Радищев путешествие из петербурга в москву тема: «Путешествие из Петербурга в Москву»: краткое содержание и анализ

Содержание

«Путешествие из Петербурга в Москву»: краткое содержание и анализ

Опубликовано:

Иллюстрация к книге «Путешествие из Петербурга в Москву»: Wikipedia

Знаковым и революционным по содержанию стало произведение Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Краткое содержание текста поможет понять, почему дорожные заметки героя стали самой смелой критикой крепостничества, процветавшего в России в XVIII веке. Философские размышления на тему неравенства и устройства России — главная тема произведения. Как она раскрыта, расскажем в статье.

«Путешествие из Петербурга в Москву»: краткое содержание

Повесть «Путешествие из Петербурга в Москву», краткое содержание которого представлено ниже, — это художественное изложение размышлений автора на тему крепостного права в России. Александр Николаевич Радищев был серьезно озабочен тем, что происходит с его страной, куда ведет неравенство и потребительское отношение помещиков к людям и чем может закончиться всплеск народного гнева.

«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев считал манифестом свободы, справедливости и мирной жизни для людей разных сословий. Эти идеи отображены в рассказе главного героя — путешествующего барина. Итак:

Экспозиция

Главной особенностью произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» является отсутствие в нем четкой композиции. Здесь нельзя выделить плавный переход от завязки к кульминации и развязки, ведь произведение — сборник с описаниями точек геолокации и размышлений на тему каждой отдельной ситуации.

В экспозиции теснее знакомимся с рассказчиком, мысленно рисуя себе его портрет:

  • главный герой — дворянин знатного происхождения;
  • это мужчина среднего возраста, не имеющий высокого чина;
  • человек состоятельный, в его распоряжении есть личный слуга;
  • путешественник имеет аналитический склад ума, способен анализировать и размышлять на острые социально-политические темы.
Экспозиция произведения «Путешествие из Петербурга в Москву»: YouTube/MyBook

Также в завязке дается красочное описание серого Петербурга, из которого выезжает странник в Москву. После плотного ужина с друзьями им овладевает беспокойный сон, но из-за плохой дороги путешественник просыпается уже в Софии.

Завязка

Критики считают, что произведение можно поделить на отдельные рассказы о каждой остановке путешественника. Такого же мнения придерживался и Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву», краткое содержание которого похоже на дневник странника, на самом деле имеет более глобальную задачу, чем просто описание перевалочных пунктов. Вот как линейно развивается композиция произведения:

  • в Софию главный герой прибыл ночью и был решительно настроен продолжать путь, но ямщики отказались запрягать лошадей. Пришлось подкупить их водкой;
  • в Тосне путешественник встречает еще одного интересного представителя того времени — стряпчего. Этот человек зарабатывал на жизнь тем, что придумывал дворянские родословные за деньги. Так чего же тогда на самом деле стоит так называемая голубая кровь?
  • по дороге из Тосны в Любань герой проезжает мимо поля, которое вспахивает крестьянин. Мужчине приходится работать в святое воскресенье, потому что шесть дней недели он трудится на барина и только так может прокормить своих отпрысков;
  • по дороге из Петербурга в Москву молодой человек также встречает старого товарища, который поспешно покидает город. Он рассказывает другу историю своего глубочайшего разочарования в системе: катаясь на лодке, господин Ч. попадает в шторм, его зажимает между камнями. Каким-то чудом мужчине удалось выбраться, но когда он побежал за помощью к местному начальнику, то встретил лишь презрение и нежелание выполнять должностные обязанности. И хоть спасение тех, кто потерпел крушение, прошло удачно, Ч. разуверился в человечности госслужащих;
  • почти доехав до Спасской Полести, путешественник берет в экипаж попутчика, который также рассказывает ему трагическую историю своей разбитой жизни. Став жертвой аферы по откупу, он был обманут и опорочен. В связи со стрессом его жена родила преждевременно, но и ребенок, и сама роженица скоропостижно скончались. Так одномоментно жизнь человека была разрушена, и никто ему не мог помочь реабилитироваться;
Сцена по сюжету «Путешествие из Петербурга в Москву»: YouTube/MyBook
  • в Подберезье герой знакомится с сетующим на систему образования сценаристом;
  • в Новгороде путешественник заезжает к старому другу-купцу, который рассказывает ему о несовершенстве введенной вексельной системы;
  • в Крестцах барин вынужден наблюдать сцену расставания отца, отправляющегося на военную службу, с малыми детьми;
  • в Едрове мужчина узнает историю крестьянки Анюты, удивляясь, насколько силен и благороден простой русский народ;
  • будучи в Торжке, герой заводит знакомство с издателем, который желает печатать книги без надсмотра цензуры;
  • в деревне Городня пред ним разворачивается сцена рекрутского набора.

Кульминация и развязка

Примечательный факт: в произведении отсутствует четкая кульминация и развязка. Радищев делает лишь небольшое лирическое отступление в момент прибытия главного героя к пункту назначения. А также заканчивает повествование словом о Ломоносове, в котором прославляет начало русской словесности.

Книга «Путешествие из Петербурга в Москву» — это скорее не описание путешествия отдельного человека, а описание идей, философских мыслей и раздумий о несовершенстве существующего крепостного строя.

«Путешествие из Петербурга в Москву»: анализ произведения

Книга «Путешествие из Петербурга в Москву», главы которой больше похожи на дневниковые записи, — это правдивая история государства без прикрас. Со всеми изъянами системы, с мнимым величием и силой, которая часто вступает в конфронтацию с законом. В свое время это произведение произвело настоящую революцию сознания, показав черствость и несовершенство самодержавия. Итак:

«Путешествие из Петербурга в Москву»: история создания

Александр Николаевич Радищев долгое время вел небольшие заметки, где описывал реальные истории трагических судеб крестьян и помещиков. С 1785-го по 1786-й он создает отдельные главы будущего творения, художественно рассказывая истории о продаже крестьян за долги барина, а также поднимая тему цензуры.

Маршрут «Путешествие из Петербурга в Москву» авторства Кулаковой: Wikipedia

Многие критики придерживаются мнения, что на написание целостной книги Радищева вдохновило легендарное произведение Стерна «Сентиментальное путешествие». 1789 год становится знаковым для автора, ведь он заканчивает книгу и публикует ее. Но повесть оказала трагическое влияние на судьбу Александра Николаевича: сразу после издания автора карают 10-летней ссылкой.

Тема и конфликт

Абсолютно все повествование посвящено тираноборческой теме. Сильный управленец часто поступает не по закону, унижает и преследует несогласных, плодит нищету и неравенство в угоду собственной персоне.

Главный конфликт произведения разворачивается в плоскости противостояния самодержавия и крепостных. Сталкиваются:

  • глупость и необразованность;
  • алчность и жажда наживы;
  • черствость и отсутствие справедливости.

Эти черты русского характера автор считает наиболее проблемными и вызывающими разрушительные изменения в обществе.

«Путешествие из Петербурга в Москву»: особенности композиции и жанр

Произведение «Путешествие из Петербурга в Москву», жанр которого определяется как путевые записки, предполагает некую завершенность каждой отдельной главы. Заметки героя не имеют никакой стилистической или композиционной связи, но при этом между ними прослеживается тесный логический контакт.

Подражая манере Стерна, автор создает яркую и красочную картину российского быта. Каждая история индивидуальна, а размышления путешественника приносят совершенно разные плоды. Но всех их объединяет недовольство положением дел, осуждение крепостного права и жестких самодержавных законов.

«Путешествие из Петербурга в Москву» — уникальное явление русского революционного реализма. Это гимн свободы и справедливости, ода переменам, которые вскоре произойдут.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1877082-putesestvie-iz-peterburga-v-moskvu-kratkoe-soderzanie-i-analiz/

сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • По повести Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

Александр Николаевич Радищев создавал свое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» в течении десяти лет. Среди многочисленных творений автора, именно эта книга стала наиболее популярна в литературных кругах. Сначала она издавалась без всякого упоминания её автора. Литературные критики были поражены смелостью и дерзостью создателя столь откровенного повествования, который не боялся открыто высказываться о сильных мира сего и вообще о существующем в то время самодержавии в таком негативном ключе. Сама Екатерина, после того как имя автора стало известно, сравнила Радищева с самим Пугачевым. Кроме того, книга очень изменила жизнь писателя, ведь сразу после её издания он был арестован за обнародование своих вольных домыслов и якобы призыв крестьян к восстанию. По этой причине Радищев стал некой легендой своего времени, дворянином – революционером, не желающим мириться с купанием в роскоши помещиков и чиновников, между тем как крепостные крестьяне умирают от голода, работая по семь дней в неделю от зари до зари.

В своем произведении он достаточно ярко описывает всю изнанку России, страну, где царит беззаконие и хаос. По пути ему встречаются разные люди, из разных слоев населения и разного социального статуса. Каждый город – новая глава. Рассказ ведётся от лица одного путешественника, который в своем дневнике оставлял заметки о каждом населенном пункте, в котором ему приходилось останавливаться, описывал особенности жизни в том или ином городе. Все его записи сводились к тому, что где бы он не был, везде процветала коррупция и произвол среди чиновников. Помещики не считали своих крестьян за людей, с лёгкостью могли продать крепостного за порцию устриц или за новую карету. Путешественник принимал всю эту несправедливость достаточно близко к сердцу, ему до слез было обидно за русский народ, угнетаемый и униженный этими хозяевами жизни.

Люди, которые попадаются на его пути в большинстве своем обездоленные, бесправные и несчастные крестьяне. Они делятся с путешественником своими проблемами и жалуются на беспредел, творимый в их городе. Иногда среди его собеседников попадаются и помещики, которые отличаются порядочностью, но они, хоть и не довольны сложившейся ситуацией в стране, ничего не могут изменить и идти против всего капиталистического строя. Поэтому Радищев призывает их всех к восстанию и революции.

Проведя анализ «Из Петербурга в Москву», можно сказать, что автор показал в своем произведении материальное и правовое положение всех классов. Книга заканчивается «Словом о Ломоносове», указывая на то, что его вера в народ не беспочвенна.

Образ господина Ч

Этот человек поведал рассказчику свою историю о неудачном морском путешествии. Во время прогулки из-за отлива и шторма корабль застрял в камнях всего лишь в полутора километрах от берега. Чтобы его вытащить, нужна была помощь со стороны. Рулевой судна по имени Павел решил доплыть до берега и попросить помочь людям. Но ему отказали, так как начальник спал, а будить его нельзя было.

Конечно, нашлись добрые и отзывчивые люди, которые готовы были оказать помощь. Корабль удалось вытащить, и он отправился в путь.

После этих событий господин Ч. решил добраться до начальника с целью получить от него ответ, разобраться в сложившейся ситуации. Но его реакция была невозмутимой. Он ответил, что в его обязанности не входит спасение людей.

Барон Дурындин и слепой старик

Рассказчику пришло письмо, где сообщалось о браке престарелого барона и некой дамы, которая ранее была женщиной легкого поведения. Сейчас она владелица собственного «дома терпимости», на котором заработала довольно хорошие деньги.

Союз этот, конечно, основан не на светлых чувствах. Барон явно заинтересован в богатстве, а женщина не хочет встречать старость в одиночку.

Также в произведении главному герою встречается слепой старик. Встреча произошла на станции, мимо которой проезжал рассказчик. Старец пел, за что получал копейки. Главный персонаж предложил этому человеку деньги, но тот отказался, попросил дать ему что-нибудь, что поможет согреться зимой. Рассказчик подарил ему теплый платок.

Спустя какое-то время главный герой узнает о смерти старика. Ему было приятно осознавать, что подаренная вещь пригодилась старцу, так как он ходил в платке все оставшееся время, его даже похоронили в нем.

В повести особое внимание уделяется описанию жизни нищих людей, а точнее крестьян. Автор показывает тяжесть их труда, страдания народа. Он рассказывает о помещике, который отнял у них все — землю и свободу. Люди работают, чтобы их дети не умерли с голоду. Крестьяне измучены барщиной.

Каждый человек, который встречается рассказчику на пути, живет своей жизнью. Но эти встречи оставляют глубокий след в его сердце и мировоззрении. Он открывает глаза на многие проблемы, список которых огромен, меняет свои убеждения и взгляды.

Смысл произведения в том, что стране нужны перемены, новая власть и другие законы, которые будут защищать простой народ, а не знать.

Эндрю Кан и Ирина Рейфман о путешествии Александра Радищева из Санкт-Петербурга в Москву

«Сочетая глубокую лингвистическую изощренность с завидным литературным стилем, Эндрю Кан и Ирина Рейфман, два наиболее уважаемых на сегодняшний день исследователя русской литературы, создали окончательный перевод Классический революционный крик души Радищева».

~Дуглас Смит, автор книги «Распутин: вера, сила и сумерки Романовых»

Завершаем Месяц национального перевода гостевым постом Эндрю Кана и Ирины Рейфман, переводчиков романа Александра Радищева «9».0007 Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву в нашей серии «Русская библиотека». В этом посте Кан и Рейфман обсуждают роль рассказа о путешествиях в восемнадцатом веке и мотивацию Радищева к написанию этой книги.

Ознакомьтесь с нашим обзором месяца национального перевода, чтобы прочитать отрывок и получить шанс выиграть копию!

• • • • • •

«Каждый человек рождается в этом мире равным любому другому».

Эта строка открывает речь в суде над семьей крепостных, убивших своего хозяина в целях самообороны. Эта строка и другие утверждения о неравенстве, правах человека и социальной справедливости имеют решающее значение в произведении Александра Радищева «Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву (1790)». Эти идеи делают этот рассказ-путеводитель и опередившим свое время в России произведением, изданным за семьдесят лет до Великих реформ 1860-х годов, и произведением вполне современным своему времени, ибо идеалы, выраженные сказителями Радищева, созвучны прогрессивным движениям 1790 с. Опытный государственный служащий, Радищев мог бы изложить свои позиции по аграрной реформе и крепостному праву в трактате или официальном отчете. Вместо этого он решил облечь свою радикальную критику в форму путешествия. Он опубликовал эту работу на ручном прессе с ужасными личными последствиями, ему грозил сначала арест, а затем ссылка. То, что могло быть взрывоопасным тогда — и что наиболее актуально сейчас — было не политикой Радищева в отношении крепостного права (он не предложил ее в этой работе), а скорее аргументами в пользу прав человека, которые он поддерживает.

Восемнадцатый век был великим веком путешествий, реальных и вымышленных. Вымышленные путешествия обеспечили остраненный взгляд на верования, взгляды и обычаи как социально сконструированные. В то время как Просвещение в целом продвигало моральные универсалии, оно также релятивизировало социальные практики, и, переживая реальность из первых рук, путешественники антропологически комментировали различия в образах жизни вблизи и вдали; в центре внимания оказались диетические обычаи, брачные договоренности, сексуальные табу и права человека, признаки местных обычаев, которые демонстрировали различия и последовательность в применении общечеловеческих тенденций. Пионерской работой в области путешествий как сравнительной социальной науки была работа Монтескье.0007 Персидские письма (Lettres persanes, 1721) и многие более поздние путешествия преподносили философские изыскания как приключения. В «Дополнении к путешествию по Бугенвилю » (Supplement au voyage de Bougainville, 1796), шедевре Дени Дидро, рассматривается естественное состояние, в котором жили таитянцы восемнадцатого века как общество. Полигамные семейные структуры были, естественно, коммунистическими в разделении собственности, в то время как колонизация чужаками вызывала болезни и бедность местного населения. Капитан Джеймс Кук, возможно, был героем-исследователем, но с другой точки зрения его поселенцы принесли разрушения. Сходным по использованию путешествий как средства социальной критики был проект Гийома Тома Рейналя 9.0007 Философская и политическая история двух Индий (Histoire philosophique et politique des établissements et du commerce des Européens dans les deux Indes, 1770). Рассказ о путешествиях, полный тирад против колониальной эксплуатации, недобросовестной торговой практики и восстаний рабов в Ост-Индии, Южной Америке и других местах. Книга была запрещена во Франции в 1779 году и сожжена французским публичным палачом. Рейналь избежал ареста, отправившись сначала ко двору прусского Фридриха Великого, а затем в Санкт-Петербург, где Екатерина Великая оказала ему теплый прием. Книга Рейнала была той, что была у Радищева в библиотеке и из которой он цитировал.

«Вымышленные путешествия предоставили остраненный взгляд на верования, взгляды и обычаи как социально сконструированные».

В своем рассказе о путешествиях Радищев следовал примеру других выдающихся европейских писателей, изображая общественные беды и проблемы управления, охватившие его страну; он использует смешанную форму, которая сочетает в себе новаторские рассказы, трактатные речи и аллегории таким образом, чтобы быть одновременно конкретным и универсальным, реалистичным и абстрактным, нацеленным на проблемы, которые существовали в одном месте, но могли произойти в любом обществе. Это традиция, в которой Радищев Путешествие из Петербурга надо читать. Его путешествие проходит по настоящему почтовому маршруту, а сварливые начальники станций и недостаточное количество почтовых лошадей придают правдоподобие. Его герой предлагает взгляд со стороны на местные обычаи, и, подобно натуралисту Дидро на Таити, он особенно очарован обращением с женщинами, браками по расчету, сексуальной эксплуатацией и разрушительными действиями венерических болезней. И в манере Лоуренса Стерна (как и Николая Карамзина, чье произведение, возможно, читал Радищев), радищевский герой полон добродетели и слез. Готовность заплакать сейчас может показаться странной, но в литературном символизме восемнадцатого века плач был доказательством способности человека к сопереживанию. Эмпатия, по мнению наиболее важных социальных теоретиков того периода, таких как лорд Кеймс и Адам Смит, является основой естественной справедливости, которую общества должны попытаться закодировать в законе, если они хотят предотвратить разногласия и восстания, спровоцированные колониальной и внутренней эксплуатацией.

Но что побудило Радищева написать эту работу? Россия претерпела многочисленные реформы во время долгого правления Екатерины Великой. Однако в 1790 году Екатерину, справедливо или ошибочно, считали постаревшей и более уязвимой для придворных распрей и интриг. Кроме того, не было никакого прогресса в вопросе о крепостном праве, поскольку Французская революция вдохновила массовые народные движения в Европе и во всем мире. При некоторых отдельных землевладельцах положение крепостных улучшилось. Но для подавляющего большинства крепостных (а речь идет о более чем 90 процентов населения Российской империи), экономические трудности были постоянными и не облегчались, усугубляясь другими социальными бедами, такими как принудительный призыв на военную службу и сексуальная эксплуатация — все темы, которые поднимаются в этой работе.

«Запрещенная книга,

Путешествие радикализм был воспринят как неявно революционный».

Запрещенная книга, Путешествие Радикализм рассматривался как неявно революционный. Но это спорно. Вместо этого радикализм Journey может быть лучше понят снова в контексте того времени. В отличие, например, от капитана Кука или Иосии Бэнкса, Радищев не писал о научных или исследовательских путешествиях. (Однако его письма из Сибири показывают, насколько наблюдателен он был в отношении местной флоры и фауны.) Его работы сближают его с работами Томаса Пейна 9.0007 «Права человека » и « Философская и политическая история » Райналя с точки зрения прав человека, а также то, как русские крепостные представлены как равноправные члены общества, является одной из самых поразительных позиций, принятых в «Путешествии ». Жизни крестьян имеют значение не только из-за экономической эффективности, но и из-за естественной справедливости, аргумент, сделанный в речи дворянина, который оправдывает акты насилия самозащитой в вышеупомянутом процессе над двумя крепостными.

В этих строках, в то время, когда вопросы экономического равенства и расы поднимают заголовки в Соединенных Штатах и ​​во всем мире, можно увидеть актуальность работы Радищева в наше время, особенно в переводе. В приведенной ниже речи используется знакомый словарь, который отражает ценности Просвещения, закрепленные в других современных документах, таких как Американская Конституция и Билль о правах США: собственные дела. Но он ограничивает их, соглашается не подчиняться одной своей воле и становится послушным приказам других людей, словом, становится гражданином. Ради чего он сдерживает свои желания? С какой целью он устанавливает власть над собой? Неограниченный в проявлении своей силы воли, почему он ограничивает ее послушанием? — Ради себя, — говорит разум. — Ради себя, — говорит внутренний голос. — Ради себя, — говорит мудрое законодательство. Отсюда следует, что там, где не в его интересах быть гражданином, там нет гражданина. Отсюда следует, что тот, кто хочет лишить его преимущества быть гражданином, является его врагом. Он ищет в законе защиты и возмездия против своего врага. Если закон либо не в силах его защитить, либо не желает этого, либо не в силах немедленно помочь ему в его нынешнем горе, тогда гражданин пользуется своим естественным правом на защиту, сохранение, благополучие. Ибо гражданин, поскольку он стал гражданином, не перестает быть человеком, чья первая обязанность, вытекающая из его организма, состоит в сохранении, защите, благоденствии.

Искупительное путешествие Венички в Москву-Петушки и его связь с «Путешествием Радищева из Петербурга в Москву», «Потерянным раем» Мильтона и «Божественной комедией» Данте и наук, University of Virginia

Консультант:
Clowes, Edith, Slavic Languages ​​& Literatures, University of Virginia

Abstract:

Вымощено добрыми намерениями: Искупительное путешествие Венички в Москву-Петушки и его связь с путешествием Радищева из Санкт-Петербурга. Петербург в Москву, «Потерянный рай» Мильтона и «Божественная комедия» Данте.

Джилл Мартинюк
Университет Вирджинии, Высшая школа искусств и наук, 2015 г.
Научный руководитель: Эдит Клоуз

АННОТАЦИЯ

Целью данной диссертации является исследование темы искупления в поэме Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки» 1969 года. «Москва-Петушки» — крупное андеграундное произведение позднесоветского периода постмодерна, повествующее о физическом и духовном путешествии главного героя из Москвы в заводской городок Петушки на электричке. Хотя «Москва-Петушки» обычно рассматривается как сатира, в этой диссертации используется новый подход, рассматривающий поэму как путешествие духовного искупления. В нем исследуется связь между Москвой-Петушками (в переводе «Москва до конца линии») и другими крупными путешествиями искупления — «Путешествием Радищева из Санкт-Петербурга в Москву», «Потерянным раем» Мильтона и «Божественной комедией» Данте.

Искупление, понимаемое как отпущение грехов прошлого, открывает для Москвы-Петушек новые интерпретационные возможности. Искупление — ценная линза для интерпретации «Москвы-Петушек», поскольку она позволяет читателю задаться вопросом о мотивах поездки Венички в Петушки и о том, что движет его желанием туда поехать. В этой диссертации утверждается, что Веничка пытается добраться до Петушек, чтобы облегчить горе, которое он испытывает по своим прошлым грехам.

Однако у главного героя Венички нет единого видения искупления, и это отсутствие видения может помочь объяснить неудачу его предыдущих двенадцати поездок, чтобы привести его в Петушки, поскольку все предыдущие поездки закончились возвращением в Москву. Веничка не может самостоятельно найти путь к искуплению, и эта неуверенность заставляет его шататься в начале тринадцатой попытки. Поскольку Веничка не может найти правильный путь к собственному искуплению и постоянно терпел неудачу в предыдущих поездках, я утверждаю, что Ерофеев использует и пародирует три заранее установленных пути к искуплению, чтобы поднять вопрос о возможности искупления и о том, что оно может сделать. значит в советском обществе. Общая цель этой диссертации — изучить, как Ерофеев откликается на тему искупления в каждом произведении. Он также стремится показать, как автор Ерофеев пародирует три предыдущих пути к искуплению, чтобы проиллюстрировать, как эти видения искупления не применимы ко всем, кто его ищет, и дают ложную надежду тем, кто верит, что они заслужили спасение.

В главе 1 «От Москвы до Петушек: искупление и общественное просвещение в путешествии Венички» исследуется реакция Ерофеева на работу Радищева и его использование пародии для создания комментария о пути России к общественному просвещению за последние два столетия. Радищевское видение социального просвещения в «Путешествии из Петербурга в Москву» означает движение к обществу, в котором все россияне равны перед законом, а мысли могут свободно выражаться от цензуры. Для Ерофеева социальное просвещение означает понимание усилий предыдущих российских реформаторов, но отказ от них за их бездействие и неспособность двигать Россию вперед. В частности, Ерофеев сосредотачивает свое внимание на образах народа и интеллигенции в образе своих попутчиков, чтобы показать застой социального просвещения и социального искупления в его окончательном виде как Советский Союз. .

Глава 2, «Ангелы-мятежники: в поисках сатанинского в Москве-Петушках», преследует две цели: показать, как Ерофеев адаптирует образы из «Потерянного рая» Джона Мильтона, и объяснить, почему Ерофеевская пародия на видение Мильтона об искуплении и тоске по Раю предлагает чувство ложной надежды у ищущих, которые не уверены в своем собственном пути. В нем утверждается, что сущность бунта Венички метафизична — он отказывается принять советскую атеистическую посылку о том, что человеческий дух есть лишь более высокое развитие физического мира. Он настаивает на своем духовном существовании. В этой главе Веничка сравнивается с фигурой Сатаны и рассматривается сходство между ангелами Венички и мятежными ангелами «Потерянного рая». Много раз в тексте Веничка присваивает отличительные черты сатаны Мильтона в своем стремлении вернуть себе Петушек. Творческий отклик Ерофеева на «Потерянный рай» выявляет двойственную природу личности Венички и мотивацию его путешествия. В своем творческом освоении «Потерянного рая» Ерофеев исследует желание искать спасения, одновременно желая восстать против установленной системы.

В главе 3 «Веничка и Ла Диритта Виа: исследование дантовского пути к искуплению в Москве-Петушках» аргументируется творческий отклик Ерофеева на «Божественную комедию» Данте. Присвоение Ерофеевым тем и образов создает комментарий к идее спасения и ставит под сомнение возможность искупления для людей, которые его ищут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *