Раскол в русской православной церкви кратко: Раскол церкви на Руси в 17 веке и его причины

Раскол церкви на Руси в 17 веке и его причины

В середине XVII в. отношения между церковью и властью в Московской державе осложнились. Происходило это в момент усиления самодержавия и нарастания общественной напряжённости. В этих условиях прошли преобразования православной церкви, которые привели к серьёзным изменениям в политической, духовной жизни российского общества и церковному расколу.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Жадан Еленой Александровной.

Опыт работы учителем истории — 29 лет.

Причины и предпосылки

Разделение церкви произошло в 1650-х – 1660-х годах в ходе проведения церковной реформы, начатой патриархом Никоном. Причины раскола церкви на Руси в 17 веке можно разделить на несколько групп:

  • социальный кризис,
  • церковный кризис,
  • духовный кризис,
  • внешнеполитические интересы страны.

Социальный кризис был вызван стремлением власти ограничить права церкви.

Она обладала значительными привилегиями по влиянию на политику и идеологию. Церковный кризис был порождён низким уровнем профессионализма духовенства, его распущенностью, различиями в обрядах, толкованием содержания священных книг. Духовный кризис – общество менялось, люди по-новому понимали свою роль и положение в социуме. Они ожидали, что и церковь будет соответствовать требованиям времени.

Рис. 1. Двоеперстие.

Интересы России во внешней политике также требовали преобразований. Московский царь хотел стать наследником византийских императоров как в делах веры, так и в их территориальных владениях. Чтобы осуществить желаемое, необходимо было привести обряды в единство с греческими образцами, принятыми на территориях православных земель, которые правитель стремился присоединить к России, или взять под её контроль.

Реформа и раскол

Раскол церкви на Руси в 17 веке начался с избрания Никона патриархом и начатой им церковной реформы. В 1653 г.

во все московские церкви отправили документ о замене двоеперстного крестного знамения на троеперстное. Спешка, репрессивные методы Никона при проведении реформы вызывали протест населения и привели к расколу.

Рис. 2. Патриарх Никон.

В 1658 г. Никона выдворили из Москвы. Опалу вызвало и его властолюбие, и происки бояр. Преобразования продолжил сам царь. В соответствии с новейшими греческими образцами реформировали церковные обряды и богослужебные книги, которые в течение веков не менялись, а сохранялись в том виде, в котором получили их из Византии.

Последствия

С одной стороны, реформа укрепила централизацию церкви и её иерархию. С другой, суд над Никоном стал прологом ликвидации патриаршества и полного подчинения церковного института государству. В обществе свершившиеся преобразования создали атмосферу восприятию нового, которая породила критичность по отношению к традиции.

Рис. 3. Старообрядцы.

Не принявших новшества стали называть старообрядцами. Старообрядчество – одно из самых сложных и противоречивых последствий Никоновской реформы, раскол внутри церкви и в самом обществе.

Что мы узнали?

Узнали о причинах проведения церковной реформы, её основном содержании и результатах. Русская православная церковь раскололась на старообрядцев и никониан. .

Оценка доклада

А какая ваша оценка?

Раскол русской православной церкви кратко

Потеря былого могущества Византии способствовало тому, что у Русской православной церкви появилась возможность возглавить православное христианство. Россия, приняв Флорентийскую унию, с 15 века начинает именовать себя «третьим Римом». Чтобы соответствовать заявленному, в 17 веке Русская церковь проводит церковную реформу, которая приводит к расколу среди православных людей России и появлению ветви православного течения именуемое как «старообрядчество».
Осуществил реформу в 1653 году патриарх Никон при поддержке царя Алексея Михайловича. Основной целью производимой реформы было согласование православной жизни русского государства с церковными устоями восточно — славянских народов Белоруссии и Украины для облегчения их вхождения в Русское государство.
Было проведено ряд мер канонических и административных актов. Главным из которых было исправление церковных книг. За основу богослужебным текстам послужили греческие книги изданные в 17 веке.
Весной 1654 года был созван церковный собор, в котором участвовали: царь Алексей Михайлович и патриарх Никон, пять митрополитов и четырех архиепископов, епископ, одиннадцать архимандритов, игумены, протопопы. Все они поддержали реформу. Выразивших сомнение данной реформы, епископов Коломенского и Каширского лишили сана и сослали. Оппоненты Никона стали обвинять его в отказе от православных традиций Русской церкви и тоже были сосланы (самый известный противник реформы Аввакум Петров).
После ухода в 1658 году Никона с поста патриарха многие сосланные вернулись в столицу, в том числе и протопоп Аввакум. Репрессии против недовольных ослабли. В 1666 и 1667 годах состоялся Боль­шой Мо­с­ков­ский со­бор. В нем приняли участие два все­лен­ских пат­ри­ар­ха. Реформа была принята, а тех, кому она была не по нраву, предали анафеме. Теперь законом было закреплено гонение на старообрядцев с наказанием в виде смертной казни, в последствии которое приобрело широкие масштабы. Раскол Русской церкви произошел.
Сама реформа не затрагивала основ православия, а в основном касалась обрядов, применяемых в жизни церкви. Например, было принято троеперстное сложение при крестном знамении (у старообрядцев — двухперстное), имя Спасителя следовало писать «Иисус», а не «Исус», применять зем­ные по­кло­ны во вре­мя проведения служ­бы. Изменили фор­му пе­ча­ти на про­сфо­рах. Вместо круг­лой, с изображением восьмиконечного креста, стали использовать квадратную форму с четырехконечным крестом. Так­же следовало убрать в убранстве церкви все изображения Святых, у коих руки были сложены в двухперстное сложение. Иконы с такими изображениями следовало также изъять.
В 1800 годы была предпринята попытка подчинения старообрядцев к нововведениям. Было принято «единоверие», что подразумевало собой разрешение проводить службы по старопечатным книгам. В дальнейшем такие попытки примирить православный расколотый народ Русской церковью проводились не раз. Но только в 1971 году Поместный собор РПЦ признал старые обряды «равночестными и равноспасительными».
После гонений основными центрами старообрядчества сформировались в Поволжье, на юге России, Поморье и в Сибири, там куда они бежали от репрессий и поселились. С конца 18 века такие центры старообрядческой культуры появились и в Москве, в Санкт-Петербурге. После 1905 года старообрядцы активно организовывали общины, строили храмы и издавали свою церковную литературу, открывали благотворительные организации. Старообрядцы внесли большой вклад в сохранение древне-русского культурного наследия России. В настоящее время старообрядческие центры помимо России есть и в Китае, Австралии, Канаде и в ряде других стран.

Добавить комментарий

Следующий Великий раскол христианства? — Emerging Europe

Пока небеса не упали, но последствия решения Константинопольского Патриарха утвердить независимость Украинской Православной Церкви уже ощущаются в странах развивающейся Европы.

Русская Православная Церковь, насчитывающая, по оценкам, более 150 миллионов последователей, на сегодняшний день является крупнейшей из православных общин мира и на протяжении большей части своей многовековой истории была тесно связана с Российским государством. Президент Владимир Путин продвигал церковь как ключевую часть современной российской идентичности. Его лидер, патриарх Кирилл, предположительно осведомитель КГБ в советское время, является близким союзником российского лидера, которого он назвал «чудом Божьим». Из 36 000 приходов церкви более трети находятся за пределами России, из них более 12 000 — в Украине.

Итак, когда Варфоломей, Вселенский Константинопольский Патриарх, считающийся «первым среди равных» в мировой ортодоксии (православная церковь не имеет аналога папы), постановил 11 октября, что в Украине должна быть автокефальная (православный термин для обозначения независимой) церкви , Россия была далеко не довольна.

«Константинопольский Патриархат принял катастрофические решения, прежде всего в отношении себя и мирового Православия», — заявил пресс-секретарь патриарха Кирилла Александр Волков в день заявления Варфоломея. «Константинопольский патриархат перешел красную черту».

Вскоре после этого Русская православная церковь объявила о разрыве отношений с Константинопольским патриархатом, угрожая расколом, который станет самым большим в христианстве со времени разделения православной и католической церквей в 1054 году. любые таинства, такие как причастие или крещение, в любых церквях под эгидой Константинопольского Патриархата по всему миру.

Это сложно

Еще больше усложняет ситуацию тот факт, что в настоящее время в Украине существует не одна православная церковь, а три: Украинская православная церковь Московского Патриархата, оставшаяся в подчинении России после распада Советского Союза; и два отколовшихся образования: Украинская православная церковь Киевского патриархата и меньшая Украинская автокефальная православная церковь. Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (крупнейшая) до сих пор была единственной, признанной легитимной другими каноническими Православными Церквями мира.

Предстоятель Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата Патриарх Филарет заявил, что намерен созвать собор с руководством других церквей для избрания предстоятеля единой Украинской Церкви, и призвал те приходы, которые оставаться верными Москве, чтобы присоединиться к ним.

«В конечном итоге все зависит от того, как отреагируют эти приходы», — говорит Святослав Каспе,   , профессор Национального исследовательского университета в Москве и главный редактор политологического журнала «Политейя». «Православное каноническое право архаично, запутано, загадочно и двусмысленно; не существует общепризнанного авторитета, дающего прямую и авторитетную интерпретацию. С другой стороны, Константинопольский Патриарх носит титул Верховного Вселенского Судии, христианство действительно пришло на Русь из Византии, а титул Московского Патриарха первоначально был присвоен Константинополем в 1589 г.».

Патриарх Филарет заявил, что шаги к независимости от Москвы должны осуществляться осторожно, чтобы не дать Кремлю предлога для дальнейших вторжений России на территорию Украины.

«Мы будем стремиться к тому, чтобы в Украине была единая православная церковь и чтобы Русская [православная] церковь не скрывалась под украинским названием, хотя по сути она русская», — сказал Азаттыку в интервью Азаттыку патриарх. Ноябрь. Он также настаивал на том, чтобы в Украине не было захватов церковных зданий, которые сейчас находятся под контролем Московской церкви.

«Это то, чего хочет Москва — рейдерских захватов, создающих почву для вмешательства во внутренние дела Украины», — добавил он.

Региональные разногласия

Спор между Кириллом и Варфоломеем не нов. Многие аналитики считают, что конечной целью Кирилла является лишить Варфоломея его символической роли лидера православного христианства, не в последнюю очередь из-за прекрасных отношений, которые Варфоломей поддерживает с католической церковью и папой. Всего за несколько дней до того, как Варфоломей сделал свое историческое заявление, его посетил Кирилл в последней отчаянной попытке изменить мнение Вселенского патриарха. Он потерпел неудачу.

Таким образом, Кирилл справедливо беспокоится о том, что ему придется брать на себя второстепенную роль. Украина — не единственная страна, в которой православные верующие расколоты. Верующие Молдовы разделены между Молдавской православной церковью, лояльной Москве, и Православной церковью Бессарабии (историческое название Молдовы), которая подчиняется Румынской православной церкви; Кирилл посетил Молдову в конце октября, чтобы заручиться поддержкой. Похожая ситуация существует в Эстонии, где после распада Советского Союза существовало две православные церкви: одна признала Константинополь, а другая осталась с Москвой. В 19В 96 г. русская церковь ненадолго разорвала связи с Константинополем, пока не был достигнут компромисс, облегчивший работу двух эстонских церквей бок о бок.

Решение предоставить Украине автокефалию поставило перед другими развивающимися православными церквями Европы дилемму, кого поддерживать. Большинство в настоящее время сидят на заборе, подстраховывая свои ставки, пока благовония не улягутся. Румыния, кажется, немного склоняется к Константинополю: Варфоломея пригласили на освящение нового собора в Бухаресте 25 ноября; Кирилла нет. Тем временем Сербия решительно возражала против независимости украинской церкви. Не только из-за лояльности к Москве, но и по местным причинам: большинство православных приходов в соседней Черногории находятся под покровительством Сербской Православной Церкви, которая опасается аналогичного стремления к автокефалии со стороны другого отколовшегося образования, Черногорской Православной Церкви. основан после столетнего перерыва в 1993, популярность которого возросла после обретения Черногорией независимости в 2006 году.

«Священный Синод Константинопольского Патриархата встал на путь, ведущий к расколу. Это прямо и недвусмысленно открывает возможности — почти подчеркивает — новые прорывы для других церквей», — сказал Ириней, Патриарх Сербской Православной Церкви. Епископ Амфилохий, первосвященник Черногории в Сербской православной церкви, также поддержал позицию России. «То, что сделал Константинополь, неканонично», — сказал он.

Епископ Амфилохий пошел еще дальше, предположив, что Запад несет ответственность за раскол. «Запад пытается расколоть православную церковь, последний оплот единства народов бывшего СССР и бывшей Югославии», — сказал он.

Путин должен винить только себя

В этом отношении епископ Амфилохий находится на одной волне с российским президентом, который давно обвиняет «внешние элементы» в создании нынешнего разлада с Украиной.

«Москва, похоже, возлагает свои надежды на президентские и парламентские выборы в Украине в 2019 году, но это не более чем принятие желаемого за действительное великой державой, которая не хочет признавать, что совершила большую ошибку», — говорит Питер Дикинсон, научный сотрудник, не проживающий в Украине. в Atlantic Council и издатель журналов Business Ukraine и Lviv Today. «В глубине души члены путинского ближайшего окружения должны знать, что времена пророссийского большинства в украинской политике давно прошли».

«Москва находится в процессе инициирования разрыва с мировым руководством Православной церкви, и все потому, что она не может принять идею религиозной независимости Украины», — добавляет г-н Дикинсон. «Эти драматические меры гораздо больше, чем иррациональные действия отвергнутого любовника или отвергнутого супруга. Они отражают широко распространенное убеждение, что появление полностью прозападной и демократической Украины будет означать гибель путинского режима и, вполне возможно, самой Российской Федерации».

Несомненно то, что помимо Сербии и Черногории отсутствие какой-либо реальной поддержки позиции Москвы после решения признать украинскую церковь является явным доказательством того, что во всем мире это рассматривается как прямой результат вторжения России в Крым в 2014 году. и его роль в четырехлетней войне на востоке Украины. Это также пример того, как, даже в экуменических вопросах, экспансивная внешняя политика г-на Путина подорвала глобальное положение России. Если произойдет еще один Великий раскол — а чем больше времени проходит, тем менее вероятным это выглядит, — то это будет дело рук российского президента.

ТегиРоссия Сербия Эстония Румыния Украина Молдова Черногория Владимир Путин Патриарх Украинской Православной Церкви Кирилл Патриарх Русской Православной Церкви Филарет Святослав Каспе Вселенский Патриарх Константинопольский Епископ Черногорский Амфилохий Патриарх Ириней Экономика и Политика

Война Путина создает раскол в Русской Православной Церкви

Воскресное утро

/ Новости Си-Би-Эс

Лидер Русской Православной Церкви поддерживает войну, разделяющую церковь

Поддержка лидером Русской Православной войны войны разделяет церковь 05:21 900:02 В минувшие выходные на специальной полуночной службе в переполненной церкви в Удине, на северо-востоке Италии, священник провел свою паству иммигрантов из Украины, России и Восточной Европы через их обычные православные пасхальные традиции. Но в последнее время он также сопровождает их на гораздо менее знакомом пути, вызванном войной на Украине.

В марте этот приход решил отделиться от своей материнской церкви в Москве и вместо этого присоединиться к православной церкви в Стамбуле, лидер которой критиковал войну, что резко контрастирует с главой Русской православной церкви.

«Отделяясь от Москвы, — сказал отец Владимир Мельничук «Воскресному утру», — мы придерживаемся христианского видения мира».

Пасхальное богослужение в православном храме города Удине, Италия. Приход отделился от Русской православной церкви, базирующейся в Москве, из-за поддержки церковным руководством войны на Украине. Новости Си-Би-Эс

Около 100 миллионов русских православных – самая большая церковь в православии. Их лидером является патриарх Кирилл, который свято назвал вторжение России в Украину.

В проповеди в начале марта Кирилл выступил против влияний западного мира – его «избыточного потребления» и «гей-парадов». Он сказал о войне на Украине: «Мы говорим о спасении людей».

Андрей Синицын из Москвы согласен с разделом своего прихода. «Патриарх Кирилл фактически поддерживает войну», — сказал он. «Патриарх Кирилл слишком сблизился с правительством».

Корреспондент Сет Доан спросил: «Каково это быть прихожанином, верующим?»

— Недопустимо, — ответил Синицын. «Церковь должна быть независимой».

Отец Кирилл Ховорун был рукоположен Кириллом и был его советником по богословию до 2012 года. Он сказал: «Я считаю, что церковь является основным поставщиком идеологии, путинской идеологии. У этой войны простая формула: Война — это оружие плюс идеи. , а пушки, конечно, из Кремля, а идеи из церкви».

Патриарх Кирилл, глава Русской Православной Церкви. Критики говорят, что Кирилл продвигал доктрину, согласно которой Россия, Украина и Беларусь фактически являются одной нацией (основа для попытки Путина подчинить Украину власти Москвы), и призвал общественность поддержать Кремль против врагов «как внешних, так и внутренних».
» Новости Си-Би-Эс

И, считает отец Кирилл, Путин рассматривает эту войну как «священную операцию»: «Миссия от Бога очистить мир, знаете ли, от скверны западных идей и западных ценностей».

«Вы хотите сказать, что церковь создала идеологическую основу для войны?» — спросил Доан.

«Ну, вообще-то, когда я работал в Московской патриархии, я был свидетелем того, как зарождалась эта идеология, и протестовал против этого», — сказал он.

В советское время священников заставляли держать в курсе разведслужбы, и широко распространено мнение, что Кирилл был в КГБ. Но отец Кирилл считает, что Кирилл никогда не был в восторге от этого, что создавало трения с Путиным. «И именно поэтому мы говорим о браке по расчету, а не о браке по любви», — сказал Кирилл. «Они должны терпеть друг друга, потому что они используют свои навыки, свою харизму и, возможно, эти ресурсы друг друга — каждый в своих целях».

Эти ресурсы огромны, сказал другой бывший инсайдер, Сергей Чапнин, который также работал на Кирилла: «Есть приблизительные оценки, что он определенно миллиардер и, по сути, один из путинских олигархов — извините».

«Вы называете патриарха олигархом?» — спросил Доан.

«Ага», — ответил Чапнин. «У него есть финансовый интерес в сотрудничестве с государством, как и у других олигархов».

Чапнин рассматривает российскую церковь как государственную пропагандистскую машину, распространяющую идеи Путина как защитника консервативных ценностей от морально испорченного Запада.

Чапнин также считает, что экспансионистские амбиции Кирилла даже превышают путинские: «Главная мотивация патриарха Кирилла — это фактически власть и влияние», — сказал он. «Но из-за войны он фактически проигрывает».

До войны в Украине было много православных церквей, верных Москве. Теперь сотни украинских приходов откололись в знак протеста… что не так просто сделать в России.

Тем не менее, этот священник из подмосковного прихода сказал, что чувствует необходимость высказаться. Отец Иоанн Бурдин сказал нам: «Ответственность за то, что сейчас происходит, лежит на всех нас». Бурдин сказал, что все либо одобрили, либо промолчали.

Но когда он говорил в проповеди о том, что он назвал «братоубийственным конфликтом», он был допрошен российской полицией, оштрафован и предупрежден о возбуждении уголовного дела.

Доан спросил: «Вы видите, что люди в России уходят из церкви из-за этого?»

— Это не видимый процесс, они не уходят группами, — сказал Бурдин. «Но, без сомнения, это происходит».

И точно так же, как эта церковь в Удине, Италия, показывает, как Путин пытается изменить политические границы, религиозная карта региона также меняется.

     
Рассказ подготовила Анна Матранга. Монтажер: Эмануэле Секки.

Война в Украине

Более

Более
    В:
  • Россия
  • Владимир Путин

Впервые опубликовано 1 мая 2022 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *