Петр I Алексеевич | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов
Петр I Великий
Перипетии судьбы Петра I (1672–1725), последнего русского царя и первого императора Всероссийского, вот уже три столетия занимают исследователей, политиков и литераторов. Великий реформатор перекроил российское общество, разделив историю страны на «петровскую» и «допетровскую» эпохи, а некоторые его нововведения живы и по сей день. Все действия Петра I во внутренней и внешней политике так или иначе сводились к одному: император стремился увеличить военную и техническую мощь страны, прорубить «окно в Европу» и заимствовать лучшие достижения европейской цивилизации.
Детство и юность Петра I
Дата рождения Петра I – 30 мая (9 июня) 1672 года. Петр был старшим сыном царя Алексея Михайловича от второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной. Воспитывали наследника престола няньки, а грамоте обучал не слишком образованный дьяк Никита Зотов. Петр I не получил систематического европейского образования, поздно освоил грамоту и писал с ошибками. Впрочем, юный царевич всегда отличался тягой к знаниям и всю жизнь учился новому. Он с удовольствием осваивал ремесла и говорил на нескольких иностранных языках.
Уже в раннем детстве проявилась у царевича и тяга к военной науке. Для игр Петра был сформирован «потешный» полк из сверстников будущего императора. Петр со своими соратниками устраивал показательные сражения, штурмовал крепости и даже завел при своих потешных артиллерию. Постепенно «игра в солдатики» перешла в настоящее военно-практическое обучение, а в число потешных стали записываться и взрослые люди. Из детских игр царевича выросла впоследствии знаменитая петровская армия нового строя, а сами потешные стали ее элитными гвардейскими частями – Преображенским и Семеновским полками.
Правление Петра I
Путь будущего императора к власти оказался непростым. Козни враждующих боярских родов, кровавые стрелецкие бунты и борьба со старшей сестрой царевной Софьей омрачили первые годы правления Петра I. Последовавшие за этим радикальные реформы император проводил на фоне изнурительной Северной войны. Победа не заставила монарха долго почивать на лаврах – неутомимый самодержец, «вечный работник» на троне до конца дней трудился ради величия и славы империи.
Воцарение Петра I. Ранние годы
Царь Федор Алексеевич, старший брат Петра, правил недолго. Он скончался в 1682 году, оставив открытым вопрос о престолонаследии. Разгорелась ожесточенная борьба двух боярских родов – Нарышкиных и Милославских. Из Милославских происходил брат Петра Иван, которому по старшинству и полагалось занять трон. Однако Боярская дума постановила венчать на царство здорового и смышленого царевича Петра, а не Ивана – человека хилого и мало способного к управлению государством.
В попытке сохранить власть Милославские пустили слух, что царевич Иван убит Нарышкиными. Вспыхнул кровавый стрелецкий бунт. 15 (25) мая 1682 года разъяренная толпа вооруженных людей ворвалась в Кремль. Хоть Иван и предстал перед стрельцами живым и невредимым, мятеж продолжался, пока не были убиты многие бояре. В итоге трон разделили оба претендента на престол. Иван V был назначен «первым» царем, а Петр I – «вторым». Регентшей при них, а фактически – правительницей государства, стала царевна Софья Алексеевна.
Правление царевны Софьи продлилось до 1689 года. Петр возмужал, вступил в брак, что позволило ему официально избавиться от опеки сестры, и начал демонстрировать собственную власть. Стояла за ним и военная сила – те самые преданные царю потешные полки, давно уже переставшие быть «игрушечными». Царь Иван не принимал в государственных делах никакого участия. После его смерти 29 января (8 февраля) 1696 года власть официально перешла в руки Петра.
Последняя попытка Софьи и ее приближенных вернуться к управлению государством произошла в 1698 году, когда во время отъезда царя Петра за границу в Москве вспыхнул новый стрелецкий бунт. Восстание было жестоко подавлено. Массовые казни стрельцов вошли в историю как одна из самых кровавых страниц петровского царствования.
Начало экспансии России, 1690–1699 гг.
В 90-е годы XVII столетия внешняя политика Петра I была обращена на юг. При царевне Софье Россия вступила в войну с Османской империей, и задачей молодого царя было эту войну не проиграть. Петр I Великий справился с этой задачей блестяще: Константинопольский мирный договор 1700 года укрепил позиции России на юге, и правитель перенес внимание на северо-западные границы государства.
Весной 1697 года в страны Западной Европы отправилось знаменитое Великое Посольство. Оно должно было решить множество задач: заручиться поддержкой европейских правителей в борьбе против Турции и Швеции, изучить состояние военного и инженерного дела, политический строй европейских держав, пригласить на русскую службу иностранцев, закупить оружие и иные товары, не производившиеся на родине.
Посольство посетило Австрию, Голландию и Англию. Планировался визит в Венецию и даже к папе римскому, но стрелецкий бунт прервал путешествие царя. Сам Петр I был участником посольства инкогнито, под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова, однако примечательная внешность и личное вмешательство в переговоры выдавали государя с головой.
Во время путешествия Петр I активно изучал западные технологии. В голландском городке Саардаме, а позднее и в английском Дептфорде царь осваивал науку кораблестроения и трудился на верфях. Он посещал госпитали, фабрики, музеи, университеты, интересовался самыми разными ремеслами – от техники гравировки до способов бальзамирования трупов. Считается, что именно Великое Посольство стало катализатором европеизации России при Петре I.
Создание Российской империи, 1700–1724 гг.
Процесс модернизации и европеизации России проходил на фоне тяжелых и продолжительных войн. В поиске денег, солдат и рабочей силы Петру пришлось мобилизовать все ресурсы государства, прибегая к беспощадным репрессиям. Но к концу петровского царствования Россия вышла на европейскую арену как мощная военная и промышленная держава, а Петр 22 октября (2 ноября) 1721 года принял титул Императора Всероссийского и Отца Отечества.
Внешняя политика
Длительное противостояние с Османской империей на юге, изнурительная Северная война со Швецией, продвижение на восток – вот основные направления внешней политики великого государя-реформатора. Но не оружием единым осуществлялась эта внешняя политика. Успехи петровской дипломатии связаны с установлением тесных связей с иностранными правительствами, чему способствовали визиты в Европу и личное знакомство Петра с монархами крупнейших держав.
Военные кампании
Биография Петра Первого – это во многом летопись войн, которые вела Россия в его царствование. Храбрый царь никогда не прятался в тылу. В самых жарких сражениях, в гуще событий, под пулями рисковал он жизнью и вдохновлял своим героизмом солдат и офицеров.
Азовские походы
Как только Петр получил реальную, а не номинальную власть в Российском государстве, война с Османской империей потребовала всех его сил.
Основной целью русской армии стала крепость Азов, захват которой давал России выход к морю. Первый Азовский поход 1695 года окончился неудачей. Молодой царь понял, что взять крепость без поддержки военных кораблей не удастся, и на верфях Воронежа закипела работа. Деньги на флот собирали «всем миром»: государь повелел организовать «кумпанства», в которые объединялись владельцы крестьян, и каждое такое кумпанство должно было выстроить и оснастить корабль.
Год спустя во второй поход Россия выступила не только с сухопутными войсками, но и с Морским полком – прообразом современной морской пехоты. Азов был взят.
Великая Северная война
К началу XVIII столетия внешняя политика Петра обращается к Европе – царь решает вернуть земли на Балтике. Воевать в одиночку и на два фронта Россия не могла, поэтому Северная война началась лишь после того, как было заключено перемирие с Османской империей и сформирован «Северный союз» – антишведская коалиция России, Дании, Саксонии и Речи Посполитой. Начало Северной войны оказалось для нашей страны тяжелым. После разгрома русских войск при Нарве 19 (30) ноября 1700 года стало очевидно, насколько катастрофическим было отставание России в военной, промышленной и экономической сфере.
Пётр I полностью реорганизовал управление армией, изменил систему снабжения, поставил на службу армии промышленность, построил верфи и флот. Результат не заставил себя ждать: уже спустя два-три года русские вышли на побережье Балтийского моря в устье Невы, захватив крепости Нотебург и Ниеншанц и начав строительство Санкт-Петербурга. К 1704 году Петр овладел Нарвой и Дерптом, а 27 июня (8 июля) 1709 года наголову разгромил шведского короля Карла XII в Полтавской баталии. Среди крупнейших побед молодого российского флота – битвы при Гангуте 1714 года и при Гренгаме 1720 года.
Мир со Швецией был подписан 30 августа (10 сентября) 1721 года в Ништадте. Россия закрепила за собой обширные прибалтийские территории (Ингрию, Карелию, Эстляндию и Лифляндию) и овладела выходом к морю.
Русско-турецкая война 1710–1713 гг.
В 1710 году султан объявил войну России, и Петру пришлось воевать на два фронта. Государь лично повел войска в сторону Дуная, где надеялся получить поддержку подвластных Турции христиан. Этот поход 1711 года окончился для России плачевно. Армия была окружена при реке Прут. Солдаты жестоко страдали от жажды и голода, самому царю и его окружению грозил плен – пришлось просить у турок мира.
Прутский мирный договор с Османской империей, а затем и Адрианопольский мир 1713 года позволили Петру продолжить борьбу со Швецией, но отняли у него все прежние южные завоевания. Азов вернули Турции, Таганрог разрушили, Россия потеряла Азовский флот и выход к морю. Впрочем, эти условия были гораздо мягче тех, на которые был изначально согласен Петр, отчаянно метавшийся в прутской западне.
Продвижение на восток
Несмотря на непрекращающиеся войны в европейской части России, Петр Великий продолжал освоение и восточных земель – Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока. Сподвижник государя И.Д. Бухгольц отправился в экспедицию в Сибирь в 1714 году и основал к югу от Иртыша Омскую крепость. В 1716–1717 гг. в Хивинское ханство был послан с крупным отрядом князь А. Бекович-Черкасский. Он должен был склонить к подданству хивинского хана, разведать, нельзя ли добывать в Амударье золото, и даже проложить путь в Индию. Поход Бековича окончился неудачей: все его солдаты погибли или попали в плен, был убит и сам предводитель.
При Петре продолжалось активное освоение Дальнего Востока, в том числе Камчатки. С 1708 года полуостров вошел в состав Якутского уезда Сибирской губернии. Именно с подачи императора уже после его смерти были организованы экспедиции Витуса Беринга в Америку через Тихий океан.
Каспийский (Персидский) поход
В 1722–1723 гг. Россия под властью императора Петра вступила в новую войну – с Персией. Целью Персидского (Каспийского) похода было овладение территориями юго-восточного Закавказья и Дагестана. В 1722 году русской армии и флоту сдался Дербент, а в 1723 году подчинился западный берег Каспийского моря, в том числе крепость Баку. Вмешательство Османской империи остановило дальнейшие завоевания, а спустя несколько лет после кончины Петра прикаспийские земли были возвращены Персии.
Реформы Петра I
Радикальные преобразования петровского времени коснулись всех сфер русской действительности. Среди основных можно назвать военную, административную, финансовую и церковную реформы.
Военные реформы
Роспуск стрелецкого войска и создание армии «нового строя», то есть регулярной армии, организованной по европейскому образцу, стали первым этапом масштабных военных реформ. За пару десятилетий Петр «с нуля», а иногда и собственноручно (вспомним его учебу на верфях Саардама и Дептфорда) построил флот со всей его инфраструктурой – верфями, адмиралтействами, лесозаготовительными предприятиями.
Постепенно большую часть иностранцев на воинской службе заменили хорошо обученные русские офицеры. Изменился и способ комплектования армии. В 1705 году Петром I была введена рекрутская повинность, которой подлежали все сословия. Для дворян это была повинность личная, для податных сословий – общинная. Рекрут уходил из родного дома навсегда: срок его службы при Петре был пожизненным.
Реформы государственного управления
Четкого плана реформ государственного управления у Петра Великого не было. Монарх стремился к уменьшению влияния Боярской думы и к созданию эффективной административной вертикали. В 1711 году Петр создал Правительствующий Сенат – высший орган коллегиального управления страной «вместо его царского величества собственной персоны» на то время, пока неугомонный русский царь находился в отлучке. Постепенно Сенат приобрел законосовещательные, административные и судебные функции.
Запутанная система приказов к началу XVIII века полностью изжила себя, и Петр постепенно избавлялся от нее. Новые органы управления – коллегии – должны были четко распределить между собой функции прежних ведомств, сделать административную систему прозрачной и ускорить ее работу. Число коллегий менялось, главными считались Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел. Для контроля над деятельностью разросшегося бюрократического аппарата при Петре создаются прокуратура и институт фискалов.
Церковная реформа
Петр с его стремлением подчинить все сферы жизни нуждам государства, не мог смириться с независимостью церкви. Он упразднил патриаршество и соборность церкви, а орган управления ею превратил, по сути, в одну из коллегий – Святейший правительствующий Синод (1721). Таким образом, церковь полностью встраивалась во властную иерархию с самодержавным царем во главе.
Денежная реформа
Поиск средств на ведение войны постоянно занимал Петра. В первые годы его царствования казна была практически опустошена, и царь выдумывал новые и новые способы ее наполнить: вводились прямые и косвенные налоги, требовалось обязательное использование гербовой бумаги, уменьшался вес монет. Основной денежной единицей при Петре стала не прежняя деньга, а копейка.
Серьезную перестройку финансовой системы страны вызвал переход к новому способу налогообложения – подушной (а не подворной, как раньше) подати. Это потребовало проведения регулярных переписей населения, поскольку необходимая для содержания армии, флота и администрации сумма делилась теперь не по числу хозяйств (крестьянских дворов), а по числу душ мужского пола. Несмотря на недоборы и неточность переписей, эта реформа увеличила размер казны как минимум вдвое.
Преобразования в промышленности и торговле
Развитие промышленности и разработка сырьевых ресурсов страны были одной из важных задач царя-преобразователя. По указам Петра по всей России была предпринята геологоразведка рудных богатств и учреждение заводов. Создавалась мощная металлургическая база на Урале. Желающим заняться разработкой полезных ископаемых давались различные привилегии, наряду с казенными заводами появились и частные.
Война с Швецией заставила Петра отказаться от закупки металла за границей. В начале войны на пушки переплавляли церковные колокола, а к концу царствования Петра I Россия не только перестала зависеть от импорта металла, но и начала экспортировать его в Европу. Тульский и Сестрорецкий оружейные заводы поставляли ружья, пушки и холодное оружие на всю армию и освободили казну от расходов на закупки за границей. Развивалась и легкая промышленность, прежде всего кожевенная и текстильная. Петр поддерживал отечественных торговцев и промышленников, устанавливая различный размер пошлин для российских и иностранных купцов, но не ограничивал ввоз тех товаров, которых в России не было.
Сословная политика
Стремление Петра Алексеевича к регламентации государственной жизни коснулось и структуры общества: при нем оформились права и обязанности различных сословий, усилилось закрепощение крестьянства, появилась новая форма крестьянской зависимости – прикрепление к мануфактурам.
В то же время, границы сословий при Петре стали подвижными. Введение Табели о рангах сделало возможным «социальный лифт»: отныне высокий статус в обществе можно было получить не по рождению, а трудом и заслугами. Табель о рангах делила все чины военной, гражданской и придворной службы на 14 классов, и при достижении 8-го класса любой служащий или офицер получал личное дворянство. Привилегии старого родового боярства были, таким образом, практически уничтожены.
Реформа образования
Царь-реформатор был, несомненно, и царем-просветителем. Он отправлял молодежь учиться за границу, приглашал в Россию европейских профессоров и технических специалистов, открывал учебные заведения для подготовки военных и морских кадров, инженеров, врачей. С 1701 по 1721 годы в России начали работу школа математических и навигацких наук, артиллерийская, медицинская, инженерная школы и морская академия.
В башне, построенной в Москве в 1692–1695 гг., располагалась школа математических и навигацких наук.
Не забывал Петр и о массовом образовании, своими указами поощряя открытие «цифирных школ» для обучения детей грамоте и счету. Для дворянства и духовного сословия получение образования стало при Петре обязательным. Царь развивал книгоиздание, провел реформу типографского шрифта, начал выпуск первой в России газеты. Не ограничиваясь школами, готовившими специалистов-практиков, Петр задался целью создать такой научный центр, который бы ничем не уступал знаменитым европейским академиям. Так родился проект создания Академии наук, при которой находились бы университет и гимназия. Открытие Академии состоялось спустя год после смерти Петра I.
Реформа календаря и времени
В XVII веке наступление нового года в России праздновали 1 сентября, летоисчисление же велось от Сотворения мира. 20 декабря 1699 года царь повелел праздновать Новый год 1 января, а летоисчисление вести от Рождества Христова, как в Европе. Правда, Петр жил по юлианскому календарю, так что Россия отпраздновала наступление 1700 года на 10 дней позже, чем абсолютное большинство европейских государств. Праздничными традициями мы тоже обязаны Петру: в особом указе царь строго регламентировал весь порядок народных гуляний, требовал зажигать фейерверки, устраивать маскарады и даже объяснял, как наряжать елку.
Упорядочил Петр и счет времени. Если прежде дневные и ночные часы отсчитывались по солнцу, изменяясь в зависимости от времени года, то теперь точки отсчета были привязаны к полудню и полуночи, по европейскому образцу.
Личность Петра I
Яркая и неординарная личность царя служит предметом вечных споров в среде историков и общественных деятелей. Гениальный полководец, умнейший администратор и законодатель мод – или кровавый самодержец, уничтоживший исконную самобытность русского общества? Дать биографии императора Петра I однозначную оценку невозможно.
Внешность и характер Петра I
Петр I обладал незаурядной внешностью и столь же незаурядным характером. Он был высок (203 см) и очень худ, с красивыми чертами лица, которые, впрочем, часто искажались нервными тиками – ими император страдал с юности. Современники отмечали острый ум Петра, его находчивость, справедливость, простоту и искренность обращения как с высшей знатью, так и с обыкновенными солдатами. Характер Петра I не терпел полумер ни в гневе, ни в ласке, ни в работе, ни в отдыхе. Случались с правителем и припадки бешенства, во время которых царь был страшно жесток. Он не прочь был кутить ночи напролет, а приближенных своих любил наказывать знаменитой царской дубинкой.
Брак и дети
Личную жизнь Петра Первого трудно назвать счастливой. Его первый брак, заключенный в 17 лет с Евдокией Лопухиной по настоянию матери, не был удачным. От этого брака у Петра был сын Алексей, наследник престола, который, впрочем, нисколько не разделял реформаторских стремлений своего родителя. После череды конфликтов с отцом цесаревич бежал за границу, был возвращен оттуда, обвинен в измене и умер при неясных обстоятельствах в заключении уже после вынесения смертного приговора.
Второй женой самодержца стала захваченная в Прибалтике служанка Марта Скавронская, впоследствии – государыня Екатерина I. Ее Петр любил и оберегал до конца своей жизни, и лишь она могла укротить буйный нрав монарха. Екатерина Алексеевна стала матерью 11 детей, но почти все дети Петра Первого скончались в младенчестве, что приносило царю немало горя.
Смерть и завещание
В последние годы жизни монарх сильно недомогал. На его здоровье сказались и лишения военного времени, и тяжелая работа, и бурная молодость. Скончался император в нечеловеческих муках 28 января (8 февраля) 1725 года. Причиной смерти Петра I стали воспаление и гангрена мочевого пузыря.
Петровский закон о престолонаследии предоставлял выбор преемника исключительно воле монарха. По иронии судьбы, сам император, умирая, не успел назвать имя нового государя. Решением Сената на трон взошла Екатерина I.
Итоги правления
Реформы и завоевания Петра Великого сделали Россию одной из ведущих военных и промышленных держав Европы. Петр создал в России новую культурную среду, изменил экономику, государственное устройство, бытовой уклад, питание, моду и даже досуг. Символом петровских преобразований стала новая роскошная столица империи – Санкт-Петербург.
Внутренняя политика Петра I нравилась, впрочем, не всем: за жестокость насильственных преобразований и резкий разрыв со всеми национальными традициями (вплоть до запрета носить русскую одежду и отпускать бороды) императора прозвали в народе «царем-антихристом».
Не все преобразования Петра были продолжены его преемниками, однако деятельность императора задала вектор развития России до самого конца XVIII столетия.
Фамилия Петра I и другие загадки царской эпохи – премьера в Малом театре
Если вы всё ещё находитесь в поиске ответа на вопрос про фамилию Петра Великого, хотите погрузиться в Петровскую эпоху, а также разгадать одну из самых сильных интриг в истории – убийство царевича Алексея, то вам обязательно стоит посетить Малый театр и посмотреть спектакль «Пётр I». Подробнее о премьерной постановке старейшего театра страны программе «Синемания» рассказали исполнители главных ролей – актёр, заслуженный артист России Андрей Чубченко и актёр Станислав Сошников.
С: Почему история Петра I до сих пор не утратила своей актуальности? Как вы это для себя объясняете?
АЧ: Мне кажется, что история предательства, история отца и сына будет актуальна во все времена. Потому как то, что происходило тогда у Петра I и его сына Алексея, ни что иное, как борьба за власть. Это происходит и сейчас, и будет происходить в будущем.
Самый главный вопрос у Петра, как простить сына. Что для него стоит на первом месте – Россия или его наследник, который предал отца. В этом, на мой взгляд, и заключается конфликт. Отсюда исходит интерес к этой постановке.
СС: Я считаю эту тему безумно интересной, потому что Пётр – привычный для всех строитель России, с развевающимися волосами, с усами, на корабле. Но почему-то его с сыном история в учебниках подаётся буквально одной строчкой. Если про Ивана Грозного или Сталина все всё знают, то здесь тема получается достаточно неизвестной широкому кругу.
Зрителю, естественно, интересно окунуться немного в неизвестные стороны исторических персонажей. С другой стороны, в этой теме есть то, что может быть интересно вообще каждому. Это отношения между людьми, конкретно тут – между отцом и сыном. В этом случае разговор идёт о власти, в каком-то другом – о трёшке в Бутове. Так что история актуальная. Просто здесь ставки более высокие.
С: В советский период Малый театр считался неким образцом здорового консерватизма с налётом некоторой архаики. Что сейчас происходит с театром? Как на него повлиял XXIвек?
АЧ: Интересный вопрос! Так сложилось, что два года назад в связи с ситуацией во МХАТе им. Горького, когда Татьяна Доронина была отстранена от художественного руководства, и Малый театр, и я заступились за её честь и достоинство. После этого меня практически выжили из МХАТа, где я проработал 27 лет. Но я заканчивал курс Виктора Ивановича Коршунова, поэтому Малый театр всегда был мне родным домом. И в непростой ситуации он протянул руку помощи – пригласил нас с супругой к себе.
Я считаю, что Малый театр – последний остров русского реалистического театра, который сейчас уничтожается немыслимыми темпами. Это моё мнение. И Малый театр, сохранив вот эту школу русского реализма, как мне кажется, является театром номер один в стране.
Что касается архаичности… Дело в том, что её сейчас практически не осталось, поэтому её нужно беречь, лелеять и в какой-то степени воспитывать. Потому что мы хотим приходить в театр и видеть, допустим, того же Петра или Алексея не в современных костюмах или просто в чтецком материале, надев на себя микрофон. Кстати, в последнее время многие театры перешли на микрофоны, что не есть хорошо, поскольку создаёт некую искусственность. Поэтому я считаю, что Малый театр сохраняет традиции, сохраняет актёров, очень бережно относится к своим выпускникам. Таким образом он доказывает, что, когда придётся возвращаться, он окажется тем камертоном, на который можно будет равняться.
С: В чём, на ваш взгляд, состоит особенность Щепки?
АЧ: В определённом консерватизме и сохранении русской реалистической школы. Мы ведь прекрасно понимаем, что советская школа с её режиссерами и артистами была иной. В любви не было пошлости, в кино мы наблюдали за высокими чувствами. Снималось очень много лирических комедий. Сейчас же это всё практически отсутствует. Любовь преподносится как некая похоть. На экранах оставляют совсем мало места искреннему и чистому.
С: Станислав, для чего спектакль «Пётр I» смотреть молодёжи? Зачем ей вся эта академичность?
СС: Вообще, академизм как направление в искусстве – не самое дурное, что может быть. Особенно, когда в поле цветут разные цветы. Когда есть выбор, я с удовольствием приду в красивый театр с красным бархатом и золотом, чтобы провести там вечер. Мы же когда говорим о Большом театре и какой-нибудь классической оперной постановке в нём, вся страна восхищается и гордится этим.
Вот мы же смотрим исторические картины, причём часто с удовольствием. Кто-то с таким же восторгом смотрит экранизации комиксов или мелодрамы. А в Малом театре можно историческую картину увидеть вживую. Не обязательно речь идёт про «Петра I», я говорю вообще о Малом театре, где есть определённая культура сценического пространства и поведения. Это даёт возможность выбора. Ну и, как бы абсурдно это сейчас не прозвучало, у нас очень молодой театр. Я не знаю, где ещё играет столько молодёжи, сколько в Малом.
С: Смотрите ли вы спектакли по произведениям, в которых вы играете, в постановках других театров? Помогает ли это найти образ?
АЧ: Да! Однако сейчас такой возможности особо нет, но раньше, как только она появлялась, я обязательно отсматривал материал. Мне было интересно узнавать, как другие актёры и режиссёры решали ту или иную проблему.
СС: За каждым коллегой стоит его личность. Это очень обогащает, потому что никто не может трактовать так, как это делает конкретный человек. Так что да, я таким образом обращаюсь за некой подсказкой, за помощью. Это такая обязательная вещь.
С: А сталкивались ли вы с профессиональным выгоранием и как из этого выплывали?
АЧ: Я ничего лучше не нашёл, чем занятия в спортзале и прогулки с собакой. Самое сложное – находить стимул для дальнейшей работы, потому что часто неудачи приводят в творческий тупик, и ничего не хочется. А если что-то получается, то сразу крылья вырастают.
СС: А у меня на помощь приходят йога и слова «неси свой крест и веруй».
С: Станислав, неужели вы уже успели столкнуться с выгоранием?
СС: Нет, мне вообще кажется, что выгорание – это какая-то финальная стадия [смеётся – прим. ред.].
АЧ: На самом деле, и у молодого артиста это тоже может произойти. Если идут мощнейшие психологические перегрузки, всё происходит как у спортсменов. Возникает перетренированность. Нервная система – те же мышцы, поэтому актёры тоже в определённой степени рискуют.
С: Вот смотрите, Малый театр подготовил спектакль о Петре Великом. В ближайшее время свою постановку, посвящённую царю, представит и Театр Модерн. Очевидно, что это связано с грядущим в 2022 году 350-летием со дня рождения Петра I. Для чего необходимо освещать такие даты подобным образом?
СС: Отмечу, что в Театре «МОДЕРН» всё идёт чуть иначе. Они там ставят всю трилогию Мережковского. Малый же театр несёт на себе функцию образовательную и воспитательную. Если мы не знаем, не помним и не интересуемся историей своей страны и не предлагаем зрителю такую возможность, то что ж мы за народ-то такой. Так что, мне кажется, это обязательно в той или иной степени. От нас люди узнают одну историю, а пойдут к Грымову – узнают другую.
С: Каждый актёр должен оправдать своего персонажа. Как вы оправдывали поступки своих? Анатолий – убийство сына, Станислав – предательство отца.
СС: У каждого персонажа, как и у каждого человека есть своя правда. Я в этой правде уверен на сто процентов, когда нахожусь в диалоге со своим персонажем. Потому что его для себя оправдываю не я. Кого-то оправдывает история, а кого-то – районный суд. С персонажем бесполезно возиться, т.к. он уже всё совершил. Тем более исторический. Он всё уже сделал, и у него была твёрдая уверенность в своих поступках.
АЧ: Необходимо найти логику поведения и объяснить себе, почему персонаж сделал именно так. Почему его выбор оказался таким. А мы, артисты, по факту уже имеем этот ресурс в плане выборов и точек персонажа.
Конечно, довлела надо мной мысль, а вот как играть Петра I. Помню, когда я исполнял роль Иешуа в спектакле «Мастер и Маргарита» во МХАТе, Татьяна Васильевна передала слова: «Андрюша, надо играть бога». На что я промолчал и кивнул, а сам подумал, что это невозможно. Вот как играть Петра с подобной точки зрения? Это всё равно будет частная история моей личности и мой масштаб личности. И вот как это всё состыкуется с Петром I, хотя бы отчасти, как я смогу это прочувствовать и воспроизвести – вот это моя работа.
СС: Я ведь не обязательно должен оправдывать своего персонажа, поскольку я выступаю посредником. Веду диалог со зрителем на тему правоты и не правоты моего героя.
С: В описании спектакля «Пётр I» указано, что в нём задействованы два суфлёра. Для чего они необходимы? Разве это не анахронизм?
АЧ: Это замечательный анахронизм! С их помощью мы, артисты, чувствуем защиту. Так сложилось, что я редко пользуюсь суфлёром. Но вот это ощущение, что человек в любой момент сможет тебя поддержать, даёт совершенно другую свободу.
Вот представьте, готовится премьера. Все испытывают волнение, причём в разной степени. И без человека, который может вовремя и точно подсказать, просто не обойтись. Или если нужно за два часа до спектакля ввестись в постановку. Так что суфлёр необходим. Это, прежде всего, помощник актёра.
СС: Кроме вот этой опции в нашем театре суфлёр несёт важную педагогическую функцию. Он следит за речью. За той самой речью, послушать которую люди периодически и идут в Малый театр. Он наблюдает за ударностью, делает пометки, а также следит за авторским текстом, если мы говорим об относительно современных драматургах.
АЧ: На съёмках, кстати, тоже есть такой человек.
СС: Помимо этого, в хороших театрах у замечательных артистов есть определённая тенденция – говорить близко к тексту.
С: А это плохо?
АЧ: Конечно! Это осовременивает материал. Представьте, вы приходите на постановку по произведению Островского и подсознательно понимаете, что не мог он так написать, как вам сейчас говорят со сцены. Что артист сейчас заигрывает с залом. Честно скажу, в Малом театре это отсутствует. Мы не заигрываем, мы вовлекаем зал. Академизм ещё и в этом заключается.
СС: Да, часть нашей школы состоит в том, чтобы не заигрывать с залом, а работать с ним честно. Не приёмом, а вовлечённостью. Поэтому следует придерживаться написанного, иначе можно сильно уйти от смысла.
С: Андрей, Станислав, почему нужно обязательно посмотреть спектакль «Пётр I» в Малом театре с вашим участием?
АЧ: Если вам интересна история и вы хотите погрузиться на два с половиной часа в петровскую эпоху, ощутить её, приходите. Там на сцене вы увидите настоящие затраты, потому что мы не играем роли, мы их проживаем.
СС: Если вы хотите посмотреть на Россию сегодня, а не вчера или завтра, приходите на спектакль «Пётр I». Он задаст вам много вопросов, не оставит ответов, так что вам придётся немного помучаться. Хотите увидеть взаимоотношения отца и сына? Приходите. Хотите посмотреть, что такое мужчина и женщина? Приходите в Малый театр на нашу постановку.
АЧ: Ну и все, кто видел сериал «Шеф», приходите и посмотрите, как Расторгуев играет роль Петра I [смеётся – прим. ред].
Фото: Вадимир Филаретов
Почему у апостола Петра так много имен?
Заемный свет
чтобы Христос был единственной похвалой этого поколения
Майк Лик
Если вы новичок в чтении Библии, вас может немного смутить парень, который носит три или четыре разных имени. В Галатам 2 мы читаем о человеке по имени Петр, который был апостолом евреев. А через пару стихов автор Послания к Галатам (Павел) говорит о противопоставлении ему в лицо парня по имени Кифа. Это тот же парень. Есть также парень, которого Иаков (брат Господа) называет Симеоном. Это тот самый парень, которого в разных местах Евангелий также называют Симоном.
Головоногие. Саймон. Симеон. Питер. Саймон Питер. Симон бар-Иона.
Тот же чувак.
Так почему у него столько прозвищ? Правда в том, что на самом деле у него всего одно прозвище, но Библия (и жившие в библейские времена) говорили на нескольких языках.
Симон (или Симеон) — имя апостола, которого позже назовут Петром. Обратите внимание на Иоанна 1:42,
.«Иисус посмотрел на него и сказал: ты Симон, сын Иоанна. ты будешь называться Кифа, что значит Петр».
Его настоящее имя Саймон. Но Иисус дал ему новое имя; Цефа. Cephas по-арамейски означает «скала». Так откуда же взялось имя Петр? Это греческая форма слова «скала». Таким образом, Кифа и Петр немного похожи на «Хуан», являющийся испанской формой имени «Иоанн».
Симон и Симеон — имя, данное Петру при рождении. Симон бар Иона просто означает, что Симон был сыном Иоанна (или Ионы). Петр — греческая форма прозвища, данного Симону Иисусом. Кифа — это арамейская форма прозвища, данного Симону Иисусом.
Итак, Симон, Симеон и Симон бар-Иона взаимозаменяемы. А Петр и Кифа взаимозаменяемы. Прозрачный как грязь? На самом деле нет большого богословского значения в именах и в том, когда они используются. Примечательно, что Иисус называет Петра «камнем» и что его исповедание веры является камнем, на котором построена церковь. Некоторые также отмечают, что Иисус часто называет его Симоном, когда апостол делает что-то глупое. Это будет проповедь, но я не уверен, что автор пытается донести эту мысль.
Еще одно интересное замечание: Иоанна 1:42 — единственный раз, когда кто-то, кроме апостола Павла, называет Петра арамейской формой «Кифа». И Павел на самом деле называет его Кифой каждый раз, кроме двух раз в Галатам 2, когда он называет его Петром. А как насчет того случая, когда Пол назвал его Петром? Вполне вероятно, что Павел несколько цитирует Иерусалимский собор. Павел всегда называл Петра его еврейским именем. Я не считаю это важным богословским моментом, но он помогает нам увидеть его подлинность. Это показывает, что Павел, апостол неевреев, по своему природному мышлению все еще оставался полностью евреем.
Вот и все. На самом деле у Питера всего два имени. Саймон и Питер. Но несколько языков, на которых написана Библия, вызывают некоторую путаницу.
—
Источник фото: здесь
**Некоторые считают, что Кифа и Питер на самом деле два разных человека. Климент Александрийский упоминал об отдельном ученике Иисуса по имени Кифа. Но это почти наверняка не так. Скорее всего, это ненужная защита апостола. Во времена Климента было важно, чтобы два столпа (Петр и Павел) не спорили друг с другом. Контекст Послания к Галатам 2 мало что даст, если речь идет о том, кто не является апостолом Петром.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Библия, толкование Библии, церковная история, Петр, вопросыEnduring Word Bible Commentary, 2 Петра, глава 1
Видео для 2 Петра 1:2 Петра 1 – Делиться Божественной природой
A.
Призыв к знать Бога и то, что Он сделал для нас.1. (1) Представление письма Петра верующим.
Симон Петр, раб и апостол Иисуса Христа, стяжавшим с нами равно драгоценную веру по праведности Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:
а. Симон Петр : Апостол здесь называл себя Симон Петр . Возможно, так как он написал это письмо позже в жизни, он не хотел забывать, откуда он родом и что иногда он был все же больше похож на старого Симона , чем на нового Петра .
я. Мы помним, что Саймон было его именем при рождении; Петр было особым именем, данным ему Иисусом, чтобы призвать этого человека к «каменному» мышлению и поведению.
ii. Некоторые говорят, что Петр написал это письмо не потому, что тема и стиль несколько отличаются от 1 Петра. Тем не менее, цель двух букв совершенно различна. 1 Петра было написано, чтобы ободрить христиан перед угрозой насильственных преследований; 2 Петра было написано, чтобы предупредить тех же самых верующих об опасности лжеучителей и пагубных влияний.
iii. «Убежденный, что лучшим противоядием от ереси является зрелое знание истины, Петр увещевает своих читателей должным образом ценить пророчества, жить святой и благочестивой жизнью, ожидая пришествия Христа, и возрастать в благодати и познании. Господа». (Кирби)
б. Раб и апостол Иисуса Христа : Порядок этих титулов важен. Петр считал себя сначала рабом , а потом апостолом . Его статус раба был для него важнее, чем его статус апостола .
в. Тем, кто обрел такую же драгоценную веру : Петр писал тем, кто имел такое же спасение, какое он0060 как драгоценная вера . Эта вера была получена , и не усилиями человека, а праведностью Бога нашего .
я. Он также говорит нам, что вера «драгоценна», а разве она не драгоценна? Ибо оно имеет дело с драгоценными вещами, с драгоценными обетованиями, с драгоценной кровью, с драгоценным искуплением, со всей драгоценностью Личности нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа». (Сперджен)
ii. Подобно драгоценной вере вероятно говорит о том, что иудеи и язычники пользовались одним и тем же вера , а значит, те же блага в Иисусе. «Бог дал вам — верующим язычникам , ту же веру и спасение, которые Он дал нам, — верующим евреям ». (Кларк)
д. Наш Бог и Спаситель Иисус Христос : Грамматика древнегреческого языка показывает, что Петр сказал, что Иисус Христос есть наш Бог и Спаситель . Петр явно думал, что Иисус был и есть нашим Богом и Спасителем .
я. «Выражение Бог и наш Спаситель находится в конструкции греческого текста, которая требует, чтобы мы переводили Бог и Спаситель наш, Иисус Христос , выражение, таким образом, показывающее, что Иисус Христос есть Бог христиан». (Запад)
ii. «Грамматика не оставляет сомнений в том, что в этих словах Петр называет Иисуса Христа и Богом, и Спасителем». (Блюм)
2. (2-4) Приветствие расширилось до понимания ценности познания Бога.
Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Иисуса, Господа нашего, ибо Божественная сила Его даровала нам все, что относится к жизни и благочестию, через познание Призвавшего нас славою и добродетелью, которою даны нам весьма великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, избежав растления в мире похотью.
а. Благодать и мир да умножатся вам : Петр указал, что благодать и мир – эти два самых драгоценных дара – принадлежат нам в познании Бога и Иисуса, Господа нашего . Когда мы знаем Бога, мы обретаем эти основы для спасения и жизни.
б. Его божественная сила даровала нам все, что относится к жизни и благочестию : Однако не только благодать и мир – но и все, что относится к жизни и благочестию , принадлежит нам через знание Его . Познание Бога есть ключ ко всему, что относится к жизни и благочестию .
я. Эти вещи приходят к нам через Его божественную силу . «Божественная сила! Какие колоссальные вопросы заключены в этом термине, божественной силе! Это было то, что выкопало глубокие основания земли и моря! Божественная сила, вот что направляет марши небесных звезд! Божественная сила! это то, что держит столпы вселенной и что однажды потрясет их и вернет все вещи в их изначальное небытие». (Сперджен)
ii. Мы готовы попробовать почти все, кроме познания Его . Мы будем доверять замыслам и планам людей вместо знания о Нем . Мы попробуем познать себя вместо познания Его . Нам нужно прийти к тому же месту, что и Апостол Павел, когда сказал , чтобы я мог познать Его (Филиппийцам 3:10).
iii. Согласно Блюму, древнегреческое слово знание не относится к случайному знакомству. Это означает точное, полное и основательное знание.
в. Через познание Его : Мы приходим к познанию Его по мере того, как мы узнаем о Нем через Его Слово, через молитву и через сообщество Божьего народа. Верно, что нам нужен только Бог, но Бог встречает нас не только в нашем одиночестве, но и в сообществе Своего народа.
д. Кто назвал нас : Это знание о Боге приходит к тем , кто называется . Это знание, но не просто интеллектуальное понимание или интуиция. Это знание приходит через опыт – опыт, который народ Божий имеет от Самого Бога.
эл. Кто призвал нас славой и добродетелью : Это слава и добродетель Иисуса побудили Его призвать нас, и именно Его слава и добродетель привлекли нас к Нему.
ф. Которым были даны нам чрезвычайно великие и драгоценные обетования : Это объясняет ценность славы и силы Бога, который призывает нас. Этими Он дал нам чрезвычайно великих и драгоценных обетований . Это означает, что обетования Бога основаны на Его слава и добродетель , и поэтому совершенно надежны, потому что Бог никогда не может поставить под угрозу Свою славу и добродетель .
я. Псалом 137:2 напоминает нам, что Бог чтит Свое слово даже больше, чем Свое имя. Мы никогда не должны сомневаться ни в одном обещании Бога. Вместо этого мы должны пусть Бог верен, но всякий человек лжец (Римлянам 3:4).
ii. По этим причинам Божьи обетования одновременно чрезвычайно велики (в том смысле, что они велики и внушительны) и драгоценны , в смысле быть ценным. «Многое велико, но не драгоценно, как, например, большие скалы, которые малоценны; с другой стороны, многие вещи драгоценны, но не велики, например алмазы и другие драгоценности, которые не могут быть очень велики, если они очень драгоценны. Но здесь у нас есть обетования, которые настолько велики, что они не менее чем бесконечны, и настолько драгоценны, что они не менее чем божественны». (Сперджен)
iii. «Для утешения язычников имело большое значение то, что эти обетования были даны их , и это спасение не было исключительно евреями». (Кларк)
г. Чтобы через них вы могли быть причастниками божественного естества : Это объясняет ценность этих великих и драгоценных обетований . Благодаря этим обетованиям мы являемся причастниками божественной природы . Идея Петра подобна идее Павла о нашем славном статусе приемных сыновей и дочерей Бога (Галатам 4:5-7).
я. Это удивительно щедро и любвеобильно со стороны Бога. Он мог спасти нас из ада, даже не пригласив нас на 9-летие.0060 причастники божественного естества . Это показывает, как сильно Бог любит нас и хочет разделить Свою жизнь – даже божественную природу – со Своим народом.
ч. Избежав разврата в мире через похоть : Бог выше и выше развращения этого мира. Так должно быть и с теми, кто является причастниками Божеского естества . испорченность мира выражается через похоть — нечестивые желания этого мира.
3. (5-7) Как жить причастником природы.
Но и по этой самой причине, прилагая все усердие, прибавляй к вере твоей добродетель, к добродетели рассудительность, к рассудительности воздержание, к воздержанию терпение, к терпению благочестие, к благочестию братолюбие, к братолюбию любовь .
а. Прилагая все усердие : Мы причастники Божеского естества , но как только мы становимся духовными сыновьями и дочерьми, рост в христианской жизни происходит не просто так. Мы должны дать все усердие к нашему хождению с Господом.
б. Добавьте к своей вере добродетель : Мы начинаем свою жизнь с Богом с веры , но вера переходит в добродетель , знание , самообладание , стойкость , братолюбие , благочестие , и любовь – любовь, являющаяся краеугольным камнем всей Божьей работы в нас.
я. Добавьте к вашей вере : Буквально на древнегреческом « Ведение рука об руку ; ссылаясь, как многие думают, на хор в греческом танце, который танцевал, взявшись за руки». (Кларк)
ii. Объем списка показывает, что Бог хочет, чтобы у нас была всесторонняя христианская жизнь, совершенная во всех отношениях. Мы не можем довольствоваться незавершенной христианской жизнью.
iii. О слове самообладание греческий ученый Кеннет Вуэст говорит, что греки использовали это слово самообладание для описания кого-то, кем не руководило желание секса.
в. Со всем усердием : Эти прекрасные качества не являются тем, что Господь просто вливает в нас, когда мы пассивно получаем. Вместо этого мы призваны приложить все усилия к этим вещам, работая в сотрудничестве с Богом, чтобы добавить их.
4. (8-9) Как использовать эти качества для измерения нашего христианского хождения.
Ибо если это будет вашим и умножится, вы будете не бесплодны и не бесплодны в познании Господа нашего Иисуса Христа. Ибо у кого этого недостает, тот близорук до слепоты и забыл, что он очистился от своих старых грехов.
а. Если эти вещи принадлежат вам и умножаются : Если у нас есть эти вещи, и изобилуют этими вещами, то для всех очевидно, что мы не бесплодны и не бесплодны в нашем познании Иисуса.
я. Слова бесплодный и бесплодный характеризуют жизнь многих христиан, которым недостает этих качеств, потому что им не хватает познания Бога, то есть познания Его относительно, во все более полном и глубоком смысле.
ii. Изобилие : Некоторым может быть приятно, что эти качества проявляются в нас время от времени. Но Петр говорит, что в нас должно быть .
б. Тот, у кого этого нет, тот близорук, вплоть до слепоты : Если нам этого не хватает, это показывает, что у нас «болезнь со зрением». Мы близоруки , не можем видеть Бога, только себя. Это делает нас практически слепыми, показывая, что мы забыли , что мы очистились от его старых грехов .
я. «Такой человек видит вещи временные и не различает вещи вечности… он видит себя и своих ближних, но не Бога. Эта близорукость губительна для истинного христианского опыта и потому делает продвижение невозможным». (Морган)
ii. Также указана причина этого состояния; такой забыл, что он очистился от своих старых грехов . «То есть он не откликнулся на все расширение жизни и видения, которые пришли к нему, когда он получил очищение своей природы в самом начале своей христианской жизни». (Морган)
III. Возможно этот забыл как он был плох, и как сильно он нуждался в этой чистке. Возможно, этот забыл великую цену этого очищения от грязного пятна греха. Быть может, этот забыл насколько велико и совершенно очищение, делающее некогда виновного грешника ныне чистым и белым, как снег (Исайя 1:18).
5. (10-11) Делаем твердым наше призвание и избрание.
Итак, братия, еще более усердствуйте в том, чтобы сделать твердым ваше призвание и избрание, ибо, если вы делаете это, вы никогда не преткнетесь; ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
а. Будьте еще более усердны, чтобы ваше призвание и избрание были твердыми : Это показывает, как мы можем быть уверены, что Бог призвал нас и что мы Его избранные. Делая эти вещи о которых говорится во 2 Петра 1:5-7 ( вера , добродетель , знание , воздержание , терпение , благочестие , благочестие , и любят ). Когда мы видим это в своей жизни, мы знаем, что наша жизнь становится более похожей на природу Иисуса. Это показывает, что нам соответствовал образу Его Сына (Римлянам 8:29).
я. Неспасенный человек может выполнять множество моральных и религиозных обязанностей. Но « эти вещи », о которых писал Петр, относятся к сердцу и должны быть очевидны в каждом рожденном свыше . Проще говоря, если мы призваны, если мы избраны, то мы рождены свыше, а если мы рождены свыше, это проявляется в том, как мы живем.
ii. «Однако спросят, почему , звонящий , здесь ставится перед избрание видя, что избрание вечно, а призвание происходит во времени? Я отвечаю, потому что призвание для нас в первую очередь. Первое, что мы с вами можем знать, это наше призвание: мы не можем сказать, избраны ли мы, пока не почувствуем, что мы призваны. Мы должны, прежде всего, доказать свое призвание, и тогда наше избрание гарантировано». (Сперджен)
б. Ибо, если вы делаете это, вы никогда не споткнетесь : В погоне за этим мы не споткнемся. Непрерывный рост и прогресс в христианской жизни — это верный способ удержаться от преткновения.
в. Вам откроется обильный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа : Здесь Петр напомнил своим читателям о великой награде призвания и избрания , ставшего уверенным . Они со славой войдут на небеса, а не через огонь (1 Коринфянам 3:15).
я. «Есть два способа войти в порт. Корабль может прийти, затонувший и сумасшедший, просто держитесь на плаву, постоянно работая насосами; или он может войти с каждым поднятым парусом, его вымпел плавает на вершине мачты. Последнее и есть то, чего апостол желает для себя и для тех, к кому обращается. Он желал, чтобы им был предоставлен обильный вход». (Мейер)
ii. Ф.Б. Мейер также писал, что идея «обильного входа» на самом деле была хоровым входом . Идея заключалась в том, что римский завоеватель въедет в его город, его приветствуют певцы и музыканты, которые присоединятся к нему в славном и счастливом шествии в город.
iii. «Будет ли таким же ваш вход в рай? Войдете ли вы в него, спасете ли вы, как от огня, или получите награду? Придете ли вы неузнанным и неизвестным, или вас будут приветствовать десятки и сотни, для которых вы были средством благословения, и кто будет ждать вас?» (Мейер)
B. Необходимость напоминания.
1. (12) Пётр объясняет, почему он пишет о вещах, о которых они слышали раньше – об основах христианской жизни.
По этой причине я не пренебрегаю постоянно напоминать вам об этом, хотя вы знаете и утвердились в настоящей истине.
а. По этой причине : Пётр только что написал об обещании входа в вечное Царство Божие (2 Петра 1:11). Потому что приход в это царство так важен, он полезен и необходим для Петра , чтобы всегда напоминать вам об основах христианской жизни.
б. Я не пренебрегу напоминать вам всегда об этих вещах, хотя вы знаете : Хотя его читатели знали правду, в свете того, что было поставлено на карту — их вечная судьба — стоило пройтись по этим идеи снова и снова.
я. Спортивная команда, стремящаяся к чемпионству, будет практиковать одни и те же основы снова и снова. Они делают это, хотя и знают приемы, потому что хотят победы.
ii. По этой причине христиане никогда не должны уставать слушать основы христианской жизни. Мы должны радоваться каждый раз, когда проповедуется Иисус Христос, Его Евангелие и план для нашей жизни.
в. Утвержден в истине для настоящего времени : Утвержден — это то же самое слово, переведенное как , укрепи в Луки 22:32, когда Иисус сказал Петру: « когда ты вернешься ко Мне, укрепи братьев твоих ». Здесь Петр исполнил это повеление Иисуса. Он укреплял и укреплял нас, напоминая нам об основах христианской жизни.
2. (13-14) Настойчивость в сердце Питера.
Да, я считаю правильным, пока я нахожусь в этой палатке, будоражить вас, напоминая вам , зная, что вскоре я должен снять свою палатку, как показал мне Господь наш Иисус Христос .
а. Я думаю, что это правильно : Из-за того, что поставлено на карту, Петр знал, что правильно постоянно напоминать людям, особенно потому, что он знал, что дни его земной жизни скоро подходят к концу.
б. Вскоре я должен снять свою палатку : Питер считал свое тело не более чем палаткой . Палатка — временное место для проживания. О палатках нужно заботиться, но вы не стали бы вкладывать большие средства в ремонт палатки. Вы сохраняете свои реальные ресурсы для более постоянного места жительства. Наше более постоянное место для жизни — рай, и мы должны вкладывать в рай больше, чем в нашу палатку — наше физическое тело.
я. Откуда Петр знал, что в ближайшее время Я должен снять палатку ? Возможно, это было потому, что Питер просто старел. Возможно, потому, что вокруг него разгоралось пламя преследования. Церковная история говорит нам, что Петр умер мученической смертью , так, как показал ему Господь наш Иисус Христос (Ин. 21:18-19).
ii. Это показывает, что Петр верил, что пророческие слова Иисуса должны были исполниться буквально. Иисус показал Петру, что он умрет мученической смертью, и он поверил этому – даже если бы у него было хотел, чтобы были только символическими.
3. (15) Питер готовится к будущему.
Более того, я позабочусь о том, чтобы у вас всегда были напоминания об этих вещах после моей смерти.
а. Я позабочусь о том, чтобы у тебя всегда было напоминание. : Петр поместил это напоминание в письме, чтобы народ Божий имел постоянное напоминание даже после его ухода.
б. После моей кончины : Петр как будто осознавал значение ухода апостолов и необходимость сохранения авторитетного учения апостолов и пророков. Это письменное учение апостолов и их сподвижников есть основание церкви (Ефесянам 2:20), сохраненное Богом для всех поколений.
C. Надежность апостольского свидетельства.
1. (16-18) Свидетельство преображения.
Ибо мы не следовали хитроумным басням, возвещая вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, но были очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда к Нему из Превосходной Славы пришел такой голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». И мы слышали этот голос, который пришел с неба, когда мы были с Ним на святой горе.
а. Мы не пошли за хитро придуманными баснями : Петр торжественно заявил, что свидетельство апостолов — свидетельство они претерпели пытки и отдали свои жизни за — основано не на умных баснях или даже полуправдах, а на показаниях очевидцев; что они были очевидцами Его Величества .
я. Басни переводит древнегреческое слово мифос . Некоторые люди думают, что Евангелие и библейские записи — это просто древние мифы. Они могут восхищаться их силой как мифов, но Петр справедливо настаивал на том, что его послание не было мифом. Это была история, которую видели очевидцев .
ii. Достоверно реконструировать исторические события мы можем по показаниям очевидцев , которых необходимо проверить на правдивость. Апостолы и авторы Нового Завета проверены веками и признаны правдивыми.
б. Очевидцы Его величия : Когда Петр стал свидетелем величия Иисуса? Было много случаев, но один, вероятно, запомнился ему: преображение Иисуса, записанное в Матфея 17:1-8, Марка 9.:1-9 и Луки 9:28-36. Мы знаем это, потому что Петр процитировал здесь то, что Бог Отец сказал Иисусу при Преображении: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
я. При преображении Иисус преобразился во славе перед апостолами, а не просто изменился внешне. Эффект был чрезвычайно поразительным; Иисус стал таким светлым, что было трудно смотреть на Иисуса. Он сиял раз, как солнце (Матфея 17:2).
ii. Можно сказать, что эта сияющая слава была не новым чудом, а паузой в продолжающемся чуде. Настоящим чудом было то, что Иисус большую часть времени мог не показывать Свою славу.
в. Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение : При преображении Отец сказал с неба, чтобы заявить о Своем одобрении и радости в Боге-Сыне. Когда Петр писал это, мы чувствуем, что эти слова все еще звенели в его ушах, потому что при преображении он сделал ошибку, приравняв Иисуса к Моисею и Илии, явившимся вместе с Ним.
и. Эти слова с небес были важны, потому что Иисус только что сказал Своим ученикам, что Он будет распят, и Его последователи также должны будут взять свой крест, чтобы следовать за Ним (Марка 8:31-38). Его ученики нуждались в этом слове заверения, чтобы сохранить свою уверенность в Иисусе, и им нужно было услышать, что Иисус по-прежнему угоден Отцу, даже несмотря на то, что Он сказал, что Он будет распят.
ii. Слова с небес также ясно ставили Иисуса выше Закона и пророков. Иисус был не просто другим или даже лучшим законодателем или пророком. Иисус был и есть любимый сын .
iii. По существу, голос с небес был упреком Петру (Марка 9:7). Но то, что когда-то было упреком, стало приятным воспоминанием.
iv. Моисей и Илия явились с Иисусом, потому что они представляли тех, кто был восхищен Богом (Иуды 9 и 4 Царств 2:11). Они представляли Закон (Моисей) и пророков (Илия). Моисей и Илия также связаны с пророчеством, имея тесную связь со свидетелями из Откровения 11:3-13.
д. И мы услышали этот голос, который пришел с небес : Ужасно было Петру и ученикам видеть преображенного, прославленного Иисуса. Для них было потрясающе услышать этот голос… с небес . Однако сам этот опыт не изменил их жизни. Только рождение свыше Духом Божьим сделало это, дав им безмерную смелость. Преображение было потрясающим, но это был преходящий опыт, пока они не родились свыше.
2. (19) Свидетельство исполнившегося пророчества.
Итак, мы имеем подтверждение пророческого слова, к которому вам следует прислушиваться, как к свету, сияющему в темном месте, пока не наступит день и не взойдет утренняя звезда в ваших сердцах;
а. Итак, мы имеем подтверждение пророческого слова : переживание Петра при преображении было удивительным. Но свидетельство Божьего слова об Иисусе было еще более надежным, чем личный опыт Петра. Исполнение пророческого слова, подтвержденного , является несомненным, достоверным свидетельством истинности Писаний.
и. «В соответствии с общепринятым переводом кажется, что пророчество является более верным свидетельством Божественного откровения, чем чудес ; и так это было понято». (Кларк)
б. Что вы делаете хорошо, прислушиваясь : Когда мы рассматриваем пророческое свидетельство об Иисусе, мы поступаем хорошо, прислушиваясь к нему. Существует по крайней мере 332 различных предсказания Ветхого Завета о Мессии, которые Иисус полностью исполнил. Сочетание этих доказательств вместе, с простой статистической точки зрения, абсолютно подавляющее.
и. Профессор Питер Стоунер подсчитал, что вероятность того, что один человек исполнит восемь из этих пророчеств, составляет один к 100 000 000 000 000 000 (10 в степени 17 90 651). Это количество серебряных долларов покрыло бы штат Техас на два фута в глубину. Стоунер говорит, что если вы рассмотрите 48 пророчеств, шансы станут 1 к 10 в степени 157 90 650 в 90 651 степени.
в. Как свет, сияющий в темном месте : Неудивительно, что Петр мог сказать, что пророческое слово подтвердил , и что это как свет, который сияет в темном месте , то, за что мы должны цепляться до рассвета и возвращения Иисуса.
3. (20-21) Принципы пророческой уверенности.
Прежде всего зная, что ни одно пророчество Писания не может быть истолковано частным образом, ибо пророчество никогда не приходило по воле человека, но святые мужи Божьи говорили, будучи движимы Святым Духом.
а. Ни одно пророчество Священного Писания не имеет частного толкования : Даже во времена Петра враги Иисуса искажали ветхозаветные пророчества, придавая им личный и причудливый смысл, пытаясь исключить Иисуса из их исполнения. Но Петр говорит, что пророчество не какого-либо частного толкования ; его значение очевидно и может быть подтверждено другими.
я. Хотя здесь Петр говорил о пророчестве Писания , тот же принцип верен и в отношении дара пророчества сегодня. Должно быть трезвое подтверждение любого пророческого слова, и то не через другое пророческое слово, а через Писание. В даре пророчества Бог никогда не говорит с только один человек, и всегда дает подтверждение.
б. Пророчество никогда не приходило по воле человека : Неправильно и недопустимо искажать пророчества в соответствии с нашим личным смыслом, потому что пророчества исходят не от человека, а от Бога. Оно приходит через святых мужей Божьих – но только когда они движимы Святым Духом .