Реформация в Швеции — Русская историческая библиотека
(продолжение)
Король Густав Ваза — проводник Реформации в Швеции
То же самое, в одно и то же время и таким же образом, произошло и в Швеции. К началу XVI в. здесь власть была в руках дворянства и духовенства; последнему в Швеции принадлежало более половины поземельной собственности. Густав Ваза был возведен на престол народным движением, и дворянство только против собственной воли согласилось на его избрание. У нового короля не было почти никаких средств, а между тем расходы предстояли большие: нужно было уплатить значительный долг Любеку за помощь в войне, да и юг Швеции оставался еще в руках датчан. Вот у Густава Вазы и явились те же мысли, что и у Фридриха I. Можно думать, что в первое время, по крайней мере, практические выгоды пленили его гораздо более, чем внутреннее содержание нового учения, и только постепенно он превратился в ревностного реформатора. Во всяком случае в основе его поведения лежала государственная мысль – сокрушить политическую силу духовенства и обогатиться его имуществами, хотя бы и поделившись ими со светской аристократией. Но Густаву Вазе это сделать нужно было еще таким образом, чтобы не возбудить против себя и других общественных классов, особенно крестьян, на которых он опирался в начале своей политической карьеры.
В двадцатых годах XVI в. лютеранство уже проникало в Швецию, и среди шведов уже явились свои проповедники, Олай и Лаврентий Петерсены и Лаврентий Андерсон (Andreae). Густав Ваза стал им оказывать покровительство, хотя католики и обращали его внимание на то, что новое учение могло принять демократический характер: принадлежность известных имуществ церкви не в смысле иерархии, а в смысле общины верующих (communio bonorum ecclesiae) легко было истолковать в смысле раздела их между членами общины (divisio bonorum inter membra ecclesiae). Затем Густав, сам думавший, конечно, не о такой секуляризации имуществ духовенства, начал помимо папы, одною собственною властью, назначать на епископские места, поручил шведским реформаторам сделать перевод Библии, а в 1527 г. созвал в Вестеросе сейм, с представителями городского и крестьянского сословий и решил поставить ребром на этом сейме вопрос об отношении между церковью и государством.
Прежде всего на этом сейме король потребовал увеличения своих средств и, встретив несочувствие, объявил, что отрекается от престола. Между сословиями начались распри, и дело кончилось тем, что они убедили короля отказаться от своего намерения и согласились на все угодные ему нововведения, пожертвовав ему духовенством. Сеймовый «рецесс» состоял из четырех статей: в первой предлагались меры к усмирению восстаний и открытию заговоров общими силами всех сословий; второю вменялось епископам помогать королю деньгами и передать ему свои замки и крепости, а также отдавалось в королевское распоряжение все церковное имущество, какое остается за вознаграждением духовных лиц, над монастырями же ставился королевский чиновник, который должен отбирать в казну излишек доходов с их имений и определять число монашествующих лиц; третьею статьею дворяне вознаграждались за военные издержки церковными и монастырскими ленами, отошедшими от них к духовенству и монастырям после 1454 г. ; четвёртою, наконец, решено было не подымать более вопроса о религиозных спорах. Густав Ваза, таким образом поделившийся с дворянством имуществами церкви, в 1528 г. торжественно короновался, а сеймы 1544 и 1545 гг. сделали его власть наследственною. Сначала он довольствовался частью доходов с церковных земель, но потом он наложил на них более тяжелую руку, начав вместе с тем назначать священников помимо епископов и запретив последним (1533 г.) производить какие бы то ни было реформы в церкви без его согласия. В заключение всего он ввел в Швеции новую систему церковного устройства, учредив (1539 г.) должность королевского ординатора и суперинтендента с правом назначать и сменять духовных лиц и ревизовать церковные учреждения, не исключая епископств (должность епископов была сохранена, но власть их была ограничена консисториями; епископы остались и членами сейма).
Густав Ваза на сейме в Вестеросе. Картина К. Г. Хеллквиста, 1875
До реформации шведское духовенство (включая и финляндское) получало 170 т. марок, а после – лишь 25 т., т.е. доходы его уменьшились почти в семь раз. Реформация вводилась в Швеции мирными средствами, и никто за веру казнен не был; даже очень редко подвергали удалению от должностей. Когда, однако, тяжелые налоги возбудили в народе неудовольствие, этим воспользовались некоторые духовные лица и дворяне, чтобы поднять мятеж, но он был скоро подавлен, как было подавлено и восстание далекарлийских крестьян, оказавших сопротивление продаже церковных колоколов. Таким образом, и в Швеции реформация была произведена королевскою властью, которая и здесь должна была, однако, поделиться частью церковных имуществ со светской аристократией.
За примером Дании и Швеции последовала Англия.
Реформация в Швеции. История Швеции
Реформация в Швеции. История ШвецииВикиЧтение
История Швеции
МЕЛИН и др. Ян
Содержание
Реформация в Швеции
/94/ Реформация в Швеции не была народным движением. Это объяснялось двумя причинами: политическими амбициями Густава Вазы и влиянием различных движений в Германии, обычно объединяемых понятием «Реформация».
В Швеции доминировало влияние реформаторских идей Мартина Лютера (1483–1546) и Филиппа Меланхтона (1497–1560).
С точки зрения теологии, лютеровско-меланхтоновская реформация явилось нововведением, «очистившим» идеи, которые дискутировались в период Среднего и Позднего Средневековья. Реформаторы были реакционерами (т. е. были устремлены назад) в смысле поиска идеала церковной жизни в далеком прошлом (antiquitas). Библия, «чистое слово Божье» стали важнейшей нормой.
Начало тех изменений, которые привели к Реформации в Швеции, было положено решениями риксдага в Вестеросе в 1527 году. На нем такие реформаторы, как Лаурентиус Андре и Олаус Петри (1493– 1552), получили разрешение свободно проповедовать свои идеи, а Густав Ваза мог теперь начать конфискацию церковной собственности. Это привело к бурной реакции, например, к восстаниям в Даларне 1524–33 годов, в Смоланде в 1529 году и восстанию под предводительством Нильса Дакке в 1542–43 годах.
Лаурентиус Петри (брат Олауса. – Примеч. перев.) (1499–1572) был избран архиепископом в 1531 году. Посвящение в сан его и других епископов означало, что места иерархов церкви стали занимать сторонники реформаторских идей. Вопреки попыткам короля полностью контролировать деятельность церкви, она сохраняла средневековую структуру епископата. Это гарантировало церкви определенную самостоятельность. С некоторыми изменениями сохранялась также месса и порядок богослужения. Церковь Позднего Средневековья была довольно терпимой культовой общностью. Положение постепенно менялось в период Реформации с ее требованием «чистого учения». Монастыри упразднялись, братства, паломничества, а также отдельные церковные обряды службы запрещались. Различные формы богослужений, существовавшие ранее, постепенно унифицировались.
В соответствии с отмеченным выше, характерным для Реформации принципом обращения к первоисточникам в 1526 году на шведский язык был переведен Новый завет, а в 1541 году – полностью вся Библия была переложена на народный язык. В годы Реформации усилилось требование, чтобы центральное место в приходской жизни заняла проповедь. Его выполнение теперь облегчалось тем, что свя- щенники могли проповедовать на родном языке. Через проповедь верующие должны были воспринимать «чистое слово Божье». Суть заключалась в том, чтобы освободить богослужение от всего, что противоречило основному принципу Реформации: «Спасение одной милостью Божьей».
Следующий период Реформации наступил с приходом в 1569 году к власти Юхана III (1537–92). Его программа церковной политики соединяла идею международного церковного единства с желанием, чтобы старинная церковь стала образцом церковной жизни. В итоге появился печатный церковный ордонанс 1571 года, выпущенный под названием Nova Ordinantia в 1575 году. Год спустя Юхан издал большой литургический ордонанс, Liturgia suecanae ecclesiae, названный «Красной книгой». Он попытался также восстановить разрушенную во время Реформации систему высшего образования и наладить отношения с Римом. Это встретило противодействие и послужило началу так называемой литургической борьбы (1576–93). Во главе сопротивления встал брат Юхана – Карл, герцог Сёдерманландский, симпатизировавший кальвинистам, который впоследствии стал королем Карлом IX.
Герцог Карл использовал политическую ситуацию, чтобы укрепить свою власть. Шагом к этому стал созыв в 1593 году церковного собора в Упсале, целью которого была отмена церковных реформ Юхана. Ордонанс 1571 года и Confessio Augustana (Аугсбургское исповедание), немецкое исповедание 1530 года были официально приняты в качестве норм церковной жизни. Таким образом, было полностью восстановлено ортодоксальное лютеранское вероучение, шведская государственная церковь приняла форму, сохранившуюся до настоящего времени.
Свен-Эрик Бродд
В Швеции
В Швеции Вопрос 5. 7Какой город в начале XVII века заложил шведский король Карл IX, желая контролировать северный торговый путь в Россию?Вопрос 5.8В 1611 году между Новгородом и Швецией был заключен договор. Главный пункт этого договора гласил: «Митрополит Исидор и Священный
В Швеции
В Швеции Ответ 5.7На узкой полосе западного берега Швеции Карл IX заложил новый город – Гётеборг.Ответ 5.8«… избрали шведского принца в цари и великие князья над Новгородским княжеством, а также над Владимирским и Московским, если последние пожелают присоединиться к
В Швеции
В Швеции Вопрос 11.22Какой город пытался штурмовать русский адмирал Апраксин 21 августа 1719 года?Вопрос 11.23«Шляпы» и «колпаки» – что такое?И за что «шляпы» нападали на «колпаков»?Вопрос 11.24В 1739 году он стал первым президентом Шведской академии наук. А в 1754 году – почетным
В Швеции
В Швеции Ответ 11. 22Стокгольм, столицу шведского королевства.Ответ 11.23В 30-е годы XVIII столетия в Швеции появились, можно сказать, первые более или менее оформленные политические партии.«Шляпы» (символ дворянства) ругали «колпаков» (точнее: «ночных колпаков») за трусость.
Развитие феодализма в Швеции
Развитие феодализма в Швеции Хотя и в Швеции постепенно возрастал слой держателей, не имеющих собственной земли, число крестьян, сохранявших независимость от крупных землевладельцев, было велико. В ходе борьбы за укрепление королевской власти и начавшегося с XII в.
ж. Как хоронили в Швеции?
ж. Как хоронили в Швеции? Между прочим, а как вообще хоронили в Швеции (Норвегию оставим в стороне, ибо нам же объяснили, что Востоком интересовались именно шведы)? Начнём с так называемого Вендельского периода (550—800). Да, кстати, только с VII—VIII веков вообще, по мнению
Замыслы в отношении Швеции
Замыслы в отношении Швеции Житомир25 июля 1942 годаСегодня Гиммлер сказал мне: Гитлер очень недоволен тем, что не оккупировал Швецию одновременно с Норвегией.
Сколько лет Швеции?
Сколько лет Швеции? /18/ Географический регион, который мы называем Швецией, возник после таяния ледника в последний ледниковый период (рис. 1) и поднятия из воды суши. Чтобы получить представление об этом длительном процессе, уместно будет наметить несколько отправных
Индустриализация Швеции
Индустриализация Швеции /205/ Бурное развитие индустриализации в Швеции наблюдалось во второй половине XIX века. Обычно различают три ее фазы. Первая относится к 1850-м годам и характеризуется увеличением спроса на пиломатериалы в европейских странах. Район лесопильных
«На развалинах замка в Швеции»
«На развалинах замка в Швеции» В этой элегии Батюшков задумывается над превратностями бытия. Перед его мысленным взором проходят древние эпохи. О них напоминают величественные развалины замка. Все здесь окружено атмосферой героики, битв, сражений, мужества, стойкости,
Финляндия обращается к Швеции
Финляндия обращается к Швеции Сразу по приезде в Хельсинки я отправил премьер-министру Швеции Перу Альбину Ханссону письмо, которое мы набросали в Москве. Карл Август Фагерхольм, член кабинета министров, который как раз возвращался в Стокгольм, взялся передать это
Инцидент в Швеции
Инцидент в Швеции В довершение к моему визиту в Стокгольм несколько дней спустя разыгралась сцена, которая омрачила отношения между Финляндией и Швецией. Шестнадцатого февраля стокгольмская вечерняя газета «Folkets Dagblad Politiken» опубликовала заметку, действие которой можно
1.
Карта Швеции1. Карта Швеции
Позиция Швеции.
Позиция Швеции. Эти переговоры оказались безрезультатными. Оскар I требовал, как необходимого условия, посылки в Финляндию 50 тысяч солдат из Франции и Англии, обеспечения завоевания Швецией Финляндии и, главное, гарантии со стороны; Англии и Франции, вечного владения
Русская принцесса в Швеции
Русская принцесса в Швеции Как известно, первый династический брак в истории русско-шведских отношений был заключен между Ярославом Мудрым и шведской принцессой Ингигерд. Следующий династический брачный проект был реализован через девять столетий. Брачный союз между
РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЦИИ И ДАНИИ
РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЦИИ И ДАНИИ
7 Min Read
РЕФОРМАЦИЯ НАЧИНАЕТСЯ В ШВЕЦИИ
Германия оказала значительное влияние на скандинавские страны Норвегии, Швеции и Дании в политическом, социальном и духовном плане . Все они могли проследить свою родословную до тех же тевтонских племен, которые оккупировали Европу после распада Римской империи. Кроме того, они были торговыми партнерами, и многие коренные немцы мигрировали в этот регион и были рассеяны по всей Скандинавии. Когда Виттенберг прославился, многие скандинавские молодые люди решили учиться там и находились под сильным влиянием Лютера и Меланхтона. Именно это влияние зажгло Реформацию в Скандинавии и превратило весь регион в протестантскую цитадель.
Швеция стала частью римско-католической церкви в 12 веке, а на заре 16 века была верна Риму. В 1515 году Лев X послал своего легата Иоганна Арцимбольда продавать индульгенции в Данию и Швецию. Арчимбольд был скандинавским коллегой Тецеля и сумел извлечь из кошельков верующих более миллиона флоринов на ремонт базилики Святого Петра. Стоимость добычи, однако, намного превышала ее трофеи, потому что люди были совершенно сыты по горло жадным до денег легатом и его денежными выходками. Весь этот эпизод заставил общественное мнение повернуться против церкви, тем самым создав более благоприятную среду для распространения протестантизма в регионе.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ
Как это было в большинстве европейских стран в то время, когда религия и политика были неразрывно связаны. Кристиан II, занимавший трон Дании с 1513 года, был жестоким и тираническим монархом, но обладал ограниченной властью. Это произошло потому, что католическое духовенство было неприлично богатым и имело большое влияние на людей, а датская знать владела большей частью земли. Объединенная церковная и светская знать имела большую опору власти, чем король. Кристиан предпринял агрессивные шаги, чтобы уменьшить их власть, используя протестантизм в качестве своего предпочтительного оружия. Он мог видеть проникновение движения в страну, а также то, что поощрение этого движения значительно уменьшило бы власть священников.
Королевства Дания, Швеция и Норвегия находились под властью одного монарха с 1397 года, но когда Кристиан взошел на трон, он оказался таким тираническим монархом, что Швеция назначила администратора для наблюдения за своими национальными интересами, тем самым обойдя прямую власть Кристиана над нацией. . Кристиан выжидал и вторгся в Швецию, завоевав и поработив нацию и обращаясь с ее гражданами с ужасной жестокостью. Среди пострадавших была семья Густава Васы, который собрал войско и разгромил войска Кристиана, сам захватив трон Швеции. Васа занял трон Швеции в 1523 году как Васа I и начал работать от имени Реформации своего королевства и его действующей церковной власти. В отличие от Кристиана II, который видел в Реформации политический инструмент, Васа видел в Реформации подлинную необходимость возрождения и преобразования своей нации.
БРАТЬЯ ПЕТРИ
Лаврентий и Олаф Петри сыграли значительную роль в этом предприятии, будучи учениками Лютера и Меланхтона во время их пребывания в Виттенберге. Олаф, родившийся в 1497 году, и Лаврентий, родившийся в 1499 году, оба получили базовое образование в монастыре кармелитов, после чего оба отправились учиться в Виттенбергский университет. Согласно некоторым сообщениям, когда Лютер прибил свои 95 тезисов к двери Замковой церкви в Виттенберге, Олаф был среди толпы, стоявшей вокруг него. После получения образования в Виттенберге они оба вернулись в Швецию, взяв с собой истины, которые они усвоили, находясь под опекой Лютера и Меланхтона.
Васа назначил Олафа проповедником великого собора в Стокгольме, а Лаврентия — кафедрой богословия в Упсальском университете. Эти молодые люди проникли в шведское общество идеями, которые они привезли из Виттенберга, и произвели глубокое впечатление на страну.
Духовенство немедленно ополчилось против нового движения, и добрый епископ Браск из Линчепинга, который был больше политическим активистом, чем священником, запретил всем католикам покупать, читать или распространять протестантскую литературу. Его запрет только возбудил любопытство его избирателей, и люди стали более лихорадочно говорить о новом учении.
Тем временем Олаф Петри начал переводить Новый Завет на шведский язык, используя Новый Завет Лютера в качестве шаблона. По мере того, как протестантизм начал набирать силу, трения между двумя сторонами начали набирать обороты. Это обострилось до такой степени, что король созвал конференцию в Упсале, чтобы обсудить разногласия между протестантизмом и папством. Король приказал обсудить и обсудить все разногласия до тех пор, пока не будут исчерпаны все до единого аргументы и точки зрения. Были подняты двенадцать основных моментов разногласий, и обсуждение состоялось на конференции в Уппсале в 1526 году. Вскоре после этого на Вестерасском сейме в 1527 году Швеция официально стала протестантской нацией.
ТАУССАН И ДАНИЯ
После того, как Кристиан II уступил трон Швеции Вазе, он также был свергнут с престола Дании и бежал в изгнание при дворе своего зятя Карла V. Его дядя, Фридрих, герцог Гольштейн и Шлезвиг унаследовали его престол. Именно во время его правления на сцену вышел человек, заслуживший титул «реформатора Дании». Ганс Тауссен родился в 1494 году в семье датских крестьян, чьи скудные доходы не давали Тауссену возможности получить то образование, к которому он стремился. Его семья была католической, и вскоре он вступил в ряды монашеского ордена, где усердие, с которым он выполнял свои задачи, привлекло внимание главы ордена, который предложил ему стипендию в любом университете по его выбору, кроме отравленного протестантского оплота Виттенберга. . Он выбрал Кельн, и пока он был там, ему дали труды Лютера, которые зажгли огонь в его костях, заставив его уехать из Кельна в Виттенберг, не предупредив своих благодетелей об изменениях. Примерно в 1521 году, когда Лютер готовился отправиться на сейм в Вормсе, Тауссен вернулся в Данию и вскоре после этого получил степень доктора богословия. Это открыло ему возможность учить других истинам, которые он узнал в Виттенберге. Он вернулся в монастырь, предложивший ему стипендию, и начал потихоньку обучать тамошних студентов реформатской вере. Однако вскоре глава ордена, предоставивший ему стипендию, понял, что происходит, и приказал заточить Тауссена в Выборгском монастыре, и там, не в силах сдержаться, Таусан начал проповедовать воспитанникам монастыря. монастырь через решетку своей тюремной камеры. В этот момент они полностью исключили его из монашеского круга, и это дало ему свободу путешествовать по всей Дании, проповедуя и уча, куда бы он ни пошел. Случилось также, что примерно в то время, когда его изгнали из монастыря в Выборге, король Фридрих издал указ, согласно которому никто не должен был прикасаться ни к одному проповеднику, проповедовавшему реформированную веру.
Затем епископ Выборгский собрал своих коллег, и четыре епископа Дании написали доктору Экку, прося его приехать и пожить в Дании какое-то время, чтобы он мог бороться с протестантской ересью, которая распространялась в стране. но Эка, утомленного недавними встречами с Лютером и другими, это не убедило, и он отклонил приглашение.
Враждебность епископов со временем не ослабевала, а усиливалась, пока Фридрих I не созвал их всех на встречу с руководителями протестантского движения в Копенгагене для открытого диспута. Протестанты в ожидании спора составили документ из 43 пунктов, излагающих их убеждения, и католические епископы сделали то же самое. Ключевыми держателями протестантского документа были; авторитет Писания как единственного правила веры и практики для христианина и достаточность смерти Иисуса на кресте для спасения человека. Исход диспута привел к тому, что протестантское движение прочно закрепилось в Дании.
Самое поразительное в скандинавской Реформации то, насколько она была тихой и ненавязчивой, а также насколько удивительно свободной от кровопролития и насилия. Сразу за границей в Германии протестантизм и католицизм столкнулись друг с другом, вооруженные и готовые к битве; то же самое было в Швейцарии, Франции, Англии и даже в Нидерландах, но в Скандинавии протестантизм зародился тихо, мирно и вместе с тем не менее сильно, чем где-либо еще. Можно только догадываться, почему это было так, но из всего этого можно сделать один важный вывод: иногда революция не должна быть отмечена кровью и войной, она может прийти мягко и мирно и оставить после себя такое же непреходящее наследие.
Церковь Швеции | Шведская лютеранская конфессия
- Сферы деятельности:
- Лютеранство
Просмотреть весь связанный контент →
Церковь Швеции , Шведская Svenska Kyrkan , церковь Швеции, которая до 2000 года поддерживалась государством; она изменилась с римско-католической на лютеранскую веру во время протестантской Реформации 16-го века.
В IX веке шведский народ постепенно начал принимать христианство. Первым христианским миссионером, отправленным в Швецию, был святой Ансгар (801–865), бенедиктинский монах и первый архиепископ Гамбурга. Впоследствии среди шведов работали британские и немецкие миссионеры, но до XII века страна стала преимущественно христианской. В 1164 году Упсала стала резиденцией архиепископства, и был назначен первый шведский архиепископ.
Реформация в Швеции не повлекла за собой радикального разрыва с прошлой церковной практикой; сохранялась епископская форма церковного управления и апостольское преемство духовенства. Густав I Ваза, король независимой Швеции (1523–1560 гг.) после распада скандинавского союза Швеции, Норвегии и Дании, хотел уничтожить огромную экономическую мощь римско-католической церкви в Швеции. В проведении Реформации в Швеции ему помогали его канцлер Лаврентий Андреэ, который учился на европейском континенте и был знаком с новыми религиозными учениями, и Олаус Петри, реформатор из Швеции, который учился в Виттенберге, Гер. , с Мартином Лютером и Филиппом Меланхтоном. Связи с римской церковью постепенно ослабевали до 1527 г., когда король с одобрения шведского сейма конфисковал церковное имущество, и шведская церковь стала независимой. Часть духовенства покинула Швецию, а не приняла лютеранство, но постепенно новые религиозные учения были приняты оставшимся духовенством и народом. В 1544 году король и сейм официально объявили Швецию лютеранской нацией.
Петри был учителем и проповедником, служившим пастором (1543–1552 гг.) в Сторкиркане (Собор Святого Николая) в Стокгольме, членом городского совета Стокгольма, а также секретарем (1527 г.) и канцлером (1531 г.) короля. Он во многом служил шведской Реформации. Он подготовил шведский Новый Завет (1526 г.), сборник гимнов (1526 г.), церковное руководство (1529 г.) и шведскую литургию (1531 г.), а также написал несколько религиозных произведений. Вся Библия была переведена на шведский язык Олаусом, его братом Лаврентием Петри и Лаврентием Андреэ; он был опубликован в 1541 году.
Под руководством Лаврентия Петри, первого лютеранского архиепископа Шведской церкви (1531–1573 гг.), церковь противостояла попыткам кальвинистов повлиять на ее учения и правительство. Лаврентий подготовил «церковный устав» 1571 г., книгу обрядов и церемоний, регламентировавших жизнь церкви.
Последующие попытки католиков восстановить власть в Швеции не увенчались успехом. При короле Густаве II Адольфе лютеранству больше не угрожали, и вмешательство Густава в Тридцатилетнюю войну считается спасением протестантизма в Германии.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Лютеранская ортодоксия преобладала в Швеции в 17 веке. Однако в течение 18 и 19 веков пиетизм, движение, зародившееся в Германии и делавшее упор на личный религиозный опыт и реформы, оказало сильное влияние на лютеранство в Швеции. В результате церковь начала и продолжала образовательную, социальную и миссионерскую деятельность. В 20 веке церковь активно участвовала в экуменическом движении.