Религия Древнего Египта – религиозные верования кратко (5 класс)
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 1147.
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 1147.
В 5 классе, изучая эпоху Античности, мы познакомились с историей Древнего Египта как уникальной и одной из первых цивилизаций на Земле. Но во что верили древние египтяне? Что из себя представляла религия Древнего Египта?
Религиозные представления в Древнем Египте
Отношение египтян к религии было особенным, что оказывало влияние и на их повседневную жизнь.
Лучшим подарком для египтянина на день рождения были не деньги или драгоценные вещи и даже не оружие. Самым лучшим подарком был саркофаг, который гарантировал имениннику достойное пребывание в Царстве Мертвых.
Древние египтяне считали, что на свою жизнь можно влиять при помощи культов. Даже мелким знакам они придавали сакральный смысл и расценивали как судьбоносные знаки. В древнеегипетских домах размещался алтарь, возле которого проводились молитвы богам, а храмы считались обителью небесных святил.
Особенностью религии древних египтян было уникальное отношение к загробному миру. Он представлялся как вечное продолжение жизни на Земле.
Каждый фараон готовился к своей загробной жизни с самого рождения. Этот факт подтверждают религиозные захоронения, где рядом с покойным оставляли огромное количество необходимых в загробном мире вещей.
Своеобразной «Библией» древних египтян является Книга Мертвых. Она описывает судьбу человека на Суде Осириса и дальнейшую загробную жизнь.
Рис. 1. Суд Осириса.Говоря кратко о религиозных верованиях в Древнем Египте, следует отметить количество почитаемых богов – их было около 5000. Изначально, когда Древний Египет еще не был объединен под властью одного фараона, который считался наместником богов на Земле, практически в каждом городе имелся свой верховный бог, но постепенно пантеон богов приобрел единый стандарт.
Первыми фараонами в Древнем Египте считались боги, а их отцом – бог Амон-Ра (или просто Ра).
Солнце представлялось символом бессмертия и цикличного перерождения. Человек был двуединым и поэтому для загробной жизни он должен был сохранить кроме души еще и тело. Это повлекло за собой возникновение обряда мумификации и строительство сначала мастабов (усеченных пирамид), а затем ступенчатых и гладких пирамид. Рис. 2. Пирамида Джосера.Боги в Древнем Египте изображались людьми с частями тел животных. Самыми почитаемыми были кошка, лев, шакал, ибис, крокодил. Отсюда возникли боги Осирис, Исида, Бастет, Гор, Сет, Анубис и другие. Каждый бог обладал своим набором функций и имел свою зону ответственности.
Рис. 3. Бог Гор.За тысячи лет религиозная система прошла большой процесс формирования и коррекции. Даже после религиозной реформы Эхнатона, приведшей к монотеизму, египтяне не смогли принять нового уклада и после смерти фараона реформа была отменена.
Что мы узнали?
Древние Египтяне воспринимали свою жизнь как подготовку к загробному жизненному пути. Поэтому возникший пантеон богов и их функциональное назначение было, как правило, так или иначе было связано с жизнью после смерти.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Ольга Кравчук
4/5
Фрол Стуров
5/5
Юлия Медведкина
5/5
Анастасия Селезнева
5/5
Светлана Абакшина
4/5
Оценка доклада
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 1147.
А какая ваша оценка?
§ 12. Религия Древнего Египта
§ 12. Религия Древнего Египта
Как ивсе древние народы, египтяне своих богов объединяли с силами природы.
ЖителиДревнего Египта придавали особое значение тому, что будет с душой после смертичеловека. Жизнь, считали египтяне, – лишь временное пребывание на этом свете,мгновение в сравнении с вечным существованием души в загробном мире. Длязагробной жизни не только готовили тело умершего, превращая его вмумию, но и строили «дома вечности» – пирамиды и гробницы. Сначала фараонов и знатных людей хоронили в пирамидах, которые поражали современников ипотомков своими размерами и величием. Со временем, опасаясь грабителей,скрывали от постороннего глаза гробницы богачей и правителей в выдолбленных вскалах погребальных комплексах. Поскольку для египтян загробную жизнь былаже реальным, как и земное, изучение содержания гробниц позволило ученым воссоздатьмногие стороны жизни Древнего Египта.
1. Представления о возникновении мира
Взглядына возникновение мира и богов у египтян, живших в разных частях страны, былиразными. Жители Гелиополя верили, что перед возникновением мирабыл только хаос – Нун. Впоследствии из егоглубин появился создатель Атум. Он создал Землю ипервых богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влагу). Затем появились Геб(Земля) и Нут (Небо). Потомками Геб и Нут былидевять богов. Среди них – Сет, Озирис, Исида, Нефтида. И только потомпоявились люди. По одной версии, они родились из слез бога Солнца. По другой – их создалпо приказу Ра бог-гончар Хнум,изваяв из глины. Атум считался первым царемЕгипет. Вот почему фараонов считали потомками богов.
Попредставлениями жителей Мемфиса, сначаласуществовал бог Пта (Птица). Он создал восемь богов.Одним из этих богов был Атум, Который и строил Вселенную.
ЖителиГермополя верили, что из океана вышли четыребоги, которые имели головы лягушек, – Нун, Хух, Кук, Амон,за ними – четыре змееголовыми богини. Плавая вокеане, они создали яйцо. Из яйца в виде птицы (сокола или ибиса) появился Атум (Ра). Атум (Ра) Создал Вселенную и все в нем.
Какверили жители Фив, из океана (хаоса) родился змей,носившего имя Кематеф. Когда он умирал, то завещалсвоему сыну Ирта создать восемь богов. Рожденныебоги ушли в низовья Нила к Гермополя, Гдесоздали бога Солнца – Ра, А затемпошли в Мемфиса иГелиополя и создали Пта и Атума. После этого восемьбогов пошли к Фив, Где и умерли.
Понятия и термины
Мумия – забальзамированноетело человека или животного
Пантеон — Совокупность боговодной религии.
2. Египетские боги
Каждоеявление природы, небесное светило египтяне связывали с отдельным богом. Поэтому высшихсуществ, по их представлениям, было много. Высшие существа всегда были рядом счеловеком, помогая или наказывая. Боги объединялись в большую семью – пантеон.К древнеегипетского пантеона входили: Амон – богсолнца, Атон — воплощение солнца. Египтяне считали, что доля этого бога є в каждом живом существе. Исида – богиня плодородия, воды, ветра,мореплавания. Именно она научила женщин ткать, прясть, лечить. Апис – богплодородия. Египтяне представляли его в виде быка. Бог Анубис – покровительумерших. Считалось, что он создал первую мумию и научил людей этого ремесла.Анубиса изображали в виде человека с головой шакала. Апоп – исполинскийзмей, олицетворявший собой зло, враг бога Ра. Онжил в недрах земли. Каждую ночь Апоп подкарауливал Ра, Который плыл в солнечном лодке подземным Нилом. Ежедневно междуними происходила битва, в которой Ра всегда выходилпобедителем (так египтяне представляли смену дня и ночи).
Интересно знать
Озириса изображали между деревьев в виде человека сзеленой кожей. Египтяне считали, что каждый год Озирисумирает и возрождается к новой жизни. Сетаизображали со звериным лицом и огненными волосами. День его рождения -третий предновогодний, поэтому египтяне считали этот день несчастным.
3. Озирис- Обладатель подземного царства
ДревниеЕгиптяне верили в вечную загробную жизнь, а земная воспринимали только как время, когдадуша готовится к переходу в царство мертвых. Следовательно, и бог, который царствовал в царствемертвых, был одним из самых уважаемых.
Озирис был старшим сыном бога земли Гебаи богини неба Нут. Как и фараоны, он сначала царствовал на земле.
Когда Озирис лег в него, саркофаг закрыли крышкой, запечаталисвинцом и бросили в Нил. Но Озирис воскрес измертвых. Он оставил трон сыну Гору, а сам стал царствовать и вершить суд вцарстве мертвых. Гор был последним богом на земле,поскольку другие высшие существа переселились на небо. Гор1980 боролся против Сета. Не раз Сет убивалГора, но небесные боги каждый раз воскрешали его и возвращали Горовые царский тронна земле, который он затем передал человеческим правителям – фараонам.
4. Подземный мир. Царствомертвых
Попредставлениям древних египтян, царство мертвых ничем не отличалось от земного. Поэтому покойника обеспечивали вещами, которыми он привык пользоваться при жизни:одеждой, пищей, украшениями. Военном клали оружие, земледельцу – мотыгу,писцовые – глиняные таблички.
ЖителиЕгипет верили, что подземное царство расположено далеко на западе и, чтобы прийтибез препятствий к Озириса, Нужно знать многозаклинаний. их записывали жрецы в «Книгу мертвых». Добравшись до «БольшогоДома Двух Истин », где царствовал Озирис, Умершийпредставал перед его судом.
Судьбуумершего решали 42 судьи. Он должен был признать себя виновным или невиновнымв грехах. Перед началом суда умерший говорил молитву. В ней он перечислялвсе грехи, в которых не был виноват. Потом отвечал на вопросы бога мудрости Тота.
Понятия и термины
Саркофаг — Каменный ящик сизображенными магическими символами и заклинаниями, в котором размещалась гробс телом.
Документ
Молитва — отрицание умершего перед судом Озириса
Я не совершал несправедливости против людей.
Я не обижал близких.
Я не говорил неправду в Месте Истины.
Я не грабил бедных.
Я не делал ничего против воли богов.
Я не подстрекал слугу против хозяина.
Я не отравлял.
Я не убивал.
Я не приказывал убивать.
Я не грабил могил.
Я не мучил вдов.
Я не сделал никому зла.
Я не присваивал дары, которые приносили в храм, не охотился на священныхживотных.
Я не имею греха, я не имею греха, я не имеюгреха, я не имею греха, моя безгрешность — это безгрешность Величественного Феникса(Бену), что в Гераклеополя.
Мне не навредят в Большом Доме ДвухИстин, ибо знаю имена богов, находящихся рядом с тобой.
Вопросы к документу
1. Какие человеческие качества ценились в Древнем Египте?
2. Какие действия древние египтяне считали грехом?
Праведность души определяли с помощью весов. На одну чашу клали сердце (В нем, по мнению египтян,содержалась душа), на вторую – птичье пэро, что символизировало правосудие.
Весы держал Анубис, а приговор выносил Тот. Еслисердце перевешивало, то умерший был грешником, и чудовище Амту – лев с головой крокодила съедало его.Если умерший не имел грихив, тооживал для дальнейшего вечного жизньв раю – Иару. Поля Иару мало чем отличалисьот лучших полов Египет. Ихокружал бронзовый стену которыйзащищал праведников. В рая крестьянеобрабатывали земли, писцы вели учет,фараоны управляли своими подчиненными. Но душа периодически возвращалась к телу,и поэтому египтяне стремились сохранить его подольше, изготавливая мумии.
5. Мумификация
Когдаегиптяне еще не знали тайны бальзамирования, тело умершего просто закапывали вгорячий песок пустыни. Впоследствии нашли вещества, которые дали возможность сохранитьтело от разрушения. Бальзамированием занимались только специалисты, которые знали егосекреты. За их работой постоянно присматривали жрецы. Мумификация нуждаласьбольших средств, поэтому сохранить тело покойника таким образом могли себе позволитьтолько состоятельные египтяне, в частности фараоны.
Понятия и термины
Бальзамирования (Мумификация) — Специальная обработкатела покойника, которая позволяла сохранить его от тлена и распада.
Интересно знать
Сначала бальзамировщик работали над высушиванием тела. Его набивалипапирусом или песком, покрывали смолистыми веществами и оставляли на 40-70 суток.Изготовлено тело заворачивали в льняные бинты, вкладывая амулеты, которые должны былизащитить покойника в загробном мире. После этого мумию размещали в трехдеревянных гробах, которые вкладывали друг в друга. А те в свою очередь клали всаркофага. Саркофаг с мумией несли к погребальной камеры в пирамиде илигробницы.
Вопросы и задания
1. КакОзирис воцарился потустороннего мира?
2. Опишите,как проходил суд Озириса.
3. Какимегиптяне представляли рай?
4.Що можно рассказать о реальной жизни египтян, знаяих религиозные верования?
- ← § 11. Расцвет древнеегипетского государства
- § 13. Культура Древнего Египта →
Древнеегипетская религия | История, ритуалы, боги, верования и факты
Исида кормит Гора
Просмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Эхнатон Рамзес II Хатшепсут Снефру Имхотеп
- Похожие темы:
- ка ба ах эннеада Хенты-Иментиу
Просмотреть весь связанный контент →
древнеегипетская религия , местные верования Древнего Египта с додинастических времен (4-е тысячелетие до н.э.) до исчезновения традиционной культуры в первые века н.э. Для исторической справки и подробных дат см. Египет, история.
Египетские религиозные верования и практики были тесно интегрированы в египетское общество того исторического периода (с по до 3000 г. до н.э.). Хотя, вероятно, было много пережитков доисторического периода, они могут быть относительно неважными для понимания более поздних времен, потому что трансформация, приведшая к созданию египетского государства, создала новый контекст для религии.
Религиозные явления были настолько распространены, что не имеет смысла рассматривать религию как единое целое, объединенное в систему. Тем не менее, религию следует рассматривать на фоне потенциально нерелигиозной человеческой деятельности и ценностей. В течение своего более чем 3000-летнего развития египетская религия претерпела значительные изменения в акцентах и практике, но во все периоды религия имела четкую последовательность в характере и стиле.
Неуместно определять религию узко, как состоящую только из культа богов и человеческого благочестия. Религиозное поведение включало в себя контакт с мертвыми, такие практики, как гадание и оракулы, а также магию, в которой в основном использовались божественные инструменты и ассоциации.
Викторина «Британника»
Древнеегипетские боги и богини
Существовало два основных средоточия государственной религии: царь и боги. Оба являются одними из наиболее характерных черт египетской цивилизации. Король имел уникальный статус между человечеством и богами, участвовал в мире богов и построил великие, религиозно мотивированные погребальные памятники для своей загробной жизни. Египетские боги известны своим большим разнообразием форм, включая формы животных и смешанные формы с головой животного на человеческом теле. Наиболее важными божествами были бог солнца, который имел несколько имен и аспектов и был связан со многими сверхъестественными существами в солнечном цикле, построенном по образцу смены дня и ночи, и Осирис, бог мертвых и правитель подземного мира. Вместе со своей супругой Исидой Осирис стал доминировать во многих контекстах в 1-м тысячелетии до нашей эры, когда поклонение Солнцу было в относительном упадке.
Египтяне представляли космос включающим в себя богов и нынешний мир — центром которого, конечно же, был Египет — и окруженным царством беспорядка, из которого возник порядок и к которому он в конце концов вернется. Беспорядок нужно было сдерживать. Задача короля как главного героя человеческого общества заключалась в том, чтобы сохранить благосклонность богов в поддержании порядка против беспорядка. Этот в высшей степени пессимистический взгляд на космос был связан главным образом с богом солнца и солнечным циклом. Это сформировало мощную легитимацию короля и элиты в их задаче сохранения порядка.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Несмотря на этот пессимизм, официальное представление космоса на памятниках было позитивным и оптимистичным, показывая царя и богов в вечной взаимности и гармонии. Этот подразумеваемый контраст подтверждал хрупкий порядок. Ограниченный характер памятников также был фундаментальным для системы приличий, которая определяла, что можно было показать, каким образом это можно было показать и в каком контексте. Декорум и утверждение порядка усиливали друг друга.
Эти верования известны из памятников и документов, созданных королем и небольшой элитой и для них. Верования и обычаи остальных людей мало известны. Хотя нет оснований полагать, что имело место радикальное противоречие между убеждениями элиты и убеждениями остальных, такую возможность нельзя исключать.
Религия и боги в Древнем Египте
- Обновлено
- 28.06.21
- Время считывания
- 2 минуты
Нажмите, чтобы увеличить изображение
Осирис, главный бог мертвых и загробной жизни, обычно изображается как человек в форме мумии, одетый в корону атеф (белая корона, окруженная страусиными перьями) и держащий посох и цеп (знаки царской власти и справедливости). Кожа Осириса зеленая или черная, что указывает на его аспекты растительности и плодородной земли.
E026217 Фигура Осириса из известняка — Сиде, Древние цивилизации, недалеко от Александрии, Египет, Северная Африка [номер музея Николсона AML159]
Около 10 см в высоту. Изображение: Абрам Пауэлл
© Австралийский музей
Религия
На протяжении всей истории Египта верования и обычаи постоянно менялись, хотя темы плодородия, возрождения, смерти и воскресения в целом оставались неизменными. Древние египтяне имели тенденцию объединять новые верования со старыми, а не просто заменять их. Эта тенденция мешает современным ученым полностью понять древние верования, и, хотя многое известно, многое остается загадкой.
Будьте в курсе
Оставайтесь на связи и знакомьтесь с нашими культурными программами и образовательными предложениями, многие из которых вдохновлены и организованы сообществом.
Подписаться сейчас
Боги
Мы знаем о сотнях богов и богинь, которым поклонялись древние египтяне, поскольку их имена, личности и облики сохранились в произведениях искусства, оставленных цивилизацией. У многих из них были одинаковые или похожие роли. Это связано как со сложной природой религии, так и с политической организацией государства.
В некоторых районах были местные боги, причем в каждом городе или регионе часто были свои собственные божества, которым они поклонялись. Если город становился известным при правителе или могущественном чиновнике, то вместе с ним поднимались и местные боги. Они стали «государственными» богами, которым поклонялись богатые и элита в храмах. Однако население в целом продолжало поклоняться и своим местным богам. Таким образом, некоторые боги предпочитались определенными классами людей, некоторым поклонялись только в определенных областях, а другие были известны только в определенные периоды. В более поздние времена разные божества часто объединялись или сливались.
Осирис , главный бог мертвых и загробной жизни, обычно изображается как человек в форме мумии, одетый в корону атеф (белая корона, окруженная страусиными перьями) и держащий посох и цеп (знаки царской власти и справедливости). ) Иногда кожа Осириса бывает зеленой или черной, что указывает на его аспекты растительности и плодородной земли.
Интерактивная 3D-модель известняковой статуи Осириса
Посмотреть известняковая фигура Осириса на пьедестале 3D для полноэкранного режима и дополнительных функций.
Анубис был богом бальзамирования и мумификации с головой шакала и богом-покровителем бальзамировщиков. Он также был хранителем мертвых и проводником по подземному миру.
Фигурка Анубиса. Голова шакала, человеческое тело.
Изображение: Абрам Пауэлл
© Австралийский музей
Нейт была матерью бога солнца Ре и богиней охоты и войны.
Карлик Бес был популярным домашним богом и в основном отвечал за защиту семьи и, в частности, за обеспечение безопасных родов. Художники часто изображали его лицом вперед, а не в профиль.
Керамика. 16 см в высоту. 10см в самом широком месте.
Египет c 1990 г. до н.э. — 1080 г. до н.э.
Прованс: Эсна, Египет
Бес был обычным божеством, изображаемым на глиняной посуде на протяжении всей истории Египта. Его изображали невысоким и уродливым, с лицом и хвостом, напоминающим льва. Поскольку дети не осуждали его внешность, он стал богом-защитником детей.
Изображение: Абрам Пауэлл
© Австралийский музей
Сахмет была богиней войны, разрушения и несчастья. Название происходит от древнеегипетского слова sekhem, означающего «мощный». Она агрессивное божество, которое обычно изображается в виде фигуры с головой льва.
Богиня с головой кошки Бастет была нежным аналогом Сахмет с головой льва. Она была защитницей дома и беременных женщин, а также была связана с поклонением луне.
Гор , бог неба с головой сокола, был сыном Осириса и Исиды и воплощением божественного царствования. Его глаз, или уджат (иногда пишется как веджат), был мощным защитным амулетом. Правители Египта считались земными воплощениями Гора, поэтому многие статуи и изображения соколов несут корону Верхнего и Нижнего Египта.
Глиняный амулет с изображением глаза Гора, сына египетских божеств Осириса и Исиды. С места недалеко от Дефенне в Нижнем Египте. Приобретен в 1911 через Египетский исследовательский фонд. Размер: прибл. 5,3 х 4 см.
Изображение: Стэн Флорек
© Австралийский музей
Человекоголовый Имсети , сын Гора, был защитником печени.
Павиан с головой Хапи , сын Гора, был хранителем легких.
Голова сокола Кебехсенуэф , сын Гора, защитник кишечника.
Голова шакала Дуамутеф , сын Гора, хранитель желудка.
Дуамутеф был одним из четырех сыновей Гора, хранителей органов умершего короля. Этот бог с головой шакала защищал желудок короля и защищал его от вреда в Преисподней. Древние египтяне боялись смерти и разложения и защищали умерших, удаляя органы и мумифицируя тело.