Пта египетский бог: Птах Мифология Древнего Египта

Содержание

Птах — египетский бог-творец, изваявший мир

В Древнем Египте почти каждый крупный город имел своего покровителя. Культурный и религиозный центр страны, Мемфис, считал своим бога Птаха (Пта). Он был не просто главным божеством в том регионе. В мифах Птах описывается как великий создатель жизни, демиург. 

Интересно, что древние тексты сохранили описание “технологии” творения Вселенной, как представляли себе этот процесс египтяне. Помимо мира, Птах был прародителем многих богов, что играют в жизни людей важнейшие роли, а творческое начало бога позднее интерпретировалось в ремесло, которым он щедро делился с человечеством. Какие отличительные черты были у Птаха? Как он сотворил мир? Почему этого бога нередко сравнивают с Осирисом  или Атумом?

Птах – великий создатель жизни

Необычная внешность Птаха

Не сомневаюсь, что вы неоднократно видели египетских богов в не совсем человеческом облике. Изображения многих из них напоминают сочетание черт человека и какого-либо животного, некоторые божества имеют крылья, части тела хищных животных или птиц. Но всё это совершенно не касается Птаха. 

На своих изваяниях и фресках он показан в образе человека, поднявшегося во весь рост. Ещё одна необычная деталь облика бога – отсутствие короны. Вместо неё на его голове можно заметить своеобразную “шапочку”, напоминающую шлем синего цвета. 

Подобный головной убор иногда надевали фараоны во время сражений. Несмотря на это, Птаха нельзя назвать покровителем сражений и войн – он мирный бог-создатель.

Связь между Птахом и другими божествами можно увидеть уже по одним его изображениям. Его одеяние – погребальный наряд, что открывает лишь ступни ног и кисти рук. 

Кожа Птаха на многих фресках имеет зелёный оттенок, и это неслучайно. Подобный портрет бога напоминает Осириса или Сокара, покровителей плодородия. Все эти три бога воплощали силы земли, однако наиболее важной составляющей личности Птаха остаётся суть творца.

Как был создан мир?

В мифах о создании жизни египтяне нередко использовали красочные описания. Древние тексты о Птахе говорят, что бог с помощью силы мысли начал творить жизнь. Сначала появились вещи и их описания – божественные слова. 

Затем, умиротворившись, Птах создал города и святилища, куда поместил богов. Мысли творца обратились к сущности жизни, и тогда появилось движение. Приказы бога были согласованы с сердцем и выражены словом – именно такая “формула” стала основой творения Вселенной.

Как я заметила, Птах отличался от прочих божеств-творцов египтян невероятными способностями. Если другим требовалось использовать некие элементы (хотя бы хаос, первозданный океан или пустоты), то Птаху достаточно было лишь представить то, что необходимо получить. 

Интересна и трактовка его имени. Одна из версий перевода сравнивает имя бога со словом “Птх”, что означало “скульптор”. Такая аналогия мне кажется очень точной и правильной. Бог-творец не просто вдыхал жизнь в свои творения – предварительно он мысленно создавал каждое из них, так же, как скульптор обрабатывает кусок мрамора.

Таким египтяне представляли бога Птаха

Птах – бог без мифов

Самой поразительной деталью, что связана с этим богом, я назвала бы предания о нём. Как ни странно, но Птах крайне редко упоминается в мифах. И если в Мемфисе о нём много рассказывали, слагая легенды о творении мира, то на остальной территории Древнего Египта Птах казался весьма скромным божеством. 

Со временем культ его стал распространяться и приобретать большую популярность, но это никак не отразилось на легендах. Самый известный фрагмент с участием бога – история о поединке Сета и Гора. По всей видимости, Птах осознавал, что сражение божеств (а именно – бой зла и добра) будет длиться бесконечно, из-за чего на суде он отказался свидетельствовать в чью-либо пользу.

Культ Птаха и его храм в Египте

Но если с мифами о Птахе дела обстоят непросто, то о его родословной известно довольно много. В период расцвета египетской культуры, эпоху Нового царства, в Мемфисе было три главных божества, которым поклонялись местные жители. Птах был центральной фигурой. 

Его супругой считалась богиня Сехмет, воинственная и яростная властительница пустыни. А сыном бога был Нефертум, юный покровитель природы и всех растений. Помимо этого, одно из воплощений бога Птаха было воплощением Атума, солнечного божества. 

Как вы понимаете, родителей у Птаха не могло быть – ведь он являлся первозданным божеством. “Породивший сам себя”, – так говорится о нём в древних надписях на стенах мемфисских храмов. Интересно, что и сегодня можно увидеть святилище Птаха в Египте. 

Конечно, в наши дни от некогда величественного храма сохранились лишь руины. Расположен он неподалёку от селения Мит-Рахина. Известно, что в период правления Рамзеса II святилище было реконструировано. 

В облике руин меня более всего впечатлила огромная стена с надписями. Некогда она простиралась на 1500 метров. Даже в наше время несложно представить, каким роскошным было это святилище, что говорит о бескрайнем почитании бога.

Бог-творец неспроста стал покровителем ремёсел. Нередко Птаха сравнивают с греческим богом Гефестом, что поделился секретами кузнечного мастерства с людьми. Птах же открыл тайны строительства и создания скульптур, благодаря чему египтяне научились создавать впечатляющие памятники архитектуры и произведения искусства скульптуры.

Руины храма Птаха в Карнаке

Древние записи говорят о том, что Птах был невероятно красивым богом, но, к сожалению, по дошедшим до нас изображениям трудно судить об этом. Возможно, суть красоты бога раскрывается не столько во внешности, сколько в его силах, внутренней энергии творца. Несомненно, бог-создатель, вдохнувший жизнь в мир, был наделён самыми прекрасными качествами.

Птах – египетский бог-творец, изваявший мир | Мусагет — традиции, верования, обряды

Птах – египетский бог-творец, изваявший мир

В Древнем Египте почти каждый крупный город имел своего покровителя. Культурный и религиозный центр страны, Мемфис, считал своим бога Птаха (Пта). Он был не просто главным божеством в том регионе. В мифах Птах описывается как великий создатель жизни, демиург. 

Интересно, что древние тексты сохранили описание “технологии” творения Вселенной, как представляли себе этот процесс египтяне. Помимо мира, Птах был прародителем многих богов, что играют в жизни людей важнейшие роли, а творческое начало бога позднее интерпретировалось в ремесло, которым он щедро делился с человечеством. Какие отличительные черты были у Птаха? Как он сотворил мир? Почему этого бога нередко сравнивают с Осирисом  или Атумом?

Птах — великий создатель жизни

Необычная внешность Птаха

Не сомневаюсь, что вы неоднократно видели египетских богов в не совсем человеческом облике. Изображения многих из них напоминают сочетание черт человека и какого-либо животного, некоторые божества имеют крылья, части тела хищных животных или птиц. Но всё это совершенно не касается Птаха. 

На своих изваяниях и фресках он показан в образе человека, поднявшегося во весь рост. Ещё одна необычная деталь облика бога – отсутствие короны. Вместо неё на его голове можно заметить своеобразную “шапочку”, напоминающую шлем синего цвета. 

Подобный головной убор иногда надевали фараоны во время сражений. Несмотря на это, Птаха нельзя назвать покровителем сражений и войн – он мирный бог-создатель.

Связь между Птахом и другими божествами можно увидеть уже по одним его изображениям. Его одеяние – погребальный наряд, что открывает лишь ступни ног и кисти рук.  

Кожа Птаха на многих фресках имеет зелёный оттенок, и это неслучайно. Подобный портрет бога напоминает Осириса или Сокара, покровителей плодородия. Все эти три бога воплощали силы земли, однако наиболее важной составляющей личности Птаха остаётся суть творца.

Как был создан мир?

В мифах о создании жизни египтяне нередко использовали красочные описания. Древние тексты о Птахе говорят, что бог с помощью силы мысли начал творить жизнь. Сначала появились вещи и их описания – божественные слова. 

Затем, умиротворившись, Птах создал города и святилища, куда поместил богов. Мысли творца обратились к сущности жизни, и тогда появилось движение. Приказы бога были согласованы с сердцем и выражены словом – именно такая “формула” стала основой творения Вселенной.

Как я заметила, Птах отличался от прочих божеств-творцов египтян невероятными способностями. Если другим требовалось использовать некие элементы (хотя бы хаос, первозданный океан или пустоты), то Птаху достаточно было лишь представить то, что необходимо получить.  

Интересна и трактовка его имени. Одна из версий перевода сравнивает имя бога со словом “Птх”, что означало “скульптор”. Такая аналогия мне кажется очень точной и правильной. Бог-творец не просто вдыхал жизнь в свои творения – предварительно он мысленно создавал каждое из них, так же, как скульптор обрабатывает кусок мрамора.

Таким египтяне представляли бога Птаха

Птах – бог без мифов

Самой поразительной деталью, что связана с этим богом, я назвала бы предания о нём. Как ни странно, но Птах крайне редко упоминается в мифах. И если в Мемфисе о нём много рассказывали, слагая легенды о творении мира, то на остальной территории Древнего Египта Птах казался весьма скромным божеством. 

Со временем культ его стал распространяться и приобретать большую популярность, но это никак не отразилось на легендах. Самый известный фрагмент с участием бога – история о поединке Сета и Гора. По всей видимости, Птах осознавал, что сражение божеств (а именно – бой зла и добра) будет длиться бесконечно, из-за чего на суде он отказался свидетельствовать в чью-либо пользу.

Культ Птаха и его храм в Египте

Но если с мифами о Птахе дела обстоят непросто, то о его родословной известно довольно много. В период расцвета египетской культуры, эпоху Нового царства, в Мемфисе было три главных божества, которым поклонялись местные жители. Птах был центральной фигурой. 

Его супругой считалась богиня Сехмет, воинственная и яростная властительница пустыни. А сыном бога был Нефертум, юный покровитель природы и всех растений. Помимо этого, одно из воплощений бога Птаха сотворило Атума, солнечное божество. 

Как вы понимаете, родителей у Птаха не могло быть – ведь он являлся первозданным божеством. “Породивший сам себя”, – так говорится о нём в древних надписях на стенах мемфисских храмов. Интересно, что и сегодня можно увидеть святилище Птаха в Египте. 

Конечно, в наши дни от некогда величественного храма сохранились лишь руины. Расположен он неподалёку от селения Мит-Рахина. Известно, что в период правления Рамзеса II святилище было реконструировано.  

В облике руин меня более всего впечатлила огромная стена с надписями. Некогда она простиралась на 1500 метров. Даже в наше время несложно представить, каким роскошным было это святилище, что говорит о бескрайнем почитании бога.

Бог-творец неспроста стал покровителем ремёсел. Нередко Птаха сравнивают с греческим богом Гефестом, что поделился секретами кузнечного мастерства с людьми. Птах же открыл тайны строительства и создания скульптур, благодаря чему египтяне научились создавать впечатляющие памятники архитектуры и произведения искусства скульптуры.

Руины храма Птаха в Карнаке

Древние записи говорят о том, что Птах был невероятно красивым богом, но, к сожалению, по дошедшим до нас изображениям трудно судить об этом. Возможно, суть красоты бога раскрывается не столько во внешности, сколько в его силах, внутренней энергии творца. Несомненно, бог-создатель, вдохнувший жизнь в мир, был наделён самыми прекрасными качествами.

Ptah – Mythopedia

Египетский бог

Автор: Evan MeehanПоследнее обновление: 29 ноября 2022 г.

Птах в роли члена Мемфитской триады был женат на богине Сехмет и был отцом третьего члена триады, Нефертума.

  • Был ли Птах карликом?

    Птаха часто изображали гномом, возможно, из-за его ассоциации с опасными металлами, используемыми в ювелирном деле.

  • Какого цвета был Птах?

    Птаха часто изображали с синей или зеленой кожей, что ассоциировалось с плодородием и созиданием, что соответствовало богу-творцу.

  • СОДЕРЖАНИЕ

    • Обзор
    • Этимология
    • Атрибуты
    • Семейство
    • Мифология

    СПИСЕКА

    . сотворение вселенной. Часть Мемфисской Триады, Птах был мужем Сехмет и отцом Нефертума.

    Этимология

    Хотя точное происхождение имени Птаха остается неясным, из сохранившихся сведений можно извлечь несколько подсказок. Верховного жреца культа Птаха называли wer-kherep-hemu , или «Великий лидер ремесленников». Это название предполагает, что имя Птаха могло быть связано с египетским корнем, означающим «лепить». [1]

    Среди эпитетов Птаха:

    • Повелитель года

    • Мода Земли

    • Лорд Воскресения [2]

    • PTAH RES-INEB-EF / PTAH, который находится к югу от своей стены

    • Ptah KHRY-BAK-BAK-BAK-BAK-BAK-BAK-BAK-BAK-BAK-BAK-BAK-BAK-BAK-BAK-BAK-BAK-BAK-BAK

    • PTAH, который находится под своим деревом Moringa [3]

    • HE, который прекрасно из лица [4]

    • PTAH. божественный скульптор, Птах считался богом искусств, ремесел и творческого ума. [6]  Птах также покровительствовал скульпторам и мастерам по металлу.

      Отношения Птаха с ремесленником также укрепили его связь с гномами. [7]  Птах-Пайтакос был формой Птаха, изображенной в виде ахондропластического карлика. Эта связь между карликовостью и кузнечным делом (в частности, производством ювелирных изделий), вероятно, была результатом хронического воздействия тяжелых металлов, таких как мышьяк и свинец. Греческий бог-кузнец Гефест был таким же калекой и, по крайней мере, частично был адаптацией Птаха.

      Птах обычно изображался как синекожий бородатый мужчина в тюбетейке и со скипетром. [8]  В мифах, где бороды большинства богов были изогнуты, прямая борода Птаха была отклонением от нормы. [9]

      Семья

      Супругой/женой Птаха была Сехмет, богиня-воительница с головой льва. У двух богов был сын Нефертум. [10]

      Во времена Нового царства (1549-1069 гг. до н.э.) Птах и ​​Сехмет почитались как родители Имхотепа. Имхотеп, советник царя Джосера во времена 3-й династии (ок. 2686 г. до н. э.), был настолько почитаем, что со временем стал мифом. К позднему периоду (664–332 гг. до н. э.) Имхотеп стал полностью обожествленным, и ему поклонялись как полноправному богу. [11]

      Family Tree

      • Consorts
        Wife
        • Sekhmet
      • Children
        Sons
        • NEFERTUM
        • IMHOTEP

      Mythology

    Mythology

    Mythology

    . Хотя ему поклонялись, начиная с 1-й династии (ок. 3050 г. до н.э.), Птах изначально имел ограниченное значение за пределами столицы. [12]

    Политическое положение Мемфиса позволило Птаху подняться в египетском пантеоне. [13]  Значение Птаха со временем стало таким, что Мемфис стал известен как  Хикаптах  или «Дом ка [духа] Птаха». Храм, посвященный Птаху, стоял в центре города. [14]

    Политическая мощь Мемфиса породила теологию Мемфиса, а мифология Птаха послужила ретроактивным объяснением прихода Мемфиса к власти. [15]

    Миф о происхождении

    Хотя истинное происхождение Птаха остается неизвестным, некоторые источники предполагают, что изначально он появился как бог солнца. Альтернативные источники указывают, что он мог быть богом луны, в то время как другие предполагают, что он был богом солнца и богом луны. Несколько ученых предположили, что Птах имел совершенно другое происхождение. Согласно этой теории, Пта был разновидностью быка Аписа, которому издавна поклонялись в Мемфисе. [16]

    Птах, Дух Творения

    Птах получил статус «создателя вселенной» несколько косвенным образом. Хотя роль Атума как создателя вселенной была давно установлена, культ Птаха считал, что слова Птаха вдохновили Атума взяться за его задачу. [17]

    Божественный Мастер

    В результате неоднородности египетского пантеона существует множество богов-творцов и богинь. Говорят, что помимо вдохновения на создание космоса, Птах создал богов, людей, пищу, справедливость, труд и «все хорошие вещи». [118]

    Птах создавал богов из драгоценных металлов и драгоценных камней, а людей лепил из грязи и глины. [19]

    Роль Птаха в Стране Мертвых

    Хотя сам Птах не был богом мертвых, его часто ассоциировали с Осирисом и Сокарисом — божествами, тесно связанными с умершими. Связи Птаха с загробной жизнью можно увидеть в его типичных одеждах, которые напоминали обертки мумии.

    Хотя роль Птаха в преступном мире была довольно специфичной, она, несомненно, была важной. Птах был ответственен за использование своего железного ножа, чтобы открыть рты недавно умершим. Это действие позволило мертвым восстановить свои чувства и в полной мере испытать загробную жизнь. [20]

    References

    Notes

    1. Wilkinson, 124.

    2. Armour, 100.

    3. Wilkinson, 124.

    4. Pinch, 181.

    5. Уилкинсон, 123.

    6. Шоу, 25.

    7. Пинч, 181; Курт Атерман, «От младенца Гора до хромающего Гефеста: шумная игра в истории», Аннотация. Американский журнал медицинской генетики  83, вып. 1 (1999): стр. 53-63, https://doi.org/10.1002/(sici)1096-8628(199

      )83:13.0.co;2-k.

    8. Броня, 99.

    9. Шоу, 25.

    10. Шоу, 25; Броня, 98.

    11. Зажим, 148, 149, 181; Броня, 106; Шоу, 10, 146.

    12. Уилкинсон, 123; Шоу, 10.

    13. Шоу, 25.

    14. Броня, 96.

    15. Броня, 96-97.

    16. Броня, 98.

    17. Броня, 98-99.

    18. Броня, 99; Шоу, 155.

    19. Шоу, 155.

    20. Броня, 100.

    Цитата

    Михан, Эван. «Птах». Mythopedia , 29 ноября 2022 г. https://mythopedia.com/topics/ptah.

    Михан, Эван. «Птах». Mythopedia , 29 ноября 2022 г. https://mythopedia.com/topics/ptah. По состоянию на 16 февраля 2023 г.

    Михан, Э. (2022, 29 ноября). Птах . Мифопедия. https://mythopedia.com/topics/ptah

    Авторы

    Птах: Египетский бог ремесел и творчества

    Боги Древнего Египта исчисляются сотнями. Родившееся из отдельных регионов — от дельты Нила до Нубийских гор, от Западной пустыни до берегов Красного моря — это облачение богов было собрано в единую мифологию, так же как регионы, породившие их, объединились в единую нацию. .

    Самые знакомые знаковые — Анубис, Осирис, Сет. Но среди них есть и древнеегипетские боги, менее известные, но не менее важные с точки зрения их роли в жизни египтян. И одним из таких египетских богов является Птах — имя, которое мало кто из современных людей узнает, но которое яркой нитью проходит через всю египетскую историю.

    Содержание

    Кем был Птах?

    Птах был творцом, существом, существовавшим до всего и породившим все остальное. Фактически, один из его многочисленных титулов — Птах, Родитель Первого Начала.

    Ему приписывают создание мира, людей и его собратьев-богов. Согласно мифу, Птах создал все это своим сердцем (которое в Древнем Египте считалось местом разума и мысли) и языком. Он представил себе мир, а затем произнес его в жизнь.

    Птах Строитель

    Будучи богом творения, Птах также покровительствовал ремесленникам и строителям, а его верховные жрецы, называемые Величайшими Руководителями Ремесла, играли решающую политическую и практическую роль в обществе, а также религиозную. К нему призывали мастера в Египте на протяжении тысячелетий, и его изображения были найдены в многочисленных древних мастерских.

    Эта роль строителя, ремесленника и архитектора явно дала Птаху ключевую роль в обществе, столь известном своим инженерным делом и строительством. И именно эта роль, возможно, даже больше, чем его статус творца мира, придавала ему такую ​​непреходящую привлекательность в Древнем Египте.

    Сила Трех

    В древнеегипетской религии было принято объединять божеств в триады или группы по три человека. Триада Осириса, Исиды и Гора, пожалуй, самый известный пример этого. Другими примерами являются элефантинская триада Кхенму (бог гончаров с головой барана), Анукет (богиня Нила) и Сатит (богиня южной границы Египта, связанная с разливом Нила).

    Птах также входил в одну из таких триад. К Птаху в так называемой Мемфисской триаде присоединились его жена Сехмет, богиня разрушения и исцеления с головой льва, и их сын Нефертем, бог ароматов, называемый Тот, Кто Прекрасен.

    Хронология Птаха

    Учитывая огромную широту египетской истории — потрясающие три тысячелетия от раннего династического периода до позднего периода, закончившегося примерно в 30 г. до н. Боги взяли на себя новые роли, объединились с подобными богами из других областей, поскольку в значительной степени независимые города и регионы объединились в единую нацию и были адаптированы к социальным изменениям, вызванным прогрессом, культурными сдвигами и иммиграцией.

    Птах, как один из древнейших богов Египта, явно не был исключением. В Старом, Среднем и Новом царствах его изображали по-разному и видели в разных аспектах, становясь одним из самых выдающихся богов в египетской мифологии.

    Местный бог

    История Птаха неразрывно связана с историей Мемфиса. Он был главным местным богом города, в отличие от различных богов, которые выступали в качестве покровителей различных греческих городов, таких как Арес для Спарты, Посейдон для Коринфа и Афина для Афин.

    Канонически город был основан в начале Первой династии легендарным королем Менесом после того, как он объединил Верхнее и Нижнее царства в единую нацию, но влияние Птаха предшествовало этому. Есть свидетельства того, что поклонение Птаху в той или иной форме существовало еще в 6000 г. до н.э. в районе, который тысячелетия спустя станет Мемфисом.

    Но в конечном итоге Птах распространится далеко за пределы Мемфиса. По мере того, как Египет развивался через свои династии, Птах и ​​его место в египетской религии менялись, превращая его из местного бога в нечто гораздо большее.

    Распространение среди нации

    Будучи политическим центром недавно объединенного Египта, Мемфис обладал огромным культурным влиянием. Таким образом, почитаемый местный бог города становился все более заметным в стране в целом с самого начала Древнего Царства.

    С новообретенным значением города он стал частым местом назначения как торговцев, так и тех, кто ездит туда и обратно по государственным делам. Эти взаимодействия привели к разного рода культурному перекрестному опылению между ранее отдельными территориями королевства, включая распространение культа Птаха.

    Конечно, Птах распространился не только благодаря этому пассивному процессу, но и благодаря своей важности для правителей Египта. Верховный жрец Птаха работал рука об руку с визирем фараона, выступая в качестве главных архитекторов и мастеров нации и предоставляя более практичный путь для распространения влияния Птаха.

    Возвышение Птаха

    По мере того, как Древнее Королевство продолжало свой золотой век в 4-й -й Династии, фараоны наблюдали за взрывом гражданского строительства и величественных памятников, включая Великие пирамиды и Сфинкса, а также королевские гробницы в Саккаре. . С таким строительством и проектированием в стране можно легко представить растущее значение Птаха и его священников в этот период.

    Подобно Старому Королевству, культ Птаха в это время достиг своего расцвета. Соразмерно господству бога, в Мемфисе был построен его великий храм — Хаут-ка-Птах , или Дом Души Птаха.

    Это грандиозное здание было одним из самых крупных и значимых сооружений города, занимая собственный район недалеко от центра. К сожалению, он не сохранился до наших дней, а археология только начала заполнять общие черты того, что, должно быть, было впечатляющим религиозным комплексом.

    Помимо того, что он был ремесленником, Пта также считался мудрым и справедливым судьей, о чем свидетельствуют его эпитеты Мастер Правосудия и Повелитель Истины . Он также занимал центральное место в общественной жизни, считался наблюдателем за всеми публичными праздниками, в первую очередь за Heb-Sed , который отмечал 30 -й год царского правления (и каждые три года после этого) и был одним из Старейшие фестивали страны.

    Ранние изменения

    Во времена Древнего Царства Птах уже развивался. Он стал тесно связан с Сокаром, мемфитским погребальным богом, который служил правителем входа в подземный мир, и эти двое привели к объединенному богу Птаху-Сокару. Эта пара имела определенный смысл. Сокар, обычно изображаемый в виде человека с головой сокола, начинал как бог земледелия, но, как и Птах, также считался богом ремесленников.

    А еще у Птаха были свои погребальные звенья – он был, согласно мифу, создателем древнего ритуала «Открывание рта», в котором с помощью специального инструмента тело готовилось к еде и питью в загробной жизни путем вскрытия челюсти. Эта связь подтверждается в египетской Книге Мертвых, которая в главе 23 содержит версию ритуала, в которой отмечается, что «мой рот освобождается Птахом».

    Пта также был связан во времена Древнего Царства с более древним богом земли Мемфиса, Та Тененом. Как еще один древний бог творения, происходящий из Мемфиса, он был естественным образом связан с Птахом, и Та Тенен в конечном итоге был поглощен Птах-Та Тененом.

    Переход в Среднее царство

    К концу 6-й -й династии растущая децентрализация власти, возможно, в сочетании с борьбой за престолонаследие после потрясающе долгоживущего Пепи II, привели к упадку Старого Королевства. Историческая засуха, поразившая около 2200 г. до н.э., оказалась слишком тяжелой для ослабленной нации, и Старое Царство погрузилось в десятилетия хаоса в Первый промежуточный период.

    В течение полутора столетий темные века Египта погрузили нацию в хаос. Мемфис по-прежнему оставался резиденцией линии неэффективных правителей, включавшей 7-й по 10-й -й династий, но они — а также искусство и культура Мемфиса — сохранили мало влияния за стенами города.

    Нация снова разделилась на Верхний и Нижний Египет, с новыми царями, восставшими в Фивах и Гераклеополе, соответственно. В конечном итоге фиванцы одержали победу и снова объединили страну в то, что впоследствии стало Срединным царством, изменив характер не только нации, но и ее богов.

    Восстание Амона

    Как в Мемфисе был Птах, так и в Фивах был Амон. Он был их главным богом, богом-создателем, связанным с жизнью, подобным Птаху, и, как и его мемфитский коллега, он сам был несотворенным, изначальным существом, существовавшим до всего сущего.

    Как и в случае со своим предшественником, Амон извлек выгоду из прозелитического эффекта того, что он был богом столицы страны. Он распространится по всему Египту и займет положение, которое Птах занимал во времена Древнего Царства. Где-то между его восхождением и началом Нового Царства он будет объединен с богом солнца Ра, чтобы стать верховным божеством по имени Амон-Ра.

    Дальнейшие изменения Ptah

    Это не значит, что Ptah исчез за это время. Ему все еще поклонялись в Среднем царстве как богу-творцу, и различные артефакты и надписи, датируемые тем временем, свидетельствуют о непреходящем почитании бога. И, конечно же, его значение для ремесленников всех мастей не уменьшилось.

    Но он также продолжал видеть новые воплощения. Более ранняя ассоциация Птаха с Сокаром привела к тому, что он был связан с другим погребальным богом, Осирисом, а в Среднем царстве они были объединены в Птаха-Сокара-Осириса, который в будущем станет постоянным персонажем в погребальных надписях.

    Переход в Новое Царство

    Время Среднего Царства на солнце было коротким — чуть менее 300 лет. Нация стремительно росла к концу этого периода, по настоянию Аменемхета III, который пригласил иностранных поселенцев внести свой вклад в рост и развитие Египта.

    Но королевство переросло собственное производство и начало рушиться под собственной тяжестью. Еще одна засуха еще больше подорвала страну, которая снова погрузилась в хаос, пока в конечном итоге не перешла к тем самым приглашенным поселенцам — гиксосам.

    В течение столетия после падения династии 14 th гиксосы правили Египтом из новой столицы Авариса, расположенной в дельте Нила. Затем египтяне (во главе с Фивами) сплотились и в конечном итоге изгнали их из Египта, положив конец второму промежуточному периоду и введя народ в Новое Царство с началом династии 18 .

    Птах В Новом Королевстве

    В Новом Королевстве зародилась так называемая Мемфисская теология, которая снова возвысила Птаха до роли создателя. Теперь он стал ассоциироваться с Нун, или изначальным хаосом, из которого произошел Амон-Ра.

    Как указано в камне Шабака, реликвии 25-й -й династии, Птах создал Ра (Атума) своей речью. Таким образом, Птах рассматривался как создатель верховного божества Амона-Ра по божественному приказу, вновь занявший свое положение изначального бога.

    В эту эпоху Птах все чаще отождествляли с Амоном-Ра, о чем свидетельствует набор стихов времен правления Рамзеса II в 19-й -й Династии, названный Лейденскими гимнами . В них Ра, Амон и Птах трактуются по существу как взаимозаменяемые имена одной божественной сущности, где Амон — имя, Ра — лицо, а Птах — тело. Учитывая сходство трех богов, это смешение имеет смысл, хотя другие источники того времени, кажется, все еще рассматривают их как отдельные, хотя бы технически.

    Таким образом, Птах, в некотором смысле, вернул себе известность, которой он пользовался в Старом Королевстве, и теперь в еще большем масштабе. По мере развития Нового Царства Амон в его трех частях (Ра, Амон, Птах) все чаще рассматривался как «бог» Египта, а его первосвященники достигли уровня власти, соперничающего с властью фараонов.

    В сумерках Египта

    Когда Новое царство перешло в Третий промежуточный период с концом Двадцатой династии, Фивы стали доминирующей силой в стране. Фараон продолжал править из Таниса, в Дельте, но жречество Амона контролировало больше земли и ресурсов.

    Интересно, что это политическое разделение не отражало религиозное. Даже когда Амон (по крайней мере, смутно все еще связанный с Птахом) подпитывал могущество Фив, фараон все еще был коронован в храме Птаха, и даже когда Египет угас в эпоху Птолемея, Птах выстоял, поскольку его первосвященники продолжали тесные отношения с царской властью. суд.

    Изображения Птаха

    Боги в Древнем Египте часто представлялись в различных формах, особенно когда они поглощали или ассоциировались с другими богами или божественными аспектами с течением времени. И для бога с длинной родословной Птаха неудивительно, что мы находим его изображенным разными способами.

    Чаще всего его изображают как человека с зеленой кожей (символ жизни и возрождения), с туго заплетенной божественной бородой. Обычно он носит плотный саван и держит скипетр, на котором изображены три основных религиозных символа Древнего Египта — Анх , или ключ жизни; столб Джед , символ стабильности, часто встречающийся в иероглифах; и скипетр Was , символ власти и господства над хаосом.

    Интересно, что Птаха постоянно изображают с прямой бородой, в то время как другие боги носили загнутую бороду. Это может быть, как и его зеленая кожа, связано с его связью с жизнью, поскольку фараоны изображались с прямыми бородами при жизни и изогнутыми (показывающими связь с Осирисом) после их смерти.

    Птах попеременно изображался в виде голого гнома. Это не так удивительно, как кажется, поскольку в Древнем Египте гномы пользовались большим уважением и считались получателями небесного дара. Бес, бог деторождения и юмора, также обычно изображался в виде карлика. И гномы часто ассоциировались с ремеслами в Египте и, кажется, имели огромное представительство в этих профессиях.

    Амулеты и статуэтки карлика были широко распространены среди египтян, а также финикийцев во время Позднего царства, и они, кажется, связаны с Птахом. Геродот, в The Histories называет эти фигуры связанными с греческим богом Гефестом и называет их pataikoi , имя, которое вполне может происходить от Птаха. То, что эти фигурки часто находили в египетских мастерских, только укрепляет их связь с покровителем ремесленников.

    Другие его воплощения

    Другие изображения Птаха возникли в результате его синкретизма или смешения с другими богами. Например, когда он был объединен с другим божеством Мемфиса, Та Тененом, во времена Древнего Царства, этот объединенный аспект изображался увенчанным солнечным диском и парой длинных перьев.

    И там, где он позже был связан с погребальными богами Осирисом и Сокаром, он принял аспекты этих богов. Фигуры Птаха-Сокара-Осириса часто изображали его в виде мумифицированного человека, обычно сопровождаемого фигурой ястреба, и были обычным погребальным аксессуаром в Новом царстве.

    Он также был связан с быком Аписом, священным быком, которому поклонялись в районе Мемфиса. Однако степень этой ассоциации — считалась ли она когда-либо истинным аспектом Птаха или просто отдельной сущностью, связанной с ним, — под вопросом.

    И его титулы

    С такой же длинной и разнообразной историей, как и у Птаха, неудивительно, что он накопил несколько титулов на своем пути. Это отражение не только его выдающегося положения в египетской жизни, но и различных ролей, которые он играл в истории страны.

    В дополнение к уже упомянутым — Родителю Первого Начала, Владыке Истины и Мастеру Справедливости, Птах был также Церемониймейстером за свою роль в таких праздниках, как Евр-Сед , или Праздник Сед. Он также получил титул «Бог, сотворивший Себя Богом», что еще больше указывало на его статус изначального творца.

    Статуэтка 26-й династии -й (Третий промежуточный период) также называет его Повелителем Нижнего Египта, Мастером-ремесленником и Повелителем Неба (вероятно, реликвия его связи с богом неба Амоном).

    Поскольку Птах считался заступником перед людьми, он получил титул Птах, слушающий молитвы. К нему также обращались с более неясными эпитетами, такими как Птах Двойное Существо и Птах Прекрасное Лицо (титул, похожий на титул бога Мемфиса Нефертема).

    Наследие Птаха

    Как уже упоминалось, фигурки Птаха в его облике карлика носили как финикийцы, так и египтяне. И это только один пример того, как размер, сила и долговечность культа Птаха позволили богу выйти за пределы самого Египта в более широкий древний мир.

    В частности, с подъемом Нового Царства и беспрецедентным распространением Египта божества, подобные Птаху, все больше проявляли себя в соседних землях. Геродот и другие греческие писатели упоминают Птаха, обычно отождествляя его со своим собственным богом-творцом Гефестом. Статуэтки Птаха были найдены в Карфагене, и есть свидетельства того, что его культ распространился по Средиземноморью.

    А мандеи, малоизвестное ответвление христианства в Месопотамии, включают в свою космологию ангела по имени Птахил, который в некоторых отношениях кажется похожим на Птаха и связан с творением. Хотя есть небольшой шанс, что это свидетельство импорта бога, более вероятно, что имя Птахил просто происходит от того же древнеегипетского корня (означающего «вырезать» или «долбить»), что и имя Птаха.

    Роль Птаха в создании Египта

    Но самое прочное наследие Птаха осталось в Египте, где зародился и процветал его культ. Хотя его родной город, Мемфис, не был столицей на протяжении всей истории Египта, он оставался важным образовательным и культурным центром и, как таковой, был заложен в ДНК нации.

    То, что жрецы Птаха также были мастерами практических навыков — архитекторами и ремесленниками, — позволило им внести свой вклад в буквальную структуру Египта так, как никакое другое жречество не могло.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *