Разрушение второго храма: Разрушение Храма | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру

Разрушение Храма | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру

Подпишитесь на еженедельный дайджест Толдот.ру!

Авторизуйтесь или просто введите имейл:


Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Фейсбук

 

ВКонтакте

 

Одноклассники

 

Вотсап 

Оглавление

Прекращение жертвоприношений ↓

Пылающий Храм ↓

Разгром ↓

Пленники снова отправились в изгнание ↓

Еврейская традиция о разрушении Храма ↓

Прекращение жертвоприношений
[↑]

Семнадцатого тамуза Тит разрушил крепость Антония [см. пост 17 Тамуза]. В тот день впервые пришлось отменить жертвоприношение в Храме, потому что в городе не оказалось ни одного пригодного для этой цели барана. По приказу Тита Йосеф бен Матитьяу [более известный как Иосиф Флавий — прим. ред.] сообщил евреям [жителям осажденного Иерусалима] волю римлянина — без кровопролития сдать Храм. Йоханан [Йоханан из Гуш Халава, захвативший власть в городе — прим. ред.] ответил категорическим «нет».

Макет стен Иерусалима во времена Второго Храма

И тогда началось сражение за Храм. Тит предполагал захватить его при первой же атаке, но сделать это ему не удалось. Евреи героически сражались за каждую пядь земли. Однако римляне намного превосходили их силой, оружием и военной техникой. Как только изнемогал один римский отряд, его тут же заменял другой. Силы же евреев были ограничены, они не только не имели отдыха ни днем, ни ночью, но и давно голодали. Постепенно римлянам удалось пробиться к постройкам, окружавшим Храм, а евреи вынуждены были сконцентрироваться во дворе самого Храма. Отступая, евреи заполнили эти внешние помещения дровами и смолой. И когда римляне с трубными звуками и криками победы вошли в залы, в них неожиданно вспыхнул пожар. Большинство солдат сгорело заживо, лишь некоторым удалось спастись, прыгнув со стен горящего здания.

Пылающий Храм
[↑]

Камни Храмовой стены были исключительно крепкими, и римлянам никак не удавалось их пробить. Солдаты попытались взобраться на стены по лестницам, но евреи обрушили на них град камней и стрел. Тогда Тит приказал поджечь ворота Храма. Защитники Святыни сражались с неимоверной храбростью. Сменяющие друг друга римские отряды шаг за шагом продвигались вперед, вытесняя евреев внутрь Храма.

Девятого ава 3830/70 года [согласно другой, еврейской традиции это был 3828 год] римский солдат бросил горящий факел в окно помещения, заполненного дровами. Обнаружив дым, евреи бросились гасить пожар, но тщетно — римские солдаты уже входили в горящее здание.

Как дикие звери они нападали на каждого, встречавшегося на их пути. Жертвенник был завален грудой человеческих тел. Тысячи евреев бросились в огонь, чтобы погибнуть вместе с Храмом. Пылающий Храм, как огромный факел, осветил ночное иерусалимское небо. Всевышний не пожелал, чтобы Его дом во всем своем великолепии достался врагу.

Пылающий Храм во время взятия Иерусалима Титом

Убитые лежали в лужах крови. На фоне всего этого ужаса римляне трубили победу, вопли же несчастных евреев поднимались высоко к небу. Всю ночь и все следующее утро пылал святой Храм.

Разгром
[↑]

Захват Иерусалима занял у Тита почти полгода и стоил ему больше жизней его воинов, чем какая-либо другая известная военная кампания римлян. За этот период от меча, голода и эпидемий погибли свыше миллиона евреев. Около ста тысяч попали в плен. Юноши и девушки моложе восемнадцати лет были проданы в рабство, а взрослые отправлены для работ в рудниках Египта или отданы в подарок странам, входящим в Римскую империю, для выступлений в цирке — в гладиаторских боях друг с другом или с хищными животными. Самые красивые юноши были отобраны для отправки в Рим на празднование грандиозной победы. Около одиннадцати тысяч пленников умерли от голода, не получив никакой пищи или получив некашерную пищу, от которой они отказались, несмотря на сильное истощение.

На развалинах Иерусалима Тит оставил один римский легион, а сам двинулся с остальной армией в Кейсарию, чтобы там отпраздновать победу. Затем он отправился в Сирию, устраивая по пути в честь победы гладиаторские бои, на которых снова и снова лилась еврейская кровь.

Пленники снова отправились в изгнание
[↑]

Оба еврейских вождя, Йоханан из Гуш Халава и Шимон бар Гиора, были захвачены в плен живыми. Йоханан прятался в пещере до тех пор, пока голод не выгнал его оттуда. Тит не убил его, а отправил в тюрьму, где Йоханан оставался до самой своей смерти. Шимон бар Гиора также скрывался в одной из пещер, но когда голод стал нестерпимым, сдался римским солдатам, а те передали его Титу. Тит решил принести Шимона бар Гиору в жертву богам во время празднования своей победы в Риме.

В пышных торжествах, устроенных Титом и его отцом, вынуждены были участвовать и несчастные пленники. Сосуды Святого Храма, которые ранее не видел ни один чужестранец, демонстративно провезли по римским улицам перед глазами любопытной публики. Среди пленников шел и закованный в кандалы Шимон бар Гиора. По приказу римского полководца в день триумфа он был убит. Когда глашатай сообщил о его смерти, Рим взорвался криками восторга.

Веспасиан приказал спрятать священные сосуды в одном из святилищ. Там они оставались свыше четырехсот лет, вплоть до разрушения Рима вандалами. Вандалы захватили священные еврейские сосуды и отправили их в Африку, где и затерялись их следы. Это произошло в 4215 (455) году. Изображения сосудов Иерусалимского Храма и сегодня можно увидеть на площади Победы, построенной Титом в Риме.

Еврейская традиция о разрушении Храма
[↑]

Храм был местом открытого проявления Творца в этом мире, местом, где раскрывалась Его Шхина — Б-жественное присутствие.

В Талмуде (Йома 9) сказано так: «За что был разрушен Первый Храм? За три греха: идолопоклонство, разврат и кровопролитие. А за что был разрушен Второй Храм? Ведь в те времена учили Тору, выполняли заповеди и помогали друг другу? За что? За напрасную вражду, за беспричинную ненависть».

[Пока в еврейском народе сохранялись духовное единство, цельность, это способствовало поддержанию Храма. В первую очередь, Храма духовного. А это уже поддерживало Храм земной, в физическом мире.

Ненависть и грехи привели к разрушению духовного Храма, что означало и разрушение Храма на Земле.]

Об этом и сказали мудрецы Титу, захватившему Иерусалим: «Разрушенный Храм ты разрушил».

Символично, что оба Храма — и Первый Храм, и Второй — были разрушены в один и тот же день еврейского календаря — 9 ава.

Кроме того, сказали мудрецы Талмуда так: «Поколение, при котором Храм не построен, — как будто своими руками разрушило его».

Другими словами, если Храм пока не построен, значит мы пока не исправили те грехи, которые привели к его разрушению.

Первый Храм, который построил царь Шломо (Соломон), простоял 410 лет, с 2928 г. до 3338 г. от сотворения мира. Второй Храм простоял 420 лет, и после его разрушения евреи ушли в Галут — Изгнание, которое продолжается до сих пор! Это значит, что причины, приведшие к его разрушению тогда, действуют и сейчас. Но их исправление дает шанс на то, что присутствие Творца вернётся в этот мир.

Второй Иерусалимский храм

Восстановление Иерусалимского храма

Первый Иерусалимский храм простоял чуть больше трех с половиной столетий. Храмовая гора несколько десятилетий была усеяна его обломками. В 538 году до н. э., вскоре после завоевания персами Вавилонии, Кир Великий издал указ, позволяющий иудеям вернуться на родину. Он же разрешил начать восстановление Иерусалимского храма, их главной святыни. По приказу царя храму возвращались все священные реликвии, изъятые Навуходоносором II. Руководил восстановлением святыни Зоровавель, потомок царя Давида. Нередко Второй Иерусалимский храм называют его именем.

Строительство началось на второй год после возвращения иудеев из Вавилона. В книге Ездры описывается восстановление храма. Фундамент закладывали в торжественной обстановке: играли музыку и пели хвалебные псалмы. Но вид разрушенного храма напоминал о величии святыни Соломона. «И народ не мог отличить клики радости от криков рыдания и плача». Правда, вскоре в Иерусалиме начались беспорядки: самаритянам запрещено было принимать участие в строительстве, и они старались помешать иудеям восстановить храм. Лишь через 15 лет удалось снова приступить к работам. Храм был закончен в 516 году до н. э., спустя 70 лет после разрушения первого.

Как выглядел храм Зоровавеля, сказать трудно — не сохранилось почти никаких свидетельств о его внешнем виде. Можно предположить, что он уступал Первому храму в роскоши и величии. Главной святыни храма Соломона — Ковчега Завета — в нем уже не было.

Но строился он на основе чертежей храма Соломона и неясных предположений, которые можно было извлечь из пророчеств Иезекииля. По описаниям в книге Ездры, Второй храм все-таки был больше, чем построенный при Соломоне.

Вид на Храмовую гору. Источник: pinterest.com

Осквернение язычниками и очищение Иудой

Храму Зоровавеля пришлось пережить непростые времена. Когда греки захватили власть в Иудее, служители храма, тем не менее, пользовались уважением эллинов и принимали богатые дары. Правда, временами правители позволяли себе запускать руку в запасы храма, когда казна была истощена. Важную роль в становлении еврейских традиций сыграл царь Антиох IV Эпифан. Во II веке до н. э. он сперва разграбил храм, а пару лет спустя и вовсе осквернил.

На Жертвеннике всесожжения он установил алтарь Зевса Олимпийского. Лишь с приходом Иуды Маккавея храм был очищен от скверны. Именно в честь этого события празднуется Ханука. Считается, что в тот день, когда Иуда освятил храм, произошло чудо. Чтобы зажечь менору для освящения, Иуде было нужно чистое масло, которого хватало лишь на один день. Но удивительным образом менора горела восемь дней — ровно столько, сколько нужно, чтобы изготовить новое масло.

Разрушение и восстановление Иродом

Храм Зоровавеля был разрушен при захвате Иерусалима Иродом. Но новый царь решился восстановить святыню. Почти 10 лет длились работы, отделка некоторых частей храма продолжалась и после смерти Ирода. В Евангелие от Иоанна значится, что именно в этом храме проповедовал сам Иисус Христос. Лишь в 60-х годах н. э. здание было наконец достроено. Но главной святыне иудеев не суждено было простоять долго — буквально через пару лет храм был окончательно разрушен римлянами.

Макет-реконструкция храма Ирода. (wikipedia.org)

Описания храма Ирода можно найти в нескольких источниках. Кроме Нового Завета упоминания он восстановленном здании на Храмовой горе встречаются в трактате Мишны (первый письменный источник, где собраны важнейшие положения ортодоксального иудаизма), в текстах Талмуда и в трудах Иосифа Флавия.

Флавий пишет: «Внешний вид храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел». Ирод увеличил площадь Храмовой горы.

По периметру были возведены стены. Знаменитая Стена Плача, куда каждый год стекаются тысячи паломников, является лишь небольшой частью западной стены.

Стена Плача. Источник: pinterest.com

Падение храма

Конец многолетней истории храма пришел с началом Первой Иудейской войны, которая привела к разрушению Иерусалима. В 70 году Тит Флавий Веспасиан начал осаду города. За несколько месяцев осады и кровавых битв погибли более миллиона человек.

Франческо Айец. «Разрушение Иерусалимского храма». (wikipedia.org)

Как пишет Флавий, будущий император не собирался поджигать храм, но римские солдаты ослушались. Храм пылал 10 дней. Интересно, что он был разрушен в тот же самый день, когда войска Вавилона сожгли Первый Иерусалимский храм.


Сборник: Иерусалим

Статус одного из древнейших городов мира является предметом дискуссий между Израилем и Палестиной.

  • Статьи
  • Азия

Иерусалим – город трех религий

Иерусалим – город трех религий

Иудеи, христиане и мусульмане считают Иерусалим безупречным гордом: от паломников там никогда нет отбоя.

  • Статьи
  • Европа
  • XII-XIII вв.

Что, если бы Ричард Львиное Сердце взял Иерусалим

Что, если бы Ричард Львиное Сердце взял Иерусалим

Победа английского короля могла бы сыграть важную роль в истории не только Святой Земли, но и всей Европы.

  • Статьи
  • Азия

Второй Иерусалимский храм

Второй Иерусалимский храм

От великой святыни иудеев мало что осталось – одна из стен, окружавших его, известна сегодня как Стена Плача.

  • ЕГЭ
  • Азия

Иерусалим

Иерусалим

Многие походы завершились провалами, а первоначальная цель – освобождение Иерусалима – быстро забылась.

А смогли бы вы освободить Иерусалим?

  • Статьи
  • Азия
  • XI-XIII вв.

Иерусалимское королевство — царство небесное

Иерусалимское королевство — царство небесное

В начале 12 века европейские христиане обосновались на Ближнем Востоке. Иерусалимское королевство стало самым мощным и передовым государством крестоносцев.

  • Статьи
  • Азия

Иерусалим – город трех религий

Иудеи, христиане и мусульмане считают Иерусалим безупречным гордом: от паломников там никогда нет отбоя.

  • Статьи
  • Европа
  • XII-XIII вв.

Что, если бы Ричард Львиное Сердце взял Иерусалим

Победа английского короля могла бы сыграть важную роль в истории не только Святой Земли, но и всей Европы.

  • Статьи
  • Азия

Второй Иерусалимский храм

От великой святыни иудеев мало что осталось – одна из стен, окружавших его, известна сегодня как Стена Плача.

  • ЕГЭ
  • Азия

Иерусалим

Многие походы завершились провалами, а первоначальная цель – освобождение Иерусалима – быстро забылась. А смогли бы вы освободить Иерусалим?

  • Статьи
  • Азия
  • XI-XIII вв.

Иерусалимское королевство — царство небесное

В начале 12 века европейские христиане обосновались на Ближнем Востоке. Иерусалимское королевство стало самым мощным и передовым государством крестоносцев.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Тесты
  • Европа
  • XX век

«Собачье сердце»

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

«Совершенно никакой адвокат»

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Что, если бы победил Бухарин

  • Статьи
  • Европа
  • X-XI вв.

Ярослав Мудрый: величайший князь Древней Руси

  • Статьи
  • Африка
  • I век до н.э.

Плод любви Цезаря и Клеопатры

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XVIII вв.

Эпоха Великих географических трагедий

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

95 тезисов Мартина Лютера

  • Статьи
  • Европа
  • V до н. э. -I вв.

Мифы Древней Греции: как их объясняли древние эллины

  • Статьи
  • Америка
  • XX век

Джон Диллинджер: враг общества №1

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XVII вв.

Ришельё — самый известный кардинал

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Александр Засс — сильнейший человек в мире

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Покушения на Александра II

  • Тесты
  • Европа
  • XX век

«Собачье сердце»

  • Статьи
  • Азия
  • III-XIV вв.

Манихейство: религия, не признанная ни одним государством

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Особое мнение Александра Керенского

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Сапог Петра Великого

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

«Совершенно никакой адвокат»

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Тесты
  • 👀 120703
«Собачье сердце»
  • 📚 Статьи
  • 👀 99859
«Совершенно никакой адвокат»
  • 📚 Статьи
  • 👀 79888
Что, если бы победил Бухарин
  • 📚 Статьи
  • 👀 57786
Ярослав Мудрый: величайший князь Древней Руси
  • 📚 Статьи
  • 👀 56386
Плод любви Цезаря и Клеопатры
  • 📚 Статьи
  • 👀 50616
Эпоха Великих географических трагедий
  • 📚 Статьи
  • 👀 40318
95 тезисов Мартина Лютера
  • 📚 Статьи
  • 👀 38472
Мифы Древней Греции: как их объясняли древние эллины
  • 📚 Статьи
  • 👀 32906
Джон Диллинджер: враг общества №1
  • 📚 Статьи
  • 👀 32602
Ришельё — самый известный кардинал
  • 📚 Статьи
  • 👀 694626
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
  • 📚 Статьи
  • 👀 638135
Александр Засс — сильнейший человек в мире
  • 📚 Статьи
  • 👀 513080
Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет
  • 📚 Статьи
  • 👀 191142
Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии
  • 📚 Статьи
  • 👀 122776
Покушения на Александра II
  • 📚 Тесты
  • 👀 120703
«Собачье сердце»
  • 📚 Статьи
  • 👀 115202
Манихейство: религия, не признанная ни одним государством
  • 📚 Статьи
  • 👀 114122
Особое мнение Александра Керенского
  • 📚 Статьи
  • 👀 102918
Сапог Петра Великого
  • 📚 Статьи
  • 👀 99859
«Совершенно никакой адвокат»

Разрушение Второго Храма

Разрушение Храма и последующее уничтожение национального единства еврейского народа произошло в значительной степени из-за войн между самими евреями. Осажденные в Иерусалиме противоборствующие группировки разрушили все надежды на победу.

В разгар резни руководство еврейским народом на постоянной основе переходило из рук политических лидеров в руки религиозных лидеров. И главным религиозным лидером в то время был знаменитый рабби Йоханан бен Заккай, который, хотя и был учеником великого Гиллеля, не был потомком Гиллеля.

Талмуд говорит, что сорок лет он был бизнесменом; сорок лет он изучал Тору; и в течение сорока лет он руководил синедрионом. Он служил вместе с раввином Шимоном бен Гамалиэлем, потомком Гиллеля. Рабби Шимон исчез в начале войны. Мы точно не знаем, что с ним случилось. Большинство авторитетов говорят, что он умер во время войны. Неясно, умер ли он по естественным причинам или из-за войны. Так или иначе, он в определенной степени отказался от своих полномочий как Наси («принц» или «вождь») раввину Йоханану бен Заккаю.

Приветствую Императора

Пока Иерусалим находился в осаде, между зелотами и римлянами существовала договоренность о том, что каждую ночь мертвых будут выносить из города для погребения. Рабби Йоханан бен Заккай положил себя в гроб, чтобы пересечь линию фронта и прийти к римскому полководцу Веспасиану. Охранник-зелот, заподозрив подвох, на самом деле пронзил гроб мечом, но рабби Йоханан бен Заккай чудом остался жив.

Он предстал перед Веспасианом и сообщил ему, что собирается стать императором Рима. В этот момент прибыл гонец, сообщивший Веспасиану, что он действительно назначен императором. В восторге от хороших новостей он исполнил три желания рабби Йоханана бен Заккая.

Согласно Вавилонскому Талмуду, он просил а) пощадить семью рабби Шимона бен Гамалиила, б) дать великому святому того времени рабби Цадоку, который регулярно постился в течение сорока лет, медицинскую помощь и в) чтобы он пощадил Явне (Ямнию). Эта последняя просьба была увековечена в Талмуде словами: «Дайте мне Явне и ее мудрецов». Другими словами, с этой последней просьбой он попросил Веспасиана пощадить Синедрион и позволить ему воссоздать академию в городе Явне, пообещав ему, что они не будут вмешиваться в военные дела.

Возник вопрос, почему он не попросил чего-то большего. Например, почему он не попросил пощадить Храм или Иерусалим? Талмуд считает, что он знал, что такое желание не будет удовлетворено, поскольку оно бросило вызов всей кампании Веспасиана. Следовательно, он не хотел тратить свое желание, так сказать. Иерусалимский Талмуд, кажется, указывает на то, что он действительно просил его — и ему было отказано. Веспасиан отказался, но исполнил еще три желания.

Как бы то ни было, Веспасиан был взволнован, потому что подумал, что старый еврей не знает, о чем просить. Он считал просьбы более или менее бессмысленными. Тем не менее, именно римлянин был пойман.

Победа Рима будет аннулирована, потому что линия Гиллеля (линия раввина Шимона бен Гамалиэля) будет жить и обеспечивать духовное руководство для еврейского народа. Поддерживая жизнь святого человека раввина Цадока, рабби Йоханан бен Заккай полагался на принцип, согласно которому один праведник может влиять на целое поколение и защищать его. Наконец, позволив синедриону преобразоваться в академию в Явне, еврейский народ смог выжить на протяжении веков.

Хотя Веспасиан думал, что ничего ему не дает, на самом деле он давал ему все. Несмотря на разрушение страны и Храма, еврейский народ вышел из конфликта со своим религиозным руководством и религиозной инфраструктурой нетронутыми, элементами, которые позволили бы им пережить Рим, не говоря уже о многочисленных других ситуациях и тиранах в последующей истории.

Разрушение

Когда Веспасиан отправился в Рим, он оставил армию во главе своего сына Тита. В конце 69 г. н.э. он привел свои катапульты, осадные башни и тараны к стенам. Они разрушили внешнюю стену, а затем вторую, внутреннюю стену. Затем он устроил тяжелую осаду, из-за которой по всему городу свирепствовали голод и моровая язва.

Пока это происходило, еврейские генералы внутри города все еще дрались между собой, убивая друг друга. Наконец, римляне еще больше усилили осаду, пока весной 70 г. н.э. не оказались у последней стены. Он был нарушен в месяц Таммуз. Римляне пробивались через город, но встретили невероятно ожесточенное сопротивление и понесли огромные потери от отчаянных бойцов, но все равно продвигались, пока не окружили крепость Антония, охранявшую Храм.

Согласно Иосифу Флавию, римский солдат взял факел и бросил его на прекрасные гобелены, которые Ирод сделал для Храма и которые висели на его стенах. Когда они загорелись, римляне попытались потушить их, но воды не хватило. Каким-то образом огонь был настолько сильным, что даже камень зацепился, и здание рухнуло. Талмуд говорит, что он горел не только ближе к вечеру девятого ава, но и весь день десятого[1]. Это был просто бушующий пожар.

Они не смогли потушить огонь, и весь Храм сгорел вместе с тысячами евреев, по словам Иосифа Флавия. Многие из обезумевших защитников бросились в огонь, чувствуя, что если Храм горит, то и еврейский народ горит. В общем, отчаяние и безысходность были настолько свирепы, что тысячи и тысячи евреев покончили жизнь самоубийством. Этот тип суицидального поведения редко встречается среди еврейского народа, и действительно, его совершали в основном зелоты, а не сторонники фарисеев, которые следовали примеру рабби Йоханона бен Заккая и не желали связывать национальную смерть еврейского народа с концом. еврейского народа.

Мы увидим, что это произойдет и в Масаде. Последние защитники — в основном из сикариев, зелотов и националистов — скорее убивают себя, чем попадают в римский плен. Фарисеи были готовы подвергнуться римскому игу, потому что они чувствовали, что смогут позаботиться о том, чтобы еврейский народ выжил.

Единственная часть всей территории Храма, сохранившаяся сегодня, — это фрагмент Западной Стены, которая была стеной, ведущей от Внешнего Двора к самой Храмовой Горе.

Масада

С разрушением Храма римляне продолжили истребительную войну против евреев. Они двинулись на юг и завоевали крепость Иродиана. Была еще одна еврейская крепость в Заиордании, которую разрушили римляне. Последним местом, контролируемым евреями, стала крепость Масада, которой командовал Элазар бен Яир, один из предводителей сакарии.

Тит захватил двух других лидеров Сакариев и провел их в цепях во время триумфа по улицам Рима, прежде чем казнить одного из них, Шимона бар Гиору, и приговорить другого, Йоханана Гуша Чалава, провести остаток своей жизни в тяжелый труд. Он умер через несколько лет в римских подземельях. Элазар бен Яир бежал из Иерусалима и вместе с тысячей человек нашел убежище в Масаде.

Там он был окружен римскими войсками, после чего последовала трехлетняя осада. Римляне построили большой пандус на отвесной скале, остатки которого можно увидеть и сегодня. Они использовали 30 000 еврейских рабов, чтобы построить этот пандус, тем самым поставив защитников перед ужасной дилеммой: стрелять по своим людям, чтобы предотвратить завершение пандуса.

Они продержались до 73 г. н.э., когда пандус был почти готов и стало очевидно, что римляне штурмуют стены и победят. Элазар бен Яир, в известном рассказе, вновь записанном у Иосифа Флавия, созвал собрание и заявил, что они не собираются позволить себе стать рабами Рима. Вместо этого они покончат жизнь самоубийством.

Так они и сделали. Когда утром римляне, наконец, вошли в крепость, они обнаружили только трупы.

В массовом сознании позиция Масады очень героическая. Это звучит драматично и, безусловно, включает в себя большую долю героизма. Тем не менее, традиционная еврейская точка зрения состоит в том, что они были неправы. Это был бесполезный, тщетный поступок, скорее разрушительный, чем укрепляющий. Только в наше время Масада стала популярной, вдохновляя крайнюю браваду, которая может быть скорее контрпродуктивной, чем продуктивной.

Рассеяны по всей Римской империи

Из 10 000 евреев, привезенных в Рим, почти все были проданы в рабство, как пишет Иосиф Флавий. Однако в Римской империи еще были богатые евреи, и они стремились выкупить своих собратьев из рабства («выкуп пленных» — очень важная заповедь еврейского закона). Другие собирали деньги для этой цели. Евреи смогли построить подземные железные дороги для беглых рабов.

В результате за короткое время огромное количество евреев оказалось живущими по всей Римской империи. Их называли «свободными людьми», что означало, что изначально они были рабами, но с тех пор получили свободу. Многие из них стали гражданами Римской империи, даже гражданами самого Рима. Рим стал городом с очень большим и сильным еврейским населением.

Влияние евреев ярко проявляется в росте антисемитизма в Римской империи и в речах римского сената. Все это произошло потому, что Рим привел в свою империю так много евреев в качестве рабов.

Надежда среди отчаяния

В конце концов влияние раввина Йоханана бен Заккая взяло верх над Титом. Он принял множество правил государственной политики и учредил множество «воспоминаний в храме». Некоторые из них были запретами – например, запрет иметь музыкальные инструменты в синагоге. В Храме был полный оркестр. Запрещение музыки в синагоге служит напоминанием о Храме.

В то же время были воспоминания, чтобы точно имитировать то, что было в Храме. Например, в синагоге запрещено зажигать семисвечник, потому что у канделябра в Храме было семь свечей. Конечно, центр bima (площадка сцены, где лежит свиток Торы при чтении) в синагоге – это воспоминание о алтаре, который находился в центре двора.

В самый разгар отчаяния и разрушения рабби Йоханан бен Заккай учредил все эти воспоминания, тем самым сохранив жизнь Храма в еврейском народе. Его декреты стали неотъемлемой частью еврейской жизни и оставались таковыми более 19 лет.00 лет. Таким образом, он смог вселить в сердце и душу еврейского народа веру в Храм и надежду на то, что он будет снова восстановлен, наряду с верой в то, что еврейский народ снова восстанет.


[1] На самом деле, в Талмуде есть мнение, что днем ​​разрушения должно быть десятое ава, а не девятое, потому что здание было фактически разрушено десятого. Тем не менее, поскольку оно началось девятого числа и из-за связи с разрушением Первого Храма, девятое оставалось днем ​​памяти разрушения обоих Храмов.

Лекция 7 — Разрушение Второго Храма

Введение
В прошлый раз мы рассмотрели период нестабильности, который пережил Иерусалим после смерти царя Ирода. Отсутствие политической стабильности привело к страстному внутреннему конфликту, в котором еврейское общество в Иерусалиме было сильно разделено по еврейским законам, ритуалам и политике. Естественно, Храм сыграл немалую роль в борьбе. Это был символ присутствия Бога среди еврейского народа, и поэтому монополия на Храм была равносильна монополии на Слово Божье. Напряжение между фракциями достигло пика в период после смерти Ирода в 4 г. н.э. В конце концов, в 66 г. н. э. страсти и напряженность переросли во всеобщее восстание против Рима. Великое восстание, длившееся с 66 по 73 г. н.э., имело катастрофические последствия. Это привело к разрушению Второго Храма в месяце ава 70 г. н.э. и полному разрушению верхнего города Иерусалима, который горел более месяца. Тысячи евреев были убиты во время восстания, еще тысячи попали в римский плен. После разрушения города зелоты продолжали борьбу против Рима из крепостей по всей стране. Йодфат, Гамла и Масада один за другим пали перед римскими легионами. От каждого исходили все новые и новые фантастические и драматические рассказы о мученичестве, героизме и самопожертвовании гордых еврейских воинов.

1. Последствия разрушения
Вместе с разрушением Храма весь Иерусалим превратился в руины. Город был захвачен и превращен в город гарнизона для Десятого легиона, который был размещен там. Был построен римский «Кардо», разделивший город на четыре квартала. Это была оживленная рыночная дорога, которая проходила через «сердце» каждого римского города и поэтому называлась «кардо», что означает «сердце». Груду щебня, стоявшую на Храмовой горе, отодвинули в сторону, а на ее месте построили храм богини Афродиты. Славный город Ирода был почти полностью разрушен. Только три башни, построенные Иродом вокруг своего царского дворца, остались стоять как пренебрежительное свидетельство величия города, который они когда-то защищали. Их снова использовали для защиты города римляне, которые, несомненно, оценили их стратегическое значение. Сосуды Храма с триумфом унесли в Рим, где в честь победы была воздвигнута арка «Арка Тита». Арка изображает сцены завоевания, изображая римских солдат, несущих знаменитую Менору и другие храмовые сосуды из Иерусалима в Рим.

Разрушение Иерусалима оказало глубокое влияние на еврейский народ и привело к драматическим изменениям в самом иудаизме. Люди снова были отделены от общения с Богом. Но на этот раз не было пророков, которые утешили бы их и заверили в их будущем восстановлении в святом городе. После разрушения Храма шок, горечь и пессимизм охватили еврейский мир. Чувство окончательности и необратимости, которое это изгнание оставило у еврейского народа, отражено в последующей ассоциации между ожиданием восстановления Храма и апокалиптическим видением конца дней. Мечта о восстановлении в Иерусалиме теперь была отодвинута в далекое будущее и в эпоху, когда мир природы перестанет существовать в том виде, в каком мы его знаем. Мощь Эдома (Рима) казалась непобедимой. Теперь город был безвозвратно взят из рук евреев.

2. Память о Храме как ключ к выживанию
Саддукеи, ессеи и зелоты вскоре померкли. Не за что было драться, не с кем было драться. Храмовый ритуал был исключительным центром их концепции иудаизма. Без Храма более половины законов иудаизма были неприменимы. Для них разрушение Храма означало уничтожение иудаизма.

Из всех сект удалось выжить только двум, фарисеям и христианам. Конечно, они очень разные, поскольку христиане откололись от иудаизма и установили новую веру. Однако, на мой взгляд, каждая из этих двух сект выжила по одной и той же причине. Несмотря на радикальные различия между ними, им обоим удалось включить память о Храме как неотъемлемую часть религиозной жизни даже после его физического разрушения. Рассмотрим сначала выживание фарисеев:

3. Йоханан Бен Заккай
Сохранение фарисейского или раввинистического иудаизма приписывается раввину Йоханану Бен Заккаю, основателю иешивы в Явне. Хотя его послание, возможно, было непопулярным в свое время, именно его подход обеспечил дальнейшее выживание еврейской веры после разрушения Храма и заложил основу для раввинистического иудаизма, который процветает до сих пор. Талмуд рассказывает следующую историю о Йоханане Бен Заккае:

    «Абба Сикра, глава разбойников Иерусалима, был сыном сестры рабби Йоханана Бен-Заккая. Раббан Йоханан сказал ему: «Приходи ко мне тайно». собираешься продолжать в том же духе и уморить всех людей голодом?» Он сказал ему: «Что я могу сделать? Если я скажу им хоть слово, они убьют меня». Раббан Йоханан сказал ему: «Придумай какой-нибудь план для меня, чтобы выбраться из города, может быть, я смогу немного сэкономить». Он сказал ему: «Притворись больным». и пусть все приходят спрашивать о тебе, и пусть говорят, что ты умер… Тогда пусть ученики твои прислушаются к тебе, ибо знают, что живое легче трупа.

    Раббан Йоханан сделал все это… Когда они подошли к воротам, [еврейские] бандиты хотели заколоть его [чтобы убедиться, что он мертв]. Абба Сикра сказал им: «Неужели римляне скажут, что они закололи своего господина». Они открыли ворота.

    Когда рабби Йоханан пришел к Веспасиану, он сказал: «Мир тебе, царь». Веспасиан сказал ему: «Ты приговорен к смерти по двум пунктам: во-первых, потому что я не царь… и, во-вторых, если я царь, почему ты не пришел ко мне до сих пор?» Рабби Йоханан сказал ему: «Воистину, ты царь, потому что Иерусалим может быть разрушен только царем…

    В этот момент прибыл гонец со словами: «Встаньте, потому что император мертв, и знать Рима решила сделать вас главой государства». Веспасиан обрадовался и сказал раббану Йоханану… Ты можешь попросить меня, и я исполню ее». Раббан Йоханан сказал, дай мне Явне и ее мудрецов… Он должен был сказать ему: «Пусть один». Но Раббан Йоханан, хотя этот Веспасиан не дал бы так много …» [Талмуд Гиттин 56a b].

Эту знаменитую историю часто ошибочно принимают за дословный исторический отчет о событиях, приведших к основанию иешивы в Явне. Я предпочитаю рассматривать этот отчет как имеющий символическое историческое значение. Через символы в рассказе, на мой взгляд, может быть построен точный образ «истории», скрытой в рассказе. Персонажи и события, изображенные в рассказе, символизируют события, которые привели к оставлению Иерусалима и основанию Явне.

Ясно, что рабби Йоханан, герой этой истории, несет ответственность за создание иешивы в Явне. Благодаря встрече с Веспасианом тексты предполагают, что он был наделен качествами и способностями пророка. Другими словами, его послание «восстановить еврейскую жизнь вне Иерусалима» становится параллельным посланию пророка Иеремии после разрушения Иерусалима вавилонянами. Это оправдание важно, поскольку история ясно показывает, что Йоханан столкнулся с ожесточенным сопротивлением в свое время со стороны тех бандитов, которые были готовы даже осквернить его гроб, чтобы помешать ему покинуть город живым. Это зелоты, которые предпочли умереть в конфликте добровольной сдаче Иерусалима римлянам. Йоханан понимает, что Иерусалим не устоять против римлян, и единственный выход из города — в гробу! Этот инцидент символизирует его примирение с неизбежностью разрушения. Тех, кто настаивает на смерти в безнадежной битве за город, изображают фанатичными бандитами. Им ведь просто не на что жить как евреям без Иерусалима. Пророчество Йоханана о том, что Иерусалим может быть завоеван только королем, указывает на то, что он примирился с идеей о том, что Божья воля состоит в том, чтобы город был разрушен. В этой ситуации было немыслимо, чтобы город не был разрушен, и поэтому простое оправдание в конце рассказа констатирует неправдоподобность такой просьбы. Вместо него Йоханан просит «Явне и его мудрецов».

Сущность философии фараса в период после разрушения сконцентрирована в этом рассказе. Во-первых, фарисейский раввин возведен в ранг пророка. А во-вторых, раввин способен примириться с римским правлением благодаря своему убеждению, что жизнь даже без храма предпочтительнее смерти. Другими словами, есть иудаизм без Храма. Но в то же время раввины Явне настаивали на том, что разрушение сильно изменило иудаизм. Послание поколения Явне заключалось в том, что еврейские ритуалы, учеба и молитва теперь должны стать средствами сохранения памяти о Храме. Храм и Иерусалим остаются центром еврейской жизни, даже если они недоступны.

Большая часть современного иудаизма основана на этом принципе. Например, раввины Явне постановили, что ежедневные молитвы, которые читались неофициально, а иногда и спонтанно, пока стоял Храм, теперь должны регулироваться. Молитвы теперь считались «Храмовым ритуалом, совершаемым в сердце» (Аводах ше ба Лев). Молитвы, которые обычно читались трижды в день, должны были называться в честь ежедневных жертвоприношений в Храме, а время, отведенное им, должно было соответствовать времени, отведенному на жертвоприношения. Другими словами, формальные законы, связанные с храмовым ритуалом, не должны были быть забыты или отброшены в сторону, но должны были быть сохранены путем их наложения на другие и все еще существующие сферы еврейского ритуала.

Изучение библейских предписаний относительно жертвоприношений должно было продолжаться, даже несмотря на то, что эти законы больше не имели практического значения. Изучение их означало отразить угрозу невежества в тот день, когда законы будут восстановлены, и сохранить символическую практику жертвоприношений посредством символического изучения. Это исследование вскоре было включено в праздничный молитвенный ритуал, который и по сей день содержит ссылки на жертвы, которые были бы принесены в этот день, если бы не наши грехи, приведшие к разрушению Храма.

Точно так же траур по разрушенному Храму теперь стал важным мотивом в раввинистическом иудаизме. Многие евреи «оплакивали» разрушение, наступившее на жизнь аскетизма и самоотречения. В отчаянной попытке исключить из своей жизни все мирские удовольствия, которые напоминали бы им о Храме, они воздерживались от употребления мяса и питья вина. Раввины Явне настаивали на том, что жизнь должна продолжаться и без Храма. Но это не означало, что жизнь должна была продолжаться без изменений. Они избегали крайних реакций, но также избегали черствости. Раввины предложили молиться лицом к Иерусалиму как напоминание о разрушенном Храме. Оплакивание разрушения было ритуализировано путем изменения практики существующих ритуалов, например. разбить стакан после свадебной церемонии. Эта практика подразумевает, что даже в самый счастливый момент жизни человека ему приказано помнить о гибели.

4. Выживание христианства
В ранний период после разрушения иудео-христиане были небольшой и преследуемой еврейской сектой. Как и фарисеи, они придерживались политики сохранения памяти о храмовом ритуале как центральном мотиве своей религиозной практики. Это было, на мой взгляд, ключом к их выживанию. Физический Храм Иерусалима был заменен ранними христианами духовным Храмом «Верхнего» или духовного Иерусалима. Этот Храм оставался местом жертвоприношения, но жертвы, приносимой в сердце. Окончательной жертвой, искупающей все грехи, была жертва, принесенная Христом на кресте. Крест стал новым алтарем, а Иисус был последней физической жертвой. Верный христианин разделяет страдания Христа на кресте и вкушает праздничную жертвенную трапезу, состоящую из Его крови и плоти. Этот внутренний духовный акт веры имеет силу искупить грех.

Конечно, история этой секты как одной из еврейских фракций, переживших уничтожение, коротка. Христианство вскоре распрощалось с иудаизмом и стало отдельной верой. Его признание в качестве официальной религии византийцев в четвертом веке было результатом обширной миссионерской деятельности среди язычников Римской империи. Это знаменует собой сознательный уход иудео-христиан из еврейского мира.

5. Восстание Бар-Кохбы
Примирение Йоханана Бен Заккаи с римским правлением не было легким для всех его последователей. Концепция сохранения памяти о Храме как мотиве еврейской жизни многими воспринималась как отказ. Примерно через 70 лет после завоевания Иерусалима римлянами евреи начали предвкушать мессианское искупление. Они верили, что мастер истории, восстановивший второй Храм через 70 лет после разрушения первого, теперь построит третий.

Оптимистический дух полных надежд ожиданий, типичный для этого периода, наиболее ярко выражен ведущим фарисеем того времени рабби Акивой. Это рабби Акива, который смеялся при виде разрушенного города, видя в исполнении пророчества о том, что город однажды будет разрушен, уверенность в пророчестве, что однажды он будет восстановлен. Он был выдающимся ученым своего поколения и дал своим многочисленным последователям надежду на то, что обещанное искупление неизбежно. Рабби Акива приветствовал харизматичного военачальника Симона Бар Козиву Мессию. Он изменил свое имя на Бар-Кохба, что означает «сын звезды», и назначил его лидером восстания, которое должно было свергнуть Рим, восстановить еврейский суверенитет в Иерусалиме и завершиться восстановлением Храма.

Восстание, длившееся с 132 по 135 г. н.э., получило массовую поддержку среди евреев. Они бежали в пещеры Иудеи и на холмы Галилеи, исполненные энтузиазма и мессианского рвения. Там они спланировали и на некоторое время успешно осуществили терроризирование римских легионов, дислоцированных в Иудее. С торжеством они чеканили монеты с календарными датами их «нового царства» на одной стороне: 132 г. н. э. = «1», 133 = «2» и так далее. На другой стороне штамповали изображения Иерусалимского храма и профиля Бар-Кохбы. Они яростно сражались, используя подземные лабиринты пещер Иудеи в своих стратегических целях. Римские источники описывают воинов Бар-Кохбы как людей, которые исчезали в воздухе, когда пытались броситься в погоню.

Первые успехи восстания не только увеличили его популярность, но и спровоцировали более яростное контрнаступление римлян. Римские подкрепления, которые были введены для подавления восстания, убили более 600 000 мужчин, женщин и детей. Воины умерли от голода в осаде и застряли в своих подземных убежищах. Сам рабби Акива был публично замучен императором Адрианом. «Еврейское» название города Иерусалим было заменено латинским «Aelia Capitolina», и еврейский народ вместе со своими надеждами на восстановление города снова оказался в руинах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *