Разрушение Храма | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру
Подпишитесь на еженедельный дайджест Толдот.ру!
Авторизуйтесь или просто введите имейл:
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Фейсбук
ВКонтакте
Одноклассники
Вотсап
Оглавление
Прекращение жертвоприношений ↓
Пылающий Храм ↓
Разгром ↓
Пленники снова отправились в изгнание ↓
Еврейская традиция о разрушении Храма ↓
Прекращение жертвоприношений
[↑]Семнадцатого тамуза Тит разрушил крепость Антония [см. пост 17 Тамуза]. В тот день впервые пришлось отменить жертвоприношение в Храме, потому что в городе не оказалось ни одного пригодного для этой цели барана. По приказу Тита Йосеф бен Матитьяу [более известный как Иосиф Флавий — прим. ред.] сообщил евреям [жителям осажденного Иерусалима] волю римлянина — без кровопролития сдать Храм.
Йоханан [Йоханан из Гуш Халава, захвативший власть в городе — прим. ред.] ответил категорическим «нет».
Макет стен Иерусалима во времена Второго Храма
И тогда началось сражение за Храм. Тит предполагал захватить его при первой же атаке, но сделать это ему не удалось. Евреи героически сражались за каждую пядь земли. Однако римляне намного превосходили их силой, оружием и военной техникой. Как только изнемогал один римский отряд, его тут же заменял другой. Силы же евреев были ограничены, они не только не имели отдыха ни днем, ни ночью, но и давно голодали. Постепенно римлянам удалось пробиться к постройкам, окружавшим Храм, а евреи вынуждены были сконцентрироваться во дворе самого Храма. Отступая, евреи заполнили эти внешние помещения дровами и смолой. И когда римляне с трубными звуками и криками победы вошли в залы, в них неожиданно вспыхнул пожар. Большинство солдат сгорело заживо, лишь некоторым удалось спастись, прыгнув со стен горящего здания.
Пылающий Храм
[↑]Камни Храмовой стены были исключительно крепкими, и римлянам никак не удавалось их пробить.
Солдаты попытались взобраться на стены по лестницам, но евреи обрушили на них град камней и стрел. Тогда Тит приказал поджечь ворота Храма. Защитники Святыни сражались с неимоверной храбростью. Сменяющие друг друга римские отряды шаг за шагом продвигались вперед, вытесняя евреев внутрь Храма.
Девятого ава 3830/70 года [согласно другой, еврейской традиции это был 3828 год] римский солдат бросил горящий факел в окно помещения, заполненного дровами. Обнаружив дым, евреи бросились гасить пожар, но тщетно — римские солдаты уже входили в горящее здание.
Как дикие звери они нападали на каждого, встречавшегося на их пути. Жертвенник был завален грудой человеческих тел. Тысячи евреев бросились в огонь, чтобы погибнуть вместе с Храмом. Пылающий Храм, как огромный факел, осветил ночное иерусалимское небо. Всевышний не пожелал, чтобы Его дом во всем своем великолепии достался врагу.
Пылающий Храм во время взятия Иерусалима Титом
Убитые лежали в лужах крови. На фоне всего этого ужаса римляне трубили победу, вопли же несчастных евреев поднимались высоко к небу.
Всю ночь и все следующее утро пылал святой Храм.
Разгром
[↑]Захват Иерусалима занял у Тита почти полгода и стоил ему больше жизней его воинов, чем какая-либо другая известная военная кампания римлян. За этот период от меча, голода и эпидемий погибли свыше миллиона евреев. Около ста тысяч попали в плен. Юноши и девушки моложе восемнадцати лет были проданы в рабство, а взрослые отправлены для работ в рудниках Египта или отданы в подарок странам, входящим в Римскую империю, для выступлений в цирке — в гладиаторских боях друг с другом или с хищными животными. Самые красивые юноши были отобраны для отправки в Рим на празднование грандиозной победы. Около одиннадцати тысяч пленников умерли от голода, не получив никакой пищи или получив некашерную пищу, от которой они отказались, несмотря на сильное истощение.
На развалинах Иерусалима Тит оставил один римский легион, а сам двинулся с остальной армией в Кейсарию, чтобы там отпраздновать победу. Затем он отправился в Сирию, устраивая по пути в честь победы гладиаторские бои, на которых снова и снова лилась еврейская кровь.
Пленники снова отправились в изгнание
[↑]Оба еврейских вождя, Йоханан из Гуш Халава и Шимон бар Гиора, были захвачены в плен живыми. Йоханан прятался в пещере до тех пор, пока голод не выгнал его оттуда. Тит не убил его, а отправил в тюрьму, где Йоханан оставался до самой своей смерти. Шимон бар Гиора также скрывался в одной из пещер, но когда голод стал нестерпимым, сдался римским солдатам, а те передали его Титу. Тит решил принести Шимона бар Гиору в жертву богам во время празднования своей победы в Риме.
В пышных торжествах, устроенных Титом и его отцом, вынуждены были участвовать и несчастные пленники. Сосуды Святого Храма, которые ранее не видел ни один чужестранец, демонстративно провезли по римским улицам перед глазами любопытной публики. Среди пленников шел и закованный в кандалы Шимон бар Гиора. По приказу римского полководца в день триумфа он был убит. Когда глашатай сообщил о его смерти, Рим взорвался криками восторга.
Веспасиан приказал спрятать священные сосуды в одном из святилищ.
Там они оставались свыше четырехсот лет, вплоть до разрушения Рима вандалами. Вандалы захватили священные еврейские сосуды и отправили их в Африку, где и затерялись их следы. Это произошло в 4215 (455) году. Изображения сосудов Иерусалимского Храма и сегодня можно увидеть на площади Победы, построенной Титом в Риме.
Еврейская традиция о разрушении Храма
[↑]Храм был местом открытого проявления Творца в этом мире, местом, где раскрывалась Его Шхина — Б-жественное присутствие.
В Талмуде (Йома 9) сказано так: «За что был разрушен Первый Храм? За три греха: идолопоклонство, разврат и кровопролитие. А за что был разрушен Второй Храм? Ведь в те времена учили Тору, выполняли заповеди и помогали друг другу? За что? За напрасную вражду, за беспричинную ненависть».
[Пока в еврейском народе сохранялись духовное единство, цельность, это способствовало поддержанию Храма. В первую очередь, Храма духовного. А это уже поддерживало Храм земной, в физическом мире.
Ненависть и грехи привели к разрушению духовного Храма, что означало и разрушение Храма на Земле.]
Об этом и сказали мудрецы Титу, захватившему Иерусалим: «Разрушенный Храм ты разрушил».
Символично, что оба Храма — и Первый Храм, и Второй — были разрушены в один и тот же день еврейского календаря — 9 ава.
Кроме того, сказали мудрецы Талмуда так: «Поколение, при котором Храм не построен, — как будто своими руками разрушило его».
Другими словами, если Храм пока не построен, значит мы пока не исправили те грехи, которые привели к его разрушению.
Первый Храм, который построил царь Шломо (Соломон), простоял 410 лет, с 2928 г. до 3338 г. от сотворения мира. Второй Храм простоял 420 лет, и после его разрушения евреи ушли в Галут — Изгнание, которое продолжается до сих пор! Это значит, что причины, приведшие к его разрушению тогда, действуют и сейчас. Но их исправление дает шанс на то, что присутствие Творца вернётся в этот мир.
Разрушение Храма | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.
руПодпишитесь на еженедельный дайджест Толдот.ру!
Авторизуйтесь или просто введите имейл:
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Фейсбук
ВКонтакте
Одноклассники
Вотсап
Оглавление
Прекращение жертвоприношений ↓
Пылающий Храм ↓
Разгром ↓
Пленники снова отправились в изгнание ↓
Еврейская традиция о разрушении Храма ↓
Прекращение жертвоприношений
[↑]Семнадцатого тамуза Тит разрушил крепость Антония [см. пост 17 Тамуза]. В тот день впервые пришлось отменить жертвоприношение в Храме, потому что в городе не оказалось ни одного пригодного для этой цели барана. По приказу Тита Йосеф бен Матитьяу [более известный как Иосиф Флавий — прим. ред.] сообщил евреям [жителям осажденного Иерусалима] волю римлянина — без кровопролития сдать Храм.
Йоханан [Йоханан из Гуш Халава, захвативший власть в городе — прим. ред.] ответил категорическим «нет».
Макет стен Иерусалима во времена Второго Храма
И тогда началось сражение за Храм. Тит предполагал захватить его при первой же атаке, но сделать это ему не удалось. Евреи героически сражались за каждую пядь земли. Однако римляне намного превосходили их силой, оружием и военной техникой. Как только изнемогал один римский отряд, его тут же заменял другой. Силы же евреев были ограничены, они не только не имели отдыха ни днем, ни ночью, но и давно голодали. Постепенно римлянам удалось пробиться к постройкам, окружавшим Храм, а евреи вынуждены были сконцентрироваться во дворе самого Храма. Отступая, евреи заполнили эти внешние помещения дровами и смолой. И когда римляне с трубными звуками и криками победы вошли в залы, в них неожиданно вспыхнул пожар. Большинство солдат сгорело заживо, лишь некоторым удалось спастись, прыгнув со стен горящего здания.
Пылающий Храм
[↑]Камни Храмовой стены были исключительно крепкими, и римлянам никак не удавалось их пробить.
Солдаты попытались взобраться на стены по лестницам, но евреи обрушили на них град камней и стрел. Тогда Тит приказал поджечь ворота Храма. Защитники Святыни сражались с неимоверной храбростью. Сменяющие друг друга римские отряды шаг за шагом продвигались вперед, вытесняя евреев внутрь Храма.
Девятого ава 3830/70 года [согласно другой, еврейской традиции это был 3828 год] римский солдат бросил горящий факел в окно помещения, заполненного дровами. Обнаружив дым, евреи бросились гасить пожар, но тщетно — римские солдаты уже входили в горящее здание.
Как дикие звери они нападали на каждого, встречавшегося на их пути. Жертвенник был завален грудой человеческих тел. Тысячи евреев бросились в огонь, чтобы погибнуть вместе с Храмом. Пылающий Храм, как огромный факел, осветил ночное иерусалимское небо. Всевышний не пожелал, чтобы Его дом во всем своем великолепии достался врагу.
Пылающий Храм во время взятия Иерусалима Титом
Убитые лежали в лужах крови. На фоне всего этого ужаса римляне трубили победу, вопли же несчастных евреев поднимались высоко к небу.
Всю ночь и все следующее утро пылал святой Храм.
Разгром
[↑]Захват Иерусалима занял у Тита почти полгода и стоил ему больше жизней его воинов, чем какая-либо другая известная военная кампания римлян. За этот период от меча, голода и эпидемий погибли свыше миллиона евреев. Около ста тысяч попали в плен. Юноши и девушки моложе восемнадцати лет были проданы в рабство, а взрослые отправлены для работ в рудниках Египта или отданы в подарок странам, входящим в Римскую империю, для выступлений в цирке — в гладиаторских боях друг с другом или с хищными животными. Самые красивые юноши были отобраны для отправки в Рим на празднование грандиозной победы. Около одиннадцати тысяч пленников умерли от голода, не получив никакой пищи или получив некашерную пищу, от которой они отказались, несмотря на сильное истощение.
На развалинах Иерусалима Тит оставил один римский легион, а сам двинулся с остальной армией в Кейсарию, чтобы там отпраздновать победу. Затем он отправился в Сирию, устраивая по пути в честь победы гладиаторские бои, на которых снова и снова лилась еврейская кровь.
Пленники снова отправились в изгнание
[↑]Оба еврейских вождя, Йоханан из Гуш Халава и Шимон бар Гиора, были захвачены в плен живыми. Йоханан прятался в пещере до тех пор, пока голод не выгнал его оттуда. Тит не убил его, а отправил в тюрьму, где Йоханан оставался до самой своей смерти. Шимон бар Гиора также скрывался в одной из пещер, но когда голод стал нестерпимым, сдался римским солдатам, а те передали его Титу. Тит решил принести Шимона бар Гиору в жертву богам во время празднования своей победы в Риме.
В пышных торжествах, устроенных Титом и его отцом, вынуждены были участвовать и несчастные пленники. Сосуды Святого Храма, которые ранее не видел ни один чужестранец, демонстративно провезли по римским улицам перед глазами любопытной публики. Среди пленников шел и закованный в кандалы Шимон бар Гиора. По приказу римского полководца в день триумфа он был убит. Когда глашатай сообщил о его смерти, Рим взорвался криками восторга.
Веспасиан приказал спрятать священные сосуды в одном из святилищ.
Там они оставались свыше четырехсот лет, вплоть до разрушения Рима вандалами. Вандалы захватили священные еврейские сосуды и отправили их в Африку, где и затерялись их следы. Это произошло в 4215 (455) году. Изображения сосудов Иерусалимского Храма и сегодня можно увидеть на площади Победы, построенной Титом в Риме.
Еврейская традиция о разрушении Храма
[↑]Храм был местом открытого проявления Творца в этом мире, местом, где раскрывалась Его Шхина — Б-жественное присутствие.
В Талмуде (Йома 9) сказано так: «За что был разрушен Первый Храм? За три греха: идолопоклонство, разврат и кровопролитие. А за что был разрушен Второй Храм? Ведь в те времена учили Тору, выполняли заповеди и помогали друг другу? За что? За напрасную вражду, за беспричинную ненависть».
[Пока в еврейском народе сохранялись духовное единство, цельность, это способствовало поддержанию Храма. В первую очередь, Храма духовного. А это уже поддерживало Храм земной, в физическом мире.
Ненависть и грехи привели к разрушению духовного Храма, что означало и разрушение Храма на Земле.]
Об этом и сказали мудрецы Титу, захватившему Иерусалим: «Разрушенный Храм ты разрушил».
Символично, что оба Храма — и Первый Храм, и Второй — были разрушены в один и тот же день еврейского календаря — 9 ава.
Кроме того, сказали мудрецы Талмуда так: «Поколение, при котором Храм не построен, — как будто своими руками разрушило его».
Другими словами, если Храм пока не построен, значит мы пока не исправили те грехи, которые привели к его разрушению.
Первый Храм, который построил царь Шломо (Соломон), простоял 410 лет, с 2928 г. до 3338 г. от сотворения мира. Второй Храм простоял 420 лет, и после его разрушения евреи ушли в Галут — Изгнание, которое продолжается до сих пор! Это значит, что причины, приведшие к его разрушению тогда, действуют и сейчас. Но их исправление дает шанс на то, что присутствие Творца вернётся в этот мир.
Ирод | Биография, факты, царствование, храм и Иисус
- Дата рождения:
- 73 г.
до н.э. г.
- Умер:
- 4 марта до н. э. или 4 апреля до н. э. Иерихон
- Должность/Офис:
- царь (37 г. до н.э.-4 г. до н.э.), Иудея
- Учредитель:
- Самария
- Известные члены семьи:
- супруга Мариамна сын Филипп сын Антипатр
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Когда правил Ирод Великий?
Ирод Великий был царем Иудеи с 37 г. до н.э. по 4 г. до н.э., назначенный Римской империей после того, как ее сенат снабдил его армией для отражения парфянского вторжения. До вторжения он был губернатором Галилеи с 47 г. до н.э.
Что сделал Ирод Великий?
Ирод Великий был известен укреплением римского правления и продвижением эллинизации Иудеи. Он построил город Севастию на месте древней Самарии, а также портовый город Кесарию и восстановил Иерусалимский храм.
Кто были родители Ирода?
Ирод, родившийся в южной Палестине, был сыном Антипатра, идумеянина, которого Юлий Цезарь позже назначил прокуратором Иудеи. Мать Ирода была дочерью дворянина из Петры, центра растущего набатейского государства.
Как умер Ирод Великий?
Ирод Великий умер естественной смертью в 4 г. до н.э. Причина его смерти обсуждается, но известно, что в последние годы жизни он страдал психическим и физическим расстройством и страдал атеросклерозом.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Ирод , имя Ирод Великий , латинское Ирод Великий , (род. 73 г. до н. э. — умер в марте/апреле 4 г. до н. э., Иерихон, Иудея), назначенный римлянами царь Иудеи (37–4 г. до н. э.), который построил множество крепостей, акведуков, театров и других общественных зданий и в целом способствовал процветанию своей земли, но в последние годы своей жизни был центром политических и семейных интриг.
Семья и молодость
Ирод родился на юге Палестины. Его отец, Антипатр, был идумеянином (семитский народ, идентифицированный некоторыми учеными как араб, принявший иудаизм во II веке до н. э.). Антипатр был человеком с большим влиянием и богатством, который увеличил и то, и другое, женившись на дочери дворянина из Петры (на юго-западе Иордании), в то время столицы растущего арабского набатейского царства. Таким образом, Ирод был арабского происхождения, хотя и был практикующим евреем.
Когда Помпей (106–48 гг. до н. э.) вторгся в Палестину в 63 г. до н. э., Антипатр поддержал его кампанию и начал долгое сотрудничество с Римом, от которого выиграли и он, и Ирод. Шесть лет спустя Ирод встретил Марка Антония, другом которого он остался на всю жизнь. Юлий Цезарь также поддерживал семью; он назначил Антипатра прокуратором Иудеи в 47 г. до н. э. и даровал ему римское гражданство — честь, доставшаяся Ироду и его детям.
Ирод дебютировал в политике в том же году, когда отец назначил его правителем Галилеи. Шесть лет спустя Марк Антоний сделал его тетрархом Галилеи.
Царь Палестины
В 40 г. до н. э. парфяне вторглись в Палестину, началась гражданская война, и Ирод был вынужден бежать в Рим. Там сенат назначил его царем Иудеи и снабдил его армией, чтобы удовлетворить его притязания. В 37 году до н. э., в возрасте 36 лет, Ирод стал непререкаемым правителем Иудеи и сохранял эту должность в течение 32 лет. Чтобы еще больше укрепить свою власть, он развелся со своей первой женой Дорис, отослал ее и своего сына от двора и женился на Мариамне, принцессе Хасмонеев. Хотя союз был направлен на прекращение его вражды с Хасмонеями, священнической семьей еврейских вождей, он был глубоко влюблен в Мариамну.
Во время конфликта между двумя триумвирами Октавианом и Антонием, наследниками власти Цезаря, Ирод поддержал своего друга Антония. Он продолжал делать это даже тогда, когда любовница Антония, Клеопатра, царица Египта, использовала свое влияние на Антония, чтобы получить большую часть лучших земель Ирода.
Ирод стал близким другом великого министра Августа Марка Випсания Агриппы, в честь которого были названы один из его внуков и один из правнуков. И император, и министр нанесли ему государственные визиты, и Ирод еще дважды посетил Италию. Август передал ему надзор за кипрскими медными рудниками с половинной долей прибыли. Он дважды увеличил территорию Ирода, в 22 и 20 годах до н. э., так что она стала включать не только Палестину, но и части того, что сейчас является Иорданским царством к востоку от реки, а также южный Ливан и Сирию. Он намеревался подарить Набатейское царство и Ироду, но к тому времени, когда этот трон освободился, умственное и физическое истощение Ирода сделало это невозможным.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Строительство Второго Храма и роль в истории Иисуса
Ирод наделил свое царство массивными крепостями и великолепными городами, из которых два величайших были новыми и в основном языческими основаниями: порт Кесария Палестинская на побережье между Иоппой (Яффой) и Хайфой, которая впоследствии стала столицей римской Палестины; и Севастию на давно заброшенном участке древней Самарии. В Иродионе в Иудейской пустыне Ирод построил большой дворец, который археологи в 2007 году предварительно идентифицировали как место его гробницы. В Иерусалиме он построил крепость Антония, часть которой все еще можно увидеть под монастырями на Виа Долороза, и великолепный дворец (часть которого сохранилась в цитадели). Самым грандиозным его творением был Храм, который он полностью перестроил. Большой внешний двор площадью 35 акров (14 гектаров) до сих пор виден как Аль-Харам аш-Шариф.
Он также украсил иностранные города — Бейрут, Дамаск, Антиохию, Родос — и многие города. Ирод покровительствовал Олимпийским играм, президентом которых он стал. В своем собственном царстве он не мог полностью дать волю своей любви к великолепию, опасаясь оскорбить фарисеев, руководящую фракцию иудаизма, с которыми он всегда конфликтовал, потому что они считали его иностранцем. Ирод, несомненно, считал себя не только покровителем благодарных язычников, но и защитником еврейства за пределами Палестины, чьи языческие войска он делал все, что было в его силах, чтобы примирить.
К сожалению, в характере Ирода была мрачная и жестокая черта, которая все больше проявлялась по мере того, как он становился старше. Более того, его психическая нестабильность подпитывалась интригами и обманом, которые творились в его собственной семье. Несмотря на свою привязанность к Мариамне, он был склонен к сильным приступам ревности; его сестра Саломея (не путать с ее внучатой племянницей, дочерью Иродиады Саломеей) хорошо воспользовалась его природной подозрительностью и отравила его ум против жены, чтобы разрушить союз.
В конце концов Ирод убил Мариамну, двух ее сыновей, ее брата, ее деда и ее мать, женщину самого подлого склада, которая часто помогала планам его сестры Саломеи. Помимо Дориды и Мариамны, у Ирода было еще восемь жен и от шести из них родились дети. У него было 14 детей.
В последние годы жизни Ирод страдал атеросклерозом. Ему пришлось подавить восстание, он ввязался в ссору со своими соседями-набатейцами и в конце концов потерял благосклонность Августа. Он был в сильной боли и в психическом и физическом расстройстве. Он трижды менял свое завещание и, наконец, лишил наследства и убил своего первенца Антипатра. Убийство незадолго до его смерти вифлеемских младенцев полностью соответствовало беспорядку, в который он попал. После неудачной попытки самоубийства Ирод умер. Его последнее завещание предусматривало, что с санкции Августа его владения будут разделены между его сыновьями: Архелай должен стать царем Иудеи и Самарии, а Филипп и Антипа разделят оставшуюся часть как тетрархи.
Стюарт Генри Пероун Редакторы Британской энциклопедии
Разрушение Первого Храма
Разрушение Первого Храма стало переломным моментом в еврейской истории. Несмотря на свои недостатки, еврейский народ близко к сердцу усвоил уроки разрушения и восстановил свою жизнь физически и духовно.
Факты уничтожения достаточно просты. Пророк Иеремия годами предупреждал о надвигающейся гибели. Иудея жила с ложным чувством безопасности. Они почему-то чувствовали, что смогут восстать против власти Вавилона и поддержать восстание. Они обманывали себя тем, что Египет защитит их, думая, что их южный сосед предпочитает противостоять Вавилону к северу от Иерусалима, а не сражаться с ними на их собственных границах. Однако Египет не пожелал пролить ни капли египетской крови от имени Иудеи.
Другое заблуждение заключалось в том, что вавилоняне каким-то образом забудут о них. Однако царь Вавилона не собирался спускать Иудею со своей орбиты.
Он пришел со всей своей армией, чтобы подавить восстание, и он пришел с жестокостью, местью и окончательным решением. Он не только хотел преподать урок евреям, но и выбить из головы всех остальных мысль о том, что каким-то образом можно пересечь Вавилонскую империю и не понести никаких последствий.
Навуходоносор пришел с севера и вторгся в предместья Иудеи. К началу лета его армия расположилась лагерем вокруг Иерусалима. Он отрезал город и систематически затягивал петлю вокруг Иерусалима. В девятый день месяца таммуза стены города были пробиты, и вавилонское войско ворвалось внутрь.
В течение месяца они уничтожили все очаги иудейского сопротивления. Десятки тысяч погибли в осаде, принесшей голод и мор, а затем от меча и огня. Те, кто мог это сделать, разбежались. Однако вавилоняне предвидели это и сгоняли беглецов в гигантские лагеря рабов, откуда их переправляли в изгнание в Вавилон.
Девятое ава
На закате в начале девятого дня месяца ава вавилоняне подожгли Храм.
Талмуд ( Таанис 29а) сообщает, что пожар начался ночью сразу после окончания субботы. Другими словами, в том году сам день девятого ава приходился на воскресенье. К вечеру воскресенья он был полностью разрушен.
Девятое ава стало постным днем по еврейскому календарю. Второй Храм тоже будет разрушен четыре века спустя, в тот же день, девятого ава. Если бы еврейский народ не вел себя как народ, призванный представлять Бога – быть царством духовных вождей и святым народом ( Исход 19:6) – какой ценности был Храм? Это был только камень, кирпичи и раствор.
Божья защитная Рука, которая направляет все в истории, была удалена. Когда его убрали, Храм превратился в пустую оболочку. «Если хозяина дома больше нет, то грабители могут его ограбить». Вот о чем скорбят евреи.
Авторы истории, а не только участники истории
Это история, история. Однако остановиться на этом — значит не понять, что произошло.
То, что вавилоняне должны были одержать победу над Иудеей, не было жестким правилом истории.
Карл Маркс убедил западную цивилизацию в том, что существуют непреклонные и неумолимые правила истории, и что человек ни при каких обстоятельствах не может изменить эти правила. Люди всего лишь пешки.
Если довести это до логического завершения, можно оправдать отправку 20 миллионов человек в ГУЛАГ, как это произошло при марксистах Советского Союза, и смерть 50-70 миллионов китайцев, как это произошло в коммунистическом Китае. Коммунизм был волной будущего; что значат несколько сотен миллионов жизней для прогресса? Это должно произойти. Если это должно произойти, человек может сказать: «Я просто помогаю этому случиться; Я этого не делаю».
Идея о том, что существуют исторические силы, создающие эти катаклизмы и холокосты, снимает с одного всю ответственность. Это не моя вина. Я только принимаю заказы. Я делаю только то, что говорит история. Именно это позволяет людям быть такими убийцами. Нет никакой личной вины или ответственности. Все действуют под действием силы. Большим приходится пожирать маленьких.
Слабые должны пасть перед сильными. Сильнейшие должны выжить. Цивилизации должны возникать и падать. В сущности, если мы будем следовать логике до ее нелогичного вывода, западная цивилизация обречена.
Тора имеет совершенно иной взгляд на историю. Его можно изменить – и его может изменить один человек… одним действием… одним человеком. Точно так же, как мы являемся причиной того, что это произошло, мы можем быть теми, кто заставляет это происходить в противоположном направлении. Мы не безвинные наблюдатели, захваченные непреодолимыми силами, известными под названием «история». Мы участники. Мы игроки. Мы авторы.
Серьезные грехи
Талмуд перечисляет три поступка еврейского народа того времени, которые привели к гибели: смертные грехи язычества, убийства и прелюбодеяния.
Язычество – это отсутствие какой-либо преданности Высшему Власти. Однако его не обязательно переводить только в терминах буквальных идолов. Дело не только в Зевсе и Аполлоне. В обществе она принимает самые разные формы: богатство, жадность и всевозможная несправедливость.
Все это результаты отсутствия ответственности перед Богом.
Язычество создало богов по образу человека. Во всех языческих мифологиях боги вели себя как испорченные, богатые, гнилые люди. Они воевали между собой. Они убили друг друга. Они воровали друг у друга имущество и жен. Они делали ужасные вещи , потому что мифология изображала бога как человека .
Тора пришла, чтобы сказать, что мы созданы по образу Бога; человек должен подражать Богу. «И ты будешь ходить путями Его» ( Второзаконие 28:9). «Как Он милостив, так и вы должны быть милостивы. Подобно тому, как Бог посещает больных, вы должны посещать больных». [1]
Когда большие слои еврейского народа поддались язычеству, они вступили на длинный, скользкий путь ко всем порокам языческих богов, которые были ничем иным, как пороки людей, живущих без ответственности перед Высшей властью.
Вторым грехом, приведшим к разрушению Храма, по словам Талмуда, было убийство. Они мало ценили человеческую жизнь.
В наше время тоже жизнь стоит дешево. Мы становимся невосприимчивы к нему. Просто послушайте новости. Вы едете в машине и хотите услышать отчет о дорожном движении, но если вы не рассчитаете время, ведущий новостей расскажет вам о трех убийствах, поджоге и жестоком избиении в Бронксе. Мы стали нечувствительны к этому.
В Торе главенствует человеческая жизнь. Случаи, когда можно отнять человеческую жизнь, крайне ограничены. Они должны соответствовать определенным очень строгим стандартам. В обществе, где человеческую жизнь берут очень легко, это отражает то, насколько далеко человечество отклонилось от своей цели.
Третьим грехом была половая безнравственность. Это тоже потеря понимания роли людей в мире. Это также демонстрирует потерю понимания роли человеческого тела и необходимости ценить величие внутреннего человека, а не только животную оболочку того, кто мы есть.
Если сложить вместе те три болезни общества, против которых долгое время бранились пророки, то разрушение было естественным результатом.
Однако событиями управляли не абстрактные исторические силы, а поведение, которое двигало ходом истории. Еврейский народ мог бы что-то с этим сделать. Действительно, позже с этим что-то сделали, и хотя разрушению Второго Храма приписывали и другие причины, но не из-за смертных грехов.
Идея Торы состоит в том, что люди могут и даже должны делать что-то для улучшения. Урок разрушения Храма сделал эту концепцию реальностью.
Миниатюрные святилища
Несмотря ни на что, даже на земле своих врагов еврейский народ смог осознать, что Храм можно восстановить — если не из кирпича и камня, то в духовном смысле посредством духовной работы.
Несмотря на то, что Храм был разрушен, Бог мог найти место в их синагогах, учебных домах, поведении — в самом их сердце. Они смогут построить Храм духа… до тех пор, пока не придет время, когда Бог по Своему образцу восстановит физический Храм.
Строительство Храма духа гораздо труднее, и это гораздо большее достижение. Гораздо проще построить здание, чем то, что находится внутри здания.
В современном мире есть одни из лучших школьных зданий, когда-либо существовавших, со всем современным оборудованием для обучения масс, но очень трудно воспитать одного человека. Во всем мире есть прекрасные молитвенные дома, на которые приятно смотреть, но трудно построить место, где Бог действительно приветствуется и, так сказать, хочет, чтобы Его нашли.
Еврейский народ смог построить миниатюрные святилища ( Иезекииль 11:16) в разных общинах на протяжении веков на разных континентах. Хотя физический Храм был разрушен, основная идея, лежащая в его основе, осталась и приобрела большее значение. Это дало еврейскому народу силу, мужество и целеустремленность. В этом заключалась разница между всеобщей историей и еврейской историей. Ни один другой народ не выдержал такого удара и не только выжил, чтобы рассказать об этом, но и смог продолжить свою миссию.
Вот почему разрушение Первого Храма следует рассматривать как переломный момент в еврейской истории. Ничто не было прежним впоследствии.

до н.э.