Монтень мишель философия кратко: Мишель де Монтень биография кратко – творчество, судьба и интересные факты о философе

Содержание

Мишель де Монтень, философ эпохи Возрождения: краткая биография, труды

Писатель, философ и педагог Мишель де Монтень жил в эпоху, когда уже завершался Ренессанс и началась Реформация. Родился он в феврале 1533 года, в местности Дордонь (Франция). И жизнь, и труды мыслителя являются своего рода отражением этого «серединного» периода, межвременья. А некоторые взгляды этого удивительного человека приближают его к современной эпохе. Недаром историки философии спорят о том, не стоит ли вообще отнести к Новому времени такого оригинала, как Мишель де Монтень.

Биография

Изначально семья будущего философа была купеческой. Его отец, немец, даже не говорящий по-французски, звался Пьером Эйкемом. Мать же, Антуанетта де Лопез, была из семьи беженцев из испанской провинции Арагон – они покинули эти места во время преследований евреев. Но отец Мишеля сделал прекрасную карьеру, и даже стал мэром Бордо. Город этот сыграл впоследствии огромную роль в жизни философа. За выдающиеся заслуги перед Бордо Пьер Эйкем был введен во дворянство, и поскольку он владел землей Монтень и замком, к его фамилии была сделана соответствующая приставка. В замке родился и сам Мишель. Отец сумел дать сыну самое лучшее домашнее воспитание, которое только было возможно в то время. Он даже в семье говорил с Мишелем только по-латыни, чтобы мальчик не расслаблялся.


Микеланджело: творчество и краткая биография

Микеланджело Буонарроти многие считают самым знаменитым художником итальянского Возрождения. Среди…

Карьера

Итак, будущий философ поступил в коллеж в Бордо, а затем сделался юристом. С молодых лет его впечатлительное воображение поражали зверства, на которые были способны люди ради религии. Может быть, поэтому во времена гугенотских войн во Франции он пытался посредничать между борющимися сторонами. По крайней мере его искренность дала свои плоды, и к его мнению прислушивались лидеры как католиков, так и протестантов. О нем тоже можно было сказать стихами: «А я стою один меж них…». Он также был известен как практикующий судья, пытающийся заключать мировые соглашения. Но в 1565 году он женился, и невеста принесла ему большое приданое. А еще через три года умер его отец, оставив сыну родовое имение. Теперь Мишель де Монтень имел достаточно денег, чтобы заниматься своими увлечениями и не работать. Так он и поступил, выгодно продав к тому же свою судейскую должность.

Философия

Выйдя в отставку в 38 лет, Мишель наконец-то отдался любимому делу. В имении он написал свою самую известную книгу – «Опыты». После публикации первых двух томов труда в 1580 году, философ отправился путешествовать и посетил несколько европейских стран – Италию, Германию, Швейцарию. Как и отца, его дважды избирали мэром Бордо. Город был доволен правлением Монтеня, хотя философ в это время находился вдали от Франции. Писал он также дневники и путевые заметки. Жил он скромно и умер в возрасте пятидесяти девяти лет, в 1592 году, прямо в церкви, во время службы в родном замке. Писал философ свои труды не только на французском и латыни, но и на итальянском и окситанском языках.

Работа всей жизни

Главный труд Монтеня представляет собой эссе. Собственно говоря, сам этот жанр появился благодаря философу. Ведь перевод слова «эссе» с французского и означает «опыт». Его книга не похожа на те, которые были популярны в эпоху Возрождения. Это не строгий научный или философский трактат. Она не имеет ни плана, ни структуры. Это размышления и впечатления о жизни, сборник цитат, кладезь живой речи. Можно сказать, что Мишель де Монтень просто искренне излагал свои мысли и наблюдения, как Бог на душу положит. Но этим заметкам суждено было пережить столетия.


Гуманизм философии Пико делла Мирандола

Джованни Пико делла Мирандола родился во Флоренции 2 февраля 1463 года. Его считают одним из…

«Опыты». Краткое содержание

Эссе Монтеня является чем-то средним между размышлениями и исповедью. В книге много личного, в чем он признается окружающим. В то же время анализируя себя, Мишель де Монтень пытается понять природу человеческого духа как такового. Он выставляет себя напоказ, чтобы постичь других. Монтень является своего рода скептиком, разочаровавшимся в человечестве и его идеях, а также в возможностях познания. Он пытается оправдать разумный эгоизм и стремление к счастью, опираясь на стоиков. В то же время философ критикует как современную ему католическую схоластику, так и скептицизм, подвергающий сомнению все добродетели.

Существуют ли настоящие идеалы?

Философы всего мира подчиняются авторитетам, — рассуждает Монтень. Они опираются на Фому Аквинского, Августина, Аристотеля и так далее. Но ведь эти авторитеты тоже могут ошибаться. То же можно сказать и о нашем собственном мнении. В чем-то оно верно, но не может служить авторитетом для других. Просто мы должны всегда понимать, что наше знание ограничено. Философ Мишель де Монтень замахнулся не только на авторитеты прошлого, но и на идеалы настоящего. Он критически рассматривает вопрос о добродетелях, альтруизме и моральных принципах вообще. Монтень полагает, что все это лозунги, которые используют власть имущие для манипулирования людьми. Человек должен жить свободно и достойно, как ему хочется, получать удовольствие. Тогда он будет любить других. Тогда он будет проявлять свое мужество, несовместимое со злобой, страхом и унижением.

Бог и философия

Монтень четко обозначил себя как агностика. «Я не могу ничего сказать о Боге, такого опыта у меня нет, — заявил он своим читателям. А если так, то в жизни прежде всего следует руководствоваться своим разумом. Те, кто говорят, что их мнение – самое лучшее, да еще и пытаются заставить других подчиняться себе, не заслуживают уважения. Потому лучше избегать фанатизма и уравнять в правах все религии. Философия должна подталкивать человека вести добрую жизнь и следовать хорошим обычаям, а не быть сводом мертвых и непонятных большинству правил. Тогда человек научится жить в реальности. К несчастьям следует относиться «философски», если не можешь изменить ситуацию. А чтобы меньше страдать, нужно прийти к такому состоянию духа, когда удовольствие чувствуется сильнее, а боль – слабее. Всякое государство надо уважать не потому, что оно идеально, а потому, что любая смена власти неизбежно приведет к еще большим проблемам».

Монтень посвятил также много размышлений воспитанию нового поколения. В этой области он следовал всем идеалам эпохи Возрождения. Человек должен быть не узким специалистом, а разносторонней личностью, и уж ни в коем случае не фанатиком. В этом был совершенно непоколебим Мишель де Монтень. Педагогика, с его точки зрения, – это искусство развивать в ребенке сильную волю и твердый характер, позволяющий стойко переносить превратности судьбы и получать максимум удовольствия. Идеи Монтеня не только понравились современникам, а вдохновили последующие поколения. Такие мыслители и писатели, как Паскаль, Декарт, Вольтер, Руссо, Боссюэ, Пушкин и Толстой, используют его идеи, спорят с ним или же соглашаются. До сих пор рассуждения Монтеня не теряют популярности.

Монтень Мишель



Монтень Мишель

1533-1592

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Мишель Монтень

Представитель возрожденческого скептицизма

Монтень Мишель (1533-1592) — французский философ-гуманист, представитель возрожденческого скептицизма. Основное сочинение: «Опыты». По словам Вольтера, Монинь — «самый несистематичный из философов, но самый мудрый и занимательный».

М. жил в период, когда основные иллюзии Возрождения — убеждение в величии человека, в возможностях социального переустройства, вера в рациональное овладение законами красоты, попытка объединения религий — оказались утраченными. Это было время укрепления государственности, королевского абсолютизма, ограничения человеческой свободы. Монтень видит иллюзорность ренессансного титанизма, ограниченность возможностей индивида; он разоблачает самоуверенность человека, надевающего маску вседозволенности. Для Монтеня главное — не «победить» общество, не конструировать социальную жизнь по собственной мерке, но — «выстоять» перед его натиском, сохранив себя. Не подвиги героя, но обычная человеческая жизнь составляет предмет его размышлений: «Я выставляю на обозрение жизнь обыденную и лишенную всякого блеска, что, впрочем, одно и то же.

Вся моральная философия может быть с таким же успехом приложена к жизни повседневной и простой, как и к жизни более содержательной и богатой событиями; у каждого человека есть всё, что свойственно всему роду людскому». Индивид должен стать соразмерен своей сущности, должен быть не больше и не меньше человека. Задача философии — помочь ему в этом: «Что дозволено тебе желать; чем жертвовать для своей родины и близких; что ты есть на самом деле и чем являешься среди людей; для чего ты живешь». 

Человек должен «прикладывать» к своим поступкам схемы философских решений. Но ответы философии не универсальны, в этом проявляется «скептицизм» Монтеня. Философствовать означает «знать и не знать». М. резко критикует существующую философию, причем не только схоластику, как принято считать. Его критика более радикальна, он выступает против умозрительной философии, которая «не находит себе применения и не имеет ценности». М. хочет построить новую «жизненную» философию, которая поможет человеку и в жизни, и в смерти. Философствовать, говорит он, значит «учиться умирать». Строя свою программу преобразования философии, Монтень не только опирается на взгляды античных скептиков, но и обращается к воззрениям Сенеки, Гераклита, Платона, Цезаря, Помпея, Каталины и др.

Прежде всего человек должен научиться «играть» в социальные игры, но и не принимать их за действительную жизнь, не рядиться в тогу античных мудрецов, не пытаться играть роль богов-олимпийцев. Но не менее вредно для человека в мире, где царит «распущенность и безнаказанность», не уметь «представить себе ничего более величественного, чем его король». Необходимо отделять свое «я» от предписанной социальной роли. «Нужно добросовестно играть свою роль, которую нам поручили, но при этом не забывать, что это всего-навсего роль, которую нам поручили. Маску и внешний облик нельзя делать сущностью, чужое — своим».

Ясность, «широта и богатство мысли» человека, который пошел по пути новой «науки о человеке», рождает в нем новое мироощущение.

Он смотрит на «вселенную как на свой родной дом, отдавая свои знания, себя самого, свою любовь всему человечеству — не так, как мы, замечающие лишь то, что у нас под ногами». Но такой человек обречен на одиночество, «вечное уединение даже в кругу своей семьи». Его удел — «вести внутренние беседы с самим собой, и притом настолько доверительные, что к ним не должны иметь доступа ни наши приятели, ни посторонние». Всё же и человеку, и обществу необходимо соизмерять себя с чем-то внешним, иначе можно утратить импульс развития и совершенствования.

Этим «внешним» для Монтеня оказывается не другой человек, но и не Бог, но природа: лишь тот, кто «способен представить себе, как на картине, облик нашей матери-природы во всём ее царственном великолепии… кто ощущает себя — и не только себя, но и целое королевство, — как крошечную, едва приметную крапинку в ее необъятном целом, только тот и способен оценивать вещи в соответствии с их действительными размерами». Монтень недаром говорит о природе, изображенной на картине.

Достижения искусства Ренессанса сделали художественные образы столь прекрасными, что они стали нормой действительности. Подлинная природа — на картине, «естественное» возвращается миру с помощью искусства, увидевшего в нем идеал жизни.

Следование принципу согласования существующей социальности с «гармоничным, совершенным строем природы» способно вернуть культуре утраченное качество. В представителях культуры Нового Света, «не испорченных европейской цивилизацией», он видит «естественную природную одаренность, честность, отсутствие социальной зависимости, ясный ум». Поскольку они следуют «собственной естественной природе, постольку — равны, свободны и счастливы».

Идеи Монтеня подготавливали теорию «естественного права», разработанную мыслителями XVIII века.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 231-232.


Вернуться на главную страницу Монтеня

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Мишель де Монтень — Школа Жизни

Обычно мы считаем, что философы должны гордиться своим большим мозгом и быть поклонниками мышления, саморефлексии и рационального анализа.

Но есть один философ, родившийся во Франции в 1533 году, с совершенно другим подходом. Мишель де Монтень был интеллектуалом, который всю свою писательскую жизнь боролся с высокомерием интеллектуалов. В своем великом шедевре « эссе » он производит впечатление безжалостно мудрого и умного, но в то же время неизменно скромного и стремящегося развенчать претензии на ученость. Мало того, он чрезвычайно смешной…: «узнать, что мы сказали или сделали глупость, ничего не стоит, мы должны усвоить более обширный и важный урок: что мы всего лишь болваны… На самом высоком троне в мире мы сидят неподвижно на наших задницах». И, чтобы мы не забыли: «Короли и философы гадят, и дамы тоже».0003

Монтень был сыном Ренессанса, и древние философы, популярные во времена Монтеня, верили, что наши силы разума могут дать нам счастье и величие, недоступные другим существам. Разум позволял нам контролировать наши страсти и умерять дикие требования нашего тела, писали такие философы, как Цицерон. Разум был сложным, почти божественным инструментом, предлагающим нам овладеть миром и собой. Но такая характеристика человеческого разума приводила Монтеня в ярость. Пообщавшись с учеными и философами, он написал: «На практике тысячи маленьких женщин в своих деревнях жили более спокойной, более уравновешенной и более постоянной жизнью, чем [Цицерон]».

Его точка зрения заключалась не в том, что люди вообще не могут рассуждать, а в том, что они склонны слишком высокомерно относиться к своим мозгам. «Наша жизнь состоит частью из безумия, частью из мудрости, — писал он. «Тот, кто пишет об этом просто уважительно и по правилам, оставляет более половины этого позади».

Пожалуй, самый очевидный пример нашего безумия — борьба за жизнь с человеческим телом. Наши тела пахнут, болят, обвисают, пульсируют, пульсируют и стареют. Монтень был первым и, возможно, единственным в мире философом, который подробно говорил об импотенции, которая казалась ему ярким примером того, насколько безумен и хрупок наш разум.

У Монтеня был друг, который стал импотентом с женщиной, которая ему особенно нравилась. Монтень не винил свой пенис: «За исключением подлинной импотенции, вы никогда больше не будете неспособны, если вы способны сделать это один раз». Проблема заключалась в разуме, гнетущем представлении о том, что мы обладаем полным контролем над своим телом, и в ужасе отхода от этого портрета нормальности, из-за которого человек не мог действовать. Решением было перерисовать портрет; именно приняв потерю контроля над пенисом как безобидную возможность в занятиях любовью, можно было предотвратить ее появление, как в конце концов обнаружил пораженный мужчина. В постели с женщиной он научился,

«Признайтесь заранее, что он был подвержен этой немощи и открыто говорил о ней, снимая таким образом напряжение в душе. Из-за того, что он перенес болезнь как нечто ожидаемое, его чувство стеснения уменьшилось и стало меньше давить на него».

Откровенность Монтеня позволила снять напряжение в собственной душе читателя. Мужчина, который потерпел неудачу со своей девушкой и был не в состоянии сделать ничего, кроме бормотания извинений, мог восстановить свои силы и успокоить тревогу своей возлюбленной, признав, что его импотенция относится к широкой сфере сексуальных неудач, не очень редких и не очень необычных. . Монтень знал дворянина, который, не сумев поддерживать эрекцию с женщиной, убежал домой, отрезал свой пенис и отправил его даме «в искупление своей обиды». Вместо этого Монтень предложил следующее:

«Если [пары] не готовы, им не следует торопить события. Чем впадать в вечное убожество, впадая в отчаяние при первом отказе, лучше… выждать удобного момента… человек, терпящий отказ, должен делать кроткие пробы и заигрывания с разными маленькими выходками; он не должен упрямо доказывать свою неадекватность раз и навсегда.

На протяжении всей своей работы Монтень рассматривал пукание, пенисы и какание как серьезные темы для размышлений. Он сказал своим читателям, например, что ему нравится тишина, когда он сидит на унитазе: «Из всех естественных операций, во время которых я наименее охотно терплю, когда меня тревожат».

Древние философы рекомендовали подражать жизни некоторых уважаемых людей, обычно философов. В христианской традиции человек должен строить свою жизнь по примеру Христа. Идея моделирования привлекательна; это предполагает, что нам нужно найти кого-то, кто направит и осветит наш путь. Но большое значение имеет то, какие портреты вокруг. На то, что мы видим в других, мы будем обращать внимание внутри; на то, о чем другие умалчивают, мы можем не обращать внимания или испытывать только со стыдом. Монтень освежает, потому что он дает нам жизнь, которая узнаваемо похожа на нашу собственную, но все же вдохновляет — очень человеческий идеал.

Академия была очень престижной во времена Монтеня, как и в наши дни. Монтень был превосходным ученым, но он ненавидел педантизм. Он хотел изучать только то, что было полезно, и безжалостно нападал на академию за то, что она не в курсе: «Если бы человек был мудр, он бы оценивал истинную ценность чего бы то ни было по ее полезности и уместности в его жизни», — сказал он. Только то, что заставляет нас чувствовать себя лучше, может быть достойно понимания.

Монтень отмечал снобизм и претенциозность во многих областях – и постоянно пытался вернуть нас на землю.

«Штурмовать брешь, проводить посольство, править нацией — блестящие дела. Обличать, смеяться, покупать, продавать, любить, ненавидеть и жить вместе кротко и справедливо с домочадцами – и с самим собой, – не расслабляясь и не изменяя себе, есть нечто более замечательное, более редкое и более трудное. Что бы ни говорили люди, такая уединенная жизнь поддерживает обязанности, по крайней мере такие же тяжелые и напряженные, как и обязанности в других жизнях».

В этом ключе Монтень издевался над трудными для чтения книгами. Он признался своим читателям, что нашел Платона более чем скучным — и что он просто хотел повеселиться с книгами:

«Я не готов ломать себе голову ни за что, даже ради обучения, каким бы ценным оно ни было. От книг я ищу лишь того, чтобы доставить себе удовольствие достойным времяпрепровождением. .. Если мне попадаются трудные места в моем чтении, я никогда не грызу над ними ногти: сделав заряд-другой, я оставляю их в покое… Если одна книга меня утомляет, я беру ее. другой».

Насчет непонятливых философов он мог быть довольно едким:

«Трудность — это монета, которой колдуют ученые, чтобы не выдать тщеславия своих занятий, и которую человеческая глупость охотно принимает в оплату».

Монтень заметил, как устрашающая научная культура заставила всех нас изучать книги других людей, прежде чем мы изучаем собственные мысли. И все же, как он выразился: «Мы богаче, чем мы думаем, каждый из нас».

Мы все можем прийти к мудрым идеям, если перестанем считать себя настолько неподходящими для этой задачи, потому что нам нет двух тысяч лет, нас не интересуют темы платоновских диалогов и мы ведем так называемую обычную жизнь .

«Вы можете привязать всю моральную философию к банальной частной жизни так же, как и к чему-то более богатому».

Возможно, именно для того, чтобы донести мысль, Монтень предоставил так много информации о том, насколько обычной была его собственная жизнь – почему он хотел рассказать нам,

Что он не любит яблоки

«Я не слишком люблю …из любых фруктов, кроме дынь».

Что у него были сложные отношения с редисом

«Прежде всего я обнаружил, что редис согласен со мной; тогда они не сделали; теперь они делают это снова».

Что он практиковал самую передовую гигиену зубов

«Мои зубы… всегда были в отличном состоянии… С детства я научился тереть ими салфетку, как при пробуждении, так и до и после еды».

Что он ел слишком быстро

«В спешке я часто кусаю язык, а иногда и пальцы».

И любил вытирать рот

«Я мог бы достаточно легко пообедать без скатерти, но мне очень неудобно обедать без чистой салфетки… Я сожалею, что мы не продолжили моду, начатую нашими королями, меняя салфетки любит тарелки с каждым блюдом».

Возможно, пустяки, но символические напоминания о том, что за этой книгой стояло мыслящее «я», что нравственная философия возникла — и может возникнуть снова — из обычной, питающейся фруктами души.

Не стоит расстраиваться, если со стороны мы совсем не похожи на тех, кто размышлял в прошлом.

В перерисованном Монтенем портрете адекватного, полуразумного человека можно не говорить по-гречески, пукать, передумать после еды, надоесть читать книгу, быть импотентом и не знать ни одного из античных философов.

Добродетельная, обычная жизнь, стремление к мудрости, но никогда не далекое от безрассудства — уже достаточное достижение.

Монтень остается великим, читаемым интеллектуалом, вместе с которым мы можем смеяться над интеллектуалами и всякого рода претензиями. Он был глотком свежего воздуха в замкнутых, не от мира сего, снобистских коридорах академических кругов 16-го века, и поскольку академические круги, к сожалению, не сильно изменились, он продолжает быть источником вдохновения и утешением для всех нас, кто чувствует постоянно угнетается педантизмом и высокомерием так называемых умников.

Мишель де Монтень | Французский писатель и философ

Дата рождения:
28 февраля 1533 г. Франция
Умер:
23 сентября 1592 г. (59 лет) Франция

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Мишель де Монтень , полностью Мишель Эйкем де Монтень (родился 28 февраля 1533, Шато-де-Монтень, близ Бордо, Франция — умер 23 сентября 1592, Шато-де-Монтень), французский писатель, чьи эссе ( эссе ) установили новую литературную форму. В своих « эссе » он написал один из самых захватывающих и интимных автопортретов, когда-либо созданных, наравне с портретами Августина и Руссо.

Живя во второй половине XVI века, Монтень стал свидетелем упадка интеллектуального оптимизма, характерного для эпохи Возрождения. Ощущение огромных человеческих возможностей, проистекающее из открытий путешественников Нового Света, повторного открытия классической античности и открытия научных горизонтов благодаря работам гуманистов, было разрушено во Франции, когда наступила кальвинистская Реформация.

за которыми последовали религиозные преследования и религиозные войны (1562–159 гг.).8). Эти конфликты, раздиравшие страну на части, были на самом деле политическими и гражданскими, а также религиозными войнами, отмеченными крайними эксцессами фанатизма и жестокости. Одновременно глубоко критически относясь к своему времени и глубоко погрузившись в его заботы и борьбу, Монтень решил написать о себе: «Я сам являюсь содержанием своей книги», — говорит он в своем вступительном слове к читателю, — чтобы прийти к определенные возможные истины о человеке и человеческом состоянии в период идеологических раздоров и расколов, когда всякая возможность истины казалась иллюзорной и коварной.

Родившийся в фамильном поместье Шато-де-Монтень на юго-западе Франции, Мишель Эйкем провел большую часть своей жизни в своем замке и в городе Бордо, в 30 милях к западу. Семейное состояние было основано на торговле прадедом Монтеня, который приобрел поместье и дворянский титул. Его дед и его отец расширили свою деятельность до сферы государственной службы и основали семью в

Noblesse de Robe , административной знати Франции. Отец Монтеня, Пьер Эйкем, был мэром Бордо.

В детстве Монтень обучался дома в соответствии с педагогическими идеями своего отца, которые включали создание непринужденной атмосферы мягкого поощрения и исключительное использование латыни, до сих пор являющейся международным языком образованных людей. В результате мальчик не выучил французский, пока ему не исполнилось шесть лет. Он продолжил свое образование в Колледже Гиенны, где строгая дисциплина вызывала отвращение, а обучение было лишь умеренно интересным, и, в конце концов, в Тулузском университете, где он изучал право. Следуя традиции государственной службы, начатой ​​его дедом, он поступил в магистратуру, став членом Акцизного совета, нового налогового суда Перигё, а когда этот орган был распущен в 1557 году, парламента Бордо. один из восьми региональных парламентов, входящих в состав французского парламента, высшей национальной судебной инстанции. Там, в возрасте 24 лет, он познакомился с Этьеном де ла Боэти, встреча, ставшая одним из самых значительных событий в жизни Монтеня.

Между несколько более старшим Ла Боэти (1530–1563), уже выдающимся государственным служащим, ученым-гуманистом и писателем, и Монтенем зародилась необыкновенная дружба, основанная на глубокой интеллектуальной и эмоциональной близости и взаимности. В своем эссе «О дружбе» Монтень очень трогательно писал о своей связи с Ла Боэти, которую он называл совершенной и неделимой, намного превосходящей все другие человеческие союзы. Когда Ла Боэти умер от дизентерии, он оставил в жизни Монтеня пустоту, которую не смогло заполнить ни одно другое существо, и вполне вероятно, что Монтень начал свою писательскую карьеру через шесть лет после смерти Ла Боэти, чтобы заполнить оставшуюся пустоту. из-за потери невозвратимого друга.

В 1565 году Монтень женился, действуя не столько из любви, сколько из чувства семейного и социального долга, на Франсуазе де ла Шассен, дочери одного из его коллег по парламенту Бордо. У него было шесть дочерей, пять из которых умерли в младенчестве, а шестая, Леонора, пережила его.

В 1569 году Монтень опубликовал свою первую книгу, французский перевод «Естественной теологии » XV века испанского монаха Раймонда Себонда. Он взял на себя эту задачу по просьбе своего отца, который, однако, умер в 1568 году до ее публикации, оставив своему старшему сыну титул и владения Монтеня.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В 1570 году Монтень продал свое место в парламенте Бордо, что означало его уход из общественной жизни. Позаботившись о посмертной публикации произведений Ла Боэти вместе с его собственными посвятительными письмами, он удалился в 1571 году в замок Монтень, чтобы посвятить свое время чтению, размышлению и письму. Его убежищем стала библиотека, установленная в башне замка. Именно в этой круглой комнате, заставленной тысячами книг и украшенной греческими и латинскими надписями, Монтень намеревался изложить на бумаге свои essais , то есть пробы и испытания его ума. Он провел годы с 1571 по 1580 год, составляя первые две книги эссе , которые состоят соответственно из 57 и 37 глав очень разной длины; они были опубликованы в Бордо в 1580 году.

Хотя большая часть этих лет была посвящена писательству, Монтеню приходилось также следить за управлением своим имением, и он был вынужден время от времени покидать свое уединение не только для поездки ко двору в Париж, но и для вмешательства в качестве посредник в нескольких эпизодах религиозных конфликтов в своем регионе и за его пределами. И римско-католический король Генрих III, и протестантский король Генрих Наваррский, который, как Генрих IV, стал королем Франции и обратился в католицизм, почитали и уважали Монтеня, но экстремисты с обеих сторон критиковали и преследовали его.

После публикации 1580 г., жаждущий новых впечатлений и глубоко возмущенный положением дел во Франции, Монтень отправился в путешествие и в течение 15 месяцев посетил области Франции, Германии, Швейцарии, Австрии и Италии. Любопытный по натуре, интересующийся мельчайшими подробностями быта, географии и региональных особенностей, Монтень был прирожденным путешественником. Он вел запись своего путешествия, свой Journal de voyage (не предназначенный для публикации и не публиковавшийся до 1774 г.), который богат живописными эпизодами, встречами, воспоминаниями и описаниями.

Еще в Италии, осенью 1581 года, Монтень получил известие о том, что он избран на пост мэра Бордо, который занимал его отец. Не желая соглашаться из-за мрачной политической ситуации во Франции и из-за плохого здоровья (он страдал от камней в почках, которые также преследовали его во время поездки), он тем не менее занял этот пост по просьбе Генриха III и занимал его в течение двух лет. сроки до июля 1585 года. Хотя начало его пребывания в должности было относительно спокойным, его второй срок был отмечен усилением боевых действий между враждующими группировками, и Монтень сыграл решающую роль в сохранении равновесия между католическим большинством и важной протестантской лигой. Представительство в Бордо. Ближе к концу его срока в Бордо вспыхнула чума, которая вскоре вышла из-под контроля и унесла жизни одной трети населения.

Монтень возобновил свою литературную деятельность, приступив к третьей книге эссе . После того, как его снова прервали новой вспышкой чумы в этом районе, которая вынудила Монтеня и его семью искать убежища в другом месте, военной деятельностью недалеко от его поместья и дипломатическими обязанностями, когда Екатерина Медичи обратилась к его способностям как к в качестве посредника между собой и Генрихом Наваррским — миссия, оказавшаяся неудачной, — Монтень смогла закончить работу в 1587 г.

1588 год был отмечен как политическими, так и литературными событиями. Во время поездки в Париж Монтень был дважды арестован и ненадолго заключен в тюрьму членами Протестантской лиги из-за своей верности Генриху III. Во время той же поездки он руководил публикацией пятого издания « очерков », первого, содержащего 13 глав Книги III, а также Книг I и II, обогащенных множеством дополнений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *