Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина из комедии «Горе от ума»
В комедии «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов впервые в русской литературе показал образ «нового человека», критикующего реакционное общество, защищающего свободу, гуманность, ум и культуру. Главный герой комедии Чацкий — человек нового склада души и ума, вырабатывающий в себе новый взгляд на мир и на отношения людей. Этому герою «века нынешнего» автор противопоставил целый ряд людей «века минувшего», живущих по сложившимся устоям, старающихся получить выгоду для себя, а не приносить пользу обществу. К таким героям относится и секретарь Фамусова Молчалин. Он молод, но это человек «века минувшего», так как целью жизни для него является собственное благополучие, и ради него он готов раболепствовать перед влиятельными людьми. Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина поможет сравнить жизненные позиции этих героев.
Содержание
Происхождение. Воспитание и образование. Возраст.

Александр Андреевич Чацкий — молодой дворянин. Он воспитывался после смерти отца у его друга, богатого управляющего в казённом месте Павла Афанасьевича Фамусова. Молодой человек получил хорошее образование, стал жить самостоятельно и три последних года провёл в путешествиях. Он успел и послужить, но понял, что на службе трудно сохранить свою независимость, и оставил службу, так как «служить бы рад, прислуживаться тошно» (действие 2, явление 2). Материальное положение позволяет ему не служить (у него не меньше 300 крепостных, как утверждает Хлёстова в 3-м действии).
Алексей Степанович Молчалин — тоже молодой дворянин, но «безродный», бедный. Родился он в Твери. Отец его воспитывал так, чтобы в будущем он смог продвинуться по службе, а для этого угождать не только начальнику, но и всем людям «для избежанья зла». Молчалин хорошо образован, у него отличные деловые качества, за них-то Фамусов и взял его себе в секретари. К этой профессии Алексей Степанович очень подходит, так как он исполнителен и аккуратен.
Речевая характеристика
Чацкий говорит красноречиво, остроумно, иногда резко. Свои сатирические замечания и страстные монологи он обращает к людям фамусовского общества, которые не соглашаются с его мнением и очень не одобряют его свободомыслие.
Молчалин разговаривает со светскими людьми очень почтительно, вежливо, говорит им приятные банальности, и этим заслуживает их симпатию.
Интеллект Чацкого и Молчалина. Ум в понимании этих героев
У Александра Андреевича Чацкого интеллект очень высокий. Его ум отражает интеллект свободного мыслителя. Для него умные люди — это те, кто критически относятся к образу жизни светских людей, тратящих время на «обеды, ужины и танцы». Умный человек, по мнению Чацкого, — это тот, кто, не обращая внимание на осуждение светским обществом своего образа жизни, живёт так, как велит душа, занимается тем, что ему близко (искусством, литературой, наукой и т. д.).
Александр Степанович Молчалин тоже умён, но ум у него практический, помогающий приспособиться к условиям жизни. Для Молчалина умны те, кто умеет извлекать для себя выгоду, кто достиг чинов и богатства.
Жизненные принципы, идеалы
Жизненные ценности и вообще взгляды на жизнь у Чацкого и Молчалина противоположны. У этих героев есть цель жизни: у Молчалина — получить высокий чин и стать богатым человеком; у Чацкого — честное служение Отечеству. Отношение к службе у него и его антагониста Молчалина противоположно: Чацкий готов служить честно, не прислуживаясь, а Молчалин решил сделать карьеру, используя подхалимство и угодничество. Среди героев комедии у Чацкого нет единомышленников, другим её персонажам близки молчалинские взгляды на жизнь.
Идеалом для секретаря Фамусова является жизнь его начальника и других «тузов», достигших высокого положения в обществе. Жизненный идеал Чацкого — свободная жизнь без раболепства и с возможностью заниматься тем, к чему есть способности и что может принести пользу Родине.
Отношение к фамусовскому обществу
Домашнее окружение и гостей Фамусова литературные критики называют фамусовским обществом. Чацкий старается раскрыть этим людям глаза на недостатки их окружения и вообще российской жизни того времени. Но им чужда его жизненная позиция, так как они довольны и собой, и устоями, царящими в светском обществе.
Молчалин, который сам относится к фамусовскому обществу, так как служит под начальством Фамусова и живёт в его доме, к окружающим относится потребительски. Он вежлив и льстив с ними только потому, что с их помощью надеется продвинуться по карьерной лестнице.
Характер, поступки
У Чацкого характер открытый, эмоциональный, независимый. Этот герой горд, ироничен, остроумен. Отличительные черты его характера — свободолюбие, любовь к Родине. Главное качество личности Чацкого — страсть политического борца против паразитизма и рабства.
Александр Андреевич учился и развивал свой ум для того, чтобы подготовиться к деятельности, полезной для Отчизны. Он общался с министрами, но так как не хотел «прислуживаться», скоро разорвал с ними связь. Три года проведя в путешествиях, он приехал в Москву и стал критиковать нравы светского общества перед его представителями, которые не хотели его слушать. В общении с этими людьми проявились такие черты характера Чацкого как романтическое безрассудство, нетерпеливость, пылкость, излишняя самонадеянность.
Молчалин — настоящий антипод Чацкого. Он очень сдержан, вежлив, почтителен. Главное качество Молчалина — упорство в достижении своей цели жизни, которая заключалась в обретении высоких чинов и богатства. Он решил добиться этого не столько своими деловыми качествами, сколько угождением и лестью влиятельным людям. Молчалин очень дорожит своей службой у Фамусова, хочет закрепиться в высшем обществе, рассчитывает на покровительство своего начальника и других влиятельных персон, например, некой Татьяны Юрьевны, имеющей в друзьях и родных «полезных» должностных и чиновных лиц.
Отношение к Софье
Чацкий полюбил Софью ещё до своего отъезда в путешествие. Дочери Фамусова тогда было лишь 14 лет, и о женитьбе не могло быть речи. Путешествие и новые впечатления не охладили чувство молодого человека. Когда Софье исполнилось 17 лет, он, полный надежд на её взаимность, приехал в Москву. Но Софья за 3 года изменилась, она выросла в окружении светских людей и не замечала их отрицательных качеств. Чацкий, узнав, что Софья предпочла его Молчалину, которого он презирал, полностью разочаровался в своей любимой.
Почему же Софья выбрала Молчалина, а не Чацкого? До приезда Чацкого в дом Фамусова её сердце было уже занято. Девушка была любительницей французских романов, вообразила, что секретарь её отца очень похож на благородных героев этих романов, и полюбила Молчалина. А этому молодому человеку его отец когда-то внушил, что для того, чтобы добиться успеха в жизни, нужно угождать и начальнику, и его окружению. Поэтому, стараясь угодить дочери своего начальника, проявлявшей к нему внимание, Молчалин стал играть роль влюблённого.
Взаимоотношения Чацкого и Молчалина
Отношение этих героев друг к другу прекрасно видно в их диалоге в 3-м действии (явление 3). Перед тем как вошёл Молчалин, Чацкий рассуждает сам с собой, подозревая, что Софья полюбила Молчалина. Он даёт такую характеристику Молчалину: «Услужлив, скромненький, в лице румянец есть. //Вот он на цыпочках, и не богат словами…» Далее следует диалог Чацкого и Молчалина, во время которого раскрывается характер Молчалина. Секретарь Фамусова гордится, что получил три награжденья, поступив на государственную службу «по Архивам» (то есть в Московский архив), гордится своими двумя талантами: умеренностью и аккуратностью. Когда Чацкий с сарказмом хвалит эти его таланты, Молчалин, якобы участливо, спрашивает его: «Вам не дались чины, по службе неуспех?» Он начинает снисходительно учить Чацкого, как достичь успеха по службе. По его мнению, нужно завести знакомство с влиятельными людьми, например, с Татьяной Юрьевной, у которой много «чиновных и должностных» друзей и родных.
Чацкий отвечает Молчалину довольно резко и насмешливо, но тот, будто не замечая этого, продолжает поучать Чацкого: «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? //И награжденья брать, и весело пожить?»
Секретарь Фамусова заявил, что в его возрасте «не должно сметь своё суждение иметь», поскольку в чинах он пока небольших и должен зависеть от других. После таких слов Чацкий почти громко восклицает: «С такими чувствами, с такой душою //Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!» Он не верит, что Софья полюбила Молчалина, по его мнению, этот человек не достоин её.
Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина (таблица)
Сравнительные параметры | Александр Андреевич Чацкий | Алексей Степанович Молчалин |
Происхождение, материальное положение | Дворянин, в детстве жил в Москве, в семье Фамусова. От отца ему досталось не менее трёх сотен крепостных. | Скорее всего, он дворянин (о его дворянстве свидетельствует то, что он числился в Московском архиве, куда поступала дворянская молодёжь, чтобы числиться на государственной службе и получать чины). Родом из незнатной, бедной семьи, жившей в Твери. |
Род занятий | Какое-то время служил, но скоро службу оставил («Служить бы рад, прислуживаться тошно»). | Секретарь Фамусова, управляющего в казённом доме, служит у него уже 3 года.![]() |
Речевая характеристика | Остроумен, красноречив, в разговоре иногда резок. | Речь его спокойна, вежлива, почтительна. |
Интеллект. Отношение к понятию «ум» | Человек с высоким интеллектом, просвещённый. Считает, что для Отечества больше полезны люди с умом возвышенным и свободным, а не житейским, практическим умом. | Образованный, деловой человек. За эти его качества Фамусов и держит его секретарём. Молчалин считает умными людей, приспособившихся к условиям жизни и добившихся высоких чинов и богатства. |
Цель жизни | Хочет быть полезным Родине. | Цель его жизни — «дойти до степеней известных». |
Жизненная позиция | Готов служить «делу, а не лицам», надеется на свои знания и возможности. | Готов «угождать всем людям без изъятья», рассчитывает на покровительство влиятельных людей. |
Отношение к фамусовскому обществу | Чацкому чужды порядки в светском обществе, он старается обратить внимание окружающих на недостатки современной ему жизни.![]() | Молчалин принимает законы фамусовского общества, относится к его представителям с уважением и даже раболепием. В отличие от Чацкого, «чужих и вкривь и вкось не рубит» (это слова Софьи). |
Характер | Независимый, гордый, честный, свободолюбивый, ироничный. Любит Родину. Главное качество Чацкого — страстность борца против несправедливости. Отрицательные черты характера: нетерпеливость, заносчивость, излишняя самонадеянность. | Расчётливый, деловитый, угодливый, скрытный. Гордится такими своими качествами как «умеренность и аккуратность». «Уступчив, скромен, тих», — так характеризует его Софья. |
Поступки | Одно время служил, общался с министрами, но службу оставил, так как «служить бы рад, прислуживаться тошно». После 3 лет, проведённых в путешествиях, вернулся в Москву и стал перед светскими людьми резко критиковать их образ жизни. | Старается быть полезным для светских, влиятельных людей, прислуживает им.![]() Способен на подлость: притворяется влюблённым в Софью, одновременно заигрывая с её служанкой Лизой. |
Отношение к Софье | Любит Софью, но увидев, что она увлечена таким ничтожеством, как Молчалин, разочаровывается в ней. | Играет перед дочерью своего начальника роль влюблённого. Он признаётся Лизе, что не видит в Софье ничего завидного. |
Отношение людей фамусовского общества к героям | За насмешливость над нравами светского общества его недолюбливают. | Любят его за скромность, уступчивость, угодливость. |
Вывод
Из сравнительной характеристики Чацкого и Молчалина видны сходства и различия этих героев. Общие черты Чацкого и Молчалина: молодость, образованность, оба имеют цель жизни и принадлежат к фамусовскому обществу (Чацкий был воспитан в доме Фамусова, а Молчалин не только служит у Фамусова секретарём, но и живёт в его доме). И всё же их можно назвать антиподами, так как Чацкий принципиально противоположен Молчалину. Свободолюбивый Чацкий критически относится к обычаям и устоям светского общества, а Молчалин одобряет их и старается их соблюдать. Жизненные цели этих героев отличаются тем, что Чацкий готов служить для пользы Родины, а Молчалин — только для своего благополучия (чинов, богатства).
Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Вам также будет интересно почитать:
Характеристика фамусова горе от ума краткое содержание. Горе от ума характеристика образа фамусов павел афанасьевич
Начало родов
— это произведение, где затронуты общественные проблемы, которые назревали в начале девятнадцатого века. Здесь затронуто столкновение старого и нового, прошлого и настоящего, века нынешнего с веком прошедшим. Вот как раз приверженность к старому, автор и сосредоточил в образе Фамусова.
Образ Фамусова
Фамусов в комедии — это реалистически созданный образ, который автор раскрыл со всех сторон. Грибоедов изобразил Фамусова и как чиновника, и как помещика, и как отца. При этом следует понимать, что таких староверов было не единицы. Ярых защитников крепостнического дворянства было предостаточно в начале 19 века, даже больше. Их количество превышало над количеством представителей передового дворянства. Поэтому с уверенностью можно сказать, что созданный образ Фамусова в Горе от ума является типичным для представителей московского дворянства.
Характеристика Фамусова Горе от ума
Итак, в своем кратком на тему Горе от ума, а вернее на тему образа Фамусова начну со знакомства с данным представителем крепостнического дворянства, со старовером Фамусовым. В своем сочинении по произведению Грибоедова следует сказать, что это один из главных героев. Фамусов богатый дворянин, чиновник, знатный человек. Он хорошо известен в знатных кругах, при этом является родовитым дворянином, у которого в родстве дядя Петрович, что был известен при дворе.
Описывая в сочинении образ данного героя, следует обратиться к содержанию его образа, и тут мы увидим, что он защитник старины, он защищает старые традиции и обычаи дворян. Он крепостник по убеждениям, считает что окружать его должны только родственники, чтобы порадеть родному человечку. Признает только богатеев, а со всеми, кто ниже его, не считается. Если говорить о его службе, то она для него не как долг гражданина, а как возможность получить чины, звания, медали, награды и деньги. Он служит по принципу угодить вышестоящим и выслужиться перед ними.
Разговаривает Фамусов с каждым героем по-разному, в зависимости от того, что его собеседник представляет в обществе. Так, если перед ним человек своего круга, то разговор будет заискивающим и льстивым, если перед ним какой-то мелкий чиновник, то с ним и на ты можно поговорить, а слугам и вовсе можно грубить.
С дочерью он также разный. Он может и пожурить, и приласкать, и упрекнуть и позаботиться. В молодом поколении Фамусов видит будущее, поэтому и считает, что образование не нужно, оно только вредит, а наилучшим образованием и примером может быть лишь то, что дают и чему учат родители. Так он говорит Софье, что для нее он является лучшим примером.
Если говорить о моральной стороне Фамусова, то и здесь нет особых требований, лишь бы было богатство. Есть деньги, значит и жених ты подходящий. Грибоедов в образе Фамусова очень удачно отразил и показал людей, против которых в свое время выступили декабристы.
Сочинение на тему: образ Фамусова в комедии Горе от ума
5 (100%) 2 votes
Сочинение на тему: «Чацкий и Молчалин в комедии Горе от ума» Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Сочинение на тему: образ Хлестакова по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» относится к тем произведениям, которые не теряют своей остроты и актуальности с течением времени. Более того, чем больше лет отделяет их от момента создания, тем большую ценность они представляют. Так происходит с драгоценными винами, живописными полотнами, скульптурами, зданиями и т. д.
Фабула и сюжет
Напомним для начала, что такое фабула и сюжет. Это важнейшие литературоведческие понятия, без знания которых невозможно проанализировать ни одно Фабулой принято называть череду событий, сменяющихся одно другим по ходу содержания. В комедии это утро в доме Фамусова, случайное столкновение его со своим секретарём в апартаментах Софьи. Затем ещё более неожиданный приезд в Москву Чацкого, его визиты, разговоры с Афанасием Павловичем, попытка выяснить, кто стал удачливым соперником. Наконец, бал, кульминация всех интриг и хитросплетений, слухи о том, что Чацкий сумасшедший. Разочарования Софьи, ужас Фамусова и бегство молодого «карбонария» вон из Москвы. А что касается сюжета и конфликта, то их связывают, по сути, два персонажа: Чацкий и Фамусов. Характеристика их и поможет определиться с основными параметрами произведения. Разберёмся подробнее, что же представляет собою последний.
