СПАРТАНСКОЕ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО В VIII-VI ВЕКАХ ДО Н. Э.
1. Природа и население Южного Пелопоннеса.
На юго-востоке Пелопоннеса находится область Лаконика. В центре её лежит долина, с трёх сторон окружённая горами. Здесь очень плодородные земли, хорошие пастбища, протекает река. Ещё благоприятнее для земледелия и скотоводства были природные условия в соседней области — Мессёнии.
Вторгшиеся в Грецию дорийцы завоевали Лаконику.
Завоеватели построили свои посёлки поблизости один-отдругого. Из этих посёлков образовался город, названный Спартой, а завоеватели стали называться спартанцами.
После долгих войн спартанцы завоевали и Мессению.
2. Классы и классовая борьба в Спарте.
Спартанцы обратили большую часть покорённого населения в рабство. Рабов называли здесь илотами. Дети илотов также становились рабами.
Сами завоеватели составили класс рабовладельцев.
Каждый спартанец получал участок земли и несколько семей илотов, обрабатывавших эту землю.
Илоты ненавидели своих угнетателей — спартанцев. Стремясь освободиться от гнёта, они много раз поднимали восстания.
Одно из восстаний произошло в VII веке до н. э. в Мессении. Восставшие потерпели в бою поражение. Часть их укрылась на вершине горы.
Спартанцы осадили убежище илотов. Ночью во время грозы спартанцы вскарабкались под проливным дождём на гору. На вершине при свете молний завязалась битва. Сражались не только сами илоты, но и их жёны. Древний писатель рассказывает: «Устремились на врагов и женщины с камнями в руках, схватывая и всякие другие предметы, которыми могли бросать во врагов. Они взялись за оружие и этим ещё больше зажгли в мужчинах смелость, когда те увидели, что и женщины предпочитают лучше умереть вместе с ними, чем стать рабынями».
Три дня шёл непрерывный бой на вершине горы. Восставшие были окружены, их положение было безнадёжным.
Спартанцы, чтобы предупредить дальнейшие восстания, беспощадно убивали самых сильных и смелых илотов.
Борьба илотов и спартанцев была борьбой между двумя непримиримыми классами — рабами и рабовладельцами; это была классовая борьба.
3. Управление и войско в Спарте.
Илотов было много больше, чем спартанцев. Чтобы сохранить своё господство над илотами, спартанцам было необходимо государство — войско, законы, суд.
Вся власть в Спартанском государстве принадлежала спартанцам. На собрании они избирали совет старейшин из числа знатных спартанцев, не моложе шестидесяти лет. Входили в совет и два царя, командовавшие войском. Совет решал важнейшие дела и судил провинившихся.
Все спартанцы, способные носить оружие, были воинами.
Закон запрещал им заниматься каким-либо другим делом, кроме военного. Спартанцы были хорошо вооружены. Сражались спартанцы пешими. Идя в бой, они строились тесными рядами; такое построение пехоты называлось фалангой. Фаланга под звуки флейт и хоровых песен стройными рядами двигалась на неприятеля; казалось, что движется ощетинившаяся копьями стена сомкнутых щитов.
4. Быт спартанцев.
Спартанцы, живя среди ненавидевших их илотов, почти не выпускали из рук оружия. Древний писатель говорил, что спартанец «всегда держит в руках копьё, чтобы оказаться сильнее илота, если тот взбунтуется». Даже в мирное время спартанцы жили так же, как на войне. Целые дни они проводили в военных лагерях; там они занимались маршировкой, бегом, метанием копья и другими военными упражнениями.
Говорить спартанцы должны были кратко и точно. Например, одна спартанская женщина сказала своему сыну, уходившему на войну: «Со щитом или на щите».
В Спарте считалось позором потерять щит, а тело воина, доблестно павшего в бою, приносили на щите. Краткую и ясную речь мы называем лаконичной, то есть такой, какая была в Лаконике.
5. Воспитание спартанцев.
Спартанских мальчиков уже с детства готовили к беспощадной борьбе с илотами. Их воспитывали как воинов и преданных защитников своего класса — рабовладельцев. Мальчики жили в суровых условиях, закалявших их тело. Почти всё их время было занято физическими упражнениями 1.
Дети и юноши должны были беспрекословно выполнять все приказания старших. Говорить они могли только тогда, когда им это разрешали взрослые. Греки шутили, что чаще услышишь голос каменных статуй, чем голос спартанских мальчиков.
Чтобы воспитать у юношей находчивость и жестокость, им поручали выслеживать и убивать илотов, недовольных господством спартанцев.
Спартанские юноши вырастали сильными, смелыми и выносливыми, но очень жестокими, грубыми, едва умевшими читать и писать.
1 Слова «жить по-спартански» значат закалять и укреплять своё тело, не бояться холода и лишений.
ВОСПИТАНИЕ СПАРТАНЦЕВ
(Из сочинения древнегреческого историка Плутарха)Отец приносил своего ребёнка туда, где сидели старейшины, осматривавшие ребёнка. Если он оказывался крепким и здоровым, они разрешали отцу кормить его, выделив ему при этом земельный участок; если же ребёнок был слаб или уродлив, его кидали в пропасть.
Всех мальчиков, которым только исполнилось семь лет, собирали вместе и делили на группы. Они жили и ели вместе на равных условиях и приучались играть и проводить время друг с другом. Начальником группы становился тот, кто отличался среди других понятливостью и смелостью в военных состязаниях. Остальным следовало брать с него пример, слушаться его приказаний и мужественно переносить его наказания, так что школа эта была школой послушания.
Чтению и письму они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись; остальное же их воспитание сводилось к тому, чтобы беспрекословно слушаться, быть выносливым в беде и побеждать в борьбе.
Поэтому с летами их воспитание становилось суровее — им наголо остригали волосы, приучали ходить босыми и играть без одежды. Когда им исполнялось двенадцать лет, они получали на год по одному плащу. Их кожа была грубой. Они обычно не мылись тёплой водой. Спали они вместе на подстилках из тростника, который ломали для себя голыми руками без помощи ножа. Двадцатилетние юноши начальствовали над своими подчинёнными в драках и распоряжались ими. Пища мальчиков была очень скудная, их приучали собственными силами бороться с лишениями и быть смелыми и ловкими.
- < УСТАНОВЛЕНИЕ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ И ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДОВ-ГОСУДАРСТВ В ГРЕЦИИ В VIII-VI ВЕКАХ ДО Н.Э. — ОБРАЗОВАНИЕ АФИНСКОГО РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА
- -> ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДОВ-ГОСУДАРСТВ В ГРЕЦИИ И НА БЕРЕГАХ СРЕДИЗЕМНОГО И ЧЁРНОГО МОРЕЙ >
Добавить комментарий
Рабство в Древней Греции
Рабство в Древней Греции зародилось уже в микенскую эпоху, это было распространенным явлением.
Древнегреческое общество было структурировано в строгих рамках. Этот каркас состоял из социальной пирамиды, в основании которой находились рабы. У многих возникает резонный вопрос, как демократические в своей основе города-государства в целом прочно поддерживали институт рабства. Ответ прост. Рабство в древности не считалось преступлением, оно было чем-то естественным.
Рабы ничем не отличались от других обмениваемых товаров. Они управлялись на условиях экономики. Ведь речь идет о работорговле. Основным источником были районы, занятые соответствующей армией/флотом. В Афинах большинство рабов было выходцами из варварских стран, тогда как в Спарте илоты были в основном греческого происхождения (например, илоты Мессинии).
Конечно, несмотря на массовое порабощение населения, о массовой работорговле говорить не приходится. Воины отдавали пленников купцам, а те продавали их туда, где им было выгодно.
Основными центрами экспорта рабов были: порты на черноморском побережье, Адриатика, восточное Средиземноморье и порты Афин, Эгины, Хиоса и Коринфа.
Положение рабов в Древней Греции
В древнегреческом мире существовали различные правовые положения для рабов и способов обращения с ними.
Рабы были неотъемлемой частью древнегреческого дома. Они показывали богатство и аристократическое происхождение семьи. Каждый свободный гражданин имел в своем распоряжении хотя бы одного раба.
Роль рабов в отдельной семье и в самом обществе была различной. Были те, кто занимался домашним хозяйством, заботой о стариках и детях, а также уходом за домом.
Другой класс рабов делал тяжёлую работу вне дома. Они либо занимались сельскохозяйственными работами, либо работали на рудниках и каменоломнях, либо в мастерских своего хозяина.
С другой стороны, существовала группа потенциально свободных рабов. Эти люди работали в одиночку, они должны были отдавать часть своего урожая или денег своему хозяину. Это давало им возможность не оказаться в удушающем кругу мастеров. Тем не менее у господина была возможность нарушить это соглашение и свободный раб попадал под полный контроль господина.
Наконец, главным образом в классических Афинах существовали группы государственных рабов. Примерами могут служить лучники из Фригии и банкиры.
История Афин: взлёт и падение древнего города, читайте здесь
В каждом городе-государстве соотношение рабов и свободных было разным. Городом с наибольшим количеством несвободных граждан была Спарта. Рабов в Спарте было в 5-7 раз больше, чем самих спартанцев.
Рабы в Спарте
Спартанских рабов называли илотами. Происхождение слова, вероятно, происходит от древнего глагола αἱρέω-ῶ, что означает господин. В основном это были земледельцы, жившие в сельской местности Лаконии, где они возделывали ее.
Жизнь в Спарте. Спартанское воспитание, читайте здесь
Небольшой процент илотов работал в спартанских домах. Илоты, в отличие от афинских рабов, могли иметь собственное имущество, как и пенесты Фессалии. Много раз они воевали на стороне спартанцев, с той лишь разницей, что были хуже вооружены.
Скорее всего илоты были греческого происхождения. Они говорили по-гречески и страстно желали вернуть себе свободу и независимость. Это была главная проблема Спарты, где существовал страх восстания рабов и их отрыв от общества.
Рабы в Древних Афинах
Рабы Афин состояли из варваров, которые были военнопленными или людьми, лишившимися свободы из-за финансовых проблем. Большинство рабов работали в доме или мастерской своего хозяина. Они не имели политических прав, а их свобода ограничивалась участием в некоторых мероприятиях (например, в Элевсинских мистериях). Рабы могли давать показания в суде, но только после пыток. Конечно, ни хозяин раба, ни кто-либо другой не имели права его убивать.
И в Спарте, и в Афинах у рабов была возможность создавать семьи. Однако эти семьи не были так неразрывно связаны. Хозяин имел возможность разделить семью по другим домам. Конечно, такая семья не была признана государством.
Рабство не ограничивалось двумя крупными городами-государствами Древней Греции.
На Фессалийской равнине существовали пенесты. Они были беотийцами, которые заключили соглашение с завоевателями Фессалии не убивать их и не продавать в рабство. Взамен они возделывали поля и отдавали часть урожая завоевателям. У них была роль, аналогичная роли илотов в Спарте.
Гортины на Крите
На Крите рабы как и имущество, принадлежащее хозяину, защищалось законом. Сохранился Гортинский кодекс (V в. до н. э.), выгравированный на камне. В этом кодексе было написано, что рабы полностью подчинялись своему хозяину. Даже дети раба были собственностью хозяина. Последний отвечал за любые правонарушения, совершенные рабами. Рабы в Гортине имели свое имущество, поля и одежду, которые они могли завещать своим потомкам.
Древнегреческие писатели и философы считали рабство совершенно естественным и необходимым. Дети росли вместе с семейными рабами, многие хозяева дружили с рабами и помогали им.
Великая греческая колонизация, читайте здесь.![]()
Рабы, незамеченные герои Древней Греции
Роберт Гарланд, доктор философии, Колгейтский университет
Спарта была могущественным государством в Древней Греции. Как и в остальной части страны, рабство здесь было общепринятой нормой. Однако были некоторые различия в жизни рабов, живших в Спарте и в других греческих государствах. Каковы были эти различия? Почему могучие спартанцы боялись своих рабов?
Спартанцы были известны своей военной мощью. Когда они завоевывали территорию, ее граждане были вынуждены принять рабский статус. (Изображение: DreamArt123/Shutterstock)Спартанцы: Повелители илотов
Спарта была государством в Греции, которое в древние времена стало доминирующей военной силой. Согласно резным записям, датируемым 416 г. до н.э., афинские рабы прибыли из разных мест, разбросанных по Средиземноморью. Когда спартанцы завоевали территорию, граждане были вынуждены стать рабами.
Например, спартанцы завоевали землю под названием Мессения, которая была богатым сельскохозяйственным регионом к западу от Лаконии.
Жители Мессении работали на своих полях, но были рабами спартанцев. Они не имели никаких политических прав, и их хозяева могли казнить их без суда. Их называли илотами — слово неизвестного происхождения, вероятно, связанное с греческим глаголом, означающим «захватывать».
Узнайте больше о греческой мифологии: монстры и неудачники
Тиртей, спартанский поэт, охарактеризовал илотов как «ослов, измученных большой ношей».(Изображение: Antimenes Painter/Общественное достояние)
Жизнь илота в Спарте
Илоты производили сельскохозяйственную продукцию для своих спартанских хозяев, но в чрезвычайных военных ситуациях им приходилось служить в качестве легковооруженных войск. Когда рабы доставляли свою долю продукции своим хозяевам, они могли оставить себе оставшуюся часть. Чаще всего это была половина урожая.
У илотов была своего рода семейная жизнь, независимая от своих хозяев. Им не нужно было работать у кого-то дома и постоянно обслуживать их.
Однако мастера умели управлять илотами.
Группа под названием krupteia (секретно или тайно) была сформирована, чтобы терроризировать илотов. Спартанские юноши в возрасте от 18 до 20 лет были членами этой группы, и их основная работа заключалась в совершении случайных актов насилия против илотов.
Когда численность спартанских граждан сократилась, что имело место с 450 г. до н.э. далее Спартанское собрание дало рабам некоторую свободу. Но этим актам доброты нельзя было доверять все время. Однажды спартанцы решили почтить память илотов, совершивших от их имени подвиги. Когда они собрались, чтобы отдать дань уважения, спартанцы убили их всех, потому что считали их слишком опасными, а убить их было гораздо безопаснее.
Это стенограмма из серии видео Другая сторона истории: повседневная жизнь в древнем мире . Смотрите прямо сейчас на Wondrium.
Храбрые и мятежные илоты Спарты
Считается, что илотов было больше, чем их хозяев в Спарте. Это было основным отличием илотов от других греческих рабов.
Хотя нет никаких указаний на точное количество илотов, по мнению некоторых экспертов, популяция илотов оценивается в семь раз больше, чем у господ. Естественно, господа всегда боялись, что илоты взбунтуются, и именно поэтому не хотели втягивать их в длительные иностранные войны.
Что делало спартанцев параноиками, так это то, что илоты были этнически однородны, имели коллективную идентичность и поклонялись своим богам. Их страх еще больше усиливался тем фактом, что их образ жизни зависел от рабов больше, чем любая другая греческая община того времени. Илоты делали большую часть сельского хозяйства для спартанцев.
Опасения спартанцев оказались правдой. В 464 г. до н.э. илоты подняли восстание, и спартанцы не могли подавить их до следующих пяти лет. Насколько нам известно, это было единственное известное восстание рабов в греческих государствах.
У Спартанцев были веские причины бояться своих рабов. Рабы представляли собой однородную группу с коллективной идентичностью.
(Изображение: Национальный археологический музей Афин/CC BY-SA 3.0/Общественное достояние)Неприятный факт, о котором мы не должны забывать, заключается в том, что Афины и Греция в целом не смогли добиться таких значительных культурных достижений без рабства. Согласно Геродоту, в 479 г. до н.э. около 35 000 рабов служили легковооруженными силами в битве при Платеях. Персы были вынуждены покинуть Грецию в конце этой битвы. Греция не смогла бы победить варваров без помощи угнетенных рабов. Не будет преувеличением сказать, что рабы оставались невоспетыми героями Древней Греции.
Узнайте больше о «Человеке Гомера: эпический опыт».
Общие вопросы о рабах, незамеченных героях Древней Греции
В: Как относились к рабам в Спарте?
Рабы в Спарте имели некоторые уровни независимости, потому что жили в своей стране и работали на своих землях. Им не приходилось работать в доме своих хозяев. Однако, поскольку у них не было никаких гражданских или политических законов, их владельцы имели право казнить их или даже подвергать их сексуальному и физическому насилию.
В: Сколько рабов было в Спарте?
В Спарте было самое большое количество рабов по сравнению с количеством владельцев. По оценкам некоторых ученых, рабов было в семь раз больше, чем граждан.
В: Чем занимались рабы в Спарте?
Рабы в Спарте работали на своих землях и производили сельскохозяйственную продукцию для своих хозяев. Они жили на родине и не должны были работать в домах своих хозяев. Во время чрезвычайной ситуации рабы должны были служить легковооруженными войсками.
В: Что такое krupteia ?
Krupteia была секретной группой в Спарте, ее основной целью была организация случайных актов насилия против илотов.
Продолжайте читать
Кельтское вторжение: покорение Греции и Испании
Взгляд на древних кельтов через призму Греции и Рима
Игры Древней Греции — жизнь и смерть греческого спортсмена
Интересные истории: илоты — рабы Спарты | Пол Кэтхилл | Интересные истории
Все мы слышали о Спарте и спартанцах.
Мощный город-государство в Древней Греции. Лучшие воины древнего мира. Спартанцы были смелыми, сильными и умелыми. Они сражались копьями и щитами, носили кожаное белье и обладали лучшим прессом. Но знаете ли вы, что среди спартанцев жили и другие? Нация рабов, единственной целью которых было служить своим хозяевам? Это были илоты, порабощенный и покоренный народ, рабы Спарты.
Никто точно не знает, что на самом деле означает термин «Илот». Некоторые говорят, что он пришел из деревни под названием Гелос, которая была завоевана разгневанными спартанцами. Другие говорят, что это просто означает «раб» или «крепостной». Возможно, в обоих этих утверждениях есть доля правды, поскольку одно стало другим. Фактическое происхождение илотов, как группы людей, известно еще меньше. Возможно, это были мессенцы, побежденные во время Мессенских войн в 8 веке до нашей эры. Может быть, это были ахейцы или даже лакедемоняне. Возможно, мы никогда не узнаем, но что удивительно в илотах, так это то, что на одного спартанца их приходилось семь.
Вы не ослышались, семь рабов на одного свободного гражданина.
Что на самом деле сделали эти илоты? Что ж, они сделали все, чего не сделал бы уважающий себя спартанец. Они пахали поля, выращивали оливки, делали вино, заботились о домах, строили здания, работали ремесленниками или торговцами, носили спартанское оружие в битвах, чистили их доспехи, готовили еду и делали все, что между ними. Спарта зависела от илотов почти во всем, что не касалось войны, даже в некоторых аспектах управления. Некоторые илоты, те, кто жил вне городов и отдавал землю, могли даже хорошо себя вести и несколько разбогатеть. Были даже случаи, когда илоты могли выкупить свою свободу, конечно, мы никогда не узнаем, насколько и как долго этот «выкуп» будет уважаться нацией грозных воинов.
Чтобы поддерживать свою численность, илоты будут поощряться к размножению между собой и даже могут иметь некоторую форму семейной единицы. Так же, как и спартанцы, они были субъектами доктрины евгеники, или, как мы ее знаем, «селекционной селекции».
Трудно сказать, как именно спартанцы ежедневно обращались с илотами. Вероятно, с «жестокой деловитостью» они просто следили за тем, чтобы илоты были здоровы и способны делать то, что от них требуется. Но сложно содержать огромное количество рабов, живущих рядом с вами, поэтому спартанцы всегда относились к илотам с недоверием. Это недоверие доходило до регулярных массовых убийств. Каждый год криптеи, молодые люди, только что завершившие обучение, объявляли «войну» населению илотов. Им будет позволено убить столько рабов, сколько они смогут, особенно самых сильных и приспособленных.
