Путешествие из Петербурга в Москву. Краткое содержание
«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева (см. его полный текст) написано в форме путевых заметок. По дороге из новой российской столицы в старую рассказчик проезжает через города, местечки и станции. На них он встречается с людьми разных общественных положений, наблюдает характерные жизненные случаи – и пытается из этих происшествий и разговоров создать подробную и цельную картину современной ему русской жизни, больше всего указывая на её пороки и недостатки.
Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу
Выехав из Петербурга, рассказчик лишь к ночи добирается до почтовой станции София. Из-за темноты ему не хотят делать там перемену лошадей. Рассказчик добивается её, только сунув деньги на выпивку ямщикам.
В Тосне Радищев встречает писаря-стряпчего, который зарабатывает на жизнь, выдумывая молодым незнатным дворянам поддельные родословные с большим числом старинных предков. На пути из Тосны в Любань рассказчик замечает крестьянина, который пашет в церковный праздник – воскресенье, когда по обычаю полагается отдыхать. Пахарь объясняет: он берёт на себя такой грех, потому что шесть будничных дней недели по приказу помещика приходится работать на барщине. Повествование об этом случае сопровождается у Радищева рассуждением о барских беззакониях.
В Чудове героя повести нагоняет его приятель Ч. и рассказывает, как он в Петербурге, отправился кататься на большой лодке. Но начался шторм, волны зажали лодку между камней, и она стала тонуть. Двое бывших в ней гребцов с риском для жизни поплыли посреди бури к далёкому берегу. Один из них, добравшись до суши, прибежал к местному начальнику – просить, чтобы тот срочно послал подмогу тем, кто остался в лодке. Но начальник спал, а помощники побоялись его будить. Тонущим всё же удалось спастись. Ч. после этого пытался пристыдить нерадивого начальника, однако тот нагло ответил, что спасение на водах не входит в его обязанности. Негодующий Ч. плюнул почти что в лицо начальнику – и после этого счёл за лучшее покинуть Петербург.
По дороге из Чудова в Спасскую Полесть герой повести встречается с человеком, который решил разбогатеть на откупах, но был коварно обманут компаньоном, попал под суд и лишился состояния. Жена его в волнении прежде времени разрешилась от бремени – и умерла вместе с новорождённым дитятей. Чтобы спасти несчастного, друзья посадили его в кибитку и посоветовали спасаться в ней «куда глаза глядят». Слушая этот рассказ, Радищев думает, что спасти таких попавших в беду невинных способна только верховная власть – но для этого она должна быть истинно справедливой и бескорыстной. У Радищева мало надежды на то, что власть станет такой. Он представляет себе образ монарха, который уверен, что его государство процветает. Но странница Прямо-взора проясняет зрение этого государя, и он видит, что его правление на самом деле неправедно, что он возвышал одних недостойных льстецов. Прежнее убеждение монарха в благодетельности своих поступков оказывается лишь сном.
На станции Подберезье рассказчик встречает семинариста, который рассказывает ему о современном обучении. Радищева это наводит на рассуждение о науке и общественной роли писателя.
Вскоре он добирается до Новгорода, который в старину имел строй народоправства. Радищев размышляет о демократии. Он идёт обедать к именитому гражданину Карпу Дементьевичу и беседует с этим бывшим купцом о подробностях ведения торговли. Оба они высказывают критические замечания о векселях.
В Зайцеве герой повести встречает своего приятеля Крестьянкина, который прежде служил в уголовной палате, но теперь оставил эту должность, ибо видел в судах только жестокость и взяточничество. Крестьянкин рассказывает Радищеву о случае, когда сын одного помещика беззаконно посягнул на честь молодой крестьянки – и был за это убит её женихом. Уголовная палата приговорила этого жениха и нескольких его друзей к казни и пожизненной каторге. Именно это происшествие и побудило Крестьянкина оставить службу.
В Крестцах Радищев наблюдает за расставанием отца с детьми, отправляющимися в службу. Отец убеждает их быть добродетельными, строго следовать закону, сдерживать душевные порывы, ни перед кем не раболепствовать. Умилённый этим наставлением Радищев выражает мнение, что родителя с детьми всегда должны связывать «нежные чувствования сердца», а не принуждение.
В Яжелбицах рассказчик видит, как хоронят молодого человека и как над покойником плачет его отец, заразивший сына при зачатии «смрадной болезнью», которой страдал сам. Главным виновником распространения «смрадных болезней» Радищев считает государство.
В Валдае рассказчик вспоминает устное предание о монахе Иверского монастыря, который влюбился в одну местную девушку и ради свиданий с ней, подобно мифическому герою Леандру, переплывал Валдайское озеро. Однажды он отправился в такое плавание среди сильной бури – и утонул.
В Едрове Радищев знакомится с благонравными крестьянами – девушкой Анютой и её женихом Иваном. Чтобы способствовать их семейному счастью, Радищев предлагает им деньги на обзаведение. Но Иван, проявляя благородство, достойное дворянина, отказывается взять деньги, говоря, что заработает на жизнь себе и Анюте сам. Рассказчик размышляет о существующих в России плохих брачных обычаях.
На пути в Хотилово герой рассуждает о страшном вреде «зверского обычая» крепостничества. Нельзя, считает он, дозволять одному человеку порабощать другого. Государство, где две трети населения – бесправные крепостные, никогда не будет блаженствовать. Принудительный труд на бар малопроизводителен и плодит нищету. У почтовой станции рассказчик якобы случайно находит исписанную бумагу, где выражен тот же взгляд на крепостное право. Почтальон говорит ему, что последним здесь проезжал один его друг – он, видимо, и был автором этих потерянных записок.
В Торжке Радищев встречает человека, который хочет завести свободное от цензуры книгопечатание. Они вдвоём рассуждают о вредности цензуры, которая отучает читателей думать и действовать самостоятельно. Цензурой должно служить само общество, признавая либо отвергая писателя. В заключение этой главы Радищев излагает историю возникновения цензуры.
По пути в Медное путешественник продолжает читать бумаги своего знакомого и возмущается описываемым там случаям продажи с торгов имущества разорившихся дворян. В числе этого имущества с молотка продают и крестьян – в том числе стариков и младенцев.
В ближайшем трактире рассказчик ведёт со знакомым разговор о стихосложении. Пользуясь этой внешне невинной темой, Радищев цитирует в повести свою оду «Вольность» – с подлинно революционным содержанием.
В деревне Городня путешественник становится свидетелем рекрутского набора, который проходит среди рыданий матерей, жен и невест крестьян, угоняемых на военную службу. Впрочем, один из рекрутов даже рад: он предпочитает лучше уйти в армию, чем остаться на родине во власти злого барина.
В Пешках рассказчик посещает бедную крестьянскую избу, где хозяйка просит у него кусок сахара для ребёнка. Негодуя по поводу бедности крестьян, Радищев обращает гневную речь к дворянам: «Жестокосердый помещик! посмотри на детей крестьян, тебе подвластных. Они почти наги». Радищев пророчит, что если жестокие бары не подвергнутся справедливому суду на этом свете, то будут сурово наказаны Богом на том.
«Путешествие из Петербурга в Москву» завершается «Словом о Ломоносове», которого Радищев горячо хвалит и называет «первым в стезе российской словесности».
© Авторское право на эту статью принадлежит владельцу сайта «Русская историческая библиотека». Любые виды её копирования и воспроизведения без разрешения правообладателя запрещены!
«Путешествие из Петербурга в Москву»: краткое содержание и анализ
Опубликовано:
Знаковым и революционным по содержанию стало произведение Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Краткое содержание текста поможет понять, почему дорожные заметки героя стали самой смелой критикой крепостничества, процветавшего в России в XVIII веке. Философские размышления на тему неравенства и устройства России — главная тема произведения. Как она раскрыта, расскажем в статье.
«Путешествие из Петербурга в Москву»: краткое содержание
Повесть «Путешествие из Петербурга в Москву», краткое содержание которого представлено ниже, — это художественное изложение размышлений автора на тему крепостного права в России. Александр Николаевич Радищев был серьезно озабочен тем, что происходит с его страной, куда ведет неравенство и потребительское отношение помещиков к людям и чем может закончиться всплеск народного гнева.
«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев считал манифестом свободы, справедливости и мирной жизни для людей разных сословий. Эти идеи отображены в рассказе главного героя — путешествующего барина. Итак:
Экспозиция
Главной особенностью произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» является отсутствие в нем четкой композиции. Здесь нельзя выделить плавный переход от завязки к кульминации и развязки, ведь произведение — сборник с описаниями точек геолокации и размышлений на тему каждой отдельной ситуации.
В экспозиции теснее знакомимся с рассказчиком, мысленно рисуя себе его портрет:
- главный герой — дворянин знатного происхождения;
- это мужчина среднего возраста, не имеющий высокого чина;
- человек состоятельный, в его распоряжении есть личный слуга;
- путешественник имеет аналитический склад ума, способен анализировать и размышлять на острые социально-политические темы.
Также в завязке дается красочное описание серого Петербурга, из которого выезжает странник в Москву. После плотного ужина с друзьями им овладевает беспокойный сон, но из-за плохой дороги путешественник просыпается уже в Софии.
Завязка
Критики считают, что произведение можно поделить на отдельные рассказы о каждой остановке путешественника. Такого же мнения придерживался и Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву», краткое содержание которого похоже на дневник странника, на самом деле имеет более глобальную задачу, чем просто описание перевалочных пунктов. Вот как линейно развивается композиция произведения:
- в Софию главный герой прибыл ночью и был решительно настроен продолжать путь, но ямщики отказались запрягать лошадей. Пришлось подкупить их водкой;
- в Тосне путешественник встречает еще одного интересного представителя того времени — стряпчего. Этот человек зарабатывал на жизнь тем, что придумывал дворянские родословные за деньги. Так чего же тогда на самом деле стоит так называемая голубая кровь?
- по дороге из Тосны в Любань герой проезжает мимо поля, которое вспахивает крестьянин. Мужчине приходится работать в святое воскресенье, потому что шесть дней недели он трудится на барина и только так может прокормить своих отпрысков;
- по дороге из Петербурга в Москву молодой человек также встречает старого товарища, который поспешно покидает город. Он рассказывает другу историю своего глубочайшего разочарования в системе: катаясь на лодке, господин Ч. попадает в шторм, его зажимает между камнями. Каким-то чудом мужчине удалось выбраться, но когда он побежал за помощью к местному начальнику, то встретил лишь презрение и нежелание выполнять должностные обязанности. И хоть спасение тех, кто потерпел крушение, прошло удачно, Ч. разуверился в человечности госслужащих;
- почти доехав до Спасской Полести, путешественник берет в экипаж попутчика, который также рассказывает ему трагическую историю своей разбитой жизни. Став жертвой аферы по откупу, он был обманут и опорочен. В связи со стрессом его жена родила преждевременно, но и ребенок, и сама роженица скоропостижно скончались. Так одномоментно жизнь человека была разрушена, и никто ему не мог помочь реабилитироваться;
- в Подберезье герой знакомится с сетующим на систему образования сценаристом;
- в Новгороде путешественник заезжает к старому другу-купцу, который рассказывает ему о несовершенстве введенной вексельной системы;
- в Крестцах барин вынужден наблюдать сцену расставания отца, отправляющегося на военную службу, с малыми детьми;
- в Едрове мужчина узнает историю крестьянки Анюты, удивляясь, насколько силен и благороден простой русский народ;
- будучи в Торжке, герой заводит знакомство с издателем, который желает печатать книги без надсмотра цензуры;
- в деревне Городня пред ним разворачивается сцена рекрутского набора.
Кульминация и развязка
Примечательный факт: в произведении отсутствует четкая кульминация и развязка. Радищев делает лишь небольшое лирическое отступление в момент прибытия главного героя к пункту назначения. А также заканчивает повествование словом о Ломоносове, в котором прославляет начало русской словесности.
Книга «Путешествие из Петербурга в Москву» — это скорее не описание путешествия отдельного человека, а описание идей, философских мыслей и раздумий о несовершенстве существующего крепостного строя.
«Путешествие из Петербурга в Москву»: анализ произведения
Книга «Путешествие из Петербурга в Москву», главы которой больше похожи на дневниковые записи, — это правдивая история государства без прикрас. Со всеми изъянами системы, с мнимым величием и силой, которая часто вступает в конфронтацию с законом. В свое время это произведение произвело настоящую революцию сознания, показав черствость и несовершенство самодержавия. Итак:
«Путешествие из Петербурга в Москву»: история создания
Александр Николаевич Радищев долгое время вел небольшие заметки, где описывал реальные истории трагических судеб крестьян и помещиков. С 1785-го по 1786-й он создает отдельные главы будущего творения, художественно рассказывая истории о продаже крестьян за долги барина, а также поднимая тему цензуры.
Маршрут «Путешествие из Петербурга в Москву» авторства Кулаковой: WikipediaМногие критики придерживаются мнения, что на написание целостной книги Радищева вдохновило легендарное произведение Стерна «Сентиментальное путешествие». 1789 год становится знаковым для автора, ведь он заканчивает книгу и публикует ее. Но повесть оказала трагическое влияние на судьбу Александра Николаевича: сразу после издания автора карают 10-летней ссылкой.
Тема и конфликт
Абсолютно все повествование посвящено тираноборческой теме. Сильный управленец часто поступает не по закону, унижает и преследует несогласных, плодит нищету и неравенство в угоду собственной персоне.
Главный конфликт произведения разворачивается в плоскости противостояния самодержавия и крепостных. Сталкиваются:
- глупость и необразованность;
- алчность и жажда наживы;
- черствость и отсутствие справедливости.
Эти черты русского характера автор считает наиболее проблемными и вызывающими разрушительные изменения в обществе.
«Путешествие из Петербурга в Москву»: особенности композиции и жанр
Произведение «Путешествие из Петербурга в Москву», жанр которого определяется как путевые записки, предполагает некую завершенность каждой отдельной главы. Заметки героя не имеют никакой стилистической или композиционной связи, но при этом между ними прослеживается тесный логический контакт.
Подражая манере Стерна, автор создает яркую и красочную картину российского быта. Каждая история индивидуальна, а размышления путешественника приносят совершенно разные плоды. Но всех их объединяет недовольство положением дел, осуждение крепостного права и жестких самодержавных законов.
«Путешествие из Петербурга в Москву» — уникальное явление русского революционного реализма. Это гимн свободы и справедливости, ода переменам, которые вскоре произойдут.