Культура Руси в 12-13 — презентация онлайн
Похожие презентации:
Классический фотоальбом
Увековечение имени А. С. Пушкина в названиях городов, улиц, площадей, скверов
Первая Мировая война (1914-1918)
Россия в системе международных отношений в XVII веке
Гражданская война́ в России (1917- 1922)
Февральская революция 1917 года
Первая русская революция 1905-1907 гг
Русская культура во второй половине XIX века
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России
Смута (Смутное время) 1598 – 1613 гг
2. ПЛАН УРОКА:
1. Особенности культуры 12-13 вв.2. Накопление научных знаний.
3. Литература.
4. Зодчество.
5. Живопись.
6. Влияние ордынского
владычества на русскую
культуру.
3. ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА?
Культура – все, что созданочеловеческим обществом благодаря
физическому и умственному труду
людей, быт, идеология, образование
и воспитание, достижения науки,
искусства, литературы и т. д.
Культура – это не только
произведения искусства, но и
определенные идеи, представления,
идеалы, стереотипы, бытовые
привычки, духовная и религиозная
жизнь, язык.
4. Этапы в культуре Древней Руси:
1.Культура восточного славянства –традиции язычества.
2. Культура Киевской Руси – синтез
достижений восточных славян и
христианской культуры
Византии.
3. Культура периода
раздробленности – на базе
культуры Киевской Руси
создавались культурнохудожественные школы как
местные варианты культуры
древнерусской народности.
5. Особенности древнерусской культуры:
Основа – культура восточныхславян
Влияние Византии и
соседних народов
Главный мотив – патриотизм
Влияние православной
религии
6. Русские княжества в 12 веке
7. Особенности культуры 12-13 вв.
Раздробленность привела к появлениюместных культурных центров со своими
культурными традициями.
Новгородско-Псковская культура
отражала вечевые порядки и высокую
активность городского населения.
Владимиро-Суздальская Русь дала
образцы торжественности и пышности,
чтобы подчеркнуть силу и значение
владимирских князей.
8. Научные знания
Церковнаяпереводная
литература.
Переводная
литература
нецерковных
произведений.
Медицина – лекари –
География – торговля,
военные походы,
путешествия,
паломничество.
лечьци.
9. Летописание
Особенности летописания:1. Свои летописи о своей
земле пишутся в каждом
княжестве.
2. Владимиро-суздальские
летописи показывают
своих князей, как
преемников киевских
князей.
3. Новгородские летописи
мало пишут о князе,
много о городских
событиях.
11. Литература
Владимир Мономах (11131125) «Поучение детям» главная идея этоукрепление единства
Древнерусского
государства.
12. Литература
Поучение детям Владимира МономахаДаниил Заточник древнерусский писатель, с
именем которого связано
написание популярного в
старой Руси произведения,
известного под названием
«Моление» как обращение к
переяславскому князю
Ярославу Всеволодовичу в
XIII в. , в период от 1213 до
1236.
14. ЛИТЕРАТУРА
15. Содержание:
Будучи сыном зажиточных родителей,он не поладил с родными, впал в
бедность и решил использовать для
улучшения материального положения
свою образованность и литературный
талант. Он предлагает князю свои
услуги в качестве придворного
советчика и, в доказательство своих
способностей, пишет ему послание, с
цитатами из священного писания и
других книг, сравнениями, притчами. В
очень едких и образных выражениях
попутно критикует боярство и монахов.
17. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
Основная идея — народноестремление к
объединению Руси.
«Из-за усобиц ведь
началось насилие от
земли Половецкой».
Содержание – неудачный
поход на половцев
Новгород-Северского
князя
Игоря Святославича
в 1185 году.
18. В. Васнецов После побоища Игоря Святославича с половцами.
19. ЗОДЧЕСТВО
С распадом Русинациональное
искусство
разделилось.
Большинство
храмов
Новгородской
земли
однокупольные,
строились из
плинфы.
Плинфа-от греч.
«плинтос» кирпич.
20. ЗОДЧЕСТВО
Новгородскоезодчество – храмы
небольшие,
одноглавые,
вписывающиеся в
пейзаж.
Церковь святого
Георгия в Ладоге,
на берегу Волхова.
XII
Церковь
святого
Георгия в
Ладоге
22. Зодчество
Церковь Спаса наНередице под
Новгородом.
На одной из
фресок – князь
Ярослав, отец
Александра
Невского.
23. Церковь Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода
1198 год.Храм, сильно
разрушенный в
1941-1943 годах,
во время Великой
Отечественной
войны, ныне
восстановлен, но
фрески 1199 года
на его стенах
почти полностью
утрачены.
25. ЗОДЧЕСТВО
ВладимироСуздальскоезодчество отличается
пышностью и
торжественностью.
При Андрее
Боголюбском
в 1158-1160 гг.
построен Успенский
собор во Владимире
на берегу Клязьмы,
высотой 32 м.
26. Успенский собор во Владимире
Собор построен в 11581160 годах, несохранился в
первоначальном виде.
В настоящее время
собор пятиглавый.
Внутреннее убранство
храма сверкало
золотом, серебром и
драгоценными
камнями. Его
сравнивали с
легендарным храмом
библейского царя
Соломона. В 15 веке
собор украсили фрески
прославленных
русских мастеров
Андрея Рублева и
Даниила Черного.
28. Зодчество
Успенский Собор во Владимире29. Зодчество
Внутреннее убранство Успенского собора30. Дмитриевский собор во Владимире
Построен в 11941197 годах приВеликом князе
Всеволоде
Большое Гнездо,
собор каменный
одноглавый.
31. ЗОДЧЕСТВО
Дмитриевскийсобор во
Владимире. Стены
украшены
каменной резьбой –
более 500 фигур
людей, птиц,
зверей, растений –
уникальных
рельефов.
32. ЗОДЧЕСТВО
Архитектурный ансамбль в Боголюбове33.
ЗОДЧЕСТВОХрам Покрова Богородицы на Нерли34. Церковь Покрова Богородицы на Нерли близ Боголюбова
В 1165 году близБоголюбова, на
берегу реки Нерли,
возвели каменную
одноглавую церковь
Покрова
Богородицы.
Великий князь
Андрей
Боголюбский
построил этот храм
после кончины
сына в память о нем
и в умиротворение
своей печали.
.
36. ЖИВОПИСЬ
Фрески – картины,написанные
водяными красками
по сырой штукатурке.
Мозаика – картина из
вдавленных в сырую
штукатурку
разноцветных
стекловидных
камешков.
Фрескатехника
живописи
красками по
свежей,
сырой
штукатурке,
которая при
высыхании
образует
тончайшую
пленку,
делающую
фреску
долговечной.
38. ЖИВОПИСЬ
Икона – изображениеИисуса, Богоматери,
святых на деревянной
доске.
Миниатюра –
маленький рисунок в
рукописной книге.
Икона – от греч.
«эйкон» изображение, образ.
В православии
изображение Иисуса
Богоматери и святых,
которому
приписывается
священное значение.
Икона
«Владимирская
Богоматерь»,
написанная, по
преданию,
евангелистом Лукой,
была принесена на
Русь из Греции и до
1155 года находилась
в Киеве.
40. ЖИВОПИСЬ
Иконы Дмитрия Солунского 12 век.41. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.
Разрушены церкви и монастыри.Сожжены иконы и книги.
Вывезена церковная утварь.
Мастера угнаны в рабство.
Забыты многие ремесла.
Прекратилось каменное строительство.
Утрачено искусство резьбы по камню.
Приостановилось развитие живописи.
Прервано летописание.
Прерваны связи с Европой.
42. ВЫВОД:
В период раздробленности врусской культура продолжался
подъём.
Русский народ не утратил своего
культурного единства.
Местные различия обогащали
общерусскую культуру.
В культуре 12-13 веков
проявляется идея укрепления
единства Русской земли.
44. Жанры древнерусской литературы. Найдите их, приведите примеры.
ДрамаЛетопись
Житие
Наставление
Проповедь
Бытовая повесть
Поэма
Слово
Роман
Поучение
Хроника
Хождения
Любовная
Сатирическая
лирика
повесть
45. Литература: сопоставьте фрагменты литературных памятников с названиями произведений, определите их авторов.
«Ярославовы все внуки и Всеславовы! «ПоучениеНе вздымайте более стягов своих,
вложите в ножны мечи свои
затупившиеся, ибо потеряли уже
дедовскую славу. В своих распрях
начали вы призывать поганых на
землю Русскую…»
«Что знаете хорошего, того не
забывайте; чего не знаете, тому
учитесь; не ленитесь ни на что доброе,
но паче всего блюдите страх Божий…»
Владимира
Мономаха»
«Слово о
полку
Игореве»
46. Назовите памятники архитектуры.
47. Дмитриевский собор во Владимире
В правой закомареюжного фасада
размещена рельефная
композиция
«Вознесение
Александра
Македонского на небо».
Изображение
языческого царя на
христианском храме
может показаться
странным. Откуда
русские мастера могли
знать об Александре
Македонском?
48. Что же объединяет эти два храма?
Перед вами двапамятника
русской
архитектуры.
Они выполнены
в разном стиле,
в разное время,
в разных
землях.
Но есть нечто,
что позволяет
объединить их.
49. Живопись
Это изображенияСпаса –
Христа-Спасителя.
Как называются
эти произведения?
50. Князь Владимир Мономах является автором
1. «Поучения детям»2. «Слова о полку Игореве»
3. «Одиссеи»
4. «Остромирова
Евангелия»
51. В правление Андрея Боголюбского во Владимире были построены
1. Церковь Спаса на Нередице2. Церковь Святого Георгия
3. Софийский собор
4. Успенский собор
52. Наиболее распространенный материал для письма в Новгороде
1. Телячья кожа – пергамент2. Береста
3. Бумага
4. Ткань
ПОДУМАЙТЕ – а почему
именно…
53. «Слово о полку Игореве» посвящено
1. Восстанию древлян в 945 г.2. Походу против половце в
1111 г.
3. Походу северского князя
против половцев в 1185 г.
4. Походу на Константинополь
в 944 г.
54. Для художественных произведений 12-13 вв. характерна тема
1. Объединения Руси2. Возвеличивания киевских
князей
3. Прославления
самостоятельности русских
князей
4. Покорности судьбе
55. Установите соответствие
1. ЯрославМудрый
2. Андрей
Боголюбский
3. Владимир
Мономах
4. Неизвестный
автор
Написал
«Поучение детям»
Привез икону
Божьей матери во
Владимир
Написал «Слово о
полку Игореве»
Построил
Софийский собор
в Киеве
56. Домашнее задание:
п. 16.Вопросы и задания на стр. 136-
138.
Повторить все термины.
Заполнить таблицу
Область
культуры
Научные
знания
Литература
Зодчество
Живопись
Достижения, произведения
культуры 12-13 вв.
English Русский Правила
Культура Руси 10-начала 13 века и др.
Культура Руси 10-начала 13 века.
1. Как зарождалась культура Руси.
В понятие культуры входит, естественно, всё, что создано умом, талантом, руками народа, всё, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения. Открытость и синтетичность древнерусской культуры, её мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Её характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность, простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья.
2. Письменность, грамотность, школы.
3. Летописи.
Свод, за который взялся монах Киево-Печерского монастыря Нестор и который вошёл в нашу историю под именем «Повести временных лет», оказался, по меньшей мере, лишь пятым по счёту и создавался в первое тысячелетие 12в. при дворе князя Святополка.
4. Литература.
В начале 40-х гг. 11в. священник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит Иларион, создал своё знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором в яркой публицистической форме изложил своё понимание места Руси в мировой истории. Во второй половине 11в. появляются и другие яркие литературно-публицистические произведения: «Память и похвала Владимира» монаха Иакова, в котором идеи Илариона получают дальнейшее развитие и применяются к исторической фигуре Владимира I. В это же время создаются «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси», «Сказание о Борисе и Глебе», святых покровителях и защитниках Русской земли. До летописи Нестор создал знаменитое «Чтение о житии Бориса и Глеба». На склоне лет Владимир Мономах пишет своё знаменитое «Поучение детям», ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего средневековья. В начале 12в. один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создаёт «Хождение игумена Даниила в святые места». Среди сочинений 12-начала 13в. «Слово» и «Моление» Даниила Заточника, который, побывав в заточении, испытав ряд других житейских драм, размышляет о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе. Автор середины 12в. киевский митрополит Климентий Смолятич в своём «Послании» священнику Фоме, ссылаясь на греческих философов Аристотеля, Платона, на творчество Гомера, также воссоздаёт образ высоконравственного человека, чуждого властолюбию, сребролюбию, тщеславию. В «Притче о человеческой душе» (конец 12в. ) епископ города Турова Кирилл, опираясь на христианское миропонимание, даёт своё толкование смысла человеческого бытия, рассуждает о необходимости постоянной связи души и тела. Но, конечно, наиболее ярко синтез русской культуры, переплетение в ней языческих и христианских черт, религиозных и светских, общечеловеческих и национальных мотивов прозвучали в «Слове о полку Игореве».
5. Архитектура.
6. Искусство.
В 11в. строгая аскетическая манера византийской иконописи превращалась под кистью русских художников в портреты, близких к натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты условного иконописного лика. Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Позднее складывалась новгородская школа живописи. В начале 13в. прославилась ярославская школа иконописи. На протяжении долгих веков истории Руси там постоянно развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее – по камню. Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры – золотых и серебряных дел мастера. Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. И конечно, важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор – песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы, сказки. Целый мир русской жизни открывается в былинах.
7. Быт народа.
Русь в 13-15вв.
Большинство княжеств представляли собой монархии во главе с великим князем, ему подчинялись, в пределах его земля – княжества, владетели более мелких уделов – князья удельные. Лишь в Новгороде Великом, затем в Пскове установились своеобразные республиканские порядки.
Начало татаро-монгольского вторжения на Русь.
1. Рождение Монгольской державы.
С конца 12в. у монгольских племён, кочевавших в степях Центральной Азии, шёл процесс разложения родоплеменного строя и становления раннефеодальных отношений. Здесь начала выделяться родоплеменная знать – нойоны (князья) и багатуры (богатыри), окружённые дружинниками – нукерами. Складывается особый тип кочевого феодализма, для которого характерна феодальная собственность не на землю, а на стада и пастбища.
2. Чингисхан.
В ходе междоусобной борьбы победу одержал Темучин (или Темуджин), которому на хурале (съезде монгольской знати) в 1206г. было присвоено почётное имя Чингисхан. Всё войско делилось на десятки, десятки объединялись в сотни, сотни – в тысячи, десять тысяч составляли один тумен, или по-русски тьму.
3. Завоевания монголов.
В 1219г. войска Чингисхана вторглись в Среднюю Азию. Большая её часть входила в улус (удел) второго сына Чингисхана – Чагатея.
4. Трагедия на Калке.
Битва между русско-половецкими и монгольскими войсками произошла 31 мая 1223г. на реке Калке в Приазовье. В 1231г. войско полководца Угэдея Чармагана вторглось в Закавказье.
Древнерусская роспись — подробное описание и фото. Карта мест, туристических маршрутов
Древнерусская живопись важный этап в развитии мировой культуры. Эпоху древнерусской живописи можно отнести к периоду с 9 по 13 век. Ее значение для мировой культуры заключается в том, что Русь восприняла христианскую культуру от Византии в том виде, в каком она возникла в IV веке.
Император Феодосий провозгласил христианство государственной религией Римской империи в 380 году. После этого Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Западная империя прекратила свое существование в 476 г.
В 988 году Русь была крещена по византийскому обряду и с этого времени начала развиваться древнерусская живопись, которая была наследницей Византии. В 1473 году перестала существовать и Византия (Восточная империя). Тюрки уничтожили живопись на бывшей территории Византии, так как правила ислама не позволяют изображать людей.
Таким образом, Древнерусская роспись, сохранившаяся во многих русских храмах, является свидетельством того, чем была живопись в первые века христианства. В Западной Европе в те годы больше внимания уделялось скульптуре, а древнерусская живопись веками сохраняла свои самобытные традиции.
В этом обзоре «Древнерусской живописи» вы можете прочитать о соборах и храмах, где лучше всего сохранились древние фрески и иконы.
1. Мирожский монастырь в г. Пскове
2. Церковь Спаса Преображения в г. Новгороде
3. Ферапонтов монастырь
4. Успенский собор во Владимире
5. Церковь Спаса на Нередице в г. Новгороде 6. Собор св. Новгорода
в Новгороде
7. Рождественский собор в Суздале
8. Церковь Ильи Пророка в Ярославле
9. Иоанно-Предтеченский храм в Ярославле
10. Знаменский собор в Новгороде
11. Софийский собор в Вологде
Нажмите на гиперссылку, чтобы подробно прочитать о каждом храме и посмотреть большое количество фото
Мирожский Монастырь в Пскове
Мирожский монастырь — один из древнейших монастырей России. Он включен в списки культурного наследия ЮНЕСКО как один из важнейших памятников древнерусской живописи. Точной даты основания монастыря нет, но считается, что он был основан в середине XII века новгородским епископом Нифонтом.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Фреска XII века: Иисус Христос на престоле с Богородицей
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Фреска XII века: Распятие Иисуса Христа
Главной исторической ценностью являются фрески Мирожского монастыря, которыми в XII веке был расписан Спасо-Преображенский собор. В 17 веке древние фрески побелили, что способствовало их сохранности. На протяжении XX века ведется реставрация всех участков храма, где сохранилась древнерусская роспись XII века.
Спасо-Преображенская церковь в Новгороде
Одноглавая Спасо-Преображенская церковь на Ильиной улице построена жителями этого района Новгорода. Он представляет исключительную культурную ценность как памятник древнерусской живописи. Только там сохранились подлинные фрески великого русского (византийского) иконописца Феофана Грека.
Фреска Спас в Спасо-Преображенской церкви — выдающийся шедевр монументальной живописи Феофана Грека
Фреска Святые Столпники в Троицком приделе церкви Преображения, написанная Феофаном Греком
Церковь построена в 1374 году, богатый новгородский боярин Василий Данилович отдал заказ на роспись церкви Феофана греческой артели. Многие фрески написаны им лично, в том числе монументальная фреска на куполе храма Спаса Вседержителя. Стиль древнерусской живописи Феофана Грека отличается от произведений других авторов. Цветовая гамма его фресок более спокойная
Ферапонтов монастырь
Ферапонтов монастырь, расположенный в 130 километрах к северу от Вологды, является уникальным памятником древнерусской живописи, благодаря тому, что Рождественский собор был расписан известным русским иконописцем Дионисием и его артелью. В 2000 году Ферапонтов монастырь был включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Фрески с изображением Вселенских соборов 4-5 веков в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря
Своды Рождественского собора, расписанные фресками Дионисия и его артели в 1502 году в Ферапонтовом монастыре
В 1502 году для росписи Рождественского собора был приглашен известный русский иконописец Дионисий и его артель. Всего за 34 дня с 6 августа по 8 сентября расписали весь храм от пола до купола. Общая площадь фресок Дионисия составляет 600 м2. После разрушения церкви Спаса на Нередице в Великом Новгороде во время Великой Отечественной войны Ферапонтов монастырь остался единственным памятником древнерусской живописи такого масштаба в России.
Успенский собор во Владимире
Успенский собор во Владимире является одним из важнейших памятников древнерусской живописи, так как здесь сохранились фрески выдающегося русского иконописца Андрея Рублева. Владимирский князь Андрей Боголюбский решил построить храм, который подчеркивал бы статус Владимира как политического центра России.
Самая монументальная фреска «Страшный суд» Андрея Рублева и Даниила Черного (1408 г.) в Успенском соборе
Фреска «Авраам, Исаак и Иаков в раю» Андрея Рублева (1408 г.) в Успенском соборе г. Владимира
Успенский собор во Владимире был построен в XII веке, а в 1408 году для росписи храма была приглашена артель Андрея Рублева и Даниила Черного. В центральной части собора сохранились масштабные сцены: Страшный суд, Ложе Авраама, Апостолы и ангелы, Шествие святых.
Церковь Спаса на Нередице
Церковь Спаса на Нередице в Великом Новгороде – один из красивейших памятников северного зодчества. Он расположен в глубине полей на левом берегу реки Волхов, в нескольких километрах от Великого Новгорода.
Фрески XII века в храме Спаса на Нередице, изображенные в 1930-х годах, до разрушения храма во время войны 1941 года
В некоторых местах храма Спаса на Нередице сохранились подлинные фрески 12 век пережил
Церковь Спаса на Нередице в 1199 году была расписана фресками, дошедшими до 20 века в исключительной сохранности. Это был уникальный памятник древнерусской живописи, даже более ценный, чем фрески Ферапонтова монастыря, так как церковь Спаса на Нередице в XII веке была расписана не русскими, а византийскими иконописцами. Увы, во время Великой Отечественной войны церковь была почти полностью разрушена. После войны восстановлен. Кое-где внизу стен сохранились фрески XII века, но лишь фрагментарно.
Свято-Николаевский собор в Новгороде
Свято-Николаевский собор расположен в центре Ярославова дворища. Так называлась торговая сторона в Новгороде. Никольский собор был построен в 1113 году и относится к старейшим соборам, возведенным в России. Позже вокруг храма было построено еще несколько церквей, сохранившихся до наших дней.
Жена библейского Иова угощает мужа росписью 12 века Никольского собора в Новгороде
Фрагмент росписи 12 века в Никольском соборе — Страшный суд, где головы грешников плывут в огненной реке
В 12 веке храм был расписан византийскими иконописцами, а в 19 веке старые фрески были снесены, а собор расписан заново. Однако в нижней части собора в 20 веке были обнаружены 3 фрески 12 века, имеющие важное значение для исследователей древнерусской живописи. Здесь можно увидеть фрески: Иов над гнойником, Страшный суд и Три святителя.
Рождественский собор в Суздале
Рождественский собор, построенный в XIII веке, является главным храмом Суздальского кремля. В 1445 году татары сожгли весь город Суздаль, и собор значительно пострадал. Верхняя часть храма обрушилась, но полностью ее не разобрали, а верхнюю часть надстроили. Таким образом, нижняя часть собора относится к 13 веку, а верхняя часть к 16 веку.
Ручка в виде льва на западных вратах Рождественского собора — шедевр XIII века, выполненный в технике огневого золочения
Своды Рождественского собора Суздальского кремля с росписью 1635 г.
Древнерусская роспись здесь включает не только фрески, но и декоративные элементы, выполненные по утраченной технологии огневого золочения. По этой технологии на Западные ворота нанесены изображения с головами львов. Храм был расписан фресками в 1233 году, и сохранились небольшие фрагменты этой росписи. Большая часть собора была расписана в 1635 году. Очень впечатляет красивый резной иконостас.
Церковь Ильи Пророка в Ярославле
Церковь Ильи Пророка в Ярославле можно признать жемчужиной церковной архитектуры и живописи. Фрески, выполненные ярославскими мастерами в XVII веке, сохранились до наших дней в первозданном виде. Эти шедевры не относятся к периоду древнерусской живописи, так как выполнены в более поздний период, но в них прослеживаются тенденции развития древнерусской живописи.
Под главным куполом церкви Ильи Пророка в Ярославле
Внутренние двери из галереи внутрь церкви Ильи Пророка в Ярославле
Все основные работы по убранству храма в 1670-1680-х годах производились артелями местных мастеров. В результате к началу XVIII века церковь Ильи Пророка представляла собой один из лучших образцов мастерства художественной школы церковного искусства. Все росписи, как главного нефа, так и внешних проходов и галерей, дошли до наших дней в полной сохранности.
Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове можно назвать одним из интереснейших образцов русской архитектуры. Храмы с луковичными главами — самобытная традиция русских архитектурных школ, но в Иоанно-Предтеченской церкви этот образ значительно усилен. Здесь можно увидеть единственную в России церковь с 15 куполами.
Фрески на стенах церкви Иоанна Крестителя имеют около 1500 сюжетов на библейские сюжеты
Росписи галерей вокруг главного нефа церкви Иоанна Предтечи в Толчкове
Все поверхности стен, колонн и потолка внутри храма, а также все стены в галереях и даже оконные проемы покрыты росписью. Всего можно увидеть более полутора тысяч сюжетов на темы Ветхого и Нового Заветов. Детализация рисунков потрясающая. Специалисты считают, что по количеству фресок и их деталей внутри одной церкви эта церковь является одним из важнейших памятников древнерусской живописи.
Знаменский собор в Новгороде
На Торговой стороне Великого Новгорода, на улице Ильина, находится большой Знаменский собор. Сейчас это музей древнерусской живописи. Все стены храма расписаны в 1702 году иконописцами Московской Оружейной палаты.
Монументальные фресковые росписи всех стен собора выполнены в 1702 г. мастерами Московской Оружейной палаты
Роспись северной стены Знаменского собора в Великом Новгороде (росписи 1702 г. )
Несмотря на пожары и повреждения во время Великой Отечественной войны, ценные монументальные росписи всех стен собора сохранились до наших дней в хорошем состоянии. Основным сюжетом росписи Западной стены являются сцены Страшного суда, причем одна из фигур очень похожа на фигуру русского царя Петра I. На южной и северной стенах обе сцены из Символа Веры и Евангелия, а также отдельные фигуры святых, почитаемых в Новгороде.
Софийский собор в Вологде
Софийский собор в Вологде был заложен в 1568 году. Тремя годами ранее царь Иван Грозный объявил Вологду столицей своего опричного государства. Значение Вологды в это время значительно возросло, и царь решил построить здесь собор по образцу Успенского собора Московского Кремля, главного храма России.
Изображение европейцев с мечами на фресках Софийского собора Вологды уникально для храмовой росписи
Самая большая фреска России — Страшный суд на стене Софийского собора в Вологде
Софийский собор расписан артелью ярославских мастеров под руководством Дмитрия Плеханова. Роспись собора начали 20 июля 1686 года, а закончили работы в июле 1688 года. Общая площадь фресковой росписи Софийского собора в Вологде составила 5 тысяч квадратных метров. На западной стороне собора находится фреска Страшного суда, площадь которой составляет 400 квадратных метров. Это самая большая фресковая композиция в храме в России.
В правой части фрески Страшный суд в глаза бросается изображение пяти европейских вельмож в камзолах и с мечами. Это совершенно уникальный образ для церковных канонов древнерусской фресковой росписи в храмах. Роспись собора была выполнена в 17 веке, когда на смену Средневековью пришла эпоха Нового времени. В то время в Европе происходили буржуазные революции, во всех сферах жизни появлялись новые течения. Возможно, иконописцы решили изобразить грешников в европейских одеждах, ожидающих Страшного суда.
Музеи Московского Кремля: — Русские золотые и серебряные художественные изделия
Русские золотые и серебряные художественные изделия
- jpg» data-sub-html=»<h5>Dish</h5><p><p>Russia, Moscow, Moscow Kremlin workshops, 1561.<br /> Gold; forging, embossing, niello. <br />Gift from Tsar Ivan the Terrible to his wife Tsarina Maria Temryukovna.<br /> Acquired from the Zagorsk Art Museum in 1928.</p></p>»>
- Подвеска
Древняя Русь, Рязань (?), конец XII – начало XIII в.
Золото, драгоценные камни, твердые камни, жемчуг, недрагоценные металлы; эмаль, скань, чеканка, зернь.
Первичная коллекция Оружейной палаты. Происходит из клада, найденного на месте Старой Рязани в 1822 году. - Оклад иконы Владимирской Божией Матери
Москва, конец XIV — начало XV века.
Золото, серебро, камни, стекло, дерево, бархат; чеканка, штамп, золочение.
Происходит от церкви св. Петропавловский придел Успенского собора Московского Кремля. <br />Gold, precious stones; enamel, chasing, carving.<br />Presented to Tsar Alexey Mikhailovich by Patriarch Nikon in 1653.<br />Originates from the primary collection of the Armoury Chamber. </p></p>»> Чаша - Обложка Евангелия
Москва, греческие мастера, 1410-1420-е гг. ; крест в середине – 16 в. (?)
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, стекло, дерево, тафта, атлас, бархат, штоф, серебряно-золотистый галун; чеканка, скань, резьба, литье, шитье.
Происходит из Успенского собора Московского Кремля.
Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1561.
Золото; ковка, чеканка, чернь.
Подарок царя Ивана Грозного его жене царице Марии Темрюковне. №
Поступила в 1928 г. из Загорского художественного музея.
Москва, Музеи Московского Кремля, 1653.
Золото, драгоценные камни; эмаль, чеканка, резьба.
Подарен царю Алексею Михайловичу патриархом Никоном в 1653 году.
Происходит из первичного собрания Оружейной палаты.
PrevNext
Произведения русского искусства из золота и серебра составляют одну из основных коллекций Музеев Московского Кремля. Она включает в себя около 13 200 ювелирных изделий XII–XX веков, изготовленных в основном из драгоценных металлов и камней. Коллекция, отличающаяся разнообразием и выдающейся художественной ценностью, демонстрирует развитие русского ювелирного искусства на протяжении более чем восьми веков. Он представляет различные виды художественных работ и приемов декорирования, что дает возможность проследить стилистическую эволюцию в ювелирном искусстве. Многие предметы являются мемориальными, так как связаны с выдающимися государственными деятелями и значимыми историческими событиями.
Средневековую часть коллекции составляют предметы XII-XIII вв., свидетельствующие о высоком уровне ювелирного искусства России в домонгольское время, а также драгоценные изделия XIV-XV вв., свидетельствующие о возрождении художественных традиций и появление новых творческих импульсов в искусстве того времени. Ключевые артефакты средневековой коллекции относятся к 16-17 векам. Они создавались лучшими придворными ювелирами в кремлевских мастерских, Золотых и Серебряных палатах и использовались для украшения официальных придворных церемоний и богослужений. Являясь шедеврами национального искусства, они не имеют аналогов ни в нашей стране, ни за рубежом.
Ювелирные изделия из Новгорода, Пскова, Сольвычегодска и городов Поволжья представляют собой особенности различных центров древнерусского искусства.
Творения московских и петербургских ювелиров и ювелиров местных художественных центров представляют ювелирное искусство 13 — начала 20 века. Их шедевры показывают эволюцию художественных стилей от барокко до модерна.