Темы сочинений по Грибоедову (Горе от ума)
А.Грибоедов — темы сочинений- «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Варианты темы:
— Чацкий и фамусовское общество
— Чацкий и Фамусов
— Чацкий и Мочалин
— Что делает Чацкого смешным в глазах окружающих его людей?
— Чацкий против фамусовского общества
— Герой и эпоха в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума
2. Образ Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Варианты темы:
— «Мильон терзаний»
— Чацкий — декабрист
— Можно ли назвать Чацкого декабристом?
— Что значит «ум» в понимании Чацкого?
— За что и против чего борется Чацкий?
— Горе от ума или горе от любви? (Причины трагедии Чацкого)
— Трагедия Чацкого
3.Фамусовское общество в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Варианты темы:
— Дом Фамусова как олицетворение фамусовской Москвы
— Мочалин и Скалозуб
— «Молчалины блаженствуют на свете»
— Фамусовская Москва
4. Образ Софьи в Комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Варианты темы:
— Женские образы в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
— Софья и Чацкий
— Любит ли Софья Мочалина?
— Достойна ли Софья любви Чацкого?
— «Мильон терзаний» Софьи Фамусовой
— Идейно-композиционная роль Софьи в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
5. Черты реализма, романтизма и классицизма в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
- Жанровое своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Варианты темы:
— Как «Горе от ума» из комедии переходит в драму?
— Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» как реалистическое произведение»
- Сюжет, композиция и конфликт комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
- Система образов комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Варианты темы:
— Роль внесценических персонажей в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
— Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии А. С.Грибоедова «Горе от ума»
6. Новаторство комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
7. Идейно-художественное своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Варианты темы:
— Проблематика и идейный смысл комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
— Идейно-художественное своеобразие образа Молчалина
— Художественное своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
8. Средства раскрытия характеров в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Варианты темы:
— Роль авторских афоризмов в языке комедии «Горе от ума»
9. Автор и герой в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
10. Смысл заглавия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
У нас можно попробовать отгадать онлайн кроссворд на тему «Грибоедов: жизнь и творчество»
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь
Отзыв о пьесе «Горе от ума» для читательского дневника (А.
С. Грибоедов)- Сочинения
- По литературе
- Грибоедов
- Отзыв о произведении Горе от ума
Произведение, которое называется «Горе от ума», написано А.С. Грибоедовым и по праву считается одним из лучших его творений. Относится к жанру комедии.
В данном произведении поднято автором большое количество проблем, которые были актуальны в годы его жизни и в настоящее время тоже держат позиции.
Мне кажется, что в качестве основной мысли можно выделить то, что человек, отличающихся от большинства тем, что он по-настоящему умный, креативный, прогрессивный, может столкнуться с непониманием в обществе и стать для него изгоем, которого считают, что он сошел с ума. Так было с главным героем комедии, Александром Андреевичем Чацким. Бытует мнение, что прототипом главного героя является сам автор.
Главный герой страдает оттого, что единственный среди окружения Фамусова осознает все мракобесие, творящееся вокруг. Он не понимает образа жизни дворян своего времени и в открытую высказывает свое мнение по этому поводу. За это он не понят обществом. Мне кажется, что «Горе от ума» больше похожа на драму, но принято ее считать комедией. Причина – высмеивание автором дворян и отрицательных персонажей. Люди в грибоедовской комедии отрицают образование, не живут по совести и честности. Тот, кто противопоставлен фамусовскому обществу – это Чацкий, приехавший не так давно с учебы. Он признается в любви к Софье Павловне, которая отвергает его, хотя раньше они были большими друзьями.
Мне понравилось данное произведение Грибоедова из-за того, что он выставляет в смешном свете пороки, которыми владеет человечество даже сегодня. Лицемерие, незнание и нежелание учиться, любовь к материальным вещам – вот что поглощает большинство даже сегодня.
После прочтения любой книги человек задается вопросом: чему учит это авторское творение? В этот раз здесь все очевидно. Произведение Александра Сергеевича учит в первую очередь тому, что необходимо иметь силу воли, доверять самому себе и не подчиняться мнению толпы, быть собою, а не как стадо баран. Подумать только, главный герой был признан сумасшедшим из-за того, что не считал деньги и карьеру самоцелью, как все дворяне! Потому все приняли какой-то неоправданный слух за правду и не стали разбираться. Мне симпатично поведение главного героя в такой сложной ситуации. Он не стал чересчур расстраиваться, горячиться, доказывать всем свою правоту. Его возлюбленная сама же и пустила слух. Но Чацкий проявил себя как достойный человек и просто приказал, чтобы ему подали карету, и он уехал из этого дома навсегда, чтобы не возвращаться. Так автор хочет сказать читателю о том, что не надо принимать на свой счет все оскорбления. Надо просто уходить оттуда, где вас не понимают. Я полностью согласна с этой мыслью.
Вариант 2
«Горе от ума» — замечательное произведение, актуальное сейчас даже больше, чем в свое время.
Конечно, в каждую эпоху, в любом обществе появляются умные (и обычно молодые) люди, которые видят несовершенство общества и каждого человека. Они часто пытаются переделать систему, но обычно у них не получается и они уходят. (Тех, у кого получилось мы все знаем – люди типа Ленина, но и он действовал ведь не в одиночку.) Такой правдолюбец говорит все прямо в глаза. Его правдивые слова окружающим, понятно, неприятны. Эти окружающие объединяются против «героя». Как в этом произведении на балу все объединились против Чацкого. Ещё и повод такой замечательный Софья подбросила – сказала, что он сумасшедший. Это многое объяснило для всех! Только чокнутый может так себя вести! Хорошо ещё, что Чацкого не устраивали только нравы, лесть и сплетни… Если б ему не нравилась одежда – слишком неудобная, выпендрежная, то он бы мог и в тоге прийти!
В ситуации Чацкого, как я понимаю, оказывается каждый молодой специалист. Человек выучился в институте, свежие знания, энергия и вера в себя. Вот он приходит на завод и видит, что там всё не «так». В теории-то одно, а в жизни со всеми людскими особенностями получается, как получается. И вот он начинает всех учить, обличает и даже пытается спасти. И что? Не так часто эти молодые специалисты становятся новыми директорами. Они или начинают действовать, как все… Или уходят и открывают свою фирму. В этом произведении не сказано, что после происходит с Чацким. Как он переживает свой уход… Может, он начинает пить там в деревне? Хотя, надеюсь, что нет.
Сейчас тоже нужно соблюдать какие-то правила, улыбаться, даже если у тебя всё плохо. Даже по телевизору показывают шоу, где все сначала друг другу с улыбками поддакивают, а после в интервью говорят гадости друг о друге. И оказывается, что в тот момент общения они думали плохое о другом человеке. Вот почему это произведение сейчас очень важно.
Очень правильно, что оно в школьной программе! И его интересно и увлекательно читать. Там столько юмора, такой красивый слог, яркие персонажи – каждый со своим характером. И нет прямых ответов, каждый решает для себя сам.
Другие сочинения: ← Характеристика общества в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовРецензия на пьесу Горе от ума →
Отзыв о пьесе Горе от ума Грибоедова для читательского дневника
Мне эта пьеса очень понравилась, наверное, благодаря юмору в ней. Хотя я не всегда согласен с главным героем и с тем, что происходит в произведении.
Чацкий, по-моему, не вышел из подросткового возраста. Или он не пережил в свое время этот кризис… Ему хочется всех спасти, ведь только он живёт правильно, как ему кажется. Все остальные (и их предки) жили не так, как надо. Конечно, я понимаю, что общество московское живёт не совсем правильно. Но все не идеальны…
Ещё чувство Евгения к этой Софье!.. Вот он совсем не видит, что она его не любит? Она ведь даже не пытается его очаровать. Софья просто вежлива. Это Чацкий живёт в своих воспоминаниях о какой-то детской любви! Когда Софья была милой девочкой (возможно, с косичками). Но теперь она уже давно изменилась. И она любит этого Молчалина, готова за него за муж! Хотя он тоже совсем не подарок.
Здорово показаны характеры через их поступки, через речь… Думаю, что автор очень точно всё описал психологически. Самое главное, что произведению веришь, сопереживаешь героям, а читаешь просто с удовольствием. Смеешься шуткам Грибоедова.
Больше всего мне нравится сцена, всё-таки, бала, там ведь так здорово всё закручено! Такие на эту «тусовку» приехали «кадры». (По-другому и не скажешь!) И эпизод с этим бывшим другом Евгения! Так забавно изменился человек, почти опустился. Чацкий и смеется над ним, и жалеет его. Тут же эта женушка, которая относится к своему супругу, как к собачке. (А, может, даже хуже!)
Мне вот тоже многое не нравится в окружающем мире, обществе. Но я ведь не пойду, например, в учительскую, чтобы кому-то сказать, что надо человечней быть, а кому-то, что уроки надо разнообразней и интересней подготавливать. Я понимаю, что обижу людей старших, а ещё они ведь мне тогда ответят. Ведь я сам не идеален – с уроками не всегда успеваю… А Чацкий, видимо, считает себя идеалом, раз ему так легко критиковать и учить других. Понятно, что ему нужно сделать что-то такое, совершить подвиг, чтобы люди отбросили свои привычки и традиции и стали его слушать. Или ему просто оставить эти бесполезные попытки поменять огромную систему и уехать, чтобы не оставаться изгоем или не превратиться в «мужа на поводке». В принципе, он так и уезжает.
Интересно было б узнать, а где именно жил Чацкий во время путешествия. В каких странах побывал? Ведь не во всех уж, тем более в те времена, райское блаженство. Что делал? Учился – чему? В общем, почему стал отличаться в лучшую сторону?
Это произведение просто обязательно надо прочитать и даже перечитать каждому. Оно свежо звучит, полно юмора, ярко… В общем, из нашей серьезной и скучноватой классики пока оно мне понравилось больше всего!
Несколько интересных сочинений
- Другие
- Сочинение на тему Мой младший брат
В нашей семье двое детей: я и мой младший брат. Его зовут Виктор. Конечно же мы не называем его так по официальному, а обращаясь к нему используем короткую форму Витя. - Хутор Татарский в романе Шолохова Тихий Дон
Хутор Татарский – центральное место, где происходят все центральные события романа Шолохова под названием «Тихий дон». Промежуток развития повествования делиться на промежуток до Первой мировой войны - Образ и характеристика Марсилия в Песне о Роланде сочинение
Марсилий – король испанского города Сарагосы. Персонаж этот отличается самыми неприятными чертами человека — хитроумностью, подлостью, трусостью, меркантильностью и жестокостью. Подтверждается это во многих эпизодах произведения, например, ради того - Город-герой Ленинград доклад cочинение
Город Ленинград, где произошла революция 1917 года, всегда являлся особенным для советской страны, и главной задачей вермахта было стереть его с лица земли, полностью истребив мирных жителей.
Немного о главном герое
Прежде чем приступить к ответу на вопрос о том, удалось ли ему одержать победу, в сочинении «Мое отношение к Чацкому» нужно рассказать о личности и образе жизни этого персонажа. С главным героем читателя уже знакомят в разговоре других персонажей пьесы. И тогда же становится понятным, что у Александра Андреевича есть возлюбленная, с которой они вместе росли, — Софья.
Но девушка вовсе не ждет его возвращения, ей становится даже неловко, когда служанка напоминает ей о сцене прощания во время отъезда молодого человека. Но тем не менее она признает за ним достоинства. Александр Андреевич умен, остроумен, чувствителен и прекрасно образован.
Представление о его жизни можно составить лишь из обрывков речи других героев. Он начинал карьеру вместе с Молчалиным, она складывалась удачно, но он не смог привыкнуть к бюрократическим порядкам. Также молодой человек был военным, но и это занятие оставил. Несмотря на то что ни на одном месте Чацкий не задерживался надолго, это не говорит о легкомысленности молодого человека. Он не остался на этих поприщах, потому что «служить бы рад — прислуживаться тошно».
Чацкий — это представитель поколения новаторов, которые считали, что обществу необходимы реформы, чтобы двигаться вперед. Он не принимал устаревших представлений московского общества. Сравнительная характеристика Чацкого одним из представителей лучше всего покажет его характер.
В чем смысл произведения горе от ума? Что можете рассказать сами?
Это произведение о человеке нового типа 20 годов XIX. Он обличает общественные пороки, вольнодумец. Чацкий за свободу мнений, против крепостничества, считает высшей ценностью личные качества человека, а не его положение и уровень богатства. От лица Чацкого автор выражает свою позицию, он выбрал его резонёром. Его оппонент, Фамусов, является человеком старшего поколения, консервативным, убежденным, что чинопочитание, угодничество, ложь являются нормой жизни, а книги так вообще сжигать надо, он сторонник самодержавно-крепостнического строя. Против Чацкого все светское общество, они не понимают его. Он романтик, безнадежно влюблённый в дочь Фамусова Софью, которая под влиянием окружения не развивает свои положительные качества, а наоборот живёт как и все барышни того времени, и влюбляется в тихого Молчалина. В комедии широко представлены нравы, вкусы, мода и быт того времени в московском обществе. Если кратко — смысл произведения в том, чтобы показать пороки общества тех десятилетий, высмеять их. Показать жизнь и взгляды среднестатистического светского человека, и противопоставить ему новый тип, новаторов, которые начали появляться после войны 1812 года. Комедия также уникальна тем, что сочетает в себе черты трёх литературных направлений: классицизма, романтизма и реализма.
Критика Гончарова
Два года писал Грибоедов «Горе от ума». Рецензия Гончарова И.А — одного из лучших критиков своего времени — отнесла это произведение к шедеврам отечественной литературы. Его отзыв и по сей день является одним из лучших анализов пьесы. Это – полное, подробное, тщательное исследование как сюжета произведения, так и его персонажей, сравнение с другими, современными Грибоедову авторами. Эта критическая статья была написана спустя почти 50 лет спустя после публикации комедии. Для литературы даже 50 лет – это большой срок, два поколения. За это время произведение либо устареет – либо станет классикой.
Сам Гончаров отмечал, что образы лирических героев Пушкина и Лермонтова — Онегина и Печерина, занимающих в литературной иерархии место несравнимо более высокое по сравнению с Грибоедовым, — уже не слишком интересны публике. Они неузнаваемы. Этот типаж ушел в прошлое вместе со временем, их породившим. Их мысли, их чувства, их беды и надежды ушли в прошлое вместе с блистательным 18-м веком.
Секрет актуальности
Чтобы политическая сатира не была похожа на черно-белую фотографию давно забытого родственника, в ней должно быть что-то большее, не только бесхитростное указание сиюминутных недостатков общества. Отсылки к общечеловеческим проблемам и ценностям, узнаваемым, близким в любое время и каждому.
И Грибоедов, создавая свою пьесу, вложил в нее намного больше, чем просто критику существующего политического и социального строя. Это отмечает практически любая, взятая наугад, рецензия, произведения «Горе от ума» касающаяся хотя бы вскользь. Точнейшая картина нравов — и не только времен Александра I. Эти же люди живут и сейчас. Да, они по-другому одеты, курят сигареты, а не нюхают табак, обсуждают последнюю речь Путина на саммите, а не царя перед дворянским собранием. Но люди-то те же. Абсолютно узнаваемые типажи.
Персонажи комедии
Карьерист и конформист. Грубоватый бравый служака. Влиятельный мещанин с идейно верными взглядами. Старички — осколки прошлых времен. Сестры, озабоченные только собственными матримониальными планами. Романтическая девушка, представляющая себе жизнь лишь по книгам. Наконец, главный герой — пламенный либерал и борец.
Каждый наверняка сможет назвать одного-двух своих знакомых, полностью соответствующих этим определениям. Ни одна рецензия на книгу «Горе от ума» не обойдется без анализа этих узнаваемых типажей, будь она написана в 19-м веке или в 21-м. Как раз отношения между этими, такими разными людьми, постоянный конфликт новаторства и ретроградства, либерализма и консерватизма составляет один из двух смысловых стержней пьесы.
«Мильон терзаний» Чацкого
В чем же заключается трагедия главного героя пьесы? Только лишь в отказе Софьи? Или в том, что общество к нему враждебно? Само название пьесы говорит читателю о том, что проблема Чацкого заключается в осознании всей тщетности своих попыток изменить Фамусова и его окружение.
Ему кажется, что он не сможет ничего сделать один. И поэтому главный герой решает уехать. Трудно дать однозначный ответ на вопрос о том, Чацкий — победитель или побежденный. Потому что кажется, что он ничего не сделал — общество осталось прежним. Но на самом деле Чацкий заставил их бояться и смог им показать, что перемены неизбежны, что «век грядущий» сменит «век минувший». И потом уже другие люди докажут им (а может, и сам Чацкий с товарищами), что идеи главного героя были правильными, что он является победителем.
Воспитание мисс Грейнджер — фанфик по фэндому «Роулинг Джоан «Гарри Поттер»», «Гарри Поттер»
Набросок из нескольких строк, еще не ставший полноценным произведением
Например, «тут будет первая часть» или «я пока не написала, я с телефона».
Мнения о событиях или описания своей жизни, похожие на записи в личном дневнике
Не путать с «Мэри Сью» — они мало кому нравятся, но не нарушают правил.
Конкурс, мероприятие, флешмоб, объявление, обращение к читателям
Все это автору следовало бы оставить для других мест.
Подборка цитат, изречений, анекдотов, постов, логов, переводы песен
Если текст содержит исследование, основанное на цитатах, то он не нарушает правил.
Текст не на русском языке
Вставки на иностранном языке допустимы.
Список признаков или причин, плюсы и минусы, анкета персонажей
Часть работы со ссылкой на продолжение на другом сайте
Пример: Вот первая глава, остальное читайте по ссылке. ..
Нарушение в сносках работы
Горе от ума — краткое содержание комедии Грибоедова
Горе от ума — краткое содержание комедии Грибоедова
Александру Сергеевичу Грибоедову «Горе от ума» принесло всемирную славу. В этой комедии в сатирическом ключе представлены нравы московского дворянства 19 века. Основной конфликт разгорается между Чацким, представителем нового поколения дворян, и обществом Фамусова, в котором принято ценить не человека, а его чин и деньги. Кроме того в пьесе есть и любовный конфликт, участниками которого являются три персонажа: Софья, Чацкий и Молчалин. Эти сюжетные линии тесно переплетены и вытекают одна из другой. Краткое содержание Горе от ума по действиям поможет более детально разобраться в проблематике пьесы.
Комедия в стихах по действиям
Действие I
Утро в доме московского чиновника Фамусова. Лиза, служанка, должна сторожить, чтобы Фамусов не застал дочь Софью со своим секретарем Молчалиным у нее в комнате. Но она засыпает и просыпается поздно, вот-вот придет хозяин. Софья увлечена Молчалиным, тайно с ним встречается и не хочет, чтобы отец узнал про это. Лиза успевает предупредить их.
В комнате тихо появляется Фамусов и начинает заигрывать с Лизонькой. Та тревожится, что они разбудят Софью, которая будто бы всю ночь романы читала. Барин уходит. Появляются молодые, но неожиданно возвращается Фамусов. Он недоволен, видя Молчалина возле Софьи так рано. Тот убеждает его, что он здесь по работе.
Позже приезжает Чацкий, долгое время отсутствовавший в Москве. Он знает Софью с детства, влюблен в нее и рад встрече. Но Софья довольно холодна с ним. В беседе с ней он нелестно отзывается о многих общих знакомых, в том числе и о Молчалине. Софье это не нравится.
Фамусов, узнав о его приезде, желает видеть его с рассказом о поездке.
Действие II
Фамусов и слуга Петруша составляют список: когда и к кому званы на бал, ужин. Приходит Чацкий и заводит разговор о нравах в дворянском обществе: погоня за чинами, деньгами, раболепие, ханжество. Фамусову не нравится такой разговор, прогрессивные взгляды Чацкого.
Во время беседы приезжает Скалозуб. Хозяин с ним особо почтителен, так как намеревается выдать за него Софью. Не желая, чтобы тот услышал речи Чацкого, он уводит его в свой кабинет.
Софья и Лиза стоят у окна. Вдруг Софья падает в обморок: оказывается, Молчалин упал с лошади. Позднее все узнают, что ничего страшного с ним не случилось, просто ушиб руку. Наблюдая за Софьей, Чацкий понимает, что она неравнодушна к Молчалину.
Молчалин и Лиза остались наедине. Он флиртует со служанкой, говорит ей о своих чувствах к ней. Ей же нравится слуга Петруша.
Действие III
Чацкий в беседе с Софьей пытается узнать кто ей мил: он или Молчалин, но та уходит от прямого ответа. Вечером на бал съезжаются гости.
Приехали князья Тугоуховские с шестью дочерями, графиня Хрюмина с внучкой, супруги Горич. Старуха Хлестова приехала с собачкой, которой Молчалин начал восхищаться. Чацкий не преминул тут же остро высказаться по этому поводу. Софья, услышав это, недовольно сказала, что Чацкий не в своем уме. Новость быстро облетела гостей, еще и обросла подробностями.
Чацкий, вновь появившись в зале, не понимает, почему все шарахаются от него.
Действие IV
Чацкий случайно узнает, услышав чужой разговор, что он сумасшедший. Он возмущен и надеется, что слухи не дошли до Софьи.
Лиза, по просьбе Софьи, идет звать Молчалина. Тот рассыпается в любезностях к Лизе, говорит, что хозяйка ей не чета, что жениться на ней он и не собирался. Все это слышит Чацкий, стоящий за колонной, и Софья, спускавшаяся по лестнице.
Молчалин говорит, что отец учил его угождать всем, вот он и угождает Софье, она же хозяйка. Софья возмущена его признанием, говорит, что это низко, подло. Молчалин пытается вымолить у нее прощение, но она категорично требует покинуть ее дом.
Чацкий высказывает Софье свое недоумение: как она могла заинтересоваться таким ничтожным человеком как Молчалин. Появляется Фамусов и возмущается, увидев Софью с Чацким, про которого сама же сказала, что он сумасшедший. Эта новость для Чацкого была ударом. Он говорит себе, что он слепец, что как он не увидел это раньше. Он готов был на все ради нее, а она так нечестно обошлась с ним.
Фамусов разгневан, обещает Софью отправить в деревню к тетке.
Чацкий же думает, что это так, разговоры, что Софья простит Молчалина, что он удобен ей в роли мужа.
Он, обращаясь ко всем, говорит, что их общество – это общество мучителей, предателей, что не мудрено потерять рассудок, общаясь с ними. В заключение говорит: «Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок. Карету мне, карету!»
Трагедия Чацкого, показанная в комедии, это трагедия целого поколения молодых людей с передовыми взглядами, живыми идеями и искренними чувствами.
Краткое содержание других произведений
Биография Грибоедова кратко
Как горе и потеря влияют на ваш мозг и почему требуется время, чтобы адаптироваться: выстрелы
Горе связано со всевозможными функциями мозга, говорит исследователь и писатель Мэри-Фрэнсис О’Коннор. Это может варьироваться от способности вспоминать воспоминания до принятия точки зрения другого человека и даже таких вещей, как регулирование частоты сердечных сокращений и переживание боли и страданий. Адам Листер / Getty Images скрыть заголовок
переключить заголовок Адам Листер / Getty ImagesГоре связано со всевозможными функциями мозга, говорит исследователь и писатель Мэри-Фрэнсис О’Коннор. Это может варьироваться от способности вспоминать воспоминания до принятия точки зрения другого человека и даже таких вещей, как регулирование частоты сердечных сокращений и переживание боли и страданий.
Адам Листер / Getty ImagesПосле смерти любимого человека праздники никогда не бывают прежними. Даже незначительные аспекты празднования дня рождения или Рождества — свободное место за обеденным столом, на один подарок меньше, который нужно купить или сделать — могут послужить раздражающим напоминанием о том, как наша жизнь навсегда изменилась.Хотя с этими осознаниями трудно смириться, клинический психолог Мэри-Фрэнсис О’Коннор говорит, что мы не должны избегать их или пытаться скрывать свои чувства.
«Горе — это универсальный опыт, — отмечает она, — и когда мы можем соединиться, становится лучше».
О’Коннор, адъюнкт-профессор психологии Аризонского университета, изучает, что происходит в нашем мозгу, когда мы переживаем горе. Она говорит, что скорбь — это форма обучения, которая учит нас, как быть в мире без того, кого мы любим.«Фон работает все время для людей, которые скорбят, думают о новых привычках и о том, как они теперь взаимодействуют».
Привыкание к тому, что мы никогда больше не будем проводить время со своими близкими, может быть болезненным. Это требует времени и связано с изменениями в мозгу. «То, что мы видим в науке, это то, что если у вас есть опыт горя и у вас есть поддержка, так что у вас есть немного времени, чтобы учиться, и доверие со стороны окружающих вас людей, вы действительно адаптируетесь.
Готовящаяся к выходу книга О’Коннора, Скорбящий мозг , исследует, что известно ученым о том, как наш разум борется с потерей любимого человека.
Основные моменты интервью опыт пребывания в отношениях, ощущение того, кто мы есть, связано с этим другим человеком.
Слова родной брат, слово супруг подразумевает двух людей.И поэтому, когда другой человек уходит, нам внезапно приходится изучать совершенно новый набор правил поведения в мире.«Мы» так же важно, как «ты» и «я», и мозг, что интересно, действительно кодирует это таким образом. Поэтому, когда люди говорят: «Я чувствую, что потерял часть себя», — это не зря. Мозг тоже так чувствует, так сказать, и кодирует «мы» так же, как «вы» и «я».О разнице между горем и горем
Горе – это то эмоциональное состояние, которое просто сбивает с ног и накатывает волной.Скорбь обязательно имеет временную составляющую. Скорбь — это то, что происходит, когда мы приспосабливаемся к тому факту, что наш любимый человек ушел, что мы несем его отсутствие с собой. И причина, по которой это различие имеет смысл, заключается в том, что горе — это естественная реакция на утрату, поэтому мы всегда будем чувствовать горе. Женщина, потерявшая мать в молодости, испытает это горе в день своей свадьбы, потому что это новый момент, когда она реагирует на потерю.
Горе похоже на то, как если бы кто-то внезапно увеличил громкость.Эмоция, которая, как мне кажется, часто мешает нашим отношениям и дружбе, когда мы скорбим, — это гнев, потому что гнев кажется таким сильным.
Но «скорбь» означает, что наше отношение к этому горю со временем меняется. Так что в первый раз, может быть, даже в первые 100 раз ты сбиваешься с ног от горя, это кажется ужасным, ужасным и незнакомым. Но, может быть, в 101-й раз вы думаете про себя: «Я ненавижу это, я не хочу, чтобы это было правдой. Но я признаю это и знаю, что переживу волну.»
Об эмоциях, связанных с горем
Диапазон эмоций, которые человек испытывает, когда он горюет, такой же длинный список, как диапазон эмоций, которые мы испытываем в любых отношениях. Обычно это паника, тревога, печаль. , есть тоска. Но мы иногда забываем, что есть также трудности с концентрацией внимания и путаница в отношении того, что произойдет дальше.
Меня часто поражает сила эмоций.Горе похоже на то, как если бы кто-то внезапно увеличил громкость. Эмоция, которая, как мне кажется, часто мешает нашим отношениям и дружбе, когда мы скорбим, — это гнев, потому что гнев кажется таким сильным. У вас есть кто-то, кто взрывается на званом ужине, и вы думаете: «Что с ним происходит?» А потом попытаться вспомнить: «О, они скорбят, и все немного напряглось».
О том, что происходит в нашем мозгу
У нас есть нейровизуализационные исследования в основном горя, мгновенной реакции, когда у вас есть этот эмоциональный опыт тоски.Существует меньше нескольких исследований, посвященных более чем одному моменту жизни одного и того же человека во времени, поэтому мы рассматриваем траекторию их скорби. То, что мы знаем прямо сейчас, в эти ранние дни нейробиологии горя, на самом деле исходит из моментальных снимков.
Сказав это, одна из вещей, которые мы знаем, это то, что горе связано со всеми видами различных функций мозга, которые у нас есть, от способности вспоминать воспоминания до принятия точки зрения другого человека, и даже таких вещей, как регулирование частоты сердечных сокращений и переживание боли и страданий.Таким образом, множество разных частей мозга организуют этот опыт, который мы испытываем, когда чувствуем горе.
О длительном горе
Когда тебя захлестывает эта волна горя, ты хочешь знать: «Когда это кончится?» С исследовательской точки зрения, есть очень небольшая часть людей, у которых может быть то, что мы сейчас называем длительным расстройством горя, что-то, что мы начинаем искать через шесть месяцев или год [после смерти или утраты]. … И что мы видим [в таких случаях], так это то, что этот человек не может изо дня в день функционировать так, как ему хотелось бы. Они не выходят за дверь на работу или не готовят обед для своих детей, или они не могут, скажем, слушать музыку, потому что это слишком расстраивает. Таким образом, эти типы проблем … предполагают, что было бы полезно вмешаться и вернуть их на траекторию исцеления, где они все еще будут чувствовать горе, но они будут адаптироваться к нему по-другому.
Старым термином, который мы использовали в течение длительного времени, было «осложненное горе». И хотя мы остановились на термине «продолжительное расстройство горя», есть причина, по которой мне нравится термин «сложный», потому что он заставляет вас думать об осложнениях.
В связи с COVID близкие, которые остались дома, пожертвовали тем, что не находятся со своими близкими в больнице, чтобы остановить распространение. И эту жертву нужно признать — они сделали что-то для большего блага.
Например, одним из них является размышление о горе, которое иногда испытывают люди. Лучшим термином для того, что люди узнают, являются мысли «был бы, должен был бы, мог бы». И они просто прокручиваются в вашей голове снова и снова.Проблема с этими мыслями — которые мы иногда называем «контрфактуальными» — заключается в том, что все они заканчиваются этим виртуальным сценарием, в котором человек не умирает. И это просто не реальность. Таким образом, вращение в этих мыслях не только не дает ответа — существует бесконечное количество возможностей без фактического ответа на вопрос о том, что могло бы произойти, — но это также не обязательно помогает нам приспособиться к болезненной реальности, в которой они находятся. умер. И поэтому наша виртуальная версия не очень помогает нам научиться жить в мире сейчас.
Менее 10% людей страдают длительным расстройством горя. А это значит, что 90% людей переживают тяжелое горе и страдания, но не имеют расстройства после потери любимого человека. Я думаю, очень важно помнить об этом… потому что мы не хотим скрывать горе… в кабинете психиатра или консультанта, за исключением тех случаев, когда это может помочь людям вернуться на правильный путь.
О том, как поддержать скорбящих людей в вашей жизни
Я думаю, что когда вы заботитесь о ком-то, кто проходит через этот ужасный процесс потери кого-то, на самом деле это больше о том, чтобы выслушать их и увидеть, на каком этапе они находятся. обучение, чем попытка заставить их чувствовать себя лучше.Дело не в том, чтобы подбодрить их. Смысл в том, чтобы быть с ними и дать им знать, что вы будете с ними и что вы можете представить для них будущее, в котором они не будут постоянно опрокидываться волнами горя.
О потерях людей из-за пандемии
Одна из тем, которая, как мне кажется, не очень популярна в общенациональных беседах, заключается в том, что так много смертей наших близких произошло в больницах, отделениях неотложной помощи и отделениях интенсивной терапии, а мы не там, чтобы увидеть это. И это по очень веской причине, потому что мы пытались остановить распространение COVID.Поэтому держать членов семьи в больницах не имело смысла.
Но это означает, что у людей нет этих воспоминаний о том, как их близкие становятся более больными, и о тех изменениях, которые происходят в их теле, которые подготавливают наш разум к возможности того, что они могут умереть. Если пройти через этот процесс без этих воспоминаний, гораздо труднее понять, что произошло. Так много людей считают, что они еще не осознали, что их больше нет.
Что я не очень часто слышу, так это тот факт, что с COVID близкие, которые остались дома, пожертвовали тем, что не были со своими близкими в больнице, чтобы остановить распространение.И эту жертву нужно признать, я думаю. Отчасти, чтобы помочь людям исцелиться, чтобы стало понятно, почему у них такие трудные времена. И возвысить понимание того, что они сделали что-то для большего блага — и от чего-то отказались, делая это.
Отрывок из аудиоверсии этого интервью впервые появился в недавнем выпуске ежедневного научного подкаста NPR, Short Wave , который ведет Эмили Квонг и продюсирует Берли Маккой.
Применение силы пришло мне на ум, когда я осматривал непокорного молодого пациента
Когда я изо всех сил пытался осмотреть Джонни, 8-летнего мальчика, который отказывался позволить мне заглянуть ему в рот, вопил, кричал и выплевывал свое неповиновение, я подумал о другом врач, который более 80 лет назад описал свои собственные трудности при обследовании горла ребенка.
В 1938 году врач, писатель и поэт Уильям Карлос Уильямс написал рассказ под названием «Применение силы», в котором он нарисовал тревожную картину смеси эмоций — разочарования, гнева и других — которые кипели внутри него, когда он пытался обследовать непокорного молодого пациента во время одной из эпидемий дифтерии своего времени.
В настоящее время дифтерия в США является архаичным заболеванием. Но когда-то он был основной причиной болезней и смертей среди детей, пока вакцина, разработанная в 1920-х годах, не помогла предотвратить эту бактериальную инфекцию. Одного взгляда в рот ребенка достаточно, чтобы увидеть кожистые серые бляшки, покрывающие холмики миндалин и выстилающие горло. Название болезни происходит от слова diphthera, что в переводе с греческого означает кожа. Скопление мертвых тканей в горле ребенка может заблокировать дыхательные пути и привести к ужасной смерти от удушья.
реклама
Область современной ларингологии возникла на рубеже 20-го века, когда врачи разработали длинные металлические инструменты для удаления этих смертельных бляшек до того, как они станут слишком большими. Но чтобы лечиться, пациентам нужно было открыть рот, что пациентка Уильямса отказалась делать.
Связанный:
С моим сыном все будет хорошо, сказала она врачам, потому что он Господь Бог Иисус Христос
Как педиатр, специализирующийся на болезнях уха, носа и горла, с многолетним опытом работы с детьми и их родителями, я знал, насколько сложной была задача, о которой писал Уильямс.
реклама
Мой пациент Джонни был бледным, худым мальчиком, мать привела его ко мне, потому что ее беспокоили его частые боли в горле и лихорадка. Я понял корень беспокойства матери Джонни, особенно во время этой последней волны Covid-19. Ни одна школа не хотела, чтобы дети с лихорадкой или кашлем находились в классе. Это глобальное явление: мы стали людьми, боящимися друг друга, рассматривающими друг друга как переносчиков, а не соседей и одноклассников, и убежденными, что наши дети, мы сами и наши старшие могут и будут подвергаться вторжению.
Были ли у Джонни простые рецидивирующие стрептококковые инфекции, распространенный и поддающийся лечению инфекционный процесс, от которого страдают дети на протяжении поколений? Или он укрывал врага, о чем беспокоились все в комнате — возможно, за исключением Джонни?
Эми, медсестра, которая мне помогала, и я были защищены масками N95, зажимающими нам носы, и пластиковыми защитными щитками, неуклюже сидящими поверх наших очков. Тем не менее, невозможно было не представить постоянный поток вирусных солдат, выходящих изо рта Джонни, разрывающих наши защитные очки и маски, прилипающих к нашим халатам и ищущих щели на обнаженной коже, пока Джонни бросал вызов всем моим попыткам использовать язык. депрессор, чтобы я мог видеть его миндалины.
Я на мгновение закрыл глаза и виновато вспомнил, что принес Covid-19 домой к жене и детям, ухаживая за пациентами во время первой волны пандемии.
Слова Вильямса эхом отдавались у меня в ушах: «Проклятое маленькое отродье должно быть защищено от собственного идиотизма, — говорят себе в такие моменты. Другие должны быть защищены от нее. Это общественная необходимость… Но слепая ярость, чувство взрослого стыда, порожденное стремлением к мускульной разрядке, — вот действующие лица. … В последнем безрассудном нападении я одолела шею и челюсти ребенка.
Каким шоком были эти слова, когда я впервые прочитал их. Как я возмущался, когда любой врач навешивал ярлыки на пациентов или обращался с ними таким образом. Но теперь, когда я представлял себе, как волна за волной обволакивают меня аэрозольные капли, я понял кипение крови.
Я заставил себя отступить от Джонни и его матери и сделать вдох (и напомнить себе, что такой вдох действительно был сделан из-под моей защитной маски). Раньше я заботился о многих столь же напуганных Джонни. Единственной разницей теперь было присутствие непреодолимого страха: за Джонни, за его мать, за Эми и за меня.
Современная наука создает все более и более совершенные средства защиты, а также чудесные вакцины, предотвращающие ужасные болезни, некоторые из которых были созданы в невообразимые ранее сроки. Ему еще предстоит вылечить страх, подавить человеческую предрасположенность отделять «я» от «другого» и создать противоядие против склонности такого страха вести к гневу, дегуманизации и изоляции, когда лучшая надежда вполне может заключаться в принятии друг друга и работать вместе.
Я напомнил себе, что пандемии были раньше и будут другие в будущем.Я вспомнил слова другого врача, Эрика Касселла, который однажды написал, что «проверкой системы медицины должна быть ее адекватность перед лицом страдания… тела не страдают, страдают люди».
Джонни не был захватчиком. Он просто был Джонни, действовал и страдал, как бесчисленное множество других Джонни до него и будут продолжать после него. Я попросила его мать обнять его, попросила Эми держать iPad рядом с ним, чтобы он играл его любимый мультфильм, чтобы он мог посмотреть, и мягко подтолкнула его открыть рот.Отвлеченный и успокоенный, он сделал.
Я еще раз подумал об Уильямсе и его очень честном рассказе о своих мыслях, чувствах и действиях, а также об опыте врача, родителя и ребенка во время той давней эпидемии. Я подумал о «страхе» отца Матильды, что она может заболеть дифтерией, о беспомощном разочаровании и стыде Уильямса и о самой Матильде, которая «отчаянно боролась, стиснув зубы!» Где был идиотизм в этой истории? В действиях юного пациента? У доктора? В наше нынешнее время широко распространенного страха и недоверия кажется гораздо более идиотским отказ признать чувства, которые привели к этим действиям — те самые чувства, которые теперь угрожают подтолкнуть всех нас к нашим собственным постыдным — и бесполезным — действиям.
Как благодарный читатель других, теперь ставший актером в моей собственной истории, я осознал, что у меня есть второй шанс: сделать вдох, прежде чем реагировать, не прибегать к силе (несмотря на искушение), и не дегуманизировать и подавлять, а противостоять сильным побуждениям, которые чувствую я и многие другие, а затем отпустить их, ища и находя более мирный путь вперед.
Кристофер Хартник — отоларинголог; заведующий отделением детской отоларингологии и директор Детского центра дыхательных путей, голоса и глотания Массачусетской глазной и ушной больницы в Бостоне; и профессор отоларингологии Гарвардской медицинской школы.
Аудио: размышление о горе
Когда после сильного дождя разбегаются тучи, не проплакались ли они до конца? — Галиб
Горе — одна из естественных реакций сердца на утрату. Когда мы скорбим, мы позволяем себе почувствовать правду нашей боли, меру предательства или трагедии в нашей жизни. Благодаря нашей готовности оплакивать, мы медленно признаем, интегрируем и принимаем правду о наших потерях. Иногда лучший способ отпустить — погоревать.
Требуется мужество, чтобы скорбеть, чтить боль, которую мы несем. Мы можем скорбеть в слезах или в задумчивой тишине, в молитве или в песне. Прикоснувшись к боли недавних и давних скорбей, мы сталкиваемся лицом к лицу с нашей подлинной человеческой ранимостью, с беспомощностью и безнадежностью. Это грозовые тучи сердца.
Большинство традиционных обществ предлагают ритуальную и общественную поддержку, чтобы помочь людям пережить горе и утрату. Мы должны уважать наши слезы. Без мудрого способа горевать мы можем только сражаться, бронированные и бесчувственные, но наши сердца не могут учиться и расти на печалях прошлого.
Чтобы медитировать на горе, посидите в одиночестве или с утешающим другом. Потратьте время, чтобы создать атмосферу поддержки. Когда будете готовы, начните с ощущения своего дыхания. Почувствуйте свое дыхание в области груди. Это может помочь вам осознать то, что находится внутри вас. Возьмите одну руку и нежно прижмите ее к сердцу, как будто вы держите уязвимое человеческое существо. Ты.
Продолжая дышать, вспомните о потере или боли, которую вы скорбите. Пусть история, образы, чувства приходят естественно.Держите их нежно. Не торопись. Пусть чувства приходят слой за слоем, понемногу.
Продолжайте дышать мягко, сострадательно. Пусть какие бы то ни было чувства, боль и слезы, гнев и любовь, страх и печаль, приходят, когда захотят. Мягко прикоснитесь к ним. Позвольте им выйти из вашего тела и разума. Освободите место для любых возникающих образов. Разрешите всю историю. Дышите и держите все это с нежностью и состраданием. Доброта для всего, для вас и для других.
Горе, которое мы несем, является частью горя мира.Держите его осторожно. Пусть будет честью. Вам больше не нужно держать его в себе. Вы можете позволить этому войти в сердце сострадания; можешь плакать.
Избавление от горя, которое мы несем, — это долгий и полный слез процесс. Тем не менее, он следует естественному разуму тела и сердца. Доверься этому, доверься раскрытию. Наряду с медитацией часть вашего горя захочет быть написанной, выплаканной, спетой, станцеванной. Пусть вечная мудрость внутри вас проведет вас через горе и пробудит нежное, открытое сердце.
Имейте в виду, что горе не растворяется. Вместо этого оно возникает волнами, и постепенно, с растущим состраданием, вокруг него становится больше пространства. Сердце открывается, и в свое время мало-помалу появляются просветы новой жизни — просветы в дождевых облаках. Тело расслабляется и появляется более свободное дыхание. Это естественный цикл, которому вы можете доверять, — как жизнь и сердце обновляются. Как весна после зимы, так бывает всегда.
Как прощение может помочь процессу скорби при разводе Серых
Этот пост является третьим в серии из трех частей, посвященных серому разводу и процессу скорби разводящихся пар, членов их семей, а также сетей друзей и поддержки.
«Грей-развод» — это термин, обозначающий раскол, который происходит в парах в возрасте 50 лет и старше. Исследователи прогнозируют, что по мере старения населения США число разводящихся людей в этой возрастной группе к 2030 году вырастет на одну треть.
Исследование разводов показывает, что даже когда взрослые переживают бесчисленные потери, физические и психологические расстройства и скорбь, в конечном итоге большинство из них исцеляются и успешно справляются с разводом. Как сказал южноафриканский богослов и активист движения против апартеида Десмонд Туту, они могут видеть свет, несмотря на тьму, и иметь надежду на лучшее будущее.
Скорбь является основой для исцеления. Временные рамки для скорби о значительных потерях, таких как развод, могут варьироваться от месяцев до лет, и фазы, которые описывают многие теоретики горя, не являются линейными.
Прощение необходимо для исцеления.
Источник: Алекс Шут/Unsplash
«Слабый никогда не сможет простить. Прощение — это свойство сильного.» – Махатма Ганди, индийский юрист и активист
Прощение необходимо для подлинного исцеления.Мало кто по-настоящему понимает прощение. Прощение не является заменой скорби, а также не забвением и не потворством тому, что кто-то сделал, что причинило вам боль. В течение многих лет, как психотерапевт, помогающий клиентам исцелиться от потерь, сопровождающих развод, я искал эффективный процесс прощения. Я нашел его в проекте прощения Стэнфордского университета. Психолог Фред Лускин, соучредитель и руководитель проекта, разработал методологию обучения прощению. Шесть исследований, проведенных Стэнфордским проектом прощения, подтверждают его методы.Ниже из его книги « Прости во благо: проверенный рецепт здоровья и счастья» приведены важные моменты для родителей, переживающих серый развод, и для тех, кого они любят.
«Прощение — это не забвение того, что произошло что-то болезненное, отрицание или преуменьшение своих чувств или отказ от того, что у вас есть чувства. Прощение не означает примирение с тем, кто причинил вам боль.
Прощение тебе, а не тому, кто тебя обидел; вернуть себе силу; взять на себя ответственность за то, что вы чувствуете; о вашем исцелении, а не о людях, которые причинили вам боль; Выбор; и тренируемый навык.Прощение помогает вам обрести контроль над своими чувствами и может улучшить ваше психическое и физическое здоровье».
Он также пишет: «Тщательные научные исследования показали, что обучение прощению уменьшает депрессию, увеличивает надежду, уменьшает гнев, улучшает духовную связь, повышает эмоциональную уверенность в себе и помогает исцелить отношения. Научиться прощать полезно как для вашего психического и физического благополучия, так и для ваших отношений».
Его тренинг по прощению учит тому, что, когда у людей нет инструментов и навыков, чтобы справиться со своей эмоциональной болью из-за того, что дела идут не так, как они хотят, они создают то, что он называет историями обид.Если вы ответите «да» на любой из его четырех вопросов ниже, вы, вероятно, создали историю недовольства своим серым разводом или серым разводом ваших родителей.
- Думаете ли вы об этой болезненной ситуации больше, чем о хороших вещах в своей жизни?
- Когда вы думаете об этой болезненной ситуации, вам становится некомфортно физически или эмоционально?
- Когда вы думаете об этой ситуации, вы делаете это с теми же старыми повторяющимися мыслями?
- Чувствуете ли вы, что снова и снова мысленно рассказываете историю о том, что произошло?
Практика осознанности приносит пользу мозгу и телу.
Источник: Робина Вермейер/upsplash
Наука о мозге объясняет, почему практика осознанности помогает
Четыре вопроса Ласкина напоминают нам о том, что мы знаем из науки о мозге: нейроны, которые возбуждаются вместе, соединяются вместе. Нейропсихолог Дональд Хебб впервые использовал эту фразу в 1949 году, чтобы описать, как формируются и укрепляются нервные пути в мозге, когда они стимулируются посредством повторения. Вот почему практика осознанности имеет так много преимуществ. Внимательность включает в себя дыхание диафрагмой (животом), расслабление мышц и всего тела, осознание без осуждения того, что вы испытываете в текущий момент, и ментальные образы.Практика осознанности стимулирует нервные пути к усилению позитивных, а не негативных образов и эмоций.
Лускин предписывает процесс, который он называет техникой перефокусировки положительных эмоций (PERT), которая является практикой осознанности. Он пишет: Когда вы чувствуете последствия неразрешенной обиды или продолжающейся проблемы в отношениях:
- Полностью сосредоточьте свое внимание на животе, медленно делая два глубоких вдоха и выдоха. Когда вы вдыхаете, позвольте воздуху мягко вытолкнуть ваш живот.На выдохе сознательно расслабьте живот, чтобы он стал мягким.
- На третьем полном и глубоком вдохе представьте перед своим мысленным взором образ кого-то, кого вы любите, или красивого пейзажа природы, который наполняет вас благоговением и удивлением. Часто люди сильнее реагируют, когда представляют, что их положительные чувства сосредоточены в области сердца.
- Во время практики продолжайте мягкое дыхание животом.
- Спросите расслабленную и умиротворенную часть себя, что вы можете сделать, чтобы решить свои трудности.
Основные книги о прощении
Лускин отмечает, что мы препятствуем процессу прощения, когда принимаем вещи слишком близко к сердцу, обвиняем других в том, что мы чувствуем, и у нас есть невыполнимые правила, которые являются нашими ожиданиями относительно того, как, по нашему мнению, что-то должно быть. Например:
- «Мы должны были пожениться, пока смерть не разлучит нас. »
- «Наши родители должны оставаться в браке на всю жизнь».
Или у нас есть неисполнимые правила о том, как кто-то должен думать или вести себя, например:
- «Мой папа не должен встречаться и вести себя как легкомысленный подросток.
- «Моя жена не должна быть с ровесником нашей взрослой дочери.»
Лускин отмечает, что у нас нет власти, чтобы реализовать наши невыполнимые правила. Вместо того, чтобы оставаться в тупике, расстраиваться и навязчиво думать о наших невыполнимых правилах, он рекомендует практиковать приведенное выше упражнение PERT, чтобы успокоить нашу реакцию «борьба-бегство-замирание», а затем в первую очередь сформулировать нашу самую сильную положительную мотивацию для того, чтобы быть в ситуации недовольства. Например, вместо того, чтобы размышлять о том, что «Мои родители должны остаться в браке на всю жизнь», скажите: «Я хочу любящую, целостную семью.Затем примите тот факт, что люди никогда не получают всего, чего хотят.
Иногда серые разведенные родители и те, кого они любят, могут начать процесс прощения, все еще скорбя. Принятие прощения позволяет вам начать практиковать осознанность, сосредотачиваясь на настоящем моменте и расширяя свой кругозор. Вы можете начать видеть другое будущее, чем то, которое вы себе представляли до развода.
Взгляд вперед помогает исцелению от серого развода.
Источник: Хариз Хусайни/Unsplash
Вот почему ветровые стекла автомобилей намного больше, чем зеркала заднего и бокового обзора.Когда мы смотрим вперед, нам нужен более широкий обзор, чем обеспечивают зеркала заднего и бокового обзора.
Copyright 2022 Кэрол Р. Хьюз, доктор философии.
Горе по Matthew Dickman | Фонд поэзии
Когда горе приходит к тебе фиолетовой гориллой
вы должны считать себя счастливчиком.
Вы должны предложить ей то, что осталось
вашего обеда, книга, которую вы пытались закончить
вы должны отложить
и сделай ей место, чтобы сидеть у изножья твоей кровати,
ее взгляд перемещается с часов
к телевизору и обратно.
Я не боюсь. Она была здесь раньше
и теперь я узнаю ее походку
когда она подходит к дому.
Иногда ночью, когда я знаю, что она придет,
Отпираю дверь, ложусь на спину,
и посчитай ей шаги
с улицы на подъезд.
Сегодня вечером она приносит карандаш и пачку бумаги,
говорит мне записать
все, кого я когда-либо знал,
и мы разделяем их между живыми и мертвыми
так что она может выбрать каждое имя наугад.
Включаю ее любимый альбом Вилли Нельсона
потому что она скучает по Техасу
но я не спрашиваю почему.
Она немного мычит,
как мой брат, когда работает в саду.
Сидим час
в то время как она говорит мне, какой я был неразумным,
плачу в очереди на кассу,
отказ от еды, отказ от душа,
все курить и пить.
В конце концов она ставит один из своих тяжелых
фиолетовые руки вокруг меня, наклоняется
ее голова против моей,
и вдруг все кажется романтичным.
Так что я говорю ей,
все кажется романтичным.
Она называет другое имя, на этот раз
.
из мертвых,
и обращается ко мне так, как это делают родители
поэтому вы чувствуете смущение или стыд чего-то.
Романтик? Она говорит,
чтение имени вслух, медленно
поэтому я осознаю каждый слог, каждую гласную
обвивая кости, как новые мышцы,
звук тела этого человека
и как это безрассудно,
как небрежно, что его имя находится в одной стопке, а не в другой.
Помощь детям справиться с горем
Большинство маленьких детей осознают смерть, даже если не понимают ее. Смерть — обычная тема в мультфильмах и на телевидении, и некоторые из друзей вашего ребенка, возможно, уже потеряли любимого человека. Но личное переживание горя — это другой и часто сбивающий с толку процесс для детей. Как родитель, вы не можете защитить ребенка от боли утраты, но вы можете помочь ему почувствовать себя в безопасности. И, позволяя и поощряя его выражать свои чувства, вы можете помочь ему развить здоровые навыки преодоления трудностей, которые сослужат ему хорошую службу в будущем.
Дети горюют по-разномуПотеряв любимого человека, ребенок может перейти от плача к игре через минуту.Его переменчивое настроение не означает, что он не грустит или что он покончил с печалью; дети справляются иначе, чем взрослые, и игра может быть защитным механизмом, предотвращающим переутомление ребенка. Также нормально чувствовать себя подавленным, виноватым, тревожным или злым на человека, который умер, или на кого-то еще.
Очень маленькие дети могут регрессировать и снова начать мочиться в постель или вернуться к детскому лепету.
Поощряйте ребенка, переживающего горе, выражать свои чувстваДетям полезно выражать любые эмоции, которые они испытывают.Есть много хороших детских книг о смерти, и совместное чтение этих книг может стать отличным способом начать разговор с ребенком. Поскольку многие дети не могут выразить свои эмоции словами, другие полезные выходы включают рисование картинок, создание альбома для вырезок, просмотр фотоальбомов или рассказывание историй.
Подходить для развитияТрудно сказать, как ребенок c отреагирует на смерть, или даже сможет ли он понять концепцию.Не сообщайте слишком много информации, так как это может быть ошеломляющим. Вместо этого попробуйте ответить на его вопросы. Очень маленькие дети часто не осознают, что смерть необратима, и они могут думать, что умерший любимый человек вернется, если они будут заниматься своими делами и есть овощи. Как объясняет психиатр Гейл Зальц, доктор медицинских наук, «дети понимают, что смерть — это плохо, и им не нравится разлука, но понятие «навсегда» просто отсутствует».
Старшие дети школьного возраста понимают постоянство смерти, но у них может остаться много вопросов.Постарайтесь ответить честно и ясно. Ничего страшного, если вы не сможете ответить на все; быть доступным для вашего ребенка, вот что важно.
Будьте прямолинейныПри обсуждении смерти никогда не используйте эвфемизмы. Дети очень буквальны, и услышать, что любимый человек «уснул», может быть страшно. Помимо того, что ваш ребенок боится ложиться спать, эвфемизмы мешают ему развить здоровые навыки выживания, которые ему понадобятся в будущем.
Присутствие на похоронахПрисутствовать на похоронах или нет – это личное решение, которое полностью зависит от вас и вашего ребенка.Похороны могут быть полезными для завершения, но некоторые дети просто не готовы к такому интенсивному опыту. Никогда не заставляйте ребенка присутствовать на похоронах. Если ваш ребенок хочет пойти, убедитесь, что вы подготовили его к тому, что он увидит. Объясните, что похороны – это очень печальные события, и некоторые люди, вероятно, будут плакать. Если будет гроб, вы должны подготовить его и к этому.
Имейте в виду, что даже самый подготовленный ребенок может расстроиться, а его поведение может быть непредсказуемым.«Дети не будут вести себя так, как вы хотите или ожидаете», — отмечает доктор Сальц. «Если вы решите, что похороны — не лучший способ, есть и другие способы попрощаться». Посадить дерево, поделиться историями или запустить воздушные шары — все это может быть хорошей альтернативой для закрытия отношений с ребенком.
Обсуждение загробной жизниИдея загробной жизни может быть очень полезной для скорбящего ребенка, отмечает доктор Сальц. Если у вас есть религиозные представления о загробной жизни, сейчас самое время поделиться ими.Но даже если вы не религиозны, вы все равно можете утешить своего ребенка тем, что человек продолжает жить в сердцах и умах других. Вы также можете сделать альбом для вырезок или посадить что-нибудь, представляющее человека, которого вы потеряли.
Не игнорируй собственное гореДети часто подражают скорбящему поведению своих родителей. Важно показывать свои эмоции, так как это убеждает детей в том, что грустить или расстраиваться — это нормально. Однако бурная или неконтролируемая реакция научит вашего ребенка нездоровым способам справляться с горем.
Придерживайтесь режимаДети находят большое утешение в рутине, поэтому, если вам нужно некоторое время в одиночестве, постарайтесь найти родственников или друзей, которые помогут сохранить жизнь вашего ребенка как можно более нормальной. ребенку важно понять, что жизнь продолжается.
Некоторые особые ситуацииДля многих детей смерть домашнего питомца станет первой смертью.Привязанность детей к своим питомцам очень сильна, и смерть домашнего питомца может быть очень огорчительной. Не преуменьшайте его важность и не заменяйте мертвого питомца новым. Вместо этого дайте ребенку время погоревать о его собаке или кошке. Это возможность рассказать ребенку о смерти и о том, как справиться с горем здоровым и эмоционально поддерживающим способом.
Смерть дедушки и бабушки также является обычным явлением для маленьких детей и может вызвать много вопросов, например: «Моя мама будет следующей?» Важно сказать ребенку, что вы, вероятно, будете жить долго.
После смерти родителя дети, естественно, будут беспокоиться о смерти оставшегося родителя или других опекунов. Убедите ребенка, что его любят и о нем всегда будут заботиться. В это время рекомендуется полагаться на членов семьи, которые помогут обеспечить дополнительную заботу и заботу. Доктор Сальц также рекомендует терапию в случае серьезной смерти, например, смерти родителя или брата или сестры. «Терапия дает еще один выход для разговора, когда ребенку может казаться, что он не может разговаривать с другими членами семьи, потому что они тоже скорбят.
Лечение серьезных заболеванийЕсли вы заметили, что ваш ребенок кажется необычайно расстроенным и неспособным справиться с горем и потерей, возможно, у него что-то, называемое расстройством адаптации. Расстройство адаптации — это серьезное и мучительное состояние, которое у некоторых детей развивается после переживания болезненного или разрушительного события. Рекомендуется проконсультироваться с врачом вашего ребенка, если вы чувствуете, что ваш ребенок не восстанавливается после потери здоровым образом.
Глава 23
Резюме и анализ Глава 23
Резюме
Пока Виктор бродит по залам гостиницы, где жила пара, чудовище оправдывает свою угрозу Виктору, входит в их спальню и душит Элизабет.Виктор стреляет в монстра, когда тот убегает, но монстр убегает, не будучи раненым.
Когда Альфонс узнает о смерти Элизабет, он охвачен горем и умирает. Виктор идет к местному судье и рассказывает ему всю историю. Пока местные власти не знают, какими должны быть их действия, Виктор отправляется на поиски монстра, чтобы отомстить.
Анализ
В 20:00 В день прибытия в Эвиан Виктор и Элизабет идут в гостиницу, где рассчитывают провести ночь медового месяца.Ночью возникает буря, когда Виктор бродит по залам в поисках потенциальных укрытий для своего врага. Во время этих поисков чудовище пробирается в комнату Франкенштейна и душит Элизабет, как и другие его жертвы. Когда другие гости врываются в комнату, Виктор сообщает о присутствии монстра, и начинается обыск. Горе переполняет Виктора, и он падает «в состоянии полного изнеможения». Он клянется вернуться в Женеву, чтобы защитить свою оставшуюся семью.
Настройка является ключевой, потому что буря сигнализирует о том, что должно произойти что-то плохое (еще один готический элемент).Виктор чувствует себя «измученным» и злым после убийства; каждый случай убийства отбрасывает его на несколько месяцев, но монстр ждет, пока он поправится, прежде чем снова причинить ему боль. Это качество готической фантастики, психическое общение между персонажами.
В Женеве Альфонс узнает о кончине своей невестки и через несколько дней умирает от разбитого сердца. Разум Виктора превращается из жертвы в искателя мести, чтобы отомстить за смерть своих друзей и семьи от рук своего творения.Он говорит: «У меня есть только один ресурс, и я посвящаю себя, будь то в моей жизни или смерти, его уничтожению».
Даже когда Виктор разговаривает с судьей, он упоминает, что, по его ощущениям, монстр все еще бродит поблизости. Это общая нить, пронизывающая весь роман. Монстр всегда знает, где находится Виктор, и Виктор может чувствовать, когда монстр очень близко. Это еще один загадочный, готический элемент.
Глоссарий
exordium начальная часть речи (вступительная часть речи, трактата и т.).
скука скука, утомление, неудовлетворенность жизнью (усталость и неудовлетворенность, вызванные бездеятельностью или отсутствием интереса; скука).
болезнь дю платит тоска по дому.