Культура Древней Руси в XIII-XIV вв. – от монгольского ига до объединения вокруг Москвы
Культурное, историческое и политическое объединение Древней Руси произошло в IX в. Развиваются ремесла, осваиваются новые техники обработки земли, постройки зданий. Непрерывный процесс культурного развития прекращается в XII в. (монголо-татарское завоевание Руси) и возобновляется только ближе к концу века XIII (частичное освобождение от ига).
Содержание
- 1 Культурное развитие в XIII в.
- 2 Культура Руси в XIV в.
- 2.1 Летописание и литература
- 2.2 Живопись
- 2.3 Зодчество
- 2.4 Крестьянская изба, быт простого народа
Культурное развитие в XIII в.
Вплоть до начала XIV в. ни о каком значительном развитии культуры на Руси говорить не приходилось. Лучшие ремесленники, зодчие, живописцы были угнаны в Золотую Орду, секреты многих ремесел были утрачены. Но в это время развивается устное народное творчество (появляются песни, былины и сказания), продолжают писать летописи, возникает новое направление в летописании – житие (Житие Святого Александра Невского, Сергия Радонежского).
В XIII грамотными были священники и некоторые горожане. Писали на берестяных грамотах (обнаружены в Новгороде), выделанной коже, пергаменте.
В конце XIII в. наблюдается глубокое культурное падение и обнищание Северо-Восточных русских земель – селения пустеют, горожане голодают, культурная жизнь сосредотачивается в основном вокруг монастырей. На юге и западе Руси, наоборот, наблюдается подъем. Так в Галицко-Волынском княжестве значительных успехов добились в развитии рукописного книжного дела. Мастера создавали прекрасные книги в роскошных переплетах с миниатюрами. Развивается летописание и зодчество. В одном только Галиче археологи нашли не менее тридцати построек из камня. В летописях прославляют подвиги русских князей.
Культура Руси в XIV в.
В XIV в. центром Древней Руси становится Москва. Постепенное объединение русских земель вокруг Москвы при Иване Калите и его приемниках становится толчком для развития русской культуры. Постепенно восстанавливаются города, увеличивается количество каменных построек, грамотных людей, мастеров, изменяется манера письма и создания литературных и живописных произведений.
Летописание и литература
Ценнейшим литературным источником, дошедшим до наших дней, считается повесть «Задонщина». Она написана под влиянием Куликовской битвы, прославляет подвиг Дмитрия Донского и сопровождавших его князей. Автор ее неизвестен. Интересным историческим и литературным памятником является сказание «О нашествии хана Тохтамыша на Москву.
В XIV в. продолжают составлять летописи, все чаще в них появляется указание на необходимость держаться вместе, сохранять единство Руси. Центром летописания по-прежнему являются монастыри. Книги все еще переписываются от руки, но в конце XIV в. на смену дорогому пергаменту приходит более дешевая бумага. Это делает летописи более доступными. В домах князей и богатых бояр появляются собственные библиотеки.
Живопись
Манера создания картин и фресок была перенята русскими мастерами от мастеров Византийских, поэтому долгое время русская живопись не содержала самобытных, присущих русскому духу элементов. Со стен храмов на православных взирали мрачные, осуждающие каждый их поступок лики святых.
Значительные изменения в этом направлении искусства произошли с появлением Андрея Рублева. Написанные им фрески обладают удивительной живостью, лица святых простые и одновременно одухотворенные, они близки по духу русскому человеку. Лучшим произведением живописца считается «Троица», написанная для украшения иконостаса Троице-Сергиева монастыря. В картине живо передана любовь к человеку, стремление передать его подлинные черты и чувства. Андреем Рублевым были расписаны стены Благовещенского и Успенского соборов.
Выдающимся живописцем был Феофан Грек. Его самые известные работы — «Успение Богоматери», «Умиление». Они созданы в небогатой цветовой гамме, но отличаются особой яркостью и экспрессивностью.
Зодчество
Известнейшими творениями русских зодчих XIV в. считаются Успенский собор (Москва), Благовещенский собор (Псков) и Грановитая палата. Большинство каменных построек оставались небольшими по размеру. Для строительства использовали белый тесанный камень. Особого мастерства в использовании камня для строительства простых зданий не требовалось, но для сооружения грандиозных храмовых комплексов нужны были опытные мастера.
Для обучения собственных зодчих князья приглашали заграничных архитекторов.
Крестьянская изба, быт простого народа
Крестьяне жили в простой деревянной избе, топившейся по-черному. Изба состояла из одной комнаты (горница), в которой располагалась кухня, спальное место, печь, являвшаяся еще и спальным местом. Вечером избу освещали свечи или лучины. Днем свет проникал через маленькие окна. Их затягивали бычьими пузырями или куском вымоченного в масле холста. Зимой в избе жили еще и животные – поросята, телята, гуси. Пол устилали домотканые дорожки. Посуда в доме чаще всего была деревянной или глиняной.
Крестьяне и бедные горожане одежду шили себе сами. Материалом служил домотканый холст. Зимнюю одежду шили из овчины и грубого сукна. Обувь плели из лыка, зимой носили валенки. В семье все подчинялись старшему в роду – деду, отцу, мужу.
Бояре и князья жили в хоромах из нескольких горниц, отапливаемых с помощью печи, имевшей дымоход. Одежда их была теплее и богаче, украшена камнями и драгоценностями.
Культура Древней Руси в 13-14 вв. не отличалась особым разнообразием, но повсеместно появлялись новые ремесла, развивалось летописание, простые люди обучались грамоте. Это все создало предпосылки для дальнейшего всплеска культурного развития в 15-16 вв, когда начинают печатать книги и строить величественные соборы.
Глава 2. Культура русских земель XII
К XII в. византийские новшества, привнесенные на славянскую почву в связи с крещением, оказались органично включены в развитие национальной культуры, составив с ней неразрывное единство. Цивилизационное влияние последнего осколка античного мира оказало стимулирующее действие на молодую культуру Древней Руси.
В XII в. начинается развитие новых культурных центров.
Социально-политические предпосылки этого процесса заключались в обособлении от Киева наиболее развитых земель, становившихся самостоятельными волостями. С культурологической точки зрения имело место расширение сферы действия новой синтетической культуры, распространение культурных новаций от передового центра (Киева) к периферии.
Наиболее ярко эти процессы проявились в летописании. В самом начале XII в. (1113 г.) в киевской земле монахом Киево-Печерского монастыря Нестором создается Повесть временных лет. Эта летопись по праву считается одним из самых замечательных произведений древнерусской культуры, настоящей энциклопедией древнерусской жизни. Несмотря на то, что материал излагается по годам, текст летописи представляет собой связное литературно-историческое произведение, в котором нашла отражение не только событийная канва, но и религиозно-философские воззрения, политическая идеология, этика и подробности повседневной жизни человека Древней Руси.
Продолжает развиваться летописание в Новгороде. Важно, что наряду с городами, в которых летописи велись уже на протяжении столетий, в начале XII в. возникает летописная традиция там, где раньше ее не было — во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской землях. Характерно, что уделяя, как правило, большое внимание местным событиям, летописцы не теряют из вида общерусской истории, их областной патриотизм всегда сочетается со стремлением к единению русских земель.
Много нового появляется в литературе. Литература XII-XIII в. весьма разнообразна как по жанрам, так и по тематике.
«Слово о полку Игореве» считается одним из самых свободных от церковного влияния произведений литературы домонгольской Руси. Это поэтическое произведение повествует о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев (1185 г.). Художественный язык автора «Слова» насыщен языческими символами и образами: Русь показана в нем не оплотом православия (как в летописях), а «силой Дажь-Божа внука», упоминается Стрибог, другие языческие божества, но нет ни одного упоминания Христа, Богородицы или святых.
При этом в главном автор «Слова» един с книжниками-летописцами: он выступает за единство Русской земли, осуждая князя Игоря, пустившегося в поход на свой страх и риск, без поддержки других князей в погоне за добычей и почестями.
Не менее интересно «Поучение» Владимира Мономаха (1053 — 1125). На склоне жизни («на санех седя») он пишет наставления своим детям, готовя их к нелегкому труду правителей земли. Мономах вспоминает свою жизнь и дает читателю возможность представить и понять, каким же должен быть настоящий князь. Образованный, смелый, деятельный, истинно верующий — таким предстает княжеский идеал в «Поучении». Непременная черта настоящего князя — забота о Русской земле. По мнению Мономаха, ради единства Руси князья обязаны оставить личные обиды и братоубийственные ссоры.
Особняком в литературе стоит «Моление» или «Слово» Даниила Заточника. Довольно сложно определить жанр этого произведения. Это и просьба (собственно «моление») о приеме на службу к князю; и памфлет, саркастически высмеивающий всесилие богатства, бесчестие духовенства, злонравие женщин, произвол бояр; и рассказ о себе, сдобренный некоторой долей саморекламы.
Заточник — человек, безусловно, талантливый и, как все талантливые люди, находящийся в конфликте со своим временем — окружающие не ценят его ума, ему приходится жить в нищете — о бедах своих он «вопиет» ко князю, призывая оказать ему покровительство, обещая взамен верную службу.
К XII веку относится первое описание путешествия в русской литературе. Это рассказ о паломничестве («Хождение») игумена одного из черниговских монастырей Даниила в Святую землю, т. е. в Иерусалим. Даниил совершает благочестивое странствие в те края, где разворачивались события библейской истории. Он жадно осматривает достопримечательности, город, обходит окрестности, ездит по стране. Подробности своего визита аккуратно и подробно записывает.
Неотъемлемой и очень важной частью древнерусской литературы являются богословские произведения. Большим авторитетом в древнерусском обществе пользовался епископ г. Турова Кирилл, снискавший себе славу русского Златоуста.
В своих Словах и поучениях («Повесть о слепце и хромце», «Повесть о белоризцах и мнишестве» и др.) Кирилл Туровский в аллегорической форме размышлял о разных философских проблемах: о соотношении духовного и телесного, небесного и земного в человеке, о смысле монашеского служения и т. д. Среди признанных богословов XII в. следует упомянуть еще и Климента Смолятича, киевского митрополита в 1147-1155 гг. Летопись говорит о том, что Климент был «книжник и философ так, яко же в русской земле не бяшеть». Он является автором «Послания прозвитеру Фоме», произведения, в котором содержатся рассуждения о ценности образования и философского подхода к пониманию священных писаний. К сожалению, «Послание» — единственное дошедшее до нас сочинение Климента.
Развитие агиографического (житийного) жанра в начале XIII в. ознаменовалось формированием Киево-Печерского Патерика — сборника рассказов об истории основания Киево-Печерского монастыря и первых монахах, подвижническая жизнь которых составила его славу.
Разновидностью богословской литературы были сочинения, говоря современным языком, природоведческого характера. На Руси получили большое распространение переводные византийские сборники «Шестоднев» и «Физиолог». В «Шестодневе» комментировался библейский рассказ о сотворении мира за шесть дней. В нем древнерусский читатель мог найти разные теории о форме земли, теологические объяснения астрономических и атмосферных явлений, рассказы о животных, снабженные метафизическим толкованием, и многое другое. Сходным образом был составлен и «Физиолог», содержавший аллегорические рассказы о животных, птицах, камнях, деревьях.
Существенные изменения происходят в архитектуре. Несмотря на то, что Киев по прежнему сохраняет роль культурного центра Руси, во многих землях возникают свои, отличающиеся от столичных, разновидности храмов. Начинается формирование самостоятельных архитектурных школ. Базовой моделью для строительства по-прежнему служит крестово-купольная конструкция, но конкретные воплощения ее варьируются.
Новгородская школа тяготеет к суровой строгости форм, монументальной мощи композиции, простоте убранства. Храмы строились из местного камня — известняка, который достаточно трудно поддается обработке. В результате стены новгородских храмов лишены резьбы и тонких украшений, имеют неровную поверхность, что придает им своеобразную «скульптурную» пластичность и особую одухотворенность. Наиболее известными постройками новгородской школы являются Георгиевский собор Юрьева монастыря, построенный мастером Петром (1119 г.) и церковь Спаса-Нередицы под Новгородом (1198 г.). Эта последняя церковь знаменита еще и фресками, которыми были расписаны ее стены. Фрески утрачены во время Великой Отечественной войны, но, по счастью, сохранились репродукции. По мнению исследователей, этот храм был расписан русскими мастерами.
Новгородские мастера смело преобразовывали традиции византийского иконописания.
В XIII в. в Новгороде складывается своеобразная живописная манера. По сравнению со столичной киевской, она была несколько примитивна и груба, но, безусловно, более самобытна. Многое в ней было заимствовано из народного искусства. Живопись построена на контрасте ярких цветов. Характерной особенность этих икон был красный фон, на котором с особой силой звучали чистые цвета синих, белых и желтых одеяний святых. Примером произведения, выполненного в описанной манере, может служить икона середины XIII в. «Еван, Георгий и Власий».
Совсем в ином русле развивалась архитектура Владимиро-Суздальской Руси. Масштабное строительство здесь было развернуто князем Андреем Боголюбским. При нем в г. Владимире возводится большой Успенский собор (1160 г.), грандиозные формы которого призваны были продемонстрировать претензии Залесского края на лидерство среди русских земель. В строительстве собора принимали участие немецкие мастера, присланные германским императором Фридрихом, — в декоре стен прослеживаются элементы романского стиля.
Владимир соперничал в великолепии с Киевом. Подобно тому, как Киев в XI в., подражая Константинополю, обзавелся Золотыми воротами, в середине XII в. ими обзаводится и стольный Владимир. Князь Андрей строит себе загородную резиденцию — Боголюбово, от которой до настоящего времени сохранились лишь небольшая лестничная башня и неповторимая по поэтичности, изяществу и композиционной легкости церковь Покрова на Нерли (1165 г.). Строительство продолжалось и при преемниках Боголюбского. При Всеволоде Большое Гнездо был возведен внушительно-массивный Дмитровский собор (1197 г.). В Дмитровском соборе наиболее четко проявились характерные черты владимирской архитектуры. Собор белокаменный, но камень, из которого он построен, значительно отличается от новгородского — более мягок и податлив. Стены украшены богатейшей резьбой, в которой растительный орнамент сочетается с фигурами библейских персонажей и фантастических зверей. Традиции белокаменной резьбы нашли свое высшее выражение в Георгиевском соборе в Юрьеве Польском (1234 г.
) — храм был покрыт каменными узорами от фундамента до купола.
Интересными новшествами было ознаменовано развитие архитектурных школ Полоцка, Смоленска и Чернигова. Сначала в Полоцке, а затем в Смоленске и в Чернигове была выработана новая концепция пространственной организации архитектурных объемов храма. Новшество заключалось в том, что при помощи особой системы подпружных арок и декоративных закомар-кокошников обычному крестово-купольному храму придавалась особая устремленность ввысь, был найден архитектурный образ стремительного вертикального движения. Такие храмы называют столпообразными. Классическим воплощением идеи столпообразного храма считается Спасо-Преображенский собор Ефросиньевского монастыря в Полоцке (зодчий Иоанн, 1159 г.), собор Архангела Михаила в Смоленске (конец XII в.) и церковь Параскевы Пятницы в Чернигове (конец XII в., зодчий Петр Милонег).
Высокому уровню развития духовной сферы русской культуры XI-XIII вв. соответствовало высокое развитие материального производства. Дисбаланс, выразившийся в преобладании духовного развития над техническим, ставший характерной особенностью культуры Древней Руси в эпоху позднего средневековья, в киевскую эпоху еще не проявлялся. Изделия ремесленников славились далеко за пределами Руси.
Раньше всего обособилось металлургическое производство (еще в родоплеменную эпоху). Кузнецы рано стали особой категорией населения, первыми специалистами, образ которых был окутан дымкой таинственности и связывался в сознании с колдовством. Работа с огнем, власть над металлом давали основание этим представлениям. Спектр изготовляемых предметов был очень широк: это и орудия труда, инструменты (железные сошники, косы, серпы, ножи, пилы, замки) и оружие (мечи, сабли, наконечники стрел, кольчуги, шлемы). Отдельной отраслью металлургии было «златокузнечное», т. е. ювелирное дело. Способы обработки металлов удивляют своим разнообразием: наряду с тонкими ювелирными технологиями, такими как ковка, скань, зернь, эмаль, применявшимися для изготовления штучного товара, единичных экземпляров особо ценных украшений, уже в те далекие времена существовали способы производства продукции массовой, «ширпотреба»: штамповка, литье, позолота.
Гончарное ремесло обособилось несколько позже кузнечного. В XI в. появляется ножной гончарный круг. Помимо самой разнообразной посуды гончары изготовляли кирпичи (плинфу). Умели в Древней Руси делать стекло. Однако использовали его, в основном, для производства украшений. Стеклянных оконных стекол или посуды почти не было. Непревзойденным мастерством отличались русские мастера деревообработки. Дерево — универсальный материал: от мисок и ложек до храмов и крепостных стен — таков был диапазон возможного его использования.
Многие вещи для повседневного использования люди делали себе сами, например ткань для будничной одежды (холсты, грубые сукна) изготовлялась в домашних условиях в каждой семье.
Путин заставил украинцев рассматривать российскую культуру как орудие войны
Российское вторжение в Украину усилило непрекращающиеся дебаты о культурном присутствии России в украинском обществе и активизировало усилия по устранению пережитков имперского прошлого. Некоторые российские интеллектуалы выразили озабоченность по поводу нападок на русскую культуру в Украине, а автор Михаил Шишкин в недавней статье для The Atlantic спросил, не будет ли украинский автор «выступать в защиту Пушкина».
Возникают сложные вопросы об отделении культуры от политики и о роли культуры в российском империализме. Сейчас, когда российские войска оккупируют обширные территории Украины, а президент России Владимир Путин с гордостью заявляет о возвращении «исторических русских земель», не пора ли российской интеллигенции сплотиться в защиту Пушкина?
Такие деятели, как Шишкин, безусловно, имеют право высказываться по поводу предполагаемых нападок на русскую культуру в Украине военного времени. Третьи также имеют право оспаривать намерения, стоящие за такими заявлениями. В то время как российская кампания геноцида идет уже шестой месяц, и конца ей не видно, какое послание хотят донести известные российские интеллектуалы, используя свое признание, чтобы сосредоточиться на сохранении русской культуры в Украине? Действительно ли они глухи к векам имперской политики, лежащей в основе некогда доминирующего положения русской культуры в Украине? Разве они не видят, как Путин использовал русскую культуру в качестве оружия в своем стремлении восстановить Российскую империю?
Подписаться на UkraineAlert
В то время как весь мир наблюдает за тем, как разворачивается российское вторжение в Украину, UkraineAlert два раза в неделю доставляет лучшие экспертные знания и аналитические материалы Атлантического совета по Украине прямо на ваш почтовый ящик.
Россия совершает геноцид украинского народа и не скрывает этого факта. Напротив, подавляющее количество вещественных доказательств военных преступлений в самой Украине подтверждается бесконечным набором доказательств от российских официальных лиц и пропагандистов в Москве, которые демонстрируют четкие и недвусмысленные намерения геноцида.
С тех пор как 24 февраля началось вторжение, показания выживших, бежавших от российской оккупации, ясно показывают, что конечная цель Путина — стереть Украину с карты. Российские войска пытаются достичь этой преступной цели, сочетая массовые убийства, тактику террора, депортацию и депопуляцию. Массовые захоронения были обнаружены везде, где российские войска были вынуждены отступить. Украинские власти были завалены сообщениями о пытках и сексуальном насилии. Тысячи украинских детей были насильственно переселены в Россию. Сирены воздушной тревоги звучат практически во всех регионах Украины еженедельно, а иногда и ежедневно. Гражданские здания часто становятся целью ракетных ударов.
Между тем эксперты кремлевского телевидения регулярно ставят под сомнение легитимность украинской государственности и призывают к насильственному «перевоспитанию» украинцев, чтобы лишить их украинской идентичности. Официальные лица заявляют, что Украина «больше не существует», в то время как передовые статьи в российских государственных СМИ подтверждают, что заявленная военная цель вторжения «денацификация» на самом деле означает «деукраинизацию». Бывший президент России Дмитрий Медведев, которого Запад когда-то наивно приветствовал как либерального творца перемен, теперь регулярно публикует в своем Telegram-канале безумные антиукраинские сообщения рядом с картами Украины, поделенной между Россией и другими соседними странами.
По всей оккупированной Украине кампания по стиранию украинской идентичности часто использует российские культурные символы. Например, рекламные щиты с гигантскими портретами Пушкина были установлены в оккупированном городе Херсон на юге Украины в рамках усилий по продвижению имперских притязаний России.
В таких обстоятельствах вполне естественно, что украинцы начнут рассматривать русскую культуру как продолжение российской военной агрессии и вместо этого будут более яростно цепляться за свою национальную идентичность.
События Центра Евразия
Несколько известных украинских авторов, которые до вторжения писали в основном на русском языке, подчеркивали, что конфликт сделал невозможным отделение культуры от политики.
Одним из таких примеров является Владимир Рафеенко, написавший свой первый роман на украинском языке «
И в наши дни, если мне приходится использовать его в каком-то частном общении, я всегда чувствую что-то вроде отвращения, смешанного со стыдом, виной и физической болью». После 24 февраля Рафеенко снова оказался перемещенным из-за российской агрессии, когда он и его жена оказались в ловушке в оккупированных пригородах Киева. Благодаря помощи друзей им удалось эвакуироваться на запад страны.
Ежедневная жестокость российского вторжения вынудила многих украинских художников призвать мир приостановить любое сотрудничество с российской культурной сферой до тех пор, пока продолжается война. Такие критики, как Михаил Шишкин, утверждают, что именно Путин, а не Пушкин, несет прямую ответственность за преступления, происходящие в Украине. Многим российским либералам кажется непонятным, что о поэзии и других формах высокого искусства можно говорить в том же духе, что и о массовых пытках, похищениях людей, изнасилованиях и убийствах. Такое позерство либо удобно недальновидно, либо интеллектуально нечестно.
На протяжении веков русская литература играла важную роль в формировании негативных империалистических стереотипов об Украине. Страну обычно изображают как отсталый и неполноценный регион России, неспособный к самоуправлению и недостойный государственности. Одним из особенно печально известных примеров является печально известная поэма знаменитого советского диссидента Иосифа Бродского «О независимости Украины», написанная во время распада Советского Союза. В этом порочном и вульгарном стихотворении он использует русское этническое оскорбление по отношению к украинцам и презрительно заявляет, что на смертном одре украинцы откажутся от украинского национального поэта девятнадцатого века Тараса Шевченко в пользу Пушкина.
Стихотворение Бродского проливает свет на горькую правду, которую многие на Западе все еще пытаются понять. Хотя российские литературные деятели традиционно превозносились западной публикой как символы более свободной России, их готовность выступить против самодержавия российского государства не обязательно делает их естественными союзниками украинского национального проекта.
Действительно, украинцы давно заметили, что российский либерализм заканчивается на границе с Украиной.
Все это не означает, что глухие слова русских писателей, таких как Михаил Шишкин, равносильны военным преступлениям, совершенным российской армией. Однако понимание нюансов российско-украинских отношений должно заставить нас пересмотреть, как публичная сфера затрагивает тему Украины. Это особенно верно в контексте продолжающейся российской агрессии и на историческом фоне российского империализма. В идеале нынешняя война должна вызвать фундаментальный сдвиг в международном восприятии Украины и разоблачить безрассудство попыток смотреть на страну через российскую призму.
Русские художники, как и украинские художники, были жертвами российского государства во многих его уродливых формах. Однако политическое угнетение не следует путать с геноцидом. Пока российские авторы, такие как Михаил Шишкин, сидят в ссылке и оплакивают потерю памятников Пушкину в Украине, их украинские современники, такие как Олег Сенцов, Артем Чапей, Артем Чех, Александр Михед, Илларион Павлюк, Станислав Асеев, Павел Стех, Ярина Черногуз и многие другие взялись за оружие, чтобы спасти свою страну от разрушения.
Кейт Цуркан — украинская американская писательница и главный редактор журнала «Апофение».
Дополнительная литература
Мнения, выраженные в UkraineAlert, принадлежат исключительно авторам и не обязательно отражают точку зрения Атлантического совета, его сотрудников или сторонников.
Подробнее из УкраиныAlert
UkraineAlert — это комплексное онлайн-издание, которое регулярно публикует новости и анализ событий в политике, экономике, гражданском обществе и культуре Украины.
Миссия Евразийского центра
заключается в укреплении трансатлантического сотрудничества в продвижении стабильности, демократических ценностей и процветания в Евразии, от Восточной Европы и Турции на западе до Кавказа, России и Центральной Азии на востоке.Узнать больше
Поддержите нашу работу
Изображение: Женщина проходит мимо бюстов, изображающих президента России Владимира Путина в цветах российского флага.
6 декабря 2017. REUTERS/Максим Шеметов
Русские — Человечество
в: Культуры
русские
«Солдатские животы не удовлетворяются пустыми обещаниями».Найдено в:
Близость:
Экспансионист
Эпоха:
Промышленная эра
Черта наследия
Земля и слава
Эмблематическая часть:
Казаки
Знаковый квартал:
Собор
Вернуться к списку культур“ Невероятные писатели, поэты, художники и звезды балета — но им приходится терпеть самые ужасные зимы за свое искусство.
» Итак, русские очень подвижны, очень набожны и очень честолюбивы. На это будет весело смотреть, но, возможно, не пережить. „ ~ При встрече с этой культурой
Русские — одна из культур, доступных в Индустриальную эпоху, с акцентом на экспансионистскую культуру.
«Гордая культура с великой историей, Россия учится учитывать тенденции модернизации, чтобы оставаться влиятельной сверхдержавой».
Культурная ориентация[]
| Экспансионистские культуры предпочитают ориентацию игрового процесса, ориентированную на расширение Империи, а не обязательно посредством войны. Эти культуры получают дополнительные Славы от Звезд Эпохи Экспансионизма за захват Территорий. |
Affinity Action: Under One Banner[]
Можно насильственно аннексировать территории, занятые аванпостами и административными центрами других Империи.
- Для аннексии вам необходимо переместить армию на позицию на другом аванпосте или административном центре Империи.
- Процесс займет у Армии несколько ходов, будет стоить Денег и может быть прерван, когда кто-то атакует аннексирующую Армию.
- Вы не можете инициировать несколько аннексий одновременно, и вам нужно будет подождать несколько ход после каждой успешной аннексии, прежде чем снова использовать это действие сродства.

- Территории, удерживаемые вашими союзниками, не могут быть аннексированы.
Бонус сродства: Амбиции[]
Всегда можно вторгнуться из-за Экспансионистской близости.
- То есть может активно вторгаться, несмотря на то, что Пограничная политика Договор находится на Закрытые границы .
- Войско, нарушившее территорию, больше не будет подвергаться штрафу за здоровье.
- «Нарушение границы» Жалоба по-прежнему распространяется на нарушившую границу армию.
Черта: Земля и слава[]
- +10 Укрепление в городе или заставе
- -25% от стоимости создания Аванпоста
Знаковый квартал: Собор[]
«В этом великом соборе все верующие города круглый год отмечают важные праздники».
|
Эмблематическое подразделение: Казаки[]
«Рожденные в бескрайних русских степях, эти кавалерийские части вселяют страх в солдат противника своими дерзкими засадами».

