Работы да винчи: Самые известные картины Леонардо да Винчи

Содержание

Леонардо да Винчи и его работы в Италии > WowItaly

Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии 🙂

    Леонардо да Винчи – один из трех титанов эпохи Возрождения наряду с Микеланджело Буонаротти и Рафаэлем Санти. Его сверхъестественная одаренность в самых различных искусствах и областях знания (от физики и математики до военного дела и строительства) сделало его имя легендарным. Многие идеи Леонардо намного опередили свое время и нашли свою реализацию спустя столетия. 

    Леонардо воплотил в себе идеальный образ всесторонне развитой личности эпохи Возрождения, которая через науки и искусства постигает мир и ведет диалог с Богом. Однако в таком большом количестве интересов крылся и свой недостаток. Леонардо без малейших колебаний мог оставить текущую работу в пользу нового проекта или захватывающей идеи, поэтому многие его произведения так и не были реализованы или закончены.

    Автопортрет Леонардо да Винчи

    Из всех титанов эпохи Возрождения Леонардо тот, чьи значимые работы можно увидеть, скорее, за границей, а не в родной Италии (например, «Мона Лиза», «Мадонна в скалах», «Иоанн Креститель», – экспонаты Лувра, «Дама с горностаем» – музея Черторыйских в Кракове, «Мадонна Литта» – Эрмитажа и т.

    д.). Но и в родной Италии тоже можно увидеть бесценные шедевры Леонардо. 

    Содержание статьи: 

    1. Леонардо да Винчи в Тоскане

    • Музей Леонардиано в городке Винчи
    • Палаццо Веккьо
    • Галерея Уффици

    2. Леонардо да Винчи в Милане

    • Фреска Тайная Вечеря в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие
    • Амброзианская библиотека
    • Замок Сфорца

    3. Леонардо да Винчи в Венеции

    • Галерея Академии

    3. Леонардо да Винчи в Риме

    • Музеи Ватикана

    Леонардо да Винчи в Тоскане

    Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в небольшом тосканском городке Винчи в 30 км от Флоренции, у подножия Монте Альбано. Согласно некоторым свидетельствам, он родился на ферме в деревеньке Анкиано на выезде из Винчи, в живописном окружении оливковых деревьев, виноградников и маковых полей.

    Анкиано – место, где родился Леонардо да Винчи

    Он был внебрачным сыном молодого нотариуса Пьетро да Винчи и простолюдинки Катерины (по одним источникам она была крестьянкой, по другим – прислугой в таверне). Сведений о матери Леонардо почти не сохранилось, а вот об отце известно, что он сделал блестящую юридическую карьеру, был 4 раза женат и произвел на свет 12 детей.  

    Винчи – родной город Леонардо да Винчи

    С самого детства Леонардо демонстрировал выдающиеся интеллектуальные способности (хотя и не получил высокого школьного образования), был силен в математике и музыке, показал большие способности в рисовании. В возрасте 15 лет он был послан отцом в мастерскую прославленного живописца и скульптора Андреа дель Верроккьо, который также обучал Сандро Ботичелли и Пьетро Перуджино. 

    Музей Леонардиано в городке Винчи / Museo Leonardiano in Vinci (официальный сайт)

    Музей Леонардо да Винчи находится в его родном городке Винчи в средневековом замке, специально отреставрированном для этих целей. В музее представлены модели различных машин и механизмов в натуральную величину, воссозданные по чертежам Да Винчи и демонстрирующие его интересы в самых различных сферах – от военного дела и приспособлений для полетов до строительства и производства текстиля.

    Музей Леонардо да Винчи в Винчи

    Экспозиция дополнена цифровой анимацией и интерактивными экранами с описаниями. А рядом с замком находится церковь Санта-Кроче, где, согласно преданию, крестили будущего гения.  

    ✅Палаццо Веккьо

    В 1499 г. Леонардо пришлось вернуться из Милана, занятого французскими войсками, во Флоренцию. Именно в этот «флорентийский» период Леонардо пишет свою самую знаменитую картину «Джоконда» и получает большой заказ от властей Флоренции на роспись одной из стен зала палаццо Веккьо. 

    Зал пятисот палаццо Веккьо, для которого была заказана фреска

    Темой фрески была победа, одержанная флорентийцами при Ангиари в 1434 г. Как и для «Тайной вечери», Леонардо вновь использует технику аль секко (роспись по сухой штукатурке), из-за чего фреска вскоре осыпалась, так и не будучи завершенной. В XVI в. незаконченную композицию покрыли слоем новой росписи. По предположениям исследователей, этой новой росписью стала «Битва при Марчиано» Джорджо Вазари. Якобы Вазари даже оставил знак, где искать произведение его предшественника – на фреске изображена группа солдат, несущих вымпел со словами «Cerca Trova» («Ищите и обрящете»). 

    Так или иначе, «Битва при Ангиари», в отличие от «Тайной вечери», была утрачена. До наших дней сохранились лишь наброски, а также копия Рубенса (находится в собрании Лувра). Одновременно вместе с Леонардо заказ получил Микеланджело на роспись противоположной стены зала, его фреска тоже так и не была закончена. 

    «Битва при Ангиари», копия Питера Пауля Рубенса

    ✅Галерея Уффици / Galleria degli Uffizi

    В галерее Уффици в Кабинете рисунков и гравюр находятся рисунки, сделанные рукой Леонардо да Винчи. Художник оставил после себя многочисленные наброски и эскизы, на которых зафиксированы основные этапы работы над картинами и статуями.

    Рисунок для Леонардо подобен букве, слову, предложению: вместо того, чтобы выражаться словами, он «говорит» линией карандаша, угля или пера.

    Адольфо Вентури

    Звезда Вифлеема и другие растения, ок. 1505-1507 гг.

    В галерее Уффици находится отдельная комната, посвященная работам молодого Леонардо да Винчи. Это картины, написанные до того, как он переехал в Милан в 1482 г.

    Комната Леонардо да Винчи в галерее Уффици, «Поклонение волхвов»

    На левой стене комнаты находится картина «Крещение Христа», написанная Андреа Вероккьо совместно с тогда еще учеником Леонардо да Винчи для церкви Сан-Сальви во Флоренции примерно в 1475 году.

    На противоположной стене – «Благовещение», одна из самых известных и значительных картин молодого Леонардо. Манера исполнения говорит о том, что это юношеское произведение художника, возможно, исполненное в 1472 г., когда он только получил звание мастера живописи. 

    Благовещение, ок. 1472 г.

    В центре находится недавно отреставрированная картина «Поклонение волхвов», заказанная августинцами для их церкви Сан-Донато в Скопето. Произведение так и осталось незавершенным в связи с переездом Леонардо в Милан.

    Леонардо да Винчи в Милане

    В 1482 г. в возрасте 30 лет Леонардо переезжает из Флоренции в Милан по приглашению местного правителя герцога Лодовико Сфорца. При пышном дворе Сфорца Леонардо мог реализовать свои разнообразные замыслы и стать гармонично и всесторонне развитой личностью (uomo universale) в соответствии с идеалами эпохи Возрождения. 

    Портрет Лодовико Сфорца (миниатюра из латинской грамматики). Автор Джованни Амброджо де Предис, один из представителей леонардесков – ломбардских художников, испытавших стилистическое влияние да Винчи

    Лодовико Сфорца стал могущественным покровителем для Леонардо, как Папа Юлий II для Микеланджело и Рафаэля. Будучи придворным художником, Леонардо выступал не только как живописец и скульптор, но и посвящал себя военно-инженерным и архитектурным проектам. В те времена было привычным, что человек, преуспевающий в отливке бронзовых статуй, мог отлить и пушку.  

    Я умею делать мосты, щиты для прикрытия атак, делать бомбарды, мортиры и огнеметные приборы. <…> Также я могу выполнять скульптурные работы из мрамора, бронзы и гипса, а также как живописец могу не хуже всякого другого выполнить какой угодно заказ.

    Из письма Леонардо да Винчи Лодовико Сфорца

    Однако ни один из военных проектов Леонардо так и не был реализован. Они сильно опережали технические возможности своего времени, а Лодовико Сфорца не горел желанием вкладывать деньги в сомнительные мероприятия. 

    Сфорца предпочитал использовать талант Леонардо в художественно-оформительских целях: ему поручали изготовление эскизов к декорациям для театральных постановок, украшение праздников и свадебных торжеств. Об этой стороне таланта Леонардо нам известно мало.

    Гораздо больше информации о двух крупных проектах, которые были поручены мастеру в Милане. Первый проект – создание конного монумента, посвященного отцу Лодовико Сфорца. Монумент Сфорца так и не был отлит, хотя источники сообщают о том, что формы для него были изготовлены. Вторым же крупным и значимым заказом стала фреска в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. 

    ✅Фреска «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие

    В Милане находится одна из самых прославленных работ Леонардо да Винчи – фреска «Тайная вечеря». Величие фрески стало понятно сразу же: с нее делались копии, ее восхваляли в письменных источниках. Это самая масштабная и значительная фресковая живопись Леонардо, сохранившаяся до наших дней.

    Фреска была заказана для трапезной монастыря доминиканского ордена Санта-Мария-делле-Грацие, где ее можно увидеть и сегодня. 

    Санта-Мария-делле-Грацие — главная церковь доминиканского монастыря

    Сюжет, выбранный для настенной росписи, был достаточно распространен в живописи того времени, но Леонардо смог найти свое прочтение. Он изобразил апостолов, пораженных словами Христа.

    Он сказал им: уверяю вас: один из вас предаст Меня. И в большой печали они стали спрашивать Его, каждый в отдельности: не я ли, Господи?

    Евангелие от Матфея, 26 глава

    Святой Иаков Старший (второй от Христа) разводит в удивлении руки. Рядом с ним Святой Филипп прижимает руки к груди, выражая свою верность перед Богом. Святой Петр наклоняется вперед, в то время как Иуда Искариот отворачивается от Христа, пытаясь скрыть свою причастность к предательству.

    Центральная фигура всей композиции – Иисус Христос. Его поза и выражение лица (в противовес взволнованным апостолам) говорят о кротости и небесном смирении. 

    «Тайная вечеря», трапезная монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, 1495-1498 гг.

    Леонардо создал эту роспись в технике al secco («на сухую»), так как ему не нравилось, что фресковая живопись по влажной штукатурке не допускала внесение изменений в процессе создания. Он выработал собственную технику, нанося на сухую штукатурку смесь темперы и масла, поэтому в техническом смысле «Тайная вечеря» фреской не является. Однако из-за сырости в помещении сразу после того, как роспись была завершена, она начала осыпаться. Джорджо Вазари уже описывал ее как бледное смешение пятен.

    Тайная вечеря (фрагмент)

    К тому же в 1943 г. во время воздушного налета в трапезную монастыря попала бомба, которая разрушила потолок и стену до фундамента (спасти шедевр удалось благодаря тому, что он был защищен мешками с песком). По всем этим причинам фреска неоднократно реставрировалась, и работы по ее восстановлению и сохранению не прекращаются. 

    Чтобы сохранить сокровище и поддерживать в комнате подходящую для этого температуру, в трапезную пускают только по 25 человек единовременно. Билет можно купить строго на определенные дату и время. Начиная с 1 ноября 2018 года требуется предъявление удостоверения личности. Стоимость билета: 10 евро взрослый (+2 евро сбор за бронирование), бесплатно детям до 18 лет (+2 евро сбор за бронирование). Официальный сайт для бронирования билетов для просмотра «Тайной вечери». Внимание! Билеты необходимо бронировать за несколько месяцев до вашей поездки, их число ограничено, и они быстро заканчиваются. 

    ✅Амброзианская библиотека / Biblioteca Ambrosiana

    Амброзианская библиотека названа в честь Святого Амвросия Медиоланского, покровителя Милана. Библиотека основана в 1609 г. кардиналом Федерико Борромео, который в поисках ценных рукописей и книг посылал своих агентов по всей Европе. Одно из самых ценных приобретений библиотеки – 12 томов рукописей Леонардо да Винчи, объединенных в «Атлантический кодекс» (манускрипт из свыше 1100 листов, содержащий чертежи и записи Леонардо на различные темы).

    В Пинакотеке библиотеки находится одна из незавершенных картин да Винчи – «Портрет музыканта». Голландский иллюстратор Зигфрид Вольдек утверждал, что портрет музыканта – один из трех автопортретов Леонардо.

    Портрет музыканта, 1485 г.

    ✅Замок Сфорца / Castello Sforzesco


    Замок Сфорца являлся резиденцией Лодовико Сфорца, правителя Милана и покровителя Леонардо да Винчи. Леонардо находился при дворе в качестве строителя, военного инженера и художника. Художественное свидетельство пребывания да Винчи в замке Сфорца – роспись потолка в Дощатом зале (Sala delle Asse). 

    Замок Сфорца, Дощатый зал, роспись 1498 г.

    Ветви и кроны деревьев на росписи тесно переплетаются вокруг герба семейства Сфорца. Леонардо изобразил шелковицу (тутовое дерево), что имеет глубокий символизм. Людовико Сфорца также был известен как «il Moro» – прозвище, данное ему, как некоторые считали, за темный цвет лица. На самом деле это прозвище досталось Лодовико от отца. На латыни Morus означает «тутовое дерево», которое считалось символом благоразумия и добродетели. Тутовые деревья издавна культивировались в Средней Ломбардии и являлись важным экономическим ресурсом для Миланского герцогства.

    Леонардо да Винчи в Венеции

    Когда в 1499 г. Милан заняли французские войска, Леонардо да Винчи вынужден был покинуть город. Художник посещал Мантую и Венецию, но долго ни в одном из этих городов не жил. Но именно в Венеции находится один из самых известных рисунков в истории человечества – «Витрувианский человек».

    ✅Галерея Академии / Gallerie dell ‘Accademia

    В венецианской Галерее Академии можно увидеть оригинал самого знаменитого рисунка, созданного Леонардо да Винчи в качестве иллюстрации для книги, посвященной трудам античного римского архитектора Витрувия. До 1784 года работа принадлежала миланскому кардиналу Чезаре Монти, затем ее выкупило австрийское правительство у коллекционера Джузеппе Босси и передало в 1818 г. Академии изящных искусств в Венеции (город стал частью Ломбардо-Венецианского королевства, принадлежавшего Австрии). 

    Это небольшой рисунок, выполненный пером, чернилами и акварелью, иллюстрирует мысль о соотношении идеальных пропорций человеческого тела и их связи с геометрическими формами. Образ стал настолько узнаваемым в современной культуре, что его даже воспроизвели на монете в 1 евро. 

    Витрувианский человек, 1490 г.

    К сожалению, в целях сохранения реликвии «Витрувианский человек» экспонируется в довольно редких случаях.

    Леонардо да Винчи в Риме

    В 1513 г. Леонардо отправился в Рим в надежде обрести нового заказчика и покровителя в лице Папы Льва X (Милан снова захватили французские войска). Умерший к тому моменту Юлий II являлся крупнейшим меценатом и был сменен не менее увлеченным покровителем искусств Львом X, сыном Лоренцо Великолепного.

    К тому моменту Леонардо исполнилось уже 60 лет. К тому же, он «славился» тем, что не доводил свои работы до конца. Серьезную конкуренцию ему составили бывшие в зените славы Микеланджело и Рафаэль, которых отличала скорость и более последовательное отношение к работе. Приняв Леонардо с большими почестями, Лев X так и не поручил ему ни единого заказа. 

    Папа Лев X с двумя кардиналами, автор Рафаэль Санти

    Проведя в Вечном городе 3 года, Леонардо вынужден был уехать, так как работы для него здесь не нашлось. Поэтому в Риме произведений Леонардо практически нет, за исключением музеев Ватикана, где можно увидеть одну из его ранних работ.

    Музеи Ватикана / Musei Vaticani

    В музеях Ватикана (Пинакотеке) находится одна неоконченная картина Леонардо да Винчи «Святой Иероним» – работа «флорентийского» периода Леонардо, написанная маслом по дереву. На картине изображен Святой Иероним во время пребывания в сирийской пустыне, где он жил жизнью отшельника.

    Произведение было написано, когда Леонардо работал в мастерской Андреа Верроккьо. Оно осталось незавершенным по причине отъезда художника в Милан. 

    Святой Иероним, 1480-1482 гг.

    Несмотря на неудачу в Риме, Леонардо да Винчи при жизни стал легендой, что могло обеспечить двор любого монарха дополнительным престижем и почетом. Именно по этой причине французский король Франциск I пригласил художника в качестве своего почетного гостя. Леонардо прожил свои последние дни во Франции в усадьбе Клу близ королевского замка Амбуаз, где скончался 2 мая 1519 года в возрасте 67 лет.

    Смерть Леонардо да Винчи, автор Жан Огюст Доминик Энгр

    Квесты в Италии

    Экскурсии в Италии

    Мастер-классы с итальянцами

    Трансферы в Италии

    Больше интересных статей об Италии:


    Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии 🙂

      Картины Леонардо да Винчи.

      5 вечных шедевров

      Леонардо да Винчи – самый известный художник в мире. Что само по себе удивительно. Насчитывается всего 19 сохранившихся картин мастера. Как такое возможно? Два десятка работ делает художника самым великим?

      Все дело в самом Леонардо. Он один из самых необычных людей, когда-либо рождённых. Изобретатель различных механизмов. Первооткрыватель многих явлений. Виртуозный музыкант. А ещё картограф, ботаник и анатом.

      В его записях мы находим описания велосипеда, подводной лодки, вертолета и танкера. Не говоря уже о ножницах, спасательном жилете и контактных линзах.

      Его новаторства в живописи тоже были невероятны. Он одним из первых начал использовать масляные краски. Эффект сфумато и светотеневую модулировку. Он первым вписал фигуры в пейзаж. Его модели на портретах стали живыми людьми, а не раскрашенными манекенами.

      Вот лишь 5 шедевров мастера. Которые демонстрируют всю гениальность этого человека.

      1. Мадонна в скалах. 1483-1486 гг.

       

      Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. 1483-1486 гг. Лувр, Париж. Wikimedia.commons.org

      Юная дева Мария. Миловидный Ангел в красном плаще. И два упитанных ребёнка. Святое семейство с младенцем Иисусом возвращались из Египта. По пути встретив маленького Иоанна Крестителя.

      Это первая картина в истории живописи, когда люди изображены не перед пейзажем, а внутри него. Герои сидят у воды. Позади скалы. Настолько старые, что больше похожи на сталактиты.

      «Мадонну в скалах» заказали монахи братства Святого Франциска для одной из миланских церквей. Но заказчики были не довольны. Леонардо затянул со сроками. Еще им не понравилось отсутствие нимбов. Смутил их и жест ангела. Почему это его указательный палец направлен на Иоанна Крестителя? Ведь младенец Иисус главнее.

      Леонардо продал картину на стороне. Монахи рассердились и подали в суд. Художника обязали написать новую картину для монахов. Только с нимбами и без указывающего жеста ангела.

      По официальной версии так появилась вторая “Мадонна в скалах”. Почти идентичная первой. Но есть в ней кое-что странное.

       

      Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. 1508 г. Национальная галерея Лондона.

      Леонардо тщательно изучал растения. Даже сделал ряд открытий в сфере ботаники. Именно он понял, что древесный сок играет ту же роль, что и кровь в жилах человека. Еще догадался определять возраст деревьев по кольцам.

      Поэтому не удивительно, что на Луврской картине растительность реалистична. Именно такие растения произрастают во влажном затемнённом месте. А вот на второй картине флора выдуманная.

      Как Леонардо, столь правдивый в изображении природы, вдруг решил пофантазировать? В отдельно взятой картине? Немыслимо.

      Думаю, Леонардо было не интересно писать вторую картину. И он поручил сделать копию своему ученику. Который явно в ботанике не разбирался.

      2. Дама с горностаем. 1489-1490 гг.

      Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489-1490 гг. Музей Черторыйских, Краков. Wikimedia.commons.org

      Перед нами юная Чечилия Галлерани. Она была любовницей правителя Милана, Людовико Сфорца. При дворе которого служил и Леонардо.

      Улыбчивая, добродушная и умная девушка. Она была интересной собеседницей. Часто и подолгу они с Леонардо беседовали.

      Портрет очень необычный. Современники Леонардо писали людей в профиль. Здесь же Чечилия стоит в три четверти. Развернув голову в противоположную сторону. Как будто она оглянулась на чьи-то слова. Такой разворот делает линию плеч и шею особенно красивыми.

      Увы, мы видим портрет в изменённом виде. Кто-то из владельцев портрета затемнил фон. У Леонардо он был светлее. С окном за левым плечом девушки. Два нижних пальца ее руки также переписаны. Поэтому они выгнуты неестественно.

      Стоит рассказать и о горностае. Такой зверёк кажется нам диковинкой. Современному человеку было бы привычнее увидеть в руках девушки пушистую кошку.

      Но для 15 века именно горностай был обычным зверьком. Их держали для ловли мышей. А кошки как раз были экзотичны.

      3. Тайная вечеря.

      1495-1598 гг.Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

      Фреску “Тайная вечеря” заказал тот же Людовико Сфорца по просьбе своей жены Беатриче д’Эсте. Увы, она умерла совсем молодой при родах. Так и не увидев роспись завершённой.

      Герцог был вне себя от горя. Осознав, насколько дорога ему была жизнерадостная и красивая супруга. Тем больше он был благодарен Леонардо за проделанную работу.

      Он щедро расплатился с художником. Вручив ему 2000 дукатов (на наши деньги это около 800 тыс. долларов), а также передав ему во владение большой участок земли.

      Когда фреску смогли увидеть жители Милана, изумлению не было предела. Апостолы отличались не только внешне, но и своими эмоциями и жестами. Каждый из них реагировал по-своему на слова Христа “Один из вас предаст меня”. Ещё никогда индивидуальность персонажей не была так ярко выражена, как у Леонардо.

      Есть у росписи ещё одна удивительная деталь. Реставраторы установили, что тени Леонардо написал не серым или чёрным цветом, а синим! Это было немыслимо вплоть до середины XIX века. Когда цветными тени стали писать импрессионисты.

      Леонардо да Винчи. Фрагмент “Тайной вечери”. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

      На репродукции это не так отчётливо видно, однако состав краски говорит сам за себя (синие кристаллы ацетата меди).

      О других необычных деталях росписи читайте в статье “Тайная вечеря” Леонардо. Путеводитель по шедевру”.

      4. Мона Лиза. 1503-1519 г.

      Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519 гг. Лувр, Париж. Wikimedia.commons.org

      На портрете мы видим Лизу Герардини, жену флорентийского торговца шёлком. Эта версия официальная, но сомнительная.

      До нас дошло одно любопытное описание этого портрета. Оставлено оно учеником Леонардо, Франческо Мельци. И под это описание луврская дама совсем не подходит. Об этом я подробно писала в статье “Загадка Моны Лизы, о которой мало говорят”.

      Сейчас рассматривается ещё одна версия о личности женщины. Это может быть портрет любовницы Джулиано Медичи из Флоренции. Она родила ему сына. И вскоре после родов умерла.

      Джулиано заказал Леонардо портрет специально для мальчика. В образе идеальной матери-Мадонны. Леонардо писал портрет со слов заказчика. Примешав к ним черты своего ученика Салаи.

      Поэтому Флорентийская дама так похожа на “Иоанна Крестителя” (смотрите следующую картину). Для которого позировал все тот же Салаи.

      В этом портрете метод сфумато раскрыт максимально. Еле уловимая дымка, создающая эффект растушеванных линий, делает Мону Лизу почти живой. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Она вздохнёт. Грудь преподнимется.

      Портрет так и не был отдан заказчику. Так как в 1516 году Джулиано умер. Леонардо увёз его во Францию, куда его пригласил король Франциск I. Он до последнего дня продолжал работать над ним. Почему же так долго?

      Леонардо совсем по-другому воспринимал время. Он первым начал утверждать, что Земля гораздо старше, чем принято думать. Он не верил, что ракушки в горы занёс библейский потоп. Осознав, что на месте гор было когда-то море.

      Поэтому для него было обычным делом писать картину десятки лет. Что такое 15-20 лет по сравнению с возрастом Земли!

      5. Иоанн Креститель. 1514-1516 гг.

      Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель. 1513-1516 гг. Лувр, Париж. wga.hu

      “Иоанн Креститель” вызывал недоумение у современников Леонардо. Глухой тёмный фон. Тогда как даже сам Леонардо любил располагать фигуры на фоне природы.

      Из мрака выступает фигура святого. А святым его назвать сложно. Все привыкли к пожилому Иоанну. А тут миловидный юноша многозначно наклонил голову. Нежное прикосновение руки к груди. Ухоженные локоны волос.

      В последнюю очередь думается о святости, когда смотришь на этого женоподобного мужчину в шкуре леопарда.

      Вам не кажется, что эта картина как будто вовсе не принадлежит Эпохе Возрождения? Это скорее 17 век. Манерность героя. Театральные жесты. Контраст света и тени. Все это родом из Эпохи Барокко.

      Леонардо заглянул в будущее? Предсказав стиль и манеру живописи следующего столетия.

      Кем был Леонардо? Большинство знает его, как художника. Но этим призванием его гениальность не ограничивается.

      Ведь он первым объяснил, почему небо синее. Верил в единство всего живого в мире. Предвосхитив теоретиков квантовой физики с их “эффектом бабочки”. Он осознал такое явление, как турбулентность. За 400 лет до его официального открытия.

      Жаль, что человечество не смогло воспользоваться в полной мере его гениальностью.

      Интересно, Леонардо –  исключение, равных которому больше не появится на Земле? Или это сверхчеловек будущего, который случайно родился раньше времени?

      Ещё об одном шедевре Леонардо, который хранится в Эрмитаже, читайте в статье “Мадонна Литта. Удивительные детали картины».

      ***

      Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

      Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

      Автор: Оксана Копенкина

      Перейти на главную страницу

      Англоязычная версия

      25 Самые известные картины и рисунки Леонардо да Винчи

      Леонардо ди сер Пьеро да Винчи, широко известный как Леонардо да Винчи, был эрудитом итальянского Возрождения, который родился 15 апреля 1452 года в Анчиано, Италия, и умер 2 мая 1519 года в Кло-Люсе, Амбуаз, Франция. Эта статья содержит 25 самых известных картин и рисунков Леонардо да Винчи.

      Благовещение

      Святой Иоанн Креститель

      Дева скал

      Джиневра де Бенчи

      Последний ужин

      Мона Лиза

      Витрувианский человек

      Дама с горностаем

      Поклонение волхвов

      Богородица с младенцем и святой Анной

      Битва при Ангиари

      Крещение Христа

      красавица ферроньер

      Мадонна гвоздики

      Портрет мужчины в красном меле

      Сала делле Ассе

      Мадонна Литта

      Святой Иероним в пустыне

      Леда и лебедь

      Мадонна моталки

      Мадонна с младенцем и цветами

      Спаситель мира

      Богородица с младенцем и святой Анной и Иоанном Крестителем

      Портрет музыканта

      Эмбрион в утробе

      «Благовещение»

      «Благовещение» Леонардо да Винчи

      «Благовещение» — картина, созданная Леонардо да Винчи между 1472 и 1475 годами. «Благовещение» известно знаменитой работой Леонардо без помощи его мастера. Эту картину можно увидеть в галерее Уффици во Флоренции, Италия.

      Святой Иоанн Креститель

      Святой Иоанн Креститель Леонардо да Винчи

      Святой Иоанн Креститель — картина, написанная Леонардо да Винчи между 1513 и 1516 годами. Святой Иоанн Креститель — последняя картина, написанная Леонардо да Винчи. великий итальянский художник. Эту картину можно увидеть в Музее Лувра в Париже, Франция.

      Мадонна в скалах

      Мадонна в скалах Леонардо да Винчи

      Мадонна в скалах — картина, созданная Леонардо да Винчи между 1483 и 1486 годами. Итальянский художник изображает Мадонну с младенцем Иисусом с младенцем Иоанном Крестителем и ангел в скалистой местности. Эту картину можно увидеть в Лувре в Париже.

      Джиневра де Бенчи

      Джиневра де Бенчи Леонардо да Винчи

      Джиневра де Бенчи — портретная картина, созданная Леонардо да Винчи между 1474 и 1478 годами. Это единственная картина в США. Его можно увидеть в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, США.

      «Тайная вечеря»

      «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

      «Тайная вечеря» — картина, созданная Леонардо да Винчи в период с 1495 по 1498 год. Эта работа Леонардо — один из наиболее репрезентативных и проанализированных шедевров эпохи Возрождения. Эту картину можно увидеть в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие, Милан, Италия.

      Мона Лиза

      Мона Лиза Леонардо да Винчи

      Мона Лиза — картина, написанная Леонардо да Винчи около 1504 года. На этой картине Леонардо изобразил Лизу Герардини, жену Франческо дель Джокондо, и он поручил эту работу Леонардо. Эту картину можно увидеть в Лувре в Париже.

      Почему картина Моны Лизы так знаменита?

      Витрувианский человек

      Витрувианский человек Леонардо да Винчи

      Витрувианский человек — рисунок, созданный Леонардо да Винчи около 149 г.0. На рисунке леонардо да винчи изображен человек в двух наложенных друг на друга положениях с расставленными руками и ногами, вписанный в круг и квадрат. Этот рисунок можно увидеть в Gallerie dell’Accademia, Венеция.

      Дама с горностаем

      Дама с горностаем. Леонардо да Винчи

      Дама с горностаем — картина, созданная Леонардо да Винчи между 1489 и 1490 годами. На этом портрете изображена Чечилия Галлерани, когда она была любовницей Людовико Сфорца, герцога Милана. Эту картину можно увидеть в Национальном музее в Кракове, Польша.

      «Поклонение волхвов»

      «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи

      «Поклонение волхвов» — картина, созданная Леонардо да Винчи в 1481 году. Августинские монахи Сан-Донато заказали эту работу Леонардо да Винчи, но он уехал в Милан в середине, и эта картина, таким образом, осталась незавершенной.

      Богородица с младенцем и святой Анной

      Богородица с младенцем и святой Анной Леонардо да Винчи

      Богородица с младенцем и святой Анной — картина, написанная Леонардо да Винчи в 1503 году. На этой картине изображена святая Анна , ее дочь Дева Мария и младенец Иисус. Эту картину можно увидеть в Лувре, Париж.

      Битва при Ангиари

      Битва при Ангиари, Леонардо да Винчи

      Битва при Ангиари — картина, написанная Леонардо да Винчи в 1505 году. Эта картина — утерянная работа Леонардо, которую иногда называют «Потерянный Леонардо». На этой картине изображены четверо мужчин верхом на боевых конях, яростно сражающихся за обладание штандартом в битве при Ангиари.

      Крещение Христа

      Крещение Христа Леонардо да Винчи

      Крещение Христа — картина, написанная Леонардо да Винчи между 1472 и 1475 годами. Евангелия от Матфея, Марка и Луки. Эту картину можно увидеть в галерее Уффици во Флоренции.

      «Прекрасная ферроньер»

      «Прекрасная ферроньер» Леонардо да Винчи

      «Прекрасная ферроньер» — картина, созданная Леонардо да Винчи между 1490 и 1496 годами. Эта картина очень известна во всем мире и также известна как «Портрет неизвестной женщины». . Эту картину можно увидеть в Лувре в Париже.

      Мадонна с гвоздикой

      Мадонна с гвоздикой Леонардо да Винчи

      Мадонна с гвоздикой — картина, созданная Леонардо да Винчи между 1478 и 1480 годами. На этой картине Леонардо изобразил Деву Марию, сидящую с младенцем Иисусом на ней. колени. Эту картину можно увидеть в Старой пинакотеке в Мюнхене.

      «Портрет мужчины, написанный красным мелом»

      «Портрет мужчины, написанный красным мелом» Леонардо да Винчи

      «Портрет мужчины, написанный красным мелом» — это рисунок, созданный Леонардо да Винчи в 1512 году. Многие историки считают, что Леонардо нарисовал себя портрет в возрасте 60 лет. Этот рисунок можно увидеть в Biblioteca Reale в Турине.

      Sala delle Asse

      Sala delle Asse Леонардо да Винчи

      Sala delle Asse — картина, написанная Леонардо да Винчи в 1498 году. На этой картине изображены потолок и верхние стены Sala delle Asse. Эту картину на темпоре можно увидеть в замке Сфорца в Милане.

      Мадонна Литта

      Мадонна Литта Леонардо да Винчи

      Мадонна Литта — это картина, созданная Леонардо да Винчи в 1490 году. На этой картине Леонардо изображает Деву Марию, кормящую грудью младенца Христа, религиозного предмета, известного как Мадонна лактанс. Эту картину можно увидеть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

      Святой Иероним в пустыне

      Святой Иероним в пустыне Леонардо да Винчи

      Святой Иероним в пустыне — картина, созданная Леонардо да Винчи в 1480 году. Это незаконченная картина Леонардо да Винчи. Эту картину можно увидеть в музеях Ватикана в Риме.

      «Леда и лебедь»

      «Леда и лебедь» Леонардо да Винчи

      «Леда и лебедь» — картина, созданная Леонардо да Винчи в 1508 году. Это завершенная версия сюжета «Леда и лебедь». На этой картине изображена стоящая обнаженная Леда, обнимающая лебедя, с двумя группами младенцев-близнецов.

      «Мадонна с пряжей»

      «Мадонна с пряжей» Леонардо да Винчи

      «Мадонна с пряжей» — картина, созданная Леонардо да Винчи около 149 г.9. Это предмет, который Леонардо изобразил на двух картинах. На этой картине изображена Дева Мария, сидящая в пейзаже с младенцем Христом.

      Мадонна с младенцем и цветами

      Мадонна с младенцем и цветами. Леонардо да Винчи

      Мадонна с младенцем и цветами — картина, созданная Леонардо да Винчи в 1478 году. Другое название этой картины — Мадонна Бенуа. Эту картину можно увидеть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

      Спаситель мира

      «Спаситель мира» Леонардо да Винчи

      «Спаситель мира» — картина, созданная Леонардо да Винчи между 1490 и 1519 годами. Эта картина Леонардо сначала утеряна, а затем вновь открыта, восстановлена ​​и выставлена ​​в 2011 году. Эта картина хранится в частной коллекции. в Нью-Йорке.

      Богородица с младенцем, святой Анной и святым Иоанном Крестителем

      Богородица с младенцем, святой Анной и святым Иоанном Крестителем Леонардо да Винчи

      Богородица с младенцем, святой Анной и святым Иоанном Крестителем Леонардо да Винчи между 149 г.9 и 1500 или между 1506 и 1508 годами. Эта картина также известна как «Карикатура на дом Берлингтона». Эту картину можно увидеть в Национальной галерее в Лондоне.

      «Портрет музыканта»

      «Портрет музыканта» Леонардо да Винчи

      «Портрет музыканта» — картина, созданная Леонардо да Винчи в 1490 году. неизвестный парень. Этот портрет можно увидеть в Амброзианской пинакотеке в Милане.

      Эмбрион в утробе

      Эмбрион в утробе. Леонардо да Винчи

      Эмбрион в утробе — это рисунок, созданный Леонардо да Винчи между 1510 и 1512 годами. нарисовано черным и красным мелом с помощью пера и чернил на бумаге.

      Художник | Леонардо да Винчи

      Настоящий мастер своего дела

      Леонардо известен своими драматическими и выразительными произведениями искусства, а также такими шедеврами, как

      Мона Лиза, Тайная вечеря, и Благовещение .

      Его глазами

      Картины эпохи Возрождения

      Леонардо да Винчи обучался живописи в эпоху Возрождения и стал настоящим мастером своего дела.

      В эпоху Возрождения европейские художники стали более внимательно изучать природу с целью создания реалистических образов мира. Эти художники научились создавать реалистичных людей и животных и научились создавать иллюзию глубины и расстояния на плоских стенах и холстах, используя технику линейной перспективы.

      Наблюдательность и мастерство да Винчи как иллюстратора позволили ему замечать и воссоздавать эффекты, которые он видел в природе, добавляя особую живость своим портретам. Подпитываемый любопытством, Леонардо постоянно пытался объяснить увиденное. Поскольку он записывал и зарисовывал так много своих наблюдений в своих блокнотах, мы знаем, что он был одним из первых, кто применил научный подход к пониманию того, как устроен наш мир и как мы его видим.

      Просмотрите его картины >

      Текстовый блок: 

      Перспектива да Винчи

      Реализм через наблюдение

      Леонардо понял, что один из способов реалистичного рисования сцен — это тщательное наблюдение за тем, как на самом деле выглядят животные, люди и пейзажи. Он также старался замечать различия в том, как выглядит объект, когда он находится близко или далеко, и когда он виден при ярком или тусклом свете. Он делал подробные заметки о своих наблюдениях и делал наброски увиденного в блокнотах на протяжении всей жизни.

      Перспектива открытого окна

      «Перспектива — это не что иное, как видение места или объектов за плоскостью стекла, совершенно прозрачного, на поверхности которого должны быть нарисованы объекты за стеклом». — Леонардо да Винчи

      В эпоху Возрождения в Италии архитекторы и художники исследовали вопрос о том, как рисовать трехмерные объекты на плоских поверхностях. Они стали думать о картине как об «открытом окне», через которое зритель видит нарисованный мир. Они также разработали систему математических правил, известную как линейная перспектива, чтобы помочь художникам достичь своей цели реализма. Леонардо изучил правила перспективы и практиковался в использовании окна как устройства для правильного рисования перспективы, когда он был учеником в студии Андреа дель Верроккьо.

      Золотое сечение

      Да Винчи создал иллюстрации к «De Divina Proportione» («О божественной пропорции»), книге по математике, написанной Лукой Пачоли около 1498 года и впервые опубликованной в 1509 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *