Размер пожилого по судебнику 1550: пожилое — это… Что такое пожилое?

Содержание

Крестьянские переходы по Судебникам и происхождение пожилого Текст научной статьи по специальности «История и археология»

ИСТОРИЯ

УДК 93/99(4/9)

В.А.Аракчеев

КРЕСТЬЯНСКИЕ ПЕРЕХОДЫ ПО СУДЕБНИКАМ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОЖИЛОГО

Псковский государственный педагогический университет, [email protected]

The legal status of taxed (group corvée) people in the 16th century Russia is characterized by increasing enslavement of rural and city residents. The research has shown that this enslavement was developing twofold. State and tsar peasants and suburb people were registered at places of residence not later than June 30, 1585, and were searched for directly by scribal commissions. Privately-owned serfs were returned to their former owners, as provided by the procedure of «the forbidden years» introduced in 1581.

Ключевые слова: вотчины, Судебники, тягло, пожилое, крестьянские переходы

Задача настоящей статьи состоит в исследовании происхождения особенностей крестьянских переходов по Судебникам 1497 и 1550 гг., в том числе такой, как требования уплаты пожилого. Формулиро-воки ст. 57 Судебника 1497 г. не дают оснований для интерпретации их только в контексте отношений между крестьянином и вотчинником: «А христианом отказыватися из волости, из села в село один срок в году [1], за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год, да поидет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да по-идет прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а поидет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит».

Как понимать оборот «отказ из волости» — как переход крестьянина из одной административной единицы в другую или как уход из волости дворцовой или черносошной? Из источников известны лишь факты отказа крестьян из вотчин и поместий или черносошных волостей как землевладельческих и тяглых единиц. Поэтому я склоняюсь к второму варианту прочтения текста. Стоящий в статье на первом месте оборот «из волости» недвусмысленно свидетельствует о том, что законодатель имел в виду в первую очередь интересы государства, контролировавшего в конце XV в. огромный фонд дворцовых, оброчных и черносошных земель. Такая интерпретация ст. 57 не противоречит имеющимся наблюдениям об аграрной политике Ивана III в конце XV в. на присоединенных новгородских землях, где в результате конфискаций удельный вес дворцовых и оброчных земель достиг 40% [2]. Очевидно, что крестьяне уходили не только от землевладельцев, но и из черносошных и дворцовых волостей, и процедура отказа распространялась на все категории крестьян.

Правительство бдительно следило за соблюдением законности, особенно в тех районах, где частновладельческие и государственные земли лежали череспо-лосно. Об этом свидетельствует царский указ от 5 сентября 1555 г. новгородским дьякам по поводу злоупотреблений помещиков в черносошных деревнях Пусто-

ржевского уезда. В челобитной выборных голов черносошных станов Ржевы Пустой говорилось: «…Дети боярские ржевские и псковские и лутцкие и из иных присудов вывозят за собя во хрестьяне жити наших хре-стьян из ржевских ис черных деревень не по сроку по вся дни беспошлинно. А как, деи, изо ржевских и из наших ис черных деревень приедут к ним отказщики с отказом в срок хрестьян из-за них отказывати в наши в черные во ржевские деревни, которые крестьяне похо-тят итти жити в те наши в черные деревни, и те, деи, дети боярские. хрестьян, деи, из-за себя не выпуща-ют…». Из данного фрагмента хорошо видно, как проходил отказ крестьян в середине XVI в.: тогда как интересы черных крестьян представляли выбранные волостью «отказщики», помещики отказывали черных крестьян самостоятельно. Очевидно, что и пожилое уходившие крестьяне платили в одном случае черной волости «в столец», в другом случае — землевладельцу. В резолютивной части грамоты дьяки предписали: «. из-за тех детей боярских и из-за земцов в наши черные во Ржевские деревни крестьян по сроку отказывати.

А выход бы есте велели им тем крестьяном платити по нашему указу» [3]. Даже в середине XVI в. государство не игнорировало интересы черносошных крестьян.

Таким образом, при исследовании процедуры крестьянского отказа по Судебникам необходимо рассматривать ее не только в связи с борьбой землевладельцев за рабочие руки. Как считает Ю.Г.Алексеев, «эти руки в конце XV в. не были дефицитом и не служили предметом ожесточенной борьбы между феодалами, как стало сто лет спустя» [4]. Закон о Юрьевом дне нужно рассматривать в контексте противостояния черносошных волостей и феодалов. Такой подход позволяет иначе интерпретировать природу пожилого. Поскольку черносошные крестьяне не несли феодальных повинностей, ясно, что сопоставление величины повинностей крестьян в пользу землевладельцев в денежном выражении и пожилого не позволяет раскрыть его происхождение. Крестьян владельческих и черносошных объединяли лишь их обязанности по отношению к государству, и именно в фискальной политике последнего целесообразно искать источник происхождения интересующей нас нормы.

Рассмотрим номенклатуру и размеры государственных податей на материалах Северо-Запада России. Обежная дань, установленная Иваном III после инкорпорации Новгорода, составляла 4,66 московской деньги. Ямские деньги, впервые упомянутые в жалованных грамотах 1500 г. волоцкого князя Федора Борисовича Иосифо-Волоколамскому монастырю, в Двинской земле в 1540-х годах взимались в размере 5,7 деньги с черносошной обжи, а примет в Бежецкой пятине на рубеже XV-XVI вв. составлял 1,5 деньги с обжи. Таким образом, сумма государственных налогов на Северо-Западе не превышала 11,9 московской деньги с обжи [5]. Если учесть, что крестьян регулярно привлекали к выполнению натуральных повинностей — ямской, посохи и городового дела, а также что уровень налогообложения на Северо-Западе мог быть ниже, чем в Центре, можно допустить, что в среднем крестьянский двор нес большее налоговое бремя. В 1552 г. на обжу приходилось в среднем 1,25 двора, а в конце XV в.

— чуть меньше; значит объем государственных налогов, приходившихся на рубеже XV-XVI вв. на крестьянский двор, составлял приблизительно 9,5-10 московских денег.

Сопоставим размер государственных налогов и пожилого, взимавшегося со двора. Прожив год в составе волости, крестьянин должен был платить «четверть двора»: «в полех» — 50 денег, а «в лесех» — 25 денег. Сумма пожилого в 2,5-5 раз превышала размер тягла в денежном выражении, и, таким образом, пожилое полностью покрывало все траты, которые волость или землевладелец несли для выполнения тягла.

Впервые на связь норм Судебников с «податной ответственностью» указал С.Б.Веселовский [6]. Признанный мастер ретроспективного исследования, Веселовский в данном случае ограничился рассмотрением побочных сюжетов — расчетов за повоз и оставленный в земле хлеб. Он упустил из виду распространенное явление — обычай предоставления льготы новым тяглецам.

В жалованных грамотах, выдававшихся до середины XV в., крупным монастырям и вотчинникам, как правило, предоставлялись льготы в выплате дани с новоприходцев. Считается, что «в большинстве жалованных грамот льготы пришлым крестьянам даются на пятилетний срок» [7]. Это далеко не так; ничуть не меньше распространены льготы на сроки в 3, 6, 7 лет. Известны 66 жалованных грамот конца XIV — XV вв., в которых льгота в выплате податей для новоприходцев и иногда старо-жильцев варьирует от 1 года до 30 лет.

За 1480-е гг. известны всего три таких акта, причем один был выдан тверским князем накануне утраты суверенитета, второй — верейским и белозерским князем Михаилом всего на 3 года, и лишь акт 1486 г. был выдан правительством Ивана III [8]. По мнению С.М.Каштанова, «с 1491 г., после ликвидации последнего крупного удела — Углицкого, правительство Ивана III прекращает предоставление податных освобождений как светским, так и духовным феодалам» [9].

Податные привилегии черным и частновладельческим слободам предоставлялись также в виде исключения, как, например, окольничему Сати-

ну на слободку в Вяземском уезде в 1504 г.; причем льгота распространялась лишь на людей, призванных «из-за рубежа из-за литовского» [10]. Изменения в финансовой политике должны были оказывать большое влияние на форму крестьянского отказа.

Во владениях, не обладавших податным иммунитетом, вотчинник часто предоставлял льготу ново-приходцам. Сошный оклад волости или боярщины оставался неизменным от описания к описанию, и часть новоприходцев включалась в тягло как дополнительная и неучтенная государством сила. Но если приходец в конце XV в. появлялся в вотчине или волости за 1-3 года до описания, он оказывался зафиксированным в писцовой книге, и сошный оклад податной единицы возрастал. В результате волости и землевладельцы были вынуждены платить налоги и за запустевшие после ухода крестьян участки, и за пустоши, осваиваемые новоприходцами.

Таким образом, введение пожилого стало особенно актуальным в конце XV в.

Представительные данные о сроках льготы для крестьян содержатся в некоторых судных списках, например в судном списке 1504 г. по тяжбе Троицкого Калязина монастыря на свои земли в Кашинском уезде. Землевладелец или община освобождали ново-приходца от участия в волостном разрубе податей на 4-5 лет, тем более что государственный кадастр часто не сразу фиксировал нового тяглеца. Они не несли повинностей по волостному разрубу, за них платили односельчане-волощане. Селился ли новоприходец в готовом дворе, или волощане ставили ему двор заново, это не имело значения: все равно волость несла расходы по поселению льготчика. В грамоте 1533 г. о выселении крестьянина с монастырского селища податные отношения землевладельца и поселенца описаны достаточно точно: «…Ивашко жил за Богословским игуменом на Богословском селище на Иванчине на лготе, да лготу отсидел, а пошлин Богословскому игумену с того селища ни которых не платил, ни под суд ся им не дает, а живет в том селище силно» [11].

Поэтому чем дольше жил новопорядчик в волости на льготе, тем большим кредитом волощан по податям он пользовался. Этим фактом обусловлено появление нормы о пожилом в Судебнике 1497 г.

Вторая задача, стоящая перед исследователем крестьянского отказа, — объяснение дифференцированного размера пожилого, зависящего от места и срока проживания крестьянина. За один год жизни в вотчине или волости крестьянин платил 1/4 пожилого, за два года — 1/2 пожилого, за три года — 3/4 пожилого, за четыре года — всю его сумму. С.Н.Кисте-рев обоснованно возводит происхождение четырехлетнего срока выплаты пожилого к порядку землепользования, характерному для трехпольной системы, и нормам обычного права. «.Четвертый год действительно считается годом полного освоения земельного участка (двора), за который и предстоит внести полную плату. Обустройство на новом месте и расчистка поля под посевы в течение первого года, посев яровых и озимых на второй год, введение в оборот третьего поля и запуск под пары одного из ранее обработанных в течение третьего года приво-

дило на четвертый год к началу нового цикла оборота полей, то есть уже позволяло считать, что поля пашутся “по старине”» [12]. Если крестьянин жил на новом месте четыре года, он был в состоянии полностью освоить полевой надел и либо включиться в процесс выплаты повинностей, либо, сняв урожай с двух полей и оставив на следующий год озимое поле, «отказаться» в другую волость или вотчину. Таким образом, объясняется хронологическая дифференциация размера пожилого.

Топографическая дифференциация — зависимость размера пожилого от места проживания крестьянина «в полех» (рубль) и «в лесех» (полтина) — в литературе объясняется ущербом землевладельца от временного запустения двора. В Судебнике 1497 г. эти различия не мотивированы, но уже в Судебнике 1550 г. содержится важное дополнение: «. а в лесех, где десять връст до хоромного лесу.» (ст. 88). Фактор удаленности от селения строевого леса оказывал влияние на размер пожилого. Вопрос о степени сельскохозяйственного освоения центральных районов России в XVI в. до сих пор в полном объеме не изучен. Однако ряд фактов свидетельствует о том, что даже в приграничных уездах Северо-Запада, как, например, в Пусторжевском, строевой лес порой располагался вдалеке от поместий. В 1583 — 1584 гг. при наделении черносошными землями выведенных из Ливонии помещиков писцы даже определяли места прогонов вблизи поместий В.Н.Огарева и И.М.Чихачева, по которым другие помещики и их крестьяне могли вывозить «хоромный» лес [13].

Представляется целесообразным проверить нашу гипотезу на материале источников, возникших на основе обычая, — порядных грамот. В истории изучения статей Судебников о крестьянском отказе не было ни одной попытки исследовать их как проекцию сложных отношений поряда-отказа на юридические формулы этого законодательного памятника. Право отказа получило освещение только в Судебниках по вполне очевидной причине: крестьянин, уходя из вотчины или черносошной волости, в отличие от холопа, не получал отпускную, и по фактам отказа возникали судебные иски. Таким образом, в статьях 57 и 88 Судебников отразились лишь те моменты процедуры отказа, которые вызывали тяжбы.

С другой стороны, условия крестьянского по-ряда оказались зафиксированы только в порядных записях, поскольку правительство не интересовали условия гражданско-правовых сделок, следствием которых была не утрата тяглеца, а лишь смена им сеньора. Но поскольку историки не попытались рассмотреть проблему системно, в их работах создавалось искаженное видение проблемы отказа как одной из форм классового противостояния. Поэтому комплексный подход к исследованию права крестьянских переходов должен заключаться в перекрестной проверке данных одного типа источников (законодательных памятников) данными другого типа (порядных записей), пусть и более поздних.

Пионерами в деле оформления поряда были монастыри. Среди порядчиков были не только «новые» для землевладельца крестьяне. Более того,

древнейшая из известных нам порядных новгородского Вяжицкого монастыря 1556 г. зафиксировала договор как раз со старинным крестьянином, который порядился «на старую свою деревню на обжу земли с четвертью» [14]. Величина земельного надела, характерная для зажиточного крестьянина (1,25 обжи), не оставляет сомнений в том, что он был старожильцем, и поэтому в договоре не предусмотрена льгота и подмога для порядчика, а также обязательство ставить двор.

Наиболее развернутый формуляр имеет порядная Вяжицкого монастыря с двумя крестьянами, поселившимися на пустошь в Водской пятине «на об-жю». Договор был заключен 4 августа 1590 г. сроком на 4 года. Условия договора были детально регламентированы: «. нынешняго 98 году поставити нам на той Николины деревни на Высоком 2 дворы крестьянские, мне Ждану поставити изба трех сажен наземная, да противо клеть, да два хлева, да межи хлевов два пристена, а мне Кирилы на другом дворе поставити изба трех сажен наземная, да противо клеть, да два хлева, да межи хлевов два пристена; а прийти нам жити на ту деревню в 99 году, на Николин день на Вешной, и пришод нам на ту деревню на Высокое в те свои в поставленные дворы пашня роспахати, и поля росчистити, и городьба около поль городити, и луги росчистити. А жити нам во льготе на той деревни с Николина дни вешняго вперед четыре годы, и в те нам льготные лета монастырские хлебные дани и денежных оброков ничего не давати, и государевых нам податей в те во льготные лета своей пашни со обжи никаких не платити, и монастырского никоторого дела нам не делати. .. а после льготных лет своей нам с пахотные обжи платити всякие государевы подати с волостью вместех. А не поставим мы на той пустоши на Николиной деревни на Высоком на обжи по своему договору и по записи двух дворов крестьянских, или не пойдем жити на Николину деревню на Высокое, и игумену Закхию взяти на нас за дворовое поставленье и за нероспашку 10 рублев московская по сей рядной записи» [15].

По условиям порядной 1590 г. крестьянам не предоставлялась подмога, но неустойка также не была связана с выплатой государственных повинностей. Как видно из наиболее ранних сохранившихся порядных, составлявшихся в период, когда норма о Юрьевом дне сохраняла свое действие, землевладельцы выдавали подмогу и предполагали взимать неустойку за распашку или нераспашку земель и «дворовое по-ставленье». Особенно характерна в этом отношении порядная 1590 г., по условиям которой крестьяне освобождались от государственных повинностей на 4 года. Понятно, что в течение четырех лет подати с обжи, которую занимали крестьяне-льготчики, выплачивали крестьяне монастырской волостки. Если предположить, что после истечения срока льготы по-рядчики покинули освоенную деревню, возникает вопрос: каким образом компенсировались убытки крестьян, тянувших тягло за новопоселенцев в течение 4 лет? Логично заключить, что эту функцию выполняло пожилое Судебника. Таким образом, если льготчик, не дожив срока льготы и не войдя в волост-

ной разруб, уходил, он выплачивал издержки волости или землевладельца, понесших за него государственные повинности.

Показанная нами связь происхождения пожилого с порядками отбывания тягла и предоставления льготы крестьянам всех категорий убеждает в том, что статьи 57 и 88 Судебников, определенно ограничивавшие свободу передвижения крестьян, не были непосредственно связаны с вотчинным режимом, складывавшимся в крупных вотчинах, прежде всего монастырских. А значит истоки крепостного режима, введенного в России в конце XVI — первой половине XVII в. , лежали в сфере фискальной политики государства.

1. В Судебнике 1550 г. этот оборот конкретизирован: «отка-

зыватись из волости в волость и из села в село». См.: Судебники XV-XVI вв. / Подг. текста Р.Б.Мюллер и Л.В.Черепнина. М.; Л.; 1952. С.27, 172. Принимая во внимание имеющиеся в литературе суждения о неполноте сохранившегося списка Судебника 1497 г., решаемся предположить, что и в его протографе был аналогичный оборот «из волости в волость». См.: Плигузов А.И. О списках Судебника и духовной грамоты Ивана III // Судебник 1497 г. в контексте истории российского и зарубежного права XI-XIX вв. М., 2000. С.137-148.

2. Аграрная история Северо-Запада России XVI в.: Новгородские пятины. Л., 1974. С.271.

3. Дополнения к Актам историческим. Т.1. СПб., 1846. №56. С.120.

4. Алексеев Ю.Г. Судебник Ивана III. Традиция и реформа. СПб., 2001. С.364.

5. Аграрная история Северо-Запада России XVI в. С.24-27.

6. Веселовский С.Б. Село и деревня Северо-Восточной Руси XIV — XVI вв. М.; Л., 1936. С.45.

7. Алексеев Ю.Г. Указ. соч. С.363.

8. Акты социально-экономической истории СевероВосточной Руси. Т.2. М., 1958. №158. С.174; №397. С.402-403; Т.3. М., 1964. №106. С. 144.

9. Каштанов С.М. Финансы средневековой Руси. М., 1988. С.20.

10. Акты социально-экономической истории. Т.3. №186. С.200.

11. Акты исторические. Т.1. СПб., 1836. №134. С.195.

12. Кистерев С.Н. Исковая давность в древнерусских юридических памятниках // Россия и христианский Восток. Вып.1. М., 1997. С.99-100.

13. Российский государственный архив древних актов. Ф.1209. Оп.1. Кн.8183. Л.75 об. Пример Пусторжевского уезда весьма показателен как раз потому, что он находился на обильной лесами границе с Литвой, что зафиксировал проезжавший невдалеке от этих мест в 1517 г. С.Герберштейн. См.: Герберштейн С. Записки о Московии / Пер. с нем. А.И.Малеина и А.В.Назаренко. М., 1988. С.235-236.

14. Акты юридические. СПб., 1838. №177. С.195.

15. Там же. №186. С.199-200.

Пожилое

Пожилое

Что такое пожилое? Когда появилось это слово  на Руси? Что оно обозначало?

Начнём с того, что в Судебнике Ивана III 1497 года появился впервые так называемый «Юрьев день»- время, когда крестьянин мог переходить от одного помещика к другому. Это происходило осенью, когда основные сельскохозяйственные работы были завершены (за неделю до и неделю после празднования Юрьева дня).В  судебнике было впервые введено пожилое. Таким образом, началось  закрепощение крестьян.

В Судебнике Ивана Грозного 1550г.подтверждено  существование  Юрьева дня, однако размер пожилого значительно повышен.

Что такое пожилое?

Пожилое — это плата за пользование землёй феодала, то есть  пошлина, которая существовала в России в 15-17 веках. Понятно, что не каждому крестьянину было под силу его выплатить. А в этом и была цель пожилого — прикрепить крестьянина к земле помещика.

Каков размер пожилого?

  • В местности , удалённой от леса- 1 рубль, а в лесистой- полтина( половина рубля)

  • Пожилое увеличивалось в зависимости от того, сколько лет крестьянин прожил на земле феодала.

  • По Судебнику Ивана Грозного пожилое увеличилось на два алтына (три копейки)

Когда исчезло пожилое?

Выплата пожилого полностью прекратилась с началом юридического закрепощения крестьян по Соборному уложению Алексея Михайловича в 1649 г. , так как крестьяне полностью становились  собственностью помещиков и ни о каком свободном переходе к другому помещику не могло  быть и речи.

Для сведения:

На 1 копейку в 17 веке можно было купить 3 кг. ржи.

7 копеек стоил  топор

5-7 копеек- замок

За 1 рубль можно было купить  корову или лошадь!!!

Таким образом, размер пожилого был высоким. Многие крестьяне вообще не имели в хозяйстве коровы или лошади. Так что на данных примерах видно, что пожилое значительно увеличивало зависимость крестьян от землевладельцев.

Автор: Мельникова Вера Александровна

 

429 лет назад крестьянам запретили переходить к другому хозяину

В 1590 году царь Федор Иоаннович издал указ, который запрещал переходы крестьян от одного хозяина к другому.

Отмечавшийся 26 ноября (по старому стилю) Юрьев день (в память святого Георгия) завершал годовой цикл сельскохозяйственных работ и позволял крестьянам, уплатившим прежнему хозяину долги и пошлину за пользование двором и земельным наделом, за неделю до Юрьева дня и неделю после него уйти от старого хозяина. Крестьяне — старожильцы, прожившие четыре года и более у землевладельца, в случае перехода уплачивали ему «все пожилое», остальные, прожившие менее четырех лет, платили часть — в зависимости от количества прожитых лет.

С объединением русских земель под властью великого князя московского был установлен единый порядок: Судебник 1497 года, принятый при великом князе Иване III, который ограничивал право крестьян на уход от своих господ в течение года. Теперь крестьянин мог уйти от хозяина, только закончив полевые работы — в течение недели до Юрьева дня и недели после него. В Судебнике 1550, изданном при царе Иване Грозном право «выхода» сохранилось.

Царь Федор Иоаннович по инициативе Бориса Годунова (26 ноября) 6 декабря 1590 года издал указ, запрещавший переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день. Этот запрет оказался неожиданным для крестьян, именно тогда возникла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».

Однако у крестьян ещё оставалась возможность скрыться от помещиков. В 1597 году вышел указ об урочных летах, впервые определявший срок сыска беглых крестьян — пять лет.

Если в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем. Норма «урочных лет» прикрепила к земле не только беглых крестьян, но и их детей и жен, ранее не подпадавших под действие «заповедных лет». Любой переход рассматривался как бегство. Беглый подлежал возврату со всей семьей и имуществом.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Правовые расследования РАПСИ | Российское агентство правовой и судебной информации

Контекст

РАПСИ продолжает проект, посвященный исследованию истории прав человека в России. Темой первой серии материалов стал земельный вопрос и права крестьян. В шестой части главы кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко рассказывает о причинах возникновения крепостного права. Кому, на самом деле, была выгодна череда законодательных реформ, лишивших большую часть населения Руси базового права человека на свободу передвижения.

В период складывания и укрепления Русского централизованного государства начинается наступление государства и правящих классов на важнейшее право крестьян – на свободу передвижения.

В это время происходит юридическое закрепление феодально-зависимых крестьян за своими хозяевами, точнее – прикрепление их к земле, которую они были обязаны обрабатывать. Необходимость в этом объяснялась тем, что с расширением границ быстро растущего нового государства свободных незаселенных земель в его пределах становилось все больше. И крестьяне, уходя от феодальной эксплуатации, меняли место жительства, двигаясь из центральных районов Московского княжества на восток, на северо-восток и на юг – в «дикое поле».

Однако незанятой земли и без этого прибавления территорий было довольно много. Таким образом, коротко о причинах появления крепостного права на Руси можно сказать так: оно сложилось в нашей стране прежде всего из-за обилия свободных земель, редкости и подвижности населения и из-за территориального расширения государства.

В свою очередь, говоря об относительной малочисленности крестьянского населения, надо понимать исток этой проблемы: это тяжелое положение русских княжеств под данью в предшествующий период времени и регулярные опустошительные набеги монгольских завоевателей, к которым позднее добавилась кровавая опричнина.

И отдельно следует отметить распространение нового класса в структуре населения Руси. Речь идет о служилых людях государя, воинах и администраторах-управленцах, число которых с созданием централизованного государства и переходом к территориальным завоеваниям значительно выросло.

Этих людей надо было как-то кормить, содержать, вооружать и снаряжать. Из них и составлялось войско русского царя. Опыт такого «кормления» служилого люда был известен еще с древних времен: им стали раздавать земли, населенные крестьянами, которые теперь должны были платить сборы не великому князю, а конкретному лицу, находящемуся на службе у государя.

Именно так и поступали в древности киевские князья с боярами, наделяя их «вотчинами», положив тем самым начало феодализму. Однако, получив землю в наследственную собственность, бояре и удельные князья проявили затем излишнюю самостоятельность, что привело к раздроблению государства и уходу крупных феодалов из-под власти великого князя.

В московском государстве решили не повторять ошибок киевского. Теперь земли давали служивым только на их период службы московскому князю. Если же человек по каким-либо причинам прекращал службу, то землю снова забирали «в казну». И размеры этих наделов были значительно меньше боярских вотчин, дабы у владельцев и не появлялась мысль об автономии и самостоятельности.

Такие пожалованные угодья, на которых помещали людей князя, стали называться – поместьями, а их владельцы – помещиками. А так как они служили при дворе государя, то они и составили большинство нового сословия – дворян.

В нашей литературе «вина» за введение крепостного права обычно возлагается на весь класс феодалов. Однако отношения бояр и дворян к этому процессу существенно отличались. Так, у бояр число зависимых от них крестьян исчислялось тысячами и даже десятками тысяч душ, а у большинства дворян счет шел на десятки, а в лучшем случае – на сотни душ крестьян.

Соответственно, уровни эксплуатации крестьян в вотчинах и поместьях заметно различались. Согласно принципу «с миру по нитке – голому рубаха», бояре, чтобы жить в достатке и комфорте, могли не так уж и сильно облагать поборами своих крестьян. А вот помещики, которые стремились ни в чем не уступать боярам в смысле одежды, оружия, упряжи и боевых коней, что называется, драли со своих крестьян три шкуры.

И бежали-то крестьяне, главным образом, не от бояр, а от дворян. Более того, чаще всего они бежали даже не на свободные земли, которые могли быть далеко, а в соседние боярские вотчины. Боярские управляющие укрывали их там, так как в их интересах было прибавление работников в подведомственных им имениях.

Следовательно, не в интересах бояр было запрещение переселения крестьян. У них не складывались до крайности отчаянные ситуации, как у дворян, которые порой, приехав для производства очередных поборов, видели свои две-три деревеньки совсем пустыми, заброшенными и обезлюдевшими. Поэтому именно дворяне в высшей степени настойчиво подступали к царю с требованием запретить все переходы крестьян. Для них это был вопрос жизни и смерти.

Таким образом, к тем названным объективным факторам, способствовавшим появлению крепостного права, в виде огромных просторов свободных земель и редкости населения необходимо прибавить и этот субъективный классовый фактор – острую потребность помещиков-дворян в сохранении своих поместий, в удержании там крестьян для обработки земли.

Государство же, формируя свою социальную опору в виде служилого сословия, также оказывалось заинтересованным в том, чтобы создать соответствующие правовые условия, направленные на поддержку данного класса. Разорение дворян вело к сокращению числа людей, способных нести военную и государственную службу.

Однако совсем уж противопоставлять интересы бояр и дворян в деле закрепощения крестьян, было бы ошибочным: люди уходили и от бояр. Если бы переход крестьян совершался только в этом направлении: от дворян к боярам, то государство могло бы на это более спокойно взирать — от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Но она менялась.

Крестьяне часто уходили не в боярские вотчины, а на земли недавно завоеванного Поволжья и «терялись» там, уходили в казаки, вообще в такие места, которые не контролировались государством. Таким образом, они уходили и от феодальной эксплуатации, и от государственных повинностей. Поэтому государство, сокращая, а затем и прекращая переходы крестьян, заботилось не только о помещиках, но и о своих интересах, о доходной части бюджета.

До начала складывания крепостного права крестьяне, оказавшиеся на землях дворянских поместий, оставались лично свободными людьми. Они заключали с помещиками «порядные» — нечто вроде арендных договоров. Согласно этим соглашениям крестьяне могли по своему желанию покинуть предоставленный надел, исполнив свои обязательства перед помещиком.

Время такого перехода определялось естественным циклом сельскохозяйственных работ. Где-то к Юрьевому дню – 26 ноября – все работы по сбору и обработке урожая заканчивались, и потому в этот отрезок времени, неделю до и неделю после Юрьева дня, крестьянин мог безболезненно для помещичьего хозяйства уйти на новые места, заплатив за пользование помещичьей землей оговоренное «пожилое».

Именно этот срок и был зафиксирован в Судебнике Ивана III в 1497 году. Обычай стал государственным законом, а переход крестьян в другое время уже определенно запрещался. В Судебнике Ивана Грозного 1550 года размер «пожилого» был увеличен, что делало переход невозможным для многих крестьян. Без уплаты «пожилого» крестьянин не мог уйти от помещика. В таком случае он попадал в разряд «беглых» и подлежал сыску и возвращению.

Введение платы за «пожилое» более всего отразилось на правах «старожильцев». Так, если относительно недавно поселившиеся на земле феодала крестьяне, заключившие с ним «порядную», были в состоянии уплатить помещику положенное по этому договору, то старожилам могли насчитать «пожилое» за все годы жизни здесь, включая «долги» предков. Это было неподъемно, и потому можно сказать, что для «старожильцев» крепостное право наступило раньше, чем для других. Правом перехода в Юрьев день могли воспользоваться только те крестьяне, которые не «застарели» еще за своими землевладельцами.

Введенное ограничение не прекратило переходы крестьян с места на место, и это продолжало раздражать прежде всего помещиков, которые просили у государя хотя бы на время наложить мораторий на крестьянские «выходы», что и было сделано в 1581 году. Переходы крестьян «временно» приостановили, однако срок этого запрета — «заповедные лета» — не был установлен. Со стороны государства поводом для прекращения переходов крестьян явилось начало переписи земель и населения в 1581 году.

Однако напрасно крестьяне ожидали окончания срока «заповедных лет». «Временный» запрет на крестьянские «выходы» прижился, укоренился, да так и не был снят. В следующем десятилетии, в 90-е годы XVI века, про право выхода крестьян в Юрьев день уже и не вспоминали. Одно из основных прав человека – право на свободу – отныне не распространялось на русских крестьян.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 24 октября.

Из Судебника 1550 года

Из Судебника 1550 года

Судебник 1550 г. — важнейший документ, отражающий направленность политики правительства “Избранной Рады”, проводившей в 50-е гг. XVI в. ряд реформ, способствующих укреплению связи “центра” и “мест”. Основная направленность реформ — взаимодействие чинов аппарата центрального управления и выборных на местах, сдерживание процесса окончательного закрепощения крестьян и похолопления. Первая публикация текста Судебника 1550 года связана с именем В. Н. Татищева, который первым обнаружил рукопись этого Судебника и в 1734 г. преподнес ее “яко вещь дивную” императрице Анне Ивановне, а снятую копию передал в Академию наук, где она и пролежала более 30 лет. Лишь в 1768 г. текст Судебника 1550 года с примечаниями Татищева к большинству из его 100 статей и дополненный указами правительства с 1550 по 1607 гг. был издан Г. Ф. Миллером. В 1768 году вышло и другое издание этого Судебника, подготовленное переводчиком Академии наук Семеном Башиловым. Оно также было снабжено примечаниями. В 1819 г. текст Судебника 1550 года был опубликован П. М. Строевым и К. Ф. Калайдовичем вместе с Судебником 1497. В советское время вышло академическое издание Судебников 1497 года и 1550 года (Судебники XV—XVI вв. М.:Л., 1952). Затем в 1955—1956 гг. под редакцией Л. В. Черепнина вышли третий и четвертый выпуски “Памятников русского права”, охватывавшие периоды образования и укрепления Русского централизованного государства. В них были опубликованы тексты судебников 1497 и 1550 годов. В 1985 г. была осуществлена еще одна публикация этих судебников в многотомно издании «Российское законодательство X–XX веков».

ПУБЛИКАЦИИ

Законы великого князя Иоанна Васильевича и Судебник царя и великого князя Иоанна Васильевича с дополнительными указами, изданные П. Строевым и К. Калайдовичем. М., 1819.

Судебники XV–XVI вв. М.:Л., 1952.

Памятники русского права. Вып. 3. М., 1955. С. 342–413.

Российское законодательство Х–ХХ вв. Т.2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. С. 54–62.

ЛИТЕРАТУРА

Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Пг.–Киев, 1915.

Зимин А.А. Россия на рубеже XV–XVI столетий. М., 1982.

Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы XIV—XV вв. Ч. 2, М.: Л., 1951.

Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв. // Очерки социально-экономической и политической истории Руси. М., 1960.

Юшков С.В. Судебник 1497 г. К внешней истории памятника // Ученые записки Саратовского госуниверситета. Т. V. Вып. 3. Саратов, 1926.

ТЕКСТ1)

Лета 7000 пятьдесят осьмаго (1550) июня… царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии с своею братьею и з бояры сесь Судебник уложил: как судити бояром, и околничим, и дворецикм, и казначеем, и дьяком, и всяким приказным людем, и по городом наместником, и по волостем волостелем, и тиуном и всяким судьям.

1. Суд царя и великого князя судити боаром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком. А судом не дружити и не мстити никому, и полсулу в суде не имати; також и всякому судье посулов в суде не имати…

3. А которой боярин, или дворецкой, или казначей, или дьяк в суде посул возмет и обвинит не по суду, а обыщется то в правду, и на том боярине, или на дворецком, или на казначеи, или на дьяке взяти исцов иск, а пошлины царя и великого князя, и езд, и правда, и пересуд, и хоженое, и правой десяток, и пожелезное взяти втрое, а в пене что государь укажет2).

14. А битися на поле бойцу з бойцом или небойцу снебойцом, а бойцу с небойцом не битца; а похочет небоец з бойцом на поле битись, ино им на поле битись. Да и во всяких делех бойцу з бойцом, а небойцу с небойоцом, или бойцу с небойцом по небойцове воле на поле битись по тому же3).

26. А бесчестие детем боярским, за которыми кормлениа, указати против доходу, что на том кормление по книгам доходу, а жене его безчестья вдвое против того доходу; которые дети боярьские емлют денежное жалование, сколко которой жалованьа имал, то ему и безчестие, а жене его вдвое против его бесчестиа; а дьяком полатным и дворцовым безчестие что царь и великий князь укажет, а женам их вдвое против их бесчестиа; а торговым гостем болшим пятьдесят рублев, а женам их вдвое против их бесчестиа; а торговым людем и посадцким людем и всем середним бесчестиа пять рублев, а женам их вдвое бесчестиа против их бесчестиа; а боярскому человеку доброму бесчестиа пять рублев, опричь тиунов и доводчиков, а жене его вдвое; а тиуну боярскому или довотчику и праведчику бесчестиа против их доходу, а женам их вдвое; а крестьянину пашенному и непашенному бесчестиа рубль, а жене его бесчестиа два рубля; а боярскому человеку молотчему или черному гордцкому человеку молотчему рубль бесчестиа, а женам их бесчестиа вдвое. А за увечие указывати крестианину, посмотря по увечию и по бесчестию; и всем указывати за увечие, посмотря по человеку и по увечью4).

76. А о холопстве суд. По полной грамоте холоп. По ключу по сельскому5) з докладною холоп з женою и з детми, которые у одново государя с ним в одной крепости и которые породилися в холопстве, а которые его дети родились до холопства, а учнут жити у иного государя, или себе учнут жити, то не холопи. А по городцкому ключу не холоп. По робе холоп; по холопе роба. По духовной холоп. По приданой робе холоп, а по холопе роба. А по тиунству без полные и без докладные не холоп; а по сельскому ключу без докладные не холоп. А полному и докладному холопу сын своего слободного, который ся родил у него до холопства, не продати, а продасться он сам кому хочет; а отцю его и матери у полные не стояти и ис холопства не взяти, потому что отец его и мати сами в холопех; да и в полных и в докладных то писати, что отец у него и мати есть, а у полные не стояли, потому что сами в холопех. А у кого отец в черньцех или мати в черницах, и тому отцу и матери у своего сына и у дочери у полные и у докладные не стояти же и из холопства не взяти; а в полные и в докладные писати, что у него отец или мати есть, а у полные и у докладные не стояли, потому что пострижены; да и не продавати там детей своих, продастся сам кому хочет6).

78. А которые волные люди учнут бити челом князем, и бояром, и детем боярьским, и всяким людем, а станут на собя давати кабалы за рост служити, и боле пятнадцати рублев на серебреника кабалы не имати7)

88. А крестьяном отказыватись из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни до осеннего и неделя по Юрьеве дне осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лесех, где десять верст до хоромного лесу, за двор полтина и два алтына. А которой крестианин за кем жывет год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года поживет, и он платит полдвора; а три годы пожывет и он платит три четвертидвора; а четыре года поживет, и он платит весь двор. А пожилое имати с ворот8). А за повоз имати з двора по два алтына; а опричь того пошлин на нем не имати9)

98. А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела з государева докладу и со всех бояр приговору вершатца, и те дела в сем Судебнике приписывати10).

ПРИМЕЧАНИЯ

1) Фрагменты памятника публикуются по изданию: Российское законодательство Х–ХХ вв. Т.2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. С. 97–120.

2) Такой статьи в Судебнике 1497 г. не было, а потому не было и реального противодействия взяточничеству и неправедному суду. Здесь предполагается возмещение всех затрат за вторичный суд провинившегося, а меру наказания определяет царь.

3) Статья, отражающая тенденцию ограничения “поля” (т.е. личного поединка в случае невозможности разрешения спора иным способом): оно допускается лишь при равенстве сил и выбор остается за слабейшим.

4) Статья интересна как своеобразная социальная стратиграфия. Особый интерес здесь вызывает место боярских холопов из высшей администрации.

5) Холопство “по ключу” предусматривалось Русской Правдой.

6) В статье, по сравнению с Русской Правдой и Судебником 1497 г., появляются некоторые акценты. Так лишь сельский ключник, и обязательно с “докладной грамотой”, т.е. в суде и при свидетелях оформленном документе, может считаться полным холопом, тогда как на “городского ключника” это древнее правило не распространяется. Ограничивается также право родителей продавать своих детей в холопы.

7) Смысл этой статьи, видимо, верно оценил еще В.Н. Татищев: ограничение размера кабалы 15 рублями предполагает ограничение одного из главных источников холопства — кабального. Правовое же положение “кабального” человека примерно соответствовало положению “закупа” Русской Правды.

8) За одними воротами могло быть несколько построек.

9) Некоторое повышение платы за пожилое по сравнению с Судебником 1497 г. в действительности было снижением, так как после денежной реформы 1530-х гг. содержание серебра в монете было уменьшено примерно на треть. Из документов предшествующего времени известно также, что владельцы стремились произвольно повышать размер платы за пожилое.

10) Ст. 98 статья фактически ограничивает власть царя.


Правовое положение крестьян и холопов в Московской Руси — Студопедия

Правовое положение крестьянства. Одним из неотъемлемых прав крестьян, смягчавшим определённым образом тяжесть повинностей, которыми они были обременены, оставалось право свободного выхода от землевладельца и перехода к другому. Судебник 1497 г. узаконил и срок этого выхода: за неделю до Юрьева дня осеннего — 26 ноября — и неделю после него. Судебник 1550 г. подтвердил этот срок. При выходе крестьянин, заплатив долги, платил ещё пожилое — за пользование двором. По первому Судебнику оно составляло в степной полосе 1 рубль Судебник царский добавил ещё 2 алтына, а в лесной — полтину. Размер пожилого зависел от прожитых лет: полная плата взималась от 4 лет и более. За меньшее количество лет и плата была меньше за 1 год 14 цены двора, за 2 года 12 и т.д.. Судебник 1550 года, принятый после восстания в Москве 1547 г., несколько смягчил порядок выхода, разрешив крестьянину при выходе в Юрьев день собрать урожай с земли прежнего владельца.

Однако главной тенденцией в развитии крестьянского хозяйства в Московской Руси становится сужение возможностей выхода и прикрепление крестьян к земле. Помимо серебра этому способствовал институт староожилъства. Старожильцами назывались крестьяне, долгие годы жившие на земле феодала и платившие подати, пользовавшиеся уважением и почетом, ведавшие раскладом тягла в общинах, осуществлявшие суд по мелким делам. Уходить с насиженных мест в спокойные годы они не имели повода. Из-под протектората крупных бояр и монастырей крестьяне выходили редко, уход был, главным образом, из худородных поместий.


Но поземельная зависимость, тем не менее, постепенно превращалась в личную.

Правовое положение холопов

В указанном периоде прослеживаются две тенденции в развитии холопства: утрата холопом статуса раба и ограничение холопства государством. Уже в XV в. исчезает такой источник холопства, как плен. Судебники объявляют бежавшего из плена холопа свободным. Практикуется отпуск холопов после смерти господина. Расширяются и другие пути выхода из холопства: ключники в городах — не холопы, наделённые орудиями труда и посаженные на землю по отпускной грамоте — не холопы.

Оформление холопства кабального за денежный заем требует санкции государственной власти. Кабальные грамоты составлялись площадными подьячими своеобразные русские нотариусы и свидетельствовались скреплялись в Холопьем приказе. Там же выяснялось, не служил ли будущий холоп прежде, а главное, не состоял ли в тягле. После этого грамота заносилась в кабальную записную книгу, где отмечался рожай — наружный вид человека: цвет волос, форма лица, носа, рот, особые приметы — рваное ухо, хромота, горб и т.п. Запись в кабальные холопы осуществлялась с 15 лет и не распространялась на детей, рожденных до холопства.


Мы видим, что холопство постепенно смещается в экономическую область, холоп признается личностью, его жизнь защищается законом, он приобретает имущественные права, сближается в правовом отношении с крестьянином. По Уложению 1597 г. холопы оставались приписанными к господину после уплаты долга и приравнивались к закрепощенным крестьянам. Соборное Уложение превращает холопство в весьма своеобразный институт: в холопство поступают при голоде или иных чрезвычайных обстоятельствах. Категорически запрещается поступать в холопство к некрещеным иноземцам. Окончательно институт холопства ликвидируется при Петре I , когда были стерты грани между холопом и крепостным.

С такой социальной структурой Россия вступала в XVIII век, в новый период своей истории, период абсолютизма.

Документ 14 Из Судебника 1497 года

57. О крестьянском отказе1. А крестьянам отказываться из волости, из села в село в один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего (26 ноября). Пожилое за дворы платят в полях из расчета рубль за двор, а в лесах полтина2. Если какой-либо крестьянин поживет за кем-нибудь год и уйдет прочь, то он заплатит (пожилое за) четверть двора; если поживет два года и пойдет прочь, то он заплатит полдвора; если поживет три года и пойдет прочь, то он заплатит три четверти двора; если поживет четыре года, то он заплатит (пожилое) за весь двор.

Документ 15

Из Судебника 1550 г.

88. А крестианом отказыватись из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лесех, где десять верст до хоромного лесу3, за двор полтина и два алтына. А которой крестианин за кем жывет год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года поживет, и он платит полдвора; а три годы пожывет, и он платит три четверти двора; а четыре годы поживет, и он платит весь двор, рубль и два алтына. А пожилое имати с ворот. А за повоз4 имати з двора по два алтына; а опричь того пошлин на нем не имати. А останетца у которого крестианина хлеб в земли, и как тот хлеб пожнет, и он с того хлеба или с стоачего даст боран5 два алтына; а по кои места была рож его в земле, и он подать цареву и великого князя платит со ржы, а боярьского дела ему, за кем жыл, не делати. А попу пожылого нет, и ходити ему вон безсрочно воля. А которой крестианин с пашни продаст[ся] в холопи [в] полную, и он выйдет бессрочно ж, пожылого с него нет; а которой хлеб его останется в земле, и он с того хлеба подать цареву и великого князя дает; а не похочет подати платити, и он своего хлеба земленаго лишен.

Вопросы и задания к документам 14 и 15:

  1. Какими условиями закреплялся выход крестьян от владельцев в Судебнике 1497 г.? Насколько существенно изменились эти условия в Судебнике 1550 г.?

  2. Чем было удобно установленное в Судебниках время выхода как для крестьян, так и для владельцев?

  3. Что являлось едиицей обложения пожилым? Как Судебник 1550 г. конкретизирует это понимание? Менялся ли размер пожилого в зависимости от изменяемых факторов (длительность проживания крестьян, число крестьян в семье и др.)?

  4. Как можно определить характер выплачиваемого крестьянами пожилого? Что он должен был компенсировать владельцу?

  5. Попытайтесь объяснить, почему Судебники устанавливают выплату всей суммы пожилого только после четырехлетнего проживания крестьян? Как эта норма соответствует установленной в законе единице обложения пожилым и её особенностям?

  6. Попытайтесь объяснить, почему размер пожилого в лесах ниже, чем в полях? Примите во внимание сделанные выше выводы и уточнения Судебника 1550 г. о способе определения лесной местности.

  7. Можно ли считать изложенные в Судебниках нормы Юрьева дня началом процесса закрепощения крестьян?

Документ 16

Генрих Штаден. О Москве Ивана Грозного (извлечения)

1577–1578 гг.

На св. Юрия осеннего крестьяне имеют свободный выход. Они живут или за великим князем, или за митрополитом или [еще] за кем-нибудь. Если бы не это, то ни у одного крестьянина не осталось бы ни пфенига в кармане, ни лошади с коровой в стойле. Теперь некоторые крестьяне страны имеют много денег, но этим отнюдь не хвастаются. Крестьянин хочет ухорониться (встать под защиту), чтобы ему не чинили несправедливости…

Все крестьяне страны имеют в юрьев день осенний свободный выход. Они принадлежат тому, кому захотят. Кто не хотел добром переходить от земских под опричных, тех [эти последние] вывозили насильством и не по сроку. Вместе с тем увозились или сжигались [и крестьянские] дворы…

Сельские приказчики или фогты русских бояр считают всегда так, чтобы крестьяне иноземца несли всю тяжесть. Оттого поместье иноземца пустело в день св. Юрия.

Когда пустело поместье иноземца, великий князь до трех раз давал ему другое, в котором жили бы крестьяне. Теперь же с великим трудом, и то однажды, иноземец может получить населенное крестьянами поместье. Причина: в большей своей части страна запустела…

Документ 17

Информационный бюллетень: Старение в США

Бюллетень Population Reference Bureau «Старение в Соединенных Штатах» исследует последние тенденции и различия между взрослыми в возрасте 65 лет и старше, а также то, как бэби-бумеры, родившиеся между 1946 и 1964 годами, меняют пожилое население Америки.

Текущий рост населения в возрасте 65 лет и старше, обусловленный большим поколением бэби-бума, беспрецедентен в истории США. Проходя через все основные этапы жизни, бэби-бумеры (в возрасте от 55 до 73 лет в 2019 году) несли проблемы и возможности для экономики, инфраструктуры и институтов.

Эти ключевые выводы из отчета были обновлены в июне 2019 года с учетом последних доступных данных.

Демографические сдвиги

Число американцев в возрасте 65 лет и старше составляет , по прогнозам, почти удвоится с 52 миллионов в 2018 году до 95 миллионов к 2060 году, а доля возрастной группы 65 лет и старше в общей численности населения вырастет с 16 процентов до 23 процентов. 1

Старшее население становится на более разнообразным в расовом и этническом отношении .По прогнозам, в период с 2018 по 2060 год доля белого неиспаноязычного пожилого населения снизится с 77 до 55 процентов. 2

Несмотря на возросшее разнообразие пожилого взрослого населения, более быстро меняющийся расовый / этнический состав населения в возрасте до 18 лет по сравнению с людьми в возрасте 65 лет и старше создал разрыв в разнообразии между поколениями.

Пожилые люди работают дольше. К 2018 году 24 процента мужчин и около 16 процентов женщин в возрасте 65 лет и старше были заняты.Согласно прогнозам, к 2026 году эти уровни вырастут до 26 процентов для мужчин и 18 процентов для женщин. 3

Во многих частях страны, особенно в округах в сельской местности Среднего Запада, стареют вместо , потому что непропорционально большая часть молодых людей переехала в другие места.

Положительные изменения

Уровень образования повышается. Среди людей в возрасте 65 лет и старше в 1965 году только 5 процентов имели степень бакалавра или более. К 2018 году эта доля выросла до 29 процентов. 4

Средняя продолжительность жизни в США увеличилась на с 68 лет в 1950 году до 78,6 лет в 2017 году, в значительной степени из-за снижения смертности в пожилом возрасте. 5

Гендерный разрыв в ожидаемой продолжительности жизни () сокращается . В 1990 году между мужчинами и женщинами существовал семилетний разрыв в ожидаемой продолжительности жизни. К 2017 году этот разрыв сократился до пяти лет (76,1 года против 81,1 года). 6

Уровень бедности для американцев в возрасте 65 лет и старше резко упал за последние 50 лет, с почти 30 процентов в 1966 году до 9 процентов сегодня. 7

Вызовы

Уровень ожирения среди взрослых в возрасте 60 лет и старше растет, составив около 41 процента в 2015–2016 годах. 8

Большое экономическое неравенство очевидно среди различных подгрупп населения. Среди взрослого населения в возрасте 65 лет и старше 17 процентов латиноамериканцев и 19 процентов афроамериканцев жили в бедности в 2017 году, что более чем вдвое превышает этот показатель среди белых неиспаноязычного возраста старшего возраста (7 процентов). 9

Разведено больше пожилых людей по сравнению с предыдущими поколениями.Доля разведенных женщин в возрасте 65 лет и старше увеличилась с 3 процентов в 1980 году до 14 процентов в 2018 году, а среди мужчин — с 4 процентов до 11 процентов за тот же период. 10

Более четверти (26 процентов) женщин в возрасте от 65 до 74 лет жили одни в 2018 году. Эта доля подскочила до 39 процентов среди женщин в возрасте от 75 до 84 лет и до 55 процентов среди женщин в возрасте 85 лет и старше. 11

Старение поколения бэби-бума может привести к увеличению более чем на 50 процентов числа американцев в возрасте 65 лет и старше, нуждающихся в уходе в домах престарелых , примерно до 1.9 миллионов в 2030 году с 1,2 миллиона в 2017 году. 12

Спрос на услуги по уходу за престарелыми также будет определяться резким увеличением числа американцев, живущих с болезнью Альцгеймера , которое может увеличиться более чем вдвое к 2050 году до 13,8 миллиона человек с 5,8 миллиона сегодня. 13

Большая доля пожилых людей также означает, что расходы Social Security и Medicare увеличатся с сегодняшних 8,7 процентов валового внутреннего продукта до 11.8 процентов к 2050 году. 14

Политики могут улучшить перспективы на будущее, сократив существующие4 пробелы в образовании, занятости и заработках молодых работников.

El Исследования и данные | Центр исследований политики здравоохранения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе

The Elder Economic Security Standard ™ Index (индекс пожилых людей) был разработан для предоставления основанного на фактических данных показателя фактических основных затрат, с которыми сталкиваются пожилые люди (в возрасте 65 лет и старше). Центр исследований политики здравоохранения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе рассчитывает эти затраты и изучает их значение для Калифорнии.

Новая демографическая панель Elder Index дополняет панель Elder Index стоимости жизни, предоставляя процентные, численные и демографические характеристики пожилых калифорнийцев в возрасте 65 лет и старше с доходами ниже пороговых значений Elder Index.

Демографическая панель Elder Index включает оценки количества экономически незащищенных пожилых людей в Калифорнии, чей доход ниже пороговых значений Elder Index. Калифорнийский индекс старейшин рассчитывает стоимость основных жизненных расходов на жилье, еду, медицинское обслуживание, транспорт и минимальную сумму на разное, например, личную гигиену.


Демографическая панель включает оценки за 2011, 2013 и 2015 годы *. Оценки на 2013 и 2015 годы включают шесть дополнительных типов семей — пожилые люди, которые их взрослые дети и внуки, а также те, кто живет со своими взрослыми детьми, с внуками или без них.


На этой интерактивной панели управления представлены оценки округа и штата, которые можно просмотреть по демографическим характеристикам, таким как пол, возраст, расовая и этническая принадлежность, а также жилье. тип (арендаторы и домовладельцы).Оценки также можно просмотреть с помощью трех показателей индекса старейшин: 1) «индекс ниже старейшины» включает общее количество пожилых людей с доходом ниже индекса старейшин, 2) «скрытые бедные» дает количество пожилых людей, которые считаются «бедными» Руководящие принципы FPL и «скрытые бедные», то есть пожилые люди с доходами выше FPL, но все еще не имеют достаточного дохода для удовлетворения своих основных потребностей, рассчитанных с помощью индекса Elder Index, и 3) «Сравнение FPL» только за 2013 и 2015 годы, предусматривает количество пожилых людей с доходом ниже индекса старейшин и где их доход падает по сравнению с тремя диапазонами FPL: <99% FPL, 100-199% FPL и 200% FPL и выше.

* Примечание. Оценки за 2011 г. несопоставимы с оценками в более поздние годы из-за различных типов семей и группировок по типам семей. Пожалуйста, обратитесь к таблице ниже, чтобы ознакомиться со списком типов семей, включенных в разные годы.

? Одинокие пожилые люди и пара пожилых людей Включено Включено
Одинокая и старшая пара, воспитывающая только внуков Включено? Включено
? Одинокие и пожилые пары Проживание только для взрослых детей? Включено? Включено
?? Одинокие и пожилые пары, жилье для взрослых, детей и внуков? НЕТ? Включено

??
? Пара холостых и пожилых людей, проживающих только с взрослыми детьми? НЕТ? Включено


Стоимость основных жизненных расходов для двенадцати типов семей, состоящих из одиноких пожилых людей или пожилых пар в семье, включена в Индекс старейшин 2015 года.Помимо одиноких пожилых людей, живущих в одиночестве, и пожилых пар, живущих в домохозяйстве из двух человек, другие типы семей включают домохозяйства 3-го поколения, в которых пожилые люди либо живут, либо живут со своими взрослыми детьми и несовершеннолетними внуками, а также включают домохозяйства 2-го поколения, в которых взрослые либо живут вместе со своими взрослыми детьми, либо живут только со своими внуками.

Данные для индекса старейшин за 2011, 2013 и 2015 годы включены в интерактивную информационную панель для выбора данных по годам, округам, типу семьи и владению жильем (арендатор, домовладелец с ипотекой и домовладелец без ипотеки) и обеспечивает наглядное сравнение со средним показателем в Калифорнии и с другими округами Калифорнии, а также сравнения с общими источниками дохода для пожилых людей и с Федеральными рекомендациями по бедности (FPL).

Для облегчения обмена и распространения данные по округам можно загрузить в формате pdf или в файл Excel с помощью панели управления Elder Index.

Источником данных для взрослых детей и внуков в семьях 3-го поколения является Дайана М. Пирс, доктор философии, старший преподаватель и директор Центра социальной защиты женщин Вашингтонского университета. www.selfsufficiencystandard.org


Данные Elder Index для всех округов и за все годы теперь можно загрузить в Excel, используя приведенные ниже ссылки.

The Elder Index — Базовый прожиточный минимум с разбивкой по типу семьи и округу:

Базовый прожиточный минимум для пожилых людей включает расходы на жилье, здравоохранение, питание, транспорт и небольшую сумму на различные расходы, такие как личный уход, телефон и содержание дома. Такие же расходы учитываются для взрослых детей и внуков, включая налоги, которые платят взрослые дети, а также расходы по уходу за детьми и налоговые льготы, которые взрослые дети платят, когда в доме присутствует несовершеннолетний ребенок.Данные для всех типов семей, перечисленных ниже, можно просмотреть на информационной панели Elder Index, или данные для всех округов можно загрузить, используя ссылки под каждым типом семьи.

Пожилые люди — глава семьи:

Взрослый ребенок — глава семьи:

  • Пожилые люди Проживание с Только взрослые дети, 2013 и 2015 годы
  • Пожилые люди Проживающие с Взрослые дети и внуки, 2013 и 2015 годы

Пожилые люди с доходом ниже пожилого Индекс:

По следующей ссылке представлены данные о количестве и характеристиках пожилых людей с доходом ниже индекса пожилых людей 2011 года.Скрытые бедные определяются как люди с доходом выше федерального уровня бедности (FPL), но ниже индекса пожилых людей 2011 года.


Численность и демографические характеристики по округам

    • 2011
    • 2013
    • 2015 данные и интерактивная панель инструментов скоро появятся!


Стоимость долгосрочного ухода по округам:


Публикаций:

Февраль 2016 г .: Скрытые проблемы со здоровьем среди «скрытых бедняков» Калифорнии (Информационный бюллетень)

Почти четверть (24.2 процента), или 655 000 взрослых жителей Калифорнии в возрасте 65 лет и старше, живущих один или только со своим супругом / партнером, имели доход в 2013 году выше федерального уровня бедности (FPL), но ниже индекса Elder Economic Security Standard ™ (Elder Index), согласно данным Перепись населения США Обследование американского сообщества. Эта группа «скрытых бедных» почти в два раза чаще идентифицирует себя как имеющих плохое или удовлетворительное здоровье, чувствует депрессию и сообщает, что не может получить своевременную медицинскую помощь, по сравнению с их более состоятельными коллегами.

Используя данные Калифорнийского опроса о состоянии здоровья за 2013–2014 гг., Авторы обнаружили, что 34 процента скрытых бедных групп самоидентифицируются как имеющие «удовлетворительное» или «плохое» здоровье, что почти вдвое выше, чем у лиц с доходами выше индекса пожилых людей ( 17.5 процентов). Скрытые бедные пожилые люди чаще испытывали депрессию «частично, большую часть или все время» (10,6%) по сравнению с 3,4% в более обеспеченной группе. Почти вдвое больше людей испытывали трудности с получением своевременной медицинской помощи (22,2 процента) по сравнению с более обеспеченной группой (11,9 процента). Пожилые люди из числа скрытых бедных также сталкиваются с препятствиями на пути к получению помощи.

Август 2015: Скрытые бедные: более трех четвертей миллиона пожилых калифорнийцев, не попадающих под официальную черту бедности (Краткое описание политики)

Более трех четвертей миллиона (772000) пожилых калифорнийцев входят в «скрытые бедные» — пожилые люди с доходами выше федеральной черты бедности (FPL), но ниже минимально достойного уровня жизни, как это определено в 2011 году по индексу Elder Economic Security Standard ™ (Elder Index).В этом аналитическом обзоре используются самые последние расчеты Elder Index для документирования большого расхождения, которое существует между FPL и Elder Index. Это исследование показывает, что FPL значительно недооценивает количество экономически незащищенных пожилых людей, которые не могут сводить концы с концами. Тем не менее, поскольку многие программы государственной помощи согласованы с FPL, потенциально сотням тысяч экономически незащищенных пожилых калифорнийцев отказывают в помощи.

См. Соответствующий пресс-релиз: «Более трех четвертей миллиона пожилых калифорнийцев являются« неофициально »бедными»

Февраль 2014 г .: Пожилые люди сталкиваются с финансовыми проблемами, когда взрослые дети переезжают домой (Краткое описание политики)

В этой аналитической записке рассматривается финансовое бремя, которое ложится на пожилых калифорнийцев, когда взрослые дети возвращаются домой, часто из-за кризиса не по их собственной инициативе, чтобы жить со своими родителями.Результаты показывают, что в среднем в Калифорнии сумма денег, необходимая пожилым людям для поддержания минимально приличного уровня жизни при содержании одного взрослого ребенка в своем доме, увеличивает их расходы как минимум на 50 процентов. Пожилые люди из малообеспеченных семей обычно имеют фиксированный доход, поэтому помощь взрослому ребенку может обеспечить ребенку важнейшую подстраховку, но за счет собственного финансового благополучия родителей. Политические подходы к оказанию помощи этой уязвимой группе пожилых людей включают проведение реформ по увеличению дополнительного социального дохода (SSI), повышение доступности доступного жилья, обеспечение того, чтобы все имеющие на это право взрослые люди не пожилого возраста получали медицинское страхование за счет расширения системы Medi-Cal и субсидий в рамках реформы здравоохранения, и увеличение продовольственной помощи через программы SNAP и питания пожилых людей.

июнь 2013: Высокая стоимость ухода: бабушка и дедушка воспитывают внуков ?? (Краткое описание политики)

В этой аналитической записке указано, что фактический доход, необходимый для поддержания базового уровня жизни пожилых людей с внуками в Калифорнии, примерно вдвое превышает федеральный уровень бедности (FPL), в зависимости от округа. Если использовать 200% FPL в качестве приблизительной меры, примерно две пятых пожилых бабушек и дедушек, которые несут ответственность за своих внуков в штате, не имеют достаточного дохода, чтобы сводить концы с концами.Индекс Elder Economic Security Standard ™ (Elder Index) для Калифорнии рассчитывает, что расходы на жилье, питание и медицинское обслуживание пожилых людей составляют более двух третей общих расходов на семью для бабушек, дедушек и внуков, которых они воспитывают.

Май 2012: Федеральный уровень бедности не соответствует потребностям в данных Законодательного собрания Калифорнии (Краткое изложение политики)

В данной публикации представлены результаты широкого обзора законодательных органов Калифорнии по данным и информации, которые они используют чтобы понять бедность в своих районах, и обнаруживает, что большинство предпочитает данные, адаптированные к их местным округам и учитывающие текущие затраты на основные расходы на жизнь, а не только доходы или структуру расходов.

В этой аналитической записке используется индекс Elder Economic Security Standard ™ (индекс пожилых людей), чтобы показать, что как одиноким, так и парам в возрасте 65 лет и старше, арендующим жилье, требуется более чем вдвое превышающая сумму, установленную Федеральным руководством по уровню бедности (FPL), для покрытия основных расходов на жизнь. .


В этом пресс-релизе описывается запуск новых данных, в которых исследуется стоимость длительного ухода во всех 58 округах Калифорнии.

Февраль 2009 г .: Полмиллиона пожилых калифорнийцев, живущих в одиночестве, неспособных сводить концы с концами (Краткое изложение политики)

Используя индекс Elder Economic Security Standard ™ (индекс старейшин), авторы этой аналитической записки обнаружили, что почти полмиллиона пожилых людей (495 000), живших в одиночестве в Калифорнии в 2007 году, не могли сводить концы с концами из-за отсутствия достаточного дохода, чтобы платить за минимум уровень расходов на жилье, питание, медицинское обслуживание, транспорт и другие основные расходы.Авторы находят особое неравенство в расходах для пожилых арендаторов, латиноамериканцев, женщин и очень старых и считают, что федеральный уровень бедности (FPL), который многие программы используют как часть руководящих принципов отбора, недостаточен для удовлетворения потребностей многих пожилых людей в Калифорнии.

Февраль 2008 г .: Федеральное руководство по бедности занижает стоимость жизни для пожилых людей в Калифорнии (Аналитическая записка)

Федеральные нормативы бедности, используемые для определения права на получение дохода для многих государственных программ, покрывают менее половины основных затрат, которые несут взрослые в возрасте 65 лет и старше в штате.В этом отчете показано, как новый индекс стандарта экономической безопасности пожилых людей (индекс старейшин) для Калифорнии обеспечивает эмпирически обоснованный показатель, который более точно отражает расходы на уровне округа, с которыми сталкиваются пожилые люди в штате.

Демографические изменения и старение населения — RHIhub Aging in Place Toolkit

Посмотреть больше

Население США стареет. Сегодня более 46 миллионов пожилых людей в возрасте 65 лет и старше живут в U.S .; к 2050 году это число вырастет до почти 90 миллионов. Только в период с 2020 по 2030 год, когда последняя из когорт бэби-бума достигнет 65 лет, количество пожилых людей увеличится почти на 18 миллионов. Это означает, что к 2030 году 1 прогнозируется, что у 5 американцев возраст 65 лет и старше.

Проблема старения особенно важна в сельской местности, потому что жители, как правило, в среднем старше, чем горожане. области.Пожилые люди также непропорционально часто живут в сельские районы. В 2010, одна четверть всех взрослых в возрасте 65 лет и старше проживали в сельской местности.

Эта карта, основанная на данных переписи населения 2010 года, показывает процент населения старше 65 лет по округам:

Со старением населения увеличивается потребность в медицинском обслуживании, долгосрочном уходе и социальных услугах для поддержки пожилых людей по мере их старения.Взрослые старше возраста 65 имеют другие медицинские потребности, чем дети и молодые люди, потому что у них могут быть множественные хронические заболевания. проблемы со здоровьем, такие как диабет, болезни сердца, артрит, депрессия и гипертония. По оценкам 90% взрослых старше 65 лет страдают одним или несколькими хроническими заболеваниями и нуждаются в особом лечении и медикаментах. забота, отделяющая их от остального населения.

Пожилые люди полагаются не только на своего лечащего врача, но и на услуги и поддержку по долгосрочному уходу.Команды врачей, помощников по долгосрочному уходу, медсестер, социальных работников и членов семьи часто работают вместе, чтобы обеспечить индивидуальный и скоординированный уход за пожилыми людьми. Доступ к медицинскому обслуживанию имеет решающее значение для пожилых людей взрослые, чтобы стареть на месте.

Потому что многие пенсионеры решают переехать в сельские районы и сохранять независимость образ жизни, многие сельские округа естественным образом становятся пенсионными сообществами. Однако эти сообщества меньше возможностей для бригад по уходу за престарелыми и помещений, специально предназначенных для пожилых людей, таких как пенсионные сообщества и помощь жилые помещения.

Ресурсы, чтобы узнать больше

Статистика старения
Веб-сайт
Предоставляет общую статистику о старении населения США, в том числе о том, какой процент населения старше 65.
Организация (ы): Федеральный межведомственный форум по статистике старения

Прогнозы о размере и составе населения США: с 2014 по 2060 годы
Документ
Дает обзор размера и характеристик пожилого взрослого населения на сегодняшний день, а также прогнозы о населении до 2060 г.
Автор (ы): Колби, С., & Ортман, Дж.
Организация (ы): Бюро переписи населения США
Дата: 3/2015

跳至 內容 的 開始
  • 聯絡 我們
  • 文字 大小
  • 简体
  • РУС
百 樓 圖 網 屋宇署 香港特別行政區 政府 桌上 Version 網站 搜尋 搜尋

流動 Version 目錄

  • 主頁

  • 最新 消息
    • 新聞公報
    • 資料 月報
    • 活動 及 宣傳
    • 招標 公告
    • 命令 的 狀況
  • 建築工程
    • 新建 樓宇
    • 改動 及 加 建
    • 小型 工程
    • 招牌
    • 地盤 監察
  • 樓宇 安全 及 檢驗
    • 強制 驗 樓 計劃
    • 強制 驗 窗 計劃
    • 僭建物
    • 樓宇 安全
    • 斜坡 安全
    • 消防 安全
    • 財政 資助
    • 支援 服務
  • 資源
    • 表格
    • 網上 服務
      • 百 樓 圖 網 — 網上 樓宇 記錄
      • 搜尋 註冊 名單
      • 搜尋 驗 樓 / 驗 窗 通知 及 消防 安全 指示
      • 流動 應用 程式
    • 註冊 需知
    • 小冊子
    • 渠 管 健康
    • 守則 及 參考資料
      • 守則 , 設計 手冊 及 指引
      • 作業 備考 及 通告 函件
      • 中央 資料 庫 (只 提供 英文 Version)
      • 「組裝 合成」 建築 法
    • 索取 公開 資料
    • 法律 事項
    • 常見 問題
  • 關於 我們
    • 歡迎辭
    • 我們 的 服務
    • 環保 措施
    • 組織 結構
    • 專業 / 技術 人才
    • 樓宇 資訊 中心
    • 聯絡 我們

目錄

關 上 目錄 流動 Version 網站 搜尋 搜尋
  • 简体
  • РУС
  • 聯絡 我們

對不起 , 我們 找不到 你 要 的 網頁。

請 嘗試 以下 連結 或

返回 主頁 返回 頁首

快速 連結

建築工程

  • 新建 樓宇
  • 小型 工程
  • 招牌

樓宇 安全 及 檢驗

  • 強制 驗 樓 計劃
  • 強制 驗 窗 計劃
  • 僭建物
  • 樓宇 安全
  • 財政 資助

資源

  • 在 私人 發展 項目 內 的 總 樓面 面積 寬 免 摘要
  • 《建築物 條例》 — 五: 附表 所列 地區
  • 公眾 空間
  • 就 過渡 性 房屋 措施 批予 的 變通 或 豁免
  • 常見 條件 及 規定
  • 渠 管 健康
  • 常見 問題

更新

  • 的 最新 狀況
  • 處理 未獲 遵從 命令 的 最新 目標
  • 招標 公告
  • 資料 月報
  • 新聞公報
  • 2018 © 屋宇署
  • 重要 告示
  • 私隱 政策
  • 網頁 指南
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *