Деятельность и реформы Косыгина кратко
Косыгинская реформа (экономическая реформа 1965 года) – комплекс преобразований, направленных на реформирование системы планирования и управления народным хозяйством в СССР.
Реформы проводились с 1965 по 1970 год, и получили свое название в честь А.Н. Косыгина, председателя Совета Министров СССР, который занимался разработкой и контролировал проведение реформы в Советском Союзе. На Западе эта реформа также известна как «Реформа Либермана» — в честь советского экономиста Е.Г. Либермана, который стал еще одним автором основной концепции данной экономической реформы.
Основная суть Косыгинской реформы заключалась во внедрении новых экономических методов управления, расширении хозяйственной самостоятельности предприятий и широком использовании инновационных приемов материального стимулирования.
Краткая биография Косыгина
Алексей Николаевич Косыгин родился 21 февраля 1904 года в Санкт-Петербурге в семье Николая Ильича и Матроны Александровны Косыгиных. С 1919 по 1921 год Алексей служил в 7-ой армии на военно-полевом строительстве участка Петроград-Мурманск, а затем стал слушателем Всероссийских продовольственных курсов Наркомпрома и поступил в Ленинградский кооперативный техникум, после окончания которого был отправлен в Новосибирск. В 1927 году был принят в члены ВКП(б), а с 1928 года работал заведующим плановым отделением Сибирского краевого союза потребкооперации. В 1930 году, после возвращения в Ленинград, поступил в Ленинградский текстильный институт, который окончил в 1935 году.
Карьера Косыгина развивалась достаточно быстро. С 1936 по 1937 год он работал простым мастером, затем начальником смены, а потом и директором фабрики «Октябрьская». Сразу после этого в 1938 году назначен на пост заведующего промышленно-транспортным отделом Ленинградского обкома ВКП(б), а в 1939 году был избран членом ЦК ВКП(б). Так началась его политическая деятельность.
До войны Косыгин занимал разные посты, а в 1941 году возглавил группу комиссаров Комитета по Гражданской Обороне. Группа занималась эвакуацией и снабжением продовольствием мирного населения в осажденном Ленинграде, сам Косыгин принял участие в создании знаменитой «Дороги жизни».
После войны Косыгин назначен на пост председателя Оперативного бюро Совета народных комиссаров РСФСР, а в 1946 году стал Председателем Совета Министров СССР и членом политбюро ЦК КПСС. В эти годы начинается его активная политическая и экономическая деятельность, самое заметное место в которой занимает экономическая реформа 1965 года. Разработанная и проведенная Косыгиным и Либерманом, она существенно меняет экономику СССР и направляет ее в новое русло.
В 1980 году Косыгина освобождают от должности члена Политбюро ЦК КПСС и от должности Председателя Совета Министров СССР в связи со значительным ухудшением здоровья. Косыгин умирает 18 декабря 1980 года.
За год своей работы Косыгин внес значительный вклад не только в разработку новой экономики, но и во внешнюю политику СССР – благодаря его стараниям удалось нормализовать отношения между СССР и Китаем.
Косыгинская экономическая реформа
В октябре 1964 года происходит отставка Н.С. Хрущева с поста главы государства, а вместе с этим заканчивается и эпоха «хрущевской оттепели», характеризующаяся частыми и серьезными (но зачастую непродуманными) реформами всех сфер жизни. Наступает время более умеренных преобразований, возвращавших страну обратно к консерватизму.
Несмотря на то, что вместе с Хрущёвым ушла определенная свобода, возвращения к сталинизму не произошло – новое руководство страны во главе с Л. Брежневым решило продолжить курс умеренных, но все же преобразований, призванных и далее совершенствовать социализм. Для того, чтобы эти преобразования были возможны, а также для того, чтобы соответствовать резкому научно-техническому скачку, произошедшему в мире, было принято решение разработать и провести социально-экономическую реформу. Разработку и проведение поручили Косыгину.
Суть Косыгинской реформы
Общая суть реформы состояла в том, чтобы дать различным предприятиям большую степень экономической свободы, а также в качестве основного движущего стимула выбрать материальные ценности и поощрения.
Основные положения реформы:
- Восстановление системы отраслевого управления промышленностью, ликвидация органов территориального управления хозяйством;
- Сокращение количества директивных плановых показателей с целью уменьшения бюрократизации;
- Ключевыми показателями экономической состоятельности предприятия становились прибыль и рентабельность;
- Новая ценовая политика.
Однако проведение реформы столкнулось с определенными трудностями. Прежде всего, необходимо было также реформировать аграрный сектор, чтобы он смог настроиться на работу в новой экономической системе – время проведения реформ было продлено и внедрение изменений заняло пять лет, с 1965 по 1970 год, после чего они были свернуты, так и не достигнув значительного успеха.
Итоги реформ
В ходе реформ была сделана попытка перейти к интенсивному качеству роста экономики СССР, был создан фундамент для дальнейшего развития постиндустриальной экономики, где важную часть занимали показатели эффективности. К сожалению, проведение Косыгинской реформы нельзя назвать удачным.
В современной исторической науке доминирует мнение о том, что реформы Косыгина были свернуты или просто провалились из-за большого количества нестыковок и проблем в административно-управленческом корпусе, который мешал внедрению новой экономической политики. Кроме того, на проведение реформ необходимы были деньги, которых у государства не было – в результате реформы постепенно пошли на убыль и были свернуты.
Результаты Косыгинской реформы были взяты за основу для проведения экономических реформ 1987-1988 годов.
Реформы Косыгина еще в прошлом веке могли сделать отечественную экономику рыночной
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Общество
14.10.2008 02:00
Поделиться
пытались перевести отечественную экономику еще в середине прошлого века
Алексей Чичкин
Главный идеолог и претворитель китайских реформ Дэн Сяопин как-то сказал: «Если бы «косыгинские» реформы удались, Китай, возможно, снова бы учился у СССР».
Осенью 1963-го на некоторых фабриках Москвы, Горького и большинстве угольных шахт Украины — впервые после нэпа — был введен хозрасчет и более чем вдвое снижено число обязательных плановых показателей. Результаты оказались настолько благоприятными, что с 1965-го та система стала распространяться едва ли не по всему СССР.
Еще на рубеже 1940-1950-х годов по инициативе Сталина была развернута всесоюзная дискуссия о пользе хозрасчета и возможностях его широкого внедрения. Одним из инициаторов такой политики, как и самой дискуссии, был тот же Алексей Косыгин. А в 1951-1953 годах некоторым предприятиям, в порядке эксперимента, стали снижать количество обязательных плановых нормативов и переводить эти предприятия на самоокупаемость. Тогда же рубль «отвязали» от доллара в пользу золотого содержания. Кстати, эта политика была воплощена в «маоцзэдуновском» Китае в середине-второй половине 1960-х, что впоследствии стало основной для «дэнсяопиновских» реформ.
По сути дела в конце 1940-начале 1950-х в СССР стал вводиться ряд элементов югославской («титовской») экономической системы, официально называемой в СССР «реставрацией капитализма». ..
В связи с теми советскими начинаниями Сталин отметил в последней своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952 г.), что многие наши экономисты и чиновники не знают, не понимают хозрасчета, не умеют его применять и потому выступают против него. И в той же работе он высказался против «огосударствления» всех отраслей и предприятий: «На самом деле передача в собственность государства является не единственной и даже не лучшей формой национализации, а первоначальной формой национализации…» То есть «косыгинские» реформы фактически начинались 60 лет назад, но были прерваны после марта 1953 года…
Но в середине 1960-х А.Н. Косыгин, став председателем Совета Министров СССР, возобновил попытки реформировать экономику. Основные аспекты реформ были изложены в статье профессора Харьковского инженерно-экономического института и Харьковского госуниверситета Е.Г. Либермана «План, прибыль, премия» и в его докладе «О совершенствовании планирования и материального поощрения работы промышленных предприятий», направленном в ЦК КПСС (1964-1965 гг. ). Эти предложения были поддержаны А.Н. Косыгиным.
Суть реформ 1960-х, если вкратце, сводилась к следующему:
— ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования («хрущевские» совнархозы), а предприятия снова становились (как до совнархозов) основной хозяйственной единицей;
— восстанавливалось отраслевое управление промышленностью;
— сокращалось количество директивных плановых показателей с 30 до 9. Действующими оставались показатели по общему объему продукции в действующих оптовых ценах, важнейшей продукции в натуральном измерении, фонду зарплаты, общей сумме прибыли и рентабельности (как отношение прибыли к стоимости основных фондов и нормируемых оборотных средств), платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета, общему объему капиталовложений, по внедрению новой техники, объему поставок сырья, материалов и оборудования;
— расширялась самостоятельность предприятий: они стали определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, осуществлять инвестиции в производство за счет собственных средств, устанавливать долговременные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала и размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались жестким финансовым санкциям;
— за счет прибыли предприятия могли формировать фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства и т.п. Причем использовать эти фонды предприятия могли по собственному усмотрению (в рамках существующего законодательства).
Одновременно в сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повысились в 1,5-2 раза, вводилась дополнительная государственная оплата сверхплановой продукции, снижались цены на запчасти и технику, уменьшался подоходный налог на крестьян. Вдобавок в начале 1970-х многоступенчатая система управления промышленностью была заменена на двух-, трехзвенную (например, министерство-объединение-предприятие; министерство-хозрасчетный комбинат-шахтоуправление).
Внедрение упомянутых механизмов позволило резко ускорить темпы экономического роста, социального достатка и промышленного экспорта. Но одновременно существенно повысилась самостоятельность предприятий и даже многих регионов СССР, что противниками реформ было расценено как угроза подконтрольности экономики и региональных («национальных») властей высшей партийно-государственной номенклатуре.
Негативно повлияли на продолжение реформ и известные события в Чехословакии, где схожие экономические новации вводились тоже с середины 1960-х при поддержке со стороны «титовской» Югославии. Но в то же самое время СССР становился все более крупным получателем «легкой и быстрой» инвалюты за счет растущего экспорта разнообразного сырья, особенно нефти, газа, угля, металлургического и лесного. Последняя тенденция стала едва ли не главным аргументом против реформ.
Как следствие, они в СССР были свернуты уже в первой половине 1970-х. По имеющимся данным, А.Н. Косыгин посетовал в беседе с премьер-министром Чехословакии Любомиром Штроугалом в 1971 г. в Праге: «Ничего не осталось, все рухнуло. Реформы попали в руки людей, которые их вообще не хотят. Людей, с которыми я разрабатывал материалы (по экономическим преобразованиям. — Прим. ред.), уже отстранили. И я уже ничего не жду…»
Российская Бизнес-газета —
Поделиться
История
Косыгинские реформы | Encyclopedia.
comgale
просмотров обновленоПосле смещения Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. Алексей Николаевич Косыгин (1904–1980) стал председателем Совета Министров СССР в составе Леонид Брежнев. В течение нескольких месяцев новое руководство восстановило отраслевую министерскую структуру, которую Хрущев заменил региональными совнархозами (совнархозами). Госплан восстановил свою главную роль в экономическом планировании.
В сентябре 1965 г. Косыгин объявил о комплексной плановой реформе, в которой были реализованы некоторые идеи харьковского экономиста Евсея Либермана и многих других экономистов-промышленников, призывавших опираться на показатель прибыли вместо подробных и многочисленных директив, зачастую противоречащих друг другу. . Рентабельность некоторое время была одним из показателей выполнения плана, хотя основным показателем по-прежнему оставалась валовая продукция ( валовая продукция, или вал 9).0010 для краткости) по сравнению с запланированными уровнями. Теперь директив будет семь, а рентабельность капитала (по регулируемым ценам, а не рыночным) — или объем продаж для фирм, производящих товары народного потребления, — станет основным индикатором, формирующим бонусы. Вместо четырех нормативных показателей использования труда будет только один: фонд заработной платы.
Другими обязательными задачами должны были быть продажи ( реализация ), ассортимент, платежи в бюджет, централизованные инвестиции, внедрение новой техники, обязательные задачи снабжения. печально известный val будет отменено вместе с целью снижения затрат, что ставит под угрозу качество производства. В зависимости от успехов предприятия в увеличении продаж и нормы прибыли, а также при выполнении других плановых задач, нераспределенная прибыль будет направляться на новые инвестиции, социальные объекты и жилье, дополнительные премии работникам. Это положение было призвано усилить материальное стимулирование занятых на предприятии. Эти нормы, будучи дифференцированными и достаточно сложными, должны были быть устойчивыми. После уплаты нового взноса на капитал в размере 6 процентов более половины чистой прибыли обычно шло государству, а не в фонды предприятий. Целые цены на новые предприятия будут объявлены к 1967, но по-прежнему основывается на затратах, а не на дефиците рынка. Это позволило бы прекратить субсидирование убыточных предприятий.
Сохранено одно преимущество системы совнархозов: при Госкомитете по материально-техническому обеспечению ( Госнсаб ) сохранены областные межотраслевые склады снабжения. Таким образом, оптовая торговля должна была быть расширена. Было также создано несколько других государственных комитетов по установлению цен и по науке и технике. Забота о технологических изменениях также нашла отражение в создании научно-производственных ассоциаций, призванных улучшить связь между исследованиями, технологиями и внедрением новых товаров.
Не успели эти реформы осуществиться, как пришлось внести существенные изменения в регулирование размера и распределения фондов предприятий. Добавлены новые цели по потребительским товарам и качеству; позже, в 1970-х годах, производительность труда, валовая продукция и другие показатели вернулись в обязательный список. Проблемы с поставками сохранялись; велась небольшая оптовая торговля.
Большинство специалистов считают, что косыгинские реформы потерпели неудачу из-за сохраняющегося дисбаланса между возможными поставками и требованиями правительства, контролируемого партией, нежелания объявлять цены и бюрократического сопротивления любым радикальным изменениям. Но возня и эксперименты продолжались до 1982. Перестройка возродит многие из основных идей косыгинских реформ, но с совершенно иной развязкой: скорее хаос и коллапс, чем разворот и застой.
См. также: экономический рост советский; косыгин алексей николаевич; либерман евсей григорьевич; перестройка; совнархозы
Грегори, Пол Р. и Стюарт, Роберт С. (1998). Российские и советские экономические показатели и структура, 6-е изд. Чтение, Массачусетс: Аддисон-Уэсли.
Нове, Алек. (1986). Советская экономическая система, 3-е изд. Бостон: Аллен и Анвин.
Martin C. Spechler
Энциклопедия российской истории
Еще с encyclopedia.com
Свободное предпринимательство, СВОБОДНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО Свободное предпринимательство относится к экономике, которая позволяет частному бизнесу свободно организовываться и работать на конкурентной основе для получения прибыли с… Прибыль , Прибыль Прибылью обычно считается сумма, на которую общие доходы предприятия превышают его общие затраты. Было много путаницы в… Снабжение, Снабжение БИБЛИОГРАФИЯ В экономической теории предложение — это отношение между ценой продукта и количеством единиц продукта, которые производят… Маржа прибыли , Маржа прибыли Маржа прибыли — это бухгалтерский показатель, предназначенный для оценки финансового состояния бизнеса или отрасли. В общем, это определяется… Совокупное предложение , Совокупное предложение, наряду с дополняющим его понятием, совокупным спросом, является термином, используемым в макроэкономике (изучение экономики в целом, как о… Предприятие , Предприятие – это коммерческое предприятие, начатое предпринимателем, лицом, принимающим на себя организацию, управление и риски хозяйственного предприятия…
Об этой статье
Обновлено О encyclopedia. com content Распечатать статью
Вам также может понравиться
БЛИЖАЙШИЕ ТЕРМИНЫ
Косыгин
Косуги, Такехиса
Косугэ, Мари (1975–)
Константиновка
Костржева, Уте (1961–)
Костроф, Михаил 1961–
Костова, Елизавета 1965(?)–
Костова, Елизавета
Костов, Георгий
Косторис Падоа Скиоппа , Фиорелла
Костомаров Николай Иванович°
Костофф Линн 1954(?)-
Костнер Изольда (1975–)
Костман Джоэл
Кёстлер Мари (1879–1965) )
Костка, Станислава, ул.
Костка, Жан (ум. 1903)
Костик, Геремия Валахия, бл.
Костинский Сергей Константинович
Костина Оксана (1972–1993)
Костик Конор 1964–
Костыч Конор 1964-
Костич Воислав
Костич Душан
Костевич Елена (1985–)
Косыгин Реформы
Косыгин Алексей Николаевич
Косыгин Алексей
Кошалин
Кёсег
Кошкёвско, Тадеуш
Кошуцкая, Мария (1876– 1939)
Кот, Грег
Кота Бару
Котани Кими
Котани, Микако (1966–)
Котарбинска, Янина
Котарбински , Тадеуш (1886–191981)
Котч
Котчев Тед 1931- (Уильям Т. Котчев)
Котеас Элиас 1961–
Котек, (Эдуард) Иосиф (на самом деле Иосиф Иосифович)
9 0002 КотелеттенвальцерКотельников Александр Петрович
Остров Котельный
Котера, янв. хескл
Госстрой в сталинском стиле | Холодный мир: Сталин и советский правящий круг, 1945–1953
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicХолодный мир: Сталин и советский правящий круг, 1945–1953 гг. Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicCold Peace: Сталин и советский правящий круг, 1945–1953Холодная войнаСовременная история (1700–1945)Политическая историяИстория России и Восточной ЕвропыОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Горлицкий, Йорам и Олег В. Хлевнюк, «Государственное строительство в сталинском стиле», Холодный мир: Сталин и советский правящий круг, 1945–1953 ( New York , 2004; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 сентября 2007 г.), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195165814.003 .0004, по состоянию на 19 мая 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks).
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicCold Peace: Сталин и советский правящий круг, 1945–1953Холодная войнаСовременная история (1700–1945)Политическая историяИстория России и Восточной ЕвропыОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicХолодный мир: Сталин и советский правящий круг, 1945–1953 гг. Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В этой главе рассматриваются политические структуры и процедуры принятия решений, в рамках которых действовало послевоенное руководство. Путем изучения Политбюро и Совета министров в главе описывается своеобразное сочетание личного правления и современного регулярного комитетного правления, которого Сталин достиг в этот период.
Ключевые слова: Сталин, политическая структура, правительство, послевоенное руководство, Политбюро, Совет Министров
Предмет
Политическая историяХолодная войнаИстория России и Восточной ЕвропыСовременная история (с 1700 по 1945 год)Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Институциональный доступ
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок.
Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением.
Не используйте личную учетную запись Oxford Academic. - После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи, в которой выполнен вход, и доступ к функциям управления учетной записью.