Маскарад кто написал: Как Арам Хачатурян создавал музыку к драме Михаила Лермонтова «Маскарад» — Армянский музей Москвы и культуры наций

Как Арам Хачатурян создавал музыку к драме Михаила Лермонтова «Маскарад» — Армянский музей Москвы и культуры наций

Музыка, ТеатрРедакциякультура, искусство, музыка, театр

Музыка, ТеатрРедакциякультура, искусство, музыка, театр

Арама Хачатуряна, по его собственному признанию, всегда увлекала работа в театре. «…Я не создал ни одной оперы. И представьте себе, что это меня озадачивает, ведь я очень люблю театр… Моя страсть к театру такова, что если б музыка в своё время не занимала бы мои думы, я, наверное, стал бы актёром…» — говорил композитор.

Арам Хачатурян за дирижёрским пультом. Колонный зал Дома Союзов, 1970-е. Фото: russiainphoto.ru

Театр и Хачатурян

Первые опыты Арама Ильича в музыкально-театральной сфере относятся ко времени, когда он ещё не был студентом Московской консерватории. Свою роль в этом сыграл его старший брат — Сурен Хачатурян. При Доме культуры Советской Армении в Москве работали две студии, одна из которых — театральная — была основана Суреном Ильичом. После его кончины во главе студии стал Рубен Симонов, к спектаклю которого, посвящённому 10-летию установления советской власти в Армении, Арам Хачатурян написал музыку.

Хачатурян создал музыку к 20 драматическим спектаклям, однако, по словам композитора, в партитуре сохранилась лишь музыка, впоследствии пересочинённая им и выпущенная в виде оркестровых сюит: «Маскарад» по Лермонтову, «Сталинградская битва» из фильма Владимира Петрова и «Валенсианская вдова» по Лопе де Вега. Эти произведения — вершина музыкально-театрального творчества Хачатуряна.

Сурен Ильич Хачатурян ǁ avproduction.am

В начале 1930-х годов Арам Хачатурян начал работу в театре МХАТ-2 над пьесами советских авторов на современные темы. [МХАТ 2-й, МХАТ II — драматический театр, существовавший в Москве в 1924–1936 годах.

] Таким образом он получал возможность более близкого, непосредственного музыкального общения с широкой аудиторией. В эти годы Хачатуряном была написана музыка к спектаклям «Дело чести», «Баку», «Большой день».

Театральные интересы Хачатуряна в эти годы вовсе не ограничивались рамками советской тематики. Заметное место в его творчестве занимает шекспириана. Им была создана музыка к трём произведениям Шекспира: «Король Лир» для театра имени Моссовета (постановка Ю. Завадского), «Отелло» для кинофильма (постановка С. Юткевича) и «Макбет», для которого он сочинял музыку дважды — для Малого театра и для Государственного театра имени Сундукяна.

«Я жил этой драмой…»

В 1941 году — к столетию со дня смерти Михаила Лермонтова (1814–1841) — Московский театр имени Вахтангова ставил его драму «Маскарад». В пьесе, написанной в 1835 году, Лермонтов-драматург отразил жизнь светского Петербурга, а созданный им образ Евгения Арбенина в дальнейшем получил развитие в Григории Печорине из романа «Герой нашего времени» (1840).

Иллюстрация Алексея Рейпольского к драме Михаила Лермонтова «Маскарад» ǁ regnum.ru

Возобновляя постановку лермонтовской драмы «Маскарад», занявший не так давно должность главного режиссёра Рубен Николаевич Симонов захотел поменять музыкальный материал, ранее звучавший в спектакле, а поскольку он хорошо был знаком с творчеством Хачатуряна, то сочинение музыки режиссёр поручил именно ему.

Арам Ильич, который в то время уже проявил себя как блистательный театральный композитор, умевший превосходно чувствовать и вживаться в сценические постановки, с удовольствием принял это предложение. Во-первых, он очень любил вахтанговский театр, а во-вторых, восхищался гениальной драмой. Хачатурян видел этот спектакль в 1938 году и был немного удивлён, почему Александр Глазунов, сочинивший музыку к постановке Всеволода Мейерхольда, сам не написал вальс, а ведь о нём так взволнованно говорила главная героиня. В пьесе был использован знаменитый «Вальс-фантазия» Михаила Глинки.

К работе над заказом вахтанговского театра Хачатурян приступил без промедления и трудился увлечённо, хотя небольшие сложности он всё же испытывал, а именно с сочинением вальса. Арам Ильич желал создать что-то новое, достойное. Нужная мелодия пришла на ум композитору неожиданно, во время сеанса, когда он позировал художнице, писавшей его портрет. Это тема в знаменитом вальсе стала второй.

«Я никогда не перестану удивляться чуду, которое являет собой драма „Маскарад“, написанная Лермонтовым, когда ему был 21 год. К работе над музыкой я отнёсся очень серьёзно. Было тому несколько причин. Во-первых, я любил Театр имени Вахтангова, заказавший мне эту музыку, часто бывал в нём. Во-вторых, я знал, что много лет назад к постановке „Маскарада“, которую осуществил в Петербурге Всеволод Мейерхольд, музыку писал Александр Константинович Глазунов. Когда спектакль этот был в 1938 году восстановлен и я увидел его, то был удивлён: в музыке Глазунова не оказалось вальса, „заданного“, как мне представляется, самим Лермонтовым.

Мне глубоко запали в душу слова Лермонтова, вложенные им в уста Нины, когда, вернувшись с рокового бала, она вспоминает:

Как новый вальс хорош! в каком-то упоеньи

Кружилася быстрей — и чудное стремленье

Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,

И сердце сжалося: не то, чтобы печаль,

Не то, чтоб радость…

По указанию Глазунова Мейерхольд использовал знаменитый Вальс-фантазию Глинки. Признаться, именно Вальс доставил мне больше всего хлопот при сочинении музыки к „Маскараду“. Я бесконечно повторял лермонтовские слова и не мог найти темы, которая была бы, по собственному моему представлению, и „новой“, и „хорошей“, иными словами, достойной… Я буквально потерял покой, едва ли не бредил вальсом.

В то время я позировал для портрета художнице Евгении Владимировне Пастернак. И вот в один из сеансов я неожиданно „услышал“ тему, ставшую второй темой будущего моего Вальса. Могу ли я объяснить, как она родилась во мне? Вряд ли…»

Арам Хачатурян

В дальнейшем музыка сочинялась очень быстро. 21 июня 1941 года она прозвучала на премьере драмы «Маскарад». Свой восхитительный вальс к драме Лермонтова «Маскарад» композитор посвятил Алле Александровне Казанской — замечательной актрисе, исполнявшей роль Нины Арбениной.

Жизнь спектакля Театра имени Вахтангова по драме Лермонтова «Маскарад», премьера которого состоялась в самый канун Великой Отечественной войны, была очень недолгой. Во время налёта вражеской авиации, в ночь на 24 июля, спасая людей, погиб заслуженный артист России Василий Куза — исполнитель роли князя Звездича. Кроме того, здание театра во время этого обстрела было сильно разрушено.

В 1943 году Арам Хачатурян наиболее интересные номера (Вальс, Ноктюрн, Мазурка, Романс и Галоп) из музыки к драме пересочинил для концертного исполнения и сформировал их в сюиту. В 1982-м ученик Арама Хачатуряна, армянский композитор Эдгар Оганесян, создал партитуру к балету «Маскарад». В её основу была положена музыка к драме, а также фрагменты из других произведений выдающегося маэстро. Хореографический спектакль впервые поставили в Одесском театре оперы и балета. Премьерный показ состоялся весной того же 1982 года. Спустя три года, в 1985-м, вышел фильм-балет «Маскарад» — экранизация одноимённого балета на музыку Арама Хачатуряна, поставленная кинорежиссёром Феликсом Слидовкером и режиссёрами-балетмейстерами Натальей Рыженко и Виктором Смирновым-Головановым.

Текст подготовлен по материалам khachaturian.am, belcanto.ru и soundtimes.ru.

Редакция

Как Арам Хачатурян создавал музыку к драме Михаила Лермонтова «Маскарад»

история, видео, содержание, интересные факты

А. Хачатурян «Маскарад»

 

Арам Ильич Хачатурян – выдающийся советский композитор, чья музыка не знает границ и находит отклик в любом сердце. Его сочинения необычайно красивы и отличаются глубиной содержания, кроме того, они величественны в своём совершенстве как, например музыка к балету «Спартак».

В богатом творческом наследии Арама Хачатуряна есть много произведений, которые восхищают слушателей всего мира, среди них великолепный «Концерт для скрипки с оркестром», знаменитый «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» и, несомненно, упоительный «Вальс» из сюиты, составленной композитором на основе сочиненной им музыки к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад».

Историю создания «Маскарада» Хачатуряна, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

История создания

В 1941 году исполнялось ровно сто лет со дня безвременной кончины великого русского поэта, прозаика и драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова. Московский театр им. Евгения Вахтангова к этой трагической годовщине решил возобновить постановку его бессмертной драмы «Маскарад». Занявший не так давно должность главного режиссёра, Рубен Николаевич Симонов захотел поменять музыкальный материал, ранее звучавший в спектакле, а поскольку он хорошо был знаком с

творчеством Хачатуряна, то сочинение музыки режиссёр поручил именно ему.  

Арам Ильич, который в то время уже проявил себя как блистательный театральный композитор, умевший превосходно чувствовать и вживаться в сценические постановки, с удовольствием принял это предложение. Во-первых, он очень любил вахтанговский театр, а во-вторых, восхищался гениальной драмой. Хачатурян видел этот спектакль в 1938 году и был немного удивлён, почему Александр Глазунов, сочинивший музыку к постановке Всеволода Мейерхольда, сам не написал вальс, а ведь о нём так взволнованно говорила главная героиня. В пьесе был использован знаменитый «Вальс-фантазия» М.И. Глинки.

К работе над заказом вахтанговского театра Хачатурян приступил без промедления и трудился увлеченно, хотя небольшие сложности он всё же испытывал, а именно с сочинением вальса. Арам Ильич желал создать что-то новое, достойное. Нужная мелодия пришла на ум композитору неожиданно, во время сеанса, когда он позировал художнице, писавшей его портрет. Это тема в знаменитом вальсе стала второй.

В дальнейшем музыка сочинялась очень быстро и 21 июня 1941 года она прозвучала на премьере драмы «Маскарад». А затем началась страшная война, которая предрешила участь спектакля. Однако в 1943 году композитор наиболее интересные номера из музыки к драме пересочинил для концертного исполнения и сформировал их в сюиту.

 

 

Интересные факты

  • Свой восхитительный вальс к драме М. Лермонтова «Маскарад» композитор посвятил Алле Александровне Казанской – замечательной актрисе исполнявшей роль Нины Арбениной.
  • К большому сожалению, жизнь спектакля театра им. Е. Вахтангова по драме М. Лермонтова «Маскарад, премьера которого состоялась в самый канун Великой Отечественной войны, была очень недолгой. Во время налёта вражеской авиации, в ночь на 24 июля спасая людей, погиб заслуженный артист России Василий Куза – исполнитель роли князя Звездича. Кроме того, здание театра во время этого обстрела было сильно разрушено.

  • Художницу, писавшую портрет Арама Ильича Хачатуряна, во время сеанса позирования для которой композитор «услышал» одну из тем своего знаменитого вальса, звали Евгения Владимировна Пастернак. Она была первой женой выдающегося поэта и автора знаменитого романа «Доктор Живаго» Пастернак Бориса Леонидовича.
  • Михаил Лермонтов создал такое глубочайшее произведение как драма «Маскарад» будучи очень молодым человеком, в то время ему исполнился всего 21 год. Пьеса тут же попала под цензурный запрет, и хотя драматургу пришлось трижды её переделывать, однако ни в печати, ни на сцене «Маскарад» он так и не увидел. Цензура запрещала драму по той причине, что считала недопустимым критические замечания против энгельгардтовских костюмированных балов, которые посещали члены царской семьи. К тому же высказывалось мнение, что в драме описывался случай в действительности происшедший в Санкт- Петербурге.
  • В 1982 году ученик Арама Хачатуряна, армянский композитор Эдгар Оганесян, создал партитуру к балету «Маскарад». В её основу была положена музыка к драме, а также фрагменты из других произведений выдающегося маэстро. Хореографический спектакль впервые поставили в театре оперы и балета г. Одессы. Премьерный показ состоялся весной того же 1982 года.

 

Содержание

Арам Хачатурян составил свою сюиту из пяти наиболее ярких номеров звучащих в музыкальном оформлении спектакля.

Цикл начинается вальсом. Это произведение по праву считается одним из наиболее эффектных творений композитора. Его музыка не столько танцевальна, сколько изобразительна: она очень колоритно отражает весь драматизм лермонтовской пьесы. Музыка вальса загадочно-прекрасна, но в то же время в ней чувствуется что-то демоническое. Неистово страстная, стремительно взлетающая мелодическая линия первых фраз произведения наполнена тревожными предчувствиями трагического исхода. Следующая затем тема весьма контрастна по сравнению с первой: она очень трогательна и вдохновенна, так как характеризует романтический образ главной героини. Средняя часть вальса, включающая всего сорок тактов, своей торжественно-напыщенной мелодией и полнозвучным аккордовым аккомпанементом рисует нам картину бала. В ней даже проскальзывают ритмические рисунки характерные для мазурки и полонеза. А далее реприза: вновь возвращается мятежный вальс.

Вальс (слушать)

Второй номер сюиты – Ноктюрн. Это красивая лирическая пьеса с выразительной мелодией в исполнении скрипки. Мечтательное сурдинное звучание струнного инструмента, украшенное подголосками кларнета, исполняется на фоне нежнейшего аккомпанемента. Всё это придаёт произведению особую проникновенность и задушевность. В спектакле эта музыка связана с образом главной героини: она сопровождает Нину Арбенину во всех лирических сценах.

Ноктюрн (слушать)

 

Третья пьеса сюиты – эффектная и изящная Мазурка. Темпераментный бальный танец с острым, причудливым ритмическим рисунком, создающим задорный характер. Насыщенное звучание оркестра придаёт радостный настрой, при котором музыка гармонично вписывается жизнерадостную атмосферу весёлого праздника. Лишь в среднем эпизоде мазурки оркестровка становится более прозрачной и приобретает лирический оттенок.

Мазурка (слушать)

Романс – четвертая, самая небольшая пьеса цикла: всего 54 такта. По своему характеру она очень близка первым двум номерам, так как также олицетворяет главную героиню драмы Нину Арбенину. Изящная выразительная мелодическая линия насыщенно и свободно пропевается скрипичной группой оркестра и затем достигает лирической кульминации, причём не только этого номера, но и всей сюиты.

Романс (слушать)

Галоп – финальная, последняя часть сюиты снова возвращает слушателя в атмосферу красочного праздника. Этот бойкий и прыткий танец рисует напыщенное сборище равнодушных ко всему происходящему людей. Постоянно подскакивающие интонации деревянных духовых инструментов в обрамлении пульсирующего ритма аккомпанемента отображают ветреность и беспечность праздной толпы. Вдруг всё замолкает и полнейшую тишину своей небольшой каденцией нарушает кларнет. Однако вскоре со своими скачущими мотивами вновь вступают флейты, и галоп опять звучит с прежним задором.

Галоп (слушать)

 

 

Сюита Арама Хачатуряна, составленная из музыки к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» почти восемьдесят лет назад, и сегодня весьма актуальна. Она не потеряла своей новизны, а потому до сих пор продолжает с успехом звучать на лучших концертных площадках в исполнении ведущих мировых оркестровых коллективов.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


«Маскарад» Хачатуряна

Nothing — The Masquerade

В прошлом году астрономы показали первую в истории фотографию черной дыры. Изображение напоминало глаз со зловещим темным центром, окруженным кривым красным кольцом. Сила черной дыры настолько велика, что ничто, даже свет, не может ускользнуть от нее.

Когда фотография черной дыры была опубликована на первой странице The New York Times, НИЧЕГО основатель Доменик Палермо купил копию в газетном киоске, вставил ее в рамку и повесил над столом, где он пишет. Образ черной дыры может показаться кому-то угрожающим, но для Палермо он идеально соответствует темам, из которых он черпает вдохновение. Кружащаяся пустота, готовая уничтожить все на своем пути, казалась идеальной метафорой самого человечества. Однажды, сидя за столом, Палермо придумал новый альбом и написал одну строчку: «Существование вредит существованию».

The Great Dismal Новый полноформатный альбом NOTHING исследует экзистенциалистские темы изоляции, вымирания и человеческого поведения перед лицом бескрайней пустоши 2020 года. Приближаясь к десятилетнему юбилею группы, Палермо ловит себя на том, что совмещает воедино песни из человеконенавистнических сказок Филадельфии с утонченным и обновленным подходом к классическому звучанию NOTHING . «Великая тьма» относится к болоту, великолепной природной ловушке, в которой выживание является привычным для его обитателей, — утверждает Палермо. «Природа его красивой, но сложной окружающей среды и суровых условий никогда не может быть слишком легко потрясена или забыта».

NOTHING , заведомо невезучая группа, должна была записаться на февраль 2020 года, как раз в то время, когда Америка начала готовиться к поражению смертельным вирусом. «Как будто этой группе нужно было больше страха и неуверенности», — говорит Палермо, немного смеясь. После добровольного 14-дневного домашнего карантина группа и продюсер Уилл Йип, который ранее работал над получившим признание критиков вторым альбомом NOTHING , Tired of Tomorrow , снова заперлись в Pennsylvania Studio Four, полностью изолированные от семьи. и друзей, в то время как безумие во внешнем мире разворачивалось. В результате получился атмосферный кинематографический сборник песен и рассказов. В то время как Палермо и группа сделали карьеру благодаря своему фирменному звучанию, ясно, что нынешний состав достиг точки мастерства. Палермо легко смешивает слой за слоем широкие гитарные тона, которые создают ансамбль исчезающих и вновь появляющихся звуков, напоминающих океанские волны, разбивающиеся о холодные пустынные берега. Песни выходят на новый уровень мелодической доступности, не теряя характерной структуры, которую мы привыкли ожидать от НИЧЕГО . Каждый трек яркий и наполнен сокрушительным ощущением непредсказуемости, претерпевая звуковые метаморфозы, всегда удерживаемые вместе безжалостной ритм-секцией НИЧЕГО во главе с басистом Аароном Хердом и перкуссионистом Кайлом Кимбаллом. Подчеркнуто искренний подход Палермо к вокалу получает дополнительную поддержку с добавлением коллеги по лейблу и фронтмена Cloakroom Дойла Мартина, чьи парящие гармонии плавают в ландшафтах, разложенных перед ними, и из них. Вечно прогрессивный НИЧЕГО  оставайтесь верными своим хаотичным взглядам на жизнь, внимательно следите за тем, чтобы не повторяться. Благодаря радикальному составу талантливых участников, таких как арфистка Мэри Латтимор, классический музыкант Шелли Вайс и певец, автор песен и продюсер Алекс Г., The Great Dismal демонстрирует еще одну сторону фирменного звучания группы American Post-Shoegaze.

Циничная, но искренняя лирическая сторона НИЧЕГО прослеживается в их звучании с самого начала мрачной, но блестящей песни «A Fabricated Life», где можно услышать борьбу Палермо; «в коже, которая подходит мне, но никогда не подходила мне» к мечте об альбоме, как ближе, «Ask The Rust», где он неоднократно спрашивает: «когда вы узнали, что никогда не возвращались домой?». Однако это не весь пессимизм: в «Famine Asylum» Палермо любит быстрый финал. «Отправьте бомбы / С нас хватит». Песня, вдохновленная подзаголовком «Доктор Стрейнджлав»: «Как я научился перестать волноваться и полюбить бомбу», кажется, намекает на чувство юмора даже посреди всей тьмы.

Несмотря на трудности, связанные с творчеством во время карантина, Палермо разыскал провидца из Нью-Йорка и соучредителя Midland Agency Уолтера Пирса, чтобы он руководил оформлением альбома. Затем Пирс пригласил фотографа/кинорежиссера Джордана Хемингуэя, чтобы снять как обложку альбома, так и целостную серию музыкальных клипов для грядущих синглов NOTHING , создав безмятежную, но хаотичную сцену апокалиптического спокойствия вокруг звучания альбома.

Много лет назад, после освобождения из исправительного учреждения штата Нью-Джерси за нападение в 2000 году, которое Палермо до сих пор утверждает в целях самообороны, офицер поймал Палермо с поясом, полным его книг. Одной из таких книг были «Размышления» римского философа Марка Аврелия. «Книга имела сентиментальную ценность», — сказал Палермо, и легко понять, почему. Одна из медитаций книги гласит: «Запах разложения. Гниющее мясо в мешке. Посмотрите на это ясно. Если вы можете.» The Great Dismal  разделяет это стоическое отношение — даже если мир гниет, тексты призывают вас смотреть прямо на него. Если вам повезет, вы найдете красоту где-то в пустоте.

Настоящий маскарад | Песни с более ранней историей, чем хитовая версия

Написано и впервые записано Леоном Расселом (сторона B США № 11 / CAN № 5, 1972 г.).
Также записано Хелен Редди (1972).
Хитовые версии The Carpenters (сторона B, США № 1 / Великобритания № 2 / Канада № 1 / Австралия № 1 1973), Джордж Бенсон (США № 10/R&B № 3, 1976).

Из вики: «This Masquerade» была написана Леоном Расселом («Песня для тебя») и впервые появилась на стороне B сингла «Tight Rope» из хитового альбома Рассела 1972 года Carney. . Известный в основном как сессионный музыкант в начале своей карьеры, как сольный исполнитель Рассел пересекал жанры, включая рок-н-ролл, блюз и госпел. Будучи первым студийным музыкантом в Лос-Анджелесе, Рассел сыграл многие из самых популярных песен 19-го века.60-е годы в качестве члена Wrecking Crew, включая хит-сингл Глена Кэмпбелла 1967 года «Gentle on My Mind», где Рассел играл на фортепиано как «Рассел Бриджес».

«Этот маскарад» был записан многими другими артистами. Хелен Редди записала первую кавер-версию на свой альбом 1972 года I am Woman . The Carpenters включили ее версию в альбом 1973 года Now & Then , а также на сторону B своего хита № 1 «Please Mr. Postman» в 1974 году.

«Песня имела наибольший успех. а также попал в десятку лучших поп- и R&B хитов джазового гитариста и вокалиста Джорджа Бенсона, который записал его для своего 19-летнего возраста.Альбом с 76 подписями Breezin’ . Он принес Бенсону премию «Грэмми» в 1977 году в номинации «Запись года», а также был номинирован на «Песню года» и «Лучшее вокальное поп-исполнение (мужское)».

Хелен Редди, «This Masquerade» (1972):

The Carpenters, «This Masquerade» (1973):

Джордж Бенсон, сингл «This Masquerade» (1976):

4 George Бенсон, альбомная версия «This Masquerade» (1976):