Путь из варяг в греки: кто открыл, где проходил и куда исчез
Путь из варяг в греки (или «Варяжский путь», «Восточный путь») — это древнее название водных торговых маршрутов, которые проходили от Балтийского моря к Средиземному, опоясывали всю Европу и соединяли Скандинавию с Византией.
В истории Древней Руси этот путь упоминает монах-летописец Нестор в Повести временных лет (12 век). Он называет его «путь из Варяг в Греки и из Греков…».
Где проходили маршруты?
Первый путь начинался от Балтийского моря (в то время оно называлось Варяжским), проходил по Неве к Ладожскому озеру, через реку Волхов в озеро Ильмень, далее по рекам Ловать, Днепр в Черное море. А затем по морю попадали в Царьград.
Царьградом в Древней Руси называли Константинополь — современный Стамбул.
Схема пути из варяг в греки от Балтийского моря до Константинополя.Источник: ПостНаука, Путь из варяг в греки. Автор Т. Пушкина
Маршрут тянулся на более чем 2,5 тысяч км. Торговцам приходилось идти и через вóлоки — участки суши между реками, когда судно приходилось волочить по земле.
Путь пролегал через города:
- Новгород (Великий),
- Псков,
- Полоцк,
- Смоленск,
- Чернигов,
- Киев,
- Переяславль,
- Царьград (Константинополь).
Другой путь — из Балтийского моря на запад, через Северное море и затем Бискайский залив. Этот путь опоясывал Европу с левой стороны и приводил в Средиземное море.
Третий — из Балтийского моря в Каспийское: через реку Неву и Ладожское озеро, по реке Волхов в озеро Ильмень, затем через реки Мста, Пола и др. — до реки Волги и в Каспийское море.
Кто открыл путь из варяг в греки?
Историки спорят о том, кто был первооткрывателем пути. Наиболее популярная версия — это маршруты древнескандинавских правителей и викингов.
У торговцев путь из Балтийского моря через Древнюю Русь по рекам в Царьград стал популярным в 9–12 вв. Так они попадали в Византию и обратно.
Каково значение пути?
Путь из варяг в греки был важнейшим торговым маршрутом. Он не просто проходил через Древнюю Русь. Славяне сами активно использовали его для внутренней торговли; он соединял два важнейших в то время города — Новгород и Киев.
Транспортом служила ладья — судно с парусом и вёслами. Оно было лёгким с неглубокой посадкой. Это позволяло славянам проходить волоки (участки суши) и пороги на реках.
На картине русского художника Н.К. Рериха «Заморские гости» изображена ладья. Парус у судна был, как правило, с красивым цветным орнаментом.Серия «Начало Руси. Славяне». 1901. Холст, масло. 85×112,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
С севера на юг везли меха и шкуры, а также мёд, воск, оружие, серебро, ювелирные изделия и другие товары.
Из Византии в Скандинавию (с юга на север) доставляли специи, вино, масло, украшения (бусы, браслеты), шёлк и другие ткани, книги, стекло, оружие и др.
Что случилось с маршрутом?
Окончательно путь перестали использовать с 13 века, когда произошло монгольское нашествие на Русь.
До этого маршрут постепенно терял свою популярность. Это было связано с несколькими причинами:
- Путь был нелёгким: торговцам приходилось преодолевать пороги, идти против течения, и тащить суда по суше.
- Путь был опасен ещё и тем, что он проходил через территорию, занятую кочующими племенами — печенегами и половцами. Они нападали на суда и забирали добычу.
- Стали развиваться пути по суши из Европы.
Читайте также про Крещение Руси. Узнайте больше про Куликовскую битву и Ледовое побоище.
Дата обновления 24/02/2021.
Другие значения и понятия, которые могут вас заинтересовать
- Куликовская битва
- Галактика
- Крещение Руси
- Блокада Ленинграда
- Отечественная война
- Солнечная система
- Колесо сансары
- Конфуцианство
- Первая мировая война 1914
Узнай Что Такое: узнайте значения, понятия и определения.
ПоследниеПопулярныеКонтактыПолитика КонфиденциальностиО нас
2018 — 2022 © 7Graus
Путь из варяг в греки
И рад бы в рай, да дверь то где?
Некрасов Николай АлексеевичСтановление государственности у Восточных славян принято связывать с выгодным географическим положением, в результате которого страна соединяла Север и Юг Европы, получая уникальные возможности для торговли. Выгодность положения связана с тем, что на территории проходил знаменитый путь из варяг в греки. Путь получил такое название, поскольку связывал Варяжское (Балтийское) море и Византийский (греческий) город Константинополь. Благодаря выгодному торговому положению вдоль Пути возвысились такие города как Новгород, Смоленск, Любеч, Чернигов, Киев.
Исторические источники
В отечественной истории вопрос торгового пути из варяг в греки рассматривается поверхностно. В результате многим известно, что этот путь был, но никаких деталей о нем неизвестно. Понять это легко, поскольку в школьных учебниках этому вопросу уделяется всего несколько абзацев, где говорится, что этот путь создал фундамент для образования государства Руси. Причем этот аргумент используется как в норманнской, так и в антинорманнской теории.
В исторических документах есть 2 источника, в которых прямо говорится о наличии торгового пути с севера на юг Европы:
- Книга «Об управлении империей», глава 9 «О росах, отправляющихся с моносилами в Константинополь». Это книга византийского императора Константина 4.
- Повесть временных лет. Историческая достоверность этого источника ненадежна, тем не менее рекомендую почитать отрывок из этой книги, где в данном торговом пути появляется еще 1 пункт назначения — Рим.
Получается, что Повесть временных лет не может использоваться в качестве источника. В этом документе говорится, что торговый путь шел не с севера на юг. Он шёл из Варяжского (Балтийского) моря к Риму, оттуда в Царьград и только потом к Днепру и вновь к Варяжскому морю.
Поэтому обратимся к книге «Об управлении империей», которая считается более достоверной и именно по ней в основном и изучают ПВГ. Этот исторический источник очень объемный, но тезисно его основные положения касательно торгового пути:- Плавание происходило в июне.
- Торговый маршрут был регулярным.
- В качестве плавательных средств использовались лодки однодревки.
Маршрут пути и его особенности
Маршрут пути из варяг в греки включает в себя озера, реки и моря. Его изучения важно для понимания существования этого торгового пути. Ведь протяженность его очень велика и он соединяет большие территории. И это все в 9 веке.
Маршрут пути:
- Балтийское (варяжское) море
- Через реку Неву в Ладожское озеро
- Через реку Волхов в озеро Ильмень
- Река Ловать
- Река Днепр
- Через Черное море на Царьград/Константинополь/Стамбул
Географически действительно происходит соединение Северной и Южной Европы. Но есть важный момент — путь по Волхову и Ловати осуществляется против течения. А если рассматривать обратный путь (из Черного моря в Балтийское), то весь путь по Днепру идет против течения. Напрашивается вывод, что уже в 9 веке славяне должны были обладать кораблями, которые могли преодолевать большие расстояния против течения.
Внимательное рассмотрение Пути позволяет заметить, что соединения рек Ловать и Днепр нет. Путь между реками преодолевался сухопутно (волоком), а ведь это большое расстояние. Более того, таких волоков было 2: первый из Ловати в Двину, а второй из Двины в Днепр. Есть еще две нестыковки, касающиеся Днепра:
- Это одна из крупнейших рек Европы, и на ней множество порогов. Сквозное судоходство по Днепру началось только в 1932 году, после строительства Днепрогэс, в результате чего образовалось Днепропетровское водохранилище и пороги выровнялись.
- В устье реки нет порта. У любой реки, по которой осуществлялось судоходство имелся порт в устье реки. Такой порт есть на Дону, у Двины, на Волге и других реках. На Днепре порта нет.
На чем плавали из варяг в греки
Рассматривая маршрут торгового пути,в большинстве источников он просто описывается, но не проверяется. Мы уже говорили о странностях движения против течения и специфики судоходства по Днепру. Допустим, что все это незначительно и путь из варяг в греки действительно проходил по тому маршруту, который сегодня всем известен. Тогда возникает другой вопрос — на каких кораблях или других плавательных средствах осуществляли торговый путь из Балтийского моря в Черное? Ведь такие плавательные средства должны были быть пригодными для судоходства по морю, по рекам и по озерам. На флоте такие корабли называют классом «озеро — море» и «река — море». Впервые корабли такого класса появились в 20 веке. Поэтому обратимся к первоисточникам, чтобы разобраться на чем плавали славяне. В книге «Об управлении империей» императора Константина 4 говорится, что росы плавали на лодка однодревках.
На такой лодке можно плавать по озерам, с ограничением — по рекам. Но как на такой лодке плавать по морям? Более того, в плавании брались товары, инструменты, продовольствие. На таких лодках этого просто не увести. В историческом музее Москвы выставлен экземпляр лодки однодревки — высота бортов — 70 сантиметров, длина — порядка 6 метров, толщина бортов — 1 сантиметр. Абсолютно непонятно, как на таких лодках можно было плавать на такие дистанции.
О чем это говорит
Исторические источники указывают, что путь из варяг в греки существовал, но сведения о нем настолько скудные, что нельзя однозначно ответить на вопрос где этот путь проходил, как по нему передвигались, зачем плавали в Царьград и как возвращались назад нет. Есть только обобщенные сведения. Все это говорится не для того, чтобы поставить под сомнения древнюю историю России, а чтобы показать, что в трактовке этого Пути не все однозначно. Мы просто перечислили факты, а выводы каждый делает сам.
Источники и дополнительный материал по теме:
- «Образование Древнерусского государства» — Мавродин В.В. Ленинград, 1971
- «Древняя Русь на международных путях» — Назаренко А.В. Москва, 2001
- «Первые века русской истории» — Рыбаков Б.А. Москва, 1964
Торговый путь из варяг в греки Новости | Последние новости о торговом пути из варяг в греки
Торговый путь из варяг в греки Новости | Последние новости о торговом пути от варягов к грекам — Times of IndiaEdition
Войти
Вы искали
, Показано 29 результатов
торговый путь от варягов к грекам Новости
Греция обвиняет Турцию в сопровождение судов для контрабанды мигрантов
AP / 02 апреля 2021 г., 16:22 (IST)
Турция и Греция давно обмениваются обвинениями по поводу миграции, но со стороны турецких властей не последовало немедленной реакции, принимая во внимание, что мигранты стремятся попасть в Грецию нелегально.
Все, что блестит в новых ювелирных и денежных галереях Мумбаи, старое
TNN / 01 марта 2020 г., 08:42 (IST) собирается купить фальшивые старые деньги за настоящие новые деньги. В обмен на 20 рупий из кармана ее индийского дедушки Майя вскоре отправится домой с тремя тонкими алюминиевыми монетами с острыми краями, которые могут причинить боль ее младшему брату, если он их найдет.
Sensex упал на 292 пункта из-за краха акций Китая, опасений Греции
PTI / 08 июля 2015 г., 10:04 (IST) распродажи участников, отслеживание более крупных потерь в Шанхае и опасения по поводу будущего Греции в еврозоне.
Римские артефакты найдены в Веллалоре
TNN / 07 марта 2015 г., 06:30 (IST) Коимбатур, который когда-то был частью древнего торгового пути, несколько дней назад.
Найден второй по величине лабиринт из древних камней
TNN / 04 августа 2015 г., 01:30 (IST)
В Гедимеду, деревне в 16 км от Поллачи, группа ученых исследователи из Центра археологических и исторических исследований Верараджендрана, Тирупур.
Вести Mausam: Волна наследия приближается к побережью Гуджарата помимо продвижения торговли, техники и религий.
Фрагменты амфор, найденные на раскопках Джуннар
TNN / 07 марта 2011, 03:32 (IST)
Фрагменты амфор — двуручный кувшин с узким горлышком, использовавшийся древними греками и римлянами для хранения вина или масла — были найдены в Джуннаре, примерно в 80 км от города, что подтверждает древние торговые связи между римлянами и Сатаваханами, первыми правителями Махараштры в 230 г. до н.э.
Вспоминая связь Хайдарабада с Францией
TNN / 14 июля 2016 г., 12:24 (IST)
В Национальный день Франции, посвященный штурму Бастилии 14 июля 1789 года, Hyderabad Times исследует давно забытую французскую связь нашего города
Вспоминая французскую связь Хайдарабада
)
В Национальный день Франции, посвященный штурму Бастилии 14 июля 1789 года, издание Hyderabad Times исследует давно забытую связь нашего города с Францией примерно в 1669 году. низкий
ET Bureau / 04 июня 2012 г., 11:17 (IST)
Азиатские акции, в том числе акции Sensex, сегодня упали, так как инвесторы обеспокоены распадом еврозоны, экономическим спадом в США и резким спадом в Китае.
Лиссабонский постскриптум
02 августа 2003 г., 23:18 (IST)
Женщины в старинном черном развешивают белье на узком мощеном переулке. Гич-мич, замечаю я. Не гич-мич; это историческая атмосфера, Банни поправляет меня.
Другие новостные сайты Times Group
The Economic TimesHindi Economic TimesNavbharat TimesMaharashtra TimesVijaya KarnatakaTelugu SamayamTamil SamayamMalayalam SamayamEi SamayI am GujaratTimes NowTimes Now NavbharatTimesPointsIndiatimesBrand CapitalEducation TimesTimes FoodMiss Kyra
Living and entertainment
iDivaMensXP.comFeminaETimesGraziaZoomTravel DestinationsBombay TimesCricbuzz.comFilmfareOnline SongsTVLifestyleLongwalks AppNewspaper SubscriptionFood NewsTimes PrimeWhats Hot
Services
Ads2BookКупонDuniaDineoutMagicbricksTechGigTimesВакансииНовости БолливудаTimes MobileГаджеты NowCareersColombia
Copyright © 2022 Bennett, Coleman & Co. Ltd. Все права защищены. За правами на перепечатку: Times Syndication Service
Статья о пути+от+варягов+к+грекам из The Free Dictionary
Маршрут+от+варягов+к+грекам | Статья о пути+от+варяг+к+грекам от The Free DictionaryМаршрут+от+варяг+к+грекам | Статья о пути+от+варяг+к+грекам от The Free Dictionary
Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.
Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:
маршрут из в варяги к в греки
Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:
- Торговый путь из варяг в греки
- Янтарная дорога
- Рунические камни Греции
- Касплия
- Гнёздово
- Уппландская руническая надпись 956
- Варяги
- Кривичи
- Кривичи
- Волжский торговый путь
- Морская история Европы
- Любеч
- Остров Березань
- Королевская дорога
- Река Ловать