Принятие значение христианства: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Принятие христианства на Руси: причины, значение, последствия, кратко

Принятие христианства на Руси способствовало расцвету русского государства и в дальнейшем определило направление ее развития.В Х веке объективные причины предшествовали принятию христианства на Руси и в этом, прежде всего, было заинтересовано государство, раздираемое междоусобными распрями многочисленных внешних врагов.

Назрела необходимость объединения народа, чтобы противостоять языческому многобожию, для чего и потребовалась единая идеология. В то время христианство было во всех европейских государствах, и Русь рисковала остаться в их глазах «варварской» страной со своим язычеством.

Принятие христианства усилило международный престиж Руси, способствовало расширению и укреплению взаимоотношений с Византией, дальнейшему развитию связей со странами Запада и южным славянским миром.

Предпосылки для принятия христианства на Киевской Руси

Согласно данным исторических источников принятие христианства на Руси имело свои предпосылки. На фоне социальных и политических факторов назрела необходимость укрепления молодого государства единой идеей и становления его мировой державой.

Князь Владимир со своей дружиной, в конце 980-х годов, принял решение сменить веру, после продолжительных переговоров с государствами, имеющими разное вероисповедание.

Владимир при выборе государственной религии проводил «испытание вер», когда в Киев были направлены посольства от мусульман. От иудаизированных хазар и из Византии – все убеждали князя принять их веру. Но Владимир сам отослал свои посольства «в немцы», «в болгары», «в греки» для «испытания их служб».

Послов поразила красота православного богослужения, что повлияло на выбор князя Владимира, он принял решение в пользу христианства.

Однако принятие христианства в православном варианте из Константинополя связано и с необходимостью сохранения важных связей, установившихся с Византией ранее. Также имело большое значение авторитет Византийской империи, в то время она находилась в зените могущества, являясь центром цивилизации среди европейских государств.

Причины принятия христианства

Произошедшие основные события в Византии поспособствовали принятию христианства на Руси. Византийская империя переживала трудные времена в конце 90-х годов X века. Императору Василию II для подавления мятежа необходима была помощь, и он решил обратиться к киевскому князю Владимиру. На что князь дал согласие, но при условии заключения брака с сестрой императора, принцессой Анной.

Обязательным условием со стороны императора стало принятие князем христианства. В 988 году князь Владимир со своей дружиной приняли крещение в Херсонесе, и только после этого произошло венчание с принцессой Анной.

Владимир, возвратившись в Киев, обратился к киевлянам с предложением принять крещение. Это произошло в 988 году, поэтому этот год крещения отмечается как принятие христианства на Руси.

Есть и другие причины, способствующие принятию христианства. К ним относятся:

  • назревшая потребность в формировании единой идеологии в государстве, которая духовно объединила бы разноплеменные народы Руси;
  • укрепление связей с народами западных стран;
  • достижение стабильного положения Руси;
  • упрочение власти Князя Владимира;
  • приобретение в союзники Византии.

Выбор киевского князя Владимира пал на христианство потому, что были противоречия в исламе сформировавшемуся образу жизни, такие как, запрет на употребление в еде вина, свинины, а также специфические восточные обряды (обрезание, забой лошадей).

Так как князь Владимир поставил себе цель укрепить свою власть, то и к католицизму у него не было симпатии. Ведь в Византии православная церковь в те годы была политически беспомощна и полностью подчинялась императорам.

Еще больше запретов оказалось в иудаизме.

Христианская же религия призывала к терпимости и всепрощению, она не требовала жертвоприношений, не делила народы по национальности, и поэтому русский князь остановил свой выбор на православии.

Значение крещения Киевской Руси

Потребовалось несколько столетий для укрепления христианской веры, однако язычество не ослабляло своего влияния, что способствовало возникновению двоеверия. Люди и в церкви молились, и праздники языческие продолжали отмечать. Так Рождество слилось с праздником Коляды, а Великий Пост с масленицей.

Получив земли, Церковь организовывала свои хозяйства и в основном монастыри, их возглавляли игумены. В монастырях соблюдались определенные правила: уход от всего земного, обет безбрачия.

Крещение киевской Руси было очень важным для укрепления институтов государственной власти и для социальной жизни древнерусского народа, это выражалось в следующем:

  1. Церковь, укрепив свои экономические отношения, начала принимать участие и в политической жизни, она выступала за единство Руси и боролась с междоусобицами;
  2. Стали создаваться школы при церквях. Было положено начало бурному развитию церковного искусства: иконописи, составлению летописей;
  3. Князья поручали церквям судопроизводственные семейные и религиозные дела;
  4. Церковь способствовала распространению грамотности и развитию православной культуры, признав языческие праздники веселья Коляды и Масленицы бесовскими.

Историческое значение принятия христианства

Принятие христианства имеет свое историческое значение, а именно:

  • христианская религия укрепила власть государства и способствовала единству территорий Киевской Руси. Государь («Божий слуга») стал во внутренних государственных делах справедливым судьей, а во внешних выступал как доблестный защитник границ своей державы;
  • изменился статус Руси в сфере международных отношений. Киевское государство стало цивилизованным субъектом, соблюдающее общепризнанные нормы и правила поведения;
  • произошел расцвет Киевской Руси и распространение новой культуры, это выразилось в строительстве церквей и развитии письменности. Образованные болгары, бежавшие в Киевскую Русь после покорения их страны Византией, передавали свои знания. Старославянский язык становился почитаемым всеми и в религиозной литературе тоже. Сочетание этого языка и восточнославянского дало начало развитию древнерусского языка, на нем позже были написаны летописи и литературные произведения. Открывались школы в монастырях. Монахи становились врачами и учителями;
  • произошло смягчение нравов, если раньше грабеж и убийство считались признаками доблести, то после принятия православия — величайшим грехом;
  • так как христианство было принято на Руси в византийском варианте (позже получившее наименование «православие»), то оно помогало человеку духовно преображаться, что оказывало большое влияние на развитие общественного сознания (менталитета) древнерусского общества;
  • появилось православное миропонимание, выражающееся в стремлении к осознанию смысла жизни во внутреннем духовном единстве, а не в мирском богатстве. Традиции русского народа получили свое одобрение в христианстве (внимание к больным, нищим и убогим, в помощи людям, попавшим в беду).

Выбор киевской Русью государственной религии византийского православия целиком определил дальнейшее развитие российской цивилизации. В стране постепенно формировались экономические, политические и культурные обычаи, аналогичные византийским.

Однако Русь пассивным дополнением византийской культуры не стала. Приобретя византийское наследство, она сама оказала большое влияние на политический миропорядок.

Велико цивилизационное значение крещения киевской Руси. Филолог В.Н.Топоров свою оценку значения принятия христианства для русской цивилизации выразил так:

Эти два события – принятие христианства Русью и Литвой, сыгравшие исключительную роль в истории этих стран и предопределившие на многие столетия их место в истории, должны расцениваться и как события вселенского характера.

Обряд крещения

По воле князя Владимира 28 июля 988 года население Киева было собрано на берегу Днепра для крещения в его водах. Кто крестил киевскую Русь? Обряд проводился византийскими священниками, приглашенными для этого специально. Теперь эта дата отмечается как официальный праздник крещения Руси.

Владимир начал крещение с сыновей и своих приближенных. Потом приказал уничтожить всех идолов, а Перуна (главного идола) – скинуть в Днепр.

В определенный день киевлян массово крестили в реке Почайна, в том месте, где она впадала в Днепр.

С этой даты было положено начало распространению христианства, которое растянулось на несколько столетий. Причиной этому было язычество, оно оставалось во многих княжествах ещё очень сильным. Приходилось преодолевать много распрей, прежде чем православная вера целиком утвердилась как официальная религия.

Так в 1024 году во Владимиро-Суздальском княжестве произошел мятеж сторонников старой веры, а в 1071 году восстание в Новгороде они были подавлены. Ростов принял христианство только к концу ХI века, а Муром еще позже, ближе к ХII веку.

Культурные и политические последствия

Русь приняла Крещение раньше, чем произошел раскол Восточной и Западной церквей (в 1054 году), но он уже был в стадии вызревания и выражался и в вероучении, и в отношении церкви и светской власти.

В Византии церковное и государственное правосознание подразумевало императора, как хранителя и верховного защитника Церкви (эпистимонарха). Таким образом, он считался единым самодержцем (автократором) всего православного народа. Правителям других христианских государств он дарил титулы князей, архонтов, стольников.

Следовательно, Владимир после принятия киевской Русью христианской веры от византийцев, автоматически ввел свою страну в структуру византийского государства.

В XII веке великому Киевскому князю в Константинополе от византийского императора был присвоен титул стольника. Место Киевской же митрополии в диптихах Константинополя было одно из последних, первоначально – 61-е, в последующие годы (1306-1328) -77-е место.

Принятие христианства имело и культурные последствия, это выразилось в развитии (в формах средневековья) архитектуры и живописи, проникновении византийской культуры, являющейся наследницей древних традиций.

В особенности важно было развитие кириллической письменности и появление книг. Собственно, крещение Руси способствовало появлению первых памятников древнерусской письменности.

Заключение

Как следствие, оставаться Киевской Руси языческой среди христианских стран было уже невозможно. Статус Древней Руси зависел от выбора религии, и этот шаг необходимо было сделать.

Принятие христианства князем Владимиром как государственной религии имеет огромное историческое значение. Конечно, православие утверждалось постепенно, растянувшись на столетия. Сохранялось двоеверие как историко-культурный феномен жизни народов средневековой Руси.

Огромное значение имело христианство для утверждения нового социального общества. Понемногу искоренялись местные различия среди племен, это содействовало их консолидации.

Наряду с этим, вариант византийского православного христианства, выбранный Русью постепенно помог привести к отчуждению (в политике и культуре) от латинской, католической Европы, и утвердиться как совершенно новая исторического модель развития.

Благодаря принятию христианства, стала выстраиваться иерархическая церковь, которая в дальнейшем имела большое влияние на древнерусское общество.

Список литературы

  1. Сухов А.Д., Введение христианства на Руси.,
  2. Соловьев С.М. История России с древнейших времен.
  3. Рапов О.М. Русская церковь в IX- первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.
  4. Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X – XII вв. СПб., 1913.
  5. Фроянов И.Я. Древняя Русь IX-XIII вв. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.
  6. Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X – XIII вв. М., 1989.
  7. Вернадский Г.В. Россия в средние века / Под ред. Е.П. Беренштенйа. — М, 1997.
  8. Греков Б.Д. Киевская Русь. — М, 1953.
  9. Древняя Русь: пересечение традиций / Под ред.В. В. Милюкова. — М, 1997.
  10. Иеромонах Никон (Лысенко). Начало христианства на Руси // Вопросы истории. — 1990. — №6.
  11. Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. — СПб, 1998.
  12. Литаврин Г.Г. Русско-византийские связи в середине 10 в. // Вопросы истории. — 1986. — №6.
  13. Мадорский А. Русский хронограф: Вся православная Россия времен от Рюрика до Николая II. — М., 1999.
  14. Мезин С.А., Рапов О.М. Русская церковь в 9 — первой трети 12 в. Принятие христианства // Вопросы истории. — 1990. — №1.
  15. Скрынников Р.Г. История Российская. IX — XVII вв. — М, 1997.
  16. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси 14 — 16 вв. — Новосибирск, 1991.
  17. Погодин А.Л. Краткий очерк истории славян. — М, 2003.
  18. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. — Самара, 1993.
  19. Платонов Д.М. Лекции по русской истории. — М., 2000.
  20. Протоиерей Владислав Цыпин. От крещения Руси до нашествия Батыя. Вопросы истории. — 1991. — №4-5. — С.34 — 42.
Принятие христианства на Руси -(кратко конспект)

Впервые христианство начало распространяться при княгине Ольге, бабушке князя Владимира Святославича. Этим она добилась подписания договора с Византией. Князь Святослав не разделял стремлений матери и оставался язычником. Официально христианство (православие) стало государственной религией при Владимире.

Предпосылки

Когда Владимир стал единоличным правителем, он пригласил к себе представителей:

  • Католичества;
  • Ислама;
  • Иудаизма;
  • Православия.

Каждый рассказывал о своей вере. Католическая вера была отвергнута потому, что ее не приняли даже предки русичей. Ислам не дозволял пить вина. Иудеи признали, что в тот момент у них не было своей земли (их каганат разгромил Святослав, отец Владимира). Выслушав православного священника, князь велел приближенным побывать у всех на богослужениях.

По итогу выбор пал на православие.

Интересный факт

Иоанн и его отец Феодор стали первыми христианскими мучениками на Руси. Дело в том, что после неудачного похода Владимир, будучи тогда язычником, велел принести жертву. Выбрали Иоанна. Отец мальчика воспротивился этому. Он начал ругать языческие идолы. В итоге собравшиеся убили обоих.

Отношения с Византией

Византийская империя с давних времен использовала христианство против язычников, чтобы избежать набегов и сделать их союзниками. В тот момент в империи бушевало восстание. Императоры заключили с Владимиром договор о военной помощи. Тот потребовал в жены сестру императоров.

Получив отказ, Владимир захватил город Корсунь. Византийские правители согласились с его требованием, но с условием принятия им христианства. В 988 году князь Владимир крестился под именем Василий. Крещение приняли и его дружинники.

Крещение Руси

В Киев Владимир вернулся со священниками. Своих домочадцев он покрестил в Крещатике. Киевлян крестили там, где Почайна впадает в Днепр. Далее православие пришло в города:

  • Полоцк;
  • Чернигов;
  • Туров;
  • Волынский и т.д.

Везде были созданы епархии. Строились храмы. Но процесс этот не был быстрым и безболезненным. Некоторые племена категорически не хотели принимать новую веру. Повсеместно уничтожали языческих идолов. Происходили восстания. Например, в Муроме до 12 века шла борьба за сохранение старой языческой веры.

Последствия

Принятие православия поспособствовало:

  • Объединению земель;
  • Развитию культуры и зодчества;
  • Распространению письменности на кириллице;
  • Моральные взгляды общества стали меняться в лучшую сторону

8. Причины и значение принятия христианства на Руси.

На сегодня современные историки называют три основные причины этого:

1. Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало

в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних

славян.

2. Несовместимость установившегося государственного единства

разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен, а также

неславянских народов. Это противоречие необходимо было преодолеть: единому

государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.

3. Языческая Русь не могла входить, как полноценный член ни в какие

международные союзы и была обречена на политическую изоляцию, прежде всего

в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с

язычниками. Здесь уже затрагивались экономические вопросы жизни

государства, вопросы дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и

могучего, способного защитить себя государства.

Значение:

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни, утверждало идею равенства людей перед Богом, укрепляло гос. власть и территориальное единство киевской Руси. Международное значение заключалось в том, что Русь стала теперь равной другим христианским странам, наконец принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, а через неё и античной, культуры. Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве в гос.вом, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политич. общность.

9. Причины феодальной раздробленности Руси и её последствия. Основные причины феодальной раздробленности: 1) господство натурального хозяйства при одновременной неразвитости хозяйственных связей; 2) возникновение крупного феодального землевладения в виде боярской вотчины; 3) усиление политического влияния боярства, его стремление к независимости от Киева; 4) ослабление военного и политического могущества центральной власти, вызванное борьбой князей за Киев; 5) развитие городов на Руси как местных центров хозяйственной (торговой, ремесленной) и политической жизни.

Последствия феодальной раздробленности были различны. Положительные: 1) трудности жизни на юге заставляли людей уходить на север и восток страны, заселяя и осваивая эти прежде неразвитые окраины древней Руси. 2) каждый князь, получив в постоянное владение часть русских земель, стремится к их благоустройству – строит новые города, поощряет развитие земледелия, ремесла, торговли; 3) в русских княжествах складывается система вассалитета, когда мелкие землевладельцы находятся на положении подданных и слуг, а не родственников и соправителей князя; 4) наблюдается активность общественной жизни. Отрицательные: 1) разорение населения из-за бесконечных княжеских межусобиц; 2) возрастание внешней опасности, возможность полного порабощения русских земель иноземными захватчиками. Результатом раздробленности Киевской Руси – стала неспособность дать отпор Монголо-татары и как следствие 300летнее пребывание под их игом.

Что значит принять Иисуса как своего личного Спасителя?

ГлавнаяМатериалыУказательДуховная жизньОсновы духовной жизни Личный Спаситель

Вопрос

Ответ

Приняли ли вы Иисуса Христа как своего личного Спасителя? Чтобы правильно понять этот вопрос, вы должны сначала понять термины «Иисус Христос», «личный» и «Спаситель».

Кто такой Иисус Христос? Многие люди признают Иисуса Христа хорошим человеком, великим учителем или даже пророком Бога. Эти вещи определенно относятся к Иисусу, но они не полностью определяют, кем Он является на самом деле. Библия говорит нам, что Иисус есть Бог во плоти, Бог в человеческом обличье (см. Иоанна 1:1, 14). Бог пришел на землю, чтобы научить нас, исцелить нас, исправить нас, простить нас — и умереть за нас! Иисус Христос есть Бог, Творец, суверенный Господь. Вы приняли этого Иисуса?

Кто такой Спаситель и зачем нам нужен Спаситель? Библия говорит нам, что мы все согрешили; мы все совершали злые дела (Римлянам 3:10-18). Из-за нашего греха мы заслужили Божий гнев и суд. Единственным справедливым наказанием за грехи, совершенные против бесконечного и вечного Бога, является бесконечное наказание (Римлянам 6:23; Откровение 20:11-15). Вот почему нам нужен Спаситель!

Иисус Христос пришел на землю и умер вместо нас. Смерть Иисуса была бесконечной платой за наши грехи (2 Коринфянам 5:21). Иисус умер, чтобы заплатить за наши грехи (Римлянам 5:8). Иисус заплатил цену, чтобы нам не пришлось. Воскресение Иисуса из мертвых доказало, что Его смерти было достаточно, чтобы заплатить за наши грехи. Вот почему Иисус — единственный и неповторимый Спаситель (Иоанна 14:6; Деяния 4:12)! Веришь ли ты в Иисуса как в своего Спасителя?

Является ли Иисус вашим «личным» Спасителем? Многие люди рассматривают христианство как посещение церкви, выполнение ритуалов и/или несовершение определенных грехов. Это не христианство. Истинное христианство — это личные отношения с Иисусом Христом. Принятие Иисуса как своего личного Спасителя означает возложение вашей личной веры и доверия на Него. Никто не спасается верой других. Никому не прощается совершение определенных поступков. Единственный способ спастись — это лично принять Иисуса как своего Спасителя, доверившись Его смерти как уплате за ваши грехи и Его воскресению как залогу вашей вечной жизни (Иоанна 3:16). Является ли Иисус лично вашим Спасителем?

Если вы хотите принять Иисуса Христа как своего личного Спасителя, скажите Богу следующие слова. Помните, произнесение этой или любой другой молитвы не спасет вас. Только вера в Иисуса Христа и Его завершенную для вас работу на кресте может спасти вас от греха. Эта молитва — просто способ выразить Богу свою веру в Него и поблагодарить Его за обеспечение вашего спасения. «Боже, я знаю, что согрешил против Тебя и заслуживаю наказания. Но я верю, что Иисус Христос понес наказание, которого я заслуживаю, чтобы через веру в Него я мог получить прощение. Я принимаю Твое предложение прощения и уповаю на Тебя в спасении. Я принимаю Иисуса как своего личного Спасителя! Благодарю Тебя за Твою чудесную благодать и прощение — дар вечной жизни! Аминь!»

Приняли ли вы решение принять Иисуса Христа как своего личного Спасителя благодаря прочитанному здесь? Если да, пожалуйста, нажмите на кнопку «Я принял Христа сегодня» ниже.

Если у вас есть какие-либо вопросы, пожалуйста, используйте форму вопроса на нашей странице ответов на библейские вопросы.

Вернуться к:

Вопросы о спасении

Что значит принять Иисуса как своего личного Спасителя?

Подписаться на

Вопрос недели

Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!

Подписывайтесь на нас:

Что значит быть рожденным свыше христианином?

ГлавнаяМатериалыИндексСпасениеЕвангелие Рождение свыше

Вопрос

Ответ

Классическим отрывком из Библии, который отвечает на этот вопрос, является Иоанна 3:1-21. Господь Иисус Христос беседует с Никодимом, видным фарисеем и членом синедриона (правящего органа иудеев). Никодим пришел к Иисусу ночью с некоторыми вопросами.

Разговаривая с Никодимом, Иисус сказал: «Истинно говорю вам: никто не может увидеть Царствия Божия, если не родится свыше». «Как может человек родиться, будучи стар?» — спросил Никодим. «Поистине, он не может вторично войти в утробу матери своей, чтобы родиться!» Иисус ответил: «Истинно говорю вам, никто не может войти в Царство Божие, если не родится от воды и Духа. Плоть рождает плоть, но Дух рождает дух. Вы не должны удивляться тому, что я говорю: «Должно вам родиться свыше»» (Иоанн 3:3-7).

Фраза «рожденный свыше» буквально означает «рожденный свыше». У Никодима была реальная нужда. Ему нужно было изменить свое сердце — духовное преображение. Новое рождение, рождение свыше — это действие Бога, посредством которого вечная жизнь передается человеку, который верит (2 Коринфянам 5:17; Титу 3:5; 1 Петра 1:3; 1 Иоанна 2:29; 3:9; 4:7; 5:1-4, 18). В Иоанна 1:12, 13 указывается, что «рождение свыше» также несет в себе идею «стать детьми Божьими» через веру в имя Иисуса Христа.

Логично возникает вопрос: «Зачем человеку нужно рождаться свыше?» Апостол Павел в Ефесянам 2:1 говорит: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам, оживотворил» (NKJV). Римлянам он писал: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам 3:23). Грешники духовно «мертвы»; когда они получают духовную жизнь через веру во Христа, Библия уподобляет это перерождению. Только те, кто рожден свыше, получают прощение своих грехов и имеют отношения с Богом.

Как это происходит? В Ефесянам 2:8-9 говорится: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился». Когда человек спасен, он/она рождается свыше, духовно обновляется и теперь является чадом Божьим по праву нового рождения. Доверие к Иисусу Христу, Тому, кто заплатил наказание за грех, когда Он умер на кресте, является средством «родиться свыше». «Итак, кто во Христе, тот новая тварь: древнее прошло, теперь все новое!» (2 Коринфянам 5:17).

Если вы никогда не верили в Господа Иисуса Христа как в своего Спасителя, будете ли вы учитывать побуждение Святого Духа, когда Он обращается к вашему сердцу? Вам нужно родиться свыше. Будете ли вы сегодня молиться молитвой покаяния и станете новым творением во Христе? «Но всем, кто принял Его, тем, кто уверовал во имя Его, он дал право стать детьми Божьими, детьми, рожденными не по природному происхождению, не по человеческому решению или воле мужа, но рожденными от Бога» (Иоанна 1). :12-13).

Если вы хотите принять Иисуса Христа своим Спасителем и родиться свыше, вот образец молитвы. Помните, произнесение этой или любой другой молитвы не спасет вас. Только вера во Христа может спасти вас от греха. Эта молитва — просто способ выразить Богу свою веру в Него и поблагодарить Его за обеспечение вашего спасения. «Боже, я знаю, что согрешил против Тебя и заслуживаю наказания. Но Иисус Христос принял наказание, которого я заслуживаю, чтобы через веру в Него я мог получить прощение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *