Разорение Киева Батыем :: Издательство Русская Идея
6.12.1240 (19.12). – Разорение Киева Батыем
Так выглядел в XII в. детинец в Киеве
Археологические раскопки показывают, что поселения на территории вокруг Киева существовали в глубокой древности (трипольская культура, черняховская культура на рубеже II—III веков и др.). Результаты некоторых археологических раскопок можно интерпретировать таким образом, что уже в VI—VII веках поселения на правом берегу Днепра могут считаться городскими. Эта концепция легла в основу празднования в 1982 г. 1500-летия Киева. Часть историков и археологов считает, что образование Киева как города проходило в VIII—X веках.
Великое будущее Киева предрек апостол Андрей Первозванный. Преподобный Нестор Летописец писал: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и… проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к словенам, где нынче стоит Новгород» («Повесть временных лет», ХII в.).
По одному из преданий, название города происходит от имени Кия – самого старшего из трех братьев, которые, согласно легенде, считаются основателями Киева. Эта легенда дошла до нашего времени в летописи XII века «Повесть временных лет»:
«И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а между тем Кий этот княжил в роде своем, и ходил он к царю, и великие почести воздал ему, говорят, тот царь, при котором он приходил. Когда же возвращался, пришел он на Дунай, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему близживущие; так и доныне называют придунайские жители городище то – Киевец. Кий же, вернувшийся в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались…».
Согласно различным источникам, в конце IX века в Киеве княжили Аскольд и Дир, бывшие либо дружинниками Рюрика, либо потомками Кия; при них был заключен мирный договор с Византией и произошло Первое крещение Руси: из Царьграда на Русь прибыл первый епископ. В 882 г. в Киеве стал править захвативший его родственник Рюрика, новгородский князь Олег, который перенес туда свою резиденцию, сказав: «сє буди мати градом русьским». С этого времени Киев стал главной столицей Руси (после рюриковского Новгорода), причем понятие «Киевская Русь» тогда не существовало, оно было введено историками лишь в XIX веке для удобства классификации исторических периодов Русского государства.
На Руси владение Киевским великокняжеским столом принадлежало старшему в роде и обеспечивало верховную власть над удельными князьями. Киев оставался реальным политическим центром Киевской Руси, по крайней мере до смерти Владимiра Мономаха и его сына Мстислава Великого (в 1132 г.). В период раздробленности Киев формально продолжал считаться старшим столом Руси и служил постоянным объектом борьбы между сильными князьями.
В 1237 г. орда Батыя (внука Чингиз-хана) напала на Русь. Начав с разгрома Рязанского княжества, татары разгромили основные силы Владимиро-Суздальской земли, разграбили четырнадцать городов Северо-Восточной Руси, включая Москву и Владимiр. Повсюду они сеяли смерть и разорение. Легкой победы добиться нигде не удалось – все русские города приходилось брать штурмом и превосходящей живой силой.
Затем дикая орда хлынула в южные и западные земли Руси. Разграбив Переславль, затем Чернигов, в декабре 1240 г. Батый подошел к Киеву. В то время Киев был одним из крупнейших и красивейших городов Европы – столицей одного из самых сильных европейских государств. Киев насчитывал 50 тысяч жителей, в то время как в Лондоне, например, жило 20 тысяч человек. Большинство европейских столиц достигли численности в 50 тысяч жителей только через 200-300 лет. Это время считается расцветом города Киева, несмотря на то, что сама Киевская Русь переживала уже не лучшие времена: Киев стал ареной борьбы за великокняжеский престол между русскими князьями-родственниками..
Батый хотел взять неразрушенным такой красивый город. В Киев отправился посол с предложением сдаться – добровольно открыть ворота. Обычно, если горожане выполняли требование хана, город не подвергался серьезным разрушениям, а только грабился и облагался данью. Но киевляне отказались впускать в свой город чужеземные войска и решили биться насмерть.
Татаро-монголы нашли слабое место в системе укреплений – Лядские ворота. Начался штурм русской столицы стенобитными орудиями. Но, даже прорвавшись в город, ордынцам не сразу удалось захватить Киев – город имел не одну полосу укреплений. Битва шла день и ночь, численное превосходство татар давало им возможность непрерывного штурма. На защиту города, охваченного пламенем, вышли все его жители, и стар и млад. Как пишет летопись «один бился с тысячей, а двое – с тьмою». Сопротивление киевлян было настолько отчаянным, что хан был вынужден дать своим войскам передышку и вновь использовать осадные орудия. Через провалы в стенах бесчисленные орды хлынули на улицы, неся с собой разграбление и разрушение. 6 декабря на Николин день Киев пал. Последние защитники столицы Руси укрылись в Десятинной церкви, которая была полностью разрушена, а люди убиты.
Разъяренные отпором татаро-монголы перебили почти всё мирное население Киева. В археологических раскопках встречаются как единичные костяки, так и огромные братские могилы, насчитывающие не одну тысячу скелетов. Из пятидесятитысячного населения в городе осталось не более 2 тысяч жителей. Дикари-язычники разрушили Успенский, Софиевский собор, Троицкую надвратную церковь (сейчас главный вход в Лавру), церковь Спаса на Берестове, Ирининскую церковь и практически все киевские ворота. Киев как столица Руси перестал существовать. Поэтому центр Русского государства переместился в менее пострадавшую северную часть Киевской Руси – Владимiро-Суздальское княжество.
Батыево нашествие нанесло чудовищный удар по культурному и государственному развитию русского народа. Археологи обнаружили пепелища многих городов, о которых сегодня мы не знаем ничего. Киевская Русь в лице ее древнего центра погибла, но ее гибель была столь же героической, как и славное существование. О твердыню Киева разбилось азиатское наступление на Европу и на северорусские земли, и этот подвиг самопожертвования не должны забывать и на Западе.
А для Руси татарское иго стало научением истине от обратного. Эта попущенная Богом катастрофа заставила русский народ осознать ее причину («по грехам нашим»), увидеть бренность земных ценностей и сплотиться в жертвенном общенациональном служении ценностям Царства Небесного. Так в этом испытании Русь созрела духовно и окрепла материально не только для освобождения от ига, но и для выполнения своего призвания стать удерживающим Третьим Римом.
Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25121903
Оставить свой комментарий
« Предыдущая запись
Следующая запись »
Штурм Киева монголо-татарами (новые аспекты старой трагедии): boristen70 — LiveJournal
За 10-15 лет до татаро-монгольского нашествия древнерусские летописи были переполнены сообщениями о землетрясениях, страшных болезнях и нашествии саранчи. Люди как бы предчувствовали беду и замерли в ожидании чего-то страшного, неотвратимого. Летописи отмечали появление в 1223 г. странной звезды или кометы (М. Власова. “Русские суеверия”: Энциклопедический словарь. – СПб., 2000). В том же году русские рати столкнулись с новым, доселе невиданным противником – “татарами”, “о которых никто точно не знает, кто они, и откуда появились и каков их язык и какого они племени”. В 1228-29 гг. Русь поразили великий недород хлеба и эпидемия чумы. В 1230 г. Киев пережил сильное землетрясение; на полях страшная засуха, а в небе – затмение солнца. В 1235 г. многострадальную столицу разоряет князь Изяслав Черниговский.
Совершить большой поход на Восточную Европу Чингисхан решил еще после похода на половцев 1222-23 гг. После смерти Великого Хана окончательное решение было принято его сыновьями на Великом Курултае, созванном в 1235 г. по окончании китайской кампании. Ничего не подозревавшие о собиравшейся грозе русские князья продолжали свои усобицы, о чем монголы были прекрасно осведомлены. Полученный на Калке грозный урок был забыт легкомысленными наследниками Св. Владимира. Тогда на берегах Калки русское воинство потеряло около 70 тыс. человек. Погибло шестеро князей: Мстислав Черниговский, его сын Василий, Изяслав Луцкий, Юрий Несвижский, Святослав Шумский и Изяслав Каневский. В летописях среди убитых названы имена героев народного эпоса – Александра Поповича и Добрыни Рязанца.
Армия выступила ранней весной 1236 г. с верховьев Иртыша и с Западного Алтая. Монголы в 1237 г. пришли в русскую землю искать уже не союзников в борьбе с половцами, как было в 1223 г., а данников и рабов.
В 1238 г. на левом берегу Днепра неподалеку от Киева показались всадники в длиннополых тулупах. Это был разведывательный отряд хана Батыя. После того, как весной 1239 г. был взят Переяславль, а его защитники и жители вырезаны, Бату-хан послал своего двоюродного брата Менгу-хана с частью войск на Киев. Он расположился в Городке на левом берегу, где сейчас находится Выгуровщина.
Считается, что монголо-татар ввели в заблуждение позолоченные купола киевских храмов. Они предполагали захватить в столице Руси большое количество драгоценных металлов. Менгу-хан настолько был поражен красотой города и мощностью укреплений, что не стал сразу нападать. Он лишь отправил парламентеров с предложением сдаться. Но киевляне их убили, и обозленные монголо-татары ушли ни с чем. Сам киевский князь Михаил Всеволодович заблаговременно бежал в Венгрию, оставив оборону города на воеводу Дмитрия.
“Город Ярослава” окружали мощные оборонительные укрепления. Крепостные валы и деревянные стены из дубовых срубов, засыпанных землей, достигали высоты 16 м и простирались на 3,7 км. Часть стен была плетеная, набитая внутри землей, которая поверху имела крытый ход – заборола с бойницами. Снаружи стена обмазывалась глиной (от огненного примета) и белилась известью (как украинские хаты). Вся крепость выглядела белокаменной и красиво венчала любой холм или гору. Такая стена не уступала в боевом качестве каменной. Камни из катапульт просто вязли в такой стене (в каменной получался бы пролом). На стене – забор из деревянных брусьев, которые защищали горожан от вражеских стрел и камней. С внешней стороны стен и валов проходили рвы глубиной до 12 м. Ограда из деревянных столбов, “столпье”, тянулась от крепости на холмах до Днепра, защищая подступы к Подолу. За частоколом лежало болотистое “болонье” – городской выгон. Казалось, что Киев неприступен.
Накопив с времен Чингисхана достаточный опыт, монголы использовали при осаде привычную последовательность действий: после предварительной разведки неподалеку от города или крепости оставался обсервационный корпус, который одновременно подготавливал окрестности к осаде через опустошение их, набирал пленных и подручные материалы. Затем осаждаемым предлагалась сдача, проводились маневры по полной блокаде, пока готовились остальные мероприятия. С этого момента возможны варианты: например попытаться выманить гарнизон в поле и перебить его. Если этот маневр не выходил, то выбор стоял между штурмом (или серией непрерывных штурмов), инженерной осадой и осадой (блокадой) на измор. Для любого из этих способов у монголов имелись все средства, арсенал которых был очень широк и разнообразен.
Поздней осенью 1240 г. передовые отряды хана Батыя подошли к Киеву со стороны левого берега. Дождавшись зимних морозов монголы решили проверить, выдержит ли лед вес их лошадей. Для этого на середину Днепра были согнаны толпы пленных. За ними на правый берег переправились монголы и взяли город в плотное кольцо. Была собрана 140-тысячная татаро-монгольская армия – беспрецедентный в истории Батыевых походов случай. Против городских валов и стен были выставлены 32 камнеметные машины – с такими техническими возможностями падение Киева было лишь вопросом времени.
При осаде крупных городов монголы использовали опыт плененных китайских и персидских инженеров. Известно, что в западном походе 1258 г., когда был взят Багдад, монголов сопровождала тысяча китайских “артиллеристов”. Перед Киевом Батый взял штурмом один из сильнейших городов южных княжеств – Чернигов. Известно, что при его осаде монголы метали в город огромные камни. Монгольский “бычий лук” (осадный арбалет) метал снаряды на 2500 шагов.
Многочисленную орду со своими семьями, кибитками и стадами скота сопровождали толпы пленных, которых она захватывала на своем пути. Именно этих рабов монголо-татары гнали впереди себя на стены осаждаемых городов. Тактика “осадной толпы” называлась “хашар”. Хашар был четко организован: “Их разделили на десятки и сотни. Во главу каждого десятка был назначен монгол” (Рашид ад-Дин. Сборник летописей, т. I, ч.2. – М.-Л., 1952).
Хашар часто применяли как живой щит для катапульт, таранов и атакующих колонн монголов: “Татары гнали пленных под прикрытиями-домами вроде таранов, сделанных из дерева и прикрытых шкурами”. Дисциплина в хашаре была очень жесткой: “Если пленные возвращались, не доставив прикрытия к стене, им рубили головы. Поэтому они были настойчивы и наконец пробили брешь” (“Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны”. – М., 1996). Иногда пленных наряжали по-монгольски, выдавая каждому флаг. Когда защитники города, убивая это подневольное “пушечное мясо”, теряли силы и метаемые снаряды, в бой вступали монголы.
В трактате китайского автора Чжао Хуна “Мэн-да бэй-лу” (“Полное описание монголов”, 1221) рассказывается, как действовали монголы при взятии городов-укреплений. Когда пленных было захвачено достаточно, то каждый из них должен был собрать определенное количество травы или дров, земли или камней. Монголы гнали их день и ночь, а обессилевших тут же убивали. Пленных учили обслуживать колесницы, катапульты и осадные башни. Перед штурмом их заставляли засыпать крепостные рвы, насыпать осадные валы и рыть подкопы.
Примерное соотношение пленного населения к войску есть у Рашид ад-Дина при описании штурма Ходжента: “Пятьдесят тысяч хашара и двадцать тысяч монголов”. Перед осадой каждый конный воин монголов должен был захватить не менее 10 пленных.
Батый правильно рассчитал, что перед тем, как напасть на Киев, он должен истребить все города вокруг. И сжег Чернигов, Овруч, Изяслав и другие города черниговской, полесской и волынской земель. У монголов было множество пленных, взятых в этих городах и близлежащих слободках (селениях). Напрашивается страшная догадка – при штурме Киева на его укрепления гнали… славян. Защитников Киева стравливали со своими соотечественниками – пленными крестьянами и воинами из ближайших городов и селений Руси.
Подтверждения этому мы находим в древних источниках: “На укрепленные замки монголы не нападают, а сначала опустошают всю страну и грабят народ. Только потом они гонят захваченных пленных осаждать собственные крепости” (С. Аннинский. “Известия венгерских миссионеров XIII-XIV вв. о татарах в Восточной Европе” // “Исторический архив”, т. III, М.-Л., 1940). Так пленных, захваченных в Бухаре, использовали при осаде Самарканда, а пленные из Самарканда, в свою очередь, использовались при осаде Ургенча.
Тактика “осадной толпы” объясняется и тем фактом, что монголы не любили вступать в рукопашные схватки: “Вообще они не охотники до ручных схваток, но стараются сперва перебить и переранить как можно больше людей и лошадей стрелами, и потом уже схватываются с ослабленным таким образом неприятелем” (С. Cоловьев. Сочинения. Кн. II. – М., 1988).
Главное преимущество над противником монголы получали за счет своих луков. Именно мощный лук помог им в завоеваниях. В летописях династии Юань о монголах сказано: “Они по природе отличные лучники и наездники. С помощью луков и лошадей они покорили весь мир”. В армянской летописи монголы названы “народом лучников”.
Татаро-монголы покорили не только русские, венгерские и польские княжества – они завоевали Империю Цзинь, обладавшую армией из 140 тыс. всадников, закованных в латы. После падения империи Сунь в 1279 г. монголы достигли совершенства в военно-морском деле, что позволило им распространить свое влияние на Вьетнам, Бирму, Японию и Яву.
Монгольские воины брали с собой по 2-3 лука и 60-100 стрел. О стрелах Марко Поло писал: “Каждый монгол имеет при себе шестьдесят стрел: тридцать маленьких для пробивания доспехов и тридцать больших с широкой головкой, которые использовали для стрельбы в упор”. Наконечники стрел закаливали в рассоле, что делало их очень твердыми. Тупые концы стрел оперяли орлиными перьями. В умении оттачивать стрелы монголам вообще не было равных. Каждый воин имел при себе специальную пилку для отточки наконечников стрел. Стрела из монгольского лука за 300 шагов пробивала любой доспех. Это была сложная машина убийства, склеенная из трех слоев дерева, вареных жил и рогов яка, и для защиты от сырости обмотанная сухожилиями; склеивание производилось под прессом, а просушка продолжалась несколько лет – секрет изготовления этих луков хранился в тайне (В. Маркевич. “Ручное огнестрельное оружие”. – СПб., 1994). Натяжение лука производилось против его естественной кривизны, что обеспечивало достаточно большую силу натяжения – не менее 166 фунтов (75 кг) – больше чем у знаменитых английских луков, которые погубили французское рыцарство в битвах при Креси и Пуатье (Г. Вернадский. “Монголы и Русь”. – М., 1997). Классическим примером такой тактики явилась битва с венграми на реке Сайо, когда венгерская рыцарская армия так и не смогла навязать монголам рукопашного боя и была расстреляна из луков во время шестидневного отступления к Пешту в 1241 г. (Е. Разин. “История военного искусства”, Т. II. – М., 1994). Вот что пишет Фома Сплитский о тех страшных событиях: “Смертоносные татарские стрелы разили насмерть. И не было такого панциря, щита или шлема, который не был бы пробит”. Японцы упоминали о том, что монголы выпускали стрелы залпами, причиняя противнику ощутимые потери. Из описания вторжения в Страну Восходящего Солнца в 1274 г. известно, что монголы смазывали стрелы ядом.
Следует отметить, что и доспехи тяжелой кавалерии монголов превосходили защитное вооружение восточно-европейских армий. Панцири потомков Великого Хана изготовлялись из слоеных пластин буйволиной кожи, покрытых сверху водоотталкивающим лаком. По прочности такие доспехи не уступали железу, но были значительно легче (“Битва на Калке. 31 мая 1223 г.” – М., 1994). Очень легкие щиты были сплетены из лозы, прекрасно амортизировавшей рубящие удары. Для отражения колющего удара в центре щита крепился металлический выступ. Каждый монгольский воин имел несколько сменных лошадей – это была самая быстрая конница в мире, проходившая в день не менее 100 км.
Главная ставка Батыя находилась за речкой Лыбедь. Отсюда, с южной стороны, хорошо были видны валы и башни “города Ярослава”. Тревожные дни переживал древний город. В скрипе тысяч телег, ржании бесчисленных табунов лошадей и верблюдов тонули голоса его жителей. Иранский автор Джувейни (XIII в.) записал, что “от множества войск земля стонала и гудела, а от многочисленности и шума полчищ столбенели дикие звери и хищные животные”.
Батый сосредоточил основную часть войск и камнеметные машины в самой уязвимой части города – против Лядских ворот, в заболоченной низине (р-н современного Майдана Незалежности). В те времена тут находилось болото, получившее в начале XIX в. название Козьего. Батый дождался, когда болото замерзнет, и начал штурм Лядских ворот.
Катапульты кочевники сооружали из столетних сосен и дубов. Недостатка в этом материале монголы не испытывали – окрестности Киева славились своими лесами. Три десятка камнеметов день и ночь подавляли оборону города. Лядские ворота, видимо, пали от ударов стенобитных орудий. Известно, что в 1224 г. под крепость Шачжоу (Китай) монголы подвели пороховую мину. А в 1231 г. в Куджу (Корея) монголы нагрузили повозки дровами и сеном, после чего подогнали их к воротам крепости и подожгли.
Киевляне взошли на остаток укреплений и продолжали защищаться. Ордынцы сумели захватить вал и стену “города Ярослава”, но были настолько ослаблены упорным сопротивлением киевлян, что не сумели закрепить свой успех.
После того, как воевода Дмитрий был ранен, со второго штурма монголо-татары овладели и последними стенами. Они сумели ворваться в середину “города Ярослава”, и хотя храбрые защитники бросились им навстречу с мечами и копьями, остановить превосходящие силы противника не удалось. В бой была брошена “элитная часть” русской дружины – тяжеловооруженная кавалерия. Но на узких улочках, заполненных отступающими, раненными и убитыми, всадникам было тяжело маневрировать. Монголо-татары сбрасывали отважных витязей с лошадей с помощью арканов и крюков, закрепленных на конце длинных пик. Довольно быстро воины Батыя распространились по всем улицам, оттеснив киевлян в “город Владимира”.
На следующий день бой разгорелся с новой силой. Захватчики обрушились на Софийские ворота, находившиеся в десяти метрах от перекрестка нынешних ул. Владимирской и Большой Житомирской. Ворота и часть вала были сокрушены камнеметами и глинобитными орудиями.
Пока бои продолжались в “городе Ярослава”, киевляне возвели новые деревянные укрепления вокруг Десятинной церкви. Оставшиеся в живых скопились внутри храма и на его куполе. По преданию, последний не выдержал веса киевлян, захвативших свой скарб и рухнул. Каменные стены обрушились, похоронив под обломками последних защитников столицы Южной Руси. Это произошло 6 декабря 1240 г. – Киев смог продержаться девять дней. Киевский воевода своей смелостью заслужил уважение самого хана и был пощажен. Батый даже взял Дмитрия на службу в качестве проводника в западном походе.
При штурме монголо-татары разрушили практически все каменные храмы. Несколько столетий их развалины простояли в полном запустении. В середине XVII в. их зарисовал голландский художник Вестерфельд. Судя по его рисункам, почти у всех церквей были обрушены своды и золотые купола, зато уцелели стены. И лишь в Софийском соборе разрушена западная стена, но часть сводов с дошедшими до нас ценнейшими фресками и уникальной мозаикой Богоматери осталась целой.
Древнерусские каменные церкви выполняли роль мощных крепостей. Они имели 2–3-метровую толщину стен, через узкие окна которых в захватчиков летели стрелы. Батый, видимо, решил вначале захватить самый большой и богатый храм – Св. Софию. Собор штурмовали с помощью стенобитных машин, разрушив западную стену и не затронув купола. Потеряв в схватке много времени и людей, монголо-татары отказались от подобного способа взятия храмов, доверив это дело камнеметным машинам.
Утомленные многодневными боями, захватчики пошли по простейшему пути. Ломать мощные стены не стали – к церквям они подвели катапульты, которые стреляли по куполам, стремясь обрушить их на головы защитников. Вероятно, именно под действием камнеметных машин, а не из-за скопившихся на крыше людей, погибла Десятинная церковь.
Киевские археологи неоднократно находили свидетельства страшной трагедии 1240 г. Это, прежде всего, огромные братские могилы, в которых лежали героические защитники города. Чаще всего монголо-татары сбрасывали убитых в оборонные рвы, расположенные прямо перед валами укрепленных городищ. Отчетливо просматривались следы насильственной смерти – черепа и кости рассечены ударами рубящего оружия.
О том, как монголы расправляются с побежденными, можно судить из свидетельств летописца, описавшего падение Рязани в 1237 г.: “…Некоторых жителей посадили на кол, другим под ногти забили гвозди или щепки. Священников сожгли живьем, а монахинь и девиц насиловали в церквах на глазах у родных”.
Обозленные упорным сопротивлением, монголо-татары врывались в жилища простых киевлян и вырезали целые семьи. Так при раскопках дома, расположенного неподалеку от фундамента древней Трехсвятительской церкви, были обнаружены десять скелетов – мужских, женских и детских. По расположению костей было видно, что мать пыталась закрыть своим телом одного ребенка, а другой погиб, обхватив ее ноги.
Когда шесть лет спустя итальянский монах Плано Карпини проезжал мимо руин Киева, он видел бесчисленные черепа и человеческие кости. А вот останков монголо-татарских воинов на территории Киева почти не обнаружено: по языческому обычаю те предавали своих павших огню.
После разорения столицы Руси Батый оставил в городе многотысячный гарнизон. Из 50 тыс. киевлян уцелело около 2 тыс., которых захватчики превратили в рабов. Из 8 тыс. дворов было восстановлено лишь 200, из 40 каменных церквей и сооружений сохранилось пять-шесть, да и то в полуразрушенном состоянии. Опустошение было столь велико, что прибывший полгода спустя в Киев князь Михаил Всеволодович не поселился здесь, а “…живяше под Киевом на острове”. Некоторые путешественники сравнивали Киев той поры с руинами Трои. С разрушением своей столицы Русь утратила былое могущество. Потребовалось несколько веков, чтобы Киев воскрес из пепла.
В статье использованы иллюстрации из альманаха “Новый солдат” №50, “Монгольский воин 1200-1300”, Артемовск, 2002. Отдельная благодарность Вениамину Эппелю за помощь в работе.
Вадим Ляшенко (Киев)
Украина: Семь самых важных мечетей страны
Возможно, это не широко известная часть богатой истории Украины, но когда-то в бывшей советской стране было около 1500 мечетей.
Это число уменьшилось, но все еще есть несколько выдающихся мечетей, как старых, так и новых, которые выдержали столетие войн, потрясений и религиозных преследований.
Ислам был официально введен в Украину, когда ее монгольские правители, известные как Золотая Орда, приняли ислам в начале 14 века.
В результате раздробления Орды в конце 15 века образовалось Крымское ханство, государство, управляемое татарскими потомками монголов.
Первоначально независимое ханство сначала попало под власть Османской империи, а затем было аннексировано Императорской Россией.
Викинги, человеческие жертвоприношения и плохая гигиена: раннеисламские описания России и Украины
Подробнее »
После присоединения к Российской империи мусульманские общины Крыма начали расселяться в другие части Украины, в основном на юг и восток городов, таких как Донецк и Луганск, но и в Харьков, который сегодня находится в центре войны, развязанной Россией, где татары поселились еще в 1840-х годах.
Одесса также имела особое значение из-за своей роли отправной точки паломничества хаджа на территорию современной Саудовской Аравии.
Однако после присоединения к Российской империи в 1783 году политика русификации привела к масштабной кампании по уменьшению влияния ислама в регионе.
Некоторые мечети были превращены в церкви, например мечеть Муфтия Джами XVII века в черноморском городе Феодосия. Под властью России она какое-то время функционировала как Армянская католическая церковь, но вернулась к своему первоначальному назначению в 19 г. 98.
Историк искусства Николь Нур Канчал утверждает, что когда-то в регионе было 1474 мечети, тогда как сегодня их всего 160.
Мусульмане, наряду с другими религиозными группами, включая христиан, столкнулись с дальнейшими преследованиями со стороны большевиков после Октябрьской революции 1917 года.
Во время правления советского лидера Иосифа Сталина мечети были закрыты, а украинские крымские татары были изгнаны в Среднюю Азию.
После распада Советского Союза и создания независимой Украины мусульмане страны начали возрождаться, вновь открылись мечети, а изгнанным разрешили вернуться домой.
Несмотря на то, что число мусульман в стране остается небольшим, по официальным данным, всего один процент населения, религия по-прежнему имеет заметное присутствие в мечетях, разбросанных по всей Украине.
Здесь Middle East Eye смотрит на некоторые из наиболее значимых мусульманских храмов в стране:
Мечеть Узбек-Хана, Старый Крым
старейшая мечеть в Восточной Европе.
Строительство мечети совпало с массовым обращением монголов Восточной Европы и Ближнего Востока в ислам.
Почему они выбрали религию, является предметом споров среди историков, но причины варьируются от духовных до политически целесообразных. Во многих случаях тюркские союзники монгольских правителей уже были мусульманами.
Простая мечеть из серого кирпича считается самой старой мечетью в Восточной Европе (Викимедиа)Мечеть Узбек хан примечательна медресе (религиозной школой), пристроенным к южной стене мечети, которое было построено через 18 лет после первоначальной постройки.
Простое здание из серого кирпича можно было бы принять за деревенский амбар, если бы не каменные постройки мукарана у входа в мечеть.
После разрушения во время советской власти в 2017 году начались реставрационные работы с новой черепицей на крыше, отреставрированной кафедрой и новыми надписями на арабском языке.
Мечеть Джума Джами, Евпатория
Ранний пример османской архитектуры, мечеть Джума Джами была построена в середине 15 века крымским лидером и союзником Османской империи Девлет-Гиреем I.
После серии военных неудач против русских войск во время своего правления Гирей наиболее известен своей кампанией против Москвы, которую он, как говорят, в значительной степени разрушил, поджег город.
Для строительства Джума Джами Гирей нанял знаменитого османского архитектора Мимара Синана, который построил мечеть Сулеймание в Стамбуле, а также Мостарский мост в Боснии.
Многокупольное сооружение, единственное в своем роде в Крыму, было завершено в 1564 году.
Мечеть Джума Джами в Евпатории была спроектирована знаменитым османским архитектором Мимаром Синаном (Викимедиа)Шестнадцать окон в основании главного купола позволяют свету проникать в молельный зал, и свет также проникает через два яруса окон вдоль стен.
Здание неоднократно реставрировалось, в том числе последняя крупная реставрация при советской власти в 1970-х годах.
Украинские коммунистические правители превратили мечеть в музей, и она вернулась к своим религиозным функциям только после распада Советского Союза в 1990 году.
Мечеть Султана Сулеймана, Мариуполь,
Построенный в честь османского султана Сулеймана и его украинской жены Роксоланы, также известной как Хюррем Султан, Султан Сулейман сочетает османские архитектурные стили с местными татарскими.
Одна из самых богато украшенных мечетей Украины, здание находится на берегу Азовского моря в городе Мариуполь.
Во время недавнего вторжения России в Украину мечеть стала объектом неточных сообщений о том, что она была повреждена в результате артиллерийского обстрела со стороны России.
Чиновники мечети позже подтвердили, что бомбы упали в 700 метрах от комплекса, а не на саму мечеть.
Знаменитая османская мечеть Мариуполя давно стала туристической достопримечательностью портового города (Викимедиа)Говорят, что вдохновленные дизайном собственной мечети Сулеймание в Стамбуле, туристы и верующие также могут оценить многочисленные водные элементы здания.
Финансируемая турецким бизнесменом Салихом Джиханом, мечеть открыла свои двери для верующих в 2007 году, а ее имам назначается Управлением по делам религий Турции.
Мечеть Ар Рахма, г. Киев
Первая специально построенная мечеть в столице Украины открылась в 2001 г., расширенный комплекс, включая школу, открылся в 2011 г.
Предназначенная для моления до 3000 верующих, мечеть занимает площадь 3200 квадратных метров с тремя залами, а минареты уходят в небо на 27 метров.
Мечеть Ар-Рахма в районе Тартарка Киева — первая в городе специально построенная мечеть (Викимедиа)Молельня построена на склонах горы Щекавица, в районе Тартарки, где с 1840 года проживает нижегородская татарская община.13 марта местный губернатор Михаил Суковкин заложил первый камень в фундамент первой в Киеве специально построенной мечети на улице Гоголевской.
Однако десятилетия войны, революции и бюрократии задержали его завершение, и фактическое строительство началось только в 1994 году, после распада Советского Союза.
Харьковская соборная мечеть, г. Харьков
Харьковская соборная мечеть, построенная в 2006 году, расположена на месте более ранней мечети, построенной в 1906 году, которая была разрушена Советским Союзом в 1936.
Мусульманское население города состоит из потомков татарских и башкирских солдат, которые были отправлены в этот район во время русско-турецкой войны 1877 года и предпочли там остаться.
Во времена правления Сталина коммунистические чиновники утверждали, что мечеть препятствует течению реки Лопань и поэтому ее необходимо снести. Вместо них в этом районе построили жилой дом.
В 1999 году начались работы по восстановлению мечети на том же месте и с использованием того же архитектурного дизайна, как дань уважения оригиналу.
Мечеть Аль-Салам и Арабский культурный центр, Одесса
Считается, что город Одесса был построен на месте средневекового татарского поселения Хаджибей, названного в честь его основателя Хаджи I Герая, который был крымским ханом в 15 век.
Между 16 и 18 веками город превратился в османскую крепость с процветающей мусульманской общиной.
В 19 веке выдающийся азербайджанский архитектор Кербалаи Сефихан Карабахи построил в центре города мечеть, а земля рядом с ней была превращена в мусульманское кладбище.
Мечеть Аль-Салам имеет мавританский дизайн, что отличает ее от мечетей в османском стиле в этом регионе (Викимедиа)Первоначальная мечеть была разрушена в советское время, и только в 1992 году крымские татары, вернувшиеся из ссылки, основали Одесское мусульманское общество, предшественницу нынешнего центра и мечети.
Новая мечеть в мавританском стиле с каменными арками и замысловатой каллиграфией была открыта в 2001 году и финансировалась сирийским бизнесменом Киваном Аднаном.
Помимо помещения для молитв, в центре также проводятся уроки арабского языка.
Буюк Джума Джами, Симферополь
Хотя строительство мечети Буюк Джума Джами началось в 2015 году после аннексии Крымского полуострова Россией, планы разрабатывались с 1996 года. община разбила палаточный городок на месте мечети и начала по частям возить к месту известняк.