Рассказ о александре невском краткий рассказ: Александр Невский биография кратко и интересно о князе для детей

Александр Невский — защитник земли Русской

Князь Александр Невский прославил свое имя в борьбе со шведами, немцами и литовцами, которые стремились овладеть Псковом и Новгородом. В 1239 году по указу князя были построены городки по реки Шелонь, включая Порхов, против набегов литовцев. В 1240 году князь Александр разгромил шведский отряд в устье реки Невы и после этой победы был назван Невским. В 1242 году Александр Невский освободил город Псков от немцев и одержал славную победу над ливонскими рыцарями на Чудском озере.

18 апреля — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере. Перед битвой князь Александр велел своим дружинникам снять железные доспехи. Хитрым манёвром (враг был пропущен сквозь русский заслон) закованных в железо вражеских воинов заманили на лёд. Под тяжестью лед стал трескаться и немецкие рыцари уходили под воду. Эта битва получила название «Ледовое побоище».

Псковичи чтят князя-освободителя во все века.

Первую церковь в его честь они возвели в 1527 году. В начале 20 века только в Пскове насчитывалось уже пять церквей и часовен во имя святого и благоверного князя Александра Невского. Ныне на Завеличье действует воинский храм имени св.благоверного князя Александра Невского. На горе Соколихе, недалеко от Пскова, воздвигнут монумент воинам и князю Александру Невскому. В 2009 году имя Александра Невского стало Именем России.

Псковская областная универсальная научная библиотека подготовила выставку, на которой представлены материалы, посвященные жизни и подвигам Александра Невского.

Образ Александра Невского в описаниях русских историков

Александр Невский — защитник земли русской

Александр Невский в художественной литературе

Александр Невский и Псковский край

Храм святого благоверного великого князя Александра Невского в Пскове

Образ Александра Невского в живописи: галерея>>>

Читать в ЭБ: 



Васильев Аркадий

Псковский князь Довмонт-Тимофей : из истории борьбы русского народа с немецкими «псами-рыцарями» / Васильев Аркадий

Читать полный текст


Каргалов Вадим Викторович

Меч Довмонта / Каргалов Вадим Викторович / [худож. И. П. Спасский]. : Детская литература — 236, [4] с. — Цифровая копия с разрешением 300 dpi. -ISBN 5-08-000873-3 (в пер.)

Читать полный текст


Хитров М.

Святый благоверный великий князь Александр Ярославич Невский : подробное жизнеописание с рисунками, планами и картами / Хитров М. — Репр. воспроизведение изд. 1893 г. (М. : Типография И. Д. Сытина) . — М. : Панорама, 1991. — 288 с.

Читать полный текст


Шляпкин И. А.

Иконография Св. Благоверного Великого князя Александра Невского / Шляпкин И. А. — Петроград : Типография М. А. Александрова (Надеждинская, 43), 1915. — 21 с. — Цифровая копия с разрешением 300 dpi.

Читать полный текст


Александр Ярославич (Невский) : [биогр. справка] — Цифровая копия с разрешением 300 dpi. — nevsky.djvu; CD-2 .

Читать полный текст


  • Александр Невский (князь)

Житие Александра Невского: краткое содержание, пересказ для читательского дневника

Содержание:

  • 1 Читательский дневник «Житие Александра Невского»
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв

Автор (неизвестный современник событий) ведет рассказ о житии (святой жизни) князя Александра Невского. Родители его – великий князь Ярослав и княжна Феодосия. Александр отличался красотой, ростом, его голос среди народа раздавался «как труба».

Слухи о его мудрости и храбрости дошли до «западных стран». И из тех краев «знатный человек» Андреяш (магистр Ливонского ордена) приходил взглянуть Александра. А потом рассказал своим, что такого славного князя повстречал впервые.

Узнав об этом, «король страны Римской» (то есть, католик) решил прославиться победой над Александром, завоевать «землю Александрову». Он собрал несметную силу (шведов), встал на Неве. И послов отправил в Великий Новгород к Александру с сообщением, что берет его княжество в плен.

И пошел Александр в церковь Святой Софии, помолился, призвал Бога на защиту. Взял благословение у епископа Спиридона. Даже времени не было ни войско большое собрать, ни отцу сообщить о враге. Однако «не в силе Бог, но в правде».

На ту пору в земле Ижорской человек по имени Пелугий (в крещении его звали Филипп) ночью был в морском дозоре, следил за передвижениями противника. А под утро явилось ему чудное видение: плывут в лодке святые князья-мученики Борис и Глеб, беседуют между собой о том, что придут на выручку своему сроднику (родственнику) Александру.

Узнал о видении князь Александр и, приободрившись, немедленно напал на врагов. Князь ранил самого короля, отличились в бою и шесть его воинов: Гаврило Олексич, Сбыслав Якунович, Яков, Миша, Савва и Ратмир.

Трупы латинян обнаружили даже на противоположном берегу реки, куда дружина не дошла. Значит, сам ангел Божий убил их. Уцелевшие враги разбежались, а князь вернулся домой победителем.

Спустя год западные люди осмелели, выстроили город на княжеских землях. Город тот князь сровнял с землей. Часть жителей погибла, другие стали пленными. Впрочем, многих князь отпустил домой.

Через год, зимой, пришлось князю идти на Немецкую землю войной. К тому времени немцы заняли Псков. Город он освободил, землям немцев нанес урон. В ответ немцы собрали великую силу, и пришли к Чудскому озеру.

Началось побоище, лед окрасился кровью. Рядом с Александром сражался его брат Андрей. Также многие видели, как воинство Божие защищало дружину. Разгромил князь врага. Псковичи прославили Бога и с ликованием встретили освободителя.

Не замедлил князь ответить и на литовские набеги. После боя те уже не смели ступать на его земли. Разнеслась о нем слава по всему свету. Когда умер отец его, князь с дружиной прибыл во Владимир.

И позвал его к себе в Орду царь Восточной страны (хан Батый). Он хотел, чтобы славный князь ему подчинился. С благословения епископа Кирилла отправился князь в путь. Сам Батый проникся к нему уважением, отпустил с подарками домой. А вскоре разорили ордынцы Суздальскую землю, где правил князь Андрей. Александр помог брату отстроить города и церкви.

Захотел Папа Римский обратить столь великого князя в католичество. Но послам их ответил князь, что народ русский христианской вере давно научен.

Хан Батый принуждал подневольных ему князей воевать в его войске, в том числе, против христиан. И пошел князь к Батыю, чтобы эта беда не коснулась его людей. А сына своего Дмитрия отправил воевать в Немецкую землю. Тот взял город Юрьев и с добычей вернулся домой.

На обратном пути Александр вдруг заболел. Перед смертью он принял монашество. Принесли тело князя, «солнца земли Суздальской», во Владимир. Великим плачем встретил его весь народ. В церкви Рождества святой Богородицы положили его. И случилось такое чудо: в руку князя епископ хотел вложить духовную грамоту о прощении грехов. Как живой, протянув руку, князь сам взял ее.

Сюжет

Новгородский князь Александр – гроза Западных стран. Шведам, немцам, литовцам не дает свою землю в обиду. С верой в Бога бьет врагов на Неве, Чудском озере, в Пскове. Даже ангелы помогают его дружине. Как отец его Ярослав умер, стал он княжить во Владимире.

И хотел князь Батый, чтоб князь и войско его воевали вместе с ним против христиан. Пришлось князю идти в Орду просить, чтобы хан отменил свое решение. Возвращаясь домой, князь внезапно заболел, а вскоре и умер. Перед погребением в церкви князь, будто жив, сам взял из рук епископа духовную грамоту.

Отзыв

В житии дан образ защитника, покровителя, благодетеля Русской земли – и одновременно – святого. Лучшие качества человека проявляются в дни испытаний. Князь умирает, заботясь о народе своем. Тема верности Богу, крепких родственных связей, патриотизма, единства (брат приходит на выручку к брату, а в дружине – есть воины из разных княжеств). Бог с теми, за кем правда. Образы простых воинов, сражающихся за Русь. Тема Западных стран, внешней политики.

Александр Невский | Хедбатлер

, режиссер Сергей Эйзенштейн

От Джесси Корнблут
Опубликовано: 12 октября 2021 г.
Категория: Классический

Лучший саундтрек за весь фильм — настолько хороший, что он вдохновил Джона Уильямса на тему акулы в «Челюстях» и музыку Джеймса Хорнера для «Звездного пути 2: Гнев Хана».

Одна из величайших батальных сцен в кино — настолько хороша, что Мэл Гибсон наверняка учился на ней перед съемками военных сцен «Храброе сердце».

Вместе вы получите одно из самых захватывающих переживаний перед экраном. Еще лучше, если вы сможете увидеть его в концертном зале, где знаменитый оркестр исполняет партитуру, а за ней разворачивается фильм.

Подумайте: слабые звуки скрипки, намек на огромное застывшее пространство, где над головой ничего, кроме серого. Затем рев меди, далекий призыв к оружию. Туба входит, служа почти своего рода барабаном. Теперь много инструментов, все пыхтят — звук приближающейся армии. Потом все набирают силу, пока оркестр не становится самим безумием битвы. Наконец мы слышим голоса, хор поет на латыни. И снова, еще громче, трубы, призывающие людей убивать, более крупные духовые трубы отбивают марш вперед, голоса превращаются в крики.

И все это датировано 1938 годом.

«Александр Невский» — это история русского богатыря, спасшего свою страну — в 1242 году. вторгнуться в Прибалтику. Некоторые россияне искали выход. Александр не был заинтересован в сделках — он вывел своих солдат на замерзшее русло и победил рыцарей. (Он также оттеснил шведов и немцев.) Это была не только великая победа, это была веха в истории войн — русские пехотинцы разгромили армию казавшихся непобедимыми рыцарей в доспехах на лошадях.

Почему Эйзенштейн выбрал именно эту историю? Потому что большую часть 1930-х он провел, слоняясь по Голливуду и снимая фильмы, которые не нравились ни зрителям, ни Сталину.

Теперь он был в сталинской конуре, на грани отказа в финансировании — или того хуже. Итак, когда Германия воет на Восток, Эйзенштейн рассудил, что лучший способ вернуть себе расположение Сталина — это снять воодушевляющий фильм о войне, закончившийся поражением Германии.

У Эйзенштейна обычно были проблемы с бюджетами, но он задумал, снял и выпустил «Александра Невского» менее чем за год. Это был триумф. Ведущим актером был Николай Черкасов, величайший во всей России. Для первого звукового фильма Эйзенштейна великий Прокофьев написал музыку, которая настолько точно передала эмоции и действия, что фильм можно было легко отредактировать, чтобы они соответствовали им. А в битве на льду Эйзенштейн показал, что он больше, чем мастер монтажа — он был великим эпическим режиссером, способным двигать толпы актеров в сценах настолько сложных и естественных, что они выглядели как документальные кадры. [Чтобы купить DVD с фильмом на Amazon, нажмите здесь. Чтобы купить или арендовать видеопоток фильма, нажмите здесь.

]

Но аллегория, предостерегающая от немцев и предсказывающая воодушевляющую победу русских над ними, не могла быть создана в России в худшее время — Сталин и Гитлер как раз заключали пакт о ненападении. «Александр Невский» был подавлен; его не видели в российских кинотеатрах до 1941 года, когда немецкие войска двинулись на восток и напали на Россию.

Со своей стороны Прокофьев также ездил в Голливуд, где наблюдал, как композиторы работают над студийными фильмами. Это сделало его идеальным сотрудником Эйзенштейна; он мог писать визуальную музыку, мог передавать скорость и, по сути, мог быстро работать. (Прокофьев провернул «Петю и Волка» всего за четыре дня.)

Из многих записей версия Клаудио Аббадо с Лондонским симфоническим оркестром и Лондонским симфоническим хором кажется мне лучшей. Также на компакт-диске есть его беззаботная возня «Лейтенант Кидже», которая для рождественской музыки является тем же, чем «Канон» Пахельбеля для свадеб. [Чтобы купить компакт-диск на Amazon и получить бесплатную загрузку в формате MP3, нажмите здесь.

Чтобы скачать MP3, нажмите здесь.]

Великолепное сотрудничество в трудные времена часто заканчивается иронией. Вот один для конкурса мелочей: Сергей Прокофьев умер в 1953 — за час до Сталина. В результате в течение нескольких дней о его смерти не было никаких известий. Сталина сейчас в основном помнят за его бойню: миллионы и миллионы убитых. Музыку Прокофьева, как и фильм Эйзенштейна, приветствовали миллионы и миллионы людей. Это ирония, которую русские понимают инстинктивно. Вы оцените это, когда посмотрите или послушаете «Александра Невского».

Хрущев и Александр Невский – Католическое рабочее движение

1960-е | Дороти Дэй | Письма Дороти Дэй

Дороти Дэй Время чтения: 7 минут

Краткое содержание: Пересказывает ненасильственные схватки 13 го века русского богатыря Александра Невского с монгольскими захватчиками. Отмечает параллель с новой Организацией Объединенных Наций, где Восток и Запад пытаются избежать атомной войны, в которой нет победителей. Призывает к изучению истории. Ключевые слова: книги, Россия, молитва (DDLW #771).Католический рабочий, октябрь 1060 г., 1, 3.

Питер Морин говорил нам изучать историю, чтобы увидеть, как события прошлого влияют на настоящее, чтобы мы могли создать лучшее будущее. Также это дало нам перспективу. Карлтон Хейс, американский историк, сказал нам однажды на одной из наших лекций, что точно так же, как детям дают подражать национальным героям, мы должны изучать жития святых. В Александре Невском-русском есть и герой, и святой.

Все, что я знаю об истории России, я читал о русских святых, их собственных писаниях и их житиях. Конечно, я читал много русской литературы, Достоевского, Тургенева, Толстого, Горького, Гоголя, и это чтение повлияло на мой образ мыслей. Я уже писал в этих колонках Путь Странника и Сокровищница Русской Духовности . И теперь я закончил еще две книги в этом месяце, одну нашу подругу, Элен Извольски ХРИСТОС В РУСИ, История, Предание и Жизнь Русской Церкви, изданную Брюсом, Милуоки, 3,95$ и другую СВЯТЫХ РУССИИ Константина. де Грюнвальд, Макмиллан, 3,50 доллара. В обеих этих книгах меня поразила история Александра Невского, национального героя Советской России и святого Восточной Церкви.

Элен Извольски рассказала о монгольском нашествии в 1223 году, о том, как Россия снова и снова подвергалась вторжению; и более поздняя история, взятие Москвы поляками в XVII веке, походы Наполеона в девятнадцатом, немцев в двадцатом. У нас в Америке нет такой истории войн, мы никогда не подвергались вторжению или завоеванию. Только южные американцы потерпели поражение от северян, и ни одна из сторон не оправилась от этих шрамов, и каждый год выходит множество книг, в которых обсуждается поведение как Севера, так и Юга, а также возникшие национальные герои. Это была четырехлетняя война и недавняя. Нашествие монголов было много веков назад и продолжалось веками, и история о нем сохранилась в сердцах русских.

Но Александр Невский стал национальным героем, победив шведскую армию, а тевтонские и ливонские рыцари, носившие на доспехах и щитах эмблему креста и считавшиеся миссионерами, пришли христианизировать Прибалтику, которая как фактически уже были мирно евангелизированы. Не обращая внимания на то, что земли русов уже 150 лет были христианскими, они смотрели на них как на раскольников и, надеясь, что они ослаблены монгольским нашествием, вторглись на их земли после того, как завоевали Балканы. Элен Исвольски сравнивает их вторжение с танковыми дивизиями гитлеровской армии, и поражение было вызвано погодными условиями, точно так же, как Наполеон был побежден русским климатом. Рыцари в тяжелых доспехах на своих тяжелобронированных конях барахтались в глубоком снегу и льду на Чудском озере, и, поскольку большая часть этого происходила на берегах Невы, Александр с тех пор был известен как Александр Невский. Все слышали о знаменитом фильме Сержа Эйзенштейна на музыку Сергея Прокофьева. «Эта битва, — пишет мисс Исвольски, — стала символом русской обороны и патриотической доблести. Он также, к сожалению, стал символом противостояния русских православных и католиков, пытающихся обратить свой народ в свою веру с помощью вооруженной силы».

Александр Невский, согласно книге Константина де Грюнвальда, был княжеским святым. Его жизнеописание написано в конце 13 или начале 14 века очевидцами этих событий. Он родился в 1219 году, а его отец был выборным князем новгородским. Были постоянные споры между богатыми купцами и ремесленными цехами, между знатью и князем. Александр рано начал познавать «ужасы внутренних раздоров, опасности, которые угрожают стране, и обязанности, лежащие на ее правителях. Он развил глубокую духовную жизнь; овладев первыми зачатками своего образования, он часами погружался в чтение Ветхого и Нового Заветов».

Лишь чудом он избежал смерти в юности, когда татарские полчища были остановлены стенами Новгорода в марте 1238 года и двинулись обратно в степи. Когда Александра, в свою очередь, призвали править и сражаться, он не бежал, как часто делал его отец, а «подчиняясь божественной воле, он пожертвовал собой ради общего блага» и взял на себя обязанности своего государства в жизнь. Он провел много местных реформ в отправлении правосудия, «но именно как защитник материального и духовного наследия нации он сделал свое имя бессмертным своим победоносным сопротивлением шведам, тевтонским рыцарям и литовцам. и впоследствии, когда он стал великим князем, установив приемлемый modus vivendi с монгольским сюзереном». Это был пример целой жизни ненасильственного сопротивления гигантским армиям Востока, которых было слишком много для рассеянных князей и их армий.

Это modus vivendi, которого мы пытаемся добиться сегодня в Организации Объединенных Наций, поскольку все страны признают, что в атомной войне нет победителей. Для СССР натянутые отношения с Западом, боязнь Востока, условия те же. Но Западная и Восточная Европа вместе заседают в зале совета, и сегодня спорят о том, следует ли «признавать монгольские орды». Должна ли ООН признать коммунистический Китай? Весь остальной мир против отказа США.

Святой Александр Невский должен был принять унизительную роль. Завоевателю пришлось принять положение вассела, чтобы открыто признать утрату Россией независимости. «Сотрудничество с татарами действительно было в тот момент исторической необходимостью», — пишет де Грюнвальд. Монголы признали доблесть и святость русского правителя, но тем не менее заставили его предпринять «нескончаемое странствие по пустыням Азии и только позволили ему вернуться в родную землю после трехлетнего отсутствия трижды в последующие годы Александр должен был вернуться в лагерь своих господ, расположенный к северу от Азовского моря, (Каракорум), чтобы устроить текущие дела, а также просить у них пощады для людей, находящихся под его властью». После народного восстания Александр совершил 4-й поход к татарам, чтобы отразить карательную экспедицию. Его все еще преследовали шведы на севере и западе. Именно в конце этого 4-го путешествия он умер в монастыре в ноябре 1263 г.

Это не та глава его истории, которую подчеркивает СССР, а история святого воина.

Я не говорю, что монголы были окончательно побеждены ненасильственным сопротивлением, но на протяжении всей жизни Александра политика заключалась в том, чтобы использовать все средства, кроме открытой войны, для сдерживания врага. Позднее, в жизнеописании св. Сергия, которого сравнивают со св. Франциском в его бедности и ручном труде и который отказывался от всякого участия в политической жизни того времени, Грюнвальд хвалится тем, что благословил войска на «завоевание Монголы в 1380 году». «Советские историки, — пишет он, — с удовольствием подчеркивают участие всех классов общества в этом великом деле; они тщательно отобрали имена простых тружеников, скромных сельчан среди героев великой битвы. Но чтобы оставаться верным исторической истине, нельзя умалчивать о религиозном элементе».

Здесь он хвастается, но указывает на то, что эта великая победа не положила конец войне. Через несколько лет татары осадили Кремль, разграбили город и окружавшие его монастыри, в том числе монастырь преподобного Сергия, который со своими иноками был вынужден бежать в леса.

Позже монастыри, (Свято-Троицкий был основателем десятков других) обогатились и владели тысячами крепостных и десятками тысяч десятин земли, и пришли в духовное упадок и были обрезаны святыми и также революцией, но монастырь ( Святая Троица) в настоящее время окончательно восстановлена ​​для богослужения, и «между этими зданиями виднеется движущийся синеглавый собор, в котором находится гробница Бориса Гудунова, бородатые монахи, миряне, семинаристы и неизменные толпа старух и крепких мужиков, сохранивших до наших времен традицию древнерусского благочестия. Маленькая церковь Святой Троицы и преподобного Сергия никогда не пустует. «Здесь молитвы возносятся целый день», — сообщает «Журнал патриархов Московских» за 19 век.46. ​​«Здесь мужчины целыми днями стоят на коленях перед усыпальницей святого. Вот женщина в башмаках, с вещмешком на спине, приехавшая издалека, мужчины и женщины с четырех концов России, как в XIV веке, и слава преподобного Сергия Радонежского. постоянно увеличивается по всей России».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *