Реформы просвещенного абсолютизма: Просвещенный абсолютизм Екатерины II – идеи, суть и итоги

ПРОСВЕЩЁННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ • Большая российская энциклопедия

ПРОСВЕЩЁННЫЙ АБСОЛЮТИ́ЗМ, тер­мин, ис­поль­зуе­мый в ис­то­рио­гра­фии с сер. 19 в. для ха­рак­те­ри­сти­ки мо­дер­низа­ци­он­ных ре­форм, про­во­див­ших­ся в се­ре­ди­не – 2-й пол. 18 в. в ря­де мо­нар­хич. стран Ев­ро­пы (Фран­ция, Ав­ст­рия, Прус­сия, Ис­па­ния, Рос. им­пе­рия и др.) и апел­ли­ро­вав­ших к ба­зо­вым по­ли­тич. прин­ци­пам Про­све­ще­ния.

В об­лас­ти гра­ж­дан­ско­го пра­ва при­ни­ма­лись ме­ры по упо­ря­до­че­нию со­слов­ных норм и ста­ту­сов. В Прус­сии Ко­декс Фрид­ри­ха II Ве­ли­ко­го пред­ус­мат­ри­вал вве­де­ние еди­ной сис­те­мы су­до­про­из­вод­ст­ва и га­ран­тии гражд. прав, в пер­вую оче­редь иму­ще­ст­вен­ных (про­цесс ко­ди­фи­ка­ции за­вер­шил­ся в 1794 при­ня­ти­ем Все­об­ще­го зе­мель­но­го уло­же­ния Прус­сии). В Рос­сии Ека­те­ри­на II со­зва­ла в 1767 Ко­мис­сию по вы­ра­бот­ке но­во­го уло­же­ния (см. в ст. Уло­жен­ные ко­мис­сии), в ра­бо­те ко­то­рой при­ня­ли уча­стие пред­ста­ви­те­ли разл. со­сло­вий. Дея­тель­ность ко­мис­сии и соз­дан­ных ею струк­тур, за­ни­мав­ших­ся сис­те­ма­ти­за­ци­ей отд. сфер за­ко­но­да­тель­ст­ва, под­го­то­ви­ла по­сле­дую­щие ека­те­ри­нин­ские ре­фор­мы и вы­ра­бот­ку в 19 в. «Сво­да за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии».

Ра­цио­на­ли­за­ции под­вер­глась и сфе­ра уго­лов­но­го пра­ва. В 1754–56 Прус­сия от­ка­за­лась от при­ме­не­ния пы­ток. Её при­ме­ру по­сле­до­ва­ли др. герм. го­судар­ст­ва. Во Фран­ции в 1780 пыт­ки бы­ли за­пре­ще­ны на ста­дии пред­ва­рит. след­ст­вия, а в 1788 пол­но­стью ис­клю­че­ны из след­ст­вен­ной и су­деб­ной прак­ти­ки. В Рос­сии пыт­ки за­пре­ще­ны имп. Алек­сан­дром I в 1801. Вел. гер­цог Тос­кан­ский Ле­о­польд I в 1787 пре­кра­тил в сво­их вла­де­ни­ях дея­тель­ность ин­кви­зи­ции.

Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные ре­фор­мы спо­соб­ст­во­ва­ли даль­ней­шей цен­тра­ли­за­ции управ­ле­ния. В Прус­сии, напр., на­ря­ду с тер­ри­то­ри­аль­ны­ми де­пар­та­мен­та­ми (по ис­то­рич. об­лас­тям ко­ро­лев­ст­ва), воз­ник­ло неск. спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных: тор­гов­ли и ре­мё­сел (1740), во­ен. управ­ле­ния (1746), ак­ци­зов и та­мо­жен (1766), гор­но­го де­ла и ме­тал­лур­гии (1768), лес­ной (1771). При ко­ро­ле сло­жил­ся по­сто­ян­ный ка­би­нет из не­сколь­ких статс-сек­ре­та­рей с чёт­ко очер­чен­ным кру­гом пол­но­мо­чий. В Рос­сии Ека­те­ри­на II про­ве­ла гу­берн­скую ре­фор­му 1775, центр. управ­ле­ние фи­нан­са­ми со­сре­до­то­чи­лось в Экс­пе­ди­ции о го­су­дар­ст­вен­ных до­хо­дах (1773), воз­глав­ляв­шей­ся ген.-про­ку­ро­ром Се­на­та, а ме­ст­ные фи­нан­сы бы­ли пе­ре­да­ны в ве­де­ние ка­зён­ных па­лат.

Эко­но­ми­че­ские ре­фор­мы вклю­ча­ли по­ощ­ре­ние внут­рен­ней ко­ло­ни­за­ции ма­ло­за­се­лён­ных зе­мель (в Рос­сии – тер­ри­то­рий Са­ра­тов­ской, Са­мар­ской, С.-Пе­терб., Во­ро­неж­ской, Чер­ни­гов­ской и Лиф­лянд­ской гу­бер­ний, Но­во­рос­сии; в Ис­па­нии – Сьер­ра-Мо­ре­ны и Эс­т­ре­ма­ду­ры; в Прус­сии – зе­мель, поя­вив­ших­ся по­сле осу­ше­ния Одер­ских бо­лот и строи­тель­ст­ва пло­тин в при­мор­ской по­ло­се Вост. Фрис­лан­дии), а так­же в ме­рах гос. мер­кан­ти­лиз­ма, на­прав­лен­ных на раз­ви­тие пром-сти (в Прус­сии, Ис­па­нии, Рос­сии, Шве­ции и др. стра­нах).

По­ли­ти­че­ские ре­фор­мы ук­ре­пи­ли роль го­су­дар­ст­ва в жиз­ни об­ще­ст­ва, уси­ли­ли кон­троль мо­нар­хии над со­сло­ви­я­ми (пар­ла­мент­ская ре­фор­ма, про­ве­дён­ная Р. Н. де Мо­пу во Фран­ции в 1771–1774, гос. пе­ре­во­рот Гус­та­ва III в Шве­ции в 1772) и Цер­ко­вью. В 1758 в Пор­ту­га­лии, а за­тем во Фран­ции, Ис­па­нии и др. го­су­дар­ст­вах раз­вер­ну­лась кам­па­ния про­тив ие­зуи­тов, в хо­де ко­то­рой их вла­де­ния бы­ли кон­фи­ско­ва­ны; в 1773 па­па Кли­мент XIV пре­кра­тил дея­тель­ность са­мо­го ор­де­на. В Рос­сии Ека­те­ри­на II, со­хра­няя гос. ста­тус пра­во­сла­вия, про­ве­ла се­ку­ля­ри­за­цию 1764 цер­ков­ных зе­мель, за­кры­ла мно­же­ст­во мо­на­сты­рей, по­сле­до­ва­тель­но про­во­ди­ла по­ли­ти­ку ве­ро­тер­пи­мо­сти (пре­кра­ти­ла ре­прес­сии про­тив ста­ро­об­ряд­цев, раз­ре­ши­ла со­ору­жать ме­че­ти). Во вла­де­ни­ях австр. Габс­бур­гов гос. ре­ли­ги­ей ос­та­вал­ся ка­то­ли­цизм, од­на­ко Ио­сиф II в 1781 пре­дос­та­вил час­тич­ную сво­бо­ду ве­ро­ис­по­ве­да­ния лю­те­ра­нам, каль­ви­ни­стам, пра­во­слав­ным и ев­ре­ям. Он так­же ре­фор­ми­ро­вал при­ход­скую сис­те­му и со­кра­тил чис­ло мо­на­сты­рей, ос­та­вив толь­ко те оби­те­ли, ко­то­рые за­ни­ма­лись мед. по­мо­щью или об­ра­зо­ва­ни­ем, ввёл по­ря­док, при ко­то­ром по­ста­нов­ле­ния цер­ков­ных вла­стей (вплоть до пап­ских булл и бре­ве) под­ле­жа­ли пред­ва­рит. со­гла­со­ва­нию с им­пе­ра­то­ром и его одоб­ре­нию. Гус­тав III га­ран­ти­ро­вал сво­бо­ду ве­ро­ис­по­ве­да­ния ино­стран­цам, про­жи­вав­шим на тер­ри­тории Шве­ции (1781), а за­тем и ев­ре­ям (с су­ще­ст­вен­ны­ми ог­ра­ни­че­ния­ми).

Важ­ная роль от­во­ди­лась об­ра­зо­ва­тель­ным ре­фор­мам, ко­то­рые бы­ли при­зва­ны го­то­вить лю­дей, спо­соб­ных слу­жить на­дёж­ной опо­рой «про­све­щён­ной мо­нар­хии» и за­ло­гом про­цве­та­ния на­ции. В 1763 вве­дён «Прус­ский ко­ро­лев­ский ге­не­раль­ный рег­ла­мент сель­ских школ», рас­про­стра­нив­ший все­об­щее обя­за­тель­ное на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние (с 5 до 13 лет) на все про­вин­ции ко­ро­лев­ства. В 1774–77 Ма­рия Те­ре­зия осу­ще­ст­ви­ла школь­ную ре­фор­му во вла­де­ни­ях Габс­бур­гов, изъ­яв шко­лы из цер­ков­ной юрис­дик­ции и при­ве­дя учеб­ные про­грам­мы к еди­но­об­ра­зию. В ка­ж­дой об­щи­не пред­пи­сы­ва­лось от­крыть на­чаль­ную нар. шко­лу для обу­че­ния чте­нию, пись­му и счё­ту, в ка­ж­дом ок­ру­ге – нар. шко­лу стар­шей сту­пе­ни. До­хо­ды от се­ку­ля­ри­зи­ро­ван­ных при Ио­си­фе II мо­на­стыр­ских иму­ществ бы­ли на­прав­ле­ны на со­дер­жа­ние школ, а разл. на­род­но­стям об­лег­че­на воз­мож­ность соз­да­вать свои шко­лы. В Рос­сии бы­ли уч­ре­ж­де­ны Вос­пи­та­тель­ные до­ма в Мо­ск­ве (1764) и С.-Пе­тер­бур­ге (1770), Вос­пи­та­тель­ное об-во бла­го­род­ных де­виц (1764), ре­ор­га­ни­зо­ва­ны ка­дет­ские кор­пу­са. В 1782 соз­да­на Ко­мис­сия об уч­ре­ж­де­нии на­род­ных учи­лищ, при­сту­пив­шая к соз­да­нию об­ще­об­ра­зо­ват. школ.

Уро­вень раз­ви­тия го­су­дарств, про­во­див­ших ре­фор­мы в ду­хе П. а., был да­ле­ко не оди­на­ков, по­это­му и при­ни­мав­шие­ся ими ме­ры по сво­ему со­дер­жа­нию и на­прав­лен­но­сти мог­ли су­ще­ст­вен­но от­ли­чать­ся друг от дру­га. Так, Ио­сиф II от­ме­нил кре­по­ст­ное пра­во в Бо­ге­мии (1781), а за­тем и в др. сво­их вла­де­ни­ях, по­ощ­ряя при этом вы­куп кре­сть­ян­ских на­де­лов. Ека­те­ри­на II сде­ла­ла кре­сть­ян­ский во­прос пред­ме­том об­ществ. об­су­ж­де­ния, об­лег­чи­ла по­ло­же­ние кре­сть­ян в При­бал­ти­ке, од­на­ко во 2-й пол. 18 в. кре­по­ст­ное пра­во в Рос­сии в це­лом ещё не ис­чер­па­ло сво­их воз­мож­но­стей, по­это­му за­ко­но­да­тель­ст­во и пра­во­при­ме­нит. прак­ти­ка то­го вре­ме­ни сви­де­тель­ст­ву­ют о рас­ши­ре­нии и ук­ре­п­ле­нии это­го ин­сти­ту­та.

Зал 25. Россия во второй половине XVIII в. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

Правление императрицы Екатерины II Алексеевны (1762–1796) – знаменательная эпоха в истории России. Взойдя на престол, императрица имела определенную программу, которую стремилась реализовать в ходе своего царствования. Смысл своей политики Екатерина II видела в обеспечении «блага» и «безопасности» каждого подданного и общества в целом.
В годы правления императрицы Екатерины II, уже при жизни названной Великой, в стране проходили успешные реформы, глубоко затронувшие многие сферы государства и общества и определившие их развитие на долгие годы. Важным талантом императрицы было умение достойно оценивать способности окружавших ее людей. Так в России появилась плеяда выдающихся государственных деятелей, дипломатов, военачальников, деятелей науки и культуры.

Пришедший к власти в декабре 1761 года император Петр III (1728–1762) вызвал недовольство при дворе своими действиями. Во главе «оппозиции» императору встала его жена Екатерина Алексеевна (1729–1796). В «партию Екатерины» вошли влиятельнейшие лица: наставник великого князя Павла Петровича Н.И. Панин, командир Измайловского полка К.Г. Разумовский, начальник полиции, обер-прокурор, офицеры гвардейских полков братья Орловы и другие. Движущей силой переворота стала гвардия. 28 июня 1762 года Екатерина Алексеевна приняла присягу гвардейцев, членов Сената и Синода. Гвардейцы в тот же день арестовали Петра III Федоровича и увезли его в загородный дворец в Ропшу, где через семь дней он скончался при невыясненных обстоятельствах.
22 сентября 1762 года императрица Екатерина II короновалась в Успенском соборе. В Москве прошли пышные торжества. Они продолжились в январе 1763 года грандиозным маскарадом «Торжествующая Минерва», который свидетельствовал, что в России наступает век Минервы — век правосудия, расцвета наук, искусства и мудрости.

В годы правления императрицы Екатерины II в России были проведены реформы, которые заложили основу единой государственной классно-урочной системы начального образования. В уездных и губернских городах была открыта сеть двухклассных и четырехклассных училищ. В этих учебных заведениях ученики изучали математику, историю, географию, физику, архитектуру, русский и иностранные языки.
В 1760-х – начале 1770-х гг. в рамках учебно-педагогической реформы И.И. Бецкого была создана система закрытых сословных учебных заведений с широкой педагогической программой. Так были основаны училище при Академии художеств, первое в России женское учебное заведение Смольный институт, Воспитательный дом для детей-сирот.

В первые годы своего царствования императрица Екатерина осуществила различные реформы, направленные на установление в стране единых порядков и преобразование системы государственного управления. Реформа Сената позволила структурировать и ограничить его полномочия. Ликвидация гетманства упраздняла самоуправление украинских земель. Генеральное межевание создавало новую систему учета территорий, которая исключала поземельные споры, чересполосицу, захваты казенных и пустующих местностей.
Продолжая политику своих предшественников по отношению к церкви, императрица Екатерина II провела секуляризацию церковных земель, передав их государству.
Созданное в 1765 году Вольное экономическое общество было призвано способствовать развитию хозяйства страны. В Россию пригласили переселенцев-колонистов из других стран на слабозаселенные территории Поволжья, Приуралья и Новороссии.
Важнейшим событием стал созыв Уложенной комиссии (1767–1768), которой следовало составить новый единый свод законов. Свои пожелания комиссии Екатерина II изложила в тексте «Наказа». Однако депутаты не смогли договориться по важнейшим вопросам, так и не выработав единого документа.

Эпоха правления императрицы Екатерины II стала временем подъема русской культуры и развития науки. Большое внимание уделялось созданию системы образования, изучению и освоению присоединенных территорий. В это время зародилась общественно-политическая мысль, на страницах журналов публицисты вели полемику по различным вопросам жизни государства. Во второй половине XVIII века развитие литературы привело к созданию произведений, ставших неотъемлемой частью русской классики.

Нарастание интереса к отечественной истории, а также открытие новых исторических источников привело к созданию трудов по русской истории князя М.М. Щербатова и И.Н. Болтина. Концепцию истории развития российского государства изложила и сама императрица в своих «Заметках касательно российской истории».
Во второй половине XVIII века продолжалось изучение природных ресурсов страны. Наиболее успешными стали пять экспедиций, организованных Академией наук (1768–1774) в разные районы России и собравших богатый материал о животном и растительном мире, реках, жизни городов и предприятий. По их результатам появились труды: «Путешествие по разным провинциям Российской империи» П.С. Палласа, «Дневные записки путешествия…» академика И.И. Лепехина, «Путешествие по России для исследования трех царств естества» академика С.Г. Гмелина, «Путешествие академика Н. Озерецковского по озерам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя» Н.Я. Озерецковского и другие.

Важнейшей реформой императрицы Екатерины II стало преобразование губернской системы (1775). Императрица лично составила текст «Учреждения о губерниях Всероссийския империи». Вместо прежних 23 губерний, Россия теперь была разделена на 50 губерний. Губернии объединялись в наместничества, возглавляемые генерал-губернаторами. В губерниях учреждались выборные органы местного самоуправления, основную роль в которых играли дворяне. Новой реформой на уровне губерний впервые в России судебная власть была отделена от административной. Реформой также был создан приказ общественного призрения. Это учреждение, ведавшее больницами, школами и приютами, стало прообразом системы социального обеспечения.
Дарование императрицей Екатериной II Жалованных грамот дворянству и городам (1785) позволило окончательно оформить права и обязанности дворянского и городского сословий. В грамоте дворянству были подтверждены все права и привилегии, дарованные за годы последних царствований: свобода от телесных наказаний, подушной подати, обязательной службы, право торгово-промышленной деятельности. Дворянство отныне именовалось «благородным». Сословные учреждения дворян получили новые полномочия.
Жалованная грамота городам определила юридический статус единого городского сословия, разделив «общество градское» на шесть категорий: «настоящие городские обыватели», купцы трех гильдий, ремесленники, иностранцы, именитые граждане и посадские люди. Согласно документу, появились новые учреждения городского самоуправления: выборные городская дума и Шестигласная дума.
Императрица готовила Жалованную грамоту государственным крестьянам, но так и не опубликовала ее. Будучи противницей крепостного права, императрица Екатерина не решилась лишить дворян их крепостных.

Рост национального самосознания, повышение уровня образованности высших слоев общества в годы правления императрицы Екатерины II привели к зарождению в России общественно-политической мысли. Публицисты критиковали крепостное право, распространение сословных привилегий, публикуя свои размышления на страницах журналов «Трутень», «Живописец», «И то и сио», «Ни то ни сио» и других изданий. Императрица Екатерина II лично приняла участие в полемике, организовав сатирический журнал «Всякая всячина», где анонимно публиковала свои статьи и призывала не критиковать конкретных лиц. Идейная оппозиция власти привела к распространению масонства. Вести из охваченной революцией Франции произвели тяжелое впечатление на императрицу Екатерину II. Масоны и оппозиционно настроенные общественные деятели подверглись преследованию.

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева (1773–1775) стало самым массовым в истории дореволюционной России. Оно охватило огромные территории в Поволжье и Приуралье. Беглый казак Емельян Пугачев объявил себя чудом спасенным императором Петром III и пообещал недовольным политикой власти казакам создание «казацкого царства». В своих «царских манифестах» Пугачев обещал вольности и крепостному крестьянству. Восставших поддержали рабочие уральских заводов, нерусские народы Поволжья.
В августе 1774 года после неудачного штурма Царицына (ныне Волгоград) войска Пугачева были разбиты. Емельяна Пугачева и его соратников привезли в Москву и казнили на Болотной площади в январе 1775 года. Восстание окончательно было подавлено к лету 1775 года.

Основным литературным жанром в России во второй половине XVIII века стал классицизм. Позже, в конце столетия были созданы произведения в жанрах сентиментализм и реализм. Интерес к личности человека позволил писателям создать целостные и глубокие образы героев.
Театральное дело развивалось не только в Петербурге и Москве, но распространилось и на провинцию. Большую известность приобрели некоторые усадебные театры, в которых играли крепостные.
Ведущее место в творчестве русских композиторов последней трети XVIII века заняла опера, которая представляла собой пьесу с отдельными музыкальными вставками. Рост интереса к музыке привел к распространению рукописных тетрадей и альбомов с записями различных произведений для домашнего музицирования.

Чешская Республика — Просвещенный Абсолютизм

Чешская Республика Содержание

Царствование Марии-Терезии (1740-80) и ее сына Иосифа II (1780-90), император Священной Римской империи и соправитель с 1765 г. по просвещенному правилу. Под влиянием идей XVIII в. Философы-просветители Мария-Тереза ​​и Иосиф работали над рациональное и эффективное управление Чешским королевством. В этом отношении, они выступали против региональных привилегий и прав сословий и предпочитал править через централизованно контролируемую имперскую бюрократия. В то же время они провели реформы, направленные на ликвидацию репрессивные черты Контрреформации и позволить светскому социальный прогресс.

Присоединение Марии-Терезы к землям Габсбургов было оспорено территориальные устремления все более могущественного Гогенцоллерна династия. К прусскому королю Фридриху II присоединились герцоги Баварии. и Саксонии, вторгся в Чешское королевство в 1741 году. Герцог Баварии, Карл Альберт был провозглашен королем чешской знатью. Хотя Мария-Терезия вернула себе большую часть Чешского королевства и была коронована. королевы в Праге в 1743 году, вся высокоиндустриальная территория Силезия, за исключением Тешина, Опавы и Крнова, отошла к Пруссии.

Пытаясь сделать управление более рациональным, Мария-Тереза начал политику централизации и бюрократизации. Что остатки Чешского королевства были теперь объединены с Австрийским провинции королевства Габсбургов. Две отдельные канцелярии были упразднена и заменена совместной австро-чешской канцелярией. Чехия сословия были лишены последних остатков своей политической власти, и их функции взяли на себя имперские чиновники, назначаемые королева. Провинции чешских и австрийских территорий были подразделяется на административные районы. немецкий стал официальным язык.

Дальнейшие реформы, проведенные Марией-Терезией и Иосифом II, отразили такие принципы Просвещения, как ликвидация феодальной социальной структур и свертывание власти католической церкви. Мария-Терезия национализировала и германизировала систему образования, устранил контроль иезуитов и сместил образовательный акцент с богословия наукам. Модифицировано крепостное право: робота (принудительно труд на барской земле) был сокращен, а крепостные могли жениться и менять места жительства без согласия лорда. Иосиф II отменил крепостное право вообще. В 1781 году «Эдикт о терпимости» Иосифа расширил свободу поклонение лютеранам и кальвинистам.

Просвещенное правление Марии-Терезии и Иосифа II сыграло ведущую роль в развитии современной чешской нации, но такая, которая была полна противоречий. С одной стороны, политика централизации свел на нет любые остатки отдельного Чешского королевства и привели к германизации имперской администрации и благородство. С другой стороны, убрав худшие черты Контрреформация и проведение социальных и образовательных реформ, эти правители обеспечили основу для экономического прогресса и возможность социальной мобильности. Последствия для Богемии были широко распространенное значение. Дворянство обратило свое внимание на промышленное предприятие. Многие дворяне сдавали свои земли в субаренду и вкладывали прибыль в развитии текстильного, угольного и стекольного производства.

Чешские крестьяне, свободно покидавшие землю, переселялись в города и производственные центры. Городские районы, ранее населенные немцами, приобретал все более чешский характер. Сыновья чешских крестьян были отправлен в школу; некоторые учились в университете, а новый чешский возникла интеллектуальная элита. В этот же период население г. Богемия увеличилась почти в четыре раза, и такое же увеличение произошло в Моравии.

Но в ответ на давление со стороны знати преемник Иосифа, Леопольд II (1790-92) отменил многие указы Иосифа и восстановил некоторые феодальные повинности. (крепостное право не было полностью отменено до 1848.) При Франциске II (1792-1835) аристократический и клерикальный реакция набирала силу. Война против революционной Франции и последующие наполеоновские войны вызвали временное прекращение реакционное движение. В 1804 году Франциск II передал свой императорский титул в австрийские владения (Австрия, Чешское королевство, Венгрия, Галиция, и части Италии), а два года спустя Священная Римская империя была официально распущен.

Австрийская империя возникла и должна была играть ведущую роль во вновь созданной Германской Конфедерации (см. инжир. 5). С 1815 года, после окончательного поражения Наполеона, политика реакции, разработанной австрийским министром иностранных дел князем Меттернихом, доминировал в европейских делах.

Просвещенное правление уничтожило немногие оставшиеся остатки богемы Королевство. Демонтаж богемных институтов и господство немецкий язык, казалось, угрожал самому существованию чешского нация. Тем не менее, просвещенное правление также обеспечило новые образовательные и экономические возможности для чешского народа. Невольно просветленный монархи помогли подготовить почву для чешского национального возрождения.

Пользовательский поиск

Источник: Библиотека Конгресса США

Иосиф II: император-реформист или просвещенный деспот?

Иосиф II развивал идеализм, граничащий с фанатизмом, ради общего блага своих подданных, но часто выбирал неправильные средства для осуществления своих реформ. Многие из его мер были восприняты как тирания теми, чье благосостояние они должны были улучшить.

Только после смерти Марии Терезии в 1780 году Иосиф стал самостоятельным правителем. Теперь его давние планы претворялись в жизнь с стремительной скоростью. В оставшиеся ему десять лет жизни он направил все свои силы на осуществление всеобъемлющей и радикальной программы реформ. Однако он часто делал это слишком поспешно и не считаясь с настроением народа.

Далее следует краткое описание его наиболее важных реформ.

Патент о терпимости 1781 года, за которым последовали дальнейшие декреты о свободе вероисповедания , улучшили положение протестантов, православных христиан и евреев, предусматривая постепенное снятие ограничений на религиозную практику, место жительства и свободу движения. Иосиф открыл доступ в университеты и ремесла для некатоликов. При этом он действовал не столько из филантропических побуждений, сколько из утилитарных принципов, считая, что эти слои населения не должны быть исключены по религиозным мотивам из участия в процветании государства.

При всем этом первенство католической церкви осталось неприкосновенным. Некатолики продолжали оставаться гражданами второго сорта. Таким образом, некатолическим общинам было разрешено возводить свои собственные места отправления культа, но не разрешалось, чтобы они были видны с улицы. Тем не менее Иосиф считался великим освободителем, особенно евреи. Он положил начало еврейской эмансипации и росту еврейского среднего класса, который в конечном итоге стал одной из опор культурной и экономической жизни Габсбургской монархии.

Другим спорным вопросом была церковная реформа . Здесь возмущение вызвало, в частности, роспуск монастырей. Все церковные учреждения, которые были посвящены исключительно созерцательной жизни и не занимались какой-либо деятельностью, способствующей общему благу, такой как образование, уход за больными или пастырское попечение, были закрыты. В то время это затронуло около трети всех религиозных фондов. Их активы были использованы для создания Религиозного фонда, которым могли быть наделены новые приходы.

Новые епархиальные и приходские правила привели к основанию сотен новых приходов, чтобы обеспечить единую сеть приходов. Границы епископств также были изменены, чтобы приспособить эти новые фонды и новые созданные епархии.

Все эти меры были введены, чтобы теснее связать Церковь с государством. Папские постановления сначала должны были быть одобрены государственными комитетами, в то время как обучение священников разрешалось только в государственных общих семинариях. Таким образом, светские священники стали продолжением государственной власти и были известны как «чиновники в черных рясах».

Церковные реформы Иосифа встретили значительное сопротивление. Необузданный рационализм реформистского католицизма, проявлявшийся в закрытии церквей и монашеских фондов, упрощении церковного обряда и упразднении паломничества, религиозных праздников и других форм народного благочестия, особенно сказался на простом народе, в большинстве своем еще глубоко укорененном в традиционной социальной среде, и был неправильно понят.

Сопротивление также исходило от многих представителей духовенства, и лишь меньшинство поддерживало реформистские меры. Тем не менее, даже когда Папа Пий VI в 1782 году отправился в Вену, чтобы убедить императора пересмотреть свою политику, император отказался изменить курс.

Еще одним уровнем, на котором Джозеф стремился провести реформу, было создание гражданского общества . Он отменил цензуру, мера, которая привела к расцвету литературного производства, но также открыла шлюзы для полемических сочинений. Император фактически поощрял общественную критику и, очевидно, терпел ее даже тогда, когда она касалась его собственной персоны.

Джозеф также следовал западноевропейским моделям в систематическом расширении учреждений социального обеспечения. Первым и главным среди них был Главный госпиталь в Вене, основанный в 1784 году и один из самых современных учреждений такого рода в Европе того времени. Другие меры по повышению профессионального уровня врачей привели к первому расцвету венской медицинской школы, которой суждено было завоевать международное признание в девятнадцатом веке.

Многочисленные экономические реформы способствовали буму коммерции и торговли. В конечном итоге это привело к созданию экономически крепкого и уверенного в себе среднего класса, который впервые смог освободиться от тягот феодальной системы. Культурный расцвет в Вене, одним из примеров этого является Моцарт, который смог зарабатывать на жизнь внештатным музыкантом в имперской столице, поскольку процветающая концертная жизнь города больше не находилась исключительно в руках двора и знати.

Одним из важных наследий эпохи Иосифа является австрийское бюрократическое государство. Создание действенной государственной бюрократии началось при Марии Терезии, осознавшей несостоятельность устаревшей системы сословного управления. Государство должно было иметь в своем распоряжении механизмы, которые обеспечили бы ему доступ к каждому подданному в качестве налогоплательщика или солдата, что сегодня считается само собой разумеющимся, но в то время было совершенной новинкой. До этого времени местное управление находилось в руках сословий и феодалов-помещиков. Идеальный чиновник, по мнению Джозефа, был винтиком в административном механизме, работающим в соответствии с точными положениями закона, бескорыстным и свободным от предубеждений. Это породило дух австрийского чиновничества, которое вместе с армией должно было быть одним из краеугольных камней монархии до ее падения.

Концепция совершенного государства Джозефа была ориентирована на централизованное национальное государство, которое должно было стать единым обществом граждан. В соответствии с этим представлением были упразднены особые суды и юридические привилегии дворянства.

Император также провел широкомасштабные реформы, затрагивающие сельское население. Монархия была еще в значительной степени аграрным государством, и большинство населения жило в архаичных условиях, в рабстве и было ограничено феодальными прерогативами. Благодаря отмена крепостного права в 1781 г. было ликвидировано унизительное положение личного рабства, которое еще существовало в некоторых частях монархии среди сельского населения. Однако было нежелание упразднять саму поместную систему (окончательно это было достигнуто только в 1848 году). Крестьяне продолжали подчиняться аристократическим и церковным помещикам.

Несколько вмешательств в правовые условия поместной системы и введение фиксированной ставки налогов привели к сокращению сборов и обязательных работ. Впервые земля, принадлежавшая аристократии, облагалась налогом на недвижимость.

Многие из этих правовых положений встретили ожесточенное сопротивление. В Венгрии и Нидерландах люди были на грани открытого восстания. Не только закоренелые традиционалисты увидели, что поток реформ, провозглашенных Веной, угрожает им, и восстали против того, что они считали произвольными и бесчувственными попытками подчинить разные части Империи одной и той же системе. стандартов и законов.

Реакция на централизм, который Джозеф пытался внедрить, сформировала искру, которая должна была вызвать появление современного чувства национальной идентичности на территориях многонационального государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *