Доклад александр невский по музыке: Александр Невский — 800 лет

Александр Невский — 800 лет

Александр Ярославич родился в г. Переславле-Залесском. Прозвище «Невский» он получил, одержав со своим войском победу над шведами на Неве 15 июля 1240. Еще больше он прославился и окончательно вошел в историю (как один из великих русских полководцев) победой в Ледовом побоище, 5 апреля 1242 на Чудском озере, над немецкими рыцарями Тевтонского ордена, собиравшимися захватить Великий Новгород.

Во все времена Александр Невский официально почитался в России как легендарный военачальник, выдающийся политик, искусный дипломат, заключивший мир с Золотой Ордой, отразивший нападение европейских супостатов, спасший православие и православную Русь от иноверцев-католиков и распространения католицизма, сохранивший ее самобытность. Существует точка зрения (ее придерживаются многие историки), что именно Невский, повернувшись «лицом к Востоку», во многом на столетия вперед определил пути развития русской государственности по образцу восточной.

В 1725 императрицей Екатериной I был учрежден орден Святого Александра Невского, существовавший до 1917.

В СССР имя и деяния Невского были взяты на вооружение как один из патриотических символов — как в политике, так и в искусстве. Незадолго до Великой Отечественной войны, в 1938, был снят фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», с музыкой Сергея Прокофьева. Получив предложение принять участие в работе над фильмом, Прокофьев не раздумывая согласился. «Будучи давнишним поклонником его [Эйзенштейна] замечательного режиссерского таланта, я с удовольствием принял предложение», — вспоминал композитор.

Это был второй опыт Прокофьева в кино (первый — «Поручик Киже», 1934; была еще музыка к неосуществленному замыслу Михаила Ромма «Пиковая дама»). По возвращении из последней в жизни зарубежной поездки — в США, во время которой он изучил технику музыкального оформления фильмов в Голливуде, Прокофьев принялся за работу. Эйзенштейн обрел в Прокофьеве, с его ярко выраженной кинематографичностью музыкального мышления и интересом к искусству кино, несомненного единомышленника.

«Ничего мимолетного, ничего случайного, все отчетливо, точно, совершенно. Вот почему Прокофьев не только один из величайших композиторов современности, но, на мой взгляд, еще и самый прекрасный кинокомпозитор», — писал режиссер.

В свою очередь, Прокофьев отмечал, что «работать с Эйзенштейном было чрезвычайно интересно, потому что он является не только блестящим кинорежиссером, но и превосходно разбирается в музыке. Это выразилось, во-первых, в очень конкретных и живописных музыкальных заданиях, которые он ставил передо мной, во-вторых, в том понимании, с которым он принимал от меня написанную музыку. Когда последняя записывалась на пленку, я просил присутствовать Эйзенштейна, и его замечания были всегда очень дельны».

Работа над фильмом и над музыкой шла, образно говоря, «с двух сторон». Вот как об этом вспоминал режиссер: «В фильме есть сцены, где музыка написана целиком по совершенно законченному монтажу, а есть сцены, где изображение смонтировано по заранее записанной музыкальной фонограмме». Например, музыку к одному из ключевых эпизодов — «Ледовое побоище» — Эйзенштейн попросил композитора написать заранее, до съемок. Предварительно он рассказал структуру эпизода, монтажный план, показал свои рисунки, определил хронометраж. Прокофьев, в свою очередь, поделился мнением о том, каким должен быть музыкальный материал этого эпизода и всего фильма. Он настаивал на том, что необходимо всю партитуру «Александра Невского» и, в частности, «Ледового побоища» разделить на две части — «русскую» и «тевтонскую», которые должны противостоять друг другу, причем «тевтонская» часть должна быть «неприятна для русского уха». Необходимо, говорил он, произвести перед микрофоном эксперименты с рядом инструментов и попробовать так исказить их характер, чтобы звук был резко неприятен, и чтобы нельзя было определить, какой инструмент его производит. В результате Прокофьев выбрал валторну, которая была расположена очень близко к микрофону и специально записана с искажением. Спустя несколько дней Прокофьев приехал на студию с готовым клавиром «Ледового побоища». Сев за рояль, он исполнил «Скок свиньи» и спел католическое песнопение. Это авторское исполнение было записано на пленку с тем, чтобы Эйзенштейн мог пользоваться фонограммой как рабочим материалом. Когда же нужно было писать музыку к уже готовым эпизодам, Прокофьев просил показывать только законченный и полностью отшлифованный материал, причем по нескольку раз — до тех пор, пока он не даст знать, чтобы показ прекратили. В зале должна была соблюдаться полная тишина — даже в перерывах, необходимых для перезарядки пленки. Вероятно, именно во время этих просмотров Прокофьев и сочинял музыку во всех ее мельчайших подробностях. Прокофьев просил давать ему только общий хронометраж куска, и то не всегда. Написанная им музыка всегда идеально совпадала с ритмом монтажа Эйзенштейна, а также со всеми внутренними монтажными точками. Он поразительно чувствовал конструкцию и ритм монтажа.

Бывали, впрочем, и «рабочие моменты» споров, кратковременного недопонимания между двумя великими художниками. Вот как Эйзенштейн вспоминал о работе над сценой со свистелками, дудками и бубнами у русских войск: «Я никак не мог детально объяснить Прокофьеву, чего именно в звуках я желал бы видеть в этой области. Тогда, озлясь, я заказал соответствующий бутафорский набор инструментов, заставил актеров зрительно разыграть на них то, что мне хотелось. Заснял это, показал Прокофьеву и… почти мгновенно получил от него точный музыкальный эквивалент тому зрительному образу дудочников, которых я ему показал». Перед выходом на экраны фильм показали Сталину, чтобы получить все высочайшие указания по переделкам. И хотя для этого просмотра «Александр Невский» был смонтирован с предварительным, черновым звуком, вождю он настолько понравился, что фильм был утвержден именно в этом виде. Эйзенштейн не рискнул что-либо изменять, в том числе и звук. «Александр Невский» так и вышел на экраны с плохо записанной звуковой дорожкой.

Однако это не повлияло на грандиозный успех фильма, премьера которого состоялась 1 декабря 1938. Появление фильма именно в то время было не случайно. Европа стояла на пороге новой мировой войны: до нее оставалось ровно 9 месяцев. Исторические события 700-летней давности перекликались с событиями сегодняшнего дня. Актуально звучали с экрана слова Александра Невского (его блистательно сыграл Николай Черкасов): «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

Кстати, фильм должен был закончиться сценой смерти Александра Невского от рук предателей. Но товарищ Сталин решил иначе. Вот что рассказывает киновед, бывший директор Музея кино Наум Клейман:

«У Эйзенштейна прямо написано в мемуарах: “Не моей рукой была проведена карандашом красная черта вслед за сценой разгрома немецких полчищ. “Сценарий кончается здесь, — были мне переданы слова. — Не может умирать такой хороший князь!” Мало того что Сталин, явно сопоставлявший себя с великим полководцем, боялся смерти — ему нужно было, чтобы фильм заканчивался актуальным триумфом над немцами, а не освобождением Руси от восточного ига».

Однако вскоре картину изъяли из проката: руководство СССР вело переговоры с Германией о подписании пакта о ненападении (он был подписан 23 августа 1939), и фильм посчитали политически нежелательным.

С началом войны, летом 1941 года, «Александр Невский» вернулся на экраны, а имя Александра Невского стало одним из символов сопротивления фашистскому нашествию.

7 ноября 1941 в речи во время парада на Красной площади в честь 24-й годовщины революции Сталин сказал: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!». В 1942, в год 700-летия битвы на Чудском озере, был выпущен плакат с этими словами. В июле 1942 Сталин учредил орден Александра Невского, как военный орден для награждения командного состава Красной Армии. А поскольку иконографических изображений святого князя не сохранилось, на ордене был выбит профиль народного артиста СССР Н.К. Черкасова в роли Александра Невского из кинофильма С. Эйзенштейна.

Почти сразу же после выхода фильма Прокофьев приступил к сочинению кантаты на основе музыки, написанной к фильму. «После того, как фильм появился на экране, у меня возникло желание использовать музыку для симфонического произведения с хором, — писал композитор в годы войны. — Это была нелегкая работа, и для того, чтобы сделать из этой музыки кантату, мне пришлось затратить гораздо более трудов, чем при первоначальном сочинении ее для фильма. Прежде всего, требовалось подвести под нее чисто музыкальные основания, построить согласно музыкальной формы, развить ее чисто симфонически, затем все наново переоркестровать, ибо оркестровка симфоническая совсем другого порядка, чем оркестровка для фильма. Несмотря на мое старание подходить к музыке во время этой второй моей работы с чисто симфонической точки зрения, в ней остался известный элемент живописности, идущий от фильма и Эйзенштейна. Эта живописность встречает возражение со стороны одних музыкантов, но облегчает восприятие музыки для других».

Так Александр Невский стал героем, вдохновившим гениального композитора на создание одного из великих музыкальных произведений ХХ века. В нем Прокофьев как будто предсказал нить трагических и героических событий грядущей войны: вражеское нашествие («Крестоносцы во Пскове»), патриотический подъем и сопротивление врагам («Вставайте, люди русские» — эта часть кантаты постоянно звучала по радио во время войны), перелом («Ледовое побоище»), реквием-оплакивание погибших («Мертвое поле»), апофеоз победы и триумф победителей («Въезд Александра во Псков»).

В XXI веке св. Александр Невский остается символом и знаменем патриотических идей. В 2008 он был назван победителем проекта «Имя Россия», по итогам интернет-голосования на сайте проекта, опередив Столыпина, Сталина, Пушкина, Петра I, Ленина, Достоевского, Суворова, Менделеева, Ивана Грозного, Екатерину II и Александра II.

В 2010 был официально возрожден орден Александра Невского, повторяющий дизайн дореволюционного ордена.

За последние 20 лет святому князю поставлено около 20 памятников в городах России (только в 2018 — четыре).

Но главными памятниками Александру Ярославичу Невскому были, есть и будут фильм Сергея Эйзенштейна и кантата Сергея Прокофьева.

5. «Героический образ в музыке на примере кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева» | «Образование Ямала»

Во искусстве воспеваются мужество и отвага героев. В литературе и живописи, в кино и театре рассказывается о героизме защитников Родины, об их славе и доблести. Дошедшие до нас былины прославляют лучшие качества русского человека: красоту, благородство и простоту души. Солдатские песни вселяют уверенность в своих силах и укрепляют веру на победу в сражении.

Композиторы, поэты, писатели и художники очень тонко чувствуют мир, в котором живут и, часто, защита Родины становится основной темой их творчества. Некоторые из них они наделены проницательностью и предсказывают исторические события.

В русском искусстве одной из главных тем являются дух патриотизма и героическое народное движение по защите своей Родины. Великие русские композиторы посвящали свои музыкальные произведения подвигам защитников Отечества. Герои прошлых лет продолжают жить в звуках композиций Д.Д. Шостаковича, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева, А.П. Бородина и Н.А. Римский-Корсакова. Ярким примером мужества и героического поступка следует отметить образ Александра Невского.

Александр Невский – князь и великий полководец средневековой Руси. В 1380 году был канонизирован и причислен к лику святых за мужество и отвагу, за подвиги, совершенные им во имя защиты родной земли, за верность Богу и Отечество. История славных побед святого князя началась с битвы со шведами на Неве в 1240 году. На этом месте в 1713 был воздвигнут храм «Александро-Невская лавра». Это было неспокойное время. И уже через два года снова потребовался талант полководца. В 1242 состоялось Ледовое побоище, в котором было разгромлено немецко-литовское войско. В память о тех сраженьях и в честь Александра Невского Петром I был задуман Орден Святого Александра Невского для награждения за военные заслуги. Учрежден он был уже Екатериной I в 1725 году.

В 1938 году на экраны страны вышел фильм «Александр Невский», снятый советским режиссёром Сергеем Михайловичем Эйзенштейном. Этот фильм прославлял подвиг русского народа в битве против вторгшихся на территорию Руси войск тевтонского ордена и входивших в его состав рыцарей-крестоносцев. Разгром немецких рыцарей на Чудском озере дружиной князя Александра Невского стал символом непобедимости русского народа. В те годы мир жил ожиданием войны и фильм был воспринят как предупреждение неизбежности новой агрессии против страны. Роль Александра Невского в фильме исполнил уже знаменитый тогда актёр Николай Константинович Черкасов. Следует отметить, что он прекрасно вжился в роль и стал прообразом памятнику Александру Невскому, который стоит на Красной Площади города Переславль -Залесский, на родине святого. Этот фильм стал одним из многих источников для воспитания патриотизма и проявления мужества советскими людьми в годы Великой Отечественной войны.

История появления кантаты. Сотрудничество.

С.П. Прокофьев получил предложение от Сергея Эйзенштейна написать музыку для фильма «Александр Невский». Композитор, будучи поклонником таланта известного режиссёра, с радостью и увлеченно взялся за работу. Ранее уже он написал музыку к фильму «Поручик Киже» Александра Файнциммера. Для более глубокого изучения техники звукового и музыкального фильмов Прокофьев выехал за границу, в столицу киноиндустрии Голливуд.

Сергея Сергеевича Прокофьева знали в мире как блистательного пианиста и оригинального композитора, музыкальный язык которого невероятно самобытен и узнаваем. На тот момент композитор был автором нескольких опер, балетов, четырех симфоний, пяти концертов для фортепиано с оркестром, двух концертов для скрипки с оркестром, ряда сонат и фортепианных пьес и массы других сочинений.

Проследив биографию композитора, нужно сказать, что сочинения с 30-х годов — это новый период для композитора. И к такой серьёзной музыке композитор приступил уже в период своего 40-летия. Необходимо отметить, что после революции композитор выезжает за рубеж и пытается покорить разные страны, но жизнь вне России не была лёгкой. Его музыку не всегда принимали. И уже, спустя 15 лет, Прокофьев начинает приезжать в Россию с гастролями. Его концерты проходят с триумфом и постепенно композитор понимает, что Россия — это единственное место, где он может писать поистине гениальную музыку, о чём свидетельствую его последующие произведения. Резко изменилась тематика его творчества. С огромным энтузиазмом, рвением и большим интересом приступил к работе над советскими фильмами. После того, как композитор вернулся в Россию он сразу же приступил к работе. Сергей Сергеевич каждый раз советовался с режиссёром. Обычно работа шла в таком порядке: композитору демонстрировался смонтированный фрагмент, а тот сочинял для него музыку. Но бывало, что Эйзенштейну приходилось самому выстраивать действие на экране согласно музыке, написанной Сергеем Сергеевичем. Прокофьев проводил целые дни на территории «Мосфильма», в студии на Потылихе. Сам участвовал в съёмке фильма. Владимир Луговской писал тексты к кантате, а некоторые из них были написаны самим композитором. В сотрудничестве и дружбе талантов работа над созданием фильма продвигалась быстро.

Творчество режиссера Эйзенштейна и композитора Прокофьева показывает нам пример единства удивительных двух талантливых художников. Как режиссёр чувствовал и передал ритм эпохи, проник в её внутреннюю мелодию, так и композитор своей музыкой передал яркие образы, через ощущения пространства и стиля отразил разноплановость видеоряда. Музыка и фильм показали нам пример единства и целостности двух видов искусства.

«Яркая зримость» — так можно охарактеризовать образы, создаваемые музыкой Прокофьева. Удивительна его способность передать музыкой голоса и жесты людей. В связи с этим, интересно будет изучить более детально процесс создания музыки-под впечатлением от просмотра фильма.

Интересные факты.

В процессе работы композитор проводил сложную, кропотливую работу. Он занимал роль звукорежиссёра. Много времени он уделял тембровому звучанию. Он искал идею, как можно точно и реально изобразить крестоносцев. Композитору пришла следующая идея: записать звуки фанфар приблизив их к микрофону. Именно такой тембр и подошел для изображения врагов.

Композитор с большим интересом и глубиною изучил историю событий того времени. Он основательно изучал музыку Древней Руси. Познакомился с католическими гимнами Средневековья. Но всё исследовав и проанализировав Сергей Сергеевич решил действовать, со свойственной ему чертой, новаторски. Он показал нам музыкальную историю эпохи Ледового побоища на современный лад. Изменения были и в русской песни. Прокофьев не ставил перед собой цель перенести зрителя на 700 лет назад.

Композитор увлеченно работал, и не прекращал работы над партитурой во время поездки на Северный Кавказ. Работа над фильмом завершилась премьерой 1 декабря 1938 года. Фильм получил заслуженное всенародное признание и композитор, вдохновившись успехом, принял решение написать кантату, взяв за её основу музыкальную часть фильма. Работа заняла несколько месяцев и премьера состоялась в Большом зале Московской консерватории под управлением автора.

Выполнить работу оказалась не так просто, как может показаться. Композитор отмечал, что сочинить новое произведение проще, чем придумывать связки для уже существующих партитур. Некоторые их части он оставил неизменными. Так вошли в кантату части «Песня об Александре Невском» и «Вставайте люди русские». Остальное было существенно доработано. Часть музыкального оформления фильма не вошла в произведение.

Немного хочется рассказать о жанре кантата.

Кантата – это жанр вокально-инструментальной музыки. Кантата состоит из нескольких связанных частей, написанных для солистов, хора и симфонического оркестра. В переводе с итальянского «кантаре» переводиться как «петь».

Другого примера создания классического произведения на основе киномузыки не существует. Большое влияние на кантату оказал кинематограф. В процессе работы широко использованы приёмы звукорежиссуры. В музыке можно услышать военные сигналы, треск льда, подражанье карканью ворон и ржанью лошадей.

Кантата написана в семичастной форме. Все части кантаты логично выстроены в ряд ярких, красочных музыкальных произведений. И каждая представляет собой отдельный этап в развитии общей идеи произведения. Великолепно и точно выражены образы противостоящих сторон. Два непримиримых враждебных мира — Русь и её поработители, а не просто обобщенные портреты, противопоставлены на поле сражения.   Сначала захватчиками представлены татаро-монголы, затем тевтонские псы-рыцари. Психологически верные характеристики тех и других ярки и конкретны.

Образ Руси пронизан интонациями русской народной песни. Народные хоры, женское соло и инструментальные эпизоды выражают разнообразные чувства. Образ Крестоносцев более однообразен – в основном зловещий, агрессивный. Музыка выражает образ тревожно – жуткий, лишенный человеческого тепла. «Въезд Александра Невского во Псков» – заключительная часть кантаты. Здесь хор звучит торжественно и величаво, прославляя победителей.  Знакомые образы еще более яркие и значительные. Звуки солнечные и ликующе. Музыка передаёт радость и гордость за свою историю и её героев. Она характерна огромным эмоциональным воздействием и художественной силой.

Первая часть кантаты, вступление, называется — «Русь под игом монгольским». Музыка характерна пустынным звучанием и создает скорбное настроение. Ощущение времени и пустоты подчеркнуто очень точно. Высокие и низкие звуки звучат в унисон и создают контраст. Параллельно с печальными, ровными и широкими напевами звучит чужая тема врага.

Вторая часть-«Песня об Александре Невском». Она знаковая и раскрывает тему “Русь”. В ней звучит мощь и непобедимость. Здесь идет рассказ о победе над шведами. Основную мысль второй части можно передать словами героя фильма: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!». Она похожа на старинные напевы и звучит эпически. Мелодия величавая и строгая мелодия повторяет особенности древнерусских былин. Вокал представлен в исполнении унисонного хора мужских и низких женских голосов.

Основная мелодия «А и было дело на Неве реке» повествовательна. Звучит размеренно. Воспроизведены особенности «рассказывающей» интонации древних былин.

К середине песни «Ух! Как бились мы, как рубились мы!» темп повышается, характер становится более динамичным. Оркестр воспроизводит звуки битвы — бряцание оружия, удары мечей. Звучание гуслей, сопровождающих повествование передано арфами. В повторении части звучит главная, величественная тема хора.

Третья часть — «Крестоносцы во Пскове». Здесь сталкиваются два враждебных мира. Атмосфера ужаса и горя царит в этой части. В первой и последней частях эпизода переданы вражеские образы. Страдания поверженных людей звучат во второй части. Грубый диссонанс звучания католического хорала на латинском языке и русского напева, передающего народный плач, усиливает эффект главной темы.

Четвертая часть кантаты, «Вставайте, люди русские!» — это главная часть всего произведения и является его кульминацией. В основу взят жанр дружинной песни героического содержания. Это хоровая композиция совершенно иного звучания: это призыв к бою за родную землю, за Русь-матушку. Недаром эту часть кантаты озвучивали по радио во время Великой Отечественной войны. Один из участников обороны Севастополя говорил о потрясающем впечатлении от песни «Вставайте, люди русские!» Он отмечал её как о “усиленном резонансе подземелья”, что она властно захватывала душу.

Музыкальная тема хора «Вставайте, люди русские» — это монументальная тема. Это тема ассоциируется с колокольным набатом. Это призыв встать всех русских людей на защиту своего Отечества. В начале хора оркестр имитирует тревожные и грозные колокольные звучания. В мелодии повторяются настойчивые энергичные интонации, в которых слышатся бой, зов, клич. Маршевый ритм отчётливо передаёт героическое содержание музыки. Динамичная тема постепенно переходит в новую тему-светлую, привольную и певучую: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу». Так утвердительно и смело заканчивается четвёртая часть кантаты.

Пятая часть кантаты — «Ледовое побоище». В этой части для отображения врага использованы темы предыдущих частей. Яркая картина формируется симфоническим оркестром с участием хора.

Суровый зимний пейзаж открывает начало этой части. Он рисует застывшее озеро в морозной мгле и пустоту зимнего рассвета. Это всё звучит перед началом побоища. Оркестр издалека передаёт звук тевтонского рога. Композитор очень долго искал тембр, чтобы передать этот сигнал. Он искал такой звук, который должен был быть, по словам композитора, “неприятным для русского уха”. В результате поиска тембра композитор дал предпочтение исполнить в фильме этот сигнал валторне, которая была записана со специальным искажением звука. В концертном исполнении произведения эту тему озвучивает английский рожок и тромбон с сурдиной. Итак, начинается знаменитый музыкальный эпизод скачки крестоносцев, который принято называть «Скок свиньи».

На фоне ритма скачки звучит тема рыцарей на латинском языке. Они поют хорал. Но вот начинает в бой вступать дружина Александра Невского. У трубы звучит тема из четвёртой части «Вставайте, люди русские!». Это тема русской атаки. Она звучит в сопровождении новой, стремительной и удалой темы.

Эти две темы, как противники в бою, сталкиваются друг с другом. Потом вражеская тема постепенно ослабевает и искажается.   В заключении этой части звучит тихая, нежная, спокойная, светлая тема среднего раздела четвертой части «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу». Она передаёт образ освобожденной русской земли, на которую пришли мир и покой.

Шестая часть, «Мёртвое поле» — это настоящая сольная ария, носящая черты народного плача. Эта часть считается одной из самых лирических и скорбных страниц в творчестве Прокофьева.

Ледовая битва окончена. Здесь картина тихого, безмолвного и неподвижного ледяного поля. В темноте мелькают огоньки факелов. Женщины разыскивают воинов, которые не вернулись с битвы.

Тема сольной мелодии «Я пойду по полю чистому…» -словно одинокий плач, который исполняет низкий, проникновенный, глубокий женский голос. В мелодии слышатся звуки печальной, широко протяжной крестьянской песни. Эта тема характеризует не бессильное отчаяние. Она передаёт сдержанную скорбь с мужественностью и смирением. И в этом безмерном горе сохраняется величавое достоинство русской женщины — матери, жены, невесты. Неслучайно «песней невесты» и названа эта часть кантаты. В этой картине показан образ символический — Родина оплакивает своих сыновей. Но в тоже время этот одинокий голос звучит как скорбный реквием всего народа, как дань памяти павших в злой ледовой сече. В музыке Прокофьева слышатся интонации плача, которые идут от русских народных причетов и от классических оперных «плачей».

Седьмая часть — «Въезд Александра во Псков». Торжественный финальный хор. Псков и весь его народ встречает победителей гимном. Песня выражает счастье и радость. Перезвон праздничных колоколов сливается с главной мелодией.

Хоровой финал прославляет Русь – победительницу. Здесь соединяются две основные русские темы кантаты: песня об Александре Невском, тема средней части хора «Вставайте, люди русские».

Темы здесь уже преобразились, но они при этом не потеряли свою основу, свою могучую силу. Слушая эту часть кантаты хочется вспомнить слова, сказанные в фильме «Кто с мечом к нам войдет — от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля!».

Таким образом, музыка Прокофьева стала главной участницей фильма о великой любви к Родине, о самоотверженной борьбе с жестокими захватчиками, о славной победе над врагами. Этим самым значением композитор предвещал победу нашего народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Сегодня эта музыка, сойдя с киноэкрана, живёт полноценной самостоятельной жизнью. Музыка создает образ героя из народа, защищающего Родину, и прославляет мирную жизнь.

Русские композиторы — это настоящие патриоты своей Родины. В своих произведениях они повествуют нам о героическом прошлом родной земли, учат нас любить и защищать свою Родину, знать и хранить свою историю, помнить своих героев. Есть такое выражение: «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат!». Появление нового произведения – оперы, симфонии, кантаты – всегда отвечают потребностям своей эпохи. Недаром в народе говорят, у каждой эпохи свой герой. Но важно то, что совсем без героев ни одна эпоха существовать не может!

Кантата «Александр Невский» характеризует Русь во всех её образах, красках и интонациях. Не смотря на то, что композитор использовал элементы современной оркестровки,  осовременил музыкальные темы, добавил новые  краски звучания он сумел донести до нас колорит того времени и  перенести в  эпоху той Руси с её мощью и всем величием . Это уникальное произведение является ярким примером и образцом героического образа. Александр Невский- это образ человека сильного духа и крепкой веры. Это образ уникальный и неповторимый, в котором объединились следующие способности, как правителя, мыслителя, стратега, воина, героя. Смелость его очень гармонично сочетается с глубокой религиозностью. Все его религиозные чувства мы видим в подтверждении его слов: «Не в силе Бог, а в правде!». Образ героя Александра Невского актуален во все времена. В любви к Отечеству и преданности народу заключен главный стимул его деятельности. Его жизнь оказала влияние на столетия истории Руси и само её существование.

В своей работе на практике я часто обращаюсь к истории Древней Руси, к подвигу, мужеству и отваги наших полководцев. Учащиеся 8 класса в нашей гимназии каждый год принимают участие в Региональном конкурсе «Юнарктика». Особенно в первом конкурсе визиток мы заявляем себя как наследники духовно-патриотической направленности. В своих песнях и  речевках ребята показывают историю того времени, духовность, нравственность и патриотизм наших отважных героев, а также сами  названия команд(«Пересвет», «Витязь») переносят нас в эпоху  Древней Руси.Фильм Александр Невский и кантата являются ярким и основным учебным пособием и примером для подготовки ребят к такому мероприятию. В частности, мы используем фрагменты для презентации из самого фильма.С наработанным материалом ребята активно принимают участие в других мероприятиях. Ребята-гимназисты с удовольствием принимают участие в воскресной школе при Богоявленском соборе. Мероприятия проходят в форме концертов, интеллектуальных игр и викторин.

Активно сотрудничают ребята с дошкольными учреждениями. Каждый год детский сад «Теремок» приглашает ребят принять участие в мероприятии: «Посвящение дошкольников в юные патриоты»

В процессе подготовки и участия ребят возникает большой интерес к своей истории. Прививается любовь к своему Отечеству, а пример подвига и отваги наших полководцев дают гимназистам уверенность в себе и воспитывают в них все те качества, которыми обладали наши герои.

Учащийся 9 класса, Крапивин Виктор, настолько проник в историю Древней Руси, что одним из его увлечением стало изготовление костюмов и оружия, которые носили воины и герои Древней Руси, а также изучение и исполнение духовно-патриотических песен. Свои умения и познания Виктор передаёт в форме встреч-бесед в детских садах, а также в форме классных часов и спортивных мероприятиях в гимназии.

Активное участие принимают родители наших ребят, которые также подают идеи, интересуясь событиями того времени, помогают готовить атрибуты, костюмы к нашим мероприятиям. Свои знания и умения ребята передают младшему поколению и наставляют их на путь веры, правды, любви к Отечеству. Передают им главные ценности жизни: доброту и милосердие, истину и справедливость, твердость и самоотверженность, ясность и праведность, защиту и надежность. Это все основные качества, которыми обладал благоверный князь Александр Невский и все полководцы нашего Отечества!

Список литературы

1. Арсенина Е.Н. Музыка. 1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека. Волгоград: Учитель, 2009.-205 с.

2. Вендрова Т.Е. Пусть музыка звучит. Книга для учителя: Из опыта работы. — М: Просвещение, 1990.-130 с.

3. Музыка: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.: ил.

4. Музыкальная литература. Русская музыка XX века: четвёртый год обучения: учеб. пособие/М.И.Шорникова.-Изд.12.-Ростов н/Д:Феникс,2011.-250 с.: ил.+CD-диск(Учебные пособия для ДМШ)

5. Отечественная музыкальная литература.XX-начало XXI века: Учебное пособие для ДМШ/О.И. Аверьянова.-Новое дополненное и переработанное издание.-М.:Музыка,2016. -352 с.: нот.,ил.

6. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры. Книга для учителя: Из опыта работы. — М: Просвещение, 1991.-164 с.

7. https://fap.ru/press-center/articles/aleksandr-nevskiy-myslitel-filosof-strateg-svyatoy/

8. https://moscsp.ru/analiz-kantaty-aleksandr-nevskii-s-prokofev-aleksandr-nevskii.html

9. https://nsportal.ru/ap/library/muzykalnoe-tvorchestvo/2020/05/05/kantata-aleksandr-nevskiy-sergeya-sergeevicha-prokofeva

10. https://soundtimes.ru/kantaty-oratorii-messy/aleksandr-nevskij

Озвучивание «Александра Невского»: Перевернется ли Прокофьев?

Навскидку показать «Александра Невского» под живое исполнение прокофьевской фонограммы не показалось бы слишком обременительной затеей. Возможно, эксцентрично и ненужно, но не слишком сложно.

Неверно по всем пунктам, по словам Джона Гобермана. Удостоенный премии «Эмми» продюсер «Прямого эфира из Линкольн-центра» работал над этим в течение нескольких лет.

Уверенный в себе человек, Гоберман говорит о проекте с миссионерской уверенностью. «Это будет первый раз, когда кто-либо увидит и услышит, что имел в виду Прокофьев», — говорит он.

Такое заявление может вызвать немало удивления, поскольку союз изображения и звука в «Невском» общепризнан как шедевр эпохи. Фильм 1938 года, в котором русский князь Невский отражает вторжение тевтонских рыцарей в XIII веке, был одним из любимых фильмов Сталина из-за явной параллели с угрозой со стороны Гитлера в 1938 году (см. анализ Майкла Уилмингтона на следующей странице).

Гобермана всегда разочаровывало исполнение и техническое качество звуковой дорожки, особенно по сравнению с нелицеприятной славой кантаты, которую Прокофьев создал в 1939 из тем его музыки к фильму.

Гоберман считает, что музыка в фильме не такая, какой ее задумал композитор. Подтверждение своей веры он находит в истории о том, как «Невский» вышел в свет, возможно, в незавершенном виде.

«Невский» с его сильным пропагандистским элементом производился под бдительным оком советского политического аппарата. По воспоминаниям Виктора Шкловского, личного друга режиссера Сергея Эйзенштейна, Сталин потребовал личного показа однажды ночью, когда Эйзенштейн спал. Пытаясь смонтировать показ, помощники режиссера оставили в монтажной катушку.

Сталин, однако, ничего не заметил. И как только он утвердил постановку, никто не собирался ничего менять. Пропавший ролик, содержащий еще одну батальную сцену, как сообщается, все еще находится в советском архиве, но так и не был показан.

«Я убежден, что звуковая дорожка тоже является черновиком», — утверждает Гоберман.

По словам Шкловского, редактирование было почти завершено, когда Сталин упредил «Невский». Кроме того, это было на пять месяцев раньше запланированного срока, так что Эйзенштейн вполне мог подумать, что у него есть больше свободного времени для окончательного монтажа, который мог бы включать переработку и/или перезапись музыки Прокофьева, как может показаться на первый взгляд.

В последующих работах самого Эйзенштейна ничего из этого не упоминается, вместо этого описывается оригинальность и цельность его совместного с Прокофьевым достижения. Гоберман, однако, считает большую часть этого ревизионистской теорией постфактум.

«Абсолютно неправильно», — воскликнул он, когда в качестве доказательства тесного единства звуковой и визуальной составляющих «Невского» упоминался графический анализ Эйзенштейном эпизода «Заря тревожного ожидания». «Это теория. Это был вовсе не выстрел за выстрелом».

Если «Невский» действительно вышел в незаконченном виде, то возможны спекуляции насчет музыки. Тот факт, что Прокофьев почти сразу переработал примерно две трети звуковой дорожки в большую кантату для полного оркестра, хора и меццо, может свидетельствовать о том, что его концепция партитуры действительно была симфонической.

Но в то же время он также аранжировал три номера как сольные песни с фортепианным сопровождением. В самой звуковой дорожке Прокофьев экспериментировал со своими ограниченными техническими возможностями, манипулируя микрофонами для преднамеренно абразивного искажения и изменения естественного баланса. Трудно с уверенностью заключить, что Прокофьев воспринимал свою «невскую» музыку как в основном симфоническую.

Гоберман представил проект Уильяму Д. Брону, известному аранжировщику бродвейских шоу и мероприятий классической поп-музыки, в январе прошлого года, чтобы узнать, сколько работы потребуется. «Очень быстро стало очевидно, что их много», — с сожалением сообщил Брон.

Он в значительной степени принимает тезис Гобермана. «(Саундтрек) местами звучит так, как будто он слился воедино и явно зациклен».

Тем не менее, Брон также прагматично относится к тому, что он сделал в адаптации музыки. «Я уверен, что есть вещи, по которым меня мог бы вызвать музыковед. Но если бы это оставили музыковедам, они бы до сих пор проводили семинары. Я должен был написать это, и это вниз ».

Поскольку рукописи больше не существует, Брону пришлось удалить многие отрывки из самой звуковой дорожки.

Он признает эксперименты Прокофьева, отмечая также, что Прокофьев создал звучание псевдонародного инструмента для секции народного танца. Вопрос о том, как оформить этот отрывок, вызвал «долгую дискуссию, если не сказать спор».

Окончательное решение состояло в том, что это должна была быть партитура для симфонического оркестра, которую можно было бы играть без использования этнических или экзотических инструментов. «Мы решили использовать кантату в качестве парадигмы, модели для любой дальнейшей оркестровки», — заявил Брон.

Результаты его и Гоберман усилий можно увидеть и услышать во вторник вечером в павильоне Дороти Чендлер. Андре Превин возглавит Лос-Анджелесский филармонический оркестр, Лос-Анджелесский мастер-хорал и меццо Кристин Кэрнс в адаптации Брона партитуры Прокофьева с новым изданием «Невского» и английскими названиями.

Превин также считает теорию Гобермана правдоподобной. «Это, безусловно, имеет смысл», — сказал он. «Многое в ней (звуковая дорожка) обрезано и урезано до такой степени, что трудно поверить в Прокофьева».

С практической точки зрения, независимо от намерений Прокофьева, Превин говорит, что музыка к фильму «звучит так, как будто она была сделана с крошечным, крошечным оркестром в плохой записи. Результат в том виде, в каком он существует на звуковой дорожке, и вполовину не так хорош, как можно было бы ожидать от (другой) музыки Прокофьева».

Звуковая дорожка не всегда была серьезной проблемой. The New York Times и Variety смогли опубликовать статьи и обзоры после американской премьеры «Невского» в 1939 году, ни разу не упомянув Прокофьева или его музыку.

Однако некоторые симфонические усовершенствования или замена звуковой дорожки не являются чем-то беспрецедентным в современных фактах и ​​вымыслах. В передаче «Прямой эфир из Линкольн-центра» в мае 1985 года Гоберман сопоставил кадры из фильма с исполнением кантаты «Невский» Зубина Меты и Нью-Йоркского филармонического оркестра. Однако он отказывается считать это серьезным испытанием, отмечая, что «это были лишь обрывки» фильма.

Том Клэнси в своем бестселлере о Третьей мировой войне «Восход красной бури» изображает советские власти, производящие перезаписанный «Невский» из-за его доказанной пропагандистской ценности. «Оригинальная звуковая дорожка диалогов была сохранена и несколько подчищена, — писал Клэнси в своем романе, — но музыка была переделана Московским государственным симфоническим оркестром и хором. Они полностью отдали должное вызывающей воспоминания партитуре Прокофьева».

Клэнси был удивительно прозорлив. Диалоги и звуковые эффекты действительно были «подчищены» и перенесены с моно на стереодорожку.

Гоберман также получил при содействии Госфильмофонда СССР новый отпечаток, сделанный с оригинального нитратного негатива. Соня Фридман, пионер в области супертитров, создала новые титры из трех переводов, которые будут показаны в фильме.

Мероприятие, организованное AT&T; с рекламными, а не благотворительными долларами — в равной степени приносит пользу Пенсионному фонду филармонических музыкантов и Национальному центру сохранения фильмов и видео Американского института кино. О заявленном бюджете в 300 000 долларов Гоберман сказал бы только: «Это звучит почти правильно».

Две части кантаты «Невский», которые не основаны непосредственно на фрагментах звуковой дорожки, составляют, по словам Гобермана, идеальную увертюру и будут проигрываться во вступительных титрах, которые в фильме молчат.

Музыкальные входы будут сопровождаться новой системой освещения. Превин, который помогал разрабатывать систему, говорит: «Все это будет приключением».

AT&T;, по крайней мере, не сомневается в этом романе, рекламируя его как «музыкальное/кинособытие года». В рекламе также обещают «оригинальную партитуру» Прокофьева, показывая, что кому-то непонятна концепция, ибо дело в том, что мы будем , а не услышать исходную партитуру.

В некотором смысле то, что мы услышим , похоже на звуковой эквивалент раскрашивания. Но аналогия неточная, ибо Гоберман рассматривает свою постановку в первую очередь как «оркестровое событие».

«Что здесь отличается, так это оркестр. Поэтому я хотел, чтобы оркестр был главным фактором», — сказал он.

Вслед за выступлением Музыкального центра новый «Невский» отправляется в Кливленд, а весной в Вашингтон.

После этого? «Это действительно зависит от AT&T», — говорит Гоберман, отрицая какие-либо планы записать адаптацию Брона либо вместе с фильмом, либо в виде независимого аудиопакета.

Однако крестоносец внутри него добавляет: «Я хочу сделать это со всеми оркестрами в мире».

ОРКЕСТРАЦИЯ «НЕВСКИЙ» – Chicago Tribune

Упомяните «Александра Невского» любителям кино, и они автоматически подумают о первом звуковом фильме великого русского режиссера Сергея Эйзенштейна — пропагандистской эпопее 1938 года о разгроме тевтонского нашествия в XIII веке. армии русскими войсками во главе с легендарным воином, князем Александром Новгородским.

Но «Александр Невский» для концертной публики означает драматическую кантату, которую Сергей Прокофьев сочинил на основе своей музыки к фильму Эйзенштейна. С момента премьеры партитуры в 1939, «Александр Невский» стал одним из самых популярных произведений композитора в любой форме и одним из самых устойчивых и успешных хоровых произведений этого века.

Advertisement

Теперь зрители Равинии увидят произведение таким, каким оно было изначально задумано — сочетанием поразительных черно-белых изображений Эйзенштейна и мощной музыки Прокофьева.

20 августа на фестивале «Равиния» в Хайленд-Парке будет представлена ​​недавно отреставрированная версия классического фильма с полной оригинальной партитурой, исполненной вживую оркестром фестиваля «Равиния», симфоническим хором Милуоки и солисткой меццо-сопрано Нэнси Молтсби под управлением Лоуренса Фостера.

Реклама

Реконструкция является плодом любви продюсера Джона Гобермана, который организовал свежий отпечаток с оригинального нитратного негатива, хранящегося в Московском киноархиве. Чтобы приобрести новый отпечаток, потребовался год переговоров с российскими архивистами. Премьера восстановленной версии состоялась в Лос-Анджелесе в 1987 году, и с тех пор ее представили около 25 оркестров по всему миру.

Исполнение музыки Прокофьева с живым оркестром и хором было сделано отчасти из-за устаревшего звучания оригинального саундтрека, что сделало фильм, несмотря на другие его художественные достоинства, тяжелым для зрителей с музыкально чувствительным слухом.

«Вероятно, это лучший саундтрек к фильму из когда-либо написанных и худший из когда-либо записанных», — объясняет Гоберман из Нью-Йорка, который также выпускает

«Прямой эфир из Линкольн-центра» для общественного телевидения. .

Тесно работая с Эйзенштейном над проектом «Невский», Прокофьев был ограничен студийным оркестром из примерно 30 музыкантов, с которыми он записал партитуру в условиях жесткого дефицита времени. Результат, настаивает Гоберман, звучит «как будто запись была сделана в телефонной будке».0003

Итак, перед Гоберманом стояла задача убрать музыку из саундтрека, сохранив оригинальные русские диалоги и звуковые эффекты. Но восстановить партитуру — в 107-минутном фильме почти час музыки, а в кантате — всего около 40 минут — было сложно из-за того, что оригинальная партитура и партии утеряны.

Итак, Гоберман нанял музыкального аранжировщика Уильяма Д. Брона, чтобы он расшифровал недостающие 20 минут музыки (которые почти полностью состоят из повторяющихся частей и мотивов) из скрипучего саундтрека, используя в качестве руководства гораздо более полную оркестровку кантаты.

«Каждая нота, которую вы услышите, принадлежит Прокофьеву, — объясняет Гоберман. «Что Билл сделал, по сути, так это реструктурировал кантату. Мы из кожи вон лезем, чтобы быть аутентичными: в фильме нет ни одной ноты, которой нет в кантате. Интересно, что есть две части кантаты, которых нет в фильме — мы используем их как увертюру». быть показаны на маленьком экране под фактическим киноэкраном, чтобы не мешать кинематографическим композициям Эйзенштейна. Субтитры будут воспроизводиться компьютерной дорожкой, привязанной к новой печати. На другом треке будут работать специальные часы, закрепленные на дирижерском пюпитре.

В Равинии фильм будет показан на 30-футовом экране над сценой павильона, с хором из 150 человек, расположенным рядом с симфоническим оркестром, состоящим из Чикагского симфонического оркестра, лирической оперы и внештатных исполнителей, по словам Зарин Мехта, исполнительный директор фестиваля. По его словам, зрители, занимающие лужайку прямо за павильоном, получат собственный экран.

«Мы думали добавить третий экран для тех, кто сидит на главной лужайке», — объясняет Мехта, который в прошлом году представил публике Монреальского симфонического оркестра новый «Невский» в конце своего пребывания в этом оркестре. с исполнительный директор. «Есть две причины, почему мы этого не делаем. Во-первых, огромные затраты на прокладку видеокабеля до газона. Кроме того, я действительно не знал, сколько людей придет на это мероприятие. Это может быть 5000, что много для одной ночи».

Громкоговорители донесут музыкальное представление до всех слушателей на лужайках Равинии.

Совместная работа Эйзенштейна и Прокофьева привела к одному из тех редких случаев, когда бесспорно великий фильм включает бесспорно великолепную музыку. «Его называют первым музыкальным видео, — говорит Гоберман.

«Партитура Прокофьева — это определенно музыка переднего плана, а не фоновая — под эту музыку и был снят фильм. Мы изо всех сил старались воссоздать музыку как можно аутентичнее. Мы даже оставили реплики, которые, как нам показалось, были ошибочными».

Advertisement

Не в последнюю очередь вклад «Александра Невского» в киноискусство — это то, как Эйзенштейн делает музыку настолько неотъемлемой частью драматического повествования, что в нескольких ключевых моментах — знаменитая битва на лед, например, — становится повествованием. Прокофьев отметил в своей автобиографии, что Эйзенштейн настолько уважал свою музыку, что без колебаний вырезал или добавлял свои кинематографические эпизоды, чтобы не нарушать баланс музыкального эпизода.

Хотя обновленный «Александр Невский» совершил поездку из Торонто в Сидней и посетил руины Помпеи, 20 августа состоится его дебют в районе Чикаго. На сегодняшний день новый «Невский» не вернулся на свою российскую родину, хотя Гоберман надеется.

«Везде, где его показывают, реакция одинакова», — сообщает он.

»Зрителям это нравится. Эйзенштейн подхватил идею фильма из Голливуда — ковбои против индейцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *