Призвание варягов васнецов: Призвание варягов

Содержание

Призвание варягов: miss_juliettef — LiveJournal

miss_juliettef Golden Entry

Category:
  • История
  • Cancel

В 1862 году в Великом Новгороде был установлен Памятник Тысячелетию России. Монумент, на котором мы можем видеть фигуры великих государственных деятелей, военных, просветителей и государей, воздвигли в честь тысячелетнего юбилея призвания варягов на княжение.

Сегодня я бы хотела поподробнее рассмотреть эту, без сомнения, любопытную историю — историю варяжского воцарения.

[Небольшое примечание от автора]Прошу прощения у всех, кто ждал вторую часть по средневековые дома. Она будет в следующий раз, а сегодня по веленью моей левой пятки я все-таки расскажу вам про призвание варягов.

Заморские гости. Николай Рерих, 1901.

«Повесть временных лет», великая древнерусская летопись, сообщает нам, что варяги, уже давно державшие новгородские земли в страхе и подчинении, наконец были изгнаны за море, и народ перестал платить им дань.

Однако все после изгнания варягов все пошло не столь хорошо, сколь надеялись люди. Иными словами, началась в землях тогда еще не русских усобица.

Призвание варягов. Василий Васнецов.

Делать было нечего — послали посольство… к варягам. В более поздней редакции «Повести…» есть приписка: «за море к варягам, к руси». То есть Русь — это, вроде как, от именования варягов, а варягов так назвали, по-видимому, исказив их имя у финнов — ruotzi.

«Призвание князя» — встреча князя Рюрика с дружиной, старшинами и народом славянского города. Алексей Кившенко.

Слова, с которыми обратились послы к варяжским князьям, стали легендарными:

«Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет»

Под нарядом, конечно же, здесь подразумевается порядок. Варяги подумали-подумали, и решили, что отказываться от такой возможности не стоит. На княжение избрались три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Первый стал княжить в Новгороде, второй — на Белоозере, а младший — в Изборске.

Из «Истории Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом».

Единственная проблема состоит в том, что никто об этих братьях ничего не знает. Многие, в том числе и Михайло наш Ломоносов, отрицали и отрицают существование даже самого Рюрика. Другие менее категоричны, полагая, что Рюрик все-таки был, а вот братья его — выдумка.

Миниатюра из «Царского титулярника».

К слову, у менее категоричных есть все причины держаться своего мнения (хотя однозначно ничего не доказано). Во-первых, Рюрика можно отождествить с ютландским конунгом Рёриком, который, между прочим, ходил походом в Исландию. Возможность такого отожествления тем больше, что в западных хрониках Рёрик пропадает как раз тогда, когда в наших — восточных — появляется Рюрик.

Во-вторых, братья могли быть вовсе и не братьями. Имя Синеуса вполне похоже на искаженное шведское «Sine hus», что означает «с домом», а Трувора — «thru varing», то есть «с дружиной». Таким образом, Рюрик-Рёрик мог прийти княжить вовсе не с братьями, а лишь со своим домом и дружиной.

Призвание Рюрика. В. Дударенко. Из века в век — одна идея, одна композиция: три брата и драккар слева, народ справа.

Нельзя, конечно, забывать и о том, что самое предание записано монахом Никоном лишь в 1074 году — спустя два с лишним века после предполагаемого призвания. Так что полностью уверенными нельзя быть ни в чем.


Все тексты в блоге моего авторства, иллюстрации взяты со свободных ресурсов интернета, из источников, не указывающих своих авторских прав (если иное не указано под иллюстрацией). При копировании прошу указывать ссылку на мой блог.

ВикингиДревняя РусьКоролевские домаСредневековье

Варяги. / О славянах и других народах, составивших Государство Российское.

/ Издательство СКИФИЯ

БИБЛИОТЕКА САЙТА

Подпишитесь на наши новости:      

Главная страница библиотеки   История государства Российского   Поэзия и проза наших дней   Прогулки с Соснорой   Всадники рок-н-ролла

Николай Карамзин «История государства Российского»

← листать назад :: листать вперёд →

Том I. Глава 02. (4)

О славянах и других народах, составивших Государство Российское.

В. Васнецов «Призвание варягов»

Но могущество наших предков на Юге долженствовало быть следствием подданства их на Севере. Хазары не властвовали в России далее Оки: Новогородцы, Кривичи были свободны до 850 года. Тогда – заметим сие первое хронологическое показание в Несторе – какие-то смелые и храбрые завоеватели, именуемые в наших летописях Варягами, пришли из-за Балтийского моря и наложили дань на Чудь, Славян Ильменских, Кривичей, Мерю, и хотя были чрез два года изгнаны ими, но Славяне, утомленные внутренними раздорами, в 862 году снова призвали к себе трех братьев Варяжских, от племени Русского, которые сделались первыми Властителями в нашем древнем отечестве и по которым оно стало именоваться Русью.

– Сие происшествие важное, служащее основанием Истории и величия России, требует от нас особенного внимания и рассмотрения всех обстоятельств. Прежде всего решим вопрос: кого именует Нестор Варягами? Мы знаем, что Балтийское море издревле называлось в России Варяжским : кто же в сие время – то есть в IX веке – господствовал на водах его? Скандинавы, или жители трех Королевств: Дании, Норвегии и Швеции, единоплеменные с Готами. Они, под общим именем Норманов или Северных людей, громили тогда Европу.

Еще Тацит упоминает о мореходстве Свенов или Шведов; еще в шестом веке Датчане приплывали к берегам Галлии: в конце осьмого слава их уже везде гремела, и флаги Скандинавские, развеваясь пред глазами Карла Великого, смиряли гордость сего Монарха, который с досадою видел, что Норманы презирают власть и силу его. В девятом веке они грабили Шотландию, Англию, Францию, Андалузию, Италию; утвердились в Ирландии и построили там города, которые доныне существуют; в 911 году овладели Нормандиею; наконец, основали Королевство Неаполитанское и под начальством храброго Вильгельма в 1066 году покорили Англию.

Мы уже говорили о древнем их плавании вокруг Норд-Капа, или Северного мыса: нет, кажется, сомнения, что они за 500 лет до Колумба открыли полунощную Америку и торговали с ее жителями. Предпринимая такие отдаленные путешествия и завоевания, могли ли Норманы оставить в покое страны ближайшие: Эстонию, Финляндию и Россию?

Нельзя, конечно, верить Датскому Историку Саксону Грамматику, именующему Государей, которые будто бы царствовали в нашем отечестве прежде Рождества Христова и вступали в родственные союзы с Королями Скандинавскими: ибо Саксон не имел никаких исторических памятников для описания сей глубокой древности и заменял оные вымыслами своего воображения; нельзя также верить и баснословным Исландским повестям, сочиненным, как мы уже заметили, в новейшие времена и нередко упоминающим о древней России, которая называется в них Острагардом, Гардарикиею, Гольмгардом и Грециею: но Рунические камни, находимые в Швеции, Норвегии, Дании и гораздо древнейшие Христианства, введенного в Скандинавии около десятого века, доказывают своими надписями (в коих именуется Girkia, Grikia или Россия), что Норманы давно имели с нею сообщение. А как в то время, когда, по известию Несторовой летописи, Варяги овладели странами Чуди, Славян, Кривичей и Мери, не было на Севере другого народа, кроме Скандинавов, столь отважного и сильного, чтобы завоевать всю обширную землю от Балтийского моря до Ростова (жилища Мери), то мы уже с великою вероятностию заключить можем, что Летописец наш разумеет их под именем Варягов.

Но сия вероятность обращается в совершенное удостоверение, когда прибавим к ней следующие обстоятельства:

  • — I. Имена трех Князей Варяжских – Рюрика, Синеуса, Трувора – призванных Славянами и Чудью, суть неоспоримо Норманские: так, в летописях Франкских около 850 года – что достойно замечания – упоминается о трех Рориках: один назван Вождем Датчан, другой Королем (Rex) Норманским, третий просто Норманом; они воевали берега Фландрии, Эльбы и Рейна. В Саксоне Грамматике, в Стурлезоне и в Исландских повестях, между именами Князей и Витязей Скандинавских, находим Рурика, Рерика, Трувара, Трувра, Снио, Синия.
  • – II. Русские Славяне, будучи под владением Князей Варяжских, назывались в Европе Норманами, что утверждено свидетельством Лиутпранда, Кремонского Епископа, бывшего в десятом веке два раза Послом в Константинополе. «Руссов, говорит он, именуем и Норманами».
  • – III. Цари Греческие имели в первом-надесять веке особенных телохранителей, которые назывались Варягами, а по-своему Waringar, и состояли большею частию из Норманов. Слово Vaere, Vara есть древнее Готское и значит союз: толпы Скандинавских витязей, отправляясь в Россию и в Грецию искать счастия, могли именовать себя Варягами в смысле союзников или товарищей. Сие нарицательное имя обратилось в собственное.
  • – IV. Константин Багрянородный, царствовавший в Х веке, описывая соседственные с Империею земли, говорит о порогах Днепровских и сообщает имена их на Славянском и Русском языке. Русские имена кажутся Скандинавскими: по крайней мере не могут быть изъяснены иначе.
  • – V. Законы, данные Варяжскими Князьями нашему Государству, весьма сходны с Норманскими. Слова Тиун, Вира и прочие, которые находятся в Русской Правде, суть древние Скандинавские или Немецкие (о чем будем говорить в своем месте).
  • – VI. Сам Нестор повествует, что Варяги живут на море Балтийском к западу, и что они разных народов: Урмяне, Свис, Англяне, Готы. Первое имя в особенности означает Норвежцев, второе – Шведов, а под Готами Нестор разумеет жителей Шведской Готии. Англяне же причислены им к Варягам для того, что они вместе с Норманами составляли Варяжскую дружину в Константинополе.

Итак, сказание нашего собственного Летописца подтверждает истину, что Варяги его были Скандинавы.

 


 

Комментарий Марины Георгиевой:

Когда норманисты и их противники стали внимательно изучать летописи, то обнаружилось, что и древнейшая хронология «Повести» неточна, и рассказ о начале Руси есть плод соображений ее автора.Так, например,

Гедеонов разъяснил, что запись «Повести» о варягах-руси есть лишь предположение летописца.

Это подтверждается филологическим анализом летописи, сделанным Шахматовым: в записи, относящейся к 862 году, летописец после слов «идоша за море к варягом» прибавил — «к руси, сице бо ти звахуся варяги русь» и дальше после слов «и от тех варяг прозвася» написал «Русская земля». Таких слов не было ни в более древнем «Начальном своде», ни в древнейшем, Киевском.

Вот и Ломоносов не согласен: «Неправедно рассуждает, кто варяжское имя приписывает одному народу. Многие сильные доказательства уверяют, что они от различных племен и языков состояли и только одним соединялись — обыкновенным тогда по морям разбоем».

Некоторые историки обращают внимание и на такую странность: в летописях нет никаких намеков на различия языков славян и варягов. Вывод о славяноязычии варягов вытекает также из того, что города, которые они основали по своему приходу в Северо-Западную Русь, носят, на чем правомерно акцентировал внимание А. Г. Кузьмин, исключительно славянские названия, например: Новгород, Изборск, Белоозеро (последнее к тому же было расположено в землях угро-финского племени веси, куда еще не проникли славяне). Но, несмотря на такое бурное градостроительство варягов, «во всей древней Руси, — отмечал в 1962 году историк М.Н. Тихомиров, — не было ни одного города, который бы восходил бы ко временам первых русских князей и носил бы скандинавское название».

И еще цитата. В.В. Фомин «Варяго-русский вопрос и некоторые аспекты его историографии»:

«Наиболее ранним (ок. 1030) является текст о варягах ал-Бируни. Описывая океан, идущий «параллельно с землей саклабов», он отмечает, что «от него отделяется большой залив на севере у саклабов и простирается близко к земле булгар, страны мусульман; они знают его как море варанков, а это народ на его берегу». С. Гедеонов резонно акцентировал внимание на том, что во всех арабских известиях Балтийское море называется «Варяжским», т. е. так, как его называли славяне. Норманны называли Балтийское море Ostersalt.

«Варягами» (варенгами) же во всех этих источниках именуют народ, живущий по берегам моря. «Здесь есть большой залив, который называется морем варенгов. А варенги суть непонятно говорящий народ, который не понимает почти ни одного слова (из того, что им говорят). Они славяне славян»»

 

Комментарий Марины Георгиевой:

Андерс Стриннгольм «Походы викингов, государственное устройство, нравы и обычаи древних скандинавов». Очень, на мой непрофессиональный взгляд, убедительное резюме:

«Тема славяно-скандинавских контактов на заре государствообразования как на Севере, так и на Руси, поистине неисчерпаема, как неисчерпаема литература, посвященная этой теме.

В кратких комментариях невозможно сколько-нибудь подробно остановиться ни на одном из основополагающих и узловых вопросов, образующих тело проблемы. Поэтому мы дадим лишь самый общий абрис прошлых и современных подходов и решений, отослав любознательного читателя к важнейшим источникам и научным трудам.

В отечественной историографии вопрос об участии скандинавских викингов в генезисе Древнерусского государства приобрел болезненную и чрезвычайно политизированную, насыщенную эмоциями форму так называемой норманнской проблемы или варяжского вопроса. На практике эта полемика выражалась в борьбе двух непримиримых научных лагерей – норманистов и антинорманисгов.

На протяжении почти трех столетий, по крайней мере с середины 1730-х гг., роль скандинавов то искусственно преувеличивалась, то еще более необоснованно занижалась. Подробный анализ историографии вопроса дан в обобщающей работе А.А Хлевова «Норманнская проблема в отечественной исторической науке» (СПб., 1997, там же см. основную библиографию), а также в книгах М.А. Максимовича (Собрание сочинений, т. 1, К., 1876), В.А. Мошина («Варяго-русский вопрос», Slavia, X) и И.П. Шаскольского («Норманнская теория в современной буржуазной науке», М., 1965).

Отдельные периоды русской историографии — как, например, третья четверть XIX в. или 1940-1960-е гг. – были отмечены подъемом антинорманизма, в остальные периоды пальма первенства принадлежала норманистам. Дефект дискуссии, делавшей ее с философской и историософской точки зрения совершенно бесплодной, заключался в самой постановке вопроса.

В центре обсуждения очень долго была проблема этнической принадлежности призванных варяжских князей и пришедшей с ними дружины. Желание отстоять автохтонносгь великокняжеской династии приводило к генерации довольно курьезных и наивных идей, не имевших порой ничего общего с реальностью, но решительно отказывавших Рюрику со товарищи в скандинавском происхождении.

Всегда, а особенно в послевоенные годы, вопрос этот имел отчетливо выраженный идеологический «поддон», что мало способствовало поиску истины. ..»

 

← листать назад :: листать вперёд →



Рекомендуем обратить внимание на книгу:

Падение Третьего Рима.
Духовные основы возрождения Русского Православного Царства

Реформа патриарха Никона и истинные причины церковных преобразований XVII века.

Книга «Падение Третьего Рима» буквально взрывает наши представления о церковной реформе патриарха Никона.
Автор, собрав и систематизировав факты и сведения, убедительно описывает события, произошедшие в России во второй половине XVII века, показывая, что истоки многих проблем, как церковных, так и социально-политических, коренятся в трагедии раскола Русской Церкви.

При всей серьезности исследования книга написана доступным языком и будет интересна не только специалистам, но и широкому кругу читателей. Об этом свидетельствует и интерес читателей — с 2009 по 2015 год книга выдержала уже четыре переиздания.

► узнать больше и купить книгу по издательской цене


Как издать свою книгу?

Издательство «Скифия» выполняет заказы на издание книг от организаций и авторов, издающих свои произведения на собственные средства. Более чем 14-летний опыт работы, своя издательская и полиграфическая база, собственная отлаженная система распространения позволяют нам предложить оптимальное предложение на книгоиздательском рынке услуг. Мы работаем на всю Россию и Зарубежье.

► подробнее


Еще по теме:


Том II. Глава 07. (04) ► 1113—1125 г. Владимир Мономах.

Плен Володаря. Смерть трех Князей знаменитых.

Завоеванием Минска и приобретением Владимира (Волынского) Мономах утвердил свое могущество внутри Государства, но не думал переменить системы наследственных Уделов, столь противной благу и спокойствию отечества.

► читать полностью…

Том II. Глава 07. (03) ► 1113—1125 г. Владимир Мономах.

Усмирение Минского Князя и Новогородцев. Изгнание и бедствие Князя Владимирского. Венгры, Богемцы и Поляки в России. Их неудача.

Владимир, одолевая внешних неприятелей, смирял и внутренних. Князь Глеб Минский, Беспокойные Новгородцы, Князь Ярослав Владимирский,

► читать полностью…

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 →

► читать всю историю России


Это интересно:

Наши книги: «Каждый человек хочет быть богатым и счастливым, не так ли?» Книга семейного бюджета

Предлагаем вашему вниманию вступление к книге «1 минута в день на домашнюю бухгалтерию, или Бизнес-план успешной жизни» одного из лучших российских специалистов по семейному бюджету Галины Костиной. Книга выпущена издательством «Скифия» и ее можно купить на нашем сайте.

► Подробнее

Из бесед с Виктором Соснорой

Небольшие выдержки из интереснейших монологов выдающегося российского поэта и философа Виктора Александровича Сосноры.

► Подробнее

► читать издательский блог

Рекомендуем обратить внимание на книги:

Чеглаков О.


Симфония жизни. Сад Идущего
Книга седьмая, круг первый

Книга записей одного из деятелей Рериховского движения О.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *