Рафаэль мадонна грандука: Madonna Granduca, 1504, 56×84 cm by Raphael Sanzio: History, Analysis & Facts

Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля

Следующее поколение художников после Рафаэля (1483-1520 гг.) оказались в отчаянном положении. Знатоки искусства в один голос утверждали, что превзойти по мастерству Рафаэля уже невозможно. Совершеннее некуда. Оставалось только восхищаться, копировать и подражать.

Беспорность его мастерства признана и в наши дни. Так в чем же она выражается? Это можно легко оценить с помощью картины Рафаэля “Мадонна Грандука” (1505). Тем более, что в картине есть одна загадка. Ответ на неё я также попытаюсь найти.

Рафаэль как творец совершенной красоты

Так в чем же секрет Рафаэля? Почему многие считают его лучшим художником всех времён?

Рафаэль виртуозно владел методом Леонардо да Винчи “сфумато”. Очертания лиц как бы растворяются в плавных переходах от света к тени. Это делает фигуры объемными и живыми.

Также он подходил к созданию композиции как архитектор. Его композиционные решения очень гармоничны. Мадонна Грандука слегка развёрнута вправо, а младенец – влево. Это и делает их простые позы такими лаконичными.

Рафаэлю удалось приблизиться к совершенной простоте. В том, как расположены руки, как ниспадают складки одежды. Создаётся ощущение, что только так и должно быть.

На самом деле за этой простотой стоит долгий поиск самого верного решения. Только Рафаэлю удавалось так умело прятать предварительную работу. Как будто он создавал свои работы на одном дыхании. Без усилий. Хотя, конечно, это было не так.

Рафаэль был учеником Перуджино. Он тоже писал Мадонн. Разница между ними очевидна. Ученик превзошёл учителя. Рафаэлю удалось достичь вершины подлинной красоты. Все его предшественники были лишь в поиске этого совершенства.

Пьетро Перуджино. Мадонна с младенцем. 1520 г. Художественный музей Уолтера, Балтимор, США

Загадка Мадонны Грандука

Если вы хорошо знаете работы Рафаэля, то наверняка вам известно, чем “Мадонна Грандука” отличается от других его работ. Если нет, то посмотрите на пару других картин, чтобы заметить разницу.

Картины Рафаэля. Слева: Мадонна в зелени. 1505 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Справа: Святое семейство (Мадонна с безбородым святым Иосифом). 1506 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Обе картины написаны в то же время, что и Мадонна Грандука. Отличаются они фоном. Почти все Мадонны написаны Рафаэлем на светлом фоне интерьера или на лоне природы. Этим он добивался “циркуляции воздуха” и объемности.

Мадонна Грандука была не исключением. Судя по предварительному рисунку, картина задумывалась с пейзажем на заднем фоне.

Рафаэль Санти. Рисунок к картине “Мадонна Грандука”. Кабинет набросков и этюдов в Галерее Уффици, Флоренция, Италия.

Более того, рентгеновский снимок картины также показал, что Мадонна Грандука изначально была создана совсем с другим фоном.

Рентгеновский снимок картины Рафаэля “Мадонна Грандуки” (скопировано с сайта Corriere Della sera). 1. Под чёрной краской – другой слой краски, окружающий фигуры. 2. Балюстрада 3. Пейзаж 4. Нависающая структура (занавес или дерево). 5. Ещё одна структура (стена дома или занавес).

Многие искусствоведы считают, что Рафаэль в подражание Леонардо да Винчи закрасил свой фон чёрной краской. Ведь великий Леонардо предпочитал темный и мрачный фон. Но тогда Рафаэлю достаточно было заглушить яркие краски. Зачем закрашивать глухим черным цветом?

Я в эту версию слабо верю. Рафаэль отличался очень кропотливой подготовкой перед созданием картины. Не верится, что он создал картину, а потом вдруг его “осенило” изменить фон. К тому же все остальные его Мадонны того же периода написаны исключительно со светлым задним планом.

Я могу предположить, что фон закрасил кто-то другой. Причём сделано это в стиле Караваджо. Поэтому это явно произошло в 17 веке, 100 лет спустя. Химический анализ краски также подтвердил, что изменения внесены в это время.

Вполне возможно, что это сделал Карло Дольчи (1616-1686), религиозный художник 17 века. Картина принадлежала ему всю жизнь. Пока её не купил у его наследников Герцог Франциск III в 1800 году. Приобрёл он её уже с черным фоном. Судя по описаниям картины того времени.

Кстати, Мадонна получила своё название именно в честь этого владельца (Grand Duca – Великий Герцог в переводе с итальянского).

Карло Дольчи. Мадонна с младенцем. 1660-1670 гг. Музей истории искусств, Вена, Австрия

Дольчи любил писать святых как раз на тёмном фоне. Тем самым он усиливал религиозность картин. Возможно, ему вздумалось внести изменение и в “Мадонну Грандука”.

Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 15 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.

Тайна Бриджуоторской Мадонны

Я бы остановилась на этой версии с вероломным Карлом Дольчи, если бы не ещё одна нестыковка!

У Рафаэля есть ещё одна Мадонна с закрашенным черным фоном. Картина написана 1,5-2 года спустя после Мадонны Грандуки.

Рафаэль Санти. Бриджуоторская Мадонна. 1507 г. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

История та же! Рентген показал, что под чёрной краской – пейзаж в окне. На сайте Национальной галереи Шотландии также указана версия, что Рафаэль сам закрасил пейзаж темной краской.

Получается, что мастер тщательно продумывал композицию, тратил силы на сложный задний план с пейзажем. Чтобы потом все закрашивать? Причём с завидной регулярностью? Это совершенно не похоже на его метод работы.

Возможно, что обе Мадонны принадлежали одному и тому же владельцу до покупки одной из них Карлом Дольчи, то есть в начале 17 века. Может быть этот владелец решил, что пейзажи и интерьеры отвлекают зрителя от Священного образа. Поэтому решил их закрасить.

К сожалению, это только предположение. Установить, кто владел картинами в этот период, мне пока не удалось. Поиски продолжаются.

О других картинах художника читайте в статьях:

 “Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Главная иллюстрация: Рафаэль. Мадонна Грандука. 1504-1505. Палаццо Питти, Флоренция.

Рафаэль «Мадонна Грандука» — Русская историческая библиотека

читайте также ПОДРОБНУЮ, ОБОБЩАЮЩУЮ статью Мадонны Рафаэля и Краткую биографию Рафаэля

Дерево, масло. 84 х 57 см. Палатинская галерея (Палаццо Питти), Флоренция

Картина Рафаэля «Мадонна Грандука» (Madonna del Granduca – буквально, «Мадонна великого герцога», 1504), хранящаяся в галерее Питти (Флоренция) обнаруживает сильное влияние Леонардо да Винчи. Она написана Рафаэлем в начале флорентийского периода творчества, однако простая композиция этой работы является прототипом для будущих Мадонн более поздних времён его пребывания во Флоренции. Фигуры Богоматери и Младенца как бы появляются из темного фона (элемент, очевидно, заимствованный у Леонардо). Они соединяются друг с другом чувством нежной любви, которое видно прежде всего в жесте ребенка: глядя в сторону зрителя, он прижимается к своей матери. Мадонна Грандука Рафаэля до XVII века принадлежала флорентийскому живописцу Карло Дольчи, а затем ­– великому герцогу (Grand Duke) Фердинанду III Лотарингскому, от которого картина и получила свое название.

Хотя «Мадонна Грандука» отчасти изменилась из-за не вполне умелой реставрации девятнадцатого века, во время которой были перекрашены фон и одежды, она до сих пор остается одним из самых прекрасных творений Рафаэля раннего периода. Приехав во Флоренцию после своего первоначального обучения у Перуджино, он познакомился с флорентийским искусством начала Чинквеченто и, как хорошо видно в этой картине, был особенно впечатлен живописью Леонардо. В Мадонне Грандука влияния и Перуджино и Леонардо слиты молодым Рафаэлем в чудесный гармонии, которая распространяется на всю композицию, от размещения двух фигур в пространстве с чувством текучего ритма до магии цвета, мягко растворяемого в деликатной тени.

Рафаэль. Мадонна Грандука. 1504

 

Величайшие картины Рафаэля кажутся написанными с такой легкостью, что их почти невозможно соединять с мыслью о тяжком и неустанном труде. Для многих людей Рафаэль по сей день – лишь художник сладких мадонн. Трактовка образа Пресвятой Богородицы Рафаэлем была принята последующими поколениями в качестве такого же «эталона», как выработанная Микеланджело концепция Бога Отца. Мы видим дешевые репродукции работ Рафаэля в домах простых людей, и склоняемся к выводу, что картины с такой всеобщей привлекательностью являются немного «примитивными». На самом же деле, их кажущаяся простота является плодом глубоких размышлений, тщательной предварительной проработки и огромной художественной мудрости. Такие картины, как «Мадонна Грандука» Рафаэля, признаны поистине «классическими» в том смысле, что они служили бесчисленным поколениям стандартом совершенства, как прежде произведения Фидия и Праксителя. Всё это настолько очевидно, что даже не нуждается в доказательствах.

Если мы сравним «Мадонну Грандука» Рафаэля с бесчисленными полотнами ту же тему его предшественников, то почувствуем, что все они были лишь поисками той совершенной простоты, которой Рафаэль наконец достиг. Мы можем увидеть, что Рафаэль многим обязан тихой красоте типов Перуджино, но как велика разница между довольно шаблонной регулярностью учителя и полнотой жизни в работах его ученика! Способ, каким лицо Мадонны моделируется и отступает в тень, то, как Рафаэль заставляет нас ощутить объем тела, покрытого свободно распущенной мантией, бережность и нежность, с которой Богоматерь держит Младенца Христа – все создаёт эффект идеальной умиротворённости. Совсем небольшое изменение группы нарушило бы всю гармонию. Тем не менее, в «Мадонне Грандука» нет ничего напряженного или сложного. Создаётся впечатление, что образ Мадонны и Христа и не может быть иным, что он так и существовал от начала времен.

на нашем сайте можно ознакомиться с красочными, богато иллюстрированными статьями Леонардо да Винчи – биография, Андреа Мантенья – краткая биография, Сандро Боттичелли – краткая биография, Микеланджело Буонарроти – краткая биография, Джорджоне – краткая биография

 

Мадонна дель Грандука Рафаэля | Произведения искусства

Мадонна дель Грандука — одна из самых известных работ Рафаэля и одно из изображений, отождествляемых с Палатинской галереей, музеем с самым большим в мире количеством полотен и панно художника. Это одна из самых любимых работ Рафаэля, в которой он демонстрирует все свое мастерство в непосредственном, человеческом изображении святых предметов. На этом панно Богородица изображена стоящей с Младенцем на руках. Ее меланхоличный взгляд направлен вниз, когда она протягивает своего ребенка к зрителю, приглашая его или ее созерцать его милое, серьезное лицо. Жесты двух субъектов измеряются; несмотря на свою простоту, вся композиция передает связывающую их глубокую привязанность, а также болезненное осознание грядущей жертвы Христа.Эта картина написана Рафаэлем в 1506-7, во время его пребывания во Флоренции (1504-1508), когда Микеланджело, Леонардо и Фра Бартоломео создавали в городе свои собственные шедевры. Рафаэль, учившийся у Перуджино, повзрослел в этот период и несколько раз использовал в качестве сюжета Мадонну с младенцем вместе с юным Святым Иоанном или Святым Иосифом, рисуя в более монументальном, объемном стиле, полученном с помощью тонкой, тонкой живописи Леонардо. смешанная светотень и стимулирование его внимания к выражениям привязанности к большей эмоциональной интенсивности. Для завершения этой небольшой, но драгоценной картины Рафаэль смог использовать богатство флорентийской иконографии: бесчисленные Мадонны с младенцем из терракоты, лепнины, дерева, мрамора и даже бронзы, которые мастера 15-го века, такие как Донателло, Гиберти и Лука делла Роббиа произвели в большом количестве, чтобы удовлетворить потребности в религиозных изображениях для размещения в церквях, часовнях, уличных скиниях и комнатах во дворцах богатых клиентов. Композиция не начиналась с темного фона: рентгеновские изображения сделанные Opificio delle Pietre Dura, показали, что под черным, окружающим фигуры, был интерьер с колонной, поддерживающей арки, и проблеск сельской местности справа, как это можно увидеть в Мадонне в розовых или Мадонна с Безбородым Святой Иосиф в Эрмитаже (Санкт-Петербург): декорация, подчеркивающая бытовой тон картины. Вполне вероятно, что после завершения, чтобы привести работу в соответствие с меняющимися вкусами, фон картины был удален, чтобы оставить центральную группу в великолепной изоляции, которую мы наблюдаем сегодня.

Эта знаменитая картина, происхождение и заказчик которой неизвестны, получила свое название от Фердинанда III, великого герцога Тосканы (1769-1824), который разрешил ее покупку в период с осени 1799 по зиму 1800 года, когда она попала к Питти. Он никогда не перемещался отсюда, за исключением периода наполеоновского правления, когда Фердинанд взял его с собой в изгнание. Семья великого герцога особенно любила картину, и по возвращении двора во Флоренцию она была выставлена ​​​​в частных комнатах дворца Питти, а великий князь разрешил показывать ее публично только во время своего отсутствия во Флоренции. В 1882 году картина заняла свое место там, где мы видим ее сегодня, в зале Сатурна.

Департамент гравюр и рисунков хранит композиционное исследование этого панно

«Мадонна Грандука» РАФФАЭЛЛО Санцио

Мадонна Грандука

1506
Дерево, масло, 84 х 56 см
Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция

Мадонна дель Грандука в галерее Питти во Флоренции демонстрирует выдающееся влияние Леонардо. Его простая композиция является прообразом будущих Мадонн Рафаэля последнего флорентийского периода. Фигуры Богородицы и Младенца появляются на темном фоне (элемент, очевидно, заимствованный у Леонардо), связанные вместе сладким чувством, которое в значительной степени восходит к жесту Младенца, который, глядя на зрителя, прижимается к своей Матери. принадлежал флорентийскому художнику 17 века Карло Дольчи, а затем великому герцогу Фердинанду III Лотарингскому, от которого и произошло его название.

Несмотря на то, что эта картина частично изменена радикальной реставрацией девятнадцатого века, которая включала в себя перекрашивание фона и платья, она по-прежнему остается одним из лучших творений Рафаэля в его ранний период, в то время, когда приехав во Флоренцию после своего первого образования под руководством Перуджино, он познакомился с флорентийским искусством в начале чинквеченто; и как хорошо видно в этой работе, особое впечатление произвела живопись Леонардо. В «Мадонне дель Грандука» и перуджинское, и леонардовское влияние сливаются и ассимилируются молодым художником в чудесной гармонии, которая распространяется на всю композицию, от расстояния между двумя фигурами в пространстве с чувством плавного ритма до волшебства.

цвета, который мягко растворяется в нежной тени.

Величайшие картины Рафаэля кажутся настолько легкими, что их обычно не связывают с идеей тяжелой и неустанной работы. Для многих он просто художник милых Мадонн, которые стали настолько известны, что их уже вряд ли можно оценить как картины. Ибо представление Рафаэля о Святой Деве было воспринято последующими поколениями точно так же, как представление Микеланджело о Боге-Отце. Мы видим дешевые репродукции этих работ в скромных жилищах и склонны заключить, что картины с такой общей привлекательностью, безусловно, должны быть немного «очевидными». На самом деле их кажущаяся простота — плод глубоких размышлений, тщательного планирования и огромной художественной мудрости. Картина, подобная «Мадонне дель Грандука» Рафаэля, поистине «классична» в том смысле, что она служила бесчисленным поколениям эталоном совершенства, как произведения Фидия и Праксителя. Это не нуждается в объяснении. В этом отношении это действительно «очевидно».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *