Цитатная характеристика пирогова и пискарева – Образ и характеристика Пирогова в повести «Невский проспект» Гоголя: описание в цитатах |LITERATURUS: Мир русской литературы

Содержание

Образ и характеристика Пирогова в повести «Невский проспект» Гоголя: описание в цитатах |LITERATURUS: Мир русской литературы

Пирогов на вечере.
Художник Д. Кардовский

Поручик Пирогов является одним из главных персонажей повести «Невский проспект».

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Пирогова в повести «Невский проспект» Гоголя.

Образ и характеристика Пирогова в повести «Невский проспект» Гоголя

Пирогов — молодой человек, житель Петербурга:
«…Таковы главные черты этого сорта молодых людей.»

Пирогов — офицер, поручик. Он очень гордится своим чином, который получил недавно:

«…вы, верно, не заметили… я офицер…» 
«…поручик Пирогов, дернув шедшего с ним молодого человека…»
«Он был очень доволен своим чином, в который был произведен недавно… втайне его очень льстило это новое достоинство; он в разговоре часто старался намекнуть о нем обиняком…»
Пирогов принадлежит к среднему классу общества Петербурга:
«Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой‑то средний класс общества. <…> В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда. Оттуда они совершенно вытеснены тем, что называют в этом обществе аристократами…»
Пирогов — приятель художника Пискарева. Судя по всему, поручик общается с художником из корыстных побуждений — чтобы тот нарисовал его портрет:
«…поощрял художника Пискарева; впрочем, это происходило, может быть, оттого, что ему весьма желалось видеть мужественную физиономию свою на портрете.»
Поручик Пирогов всегда бывал очень любезен в изъяснениях подобного рода.»
Поручик Пирогов — самодовольный и самонадеянный человек:
«…думал про себя с самодовольною и самонадеянною улыбкою Пирогов, уверенный, что нет красоты, могшей бы ему противиться.»
««Ты, голубушка, моя!» – говорил с самоуверенностию Пирогов…»
Пирогов считает себя очень любезным и обаятельным мужчиной, перед которым не устоит ни одна женщина. Конечно, это не соответствует действительности:
«Он не мог понять, чтобы можно было ему противиться, тем более что любезность его и блестящий чин давали полное право на внимание.»
Поручик Пирогов считается образованным и воспитанным человеком. Однако на самом деле он — поверхностный, недалекий молодой человек:
«…впрочем, они считаются учеными и воспитанными людьми. Они любят потолковать об литературе; хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А. А. Орлове. Они не пропускают ни одной публичной лекции, будь она о бухгалтерии или даже о лесоводстве. В театре, какая бы ни была пьеса, вы всегда найдете одного из них, выключая разве если уже играются какие‑нибудь «Филатки», которыми очень оскорбляется их разборчивый вкус.»
Офицер Пирогов — это посредственный, бездарный человек. Автор с сарказмом говорит о том, что у поручика есть множество талантов:
«Но поручик Пирогов имел множество талантов, собственно ему принадлежавших. Он превосходно декламировал стихи из «Димитрия Донского» и «Горе от ума» и имел особенное искусство пускать из трубки дым кольцами так удачно, что вдруг мог нанизать их около десяти одно на другое. Умел очень приятно рассказать анекдот о том, что пушка сама по себе, а единорог сам по себе. Впрочем, оно несколько трудно перечесть все таланты, которыми судьба наградила Пирогова. Он любил поговорить об актрисе и танцовщице, но уже не так резко, как обыкновенно изъясняется об этом предмете молодой прапорщик.»
Пирогов — грубый, далекий от всего изящного человек. Автор с сарказмом говорит о его любви к изящному:
«Пирогов вообще показывал страсть ко всему изящному…»
Пирогов говорит женщинам пошлые, глупые комплименты. При этом он уверен, что его слова звучат любезно и мило:
«…хотя для того, чтобы любить вас, вовсе не нужно шпор, а скорее бы уздечку. Какие миленькие ручки!»
Пирогов — хвастливый человек. Он рассказывает своим товарищам об «интрижке» с немкой, хотя на самом деле у него с ней нет никаких отношений:
«Между тем Пирогов, куря трубку в кругу своих товарищей… намекал значительно и с приятною улыбкою об интрижке с хорошенькою немкою, с которою, по словам его, он уже совершенно был накоротке и которую он на самом деле едва ли не терял уже надежды преклонить на свою сторону.»

Пирогов гордится своей стройной фигурой и своей ловкостью:
«…раскланявшись, показал всю красоту своего гибкого перетянутого стана.»

«…во‑вторых, это могло показать его торнюру и ловкость…»
Пирогов — «подлец», «свинья», наглый, бесчестный человек. Он пытается соблазнить замужнюю немку, хотя та дает ему отпор:
«Поручик Пирогов решился не оставлять своих исканий, несмотря на то что немка оказала явный отпор.» 
«Грубиян! – закричал он в величайшем негодовании. – Как ты смеешь целовать мою жену? Ты подлец, а не русский офицер. Черт побери, мой друг Гофман, я немец, а не русская свинья!»
В конце концов Шиллер, муж блондинки, и его приятели избивают Пирогова за его наглое поведение:
«И немцы схватили за руки и ноги Пирогова.
Напрасно силился он отбиваться; эти три ремесленника… поступили с ним так грубо и невежливо…»
После этого Пирогов чувствует себя незаслуженно оскорбленным. Его не смущает тот факт, что он сам вел себя нагло и бесстыдно с немцем и его женой:
«Ничто не могло сравниться с гневом и негодованием Пирогова. Одна мысль об таком ужасном оскорблении приводила его в бешенство. Сибирь и плети он почитал самым малым наказанием для Шиллера.»

Это был цитатный образ и характеристика Пирогова в повести «Невский проспект» Гоголя, описание личности и характера героя.

www.literaturus.ru

Образ и характеристика Пискарева в повести «Невский проспект» Гоголя: описание в цитатах |LITERATURUS: Мир русской литературы

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Пискарева в повести «Невский проспект» Гоголя: описание героя в цитатах.


Пискарев — молодой художник, житель Петербурга:
«Это был художник. Не правда ли, странное явление? Художник петербургский!» 
«…молодой человек, художник Пискарев…»
О внешности Пискарева известно следующее:
«…шедшего с ним молодого человека во фраке и плаще.»

«…молодой человек во фраке.»


«На них встретите вы иногда отличный фрак и запачканный плащ, дорогой бархатный жилет и сюртук весь в красках.»
Пискарев — по-детски простодушный человек:
«…бедный Пискарев, тихий, робкий, скромный, детски простодушный…»
Пискарев — доверчиый, наивный человек. За это приятель Пирогов называет его простаком и простофилей:
«Простак! <…> Ступай, простофиля, прозеваешь!»
Пискарев — добрый, кроткий, застенчивый человек:
«…это большею частию добрый, кроткий народ, застенчивый, беспечный, любящий тихо свое искусство, пьющий чай с двумя приятелями своими в маленькой комнате, скромно толкующий о любимом предмете и вовсе небрегущий об излишнем.»

«Они вообще очень робки: звезда и толстый эполет приводят их в такое замешательство, что они невольно понижают цену своих произведений.»

«…Пискарев, застенчивый, робкий…»
Пискарев любит свое дело. Вероятно, у него есть инстинный талант художника:
«…любящий тихо свое искусство…»

«…они с истинным наслаждением трудятся над своею работою. Они часто питают в себе истинный талант…»

«…Пискарев… носивший в себе искру таланта, быть может со временем бы вспыхнувшего широко и ярко.»
Пискарев — бедный, но трудолюбивый человек:
«Правда, я беден, – сказал, наконец, после долгого и поучительного увещания Пискарев, – но мы станем трудиться…» 
«…не пришел посмотреть на труп несчастного бедняка…»

Пискарев — молодой мечтатель и романтик:

«Такие мысли пришли в голову молодому мечтателю, и он решился преследовать.» 
«…в душе своей носивший искры чувства, готовые при удобном случае превратиться в пламя.»
Пискарев способен на чистые, непорочные чувства и мысли:
«Он не чувствовал никакой земной мысли; он не был разогрет пламенем земной страсти, нет, он был в эту минуту чист и непорочен, как девственный юноша, еще дышущий неопределенною духовною потребностью любви. И то, что возбудило бы в развратном человеке дерзкие помышления, то самое, напротив, еще более освятило их.»
«…мысли его были совершенно чисты, как мысли ребенка.»
Пискарев погружен в творчество настолько, что никогда не смотрит людям в глаза и часто отвечает невпопад:
«Он никогда не глядит вам прямо в глаза; если же глядит, то как‑то мутно, неопределенно… Это происходит оттого, что он в одно и то же время видит и ваши черты, и черты какого‑нибудь гипсового Геркулеса, стоящего в его комнате, или ему представляется его же собственная картина, которую он еще думает произвесть. От этого он отвечает часто несвязно, иногда невпопад, и мешающиеся в его голове предметы еще более увеличивают его робость.»
Пискарев — глубоко одинокий человек. Когда он умирает, на его похороны не приходит никто, даже приятель Пирогов:
«Никто не поплакал над ним; никого не видно было возле его бездушного трупа, кроме обыкновенной фигуры квартального надзирателя и равнодушной мины городового лекаря.»
Однажды на Невском проспекте Пискарев видит прекрасную незнакомку. Она кажется ему настоящим божеством:
«С тайным трепетом спешил он за своим предметом, так сильно его поразившим, и, казалось, дивился сам своей дерзости. Незнакомое существо, к которому так прильнули его глаза, мысли и чувства, вдруг поворотило голову и взглянуло на него. Боже, какие божественные черты!» 
«…та, за один небесный взгляд которой он готов бы был отдать всю жизнь…»
Вскоре Пискарев узнает, что его незнакомка — работница неприличного заведения:
«Такая красавица, такие божественные черты – и где же? в каком месте!..»
Романтик Пискарев предлагает красавице выйти за него замуж, чтобы спасти ее из моря разврата. Но девушка не хочет работать, поэтому она предпочитает свое грязное ремесло:
«Как можно! – прервала она речь с выражением какого‑то презрения. – Я не прачка и не швея, чтобы стала заниматься работою.»
Убитый горем Пискарев впадает в тоску и через 4 дня умирает у себя в комнате:
«…наконец выломали дверь и нашли бездыханный труп…»
Мечтатель Пискарев оказывается жертвой своей безумной страсти. Безответная страсть к прекрасной незнакомке приводит художника к трагической гибели:
«Так погиб, жертва безумной страсти…»

www.literaturus.ru

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (Невский проспект Гоголь)

Главные герои повести Гоголя «Невский проспект» — это два друга: Пирогов и Пискарёв. Автор показывает на их примере, как легко донести до читателя, что один герой не заслуживает сочувствия и сострадания, а другой — заслуживает. Нет, конечно, можно и на фоне одного персонажа выделить его негативные качества и позитивные, но, когда это происходит на контрасте двух противоположностей, воспринимается это гораздо легче, более однозначно и без сомнений в своих суждениях.

Начнём с того, что род профессии у них совершенно разный — Пискарёв занимается художеством, а Пирогов служит поручиком. Уже здесь читатель может подумать о том, что Пискарёв, как и любая творческая личность, наделен тонкостью души, вниманием к мелочам и безграничной фантазией, с помощью которой он любит мечтать.

Пирогов же, как истинный служащий, не способен воспринимать доподлинно красоту окружающего его мира, он слаб в высоких материях, а всё, что его заботит, — деньги и влияние, чин и общественное признание. Если говорить прямо, то романтик Пискарёв живёт миром идеальным: он мечтает о чистой и бескорыстной любви, тогда как Пирогов хочет занять тёплое место под солнцем, обеспечить себе жизнь, женясь на какой-нибудь красотке, у которой богатый отец, причём вовсе не важно, будет он любить девушку или нет.

Ещё одно, что очень сильно отличает главных героев, — это отношение к любви. Когда товарищи встречаются на Невском проспекте и присматривают себе двух понравившихся барышень, Пирогов проявляет всю свою пошлость, мерзость и низменность, потому что ему нужна девушка, с которой он просто хорошо проведёт время, развлечётся. Пискарёв же надеется всем сердцем, что девушка, которая ему понравится, станет для него единственной на всю жизнь, он хочет полюбить раз и навсегда, он ждёт от этой симпатии самых высоких чувств и отношений.

Когда Пискарёв узнаёт, что его девушка работает в непристойном заведении, он сильно ужасается, что говорит читателю о высоких моральных принципах героя. Из благородства своего он даже готов простить ей эту работу, если она только бросит её немедленно и будет жить с ним, Пискарёвым. Отказ девушки становится для него настоящим ударом, от которого он не смог оправиться и скончался. Пирогов же ухаживает за своей девушкой, у которой есть муж. Это говорит о его бесчестии и желании к забавам в жизни. Получив по морде от мужа понравившейся барышне, он грозится арестом и судом. Автор этим как бы показывает, что для него важна честь, но тут же этот Пирогов идёт танцевать мазурку с друзьями в ресторане. Его уже не заботит его честь, это был фарс.

Пирогов и Пискарёв — это антагонисты, на фоне различия которых можно найти, кого презирать, а кому сочувствовать. И решать, кто есть кто, смогут только моральные принципы читателя.

Сочинение Пискарев и Пирогов

Во многих произведениях гоголя значимое место занимал цикл «Петербургские повести». Цикл нельзя назвать полным без повести «Невский проспект». В этом творении Гоголь подробно описал самый главный проспект Санкт-Петербурга в разные времена. После идет знакомства с молодыми людьми, а именно, Пироговым и живописцем Пискаревым.

Сравнивать Пирогова и Пискарева можно уже с самого начала произведения. У двоих мужчин есть общая цель: волочение за женщинами, которые часто прогуливаюсь вдоль Невы. Пискарев – это человек, которого можно назвать романтиком. Он мечтает о светлой любви и хочет ее познать. Увидев на проспекте чудесную и обворожительную брюнетку, он начинает преследовать даму. Однако, его ждало разочарование. Проследив за ней, он попал в публичный дом. Значит, девушка была куртизанкой. Не о такой любви, конечно, мечтает Пискарев.

Художнику дико и не понятно, как такое вообще может быть. Как такая чудесная дама может оказаться настолько падшей. После случившегося молодой человек отправился домой, чтобы поразмышлять об всем происходящем. Полной неожиданностью стало то, что за ним приехала карета, дама хочет его видеть. Пискарев попадает на балл, там он видит всю ту же брюнетку. Однако, поговорить с ней не может, он постоянно исчезает из его поля зрения. Художник судорожно пытается найти ее, но не выходит. Потом он просто просыпается. Молодой человек не может успокоиться, он представляет эту девушку на месте своей возлюбленной. День настал, когда Пискарев решился сделать первый шаг и прийти к ней, предложив тихую и спокойную семейную жизнь. Однако, дама выставила художника за двери и Пискарев ушел домой. Буквально через семь дней его нашли мертвым у себя дома.

С Пироговым в тоже время произошли довольно странные обстоятельства. В тот же вечер мужчина познакомился с  прекрасной девушкой, только уже блондинкой, которая покорила сердце Пирогова. Он последовал к ней домой. Однако, попал в дом к нетрезвому немцу, который просил юношу отрезать ему нос. Пирогов решил вмешать и получил по заслугам. Как оказалась, эта обворожительная блондинка жена пьяного немца. Он начинает ухаживать за блондинкой, но муж оказался настоящим извергом. Он сделал с Пироговым такое, что автор даже не хотел это писывать. Пирогов, в порыве гнева, хочет выслать взбешенного мужа в Сибирь. Однако, он быстро забывает обо всем и живет дальше, тихой и спокойной жизнью, будто ничего и не было.

Другие сочинения:

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова

Несколько интересных сочинений

sochinite.ru

Характеристика Пискарёва и Пирогова | Инфошкола

26 Октябрь 2011       админ      Главная страница » Характеристика героев      Просмотров:   52835

Один из главных героев повести «Невский проспект»  — Пискарев.  Живет он в тяжелых условиях, и неизмеримо далек от аристократического общества. Человек искусства, наделенный пламенным воображением, с тонкой, ранимой душой, жаждущий прекрасного. Он поставлен в центр повести именно потому, что особенно остро воспринимает противоречия Петербурга. Крушение мечты приводит его к трагическому исходу.

Рядом с героем-романтиком в повести  действует его антипод, воплощение пошлости, приземленности, бездуховности —  поручик Пирогов. Ни его фамилия, ни его внутренний мир, ни его поведение не имеют ничего общего с характерными особенностями персонажей светских повестей. Гоголь проявил художническую смелость, избрав в качестве носителя пошлости офицера и даже подчеркнув, что Пирогов отнюдь не единичен. Недаром двойника Пирогова краешком глаза видит в притоне Пискарев: «Сквозь непритворенную дверь другой комнаты блестел сапог со шпорой и краснели выпушки мундира; громкий мужской голос и женский смех раздавались без всякого принуждения».

В «Невском проспекте» нарисована довольно широкая картина Петербурга и дан многосторонний художественно-демографический анализ столицы. Но многосторонний не значит полный. Если бы писатель ограничился картинами движущегося проспекта, изображением «дна», быта неизвестных художников, небогатых мастеровых и жирующих офицеров, картина столицы  была бы все-таки сужена. Явно не хватает изображения жизни «верхов». И восполнить этот пробел писатель, очевидно, решил введением в повествование картины сна героя.

В сновидении Пискарева все правдоподобно, несмотря на граничащее с чудом появление художника — плебея на светском балу и превращение женщины сомнительного поведения в царицу бала. Если изъять сцену бала из повести, опустив заключительную фразу: «Он поднял глаза: перед ним стоял подсвечник с огнем … » эту сцену можно принять или за самостоятельный рассказ (новеллу), или, в крайнем случае, за фрагмент реалистического произведения.

Гоголь не очень заботился о том, чтобы все детали точно передавали психологическую достоверность сна. Вот, например, как он изображал молодых карьеристов, участников бала: «Они были исполнены такого благородства, с таким достоинством говорили и молчали, так не умели сказать ничего лишнего, так величаво шутили, так почтительно улыбались, такие превосходные носили бакенбарды, так искусно умели показывать отличные руки. Описание многократности действий или состояний персонажей скорее уместно в авторской характеристике: во сне увидеть, что герои не хотели сказать ничего лишнего или величаво шутили, невозможно.

Писателю было важно кратко охарактеризовать молодых представителей светского общества, а не воспроизвести в реалистическом плане детали сна Пискарева. Поэтому он невольно обнажил условность описания.

Содержанием сновидения Пискарева является бал. У писателя была возможность нарисовать романтическую красавицу в иной ситуации. Но он бегло говорит о множестве снов Пискарева, выхватывает из них даже два, в которых любимая женщина художника становится хозяйкой деревенского домика, а затем женою, но подробно рисует только сцену бала в высшем свете.  Балы были важным структурным элементом дворянского быта. Писателей привлекала возможность показать массу людей в свободной обстановке, в их дружеском и любовном общении, в сложных взаимоотношениях друг с другом.

Если вам  понравилась статья — характеристика Пирогова и Пискарёва, предлагаю вам ознакомиться с другими характеристиками героев:

Характеристика Хлестакова

Характеристика Обломова

Характеристика Пискарёва и Пирогова

3 (60%) 2 votes     Метки: Характеристика Пирогова и Пискарёва     

info-shkola.ru

Образ и характеристика Пирогова в рассказе Невский проспект Гоголя сочинение

Одним из основных персонажей произведения является поручик Пирогов, по сюжету повести представляющий приятеля романтика Пискарева.

Писатель изображает Пирогова в образе наглого, самодовольного, ограниченного и пошлого молодого человека, считающего себя образованным офицером, любящем потолковать о литературе, умеющим развлекать женский пол.

Главной жизненной целью Пирогова является получение чина полковника и обретение обеспеченного положения. Автор предполагает, что в будущем Пирогова ждет женитьба на дочери купца, умеющей исполнять фортепианные партии, имеющей большое приданое и несметное количество богатой родни.

Раскрывая образ Пирогова, автор характеризует героя в качестве ушлого карьериста, подражающего знатным людям светского общества, посещающего театр лишь с целью обозначить собственное присутствие и пренебрежительно относящегося к людям, имеющем низшие чины, высокомерно общаясь с ними.

В любовных отношениях Пирогов стремится лишь к удовольствиям, принимая их в качестве интересного приключения, интрижки, не задумываясь о жизненных проблемах и относясь к женщинам с грубым цинизмом.

В отличии от Пискарева, характеризующегося чистым и благородным отношением к женщине, привязанностью Пирогова является лишь продвижение по карьерной лестнице, не обремененное душевными терзаниями и решением сложных жизненных проблем. Пискарев обречен пережить драматическую любовь, а в это время Пирогов, не стесняясь общественного мнения, заводит интрижку с супругой ремесленника по имени Шиллер, хвастаясь об этом всем своим друзьям.

Не имея в своем характере положительных черт, натура Пирогова отличается самоуверенностью, граничащей с отъявленной наглостью. Ремесленник преподает урок Пирогову за совращение своей жены, избив его с пьяными дружками. Однако это событие ничуть не влияет на принципы Пирогова, лишь поначалу, в гневе от случившегося, поручик грозит Шиллеру отправкой в сибирскую ссылку, а затем, демонстрируя полное отсутствие чести и человеческого достоинства, направляется в кондитерскую за десертом, а вечером легко и непринужденно исполняет мазурку на одном из званых балов.

Описывая образ Пирогова, писатель на его примере изображает типичного представителя среднего класса тогдашнего общества Петербурга, стремящегося к изысканной жизни и не отличающимся гордостью, честью и духовностью.

Сочинение про поручика Пирогова

В повести Гоголя «Невский проспект» одним из важных героев на первом плане является Пирогов. Для него в приоритете  это успех, и получить  место по лучше. Это всего лишь мысли, которые живут в его голове. Но он не готов себя трепать, что бы решить какие либо проблемы. Он привык жить, и не напрягаться, и по правилам, он не ощущает в этом надобности. Пирогов предпочитает брать от жизни только самое лучшее, и не о чем не заботится. Ему интересно  только то, что модно или входит в моду, что стало нормой поведения выбранного им общества.

Пирогов словно притягивает к себе все светское общество, и он старается им подрожать. Такие люди как он любят поговорить на тему литературы, ему нравится  театр, живопись, он даже  оказывает еще одному главному герою Пискареву «покровительство. У Пирогова есть одна большая слабость это – чин. Это то, что он просто обожает, он думает о нем, волнуется, и стремится к нему. Он это больше всего ценит, потому что чин определяет конкретное место в обществе. Пирогов был очень рад  своим чином, который был не так давно произведен, и не смотря на то, что когда он ложился на диван говорил: «это все суета». Не показывая никому, он собой гордился, когда его доставали он старался намекнуть о нем.

Автор отлично показал, как поменялся человек с чином. То что у него одни отрицательные черты, это не только мешает, но и помогает уверенности в себе, и наглости Пирогова. В обществе, в котором он ни от кого не зависит, он разговаривает не задумываясь.

В отличие от Пискарева, для которого присуще хорошее отношение к женщинам, Пирогов – грубый нахал. Реакция на сильное оскорбление со стороны Шиллера выявляет, что в нем нет никаких человеческих качеств.
В этом произведении, Пискарев и Пирогов выставлены, с большой характеристикой  социальных противоречий. Автор делает акцент не легкие жизненные ситуации, художественное умозаключение благодаря которому определяется реалистическая сила и направленность произведения.

Показывая Пирогова, Гоголь выставляет хозяйство чина над человеком, чрезмерная пошлость.

Главная тема этого рассказа это жизнь Петербурга и  «маленького человека» в огромном городе  с его воображениями о социуме, которые вызывают непонятность между тем что происходит в действительности, и представлении об идеале. Но и с этим раскрывается меркантильность, и хладнокровие людей. Судьба Пирогова, дана в общественном движении жизни города.  Который гонится лишь за выгодой, и ничего ему больше не интересно. А то, что они погнались за прекрасными незнакомыми девушками это контраст повествования.

Другие сочинения:

Образ и характеристика Пирогова в рассказе Невский проспект

Несколько интересных сочинений

sochinite.ru

Помогите пожалуйста написать сравнительную характеристику пирогова и пискарева. Невский проспект

Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными
началами в характерах .
Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва: “Пискарёв и Пирогов-какой контраст! Оба они начали в один
день,в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!”
-писал В.Г. Белинский.

Пискарёв-художник и очень чувствительная, тонкая натура, которую так легко сломать. Он мечтатель, живёт в своём внутреннем мире и когда реальность так внезапно раскрывается в своей жестокости, он не выдерживает и решается на самоубийство. Пирогов, наоборот-чересчур равнодушен ко всем и вся. Если Пискарёв переживает из-
за потери «идеала девушки» до смерти, в буквальном смысле, то Пирогову достаточно съесть пирог в ближайшем кафе, чтобы забыть о своей недавней любви.

Пискарёв верит в гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы.
Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о его талантах, на самом деле
раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость,
самоуверенная пошлость, стремление подражать тому, что входит в моду у
избранной публики.
К людям ниже его по чину он относится высокомерно.

Любовь для Пирогова-лишь интересное приключение, “интрижка”, которой
можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно
пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность его
и блестящий чин дают ему полное право на её внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям.
Автор показал, как в погоне за чинами человек овеществляется, теряет свое индивидуальное лицо, превращается в безликое существо. Моральные нормы ставятся с ног на голову, а недостойный- счастливее достойного.

otvet.mail.ru

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Творчество Н. В. Гоголя невозможно представить без повести «Невский проспект», вошедшей в цикл «Петербургские повести». Начало всему положили наброски петербургского пейзажа писателем в 1831 году. Незамысловатый сюжет начинается с описания проспекта в Петербурге в разное время суток. Далее происходит знакомство читателя с молодыми людьми: поручиком Пироговым и художником Пискаревым.

История с Пискаревым

Изучение повести должно строиться на сопоставлении этих образов. Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова начинается уже с первых строк. Цель молодых людей — поволочиться за гуляющими по проспекту дамами. Художнику-романтику хочется влюбиться, он выбирает брюнетку и идет за ней. Однако, поднявшись и войдя с нею в дом, он вдруг отрезвляется и с ужасом понимает, что это публичный дом, а прекрасная незнакомка – проститутка.

Пискарев не может принять, что девушка небесной красоты оказывается всего лишь падшей женщиной, находится в грязном заведении и ведет пошлые разговоры. Ошарашенный юноша мчится домой, долго приходит в себя, но тут за ним присылают карету. Оказывается, дама просит его приехать. Пискарев попадает на бал. Брюнетка прекрасна и грациозна. Они пытаются поговорить, но девушка постоянно исчезает. Пискарев долго ее ищет, но найти не может. И тут просыпается… Это было во сне.

С тех пор юноша не находит покоя, все время представляя девушку своей возлюбленной. Однажды он все же находит дом незнакомки и в беседе с нею пытается объяснить ей весь ужас ее положения, рисует перед ней картину счастливой семейной жизни. Однако она не понимает его и даже насмехается. Обиженный и удрученный, Пискарев уходит, а через неделю его обнаружат в собственном доме с перерезанным горлом. На похоронах нет его товарища Пирогова. Таким образом, сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова осуществляется на анализе тех событий, которые с ними произошли.

История с Пироговым

Ведь и с Пироговым тоже произошла ситуация. Когда в тот злополучный вечер решил он приударить за блондинкой, то волей случая попал в дом одного немца, который в пьяном состоянии требовал отрезать себе нос. Сделать это должен был сапожник. Пирогов вмешивается и получает нагоняй. Он уходит, но назавтра возвращается, так как ему захотелось продолжить знакомство с блондинкой, которая оказалась женой немца. Его ухаживания заканчиваются тем, что сердитый муж и его друг сотворяют над ним такое зло, что автор об этом умалчивает. Взбешенный поручик обещает сослать немца в Сибирь, но очень быстро все забывает и продолжает жить прежней жизнью.

Жизненные цели

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова начинается с определения жизненных целей героев. Пирогов мечтает занять место под солнцем любым способом, поэтому не терзает себя мыслями о нравственности или любви. Вместо того чтобы размышлять, он живет в свое удовольствие. Гоголь сделал этого персонажа символом пошлости. Он интересуется модой и всем тем, что связано со светом. Единственное желание: быть вхожим в светское общество. Поверхностно он может судить о литературе и искусстве, но не потому, что это ему нравится или в этом разбирается, а потому, что говорить о высоком – признак хорошего тона. В принципе, жизненную цель имеют оба: Пирогов и Пискарев. Характеристика позиции Пирогова следующая.

Чин

Заветным желанием Пирогова является чин. Это для него пропуск в светлую и привольную жизнь. И уж очень Пирогов гордится собственным чином. Гоголь показывает, как должность заменяет человека. В Пирогове не осталось ничего порядочного. Он ведет себя нагло и презрительно с людьми, от кого не зависит, и раболепствует перед теми, кто выше него по званию. Высекание Пирогова, а точнее, его реакция на это действие – испытание его чести и достоинства. Гнев его быстро остыл, значит, никакого человеческого достоинства в нем не было. Иная писательская характеристика Пискарева. Пирогова состояние, его духовное оскудение показано в повести.

Художник полутонов, Гоголь противопоставляет героев и по освещению. Пирогов – герой дневной, Пискарев – вечерний. Дневной, то есть обыденный, серый. Таких, как Пирогов, много. Пискаревых мало. Это человек, который знает, что такое честь и достоинство, любовь и сострадание. Его цель проста и в то же время высока. Он хочет быть хорошим мужем, отцом и художником. По многим аспектам может быть проведена сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова: по отношению к женщинам, к жизни, по поведению в различных ситуациях.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *