Присоединение к россии левобережной украины дата: составленный в 1654 году на Переяславской Раде договор

Содержание

составленный в 1654 году на Переяславской Раде договор

В период XIV–XV веков Украина находилась в состав Речи Посполитой. Желание украинцев обрести самостоятельность стало причиной будущих серьёзных общественно-политических событий. Борьба с Польшей перешла в вооруженную фазу.

На первой стадии украинские войска одержали ряд крупных побед. Однако на завершение задуманного не было достаточно сил. Итогом противостояния стала Переяславская Рада. На основании заключённого в 1654 году договора Украина становилась частью Российского государства.

Содержание

  • 1 Исторические предпосылки Украинского восстания
  • 2 Богдана Хмельницкий – лидер освободительного движения
  • 3 Военные действия с Польшей
  • 4 Выбор союзника
    • 4.1 С Турцией
    • 4.2 С Россией
  • 5 Начало сближения с Россией
  • 6 Переяславская рада
  • 7 Условия договора
  • 8 Последствия подписание договора
  • 9 Итоги прошедших событий

Исторические предпосылки Украинского восстания

Поводом к началу освободительной войны украинцев против поляков послужили бунты казаков 1620-1630 годов. Причиной стала несправедливая политика руководства Речи Посполитой по отношению к простому населению. Основные притеснения шли со стороны польских магнатов и крупного украинского дворянства. Увеличение повинностей православных крестьян сопровождался религиозным угнетением, исходившим от католиков. Это явилось предпосылками будущего крупного восстания.

Богдана Хмельницкий – лидер освободительного движения

Начавшееся освободительное движение возглавил Богдан Хмельницкий. Он имел небольшой хутор около Чигирина. Ненависть к полякам у него возникла после разграбления подстаростой Чаплинским этой территории. Попытки искать правосудия сначала в суде, а потом у самого короля результата не дали. Более того, Хмельницкий был заключён под стражу и посажен в тюрьму. Освободился он только в результате заступничества влиятельных лиц. Заручившись поддержкой Крымского хана Гирея, Хмельницкий прибыл в Запорожье и возглавил уже начавшееся зарождаться освободительное движение.

Военные действия с Польшей

Последовавшая война с Польшей продолжалась в течение 6 лет. Краткая история событий изложена в таблице.

События

Дата

Краткая информация

Битва при Жёлтых Водах

5 мая 1648 г.

Разгром Поляков. Их предводитель Стефан Потоцкий  был смертельно ранен, а остальные начальники попали в плен.

Битва при Корсуне

15 мая 1648 г.

Очередной разгром польского войска.

Битва при Пилявцах

21—23 сентября 1648 г.

Победа войска Богдана Хмельницкого. В результате было захвачено 90 пушек и большие запасы пороха. Число трофеев оценивалось в сумму до 10 млн злотых.

Осада Львова

Октябрь — ноябрь 1648 г.

Город не был готов к осаде и через некоторое время власти пошли на переговоры. За снятие осады был взят большой откуп.

Берестецкая битва

19 июня 1651 г.

В результате бегства татар армия Хмельницкого потерпела поражение.

На протяжении всех военных действий у Хмельницкого не было желания отрывать Украину от Польши. Его цель состояла в создании равноправных условий для казачества и шляхты.

Выбор союзника

После удавшейся борьбы за свою независимость Украина оказалась в сложной ситуации. В стране ещё не сложились достаточные предпосылки для самостоятельного развития. В войне участвовало неграмотное казачество и крестьянство, которое было не в состоянии создать государственную идеологию. У казацких старшин ещё не хватало политического веса для реализации представлявшихся им возможностей. В этих условиях Хмельницкий всё больше задумывался о необходимости уйти под протекторат другого государства. Выбор предоставлялся небольшой — Турция или Россия.

С Турцией

После поражения в Берестецкой битве стало понятно, что одержать победу над мощным польским государством Украина будет самостоятельно не в состоянии. Османской империи, которая находилась с юга от Украины, могла в этом вопросе оказать реальное содействие.

Именно на Турцию Богдан Хмельницкий первоначально обратил своё внимание, решив выбрать это государство в качестве покровителя. Турецкий султан обладал достаточной силой для того, чтобы противостоять посягательствам Польши. В результате завязалась переписка. Переговоры привели к тому, что Османская империя дала согласия на принятие Украины в качестве вассального государства.

Однако этот союз не состоялся. Причины выражались в том, что исторически Турция являлась ненадёжным покровителем. В течение длительного времени с её стороны проводились грабежи украинской территории. Большое количество населения было угнано и продано в рабство.

С Россией

Параллельно Богдан Хмельницкий обращал своё внимание на Россию. Здесь жили единоверцы и отсутствовали противоречия, которые возникали между православными и мусульманами. С этой целью 8 июня 1648 года им было написано письмо в адрес российского самодержца Алексея Михайловича.

Для России такой союз означал неминуемую войну с польским государством, поэтому с принятием решения она не торопилась. Однако лидер украинцев не отступал. На протяжении 6 лет он продолжал убеждать царя в необходимости такого союза. В качестве аргументов Хмельницкий приводил примеры собственных побед над Речью Посполитой. В своих письмах он доказывал, что совместными усилиями Украина с Россией обязательно добьются положительных военных результатов.

Начало сближения с Россией

Однако ещё длительная время Россия занимала выжидательную позицию. При этом некоторая помощь Украине оказывалась. Выражалась она в следующем:

  • На территорию Украины шли поставки соли и хлеба.
  • Украинцам позволялось совершать переселения на окраинные земли.
  • Постоянно шёл обмен посольствами.

Усиление приговоров произошло в 1652-1653 годах. Связано это было с тем, что Украина не смогла добиться решающей победы над Польшей. 22 июня 1653 года Алексеем Михайловичем в Украину был послан Федор Ладыженский. Он вёз с собой грамоту от государя. В ней выражалось согласие на присоединение территории Украины к Российским землям. 1 октября 1653 года на Земском соборе этот вопрос был окончательно решён. При этом Речи Посполитой объявлялась война.

Для выработки основных условий вхождения потребовался ещё ряд встреч между представителями государств. Однако это были уже не принципиальные моменты.

Переяславская рада

На основании принятого Земским собором решения состоялось собрание представителей Запорожского казачества и мещанства. Местом стал город Переяслав. Для этого 8 января 1654 года здесь была собрана Рада. На ней произошло принятие исторического решения об объединении украинских земель с российской территорией. Данное постановление подкреплялось принятой присягой.

Затем был составлен предварительный договор, включающий в себя 11 пунктов. Как только он попал в Москву, их количество возросло до 23 единиц. 27 марта 1654 года Земский собор рассмотрел документ. После этого Украина была официально включена в состав российского государства.

Условия договора

На основании составленного договора гетман Украины сохранял свои полномочия. Он имел атрибуты власти ставленника царя и был полностью зависим от российского государя. Также сохранили свои права судьи, сотники, казаки и зажиточные слои украинского населения. Москва обязалась оказывать Украине финансовую поддержку казне.

Последствия подписание договора

Оформленный на Переяславской Раде договор имел следующие последствия:

  • Между Россией и Польшей началась тринадцатилетняя война. Продолжалась она в период с 1654 по 1667 год. После её окончания в составе России закрепились Левобережная Украина и Киев.

  • С 1657 по 1687 год постоянно в Украине наблюдались вооруженные конфликты. Проходили они между сторонниками и противниками заключённого договора.

Если рассматривать все последующие периоды, то никогда полного единства по этому вопросу достигнуто не было.

Итоги прошедших событий

Юридически украинские земли вошли в состав России, и это стало главным итогом договора, принятого на Переяславской Раде. Однако территория Украины не была однородным образованием. Она состояла из левобережной, юго-восточной и северной части. В каждой из них присутствовали свои настроения. Не все слои доброжелательно восприняли взаимоотношения с Москвой и дальнейшие события наглядно это доказали.

Разные позиции занимали гетманы, казацкие сословия и мещане. Кто-то поддерживал составленный договор, а другие не хотели мириться с потерей самостоятельности. Такое отсутствие единства привело к столкновению различных политических сил. Причём отстаивали они свои позиции с оружием в руках.

В долгосрочной перспективе произошла интеграция части Украины с российской территорией. В течение последующих десятилетий наблюдалась потеря казаками ряда вольности. Также неоднократно подвергался пересмотру автономный статус Гетманщины. С приходом к власти Екатерины II была полностью ликвидирована Запорожская Сечь.


Используемые источники и материалы по теме:

  • Бойко. Освободительная война украинского народа 1648—1654 гг. и воссоединение Украины с Россией.
  • Бойко. Переяславская Рада и ее историческое значение.
  • Замлинский В.А. Богдан Хмельницкий.

360 лет назад Левобережная Украина перешла под протекторат России

360 лет назад — 27 марта 1654 года — царь Алексей Михайлович подписал «Мартовские статьи» и Левобережная Украина перешла под протекторат России. В дальнейшем эти события вызвали обилие толкований — от воссоединения одного народа до создания первого украинского государства.

360 лет назад — 27 марта 1654 года (14 марта ст.с.) — царь Алексей Михайлович одобрил договор между гетманом Запорожской Сечи Богданом Хмельницким и Москвой о переходе гетмана и Войска Запорожского «под руку» московского престола. Принятие «Мартовских статей» стало завершением процедуры присоединения Левобережной Украины.

Следует заметить, что присяга армии Хмельницкого московскому царю стала итогом драматических и кровавых событий на Украине в середине XVII века. В этот период большая часть современной Украины (кроме Буковины, Закарпатья, Крыма и Северного Причерноморья) была под контролем Речи Посполитой — единого польско-литовского государства.

Оно возникло вследствие «королевской унии», заключенной в середине XIV века. С 1569 года согласно так называемой «Люблинской унии» государства объединились уже на постоянной основе. В результате этого союза польская аристократия (шляхта) стала главной силой в государстве.

Веротерпимость Великого княжества Литовского (сами литовцы приняли католичество лишь в 1389 году) уходила в прошлое.

Элита стремительно католизировалась, а в 1596 году была заключена Брестская уния — переход ряда западнорусских епископов в католическое вероучение с сохранением православных обрядов. Так появилось униатство (греко-католичество), которое стало еще одним фактором раскола на украинских землях.

«Люди, готовые за идею умирать, готовы и убивать»

Откуда берет начало украинский национализм, почему Майдан восхищается Бандерой и Шухевичем и на что готовы его…

26 февраля 11:19

Религиозная реформа происходила одновременно с формированием украинской нации. Однако в середине XVII века этот процесс был, мягко говоря, далек от завершения — так, исследователь «порубежья» Московского царства и Речи Посполитой А. И. Папков утверждает, что «в первой половине XVII века православное население Польши именовало себя «русским».

Были у волнений и экономические причины — в первую очередь крепостное право. Теперь крестьяне не могли менять своего феодала в Юрьев день, а землевладелец мог ужесточать поборы со своих холопов. Дополнительным фактором стало то, что непопулярными занятиями — ростовщичество, шинкарство (розничная торговля спиртным), сбор налогов — часто занимались евреи, к которым Польское государство относилось терпимо.

В результате у крестьян было лишь два выхода: или поднимать восстания (в 1620–1630 годы таковых было достаточно много), или уходить в казаки.

Эта социальная военизированная группа существовала ниже Днепровских порогов (в Запорожье) с середины XV века. В казаки уходили наиболее активные молодые люди, жили казаки «набеговой экономикой» — боролись и с крымскими татарами, и с польскими шляхтичами. Чем сильнее становился гнет дворян Речи Посполитой, тем больше людей отправлялись в Сечь. Художественное описание жизни казачества оставил Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба».

Таким образом, казацкий фактор играл все большую и большую роль в жизни украинских земель. Непосредственным поводом для восстания Богдана Хмельницкого стало разорение его хутора Суботова польским магнатом. Хмельницкий отправился в Сечь, в январе 1648 года был избран гетманом (главой запорожских казаков) и поднял восстание. Казаки, несмотря на нерегулярность своих формирований, пользовались большой крестьянской поддержкой и одержали несколько военных побед – при Желтых Водах и Корсуни. Казаки Хмельницкого контролировали к лету 1648 года всю Левобережную Украину и двинулись через Днепр – в Киевщину, Браславщину, Подолье. Тогда же произошли и первые переговоры между гетманом и Москвой. Однако искать в них стремление к воссоединению не стоит — это была часть политического процесса, ведь Богдана Хмельницкого тревожила «возможность включения России в борьбу с восставшими украинцами» (как утверждает А.

И. Папков).

Однако Москва в первые годы сохраняла нейтралитет.

Восстание сопровождалось сожжением панских имений, массовым истреблением поляков и евреев. В августе 1649 года был заключен Зборовский мир между польским королем и гетманом Хмельницким. По нему в реестр казаков (то есть получавших такой официальный статус) входило 40 тыс. сабель, Чигирин становился столицей украинской автономии — Гетманщины, все участники восстания амнистировались, а евреи с территории автономии изгонялись. Однако через несколько лет конфликт снова разгорелся – причем полякам удалось принудить Хмельницкого к подписанию невыгодного для него Белоцерковского мира (реестр сокращался, а сам гетман лишался права международных переговоров).

Тем не менее Богдан Хмельницкий решился на то, чтобы обратиться к Москве за протекторатом.

В 1653 году на Земском соборе (ставшем предпоследним в русской истории) решение о принятии Хмельницкого в подданство было поддержано.

Предлог для ссоры

Отдел науки «Газеты. Ru» разбирался в том, как правильно говорить, «на Украине» или…

22 марта 17:10

В январе 1654 года в Переяславе (ныне Переяслав-Хмельницкий, город с населением 31 тыс. человек в составе Киевской области) была собрана

Рада и было принято решение о принятии протектората России. Естественно, это не могло не привести к войне Москвы и Варшавы. Она продолжалась 13 лет и завершилась Андрусовским перемирием 1667 года. По нему Россия не только получила Смоленск, но и контроль над Левобережной Украиной. Киев вошел в состав России на два года, но по миру 1686 года Москве удалось его оставить за собой. Для России контроль над Левобережной Украиной позволял снизить опасность набегов на Дикое поле — колонизируемые степи и лесостепи современного востока Украины и Ростовской, Воронежской, Белгородской, Курской и других областей России.

Теперь борьбу против набегов из Крыма можно было вести вместе с казаками, что привело к уменьшению крымской опасности для колонистов.

Но такое грандиозное событие не могло восприниматься только с прагматичных позиций. Уже через 20 лет после Рады настоятель Киево-Печерской лавры Иннокентий Гизель пишет «Синопсис», в котором впервые характеризует Переяславскую раду как «воссоединение». В историографии имперского периода акцентировалось внимание на «объединении разорванного народа», так как считалось, что великороссы, малороссы и белороссы суть ветви одного большого русского народа. Так, в «Кратких очерках русской истории» консервативный историограф Д.И. Иловайский описывал события как «Малороссийский вопрос», стараясь вообще не использовать слова «Украина» и «украинский».

Он говорит о «стремлении к воссоединению Юго-Западной Руси и Северо-Восточной».

Кроме того, события середины XVII века подогревали антипольские настроения. Так, например, националист Михаил Юзефович во второй половине XIX века, когда устанавливался памятник Хмельницкому на Софийской площади в Киеве, предлагал проект, где конь гетмана топчет поляка.

«К сожалению, у меня нет прогноза по поводу Киева»

Студент из MIT научился предсказывать уличные протесты, анализируя сообщения в твиттере.

Для этого он…

20 февраля 12:20

В свою очередь, складывающаяся украинская нация XIX века подчеркивает свою разность с русскими. «Отец украинской историографии» Михаил Грушевский писал в «Истории украинского народа», что «все заставляет сомневаться, что он (Богдан Хмельницкий) думал о создании какой-либо прочной и тесной связи» с Москвой.

Историк противопоставлял «конституционные привычки» украинского населения «самодержавным принципам» Москвы.

Грушевский видел в Хмельницком лидера украинского государства, лишь использовавшего Москву в борьбе с поляками как непосредственными угнетателями (так же, как и крымского хана). Но для западноукраинских интеллектуалов Хмельницкий воспринимался именно как человек, в борьбе за Украину потерявший ее свободу. В полном тексте песни «Ще не вмерла Украина»

(ныне ее часть – официальный гимн Украины), которую Павел Вербицкий написал в 1862 году, а в 1863-м она была опубликована в львовском журнале «Мета», в одном из куплетов есть обращение к Хмельницкому:

«Ой, Богдан, Богдан, славный наш гетман, зачем отдал Украину москалям поганым?»

В советское время была сформулирована идея «братских народов». С помпой было отмечено 300-летие Переяславской рады. Помимо передачи Крымской области из РСФСР Украине, в честь гетмана был переименован областной центр Проскуров в Правобережной Украине. Официальный нарратив говорил: «Воссоединение Украины с Россией отвечало коренным интересам обоих народов, способствовало их дальнейшему экономическому, политическому и культурному развитию, росту производительных сил Украины и России, всестороннему взаимообогащению культур».

В постсоветской украинской историографии Хмельницкого стали рассматривать как одного из отцов государственности. Была сформулирована концепция «украинской национальной революции». В 2003 году, как пишет украинский историк Г. Касьянов, была издана брошюра, авторы которой оценивают Переяславскую раду и личность Хмельницкого. В ней говорилось, что гетман был создателем «президентской республики» на Украине XVII века, утверждается, что у созданного Богданом государства был «бездефицитный бюджет» и т.д. Естественно,

подобные заявления выглядят анахронизмами – попытками создать национальную историю, оперируя современными понятиями.

Впрочем, попытка изобразить Богдана Хмельницкого, царя Алексея Михайловича и других участников этого процесса людьми ХIX–ХХ века, размышляющими в категориях «национальных идей» (в то время еще абсолютно не существовавших), — это болезнь любой национальной историографии – и российской, и украинской.

Публикации: Грушевский М.С. История украинского народа. М.: Монолит — Евролинц — Традиция, 2002. Иловайский Д.И. Краткие очерки русской истории. М.: Московский фонд социальных исследований, 1992. Миллер А. Касьянов Г. Россия — Украина: Как пишется история. Диалоги, лекции, статьи. М.: РГГУ, 2011. Папков А.И. Порубежье Российского царства и украинских земель Речи Посполитой. Конец XVI — первая половина XVII века. Белгород: Константа, 2004. Страны и народы. Советский Союз. Республики Прибалтики. Белоруссия. Украина. Молдавия. М.: Мысль, 1984.

Почему народной республики Левобережной Украины пока не будет

Свидетельства о возобновлении недавно передвижений российских войск вблизи границы России с Украиной (а также за ее пределами) вновь вызвали споры о намерениях Кремля отдать приказ о новом военном вторжении на территорию своего соседа, при этом некоторые наблюдатели с Запада предупреждают, что российское вторжение может быть «неизбежным».

Известные западные аналитики, которые считают, что вторжение становится все более вероятным, включают Эндрю Вайса и Юджина Румера из Фонда Карнеги за международный мир, чьи подробные комментарии произвели фурор в трансатлантическом сообществе наблюдателей за Россией: Украина предполагает, что почти все необходимые компоненты и обоснования для военного вмешательства либо уже на месте, либо находятся в процессе подготовки», — писали они ранее в этом месяце. Путин «думает о своем наследии», а «одна важная часть незавершенного дела, которая все еще отсутствует в списке достижений Путина… — это восстановление господства России над ключевыми частями ее исторической империи», нет ничего «более важного — или важнее, чем… Украина». Два эксперта Фонда Карнеги утверждают, что Путин имеет «склонность действовать эмоционально и резко набрасываться способами, которые не всегда имеют смысл для сторонних наблюдателей», полагаясь на анализ затрат и выгод, чтобы попытаться предугадать действия российского лидера. Они предупреждают, что «терпение Путина в отношении Киева на исходе». Мелинда Харинг из Атлантического совета согласна с этим. В своей статье для иностранных дел Харинг перечисляет желание Путина сохранить великое наследие и потерю им терпения по отношению к президенту Украины Владимиру Зеленскому среди факторов, предполагающих, что «Путин снова нанесет удар по Украине, и скоро » (подчеркивание мое).

Хотя я согласен с утверждением, что Путин заботится о влиянии важнейших внешнеполитических решений на его наследие, 1  я не согласен с тем, что Путин позволит эмоциям преобладать при принятии решения об отправке войск в Украину. Фактически, мое исследование прошлого выбора Путина в отношении возможного военного вмешательства показывает, что его решения об отправке войск в зарубежные страны были скорее рациональными, чем эмоциональными, и были сформированы стечением трех условий. Во-первых, Путин должен был руководствоваться явной, острой угрозой одному или нескольким жизненно важным национальным интересам России, как их видит он и его команда (или явной возможностью продвигать некоторые из этих интересов). Во-вторых, он должен был иметь разумную надежду на то, что военное вмешательство сможет отразить эту угрозу. В-третьих, у него должны были либо закончиться невоенные (то есть менее затратные) варианты реагирования на угрозу, либо не хватить времени, необходимого для реализации таких вариантов, из-за срочности угрозы.

В случае с Украиной условие 1 — восприятие острой угрозы — уже, на мой взгляд, существует, тогда как состояние 2, похоже, материализуется, а пока отсутствует только условие 3. Недавно Путин дал понять, что попытки Запада закрепить Украину и укрепить ее в военном отношении представляют собой серьезную угрозу жизненно важным интересам России (см. пункт 2 в таблице 1), которую он больше не потерпит даже в отсутствие Плана действий по членству в НАТО. или МАР для Киева; его цель, на мой взгляд, это нейтральная Украина. Российское военно-политическое руководство, по-видимому, пытается создать Условие 2 — осуществимость военного успеха — когда я пишу это, сообщая об усилении российского военного присутствия вблизи Украины. Тем не менее, хотя нынешних предварительно размещенных и недавно размещенных российских воинских частей, вероятно, будет достаточно для ограниченных территориальных завоеваний на востоке и юге Украины, остается открытым вопрос, будет ли их достаточно, если цель состоит в том, чтобы пройти весь путь до Киева и , возможно, дальше на запад, и какой ценой. Чтобы российские подразделения преуспели в таком стратегическом наступлении, продвинувшись дальше первоначальных успехов, как только исчезнет элемент любой неожиданности, количественное превосходство российской армии над украинской армией должно быть как минимум 3: 1, согласно популярному эмпирическому правилу. и это не так (см. табл. 2) — даже если в наступлении были задействованы все сухопутные силы России вместе с силами сепаратистов Донбасса, численность которых оценивается в 50 000 человек. При расчете соотношения сил следует также учитывать, что части Вооруженных сил Украины за последние несколько лет прошли интенсивное обучение у инструкторов НАТО и получили некоторые передовые системы, такие как американские противотанковые ракеты Javelin и противобатарейный радар. , что определенно осложнило бы жизнь, а точнее, боевые действия атакующим сухопутным войскам. Наконец, условие 3 отсутствует, поскольку Путин, похоже, считает, что он не исчерпал возможности для менее дорогостоящих невоенных вариантов защиты жизненно важных интересов России в отношении Украины. В противном случае Кремль не стал бы обсуждать с Белым домом две встречи Путина и Джо Байдена (одну виртуальную в этом году и одну в начале следующего), во время которых украинский кризис будет в повестке дня. Именно результаты предстоящих переговоров Путина с Байденом, которого Кремль считает украинским «сюзереном», принимающим все важные решения за своего украинского коллегу Владимира Зеленского, сыграют ключевую роль в определении того, считает ли российский лидер, что его военные возможности исчерпаны.

Таблица 1: Жизненно важные национальные интересы России глазами российского руководства (в порядке значимости) 2

  1. Предотвращение, сдерживание и уменьшение угроз: отделения от России; мятеж в пределах России или в районах, прилегающих к России; и вооруженные конфликты против России, ее союзников или вблизи российских границ;
  1. Предотвратить появление враждебных держав или региональных гегемоний или несостоявшихся государств на границах России, обеспечить окружение России дружественными государствами, среди которых Россия может играть ведущую роль и в сотрудничестве с которыми она может процветать; 3
  1. Установление и поддержание продуктивных отношений, от которых в значительной степени зависят национальные интересы России, с ключевыми членами Европейского Союза, США и Китаем;  
  1. Обеспечение жизнеспособности и стабильности основных рынков для основных потоков российского экспорта и импорта;  
  1. Обеспечение устойчивого развития и диверсификации экономики России, ее интеграции в мировые рынки;
  1. Не допустить приобретения соседними странами ядерного оружия и средств доставки на большие расстояния на границах России; безопасное ядерное оружие и материалы;
  1. Предотвращение крупномасштабных и/или продолжительных террористических актов в России;
  1. Обеспечьте выживание союзников России и их активное сотрудничество с Россией.

 

Таблица 2. Соотношение военного потенциала России и Украины 4

 

Россия

Украина

Украина в % к России

Соотношение (округлено до целых чисел)

Военный бюджет в национальной валюте

3 087 млрд руб.

117,8 млрд гривен

н/д

н/д

Военный бюджет в долларах США

40,7 млрд долларов

4,3 миллиарда долларов

11%

9 : 1

Действующие военнослужащие, в том числе:

900 000

209 000

23%

9 : 2

Армия

280 000

145 000

52%

56 : 29

Военно-морской флот

150 000

11 000

7%

150 : 11

Воздушно-космические силы/ВВС

165 000

45 000

27%

11 : 3

Бортовой

45 000

8000

18%

45 : 8

Персонал резерва

2 000 000

900 000

45%

 20 : 9

Эмоции пока не были главной движущей силой решений Путина о применении силы

Как постоянно показывают заявления Путина об Украине, он может, как утверждают Вайс и Румер, весьма эмоционально относиться к отношениям между этническими украинцами и русскими, которых он считает единым народом. Однако, несмотря на эти эмоции, он все же решил отказаться от «тотального российского военного вторжения» в Украину, когда эта перспектива обсуждалась его Советом безопасности в апреле 2014 года, согласно книге «Братья по вооружению: военные аспекты кризиса в Украине». Украина.» Судя по всему, российский лидер так и сделал, поскольку западные лидеры предупредили о наложении на Россию болезненных издержек. Путин также проявлял сильные эмоции во время более раннего переломного момента, когда он (и его тогдашний временный заместитель в Кремле Дмитрий Медведев) решали, следует ли направлять российские войска на Тбилиси во время войны с Грузией в августе 2008 года. Сообщается, что Путин пообещал тогдашнему президенту Франции Николя Саркози схватить грузинского лидера Михаила Саакашвили и повесить его «за яйца». Однако он решил остановить продвижение российских войск примерно в 60 километрах от грузинской столицы, где находилась официальная резиденция Саакашвили.

Восстановление господства над Украиной обойдется России слишком дорого

В своей статье Вайс и Румер также цитируют «некоторых аналитиков», которые предсказывали, что «Кремль может организовать стремительное военное наступление, чтобы сломить хребет украинским военным и заставить их отступить за Днепр. Это позволит Кремлю контролировать то, что обычно называют «левобережной Украиной», включая историческую часть Киева, которая, по оценке Путина, составляет неотъемлемую часть великого Российского государства». Однако, на мой взгляд, такая амбициозная операция маловероятна, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, потому что она повлечет за собой очень значительные человеческие, финансовые и другие затраты для России, совокупность которых легко перевесит выгоды от оккупации, такие как продвигая жизненный интерес Москвы в предотвращении расширения НАТО на Украину.

Рисунок 1: Области Украины

Карта предоставлена ​​Питером Фитцджеральдом по лицензии CC 4.0.

Прежде всего, учитывая малочисленность вооруженных сил донбасских сепаратистов, их будет недостаточно для установления контроля над «левобережной Украиной» (или, если вспомнить еще один украинский топоним, популярный у Путина с 2014 года, «Новороссия »), даже если они будут усилены частными российскими военными компаниями, такими как группа Вагнера. Вместо этого для проведения столь масштабной военной операции потребовались бы многие десятки тысяч военнослужащих российских вооруженных сил. Кремлю будет сложно скрыть полученные потери среди наступающих частей, и это может серьезно подорвать популярность Путина.

Во-вторых, российские войска могут ожидать продолжительного повстанческого движения в украинских регионах к северу от Крыма и к западу от Донбасса, где сильны антироссийские настроения. Этот мятеж не только приведет к дополнительным жертвам, но и затруднит управление оккупированными регионами.

В-третьих, если «восстановление господства России» над Украиной предполагает не только оккупацию земель на левом берегу Днепра (плюс западную половину украинской столицы), но и присоединение их к Российской Федерации, как это было в случае с Крымом, то Москва понесет значительные финансовые затраты. Среди них — обеспечение минимально приемлемого уровня жизни в этих регионах наравне с российским, в том числе выплата аналогичных пенсий и зарплат госслужащим. Если бы мы сделали вывод о затратах на такую ​​интеграцию на примере Крыма, региона с населением около 2 миллионов человек, они составили бы примерно от 22,5 до 64,5 миллиардов долларов. В верхней части, по оценке известного российского экономиста Сергея Алексашенко, Москва в 2020 году потратила около 375 миллиардов рублей (5,1 миллиарда долларов по текущему обменному курсу 9).0009 5 ) по различным проектам в Крыму; эти затраты на интеграцию в среднем составляют около 2,6 миллиарда долларов на каждый миллион жителей в год. Население 12 регионов, частично или полностью расположенных на левом берегу Днепра, за исключением Крыма (уже входящего в состав России), но включая Донецкую и Луганскую области, составляет около 27 млн ​​человек (табл. 3). Если расходы на душу населения в этих регионах будут сопоставимы с расходами на Крым, по оценке Алексашенко, Москве придется тратить 70,2 миллиарда долларов в год на присоединение левобережной Украины к России — значительно больше, чем оборонный бюджет России на 2020 год. Если бы мы опирались на более узкую оценку федеральных субсидий Крыму в 2020 году — 134 миллиарда рублей или 1,8 миллиарда долларов, опубликованную в «Российской газете», то субсидирование левобережной Украины (за вычетом Крыма) обходилось бы федеральному бюджету России примерно в 24,3 миллиарда долларов в год. .

Даже если формального присоединения не произойдет, расходы Москвы на существующие поддерживаемые Россией сепаратистские регионы на Украине предполагают, что оккупация обойдется в миллиарды долларов. По оценке одного украинского чиновника, в этом году Москва ежегодно тратит до 5 миллиардов долларов на самопровозглашенные Донецкую Народную Республику и Луганскую Народную Республику. Поскольку в этих отколовшихся регионах проживает 3,73 миллиона человек, можно ожидать, что содержание сепаратистской Народной Республики Левобережной Украины будет обходиться России примерно в 36,2 миллиарда долларов в год.

Таблица 3: Валовой региональный продукт и население регионов Украины, часть или вся земля которых расположена на восточном берегу Днепра, за исключением Крыма

 

 

ВРП, млрд долл. США, по состоянию на 2019 год

Численность населения, млн. человек по данным переписи 2001 г.

1

Чернигов

3,03

 

1,25

2

Черкассы

4.01

 

1,40

3

Днепр

15.15

 

3,57

4

Донецк

7,95

 

4,84

6

Харьков

9,61

 

2,91

7

Херсон

2,40

 

1,18

8

г. Киев и Киевская область

45,32

4,44

9

Луганск

1,56

2,55

10

Полтава

7,27

1,63

11

Сумы

2,94

 

1,30

12

Запорожье

6. 02

 

1,93

 

Итого

105,3

27

В-четвертых, захват Россией Левобережной Украины приведет к замораживанию отношений России с Западом. Последствия такого развития событий будут заключаться в дополнительных и, возможно, качественно более жестких санкциях в отношении России (таких как исключение из SWIFT и запрет на торговлю всеми российскими долговыми обязательствами за пределами России). Это может стоить российской экономике десятки миллиардов долларов в год, в то же время ограничивая доступ России к передовым технологиям, в которых она остро нуждается, чтобы диверсифицировать свою экономику и не допустить дальнейшего отставания от более технологически развитых стран. В этом сценарии России также будет труднее избежать большей зависимости от Китая и даже полного союза с Китаем, против чего предостерегают некоторые из ее влиятельных внешнеполитических деятелей.

В-пятых и шестых, какие бы части Украины не были оккупированы (например, «правобережная» Украина, к западу от Днепра), ее правительство может предпочесть удвоить, а не отказаться от усилий по интеграции в западные клубы. И Кремль не сможет использовать недавно аннексированные регионы Украины в качестве рычага воздействия на это правительство, точно так же, как он больше не сможет использовать в качестве рычага Крым, потому что он уже включен в состав России.

В-седьмых, хотя последние опросы показывают, что многие жители востока и юга Украины по-прежнему положительно относятся к России, 6  и эти настроения помогают объяснить продолжающееся присутствие пророссийских сил в украинском парламенте и политике (например, Оппозиционный блок и Виктор Медведчук), оккупация украинских земель к востоку от Днепра подорвет такие избирательные округа. Более того, такая оккупация может затруднить для избирателей, которые остаются пророссийскими, голосовать за кандидатов в любой части Украины, которая остается вне контроля Москвы, укрепляя влияние прозападных структур на геополитическую ориентацию этой части. (Распространено, но ложно утверждение, что правила НАТО исключают прием членов, вовлеченных в территориальные споры.)

В-восьмых, и последнее, присоединение украинских земель к востоку от Днепра в конечном итоге оставит Россию без буферной зоны между ней и НАТО, которую Москва рассматривает как враждебный союз, вдоль этой части ее западной границы. 7

Действительно ли самой большой стране нужно больше земли? И имеет ли значение, что Путин потерял терпение по отношению к Зеленскому?

Когда дело доходит до предположений Харинга о том, что может побудить Путина отдать приказ о вторжении в Украину, я согласен с ее утверждением о том, что «величие в истории России измеряется территориальными завоеваниями», но с одной важной оговоркой относительно времени глагола. Это утверждение было верным для большей части прошлого России, но не для настоящего времени, в эпоху кибербезопасности, когда трудно скрыть от населения значительные потери и другие крупные расходы. Когда дело доходит до присоединения земель, которые Кремль считает исторически русскими, в состав Российской Федерации, Путин может рассчитывать на то, что значительное число его соотечественников будут рассматривать его как Владимира Великого, только если этот шаг будет сопровождаться минимальными человеческими жертвами или вообще без них. В том числе существенно не увеличить финансовую и иную нагрузку на население, как это было, по крайней мере изначально, с Крымом. Завоевание дальнейших частей Украины к востоку от Днепра будет рассматриваться многими в России как возвращение исторических русских земель, но, как пояснялось выше, это будет стоить гораздо больших чистых затрат, чем Крым, что заставит многих смотреть на российского лидера как Владимир Невеликий, пожалуй. Как заметил Дмитрий Тренин из Московского центра Карнеги незадолго до операции в Крыму, последняя вещь, в которой нуждается самая большая страна в мире, — это дополнительная земля. Я говорю, что наблюдение остается верным, несмотря на Крым, если только эта дополнительная земля не будет получена по приемлемой цене (или, в идеале, станет чистой «прибылью»).

Наконец, хотя я согласен с утверждением Харинга, Румера и Вайса о том, что Путин уже потерял терпение по отношению к Зеленскому, я не думаю, что это делает вмешательство России в Украине неизбежным, как утверждают Харинг и некоторые другие наблюдатели за Россией. Во-первых, любой, кто хочет следить за опросами общественного мнения в Украине (и я уверен, что люди, которые консультируют Путина по Украине), обнаружит, что, несмотря на устойчивый раскол между Востоком и Западом в украинском общественном мнении, доля украинцев, которые предпочитают растет внешняя политика, ориентированная на Запад, а не на Россию. Уже одно это говорит о том, что пока выборы в Украине остаются относительно свободными и справедливыми, следующим избранным лидером Украины будет не Виктор Янукович. Важнее, если правящая элита Украины — это «абсолютно не независимые… вассалы», которые подчиняются приказам своих «сюзеренов» в США, как утверждал Медведев в своем недавнем эссе об Украине, и именно с этими «сюзеренами» должна решить Россия Вопросы, связанные с Украиной, то какая разница, кто занимает резиденцию президента в Киеве? Из статьи Медведева следует, что в коллективном представлении российского руководства о невоенных вариантах решения украинского конфликта только сделка с «сюзереном» может привести к удовлетворению минимальных требований безопасности России в отношении этого конфликта. : гарантии нейтральности Украины как де-факто, так и де-юре. (Ранее я описал, как это требование может быть согласовано с требованием Украины и Запада по мирному урегулированию конфликта . )

Предстоящие встречи Путина с Байденом предполагают, что до следующего года не следует ожидать вмешательства России

Учитывая восприятие Москвой влияния Вашингтона в Киеве, вероятно, пока Путин не потеряет терпение к Джо Байдену на Украине, он не примет решения, вводить ли войска в Украину и если да, то как далеко. Кремль и Белый дом обсуждают планы встречи Байдена и Путина по видеосвязи в этом году, а затем в следующем году. Что касается Украины, я ожидаю, что Путин во время этих встреч попытается достичь двух целей в стремлении к украинскому нейтралитету. Во-первых, он хотел бы, чтобы Байден убедил своих «вассалов» в Киеве начать реализацию «Минска-2». Во-вторых, он попытается убедить лидера США и его союзников в Европе воздержаться от дальнейшего наращивания программ оснащения и обучения украинских вооруженных сил, что, как в последнее время начал утверждать Путин, равносильно переходу российской красной линии даже в отсутствие ПДЧ НАТО для Украины, так как это делает Украину «менее нейтральной». Большие надежды Кремля на способность Путина убедить Байдена согласиться с аргументами России по Украине отражены в комментариях заместителя министра иностранных дел Сергея Рябкова от 21 ноября, в которых важность запланированного саммита названа «огромной». Москва должна объяснить США «подробно, что происходит», — цитирует Рябкова Радио Свобода9.0003

Если, однако, встречи Путина с Байденом либо будут отменены, либо не принесут прогресса в достижении этих двух целей, тогда Путин действительно может прийти к выводу, что он исчерпал невоенные возможности в отношении Украины и что применение силы необходимо. защищать интересы России в нейтральной Украине. Учитывая сроки запланированных встреч Путина с Байденом, вполне вероятно, что Путин не примет окончательного решения о вводе войск в Украину до следующего года (если, конечно, Зеленский не совершит первый крупный военный маневр на земле или в воздухе). например, задействовав все имеющиеся у его вооруженных сил ударные дроны для нанесения ударов по целям на удерживаемом сепаратистами Донбассе).

Если Путин все же сделает выбор в пользу переброски войск через российско-украинскую границу, их миссия, вероятно, будет гораздо менее амбициозной, чем «восстановление господства России» над левобережной Украиной, учитывая вышеупомянутые чистые затраты на это. Гораздо более вероятно, что он попытается использовать российские войска для расширения контроля над некоторыми другими восточными и южными частями Украины от имени сепаратистов в масштабах, которые ограничили бы расходы, но все же значительно увеличили бы рычаги влияния России на — по отношению к Украине и ее западным покровителям, чтобы послать сильный сигнал о том, что эти акторы должны пойти навстречу стремлению России получить гарантии нейтральной Украины. Когда и если Путин примет решение отдать приказ о такой ограниченной военной операции, он действительно может думать о своем наследии и чувствовать эмоции, как утверждают Вайс, Румер и Харинг, но, как показывают мои исследования, основной движущей силой его решения будет его вывод о том, что он исчерпал менее дорогостоящие невоенные варианты защиты жизненно важных интересов России, в сочетании с его надеждой на то, что применение силы позволит обеспечить такую ​​защиту.

  1. Путин, вероятно, не задумывается о влиянии важных внешнеполитических решений на свое наследие, как некоторые могут себе представить, учитывая, что ему еще за 60, и он добился права переизбраться на новый срок в 2024 году и, таким образом, остаться у власти до 2030 года.
  2. Автор синтезировал описания путинских жизненно важных интересов России, которые он определяет как условия, строго необходимые для выживания России как жизнеспособного и успешного государства, из заявлений и стратегических документов российского руководства.
  3. Недавняя риторика Кремля свидетельствует о том, что Путин сдвинул красную линию в отношении отношений НАТО с бывшими советскими республиками: если ранее он считал предоставление ПДЧ НАТО большему количеству постсоветских государств неприемлемым с точки зрения национальных интересов России, то в последнее время Российский лидер возражал против «военного поглощения [ освоение ] территории» Украины альянсом, даже без формального членства. Точно так же пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков недавно заявил, что, хотя Россия, возможно, и не сможет предотвратить возможное членство Украины в альянсе, она может действовать, чтобы свести к минимуму негативные последствия «союза» Украины и НАТО до того, как первая формально присоединится ко второй. Как сообщает ТАСС, «Песков заявил [в октябре], что никакого вреда от отказа Москвы от продолжения отношений с НАТО не будет».
  4. Данные военного баланса 2021 года, Международный институт стратегических исследований, «Глава 5: Россия и Евразия», стр. 164-217.
  5. Расчеты в тексте округлены до первого десятичного знака.
  6. Опрос 2021 года жителей 24 крупных украинских городов (не считая ни одного в подконтрольном сепаратистам Донбассе) показал, что доля респондентов с теплым или очень теплым отношением к России самая высокая в следующих четырех городах (первые три на востоке Украины ): Мариуполь (52%), Северодонецк (47%), Харьков (39%) и Одесса на юге Украины (40%).
  7. По словам Грэма Эллисона, «после вторжения Наполеона и Гитлера русские боятся угроз с западного фронта».
Исправление: в этой статье Эндрю Вайс, глава семьи Джеймсов и вице-президент по исследованиям Фонда Карнеги за международный мир, и Юджин Румер, старший научный сотрудник и директор программы Фонда Карнеги в России и Евразии, названы бывшими офицерами разведки. На самом деле г-н Вайс не бывший офицер разведки. Скорее г-н Вайс ранее занимал должность директора по делам России, Украины и Евразии в аппарате Совета национальной безопасности.

Автор

Симон Сараджян

Симон Сараджян — директор-основатель проекта Russia Matters.

Фотография предоставлена ​​Викторией Пришутовой в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 3.0 Unported.

Мнения, высказанные в этом кратком обзоре, принадлежат исключительно автору.

Разъяснение санкций ЕС против России

  • Какие санкции уже принял ЕС?
  • Чего НЕ делают санкции ЕС против России?
  • Кто подвергается санкциям?
  • Как санкционируется торговля ЕС с Россией?
  • Что означает запрет нефти на практике?
  • Как работает ограничение цен на нефть?
  • Какие санкции на транспорт?
  • Как санкции влияют на российскую банковскую систему?
  • Почему ЕС приостановил вещание пяти российских телеканалов?
  • Координирует ли ЕС санкции с другими партнерами?

Инфографика — Санкции ЕС в ответ на вторжение России в Украину

Посмотреть полную инфографику

Какие санкции уже принял ЕС?

ЕС ввел беспрецедентные санкции против России в ответ на неспровоцированное и неоправданное вторжение в Украину от 24 февраля 2022 года и незаконное присоединение к Украине Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей.

Они добавляются к действующим мерам, введенным в отношении России с 2014 года после аннексии Крыма и невыполнения Минских соглашений.

Санкции включают адресные ограничительные меры (индивидуальные санкции), экономические санкции и визовые меры.

Целью экономических санкций является наложение серьезных последствий на Россию за ее действия и эффективное пресечение способности России продолжать агрессию.

Индивидуальные санкции направлены на лиц, ответственных за поддержку, финансирование или осуществление действий, которые подрывают территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины, или тех, кто получает выгоду от этих действий.

ЕС также принял санкции против:

  • Беларуси в ответ на ее причастность к вторжению в Украину
  • Иран , в связи с использованием иранских беспилотников в российской агрессии против Украины

Чего НЕ делают санкции ЕС против России?

Санкции не блокируют экспорт и операции, связанные с продуктами питания и сельскохозяйственной продукцией.

Лидеры ЕС подчеркнули в Европейском совете 23-24 июня 2022 года, что Россия несет исключительную ответственность за глобальный продовольственный кризис и что санкции ЕС не нацелены на продукты питания и сельскохозяйственные продукты. Продовольственная безопасность и доступность являются ключевым приоритетом для ЕС и его государств-членов.

Санкции ЕС не влияют на продовольственную безопасность и распространяются только на двустороннюю торговлю между ЕС и Россией, а не на международную торговлю.​

Санкции ЕС прямо исключают поставки продуктов питания и удобрений: нет санкций в отношении российского экспорта продуктов питания на мировые рынки . Любой может управлять, покупать, перевозить, обеспечивать продовольствием и удобрениями, поступающими из России.

Ограничения на ввоз некоторых калийных удобрений в рамках санкций ЕС распространяются только на продукцию, импортируемую в ЕС, и не распространяются на ее экспорт в Украину из ЕС или из России.

ЕС также сделал исключения в рамках своих санкций: хотя европейское воздушное пространство закрыто для российских самолетов, государства-члены ЕС могут разрешить пролет своего воздушного пространства российским самолетам, если это необходимо в гуманитарных целях. Государства-члены ЕС также уполномочены предоставлять судам под российским флагом доступ в порты ЕС, а также предоставлять российским автомобильным перевозчикам въезд в ЕС с целью импорта или перевозки сельскохозяйственной продукции, включая удобрения и пшеницу, на которые не распространяются ограничения. .

Кто подвергается санкциям?

Всего, с учетом ранее введенных индивидуальных санкций после аннексии Крыма в 2014 году, ЕС наложил санкции на 1386 физических и 171 юридическое лицо. Список лиц включает:

Владимир Путин и Сергей Лавров находятся в списке лиц, подпадающих под санкции ЕС — © AFP
  • Президент России, Владимир Путин
  • Министр иностранных дел России, Сергей Лавров
  • бывший Президент Украины, Виктор Янукович
  • олигархов, связанных с Кремлем, таких как Роман Абрамович
  • депутатов Государственной Думы РФ (нижней палаты парламента)
  • членов Совета национальной безопасности
  • министров, губернаторов и местных политиков, таких как мэр Москвы
  • высокопоставленных чиновников и военнослужащих
  • известных бизнесменов (т. е. лица, работающие в российской сталелитейной промышленности и другие лица, предоставляющие финансовые услуги, военную продукцию и технологии российскому государству)
  • пропагандисты и дезинформаторы

В список также включены лица, виновные или причастные к:

  • злодеяниям, совершенным в Буче и Мариуполе
  • ракетных ударов по гражданскому населению и объектам критической инфраструктуры
  • похищений и последующих незаконных усыновлений украинских детей
  • вербовка сирийских наемников для боевых действий в Украине

Список организаций включает:

  • банки и финансовые учреждения
  • компаний военного и оборонного секторов
  • компаний авиационной, судостроительной и машиностроительной отраслей
  • военизированных формирований
  • политические партии
  • медиахолдингов и компаний, распространяющих прокремлевскую и антиукраинскую пропаганду

ЕС также ввел санкции против Беларуси за ее причастность к вторжению России в Украину и против Ирана за поставку дронов в Россию.

Что на практике означают санкции против физических лиц?

Санкции в отношении физических лиц состоят из запретов на поездки и замораживания активов . Запреты на поездки не позволяют лицам, включенным в перечень, въезжать или пересекать территорию ЕС транзитом по суше, воздуху или морю.

Замораживание активов означает, что все счета принадлежащие перечисленным лицам и организациям в банках ЕС заморожены . Также запрещается прямо или косвенно предоставлять им какие-либо средства или активы.

Это гарантирует, что их деньги больше не могут быть использованы для поддержки российского режима, и они не смогут найти безопасное убежище в ЕС.

Инфографика — Влияние санкций на экономику России

Посмотреть полную инфографику

Как санкционируется торговля ЕС с Россией?

В рамках экономических санкций ЕС ввел ряд импортных и экспортных ограничений в отношении России. Это означает, что европейские предприятия не могут продавать определенные товары в Россию (экспортные ограничения) и что российские предприятия не могут продавать определенные товары в ЕС (импортные ограничения).

Список запрещенных продуктов призван максимизировать негативное влияние санкций на экономику России при одновременном ограничении последствий для бизнеса и граждан ЕС. Ограничения на экспорт и импорт исключают товары, предназначенные в первую очередь для потребления, а также товары, связанные со здоровьем, фармацевтикой, продуктами питания и сельским хозяйством, чтобы не нанести вред населению России.

Запреты вводятся таможенными органами ЕС.

Более того, ЕС в сотрудничестве с другими партнерами-единомышленниками принял заявление, оставляющее за собой право перестать относиться к России как к наибольшему благоприятствованию в рамках ВТО. ЕС решил действовать на это не повышением импортных тарифов, а комплексом ограничительных мер, включающих запреты на ввоз или вывоз определенных товаров. ЕС и его партнеры также приостановили любую работу, связанную с присоединением Беларуси к ВТО.

Какие товары нельзя ввозить в Россию из ЕС?

Список подпадающих под санкции продуктов включает, среди прочего:

  • передовые технологии (например, квантовые компьютеры и передовые полупроводники, высокотехнологичную электронику и программное обеспечение)
  • некоторые виды машин и транспорт оборудование
  • специфические товары и технологии, необходимые для нефтепереработки
  • энергетика промышленное оборудование, технологии и услуги
  • авиационная и космическая промышленность товары и технологии (например, самолеты, авиадвигатели, запасные части или любое оборудование для самолетов и вертолетов, топливо для реактивных двигателей)
  • морская навигация товары и техника радиосвязи
  • количество товаров двойного назначения (товаров, которые могут использоваться как в гражданских, так и в военных целях), таких как дроны и программное обеспечение для дронов или шифровальные устройства
  • предметы роскоши (например, роскошные автомобили, часы, украшения)
  • Гражданское огнестрельное оружие и прочая военная техника

Какие товары нельзя ввозить из России в ЕС?

Перечень подсанкционной продукции включает, среди прочего:

  • сырую нефть (с декабря 2022 г. ) и нефтепродукты (с февраля 2023 г.), за некоторыми исключениями
  • каменный уголь и другие виды твердого ископаемого топлива
  • сталь , изделия из стали и чугуна
  • золото , включая украшения
  • цемент, дерево, бумага и пластмасса
  • морепродукты и спиртные напитки (например, икра, водка)
  • сигареты и косметика

Что означает запрет на нефть на практике?

Ограничения ЕС будут охватывать почти 90% импорта российской нефти в Европу — © AFP

В июне 2022 года Совет принял шестой пакет санкций, который, среди прочего,  запрещает покупку, импорт или передачу морской сырой нефти и некоторые нефтепродукты   из России в ЕС . Ограничения применяются с 5 декабря 2022 года для сырой нефти и с 5 февраля 2023 года для других продуктов нефтепереработки.

Временное исключение  предусмотрено для импорта сырой нефти по трубопроводу  в те государства-члены ЕС, которые в силу своего географического положения страдают от особой зависимости от поставок из России и не имеют жизнеспособных альтернативных вариантов.

Более того, Болгария и Хорватия, в частности, получат временные отступления в отношении импорта российской морской нефти и вакуумного газойля соответственно.

Поскольку большая часть российской нефти, поставляемой в ЕС, доставляется морем, эти ограничения будут охватывать почти 90% импорта российской нефти в Европу  к концу 2022 года. Это значительно сократит торговые прибыли России.

Как действует ограничение цен на нефть?

В декабре 2022 года страны ЕС договорились установить потолок цен на российскую нефть на уровне 60 долларов за баррель . Ценовой предел распространяется на морскую сырую нефть, нефтяные масла и масла, полученные из битуминозных минералов, которые происходят или экспортируются из России.

Ограничение накладывается сверх запрета ЕС на импорт российской морской нефти и нефтепродуктов, а также соответствующих запретов других партнеров G7.

Это решение ограничит скачки цен, вызванные чрезвычайными рыночными условиями, и резко сократит доходы, которые Россия получает от продажи нефти с тех пор, как она развязала свою незаконную агрессивную войну против Украины. Это также послужит стабилизации мировых цен на энергоносители при одновременном смягчении неблагоприятных последствий для энергоснабжения третьих стран.

Предельный уровень был установлен в тесном сотрудничестве с Коалицией ценового предела и применяется с 5 декабря 2022 года. Верхний предел регулируется с течением времени, и текущее значение может быть изменено в будущем с учетом развития рынка и технических изменений.

ЕС запретил судам ЕС перевозить российскую сырую нефть (с 5 декабря 2022 года) и нефтепродукты (с 5 февраля 2023 года) в третьи страны. Он также запретил соответствующее предоставление технической помощи, посреднических услуг или финансирования или финансовой помощи. Этот запрет не применяется, если сырая нефть или нефтепродукты приобретаются по цене на нефть или ниже ее.

Какие санкции на транспорт?

Автомобильный транспорт

ЕС запретил российским и белорусским автотранспортным операторам въезд в ЕС, в том числе для транзитных товаров.

Эта санкция направлена ​​на ограничение возможностей российской промышленности приобретать основные товары и препятствовать дорожной торговле как в Россию, так и из России. Тем не менее, страны ЕС могут предоставлять отступления для:

  • транспортировки энергии
  • перевозка фармацевтических, медицинских, сельскохозяйственных и пищевых продуктов
  • цели гуманитарной помощи
  • транспорт, связанный с функционированием дипломатических и консульских представительств ЕС и его стран в России или международных организаций в России, пользующихся иммунитетами в соответствии с международным правом
  • передача или вывоз в Россию культурных ценностей во временное пользование в рамках формального культурного сотрудничества с Россией

Запрет не распространяется на почтовые услуги и товары, находящиеся в пути между Калининградской областью и Россией.

Авиационный сектор

Всем российским самолетам запрещено пролетать над воздушным пространством ЕС — © AFP

В феврале 2022 года ЕС отказал в доступе в аэропорты ЕС для российских перевозчиков всех видов и запретил им пролетать над воздушным пространством ЕС . Это означает, что самолеты, зарегистрированные в России или других странах и переданные в аренду или аренду гражданину или юридическому лицу России, не могут приземляться ни в одном из аэропортов ЕС и не могут летать над странами ЕС. Частный самолет, т.е. частные бизнес-джеты, включены в запрет.

Кроме того, ЕС запретил экспорт в Россию товаров и технологий авиационной и космической отрасли .

Страховые услуги, услуги по техническому обслуживанию и техническая помощь, связанные с этими товарами и технологиями, также запрещены. Аналогичные ограничения ввели США, Канада и Великобритания.

Это означает, что российские авиакомпании не могут покупать самолеты, запчасти или оборудование для своего парка, а также не могут проводить необходимый ремонт или техосмотр. Как три четверти текущего парка коммерческих самолетов России были произведены в ЕС, США или Канаде , со временем запрет, вероятно, приведет к остановке значительной части парка гражданской авиации России, даже для внутренних рейсов.

Морской транспорт

ЕС закрыл свои порты для всего российского торгового флота из более чем 2 800 судов. Однако мера не распространяется на суда, перевозящие:

  • энергоносители
  • фармацевтические, медицинские, сельскохозяйственные и пищевые продукты
  • гуманитарная помощь
  • ядерное топливо и другие товары, необходимые для функционирования гражданских ядерных сил
  • уголь

Эта мера также не распространяется на суда, нуждающиеся в помощи, ищущие место убежища , или суда, совершающие экстренный заход в порт по причинам морской безопасности или спасения жизни на море.

Запрет коснется и судов, пытающихся обойти санкции путем смены российского флага или регистрации на флаг другого государства. Портовые власти могут определить попытку изменить флаг или регистрацию, проверив номер ИМО судна (уникальный идентификационный номер, присвоенный от имени Международной морской организации).

ЕС имеет запрет на морскую транспортировку российской сырой нефти (с 5 декабря 2022 года) и нефтепродуктов (с 5 февраля 2023 года) в третьи страны. Он также запретил соответствующее предоставление технической помощи, посреднических услуг или финансирования или финансовой помощи. Этот запрет не применяется, если сырая нефть или нефтепродукты приобретаются по цене на нефть или ниже ее.

Как санкции влияют на банковскую систему России?

 Запрет SWIFT для российских и белорусских банков

Запрет запрещает десяти российским и четырем белорусским банкам совершать или получать международные платежи с использованием SWIFT.

Десяти российским и четырем белорусским банкам запрещено использовать SWIFT.

SWIFT — это служба обмена сообщениями, которая существенно облегчает обмен информацией между банками и другими финансовыми учреждениями. SWIFT соединяет более 11 000 организаций по всему миру.

В результате эти банков не могут получить ни иностранную валюту (поскольку перевод иностранной валюты между двумя банками обычно обрабатывается как перевод за границу с участием иностранного банка-посредника) , а также перевод активов за границу . Это имеет негативные последствия для экономики России и Беларуси.

Технически банки могли бы осуществлять международные транзакции без SWIFT, но это дорого, сложно и требует взаимного доверия между финансовыми учреждениями. Он возвращает платежи во времена, когда для подтверждения каждой транзакции использовались телефон и факс.

Санкции против Национального центрального банка России

В Европейском союзе запрещены все операции с Национальным центральным банком России , связанные с управлением резервами и активами Центрального банка России. В результате замораживания активов центрального банка центральный банк больше не может получить доступ к активам, которые он хранит в центральных банках и частных учреждениях в ЕС.

В декабре 2022 года ЕС добавил Российский банк развития регионов в список российских государственных или контролируемых организаций, на операции с которыми распространяется полный запрет.

В феврале 2022 года международные резервы России составляли 643 миллиарда долларов (579 миллиардов евро). Помимо прочего, наличие резервов в иностранной валюте помогает поддерживать стабильный обменный курс собственной валюты страны.

Из-за запрета операций из ЕС и других стран предполагается, что более половины российских резервов заморожено . Запрет ввели и другие страны (такие как США, Канада и Великобритания), которые также хранят часть золотовалютных резервов России.

Следовательно, Россия не может использовать эту подушку иностранных активов для предоставления средств своим банкам и, таким образом, ограничить действие других санкций. Даже золотые запасы, хранящиеся в России, теперь, похоже, труднее продать из-за международных санкций, затрагивающих российские компании.

ЕС также запретил продажу, поставку, передачу и экспорт банкнот номиналом в евро в Россию. Цель состоит в том, чтобы ограничить доступ к наличным деньгам в евро для правительства России, его Центрального банка и физических или юридических лиц в России с целью предотвращения обхода санкций.

Аналогичные санкции применяются к Беларуси.

Почему ЕС приостановил вещание пяти российских телеканалов?

Российская Федерация проводит систематическую международную кампанию по дезинформации, манипулированию информацией и искажению фактов с целью укрепления своей стратегии дестабилизации как соседних стран, так и ЕС и его государств-членов.

Приостановлено вещание в ЕС пяти российских государственных телеканалов — © AFP

Чтобы противодействовать этому, ЕС приостановил вещательную деятельность и лицензии нескольких российских СМИ:

  • Sputnik
  • Россия Сегодня
  • Россия РТР / РТР Планета
  • Россия 24 / Россия 24
  • Россия 1
  • ТВ Центр Международный
  • НТВ/НТВ Мир
  • РЕН ТВ
  • Первый канал

Россия использует все эти каналы для преднамеренной пропаганды и дезинформации, в том числе о военной агрессии против Украины.

Ограничения в отношении Sputnik и Russia Today (вместе с их дочерними компаниями, такими как RT English, RT Germany, RT France и RT Spanish) действуют со 2 марта 2022 года. Ограничения в отношении остальных организаций действуют с Июнь и декабрь 2022 года.

Они охватывают все средства передачи и распространения в государствах-членах ЕС или направлены на них , включая кабельное, спутниковое телевидение, интернет-телевидение, платформы, веб-сайты и приложения.

В соответствии с Хартией основных прав эти меры не помешают этим СМИ и их сотрудникам осуществлять деятельность в ЕС, кроме вещания, т.е. исследования и интервью.

Координирует ли ЕС санкции с другими партнерами?

Санкции более эффективны, если в них участвует широкий круг международных партнеров. В последние несколько недель ЕС тесно сотрудничал с партнерами-единомышленниками, такими как США, для координации санкций .

ЕС работает с Группой Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другими международными партнерами, чтобы предотвратить получение Россией финансирования от таких учреждений.

Чтобы координировать эту международную деятельность, недавно созданная Целевая группа «Российские элиты, доверенные лица и олигархи» (REPO) позволяет ЕС сотрудничать со странами G7 — Канадой, Францией, Германией, Италией, Японией, Великобританией и США. — а также с Австралией, чтобы обеспечить выполнение санкций.

Хотя ЕС тесно сотрудничает со многими партнерами, каждая из этих стран, не входящих в ЕС, в одностороннем порядке решает, какие санкции она будет применять.

Подпадают ли санкции ЕС под действие международного права?

Да. Все санкции ЕС полностью соответствуют обязательствам по международному праву , при соблюдении прав человека и основных свобод.

После достижения политического согласия между государствами-членами ЕС необходимые правовые акты готовятся Европейской службой внешних связей и/или Европейской комиссией и представляются в Совет для принятия.

Постановления и решения Совета, как правовые акты общего применения, обязательны для исполнения любым физическим или юридическим лицом, находящимся под юрисдикцией ЕС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *