12.Номинализм и реализм в средневековой философии
Номинализм и реализм (от лат. nomen — имя, realis — действительный) — противоборствующие направления средневековой схоластической философии. Номинализм настаивал на объективном существовании лишь единичных вещей. Реализм утверждал объективное существование общих понятий в Божественном уме. Для крайних номиналистов общие понятия суть звук, для умеренных общие понятия возникают в человеческом уме в процессе абстрагирования. Крайние реалисты (Эриугена) утверждали, что универсалии (общие идеи, понятия) существуют идеально, до вещей. Умеренные реалисты (Фома Аквинский) считали, что универсалии существуют в вещах. Дискуссия номиналистов и реалистов оттачивала логику, основное достижение средневековой схоластики, способствовала развитию научной строгости, заложила основы теории множеств и математической логики.
Характерные
особенности представлений средневековой
философии о познании проявились в
происходившей в течение веков полемике
номинализма и реализма.
Реализм (в средневековой философии)- учение, по которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а вещи, существующие в эмпирическом мире изменчивы, единичны, временны. Понятия существуют до вещей, это идеи в божественном разуме. То есть познание возможно только с помощью разума.
Номинализм подчеркивает приоритет воли над разумом. И понятия не существуют в божественном разуме. Сначала Бог творит вещи своей волей, а понятия возникают в познающей душе. Яркий представитель номинализма Уйльям Оккам говорил, что понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены как нерациональные (бритва Оккама).
Попытку
преодолеть обе крайности попытался
Фома Аквинский. Возражая номиналистам,
Фома утверждал, что общие понятия в
божественном разуме предшествуют вещам,
как их прообразы. Одновременно, возражая
реалистам. Фома доказывал, что общее
внутреннее присуще вещам, и понятия,
образующиеся в человеческом мозге
вторичны по отношению к общему в вещах.
Номинализм
и реализм в средневековой философии.
Идеализм направление, утверждающее, в
противоположность материализму,
первичность духа и вторичность материи,
идеальность мира и зависимость его
существования от сознания людей. В
средневековой философии приводится
различие бытия и сущности. У всех
средневековых философов познание каждой
вещи сводится к ответу на 4 вопроса: 1.
Есть ли вещь? 2. Что она такое? 3. Какова
она? 4. Почему (для чего) она есть? Смысл
мышления средних веков теоцентричен,
т.е. в основе мироздания Бог. Философия
базировалась на 2 основных идеях: —
творения — откровения Чем древнее, тем
истеннее, подлиннее, надежнее такова
позиция средневековых мыслителей.

17. Реализм и номинализм как направление средневековой схоластики
Проблема огромной важности в рамках схоластики – это проблема универсалий. Суть данной проблемы заключается в том, следует ли считать общие понятия реально существующими или же нет. Другую сторону вопроса можно сформулировать так: что является первичным: общие понятия или же единичные вещи?
В связи с этой проблемой сложились две противоположные концепции: реализм и номинализм. Представители реализма считали универсалии реально существующими, причем существование универсалий, по их мнению, предшествует существованию отдельных вещей. Номинализм, наоборот, исходил из того, что действительно существуют только единичные вещи.
Следует
отметить, что течения реалистов и
номиналистов не были однородными. В
каждом из них можно выделить умеренную
и крайнюю позиции. Крайние реалисты
признавали универсалии существующими
самостоятельно, вне вещей и «до вещей».
Они образуют особый мир, существующий
наряду с чувственным миром. Подобно
платоновским идеям, универсалии являются
условием существования единичных вещей,
которые выступают лишь как частные
проявления универсалий. Крайний реализм
был отвергнут католической церковью.
С точки зрения умеренных реалистов универсалии существуют в самих вещах (в качестве формы, организующей материю). Согласно учению Фомы Аквинского, универсалии существуют трояким образом: «до вещей» (в разуме Бога), «в вещах» и «после вещей» (в разуме человека). Именно умеренный реализм был принят католической церковью.
По
мнению номиналистов, универсалии не
обладают самостоятельным бытием.
Умеренные номиналисты (Абеляр) считали
их существующими лишь в мышлении «после
вещей». Общие понятия формируются
разумом на основе чувственного опыта.
Разум выделяет сходные свойства различных
предметов или явлений, отделяет эти
свойства от вещей и обобщает в понятии. Что касается крайних номиналистов
(Оккам, Росцелин), то они рассматривали
универсалии просто как «сотрясение
воздуха», реальностью, по их мнению,
обладают только единичные вещи. Такая
позиция, однако, оборачивалась
неприемлемыми выводами для богословия.
В частности она вела к отрицанию общей
сущности Св. Троицы, которая таким
образом превращалась в трех богов.
Философию эпохи Возрождения отличают ярко выраженные антропоцентризм и гуманизм. Человек в ней выступает важнейшим объектом рассмотрения. Для философской мысли Возрождения характерно рассмотрение человека в его земном предназначении, утверждение его права на счастье и гармоничное развитие. Принятие мира и радостей земного существования, гимн красоте человеческого тела, культ наслаждения и пользы, свободное развитие человеческой личности – характерные черты гуманистической мысли Возрождения.
Родиной
Возрождения явилась Италия. У истоков
итальянского гуманизма стояла колоссальная
фигура Данте Алигьери, сумевшего
«Божественной комедии» гениально
выразить идеи о двойном предназначении
человека, о самоценности его земной
жизни и человеческом достоинстве.
Итальянские гуманисты – это не университетские профессора, а люди новой среды: поэты, дипломаты, политики, живописцы, скульпторы и т.д. Не отвергая полностью христианского учения, гуманистическая мысль рассматривает человека с точки зрения не грехопадения, а возможности его возвышения взамен дикого, варварского существования до истинно человеческого состояния. Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму, «потустороннему» призрачному миру.
Дантеподчеркивал, что человек – продукт реализации собственного разума. Он утверждал, что человеческое существование должно быть подчинено разуму. Разум же человека проявляется в его практической деятельности.
Другой
выдающийся представитель эпохи
Возрождения Франческо Петраркавидел философию, прежде всего, как науку
о человеке, о его природе, жизни и смерти.
Основные положения гуманистического антропоцентризма таковы:
– во-первых, человек рассматривается как творец самого себя, автор, режиссер и актер своей собственной драмы;
– во-вторых, человек есть активное деятельностное начало, это способ бытия человека;
– в–третьих, культ телесной красоты и духовности человека.
Universals — Философская энциклопедия Routledge
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Содержание
- Резюме статьи
1
Источники по древней математике и биологии
2
Сходства и различия3
Аргументы за и против
4
Номинализм и реализм
5
Фреге эксгумирует универсальные предметы
- Список используемой литературы
Тематический
- К
- Бигелоу, Джон С.
DOI
10.4324/9780415249126-N065-1
Версии
содержимое заблокировано
версия 2
контент разблокирован
версия 1
. DOI: 10.4324/9780415249126-N065-1.
В Средние века в Европе универсалии играли центральную роль в интеллектуальной экономике: многие вопросы вращались вокруг того, что стало известно как проблема универсалий. Известно, что комментарий Боэция к «Исагоге» Порфирия, который, в свою очередь, был задуман как введение в «Категории» Аристотеля, очень четко, но ярко и дразняще задавал вопрос, который стал обязательным вопросом в средневековой погоне за наукой: являются ли роды и виды субстанции или устанавливаются только в уме; являются ли они телесными или бестелесными субстанциями; и отделены ли они от вещей, воспринимаемых чувствами, или заключены в них (Боэций 9).0003 с.

Позднее, в Средние века, однако, все большее число философов и теологов все больше и больше впечатлялись аргументами против существования универсалий. Они начали занимать позицию, называемую номинализмом, которая противостояла всем различным формам платонического или аристотелевского реализма. Согласно номиналистам, таким как Абеляр и Оккам, единственное, что объединяет отдельные индивиды, — это общее имя, ярлык, который мы выбираем для применения к каждому из этих индивидуумов, а не к другим.
Номиналистические утверждения были поддержаны многими поборниками современных наук, когда они возникли в конце Средневековья. Общепризнанно считалось, что все существующие вещи просто единичны. Будучи общепризнанной, она не обсуждалась, и поэтому проблема универсалий, явно описанная таким образом, отошла на теневой фон научных и философских дискуссий. Например, археолог идей может возразить, что у Канта проблема универсалий действительно жива и активно работает в фоновом режиме, играя роль в дискуссиях почти по каждой возникающей теме. Тем не менее проблема универсалий под этим названием или каким-либо явным эквивалентом не фигурирует в явной повестке дня Канта. Кант говорит об интуициях и понятиях способами, которые имеют некоторое отношение к старой проблеме партикулярий и универсалий, но сместились не только ярлыки. Следовательно, проблеме универсалий уделялось мало внимания на протяжении всей философской истории, вплоть до философии двадцатого века во Франции и Германии (см. Номинализм § 2; Реализм и антиреализм).
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Цитирование этой статьи:
Бигелоу, Джон К. Номинализм и реализм. Универсалы, 1998, doi: 10.4324/9780415249126-N065-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/universals/v-1/sections/nominalism-and-realism.
Copyright © 1998-2023 Рутледж.
Связанные статьи
- Абстрактные объекты Хейл, Боб
- Подробности Маурин, Анна-София
- Характеристики Дейли, Крис
- Универсалии, индийские теории
Табер, Джон А.
Подпишитесь на рассылку новостей
- Подпишитесь на рассылку новостей
- фейсбук
- твиттер
© 2023 Informa UK Limited, компания Informa Group
Корнелис Де Ваал, История философии, задуманная как борьба между номинализмом и реализмом
Корнелис Де Ваал
В этой статье я прослеживаю некоторые основные положения борьбы номинализма
и реализм, определенный Джоном Дили в его «Четырех веках понимания». Цель состоит в том, чтобы оценить заявление Дили о том, что Эпоха Современности была номиналистической, а грядущая Эпоха Постмодернизма, которую он изображает как ренессанс позднего Средневековья и которая начинается с Пирса, является реалистической. После общего обзора того, как Пирс интерпретировал полемику номиналистов и реалистов, Дили уделяет особое внимание работе Фомы Аквинского «О бытии и сущности» и реализму, который она влечет за собой. Последующее обсуждение Нового времени показывает, что проблема номинализма и реализма очень тесно связана с различными концепциями интеллекта. Дили считает, что теория эволюции дала нам концепцию интеллекта, более близкую к средневековой и открывающую путь к действительно реалистичному «четвертому веку» понимания 9.0005
Цитировать Простой текст БибТекс Форматированный текст Зотеро EndNote Менеджер ссылок РефВоркс
Параметры Отметить как дубликат Найдите его в Scholar Запросить удаление из индекса Лист регистраций изменений
Править
Семиотика в социальных науках
Номинализм Реализм Пирс Дили
10.1515/semi.2010.025
Пол Форстер, «Пирс и угроза номинализма». [ОБЗОР] Кэтрин Легг — 2013 — Журнал истории философии 51 (1): 137-8.
Природа свойств: номинализм, реализм и теория тропов. Майкл Тули (ред.) — 1999 — Гарленд.
Возвращение к реализму и номинализму . Генри Бэбкок Витч — 1954 — Милуоки, издательство Университета Маркетт.
Универсалии и научный реализм: теория универсалий. Дэвид Малет Армстронг — 1978 — Издательство Кембриджского университета.
L’argomento dell’uno sui molti. Il dilemma dello struzzo. Франческо Ф. Калеми — 2014 — Ривиста ди Эстетика 57:219-240.
«Страусиный номинализм» или «миражный реализм»? Майкл Девитт — 1980 — Pacific Philosophical Quarterly 61 (4): 433-449.
Как быть номиналистом в реалистичной одежде. Томас Морленд — 1991 — Grazer Philosophische Studien 39:75-101.
Квинианская критика страусиного номинализма. Брайан Пикель и Николас Мантегани — 2012 — Философские отпечатки 12.
Номинализм и идеализм. Герберт Хохберг — 2013 — Аксиоматы 23 (2): 213-234.
Пирс и угроза номинализма. Кэтрин Легг — 2013 — Журнал истории философии 51 (1): 137-138.
Ставя метафизику на первое место: очерки метафизики и эпистемологии. Майкл Девитт — 2009 — Oxford University Press.
Прагматизм и антиреализм о прошлом. Шон О’Дуайер — 2010 — Труды Общества Чарльза С. Пирса 46 (3): 401-422.
Что должен предложить антиреализм в философии математики.