Вопрос 10. Реформы Эфиальта и Перикла.
Изменение внешнеполитического положения Афин, их обогащение повлекли за собой изменения в социально-политических отношениях. Эфиальт почти полностью лишил ареопаг политической власти, передав его основные функции народному собранию, Совету пятисот и гелиэе. За ареопагом сохранились лишь некоторые судебные и религиозные функции.
С именем Перикла связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, поскольку возможность замещения государственных должностей была признана за всеми полноправными гражданами. Для приобщения к активной политической жизни
малоимущих граждан вводилось вознаграждение за исполнение государственных должностей.
Отходит в прошлое патриархальное рабство. На смену ему идет классическое, античное рабовладение. Рабы, которые начинают рассматриваться как простые орудия труда, превращаются постепенно в основную производительную силу. Государственные рабы эксплуатируются преиму-
щественно в рудниках и каменоломнях, частные рабы —на полях и в ремесленных мастерских или сдаются внаем.
Численность рабов значительно возросла и примерно в четыре раза превышала число свободных афинян. Противоречие между бесправными рабами и рабовладельцами превратилось в основное антагонистическое противоречие афинского общества. Обострились и противоречия между
афинскими гражданами и метеками (поселившимися в Афинах иностранцами), число которых росло и достигло половины численности афинян. Метеки, занимавшиеся торговлей и ремеслом, были существенно ограничены в имущественных правах, полностью лишены права участвовать в
политической жизни.
Афинская демократия вступила в период своего расцвета. Важную роль в этом сыграли проведенные в середине V в. до н.э. реформы Эфиальта и Перикла.
Но и после этих реформ существенную роль в истории Афин играли нараставшие противоречия между различными социальными группами свободных афинян. Все более углублявшаяся имущественная дифференциация разделила свободных граждан на две неравные и фактически не-
равноправные группы — небольшую группу богатых рабовладельцев (землевладельцы, торговцы, судовладельцы, ростовщики, хозяева ремесленных мастерских) и основную массу свободной бедноты (земледельцы, ремесленники, моряки) и лишенных собственных средств существования
люмпенов, живших за счет подачек государства и богачей.
Афинская демократия в период своего расцвета превратилась в политическую форму совместного господства свободных (рабовладельцев, бедноты, люмпенов) над рабами.
Вместе с тем она была и формой господства рабовладельцев над неимущими согражданами. Она стала и формой, в которой развивались противоречия между свободными — рабовладельцами, с одной стороны, и мелкими производителями и люмпенами — с другой. Эти характерные черты афинской демократии отразились на ее государственном строе.
Вопрос 11. Общественный и государственный строй Афин в период расцвета рабовладельческой демократии (V-iVвв. До н.Э.)
По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане
пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.
Основными органами Афинского государства являлись:народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц.
Народное собрание — верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное «собрание ужаса и смятения». Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т. д
В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались.
Одно из собраний каждого месяца считалось главным. Оно проверяло деятельность должностных лиц, обсуждало продовольственное положение и др. Главное собрание шестого месяца, кроме того, решало вопрос об остракизме, обвинениях должностных лиц. На трех других собраниях месяца рассматривались жалобы граждан, религиозные, административные и другие вопросы. Выступать в народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник. Практически же с речами выступали главным образом профессиональные ораторы — демагоги, защищавшие интересы отдельных групп свободных.
Принятый народным собранием законопроект становится законом только в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.
В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование
торговли, контроль за должностными лицами. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего.
Для ведения текущих дел Совет был разделен на 10 комиссий (пританий), состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета. По окончании срока службы
каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.
Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных.
Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.
Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты.
Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия. Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывать сбор чрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метеков).
С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. После реформ Солона девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действовали редко — при решении народным собранием вопроса
об остракизме и при проверке должностных лиц. Первым архонтом считался архонт-эпоним, за которым с расцветом афинской демократии сохранились лишь судебные функции по семейным делам и делам о наследстве. Вторым архонтом был архонт-базилевс. Он ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях.
Далее шел архонт-полемарх, утративший имевшиеся у него ранее функции военного командования и занимавшийся в основном делами, связанными с метеками и другими иностранцами (ксенами). Остальные шесть архонтов-фесмофетов руководили отправлением правосудия в афинских судах.Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку и т. д. Свои должностные лица были в филах и демах.
Суд. Высшим судебным органом Афин, как отмечалось, была гелиэя. Некоторые судебные функции сохранил ареопаг. Под председательством архонта-базилевса он рассматривал дела об умышленном убийстве. По поручению народного собрания ареопаг мог проводить расследование дел о государственных преступлениях. Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов. Разбой, кража и другие имущественные преступления — коллегией одиннадцати.
133-135 – Развитие афинской демократии и реформа Эфиальта
133. Афинские партии в первой половине V века
После законодательства Клисфена, когда вскоре затем началась национальная борьба с Персией, в Афинах государственная жизнь пошла по совершенно новой дороге. Победа афинян над персами была вместе с тем и победою афинского демоса над представителями старины. Теперь уже не могло быть речи ни о восстановлении господства знати, ни о повторении тирании. Благодаря реформе Клисфена, народ получил мало-помалу решающий голос во всех важнейших делах государства, и народное вече (экклесия) стало приобретать главное значение во внутренней жизни Афин. В это время в республике образовались две партии, которые вступили в борьбу между собою за влияние на народ и за преобладание ради проведения в жизнь своих принципов.
Древние Афины. Кратко. Слушать аудиокнигу с картинками и картами
Одна партия стремилась к тому, чтобы сохранить в неприкосновенности устройство, данное Афинам Клисфеном, другая, наоборот, желала дальнейшего развития этого устройства в еще более демократическом направлении. Во главе этих партии стояли те самые вожди, которые прославили свои имена в борьбе с персами. Герой Марафона, Мильтиад, был сторонником консервативной партии, герой Саламина, Фемистокл, наоборот, стоял во главе партии преобразовательной. Когда его планам стал противодействовать Аристид, он устранил его посредством остракизма, который в руках вождей партии сделался могучим орудием против соперников. Но и сам Фемистокл тоже подвергся остракизму. Против него соединились афинские консерваторы и ненавидевшие его спартанцы, которые стали его обвинять в изменнических сношениях с Павзанием. Фемистокл удалился в Персию, где Артаксеркс I дал ему в управление три города.
После Фемистокла наиболее влиятельным лицом сделался Аристид. Будучи человеком замечательно честным и справедливым, он обнаруживал вместе с тем способность считаться с требованиями новых обстоятельств и, в сущности, сам много содействовал превращению Афин в морское государство и укреплению в них демократии. По смерти Аристида (около 470 г.) наиболее выдающимся государственным деятелем в республике сделался Кимон, победитель персов при Эвримедонте. Он стоял во главе консервативной партии, содействуя тому, чтобы на выборах в государственные должности проходила знать, был вообще противником изменений в существующем государственном устройстве и стоял за сохранение союза со Спартой. Между прочим его влиянию была обязана Спарта тем, что Афины отправили к ней на помощь войско во время восстания илотов и мессенцев. Заслуги Кимона, как полководца, снискали ему в народе большую популярность, но все-таки отправки военной помощи спартанцам он добился не без больших усилий. Когда Спарта отослала это войско назад, раздражение афинян было так велико, что Кимон был изгнан посредством остракизма, Правда, потом он возвратился в Афины, и его снова сделали полководцем, но он уже не мог вернуть себе прежнего значения во внутренних делах.
Против партии, руководимой Кимоном, действовала другая, стоявшая за дальнейшее развитие демократии. Она всячески противодействовала тому, чтобы знатные проходили на выборах, и возбуждала процессы против должностных лиц, если их в чем-либо можно было обвинить, а главное – выступила с проектами реформ, целью которых было передать всю власть в государстве народу. Вождем демократической партии был Эфиальт, но он возбудил такую ненависть знати, что пал от руки убийцы. После него представительство в партии перешло к Периклу, сыну Ксантиппа, победившего персов при Микале. Эфиальт и Перикл и были главными противниками Кимона.
Перикл. Бюст из Ватиканских музеев
134. Развитие демократических учреждений в Афинах
Превращение Афин в морское и торговое государство должно было повлечь перемены в их внутреннем устройстве уже по одному тому, что введенная Солоном и удержанная Клисфеном тимократия была основана на землевладении, которое теперь, как основа влияния в обществе, уступило место промышленности и торговле. С другой стороны, феты, которые при тимократическом устройстве государства были совсем почти исключены из пользования политическими правами, возвысились в собственном сознании, так как наравне с другими классами участвовали в спасении родины от врагов и в расширении её могущества. Из этого именно класса набирались гребцы на кораблях, наносивших поражения персам на море и поддерживавших влияние Афин на всем Эгейском море. Этот класс тоже стал требовать себе участия во власти, и целый ряд перемен, совершившихся в афинском государственном быту в первой половине V в., привел к торжеству демократии. Прежде всего в это время архонтство, бывшее достоянием одного первого класса, сделалось доступным гражданам и двух следующих классов. Еще в период между марафонской и саламинской битвами было решено выбирать архонтов исключительно посредством жребия, вследствие чего эта должность утратила свое прежнее значение. Главную роль стали после этого играть стратеги, выбиравшиеся прямою подачею голосов (а не по жребию) и стоявшие не только во главе войска, но и заведовавшие союзными и иностранными делами государства. Фактически высшие государственный должности были доступны лишь богатым, потому что только они своим имуществом могли отвечать за добросовестное исполнение своих ответственных обязанностей, и потому демократическая партия добивалась главным образом того, чтобы подчинить должностных лиц, как можно более, народному собранию или, по крайней мере, совету (буле), и этого скоро ей удалось достигнуть. Но в Афинах еще оставалось учреждение, которое противоречило самому духу демократии. Это был именно ареопаг, состоявший из пожизненных членов и пользовавшийся правом высшего надзора над самим народным вечем. В ареопаге царствовали старые религиозные традиции, не очень-то благоприятствовавшие стремлению к переменам, а состав его из бывших архонтов, попадавших в эту должность по жребию, т.е. случайно, отнюдь не заключала в себе обеспечения того, что ареопаг будет особенно мудро пользоваться своими правами.
135. Реформа Эфиальта
Политический противник Кимона и консервативной партии, Эфиальт, решился нанести удар ареопагу. Он воспользовался отсутствием Кимона, когда тот отправился спасать Спарту от восстания илотов и мессенцев, – и провел предложение, по которому за названным учреждением были оставлены одни дела о смертоубийствах (по их связи с религиозными представлениями об умилостивлении богов), все же остальные права ареопага были разделены между народным собранием, буле и гелиэей, т.е. судом присяжных, выбиравшихся по жребию из всех граждан не ниже 30 лет от роду (462). С этого времени и началось настоящее господство демократии, глав ним органом которого сделалось гражданское вече. На нем теперь не только решались все важные дела, но к нему перешел и надзор за всеми действиями должностных лиц, который теперь должны были представлять свои годичные отчеты уже непосредственно народу, и которых народ мог даже смещать до срока в случае какой-либо провинности с их стороны. Другим учреждением, которое выиграло от этой перемены, была гелиэя, выборный народный суд, так как ему было передано блюстительство законов с надзором за самим народным вечем: предлагать народу новые законы дозволялось, лишь доказав негодность старых перед гелиэей, так что это учреждение, в котором сосредоточились и почти все судебные дела, получило очень важное значение в Афинах. Кимон, вернувшийся из похода в Спарту, задумал было отменить эту меру Эфиальта, но сам подвергся остракизму. Вскоре после этого главный виновник торжества демократии был убит.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ ЭФИАЛТА И ПЕРИКЛА, Политическая подоплека
Перейти к основному содержанию
Раздел хлебных крошек. Нажмите здесь, чтобы перейти на соответствующие страницы.
Глава
Глава
Осуждение Фемистокла c.469/8 лишило его фракцию, афинян ястребов (см. главу 11), лидера проводить свою двойную политику противодействие Спарте и продвижение демократических реформ. Успех Кимона и афинских голубей в первой половине 460-х гг. решающим, а это означало, что его противники должны были выжидать, пока возможность должна возникнуть, когда они могли бы предложить эффективный вызов он и его политика. Разрушение колонии Девяти Путей в 465 г. длительная и неприглядная осада Тасоса в 465-463 гг. (Фукидид 1.100.21.101.3; AE29п. 21; АЕ39 с.
25) сделал Кимона менее популярным в глазах его собратьев-афинян, и, таким образом, именно с этого времени мы можем датировать возрождение афинских ястребов и их планы полной демократии. руководство этой фракцией перешло к Эфиальту, сыну Софонида, который славился своей неподкупностью и прямолинейным характером, а главный помощник, Перикл. Об Эфиальте известно очень мало, но факт что он был полководцем (Плутарх, Кимон 13) где-то между 465 и 463 подтверждает, что он был афинянином из высшего сословия, а не бедняком, как сообщается в более поздних источниках. Эфиальт понял, что главное препятствие для введения полногодемократия была советом Ареопага, последним бастионом и оплотом аристократической власти и привилегий. Почти все об этом институт был недемократическим: членство было пожизненным и ограничивалось бывшие архонты, происходившие из двух богатейших классов и избранные по жребию с 487 г.; кроме того, это учреждение обладало широкими полномочиями (Ath. пол. 8.4 – см. ниже) и, что еще больше возмутило «радикальных» демократов, был неподотчетен как орган для осуществления этих полномочий. Один из столпов демократии заключается в том, что ни одно государственное должностное лицо или государственное учреждение не должно выше закона, но должен нести ответственность перед народом за свои действия. Однако Эфиальт и Перикл решили, что немедленное, прямое нападение на Ареопаг не дал бы требуемого результата и что имело место потребность в поэтапной атаке:
Эти успешные судебные преследования отдельных ареопагитов за плохое управление помогли создать настроение недоверия среди простых афинян и снизил престиж Ареопага. Затем в 463 г. «радикальные» демократы сделали их самая амбициозная задача на сегодняшний день, предъявив обвинение в коррупции против Кимона, лидера «умеренных» демократов и главного сторонника Ареопага (Плутарх, Кимон 14). Все наши источники подтверждают Неподкупность Кимона и, следовательно, преследование Перикла должны быть рассмотрены как политический маневр, чтобы проверить политическое положение Кимона. Вердикт виновным, вероятно, проложило бы путь к немедленному нападению на Ареопаг. Однако Кимон все еще был достаточно популярен, чтобы его оправдали. но этот случай действительно отражает растущую уверенность «радикальных» демократов. Успех Кимона был недолгим. Хотя он выиграл дебаты в 462/19 г.0003
против Эфиальта по вопросу об оказании военной помощи спартанцам в Итоме (Плутарх, Кимон 16), он был опозорен неприятием спартанцами афиняне и его проспартанская внешняя политика были дискредитированы. Это было идеальная возможность для «радикальных» демократов не только изменить афинскую внешней политики, но и проводить свои демократические реформы:
Тот факт, что такое августейшее, древнее и могущественное учреждение могло так легко и так полностью от политической власти знаменует замечательную перемену в отношение и доверие людей. Реформы Клисфена 508 г. людям средства для приобретения политического опыта, как в «демах» на на местном уровне и в Экклесии на национальном уровне. Они политически созрели и привыкли направлять власть и участвовать в политическом процессе. Поэтому позиция недемократического Ареопага выглядела совершенно устаревшей в современном, устремленном в будущее государстве и, следовательно, его центральной роль в афинской политике должна была быть удалена. Доказательством того, что афиняне были готовы к самоуправлению, было то, что не было создано никаких новых крупных учреждений, которые заменили бы Ареопаг. Три ключа учреждения «Экклесия» (Ассамблея), «Гелиея» (Народный суд) и Буль 500 (Совет 500), все из которых контролировались афинский народ считался достаточным и эффективным достаточно, чтобы управлять Афинами.
Перикл — факты и информация
Древнегреческий государственный деятель Перикл (ок. 495–429 гг. до н. э.) оставил в мире гораздо больше следов, чем знаменитый Акрополь, который до сих пор определяет горизонт Афин. Он продвигал основы демократии и правил во время Золотого века Афин, когда искусство, архитектура и философия, а также сами Афины достигли новых высот.
Перикл впервые сделал себе имя в городе-государстве в свои 20 лет как богатый аристократический меценат. На празднике Дионисия в 472 г. до н.э. он спонсировал пьесу Персы великого трагического драматурга Эсхила.
Иллюстрация бюста Перикла.
Иллюстрация Time Life Pictures, Mansell/The LIFE Picture Collection/Getty
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Вскоре политика стала для Перикла важнее искусства. В 461 г. до н.э. он присоединился к реформатору Эфиальту в организации голосования в народном собрании, лишившего всех оставшихся полномочий Ареопага, старого дворянского совета. Многие историки считают, что это событие ознаменовало рождение афинской демократии. После убийства Эфиальта в 461 г. до н. э. Перикл стал главным политиком Афин и руководил народным собранием и городом вплоть до своей смерти три десятилетия спустя.
Перикл положил начало тому, что считается «радикальной демократией». Это означало, что государство платило обычным афинским гражданам за участие в государственных делах. Раньше только богатые могли позволить себе заниматься политикой. Перикл одобрил оплату присяжных, а также солдат, матросов и администраторов. Это развитие изменило характер афинской демократии и общества; афиняне из низшего сословия (называемые тетами ) теперь могли участвовать так же полноправно, как и граждане с собственностью. Известный оратор Перикл заявил в своей знаменитой надгробной речи, что афинские граждане считают «человека, не проявляющего интереса к общественным делам, не безобидным, а бесполезным персонажем».
Перикл также повысил роль Афин в Делийской лиге, военно-морском союзе греческих городов-государств, объединившихся для борьбы с персами. Он сумел вывести Афины на первое место по сравнению с другими членами лиги, сначала передав казну лиги в Афины в 454 г. до н.э. а затем, три года спустя, путем введения афинских мер и весов для всех членов лиги. Делосский союз фактически стал афинской империей.
Около 449 г. до н.э. Делосский союз подписал Каллиев мир, положивший конец почти 50-летней войне с персами и возвестивший о двух десятилетиях мира. Чтобы почтить богов за победу и прославить Афины, Перикл предложил использовать казну Делосского союза для проведения беспрецедентной строительной кампании.
Акрополь нависает над туристами в Афинах.
Фотография Джеймса П. Блэра, Коллекция изображений Nat Geo
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Работы начались в 447 г. до н.э. превратить скалистый холм, известный как Акрополь, в захватывающий дух храмовый комплекс. Было использовано более 20 000 тонн мрамора для создания культового Парфенона и внушительной колоннады Пропилей, входных ворот. Искусство и философия также процветали во время правления Перикла, когда Сократ и драматурги Софокл, Еврипид и Аристофан создали одни из своих лучших произведений.
Но мир в Афинах был недолгим. В 431 году до нашей эры Перикл призвал народное собрание объявить войну Спарте. «Из величайших опасностей следует завоевывать величайшую славу», — заявил он перед собранием. К сожалению, 27-летняя Пелопоннесская война обернулась большими потерями для Афин. Когда разразилась чума, погибло около 20 000 человек, включая Перикла и двух его законных сыновей. Афины потеряли своего «первого гражданина», но его наследие сохранилось на горизонте Афин и в демократических институтах по всему миру.
Афины: сила и слава
Афины были одним из самых важных и могущественных городов древнего мира. Оживленной главной улицей был Панафинейский путь. Для ежегодного летнего празднования дня рождения Афины (греческой богини мудрости, в честь которой назван город) процессия началась у Дипилонских ворот — самых больших из 15 ворот в городе — и прошла более мили к Алтарю Афины. на Акрополе. Мужчины часто собирались в трех общественных спортзалах, чтобы подготовиться к (голым) спортивным соревнованиям на стадионе Панатинаикос.
Тысячи граждан, участвовавших в зарождающейся демократии Афин, приняли участие в народном собрании на Пниксе, возвышающемся в центре города. Но сердцем повседневной жизни была агора, или рыночная площадь, обширный комплекс площадью более 200 000 квадратных футов, на котором шла торговля предметами повседневного обихода, а также публичные дома, бары и бани.
Геродот, историк
Многие считают древнегреческого Геродота «отцом истории». Это из его новаторской работы, История, что наше современное значение этого слова передавалось из поколения в поколение. В наследство также был его новаторский подход к проведению упорядоченного и тщательного изучения прошлого для объяснения причин и результатов прошлых событий. Он путешествовал по дальним уголкам Персидской империи, записывая свои личные расследования (которые он называл «вскрытием»), а также множество мифов и местных легенд, которые он слышал по пути.
В то время как темой Истории были греко-персидские войны, цель Геродота была гораздо шире и долговечнее: «чтобы дела человеческие не были стерты временем, и чтобы великие и чудесные дела.