Олицетворение барской Москвы
В комедии первая столица России является олицетворением старинного уклада жизни, формировавшегося веками. Блеск и роскошь ассоциируются в первую очередь с минувшими временами Екатерины II. Этот век и считает идеальным Фамусов. Характеристика героя хорошо укладывается в значение его фамилии, которую Грибоедов выбрал для персонажа не случайно. «Фама» по-латыни означает «молва». Молвы, огласки, чужих досужих разговоров и боится Павел Афанасьевич. У него две «страшилки»: «как бы чего не вышло» и «что будет говорить княгиня Марья Алексеевна». Однако важно ещё одно значение фамилии «Фамусов». Характеристика персонажа как человека известного, пользующегося влиянием, уважением в обществе, тоже ему соответствует. Недаром перед героем заискивают, его покровительства ищут, а ко мнению прислушиваются. По замыслу Грибоедова, именно Фамусов (характеристика его в комедии доказывает это) олицетворяет собою старинную барскую Москву: хлебосольную, любящую погулять, посплетничать, соблюдающую этикет и внешние правила приличия, хранительницу домостроевских, патриархальных, самодержавно-крепостнических традиций.
Основные черты характера
Какую же роль играет в «Горе от ума» Фамусов? Характеристика Павла Афанасьевича совершенно недвусмысленна. Он уже в годах, вдовец, но обладает отменным здоровьем, что позволяет ему волочиться за хорошенькой Лизой, выставляя себя в то же время примерным, скромным, степенным семьянином и отцом перед Софьей. В угоду моде и новым временам он вынужден обучать дочь «по-французски», танцам и «всем наукам», одевать в иностранных магазинах на Кузнецком мосту, а сам с праведным гневом отзывается о науках, просвещении. По его мнению, учёность — «вот чума», источник инакомыслия, революционных идей, всего нового, что грозит сместить привычный и удобный герою ход вещей, самодержавный строй, сломать тот уклад, на котором базируется и власть Фамусова, и богатство. Умный, хитрый и расчетливый, этот «старинный русский барин» тоскует о временах «Максима Петровича», когда высокие чины и звания, награды и жалования раздавались не по заслугам и достоинствам, а на основе лести, низкопоклонства, угодничества и наушничества. Закоренелый крепостник и ретроград, смотрящий свысока на тех, кто беден, он с удовольствием выступает в роли благодетеля, как в случае с Молчалиным. Свое твёрдое убеждение он высказывает Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». Это тоже вполне яркая «Горе от ума», по сути, это портрет двух эпох: «века минувшего» и сплотившихся вокруг него Скалозуба, княгини Марьи Алексеевны, князей Тугоуховских, самого Фамусова, а также «века нынешнего», олицетворением которого стал одиночка Чацкий.
Как утверждают критики, в комедии победа осталась за Чацким. Но очень сомнительная, напоминающая больше поражение. А резонёры Фамусовы, увы, были, есть и продолжают быть, оставаясь основной, рутинной частью общества.
А.С. Грибоедов не случайно подбирает Фамусову его фамилию. На латыни «фама» звучит как «молва», а «фамосус» на латыни значит «знаменитый». Зная это, каждый читатель уже с первых строк произведения понимает, что речь идет о важной персоне, занимающей высокое положение в обществе. Титулованный помещик, богатый барин, состоящий в родстве с именитым вельможей Максимом Петровичем, Павел Афанасьевич Фамусов вращается среди важных, почтенных московских персон и крупных чиновников, часто принимая их у себя в доме.
Фамусов — человек, для которого суждения молвы и общества важнее собственного мнения. В финале пьесы Фамусов не спешит поддержать свою разочарованную в любви дочь. Павла Афанасьевича больше всего на свете волнует мнение княгини Марьи Алексевны о событиях в его собственном доме.
Образ Фамусова достаточно реалистичен и красноречив. Перед читателем Павел Афанасьевич предстает и заботливым строгим отцом, и важным чиновником, и барином, свято чтящим вековые традиции. Он незлобив, остроумен, всегда радушно принимает своих гостей, покровительствует своим родственникам и знакомым. Как и всякий человек, бывает вспыльчив и ворчлив. Ничто человеческое ему не чуждо, ни добродетели, ни пороки.
Он всячески заискивает перед теми, кто выше его рангом, льстит тем, от кого зависим. Как нелепо и смешно выглядит Фамусов, оказывая у себя дома чрезмерное внимание тупому солдафону Скалозубу, нахватавшему с помощью лести наград и отличий! Совсем другим тоном Павел Афанасьевич обращается к прислуге, называя их ослами и не церемонится с выбором слов и выражений. Общаясь с Молчалиным, он ни на минуту не дает тому забыть, что приютил его у себя в доме, облагодетельствовав его службой. Фамусов постоянно обращается к Молчалину на «ты», демонстрируя снисходительно-покровительственный тон начальника-благодетеля. Учитывая высокородное происхождение Чацкого, Фамусов общается с ним на равных. С дочерью Софьей Павел Афанасьевич общается как всякий любящий отец, то пожурит ее, то приласкает, то преподаст урок неопытной девушке.
Речь Фамусова — яркое выражение его своеобразной натуры. Павел Афанасьевич общается с окружающими как типичный московский барин. Он часто использует слова, присущие простонародью: мочи нет, уморить, неужто, прозябли, отдушничек, бить баклуши, невзначай. Такая исконно русская речь Павла Афанасьевича свидетельствует о том, что он — русский барин и хорошо знает традиции своего народа. В своей речи Фамусов иногда использует и слова иностранного происхождения, называя Чацкого карбонарием. Рассказывая Чацкому о царском приеме, он использует иностранное слово куртаг, обозначающее приемный день в царском дворе. Невзирая на относительно богатый словарный запас, Фамусов не использует научных терминов, что свидетельствует о его ограниченности. В его лексиконе отсутствуют и слова, передающие глубокие душевные переживания, так как Павел Афанасьевич по большому счету — обыватель, которого не очень волнуют житейские проблемы. Он доволен тем, что имеет и лишен высоких стремлений и побуждений. Его ограниченность особенно ярко проявляется, когда его гости рассуждают о вреде учения и книг. Фамусов поддерживает их и предлагает сжечь все книги, от которых, по его мнению, исходит все зло. Фамусов пребывает в глубокой уверенности в том, что крепостное право непоколебимо и единственно правильное. Он восхищается былыми временами и старыми порядками, яростно отвергая все новое и непонятное.
В известном произведении «Горе от ума» А.С. Грибоедов ярко и реалистично показал Фамусова как типичного представителя русского дворянства начала XIX века и яростного защитника реакционного самодержавного строя, олицетворяющего косную и отсталую Россию того периода.
Комедия А.С.Грибоедова “Горе от ума” может похвастаться своими неповторимыми образами. Одним из центральных образов произведения является образ Фамусова.
Павел Афанасьевич Фамусов — человек в возрасте, похоронил жену, мать своей дочери, Софьи, которую воспитывает с помощью гувернанток, но бесконечно любит. Он живет в Москве и, несмотря на свой возраст, Павел достаточно энергичный, служит управляющим на государственном предприятии, куда устроил работать почти всех своих родственников. Он регулярно выдает им награды, чины, почти все предприятие занимают исключительно родственники Фамусова.
Павел Афанасьевич взял к себе на воспитание Чацкого, когда его родители умерли. Ему важно, что о нем говорят, он зависим от чужого мнения, любит разносить слухи. Фамусов лицемерен, часто суетиться, остроумен и находчив, любит льстить людям, оценивает людей по чину (чинопочитание). Он ничего не замечает вокруг, любит ставить себя выше всех, всегда отстаивает свою точку зрения, из-за чего много говорит, часто всех перебивает, часто сердиться, любит ругаться по поводу и без на свою прислугу. Также автор отмечает громкий голос Павла.
Фамусов считает образование ненужной тратой времени. Также он считает себя гостеприимный и придает важность походам в гости. Его нередко можно заметить на всех важных событиях города, на балах, крестинах и так далее. Павел Афанасьевич считает, что Чацкий не может жениться на его дочери Софье, потому что у него нет денег, а отец требовал исключительно богатого жениха, несмотря на свое небедное материальное положение, он был не прочь породниться с молодым полковником Скалозубом. Плюс ко всему, по мнению Фамусова, от Чацкого можно было ждать только неприятностей и нарушения порядка. Павел и Чацкий были противоположностями друг друга, во время спора каждый отстаивает свою точку зрения, они не слышат друг друга.
В лице Фамусова Грибоедов выражает типичного русского дворянина, а в лице его свиты и друзей — типичное русское общество. Все развлекаются, но под этим скрывается корыстные цели: найти выгодную партию, завязать новые знакомства, найти покровительство. Всех гостей Фамусова и его самого объединяет поиск личной выгоды, лицемерие. В таком обществе искренность считается дурным тоном или безумием, где все пытаются произвести друг на друга хорошее впечатление, позабыв о своем внутреннем мире.
Сочинение про Фамусова
Из произведения “Горе от ума” мы узнаём о ситуации, царившей в России на тот момент, подробно описывая людей, и их мысли и переживания.
Автор знакомит нас с множеством колоритных персонажей, которые затягивают читателя в повествование. Из поколения старого мы знакомимся с Фамусовым, человеком преклонных лет, который имеет своё положение в обществе, и очень дорожит им. Он является человеком, который всегда задумывается о том, что думают о нём окружающие, человеком который консерватором, отвергающим всё новое и инновационное. Являясь консерватором по натуре, этот человек старается отвергать науку и просвещение, порицая за чтение свою дочь, якобы оно развращает молодой ум девушки, однако в произведении мы видим, что и Фамусов отнюдь не святой, ведь он частенько флиртует со своей служанкой Лизой.
Из всего вышеописанного мы видим, что Фамусов является человеком, закрытым в своём коконе стабильности, не желающим ничего нового, и даже побаиваясь нового, так как он переживает, что это новое, может забрать его старую жизнь, к которой он так привык и не хочет терять. Отчасти Фамусова можно понять, он человек другого поколения, и всё то, что для нового поколения норма, для него дикость и полнейшая бестактность. Так было и будет всегда, так что осуждать его за это, будет очень глупо. Грибоедов показывает нам данный образ, чтобы показать ту борьбу старого с новым и инновационным. То нежелания старого мира отходить на второй план, в связи с его нежеланием терять власть.
Также через Фамусова видно, что автор сделал его олицетворением консерватизма, нежелающего впустить в этот мир ничего нового, способного привести к изменениям, так как сам Фамусов боится изменений, опасаясь потерять свою старую жизнь, которую он так полюбил, и к которой так привык.
В девятнадцатом веке в России произошло множество событий, о которых мы можем узнать из произведений русских классиков. Многие из них описывали различные события, так или иначе повлиявшие на состояние нашей родины, и определенно повлиявшие на людей того времени.
Многие произведения такого автора как Грибоедов можно назвать произведениями, провоцирующими людей на изменения, и возможно на сопротивление. Поэтому его произведения часто подвергались к цензуре, и часто его произведения не допускали к печати. Одним из таких произведений стало его провокационная комедия “Горе от ума”.
3 вариант
Комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума” поднимает множество остросоциальных вопросов, обострившихся после Заграничных походов русской армии. Все персонажи данного произведения олицетворяют представителей российского общества того периода. В большей степени автор делает акцент на дворян и высокопоставленных личностей. Все, за исключением Чацкого, выступают в роли негативных героев. Особняком среди них стоит Павел Афанасьевич Фамусов. Каков же образ данного персонажа?
Фамусов – помещик, предводитель так называемого “Фамусовского общества”, отличающегося консервативными взглядами на жизнь. Павел Афанасьевич довольно пожилой человек, о чём свидетельствует его выступающая седина. Несмотря на свой достопочтенный возраст, он очень активен и бодр. Фамусов занимает высокое положение в обществе, работая на должности управляющего в казённом доме. Практически все коллеги по работе приходятся ему родственниками, которые получили свои места благодаря кумовству. Фамусов был женат, но его супруга умерла. От брака у вдовца осталась дочка София, которую он воспитывает самостоятельно, стараясь привить ей свои собственные порядки.
Отношение Павла Афанасьевича к жизни выражает мнение всех дворянских кругов того времени. Фамусов презирает образование и просвещение, потому что это может нанести вред его благосостоянию. Он крайне не одобряет обучение своей дочери, которая изучает науки и искусство при помощи профессиональных учителей из европейских стран. Сам же Фамусов является необразованным человеком, который предпочитает вести роскошный образ жизни.
Несмотря на большое количество рабочих обязанностей, он уделяет много времени развлечениям, в особенности походам в рестораны. В доме у Павла Афанасьевича практически всегда можно встретить гостей. К их приходу Фамусов готовится основательно. Он дорожит своей репутацией и пытается произвести впечатление на знакомых людей, боясь осуждения или критики со стороны общества. Тем не менее его отношение к собеседнику зависит от служебного положения человека. Благодаря своему умению льстить, данный персонаж быстро поднялся по карьерной лестнице.
В образе Фамусова Грибоедов хотел продемонстрировать все пороки и недостатки консервативного общества дворян. Павел Афанасьевич олицетворяет негативные качества человеческой души, что проявляется в его отношении к различным вопросам и его подходу к решению задач. Автор призывает людей, похожих на Фамусова, изменяться и становиться представителями передовой прослойки тогдашнего дворянства, которое находилось в меньшинстве и не могло кардинально изменить устаревшие ценности.
Образец 4
Произведение Грибоедова «Горе от ума» показывает основные проблемы в обществе 19 века и проблема, которая остаётся вечной, конфликт поколений. Автор разделяет два поколения на «минувший век» и «век нынешний». У каждого века есть свой представитель, который отражает всю суть того времени.
Один из главных героев Павел Афанасьевич Фамусов относится к минувшему веку. Занимает почетное место в Москве, дворянин. Фамусов управляющий в казенном доме. Фамусов не одинок, он имеет семью, состоящую только из дочери. Дочь София в возрасте семнадцати лет. Фамусов воспитывает ее один, жены нет, она умерла.
Фамусов отрицательно относится к каким либо переменам в жизни. Им движет страх и неизвестность. Будет ли хорошо после перемен или же стоило ничего не трогать и оставить на своих местах? Именно такие мысли Фамусова передает нам автор.
С первых строк произведения отчётливо виден образ главного героя. Не стоит забывать, что Фамусов представлен, как целое поколение, относящиеся к минувшему веку.
Перемены в жизни это не единственное что отрицает Павел Афанасьевич. Так же он против просвещения. Он считает это злом. Он называет свою дочь распущенной, когда видит Софью с Молчалиным. Оправдывает эту распущенность тем, что Софья читает много книг. Именно от них весь вред и все беды. Сам же Фамусов ведёт себя как монах и считает себя примером для дочери. Хотя каждый, кто не слеп, видит обратное, Фамусов не ведёт свою жизнь как монах. Незадолго до разговора с дочерью, Павел Афанасьевич флиртовал со служанкой Лизой.
Фамусов очень зависим. А именно зависим от общественного мнения, ему важно то что о нем подумают и что скажут. Он переживает, что о нем будут плохо говорить в обществе. Павел Афанасьевич всегда думает, какое впечатление он произведёт на окружающих. Правду говорят «не суди книгу по обложке». Но Фамусов делает всё в точности да наоборот. Ему важен внешний вид, а не те качества и достоинства, которые внутри человека и собственно то из чего он состоит.
Кто-то стыдиться выслужиться и унижаться перед людьми, а Фамусов думает совершенно иначе. Он считает это нормой. На первом месте в его жизни стоит чин и состояние.
Черты характера явно просматриваются в общение с другими людьми. В общение со всеми он ищет только выгоду. Люди, которые ничего не могут дать Фамусову это совершенно бесполезные личности.
Несколько интересных сочинений
- Характеристика и образ Вакулы в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение 5 класс
В повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» присутствуют самые разные персонажи, как сказочные, так и реальные.
Одним из таких персонажей является Вакула, обычный деревенский кузнец.Сегодня, хочу рассмотреть картину, написанную в 1891 году, настоящим мастером исторической живописи, Василием Ивановичем Суриковым.
Пьеса «Горе от ума», выйдя из-под пера Грибоедова, не сразу была поставлена на сцене и не сразу появилась в печати. Ее ожидали нелегкие взаимоотношения с цензурой, т.к. для своего времени эта комедия – очень смелое произведение. В нем затрагиваются острые общественные проблемы, назревшие к началу 19 века. Но основной конфликт пьесы связан с проявившимся расколом в дворянской среде, с противоречием старого и нового взглядов на устройство общества. В комедии «Горе от ума» этот конфликт обозначен как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». Самый главный проповедник и защитник идей «века минувшего» в пьесе «Горе от ума» – Фамусов Павел Афанасьевич.
Взгляды Фамусова на образование и воспитание
Этот герой занимает влиятельный пост в Москве – он управляющий в казенном доме, вдовец, отец семнадцатилетней Софьи. Фамусов принадлежит к числу консервативных дворян, боящихся перемен в обществе. Все действия комедии разворачиваются в доме Фамусова.
Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» можно составить с первых же явлений пьесы. В самом начале, застав свою дочь наедине с Молчалиным, своим секретарем, живущим в его доме, Фамусов высказывается на тему образования и воспитание. Следует осознавать, что мнение Фамусова – это мнение дворянского общества того времени в целом.
В «Горе от ума» Фамусов выступает в роли противника просвещения, врага ума и всего нового, т.к. все это несет угрозу его благополучию. Причину распущенного поведения своей дочери он находит в чтении книг: «Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!» Но не только чтение, по мнению Фамусова, способствует зарождению вольных мыслей, но и образование вообще. Отец молодой девушки с сокрушением говорит о том, что иностранные учителя, обучение искусствам – все идет не на пользу дворянским дочерям, образование им ни к чему, ведь оно не пригодится в семейной жизни: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить, всему – и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам».
Наилучший пример для дочери – пример отца, считает Фамусов. О себе отец Софьи говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Но он лукавит, ведь за мгновение до того, как начать ругать свою дочь, он откровенно заигрывал со служанкой Лизой.
Зависимость героя от общественного мнения
Самое страшное для Фамусова и его приверженцев – дурная слава в обществе. «Грех не беда, молва не хороша», – говорит Софье Лиза, которая изнутри изучила нравы, царящие в доме. Фамусова заботит только то, какое впечатление он произведет в свете, а не то, каким человеком он является на самом деле. По таким принципам живет все старомосковское дворянство. Об этом свидетельствуют некоторые внесценические образы комедии. Например, Фамусов искренне восхищается Максимом Петровичем, своим дядей, главным достоинством которого было умение «подслужиться».
Эта способность принесла ему богатство и уважение в обществе. Таков и Фамусов в комедии Грибоедова «Горе от ума», а значит, и все консервативные дворяне.
Излишняя любовь к чинам и деньгам лишает представителей «века минувшего» свободы. Недаром Чацкий, их противник, назвал этот период русской истории веком «покорности и страха». Высшей точки абсурдности эта зависимость дворян от общественного мнения достигает в финале комедии, когда Фамусов обеспокоен не состоянием своей дочери, а тем, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».
Отношение Фамусова к людям
Характеристику Фамусова в комедии «Горе от ума» в полной мере раскрывается только через отношение героя к окружающим людям. Его уважения удостаиваются только те, кто имеет серьезный вес в обществе, потому что такие, как Фамусов, привыкли извлекать личную выгоду из общения с людьми. Чувства для фамусовского общества не имеют никакого значения. Он говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Любой московский дворянин желал бы видеть своим зятем человека «с звездами и чинами». Доходит до того, что на личные качества человека в фамусовском обществе вообще не обращают внимания: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых – тот и жених».
Личные качества и способности человека не принимаются в расчет и при устройстве человека на службу. Самое главное – нужные связи в обществе: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»
Если к Чацкому Фамусов относится с презрением и жалостью, ведь тот «не служит, то есть в том он пользы не находит…», то по отношению к Скалозубу, который давно полковник, а служит недавно, Фамусов испытывает неподдельное восхищение. Его не смущает даже абсолютная глупость этого человека, ведь он обладает самым главным, что ценится в дворянском обществе – «и золотой мешок, и метит в генералы».
Значение образа Фамусова
Изображая Фамусова и его гостей, Грибоедов стремился не только отразить палитру устаревших взглядов помещиков-крепостников, не только показать их несостоятельность, но и продемонстрировать читателю, насколько крепко их привычки засели в их сознании. В этом и заключается значение роли Фамусова в комедии «Горе от ума». Лагерь «века минувшего» в тот период, который описан в «Горе от ума», еще очень силен и превосходит по численности представителей передового дворянства. Противоречия только назревают среди аристократов. Но в конечном итоге смена старого новым неизбежна.
В статье описан образ героя Фамусова, его характеристика и взгляды на жизнь – эта информация пригодится 9 классам при подготовке сочинения на тему «Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»»
Тест по произведению
Характеристика Героя Магодхова, Горы Ума, Грибоедова. Образ обаятельного персонажа. Характеристика героев горя от ума, что Личность Фамусова
Представитель старой Барити Павел Афанасьевич Фамусов становится персонажем, в доме которого развиваются все комедийные события.
Образ и характеристика Фамусова в комедии «Гора с ума» помогает представить и понять идеологию общества того времени, суть конфликта поколений.
Описание внешности и характера Фамусов
Фамусов Павел Афанасьевич — вдовец, воспитывающий дочь Софью. Барин гордится своей вдовой. Богатый человек не стал связывать себя с новым браком, потому что мать была ветреной. Свобода сравнивается с властью. Маговсов, «господин сам», не хочет зависеть от женских капризов. Эта позиция не делает его человеком, который находится на стороне противоположной половины. Дворянин летит со служанкой. Из речи услышите слова, помогающие представить, как ведет себя хозяин дома, когда его никто не видит:
- подбирает;
- флирт;
- балуется;
- меняет выражение лица.
Богатый мужчина в возрасте, но выглядит бодро и свежо: может похвастаться крепким телосложением. Он рассказывает о своем здоровье и поведении:
- капризный;
- бедро;
- беспокойный.
Интересная сцена, где планируется планирование событий. Павел Афанасьевич стремится не потерять в памяти все необходимые события: крестины, балы, поминки, занести их в календарь. Для таких отношений характерен настоящий Бар. Характеризует Героя Комедии как бы двойственное качество. С одной стороны, свойство положительное. Хозяин усадьбы не хочет кого-то обидеть пропущенным важным событием. С другой — отрицательно. Играть, так как планируется посетить рождение того, кто еще не появился, забавно. Он недоумевает. Подрывно устраивать крестины и поминки рядом, даже не задумываясь о значении человеческой жизни. С другой стороны, такое поведение вполне реально. Фамусы не вымышленный персонаж, а олицетворение большинства.
Положительные черты
Реальность подтверждается рядом отрицательных и положительных черт человека.
Добродушие. Положительно характеризует отношение Павла Афанасьевича к Чаззе. После смерти отца Чацкого Фамус взял его в свой дом и стал воспитывать как сына. Это мог сделать только добрый и заботливый отец семейства, настоящий друг. Это представлено в отношении дочери и друга детства. Добрые чувства в настоящее время видны по отношению к какой-то любезности, к секретарше Слщанина.
Гостеприимство. Многие сцены подтверждают такое качество Фамомова: приезд Чацкого, бал, приезд чешуи. Следует только понимать, что гостеприимство в доме бывает только богатым. Бедное и неблагородное место.
Любовь к прошлому. Все старики защищают прошлые события. Хозяин дома бережет до последнего, боясь критики. Все, что ушло, это его судьба. Нести прошлое — задача его поколения.
Отрицательные личностные качества
Ожирение. В Мещанском ведет себя дворянин, хозяин дома. Он зол и часто в настроении, когда все недовольны. Спешите, огорчает и огорчает придворных. Удивительно, что человек сам знает о таком свойстве. Но это доставляет ему лишь массу удовольствия. Кажется, Бранд — это его обычное состояние.
Грубость. В обращении с теми, кто ему служит, хозяин дома не стесняется в выражениях. Такая грубость была присуща всем дворянам консервативной части общества. Грубость и мощь в данном случае синонимы. Для Фомемова слуги — ишаки, чурки, ленивые тетерии. Грубость исчезает, когда Магазов находится в окружении людей своего круга или выше по статусу. А также само равновесие и скромность.
Громкая интонация. Громкость хозяина пугает жильцов. Его слышно повсюду. Голос сравнивают с дудками. Барин не пытается говорить тихо. Его позиция: я собственник и имею право кричать.
Безумие. Отец может создавать такие вещи, что его называют полулм. Фамусы — истинные представители власти правила. Выбирайте выражения, меняйте поведение не в его правилах.
Лесть. Павел Афанасьевич Врет и готов угодить от кого возможна выгода. Несколько сцен его разговора с полковником Скалозом дают наглядный пример такого поведения: изменения позы, речи и манеры говорить.
Ложное предпринимательство. Во времена Фамусова это качество называлось иначе, торговцы. Любые средства хороши для достижения своих целей. Делайте все, что поможет ему добиться нужного звания и наград.
Образцы быта и мировоззренческие принципы
Фамузы служат управляющими в казенном учреждении как большинство московских дворян. Приходит на службу родственникам, близким и дальним. Дает им награды, продвигает по карьерной лестнице. Родственные связи для него превыше всего. «Радеет» перед родственниками, понимая, что от этого зависит статус всей фамилии. Богатство и титул объясняют желание Павла Афанасьевича найти дочери богатого мужа. Желательно, чтобы жених был замечен, имел награду и стремился к улучшению.
Фамузы — член клуба, считающегося престижным для элиты московской знати. Английский клуб позволил себе представить себя политически образованным и продвинутым.
Барин переживает, когда происходят события, которые могут изменить отношение к нему. Боится сплетен, человеческих молосс и мантий.
Особенности речи героя
Павел Афанасьевич говорит на чистом русском языке, подтверждая, что он настоящий дворянин. В его речи много пространных фраз и выражений:
- «Нет мочи;
- «Убить»;
- «Диарби»;
- «Счет»;
- «Бей кочки».
Оригинальная речь дворянина позволяет поверить в то, что Павел Афанасьевич любит и чтит традиции своей страны, русского народа. Речь Фармуса нельзя назвать плохой. Дворянин говорит четко, грамотно излагая свои мысли. Среди словарного запаса отсутствуют научные термины. Итак, барин пока ограничен в образовании. Отсюда и его отношение к стипендиям. Ему не нужна была учеба, она тоже не нужна. Стипендия — болезнь, сравнимая с чумой, поражающая быстро и бесповоротно. Книги — это зло, которое лучше уничтожить, сжечь, чтобы не осталось и следа. Но отец понимает, что ученость заняла свое место в обществе, поэтому у дочери, как и положено, есть учитель. Знаю Фамусов и иностранные слова, но употребляю их крайне редко.
Пьеса «Гора с ума», написанная под пером Александра Грибоедова, не сразу была опубликована, и ее появление на сцене заставило себя долго ждать. Грибоедовская комедия не избежала сложных взаимоотношений с цензурой, ведь в то время пьеса носила довольно острый характер и смелое содержание.
В комедии автор затрагивает насущные проблемы общества, которые закрыты к началу XIX века. Однако нравственный, принципиальный конфликт, определяемый связью с назревавшим расколом Общества дворянского общества, соотносится с проблемой восприятия друг друга среди старых и новых взглядов на общественные уголки.
В пьесе Грибоедовской такие явления были обозначены как «век век» и «век минувший». Между ними возникает непонимание, разрешить которое невозможно. Фамуз Павел Афанасьевич — первичный проповедник «прошлого века», выступающий его главным защитником.
Характеристика героя
Один из персонажей известной комедии Александра Грибоедова «Гора с ума» — Магазов Павел Афанасьевич. Герой пьесы — главный представитель так называемого общества Фамоу, дворянин, известный помещик. В своих кругах, учитывая многочисленные знакомства и связи, Фамузы — более чем узнаваемый житель Москвы, который выполняет функции распорядителя в официальном месте. Невозможно описать Фамамова, не упомянув о его хвастливости, присущей всем знатным представителям дворянства. Кроме того, Павел Афанасьевич довольно больничный, общительный, его можно назвать любителем красивой жизни «на широкую ногу». Ему безразличны любые обсуждения и сплетни в сторону его личности. Для себя Магови определил жизненные умения в нужных ситуациях нравиться, а также слышать перед теми, кто может быть ему полезен. Идеалом для Павла Фамусова является его дядя — Максим Петрович, на которого, племянник, всячески опирается.
( Образ фамусовского общества с характерным дворянским времяпрепровождением в XIX веке того времени )
Несмотря на то, что жена Фамусова жива, он позволяет себе дебоширское поведение, хотя и создает видимость хороший вдовец. Фамусов не только проявляет интерес к горничной, но и тесно связан с дверями.
У Павла Афанасьевича есть дочь Софья, ее Маговы безгранично любит и оберегает. И каждый подходящий момент имеет удобный футляр для напоминания о том, сколько сил было вложено в воспитание дочери. Однако однозначно отрицательный образ Фамамова нельзя определить, ведь он способен на сострадание и проявление доброты. Это подтверждает и случай со смертью его друга, сына которого Мижов взял на собственное воспитание и обращался с ним уже не хуже, чем с родной дочерью. По соображениям Фамусова брак между людьми может быть возможен только в том случае, когда их сочетание может принести достойный финансовый доход. Исходя из этого, ее цель – обеспечить будущей Софье удачный брак за богатым женихом.
Фармусы работают только с желанием получить больше денег, заработать признание и последующие титулы. Всю работу за него выполняет его секретарь, а он сам как раз и делает, так что ставьте свою подпись на подготовленных бумагах.
Фамусов, авион московского барина 20-х годов XIX века, можно отнести к разряду сторонников крепостного права.
Образ героя в произведении
В комедийной пьесе Павел Афанасьевич Фамусов играет роль искреннего врага воспитательной деятельности, выступает против всех нововведений, так как, по его мнению, это привлечет угрозу его спокойная и благополучная жизнь.
Распущенное поведение взрослой дочери Софии мотивирует на постоянное чтение книг. Однако чтение — не единственная причина, способствующая такому поведению.
Фармуз с уверенностью утверждает, что и иностранные преподаватели, и интерес к изучению искусства — все это только вредит благородным детям, получать образование вовсе не обязательно, так как семейная жизнь не принуждает и не предполагает его наличия .
Лучшим примером своей дочери Фамовов считает своего отца, как бы бойко это ни звучало.
Образ Павла Фамусова и его общества Грибоедова пытался передать самых солнечных помещиков и мнений, их несостоятельность, а также подчеркнуть короткозамкнутые привычки, так глубоко укоренившиеся в их сознании.
Именно так роль Фамусова на страницах пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».
А.С. Грибоедов не случайно подхватывает его со своим именем. Латинское «Fama» звучит как «Solva», а «Famosus» в переводе с латыни означает «известный». Зная его, каждый читатель уже с первых строк произведения понимает, что речь идет о важном человеке, занимающем высокое положение в обществе. Титулованный помещик, богатый барин, состоявший в родстве со знаменитым дворянином Максимом Петровичем, Павел Афанасьевич Фамусов вращается среди важных, знатных московских особ и крупных чиновников, часто принимая их к себе домой.
Фамусов — человек, для которого суждения Молосса и Общества важнее собственного мнения. В финале «Пьес Фамуса» не спешит поддерживать разочарованную в любви дочь. Павел Афанасьевич больше всего на свете волнуется за мнение княгини Марьи Алекскны о событиях в его собственном доме.
Образ Фамусова достаточно реалистичен и красноречив. Перед читателем Павел Афанасьевич предстает и заботливым строгим отцом, и важным чиновником, и бариным, святым приключением вековых традиций. Он неудачлив, остроумен, всегда рад гостям, покровительствует родным и знакомым. Как и все, бывает вспыльчивым и придирчивым. Ничто человеческое ему не чуждо, ни добродетели, ни пороки. Он всячески добивается этого перед теми, кто выше его по званию, льстит, от кого зависит. Как нелепо и забавно выглядит Магазов, уделяющий дома чрезмерное внимание тупому солдампу скалоза, захваченному с помощью наград и отличий! Совершенно другим тоном Павел Афанасьевич обращается к слугам, называя их осликами и не церемонясь с выбором слов и выражений. Общаясь с тишиной, он не дает ни на минуту забыть, что она приютила его в своем доме, спрятав за службой. Фамусов постоянно ссылается на молчание на «ты», демонстрируя снисходительно-покровительственный тон начальника-благодетеля. Учитывая высокое происхождение Чацкого, Фамусов общается с ним на равных. С дочерью Софьи Павел Афанасьевич общается, как всякий любящий отец, то ее полюбит, то пристанет, то проучит неопытную девочку.
Речь Сэма является ярким выражением его своеобразной натуры. Павел Афанасьевич общается с окружающими как типичный московский барин. Он часто употребляет слова, присущие простонародью: моча нет, волноваться, правда, замесил, камни, взбить яичницу, мало. Такая неправильная русская речь Павла Афанасьевича свидетельствует о том, что он русский барин и хорошо знает традиции своего народа. В своей речи Форм иногда употребляет слова иностранного происхождения, называя Чацкий карбором. Рассказывая Карткому о королевском приеме, он употребляет иностранное слово Куртаг, обозначающее день приема при королевском дворе. Несмотря на относительно богатый словарный запас, фармусы не используют научные термины, что свидетельствует о его ограниченности. В его лексиконе нет слов, передающих глубокие душевные переживания, так как Павел Афанасьевич, по большому счету, — человек в манере, не очень озабоченный житейскими проблемами. Он доволен тем, что лишен высоких устремлений и побуждений. Его ограниченность особенно проявляется, когда его гости спорят об опасностях учений и книг. Маговьев поддерживает их и предлагает сжечь все книги, от которых, по его мнению, и исходит всякое зло. Фармус пребывает в глубокой уверенности, что крепостное право непоколебимо и единственно право. Восхищается безмолвными временами и старыми порядками, яростно отвергая все новое и непонятное.
В известном произведении «Горе от ума» А.С. Грибоедов ярко и реалистично показал Формова как типичного представителя русского дворянства начала XIX века и яростного защитника реакционного самодержавного строя, олицетворяющего косую и отсталую Россию того периода.
Статьи меню:
В мире редко встретишь учение, которое бы пропагандировало насилие, ложь и обман. Большинство мировых догм утверждают принципы гуманности, миролюбия и уважительного отношения к другим людям, однако реальная жизнь далека от этих учений.
Несмотря на все усилия, в обществе господствует хитрость и обман. Эта тенденция характерна для любых социальных групп. Однако осознание того, что элита общества тоже не лишена этих пороков человечества, действует удручающе — хочется верить, что в мире есть некий идеал общества и это не утопия.
Фамусовское общество, наверное, могло бы служить такой идеальной моделью, но этого не происходит. С помощью разоблачения Александра Чазки читатель узнает о пороках и отрицательных качествах характера, свойственных аристократам.
Наблюдение за аристократией происходит на примере управляющего госучреждением в Москве Павла Афанасьевича Фамусова. У него нет ни уникальной биографии, ни уникального характера — все его качества типичны для аристократии того времени.
Семейная жизнь Фамусов
Читатель знаком с уже сформировавшимся, зрелым как биологически, так и психологически человеком.
Его точный возраст в спектакле не указан — на момент развертывания основных событий он мужчина солидного возраста: «В мое лето нельзя пускать меня в мое лето» — так говорит своего возраста Самоов.
Семейная жизнь Павла Афанасьевича не была безоблачной — жена умерла, и он повторно женился на «Мадам Рози». Фармус не может похвастаться большим количеством продолжателей своего рода — у него есть один ребенок — дочь Соня, рожденная от первой жены.
Фармус не обделен чувством сострадания — взял на воспитание сына подруги — Александра Чацкого, после того как мальчик осиротел. Александр сохранил приятные впечатления о своем воспитателе и, вернувшись из длительной заграничной командировки, прежде всего наносит визит Павлу Афанасьевичу. Откровенно говоря, его уважение и благодарность Фамусову не единственная причина визита. Чацкий влюблен в Соню и рассчитывает на женитьбу на девушке.
Исходя из этого положения, можно сделать вывод, что Павел Афанасьевич был хорошим воспитателем, умел расположить к себе Александра в любом возрасте, иначе Чацкий не стремился бы к нему в гости с таким рвением.
Однако встреча Фамусова с Чацким стала поводом для разочарования и ссоры. Александр начинает анализировать действия и позицию своего воспитателя и приходит к крайне неудовлетворительным, с его стороны, результатам.
Госслужба Фамусов
С Голодомором читатель знаком уже в должности управляющей «на казенном месте», о том, как он получил эту должность, и каков был его карьерный путь Грибоедова не уточняется.
Известно, что Магизов предпочитает видеть среди своих коллег по работе родственников: «При мне сотрудники встречаются очень редко».
Павел Афанасьевич окружил на своей работе родных, любит их порадовать повышением в должности или другой наградой, но не просто так ему чуждо понятие самоотверженности.
Личные качества и привычки Фамусова
В первую очередь выделяются корыстные мотивы. Сам он человек богатый и обеспеченный, поэтому при выборе будущего зятя ориентируется на перспективы роста как карьерного, так и финансового юноши, ведь концепция Фамусова — первое по своей сути от второго .
Миграусы сами зависят от званий, он считает, что человек имеющий адекватные и многочисленные награды уже априори достоин уважения.
«Ты, страстный в ряды» — такую характеристику дает ему Чацкий. Помимо желания добиться чина, его зять должен еще иметь достаточную финансовую поддержку. В то же время Павла Афанасьевича не интересует нравственность и порядочность молодого человека.
Исходя из такой позиции, Александр Чацкий выглядит крайне непривлекательным кандидатом в мужья Соне Фамусову. Военную службу оставил, гражданская служба его тоже не вызывает интереса, конечно, у Чацкого есть родовое имение, но это не вызывает в глазах Фамамова надежности и перспективности: «Кто беден, тому не пара. »
Напряженный таким приговором, Чацкий все же не теряет надежды на воссоединение с возлюбленной, но дальнейшее развитие конфликта вынуждает Чацкого отказаться от этой идеи.
Фармус высоко оценивает достижения периода правления Екатерины II, а идеалом человека считает Максима Максимича, который сумел за место жительства и умением угодить достичь высот в карьере и был в ширину:
В Куртаге, он случайно помешал;
Упал, чтоб немного затылок не озадачить;
Заметный смех; Как он?
Упал для того — нарочно,
И смех в лесу, он и третий как точно.
НО? Как вы думаете? На наш взгляд — бесшумно.
Руководствуясь старыми принципами, Фамуз оценивает человека по его состоянию, а умение получить право, даже путем унижения, становится предметом восхищения.
Фармус небрежно относится к людям, которые ему служат, он испытывает известную долю облегчения, ругаясь и крича на свою крепость. Фразы типа «Осел! Сто раз повторять?» и «Ты, Фильк, ты прям чурбан» — обычное явление в его лексиконе.
Кстати, для Павла Афанасьевича характерно постоянное недовольство. Он недоволен прислугой, недоволен новым временем, современной молодежью, деятелями науки и культуры.
Конфликт Чацкого и Фамусова
Образы Чацкого и Фамусова отрицают «век век» и «век минувший». Фармус придерживается консерватизма и считает, что необходимо придерживаться порядков старины, ведь предки были мудрее современников. Фамусы проводят все в сравнении «было» и «стало».
Ему трудно осознавать, что время предков прошло и требования Компании изменились:
Через пятнадцать лет учителя научат!
А наши старики?? — как их обидят,
Сели по делам, что слово есть приговор, —
Ведь столбы все, в дула никого не взорвать;
И о правительстве, иногда так напирающем,
Что, если бы кто их подслушал. ..
Кроме этого разделения образы Фамусова и Чацкого разграничивают мир плотских наслаждений и мир духовных. Фамусы и подобные ему люди руководствовались в жизни основными потребностями тела, не заботясь о своем духовном и нравственном развитии. Они олицетворяют человека как представителя животного мира.
Чацкий олицетворяет собой развитие духовных и умственных способностей человека. Он искренне верит благодаря образованию и осознает истинное значение науки и культуры.
Фармус также отвергает положительное влияние науки и образования, а род деятельности, связанный с наукой или искусством, кажется Павлу Афанасьевичу постыдным и неприемлемым для аристократа.
Таким образом, Павел Афанасьевич Фамовов наделен малопривлекательными, чертами характера, он старый и жадный человек, для него существенным показателем значимости человека является его богатство и чин. Это необразованный и потому ограниченный человек, ему трудно оценить важность нематериальных ценностей.
Когда Грибоедов закончил работу над своим знаменитым произведением, ожидалось, что пьеса вскоре будет поставлена в театре и напечатана. Но цензура в то время строго следила за всеми нововведениями и тенденциями в литературе, поэтому пьесу ждала серьезная проверка. Надо сказать, что Грибоедов довольно смело смотрел на многие проблемы своего времени и уделял особое внимание противоречию, которое возникало между сторонниками старых и новых взглядов. Фактически они столкнулись в интересах «века нынешнего» и «века минувшего».
Как раз в этой статье мы поговорим о том, как характеристика Фамамова в комедии «Горе от ума» является главным сторонником уходящего века. Итак, один из ключевых персонажей — Павел Афанасьевич Фамусов.
Как модумы смотрели на вопросы образования и воспитания
Кем был Магазов? Чтобы лучше понять характеристику Фамостива, вспомним, что он имел довольно влиятельную должность, служил управляющим в казенном доме. Его семнадцатилетняя дочь Софья, возлюбленная Чацкого, впоследствии стала источником слухов о помешательстве главного героя. Фамусы боятся менять образ жизни, он консервативен. Единство комедийной локации в том, что все события происходят в течение одного дня прямо дома у Фамусова.
Почему так важна характеристика Фамомова в комедии «горе от ума», когда речь идет об образовании и воспитании? Очень просто: во мнении этого человека есть мнение всех дворян той эпохи. Так задумал автор. Когда г-н Фамусов застал молчание с дочерью, он тут же высказал свое мнение об образовании и воспитании, и этот диалог просматривается практически с самого начала действия.
Фамуз выступает против любых нововведений, он отрицает просвещение и не признает действия разума, ибо все это может навредить его собственному положению. А что он думает о сложившемся поведении Софии? Отец ссылается на то, что она увлечена книгами: «Фрукты», — говорит он. Однако, по его мнению, не все вина в чтении. Образование в целом влияет на зарождение такого мышления. Детей учат иностранцы, учат искусству — вредить есть такое обучение дворянам. Какая польза от образования, если семейная жизнь обходится и без этих вещей.
Рассматривая вызов Фомамову из комедии «Горе от ума», любопытно заметить, что он ставит в пример свою дочь и не нуждается ни в каком формировании. По его словам, его поведение «монашеское», то есть нравственно чистое. Впрочем, эти слова полны мусора, потому что сам минусовщик заигрывал с Лизой и хвалил ее. Это горничная в их доме.
Фамус и общественное мнение
Фамус и его сторонники очень боятся дурной славы, мнения общества. И неважно, какой человек на самом деле, главное, чтобы об этом думали другие. Доказательством тому служат некоторые персонажи, находящиеся, так сказать, «вне сцены». Взять, к примеру, Максима Петровича, дядю Фамусова. Он в глубоком восторге от него, а особенно от его способности «положиться» так, чтобы ни у кого не было претензий. И прекрасные плоды приносит это умение, ведь Максим Петрович стал богатым и уважаемым человеком.
Что ж, характеристика Фамусова раскрывается, если посмотреть, как она принадлежит людям. Он уважает не всех, а тех, кто что-то значит в обществе, ведь от такого человека можно извлечь пользу. А бедные люди — мусор в глазах, ничтожество. Вспомните скалозебу — он уже давно полковник, но хоть утёс и очень глупый, у него «золотой мешок», а она к генеральскому званию стремится. Такой человек вызывает у Фомемова восхищение.
Конечно, учитывая вызов Фамомова в комедии «Холм с ума», становится очевидным, что у Грибоедова была конкретная цель показать устаревшие взгляды аристократического общества. И не просто показать, но и объяснить, что эти взгляды прилипать глупо и недальновидно. Роль Фамусова в этом очень велика. Но читая комедию, становится понятно — перемены неизбежны.
В нашем блоге вы найдете множество статей, где не только рассмотрены характеристики ключевых персонажей мировых произведений, но и представлены анализы литературных произведений писателей всех стран. В данной статье описывается характеристика Фамамова из комедии «Гора с ума» Грибоедова. Вы также можете быть заинтересованы
Отзывы пользователей | NetGalley
Именно «Мастер и Маргарита» впервые привлекла мое внимание к русской литературе и ее потенциалу непочтительности, абсурда и (не очень) замаскированного социального комментария.Оттуда я перешел к более классическим текстам, таким как «Онегин» Пушкина (любовь с первого прочтения) и «Война и мир» Толстого (просто ошеломленный). К счастью, есть издатели, такие как проект «Русская библиотека» Columbia University Press и Pushkin Press, которые продолжают освещать великую, недавно переведенную литературу. «Горе от ума» определенно является дополнением к этому. Спасибо издательству Columbia University Press и NetGalley за предоставление мне экземпляра этой книги в обмен на рецензию. «Горе от ума», судя по предисловию к этому изданию, до сих пор часто цитируется россиянами в повседневной жизни. На вопрос, который сейчас час, те, у кого нет часов, скажут, что «никто счастлив не следит за часами», а речь Чацкого приносит нам фразу «а кто судьи?», позволяя нам задаться вопросом, кто диктует, что нам делать и почему. Меня всегда поражало влияние пьес на нашу культуру. Вы видите это сейчас с фильмами и сериалами, которые быстро подхватываются массовой культурой, но также очень быстро снова исчезают.
Лишь немногие в конечном итоге озвучивают чувство, которое длится, но пока длится это чувство, живет и пьеса, которая его озвучила. «Горе от ума» говорит о многих вещах, особенно о разочаровании молодого поколения мужчин в России 10-го века, которые путешествовали за границу и приняли более прогрессивные идеалы, чем дома. Это столкновение, хотя и с комедийным моментом, присутствует на протяжении всего «Горя от ума» и оставляет нашего романтического главного героя разочарованным. Эти разочарования позже привели Россию к восстанию декабристов 1825 года и, конечно же, к русской революции. В «Горе от ума» молодой человек Чацкий возвращается в Москву из-за границы, надеясь воссоединиться со своей бывшей любовью. К сожалению, Чацкий находит Москву и возлюбленную, которая изменилась и выросла за время его отсутствия. Она ушла и уже не будет встречать его с прежним энтузиазмом и преданностью, а сама Москва теперь полна скоропалительности, кумовства и боязни радикализма. Конечно, все, что исходит из уст Чацкого, воспринимается как революционное и возмутительное.
«Горе от ума» — комедия, но с острым глазом и острым языком. Многое можно найти для критики, будь то гарантия занятости горничной, зависящая от сохранения тайны ее хозяйки, отец, который пресмыкается перед всеми, принцесса, чей собственный расизм она всегда позволяет быть очаровательным, и клерк, который понимает безопасность быть кротким и мягким. Сам Чацкий врывается на эту сцену тщательно разыгранных персонажей и тщательно установленных нравов с отвращением ко всем, а последствия хотя и комичны, но и трагичны. Само название также является ключом к пониманию этого баланса между комедией и трагедией в пьесе. «Остроумие» обычно ассоциируется у нас с весельем и смехом, когда толпа обожает вас за ваш быстрый язык. В случае с Чацким его ум и манера говорить вызывают презрение со стороны окружающих, которые либо сами недостаточно быстры, либо не любят быть объектом насмешек. Это также позволяет читателю/зрителю пьесы задаться вопросом, идет ли ему на пользу остроумие Чацкого. Возможно, он нравственно выше других персонажей, но, возможно, и немного жесток в своих насмешках.
Я впервые читаю что-либо Грибоедова, но мне очень понравилась находчивость и хитрость суждений, проявленные в «Горе от ума». Быстрые реплики между разными персонажами, особенно Чацким и Софи, приятно читать, и мне захотелось увидеть эту пьесу в исполнении. Множество персонажей и их особенности, которые они все демонстрируют, приятно читать, даже несмотря на то, что Чацкий остается солидным главным героем. Тем не менее, важно прочитать введение, так как оно обеспечивает хороший контекст для пьесы и ее перипетий. Вполне возможно читать и наслаждаться пьесой без нее, но добавленная глубина контекста действительно оживляет некоторые элементы пьесы. Бетси Хьюлик, участница проекта «Русская библиотека» издательства Columbia University Press, сделала отличный перевод, который позволяет легко читать, сохраняя при этом ритм и рифму, благодаря которым эта русская пьеса кажется знакомой англоязычной аудитории, привыкшей к Шекспиру. Прежде чем закончить этот обзор, я хочу немного похвалить сам проект «Русская библиотека».