Сколько было богов в египте: Боги Древнего Египта — урок. История, 5 класс.

Содержание

10 заблуждений о Древнем Египте, в которые стыдно верить образованным людям

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

1. Вошедшие в пирамиду учёные непременно умирают от проклятия

Посмертная маска Тутанхамона. Фото: Zsolt Andrasi / Flickr

Когда на днях в Египте обнаружили целый некрополь с 59 саркофагами, интернет заполнили комментарии вроде: «Не трогайте! Закопайте обратно!‎» Потому что в массовой культуре мумии ассоциируются со страшными проклятиями, убивающими всех потревоживших сон фараонов, болезнями и прочими карами прямо из подземного мира.

Такую репутацию египетские мумии получили после того, как 6 ноября 1922 года англичане, египтолог Говард Картер и коллекционер Джордж Карнарвон, после шестилетних поисков обнаружили гробницу Тутанхамона. После вскрытия мавзолея члены экспедиции — по разным подсчётам от 13 до 22 человек, в том числе и лорд Карнарвон — умерли один за другим. Газеты раструбили об этом на весь мир: проклятие фараона покарало наглецов, осквернивших его последнее пристанище!

Правда, если взглянуть на список умерших, то можно заметить, что многие из них были весьма преклонного возраста: средняя продолжительность их жизни составила 74,4 года. Причём Говард Картер, руководивший раскопками, умер последним, в 1939 году в возрасте 64 лет от лимфомы — ни таинственных укусов насекомыми, ни древних вирусов, ничего такого.

И да, проклятий на головы тех, кто посмеет потревожить мумии фараонов, египтяне не насылали. У них попросту не было самого понятия «‎проклятие».

В крайнем случае на стенах гробниц писали вещи в духе: «Пусть у любого правителя, который причинит зло или вред этому гробу, бог Хемен не принимает никаких даров, и пусть его потомки не унаследуют от него ничего‎». Или «Всех людей, что войдут в мою могилу, ждёт суд, и им будет положен конец. Я схвачу вора за шею, как птицу. Я вселю в него страх передо мной». Не сильно помогает от грабителей, правда?

2. «‎Книга мёртвых» — пособие по египетской некромантии

«‎Книга мёртвых», запираемая на ключ. Кадр из фильма «‎Мумия», 1999 г.

В отличие от зловещего подобия «‎Некрономикона», показанного в фильме «‎Мумия» (тот том настолько ужасен, что запирается на ключ), настоящая «‎Книга мёртвых» — это сборник погребальных песнопений и руководств по изготовлению мумий.

Также там указывается, как усопшему вести себя в мире мёртвых, чтобы боги Анубис, Осирис и Маат были к нему благосклонны, и как дойти до суда богов в целости и сохранности, избежав потусторонних опасностей. Поэтому этот сборник папирусов ещё именуется «Книга грядущего дня» или «Книга выхода в свет».

Ещё «‎Книга мёртвых» содержала нравственные наставления о том, как себя следует вести, чтобы боги были довольны. Так что это ещё и список моральных заповедей. А вот заклинаний для оживления мумий и насылания проклятий там, к сожалению, нет.

3. Мумифицировали только фараонов и знать

Канопы с внутренностями Несхон, жены Пинеджема II. Изготовлены из кальцита, с крашеными деревянными головками, около 990–969 гг. до н. э. Фото: Captmondo / The British Museum / Wikimedia Commons

Считается, что чести стать мумией, замурованной в саркофаге, удостаивались только египетские цари, максимум — их приближённые. Но это совсем не так.

В Древнем Египте считалось, что мумифицировать человека — значит обеспечить ему вечную жизнь на Полях Иалу (нечто вроде египетского рая), где он сможет пользоваться всем, что при погребении положили ему в гробницу. Именно поэтому у фараонов столько дорогого барахла рядом с саркофагами — хотели и там жить на широкую ногу.

Но мумифицировались не только цари и вельможи, а вообще все, кто хоть как‑то надеялся на перерождение. Разве что бедняки вместо строительства пирамиды и каменных саркофагов выбирали простые захоронения и деревянные ящики.

Мумия из Мемориальной картинной галереи в Рочестере, штат Нью‑Йорк. Фото: Liz Lawley / Flickr

Существовало три способа мумификации — их описал Геродот. Первый называется «‎самым совершенным» — он предназначался для солидных господ вроде фараонов. Все органы вынимали и складывали в специальные сосуды (канопы), мозг вытаскивали через нос крючками, а тело обрабатывали пальмовым вином, настоем из измельчённых ароматных трав и специй, включая мирру и кассию, и помещали в соль на 70 дней. Дорогое развлечение для богатеньких.

Второй способ подешевле, для среднего класса. Масло, полученное из кедрового дерева, вводилось шприцем в брюшную полость будущей мумии. Чтобы не протекло, использовали ректальную пробку. Органы вынимать не приходилось: масло приводило к их разжижению без постороннего вмешательства, а заодно и брюшную полость дезинфицировало. Когда тело назревало, пробку вынимали, и внутренности вытекали через задний проход. Дальше преставившегося также клали в соль на 70 дней.

И третий способ — бюджетный. В кишечник вводили специальный раствор, чтобы убить находящихся там бактерий и остановить разложение. И сразу отправляли тело в соль — дёшево и сердито.

Кроме того, Геродот упоминает, что сразу отдавать усопшего бальзамировщикам было не принято. Во избежание различных казусов.

Тела жён знат­ных людей отда­ют баль­за­ми­ро­вать не сра­зу после кон­чи­ны, точ­но так же как и тела кра­си­вых и вооб­ще ува­жа­е­мых жен­щин. Их пере­да­ют толь­ко через три или четы­ре дня. Так посту­па­ют для того, чтобы баль­за­ми­ров­щи­ки не сово­куп­ля­лись с ними.

Геродот

«‎История», 2:89

За компанию с умершим могли забальзамировать его любимую кошку, собаку, птичку или целого крокодила.

4. Типичные фараоны и жрецы — загорелые полуобнажённые атлеты

Жрец Имхотеп и супруга Тутанхамона Анксунамун. Вообще она жила где‑то на 1 300 лет позже Имхотепа. Кадр из фильма «‎Мумия», 1999 г.

Если вы посмотрите какой‑нибудь фильм о Древнем Египте, то заметите, какими изображаются фараоны и их вельможи в современной культуре. Все как на подбор: красивые, мускулистые и подтянутые молодые люди со смуглой кожей, лоснящейся от масла. И царицы им под стать — смуглые черноволосые и темноглазые красотки.

Но на самом деле египетские цари с приближёнными — во всяком случае, многие из них — не были столь уж привлекательными.

Диета фараонов в основном состояла из пива, вина, мяса, хлеба и мёда и была очень богата сахаром. Исследования мумий показывают, что многие египетские правители имели избыточный вес, страдали диабетом и вообще были не самыми здоровыми людьми. Однако ожирение служило поводом для гордости, а не стеснения.

Иногда высокопоставленных сановников Египта изображали со складками жира: это считалось признаком успеха, ведь такие люди могли много есть и не заниматься физическим трудом.

Тереза Мур

востоковед из Калифорнийского университета в Беркли

Принцесса Амонет с отцом‑фараоном. Кадр из фильма «‎Мумия», 2017 г.

Взять, например, знаменитую царицу Хатшепсут. Статуи изображают её изящной и стройной молодой красавицей. Однако умерла она, будучи женщиной лет 50, страдающей от облысения, сильного ожирения, диабета и кариеса. Зато с готичным чёрным маникюром.

5. Египтяне курили табак до открытия Америки

Египтянин времён Аменофиса IV со своим сыном и женой, около 1350 г. до н. э. Это не кальян, как может показаться, а кувшин с пивом с трубочкой. Изображение: The British Museum

Как известно, табак до XVI века рос только в Северной и Южной Америке, точно так же, как и кока. Тем не менее в интернете можно найти пару занимательных фактов.

В 1976 году палеоботаник Мишель Леско обнаружил в брюшной полости мумии Рамзеса II частицы никотина. А в 1992 году токсиколог Светлана Балабанова якобы нашла следы кокаина, гашиша и никотина на волосах мумии жрицы Хенуттауи, а также нескольких других мумий из того же музея.

Видимо, египтяне в прямом смысле открыли Америку лет эдак за 2 800 до плаванья Колумба. Или нет?

Египтяне и правда занимались судоходством, но в Америке не бывали — они всё больше плавали по Нилу и у берегов Африки. Повторные исследования мумии Хенуттауи ни кокаина, ни гашиша в ней не обнаружили, так что эта «‎находка» была либо ошибкой, либо мистификацией.

А вот никотин в мумиях действительно имеется. Видимо, он попал в них при бальзамировании. Египтяне знали и использовали такие растения, как индийский женьшень и сельдерей пахучий — они тоже содержат никотин, хоть и не в таких количествах, как табак.

Так что нет, египтяне не курили. Зато пили очень, очень много пива. И проводили религиозные церемонии и фестивали в честь Бастет, Хатора и Сехмета, основательно напившись. И не стеснялись документировать этот факт.

Так, на фреске в одной из египетских гробниц была изображена женщина, которую рвало от чересчур обильных возлияний. При этом, судя по сопровождающим надписям, она просила ещё 18 чашек вина, потому что горло её стало «‎сухим как солома».

Учёным даже удалось найти древнеегипетские пивные дрожжи, захороненные в очередной гробнице. Они выжили, хоть минули тысячелетия с тех пор, как их поместили в кувшин. Их удалось культивировать и сварить пиво по рецепту, заботливо записанному египтянами. Получился напиток светлого цвета, шипучий, выглядящий почти как вино и вполне неплохой на вкус.

6. Скарабеи невероятно опасны

Типичное времяпрепровождение священного скарабея. Фото: Bogomaz Mykhailo / Wikimedia Commons

В Древнем Египте жук‑скарабей был священным. Он символизировал жизнь после смерти и воскресения и ассоциировался с Солнцем. Бог‑скарабей Хепри, по представлениям египтян, катал по небу Солнце, как его земные собратья катают шарики из навоза.

В фильме «‎Мумия» скарабеи служили хранителями древних гробниц. Именно с ними заживо похоронили главного злодея. Насекомые ордами набрасывались на людей и пожирали их за секунды, а в одной особенно неприятной сцене жук заполз герою под кожу, и его пришлось вырезать ножом.

Но на самом деле скарабеи питаются навозом крупного рогатого скота и лошадей, а людей при всём желании не могут есть и даже кусать. Так что кожу с вас эти жуки точно не сдерут.

7. Пирамиды наполнены хитроумными ловушками

Вот ещё одна деталь о пирамидах, которая часто встречается в кино, — там полно ловушек. Какую‑нибудь искательницу сокровищ вроде Лары Крофт в гробницах фараонов непременно ждут всякие неприятные сюрпризы. Например, серная кислота под давлением, распыляющаяся на кожу, обваливающийся потолок или пол, камеры, затопляемые водой, или скрытые в стенах арбалеты, стреляющие копьями.

Правда, в реальности, сколько археологи ни раскапывали гробницы, ничего подобного они там не находили.

Ни ловушек, ни ям со змеями, пауками, крокодилами и скарабеями‑людоедами (как бы они выживали в гробнице тысячелетиями), ни вырывающихся кольев и летающих стрел (арбалеты тогда ещё не придумали), ни других голливудских штуковин.

Египтяне просто замуровывали пирамиду камнями, и всё. А ещё иногда они делали рядом с настоящей камерой захоронения ещё одну, поддельную, которая выглядит так, будто её уже обчистили. Незадачливый грабитель думал, что пирамиду кто‑то обнёс до него, и уходил несолоно хлебавши. Вот и вся охранная система.

8. Нос сфинкса отстрелили солдаты Наполеона

Сфинкс на фоне пирамиды Хеопса. Фото: Hamish3k / Wikipedia Commons

Если вы взглянете на сфинкса, каменную статую с телом льва и головой человека, то заметите, что у него нет значительной части носа. Существует популярная легенда, что солдаты Наполеона во время французской кампании в Египте использовали монумент как мишень для тренировок по огневой подготовке и отстрелили ему нос. Другая версия: нос отбили пушечным ядром во время перестрелки с турками.

Однако это не более чем байка: нос отвалился гораздо раньше. Точно невозможно сказать, когда, но на рисунках датского путешественника Луи Нордена, сделанных в 1755 году, Сфинкс уже запечатлён без него. Наполеон же родился в 1769 году, так что он точно не при делах.

9. Царица Клеопатра была красавицей‑египтянкой

Царица Египта говорит с Цезарем. Кадр из фильма «‎Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра»

Если спросить кого‑нибудь, кто самая известная египтянка на свете, наверняка будет названо имя Клеопатры. Это была последняя царица Египта, славившаяся своей красотой, и её образ легко представит любой, кто видел фильм про Астерикса и Обеликса.

Вот только это не совсем правильный образ.

Клеопатра не была египтянкой — она была гречанкой из династии Птолемеев и управляла Египтом на закате его эллинистической эпохи.

Как ослепительную красотку Клеопатру живописал Плутарх, который её видел только на портретах. Бюсты же, которые с неё ваяли, показывали, что у неё весьма заурядная внешность и характерный для рода Птолемеев нос с горбинкой. Зато она говорила на множестве языков и была довольно обаятельной.

Бюст Нефертити. Фото: Philip Pikart / Neues Museum / Wikimedia Commons

И да, вот этот бюст, которым часто украшают статьи о жизни Клеопатры в интернете, изображает не её. Это царица Нефертити, и их разделяет больше тысячи лет.

10. Пирамиды построили инопланетяне

Пирамиды в Гизе. Фото: Ricardo Liberato / Wikimedia Commons

Никаких инопланетных технологий, не соответствовавших своему времени, египтяне не использовали. Для постройки этих громадин им вполне хватало известняковых карьеров, зубил и кирок из меди и кремня, а также кварцевого песка для полировки готовых блоков.

Вес камней, из которых сложены пирамиды, составляет в среднем 1,5–2,5 тонны, и транспортировать их от каменоломни к местам строительства — вполне посильная задача. У египтян были для этого и неплохие дороги, и деревянные волокуши. Так что летающие тарелки были им без надобности.

Ещё пара интересных фактов о пирамидах: их строили не рабы, а свободные граждане за плату. Если они не получали оную, то устраивали забастовки, и фараону приходилось раскошеливаться. А ещё свежепостроенные пирамиды не были такими желтоватыми от песка, как сейчас. Они были белыми или кремовыми, о чём мы уже как‑то писали.

Читайте также ⌛🪔⚔

  • «Это Спарта!»: 9 мифов о спартанцах, которые опровергают историки
  • 9 заблуждений о настоящих рыцарях, которые нам навязали фильмы и сериалы
  • 10 заблуждений о самураях, в которые мы верим благодаря фильмам и играм
  • 12 заблуждений о Средневековье, в которые все верят совершенно зря
  • 9 заблуждений о викингах, в которые мы верим благодаря сериалам и играм

фараоны и боги Древнего Египта

М. БАЧЕНИНА: В студии кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН, член Международной ассоциации египтологов Роман Орехов. Здравствуйте!

Р. ОРЕХОВ: Здравствуйте!

М. БАЧЕНИНА: Сегодняшняя тема — фараоны и боги Древнего Египта, религия Древнего Египта.

Учёным-египтологам сейчас, наверное, очень сложно приходится в связи с тем, что в Египет нельзя летать? Или ваша деятельность не подразумевает этого?

Р. ОРЕХОВ: Есть, конечно, определённые трудности, потому что нам приходится добираться до Египта на перекладных, то есть долетать до какой-нибудь ближневосточной страны, а оттуда — до Египта.

М. БАЧЕНИНА: То есть вас не остановила политическая ситуация?

Р. ОРЕХОВ: Нет, Египет — благодатная страна, и то, что в ней происходят такие события, — это очень печально. Когда люди подолгу работают в Египте, они понимают, что это страна миролюбивых людей, которые очень чтут гостей. Когда мы работаем в Египте на раскопках, у нас не возникает никаких проблем.

М. БАЧЕНИНА: Когда я составляла вопросы, я подумала, что, если брать конец V тысячелетия до н.э., что было в тот момент на территории России?

Р. ОРЕХОВ: Это уже очень сложный вопрос. Скорее всего, мы тогда обитали в других местах.

М. БАЧЕНИНА: Но мы из Африки уже тогда выбрались?

Р. ОРЕХОВ: Конечно. Скорее всего, наша индоевропейская общность в тот момент формировалась в районе двух озёр — Ван и Урмия. Это очень интересная территория, считается, что именно оттуда вышли наши предки для того, чтобы завоёвывать огромные пространства Европы, частично Индостана, Иранского нагорья. Мы можем выяснить, что когда-то наши предки обитали там, исключительно по лингвистическим данным.

М. БАЧЕНИНА: А если брать древних египтян, их цивилизация намного опередила развитие нашей цивилизации?

Р. ОРЕХОВ: Интересный вопрос, потому что египетская цивилизация всегда обращена в прошлое. То есть у неё нет некой точки, с которой всё началось и стремится в будущее. Все цивилизации так или иначе различаются по этому очень важному признаку, то есть у них есть либо эта концепция линейного развития, либо она всегда спиральна и возвращается обратно. Египтяне как раз считали, что изначальное время богов надо постоянно возрождать на земле, именно в Египте. Поэтому эта цивилизация очень серьёзно отличается по многим показателям от нашей.

М. БАЧЕНИНА: Процитирую: «Главный бог, который создал весь мир, является одновременно и первым царём. Это находит отражение в ритуалах коронации, в том, как принимает царство новоявленный царь. Он становится причастным к миру богов». Почему так? Чтобы оправдать божественное происхождение царского рода?

Р. ОРЕХОВ: Действительно, согласно египетским воззрениям, первый царь — это первый бог. В Египте даже существовал культ царственных предков. Эти цари, которые правили Египтом, получили эту власть именно от богов. Первый бог — это, конечно, бог Ра, бог солнца, который породил этот мир, сформировал его. И уже впоследствии, когда он передал эти полномочия своим сыновьям, а они — своим, всё это перешло к людскому роду.

М. БАЧЕНИНА: Но вы на вопрос не ответили. Смысл того, что бог — это первый царь? Почему это не человек?

Р. ОРЕХОВ: Если мы говорим о слове «царь», это слово вообще не египетское, а из древнееврейского лексикона. Это, прежде всего «ангел», «ангел народа». А цари — это те самые ангелы, которые опекали тот или иной народ, согласно Ветхому Завету. И вот само слово «царь» имеет немножко отвлечённый характер. Когда мы говорим о царе Египта, мы говорим о правителе, при определённых ритуалах наследующем этот царский сан, переходящий к нему вместе с силой, которую породил этот бог.

М. БАЧЕНИНА: Они уже тогда называли его фараоном?

Р. ОРЕХОВ: Нет. Изначально царь — это очень сложно. У них была так называемая пятичленная титулатура. Он обозначался по имени коронных богинь, по имени бога Хора, который передавал ему эту власть, потом у него было специфическое «золотое имя», которое было связано либо с его необычной царской плотью, либо это было имя бога Сета. Коронная богиня — это богиня-покровительница Верхнего и Нижнего Египта. Это кобра Уаджит и коршуниха Нехбет.

М. БАЧЕНИНА: Их две было?

Р. ОРЕХОВ: Да, две. Поэтому корона была двуединой: одна стрела с одной богиней, другая — с другой.

Египетский царь ритуально был богом во всех отношениях. Но бывали моменты, когда он мог быть человеком: в момент отдыха, например, когда снимал с себя частично завесу таинственности.

М. БАЧЕНИНА: «Фараон, исполняя свою должность, отделяет себя от окружающего мира, он находится за священной пеленой. Единственный человек, кто может вступать с ним в непосредственное общение, — визирь. И если человек случайно коснулся царя, его нужно как можно быстрее вывести из этого состояния, потому что на человека может перейти божественная сила». Первый вопрос: фараоны, наверное, очень скучали?

Р. ОРЕХОВ: Нет, я думаю, что они как раз не скучали. У них даже был специальный институт царских сокровищ — это женщины, которые должны были всячески царя ублажать. У нас есть много свидетельств о том, что при дворе было много гаремных дам — музыкантов, танцовщиц и так далее. Царь не был таким одиноким.

М. БАЧЕНИНА: Они его могли видеть?

Р. ОРЕХОВ: Конечно. Не всегда царь обладал таким статусом неприкосновенности. Он появлялся, например, когда инспектировал строительство пирамид, когда путешествовал на ладье. Его тогда могли даже видеть. Но всё равно царь допускал к себе очень немногих. Он, например, дозволял своим приближённым целовать свою ногу. Это тоже очень необычный момент, потому что до этого чиновникам позволялось только целовать землю, по которой ступал царь.

М. БАЧЕНИНА: А как тогда с женой? Они же делили ложе, у них были отношения. Она тоже становилась божественным существом?

Р. ОРЕХОВ: В какой-то мере да. Она была та, которая видит Хора и Сета. Царица египетская — это тоже очень необычное явление, потому что в эпоху строителей пирамид это была женщина, обладающая очень высоким статусом в государстве. Возможно, она даже выполняла роль богини — хранительницы царя. Но это дискуссионный вопрос. Она обладала уникальными титулами, входила в общение с Гором и Сетом, а это цари. Гор — это солнечный бог, а Сет — бог деструктивный, который привносит в этот мир состояние хаоса.

М. БАЧЕНИНА: Созидание и хаос.

Р. ОРЕХОВ: Да, совершенно верно. Они не могли себе представить мир иначе. Они считали, что в любом случае разрушающее начало тоже должно присутствовать, без него невозможно создать полноценный мир.

М. БАЧЕНИНА: Все египетские боги отождествлялись с определёнными созвездиями. Пишут, что в качестве примера можно привести мегалитические комплексы и Мальты, и территории Древнего Египта. Это созвездия Пояс Ориона с Осирисом, Плеяды с богиней Хатхор, Сириус с богиней Исидой. А как учёные, открыв эти мегалитические комплексы, поняли, что это именно те созвездия?

Для слушателей объясню: представьте себе пустыню, камни, положенные кругом, камни в вертикальном положении — это всё для учёного исторический, археологический памятник, на какие-то мысли наводящий.

Р. ОРЕХОВ: Вопрос сложный, но мы можем судить о том, какие созвездия почитались именно теми людьми, которые строили мегалитические комплексы на Мальте, исключительно по так называемому календарю, который сохранился на стенах храма южной Мнайдры.

Этот примитивный календарь состоит из определённых точек. То есть в определённый момент времени всходило солнце, и относительно этого восхода отсчитывалось количество дней, например, день летнего солнцестояния, и определённое количество точек. Когда стали подсчитывать количество точек, поняли, что в этот момент начинает восходить определённое созвездие. Поэтому очень легко просчитать, какое созвездие восходило в определённый момент.

М. БАЧЕНИНА: Они все были такими астрономически подкованными?

Р. ОРЕХОВ: Несомненно. Мальта — это уникальное образование в бассейне Средиземного моря, потому что там находится самое большое количество мегалитов на единицу площади. Я посещал Мальту несколько раз для того, чтобы ознакомиться с этими мегалитами. Мне была интересна технология строительства и какие-то культы, которые там происходили. Это очень сложное и интереснейшее явление. Это помогло мне отчасти понять ранний, архаический Египет и то, какую религию могли исповедовать древние египтяне.

Действительно, они почитали звёзды, они смотрели на них, определяли по ним время. Они считали, что звёзды — это души богов. И действительно, любое архаическое сознание выделяет всегда определённую группу созвездий. Это, как правило, Пояс Ориона, Плеяды и звезда Сириус. Есть ещё сопутствующие созвездия, например Лебедя, но они уже второстепенны. Самые главные — эти три. С чем это связано — вопрос сложный.

Недавно мне посчастливилось заниматься исследованием египетского Сфинкса. Там есть очень интересные данные. Мы уверены, что его ось в середине третьего тысячелетия до нашей эры была направлена именно на гелиакальный восход Плеяд.

М. БАЧЕНИНА: А что такое ось Сфинкса?

Р. ОРЕХОВ: Если мы проведём воображаемую линию вдоль тела Сфинкса и спроецируем на горизонт, то мы увидим, что в этот момент времени восходили именно Плеяды. Это подтверждается письменными источниками.

М. БАЧЕНИНА: Можно сделать вывод о том, что Сфинкс был поставлен для богини Хатхор?

Р. ОРЕХОВ: Не совсем так. Если Сфинкс смотрит на Плеяды, он смотрит не просто на них, а прежде всего — на так называемую огненную сикамору. Действительно, богиня Хатхор ассоциировалась с этим священным деревом, но не понимали, что такое священная сикамора.

М. БАЧЕНИНА: Да мы и сейчас не понимаем.

Р. ОРЕХОВ: Это действительно такое растение, которое произрастает на территории Африки. Но что такое именно огненная сикамора, которая вдруг оказывается у восточного горизонта… Учёные долго ломали голову, а на самом деле, если спроецировать ось Сфинкса на линию горизонта и при помощи специальной астрономической программы посчитать, какая картина звёздного неба была в то время в Египте, мы увидим, что там восходили именно Плеяды.

М. БАЧЕНИНА: Я хочу от богов перейти к людям.

Я поняла, что для того, чтобы достичь бессмертия, к чему и стремился каждый египтянин, необходимо было при жизни построить себе гробницу или пирамиду? Почему именно гробницу или пирамиду? Чем они отличаются друг от друга? Ещё саркофаг интересен. Везде лежит труп, но почему у одних гробница, у других пирамида, а у третьих саркофаг? Почему они придумали именно так? Почему не закопать в землю, не сжечь? Почему не пустить вверх по течению Нила?

Р. ОРЕХОВ: Вверх — это на юг, вниз — на север.

Для того чтобы понять, как себя египтянин ориентировал в пространстве, надо представить, что мы стоим лицом по направлению к истоку Нила, то есть мы смотрим на юг. С левой стороны у нас будет восток, с правой — запад. У них не было понятий «восток» и «запад», у них были левая и правая сторона. У них не было представления об истинном востоке и истинном западе.

М. БАЧЕНИНА: Но Нил же течёт с юга на север. Почему они тогда стояли навстречу? Я бы пошла по течению.

Р. ОРЕХОВ: Для них были очень важны именно истоки Нила, потому что оттуда шла эта живительная влага. Там находились боги, которые ведали именно половодьем, поэтому для египтянина было очень важно смотреть не на север, а на юг, оттуда шёл Нил — благодетель Египта.

М. БАЧЕНИНА: А как насчёт захоронений в гробницах, саркофагах?

Р. ОРЕХОВ: Это очень волновало в своё время Освальда Шпенглера, который написал замечательную книгу «Закат Европы». На самом деле, это правильный вопрос. Мы видим, что многие народы сжигали, многие пытались сохранить останки, особенно сакральные.

Мы не можем с абсолютной уверенностью сказать, почему они их сохраняли. Здесь всё так или иначе упирается в эту осирическую парадигму, согласно которой богиня Исида собрала останки бога Осириса, воскресила его, зачала от него сына,  бога Хора, который стал потом мстить за своего отца богу Сету. Это красивая легенда. На самом деле трупы сохраняли, возможно, и по другой причине. Здесь есть интересный феномен — страх смерти. Этот страх — попытка начать новую жизнь. В самых древних текстах употребляется такая формула: «О, не мёртвым, царь, ты от нас ушёл, ты ушёл живым». Но жизнь эта — в земном понимании. Поэтому очень важно было сохранить и тело…

М. БАЧЕНИНА: И быт.

Р. ОРЕХОВ: Совершенно верно. Поэтому мы часто находим в гробницах того времени, допустим, инструменты. Их оставлял какой-нибудь зодчий, который посчитал, что именно эти вещи наиболее важны ему в ином мире. Это странный момент, потому что инструменты действительно безупречны.

М. БАЧЕНИНА: А это разве не связано с тем, что и в загробном мире ты должен будешь «не умереть»? То есть сначала тебя поддерживает царь Египта, но ты должен себе заработать ещё и на другую жизнь, в загробном мире. Что это за двойные стандарты?

Р. ОРЕХОВ: Здесь как раз нет двойного стандарта. В древнейшую эпоху именно царь отвечал за организацию заупокойного культа. Было так называемое соревнование — каждый вельможа хотел показать своё усердие перед царём, он продвигался по служебной лестнице. И если он показал своё усердие, проявил себя как зодчий, как грамотный полководец, медик, он получал возможность быть погребённым на кладбище рядом с пирамидой. И в этот момент царь являлся организатором заупокойного культа этого вельможи. То есть вельможе не надо было задумываться: царь полностью брал эту заботу на себя. Но дело в том, что он был сопричастником царю в его инобытии. То есть если царь следовал на солнцем, за ним следовал и вельможа, он был его свитой. Он не был там один, перед ним не стояла необходимость отвечать перед Осирисом на загробном суде.

Когда заново возрождалось солнце, считалось, что именно царская душа соединялась в этот момент со статуями, и он продолжал аналог земной жизни, он как бы присутствовал на земле. Солнце уходило — уходил царь. 

М. БАЧЕНИНА: Есть словосочетание «текст пирамид и саркофагов». Во-первых, что это такое? То, что начертано на стенах, и везде одинаковое? И во-вторых, чем отличается пирамида от саркофага?

Р. ОРЕХОВ: Тексты пирамид появляются в конце пятой династии, это как раз середина третьего тысячелетия. Пирамида Унаса — первая пирамида в Сакарском некрополе, на которой были высечены эти тексты. До этого ни в одной пирамиде текстов не было.

Интересно, с какой целью поместили эти тексты на стены пирамид. Они действительно были на стенах погребальной камеры саркофага, они выкрашены зелёным цветом. Цвет уадж символизирует вечную жизнь, то есть царь, который читает эти тексты когда находится в ином состоянии, пребывает вечно молодым.

М. БАЧЕНИНА: То есть это — заговор на вечную молодость?

Р. ОРЕХОВ: Да. Потому что уадж — это папирус и одновременно символ вечности. Быть вечно молодым — это то, к чему стремился царь в инобытии.

Тексты пирамид — это краткие магические формулы, их содержание может быть очень разным. Это могут быть осирические летания, когда Исида и Нефтида плачут по умершему Осирису.

М. БАЧЕНИНА: Заупокойные плачи?

Р. ОРЕХОВ: Совершенно верно. Это могут быть также тексты, которые утверждают, что царь не умрёт. Потом показывают царя в сообществе богов, боги окружают царя, который умер, и стремятся приобщить его к своему сонму. Таким образом царь, благодаря этим текстам, начинает приобретать некую иную реальность. В текстах происходит трансформация его души. Если царь обладает душой, то, когда он уже обретает просветлённость, он становится ахом — загробным воплощением человека, обретающим иное состояние. Его душа постепенно трансформируется в некое новое качественное состояние.

М. БАЧЕНИНА: А можно сделать вывод, что пантеон богов всё время пополнялся с каждым умершим царём?

Р. ОРЕХОВ: Несомненно.

М. БАЧЕНИНА: Как выглядела «Книга мёртвых»? Её продавали, передавали из поколения в поколение? Или это было каким-то сакральным знанием, доступным только жрецам?

Р. ОРЕХОВ: Это папирусный свиток, который клался в саркофаг умершего.

М. БАЧЕНИНА: То есть они множились?

Р. ОРЕХОВ: Да, были мастерские, которые размножали эту книгу. Считалось, что человек, который находится в инобытии и читает эту книгу, обладает способностью жить, входить и выходить из иного мира. Тексты «Книги мёртвых» тоже очень сложны, но они являются наследниками текстов пирамид и саркофагов. Главное, что здесь появляется новый статус — умерший отвечает на загробном суде за свои дела, которые он совершил при жизни. Это — индивидуальный подход к бессмертию. Если раньше умершему надо было только молиться на царя, то в этом новом качестве…

М. БАЧЕНИНА: Это, получается, путеводитель?

Р. ОРЕХОВ: И путеводитель, и книга, которая помогает ему избежать разных тёмных мест.

М. БАЧЕНИНА: То есть до этого надо было хорошо служить царю — и всё в загробном мире будет хорошо. Потом ещё появляется «Книга мёртвых», которая помогает на Высшем суде.

Р. ОРЕХОВ: Мы должны учитывать хронологический принцип, потому что «Книга мёртвых» появляется в более позднее время. Если мы говорим о времени пирамид, «Книги мёртвых» там не было. Впоследствии, когда происходит крушение цивилизации древнего царства, постепенно люди приходят к идее о том, что они могут самостоятельно приобрести это некое бессмертное состояние. Появляются тексты саркофагов как элемент демократизации погребального культа. То есть Осирисом может стать не только царь, но и простой человек.

М. БАЧЕНИНА: Это прямо революция.

Р. ОРЕХОВ: Да, но эта революция египтянам вышла боком. Получалось так, что многие люди впадали в пессимизм, потому что не все знали эти формулы.

М. БАЧЕНИНА: А сколько длилось крушение монархии?

Р. ОРЕХОВ: Около 700 лет.

М. БАЧЕНИНА: Я представляю, насколько сплочённым был народ, который обслуживал пирамиды: одни строят, вторые подвозят, третьи их кормят, четвёртые обслуживают царя. Каждый знает своё место и дело и передаёт это из поколения в поколение. И ещё возможны иерархические лестницы.

Р. ОРЕХОВ: Совершенно верно. Когда строили пирамиды, сформировалось египетское государство.

М. БАЧЕНИНА: А тут получается «шалтай-болтай» — ушли пирамиды и к чему я должен быть привязан? То есть меня лишили какой-то внутренней оси. Почему их перестали строить?

Р. ОРЕХОВ: Это было очень дорого. Есть несколько моментов. Прежде всего, народ, который строил эти великие пирамиды IV династии — знаменитые Хуфу, Хафра, Менкаура. До этого был царь Снофру, который тоже строил огромные пирамиды. Дело в том. что это требовало колоссального напряжения сил. Соответственно, постепенно цари стали отказываться от масштабного строительства.

М. БАЧЕНИНА: Денег не было, что ли?

Р. ОРЕХОВ: Да.

М. БАЧЕНИНА: А почему они закончились?

Р. ОРЕХОВ: В Египте денег в нашем понимании не было. Не было такого эквивалента, которым можно было расплачиваться. Существовало полукоммунистическое хозяйство с продовольственными выдачами. То есть человек, который работал на строительстве пирамид, получал продовольственный паёк. В какой-то момент времени им приносили завтрак, обед, ужин.

М. БАЧЕНИНА: А семье его? Он имел право семью иметь?

Р. ОРЕХОВ: Конечно, имел. Часть этого пайка он отдавал семье.

М. БАЧЕНИНА: А отпуска у них были?

Р. ОРЕХОВ: Конечно. Потому что они строили пирамиды корабельными бригадами, которые постоянно сменялись. Несколько месяцев работает одна бригада, несколько месяцев — другая.

М. БАЧЕНИНА: Нам в школе рассказывали, какой был рабовладельческий строй в Египте. А тут получается и пайки, и бригады.

Р. ОРЕХОВ: Да, о тех, кто строил пирамиды, очень заботились, к ним был приписан целый штат писцов, пивоваров, прачников, охотников. То есть на пирамиду работало много людей.

М. БАЧЕНИНА: А размер имел значение? Чем больше пирамида, тем что?

Р. ОРЕХОВ: Перед каждым царём стояла задача построить максимальное по высоте сооружение. 146,5 метра — пирамида Хеопса, самая грандиозная пирамида.

Вы правильно подметили, что пирамиды строили не просто для того, чтобы возвеличить царя. Дело в том, что этим эпохальным строительством цари хотели угодить богам, которые как раз обеспечивали возможность нормального функционирования египетского государства. Такой был взаимовыгодный обмен. Боги давали благополучный высокий Нил, обильное произрастание, а люди должны были для богов строить нечто грандиозное.

М. БАЧЕНИНА: А какие самые оригинальные боги Египта? Уместен вообще такой вопрос?

Р. ОРЕХОВ: Все боги Египта оригинальны. Нет ни одного бога, который не был бы оригинален. В качестве примера можно привести бога Тота — символ мудрости. Прежде всего бог Тот — это бог, совершивший первое жертвоприношение. Этот бог, который расчленил тело Осириса, совершил первую математическую операцию. Таким образом, он является одновременно и богом-палачом, и богом, совершившим первое деление. Таким образом, он стал богом-покровителем письма и счёта.

М. БАЧЕНИНА: Палач произвёл первое деление, расчленяя тело бога. Как вы вообще понимаете древних египтян? Для египтян ведь характерны рациональное и мистическое мышление, а у нас оно логическое, и это нормально, мы с ним родились.

Р. ОРЕХОВ: Это очень сложный вопрос. Первые исследователи, которые читали египетские тексты, были просто в ужасе. Одно дело — когда читаешь какой-то исторический текст, а когда речь идёт именно о религиозных текстах, ты сталкиваешься с мистическими реалиями, которые не поддаются нормальному рациональному осмыслению. Поэтому нам очень помогает в этом смысле обращение к неким смежным дисциплинам, в частности, к африканистике. Потому что со многими моментами, связанными с египетским мышлением, мы можем найти аналогии в африканистике — у народов, которые населяют запад Африки. Много архаичных верований аккумулированы в Африке, это, наверное, старейший материк. И то, что египтяне фактически стоят одной ногой в Африке, скорее всего, помогает нам в исследованиях.

Мы мыслим рационально, мы — последователи аристотелевской логики, а у египтян всё было по-другому. Они могли каждое явление осмыслить по-разному.

Простой крестьянин так, возможно, и не мыслил, но жрец, который занимался составлением магических формул, мыслил именно так.

М. БАЧЕНИНА: Философские размышления ему, наверное, были свойственны.

Р. ОРЕХОВ: До философского размышления, вроде бы, они ещё не дошли. Хотя уже какие-то философские прозрения были.

М. БАЧЕНИНА: Но он думал, размышлял.

Р. ОРЕХОВ: Несомненно. Например, они представляли себе небо в виде коровы, женщины, столешницы. Они могли представить его в виде океана, и этих иероглифов было очень много. Когда мы начинаем всё это читать, мы видим, что они таким образом обозначали разные оттенки этого явления. Потому что язык в то время был очень слабо развит.

М. БАЧЕНИНА: Мне это напомнило рассказ Куприна «Суламифь», там было много таких сравнений.

Я забыла спросить. Если у человека не было возможности, он не мог себе позволить гробницу или захоронение рядом с пирамидой, что было с этим человеком?

Р. ОРЕХОВ: Действительно, те, кто были погребены рядом с пирамидой, являлись субъектами этого погребального культа. Они были причастны к заупокойному культу царя. Те люди, которые были всего этого лишены, не имели этих жертв, они не могли существовать в той реальности, которая создавалась искусственно для блаженных умерших. Поэтому вполне возможно, что они путешествовали во времени и перерождались из одного тела в другое.

М. БАЧЕНИНА: Вопрос от слушателя: «Религия Древнего Египта представляет собой симбиоз политеизма и анимализма. Все древнеегипетские боги: Ра, Анубис, Сет — изображались с головами животных. В то же время фараоны отождествлялись с богами, но нет ни одного изображения фараона с тотемом или в маске животного-покровителя. Значит, фараоны были рангом ниже египетских небожителей?»

Р. ОРЕХОВ: Почему некоторые египетские боги изображались с головами животных? С одной стороны, это символика. Например, бог Тот изображался как ибис, но он мог изображаться также в виде павиана.

М. БАЧЕНИНА: Не самые симпатичные животные.

Р. ОРЕХОВ: Египтянин воспринимал мир богов очень символически, с одной стороны. С другой стороны, он отмечал в этих животных некие качества, которые, как ему казалось, роднят именно с богами. Например, если мы посмотрим на ибиса, как он идёт вдоль реки. Он постоянно окунает свой клюв в воду и всё время что-то ищет. А бог Тот — бог письма. Когда писцы садились, они также приносили первое жертвоприношение каплей краски, когда окунали стилус и начинали писать. Таким образом, они повторяли движение этой птицы.

М. БАЧЕНИНА: Ассоциативное мышление?

Р. ОРЕХОВ: Совершенно верно.

М. БАЧЕНИНА: А у египтян были каноны красоты?

Р. ОРЕХОВ: Что касается богов, я не знаю, но что касается женщин — однозначно. В разные эпохи женщин изображали по-разному. Если мы возьмём эпоху пирамид, то женщины, как правило, предстают очень строгими. Они фактически не улыбаются, лица у всех достаточно статичные. Они смотрят куда-то вдаль, в вечность. Если мы посмотрим на более позднее время, на эпоху Нового царства, мы увидим, как люди радуются.

М. БАЧЕНИНА: Это связано, наверное, с демократизацией?

Р. ОРЕХОВ: Люди могли улыбаться сколько угодно, но когда они себя изображали именно в гробницах, возможно, эти эмоции были лишними.

М. БАЧЕНИНА: «Я, как строитель, поклоняюсь Аменхотепу. Откуда историкам стало известно, что после своей смерти он стал сыном бога? — спрашивает слушатель.

Р. ОРЕХОВ: Если мы говорим об Имхотепе, который был архитектором царя Джосера, то именно этот человек был впоследствии обожествлён как предок всех мастеров. И, возможно, именно его начали почитать как сына бога Птаха. Бог Птаха — очень интересная личность, его изображали в виде спелёнутой мумии, но как человека.

М. БАЧЕНИНА: Почему мумии?

Р. ОРЕХОВ: Именно таким образом почитали в Египте обожествлённых предков. Таким образом, Имхотеп, который был современником царя Джосера, в какой-то момент времени стал почитаться уже как Демиург. То есть он был покровителем именно данного ремесла.

М. БАЧЕНИНА: Не потому, что он первым начал с камнем работать?

Р. ОРЕХОВ: Именно потому, что он начал работать с камнем и создал совершенно уникальный ансамбль — Вселенная царя Джосера. Это огромнейший комплекс посреди пустыни.

М. БАЧЕНИНА: А он не превзошёл своего покровителя?

Р. ОРЕХОВ: В чём-то даже превзошёл.

М. БАЧЕНИНА: «Царица Хатшепсут изображалась с бородой. Это идела красоты или первое проявление феминизма?» — спрашивает слушатель.

Р. ОРЕХОВ: Борода — это атрибут именно царя, поэтому она себя считала полноправным царём, должна была изображаться с бородой.

М. БАЧЕНИНА: Немногие ведь могли увидеть её воочию. Они, может быть, действительно думали, что она — мужчина?

Р. ОРЕХОВ: Я думаю, что статус царя в эпоху Нового царства изменился по сравнению с эпохой Древнего царства. Царь стал более публичной фигурой, его могли видеть люди, он участвовал в каких-то ритуалах.

М. БАЧЕНИНА: Она только этим прославилась?

Р. ОРЕХОВ: Она прославилась тем, что была женщиной и правила Египтом. Действительно, личность была уникальная. Она ничуть не уступала по красоте Нефертити, но дело в том, что, когда изображали этих женщин, их немного идеализировали. Египтологи сталкиваются с этим, когда извлекают мумию того или иного царя, пытаются восстановить его внешний облик и сопоставляют с изображениями. Разница, конечно, есть.

М. БАЧЕНИНА: А её изображение сохранилось? Красивая женщина была?

Р. ОРЕХОВ: Сохранилось. Мне кажется, красивая. Есть такой аспект, как скульптор, который влюблён в свою модель.

М. БАЧЕНИНА: А её скульптор и был влюблён, это был её любовник.

Р. ОРЕХОВ: Не совсем любовник. Она была его музой.

М. БАЧЕНИНА: Спасибо. В студии был кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН, член Международной ассоциации египтологов Роман Орехов.

Р. ОРЕХОВ: Спасибо вам.

Какие из древнеегипетских богов были самыми важными

В Древнем Египте было немало богов на выбор.

Некоторые из них, по мнению ученых, оказали влияние на персонажей других культур и религий древнего мира.

Но какие из них считались самыми важными?

В следующей статье мы рассмотрим некоторые часто задаваемые вопросы о древнеегипетских богах и выделим 7 самых почитаемых.

СВЯЗАННЫЕ: 33 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТА О ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИХ ПИРАМИДАХ

Кто такие девять богов?

Египетские «Девять богов», или Эннеада , представляли собой группу из 9 божеств, которым чаще всего поклонялись в Гелиополе.

Это были:

Atum : God of the Sun

Shu and Tefnut : Atum’s Дети

GEB и NUK 9

GEB и NUK 9

GEB и NUK 9

GEB и NUK 9

GEB и NUK 9

GEB и NUK 9

GEB и NUCT 0012: Atum’s внуков

Osiris , ISIS , Seth и Nephthys : Amut’s Великий Грэндхилд

Эта группа стала Amut in The DeLian in The DeLIIAINTIAN in The DeLIIAIN IN The DeLIIN IN The DeLIIN IN SAIN IN THE AMPIN IN The DeLIAN IN The DeLIN IN SAIN EARISE ERIGINE AMPIAL EARSIN и закончился оккупацией македонскими войсками при Александре Македонском и его преемниках.

Что такое генеалогическое древо египетских богов?

По данным таких сайтов, как landofpyramids.org, египетское генеалогическое древо главных богов выглядит следующим образом: —

«У Геба и Нут было четверо детей: Осирис, Исида, Сет и Нефтида. Генеалогия Шу: Шу было именем  Бога  Ветра и Воздуха, созданного Атумом Ра и одним из богов-близнецов-львов ‘ со своей сестрой и женой Тефнет. Шу и Тефнут были родителями Земли Бога Геба и Небесной Богини Нут».

Источник: Jeh (J.E.) Bruce, автор научной фантастики/фантастики/Pinterest

Кто самый могущественный бог?

Это сложный вопрос, поскольку древние египтяне, похоже, не считали одного конкретного бога более «могущественным», чем другие. С технической точки зрения, в Древнем Египте живой фараон считался самым могущественным и важным «богом» на земле, хотя технически он был полубогом.

Но ясно, что во все времена одни боги отдавали предпочтение другим.

Ра , например, был богом Солнца и, похоже, пользовался широкой популярностью.

Другие, такие как Амон, Гор и любой из «Девяти богов», также были идолами по всему Древнему Египту.

Какие главные египетские боги?

Древний Египет имел обширный пантеон богов, которые, как они верили, были ответственны за многие земные явления и вещи от Солнца до разлива Нила. Из многих богов некоторые были более прославленными и важными для древнеегипетской культуры.

Вот 7 наиболее важных из них. Однако следующий список далеко не исчерпывающий и не имеет определенного порядка.

Самые популярные

1. Амон был главным египетским божеством

Источник: Dennis Jarvis/Flickr

Амон  был одним из самых важных богов Древнего Египта. Его можно уподобить Зевсу как царю богов в древнегреческой мифологии.

Амон , или просто Амон , был слит с другим главным Богом, Ра (Бог Солнца), когда-то во времена восемнадцатой династии (16-13 века до н. э.) в Египте. Амон  был широко известен древними египтянами как отец всех фараонов.

Амон-Ра вместе с Мут и их сыном Хонсу (Бог Луны) составляли часть так называемой «Фиванской триады», которой широко поклонялись в Древнем Египте. Он сохранит свое положение главного божества во всем Новом царстве (16-11 века до н.э.) Древнего Египта.

2. Анубис: защитник подземного мира

Источник: Рикардо Либерато/Flickr

Анубис , вероятно, один из самых знаковых и известных представителей египетского пантеона. Бог с головой шакала, Анубис , был защитником врат в подземный мир.

Первоначально он также был богом смерти и загробной жизни и был тесно связан с процессом мумификации мертвых перед погребением. Широко распространено мнение, что он связан с шакалами из-за их склонности выкапывать и поедать закопанные тела всякий раз, когда и где бы они ни могли их найти.

Анубис также известен своей ролью в решении судеб мертвых в загробной жизни. Он сопоставил их сердца с сердцем «пера истины», чтобы оценить их пригодность для входа в загробную жизнь.

Если они не выдержат испытания, другой египетский бог, Аммит , поглотит их сердце и душу.

3. Гор наблюдает за тобой!

Глаз Гора.
Источник: Саймон Г.Б. Робертс/Flickr

Гор был особенным богом в Древнем Египте. Согласно египетской мифологии, Гор был сыном Осириса и Исиды , которые отомстили за смерть своего отца, чтобы править Египтом.

Гор также был Богом неба.

Во время мстительной битвы с братом своего отца, Сет , Хорус потерял один глаз, который впоследствии стал так называемым «Оком Гора» или Ваджет . Согласно египетской легенде, когда другие боги попытались поймать его, глаз начал плакать, и его слезы стали первыми жителями Египта.

Гор ‘ глаз станет одним из самых мощных защитных символов в Древнем Египте.

4. Осирис был отцом Гора

Источник: Шон Келли/Flickr

Осирис был египетским богом жизни, смерти, загробной жизни и разливов Нила. Согласно египетской мифологии, он был братом и мужем Исиды и отцом Гора .

O сирис , по легенде был предан и убит своим братом Сет , который возжелал, чтобы его брат стал фараоном. Его сестре и жене, Изиде , удалось временно воскресить его, чтобы зачать их сына, Гора .

Осирис, кажется, позже был объединен с Дионисом во время Эллинской эры Древней Греции.

Смерть и воскресение Осириса, а также другие элементы его истории привели некоторых к мысли, что Осирис вполне может быть отчасти источником вдохновения для некоторых частей жизни Иисуса Христа в христианской мифологии.

5.  

Бастет: богиня-кошка-воин Источник: Трейси/Flickr Согласно египетской мифологии, она была дочерью воина Ра и была послана им для борьбы с его заклятым врагом Апепом .

Поклонение Баст , по-видимому, началось около 3200 г. до н. э., во время правления второй династии в северном Египте и ее городе Бубастис.

Кошки были очень священны для древних египтян и занимали высокие почетные должности во многих домах по всей стране. Они даже достигли статуса полубогов в Древнем Египте, и причинение вреда или убийство одного из них каралось смертью!

Баст считалась покровительницей древних египтян, а также защитником фараонов. Бастет была самым почитаемым кошачьим божеством в Древнем Египте.

6. Установить Предателя!

Набор , Сет, Сутех, Сетеш или Сетех был древнеегипетским богом пустыни, грома, злой боли и страданий. Согласно египетской мифологии, Сет отвечал за защиту Ра в его путешествии в загробную жизнь.

Сет также был братом Осириса , который заменил Ра на посту фараона Египта. Как мы уже упоминали, Сет предал и убил своего брата, чтобы занять положение фараона после смерти Ра .

Его часто изображали в красном цвете, который для древних египтян олицетворял зло.

7. Ра: Бог Солнца

Поскольку мы уже несколько раз упоминали его имя, было бы грубо не включить Ра .

Он был одним из наиболее выдающихся богов в египетском пантеоне и часто изображался в виде человека с головой сокола и солнечным диском над головой, что символизировало его как Бога Солнца и творения.

Считалось, что Ра создал Землю, и каждый восход и закат представлял собой процесс обновления. Говорили, что каждое утро он рождался на Востоке и каждую ночь умирал на Западе. Позже он был объединен с другими египетскими богами, наиболее заметным из которых был 9.0017 Амон .

For You

наука

Недавнее исследование выявило решающую роль плотин в обеспечении долгосрочной продовольственной безопасности. IE узнает больше из эксклюзивного интервью с одним из исследователей.

Сад Агард | 21.11.2022

инновацииИтак, вы думаете, что сможете создать свое будущее с помощью носимых устройств?

Дина Тереза| 01.08.2022

наукаЭта операция на головном мозге демонстрирует потенциал для лечения эпилепсии, посттравматического стрессового расстройства и даже страха

Дина Тереза| 29.07.2022

Еще новости

инновации
Самый большой в мире авиадвигатель готов к испытаниям

Christopher McFadden| 23.12.2022

наука
«Недостающее звено»: ученые, возможно, только что нашли источник всех сложных форм жизни

Лукия Пападопулос| 25.12.2022

культура
Кладбище погибших российских ракет свидетельство массовых разрушений на Украине

Баба Тамим| 25.12.2022

Золотая империя Египта.

Новое Королевство. Религия
Нажмите на изображение для просмотра галереи
Со многими местными и национальными богами египетская религия была естественный отклик на тайны Вселенной и отразил заботы повседневной жизни в Древнем мире.

За последнюю тысячу лет научные открытия помогли объяснить мир природы. Мы знаем о наших телах, о зачатии и родах и о том, как распространяются болезни. Мы понимаем, как работает солнечная система, взаимосвязь земли, луны и солнца и, следовательно, что является причиной дня и ночи.

Три тысячи лет назад древние египтяне наблюдали те же природные явления, но не могли их объяснить. Они могли видеть, что день сменял ночь, приливы и отливы приходили и уходили, а урожай рос или погибал. Но они не знали почему.

Таинственный и пугающий

Это сделало мир запутанным и пугающим. Поэтому для них было логично использовать религию для объяснения этих тайн. Действия богов давали убедительные объяснения там, где других не существовало. Боги вызвали ночь и день, урожай и голод, свет и тьму, потому что если не они, то что или кто сделал?

Религия помогла египтянам жить без особых забот. Если бы они чтили правильных богов правильным образом в нужное время, все было бы хорошо.

Маат

Центральное место в египетской религии занимал «Маат» — законный порядок во вселенной, установленный богами в начале времен. Маат имел решающее значение для жизни человека и включал в себя идеи истины, справедливости и умеренности.

Если бы Маат была потеряна, в стране начался бы хаос — «Исфет». Мирные и благополучные годы приписывались сильному присутствию Маат, тогда как годы гражданских беспорядков возлагались на Исфет.

Рамсес II
Фараон отвечал за Маат. Ожидалось, что он будет контролировать каждую часть египетской жизни. Хотя он были заместители, чтобы сделать часть работы, доллар остановился с ним. Он принимал похвалу, когда дела шли хорошо, но брал на себя вину за плохое годы.

Многобожие

В отличие от основных религий будущих веков, таких как ислам или христианство, египетская религия не принесла с собой единого набора верований. Египтяне были политеистами — они поклонялись более чем одному богу.

И их было сотни на выбор. Некоторые из них были второстепенными или местными богами, а другие были более важными и могущественными.

Царем богов был Амен-Ра, прославившийся в Фивах во время Новое Царство. И Яхмос, и Тутмос II приписали ему свои военные победы и его влияние увеличилось в течение следующих столетий.

Смерть и погребение

Египетская культура придавала большое значение погребальным ритуалам. Здания, молитвы и церемонии были в основном предназначены для отражения статус человека в жизни и помочь ему сохранить свой статус в смерть. Это неудивительно, учитывая иерархическую природу египетского общество. Было несколько важных богов, у которых были обязанности относящийся к жизни и смерти.

Например, Осирис был богом как плодородия, так и подземного мира, а его жена Исида была богиней, отвечавшей за погребальные обряды. Анубис, часто изображаемый с головой шакала, был богом бальзамирования и мест захоронения. В подземном мире он взвешивал сердце покойнику решать, перевесили ли его добрые дела при жизни плохо. Тот, бог мудрости и учености, отвечал за запись имен тех, чьи сердца были взвешены.

Бог солнца

Еще один бог был очень важен, хотя и ненадолго. Сыты по горло сила жрецов, почитающих Амон-Ра, фараона Аменхотепа III переключил внимание на второстепенного бога солнца Атона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *