Пушкин полтава полтавская битва: «И грянул бой!»: Полтавская битва в поэме Пушкина

Полтавский бой в поэме Пушкина «Полтава»

В 1828 г. Пушкин пишет поэму «Полтава». Он рассказывает в ней о подвиге народа, защищавшего свое отечество в битве под Полтавой в 1709 году.

Идейным содержанием «Полтавского боя» является прославление военного могущества и героизма русского народа. Анализ картины боя, образ русского войска, образы Петра и Карла, их противопоставление, наблюдения над выразительностью поэтического языка, звучанием стиха дают возможность оценить высокое мастерство Пушкина-художника, говорить о Пушкине-патриоте, о его любви к родине, о чувстве национальной гордости поэта.

Пушкин горячо любил родину и внимательно изучал историю родного народа. Его глубоко трогали и волновали славные героические события истории народа. Он говорил: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». Его интересовали и образы вождей народного движения Степана Тимофеевича Разина и Емельяна Ивановича Пугачева, и Пётр 1, замечательный государственный деятель.

Приступая к анализу Полтавской битвы, следует указать на историческую основу поэмы. В конце XVI века Швеция захватила исконные русские земли на побережье Финского залива. Она отрезала Русское Государство от выхода в Балтийское море, необходимого для экономического и культурного развития страны. Началась длительная война со
Швецией. Вторгшись в пределы России, шведы полагали, что им придется иметь дело только с русской армией, но на защиту родной страны поднялся весь народ, против захватчиков началась народная война.

Весной 1709 года шведский король Карл XII подошел к Полтаве хотел взять её штурмом. Он был талантливым полководцем, а шведская армия считалась тогда лучшей армией в Европе. Король был уверен том, что Полтава будет быстро взята. Но небольшой гарнизон и вооружившиеся жители города отбили яростные атаки шведов и сумели продержаться до подхода главных русских сил под командованием Петра.

Царь решил дать под Полтавой генеральное сражение с целью уничтожения шведской армии. Перед началом битвы войскам прочли приказ Петра. «Воины. Вот пришел час, который решит судьбу отечества Итак не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство Петру вручённое, за род свой, за Отечество… »

27 июня 1709 года около трёх часов утра битва началась. Шведы начали сражение стремительной атакой на расположение русских. Однако все их усилия сломить сопротивление русских полков были напрасны. Отбив атаки шведов, русские войска перешли в решительно наступление.

Под мощным напором русского войска армия шведов дрогнула и обратил ась в паническое бегство. Русские солдаты показали Полтавской битве исключительную силу в наступлении. Пётр руководи боем и появлялся в самых опасных местах. Его шляпа и седло были прострелены пулями. Разгром шведов под Полтавой был полный.

Значение Полтавской битвы для России было огромно. Победа на полях под Полтавой завершилась борьба русского народа за выход России к морю, борьба за укрепление Русского государства.

Таким образом, для своей поэмы Пушкин избрал одно из замечательных событий в истории родины, героем которого был народ — её защитник.

Разбор отрывка «Полтавский бой» следует начать с анализа того как рисует Пушкин начало боя. Читаем первые строки:

Горит восток зарёю новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки …

Итак, описание боя начинается с точного указания времени и местности, где он произошёл. Вместе с тем, образ «горит Восток зарёй новой» — аллегория, это выражение имеет другой, скрытый смысл: образ зари как начала новой жизни, победы Востока над Западом.

В описании самого боя отмечается несколько этапов. Первый этап наступление шведов, русские теснят их. Следует разъяснить смысл отдельных образных выражений. Почему шведы «сыны любимые победы?»

Шведская армия была сильной, победоносной. Почему поле битв роковое? Исход битвы решает судьбу народов. В выражении «бог браней», то есть войн, Пушкин имеет в виду Марса, бога войны древних римлян. Чем же достигает поэт живости, яркости в описании боя?

Перечитываем текст: со слов «Грохочут пушки» до слов: «И бога браней благодатью / Наш каждый шаг запечатлён » Все изображено в движении, в действии: грохочут пушки, катятся ядра, свищут пули, рассыпались стрелки, рвутся шведы, конница летит и т. д.

Пушкин подчеркивает здесь стремительность боевого удара. Говоря о далеком прошлом, поэт употребляет глаголы настоящего времени, тем самым как бы приближая к нам события; мы живее, ярче представляем их.

Наличие большого количества коротких предложений также дает возможность передать быстроту, силу действий. Следует понаблюдать, как в связи с содержанием у поэта меняется самое звучание стиха: волнуясь, конница летит: Волнуясь, конница летит; Пехота движется за нею. И тяжкой твердостью своею. Ее стремление крепит.

Так, топот ног множества людей хорошо передаётся рядом слов, начинающихся на букву «т» (тяжкой твёрдостью), а также имеющих «т» в окончании («крепит»).

Рассмотрим, как изображен у поэта сам Петр. Его образ производит впечатление красоты, силы, величия. Обратим внимание на описание внешности царя, его «звучный глас» (отметим старинную неполно-гласную форму слова «глас»). «Его глаза сияют. Лик его (отметим архаизм «лик» вместо «лицо») ужасен» (то есть грозен, страшен для врага).
«Движенья быстры. Он прекрасен / Он весь, как Божия гроза».

Смысл сравнения Петра с «Божьей грозой» состоит в том, что Петр так же прекрасен и грозен, как величественное явление природы — гроза, буря.

О чем говорят слова Петра, обращённые к войскам: «За дело, с богом!»? Для Петра война со шведами — это общее, народное справедливое дело. Вот почему «его глаза сияют», он верит в победу, в то, что правое дело должно победить.

Мощь, величие Петра поэт перелает языковыми средствами. Рисуя его образ, Пушкин употребляет необычные, старинные формы слов, как бы подчеркивая этим, что Пётр — герой, человек необыкновенный.

В звучании самого стиха, в форме предложений используются короткие предложения. В ряде случаев предложение не укладывается, как обычно, в одну стихотворную строчку, а заканчивается в середине следующей строки. Такое построение стиха, сжатость предложений создают впечатление энергии, силы, быстроты движений, напряжённости действия.

Проанализируем картину передышки в бою. Какой замечательный образ битвы дает поэт («Как пахарь, битва отдыхает»). В чем смысл этого образа, почему битва сравнивается с отдыхающим пахарем?

Эта битва в понимании поэта — дело народное, дело трудное и тяжелое. Но необходимое и благородное. Образ этот навеян народной поэзией. Как замечателен и выразителен эпитет при описании образа пушек! («На холмах пушки, присмирев, прервали свой голодный рев»).

Пушки уподоблены диким голодным зверям. Как дикий голодный зверь пожирает свою добычу, так выстрелы из пушек уносят много человеческих жизней. И вновь поэт рисует образ Петра: и в бою и в момент краткой передышки он с войсками, со своим народом. С чем сравнивается здесь Пётр?

И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой…

Пётр не один, он появляется в окружении своих «товарищей, сынов», их много, они «за ним вослед неслись толпой».

Замечательна характеристика Меншикова, в нескольких словах поэт рассказал обо всей его жизни. Он был «безродный», незнатного происхождения, но благодаря Петру, умевшему разбираться в людях и оценившему острый ум Меншикова, он быстро возвысился, стал вельможей, ближайшим другом и советником царя, «полудержавным властелином».

Далее следим, как рисует поэт появление полководцев перед своими войсками, как изображает появление Карла на поле боя. Образ Карла во всём противоположен образу Петра.

 

И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился.
Смущенный взор изобразил
Необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье…
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.

Делаем вывод, что Петр у Пушкина сознает свою силу и правду, он вместе со своим народом. Карл — слабый, уже не верящий в свои силы и победу. Пушкин возвеличивает Петра как такого исторического деятеля, которому дороги интересы государства, и осуждает Карла, который воюет лишь для себя, для своей славы, а интересы государства для него ничто.

Сравним, как звучит стих, когда Пушкин говорит о Петре и когда он говорит о Карле. Налицо различное построение предложений: краткие предложения, создающие впечатление энергии, быстроты, силы, напряжённости действий, событий и длинная, медлительно развивающаяся фраза.

Новая картина — бой в разгаре. Победа. Что поражает в этом описании боя, как рисует поэт необычайную напряжённость, героизм борьбы? Выделим наиболее яркие картины схватки:

Изображая ожесточённый рукопашный бой, Пушкин вновь использует обилие глаголов, показывая напряжённость борьбы. Все дано в движении, в стремительности действий. Словами поэт рисует звуки боя (звукопись):

Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.

В этих строках отражается любовь поэта к родине, радость и гордость, что победа осталась за русскими. Восклицательные предложения передают силу чувства поэта, его восторг, восхищение.

Наконец поэт вновь возвращается к образу Петра, мудрого государственного деятеля, который умеет учиться у своих врагов.

Пирует Пёцз. и горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
При кликах войска своего,
В шатре своем он угощает

Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает.

«И грянул бой. Полтавский бой!..»

10 июля является Днём воинской славы России. Это День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении.
Битва состоялась утром 27 июня (8 июля 1709 г.) в шести верстах от г. Полтава. Разгром шведской армии привел к перелому в Северной войне в пользу России и, в результате этой победы, пришел  конец господству Швеции в Европе.Этому знаменательному событию и посвящена подборка книг.

Самым знаменитым  произведением о Полтавской битве мы считаем поэму А.С. Пушкина «Полтава», написанную в 1828-1829 гг. В поэме дана широкая панорама знаменательного исторического события на фоне непростых судеб отдельных героев – гетмана Мазепы, гетмана Кочубея и его дочери Марии.

Новый роман  известного писателя-историка А. Сербы

«Полтавское сражение. И грянул бой» посвящён событиям Северной войны 1700-1721 гг. Центральное место в книге занимает подробный рассказ о знаменитых победах русской армии над шведами у Лесной и под Полтавой.

Предлагаем вниманию читателей юбилейные сборники.

Сборник «Полтава» вышел в свет в 1959 году и посвящён 250-летию Полтавского сражения. Он ставил своей задачей пересмотреть ряд вопросов, которые до этого времени освещались недостаточно. В частности, статьи Л.Г.Бескровного и  Г.Ю.Гербильского посвящены вопросам стратегии и тактики русского командования накануне Полтавского сражения. В сборнике также помещены статьи, в которых освещаются общественные отношения на Украине в конце XVII-начале XVIII века. В книге множество документов, таблиц и карт, посвященных битве под Полтавой.

Следующий сборник «Полтава. К 300-летию Полтавского сражения»

подготовлен историками России с участием коллег с Украины и Молдовы. Книга посвящена ряду связанных с Полтавской битвой актуальных научных тем из области военной истории, истории культуры и религии.  Основываясь на новых  источниках, статьи сборника расширяют представления о поворотном событии истории нашего Отечества.

Книга «Военная история России» написана кадровыми офицерами Генерального штаба Российской армии и до сих пор считается одним из лучших трудов по отечественной военной истории. Она охватывает период от формирования отдельных дружин в Древней Руси до конца XIX века. Раздел книги «Бой под Полтавой 27 июня и уничтожение шведской армии» посвящен Полтавской битве. Богатый иллюстративный материал, ответственный, профессиональный подход авторов к  изложению истории вооружённых сил России, их патриотический настрой, прекрасный и живой язык изложения, все эти качества книги снискали заслуженную благодарность широкого круга читателей.

Книга Привезенцева С.В. и Волкова В.А. «Москва. Великие победы» рассказывает о тех великих победах, которые одержало русское оружие на протяжении всей своей более чем тысячелетней истории – о победах ратных и духовных,  тех, которые стали основой Победы, одержанной в 1945 году, — Победы, которая стала святым подвигом всего нашего народа.
Полтавской битве посвящена статья «Полтавская битва 27 июня 1709 года».  В статье представлено много иллюстраций и карт.

В книге В. Бутромеева «Великая Россия» отображены основные этапы развития Российской державы от легендарного призвания основателя первой правящей династии Рюрика до великой Российской империи и до золотого XIX века русской истории и эпохи русского Возрождения начала XX века.

Глава «Пётр I – царь и император» посвящена деятельности Петра I на благо России. Большое место в статье занимает описание Полтавской битвы и победы русского оружия в этой битве. В статье много красочных иллюстраций, карт и документов.
В книге Артамонова В.А. «Россия и Речь Посполитая после Полтавской битвы» рассматриваются внешнеполитические связи России с Саксонией и Речью Посполитой после Полтавской битвы на фоне отношений  с Османской империей и Швецией.
Интересна книга Павленко Н.И. и Артамонова В.А. «27 июня 1709», которая рассказывает о борьбе русского и украинского народов со шведским нашествием 1708-1709 годов, победе русского оружия под Лесной и Полтавой. Книга широко иллюстрирована старинными портретами, гравюрами и картами.

В книге известного шведского историка Энглунда П. «Полтава» даётся осмысление Полтавской битвы с точки зрения шведской историографии. Автор доказывает, что битва, в которой шведская армия потерпела сокрушительное поражение, больно ударила по национальной гордости шведов, тем не менее, оказалась для страны мощнейшим стимулом к развитию и стала, как это ни парадоксально, основой сегодняшнего преуспеяния Швеции.

Книга украинского историка П.М. Денисовца «Здесь слава русского оружия взошла» рассказывает о Полтавской битве и о создании в 1950 году музея  на территории, где она произошла. Музей включает в себя комплекс памятников и памятных мест героического сражения, принёсшего славу русскому оружию.

Полтавская битва — одно из величайших сражений в русской истории. Она ознаменовала собой победу русского оружия и конец господства шведов в Европе. К России отошли старинные русские земли, и она прочно укрепилась на берегах Балтийского моря.

Материал подготовлен отделом хранения основных фондов.

Полтавская битва (Список изданий)

Главная / ДНИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ / 10 июля (Полтавская битва) / Полтавская битва (Список изданий) /

ПОЛТАВСКАЯ БИТВА


(27.06.1709)

10 ИЮЛЯ — ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ

  • Антонов Б. И. Большеохтинский мост// Антонов Б.И. Мосты Санкт-Петербурга/ Б.И.Антонов.-СПб.: Глагол, 2002.-С.35-39.

    «Закладка моста произведена накануне празднования 200-летия Полтавской битвы — 26 июня 1909г. Поэтому мост назвали именем Императора Петра Великого. Это название упразднили в годы советской власти».

  • Артамонов В. «Выбор» Мазепы: материалы для подготовки уроков по темам: » Поход Карла XII против России», «Измена И.С.Мазепы», «Полтавская битва»/ Владимир Артамонов// История — Первое сентября: научно-методическая газета для учителей истории и обществоведения.-2009.-1-15 июня (№11).-С.10-19.-(Мастерская историка).
  • Боженкова М.И. «Что изображено на барельефах?»: [«Полтавская баталия», «Бой при Гангуте»]// Боженкова М.И. Кумир на бронзовом коне: образ Петра Великого в монументальной скульптуре Санкт-Петербурга.-СПб.: Пальмира, 1997.-С.111-114.

    На бронзовых барельефах «Конной статуи Петра I» скульптора Б.-К.Растрелли запечатлены две блистательные победы, одержанные русскими войсками в Северной войне, — «Полтавская баталия» и «Бой при Гангуте» («Взятие фрегатов при Гангуте»). Барельефы …исполнили ученики известного ваятеля М.И.Козловского — скульпторы И.И.Теребенев, В.И.Демут-Малиновский, И.Е.Моисеев.

  • Бородулин А.Л. «Шведы, стойте! Шведы, остановитесь!»: [о Полтавской битве]// Бородулин А.Л. Армия Петра I/ А.Л.Бородулин, Ю.Е.Каштанов.-М.: Изд. журн. «Техника-молодёжи».-1994.-С.16-17.
  • Буганов В.И. От Нарвской виктории к Полтавской// Буганов В.И. Пётр Великий и его время/ В.И.Буганов.-М.: Наука, 1989.-С.95-98.
  • Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: История России от Рюрика до 1917 года. Энциклопедия для школьника/ В.П.Бутромеев.-М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.-320с.: ил.-(Детский Плутарх).
  • Валишевский К. От Нарвы до Полтавы// Валишевский К. Пётр Великий: Исторические очерки/ К.Валишевский.-М.: Квадрат, 1993.-С.255-258.
  • Венгловский С. Полтава: [Исторический роман]/ С.Венгловский.-СПб.: Азбука: Кн. клуб «Терра», 1997.-415с.-(Отечество).
  • Вышинский И. В пекле войны// Вышинский И. Пётр Великий: рисованная книга (комикс)/ И.Вышинский, Б.Караджев.-М.: Прогресс; Пермь: Урал-Пресс, 1992.-С.68-83.-(Века и люди).
  • Ганичев В. Полтавская битва/ Валерий Ганичев// Роман-журнал XXI век: путеводитель русской литературы.-2007.-№4.-С.2-7.-(Дневник редактора).
  • Голубева Т.С. Полтавская битва: к урокам истории/ Т.С.Голубева// Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал.-2009.-№5.-С.8-11.-(Воспитание и обучение).
  • Гордин Я.А. Когда решалась судьба России: 275 лет со дня победы русских войск над шведами под Полтавой/ Я.А.Гордин// Искорка.-1984.- №7.-С.48-52.
  • Гордин Я.А. Полтава// Гордин Я.А. Пусть каждый исполнит свой долг: документальная повесть/ Я.А.Гордин; Рис. Н.Григорьевой.-М.: Дет.лит., 1979.-С.99-122.
  • Гордин Я.А. Полтавская битва: Рассказ о победе русских войск над шведами в 1709 году/ Я.А.Гордин; Худож. В.Перцов.-М.: Малыш, 1989.-32с.-(Страницы истории нашей Родины).
  • Гуревич И.М. . ..»Самсон, разрывающий пасть льва»: скульптурная группа// Гуревич И.М. Фонтаны Петродворца. Ансамбли XVIII-XIX веков: альбом/ И.М.Гуревич; Худож. Л.Е.Горячкин; Фот. Д.В.Белоус.-М.: Советский художник, 1983.-С.41-44.

    Иносказательный смысл скульптурной группы «Самсон, разрывающий пасть льва» обретает особое значение. Монумент воздвигнут в 1735г. в честь 20-летнего юбилея Полтавской баталии, окончательно решившей исход Северной войны в пользу России. Создателем его был К.Растрелли — отец прославленного архитектора.

  • Изменник Мазепа и Полтавская битва// Большая детская энциклопедия. История России. С древнейших времён до XIX века: [в основе издания — произведение Александры Осиповны Ишимовой «История России в рассказах для детей].-М.: АСТ: Астрель, 1999.-С.434-444.
  • Ишимова А.И. Изменник Мазепа и битва Полтавская// Ишимова А.И. История России в рассказах для детей. В 2 кн. Кн.1. История государства российского от его возникновения до времён Петра Первого/ А. И.Ишимова.-М.: АСТ, 2000.-С.403-415.
  • Каштанов Ю.Е. Полтавская баталия// Каштанов Ю.Е. Эпоха Петра/ Ю.Е.Каштанов; Худож. Ю.Каштанов.-Смоленск: Русич, 2000.-С.32-34.-(Иллюстрированная история Отечества).
  • Кинг Ч. Портрет Петра I// Морским судам быть!: К 300-летию Российского флота: Из коллекции Эрмитажа.-СПб.:Славия, 1996.-С.13.

    Портрет Петра I, исполненный в низком рельефе по медали неизвестного модельера в память Полтавского сражения.

  • Лазарев А.В. Полтавская виктория// Лазарев А.В. Пётр Великий/ А.В.Лазарев.-М.: Олимп; Смоленск: Русич, 1998.-С.154-173.
  • Леусская Л. Храм — символ великой победы/ Л.Леусская// Санкт-Петербургские ведомости.-2003.-15 декабря (№229).-С.2.

    После длительной реставрации для посетителей открылся Сампсониевский собор — сегодня филиал музея «Исаакиевский собор». Даны краткие сведения из истории собора, фотография после реставрации.

  • Лисаевич И.И. Памятник Петру I перед Инженерным замком// Лисаевич И. И. Скульптура Ленинграда/ И.Лисаевич, И.Бетхер-Остренко.-Л.-М.: Искусство, 1965.-С.20-26.

    На боковых сторонах памятника барельефы — скульптурные картины двух решающих сражений Северной войны: «Полтавская баталия» и «Бой при Гангуте». Они исполнены по эскизам и под наблюдением М.И.Козловского молодыми скульпторами В.И.Демут-Малиновским, И.И.Теребеневым, И.Е.Моисеевым. Скульптор памятника Б.-К.Растрелли.

  • Максимов Л. Трофеи и лавры Полтавы/ Л.Максимов// СЛОВО.-2004.-№2.-С.102-111.

    О трофеях Полтавы — шведские знамена, оружие, офицерские знаки. Дана репродукция открытки 1909г. в память 200-летия Полтавской битвы.

  • Митяев А.В. Ветры Куликова поля: Рассказы/ А.В.Митяев; Худож. Б.Кыштымов.-М.: Дет.лит., 1986.-319с.: ил.
  • Мишин В.В. Полтавская битва и ее отражение в Российской территориальной геральдике/ В.В.Мишин// Юный краевед: научно-популярный журнал для детей и юношества.-2007.-№5.-С.36-38.-(Геральдика).
  • Морским судам быть!: К 300-летию Российского флота: Из коллекции Эрмитажа. -СПб.:Славия, 1996.-65с.

    Альбом основан на материалах выставки из собрания Государственного Эрмитажа, подготовленной к 300-летию Российского флота при участии Калининградской художественной галереи, Балтийского флота и Администрации Калининградской области.

  • Новаковский В.И. Битва под Полтавою// Новаковский В.И. Рассказы о Петре Великом/ В.И.Новаковский.-М.: Панорама, 1992.-С.42-50.-(Серия «Мгновения истории»).
  • Павленко Н.И. 27 июня 1709/ Н.И.Павленко, В.Артамонов.-М.: Молодая гвардия, 1989.-272с.: ил.-(Памятные даты истории).

    О победе русского оружия под Лесной и Полтавой.

  • Павленко Н.И. И пробил час: Судьбу государства Российского решил один день — 27 июня 1709 года…/ Н.И.Павленко// Родина.-1997.-№10.-С.68-76.
  • Павленко Н.И. Полтавская битва// Павленко Н.И. Пётр Первый и его время: кн. для учащихся сред. и ст. классов/ Н.И.Павленко.-2-е изд., доп.-М.: Просвещение, 1989.-С. 65-89.
  • Павленко Н. И. Преславная виктория// Павленко Н.И. Полудержавный властелин: Историческая хроника// Н.И.Павленко.-М.: Современник, 1988.-С.112-149.
  • Пинк И. Полтавская победа 27 июня 1709 г./ И.Пинк// А почему?-2004.-№3.-С.17-19.-(Битвы русских воинов).
  • Пушкин А.С. Полтава: Поэма/ А.С.Пушкин; Ил. — гравюры на дереве худож. Фёдора Константинова.-М.: Дет.лит., 1983.-87с.: ил.
  • Пушкин А.С. Полтава: поэма// Пушкин А.С. Стихотворения и поэмы/ А.С.Пушкин.-М.: Художественная литература, 1972.-С.537-578.
  • Пушкин А.С. Полтава: [отрывок из поэмы]/ А.С.Пушкин// Певец во стане русских воинов: стихи о ратном подвиге: сборник/ сост., авт. предисл. Ю.Селезнёв.-М.: Молодая гвардия, 1981.-С.80-82.
  • Пушкин А.С. Полтавское сражение (по Голикову)// Пушкин А.С. История Петра: [Пушкинские конспекты первых 9-ти томов 30-томника «История Петра Великого…» И.И.Голикова]/ А.С.Пушкин; сост., подгот. текста, предисл. и коммент. В.С.Листова.-М.: Языки русской культуры, 2000. -С.175-177.
  • Русские полководцы/ Ред. Б.А.Алмазов.-СПб.: Золотой век: Диамант, 1999.-79c.: ил.-(Иллюстрированная история Отечества).
  • Сампсониевский собор// Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград.: Энциклопедический справочник/ Ред. коллегия: Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярёв А.Я.и др.-М.: Науч. изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 1992.-С.562-563.

    Собор построен в 1728-40 (автор неизв.) на месте деревянной церкви, заложенной Петром I в память победы под Полтавой, одержанной 27.06.1709 (в день св. Сампсония).

  • Торопцев А.П. Полтавская баталия. 27 июня 1709// Торопцев А.П. Век России: книга битв. XVIII век/ А.Торопцев; Худож. Л.Дурасов.-М.: Росмэн, 1995.-С.30-36.
  • Цимбаев К. Полтаве — 200 лет/ К.Цимбаев// Родина.-1999.-№12.-С.138-142.-(Ракурс).

    О праздновании 200-летия победы под Полтавой в 1909г.

  • Чередник В. Память Полтавы/ В.Чередник// Литературная Россия.-2004-24 сентября (№39). -С.12.

    История города Полтава.

  • Шульц С.С. Собор во имя Преподобного Сампсония Странноприимца (Большой Сампсониевский пр., д.41)// Шульц С.С. Храмы Санкт-Петербурга: история и современность: справочное издание/ С.С.Шульц.-СПб.: Глагол, 1994.-С.63-66.

    Сампсониевский собор построен по повелению Петра I в память победы под Полтавой, одержанной 27 июня 1709 года, в день Святого Сампсония.

  • Шутой В.Е. «И грянул бой…»// Шутой В.Е. Северная война (1700-1721 гг.)/ В.Е.Шутой.-М.: Просвещение, 1970.-С.101-127.-(Библиотека школьника).

    Дана схема Полтавской битвы на стр.113.

13.07.2009

Полтава, описание боя (Пушкин) 🤓 [Есть ответ]

Поэму «Полтава» А. С. Пушкин написал в 1828 г. Эпизод «Полтавский бой», занимающий ключевое место в поэме, находится в «Песни третьей». Он начинается со слов «Горит восток зарею новой…». Эти слова можно понимать по-разному. Бой действительно начался утром, с зарей, но есть и скрытый подтекст. Россия расположена восточнее Швеции, эти слова можно понимать, что Россию ждет новое будущее.

Описание полтавского боя отличается динамичностью, картины быстро сменяют друг друга. Для этого Пушкин использует большое количество глаголов. Читатель ощущает стремительность событий, напряженность момента. От этой битвы зависит будущее России.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит.

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там,

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

И по контрасту с «зарею новой» появляется метафора «темнеет слава их знамен». На востоке наступает новая эра для Российской империи, на западе темнеет, меркнет слава шведского королевства.

Рассказчик ведет повествование от первого лица. Он представляется непосредственным участником событий, патриотом, который осознает себя в единстве с родным государством.

Образы Петра I и Карла XII занимают центральное место в эпизоде. Автор использует прием антитезы, изображая характер каждого из них. Петр – это воплощение силы, величия, красоты. Он возбужден происходящими событиями, движения его стремительны, глаза сияют, лик ужасен. Пушкин сравнивает его с Божией грозой, он прекрасен внутренне и внешне. Его намерения благие, он борется за честь и могущество своего государства. Он уверен в своей правоте и победе, он призывает на помощь Бога: «За дело, с богом!». Силы Петру придает присутствие верных товарищей:

За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова —

В пременах жребия земного,

В трудах державства и войны

Его товарищи, сыны…

Петр своим видом вдохновляет войска, когда появляется перед полками. Он могуч и «радостен, как бой».

Образ Карла во всем противоположен: он слаб, бледен, недвижим. Такой король не может вдохновить войско. Разные у них с Петром и цели: Карл воюет ради своей славы, а не ради государства. Карл недоумевает, он удивляется тому, что шведы отступают. Он привык побеждать и недооценил противника.

Завершает фрагмент сцена победного пира. Петр ясен, горд, глаза сияют славой. Он поднимает кубок за противников, которых Пушкин называет его учителями.

Оценка: 4.1 (20 голосов)

Отзывы о книге Полтава

* «Сильные характеры и глубокая трагическая тень, набросанная на все эти ужасы, — вот что увлекло меня, — признавался сам поэт, — «Полтаву» написал я в несколько дней; далее не мог бы ею заниматься и бросил бы все.»

* Читая поэму Пушкина «Полтава», не один, вероятно, читатель остановился в недоумении на строках 378-й и следующей, которые звучат так:
Во тьме ночной они, как воры,
Слагают цифр универсалов…
«Универсалами» назывались на украинском языке тех дней гетманские указы. Слово «цифр» здесь употребляется в смысле «тайнопись».

*Поэма А.Пушкина «Полтава» изначально должна была называться «Мазепа».

*Историей гетмана, который пошел против царя Петра, поэт интересовался еще во времена своей кишиневской и одесской ссылки. Биографическая хроника Пушкина зафиксировала, что в январе 1824 г. вместе с братьями Липранди он специально приезжал в Бендеры, чтобы побывать на месте, где располагался лагерь Карла XII и Мазепы. Посетил Варницу, встретился с 135-летним украинцем Николаем Искрой (кто когда-то, в детстве, бывал в лагере шведов и видел короля!), расспрашивал его о Мазепе; пытался отыскать могилу гетмана.
Впоследствии, завершая поэму «Полтава», Пушкин вспомнил этот эпизод:
И тщетно там (в околицах Бендер. — В.П.) пришлец унылый
Искал бы гетманской могилы:
Забыт Мазепа с давних пор!

*Факт поездки в Бендеры весьма красноречивый, хотя прямо и не связанный с замыслом «Полтавы». Замысел поэмы оформился у Пушкина впоследствии, в 1828 г., и вырастал он из полемических намерений автора.

* Прежде всего, зная поэму Байрона «Мазепа» (1819г. ), Пушкин хотел показать другого Мазепу, — не молодого романтического любовника, наказанного соперником, а старого, обремененного тяжелыми политическими проблемами гетмана, который — ко всему — переживает позднюю любовь к юной Кочубеевне. Отвечая в 1830г. своим критикам, Пушкин объяснял: «Байрон знал Мазепу только по вольтеровой „Истории Карла XII“. Он поражен был только картиной человека, привязанного к дикому коню, который несется по степи. Картина конечно поэтическая,… но не ищите здесь ни Мазепы, ни Карла, ни этого мрачного, ненавистного, страднического лица, которое появляется во всех почти произведениях Байрона, но которого… у Мазепы как раз и нет».

* Другой Мазепа, согласно замыслу Пушкина, должен быть максимально приближен к своему реальному образу и вписан в драматический контекст исторических событий начала ХV??? века. «Пушкин всегда сожалел, что Байрон взялся за Мазепу и не доделал», — писал Петр Вяземский. Выходит, что среди творческих стимулов было желание «доделать» за Байрона, выйти за рамки романтической концепции образа.

* Однако не только Байрон стал для Пушкина раздражителем. В творческой истории «Полтавы» чрезвычайно важным оказался диалог-спор Пушкина с Кондратом Рылеевым, чья поэма «Войнаровский» появилась в 1824 году. Ее сюжет строится как исповедь Андрея Войнаровского, которого случайно встретил в далеком Якутске молодой русский историк Герхард-Фридрих Миллер. Один из ближайших соратников гетмана Мазепы, сын его родной сестры, Андрей Войнаровский в 1716 г. по приказу Петра I был схвачен в Гамбурге и, вопреки дипломатическим протестам Австрии, Франции и Швеции, отправлен в Россию. Там его ожидало заключение на несколько лет в Петропавловской крепости, а потом пожизненная ссылка в Сибирь.

И грянул бой, Полтавский бой!..

И грянул бой, Полтавский бой!..

Швед, русский — колет, рубит, режет;

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье стон —

И смерть, и ад со всех сторон.

                                 А. С. Пушкин. 

 Ежегодно 10 июля Россия отмечает один из Дней Воинской Славы России — День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год).

Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Дни воинской славы России — это дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников, и благодарную память потомков.

Закон о Победных днях России призван поднять самые сильные патриотические чувства не только у военнослужащих, но и у простых граждан. Дни Воинской славы напоминают нам о наших героических предках, которые смогли отстоять свою свободу и независимость. И сейчас во время многих навалившихся на Россию проблем, мы должны помнить о примерах прошлого, уважать и когда потребуется защищать нашу Родину, как это делали наши предки с «горячим сердцем и холодной головой». Подвиги всех поколений защитников Отечества — ценность непреходящая, их не вычеркнуть из памяти народа росчерком пера.

В честь знаменательной даты в Порецкой центральной библиотеке оформлена книжная выставка «И грянул бой, Полтавский бой!..», возле которой прошла беседа с пользователями библиотеки. В ходе беседы читатели вспомнили историю Северной войны и подробнее остановились на страницах великого Полтавского сражения, библиотекарь прочитала отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Полтава». Которое позволило сформировать полное представление о крупнейшей битве Северной войны.

Полтавская битва — крупнейшее сражение Северной войны (1700—1721) между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII, которая завершилась победой русской армии. Победа под Полтавой знаменовала собой коренной перелом в ходе многолетней изнурительной Северной войны и положила конец господству Швеции как главной военной силы в Европе. Именно под Полтавой был заложен прочный фундамент последующих побед русской армии.  

На выставке представлены книги, журнальные статьи, повествующие об исторической битве, о её политическом значении и последствиях, о героизме офицеров и солдат.

Полтавское сражение будоражило и будоражит умы и воображение поэтов, писателей, историков и ученых. Нельзя не отметить, историческую поэму А. С. Пушкина «Полтава», центральным эпизодом которой является Полтавский бой.

Потомки XVIII-XX вв. увековечили память героев, воздвигая им храмы, памятники, монументы, открывая музеи истории Полтавской битвы, чеканя наградные, и памятные медали. «Московский журнал: история государства российского» предлагает читателям экскурс по памятным местам и коллекциям, связанным с Полтавским сражением. 

Полтава на протяжении трех столетий живет в сердцах наших соотечественников как символ ратной славы, пример воинской доблести, свидетельства державного величия. 

Полтава / А. С. Пушкин. Полтавская битва / Я. Гордин (Пушки…

Пушкин, А. С.

«Полтава» — бессмертное произведение Александра Сергеевича Пушкина, особенно актуальна в наши дни. События трёхвековой давности, запечатлённые гениальным пером поэта, кажется, отражаются в нашем с вами времени. Это признак великой поэзии: она не стареет. А замечательный прозаический рассказ о тех далёких событиях сделал Яков Аркадьевич Гордин.

Полная информация о книге

  • Вид товара:Книги
  • Рубрика:Сборники разных жанров
  • Целевое назначение:Худож.литер.д/среднего шк. возраста
  • ISBN:978-5-905118-94-4
  • Серия:Несерийное издание
  • Издательство: Москвоведение
  • Год издания:2017
  • Количество страниц:143
  • Тираж:1000
  • Формат:60х90/8
  • УДК:82-93
  • Штрихкод:9785905118944
  • Переплет:в пер.
  • Сведения об ответственности:А. С. Пушкин, Я. Гордин ; худож. В. Перцов
  • Код товара:980556

ПОЛТАВСКАЯ БИТВА И ЕЕ ИТОГИ 1709 (AN)

xxxxx Как мы видели (1702 г.), шведский король Карл XII одержал ряд побед в первые дни Великой Северной войны. К 1706 году он выбил Данию из конфликта, победил русских в битве при Нарве и оккупировал Польшу. Однако к моменту вторжения в Россию в 1707 году Петр Великий восстановил свою армию и флот. Продвигаясь вглубь России, шведская армия исчерпала запасы припасов и увязла.Они перешли на Украину, и именно там они сражались в Полтавской битве в 1709 году. Несмотря на превосходство в численности людей и пушек, шведы атаковали, но их армия была практически уничтожена. Это поражение означало конец стремления Швеции к статусу большой державы. Карлу удалось бежать, но по возвращении в Швецию он был убит в войне против Норвегии в 1718 году. Как мы увидим, по Ништадтскому договору 1721 года (G1) Россия стала европейской державой; овладел Балтикой; и построил Петербург, вожделенный Петром — для «окна на запад».

xxxxx Как мы видели, (1702 г.), в первые годы Великой Северной войны, разразившейся в 1700 г., молодой шведский король Карл XII одержал ряд побед. К 1706 году он выбил Данию из конфликта, победил русских в битве при Нарве, оккупировал Польшу и сверг польского короля Августа II с трона в пользу своего кандидата. Однако к тому времени, когда он направил свое нападение на Россию, Петр Великий построил большой флот из 50 линкоров, модернизировал свою армию на западных рубежах и даже начал атаковать и оккупировать некоторые шведские территории на восточном побережье Балтийского моря Море.Перед шведским королем-героем стояла непростая задача.

xxxxx Приняв, как всегда, прямой подход, Карл начал свое наступление на Россию осенью 1707 года. Он выиграл начальную битву при Холовчине в июле следующего года, но с тех пор русские диктовали ход войны. Применяя тактику выжженной земли — , они втягивали шведские войска все дальше и дальше в Россию-матушку, одновременно атакуя их линии снабжения и коммуникации в тылу.К лету 1709 года Карл был вынужден отказаться от наступления на Москву и перейти на Украину. Его армия была близка к голодной смерти и сильно пострадала за две суровые зимы. Что еще хуже, сильно загруженная колонна снабжения не смогла пройти, увязла в густой грязи и была уничтожена вражескими действиями. Подобно будущим командирам, осмелившимся вторгнуться в Россию, он теперь стоял перед трудным выбором. Встань и сражайся или беги и беги. Неудивительно, что Карл предпочел сражаться, и Полтавская битва произошла 8 июля 1709 года.

xxxxx Раненный в ногу в результате более раннего столкновения, Чарльз не смог лично возглавить свою армию, но, по правде говоря, этот факт вряд ли повлиял на окончательный исход битвы. Шведов численностью 17000 человек значительно уступала численность русских численностью около 80000 человек. Вдобавок они потеряли большую часть своей артиллерии во время наступления, а в каких ее частях не хватало пороха. Несмотря на эти недостатки, Чарльз пошел в атаку.Обойдя передовые позиции русских, он бросил свою истощенную армию на главный опорный пункт врага. Это был смелый план, но среди его командиров было некоторое замешательство относительно наземных движений, и — точнее, просто не хватало силы, необходимой для борьбы с хорошо обученными русскими войсками. В результате шведская атака сорвалась, и все было потеряно. Контратака русских, насчитывавшая около 40 000 человек, практически уничтожила шведскую армию. Спустя три дня шведы, которым удалось спастись, сдались в Переволочной.Некоторых отправили работать на рудники в Уральских горах, а других наняли на строительство нового города Санкт-Петербург, основанного, по иронии судьбы, на захваченной шведской территории. Гобелен на иллюстрации празднует победу Петра Великого.

xxxxx Для европейской истории результаты Полтавской битвы были значительными. Для Швеции это было унизительным поражением и ознаменовало конец стремления этой страны к статусу большой державы.Карлу и примерно тысяче его людей удалось бежать в Молдавию, часть Турецкой империи, но турки оказали ему лишь ограниченную поддержку, и к тому времени, когда он в конце концов вернулся в Швецию в 1714 году, его владения на побережье Балтийского моря были захвачены. его соседи, и Россия угрожала Стокгольму. В 1718 году он ввел большую армию в Норвегию, пытаясь восстановить свою власть, но позже в том же году был убит при осаде Фредрикшальда.

xxxxxДля России Полтавская битва оказалась одной из величайших и самых значительных военных побед в истории России.С его помощью Петр Великий получил контроль над Балтийским морем, провинциями вдоль его восточного побережья и рядом островов — , включая остров Котлин, где была построена внушительная крепость Кронштадт (проиллюстрирована выше). Кроме того, строительство Санкт-Петербурга, начатое в 1703 году и заменившее Москву в качестве российской столицы в 1713 году, обеспечило то «окно на запад», которого Петр так стремился достичь с момента прихода к власти в 1689 году.

xxxxx Как мы увидим, по Ништадтскому договору 1721 г. (G1), двенадцать лет спустя, Швеция официально уступила свое место в качестве крупной державы и больше никогда не достигла таких высот.Россия, с другой стороны, получила контроль над Балтийским морем и начала свою долгую, беспокойную историю на фоне бурной политики Европы.

xxxxx Между прочим, среди своих исторических драм выдающийся русский поэт XIX века Александр Пушкин поставил произведение о Полтавской битве 1829 года и драму по легендарному Петру I «Медный всадник 1837 года».

«Полтава»: краткое содержание исторической поэмы Пушкина

.

Работа написана А.Пушкина в 1828 году. Работая над ней, поэт обращался как к официальным историческим источникам, так и к легендам, народным мыслям и песням. Автор не просто дал стихотворению название «Полтава». Пушкин (краткое изложение причин написания этого произведения можно найти в некоторых биографических исследованиях) хотел рассказать о таком неоднозначном историческом событии, как Полтавская битва. В то же время «Полтава» стала новаторским.

А. Пушкин, «Полтава»: аннотация

В рамках одного произведения Пушкин соединил несколько личных и политических тем, волновавших людей его эпохи.Действие поэмы происходит в украинском городе Полтава. Обобщает читателей события 1709 года. В те времена шла война между Россией и Швецией. Но стихотворение начинается не с политики, а с личной драмы Ивана Мазепы. Украинский гетман посылает сватов к Марии, красивой и гордой дочери полковника Кочубея. Но родители девушки возмущены таким поступком Мазепы, ведь Мария — крестница гетмана. К тому же предполагаемый жених вдвое старше невесты.Независимо от мнения родителей, Мария убегает к Мазепе, так как давно в него влюблена. Однако Кочубей намерен отомстить гетману.

Далее, стихотворение «Полтава», краткое содержание которого упускает некоторые детали, говорит нам о том, что многие в Украине хотели встать на сторону Швеции, разорвав «узы» с Россией. Вскоре к этой группе присоединился Мазепа. Кочубей узнал о планах гетмана присоединиться к Швеции, и Кочубей решил сообщить об этом Петру. Полковник нашел человека, который согласился все передать русскому императору.Названный мужчина был полтавским казаком, когда-то влюбленным в дочь Кочубея, но отвергнутым ею.

Спустя некоторое время русские вельможи отправляют гетману донос на него, написанный в городе Полтаве. В сводке отмечается, что Петр изначально не поверил доносу. Мазепа в свою очередь требует казни мошенников. Поэма «Полтава», краткое содержание которой не способно передать неподражаемый авторский язык, рассказывает о Кочубее, который сидит в тюрьме. Его пугает позор, что король ему не поверил.Орлик входит в темницу Кочубея, надеясь узнать о сокровищах, спрятанных полковником. Кочубей даже не думает об этом рассказывать и вскоре оказывается в руках палача.

Мазепа ничего не говорит своей возлюбленной Марии о расстреле ее отца. Эту дочь Кочубей узнает от матери, которая умоляет Марию просить у гетмана пощады. Но когда женщины прибегают к месту казни, Кочубей уже мертв. Далее Пушкин описывает перипетии Полтавской битвы.Во время боя Мазепа и Карл видят, что их сил недостаточно. Орлик даже предлагает гетману вернуться в Петр. Но Мазепа не хочет этого делать, потому что ненавидит русского царя и мечтает отомстить за его унижение. Однако Карл и Мазепа терпят поражение. Они вынуждены бежать. В конце стихотворения Мазепа встречается с обезумевшей Марией. Гетьман лишает меланхолии, но он идет в дорогу.

Несмотря на всю гениальность описываемого стихотворения, она довольно однобоко характеризует Мазепу.Прежде всего, он предстает в роли «злодея». Тем не менее Пушкину удалось создать яркий и запоминающийся образ.

ПРИГОВОР ПОЛТАВСКОГО I

Гетьман Запорожского войска

МАЗЕПА, ГЕТМАН ИВАН СТЕПАНОВИЧ

(ок. 1639-1709), гетман (казацкий полководец) Левобережной Украины, 1687-1708 гг.

Гетман Иван Мазепа вырос в Польше, получил образование на Западе и вернулся в Украину в 1663 году, чтобы поступить на службу к гетману Петру Дорошенко, спонсируемому Польшей, в бурный период украинской истории, известный как Руины.В 1674 году он передал свою лояльность назначенному Москвой гетману Ивану Самойловичу, которого заменил, когда последний впал в немилость во время кампании России против крымских татар в 1687 году. Своим повышением он был частично обязан покровительству князя Василия Голицына.

В 1680-1700-х годах Мазепа оставался верным России. В 1700 году он стал одним из первых кавалеров нового ордена Святого Андрея Петра I. Но он не считал себя постоянно связанным, поскольку правил в княжеском стиле и проводил полунезависимую внешнюю политику.В 1704 году, во время Северной войны против Швеции, он с разрешения Петра I оккупировал часть Правобережной (Польской) Украины. Однако дома Мазепа находился под постоянным давлением, чтобы защитить права казаков и развеять опасения по поводу реорганизации казачьих полков по европейскому образцу. Последней каплей, похоже, стала неспособность Петра защитить Украину от возможного нападения спонсируемого Швецией короля Польши Станислава Лещинского. Мазепа явно считал, что его обязательства перед царем подошли к концу: «Мы, добровольно уступившие авторитету его царского величества во имя единой восточной веры, теперь, будучи свободным народом, желаем уйти, выражая наша благодарность за покровительство царя и нежелание поднять руку на пролитие христианской крови »(Субтельный).

В какой-то момент в 1707 или 1708 году Мазепа заключил секретное соглашение, чтобы помочь Карлу XII из Швеции вторгнуться в Россию и установить шведский протекторат над Украиной. В октябре 1708 года он бежал на сторону Карла. В ответ Александр Меншиков штурмом и сожжением ставки гетмана в Батурине лишил Мазепу и шведов людей и припасов. Мазепа привел на помощь шведам, потерпевшим поражение под Полтавой в июле 1709 года, всего от 3000 до 4000 человек. Мазепа бежал с Карлом в Турцию и там умер.

Петр I расценил дезертирство своего «верного подданного» как личное оскорбление. Мазепа был «новым Иудой», которого он (несправедливо) обвинил в планах передачи православных монастырей и церквей католикам и униатам. В его отсутствие Мазепа был отлучен от церкви, а его изображение было снято с Андреевского креста и повешено. Он остается неоднозначной фигурой в Украине, в то время как в других странах он наиболее известен по романтизированным версиям его жизни в художественной литературе и опере.

#

Казацкое Гетманство, сохранившееся под сюзеренитетом московских царей только на левом берегу Днепра, служило строительной площадкой для ряда проектов государственного строительства.Один из них, тесно связанный с названием «Украина» и взглядом на Гетманщину как на отдельное казачье государство и отечество, стал основой для развития современной украинской идентичности. Другой, связанный с официальным русским названием Гетманщины, «Малая Россия», заложил основу того, что позже стало известно как «малороссизм», традиции рассматривать Украину как «Малороссию», а украинцев — как часть большего Русская нация.

Обе интеллектуальные традиции сосуществовали в Гетманщине до последнего крупного казачьего восстания, возглавляемого гетманом Иваном Мазепой в 1708 году.Восстание Мазепы было направлено против Московии и официального основателя Российской империи царя Петра I. Оно закончилось поражением, когда русские одолели шведскую армию, которую Карл XII привел на Украину. Полтавская битва 1709 года коренным образом изменила судьбу казачьего Гетманщины и Украины в целом. Эта потеря для Чарльза была двойной потерей для Мазепы и его видения Украины как отдельного от России образования. В последующие годы малороссийская интерпретация украинской истории и культуры как тесно связанных с Россией станет доминирующей в официальном дискурсе Гетманщины.Идея Украины как отдельного государства, отечества и нации не исчезла полностью, а сместилась из центра украинского дискурса более чем на столетие.

В последние десятилетия семнадцатого века москвичи держали Левобережную Украину под своим контролем не только благодаря своей превосходящей военной силе, но и потому, что они оказались гораздо более гибкими, чем их конкуренты. Цари использовали избрание каждого нового гетмана, чтобы свести на нет права и привилегии, данные Гетманщине при Богдане Хмельницком, но они также знали, когда нужно уступить.В 1669 году, в разгар восстания под предводительством Петра Дорошенко, Москва согласилась вернуться к условиям, близким к условиям, предоставленным Хмельницкому. Это произошло в то время, когда поляки сокращали гораздо менее значительный объем казачьих привилегий, действовавших на их стороне реки. Результат предсказать было несложно. Левый берег привлекал новых поселенцев из казачьих земель под властью Польши и продолжал экономически развиваться, в то время как Правый берег превратился в виртуальную пустыню. Цари предоставили своим казакам больше прав, но они также должны были сохранить их как подданные.

В относительно короткие сроки экономическая экспансия Левобережья привела к экономическому и культурному возрождению Киева. Возобновились занятия в Киевском училище. Профессора, бежавшие из города в 1650-х годах, теперь приветствовали новое поколение студентов. Преподавались новые предметы, писались новые стихи, ставились новые пьесы. Украинская литература барокко, зародившаяся в начале XVII века Мелетием Смотрицким, достигла своего апогея в творчестве таких поэтов, как Иван Величковский, и в прозе Лазаря Барановича, бывшего профессора колледжа, ставшего архиепископом Черниговского.Его ученик Симеон Полоцкий принес литературный стиль киевского барокко в Москву, где он помог заложить основы для появления русской светской литературы. Введение киевских текстов, практик и идей в Московию во второй половине семнадцатого века вызовет раскол в Православной церкви этой страны. Пока царь и патриарх поддерживали реформы в стиле Петра Могилы, консерваторы восстали и объединились вокруг лидеров старообрядчества. Не случайно название, которое их называет официальная церковь, раскольники или раскольники, пришло с Украины.

Но культурное влияние текло в обоих направлениях. В то время как киевские священнослужители принесли западные культурные модели из Украины в Московию, они также позаимствовали из арсенала московской политической идеологии. Ключом к этой идеологии было представление о православном царе как о стержне новой политической и религиозной вселенной. Православные интеллектуалы Содружества, долгое время не имевшие собственного короля, воспользовались возможностью войти в идеализированный православный мир, вдохновленный византийским видением симфонии между автократическим правителем и единой истинной церковью.Однако в конце концов практические соображения перевесили идеализм. Еще в 1620-е гг. Новопосвященные православные епископы, находившиеся под давлением Варшавы, обратились к Московии как к источнику поддержки и возможному месту ссылки. Стремление к покровительству царя только усилилось после Переяславского соглашения (1654 г.) и достигло своего пика после Андрусовского перемирия (1667 г.), разделившего казацкую Украину пополам.

По условиям перемирия Киев, расположенный на правом берегу Днепра, должен был стать польским владением после двухлетнего льготного периода.Но перспектива снова подчиниться власти католического короля напугала киевское духовенство. Они использовали всю силу убедительной риторики, которую они приобрели в Киевском училище и иезуитских школах Европы, чтобы убедить царя в том, что город Киев должен оставаться под его контролем. Они преуспели слишком хорошо. Инокентий Гизель, архимандрит Киево-Печерского монастыря и одна из ведущих фигур кампании «уговорить царя», хотел сохранить Киев под царской властью, сохранив при этом независимость Киевской митрополии.Все сложилось иначе. В 1670-х годах царь сохранил контроль над городом, но в следующем десятилетии московским чиновникам и их сторонникам на Украине удалось передать Киевскую митрополию из юрисдикции Константинополя в юрисдикцию Москвы. Перенос произошел в 1685 году, и киевское духовенство получило покровительство царя ценой своей независимости.

Битвы за судьбу Киева породили один из самых влиятельных текстов досовременной Российской Империи, первый печатный «учебник» истории Руси, изданный в Пещерном монастыре под руководством Гизель.Книга имела длинное барочное название: Сводка, или Краткий сборник различных летописей о происхождении славяно-русского народа и первых князьях Божественно охраняемого города Киева и житии святого благочестивого великого князя Киевского. и Вся Русь, Первый Самодержец, Владимир. Он появился в 1674 году, когда Киев готовился к нападению османов, а поляки требовали его обратно у Московии. В Синопсисе Киев фигурировал как первая столица московских царей и родина московского православия — город, который просто нельзя было бросить неверным или католикам.Ссылки на славяно-русскую нацию, которая, по мнению авторов Синопсиса, объединила Московию и казачье Гетманщину в один политический орган, дополнительно подтверждают этот аргумент. Это было основой мифа о киевском происхождении своего народа, который до сих пор принимается большинством россиян. Однако в XVII веке московские элиты еще не думали о национальной принадлежности. Строители Российской империи в полной мере оценили бы новаторство киевских монахов, которые относились к жителям Московии и Украины как к единой нации только в XIX веке.

Кризис, вызванный разделом Украины между Московией и Польшей, заставил не только киевское духовенство, но и казачий офицерский слой придумать новую модель идентичности. Казачьей элите больше не приходилось полагаться на духовенство в этом отношении: Киевское училище значило среди своих выпускников не только священников и епископов, но и казачьих офицеров, в том числе ряда гетманов. Если духовенство не могло представить свою родину без православного царя, то казачьи офицеры в царе не нуждались.Они дали клятву верности общему казачьему «отечеству», охватывающему оба берега Днепра.

До 1663 года, когда произошел первый фактический раздел Украины, казацкие офицеры использовали термин «отечество» для обозначения либо всей Речи Посполитой, либо Царства Польского. Во время Гадячской унии (1658 г.) их заманили обратно в сюзеренитет польского короля призывами вернуться на свою польскую родину. Но после раздела все изменилось. Сначала один гетман, затем другой начали рассуждать в своих циркулярных письмах или универсалиях за единство своего украинского отечества — Гетманщины по обе стороны реки.После Андрусовского перемирия все они, включая Петра Дорошенко и Юрия Хмельницкого, называли интересы украинского отечества своим высшим объектом лояльности, отменяя любые другие пристрастия или обязательства. Казацкое отечество было чем-то большим, чем Запорожское войско — гораздо более традиционным объектом казачьей лояльности. В него входило не только Казачье войско, но и территория и жители Гетманщины. Они называли это отечество Украиной. После 1667 года казаки стали называть его Украиной по обе стороны Днепра.

Последним казацким гетманом, пытавшимся объединить левое и правое берега под своей властью, был Иван Мазепа (1639–1709). На банкнотах независимой Украины изображены только двое из всех украинских гетманов. Первый — Богдан Хмельницкий, изображение которого присутствует на пяти гривневой купюре, а второй — Иван Мазепа, изображенный на 10-гривневой купюре. Мазепа, возможно, более известен за пределами Украины, особенно на Западе, чем Хмельницкий: Вольтер, лорд Байрон, Александр Пушкин и Виктор Гюго писали о жизни и подвигах Мазепы.Он стал фигурировать в европейских операх и театральных постановках в Северной Америке, получив литературную и культурную известность как правитель и любовник под французским написанием своего имени — Мазепа. Во время гетманства Мазепы понятия отечества, Украины и Малороссии снова стали предметом спора. Результатом правления Мазепы стало формирование нового типа малороссийской идентичности.

Мазепа правил Гетманщиной дольше, чем любой из его предшественников, более двух десятилетий (1687–1709) и умер естественной смертью.Это было само по себе достижением. Двое из его предшественников были убиты или казнены. Два гетмана, правившие непосредственно перед Мазепой, были обвинены в «измене», арестованы московскими воеводами и отправлены в Сибирь. Члены их семей также подвергались преследованиям. Чтобы потерять гетманскую должность, личную свободу или саму жизнь, не нужно было вступать в заговор против царя или пытаться присоединиться к полякам, османам или шведам. Этого было достаточно, чтобы впасть в немилость московских придворных.

Жизненная траектория Мазепы отражала общую судьбу казачества последних десятилетий XVII века.Уроженец Левобережной Украины, будущий гетман происходил из дворянской православной семьи. Получив образование в Киево-Могилянском училище и иезуитской школе в Варшаве, он изучал артиллерийское искусство в Западной Европе. Вернувшись, молодой Мазепа начал свою дипломатическую и военную карьеру при дворе польского короля. Позже он присоединился к гетману Петру Дорошенко, но запорожские казаки в союзе с Московией захватили его. Согласно истории, впервые рассказанной западноевропейским читателям Вольтером, а затем повторенной другими, Мазепа оказался с запорожцами в результате романа, который стал катастрофическим.Он якобы стал любовником молодой жены известного польского чиновника, который, узнав об этом, приказал раздеть Мазепу догола и привязать его к лошади, которую выпустили в дикие степи. Согласно этой истории, запорожские казаки нашли Мазепу полумертвым и вылечили его. Как бы то ни было, запорожцы, безусловно, дали толчок карьере Мазепы в казаках. Свой улов они отправили гетману Ивану Самойловичу, который привлек к себе на службу высокообразованного и разъездного офицера.

Мазепа был частью большой группы казачьих знати, рядовых казаков, горожан и крестьян, которые мигрировали с Правобережья на контролируемый Россией Левобережье Украины в последние десятилетия семнадцатого века. Политическая стабильность региона в сочетании с относительно широкой автономией, предоставленной Гетманщине царей, способствовали возрождению экономики и культурной жизни, центром которой, как и во времена Петра Могилы, был Киев, митрополичий престол, Пещерный монастырь. , и Киевское училище.Приняв гетманство, Мазепа сделал все возможное, чтобы способствовать продолжающемуся экономическому возрождению Гетманщины и процветанию ее религиозной и культурной жизни.

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные

Полтавская битва — Блог Bellew

Вчера вечером нас около двадцати сели на поезд до Полтавы. Я не слышал о таком месте, которое раскрывает мое невежество. Я тоже не слышал об опере Чайковского Мазепа ; есть связь.

В среду вечером в оперном театре Киева шла Мадам Баттерфляй , и несколько наблюдателей пошли. Мазепа — это отдельная история.

«Мазепа » — кровожадный рассказ о безумной любви, похищениях, политических преследованиях, казнях и мстительных убийствах. Действие происходит в Украине в начале 18 века. Главные герои — исторические личности Иван Степанович Мазепа (ок. 1640–1709), гетман украинского казачества и Василий Леонтьевич Кочубей (ок.1640–1708), очень зажиточного украинского дворянина и государственного деятеля ». (Википедия)

В начале III действия есть оркестровая интерлюдия, описывающая Полтавскую битву (1709 г.), в которой Петр Великий победил Карла XII Швеции. Карла значительно меньше численности, но он заручился поддержкой казаков во главе с Мазепой. Эта решающая битва знаменует конец экспансионистских амбиций Швеции, а также обрекает Украину на подчинение России почти на 300 лет.

Где Чайковский придумал эту оперу, которую обязательно стоит поставить в Уэксфорде? Все пути ведут к Пушкину, а именно к его повествовательной поэме Полтава .Поскольку это повествовательное стихотворение, его слишком много для цитирования здесь, поэтому, как часто говорят лекторы и армейские офицеры, делайте это в удобное для вас время.

Главный совет читателям, планирующим поездку в Полтаву; остановиться в Палаццо Полтава. Поскольку карты выпадают, я неохотно должен упаковать чемодан сегодня утром и отправиться в свою Зону наблюдения. Я вернусь в Палаццо в понедельник на одну ночь ..

Что означает полтава — Определение полтавы

Примеры использования слова «poltava».

Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года в селе Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, на Украине, также известной как Малороссия.

Никита, который каждые две недели ходил на рынок Полтава и отпускал такие шутки, что хорошие люди держались от смеха.

Он умер в декабре 1921 года в Полтаве , которая в течение последних нескольких лет его жизни неоднократно бралась и отбивалась различными сторонами гражданской войны.

Как только нас установили, мы с еще одним бронепоездом отправились в Харол, в 100 км к западу от Полтава , где потренировались в стрельбе, чтобы ознакомиться с нашими новыми орудиями.

Харьков отбит, застрял в грязи под Полтавой , в ста пятидесяти километрах.

Имя славного гетмана, едва не уничтожившего Петра Великого в битве под Полтавой , блестело золотыми буквами на небесно-голубом шелковом штандарте.

С тех пор, как это было подписано, я видел, что русские даже пытаются отобрать ваши аэродромы, которые расположены по адресу , Полтава, и в других местах за их линией.

За степями, которые охватывают все южное побережье России, от Азофского моря до Дуная, далеко вглубь материка простирается плодородная область, охватывающая все или часть Правительств Подолии, Полтава , Харьков, Киев, Вороней , Донские казаки и др.

Таким образом, Одесса была превращена в торговую область к западу от последней названной реки, потеряв область Полтавскую , Харьковскую, Курскую, Орловскую, Екатеринославскую и др.

Отец управлял имением богатого помещика Полтава и жил отдельно от семьи.

Мазепа Чайковского в Концертгебау — захватывающая и захватывающая сказка

Странное совпадение, что, когда трения между Украиной и Россией становятся заголовками новостей, оперный сериал НТР Затердаг «Утренник» открывает свой новый сезон постановкой Чайковского Мазепа .Либретто оперы Чайковского основано на эпической поэме Пушкина, вдохновленной Полтавской битвой (1709 г.), во время которой войска царя Петра разгромили армию украинских повстанцев и их шведских союзников.

Мазепа — кровожадная сказка о политическом преследовании, пытках, убийствах, войнах и безумии. Украинский гетман Мазепа навещает Кочубея, богатого казачьего вождя, и просит у него руки своей маленькой дочери Марии. Когда старик отказывается, он напрасно угрожает ему.Мария, увлеченная Мазепой намного старше его, в конце концов следует за ним, бросив и свою семью, и Андрея, своего друга детства и жениха. Мстительный Кочубей раскрывает царю Мазепе планы по освобождению Украины с помощью шведов. Однако царь не верит ему и передает его Мазепе. Кочубея пытают и обезглавливают, когда Мария и ее мать Любовь прибывают, чтобы умолять его сохранить жизнь. Под Полтавой царь разгромил шведские войска и войска Мазепы.Мазепе удается сбежать, убив Андрея. Горе доводит Марию до безумия.

Музыка соответствует сюжету с точки зрения драматизма. Есть много ярких и ярких захватывающих моментов, особенно в начале третьего акта, в котором изображена Полтавская битва с атакующей кавалерией и стрельбой из пушек. Но есть и меланхоличный лиризм в диалоге Мазепы и Марии, а также экзотический местный колорит в некоторых хорах, вдохновленных традиционными украинскими народными песнями.В Концертгебау в прошлую субботу российский дирижер Александр Ведерников пригласил публику в это музыкальное путешествие по американским горкам с правильным балансом удовольствия и чувствительности. Он черпал богатые и красивые цвета из Radio Filharmonisch Orkest, и их выступление, а также выступление Groot Omroepkoor всегда было не менее захватывающим.

Состав солистов, сплошь славянский коллектив, отличный. В чем состоят симпатии Чайковского, сомнений нет: гетман Мазепа изображается как безжалостный и демонический персонаж.Мрачный звук грузинского баритона Ладо Атанели идеально подошел на роль. Его прекрасно спетое ариозо во втором действии «О, Мария, Мария!» — единственный момент, когда у гетмана появляется сердце. Украинский бас Виталий Ковалёв был благородным и импозантным Кочубеем, самым душераздирающим на сцене подземелий. Милую и трогательную Марию изобразила солистка Мариинского театра Гелена Гаскарова. Ее сопрано, яркое с богатым средним диапазоном и, возможно, просто намеком на пронзительность на самом верху при пении forte, , звучало идеально для роли молодой девушки.Русский тенор Всеволд Гривнов был горячим и обаятельным Андреем. Мощное меццо-сопрано Екатерины Семенчук стало одним из эмоциональных моментов всего спектакля в сцене, в которой Любовь призывает дочь вмешаться и спасти жизнь Кочубею.

Учитывая огромную популярность Евгений Онегин, странно, что Мазепа до сих пор так редко можно услышать за пределами России. Я находил его музыку всегда чрезвычайно увлекательной и часто такой же захватывающей, как самая популярная опера Чайковского.Конечно, сейчас нет недостатка в русскоязычных певцах, которые могли бы выступить на международной арене. Выступление во второй половине дня в прошлую субботу заметно покорило публику, которая откликнулась громкими аплодисментами и аплодисментами при открытии занавеса. Никогда с 1990-х годов, когда Гергиев и его войска из Мариинского театра были постоянными гостями в Концертгебау, я не слышал такого энтузиазма в амстердамской публике по поводу произведений русского репертуара.

**** 1

Изображение преславной баталии… | Библиотека Конгресса

Библиотека Конгресса не владеет правами на материалы в своих коллекциях. Таким образом, он не лицензирует и не взимает плату за разрешение на использование таких материалов и не может предоставить или отказать в разрешении на публикацию или иное распространение материала.

В конечном счете, исследователь обязан оценить авторские права или другие ограничения на использование и получить разрешение от третьих лиц, когда это необходимо, перед публикацией или иным распространением материалов, найденных в фондах Библиотеки.

Для получения информации о воспроизведении, публикации и цитировании материалов из этой коллекции, а также о доступе к исходным материалам см .: Коллекция Fine Print — Информация о правах и ограничениях

  • Консультации по правам человека : Нет известных ограничений на публикацию.
  • Номер репродукции : LC-USZ62-89519 (ч / б пленка, копия нег.)
  • Телефонный номер : FP — XVIII — L318, вып. 2 (размер D) [P&P]
  • Консультации по доступу : —

Получение копий

Если изображение отображается, вы можете скачать его самостоятельно. (Некоторые изображения отображаются только в виде эскизов вне Библиотеке Конгресса США из-за соображений прав человека, но у вас есть доступ к изображениям большего размера на сайт.)

Кроме того, вы можете приобрести копии различных типов через Услуги копирования Библиотеки Конгресса.

  1. Если отображается цифровое изображение: Качество цифрового изображения частично зависит от того, был ли он сделан из оригинала или промежуточного звена, такого как негатив или прозрачность. Если вышеприведенное поле «Номер воспроизведения» включает номер воспроизведения, который начинается с LC-DIG…, то есть цифровое изображение, сделанное прямо с оригинала и имеет достаточное разрешение для большинства публикационных целей.
  2. Если есть информация, указанная в поле «Номер репродукции» выше: Вы можете использовать номер репродукции, чтобы купить копию в Duplication Services. Это будет составлен из источника, указанного в скобках после номера.

    Если указаны только черно-белые («черно-белые») источники, и вы хотите, чтобы копия показывала цвет или оттенок (если они есть на оригинале), вы обычно можете приобрести качественную копию оригинал в цвете, указав номер телефона, указанный выше, и включив каталог запись («Об этом элементе») с вашим запросом.

  3. Если в поле «Номер репродукции» выше нет информации: Как правило, вы можете приобрести качественную копию через Службу тиражирования. Укажите номер телефона перечисленных выше, и включите запись каталога («Об этом элементе») в свой запрос.

Прайс-листы, контактная информация и формы заказа доступны на Веб-сайт службы дублирования.

Доступ к оригиналам

Выполните следующие действия, чтобы определить, нужно ли вам заполнять квитанцию ​​о звонках в Распечатках. и Читальный зал фотографий для просмотра оригинала (ов). В некоторых случаях суррогат (замещающее изображение) доступны, часто в виде цифрового изображения, копии или микрофильма.

  1. Товар оцифрован? (Слева будет отображаться уменьшенное (маленькое) изображение.)

    • Да, товар оцифрован. Пожалуйста, используйте цифровое изображение вместо того, чтобы запрашивать оригинал. Все изображения могут быть смотреть в большом размере, когда вы находитесь в любом читальном зале Библиотеки Конгресса. В некоторых случаях доступны только эскизы (маленькие) изображения, когда вы находитесь за пределами библиотеки Конгресс, поскольку права на товар ограничены или права на него не оценивались. ограничения.
      В целях сохранности мы обычно не обслуживаем оригинальные товары, когда цифровое изображение доступен. Если у вас есть веская причина посмотреть оригинал, проконсультируйтесь со ссылкой библиотекарь. (Иногда оригинал слишком хрупкий, чтобы его можно было использовать. Например, стекло и пленочные фотографические негативы особенно подвержены повреждению. Их также легче увидеть в Интернете, где они представлены в виде положительных изображений.)
    • Нет, товар не оцифрован. Перейдите к # 2.
  2. Указывают ли указанные выше поля Консультативного совета по доступу или Номер вызова, что существует нецифровой суррогат, типа микрофильмов или копий?

    • Да, существует еще один суррогат. Справочный персонал может направить вас к этому суррогат.
    • Нет, другого суррогата не существует. Перейдите к # 3.
  3. Если вы не видите миниатюру изображения или ссылку на другого суррогата, заполните бланк звонка. Читальный зал эстампов и фотографий. Во многих случаях оригиналы могут быть доставлены в течение нескольких минут. Другие материалы требуют записи на более позднее в тот же день или в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *