Реформа патриарха никона и церковный раскол кратко: Реформа патриарха Никона 17 века, причины и церковный раскол, последствия и цели

Содержание

Церковный раскол (Кратко + таблицы)

Удобная навигация по статье:

  • 1 Краткая история Церковного раскола
    • 1.1 Истоки церковного раскола на Руси
    • 1.2 Таблица: причины церковного раскола на Руси
    • 1.3 Назначение духовника царя Никона Патриархом
    • 1.4 Реформирование церковной традиции
    • 1.5 Таблица: церковная реформа патриарха Никона
    • 1.6 Отношение жителей Руси к реформированию церкви
    • 1.7 Итоги и оценки церковной реформы Никона
  • 2 Видео-лекция: Церковный раскол кратко

Краткая история Церковного раскола


Российский Церковный раскол, чаще всего, связывают с именем патриарха Никона, организовавшего реформу церкви в пятидесятых — шестидесятых годах семнадцатого века. Введённые изменения задели фактически все церковные уклады, а необходимость введения преобразований, по мнению патриарха и царя, была обусловлена религиозной отсталостью Русского государства и разнящимися духовными текстами, которые переписывались в каждом княжестве во время усобиц, согласно местным правилам.

При этом, реализация нововведений привела не только к церковному расколу, но и общественному. Жители Руси стали открыто выступать против новой реформы, высказывая собственную позицию не только возмущениями, но и народными восстаниями.

Истоки церковного раскола на Руси

Согласно исследованию современных историков, в семнадцатом веке, в результате дробления Руси на удельные княжества, в каждом из них сформировалась собственная система проведения религиозных обрядов, существенно отличающаяся не только от обрядов соседей, но и от греческих канонов, которые являлись незыблемыми в христианстве. Поэтому, основными действиями, последовавшими за введением реформы Никоном, стали:

  • Переписывание и унификация религиозных книг, которые имели немало искажений и отличий.
  • Введение новой манеры крещения, соответствовавшей тому времени (в других странах крестились тремя перстами, в то время как на Руси — двумя).
  • Подведение под единый канон церковных обрядов. Большинство обрядов в России проводилось по принципу «многоголосья», характерными чертами которого являлось ведение службы не только представителем духовенства, но и других присутствующих на службе (прихожане, певчие и др.).

Таблица: причины церковного раскола на Руси

Назначение духовника царя Никона Патриархом

Решив унифицировать все перечисленные моменты под греческие каноны, царь Алексей Михайлович Романов назначает на пост Великого Патриарха своего духовника Никона, которому и было поручено провести церковную реформу. Историки отмечают тот факт, что выбор этой кандидатуры был очень странным, ведь сам Никон не только не имел опыта внедрения подобных нововведений, но и пользовался дурной славой у представителей российского духовенства.

Реформирование церковной традиции

Итак, начало внедрения изменений пришлось на 1653 – 1655 годы. За этот период были введены следующие изменения, которые и стали основной причиной церковного раскола:

  • Крещение двумя перстами (пальцами) было заменено на трёхперстное.
  • Поклоны теперь совершались не до земли, а до пояса.
  • Были изменены тексты основных религиозных книг и унифицированы изображения икон.
  • Вводится термин «православие».
  • Вместо «Исус» теперь нужно было писать и говорить «Иисус».
  • Восьмиконечный христианский крест был заменён четырёхконечным.
  • Кроме того, были изменены обряды церковной службы. В том числе, отныне Крестный ход необходимо было совершать против часовой стрелки, а не по часовой.

Народная реакция на эти нововведения была крайне показательной, подчёркивая тем самым, что изменения затронули гораздо больше того, о чём говорил Никон.

Согласно некоторым письменным источникам, в первые дни после введения реформы по всей территории государства прокатились народные массовые восстания, участники которых требовали вернуть былые каноны.

Таблица: церковная реформа патриарха Никона

 

Отношение жителей Руси к реформированию церкви

При этом, жители Руси разделились на две группы. Одни — всячески пытались высказать своё недовольство, а другие, осознавая бесполезность подобных действий, просто покидали страну. Однако, по царскому приказу, их выслеживали, отлавливали и возвращали домой.

Не менее показательной стала и реакция правительства, устроившего нечто похожее на инквизицию. Современники отмечали, что в тот период в кострах горели не только старые книги, но и непокорные люди, а патриарх Никон, который славился особой жестокостью, лично приветствовал подобную расправу над противниками его трудов.

Итоги и оценки церковной реформы Никона

Как бы там ни было, оценивать церковную реформу Никона сегодня можно лишь с точки зрения реалий того исторического периода. Несмотря на уничтожение патриархом исконной славянской религии, ему удалось выполнить волю правителя – он привёл в соответствие с международной религией русскую Церковь.

Благодаря этому, Российская религия вышла за границы собственного государства, что позволило впоследствии сформировать крепкие политические связи с более развитыми и мощными державами.

Однако, чтобы осуществить всё вышеперечисленное – пришлось заплатить огромную цену. В церковных кострах сгорела большая часть славянской культуры с её древними иконами, книгами и обрядами.

Конечно, не стоит расценивать нововведения Никона как причину полного уничтожения всего, что имело хоть какое-то отношение к раннему христианству. Ведь неизвестно, какие именно последствия для русского государства имела бы разрозненность обрядов и религии в будущем.

Видео-лекция: Церковный раскол кратко

 

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ — ИСТОРИЯ РОССИИ XVII ВЕКА INTELLECT

Ключевые слова: церковный раскол, реформы православной церкви в XVII в., Никон, Аввакум, никониане, старообрядцы, боярыня Морозова, Соловецкое восстание, итоги церковной реформы XVII в., раскол православной церкви

 

УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМЕ

 

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ: КРАТКО

Раскол в Русской православной церкви принято связывать с исправлением богослужебных книг и изменениями в обрядах. Однако то и другое лишь внешняя сторона явления, за которым скрывались глубокие причины.

Главная из них состояла в намерении реализовать в будущем идею Москвы как «третьего Рима». Чтобы достичь этого, надобно было привести русские тексты богослужебных книг в соответствие с греческими и унифицировать обряды и чины.

 

ГОТОВИМСЯ К ОГЭ, ЕГЭ И ОЛИМПИАДАМ С НАШИМИ ПОДБОРКАМИ КАРТОЧЕК ПО САМЫМ СЛОЖНЫМ ТЕМАМ ИСТОРИИ РОССИИ

 

 

ПРИЧИНЫ НАЧАЛА ЦЕРКОВНОЙ РЕФОРМЫ НИКОНА XVII ВЕКА

За многие столетия отступлений от оригинала накопилось немало. Казалось бы, исправление богослужебных книг — мера настолько разумная и очевидная, что не должна была вызвать ни сопротивления, ни замешательства. Этого не произошло.

Еще в 40-е гг. XVII в. в Москве сложился кружок так называемых ревнителей древнего благочестия, группировавшийся вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева. В него входили будущие враги — Никон и Аввакум, а также настоятель Казанского собора в Москве Иоанн Неронов, царский постельничий Федор Ртищев и др.

Их тревожило падение авторитета церковнослужителей, они пытались поднять роль церкви в духовной жизни населения. Ревнители выступали противниками многогласия в церковном обиходе, когда в целях ускорения богослужения одновременно с произнесением молитв пели псалмы, считали необходимым искоренять широко распространенные в народе языческие игрища и суеверия. Предложения ревнителей нисколько не противоречили намерениям руководителей церкви.

Современники понимали значение религиозного единства, призванного укреплять единство политическое в настоящем и будущем.

Поэтому на необходимости исправления богослужебных книг и установлении единообразия церковной службы настаивали правительство в лице царя Алексея Михайловича и его окружения, ревнители древнего благочестия, патриарх Иосиф и сменивший его патриарх Никон.

 

 

ПО КАКОМУ ОБРАЗЦУ ПРОВОДИТЬ ЦЕРКОВНУЮ РЕФОРМУ

Единство мнений исчезало, как только речь заходила о способах претворения этих идей в жизнь.

Ревнители считали, что образцами, по которым надлежало исправлять тексты, должны быть древнерусские рукописные книги, переведенные с греческого языка еще в то время, когда Византия сохраняла политическую независимость.

По мнению ревнителей, книги, напечатанные или переписанные греками после падения Константинополя (1453), «все растленны суть и римских ересей наполнены», греческое «православие пестро стало от насилия турского Магомета», напротив, «в нашей России у благочестивых князей и царей все было православие чисто и непорочно и церковь немятежна».

 

УЧИМ ИСТОРИЮ КУЛЬТУРЫ К ОГЭ, ЕГЭ И ОЛИМПИАДАМ – ПОЛЕЗНЫЕ ПОДБОРКИ КАРТОЧЕК ДЛЯ ПОЛНОЙ И ОПТИМАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

 

 

ПРОБЛЕМЫ ЦЕРКОВНОЙ РЕФОРМЫ XVII ВЕКА

На поверку, однако, оказалось, что совершенно одинаковых древнерусских текстов не существовало. Тогда решено было за образец взять греческие оригиналы.

Тексты богослужебных книг, заново переведенных с греческого специально приглашенными в Москву учеными богословами и напечатанных по указанию патриарха Никона, отличались от старых малозначительными разночтениями.

Так, слово «певцы» было заменено термином «песнопевцы», вместо «вечного» в новом переводе сказано «бесконечного», вместо «видевшие» — «узревшие» и т. д.

Были случаи, когда замена слов несколько отражалась на смысле фразы: вместо прежнего слова «удивихся» в новом переводе напечатано «ужасохся», вместо «молюся» — «прошу» и т. д. Наиболее существенные новшества коснулись церковных обрядов. Никон заменил обычай креститься двумя перстами троеперстием, велел произносить слово «аллилуйя» не дважды, а трижды, двигаться вокруг аналоя не по солнцу («посолонь»), а против него.

Наконец, изменениям подверглась одежда священнослужителей и монахов — она стала такой же, как у греков. Таким образом, различия не затрагивали догматов, то есть сути самой веры, а относились к чисто внешней обрядности и, казалось бы, должны были протекать спокойно.

 

 

ПЕРВЫЕ КРИТИКИ РЕФОРМЫ НИКОНА: ПРОТОПОП АВВАКУМ

Поначалу споры между ревнителями древнего благочестия и сторонниками новшеств носили келейный характер и не выходили за рамки богословских рассуждений узкого круга лиц.

Но когда патриархом стал Никон, он круто порвал с кружком ревнителей и сурово расправился с некоторыми его участниками, выслав их из Москвы.

Был сослан в Сибирь и Аввакум. Споры обострились, выпады его участников друг против друга стали бескомпромиссными. В глазах ревнителей сторонники реформ представлялись еретиками и богохульниками, а имя Никона они произносили с ругательствами, в выдумке которых проявляли немалую изобретательность: он был «яко волк в овечьей коже», «злый вожь», «диавол», «богоотметник и еретик», «адов пес» и т. д.

Официальная церковь тоже не осталась в долгу, объявив ревнителей еретиками. Собор 1666—1667 гг., отлучивший ревнителей от церкви, положил начало расколу.

 

Аввакум

НИКОН И АВВАКУМ: РАСКОЛ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В XVII ВЕКЕ

У его истоков стояли два выдающихся деятеля XVII в.: патриарх Никон и протопоп Аввакум. Обоих природа наделила талантом, огромным честолюбием, властным характером, фанатичной верой в правоту своих взглядов, готовностью к самопожертвованию ради идеи.

Тот и другой отличались крайней нетерпимостью к мнению других. Никон проявлял жестокость к инакомыслящим во время своего патриаршества. Аввакум также был жесток.

Трагически сложилась и судьба Никона. Посредником в своих спорах с никонианами ревнители считали царя Алексея Михайловича. Они питали надежду обратить его в своего сторонника, раскрыть ему глаза на еретичество патриарха.

Царь, сочувствуя церковной реформе, на первых порах открыто не вмешивался в ее проведение. Лишь после того как Никон оставил патриаршество, царь фактически стал продолжателем начатого им дела.

Надежды ревнителей на то, что с уходом Никона прекратятся «мудрования», не оправдались. Аввакума, возвратившегося из сибирской ссылки в Москву, ожидало полное разочарование: «Я ныне увидел церковь паче и прежнего смущенну».

Последовал полный разрыв ревнителей благочестия с царем. К антихристам стали относить не только Никона, этого, по выражению Аввакума, «носатого и брюхатого, борзого кобеля, отступника и еретика», но и Алексея Михайловича, некогда считавшегося ревнителями «благочестивейшим и правое лавнейшим» государем.

Идея Москвы — «третьего Рима» была не чужда и царю, как не чужд ему был процесс унификации церковной жизни во всех ее проявлениях, присущих государству, двигавшемуся по пути к абсолютной монархии. 

 

УЧИМ ВОИНЫ И МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ К ОГЭ, ЕГЭ И ОЛИМПИАДАМ

 

 

ЦЕРКОВНЫЙ СОБОР 1666-1667

Примирение ревнителей с официальной церковью не состоялось, а церковный собор 1666—1667 гг., объявив проклятие всем противникам реформы, предал их суду «градских», то есть светских, властей.

Руководствуясь соответствующей статьей Уложения 1649 г., «градские» власти приговаривали к сожжению на костре всякого, «кто возложит хулу на Господа Бога». В разных концах страны запылали костры, на которых мученической смертью гибли ревнители старины.

Вчитываясь в сочинения расколоучителей, невозможно обнаружить в их текстах социальных мотивов, призывов к сопротивлению властям — авторы сосредоточили свое внимание на церковных делах: на исправлении богослужебных книг и церковных обрядов.

 

 

СТАРООБРЯДЦЫ: ОФОРМЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ

Тем не менее суровые кары, обрушившиеся на расколоучителей, вызывали симпатии к ним разнообразных слоев населения, а само движение старообрядцев приобрело широкий размах.  

Стрельцы активно отозвались на проповеди расколоучителей, так как они связывали со стариной вольготную службу в столице, жизнь, не обремененную походами, широкое участие в торгах и промыслах.

В рядах старообрядцев было немало представителей черного и белого духовенства. У тех и других старина ассоциировалась с привычным выполнением обрядов, заученными неграмотными священниками молитвами и т. д.

Реформа требовала от духовенства усвоения новых обрядов и молитв, а это казалось многим отступлением от православия. Среди старообрядцев встречаются и представители аристократических фамилий.

В расколе участвовала боярыня Феодосья Морозова, владелица 800 крепостных, вдова брата любимца царя Б. И. Морозова. Последние годы она, подвергаясь жестоким пыткам, провела полуголодной в смрадной земляной тюрьме в Боровске и умерла там вместе со своей сестрой княгиней Урусовой.

Лозунги старообрядчества временно объединяли стрельцов, рекрутировавшихся преимущественно из низов городского населения, и князя Хованского, представителя аристократического рода.

Позднее борода и старорусское платье превратились в своего рода символы старообрядчества. Именно со стороны старообрядцев раздавались самые резкие суждения в адрес Петра I и его преобразований.

 

ДАТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ – МЫ СОБРАЛИ ПОДБОРКУ ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ ДАТ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ОГЭ И ЕГЭ И РАЗБИЛИ ИХ ПО РАЗДЕЛАМ И БЛОКАМ, ЧТОБЫ ВЫ БЫСТРЕЕ ВЫУЧИЛИ 🙂

 

В.И. Суриков. Боярыня Морозова, 1887

 

СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ 1668-1676

В XVII в. по крайней мере три события в старообрядческом движении оставили заметный след в истории страны. Едва ли не самым главным из них было вооруженное восстание на Соловках в 1668—1676 гг. Духовенство монастыря с самого начала сопротивлялось церковной реформе.

Правительство, озабоченное борьбой с Никоном, не принимало решительных мер против ослушников, пытаясь привести их в повиновение заменой настоятелей. Но монахи в ответ обратились к царю с челобитной, звучавшей как ультиматум: «Не посылай, государь, напрасно к нам учителей, а лучше, если изволишь книги менять, пришли на нас свой меч, чтобы переселиться нам на вечное житие» .

Принять новые книги значило для монахов предаться антихристу. В Москве сочли неудобным употреблять против восставшего монастыря, почитавшегося общерусской святыней, оружие и решили принудить монахов к сдаче плотной блокадой, полагаясь на то, что, исчерпав запасы продовольствия, монахи сами сложат оружие.

Но проходил год за годом, сменялись командиры стрельцов-карателей, а осажденные не испытывали недостатка в продовольствии — оно было запасено впрок, к тому же блокада оказалась, по-видимому, недостаточно плотной: в монастырь проникали участники разгромленного движения Разина, пополнялись и запасы продовольствия.

 

 

СОПРОТИВЛЕНИЕ МОНАХОВ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ

Восстание стало приобретать политический характер, религиозные мотивы, его вызвавшие, отступали на второй план. Монастырский собор Соловецкой обители, созванный в конце 1673 г., под воздействием радикально настроенных участников восстания вынес постановление «за великого государя богомолье отставить».

На этом же соборе в начале следующего года было решено «крест целовать, чтоб стоять и биться против государевых людей» до смерти. Иеромонахов и священников, отказавшихся выполнять это решение, бросили в монастырскую тюрьму.

Это свидетельствует об утрате среди восставших единодушия. Разлад среди них усилился также в связи с распространением цинги. Из Москвы последовал приказ штурмовать монастырь. Дело до штурма не дошло — среди осажденных нашелся перебежчик, указавший осаждавшим тайный вход в монастырь, чем и воспользовались стрельцы.

Об ожесточенности сопротивления трудников и монахов свидетельствует почти поголовное их истребление — из 500 защитников монастыря в живых остались только 60.

 

БОЛЬШАЯ ПОДБОРКА ТЕРМИНОВ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ, ЕГЭ, ПРОФИЛЬНЫМ ОЛИМПИАДАМ

 

 

САМОСОЖЖЕНИЕ КАК МЕТОД БОРЬБЫ РАСКОЛЬНИКОВ

Расколоучители и их последователи оставили о себе память и массовыми самоубийствами. Первоначально они, видимо, совершались «самоохотно», вне связи со «зверскими напастьми» со стороны правительственных отрядов. По мнению старообрядцев, самосожжение было актом очищения от «никоновской мерзости».

Только в 1675—1695 гг. зарегистрированы 37 «гарей», в которых, по приблизительным подсчетам, погибло не менее 20 тысяч человек. Чаще всего «гари» возникали, однако, в результате жестоких преследований старообрядцев.

Расколоучителям самим терять было нечего, их ожидала, как Аввакума, казнь на костре, и они увлекали за собой паству.

Глазам участников военных команд, прибывавших, чтобы схватить расколоучителя и его помощников, представлялась полная драматизма картина: затерявшаяся в лесу молельня охвачена пламенем; десятки людей с песнопением и воплями гибли в огне.

 

 

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ КАК ГЛАВНЫЙ ИТОГ РЕФОРМ ЦЕРКВИ В XVII ВЕКЕ

Ни казни расколоучителей, ни увещания «еретиков» проповедниками официальной церкви не могли преодолеть раскол. Напротив, движение старообрядцев укреплялось.

В XVIII в. оно вступило с новыми чертами: стало более монолитным в социальном отношении, поскольку от него в основном отошли представители высших слоев, и в то же время более аморфным в идейном отношении, поскольку в нем появились разнообразные взаимно враждебные толки.

По сути, расколоучители не покушались на догматы православной церкви, их протест был направлен против новшеств в церковных обрядах, во многих случаях их упорядочивавших и поднимавших престиж церковнослужителей. Именно поэтому старообрядчество представляло консервативное начало в церковной жизни.

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. КНЯЗЬЯ И ДРУЖИНА. ВЕЧЕВЫЕ ПОРЯДКИ. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА

ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА И ИХ СОСЕДИ

ЗАНЯТИЯ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, ВЕРОВАНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

ПРИЧИНЫ РАСПАДА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КРУПНЕЙШИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА. МОНАРХИИ И РЕСПУБЛИКИ

МОНГОЛЬСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ МОНГОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВА. РУСЬ И ОРДА. ЭКСПАНСИЯ С ЗАПАДА

МОСКВА КАК ЦЕНТР ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ. ПОЛИТИКА МОСКОВСКИХ КНЯЗЕЙ. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЦЕССОВ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОРДЫНСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ. КОЛОНИЗАЦИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ. ФОРМЫ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ И КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ. РУССКИЙ ГОРОД

ИВАН III B ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ И ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. СТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

СВЕРЖЕНИЕ ОРДЫНСКОГО ИГА

ИОСИФЛЯНЕ И НЕСТЯЖАТЕЛИ: КЛЮЧЕВЫЕ ТЕЗИСЫ К ЕГЭ ПО ИСТОРИИ

ИЗМЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА И ФОРМАХ ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ

УСТАНОВЛЕНИЕ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ. ПРАВЛЕНИЕ ЕЛЕНЫ ГЛИНСКОЙ (1533-1538) И ИВАНА IV ГРОЗНОГО (1533-1584)

РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ: ПРИЧИНЫ РЕФОРМ ИВАНА IV И ИХ ИТОГИ

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО XVI ВЕКА: СЛУЖИЛЫЕ И ТЯГЛЫЕ

РАСШИРЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ  В XVI в. : ЗАВОЕВАНИЯ И КОЛОНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ. ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА

ОПРИЧНИНА ИВАНА IV: 1565-1572 гг.

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ XV-XVII вв. УСИЛЕНИЕ СВЕТСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ XVII в.

СМУТА. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XVII в. БОРЬБА С РЕЧЬЮ ПОСПОЛИТОЙ И СО ШВЕЦИЕЙ 

ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ СМУТЫ. ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ 

НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ: НАЧАЛО СКЛАДЫВАНИЯ  ВСЕРОССИЙСКОГО РЫНКА, ОБРАЗОВАНИЕ МАНУФАКТУР. ЮРИДИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА 

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ XVII в.

ВОССТАНИЕ СТЕПАНА РАЗИНА

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVII ВЕКЕ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ

ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ ПО ИСТОРИИ: КАК РЕШАТЬ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 17 ПО XIV – XVII вв.

Начало церковного раскола в Русской Православной Церкви.

Что послужило причиной церковного раскола в середине XVII века

Церковная реформа патриарха Никона в 1653 году.

В 1652 году Никон был избран патриархом. 1589 г. — введен патриархат. В миру Никита Минов. Никон был в хороших отношениях с царем. Поэтому я хотел изменить церковные догматы:

Исправление книг по греческим образцам

Изменение обрядов богослужения

Возвышение церковной власти над царской

Аввакум против! За старообрядцев выступил протоиерей. Возглавляемый царем Алексеем Михайловичем Церковный Собор 1666-67 постановил лишить Никона должности, но приступить к исполнению его повелений.

1681 — Никон умер.

Отныне церковь делилась на государственную и старообрядческую.
Эффекты церковный раскол:
1) старообрядцы считали церковную реформу посягательством на веру своих отцов и предков. Они считали, что государственная власть и церковное руководство находятся во власти антихриста;
2) Староверы бежали на окраины страны, в дремучие леса, за границу, а при подходе правительственных войск прибегали к коллективному самосожжению;
3) социальный мотив, лежавший в его основе, а именно возврат к античности, протест против централизации, крепостничества, господства государства над духовным миром человека, давал большой размах этому движению;
4) недовольство новым порядком в стране объяснялось и довольно пестрым составом старообрядцев, сюда входили как «низы», так и боярские предводители, священники.
Итоги церковной реформы:
1) Реформа Никона привела к расколу церкви на господствующую и старообрядческую;
2) церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным потрясением, отразившим тенденции к централизации и давшим толчок развитию общественной мысли.

32. Раскройте содержание реформ, проведенных в эпоху Петра I, укажите их значение для модернизации России.

Основные направления преобразований в России. Причины:

1. Внешняя угроза государству, представлявшая серьезную опасность для национальной независимости.

2. Отставание России от европейских государств.

Направление преобразований:

1. Необходимо развивать промышленность и торговлю.

2. Совершенствование государственного устройства.

3. Создание сильной армии.

4. Укрепление России на берегу Балтийского моря.

5. Административно-территориальное преобразование.

6. Реорганизация образования и изменение культуры.

Превращения Питера. В экономике:

1. Произошло развитие мануфактур. (количество мануфактур постоянно росло. К смерти Петра их было 180)

2. В 1771 г. изданы указы о фесиональных и реестровых крестьянах. Пессионал — рабочие на сезон.

3. Введен подушный налог вместо квартирного налога (работаешь — плати, не работаешь — не платишь)

4. Проводилась политика от протестантизма (барьер ввоза иностранных товаров в страну, содействие вывозу своей продукции), до меркантилизма.

5. Развита внутренняя и внешняя торговля. 1719-бергпривилегия (найду что-нибудь — мое)

Социальная сфера:

1. Формировался класс дворянства. 1714 г. — Издан указ о единообразном наследовании.

2. Городское население делилось на постоянное (постоянно проживающее) и непостоянное (на заработки)

3. Купечество было разделено на гильдии

4. 1724 — установлен паспортный режим

5. Издана «табель о рангах»

В области управления:

1. В 1721 году Пертр 1 становится императором . Российская империя

2. Боярская дума была ликвидирована, а правящий Сенат утвержден.

3. Создан фискальный институт. 1771 г. 1772 г. — созданы прокуратура и полиция.

4. Вместо приказов установлены доски.

5. Патриаршество было упразднено в 1700 году. И образован «Священный Сенод» -1721

6. Страна разделена на губернии, уезды, губернии.

7. Основана новая столица России — Санкт-Петербург. 1713-1712

В сфере культуры:

1. Внедрена западноевропейская культура.

2. Создана система светского образования

3. Открыты новые типографии

4. Изданы новые учебники

5. Создан первый музей — Кунцкамера

Проведена военная реформа:

1. Введена система комплектования

2. Создана система подготовки войск.

3. Создан ВМФ России.

4. Заказал структуру армии.

5. Проведена единая военная реформа.

6. Принят военный устав.

7. Некоторые воинские обряды.

Итог: Таким образом в государстве появился новый тип армии, государство обзавелось морскими портами, состояние значительно улучшилось. управления и активно развивались экономические отношения.

33. Раскройте содержание реформ Екатерины II и укажите их значение для развития России.

В 1762 году к власти пришла Екатерина Великая. Правил с 1762 — 1796 гг. Она проводила «политику просвещенного абсолютизма» — это политика самодержавия, направленная на защиту феодальных уставов путем создания легитимной монархии. Самым крупным собранием было «заседание приложенной комиссии». В целях создания новых сводов законов Российской империи. Написана по приказу 1767 г. Политические преобразования:

Возобновлена ​​работа Сената 1763

Ликвидирована автономия прав Украины 1764

Подчинена церковь государству (секуляризация земель 1764)

Проведена реформа самоуправления

Россия разделена на 50 губерний в 1775 г.

· В 1775 г. она реформировала судебную систему. Дворянам свои дворы, крестьянам свои, городу свои.

Хозяйственные преобразования:

· В 1765 г. было создано свободное экономическое общество дворян и купцов.

Введены таможенные пошлины

Повышены пошлины на ввоз иностранных товаров

1765 дарована грамота

· Введена новая форма торговли

Рост числа мануфактур

Социальная сфера:

крестьян без суда в Сибирь на каторгу.

· 1775 дворянство получает благодарственную грамоту.

По сути, Екатерина II сделала XVIII век «веком дворянства». Вывод: в целом екатерининские реформы укрепили монархию и крепостничество в России.

Одно из самых значительных событий 17 века. произошел раскол в церкви. Он серьезно повлиял на формирование культурных ценностей и мировоззрения русского народа. Среди предпосылок и причин церковного раскола можно выделить как политические факторы, сформировавшиеся в результате бурных событий начала века, так и церковные, имеющие, однако, второстепенное значение.

В начале века на престол взошел первый представитель Михаил. Он, а затем и его сын Алексей, прозванный Тихим, постепенно восстанавливали разоренное в России домашнее хозяйство. Возобновлялась внешняя торговля, появились первые мануфактуры, укрепилась государственная власть. Но в то же время юридически оформлялось крепостное право, что не могло не вызывать массового недовольства в народе.

Поначалу внешняя политика первых Романовых была осторожной. Но уже в планах Алексея Михайловича есть желание объединить православные народы, жившие в Восточной Европе и на Балканах.

Это поставило царя и патриарха уже в период присоединения Левобережной Украины перед довольно трудной проблемой идеологического характера. Большинство православных народов, приняв греческие нововведения, крестились тремя перстами. По московскому обычаю для крещения использовали два перста. Можно было либо навязать свои традиции, либо подчиниться канону, принятому всем православным миром.

Алексей Михайлович и Патриарх Никон выбрали второй вариант. Происходившая в то время централизация власти и зарождавшаяся идея будущего господства Москвы в православном мире, «Третьего Рима» требовали единой идеологии, способной объединить народ. Последующая реформа надолго расколола российское общество. Разночтения в священных книгах и интерпретации совершения обрядов требовали изменений и восстановления единообразия. Необходимость исправления церковных книг отмечалась властями не только духовными, но и светскими.

Имя Патриарха Никона и церковный раскол тесно связаны. Патриарх Московский и всея Руси отличался не только умом, но и жестким характером, решительностью, властолюбием, любовью к роскоши. Он дал свое согласие стать во главе церкви только после просьбы царя Алексея Михайловича. Начало церковного раскола 17 века. положил реформу, подготовленную Никоном и проведенную в 1652 г., которая включала такие нововведения, как трехчастность, служение литургии на пяти просфорах и т. д. Все эти изменения впоследствии были утверждены на 1654 г.

Однако переход на новые обычаи был слишком резким. Церковный раскол в России усугублялся жестоким преследованием противников нововведений. Многие отказывались принимать изменения в обрядах, отдавать старые священные книги, по которым жили их предки. Многие семьи бежали в леса. При дворе сформировалось оппозиционное движение. Но в 1658 г. позиция Никона резко изменилась. Царская опала обернулась демонстративным отъездом патриарха. Никон переоценил свое влияние на Алексея. Он был полностью лишен власти, но сохранил богатство и почести. На соборе 1666 года, в котором приняли участие патриархи Александрийский и Антиохийский, с Никона был снят капюшон. Бывшего патриарха отправили в ссылку в Ферапонтов монастырь на Белом озере. Однако Никон, любивший роскошь, жил там далеко не простым монахом.

Церковный Собор, свергнувший своевольного патриарха и облегчивший участь противников нововведений, полностью одобрил реформы, объявив их не прихотью Никона, а делом церкви. Всех, кто не подчинился новшествам, объявили еретиками.

Завершающим этапом церковного раскола стало Соловецкое восстание 1667-1676 годов, закончившееся для недовольных смертью или ссылкой. Еретики преследовались и после смерти царя Алексея Михайловича. После падения Никона церковь сохранила свое влияние и силу, но ни один патриарх не претендовал на верховную власть.

Основная причина раскола Русской Церкви лежала в духовной сфере. Традиционно русская религиозность придавала большое значение обрядам, считая их основой веры. По мнению многих православных, греки «пошатнулись» в вере, за что и были наказаны потерей «православного царства» (падением Византии). Поэтому «древнерусская старина», считали они, единственно правильной верой.

Реформа Никона

Реформа патриарха Никона в основном касалась правил совершения церковного обряда. Предписывалось, чтобы молящийся совершал крестное знамение тремя перстами (перстами), как это было принято в греческой церкви, вместо двух, как было прежде на Руси; были введены поясные поклоны во время молитвы вместо земных поклонов; предписывалось во время службы в церкви петь «Аллилуйя» (хваление) не два, а три раза; во время шествия двигаться не по солнцу (посол), а против; напишите имя Иисус с двумя «и», а не с одним, как раньше; в процесс богослужения вводились новые слова.

Исправлены церковные книги и иконы по новопечатным греческим образцам вместо древнерусских. Неисправленные книги и иконы публично сжигались.

Собор поддержал церковную реформу Никона и проклял ее противников. Та часть населения, которая не приняла реформу, стала именоваться старообрядцами или старообрядцами ми. Решение Собора углубило раскол в Русской Православной Церкви.

Большое распространение получило старообрядческое движение. Люди уходили в леса, в безлюдные места Севера, Поволжья, Сибири. В Нижегородских и Брянских лесах появились крупные поселения старообрядцев. Они основывали скиты (отдаленные поселения в глухих местах), где совершали обряды по старым правилам. Против старообрядцев были брошены царские войска. При их приближении некоторые старообрядцы целыми семьями закрывались в домах и сжигали себя.

Протоиерей Аввакум

Старообрядцы продемонстрировали стойкость и верность старой вере. Протоиерей Аввакум (1620/1621-1682) стал духовным лидером старообрядцев.

Аввакум выступал за сохранение старых православных обрядов. Его заключили в монастырскую тюрьму и предложили отречься от своих взглядов. Он этого не сделал. Потом его сослали в Сибирь. Но и там он не унимался. На Церковном Соборе он был лишен сана и проклят. В ответ сам Аввакум проклял Церковный Собор. Его сослали в полярную тюрьму Пустозерск, где он вместе со своими сподвижниками провел в земляной яме 14 лет. В плену Аввакум написал автобиографическую книгу «Житие» (до этого писали только о житиях святых). 14 апреля 1682 года он вместе с «товарищами по заключению… за великое богохульство» был сожжен на костре. материал с сайта

Феодосия Морозова

Боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова была сторонницей старообрядчества. Свой богатый дом она сделала убежищем для всех гонимых «за старую веру». Морозова не поддалась на уговоры отойти от старой веры. Ни уговоры патриарха и других архиереев, ни жестокие пытки, ни конфискация всего ее огромного богатства не подействовали. Боярыня Морозова и ее сестра княгиня Урусова были отправлены в Боровский монастырь и заключены в земляную тюрьму. Там Морозова умерла, но не отступила от своих убеждений.

Монахи Соловецкого монастыря

Среди старообрядцев были монахи Соловецкого монастыря. Они отказались читать традиционную православную молитву за царя, считая, что он покорился антихристу. Правительство не могло этого вынести. Против непокорных были брошены правительственные войска. Мона Стыр сопротивлялась восемь лет (1668-1676). Из 500 его защитников в живых осталось 60.

В XVII веке Русская Православная Церковь пережила раскол, вызванный реформами обрядов и исправлением богослужебных книг. было массовым религиозно-общественным движением, породившим собственную идеологию и культуру. Одновременно с расколом произошел острый конфликт между светской и духовной властью, закончившийся утверждением примата власти царя над властью патриарха.

Церковные ордера середины XVII века. вызвало недовольство среди простых верующих и среди духовенства. Например, полифония, когда для сокращения времени церковной службы в храме одновременно читали Евангелие, пели и молились. Кружок «ревнителей благочестия» выступил против этой формы богослужения. Среди членов этого кружка были протоиерей Аввакум (1620-1682) и архиепископ Никон (1606-1681).

В 1652 году Церковный Собор избрал Никона новым патриархом. Никону мало было быть избранным на патриарший престол. Он отказался от этой чести и только после того, как царь Алексей Михайлович упал перед ним на колени, согласился стать патриархом.

Церковная реформа

Первым шагом патриарха Никона было проведение 1653 д. церковная реформа.

Никон разослал всем церквам указание изменить традиционные для русского православия нормы богослужения. Двуперстное крестное знамение было заменено трехперстным. Земляные луки были заменены поясными. Крестные ходы предписывалось проводить против солнца, а не вдоль солнца, как это было раньше. Возглас «Аллилуйя» во время службы предписывалось произносить не дважды, а трижды. В это же время началась проверка русских богослужебных книг. За основу были взяты греческие оригиналы. Старые богослужебные книги было приказано уничтожить.

Ситуация осложнялась тем, что Никон, игнорируя русские традиции, подчеркивал свою приверженность греческим обрядам . Патриарх запретил иконы, написанные не по греческим образцам. Он приказал своим слугам выколоть глаза собранным иконам и носить их в таком виде по городу.

Тех, кто отказывался признать новшества, официальные власти называли раскольниками . Сами раскольники считали себя последователями истинного православия, а Никон и его последователи были заклеймены именем «антихристовых служителей». Самым ярым противником Никона был протоиерей Аввакум , арестованный в 1653 году и сосланный в Сибирь . Начались преследования сторонников Аввакума.

В июле 1658 Господин Никон получил повеление царя вести себя поскромнее. Никон решился на отчаянный шаг — написал царю грамоту с отречением от патриаршего сана. Чтобы пресечь попытки бывшего патриарха вернуться к власти, было решено лишить его власти. Для этого был созван церковный собор, который осудил и низложил Никона, главного инициатора церковных реформ, но в то же время одобрил сами реформы. Никону было отправлен в ссылку в Ферапонтовом монастыре на Белом озере.

Возврат и казнь Аввакума

AT 1666 Главных лидеров раскола доставили из разных мест заключения в Москву. Церковный Собор предал их анафеме и проклятию. Приверженцы старых религиозных традиций преследовались и наказывались вплоть до смертной казни. Эта политика привела к тому, что старообрядцев и (раскольников, старообрядцев) бежали со своими семьями из центральных районов России.

В апреле 1682 года Аввакума и других участников раскольнического движения сожгли на костре . Однако казнь лидеров раскола побудила многих противников религиозных новшеств добровольно сжечь себя. Церковная реформа патриарха Никона расколола страну на два лагеря — сторонники официальной религии и адепты старых традиций.

Снятие анафемы со старых обрядов

В 1800 году для части старообрядческих священников, стремившихся к сближению с Московской Патриархией, была создана особая единоверческая структура: при сохранении дореформенного обряда они перешли в юрисдикцию Русской Православной Церкви, тем самым признавая, что ритуальные различия не влияют на общее догматическое учение.

В 1905 году Николай II указом о веротерпимости отменил все ограничения в правах старообрядцев, а в 1971 году Поместный Собор РПЦ принял постановление о удаление клятв и анафем из старых обрядов .

Церковный раскол был одним из крупнейших событий для России XVII века. Этот процесс оказал достаточно серьезное влияние на дальнейшее формирование мировоззрения российского общества. В качестве основной причины церковного раскола исследователи называют политическую ситуацию, сложившуюся в XVII веке. А сами разногласия церковного характера относят ко второстепенным.

Царь Михаил, основатель династии Романовых, и его сын Алексей Михайлович стремились восстановить государство, разрушенное в так называемое Смутное время. Благодаря им была укреплена государственная власть, восстановлена ​​внешняя торговля, появились первые мануфактуры. В этот период также происходит законодательное оформление крепостного права.

Несмотря на то, что в начале правления Романовых они вели довольно осторожную политику, в планы царя Алексея входили народы, проживающие на Балканах и в Восточной Европе.

По мнению историков, именно это создало преграду между королем и патриархом. Например, на Руси по традиции было принято креститься двумя перстами, а большинство других православных народов крестилось тремя, по греческим нововведениям.

Вариантов было всего два: навязать свои традиции другим или подчиниться канону. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович пошли по первому пути. Общая идеология была необходима в связи с продолжавшейся в то время централизацией власти, а также концепцией Третьего Рима. Это явилось предпосылкой проведения реформы, надолго расколовшей русский народ. Огромное количество разночтений, различных трактовок обрядов — все это нужно было привести к единообразию. Следует также отметить, что о такой необходимости говорили и светские власти.

Церковный раскол тесно связан с именем Патриарха Никона, имевшего большой ум и любовь к богатству и власти.

Церковная реформа 1652 года стала началом раскола в церкви. Все намеченные изменения были полностью одобрены на соборе 1654 г., но слишком резкий переход повлек за собой многих его противников.

Вскоре Никон попадает в опалу, но сохраняет за собой все почести и богатства. В 1666 году с него сняли клобук, после чего он был сослан на Белое Озеро в монастырь.

#751 Культурные корни раскола (Часть 2) | Переходы

1 ноября 2012 г.

Сохранить как PDFПечать

Коллеги,

На этой неделе мы представляем вам вторую часть статьи Криса Реппа о роли культурных различий и политических соображений в некоторых крупных расколах в истории Церкви. В первой части этой статьи (впервые полностью представленной в августе прошлого года в Доме Святого Августина в Оксфорде, штат Мичиган) Крис обсудил культурные корни споров о донатизме и возникший в результате раскол. В этой заключительной части он опирается на свои богатые познания в истории русской церкви, чтобы объяснить происхождение так называемого старообрядческого раскола в Русской Православной Церкви. Поступая таким образом, он проливает откровенный свет на весьма человеческие мотивы, действовавшие в жизни Церкви во все времена, в том числе и в наши дни.

Мир и Радость,
Кэрол Браун, для редакции


«Разделение Царства: Примеры из истории церковных конфликтов»

Артура К. Реппа

СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ РАСК В РОССИИ

Второй случай исследование, к которому я обращаюсь сейчас, гораздо менее известно западной публике, даже среди тех, кто хорошо знаком с историей церкви. Это был старообрядческий раскол в Русской Православной Церкви в середине XVII века, раскол, сохраняющийся до сих пор.

Прежде чем рассматривать детали раскола, уместно сделать очень краткий обзор русской церковной истории, а точнее, истории христианства на земле, которую мы ныне называем Россией. Христианство было введено по указу князя Владимира (Владимира) Киевского в 988 году под влиянием византийцев. Легенда гласит, что князь послал представителей для расследования четырех различных религий, ислама, иудаизма, римского католицизма и восточного православия, и православие победило, потому что посланники, бывшие в храме Святой Софии в Константинополе, сообщили, что во время служб там они не Не знаю, были ли они на небе или на земле, настолько прекрасна была православная литургия. В действительности выбор православия, скорее всего, имел гораздо большее отношение к заключению политического союза с могущественной тогда Византийской империей. Государство Киевская Русь, как известно, было завоевано вторгшимися монгольскими войсками в конце XIII века и следующие двести лет было вассалом монголов. Именно в это время были посеяны семена для смещения власти на север. Новгородское княжество на озере Ильмень заключило мир с монголами, чтобы обратить свое внимание на борьбу с римско-католическими тевтонскими рыцарями, базировавшимися в Прибалтике. Лучше иметь языческих правителей, которые в какой-то мере будут терпеть их православную веру, чем католиков, которые наверняка будут настаивать на обращении. Также в период монгольского владычества небольшое поселение Москва приобрело известность, в немалой степени благодаря тому факту, что оно контролировало важные водные пути в сердце того, что мы теперь знаем как Европейскую Россию, а также благодаря плотной окружающие его леса. Именно при Иване III, также известном как Иван Великий (1462-1505), Москва освободила себя и прилегающие территории от монголов, успешно отказавшись от уплаты требуемой дани. Удивительно долгое и успешное царствование Ивана началось лишь спустя десятилетие после падения Константинополя (1453 г.), последний патриарх которого, спасаясь от турецкого завоевания, умер в городе Владимире в непосредственной близости от Москвы. Отсюда возникло так называемое учение о Москве как Третьем Риме, представление о том, что центр христианства перешел из Первого Рима в Константинополь, во Второй Рим и оттуда, наконец, в Москву. Не случайно, таким образом, Иван взял себе титул царя, русскую версию Цезаря, или принял для своей печати двуглавого византийского орла. С памятью о Флорентийском соборе [1439 г.] было связано представление о Москве как о Третьем — и, согласно учению, о последнем — хранителе и страже Православия («четвертого Рима не будет», — гласила пословица).] на котором, в стремлении к помощи Запада против вторгшихся турок, восточно-православные патриархи (за одним исключением) подписали унию с Римом. Этот союз установил принцип «единства веры/разнообразия в обрядах», который до сих пор действует в католицизме. С восточной точки зрения, однако, патриархи безосновательно пошли на компромисс по четырем главным пунктам спора между Востоком и Западом: положение о филиокве, включенное Западной церковью в Никейский символ веры, употребление опресноков в Евхаристии, учение о чистилище и принцип папского первенства. В русском сознании греки теперь стали еретиками из-за этого союза, оставив Россию в одиночестве как последний оплот Православия. Конфликт на его западных границах в течение следующих двух столетий с такими странами, как Польша, Литва и Швеция, сохранял угрозу римского христианства в массовом сознании, даже когда он сделал доступными преимущества обучения эпохи Возрождения и Просвещения в приграничных городах, таких как Киев, который также вышли из-под монгольского господства в это время.

Раскол семнадцатого века зародился в 1630-х годах среди группы настроенных на реформы священнослужителей, называвших себя фанатиками благочестия. Это было в конце правления Михаила Романова, первого царя из династии Романовых, который пришел к власти, когда Россия вышла из периода национального кризиса, известного в Смутное время. Отец Михаила, Филарет, был патриархом церкви во время правления своего сына и фактическим правителем России до своей смерти в 1633 году. Когда страна вышла из Смутного времени, он пытался оградить православие от еретического влияния римской Католицизм и протестантизм через политику интеллектуальной изоляции от Запада. Ревнители, также заботившиеся о сохранении православия, рассматривали кризис Смутного времени, связанный с падением предыдущей династии, продолжительным голодом и нашествием из Польши и Литвы, как свидетельство недовольства Бога неверием России. Поэтому они хотели исправить это положение путем укрепления авторитета церкви, реформирования ее духовенства и богослужебной практики, укрепления веры и благочестия мирян. Они стремились, например, реформировать народное соблюдение религиозных праздников, которые во многих местах были переплетены с языческими элементами, что свидетельствовало о том, что христианство никогда полностью не утвердилось на Руси, а наслоилось на ее дохристианскую религию. в том, что российские ученые назвали двоеверие , или двоеверие. К тому же церковные праздники во многих местах часто были не более чем предлогом для пьяного разврата, в котором участвовало даже духовенство. О моральном состоянии церкви в то время можно судить по обращенному к духовенству обращению патриарха с призывом воздерживаться от пьянства во время Великого поста и сосредоточиться на покаянии. [1] Одним из способов, которым зелоты стремились сделать православную веру более значимой частью жизни людей, было введение проповедей в воскресные службы, что было новшеством в то время. Возможно, еще более важной реформой литургии, за которую выступали зилоты, было прекращение практики, известной как многогласие (букв. «много голосов»). Развитием прошлого века, многогласие , была практика пения разных частей литургии — в некоторых случаях до пяти или шести — одновременно, чтобы сократить очень долгое евхаристическое богослужение. Очевидно, что смысл литургии при таком обряде совершенно терялся бы, но буква закона исполнялась бы: служба была бы пропета целиком. Тем не менее, эта реформа встретила сопротивление со стороны многих духовенства. Лучшее, чего можно было достичь на этом этапе, — это сократить количество одновременных голосов до двух или трех.

Реформаторские работы ускорились с восхождением на престол следующего царя Алексея Михайловича Романова в 1645 году. В первые годы его царствования ряд зелотов заняли важные посты в административной церковной иерархии. [2] В эти годы они также укрепили свои связи с украинской и греческой церквами. В 1649 году царь Алексей приказал русскому патриарху проконсультироваться с константинопольским патриархом по вопросу о русской практике многогласия года 9.0020 . Греческий патриарх категорически отверг это литургическое новшество. В то же время был предпринят новый проект по исправлению переводов отцов церкви и богослужебных книг, и для этого были привлечены греческие и украинские ученые, так как не было в России никого, кто знал бы греческий язык в достаточной степени для этой задачи.

Вот тут и начались проблемы. Вскоре было обнаружено, что между греческой и славянской версиями литургии существует ряд различий, включая предписанный способ совершения крестного знамения. В этом случае греческая практика заключалась в том, чтобы соединить большой палец с указательным и средним пальцами, а остальные пальцы сложить в ладонь. Славянское расположение пальцев было несколько сложнее. Он заключался в том, чтобы скрестить большой палец над безымянным, держать указательный палец прямым и слегка сгибать два других. Таким образом, пальцы образовывали формы букв греческой аббревиатуры «Иисус Христос» (ICXC). Один из ревнителей, монах по имени Никон, дослужившийся до престижного звания митрополита Новгородского, был возведен в патриархию в 1652 г. Его необычайно быстрое восхождение на вершину церковной положение в обществе и роль в государственных делах сделали его в высшей степени уверенным в своей способности проводить свою программу реформ. Более того, он обнаружил в Патриаршей библиотеке документы об учреждении Московской Патриархии в 1589 г.и последующий собор в Константинополе, на котором греческий патриарх поручил русским «держать правильную веру, свободную от нововведений». [3] Ободренный таким образом, Никон в одностороннем порядке приказал издать новые богослужебные книги в год после своего восшествия. В эти новые богослужебные книги был внесен ряд изменений, которые привели их в соответствие с греческой литургией, исходя из предположения, что греки сохранили более древние обычаи.

Вот загвоздка: почтение Никона к грекам, второму Риму, давно уже впавшему в отступничество. Как заметил один русский историк, «просто Никон решил признать авторитетом современную греческую литургию. Если [ревнители благочестия] были готовы признать постепенное нарастание с течением времени мелких ошибок в русской литургической практике, они были совершенно не готовы признать первенство традиции, «запятнанной» постоянным общением с исламом и подорванной ее прошлыми компромиссами с исламом. Рим (особенно Флорентийская уния 1439 г.). … Короче говоря, они не могли примирить свое видение Третьего Рима с революционными инициативами Никона». [4]

Еще до того, как были напечатаны новые богослужебные книги, Никон издал указ 1653 г. перед Великим постом, предписывавший священнослужителям изменять способ поклонов во время определенных служб (от пояса, а не до колен) и впредь креститься тремя перстами по греческому обычаю. Священник храма Казанской Божией Матери через Красную площадь от Кремля, известного как Казанский собор ( Казанский собор ), один из первых отказался подчиниться этому приказу, и его защитил ряд единомышленников Никона. Среди них был Иван Неронов, выдающийся зелот, который, вдохновленный примером святителя Иоанна Златоуста, прославился как проповедник сначала в районе Верхней Волги (к северо-востоку от Москвы), а затем и в самой Москве. Он также был одним из главных сторонников реформирования практики многогласия .

Как патриарх Никон считал себя равным царю, следуя православной теории  симфония , брак церкви и государства. Противодействие его указам было просто недопустимо. Священникам, сопротивлявшимся богослужебным реформам, запрещалось руководить богослужениями, а наиболее откровенные из них, в том числе Неронов и харизматичный протоиерей Аввакум, были арестованы, лишены сана и сосланы в монастыри в русскую глушь. [5] Позднее Невронов отрекся от оппозиции, но Аввакум остался ярым противником никоновских реформ и стал главным выразителем, а со временем и мучеником старообрядцев (точнее, старообрядцев, старообрядцы ).

Действуя в одностороннем порядке, Никон добивался одобрения своих действий на церковном соборе, созванном в следующем году, который подтвердил его право и даже его обязанность как блюстителя Православия проводить реформы, хотя прямо не упоминал об этом. как сделать крестное знамение. Только один епископ, присутствовавший на соборе, возражал против реформ, Павел Коломенский. Никон советовался с Константинопольским патриархом, который надеялся на Россию, чтобы освободить греков от турок-османов. Константинопольский патриарх рекомендовал отлучить от церкви. Епископ Павел был отстранен от престола, сослан в монастырь на севере и, по старообрядческим источникам, впоследствии высечен и сожжен без суда. [6]

Царю Алексею не потребовалось много времени, чтобы увидеть угрозу в властном управлении Никоном церкви, и вскоре патриарх оказался в немилости при дворе. В 1658 году, всего через шесть лет после вступления в должность, Никон — в очевидной силовой игре — отошел от общественной жизни, но отказался оставить свой пост патриарха, тем самым парализовав церковное управление на самом высоком уровне. После многочисленных попыток вывести его из добровольной ссылки церковный собор 1666-1667 годов низложил его и поставил нового патриарха. Но хотя собор и отверг самого Никона, тем не менее он поддержал его реформы. Половину членов совета составляли иностранцы, резко выступавшие против как старого ритуала, так и доктрины Третьего Рима. [7] Итак, после нескольких неудачных попыток компромисса с теми, кто сопротивлялся реформам, собор объявил старые обычаи еретическими и предписал светские наказания тем, кто их практиковал. [8]

Удивительная вещь. В глазах старообрядцев руководители церкви в союзе с подозрительными иностранными прелатами бросали тень на последнее прибежище истинной православной веры, Третий Рим. Позже Аввакум писал о своем опыте на соборе, рассказывая, как он апеллировал к византийским и русским прецедентам, в том числе к главному русскому церковному собору прошлого века, и восхвалял благочестие русских святых. По его словам, «[иноземные] патриархи задумались, а наш народ, они вскочили, как волки, и завыли, и плюнули на своих отцов, говоря: «Наши русские святые были глупы и не разумели, они не были учеными». Как им верить, они даже читать не умели?» [9].] Если этому отчету, написанному примерно через двадцать лет после описываемых событий, можно доверять, он дает важное представление об отношении соответствующих сторон в этом споре. Как заметил один ученый, «русские, приверженные старообрядчеству, теперь оказались перед ужасным выбором: смириться и рискнуть вечным проклятием или продолжать свою приверженность вне Церкви, которая была их духовным домом на протяжении всей жизни». [10]

Поскольку многие выбрали последний вариант, теперь это стало больше, чем внутрицерковный спор. Сопротивление решению совета расценивалось как восстание против государства. Через год после собора консервативные монахи Соловецкого монастыря открыто восстали против постановлений собора и восемь лет держались против царской армии в своих укрепленных стенах. Другие старообрядцы пошли еще дальше. Если царь допустил такую ​​ересь и отступничество, то для многих старообрядцев был возможен только один вывод: царь сам был в союзе с антихристом, или, по некоторым версиям, сам был антихристом. Такая вера впоследствии привела к гибели десятков тысяч старообрядцев от их собственных рук. Самосожжение считалось более предпочтительным, чем сотрудничество с Антихристом. Многие другие, не желавшие умирать за дело, бежали на периферию Российского государства, где в последующих поколениях стали невольными агентами русификации. Таким образом, то, что началось как борьба за власть среди высшего духовенства, закончилось массовым движением сопротивления государству. В течение следующего столетия «всякое народное восстание… велось под знаменем старообрядчества». [11] Только в 19В 71 году, при советской власти, Русская Православная Церковь окончательно отменила анафемы XVII века и признала действительность Старого Обряда. [12] Тем не менее, раскол остается незалеченным.

Что мы узнаем из этих двух эпизодов церковного конфликта? Мы узнаем, что религиозный конфликт может маскировать фундаментальные культурные и социальные различия. Мы узнаем, что каким бы необходимым ни было царство левой руки для сохранения порядка и предотвращения хаоса, его вторжение в царство правой руки или смешение с ним может иметь катастрофические последствия для церковного единства. [13] Мы узнаем, что это опасно для тех, кому 9 лет.0019 simul iustus et peccator  в этой жизни (одновременно святой и грешник, как настаивал Лютер), чтобы претендовать на монополию на истину. Конечно, в двух рассматриваемых здесь случаях была золотая середина, которая оставалась незанятой. В то время как католическая позиция в споре о донатизме, безусловно, в конечном счете является правильной, когда мы сталкиваемся с вопросом об эффективности крещений, совершаемых неверным или аморальным священником, каждый, несомненно, признает, что неверное и аморальное духовенство контрпродуктивно для миссии церкви. Несомненно, со стороны католиков было ошибкой не принять во внимание опыт своих противников-донатистов, тех, кто вынес на себе основную тяжесть гонений, потерю членов семьи и близких, — каким бы самодовольным ни был этот опыт. было выражено. Нечто подобное можно сказать и о патриархе Никоне и его бывших соратниках среди ревнителей благочестия. Его рвение к реформе, которой все они хотели, было скомпрометировано его собственным стремлением к власти, что поляризовало ситуацию. Столь же бескомпромиссными были его противники, которые не могли удовлетвориться терпимостью, но настаивали на полном восстановлении Старого Обряда и соответствующем анафеме предполагаемых нововведений других восточных православных церквей. В обоих случаях церковь была безвозвратно повреждена. Как известно любому, кто состоит в браке, правота не гарантирует удачного брака. [14] Я говорю это как человек, который любит быть правым. Спроси мою жену. Но, как учил нас сам св. Августин (в развитии своей мысли после его сочинений против донатистов), по эту сторону могилы у нас нет безгрешных вариантов. У нас есть только выбор между грехом и грехом. Действительно, в жизни церкви могут быть времена, как в жизни супружеской пары, когда разлука может быть меньшим грехом, чем оставаться вместе. Но я подозреваю, что таких случаев гораздо меньше, чем реально происходящих расколов и разводов, и в любом случае раскол и развод — это всегда трагедии. Наша единственная надежда — в прощении Бога ради Иисуса за греховный выбор, который мы делаем, и во вдохновении Святого Духа, чтобы он произвел в нас веру, активную в примирении любви друг к другу. Дай Бог нам такой благодати.


Endnotes

[1] Пол Бушкович, Религия и общество в России: шестнадцатый и семнадцатый века (Оксфорд: Oxford University Press, 1992), с. 56.
[2] В.В. Виноградов, Предисловие к Протоиерей Аввакум, Житие, написанное им самим: С изучением В.В. Виноградов  (Анн-Арбор: Michigan Slavic Publications, 1979), с. 10.
[3] Бушкович, с. 60.
[4] Виноградов, с. 12.
[5] Бушкович, 60.
[6] Записки Виноградову, стр. 223—224.
[7] Виноградов, с. 22.
[8] Чернявский, Михаил, «Старообрядцы и новая религия», Славянское обозрение XXV (март 1966 г.), с. 8.
[9] Цитируется по Bushkovitch, p. 70.
[10] Виноградов, с. 22.
[11] Чернявский, с. 20.
[12] Виноградов, с. 24.
[13] См. Мартин Лютер,  О светской власти .
[14] Этим наблюдением я обязан Фредерику А. Ниднеру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *