Характеристика милона и правдина: Характеристика Милона в комедии Недоросль кратко, образ с цитатами героя для сочинения в таблице

Характеристика Милона в комедии Недоросль кратко, образ с цитатами героя для сочинения в таблице

Одним из важных персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» является молодой офицер Милон, возлюбленный Софьи. Это положительный герой, представитель молодого поколения, за которым, по мнению писателя, было будущее России. Характеристика Милона важна для понимания того, каким могут быть молодые люди, получившие правильное воспитание и верные жизненные ориентиры. Данный персонаж вобрал в себя все положительные черты — это смелый, решительный, благородный молодой человек, готовый бороться за свою любовь.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.

Полное имя — Милон.

Возраст — не указано, молодой человек не старше 30 лет.

Род занятий

— офицер царской армии.

Семья — холост, детей нет.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из дворянского семейства.

Воспитание — воспитан в лучших традициях высшего сословия.

Образование — получил достойное образование.

Внешность — привлекательный молодой человек.

Характер — добрый, скромный, смелый, отзывчивый, образованный, с почтением относится к старшим.

Положительные черты — порядочный, честный, добродетельный, благородный.

Отрицательные черты — отсутствуют.

Произведение — «Недоросль».

Автор — Денис Иванович Фонвизин.

Цитатная характеристика

Описание Милона с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Милона основан на том, что он является дворянином, офицером царской армии.

«Г-жа Простакова (к Милону). А! мой батюшка! Господин офицер!»

Источник: Действие второе, явление V

Во время описываемых в пьесе событий Милон командует отрядом солдат, которых по приказу ведет в Москву.

«Мне велено солдат вести без замедления… Да сверх того я сам горю нетерпением быть в Москве».

Источник: Действие второе, явление V

Милон принадлежит к высшей знати, он является племянником графа Честана, хорошего знакомого Стародума.

«Стародум. Граф Честан не свойственник ли ваш?
Милон. Он мне дядя».
Источник: Действие четвертое, явление VI

Милон является добрым другом Правдина, государственного чиновника.

«Милон. Как я рад, мой любезный друг, что нечаянно увиделся с тобой! Скажи, каким случаем…
Правдин. Как друг, открою тебе причину моего здесь пребывания».
Источник: Действие второе, явление I

Черты характера и поступки

Милон с большим почтением относится к людям, умудрённым жизненным опытом, каковым является Стародум.

«Стародум (в сторону). Милон!
Милон. Я почту за истинное счастие, если удостоюсь вашего доброго мнения, ваших ко мне милостей…»
Источник: Действие четвертое, явление VI

Милон — человек исключительных качеств и добродетели. Все отзываются о нем самым лучшим образом.

«Стародум. Мне очень приятно быть знакому с человеком ваших качеств. Дядя ваш мне о вас говорил. Он отдает вам всю справедливость. Особливые достоинства…»

Источник: Действие четвертое, явление VI

«Я не знаю Милона; но когда дядя его, мой истинный друг, когда вся публика считает его честным и достойным человеком…»

Источник: Действие четвертое, явление IV

При всех своих достоинствах Милон обладает ещё одним прекрасным качеством — скромностью.

«В мои лета и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди».

Источник: Действие четвертое, явление VI

Милону довелось принять участие в сражениях, где он смог показать свою храбрость. Однако в силу своей природной скромности молодой человек не придаёт своим подвигам большого значения.

«Стародум (Софье). Мне это очень приятно. (Милону.) Я слышал, что вы были в армии.

Неустрашимость ваша
Милон. Я делал мою должность. Ни леты мои, ни чин, ни положение еще не позволили мне показать прямой неустрашимости, буде есть во мне она.
Стародум. Как! Будучи в сражениях и подвергая жизнь свою
Милон. Я подвергал ее, как прочие. Тут храбрость была такое качество сердца, какое солдату велит иметь начальник, а офицеру честь. Признаюсь вам искренно, что показать прямой неустрашимости не имел я еще никакого случая; испытать же себя сердечно желаю». Источник: Действие четвертое, явление VI

Проявление истинной храбрости Милон видит в силе духа, душевной стойкости.

«Стародум. Я крайне любопытен знать, в чем же полагаете вы прямую неустрашимость?
Милон. Если позволите мне сказать мысль мою, я полагаю истинную неустрашимость в душе, а не в сердце

. У кого она в душе, у того, без всякого сомнения, и храброе сердце». Источник: Действие четвертое, явление VI

«Стародум. Справедливо. Вы прямую неустрашимость полагаете в военачальнике. Свойственна ли же она и другим состояниям?
Милон. Она добродетель; следственно, нет состояния, которое ею не могло бы отличиться. Мне кажется, храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни. И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостию человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой. Как мала душа того, кто за безделицу вызовет на дуэль, перед тем, кто вступится за отсутствующего, которого честь при нем клеветники терзают! Я понимаю неустрашимость так…»

Источник: Действие четвертое, явление VI

Смысл воинской службы Милон видит в том, чтобы жертвовать собственными амбициями ради пользы для отечества.

«В нашем военном ремесле храбр должен быть воин, неустрашим военачальник. Он с холодною кровью усматривает все степени опасности, принимает нужные меры, славу свою предпочитает жизни: но что всего более — он для пользы отечества не устрашается забыть свою собственную славу. Неустрашимость его состоит, следственно, не в том, чтоб презирать жизнь свою. Он ее никогда и не отваживает. Он умеет ею жертвовать».

Источник: Действие четвертое, явление VI

Милон — честный, прямодушный, просвещённый молодой человек с высокими нравственными принципами, чем и заслуживает уважение Стародума.

«Стародум. Как понимать должно тому, у кого она в душе. Обойми меня, друг мой! Извини мое простосердечие. Я друг честных людей. Это чувство вкоренено в мое воспитание. В твоем вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным».

Источник: Действие четвертое, явление VI

Милон влюблён в Софью, в которой видит смысл своей жизни. Разлука с ней становится для героя настоящим испытанием.

«Милон. Открою тебе тайну сердца моего, любезный друг! Я влюблен, и имею счастье быть любим. Больше полугода, как я в разлуке с тою, которая мне дороже всего на свете, и, что еще горестнее, ничего не слыхал я о ней во все это время. Часто, приписывая молчание ее холодности, терзался я горестию; но вдруг получил известие, которое меня поразило. Пишут ко мне, что, по смерти ее матери, какая-то дальняя родня увезла ее в свои деревни. Я не знаю, ни кто, ни куда. Может быть, она теперь в руках каких-нибудь корыстолюбцев, которые, пользуясь сиротством ее, содержат ее в тиранстве.

От одной этой мысли я вне себя».

Источник: Действие второе, явление I

«Вот та, которая владеет моим сердцем. Любезная Софья!»

Источник: Действие второе, явление II

Милон часто бывал в доме Софьи, когда была еще жива её матушка, и смог заслужить её доверие и расположение.

«…Он бывал часто в доме сестрицы вашей…Стародум оглядывается на Софью.
Софья (тихо Стародуму и в большой робости). И матушка любила его, как сына».
Источник: Действие четвертое, явление VI

Милон — страстный, горячий человек, которому трудно сдерживать свои истинные чувства.

«Милон. Как! таков-то мой соперник! А! любезная Софья! на что ты и шуткою меня терзаешь? Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением. Скажи ж мне, что ты ей отвечала?»

Источник: Действие второе, явление II

Милон с лёгкостью получает благословение Стародума на его брак с Софьей — старый дворянин не мог представить лучшего супруга для своей племянницы.

«Милон. Душа благородная!.. Нет… не могу скрывать более своего сердечного чувства… Я полагаю его в том, чтоб иметь женою любезную племянницу вашу. Взаимная наша склонность…
Стародум (к Софье, с радостью). Как! Сердце твое умело отличить того, кого я сам предлагал тебе? Вот мой тебе жених…
Софья. И я люблю его сердечно.

Стародум. Вы оба друг друга достойны. (В восхищении соединяя их руки.) От всей души моей даю вам мое согласие.
Милон (обнимая Стародума). Мое счастье несравненно!» Источник: Действие четвертое, явление VI

Воспитание

Милон получил достойное воспитание и образование. Это смог сразу заметить опытный Стародум, который хорошо разбирался в людях.

«В твоем вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным».

Источник: Действие четвертое, явление VI

Характеристика Милона другими героями

Стародум

Стародум признаёт честность и порядочность Милона, его просвещённость и потому с радостью предлагает молодому человеку свою дружбу.

«Стародум… Обойми меня, друг мой! Извини мое простосердечие. Я друг честных людей. Это чувство вкоренено в мое воспитание. В твоем вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным».

Источник: Действие четвертое, явление VI

Стародум смог по достоинству оценить личные качества Милона и был очень рад тому, что именно молодой офицер был избранником Софьи.

«Милон. Душа благородная!.. Нет… не могу скрывать более своего сердечного чувства…Если мое сердце добродетельно, если стоит оно быть счастливо, от тебя зависит сделать его счастье. Я полагаю его в том, чтоб иметь женою любезную племянницу вашу. Взаимная наша склонность…
Стародум (к Софье, с радостью). Как! Сердце твое умело отличить того, кого я сам предлагал тебе? Вот мой тебе жених
Софья. И я люблю его сердечно.
Стародум. Вы оба друг друга достойны. (В восхищении соединяя их руки. ) От всей души моей даю вам мое согласие.
Милон (обнимая Стародума). Мое счастье несравненно!
Софья (целуя руки Стародумовы). Кто может быть счастливее меня!
Правдин. Как искренно я рад!».
Источник: Действие четвертое, явление VI

Подробная характеристика Стародума.

Софья

Софья всем сердцем любит Милона и с большой радостью соглашается выйти за него замуж.

«Стародум (к Софье, с радостью). Как! Сердце твое умело отличить того, кого я сам предлагал тебе? Вот мой тебе жених…
Софья. И я люблю его сердечно.
Стародум. Вы оба друг друга достойны. (В восхищении соединяя их руки.) От всей души моей даю вам мое согласие…
Софья (целуя руки Стародумовы). Кто может быть счастливее меня!»
Источник: Действие четвертое, явление VI

Подробная характеристика Софьи.

Правдин

Правдин является близким другом Милона и относится к нему с большим доверием.

«Милон. Как я рад, мой любезный друг, что нечаянно увиделся с тобой! Скажи, каким случаем…
Правдин. Как друг, открою тебе причину моего здесь пребывания».
Источник: Действие второе, явление I

Правдин высоко ценит личные достоинства Милона и не скрывает своего отношения к нему.

«Правдин. Я наперед уверен, что друг мой приобретет вашу благосклонность, если вы узнаете его короче…»

Источник: Действие четвертое, явление VI

Подробная характеристика Правдина.

Речевая характеристика Милона

Милон — просвещённый молодой человек, получивший достойное воспитание и образование. Об этом можно судить по его правильной, несколько книжной речи. Он усложняет предложения причастными и деепричастными оборотами, вставными словами и прочими синтаксическими конструкциями:«Как я рад, мой любезный друг, что нечаянно увиделся с тобою! Скажи, каким случаем…», «почту за истинное счастие», «…я сам горю нетерпением быть в Москве».

В речи Милона стоит отметить обилие высокой лексики:«тиранство», «добродетель», «извлекает», «злодеи» «презрения достойны», «изъявить», «почтенный», «корыстолюбцы», «нимало не пеняю» и пр.

Свои чувства к Софье Милон выражает при помощи таких сентиментальных оборотов, как «мое счастье несравненно», «таинство души моей», «тайна сердца моего», «трогает мое сердце», «владеет моим сердцем».

В разговоре Милон практически не употребляет разговорную лексику. На протяжении пьесы он обронил лишь несколько разговорных (для своего времени) слов: «подхватя», «идучи», «не ушибла ль», «не убояся».

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Милона вместе!

Биография

Милон — представитель знатного дворянского семейства, о чём говорит его близкое родство с влиятельным графом Честаном.

Получив прекрасное воспитание и образование в юности, Милон решил связать свою судьбу с армией. В чине офицера он принимал участие в сражениях, в которых смог продемонстрировать храбрость и отвагу.

Знакомство с Софьей позволило Милону всерьёз задуматься о создании семьи. Он всем сердцем полюбил девушку, обладавшую массой достоинств, и намеревался взять её в жены. Однако волей судьбы им пришлось расстаться.

Милон долгое время не получал известия о любимой и считал, что она уже охладела к нему. Лишь случайно, проходя с отрядом солдат мимо имения Простаковых, он узнал о том, что там поселилась Софья после смерти матери.

Милон успел познакомиться со Стародумом и произвести на него самое выгодное впечатление. Он попросил у дяди Софьи благословение на их союз и получил согласие. Узнав о коварных замыслах Простаковой насильно выдать Софью замуж за своего сына Митрофана, Милон спас возлюбленную от незавидной участи.

Образ Милона

Милон — один из положительных персонажей пьесы, олицетворяющий собой просвещённое молодое поколение. Фонвизин наделил героя самыми лучшими качествами, которые высоко ценил в людях. Даже имя ему подобрал особенное: в славянском варианте Милон означает «милый, любимый», что в полной мере соответствует добродетельному характеру молодого офицера.

Милон прекрасно воспитан и образован. Это просвещённый, прогрессивно мыслящий молодой человек, способный здраво рассуждать и реагировать на происходящее вокруг. Он с уважением относится к людям и меняет своё отношение к ним только при наличии весомых аргументов. Милон, при всей своей горячности, прекрасно владеет собой и даже в конфликтных ситуациях с семьёй Простаковых ведёт себя очень достойно.

Милон — не только порядочный во всех отношениях молодой человек, но и образцовый офицер, готовый пожертвовать собой ради Отчизны. Он прекрасно понимает, что истинная храбрость проявляется не в пылу сражений, а в стойком преодолении жизненных трудностей. При этом молодой человек отличается скромностью: на все похвалы в свой адрес он реагирует с некоторым смущением и никогда не зазнаётся.

В пьесе Милон — пример истинного благородства, добродетели и гуманизма. Его характеристика является образцом нравственного идеала человека. Именно таким Фонвизин хотел видеть новое поколение дворянства.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин делает упор на одной из важных проблем в любом обществе — необходимости правильно воспитывать подрастающее поколение, прививать ему нравственные идеалы. Только тогда государство способно стать сильным и процветающим.

Лучшие качества, которые автор хотел видеть в дворянстве, он вложил в Милона. И в этом заключается роль героя — на контрасте с глупым, недалёким Митрофанушкой продемонстрировать ценность просвещения и правильных жизненных ориентиров. Общая характеристика Милона позволит лучше подготовиться к уроку литературы в 8 классе, самостоятельно составить доклад или написать сочинение.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Образ и характеристика Милона в комедии «Недоросль», описание в цитатах

Милон. Комедия «Недоросль».
Художник Н. Муратов

Офицер Милон является одним из положительных героев знаменитой комедии «Недоросль» Фонвизина. 

Милон является офицером. На момент событий, описанных в пьесе, он ведет солдат в Москву и делает остановку в имении Простаковых:

«…ведет в Москву свою команду…» 
«…Мне велено и солдат вести без промедления… да, сверх того, я сам горю нетерпением быть в Москве…» 

Офицер Милон — хороший молодой человек, с «похвальными свойствами» и «особливыми достоинствами»:

«. ..молодой человек, похвальных свойств…»
«…Мне очень приятно быть знакому с человеком ваших качеств…» 
«…Особливые достоинствы…»

Господин Милон является скромным, невысокомерным человеком:

«…В мои леты и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди…»

Милон — храбрый, неустрашимый мужчина:

«…Я слышал, что вы были в армии. Неустрашимость ваша…» 
«…Будучи в сражениях и подвергая жизнь свою…» 
«…испытать же себя сердечно желаю…»

Офицер Милон ценит в людях смелость и справедливость:

«…Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой. ..»

Милон является добродетельным, просвещенным человеком:

«…вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным…»
«…Если мое сердце добродетельно…»

Господин Милон — честный человек, поэтому Стародум называет его своим другом:

«…Я друг честных людей…» (Стародум о Милоне)

Милон является возлюбленным молодой девушки Софьи. Влюбленные не видятся полгода и внезапно встречаются в доме Простаковых. В конце концов Софья и Милон остаются вместе и, вероятно, позднее женятся:

«…Я влюблен и имею счастие быть любим…» 
«…Больше полугода, как я в разлуке с тою, которая мне дороже всего на свете, и, что еще горестнее, ничего не слыхал я о ней во все это время…»


Критика об образе Милона в комедии «Недоросль»

«. ..в деревню [Простаковых] приходит отряд солдат, которым командует молодой человек Милон. Он влюблен в Софью, а Софья в него: лица эти… — честные, благородные, образованные, одним словом, такие, которые, для контраста с дураками,… говорят умно общими местами и походят друг на друга, как две капли воды…»  
(С. С. Дудышкин, «Сочинения Фонвизина», 1847 г.)

Это была цитатная характеристика и образ офицера Милона в комедии «Недоросль» Д. Фонвизина: описание героя в цитатах.

Смотрите: Все материалы по комедии «Недоросль»

Джордж Милтон

 

Джордж описывается как маленький физически с очень резкими чертами лица, в отличие от Ленни Смолла. Милтон — фамилия автора одного из любимых произведений Стейнбека « Потерянный рай ». В этой эпической поэме Адам и Ева впадают в немилость в Эдемском саду. Из-за их падения человечество обречено быть одиноким и ходить по земле как одинокое существо. Некоторые критики считают, что Джордж представляет того обреченного человека, который жаждет вернуться в Эдем. Его единственный шанс избежать этой участи — его отношения с Ленни, которые отличают их от других одиноких мужчин. Но, несмотря на это общение, в конце книги Джорджу суждено снова остаться одному.

Личность Джорджа часто отражает гнев и понимание. Из двух мужчин он тот, кто все продумывает и думает, как можно достичь своих целей. Как только Кенди делает ставку возможной, Джордж сообщает подробности: где они получат ранчо, как долго они должны работать, чтобы заплатить за него, и как им придется вести себя сдержанно, чтобы работать в следующем месяце. Джордж также предвидит возможные осложнения и дает Ленни совет о том, что он должен сделать, чтобы помочь их будущему. Хотя Джордж может быть очень рациональным и вдумчивым, он также расстраивается и злится на Ленни, потому что большой человек не может контролировать свою силу или действия. Джордж постоянно злится, настолько, что Ленни знает наизусть, что это значит, когда Джордж «устраивает ему ад». Но гнев Джорджа быстро угасает, когда он вспоминает о невиновности Ленни и его неспособности ясно помнить или мыслить.

У Джорджа, в отличие от других мужчин, есть компаньон и друг в лице Ленни. Из-за этого Ленни заставляет Джорджа чувствовать себя особенным. Они отличаются от всех остальных парней, и Джордж слишком хорошо понимает, что между ними есть особая связь. На ранчо Джордж часто раскладывает пасьянс на одного. Без Ленни Джордж был бы одиночкой. Несмотря на то, что Джордж расстроен умственной слабостью Ленни, он также испытывает сострадание к своему другу. Ленни предлагает Джорджу возможность строить планы, давать советы и вообще быть главным. Без Ленни Джордж был бы таким же, как и другие руки, но с Ленни у Джорджа сильное чувство ответственности. В конце концов, он даже берет на себя ответственность за смерть Ленни. Джордж также понимает, что у Ленни нет чувства вины взрослого, и он не понимает смерть или убийство, кроме того, что это «плохо». Джордж позволяет Ленни — иногда — понять хотя бы частичные последствия своих действий. К сожалению, Джордж не понимает, насколько опасным может быть Ленни, и это отсутствие предвидения усугубляет крушение их мечты.

Их мечта также отличает Джорджа от других, потому что это означает, что у него и Ленни есть будущее и что-то предвидеть. В отличие от Ленни, Джордж видит свою мечту не в кроликах; вместо этого он видит это с практической точки зрения. На их ферме они смогут быть независимыми и в безопасности, и где ему не придется беспокоиться об отслеживании ошибок Ленни. Они могут быть в безопасности и отвечать за свою жизнь. Тем не менее, именно Ленни добавляет энтузиазма, потому что Джордж никогда не верил, что они смогут управлять этой собственной фермой. В основном он использует эту историю, чтобы дать Ленни возможность поверить в их будущее. Только когда Кенди делает ставку, Джордж действительно начинает понимать, что эта мечта может сбыться. Но, будучи реалистом, Джордж говорит Кенди над безжизненным телом жены Керли: «Думаю, я знал с самого начала. Думаю, я знал, что мы никогда не будем делать ее. Ему так нравится слышать об этом». Я подумал, что, может быть, мы [сможем иметь ферму]». В конце концов, Джордж Мильтон снова остается одиноким мужчиной.

Книга IV

 

Резюме

Книга IV открывается монологом Сатаны. Глядя с горы Нифрат на Землю, он думает обо всем, что сделал, и об открытых для него возможностях. Он приходит к выводу, что его единственный выход — зло, и отныне все его усилия будут направлены на то, чтобы если не разрушить, то хотя бы разделить Царство Божье. Он выкроит место, где сможет править. Когда сатана обдумывает эти идеи, его лицо меняется, показывая противоречивые эмоции. На солнце Уриэль замечает эти эмоции и понимает, что херувим не может быть ангелом, потому что умы ангелов всегда в покое. Уриэль отправляется на поиски Габриэля, чтобы сообщить ему о существе в облике херувима.

Сатана тем временем движется к Земле и Раю — Эдемскому саду. Сад находится на вершине горы, доступ к которой ограничен и затруднен. Сатана получает доступ в Сад, перепрыгивая через стену, как животное или вор. Оказавшись там, он восседает на Древе Жизни в образе баклана, хищной птицы. С этой точки зрения сатана впечатлен красотой Эдема и чистым воздухом, которым он дышит. Тем не менее, он начинает замышлять уничтожение нового творения Бога. Сатана впервые видит человека, когда Адам и Ева идут по саду. В то время как сатана восхищается парой и признает, что мог бы любить их, он добавляет, что, тем не менее, намеревается уничтожить их и их мирную жизнь в раю.

Уриэль прибывает к воротам Эдема, чтобы сообщить Габриэлю о незваном госте в образе херувима. Габриэль отвечает, что никто посторонний к воротам не подходил. Он добавляет, что если кому-то удалось пройти в Сад через стену, то он и его помощники найдут их к утру.

В Эдеме Адам и Ева готовятся ко сну. Адам напоминает Еве, что они должны работать, ухаживая за Садом, удерживая природу в рамках. Он также напоминает ей об их единственном запрете от Бога — не есть с Древа Познания. Затем, взявшись за руки, они входят в свою беседку для сна, где наслаждаются сексуальной любовью мужа и жены и засыпают.

Снаружи Габриэль собирает свои войска и отправляет их на поиски нарушителя в Эдеме. Зефрон и Итуриэль находят Сатану в беседке Адама и Евы. Дьявол, «сидящий на корточках, как жаба», находится рядом с Евой, шепчет ей на ухо, пытаясь вызвать кошмары. Два ангела выводят его к Гавриилу, который расспрашивает сатану о мотивах его входа в Эдем. Сатана лукаво отвечает, что находящиеся в аду ищут лучшего места. Он пришел разведать Землю, а не творить зло. После дальнейшего обсуждения Габриэль обвиняет сатану в изменении аргументов и угрожает затащить демона обратно в ад в цепях, если он немедленно не вернется сам. В гневе сатана поднимается во весь свой рост, все еще величественный, хотя и уменьшенный. Гавриил и его войска готовятся к битве, но Бог прерывает конфликт, подняв в небо пару золотых чешуек. И Сатана, и Гавриил узнают символ и силу, стоящую за ним. Сатана особенно понимает, что он не может победить волю Божию, и улетает в ночь, бормоча себе под нос.

Анализ

В начальном разделе Книги IV сатана разговаривает сам с собой, и впервые читатель может услышать внутреннюю работу разума демона. Этот начальный отрывок очень похож на монолог в шекспировской драме, и Мильтон использует его для того же эффекта. Традиционно монолог представлял собой речь персонажа в одиночестве на сцене, в которой раскрывались его самые сокровенные мысли. Мысли, выраженные в монологе, принимались за истину, потому что у говорящего нет мотива лгать самому себе. Затем монолог предоставил драматургу средство для объяснения точных мотивов и психических процессов персонажа. Мильтон использует вступительный монолог сатаны в Книге IV с той же целью.

В своем монологе Сатана показывает себя сложной и противоречивой личностью. Он буквально спорит сам с собой, сначала пытаясь обвинить в своих несчастьях Бога, но затем признавая, что его собственная свободная воля заставила его восстать. В конце концов он приходит к выводу, что где бы он ни был, Ад тоже там; на самом деле он сам Ад. В этом заключении сатана развивает новое определение ада как духовного состояния отчуждения от Бога. Но даже придя к такому заключению, сатана отказывается от идеи примирения с Богом, вместо этого заявляя, что зло станет его добром и через зло он продолжит войну с Богом. Автопортрет, который сатана создает в этом монологе, очень близок к современному представлению об антигерое — отчужденном и отчужденном персонаже, который, тем не менее, не изменит своих собственных взглядов или действий для достижения искупления или реинтеграции в общество в целом.

Пока сатана спорит сам с собой, он все еще в образе херувима. Различные обличья и формы, которые принимает сатана, становятся показательным образцом в его работе. В Книге I Сатана появился почти так же, как и на Небесах — величественное существо. Здесь, в начале Книги IV, он в форме херувима, гораздо меньшего ангела. Затем, когда он прыгает через стену в Эдем, он сидит на Древе Жизни в образе баклана, большой прожорливой морской птицы, символизирующей жадность. Когда он исследует Эдем и наблюдает за Адамом и Евой, он принимает формы льва и тигра. Наконец, когда его ловят шепчущим на ухо Еве, его описывают как «приседающего, как жаба». Деградация или дегенерация сатаны в этих различных формах очевидна. Он переходит от архангела к меньшему ангелу, от ангела к птице — существу, которое все еще летает. Далее идут лев и тигр — опасные звери, которых человек боится, но тем не менее красивые и благородные. Наконец, он описывается как низкая и домашняя лягушка. Идея о том, что зло развращает и умаляет, наглядно представлена ​​в различных обличьях сатаны.

Милтон идет еще дальше с изображениями изменения формы. Когда Зефрон ловит сатану, сидящего на корточках, как жаба, сатана немедленно принимает свой настоящий облик. Однако в этот момент его реальная внешность настолько изменилась, что Зефрон не узнает его. Животные формы, которые принял сатана, символизируют реальную деградацию, происходящую как в физическом облике, так и в нравственном характере сатаны. Мильтон подчеркивает, что зло является разрушительной и дегенеративной силой, почти осязаемой, когда он описывает различные физические изменения, через которые проходит сатана.

В то время как монолог Сатаны и изменение формы важны, самая запоминающаяся часть Книги IV — это описание Мильтоном Эдема и введение Адама и Евы. Эдем описывается как сад на платоподобной горе. Он окружен стеной и имеет только один вход, охраняемый ангелами. Мильтон изображает сам Сад в пышных, чувственных деталях, выделяя два дерева — Древо Жизни и Древо Познания. Образ Сатаны, сидящего на Древе Жизни в образе баклана, предвещает вход Смерти в Рай.

Важным аспектом описания Сада Мильтоном является роль, которую там играют Адам и Ева. Их обязанность — заботиться об Эдеме, не давать природе разгуляться. Подразумевается, что человек наводит порядок в природе. Природа прекрасна сама по себе, но и без контроля. Оставшись в одиночестве, красота природы может быть потеряна в сорняках, бесконтрольном росте и разложении. Ева упоминает, как трудно двум людям делать все необходимое. Некоторые комментаторы считают борьбу между человеком и природой одной из основных тем всей литературы. Природа представляет собой дионисическую сторону мироздания, эмоциональную, необузданную, беззаконную, а Человек представляет аполлоническую сторону, нравственную, сдержанную, закономерно устроенную. Природа свирепствует: человек цивилизуется. Описание Мильтоном Сада и обязанностей Адама и Евы в нем приводит в действие этот дионисийско-аполлонический контраст. Вхождение Сатаны в Сад показывает, что как естественные, так и цивилизованные аспекты мира могут быть испорчены злом.

Мильтон также подчеркивает физическую природу любви между Адамом и Евой. Некоторые пуритане считали секс частью грехопадения человека, но Мильтон буквально воспевает супружескую любовь, предлагая Эпиталамион или свадебную песню в строке 743. Однако Мильтон действительно подчеркивает блаженство супружеской любви, а не животную страсть.

Милтон также дает представление о характерах Адама и Евы. В строке 411 Адам напоминает Еве об одной заповеди, которую дал им Бог — не есть от Древа познания добра и зла. Хотя эта короткая речь напоминает читателю о том, что произойдет, когда сатана получит доступ к Адаму и Еве, она также намекает, что Адам может слишком много думать о Божьем запрете на Древо, поскольку у него нет особой причины предупреждать о дерево в этом месте в стихотворении.

Представление Евы еще более явно раскрывает ее характер и указывает на будущее. Ева описывает, как она влюбилась в свой собственный образ, когда впервые проснулась и посмотрела в воду. Только голос Бога предотвратил это нарциссическое событие. Бог повернул Еву от себя к Адаму. Здесь предполагается, что тщеславие Евы может легко доставить ей неприятности. Слабость Евы далее проявляется в ее отношениях с Адамом. Адам превосходит ее силой и интеллектом, а Ева — идеальная спутница в ее совершенной женственности. Эти отношения являются сексистскими по современным стандартам, но отражают убеждения пуританской Англии, а также большей части остального мира того времени. Тем не менее, зависимость Евы от Адама предполагает, что у нее могут быть проблемы, если ей придется принимать серьезные решения без помощи Адама. Тщеславие и женская слабость Евы в сочетании с предупреждением Адама о Древе познания являются ясным предзнаменованием того, что Ева в конце концов поддастся искушению.

Финальная сцена Книги IV, когда Сатана противостоит Гавриилу и небольшой фаланге ангелов, вызвала много критики со стороны комментаторов. Описание Мильтоном сатаны, когда он противостоит ангелам, подчеркивает силу и великолепие дьявола даже в его испорченном состоянии. Сцена, кажется, призывает к битве, но Милтон вместо этого производит deus ex machina в виде золотой чешуи в небесах. Предположение, что сатана был взвешен и признан несостоятельным, заставляет великого демона немедленно улететь. Интенсивная драма момента растворяется в изображении весов и бесславного ухода сатаны. Конечно, точка зрения Мильтона состоит в том, что единственная сила сатаны или ангелов исходит от Бога, и в этот момент Бог решает проявить свою силу символически.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *