Реализм поэтический: Поэтический реализм — все самое интересное на ПостНауке

Содержание

Поэтический реализм | это… Что такое Поэтический реализм?

У этого термина существуют и другие значения, см. Поэтический реализм (значения).

Поэтический реализм (фр. Réalisme poétique, англ. Poetic realism) — художественное направление в европейском, в основном во французском кинематографе. Наибольшей выразительной силы и востребованности достиг во второй половине 1930-х годов — первой половине 1940-х годов ХХ века. В основу направления положено поэтически возвышенное отображение жизни и быта средних и низших классов общества описываемого периода. Главными выразителями идей поэтического реализма принято считать поэта и драматурга Жака Превера, режиссёров Жана Ренуара, Жана Виго, Жюльена Дювивье, Жака Беккера, Марселя Карне, Пьера Шеналя. Ряд критиков кино во главе с писателем Пьером Мак-Орланом использовали для названия направления термин «социальная фантастика».[1]

Содержание

  • 1 История развития и художественные особенности
  • 2 Кинематографисты и фильмы
    • 2. 1 Александр Корда (Великобритания) и Марсель Паньоль
    • 2.2 Жак Фейдер
    • 2.3 Пьер Шеналь
    • 2.4 Жан Виго
    • 2.5 Жан Ренуар
    • 2.6 Жюльен Дювивье
    • 2.7 Марсель Карне
    • 2.8 Лукино Висконти (Италия)
    • 2.9 Иван Пырьев (СССР)
  • 3 См. также
  • 4 Ссылки
  • 5 Примечания

История развития и художественные особенности

Корни поэтического реализма расположены в выразительных средствах и художественных приёмах уже развитого к началу 1930-х годов экспериментального кинематографа и, в частности, авнгардного кино Франции. Кинематографисты Германии, Италии, СССР полностью зависели от политической цензуры, кино Великобритании, в силу языковой совместимости, было наполнено коммерческой продукцией США и довольствовалось невысокой квотой присутствия своих развлекательных фильмов. В период нарастания влияния итальянского фашизма, испанского фалангизма и германского национал-социализма, в условиях слабости собственного буржуазного правительства, французские кинематографисты обратились к теме героизации «простого» человека, персонажа из народа.

Идеи направления были поддержаны лидерами Народного фронта, особенно французскими коммунистами (в 1936 годe было создано Объединение директоров кинотеатров Народного фронта для пропаганды и продвижения национальных прогрессивных кинофильмов). Режиссёры, которые работали в направлении поэтического реализма, разделяли общие художественные взгляды, но никогда не были формально объединены в какие-либо творческие группы.

В отличие от социального реализма, документального кино, для поэтического реализма характерно «воссоздание» реальности, в том числе путём широкого использования павильонных съёмок. Поэтизация действительности отражалась повышенным эстетизмом выразительных приёмов, важностью для авторов внешними аспектами подачи произведения. Сюжет часто фантастичен. В первой половине 1930-х годов авторы, которых условно можно отнести к направлению поэтического реализма, работали как в жанре драмы («Улица без имени», 1934 год; «Пансион „Мимоза“», 1935 год), так и в жанре комедии («Мариус», 1931 год; «Героическая кермесса», 1935 год).

С нарастанием политической напряжённости в Европе мировоззрению героев картин стал присущ фатализм, который во время оккупации Франции усилился настроениями ностальгии, обречённости и безысходности («День начинается», 1939 год). Допустим условный канон построения сюжета фильма. Главный герой — в широком смысле изгой: безработный, дезертир, преступник, — который в момент достижения низшей точки падения получает последний шанс на взаимную любовь и понимание. В большинстве случаев жестокость реальной жизни разрушает возможность счастья.

Я не пессимист. Я не маньяк «черного» фильма. Но фильмы, которые я снимаю, всегда в определенной степени отражают текущий момент. Годы, предшествовавшие началу войны, не отличались особым оптимизмом. Мир вот-вот должен был развалиться, и мы смутно сознавали это…
Марсель Карне[2]

Итальянский писатель и критик Пьетро Паоло Тромпео предложил рассматривать поэтический реализм в кино, как третью фазу натурализма: первая — литературное творчество Золя, Ги де Мопассана, Альфонса Доде и др.

, вторая — натуралистическая драма театра Антуана, драматургия Ибсена. «Третья фаза — это кине­матограф, который старается с максимальной убедительностью воспроиз­вести те черты действительности, которые Бодлер называл „фантастически­ми реалиями жизни“».[2]

Поэтический реализм оказал значительное влияние на формирование Новой волны во Франции и Неореализма в Италии.

Кинематографисты и фильмы

Александр Корда (Великобритания) и Марсель Паньоль

Александр Корда, вероятно, по признаку времени выхода фильма должен открывать список режиссёров, использующих художественные приёмы поэтического реализма. Однако это направление нетипично для кинематографа Великобритании в целом. Кроме того, Корда в съёмках картины «Мариус» (фр. «Marius», 1931 год) выступил режиссёром экранизации уже очень успешной постановки пьесы француза Марселя Паньоля, который принимал участие в съёмках в качестве автора сценария и второго режиссёра. Фильм в жанре романтической комедии рассказывает о владельце бара в портовом квартале Марселя Цезаре, его взрослом сыне Мариусе, который влюблён в подругу детства Фанни, но грезит дальними морскими путешествиями. Тяга к морю побеждает. Он устраивается матросом на отправляющийся в плавание клипер. Спустя несколько лет, после выхода фильмов «Фанни» и «Цезарь»[3], эта история превратилась в трилогию. Кинообозреватель и критик агентства The Onion Ноэль Мюррей так характеризует фильм: «Трилогия закрепила за французским кино понятие „традиция качества“, в котором игра актёров и раскрытие темы ставится выше внешнего блеска. Сами фильмы повествовательны и комичны, полны житейских узнаваемых персонажей и очень натуралистичных мелочей, французских, как сыр Бри или Жак Тати.» [4]

Жак Фейдер

Жак Фейдер занимался многими кинематографическими проектами, несколько лет работал в Голливуде, но не достигнув с MGM согласия на финансирование дальнейших планов, вернулся во Францию. Здесь за три года он создал три картины, признанных впоследствии шедеврами поэтического реализма. «Большая игра» (фр. «Le Grand jeu», 1934 год) — фильм о молодом парижанине, запутавшемся в соблазнах светской жизни и вынужденном вступить во Французский Иностранный легион для спасения чести семьи (тема отверженности). Попытка построить новую любовь кончается провалом. Гадалка, которая ранее не ошибалась в своих пророчествах, предрекает ему скорую гибель. Сюжет картины «Пансион „Мимоза“» (фр. «Pension Mimosas», 1935 год) разделён на два временных периода. В первом бездетная семья владельцев пансиона на Лазурном берегу усыновляет маленького мальчика. Спустя десять лет выросший в молодого негодяя Пьеро регулярно вымогает у приёмных родителей деньги, окончательно запутавшись в долгах. Одновременно развивается сюжетная линия его несчастной любви, неразделённость которой приводит его в финале к самоубийству. Вершиной творчества Жака Фейдера, в том числе в направлении поэтического реализма, стал его фильм «Героическая кермесса» (фр. «La Кermesse Нéroïque», 1935 год) — романтическая комедия в исторических декорациях XVII-го века, удостоенная большого количества наград.[5] Помощником режиссёра в этих фильмах работал другой приверженец «поэтического реализма», будущий классик направления Марсель Карне.

Пьер Шеналь

Пьер Шеналь работал и экспериментировал в различных жанрах и художественных направлениях кинематографа. Из картин, которые исполнены им в духе поэтического реализма, в первую очередь нужно назвать фильм «Улица без имени» (фр. «La Rue sans nom», 1934 год). Это рассказ о районе проживания беднейших рабочих и деклассированных элементов, где нищета порождает отчаяние, ксенофобию, алкоголизм. Чрезвычайно точно в художественные каноны направления вписана следующая работа режиссёра — экранизация романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (фр. «Crime et châtiment», 1935 год): главный герой — социопат Родион Раскольников, любящая его Соня Мармеладова, которая поддерживает его духовно, но не в силах изменить его судьбу (тема обречённости). В дальнейшем Шеналь отошёл от творчества в рамках поэтического реализма. Чаще, особенно после вынужденной эмиграции в Аргентину, он работал в жанре триллера, используя художественные приёмы фильмов-нуар.

Жан Виго

Жан Виго за свою непродолжительную жизнь (умер в 29 лет от туберкулёза) создал два полнометражных фильма, ставших образцами поэтизации реальности. «Ноль по поведению» — история событий в колледже-пансионе, преведших к открытому бунту воспитанников. Каждый воспитатель — совершенно живой и реальный человек, благодаря иронии автора превращается в запоминающийся сатирический образ. В отношении персонажей-подростков Виго использует только добрый юмор и демонстрирует абсолютное их понимание. Неизбежность конфликта бюрократической системы воспитания и неосознанного, незрелого ещё желания свободы для режиссёра очевидна. Съёмки дались Виго с трудом, он говорил: «Этот фильм — до того мои мальчишеские годы, что мне хочется поскорее перейти к чему-либо другому».[6] Фильм был запрещён цензурой к показу во Франции.

«Аталанта» — романтическа история любви капитана самоходной баржи Жана и провинциальной девушки Джульетты. Описание заурядного плавания по каналам Франции исполнено Виго на уровне поэмы о понимании, терпении, прощении. Эмир Кустурица так отзывается о фильме: «Я считаю, что этот фильм Жана Виго полностью изменил мои взгляды на кино. Поэзия делает кино. Если вы хотите делать кино, вы должны быть поэтом, если вы не поэт, фильмы будут просто обычным отражением. Я убежден, что в „Аталанте“ вы найдете идеальный баланс между диалогом и действием.»[7]

Жан Ренуар

Жан Ренуар внёс один из самых заметных вкладов в развитие направления. В 1935 году при выборе сюжета для фильма он обратился к русской литературной основе — пьесе А. М. Горького «На дне» (1902 год). Персонажи и обстоятельства действия чрезвычайно подходили к раскрытию идей поэтического реализма: отвергнутые обществом герои, получающие на грани безысходности право на любовь, на возможность духовного возрождения. Представляет интерес такое сравнение обозревателем компании Criterion Collection двух экранизаций пьесы — фильмов Жана Ренуара 1936 года и Акиры Курасавы 1957 года: «… два величайших режиссёра кино переосмыслили классическую пролетарскую пьесу Максима Горького „На дне“ каждый на свой взгляд и в своё время. Ренуар, работая во время противостояния Гитлера и Народного фронта во Франции, вынужден был отклониться от тёмного настроения исходного материала Горького, смягчить его мрачные перспективы. Куросава, творящий в послевоенном мире, не нашёл никаких поводов для надежды. Он остался верным оригиналу с его акцентом на конфликт между иллюзией и реальностью — теме, к которой он вернётся снова и снова. Работая с самыми знаменитыми актерами (Габен у Ренуара; Мифуне у Куросавы), каждый режиссёр предлагает свой уникальный взгляд на кинематографическую адаптацию, где (разные) социальные условия и художественные приёмы сошлись для создания уникальных шедевров.»[8]

Спустя год, сняв при этом ещё два фильма, Ренуар создаёт очередной шедевр — фильм «Великая иллюзия» (фр. «La Grande illusion», 1937 год). История французских военных лётчиков, попавших в ходе Первой мировой войны в немецкий плен. Один из них — дворянин Боэльдьё, — вынужден делать моральный выбор между патриотизмом и дворянским статусом, аристократическим единством с немцем фон Рауффенштайном, относящегося к пленнику очень лояльно. Используя лагерь для военнопленных как модель общества, Ренуар исследует взаимоотношения французских офицеров из разных социальных слоёв, живущих под наблюдением своих немецких охранников. Его интересуют не национальные, а классовые различия. «Если Французский крестьянин окажется за столом с французским финансистом, — писал он, — этим двум французам будет нечего сказать друг другу. Но если французский крестьянин встретит китайского фермера, то они найдут о чем поговорить.»[9] Французский критик Андре Базен писал об этом фильме Ренуара, что «он унаследовал из литературы и живописи эпохи своего отца глубину, чувственность и волнующее ощущение реальности.»[9]

Ещё через два года Жан Ренуар выпуском фильма «Правила игры» (фр. «La Règle du jeu», 1939 год), по мнению большинства критиков[10], достигает вершины в своём творчестве. Формально, это — романтическая драма из жизни «высшего света» с любовным многоугольником. В поисках сюжета Ренуар неожиданно обратился к произведениям Пьера де Мариво и Альфреда де Мюссе, периоды творчества которых разделяет более века. В них он обнаружил искомый баланс между прозой и поэзией.[11] Один из ведущих кинокритиков Роджер Эберт так отзывается о картине: «Это — волшебная, неуловимая работа, которая навсегда встала следом за „Гражданином Кейном“ во всех рейтингах великих фильмов. Она так проста и запутана, так бесхитростна и зла, так невинна и опасна, что вы не можете просто её смотреть, вы должны впитать её дух.»[12]

Жюльен Дювивье

Жюльен Дювивье, в первую очередь известный по постановке фильма «Большой вальс «, в ряде картин 1930-х годов ярко работал в духе поэтического реализма. Из них чаще всего упоминаются «Славная компания» (фр. «La belle équipe», 1936 год) и «Пепе ле Моко» (фр. «Pépé le Moko», 1937 год). Первая — история пяти безработных, которые неожиданно выиграли главный приз национальной лотереи и решили совместно вложить эти деньги в покупку таверны. Но реальность жизни быстро разрушила идиллическое партнёрство. Дружба мужчин — героев Девивье, — не даёт им осуществить мечту по организации таверны, поскольку они имеют несколько разные экономические интересы. Критики утверждают, что сюжет фильма в эпической форме рассказывает о быстром подъёме и скором распаде Народного фронта Франции. Действительно, фильм снимался в июне — июле 1936 года, что совпало с первыми днями работы правительства Леона Блюма. [13] Картина «Пепе ле Моко» (ле Моко — кличка, на сленге обозначающая выходца из Марселя) рассказывает о судьбе уголовного преступника, пытающегося скрыться от полиции в Алжире. По настроению и художественным методам фильм называют одним из первых экспериментов в стиле нуар.

Марсель Карне

Основная статья: Карне, Марсель

Марсель Карне внёс наибольший вклад в развитие поэтического реализма. Картины «Набережная туманов» (фр. «Le Quai des brumes», 1938 год), «День начинается» (фр. «Le Jour Se Lève», 1939 год), «Дети райка» (фр. «Les Enfants du paradis», 1945 год) стали образцами использования техники и художественных приёмов направления. Фильм «Джульетта, или Ключ к сновидениям», который был снят в 1950 году, идеально подтверждает принятые каноны. Заключённый в тюрьму Мишель в снах находит свою возвышенную любовь — Джульетту. Но обстоятельства, воплощённые в образе демонического аристократа, разрушают счастье. Мишель навсегда удаляется в деревню, где жители лишены воспоминаний.

Лукино Висконти (Италия)

Лукино Висконти выступил связующим звеном между поэтическим реализмом Франции и неореализмом Италии. В конце 1930-х годов несколько лет он работал ассистентом Жана Ренуара, когда тот снимал свои лучшие работы, включая «Великая иллюзия» и «Правила игры». Именно Ренуар предложил Висконти экранизировать в своей редакции роман Джеймса Кейна «Почтальон всегда звонит дважды»[14], который тремя годами ранее уже был поставлен другим мастером поэтического реализма Пьером Шеналем. Монтажёр снятого фильма «Одержимость» (фр. «Ossessione», 1943 год) Марио Серандреи так отозвался о картине: «Это кино особого рода, я такое вижу впервые и обозвал бы его неореализмом», тем самым первым употребив название целого направления кинематографа.[14]

Иван Пырьев (СССР)

Иван Пырьев — строгий последователь и выразитель социалистического реализма. При этом невозможно не оценить высокую степень влияния на его фильмы идей поэтизации быта определённых социальных слоёв, в первую очередь крестьянства: «Свинарка и пастух» (1941 год) и «Кубанские казаки» (1949 год). Советская критика, находящаяся в предписанных идеологических рамках, отмечает возвышенный стиль повествования о самых заурядных бытовых элементах. Газета «Советское искусство»: «Романтическая интонация, поэтический строй реалистического по самому своему существу фильма „Кубанские казаки“, полнота выражения авторского вдохновения, чувств и мыслей, не скованных заведомо обусловленной „манерой“, героика, лирика, юмор, звучащие в одном и том же произведении, — все это есть проявление и богатства нашей жизни.»[15] Безусловно, в советских фильмах были исключены настроения упадничества и неверия.

См. также

  • Французская новая волна
  • Итальянский неореализм
  • Рене Клер
  • Луи Жуве
  • Арлетти
  • Жан Габен
  • Мишель Симон

Ссылки

Примечания

  1. http://slovari.yandex.ru/~книги/Лит.%20энциклопедия/Мак-Орлан/ Литературная энциклопедия: В 11 т. — М., 1929—1939.
  2. 1
    2 Теплиц, Е. История киноискусства. 1934—1939. / Е. Теплиц. Пер. с польск.: В. Головского — М.: Прогресс, 1973. — 271с.
  3. Постановку продолжения осуществляли другие режиссёры.
  4. http://www.avclub.com/articles/marius,11375/ Ноэль Мюррей, «Трилогия о Фанни» // A. V. Club (6 июля 2004 года).
  5. http://www.imdb.com/title/tt0026564/awards Лист наград и номинаций фильма на IMDb
  6. Колодяжная, В. С. История зарубежного кино. 1929—1945: учеб. пособие / В. Колодяжная, И. Трутко — М.: Изд. «Искусство», 1970. — 336с.
  7. Страница «Ключи к Андеграунду» на Куступедии
  8. http://www.criterion.com/boxsets/487-the-lower-depths Обзор переиздания классики кинематографа на официальном сайте Criterion Collection
  9. 1 2
    http://www.criterion.com/current/posts/15-grand-illusion Питер Кюве, «Великая иллюзия» // Criterion Collection (22 ноября 1999 года)
  10. http://www. kommersant.ru/doc/338958 «Из всех кино для нас главнейшим является „Гражданин Кейн“» // Газета «Коммерсантъ», № 156/П (2525) (2 сентября 2002года)
  11. Жан Ренуар, Берт Кардулло (редактор) Жан Ренуар: Интервью  (англ.). University Press of Mississippi (2005). Проверено 5 июня 2011.
  12. http://rogerebert.suntimes.com/apps/pbcs.dll/article?AID=/20040229/REVIEWS08/402290302/1023 Роджер Эберт, «Правила игры» // Чикаго Сан-Таймс (29 февраля 2004 года)
  13. Сюзана Хейворд, «История Французского кино» ISBN 0-415-30783-X
  14. 1 2 Валерий Кичин. В зал будто бросили бомбу…. Российская газета (2 ноября 2006).
    Проверено 14 августа 2010.
  15. http://two.xthost.info/retrocd/ART_5.html Г. Граков, «Новый фильм Ивана Пырьева» // Газета «Советское искусство» (4 марта 1950 года).

4)Что такое поэтический реализм фильмы Ренуара 30х годов

Вопрос: Что такое поэтический реализм? фильмы Ренуара 30х годов

Поэтический реализм

В начале 1930-х годов во Франции началась так называемая пост авангардистская реакция. Рассматривая абстрактное кино лишь как лабораторный эксперимент, новые режиссеры (Ж. Виго, Ж. Дювивье, М. Карне) в своих фильмах возвращаются к сюжетности и ставят перед собой главную художественную задачу — показать красоту обыденной реальности. В качестве главного героя в их фильмах выступает «маленький человек», зачастую представитель социальных низов.

Данная тенденция впервые ярко обозначилась в творчестве Жана Виго (1905-1934), хотя он успел снять только две игровых картины. Фильм «Ноль за поведение» (1932) был запрещен за свои бунтарские мотивы и вышел на экраны только в 1945 г. Весь пафос ленты был направлен против тотальной власти взрослых и создан как воплощение грез гонимого судьбой ребенка. Эстетика фильма опирается на поэтическое миро­ ощущение Виго: реальность постепенно теряет документальную достоверность и трансформируется в ирреальный, полуфантастический мир. Последняя картина Виго — «Аталанта» (1934). Это лирическое киноповествование о жизни-путешествии маленького экипажа баржи.

На заре звукового кино, когда фильмы тонули в плотном потоке диалогов и монологов, Ж. Виго в своем произведении открыл эстетическую ценность паузы и заставил ее «звучать» во всей художественной силе. Трогательность, искренность, ясность, мягкий юмор определяют атмосферу картины. Главные герои — молодые супруги Жан и Жюльетта, старый матрос папаша Жюль — персонажи абсолютно реалистические, живущие мелкими заботами и тихими радостями повседневности. Баржа, олицетворяющая для героев и дом, и работу, также вполне могла вписаться в реалистический пейзаж, однако античное имя «Аталанта» наделяет ее символическим статусом бегущей, скользящей по волнам.

Подобное утонченное соотношение реализма и поэзии за­ тем закрепится в термине «поэтический реализм». Художественное течение с одноименным названием наберет полную силу во второй половине 1930-х годов и станет выдающимся явлением не только французского, но и всего европейского кинематографа тех лет.

Безусловным лидером французского поэтического реализма, соединившим в своих фильмах простоту и ясность повествования с изысканностью изображения, является Марсель Карне (1909-1997). Первый огромный успех режиссера связан с выходом картины «Набережная туманов» (1938). Преследуемый полицией дезертир Жан и несчастная потерянная Нелли переживают короткие минуты счастья в номере грязной порто­ вой гостиницы. Из маленького окна они с надеждой смотрят на корабль, на котором герой должен уплыть в безопасную страну. Это судно, поблескивая на солнце и «прорываясь» сквозь туманную мглу, олицетворяет для влюбленных реальность мечты о счастливой и спокойной жизни. Однако напрасной оказывается попытка вырваться из замкнутого круга: корабль уходит из порта без пассажиров.

Фильм был снят в павильоне, и портовый город, где происходят события, был плодом поэтического воображения авто­ ров, а подлинность жизненных реалий обманчива. Два года спустя, когда Франция была оккупирована, М. Карне упрекали в том, что пессимизм картины «Набережная туманов» заразил французов разрушительным скептицизмом. В ответ режиссер написал: «Искусство кино — это зеркало эпохи, в которой мы живем. .. ее характерные черты: беспокойство и потерянность». После «Набережной туманов» конструкцию фильмов Карне стали называть архитектурной. В них все было точно рассчитано: композиция каждого кадра, значение каждого слова, монтажный ритм.

В 1939 г. Карне снял картину «День начинается», где реальность также оборачивается поэтическим созерцанием, величественной картиной страдающего человечества. Свои после­ дующие ленты режиссер снял в период фашистской оккупации и смог в них противостоять общему упадку французской куль­ туры. В 1942г. появляется фильм «Вечерние посетители», в котором аллегорические образы олицетворяют идею сопротивления, противостояния силой духа.

Высшим художественным достижением М. Карне, образцом его творческого стиля и своеобразным итоговым манифестом французского поэтического реализма явился фильм «Дети райка» (1944). Произведение воплощает собой изысканную зрелищность, одухотворенность фактуры, поэзию чувств. Париж 30-х годов XIX в. раскрывается перед зрителем как увлекательный и таинственный мир. Главная героиня фильма — красавица Горанс, в которую влюблены все: актер-мим, неудачливый писатель, вор, крупный чиновник и миллионер. Но сердце девушки отдано площадному актеру-миму. Однако, как во всякой романтической истории, герои вынуждены расстаться. Эпизод их прощальной встречи после нескольких лет разлуки, когда Горанс стала богатой дамой, а мим Батист — известным актером, помещен режиссером в контекст карнавала. Женщина удаляется, растворяясь в праздничной шумной толпе, а мим в своем отчаянном порывистом преследовании «увязает» в плотном хороводе масок: жизнь как театр.

Карне создал пышный экранный дивертисмент, сочетая мелодраму, возвышенный романтизм, пантомиму со сценами из реальной жизни (народные театры, турецкие бани, воровские притоны). «Дети райка» — это образец такого стиля, где занимательная интрига сочетается с изяществом изображения.

«Лебединой песней черно-белого кино» назвал этот фильм впоследствии итальянский режиссер М. Антониони. Для жителей разоренной войной Европы кинематограф М. Карне поистине был сном наяву, спасительным воспоминанием чуда жизни, иллюзией, более желанной, чем реальность.

В рамках французского поэтического реализма были созданы фильмы утонченной стилистики, объединяющей прекрасное с невероятным. Все слагаемые кинематографической образности (изображение, звук) и каждый кадр в целом были насыщены поэзией. Следует лишь еще отметить ведущую роль Ж. Превера — сценариста основных фильмов М. Карне. Для него кинематограф и поэзия были тождественными понятиями.

Фильмы Ренуара 30х годов

Вторая половина 30-х годов наиболее значительный период творчества Жана Ренуара. Сотрудничая с левым движением, Ренуар был наиболее представительным и последовательным режиссером периода Народного фронта. В этот период он создает наиболее значительные свои произведения, чрезвычайно интересные по содержанию и форме и совершено различные по темам и стилю.

Сигналом грядущих перемен в творчестве, шагом на пути к социально активному высокохудожественному искусству Ренуара стал фильм «Тони». Новизна «Тони» заключалась в его подлинности, достоверности. История любви, ревности и убийства в среде итальянских и испанских рабочих была основана на фактах судебной хроники 20-х годов. В годы народного подъема гуманизм Ренуара раскрылся с огромной силой именно потому, что он обратился к решению реальных жизненных проблем. «Единственная вещь, которую я могу принести в этот алогичный и жестокий мир,— говорил Ренуар,— это моя любовь». Ренуар в это время был участникам группы «Октябрь», объединявшей кинематографистов левых взглядов, в основе его творчества лежит подлинность: материала, событий и испол­нения. Только правдивый фильм может быть прогрессивным и револю­ционным, ибо он является результатом контакта художника с обществом. Человек не существует изолированно. Его можно показать только в связи с борьбой общественных сил или во взаимоотношениях с природой. Вспоминая это время, Ренуар говорит: «…Я жил в восторженной атмосфере Народного фронта, когда французы действительно поверили, что смогут любить друг друга».

Фильм «Тони» воспроизводил подлинное событие, в основу сценария Ренуар положил документальные материалы о преступлении и показания очевидцев. Но самое главное, что потребовало длительною изучения на месте,— воспроизведение течения повседневной жизни, в которую врывается драма. Ренуар снимал «Тони» на месте происшествия, используя для игры малоизвестных актеров, снимая их без грима. Но наряду с точностью фильму была присуща и поэтичность в изображении народной жизни. Тяжелая работа мужчин на каменоломне, кухонька с бедной утварью, где безрадостно трудится героиня, торжественный, но невеселый свадебный обед, одинокая женщина в маленькой лодке на глади озера, холодный утренний дождь на холме, где прячется Тони, четкие мрачные конструкции моста, на фоне которых его убивают,— все создавало неповторимую атмосферу. Ренуар использовал плавный последовательный монтаж, соединяя куски незаметно, по ходу или месту действия. Композиция кадра отличалась простотой и ясностью, чтобы показать героев неразрывно с обстановкой. Киноведы справедливо считают «Тони» по форме и содержанию предшественником итальянского неореализма.

В период Народного фронта Жан Ренуар тесно связал свою судьбу с прогрессивными силами страны. Вместе с Леоном Муссинаком, Жан-Ришаром Блоком и Луи Арагоном Ренуар руководит «Сине либерте» («Свободное кино») — киносекцией, созданной при парижском Доме культуры.

В 1936 году в истории французского кино происходит беспрецедентное событие: Жан Ренуар создает агитплакат «Жизнь принадлежит нам», рассказывавший о надвигающейся на Францию угрозе фашизма и о борьбе Народного фронта. Эта картина, поставленная по предложению Французской компартии, предназначалась для широких масс, участвовавших в выборах в парламент апреле 1936 года. Три небольших рассказа — об уволенном рабочем, разорившемся крестьянине, безработном интеллигенте и коммунистах, которые приходят им на помощь, — символизировали народную солидарность и роль компартии, руководившей борьбой прогрессивных сил. Ряд эпизодов призывал к ликвидации фашистских организаций. Впервые киноискусство Франции поднялось на такую политическую высоту.

По политической и социальной остроте к фильму «Жизнь принадлежит нам» близка другая картина Ренуара — «Марсельеза» (1937), посвященная Великой французской революции.

«Марсельеза» была снята при содействии «Сине либерте» на народные деньги. Были выпущены акции, деньги, от распространения которых пошли на съемку фильма. А в листовках, призывающих граждан купить эти акции, говорилось, что «Марсельеза» должна стать «фильмом о правах человека и гражданина, фильмом для народа, народом, задуманным и на его средства поставленным».

«Марсельеза» — фильм идей. Фильм отразил отвращение к людям, говорившим: «Лучше Гитлер, чем беспорядок». Примерно то же говорили французские аристократы, призывая австрийского императора и предавая свою родину«.

«Марсельеза» имела большое художественное значение как первый опыт создания революционного фильма. В отличии от ранних картин буржуазных стран она порывала с традицией изображения революции для любовного фона.

В момент выпуска «Марсельезы» движение Народного фронта уже находилось под угрозой, реакционные круги французского общества готовились выдать страну Гитлеру.

Социальные и философские проблемы, волновавшие тогда прогрессивную общественность Франции, нашли отражение также в фильме «Великая иллюзия» (1937). Действие фильма происходит во время первой мировой войны в немецких лагерях для военнопленных офицеров. Здесь собраны люди разных классов: аристократ-летчик Боэльдье, крестьянский парень механик Марешаль, сын богатого коммерсанта еврей Розенталь. Пленные готовятся к побегу и несмотря на все трудности, Марешаль и Розенталь бегут а прикрывающий их побег Боэльдье застрелен комендантом лагеря фон Рауфенштейном. Плен и общее желание бежать сближали героев и на время уничтожали классовость. Беглецы находят приют у молодой немецкой крестьянки вдовы Эльзы. Социальная общность — одна из главных тем в фильме.

В фильме с большой силой отображаются простые, но великие человеческие ценности — любовь, дружба, семья,— которые уничтожает война. Может быть, самое важное было в том, что «Великая иллюзия» утверждала веру в человека — особенно в предвоенный период, когда декадентская литература заявляла, что человек порочен по своей природе и поэтому всякая борьба за светлое будущее безнадежна.

«Великая иллюзия» отобразила бесчеловечность войны и ее трагическую бессмысленность.

В сердцах героев «Великой иллюзии» живет великая, но еще призрачная вера в прекрасное будущее, в то, что эта война будет последней, и что рухнут все социальные и национальные перегородки. В этом фильме впервые в кино капиталических стран были с такой убедительностью изображены герои, индивидуальность которых так сливалась с их национальной и классовой принадлежностью.

Несмотря на угрозу немецкого нацизма и войну в Испании, «Великая иллюзия» воспринималась как послание мира всем людям. Президент Рузвельт призывал: «Все демократы мира должны увидеть этот фильм».

Предпоследний довоенный фильм Ренуара — «Человек — зверь» (1938) — был поставлен по одноименному роману Э. Золя. К этому времени Народный фронт был разгромлен, опасность гитлеровской агрессии становилась все реальнее. Ренуар не случайно, очевидно, выбрал именно этот роман, написанный Золя в мрачный период истории Франции и отразивший пессимистические настроения писателя.

Следующий фильм Ренуара — «Правило игры» (1939) — вызвал бурю негодования у правящей верхушки, потому что в нем говорилось о духовном крахе мира аристократии и буржуазии. Задуманный вскоре после позорного мюнхенского соглашения с Гитлером, фильм «Правило игры» показал опустошенность, моральную неустойчивость правящего класса и доказал его неспособность разумно управлять страной.

Имя Ренуара останется в истории французского киноискусства прочно связанным с периодом Народного фронта.

Орли Морис Торез с ве­личайшей признательностью вспоминал о Ренуаре: «Ренуар,— говорил генеральный секретарь партии,— дал французскому обществу фильмы большой воспитательной силы, фильмы высокого уровня актерской игры всех исполнителей, начиная от звезд и кон­чая скромными статистами».

Что такое кинопоэтический реализм? Полное руководство • Образ жизни кинопроизводства

Поэтический реализм — это разновидность реалистической драмы, в которой есть поэтические или аллегорические элементы. Это было самое популярное кинодвижение во Франции 1940-х годов, возглавляемое знаменитым французским режиссером Жаном Ренуаром.

Поэтический реализм — это вид искусства, целью которого является уловить суть реальности, но в то же время стремление выйти за пределы простой реальности и изобразить определенные чувства, настроения и истины.

Основная цель этого движения — показать мир таким, какой он есть, но при этом сделать его красивее самой реальности.
 

Кинопоэтический реализм

Что такое поэтический реализм?

Поэтический реализм — стиль кинопроизводства, разработанный во Франции, подчеркивающий наличие точки зрения режиссера. Это было первое модернистское движение во французском кино, зародившееся в 1930-х годах.

В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, небольшая, но влиятельная группа кинематографистов во Франции сняла одни из самых запоминающихся и влиятельных фильмов в истории кино.

Поэтический реализм положил начало карьере некоторых из самых известных режиссеров и актеров Франции, в том числе Жана Ренуара, Жана Виго, Жюльена Дювивье и Жана Габена.

Движение зародилось во время Великой депрессии группой режиссеров, которые предпочитали темы рабочего класса и социальный реализм более романтичному стилю кинопроизводства, который доминировал во французском кино до 1930 года.

Поэтический реализм характеризовался мрачным настроением. и эмоционально насыщенные истории, которые часто снимались на месте в рабочих кварталах и на фабриках.

Считается, что поэтический реализм начался с «Аталантки» Жана Виго (1934) и завершился романом Марселя Карне «Hôtel du Nord» (1938). Его самый известный фильм, вероятно, «Большая иллюзия» Жана Ренуара (1937).

 

 Движение поэтического реализма началось во Франции с фильма Жана Виго «Ноль поведения» в 1933 году и завершилось фильмом Марселя Карне «Набережная брюмов» в 1938 году. в том числе:

  • Карне и Жака Превера Le Jour se lève и Les Enfants du paradis,
  • «Аталанта» Виго, «Пепе ле Моко» Пьера Шеналя,
  • «Пепе ле Моко» и «Прекрасная команда» Жюльена Дювивье и «Большая иллюзия» Ренуара.

Что такое кинопоэтический реализм?

Термин «поэтический реализм» возник во Франции. Впервые он был использован для описания литературных произведений, написанных такими авторами, как Вийон и Ронсар.

Эти писатели писали о таких темах, как любовь, смерть, религия и политика, в красноречивой, но реалистичной манере.

Они считали, что хорошая литература должна быть красивой и иметь отношение к реальному жизненному опыту. Влияние поэтического реализма на кинематограф началось в 1943 году, когда Жан Ренуар выпустил свой фильм под названием «Жизнь в розовом цвете».

В этом фильме очень стилизованно показана жизнь легендарной французской певицы Эдит Пиаф. В нем представлена ​​идеализированная версия ее жизни, но в то же время поразительно реалистичная.

Вощение Poetic

На днях клиент пришел на стрижку и спросил меня, делаю ли я восковую эпиляцию. Я не знал, о чем она говорит, поэтому сказал «нет». Она объяснила, что хочет, чтобы я сделала восковую эпиляцию бровей.

 Я никогда не слышал о восковой эпиляции бровей. Я всегда думал, что женщины что-то делают со своими ногами.

Она продолжала объяснять, что это был способ придать форму чьим-то бровям, удаляя волосы из фолликулов бровей горячим воском. Вошла еще одна покупательница, и она рассказала ему о своем желании сделать восковую эпиляцию бровей.

Она спросила его, не возражает ли он, если я сделаю это для нее. Он сказал хорошо.

Я никогда раньше этого не делал, но я пошел и купил воск и полоски, чтобы посмотреть, как это делается. Мне потребовалось некоторое время, чтобы прочитать инструкцию, как использовать материал, но через некоторое время я освоился, а затем испробовал его на себе.

Очень больно! Кажется, мое лицо стало ярко-красным от боли! Но как только воск был установлен, мои брови выглядели великолепно!

На следующий день один из моих клиентов пришел со своей девушкой на стрижку и спросил, сколько мы берем за эпиляцию бровей.

Поэтический реализм Режиссеры

Поэтический реализм (также известный как поэтический натурализм) — это способ представления и отношение в литературе, которое изображает обыденное и обыденное, а также пробуждает ощущение сверхъестественного или трансцендентного.

Поэтический реализм пытается примирить противоречивые темы, такие как удовольствие и боль, надежда и отчаяние, красота и уродство, добро и зло. Этот термин был впервые использован искусствоведом Жаном-Франсуа Лиотаром для описания произведений Уильяма Фолкнера.

Термин «поэтический» относится к тенденции сосредотачиваться на индивидуальном субъективном восприятии действительности; точно так же «реализм» относится к изображению повседневной жизни таким образом, который предполагает достоверность. Оба аспекта охватываются более широкой концепцией веризма.

Поэтический реализм пытается изображать персонажей с симпатией, не разделяя аудиторию на сторонников или противников. Он часто зарезервирован для определенных жанров или типов предметов.

Например, это может быть связано с литературными произведениями, которые предполагают широкое гуманистическое мировоззрение, а не сосредотачиваются на психологии или социальной иерархии одного персонажа.

Поэтический реализм обычно не является строго определенным стилем, а скорее свойством одних произведений, чем других. Его можно найти во многих фильмах, таких как «Дерево растет».0003

Движение поэтических фильмов Экранный талант

Движение поэтических фильмов — это движение кинематографистов и исполнителей, стремящихся исследовать более поэтическую сторону кино. PFM существует уже более 30 лет, но только недавно он стал известен широкой аудитории.

Это может быть связано с популярностью социальных сетей и тем, что PFM использует эту среду для обмена своими стихами. Движение PFM выросло, особенно за последнее десятилетие, и теперь включает в себя множество талантливых писателей, поэтов и кинематографистов со всего мира.

Цель PFM — не только создавать искусство, исследуя различные стили и формы поэзии, но и предоставлять пространство, в котором они могут делиться своими талантами с другими, интересующимися их творчеством.

Группа призывает художников всех уровней общаться с ними через социальные сети и даже организовывать показы новых работ. Многие честолюбивые кинематографисты нашли способы пробиться через это растущее сообщество.

 Присоединившись к этому таланту на экране, многие получили доступ к инструментам для улучшения и развития своей карьеры в кино.

PFM помогает многим начинающим кинематографистам с возможностями общения в социальных сетях, таких как Facebook, Twitter, Instagram и YouTube. У них также есть активный блог, где они обсуждают предстоящие события и новые проекты, которые помогают распространять их уникальное сообщение.

История движения документального кино

Движение документального кино — это стиль кинопроизводства, который представляет субъективную точку зрения, с которой режиссер может выбирать, организовывать и редактировать изображаемые события. Он используется для повышения уровня реальности и тем самым оказывает большее влияние на аудиторию.

Этот стиль кинопроизводства не следует путать с документальной драмой, которая представляет собой произведение, сочетающее вымышленные элементы с документальными кадрами или псевдодокументальным фильмом, в котором актеры воспроизводят события документального фильма.

Движение документального кино началось еще в 1916 году с таких фильмов, как «Страдание над океаном» Джориса Ивенса, «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова и «Нанук с севера» Роберта Флаэрти.

Тем не менее, эти фильмы были больше связаны с записью событий, свидетелями которых им довелось стать или на которые им было дано разрешение, а не исследованием субъективной точки зрения создателя фильма. Ситуация изменилась, когда Луи Люмьер выпустил свои первые фильмы, на которых запечатлены люди, занимающиеся своей повседневной жизнью в 189 году.5.

Популярность фильмов Люмьера быстро росла, поскольку люди впервые смогли увидеть себя на экране. К 1902 году фильмы составляли половину всего, что показывали на ярмарках по всей Франции, и в течение следующего десятилетия такое же количество было показано в общественных залах и мюзик-холлах.

Поэтический реализм Кинодвижение Фильмы

Поэтический реализм, или поэтический документальный фильм, был кинодвижением. Это была реакция на итальянский неореализм, который доминировал в итальянском кинематографе с конца XIX века.40с. Фильмы в жанре поэтического реализма были и реалистичными, и поэтичными — два качества, которые обычно не встречаются в одном и том же фильме.

Фильмы в жанре поэтического реализма характеризуются сильной ориентацией на людей и их чувства, в то же время их герои часто живут в иллюзорном мире грез и желаний. Многие из этих фильмов вызывают ностальгию, напоминая кино 1930-х годов.

Жанр был особенно полезен в развитии французского кино новой волны.

Термин «поэтический реализм» впервые употребил Андре Базен в 1954 в своей статье «Une Certaine Tendance du cinéma français» («Определенное течение во французском кино»). Базен на самом деле имел в виду некоторые американские фильмы той эпохи, такие как «Джонни Гитара» (1954) и «На опасной земле» (1951).

Внимательный взгляд на его статью показывает, что речь идет не о движении, а скорее о тенденции или чувстве, общих для нескольких режиссеров того периода, которые он пытается определить более точно. Лишь позже можно будет говорить о реальном движении, связанном с этой тенденцией.

Поэтический реализм Теория кинодвижения

Поэтический реализм — это кинодвижение, которое началось с французской Новой волны. Это движение началось в конце 1950-х и продолжалось до начала 1960-х.

Поэтический реализм изначально был придуман для описания французского фильма Жана Ренуара «Правила игры».

Тон и настроение: Фильмы поэтического реализма характеризуются тоном и настроением, которые захватывают обычных людей, обычно живущих в среде рабочего класса. Хотя некоторые из этих фильмов включают элементы фэнтези (например, цвет и звук).

Поэтический реализм можно считать более реалистичным жанром фантастики, в отличие от других фильмов.

Характеристика, сюжет и сеттинг: Персонажи, изображенные в этих фильмах, обычно простые люди, обычно один или два главных героя. Также будет более второстепенный персонаж, у которого есть какие-то отношения с главными героями, которые не могут быть явно указаны сценаристом / режиссером.

Сюжет довольно прост; это может быть так же просто, как человек, осознающий что-то о себе, или это может быть так сложно, как динамика всей семьи, показываемая на протяжении всего фильма. Из-за того, что фильмы поэтического реализма снимались на месте, они будут иметь натуралистическую обстановку.

Кинодвижение «Важность поэтического реализма»

Поэтический реализм — это движение в киноиндустрии, возникшее во Франции в 1940-х годах после Второй мировой войны и впоследствии распространившееся на другие европейские страны. Он считается важнейшей тенденцией во французском кино в период между войнами и был предшественником французской Новой волны 1950-х годов.

Поэтический реализм тесно связан с итальянским неореализмом до того, как они стали самостоятельными движениями. Для него характерна гуманистическая тематика, стильная черно-белая фотография, непрофессиональные актеры и акцент на повседневность.

Его целью было сделать фильмы более поэтичными (отсюда и название) и более реалистичными. Новаторскому стилю как режиссеров, так и актеров соответствовал социальный реализм, стремившийся представить героев не с лучшей стороны, а с более достоверной репрезентации действительности.

Фильмы в жанре поэтического реализма сосредоточены на обычных людях, которые часто несчастливы, одиноки или изолированы, потому что чувствуют себя в ловушке своих жизненных обстоятельств. Общей темой являются неудачные отношения между всеми классами общества.

Основными представителями были Робер Брессон, Жан Кокто, Марсель Карне, Жак Тати и братья Драйер (Карл Т. Драйер и Габриэль Аксель). Фильмы, представляющие поэтический реализм.

Кинодвижение «Конец поэтического реализма»

Кинодвижение «Конец поэтического реализма» — самое важное кинодвижение из когда-либо существовавших. Это был последний период, когда кино было средством чистого искусства, а не просто еще одним голливудским блокбастером.

Это движение родилось из того факта, что искусство и жизнь должны быть таинственными и временами даже юмористическими. Конец поэтического реализма начался, когда группа людей устала от одномерных персонажей, нереалистичных сюжетов, предсказуемых концовок и нереалистичных диалогов.

Они хотели вернуться в те дни, когда люди могли наслаждаться фильмом, не зная всего, что произойдет, прежде чем они туда попадут. Участники этого движения хотели вернуть в свои фильмы не только реализм, но и поэзию.

Чтобы сохранить реалистичность, у них было только естественное освещение; это выявило цвета и придало публике более интимное ощущение. Они также позаботились о том, чтобы весь реквизит был настоящим, а не фальшивым, который использовался в других фильмах того времени (например, картонные пистолеты).

Эти три элемента были необходимы для того, чтобы их фильмы оставались реалистичными, а также для того, чтобы привлечь внимание аудитории с помощью образов и символов, а не только диалогов. Они также вернули старые методы, которые требовали меньшего редактирования, например, долгий дубль; это дало им больше времени для настройки освещения и настроек перед съемкой.

 

Движения в кино, которые определили кинематограф: поэтический реализм | Кино

Ключевые режиссеры: Марсель Карне, Жан Ренуар, Жан Виго, Жюльен Дювивье, Жан Гремийон

Ключевые даты: 1930-1939

Что это? Стильно освещенный фильм, который вы смотрите, полон желтушными, синими воротничками, тоскующими по потерянной любви, или это просто крепкий глоток коньяка? Их разыскивает полиция или, что еще хуже, до их последних голуаз? Неужели в жизни нет ничего, кроме лишений и отчаяния, и лишь короткий поцелуй с Мишель Морган в качестве утешения? Если ответ на любой из них «да», добро пожаловать в поэтический реализм! Это была славная эпоха французского кинематографа, возникшая из особенно бесславной фазы французской истории.

Пропитанные мрачностью того времени, фильмы «Поэтический реализм» населены фаталистическими персонажами, часто сыгранными Жаном Габеном, Арлетти или Жаном Дасте, и взяты со страниц таких великих писателей, как Эмиль Золя и Лев Толстой или написанные такими писателями, как Жак Превер и Шарль Спаак. Такие персонажи, как похититель драгоценностей Габена Пепе Ле Моко , застрявший, как крыса, в алжирской касбе, и самоотверженный аристократ Пьера Френе в «Большой иллюзии» были символами страны, которая не в ладах с самой собой и медленно движется к сливной яме очередной разрушительной войны.

Руководители движения представляли собой пестрый состав, и мало что могло связать их воедино, кроме их мастерства. Карне был сыном краснодеревщика; Дювивье, сам одаренный актер; Жан Гремийон, норманн, мечтающий сочинять классическую музыку; в то время как Жан Ренуар, конечно, был потомком некоего Клода Ренуара, который, как известно, немного рисовал. Этому расцвету французского кино содействовала группа очень талантливых писателей, сценографов, композиторов и кинозвезд, из которых солено-сексуальный Габен, Богарт для бульваров, остается точеным подставным лицом.

© Getty

Что смотреть: L’Atalante (1934), Pépé le Moko (1937) ( выше ), Lady Killer (1937), ), Lady Killer (1937), ), Lady Killer (1937), ), . , Port Of Shadows (1938), La Bête Humaine (1938), Le Jour Se Lève (1939)

На что это повлияло? Французские режиссеры от Годара до Брессона пили из колодца поэтического фатализма, но и он переходил границы. Итальянские неореалисты, такие как Лукино Висконти, который работал помощником режиссера в двух фильмах Ренуара, и Микеланджело Антониони, который также работал с Ренуаром и был помощником режиссера Карне, оба были вдохновлены своими галльскими прогулками. Дювивье Pépé Le Moko , тем временем, придал аморальную ДНК The Third Man Грэма Грина, в то время как его смесь твердости и лиричности оставила свой след в таких произведениях, как Теренс Дэвис, Аки Каурисмяки и Стивен Содерберг.

Общая информация: Пепе Ле Моко получил высшую награду за отсылку в мультфильме с участием скрытного скунса Пепе Ле Пью.

Что сказать: «Невоспетый великий французский кинематограф Жюльен Дювивье был почитаем Жаном Ренуаром, Ингмаром Бергманом и Орсоном Уэллсом».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *