Древнерусский язык. — М. : Высшая школа, 1973
%PDF-1.5 % 1 0 obj > /Metadata 2 0 R /PageLabels 3 0 R /Pages 4 0 R /StructTreeRoot 5 0 R /Type /Catalog >> endobj 6 0 obj /Title /Author >> endobj 2 0 obj > stream
«Булгарская теория происхождения татар трещит по швам»
Историю надо признать такой, какой она была на самом деле, и дальше смотреть в будущее непредвзятым взглядом
Человек живет мифами, и ему в качестве символов нужны жертвенные фигуры. Вице-президент АН РТ Рафаэль Хакимов в статье, написанной для «БИЗНЕС Online», проанализировал распространенные мифы в российской и татарской истории и считает, что жить в иллюзорном мире — это лишать нормального будущего своих детей. Но, учитывая, какими «спецэффектами» обладают современные «шаманы», сделать это будет крайне сложно.
«Даже после революции 1917 года мифическая картина истории государства Российского не сильно изменилась. Из нее выпало православие, место которого заняла коммунистическая «религия», а место монархов заняли вожди пролетариата»
«ОДИН „ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА“ ЗАМЕНИЛИ ДРУГИМ»
Израиля ведя стезей чудесной,
Господь зараз два дива сотворил:
Отверз уста ослице бессловесной
И говорить пророку запретил.
Далекое грядущее таилось
В сих чудесах первоначальных дней,
И ныне казнь Моаба совершилась,
Увы! над бедной родиной моей.
Гонима, Русь, ты беспощадным роком,
Хотя за грех иной, чем Билеам,
Заграждены уста твоим пророкам
И слово вольное дано твоим ослам.
Владимир Соловьев. Своевременное воспоминание. 1887
Нам только кажется, что сознание российского общества развивается. Меняются техника, внешний вид, мода, а сознание застыло, даже в чем-то деградирует, живет дореволюционными иллюзиями, ностальгирует по советским порядкам. Старые боги низвергнуты, а новых нет. Безвременье. Если понадобится писать многотомную историю России, то страницы о нулевых годах придется оставить пустыми.
Мы вроде бы стали крутыми, все пересели на иномарки, у каждого в руке айфон, но если прислушаться к разговору, то слышна примитивная болтовня о развлечениях, еде, сексе, охоте и рыбалке. Новые темы не появились, фантазия исчерпана.
Российское сознание травматическое, оно застряло в Средневековье и не может вырваться из клетки прежних мифов о величии страны. Под непосредственным руководством Екатерины II был придуман простой сюжет о зарождении страны с приходом Рюриковичей в Киев, что делало оправданным присутствие при монархах иностранцев. С тех пор Россией правили варяги. Крещение Руси в Киеве закрепляло присоединение Малороссии. Тема монгольского нашествия, татарского ига создала образ врага в лице татар. Образ хитрых, жестоких татар с «раскосыми и жадными очами» дополнял всю жуткую картину ига. Куликовская битва была исключительно важна, она стала символом победы русских над татарами. Взятие Казани и Астрахани, покорение Сибири закрепляли эту победу.
Затем следовал миф о победном шествии великого и гениального Петра I, повернувшегося лицом к Европе. Полтавская битва становится моделью дальнейших победных реляций, о его позорном пленении крымскими татарами во время Прутского похода и громадном выкупе — ни слова. Все остальные монархи — один лучше другого. Полководцы на первом плане исторической картины, ведь они расширяли территорию, занявшую в результате изрядную долю бывшей империи Чингисхана. Завоеванным народам якобы несли цивилизацию, они все благодарны «старшему брату». Ни слова об «усмирении» ногайцев Александром Суворовым. Великий полководец занимался делом, недостойным настоящего воина, — вместо сражения с регулярными войсками он пошел карательным походом против народа. Он не стеснялся отдавать приказы об истреблении ногайцев, которых сгоняли с родных мест. 29 сентября 1783 года войска подошли к устью Лабы. Здесь Суворов отдал приказ: «Войскам отдыха нет до решительного поражения, истребления или плена неприятеля». Суворов не знал поражений. Можно делать вид, что таких страниц в истории не было, но сам ногайский народ это помнит. И у других народов есть подобные страницы. Их можно назвать эпизодами великой истории России, но для народов страны это трагические незабываемые раны, замалчивание о которых порождает недоверие.
Даже после революции 1917 года мифическая картина истории государства Российского не сильно изменилась. Из нее выпало православие, место которого заняла коммунистическая «религия», а место монархов заняли вожди пролетариата. Один «опиум для народа» заменили другим. В результате получилась пересортица. Миф слегка подправили, но не стали ломать общую схему.
Страх перед разрушением старых мифов и символов пугает больше, нежели нарушение Конституции
«СТРАХ ПЕРЕД РАЗРУШЕНИЕМ СТАРЫХ МИФОВ И СИМВОЛОВ ПУГАЕТ БОЛЬШЕ, НЕЖЕЛИ НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ»
Революции задумывают романтики, осуществляют фанатики, а их результатами пользуются подонки.
Отто фон Бисмарк
С распадом СССР («Большой России») началась ломка. Перестройка не просто сломала общественные отношения, развернула страну в сторону обруганного капитализма (в конце концов, люди быстро привыкают к частной собственности), она сломала грандиозный миф о Великой России, что задевает основы идентичности. «Младшие братья и сестры» вместо благодарности разбежались по национальным суверенитетам, отгородились границами, написали собственную историю о своем колониальном прошлом, а некоторые вступили в НАТО. Хуже того, Киев — «мать городов русских» — оказался столицей враждебного государства. Где же тогда принимал крещение русский народ? В столице Украины? Обидный нонсенс.
Многие исторические каноны начали подвергаться сомнению. Политики отчаянно пытаются сохранить екатерининский миф о происхождении государства, но для этого административного ресурса недостаточно. Стопроцентный контроль над прессой невозможен. Интернет заполнен альтернативными версиями истории страны. Ордынская Русь стала популярной темой и постепенно набирает своих сторонников. Миф трещит по швам. Травматическое сознание цепляется за православную Русь, монархию, Сталина, пытается отчаянно победить на Куликовом поле, где не было никакой битвы. Само стремление сохранить Куликовскую битву в качестве важнейшего исторического события стало напоминать фантастическое сражение в иллюзионе. Что же в нем такого значимого? Почему за него так цепляются, в то время как многие исторические сюжеты легко забыты?.
Куликовское сражение из исторической битвы превратилось в символ победы русских над татарами, причем не в прошлом, а сегодня. Ведь если вдруг обнаружится, что русские не побеждали татар, а лишь участвовали в политических разборках вместе с татарами и литовцами, тогда исчезнет вековечный враг — опора екатерининского мифа. Противостояние татар и русских придется заменить стандартными политическими отношениями или даже сотрудничеством. Получится, что Россию строили русские вместе с татарами и другими народами. Кстати, Борис Годунов был из ордынских мурз, первый министр юстиции Державин плохо говорил по-русски. Первый министр МВД России князь Кочубей был татарского происхождения. Министр просвещения граф Уваров, сформулировавший русскую идею в виде знаменитой триады «Православие. Самодержавие. Народность», и многие другие чиновники высшего ранга были из татар. А сколько их среди полководцев, писателей! Не перечесть. Исчезновение исторического врага в лице татар неприемлемо, ведь тогда придется делиться с ними властью, признать татар не региональным, а федеральным компонентом. Русская монополия на власть закончится, и, не дай бог, начнет действовать Конституция, принятая от имени «многонационального народа» страны. Россия никогда не жила по Конституции. Она этого не умеет делать.
Старые символы цепко держат сознание российской элиты в своих удушающих объятиях. Казалось бы, какое дело с позиции великой России до алфавита татар? Нет же, они обязаны писать на кириллице, вопреки Конституции. Вопрос алфавита для российских политиков оказался символом превосходства над татарами. Нет нужды обсуждать неправоту Госдумы, запретившей татарскую латиницу, и страх Конституционного суда объявить ФЗ не соответствующим Основному закону. С точки зрения юридических вопросов тут полная ясность — законодатели намеренно нарушили Конституцию. Предрассудки оказались выше не только Конституции, но и здравого смысла. Страх перед разрушением старых мифов и символов пугает больше, нежели нарушение Конституции.
«НЕТ НУЖДЫ ИЗОБРЕТАТЬ ТЕОРИИ О БУЛГАРСКОМ НАРОДЕ, СОХРАНИВШИМ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ОРДЫ»
Те, кто делает мирную революцию невозможной, делает насильственную революцию неизбежной.
Джон Фицджеральд Кеннеди
Татарское сознание так же травмировано, как и русское. Комплекс неполноценности порожден тем же мифом о татаро-монгольском иге, внушаемым со школьной скамьи. Противостояние русских и татар подкрепляется картиной жестокости при взятии Казани. Она преподносится как религиозное противостояние. В этой картине (на самом деле жестокой, как, впрочем, все Средневековье) исчезают полутона, забывается, что в авангарде войск Ивана Грозного шла татарская конница во главе с Шах-Али. В результате покорения Казанского ханства некоторые татары приобрели земли, а тех, кто сопротивлялся, лишили званий, собственности и перевели в ранг ясачных крестьян.
Травмированному сознанию татар нужна жертвенная фигура, которая погибала бы за свой народ. Ей стала царица Сююмбике, якобы бросившаяся с башни, чтобы не стать пленницей Ивана Грозного. Вокруг этого мифа появилась специальная литература, слагаются стихи, песни, оратории. Сама башня Сююмбике стала символом для татар всего мира. Однако достоверно известно, что Сююмбике выдали замуж за Шах-Али в 1551 году и она была увезена вместе с сыном Утямышем в город Касимов, где и похоронена. Да и самой башни в нынешнем виде еще не было. Нет недостатка в научной литературе о времени завоевания Казани, но люди хотят услышать именно миф, потому что им нужны жертвенные фигуры, существует недостаток в людях, отстаивающих интересы своего народа. Это способ компенсации травмы через фантазию. Человек ищет смысл жизни — вот в чем правда, он должен выйти за пределы обыденного приобретения и потребления. Если он теряет смысл жизни, то тотчас же делается жалким и потерянным.
Лечить травматическое сознание новыми мифами — опасное занятие. Теория булгарского происхождения татар — иллюзия, призванная вроде бы снять комплекс неполноценности, но она всего лишь загоняет болезнь вглубь, заставляет оправдываться татар за то, чего они не совершали. Вся эта булгарская мифология снимается простым объяснением происхождения средневековых татар. После распада Тюркского каганата одна часть предков татар построила на востоке Евразии шесть государств, легших в основу империи Чингисхана, а другая часть как наследница того же самого Тюркского каганата строила на западе Евразии Дунайскую и Волжско-Камскую Булгарии. При Бату обе части воссоединились в Золотой Орде. Нет нужды изобретать теории о булгарском народе, сохранившем чудесным образом самостоятельность в рамках Золотой Орды, ненавидевшем татар и затем ставшем татарами. Никакие документы не подтверждают эту абракадабру.
О булгарах как едином и гомогенном народе Волжско-Камской Булгарии говорить не приходится. В этом государстве жило множество разных племен, объединенных только общими государственными границами. Сложиться в какой-то отдельный народ они не смогли. Для этого не хватило ни экономической, ни культурной мощи, а потому они вместе с близкородственными тюркскими племенами стали основой средневековых татар.
Любопытно, что Алмуш в 913 году чеканил монету под именем «эмир аль-Барсал». Он себя называет эмиром не булгар, а барсил. Гербом племени барсил был барс, который стал символом нынешнего Татарстана. Так что булгарская теория происхождения татар трещит по швам. Кстати, первая чеканка монет на территории Татарстана началась где-то между 902 — 908 годами. Россия в этом году отмечает 700-летие рубля, а мы можем спокойно взять за исходную цифру начало Х века. К сожалению, на первых чеканах не указан точный год. Но можно с уверенностью говорить, что татарскому чекану не меньше 1 111 лет.
Татарам вовсе нет нужды переживать за какие-то мифы о татарском иге и татарской дани и тем более сочинять теории о булгарском происхождении. Была империя с вертикалью власти, а Ордынская Русь была региональным компонентом. Вот и все. Если мы будем пребывать в логике татарского ига, русского ига, немецкого ига, тогда никогда не сможем преодолеть Долгого Средневековья.
«НЫНЧЕ ШАМАНЫ ВООРУЖЕНЫ ПОЛИТТЕХНОЛОГИЯМИ, СРЕДСТВАМИ КОММУНИКАЦИИ И СПЕЦЭФФЕКТАМИ»
Покажи мне, кто не раб. Один в рабстве у похоти, другой — у скупости, третий — у честолюбия, и все — у страха.
Луций Анней Сенека
В первобытном обществе болезни человека объяснялись нарушением картины мира, у человека из общей цепи представлений выпадало какое-то звено, в силу чего психика нарушалась, появлялись болезни. В таком случае колдун, шаман, знавший заклинания до тончайших деталей, должен был восстановить соответствие личных оценок общей картине мира и через объяснение причин возникшей ситуации мобилизовать психические и физические силы человека. Шаман болезни не объяснял действием каких-либо микробов, в то время мир был наполнен чудовищами, духами, богами. Именно они напускали беды. То, что мифология шамана не соответствовала реальности, не имело никакого значения, эффективность его функций зависела от окружения, которое верило в миф и в шамана. Миф был своего рода Конституцией, основой сообщества, а вера — залогом здоровья.
Мы носители древних суеверий. Мы совершаем клятвы в суде, скрепляем договор неким ритуалом, совершаем обряды во время свадеб или похорон, обращаемся с мольбой к Господу — во всех этих случаях слышатся отклики прежних магических действий. Когда человек не до конца понимает происходящие процессы, он опору ищет в магии или сходных по существу технологиях приведения в равновесие человеческой боли и переживаний с его представлениями о мироздании. Природа человека и общества во многом сохранилась, хотя самомнение человека выросло чрезвычайно.
Мифологическое сознание как целостный взгляд на мир существует на любой стадии развития общества. В отличие от первобытного сообщества у нас есть еще идеология, религия, национальные традиции и ценности. Все эти представления, порой весьма противоречивые, должны быть собраны в понятную и цельную картину. Выпадение какого-либо звена из системного видения приводит к бредовому состоянию общества.
Индустриализация, победа цифры над аналогом вовсе не вытесняют мифологию на обочину общественного сознания. Даже при наличии развитой идеологии стихийно или сознательно создается массовая мифология. Нынче шаманы вооружены политтехнологиями, средствами коммуникации, спецэффектами. Они стали весьма влиятельны. Раз все вокруг верят шаманам, то почему бы и дальше не жить иллюзиями?! Любим же мы голливудские фильмы за счастливый конец. Шаманы, психоаналитики действительно лечили и лечат психические отклонения, но им неподвластны органические болезни, которые не лечатся с помощью магии. У России болезнь органического свойства, она связана с государственным устройством. Распад СССР не был случайностью. Это следствие неспособности страны трансформироваться в новое качество.
Шаманы ХХI века весьма искусны в изобретении новых мифов, но ради будущего лучше говорить правду. Историю надо признать такой, какой она была на самом деле, и дальше смотреть в будущее непредвзятым взглядом.
Из дуба темного, приземистый, резной,
Он словно старичок лукаво-добродушный,
Из глубины его, таинственной и душной,
Струится аромат, приятный и хмельной.
А сколько в нем лежит душистого старья,
И кружев выцветших, и шелка, и батиста!
Вот груда детского и женского тряпья,
Вот бабушкин платок, широкий и пушистый.
Уж верно тут найдешь сердечко-медальон
С заветным локоном, сухой букет, флакон,
Все то, что дорого когда-то было сердцу.
О старый наш комод! И сказки ты хранишь,
Поведать хочешь их и ласково скрипишь.
Лишь открываются твои большие дверцы!
Артюр Рембо. Шкаф
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
После переговоров Си и Путина вот некоторые выводы: NPR
Президент России Владимир Путин (справа) и председатель КНР Си Цзиньпин обмениваются рукопожатием после общения со СМИ во время церемонии подписания после переговоров в Москве во вторник. Михаил Терещенко/Sputnik, Кремлевский бассейн Фото через AP скрыть заголовок
переключить заголовок
Михаил Терещенко/Sputnik, Кремлевский бассейн Фото через AP
Президент России Владимир Путин (справа) и председатель КНР Си Цзиньпин обмениваются рукопожатием после выступления перед журналистами во время церемонии подписания документов по итогам переговоров в Москве во вторник.
Михаил Терещенко/Sputnik, Кремлевский бассейн Фото через AP
ТАЙБЭЙ и МОСКВА. Глава КНР Си Цзиньпин завершил государственный визит в Москву, где почти три дня провел переговоры с президентом России Владимиром Путиным. У двух мужчин близкие отношения, и за последнее десятилетие они встречались 40 раз.
Этот визит стал особенно убедительным признаком поддержки России со стороны Китая, который состоялся всего через несколько дней после того, как Международный уголовный суд выдал ордер на арест Путина за предполагаемые военные преступления. Си не дал понять, что предъявил ордер на арест. Вместо этого двое мужчин тепло поприветствовали друг друга как «дорогой друг».
Одна большая тема на столе: война Путина в Украине. Вот что вам нужно знать о визите.
Для Путина визит был дипломатическим подарком в трудную минуту
Западные лидеры долгое время избегали Путина из-за вторжения. И все же на встречах с Си перед камерами китайский лидер похвалил путинское «сильное лидерство» и даже призвал россиян переизбрать его в 2024 году. Это был неловкий момент: Путин по-прежнему сдержан в отношении своих будущих политических планов.
«Поддержка Китая имела решающее значение для России в управлении репрессиями и санкциями США, НАТО и Европейского Союза, введенными в ответ на войну России в Украине», s говорит Шарил Кросс, директор Центра Козмецкого в Университете Святого Эдуарда в Техасе и специалист по китайско-российским отношениям.
«Укрепление и развитие китайско-российских отношений — это стратегический выбор Китая, основанный на его собственных фундаментальных интересах», — сообщили китайские государственные СМИ Путину в понедельник.
Си косвенно отмахнулся от западной критики его растущих связей с Путиным: «Это стратегический выбор Китая, и он не изменится из-за временного инцидента».
Китайско-российские связи принесли экономическую выгоду обеим странам, и в прошлом году двусторонняя торговля резко возросла. Сейчас на Китай приходится почти треть всего российского экспорта, а недавно Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай. Си призвал к расширению сотрудничества в таких секторах, как энергетика и цепочки поставок, после встречи с Путиным.
По словам аналитиков, поскольку его страна столкнулась с жесткими санкциями Запада, у российского лидера не было иного выбора, кроме как принять китайские предложения.
«Господство Китая над Россией завершено», — утверждает Сэм Грин, специалист по России из Центра анализа европейской политики, в ветке Twitter.
Грин описывает итоги переговоров как «замечательные», потому что сделки были настолько «односторонними» — Россия предлагала сырье на экспорт, но взамен получала мало китайских инвестиций в Россию.
«Путин говорит своему народу, что борется за суверенитет России. На самом деле он заложил Кремль Пекину», — пишет Грин.
В совместном заявлении об экономическом сотрудничестве, опубликованном после визита, подчеркивалось, что две страны будут стремиться увеличить использование «местной валюты», такой как китайский юань, а не доллар США, для расчетов при трансграничной торговле, в том числе в отношении нефти и газа. .
Эти две страны также все больше идеологически объединяются в своей оппозиции мировому порядку, возглавляемому США.
«Си Цзиньпин стремится взять на себя ведущую дипломатическую роль на мировой арене и все чаще готов присоединиться к Москве, чтобы бросить вызов западным ценностям и взглядам на международные проблемы», — говорит Кросс.
Намерения Китая вызвали широкий скептицизм
Си прибыл в Москву, рекламируя свой визит как «мирную миссию», сосредоточенную вокруг позиционного документа из 12 пунктов, направленного на прекращение боевых действий в Украине.
Выступая перед Си Цзиньпином перед камерами в начале обсуждения в понедельник, Путин сказал, что он «тщательно изучил» китайские предложения, «открыт для мирных переговоров» и приветствовал «конструктивную роль Китая».
Тем не менее, два дня переговоров дали лишь пустые слова о сделке.
Путин сказал, что китайский план согласуется с взглядами России и может стать «основой» возможного мирного соглашения — «когда Запад и Украина будут готовы».
Однако лишь немногие страны Евразии и Европы серьезно отнеслись к предложению Китая и России. Осталось невысказанным: Путин продолжает настаивать на том, чтобы Киев признал «новые геополитические реалии» украинских земель, незаконно аннексированных Москвой, несмотря на то, что российские силы не полностью контролируют эти территории в военном отношении.
Украина от этого отказывается и настаивает на выводе российских войск: «Первый и главный пункт — это капитуляция или вывод российских оккупационных войск с территории в соответствии с нормами международного права и Уставом ООН», — Алексей Данилов, секретарь Верховного Совета Украины. Совет национальной безопасности и обороны написал в Twitter на этой неделе.
Документ с изложением позиции Китая не содержит положений о возвращении территории Украины, захваченной Россией.
Более тесные связи между Китаем и Россией также встревожили бывшие советские государства в Центральной Азии.
«Я думаю, что страны Центральной Азии видят, что этот план нереалистичен, и его никак нельзя реализовать», — говорит Темур Умаров, научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир в Кыргызстане.
И несмотря на всю шумиху вокруг своих мирных усилий, Си поддерживал политическую балансировку, в которой он не осуждал действия России и не оказывал Путину военную поддержку.
Между тем, сосед Китая по региону Япония поддержала Украину. Пока Си был в Москве, премьер-министр Японии Фумио Кисида совершил неожиданную поездку в Киев и встретился с президентом Украины Владимиром Зеленским.
Визит Си был попыткой Китая и России сдержать дипломатические последствия вторжения России в Украину
Две страны попытались представить свои переговоры как обычную международную дипломатию и коллективно ответили на критику Западом своих политических систем, заявив, что » противостоять лицемерному нарративу о так называемой «демократии против авторитаризма». »
«Я думаю, что сейчас идет работа по устранению ущерба», — говорит Томас Кристенсен, профессор международных отношений и директор программы «Китай и мир» в Колумбийском университете.
«После того, как Пекин предложил свое так называемое мирное предложение, для него имело смысл пойти и обсудить его с Путиным, потому что он может попытаться проецировать, особенно развивающемуся миру и некоторым европейским столицам, что Китай является конструктивной силой. , что Китай не просто полностью на стороне России, но и пытается установить мир».
Поддержка Китая также обеспечила России защиту от давления Запада, поскольку Си полностью одобряет то, что Путин рассматривает украинский конфликт как часть более широких усилий Запада по сдерживанию соперничающих держав и предотвращению того, что Путин называет историческим сдвигом в сторону «многополярного» мира. .
Показательный момент наступил, когда Си попрощался с Путиным после официального обеда в Кремле во вторник.
«Сейчас происходят перемены, подобных которым мы не видели 100 лет», — сказал Си Путину. «И мы вместе продвигаем эти изменения».
Киевская Русь и монголы | История России: очень краткое введение
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория России: очень краткое введениеОчень краткое введениеИстория России и Восточной ЕвропыОчень краткое введениеКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория России: очень краткое введениеОчень краткое введениеИстория России и Восточной ЕвропыОчень краткое введениеКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Хоскинг, Джеффри, «Киевская Русь и монголы», Russian History: A Very Short Introduction , Very Short Introductions (
Oxford, 2012; онлайн-издание, Oxford Academic, 24 сентября 2013 г. ), https://doi.org/10.1093/actrade/9780199580989.003.0002, по состоянию на 25 апрель 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория России: очень краткое введениеОчень краткое введениеИстория России и Восточной ЕвропыОчень краткое введениеКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория России: очень краткое введениеОчень краткое введениеИстория России и Восточной ЕвропыОчень краткое введениеКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
«Киевская Русь и монголы» начинается с принятия варяжского владычества славянскими племенами в 9 в. го века в интересах мира, безопасности и стабильной торговли. Столица была основана в Киеве с каганом (великим князем) и его дружиной (вооруженными приспешниками). Князь Владимир установил закон и порядок и породил взаимную солидарность, приняв монотеистическую религию — византийскую форму христианства — в 988 году. Монгольское господство и Золотая Орда возникли в 13 веке и принесли большие изменения в регион. Москва стала центром русского православия в 1325 году, но продолжала платить дань хану Большой Орды до конца 15 века.
Ключевые слова: форма, Золотая Орда, монголы, православие, правление
Предмет
История России и Восточной Европы
Серия
Краткие предисловия
Коллекция: Очень короткие вступления
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.