Что такое сеньор и вассал: Сеньоры и вассалы Средник веков

Сеньоры и вассалы

 … Главная  > Справочник по образованию  > Энциклопедия де-факто  > Общественные и исторические науки  > История  > История средних веков  > Справочные материалы по истории средних веков  > В западной Европе утверждается феодализм (9-11 вв.)  > Сеньоры и вассалы

Феодализмом именуют общественный строй, название которого происходит от слова «феод».
Феод — это населенное крестьянами земельное владение, пожалованное господином — сеньором (по-латински — «старшим») своему вассалу — подчиненному человеку, обязующемуся за владение феодом нести военную службу. Вассал приносил сеньору клятву верности.
В некоторых странах отношения между владельцами феодов — феодалами можно представить себе в виде лестницы (так называемая феодальная лестница). На самом верху ее стоял король — верховный собственник всей земли в государстве; считалось, что свою власть он получил от Бога, который и был его сеньором. Ступенью ниже находились непосредственные вассалы короля.

Часть пожалованных им владений они передавали собственным вассалам, стоящим еще одной ступенью ниже. А те в свою очередь выделяли из полученного феода земли для своих вассалов. Получалось, что почти каждый феодал (кроме тех, кто находился на нижней ступени лестницы) был и вассалом и сеньором одновременно.
Хотя над феодалом и главенствовал другой, более высокопоставленный господин, он не имел права вмешиваться в его отношения с вассалами. Так, во Франции действовало правило «вассал моего вассала не мой вассал». Это означало, что даже король был лишен возможности через головы своих вассалов — графов и герцогов — отдавать приказания их вассалам.
Во времена установления феодализма в Западной Европе владение крупного феодала напоминало самостоятельное государство. Такой феодал:
собирал налоги с населения;
имел право судить;
мог объявлять войну другим феодалам и заключать с ними мир.
Между сеньором и вассалом как бы заключался устный договор. Вассал обязывался верно служить господину, а сеньор обещал вассалу поддержку и покровительство.
Однако договор нередко нарушался. Вассалы нападали друг на друга, на владения своего сеньора. Шли непрерывные междоусобные воины. Их целью был захват:
земель, населенных крестьянами;
знатного соседа, с которого требовали выкуп за освобождение;
добычи (грабеж чужих крестьян, церквей и т. п.).
От междоусобных войн больше всего страдали крестьяне. У них не было укрепленных жилищ, где они могли бы укрыться от нападения.
За прекращение междоусобных войн, разбоев и бесчинств боролась церковь. Они призывала установить Божий мир, объявляла тяжким грехом нападение, совершенное, например, в праздники Рождества Христова и Пасхи. Иногда время с вечера субботы и до утра понедельника провозглашалось мирным. Греховным в любое время объявлялось нападение на безоружных — женщин, священников, крестьян, а также на тех, кто отправился в путь, чтобы посетить христианские святыни (этих людей называли паломниками). Нарушителям Божьего мира грозило церковное наказание.
Полностью прекратить междоусобные войны деятельность церкви не могла, но ее борьба за Божий мир способствовала проникновению в сознание феодалов христианской морали (призывы к милосердию, осуждение насилия). Постепенно враждующие феодалы начали договариваться между собой:
как бы ни ссорились, нельзя грабить храмы, земледельцев на полевых работах, разрушать мельницы во владениях друг друга. Жестокость военных действий пытались своими указами ограничить короли.
То время, когда европейские государства распались на феодальные владения, власть королей была невелика, а крупные землевладельцы в своих феодах обладали правами государей, называют временем феодальной раздробленности.

Другие записи

10.06.2016. “Всеобщие кормильцы”

Так с полным на то основанием называли крестьян многие средневековые писатели. Крестьяне составляли огромное большинство населения Европы в 9-11 вв. За их счет жили все господа — церковные (епископы, начальники…

10.06.2016. “Те, кто молятся”

В средние века было распространено учение о том, что все население Европы в соответствии с Божьей волей делится на три группы — три сословия (входящие в эти сословия люди обладают разными правами и обязанностями):»те,…

Trojden | Сеньоры и вассалы: Ведюшкин В.

А.

В истории Европы XI век оказался важной вехой. Средневековье вступило в пору своей зрелости. Этот период продолжался в Европе примерно до рубежа XIII— XIV веков.

К середине XI века эпоха непрерывных вторжений подошла к концу. Жизнь стала намного безопаснее, и потому хозяйство и общество развивались быстрее, чем прежде. Зрелое Средневековье стало временем важных перемен. Развивалось сельское хозяйство, осваивались прежде пустовавшие земли, быстро увеличивалось население, немалая часть которого проживала в бурно растущих городах. Торговля всё теснее связывала между собой прежде почти изолированные области Европы.

XI—XIII века — время наивысшего могущества католической церкви и папства, выступившего организатором Крестовых походов. Но в это же самое время церковь переживала значительные трудности, связанные с широким распространением ересей. Одновременно усиливалась королевская власть, постепенно бравшая верх над силами феодальной раздробленности. В Европе появились первые сословно-представительные органы, с этого времени игравшие в истории важную роль. В полной мере сформировалось средневековое общество, возникли первые университеты, были созданы подлинные шедевры средневековой культуры.

Воины XI в. Фрагмент ковра из Байё

Глава IV.

Выделите важнейшие черты феодального общества.

Каково было место и обязанности рыцарства в обществе?

1. Новое устройство общества. К XI веку в Западной Европе сложилось новое общественное устройство. После Великого переселения народов окрепла власть королей и членов их дружин. Правда, их соплеменники сначала оставались свободными и полноправными людьми: земледельцы и воины, они участвовали в управлении племенем. Но рядом с их небольшими участками росли крупные земельные владения знати. Знатные люди силой отбирали землю и свободу у обедневших соседей. Неоткуда было ждать помощи и против непрерывных нападений арабов, венгров, норманнов. Приходилось жертвовать землёй и свободой, отдаваясь под защиту могущественного соседа. Тот становился теперь сеньором крестьянина (что по-латыни значит «старший»). Сеньорами могли быть светские лица, епископы, монастыри. Обычно зависимые крестьяне сохраняли свою землю, но теперь должны были работать на сеньора и отдавать ему часть урожая.

Трапеза сеньоров. Миниатюра рубежа XV— XVI вв.

Распространению зависимости крестьян способствовала и королевская власть.

Представители сословий являются во сне английскому королю Генриху I. Миниатюра XII в.

По каким признакам можно определить, где какое сословие?

Частые военные угрозы заставляли государей создавать постоянное конное войско. Его организовывали Карл Мартелл во Франкском государстве, Альфред Великий в Англии, Генрих I в Германии. Пешее ополчение уже не имело такого значения. Уже не обязанные воевать, крестьяне теряли и право носить оружие. Война становилась занятием профессиональных воинов, которым теперь принадлежали и земля, и власть над обрабатывающими её крестьянами.

Люди тогда по-разному представляли себе, как устроено общество. Но наиболее важную роль сыграла теория, в соответствии с которой Бог разделил общество на сословия — большие группы людей, за которыми закреплены определённые права и обязанности; обычно они передавались по наследству. Таких сословий было три: молящихся, воюющих и работающих. Под последними имелись в виду все, кто не входил в первые два сословия, но прежде всего крестьяне.

Перед каждым сословием стояли свои задачи. Духовенство заботилось о спасении душ. Воюющие должны были, проливая свою кровь, защищать общество от внешних врагов, обеспечивать порядок и правосудие. Трудящиеся кормили всех остальных.

Сеньор наделяет вассала феодом. Миниатюра XV в.

По сравнению с двумя первыми сословиями работающие рассматривались как низшее, третье сословие. Но если в Древнем Риме физический труд считали делом рабским, то в Средние века сложилась высокая оценка крестьянского труда, что способствовало хозяйственному развитию Западной Европы.

В те времена общество часто сравнивали с телом человека, уподобляя молящихся груди, воюющих рукам, а трудящихся ногам. Тем самым подчёркивалось, что все сословия хотя не равны, но необходимы и зависят друг от друга; если они не будут действовать слаженно, общество погибнет.

2. Сеньоры и вассалы. В условиях постоянных войн ведущая роль в обществе принадлежала воюющим. Именно они владели большей частью земли, то есть тем, что было тогда главной ценностью. Земля, которую обрабатывали крестьяне, давала её собственникам богатство, власть и престиж. Вокруг неё строились отношения внутри сословия воюющих. Главную роль в них играл феод — форма условного землевладения, то есть наделения землёй на условии несения военной службы. Крупных земельных собственников, владевших феодами и живших за счёт зависимых крестьян, историки называют феодалами. А поскольку феодалы господствовали в обществе, то и всё устройство жизни той эпохи называют феодализмом.

В узком смысле понятие «феодализм» сводят к отношениям, связанным с наделением феодом (в этом случае феодализм имел место лишь в некоторых странах Западной Европы и представлял собой лишь одну сторону развития общества). В широком смысле в нём видят всемирно-историческую эпоху, через которую прошли самые разные страны и континенты.

Сеньор наблюдает за сбором винограда. Миниатюра XV в.

Король Франции принимает вассальную клятву. Миниатюpa XV в.

Чтобы располагать отрядом конных воинов, крупный феодал делил свой феод на части и раздавал их воинам — тоже в качестве феодов. Тот, кто наделял феодом, именовался сеньором, а получивший феод в обмен на военную службу — вассалом (по-латыни «вассус» — слуга). Вассал тоже мог раздать части полученного феода во владение своим людям. Тогда он становился для них сеньором, а они — его вассалами. Ступенькой ниже могло повториться то же самое. Получалось что-то вроде лестницы, где каждый мог быть одновременно вассалом и сеньором.

Историки называют такой порядок «феодальной лестницей» (или феодальной иерархией).

Высшим сеньором был государь, его прямыми вассалами обычно становились титулованные аристократы: герцоги, графы, маркизы. Следующие ступеньки занимали бароны, владельцы замков и, наконец, простые конные воины — рыцари.

Дальше феод дробиться не мог, поскольку земли с крестьянами, оказавшейся в распоряжении рыцаря, ему едва хватало на то, чтобы содержать боевого коня и вооружение. А без этого он не мог бы владеть феодом! Сеньором он был только для своих крестьян, те же, не неся военной службы, находились вне «феодальной лестницы».

Рыцарь. Миниатюра XIV в.

Мечи. Рубеж XI—XII вв.

Главная обязанность вассала состояла в военной конной службе сеньору — обычно в течение 40 дней в году. Вассал должен был также заседать в совете и в суде сеньора, оказывать ему денежную помощь (например, для выкупа из плена). Сеньор, в свою очередь, должен был защищать вассала и не лишать его феода. Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор имел право отобрать феод, но сделать это было сложно. В случае конфликта вассал мог обратиться к суду пэров — других вассалов того же сеньора. Пэры часто заставляли сеньора идти на уступки непокорному вассалу.

Отношения между сеньорами и вассалами не были всюду одинаковыми. Так, в Англии и Германии все феодалы, от простых рыцарей до герцогов, обязаны были в какой-то мере подчиняться королю. Во Франции же действовало правило: «Вассал моего вассала — не мой вассал». В идеале вассалы верно служили сеньору, который щедро их награждал. Но бывали и несправедливые сеньоры, неверные вассалы, кровавые усобицы между ними. К тому же часто вассал получал феоды от разных сеньоров. В таких случаях было трудно понять, кому вассал должен служить в первую очередь. Вассалы в конфликтах с сеньорами часто брали верх, ведь многие из них были богаче своих сеньоров и к тому же нередко действовали против сеньора совместно.

Все члены средневекового общества, от короля до крестьянина, были связаны друг с другом отношениями зависимости. Однако характер зависимости крестьян и феодалов был совершенно различным.

Битва между рыцарями Франции и Фландрии. Миниатюра

Рыцарский щит. Конец XII в.

3. Война как образ жизни. Сеньоров и вассалов объединяло то, что все они были рыцарями. Слово «рыцарь» в русском языке происходит от немецкого «риттер» — всадник, конный воин. Считалось, что рыцарем может стать только человек знатный, и притом богатый, чтобы иметь боевого коня и вооружение.

Рыцарь был прекрасно подготовлен к войне. Сначала его защищали кольчуга, щит и шлем. Позже для защиты самых уязвимых частей тела на кольчуге закрепляли металлические пластины, а с XIV века появился сплошной доспех. Он весил до 30 кг, поэтому для сражения рыцари выбирали самых выносливых коней, также защищённых доспехами.

Наступательным оружием рыцаря были меч и длинное (до 3,5 м) тяжёлое копьё. Применять такое оружие позволяли стремена, которые в Европе переняли с Востока в раннее Средневековье. Когда рыцарь мчался в атаку, казалось, нет силы, способной выдержать его удар.

В бою стремились не убить вражеского рыцаря, а взять его в плен. Ведь убийство равного осуждалось и церковью, и моралью самих рыцарей. Кроме того, за пленного можно было получить большой выкуп. Поэтому даже в крупных сражениях часто гибли всего несколько рыцарей. Иное дело — «неблагородные» противники: их убивали беспощадно. Они, в свою очередь, наводили ужас на рыцарей, поскольку сражались «не по правилам»: стаскивали рыцарей с коней, а потом добивали их через щели в латах.

Рыцарский турнир. Средневековая миниатюра

Гербы короля Кастилии (в Испании). Миниатюра XV в.

4. Мир турниров и гербов. В мирное время рыцарь стремился заполнить досуг занятиями, похожими на войну и развивавшими необходимые на войне навыки. Благородным делом считалась охота на кабана или оленя. Но любимым развлечением рыцарей были турниры — состязания в умении владеть оружием. Наряду с единоборствами устраивались сражения целых отрядов, но, сражаясь затупленным оружием и в прочных доспехах, рыцари на турнире погибали редко.

Организацией турниров занимались герольды. Часто им было достаточно одного взгляда на рыцаря, чтобы определить, кто он такой, ведь на его щите они сразу видели отличительный знак его рода — герб.

Гербы появились именно в Средние века — как личные, а затем и родовые знаки знатных людей. Вслед за ними гербы стали заводить города, объединения горожан, духовные лица (например, епископы). А из гербов правителей позже появились гербы государств.

Изображение герба на надгробной плите. XII в.

Искусство составлять и описывать гербы называется геральдикой; им занимались герольды. В геральдике использовались 5 цветов (голубой, зелёный, чёрный, алый, пурпурный), а также золото и серебро. Цвет и фигуры на щите имели символическое значение. В состав герба входил девиз — краткое изречение, выражавшее самое важное в характере обладателя герба и его предков.

5. Воспитание рыцаря. Жизнь рыцаря требовала храбрости, большой физической силы и многолетней постоянной тренировки.

Посвящение в рыцари. Миниатюра XIV в.

С семи лет мальчики из знатных семей обычно покидали родной дом и служили пажами при дворе знатного феодала. Их учили ездить верхом, владеть оружием, охотиться, петь, танцевать; они усваивали изысканные придворные манеры. Читать и писать учили не всегда — считалось, что рыцарь может обойтись и без этого, и лишь к концу Средневековья положение стало меняться к лучшему.

Обучившись военному делу, юноша становился оруженосцем рыцаря и лишь после нескольких лет службы мог удостоиться посвящения в рыцари.

Замок Фуэнсальданья в Испании. XV в.

Ночь перед посвящением будущий рыцарь молился в церкви, обязуясь стать воином Христовым и обнажать меч только за правое дело: ради восстановления справедливости, борьбы с неверными. В знак посвящения ему торжественно надевали шпоры и пояс с мечом.

6. Рыцарская культура. Воплощением духа Средневековья с его постоянными войнами стал неприступный каменный замок — жилище рыцаря и его крепость.

План рыцарского замка. Современная реконструкция: 1 — подъёмный мост; 2 — нижний двор; 3 — конюшня, хлев, амбары; 4 — верхний двор; 5 — колодец или резервуар с водой; 6 — замковая часовня; 7 — жилище хозяина; 8 — помещение для хранения оружия и доспехов; 9 — жилые помещения; 10 — донжон

Строители замков стремились создать для нападавших систему последовательных препятствий. Последним рубежом обороны была самая высокая каменная башня; во Франции её называли донжоном. Захватить замок, как правило, удавалось лишь внезапным нападением, хитростью или изменой.

Замок был центром жизни всей округи. Здесь жили сеньор с семьёй и его слуги, подолгу гостили вассалы и воспитывались их дети, заходили переночевать путники. В парадном зале задавали пиры, звучали стихи и песни странствующих певцов и поэтов.

В замках, при дворах сеньоров, расцвела рыцарская культура. В основе её лежала особая система ценностей — совокупность представлений о том, что хорошо и что плохо, что важно и что не важно. Рыцарь подчинялся определённым правилам поведения (так называемый кодекс рыцарской чести), отличавшим его от остальных членов общества. Рыцарь должен быть храбрым в бою и верным сеньору, отстаивать христианскую веру, защищать слабых. Худшим пороком рыцаря считалась трусость, честь же ценилась выше жизни.

Пир при дворе знатного феодала. Миниатюра XV в.

Тканый ковёр «Предложение сердца» — воплощение рыцарского идеала возвышенной любви. XV в.

На войне рыцари часто грабили мирное население, но богатства нужны были им не для накопления, а для того, чтобы их демонстративно потратить. Сеньоры задавали роскошные пиры, устраивали празднества, наделяли вассалов богатыми подарками. Все знали: чем сеньор щедрее, тем больше рыцарей он соберёт в следующий раз под свои знамёна; значит, тем больше у него шансов захватить богатую добычу, опять-таки чтобы щедро раздать её своим вассалам.

Рыцарская культура требовала умения вести себя при дворе, особенно в общении с дамами. Это умение называют куртуазностъю (от французского слова «кур» — двор). Считалось, что рыцарь должен быть влюблён в прекрасную даму и прославлять её своими подвигами. Эта изящная придворная игра воспитывала рыцарей, смягчая грубость их нравов. Рыцарская культура складывалась из многих компонентов. Это и замки, и гербы, и турниры, и пиры, и поэтические состязания.

Многие рыцари были прекрасными поэтами. Трубадуры — странствующие рыцари-поэты Южной Франции — сочиняли изысканные стихи о любви и о рыцарских доблестях. При дворах звучали также эпические поэмы о героях былых дней, такие, как французская «Песнь о Роланде», испанская «Песнь о моём Сиде», германская «Песнь о Нибелунгах». В основе их сюжетов лежали реальные события, но сильно изменённые фантазией сказителей. Сочинялись и рыцарские романы, в которых рядом с рыцарями и прекрасными дамами действовали волшебники и драконы. Особой популярностью пользовались романы о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

Рыцарство и рыцарская культура, расцвет которых приходится на XII—XIII века, были яркой страницей истории Средневековья.

Письмо Эда, графа Блуаского, королю Франции Роберту (1025 год)

…Удивляешь ты меня очень, государь мой, как столь поспешно, не разобрав дела, присудил ты меня недостойным феода твоего. Ведь если дело касается условий происхождения, то, благодарение Богу, родовитость есть у меня. Если дело касается качества феода, который ты мне дал, то известно, что не из твоих он владений, но из того, что мне по милости твоей от предков моих перешло по наследству. Если дело касается исполнения службы, то тебе ведомо, что, пока я был у тебя в милости, служил тебе и при дворе, и в войске, и на чужбине. Если же потом, когда ты наложил на меня опалу и данный мне феод решил отобрать, я, обороняя себя и свой феод, нанёс тебе какие-либо обиды, то ведь совершил я это, раздражённый несправедливостью и вынужденный необходимостью. Ибо как же я могу оставить и не оборонять своего феода? Бога и душу свою ставлю в свидетели, что лучше предпочту умереть на своём феоде, нежели жить без феода. Если же ты откажешься от замысла лишить меня феода, то ничего более на свете я не буду желать, как заслужить твою милость.

Каково положение героев этого документа на «феодальной лестнице»? Кто из них сеньор, а кто вассал? Дайте оценку доводам автора письма о законности владения им феодом с точки зрения того времени. Предположите, чем граф мог прогневать короля. Как ещё, кроме обращения к государю, он мог защитить свои права?

1. Какими способами и за счёт чего в Западной Европе в раннее Средневековье формировалась крупная земельная собственность? 2. Кто такие зависимые крестьяне? Как они становились зависимыми? 3. Каковы были основные сословия средневекового общества? 4. Работа в группах. Объясните важность каждого сословия с точки зрения средневекового человека. (Каждая из групп подбирает доводы в пользу важности одного из сословий.) Обсудите ваши выводы в классе. 5. Составьте в рабочей тетради схему «феодальной лестницы». Объясните, кто в феодальной иерархии мог быть сеньором, а кто — вассалом. 6. Каковы были преимущества рыцарского войска перед пешим ополчением? 7. О чём мог рассказать рыцарский герб? 8. Объясните смысл посвящения в рыцари. 9. Какие правила поведения идеального рыцаря представлены на иллюстрациях учебника?

10. Почему сеньор обязательно должен был передать часть своих земель вассалам? 11. Почему ни один рыцарский турнир не мог состояться без герольдов? Чем ещё занимались герольды? С помощью ресурсов Интернета выясните и расскажите более подробно обо всех обязанностях герольдов в Средние века. 12. Кого называют рыцарем в наши дни? Расспросите об этом родителей и знакомых вашей семьи. Подумайте, в чём современный смысл этого слова совпадает со средневековым, а в чём нет. 13. Подумайте, какие правила поведения, предписываемые кодексом рыцарской чести, и при каких обстоятельствах чаще всего не выполнялись в реальной жизни? Выскажите своё мнение. 14. Что такое куртуазность: 1) правила поведения рыцаря при дворе, 2) взаимоотношения между землевладельцем и зависимыми крестьянами, 3) главная обязанность вассала по отношению к своему сеньору? Выберите правильный ответ.



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница