страны. В Россию пригласили переселенцев-колонистов из других стран на слабозаселенные территории Поволжья, Приуралья и Новороссии.
Важнейшим событием стал созыв Уложенной комиссии (1767–1768), которой следовало составить новый единый свод законов. Свои пожелания комиссии Екатерина II изложила в тексте «Наказа». Однако депутаты не смогли договориться по важнейшим вопросам, так и не выработав единого документа.
Эпоха правления императрицы Екатерины II стала временем подъема русской культуры и развития науки. Большое внимание уделялось созданию системы образования, изучению и освоению присоединенных территорий. В это время зародилась общественно-политическая мысль, на страницах журналов публицисты вели полемику по различным вопросам жизни государства. Во второй половине XVIII века развитие литературы привело к созданию произведений, ставших неотъемлемой частью русской классики.
Нарастание интереса к отечественной истории, а также открытие новых исторических источников привело к созданию трудов по русской истории князя М.М. Щербатова и И.Н. Болтина. Концепцию истории развития российского государства изложила и сама императрица в своих «Заметках касательно российской истории».
Во второй половине XVIII века продолжалось изучение природных ресурсов страны. Наиболее успешными стали пять экспедиций, организованных Академией наук (1768–1774) в разные районы России и собравших богатый материал о животном и растительном мире, реках, жизни городов и предприятий. По их результатам появились труды: «Путешествие по разным провинциям Российской империи» П.С. Палласа, «Дневные записки путешествия…» академика И.И. Лепехина, «Путешествие по России для исследования трех царств естества» академика С.Г. Гмелина, «Путешествие академика Н. Озерецковского по озерам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя» Н.Я. Озерецковского и другие.
Важнейшей реформой императрицы Екатерины II стало преобразование губернской системы (1775). Императрица лично составила текст «Учреждения о губерниях Всероссийския империи». Вместо прежних 23 губерний, Россия теперь была разделена на 50 губерний. Губернии объединялись в наместничества, возглавляемые генерал-губернаторами. В губерниях учреждались выборные органы местного самоуправления, основную роль в которых играли дворяне. Новой реформой на уровне губерний впервые в России судебная власть была отделена от административной. Реформой также был создан приказ общественного призрения. Это учреждение, ведавшее больницами, школами и приютами, стало прообразом системы социального обеспечения.
Дарование императрицей Екатериной II Жалованных грамот дворянству и городам (1785) позволило окончательно оформить права и обязанности дворянского и городского сословий. В грамоте дворянству были подтверждены все права и привилегии, дарованные за годы последних царствований: свобода от телесных наказаний, подушной подати, обязательной службы, право торгово-промышленной деятельности. Дворянство отныне именовалось «благородным». Сословные учреждения дворян получили новые полномочия.
Жалованная грамота городам определила юридический статус единого городского сословия, разделив «общество градское» на шесть категорий: «настоящие городские обыватели», купцы трех гильдий, ремесленники, иностранцы, именитые граждане и посадские люди. Согласно документу, появились новые учреждения городского самоуправления: выборные городская дума и Шестигласная дума.
Императрица готовила Жалованную грамоту государственным крестьянам, но так и не опубликовала ее. Будучи противницей крепостного права, императрица Екатерина не решилась лишить дворян их крепостных.
Рост национального самосознания, повышение уровня образованности высших слоев общества в годы правления императрицы Екатерины II привели к зарождению в России общественно-политической мысли. Публицисты критиковали крепостное право, распространение сословных привилегий, публикуя свои размышления на страницах журналов «Трутень», «Живописец», «И то и сио», «Ни то ни сио» и других изданий. Императрица Екатерина II лично приняла участие в полемике, организовав сатирический журнал «Всякая всячина», где анонимно публиковала свои статьи и призывала не критиковать конкретных лиц. Идейная оппозиция власти привела к распространению масонства. Вести из охваченной революцией Франции произвели тяжелое впечатление на императрицу Екатерину II. Масоны и оппозиционно настроенные общественные деятели подверглись преследованию.
Восстание под предводительством Емельяна Пугачева (1773–1775) стало самым массовым в истории дореволюционной России. Оно охватило огромные территории в Поволжье и Приуралье. Беглый казак Емельян Пугачев объявил себя чудом спасенным императором Петром III и пообещал недовольным политикой власти казакам создание «казацкого царства». В своих «царских манифестах» Пугачев обещал вольности и крепостному крестьянству. Восставших поддержали рабочие уральских заводов, нерусские народы Поволжья.
В августе 1774 года после неудачного штурма Царицына (ныне Волгоград) войска Пугачева были разбиты. Емельяна Пугачева и его соратников привезли в Москву и казнили на Болотной площади в январе 1775 года. Восстание окончательно было подавлено к лету 1775 года.
Основным литературным жанром в России во второй половине XVIII века стал классицизм. Позже, в конце столетия были созданы произведения в жанрах сентиментализм и реализм. Интерес к личности человека позволил писателям создать целостные и глубокие образы героев.
Театральное дело развивалось не только в Петербурге и Москве, но распространилось и на провинцию. Большую известность приобрели некоторые усадебные театры, в которых играли крепостные.
Ведущее место в творчестве русских композиторов последней трети XVIII века заняла опера, которая представляла собой пьесу с отдельными музыкальными вставками. Рост интереса к музыке привел к распространению рукописных тетрадей и альбомов с записями различных произведений для домашнего музицирования.
Чешская Республика Содержание Царствование Марии-Терезии (1740-80) и ее сына Иосифа II (1780-90), император Священной Римской империи и соправитель с 1765 г. по просвещенному правилу. Под влиянием идей XVIII в. Философы-просветители Мария-Тереза и Иосиф работали над рациональное и эффективное управление Чешским королевством. В этом отношении, они выступали против региональных привилегий и прав сословий и предпочитал править через централизованно контролируемую имперскую бюрократия. В то же время они провели реформы, направленные на ликвидацию репрессивные черты Контрреформации и позволить светскому социальный прогресс. Присоединение Марии-Терезы к землям Габсбургов было оспорено территориальные устремления все более могущественного Гогенцоллерна династия. К прусскому королю Фридриху II присоединились герцоги Баварии. и Саксонии, вторгся в Чешское королевство в 1741 году. Герцог Баварии, Карл Альберт был провозглашен королем чешской знатью. Хотя Мария-Терезия вернула себе большую часть Чешского королевства и была коронована. королевы в Праге в 1743 году, вся высокоиндустриальная территория Силезия, за исключением Тешина, Опавы и Крнова, отошла к Пруссии. Пытаясь сделать управление более рациональным, Мария-Тереза начал политику централизации и бюрократизации. Что остатки Чешского королевства были теперь объединены с Австрийским провинции королевства Габсбургов. Две отдельные канцелярии были упразднена и заменена совместной австро-чешской канцелярией. Чехия сословия были лишены последних остатков своей политической власти, и их функции взяли на себя имперские чиновники, назначаемые королева. Провинции чешских и австрийских территорий были подразделяется на административные районы. немецкий стал официальным язык. Дальнейшие реформы, проведенные Марией-Терезией и Иосифом II, отразили такие принципы Просвещения, как ликвидация феодальной социальной структур и свертывание власти католической церкви. Мария-Терезия национализировала и германизировала систему образования, устранил контроль иезуитов и сместил образовательный акцент с богословия наукам. Модифицировано крепостное право: робота (принудительно труд на барской земле) был сокращен, а крепостные могли жениться и менять места жительства без согласия лорда. Иосиф II отменил крепостное право вообще. В 1781 году «Эдикт о терпимости» Иосифа расширил свободу поклонение лютеранам и кальвинистам. Просвещенное правление Марии-Терезии и Иосифа II сыграло ведущую роль в развитии современной чешской нации, но такая, которая была полна противоречий. С одной стороны, политика централизации свел на нет любые остатки отдельного Чешского королевства и привели к германизации имперской администрации и благородство. С другой стороны, убрав худшие черты Контрреформация и проведение социальных и образовательных реформ, эти правители обеспечили основу для экономического прогресса и возможность социальной мобильности. Последствия для Богемии были широко распространенное значение. Дворянство обратило свое внимание на промышленное предприятие. Многие дворяне сдавали свои земли в субаренду и вкладывали прибыль в развитии текстильного, угольного и стекольного производства. Чешские крестьяне, свободно покидавшие землю, переселялись в города и производственные центры. Городские районы, ранее населенные немцами, приобретал все более чешский характер. Сыновья чешских крестьян были отправлен в школу; некоторые учились в университете, а новый чешский возникла интеллектуальная элита. В этот же период население г. Богемия увеличилась почти в четыре раза, и такое же увеличение произошло в Моравии.Но в ответ на давление со стороны знати преемник Иосифа, Леопольд II (1790-92) отменил многие указы Иосифа и восстановил некоторые феодальные повинности. (крепостное право не было полностью отменено до 1848.) При Франциске II (1792-1835) аристократический и клерикальный реакция набирала силу. Война против революционной Франции и последующие наполеоновские войны вызвали временное прекращение реакционное движение. В 1804 году Франциск II передал свой императорский титул в австрийские владения (Австрия, Чешское королевство, Венгрия, Галиция, и части Италии), а два года спустя Священная Римская империя была официально распущен. Просвещенное правление уничтожило немногие оставшиеся остатки богемы Королевство. Демонтаж богемных институтов и господство немецкий язык, казалось, угрожал самому существованию чешского нация. Тем не менее, просвещенное правление также обеспечило новые образовательные и экономические возможности для чешского народа. Невольно просветленный монархи помогли подготовить почву для чешского национального возрождения. Пользовательский поиск Источник: Библиотека Конгресса США |
Иосиф II: император-реформист или просвещенный деспот?
Иосиф II развивал идеализм, граничащий с фанатизмом, ради общего блага своих подданных, но часто выбирал неправильные средства для осуществления своих реформ. Многие из его мер были восприняты как тирания теми, чье благосостояние они должны были улучшить.
Только после смерти Марии Терезии в 1780 году Иосиф стал самостоятельным правителем. Теперь его давние планы претворялись в жизнь с стремительной скоростью. В оставшиеся ему десять лет жизни он направил все свои силы на осуществление всеобъемлющей и радикальной программы реформ. Однако он часто делал это слишком поспешно и не считаясь с настроением народа.
Далее следует краткое описание его наиболее важных реформ.
Патент о терпимости 1781 года, за которым последовали дальнейшие декреты о свободе вероисповедания , улучшили положение протестантов, православных христиан и евреев, предусматривая постепенное снятие ограничений на религиозную практику, место жительства и свободу движения. Иосиф открыл доступ в университеты и ремесла для некатоликов. При этом он действовал не столько из филантропических побуждений, сколько из утилитарных принципов, считая, что эти слои населения не должны быть исключены по религиозным мотивам из участия в процветании государства.
При всем этом первенство католической церкви осталось неприкосновенным. Некатолики продолжали оставаться гражданами второго сорта. Таким образом, некатолическим общинам было разрешено возводить свои собственные места отправления культа, но не разрешалось, чтобы они были видны с улицы. Тем не менее Иосиф считался великим освободителем, особенно евреи. Он положил начало еврейской эмансипации и росту еврейского среднего класса, который в конечном итоге стал одной из опор культурной и экономической жизни Габсбургской монархии.
Другим спорным вопросом была церковная реформа . Здесь возмущение вызвало, в частности, роспуск монастырей. Все церковные учреждения, которые были посвящены исключительно созерцательной жизни и не занимались какой-либо деятельностью, способствующей общему благу, такой как образование, уход за больными или пастырское попечение, были закрыты. В то время это затронуло около трети всех религиозных фондов. Их активы были использованы для создания Религиозного фонда, которым могли быть наделены новые приходы.
Все эти меры были введены, чтобы теснее связать Церковь с государством. Папские постановления сначала должны были быть одобрены государственными комитетами, в то время как обучение священников разрешалось только в государственных общих семинариях. Таким образом, светские священники стали продолжением государственной власти и были известны как «чиновники в черных рясах».
Церковные реформы Иосифа встретили значительное сопротивление. Необузданный рационализм реформистского католицизма, проявлявшийся в закрытии церквей и монашеских фондов, упрощении церковного обряда и упразднении паломничества, религиозных праздников и других форм народного благочестия, особенно сказался на простом народе, в большинстве своем еще глубоко укорененном в традиционной социальной среде, и был неправильно понят.
Сопротивление также исходило от многих представителей духовенства, и лишь меньшинство поддерживало реформистские меры. Тем не менее, даже когда Папа Пий VI в 1782 году отправился в Вену, чтобы убедить императора пересмотреть свою политику, император отказался изменить курс.Еще одним уровнем, на котором Джозеф стремился провести реформу, было создание гражданского общества . Он отменил цензуру, мера, которая привела к расцвету литературного производства, но также открыла шлюзы для полемических сочинений. Император фактически поощрял общественную критику и, очевидно, терпел ее даже тогда, когда она касалась его собственной персоны.
Джозеф также следовал западноевропейским моделям в систематическом расширении учреждений социального обеспечения. Первым и главным среди них был Главный госпиталь в Вене, основанный в 1784 году и один из самых современных учреждений такого рода в Европе того времени. Другие меры по повышению профессионального уровня врачей привели к первому расцвету венской медицинской школы, которой суждено было завоевать международное признание в девятнадцатом веке.
Многочисленные экономические реформы способствовали буму коммерции и торговли. В конечном итоге это привело к созданию экономически крепкого и уверенного в себе среднего класса, который впервые смог освободиться от тягот феодальной системы. Культурный расцвет в Вене, одним из примеров этого является Моцарт, который смог зарабатывать на жизнь внештатным музыкантом в имперской столице, поскольку процветающая концертная жизнь города больше не находилась исключительно в руках двора и знати.
Одним из важных наследий эпохи Иосифа является австрийское бюрократическое государство. Создание действенной государственной бюрократии началось при Марии Терезии, осознавшей несостоятельность устаревшей системы сословного управления. Государство должно было иметь в своем распоряжении механизмы, которые обеспечили бы ему доступ к каждому подданному в качестве налогоплательщика или солдата, что сегодня считается само собой разумеющимся, но в то время было совершенной новинкой. До этого времени местное управление находилось в руках сословий и феодалов-помещиков. Идеальный чиновник, по мнению Джозефа, был винтиком в административном механизме, работающим в соответствии с точными положениями закона, бескорыстным и свободным от предубеждений. Это породило дух австрийского чиновничества, которое вместе с армией должно было быть одним из краеугольных камней монархии до ее падения.
Концепция совершенного государства Джозефа была ориентирована на централизованное национальное государство, которое должно было стать единым обществом граждан. В соответствии с этим представлением были упразднены особые суды и юридические привилегии дворянства.
Император также провел широкомасштабные реформы, затрагивающие сельское население. Монархия была еще в значительной степени аграрным государством, и большинство населения жило в архаичных условиях, в рабстве и было ограничено феодальными прерогативами. Благодаря отмена крепостного права в 1781 г. было ликвидировано унизительное положение личного рабства, которое еще существовало в некоторых частях монархии среди сельского населения. Однако было нежелание упразднять саму поместную систему (окончательно это было достигнуто только в 1848 году). Крестьяне продолжали подчиняться аристократическим и церковным помещикам.
Несколько вмешательств в правовые условия поместной системы и введение фиксированной ставки налогов привели к сокращению сборов и обязательных работ. Впервые земля, принадлежавшая аристократии, облагалась налогом на недвижимость.
Многие из этих правовых положений встретили ожесточенное сопротивление. В Венгрии и Нидерландах люди были на грани открытого восстания. Не только закоренелые традиционалисты увидели, что поток реформ, провозглашенных Веной, угрожает им, и восстали против того, что они считали произвольными и бесчувственными попытками подчинить разные части Империи одной и той же системе. стандартов и законов.
Реакция на централизм, который Джозеф пытался внедрить, сформировала искру, которая должна была вызвать появление современного чувства национальной идентичности на территориях многонационального государства.