Раскольников в каком произведении: Биография Раскольникова: история жизни, судьба, жизненный путь

Биография Раскольникова: история жизни, судьба, жизненный путь

Раскольников.
Художник
П. Боклевский

История жизни бедного студента Раскольникова является центральной сюжетной линией в романе «Преступление и наказание». Все события в романе так или иначе связаны с Раскольниковым и его семьей.

В этой статье представлена биография Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: история жизни, жизненный путь, судьба героя.

Смотрите: 
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Раскольникове

Родион Романович Раскольников — молодой человек 23 лет, красивый, образованный и умный. Он является бывшим студентом юридического факультета Петербургского университета.

Раскольников приехал учиться в Петербург несколько лет назад из провинции. У него есть мать Пульхерия Александровна и младшая сестра Дуня.

Судя по всему, отец семейства умер несколько лет назад, когда Родион был еще ребенком. Семья Раскольниковых, судя по всему, принадлежит к сословию мещан. Они живут очень бедно.

Некоторое время назад Родион Раскольников, отучившись около 2 лет в университете, бросил учебу из-за нехватки денег. Также он перестал давать частные уроки, из-за чего впал в нищету. Любопытно, что еще во время учебы в университете Раскольников полгода содержал своего больного друга, который позже умер, и ухаживал за его больным отцом. Также за несколько месяцев до преступления Раскольников совершает настоящий подвиг: он спасает двух детей из пожара (см. Подвиги Раскольникова). 


Убийство старухи-процентщицы

В начале романа мы уже встречаем Раскольникова, впавшего в апатию и тоску. Он много времени проводит в своей комнате, размышляя о жизни. В конце концов он изобретает собственную теорию «об обыкновенных и необыкновенных людях». Согласно этой теории Раскольникова, великие люди идут к своей цели любой ценой, не волнуясь о нравственности поступков.

Также, согласно этой теории, в мире есть и другие люди — обыкновенные, «люди-материал», которым суждено быть лишь толпой без своего мнения.

В конце концов Раскольников решает проверить свою теорию на деле и таким образом доказать себе, что он сам не является «тварью дрожащей», а напротив, является великим, особенным человеком.

Одержимый своей теорией, Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее младшую сестру Лизавету. Он грабит имущество старухи и скрывается незамеченным с места преступления. После убийства он впадает в болезненное состояние, его мучают душевные терзания. В итоге молодой человек не использует награбленное и просто прячет его под камень в одном из дворов Петербурга.

Сразу после совершения преступления Раскольников понимает, что его теория потерпела крах, потому что истинно великие люди не задаются вопросами о своем величии, а просто действуют несмотря ни на что.

Раскольников после преступления

После преступления Раскольников некоторое время скрывается от правосудия. Однако умный и проницательный следователь Порфирий Петрович догадывается, что именно Раскольников виновен в преступлении. Следователь психологически давит на молодого человека и мучает его своими уловками.

В этот период Раскольников знакомится с Соней Мармеладовой, «девушкой непристойной профессии». Раскольников находит в Соне родственную душу, такую же грешную и глубоко страдающую.

В конце концов молодой человек делает явку с повинной в полицию. После этого его отправляют на 8 лет на каторгу в Сибирь. Вслед за Раскольниковым в Сибирь отправляется и Соня. В Сибири девушка всячески поддерживает друга и помогает ему. 

Мать Раскольникова умирает вскоре после суда над сыном. Сестра Раскольникова Дуня выходит замуж за его друга Разумихина. Дуня и Разумихин собираются однажды переехать в Сибирь, чтобы быть ближе к Раскольникову.

На каторге в душе Раскольникова происходит переворот: он наконец понимает, насколько ему дорога добрая и кроткая Соня. Вероятно, молодой человек в конце концов раскаивается и в своем преступлении. Соня и Раскольников ждут конца каторги, чтобы вместе начать новую жизнь.

Это была биография Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского: история жизни, судьба героя, его жизненный путь.

Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Раскольникове

Свидригайлов и Раскольников в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (Преступление и наказание Достоевский)

Мне все кажется, что в вас есть что-то к моему подходящее…

Достоевский. Преступление и наказание.

В своем романе «Преступление и наказание» Достоевский показывает зарождение, созревание, реализацию и последствия социально-философской теории Родиона Раскольникова. Самыми значимыми в этом ряду являются, конечно, ее результаты — философские, социальные и нравственные. Именно они доказывают, что теория Раскольникова является трагическим заблуждением, порождением зла, которое уничтожает, в первую очередь, самого «носителя» разрушительной идеи.

Для того чтобы глубже показать характер Раскольникова, объяснить причины появления его теории и ее влияния на героя, писатель вводит в роман систему двойников — антиподов Родиона. Самым важным, на мой взгляд, во многом «фатальным» для героя, является Аркадий Иванович Свидригайлов.

Уже при первой встрече с Раскольниковым этот крайне циничный человек, на счету которого множество преступлений, заявляет, что они с Родионом «одного поля ягоды». И действительно, при внимательном прочтении, мы можем обнаружить между героями и их жизненными философиями немало общего. Так, оба они считают, что имеют право на преступление — как против общественных, так и против нравственных законов. Свидригайлов отравил свою жену Марфу Петровну, довел до самоубийства слугу Филиппа, жестоко оскорбил тринадцатилетнюю девочку. Раскольников же убил старуху-процентщицу и ее слабоумную беременную сестру.

Объединяет этих героев и сложность, противоречивость их натур. Совершая преступления, они, в то же время, в «минуты прозрения», пытаются уменьшить количество причиненного ими зла, совершая добрые поступки. Так, Аркадий Иванович вообще совершает больше добрых дел, чем все остальные герои романа. Именно он, будучи виновником бед Дуни Раскольниковой, избавляет девушку от позора и восстанавливает ее доброе имя. В Петербург этот герой приезжает для того, чтобы помочь Дуне освободиться от Лужина, он же щадит ее во время их последней встречи. Помимо этого, именно Свидригайлов берет на себя устройство дел семьи Мармеладовых, именно он предлагает Раскольникову деньги для бегства в Америку.

Родион, как мы помним, тоже стремился помочь нуждающимся. Ведь одной из причин рождения и реализации его теории было несогласие с несправедливым социальным устройством, желание облегчить участь своей семьи, помочь бедным — освободить их от старухи-кровопийцы. Больше того, Раскольников спасает девочку от приставаний взрослого мужчины, отдавая приставу свои последние деньги, участвует в судьбе семьи Мармеладовых и так далее.

Несмотря ни на что, и Свидригайлова, и Раскольникова мучает совесть. Ее голос «пробивается» к ним во снах и видениях. Вспомним, что к Аркадию Ивановичу являлись привидения загубленных им людей. Да и к Раскольникову, через его сны (об убитой лошади, смеющейся над ним старухе-процентщице) взывала его душа, протестующая против преступления героя.

Сближает Свидригайлова и Раскольникова и их отчаянье, разочарование в жизни, потеря смысла существования. Именно поэтому оба они думают о самоубийстве. Однако, если Аркадий Иванович реализует эту мысль, то Раскольникова ожидает совсем другой «жизненный сценарий». С чем это связано? Почему судьбы этих, во многом похожих, героев все же различны?

Ответ кроется в оценке обоими героями преступления Раскольникова. Свидригайлов видит причину убийства в сугубо прозаическом свете: «Он ограбил, вот и вся причина». Этот герой не может понять, что главное в теории Родиона — это фактор совести. Аркадий Иванович просто не знает, что это такое — это понятие давно исчезло из перечня его жизненных ценностей. Он совершает свои преступления от скуки, он экспериментирует над другими и собственной душой, чтобы как-то развлечься на этом свете. Раскольников же пытается найти ответ на мучающие его философские вопросы об устройстве мира и человека, пытается изменить неправильное, по его мнению, социальное устройство.

Поэтому у Родина неприятие существующего мира сохраняет в себе веру в идеал, в то, что мир может быть устроен иначе, его неприятие предполагает будущее. У Свидригайлова же неприятие мира, он не «видит» будущего, отрицает его. Именно поэтому Раскольников не может покончить с собой. Потому что это значило бы признать свое поражение, бесплодие своей идеи.

По мнению этого героя, не смерть должна восстановить нарушенную справедливость, а просвещение и очищение всей действительности, мира. Свидригайлов же признает свое бессилие перед миром и перед собственными страстями, у него нет выхода, нет идеи. Именно поэтому самоубийство — логичное завершение всей жизни этого героя.

Таким образом, автор на страницах своего романа «сводит» Раскольникова с Свидригайловым для того, чтобы показать, к чему может привести идея главного героя о возможности преступить нравственную черту. На примере Аркадия Ивановича мы видим, что подобная теория может полностью искалечить человека, лишить его смысла жизни и веры в будущее, уничтожить духовно и физически.

И, учитывая этот посыл, можно сказать, что роман Достоевского «Преступление и наказание» чрезвычайно актуален и для современного читателя. Сегодняшняя жизнь предлагает множество искушений, манящих ощущением собственного превосходства, всесилия, исключительности. Мало кто думает о том, что взамен нужно отдать самое дорогое — свою душу, что нужно преступить ту пресловутую нравственную черту, которая становится лейтмотивом всего произведения Достоевского. И в этом смысле путь, на который становится Раскольников в финале, должен помочь современному читателю найти свою правильную дорогу, ведущую к самосовершенствованию, а не разрушению.

Сможет ли Папа Франциск пережить интриги «раскольников»?

Мнение

Члены его оппозиции имеют хорошие возможности собирать единомышленников-кардиналов на своего рода заговорщические собрания, не известные со времен Средневековья.

Папа Франциск в инвалидной коляске посещает свою еженедельную общую аудиенцию на площади Святого Петра в Ватикане, среда, 5 октября 2022 года. (AP Photo/Alessandra Tarantino)

19 октября 2022 г.

(RNS) — «Раскольники» — это не название нового бродвейского мюзикла, но вполне могло бы быть им. Некоторые высокопоставленные кардиналы, глубоко недовольные проведением в 2021–2022 годах раунда Всемирного Синода Католической церкви по вопросам синодальности, похоже, хотят, чтобы весь проект был закрыт.

Не будет.

Предполагается, что синод станет новым-старым способом существования «церкви», постоянным восстановлением того, как церковь начиналась и росла. Франциск планирует это как перемену, которая переживет его папство.

Несмотря на это, слишком многие католики до сих пор не имеют ни малейшего представления о том, что такое «синодальность». Что бы ни говорили скептики, голосование по доктринальным вопросам веры и морали — это не парламентское мероприятие.

Основанная на учениях и процессе Второго Ватиканского Собора, синодальность понимается как «совместное движение» — достижение консенсуса — относительно обновления, начатого после Второго Ватиканского Собора.

Конечно, синодальность ничего не значит, если национальная конференция епископов, отдельных епископов или пастырей игнорирует эту идею. Некоторые из них считают, что если они проигнорируют синодальный процесс, то смогут восстановить прошлое. Это священнослужители, предпочитающие облачения со скрипками и латинские мессы своего реального или воображаемого прошлого. Они хотят, чтобы женщин не пускали в святилище. Они хотят, чтобы миряне оставались на своих местах.

Эти люди просто надеются, что синод исчезнет. Они, возможно, платили за это на словах, проводя тайные собрания синода только по приглашению и формальные отчеты. Возможно, они думали, что у них есть всего год или около того, пока новый понтификат не сотрет все эти разговоры о консультациях с мирянами.

Они ошибаются.

Австралийский кардинал Джордж Пелл дает интервью в своем доме недалеко от Ватикана, 20 мая 2021 года. (AP Photo/Gregorio Borgia)

Конечно, оппозиция Франциска надеется на новый понтификат. Несомненно, предвыборная агитация началась. Возглавляют обвинения или, по крайней мере, выдвигают самые серьезные обвинения против синодальности австралийский кардинал Джордж Пелл и немецкий кардинал Герхард Л. Мюллер, оба на пенсии. У каждого есть роскошная квартира, из которой можно заговорить прямо за одними из ворот Ватикана.

Пелл — бывший архиепископ Сиднея, получивший образование в Риме, и какое-то время управляющий экономикой Ватикана. В недавнем эссе «Национальный католический регистр» он отверг текущие синодальные процессы, представив 21 церковный собор как «примеры действия Святого Духа». Его точка зрения: только клирики могут различать и решать. Он называет процесс немецкого синода «самоубийственным».

Мюллер, чей срок на посту главы доктринального органа Ватикана закончился, когда писался его документ о синодальности, долгое время критиковал концепцию синодальности Франциска. Выражая недавно свой гнев в студии EWTN в Алабаме с ведущим новостей Рэймондом Арройо, Мюллер назвал синод «враждебным захватом Церкви Иисуса Христа», добавив: «Мы должны сопротивляться».

Мюллер нацелился на секретаря синода кардинала Греха, который, по его словам, не имел «никакого значения в академическом богословии», обвинив его в «представлении новой герменевтики католической веры». Он подчеркнул свой аргумент, заявив, что только кардиналы знают, что они делают в курии, и миряне не должны участвовать в выборе епископов.

Новоизбранный кардинал Германии Герхард Л. Мюллер прибывает на церемонию консистории под руководством Папы Франциска в соборе Святого Петра в Ватикане 22 февраля 2014 г. Фото Алессандро Бьянки/Reuters

К чему все эти споры?

Вопросы синода хорошо известны — женщины в служении, женатое священство, статус разведенных и вступивших в повторный брак и соображения по поводу гомосексуализма. Это беспокоит католиков всего мира. Это беспокоит и оппонентов Синода. Они надеются на нового папу.

Однако, хотя Фрэнсису в декабре этого года исполнится 86 лет, стареют и члены оппозиции. 81-летний Пелл слишком стар, чтобы голосовать на конклаве; Мюллеру 74 года. Но пока они сохраняют свои квартиры, у них есть хорошие возможности собирать единомышленников-кардиналов на своего рода заговорщические собрания, не известные со времен Средневековья.

Обратите внимание: и Мюллер, и Пелл были среди 13 кардиналов, подписавших письмо против работы Синода 2015 года по вопросам семьи. Шестеро их коллег-кардиналов все еще живы.

Они не шутят. Они искренне хотят отменить синодальность. Похоже, они готовы вести своих последователей в раскол, лишь бы не заниматься вопросами мирян.

Филлис Загано. Courtesy photo

И их последователи, крошечная часть из 1,3 миллиарда католиков мира, с радостью поддерживают их через свои средства массовой информации и, что более важно, своими деньгами. Между тем Франциск зависит от Святого Духа.

(Филлис Загано — старший научный сотрудник и адъюнкт-профессор религии в Университете Хофстра в Хемпстеде, штат Нью-Йорк. Ее последняя книга — «Женщины: иконы Христа».

Африканские священники-раскольники хотят, чтобы Папа назвал их своим

Римско-католические священники-раскольники, которые покинули церковь, чтобы заявить о своем праве на брак, теперь просят, чтобы «африканский папа» возглавил их.

Священники говорят, что сожалеют о том, что их бывшая церковь «аллергична» к изменениям. Они считают, что безбрачие священников не основано ни на учении Иисуса, ни на работе его апостолов, состоявших в браке. И они настаивают на том, что целибат не работает в африканском контексте.

Бывший архиепископ Замбии Эммануэль Милинго, который женился на корейском специалисте по акупунктуре на праздновании 2001 года, организованном Церковью Объединения под председательством ее покойного основателя, преподобного Сон Мён Муна, служит «африканским патриархом» ряда церковных групп, связанных с его движение.

Милинго был отлучен от церкви в 2006 году за то, что посвятил в епископы четырех женатых священников. Позже он основал группу под названием «Женатые священники сейчас!»

С тех пор выросло число священников, покидающих церковь, чтобы жениться и воспитывать детей. По оценкам, около 300 000 членов связаны с движением Милинго по всей Африке.

Группа, широко известная как «Реформатские католические церкви», напоминает католическую церковь по верованиям и ритуалам и возглавляется молодыми священнослужителями, многие из которых получили образование в одобренных Ватиканом семинариях, прежде чем покинуть их, чтобы сформировать свои собственные общины.

У молодой группы есть церкви в Кении, Гане, Нигерии, Уганде, Замбии и Южной Африке, по словам епископа Питера Нджогу, бывшего католического священника, ныне женатого и работающего в Кении.

«Мы уважаем Папу Франциска и молимся за него, но мы не католики», — сказал Нджогу. «Нам нужен лидер, похожий на понтифика, который поймет нашу ситуацию. Этот лидер должен быть африканцем».

Дело Милинго потрясло и смутило католическую церковь, когда в возрасте 71 года он нарушил свой обет и женился на Марии Сун, 43-летней кореянке.

После женитьбы Папа Иоанн Павел II вызвал его в Ватикан, где пообещал больше не видеть жену.

После развода его жена Сун объявила голодовку в знак протеста. Они воссоединились в 2006 году.

Женитьба Милинго придала глобальный размах призывам женатых священников и побудила десятки священнослужителей выйти вперед и раскрыть свои тайные браки и семьи.

Возмущенные предательством, католические епископы изгнали священников, связанных с повстанцами, и настоятельно предостерегли католиков от них.

Женясь, священники считают, что они африканизируют христианство. По словам Ндзёгу, они также открыты для нежелательных практик, таких как полигамия и женское лидерство.

«Например, мы должны осознать, что отсутствие детей является худшим злом для человека в африканской традиции», — сказал Нджогу, преподающий сравнительное богословие в Методистском университете Кении.

В 2011 году Ндзёгу основал Восстановленную Вселенскую Апостольскую Церковь. В том же году Милинго поставил его епископом церкви на церемонии, на которой присутствовали 15 других женатых священников. В течение двух лет только в Кении RUAC насчитывало более 3000 членов.

Нджогу теперь является председателем восьми мятежных кенийских священников, которые были возведены на престол в качестве епископов церквей, которые они основали после изгнания из Римско-католической церкви. По словам некоторых священников, их независимые церкви связаны с Милинго и включают 80 бывших римско-католических священников и около 30 000 членов.

«Каждое воскресенье мы видим, как в наши церкви приходят новые люди, — сказал Нджогу. «Они приходят добровольно и хотят стать нашими членами. Я думаю, что это будущее христианства».

Ндзёгу, как и многие участники движения, считает обет безбрачия слишком обременительным.

«Молодым священникам очень трудно соблюдать целомудрие, и многие выступают за брак», — сказал он. «Когда священник женат, он может лучше служить церкви. Это также облегчает их жизнь».

Епископ Марк Камбалазаза, бывший малавийский римско-католический священник, который сформировал Международное служение харизматических искупленных, сказал, что многие священники, принимающие обет безбрачия, живут с любовницами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *