Раскол в русской православной церкви кратко: Раскол церковный

Раскол русской церкви [Церковный 17 века, реформа патриарха Никона] — дата, год, причины, ход, этапы, последствия, итоги, значение, вики — WikiWhat

Причины раскола православной церкви

Главная причина раскола русской церкви лежала в духовной сфере. Тради­ционно в русской религиозности придавали огромное значение об­рядам, считая их основой веры. По мнению многих православных, греки «пошатнулись» в вере, за что и были наказаны утратой «пра­вославного царства» (падением Византии). Поэтому «старорусская старина», считали они, и есть единственно правильная вера.

Реформа Никона

Реформа патриарха Никона в основном касалась правил проведения церковного обряда. Предписывалось, чтобы молящийся совершал крестное знамение тремя перстами (пальцами), как было заведено в грече­ской церкви, вместо двух, как существовало ранее на Руси; вводи­лись поясные поклоны во время молитвы вместо земных; предпи­сывалось во время службы в церкви петь «Аллилуйя» (прославле­ние) не два, а три раза; во время крестного хода двигаться не по солнцу (посолонь), а против; имя Иисус писать с двумя «и», а не с одним, как раньше; были введены новые слова в процесс богослу­жения.

Церковные книги и иконы исправлялись по новопечатным гре­ческим образцам вместо древнерусских. Неисправленные книги и иконы подвергались публичному сожжению.

Староверы (старообрядцы)

Собор поддержал церковную реформу Никона и предал проклятию её противников. Та часть населения, которая не приня­ла реформу, стала называться староверами или старообрядца­ми. Решение Собора углубило раскол в Русской Православной Церкви.

Движение старообрядцев получило широкое распространение. Люди уходили в леса, в безлюдные места Севера, Заволжья, Сиби­ри. Большие поселения старообрядцев появились в нижегородских и брянских лесах. Они основывали скиты (отдалённые поселения в глухих местах), где совершали обряды по старым правилам. Против староверов направлялись царские войска. При их приближении не­которые старообрядцы целыми семьями закрывались в домах и сжи­гали себя.

Протопоп Аввакум

Старообрядцы демонстрировали твёрдость и приверженность старой вере. Духовным вождём старообрядцев стал протопоп Авва­кум (1620/1621-1682).

Аввакум выступал за сохранение старых православных обрядов. Его за­ключили в монастырскую тюрьму и предложили отречься от своих взгля­дов. Он этого не сделал. Тогда его сослали в Сибирь. Но он и там не смирил­ся. На Церковном соборе его лишили сана и прокляли. В ответ Аввакум сам предал проклятию Церковный собор. Его сослали в заполярный острог Пустозёрск, где он 14 лет просидел со своими сподвижниками в земляной яме. В заточении Аввакум написал автобиографическую книгу «Житие» (до это­го писали только о житиях святых). 14 апреля 1682 г. его вместе с «соузни­ками… за великие хулы» сожгли на костре. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Загрузка…

Феодосия Морозова

Боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова была сторонницей старооб­рядцев. Свой богатый дом она сделала убежищем для всех гонимых «за ста­рую веру». Морозова не поддавалась на уговоры отойти от старой веры. Ни уговоры патриарха и других архиереев, ни жестокие пытки, ни конфискация всех огромных её богатств не возымели воздействия. Боярыню Морозову и её сестру княгиню Урусову отправили в Боровский монастырь и посадили в земляную тюрьму. Там Морозова умерла, но не отступила от своих убеждений.

Монахи Соловецкого монастыря

В числе старообрядцев оказались монахи Соловецкого монастыря. Они отказались читать традиционную православную молитву за царя, считая, что он подчинился Антихристу. Этого правительство стерпеть не могло. Против непокорных были направлены правительственные войска. Мона­стырь сопротивлялся в течение восьми лет (1668-1676). Из 500 его защит­ников в живых осталось 60.

Картинки (фото, рисунки)

  • Двоеперстие при свершении крестного знамения
  • Д. Милорадович. Путешествие Аввакума по Сибири» data-thumb=»http://wikiwhat.ru/public/page_images/1188/0x65-82.jpg» data-src=»http://wikiwhat.ru/public/page_images/1188/82.jpg»>
    С. Д. Милорадович. Путешествие Аввакума по Сибири
  • В. И. Суриков. Боярыня Морозова

Категории:

История религии в России История Русской церкви Российские реформы Церковные расколы История старообрядчества Русское государство

Вопросы к этой статье:

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

«Раскол в Русской Православной Церкви». 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Цели урока:

  • воспитывать любовь к истории и ее историческому прошлому;
  • развивать умение отслеживать причины обострения отношений между светской и церковной властями;
  • познакомить учащихся с содержанием и ходом реформы Никона;

Основные понятия: старообрядчество, раскол

Даты урока: 1654 г., 1668-1676 гг.

Личности в истории

: Никон, Аввакум

Оборудование урока: карта, картина В.И.Сурикова «Боярыня Морозова», мультимедийный проектор, персональный компьютер, презентация Power Point.

План урока: (слайд № 2)

  1. Реформы Никона и раскол в Русской Православной Церкви.
    а) предпосылки и причины реформ;
    б) суть преобразований;
  2. Патриарх Никон;
  3. Протопоп Аввакум
  4. Старообрядчество

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС : Почему раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России? (слайд № 3)

1. Повторение.
  1. опрос по датам в виде игры «Учитель-ученик»
  2. опрос по понятиям
  3. составить логическую цепочку : дата — имя — событие ( у доски 1 ученик )
  4. фронтальный опрос:
    1. Каково было положение украинского народа в составе Речи Посполитой?
    2. Что означает понятие «тройной гнет»? (крепостной, религиозный национальный)
    3. Кто возглавил борьбу украинцев за выход из – под власти Речи Посполитой?
    4. Чем закончилась война Богдана Хмельницкого с Речью Посполитой?
    5. На каких условиях Левобережная Украина вошла в состав России?
    6. Каковы итоги русско-польской войны (1654-1667 гг. ) и русско-шведской войны (1656-1658 гг.)?

2.

Изучение новой темы. (слайд № 4, 5, 6)

Русская Православная Церковь играла огромную роль в жизни страны. Вспомните : что пообещал самозванец Лжедмитрий I польским магнатам и католической церкви и почему он не выполнил обещание?

Какую позицию занимала православная церковь во время польской интервенция? ( именно она призвала народ к защите православной веры и восстановлению царства (патриарх Гермоген)

В период правления Михаила Федоровича кто был фактическим правителем России? (отец Михаила патриарх Филарет)

В 1640-х годах в Москве сложился кружок ревнителей древнего благочестия, возглавляемого Стефаном Вонифатьевым. Ревнители древнего благочестия были за наведение порядка в церковной среде, улучшение нравов духовенства, за укрепление веры в народе . Включение Белоруссии и Украины в Российское государство вызвало проблему несовпадение обрядов. Особенно волновали их расхождения, имевшиеся в богослужебных книгах. Побывавший в Москве в 1649 г иерусалимский Патриарх обвинил русских иерархов в отступлении от греческих обрядов.

Поскольку православие пришло на Русь из Византии, было решено исправить тексты по греческим первоисточникам. Однако это и вызвало раскол в церкви и обществе.

Причина раскола: резкое изменение устоявшихся многовековых церковных традиций и обычаев.

В 1652 г Патриархом Русской Православной Церкви стал Никон. Он проводит реформы резко и деспотично. Все иконы и богослужебные книги Никон приказал переписать, а старые – сжечь .Но реформы касались только обрядовой стороны.

Задание классу : найдите в учебнике на стр. 70 нововведения Никона.

(ученики читают, а учитель записывает на доске: (слайд № 7)

До реформы после реформы
Двумя перстами

Идти по солнцу

Земные поклоны  

Исус

тремя перстами

против солнца

поясные поклоны

Иисус

В 1654 году на церковном Соборе царь поддержал нововведение Никона. Но были и противники Никона, которых обвинили в расколе и отлучили от церкви.

Чтобы лучше понять природу церковного раскола, остановимся на личностях главных участников этих событий.

(чтение докладов: Никон , Аввакум )

Многие люди отвергли реформы Никона . Среди старообрядцев были священники, монахи, крестьяне, дворяне. Великий русский художник Василий Иванович Суриков написал картину «Боярыня Морозова» . ( стр. 73 в учебнике).

Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения – скиты ( Север, Сибирь, Урал) Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, т.е. огненное крещение.

Наиболее сильно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. старообрядцы отказались принять новые богослужебные книги и «заперлись» в монастыре. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастырь. Из 500 защитников крепости в живых осталось 60.

Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью.

Лишь в 1971 году Русская Православная Церковь отменила решения церковных Соборов, предавших старообрядцев проклятию.

Итак, во второй половине 17 века в Русской Православной Церкви произошел раскол. Часть духовенства и мирян отвергли церковные реформы Никона. Появилось старообрядчество.

3

. Закрепление.

Тест (слайд № 8-9), проверка теста (слайд № 10-11)

Вернемся к проблемному вопросу: Почему раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России?

(весь народ, применение силы, много жертв)

4. Обобщение урока.

5. Итог урока.

Выставление оценок .

Домашнее задание: п. 11, стр. 76 читать документ , ответить на вопросы к нему.

Творческое задание : Каково ваше отношение к участникам раскола? (слад № 12)

Литература.

  1. Демидова Н.Ф., Морозова Л.Е., Преображенский А.А. Первые Романовы на российском престоле. М., 1996.
  2. Карамзин Н.М. История государства Российского : в 3 кн. М., 1988.
  3. Ключевский В.О. Русская история. М., 2005.
  4. Лернер И.Я. задачник по истории Отечества.И., 1997.
  5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. М., 2001 .
  6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 2000.
  7. Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XYIII века. М., 2005. .
  8. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.

Русская Православная Церковь разорвала отношения с Константинополем | Религия

Русская Православная Церковь объявила о разрыве отношений с Константинопольским Патриархатом в связи с религиозным расколом, вызванным политическими трениями между Россией и Украиной.

Синод Русской Православной Церкви, избранный в понедельник, разорвал связи со Вселенским Константинопольским Патриархатом, который считается ведущим авторитетом для 300 миллионов православных верующих в мире.

Раскол — это демонстрация силы со стороны России после того, как украинская церковь получила независимость.

На прошлой неделе Варфоломей I Константинопольский, «первый среди равных» восточно-православных клириков, даровал автокефалию (независимость) Украинской Православной Церкви, которая ранее подчинялась Москве.

Если решение понедельника будет прочным, потеря могущественной и богатой русской церкви станет серьезным ударом для всемирной церкви. Это также знаменует новую важную грань раскола между Россией и Украиной, которые стали заклятыми врагами после аннексии Крыма и войны на Донбассе.

Митрополит Волоколамский Иларион, глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата, объявил в понедельник о решении Русской церкви и выразил надежду, что Константинопольский патриархат передумает.

«Пока этого не произойдет, пока все эти незаконные решения, принятые Константинополем, не вступят в силу, мы не сможем общаться с церковью, которая сегодня находится в эпицентре раскола», — сказал он, согласно сообщениям его замечания.

Мировые православные церкви в совокупности представляют 300 миллионов человек. Но православных в Стамбуле меньше 3000 человек.

Русская Православная Церковь представляет большинство православных христиан и обладает огромным богатством и властью. Его лидер, патриарх Кирилл, тесно связан с Владимиром Путиным, российским президентом, которого он назвал «чудом Божьим».

Соперничество между Русской церковью и Константинопольским патриархом было характерной чертой восточного православия. Кирилл возражал против близких отношений Варфоломея с Римско-католической церковью и Папой Франциском.

Правительство Украины активно лоббировало автокефалию как часть более крупного разрыва с российским влиянием в делах страны.

«Автокефалия является частью нашей проевропейской и проукраинской государственной стратегии», — заявил на прошлой неделе президент Украины Петр Порошенко. Он также назвал потерю Москвой контроля над Украинской православной церковью «падением «третьего Рима» как древнейшей концептуальной претензии Москвы на мировое господство».

У Русской Православной Церкви уже были напряженные отношения с религиозными властями Стамбула.

Летом 2016 года первое глобальное собрание 14 самоуправляющихся православных церквей с 787 года едва не провалилось еще до своего открытия из-за разногласий по поводу повестки дня. Несколько церквей, в том числе русская, пригрозили бойкотировать «святой и великий собор», который планировался 55 лет.

Константинопольский патриарх стремился наладить отношения с Римско-католической церковью, отколовшейся от восточного православия почти тысячелетие назад, в 1054 году.

Следующий Великий раскол христианства? — Emerging Europe

Пока небеса не упали, но последствия решения Константинопольского Патриарха утвердить независимость Украинской Православной Церкви уже ощущаются в странах развивающейся Европы.

Русская Православная Церковь, насчитывающая, по оценкам, более 150 миллионов последователей, на сегодняшний день является крупнейшей из православных общин мира и на протяжении большей части своей многовековой истории была тесно связана с Российским государством. Президент Владимир Путин продвигал церковь как ключевую часть современной российской идентичности. Его лидер, патриарх Кирилл, предположительно осведомитель КГБ в советское время, является близким союзником российского лидера, которого он назвал «чудом Божьим». Из 36 000 приходов церкви более трети находятся за пределами России, из них более 12 000 — в Украине.

Итак, когда Варфоломей, Вселенский Константинопольский Патриарх, считающийся «первым среди равных» в мировой ортодоксии (православная церковь не имеет аналога папы), постановил 11 октября, что в Украине должна быть автокефальная (православный термин для обозначения независимой) церкви , Россия была далеко не довольна.

«Константинопольский Патриархат принял катастрофические решения, прежде всего в отношении себя и мирового Православия», — заявил пресс-секретарь патриарха Кирилла Александр Волков в день заявления Варфоломея. «Константинопольский патриархат перешел красную черту».

Вскоре после этого Русская Православная Церковь объявила о разрыве отношений с Константинопольским Патриархатом, угрожая расколом, который станет самым большим в христианстве со времен разделения Православной и Католической церквей в 1054 году. любые таинства, такие как причастие или крещение, в любых церквях под эгидой Константинопольского Патриархата по всему миру.

Это сложно

Еще больше усложняет ситуацию тот факт, что в настоящее время в Украине существует не одна православная церковь, а три: Украинская православная церковь Московского Патриархата, оставшаяся в подчинении России после распада Советского Союза; и два отколовшихся образования: Украинская православная церковь Киевского патриархата и меньшая Украинская автокефальная православная церковь. Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (крупнейшая) до сих пор была единственной, признанной легитимной другими каноническими Православными Церквями мира.

Предстоятель Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата Патриарх Филарет заявил, что намерен созвать собор с руководством других церквей для избрания предстоятеля единой Украинской Церкви, и призвал те приходы, которые оставаться верными Москве, чтобы присоединиться к ним.

«В конечном итоге все зависит от того, как отреагируют эти приходы, — говорит Святослав Каспе,   , профессор Национального исследовательского университета в Москве и главный редактор политологического журнала «Политейя». «Православное каноническое право архаично, запутано, загадочно и двусмысленно; не существует общепризнанного авторитета, дающего прямую и авторитетную интерпретацию. С другой стороны, Константинопольский Патриарх носит титул Верховного Вселенского Судии, христианство действительно пришло на Русь из Византии, а титул Московского Патриарха первоначально был присвоен Константинополем в 1589 г. ».

Патриарх Филарет заявил, что шаги к независимости от Москвы должны осуществляться осторожно, чтобы не дать Кремлю предлога для дальнейших вторжений России на территорию Украины.

«Мы будем стремиться к тому, чтобы в Украине была единая православная церковь и чтобы Русская [православная] церковь не скрывалась под украинским названием, хотя по сути она русская», — сказал Азаттыку в интервью Азаттыку патриарх. Ноябрь. Он также настаивал на том, чтобы в Украине не было захватов церковных зданий, которые сейчас находятся под контролем Московской церкви.

«Это то, чего хочет Москва — рейдерских захватов, создающих почву для вмешательства во внутренние дела Украины», — добавил он.

Региональные разногласия

Спор между Кириллом и Варфоломеем не нов. Многие аналитики считают, что конечной целью Кирилла является лишить Варфоломея его символической роли лидера православного христианства, не в последнюю очередь из-за прекрасных отношений, которые Варфоломей поддерживает с католической церковью и папой. Всего за несколько дней до того, как Варфоломей сделал свое историческое заявление, его посетил Кирилл в последней отчаянной попытке изменить мнение Вселенского Патриарха. Он потерпел неудачу.

Таким образом, Кирилл справедливо беспокоится о том, что ему придется брать на себя второстепенную роль. Украина — не единственная страна, в которой православные верующие расколоты. Верующие Молдовы разделены между Молдавской православной церковью, лояльной Москве, и Православной церковью Бессарабии (историческое название Молдовы), которая подчиняется Румынской православной церкви; Кирилл посетил Молдову в конце октября, чтобы заручиться поддержкой. Похожая ситуация существует в Эстонии, где после распада Советского Союза существовало две православные церкви: одна признала Константинополь, а другая осталась с Москвой. В 19В 96 г. русская церковь ненадолго разорвала связи с Константинополем, пока не был достигнут компромисс, облегчивший работу двух эстонских церквей бок о бок.

Решение предоставить Украине автокефалию поставило перед другими развивающимися православными церквями Европы дилемму, кого поддерживать. Большинство в настоящее время сидят на заборе, подстраховывая свои ставки, пока благовония не улягутся. Румыния, кажется, немного склоняется к Константинополю: Варфоломея пригласили на освящение нового собора в Бухаресте 25 ноября; Кирилла нет. Тем временем Сербия решительно возражала против независимости украинской церкви. Не только из-за лояльности к Москве, но и по местным причинам: большинство православных приходов в соседней Черногории находятся под покровительством Сербской Православной Церкви, которая опасается аналогичного стремления к автокефалии со стороны другого отколовшегося образования, Черногорской Православной Церкви. основан после столетнего перерыва в 1993, популярность которого возросла после обретения Черногорией независимости в 2006 году.

«Священный Синод Константинопольского Патриархата встал на путь, ведущий к расколу. Это прямо и недвусмысленно открывает возможности — почти подчеркивает — новые прорывы для других церквей», — сказал Ириней, Патриарх Сербской Православной Церкви. Епископ Амфилохий, первосвященник Черногории в Сербской православной церкви, также поддержал позицию России. «То, что сделал Константинополь, неканонично», — сказал он.

Епископ Амфилохий пошел еще дальше, предположив, что Запад несет ответственность за раскол. «Запад пытается расколоть православную церковь, последний оплот единства народов бывшего СССР и бывшей Югославии», — сказал он.

Путин должен винить только себя

В этом отношении епископ Амфилохий находится на одной волне с российским президентом, который давно обвиняет «внешние элементы» в создании нынешнего раскола с Украиной.

«Москва, похоже, возлагает свои надежды на президентские и парламентские выборы в Украине в 2019 году, но это не более чем принятие желаемого за действительное великой державой, которая не хочет признавать, что совершила большую ошибку», — говорит Питер Дикинсон, научный сотрудник, не проживающий в Украине. в Atlantic Council и издатель журналов Business Ukraine и Lviv Today. «В глубине души члены путинского ближайшего окружения должны знать, что времена пророссийского большинства в украинской политике давно прошли».

«Москва находится в процессе инициирования разрыва с мировым руководством Православной церкви, и все потому, что она не может принять идею религиозной независимости Украины», — добавляет г-н Дикинсон. «Эти драматические меры гораздо больше, чем иррациональные действия отвергнутого любовника или отвергнутого супруга. Они отражают широко распространенное убеждение, что появление полностью прозападной и демократической Украины будет означать гибель путинского режима и, вполне возможно, самой Российской Федерации».

Несомненно то, что помимо Сербии и Черногории отсутствие какой-либо реальной поддержки позиции Москвы после решения признать украинскую церковь является явным доказательством того, что во всем мире это рассматривается как прямой результат вторжения России в Крым в 2014 году. и его роль в четырехлетней войне на востоке Украины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *