Принятие христианства как государственной религии: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Принятие христианства в Армении | FindArmenia

Принятие христианства в Армении — это одно из самых удивительных событий мировой истории.

Армения — первая христианская страна. Именно здесь в 301г. впервые христианство приобрело статус государственной религии. Это событие связано с именами царя Трдата III и первого патриарха христианского мира Григория Просветителя.

Данное происшествие имеет много загадочных сторон, которые до сих пор озадачивают историков. Кроме того, что принятие христианства было беспрецедентным, это также было единственным случаем, когда смена религии произошла без смены власти и без воздействия более мощной культуры. Могущий и жестокий царь Трдат III всячески преследовал христиан, кровожадно убивал их, применял самые бессердечные и зверские наказания и никак не позволял распространяться религии. И вот тот-же самый царь Трдат, прославленный как твердый и властный правитель, признает христианство и приказывает распространить религию по всей стране. На вопрос, что случилось с царем, нам отвечает драматическая необыкновенная история, дошедшая до наших дней.

 

С чего все началось?

В середине II в. в Армении правил мощный и умный царь Хосров. В период его правления, Армения сильно расцвела: расширила свои границы, победила всех своих врагов, освободилась от внутренних врагов. Князья, которые приносили вред стране были наказаны, иные, которые были в ссоре, были помирены. Но однажды, против Хосрова плетут заговор и предательски убивают.

Последний приказ умирающего царя был отследить и убить вместе с их семьями всех, кто был замешан в цареубийстве. В это время жена убийцы чудом успевает убежать в Рим и уносит своего малыша. Убийство Хосрова было заказано персидским царем, с целью захвата армянского престола. Ситуация становится опасной и угроза ложится на всю царскую семью. Необходимо было спасти сына царя и его тоже уносят в Рим.

Сына царя звали Трдат, а сыном цареубийцы был Григорий. Иронией судьбы их обоих утащили в Рим. Они были из двух вражеских кланов, от которых их спасали. А спустя много лет, они вместе будут крестить армянский народ.

 

От дружбы до заключения

Повзрослев, Григорий начинает осознавать порок своего отца. Он понимает, что убийство царя было великим грехом и губительным событием для Армении. В знак искупления вины своего отца, он приходит на служение сыну покойного царя — Трдату, который, однако, даже не предполагал, что Григорий сын цареубийцы. Григорий служит искренне и от всей души. Он становится самым верным слугой и близким другом Трдата. И несмотря на то, что Григорий уже был приверженцем христианства, а Трдат ненавидел христиан, последний любил своего слугу всем сердцем и делился с ним самыми строгими секретами.

И вот в 287г., римский император Диаклетиан посылает Трдата в Армению с большой армией. Трдат прогоняет из страны установивших свою власть персов, и становится царем Армении. Царь все же не мог смириться с тем, что Григорий христианин и на одной из языческих церемоний, он приказывает ему подать почести языческой богине. Григорий, естественно, отказывается, так-как был очень предан своей вере, за что царь подвергает его мучениям и пыткам, чтобы он отказался от христианства.

Намерений убивать своего лучшего друга у царя, конечно, не было. Но именно в это время, ему доносят, что Григорий, оказывается, сын цареубийцы. Тогда уже Трдат не сдерживает свою ярость и кидает Григория в темницу Хор Вирап (Глубокая Яма), куда бросали самых злостных врагов государства. Эта темница представляла собой глубокую яму, где узников не кормили, не поили, а просто вытаскивали оттуда мертвыми через месяц или два, когда уже приходила очередь другого узника.

 

Принятие христианства

Проходит с тех пор 13 лет и царь заболевает неизлечимой болезнью. Сестра царя вспоминает, что у Трдата был преданный слуга, который всегда оказывался рядом в тяжелых ситуациях и часто даже выручал его. Она немедленно посылает людей за Григорием. Поначалу, всем казалось, что она сошла сума, так-как было крайне нереально, чтобы в темнице, где люди не выдерживали даже месяц, Григорий оказался живым после 13-и лет заточения. Но она настояла, чтобы проверили темницу. И когда проверили, всех охватил страх от увиденного чуда. Григорий оказался живым. Весь исхудавший и еле дышащий, Григорий лежал на земле. В дальнейшем стало известно, что одна из служащих тюрьмы, через дымоход опускала ему хлеб и воду.

Григорию сообщают, какая участь постигла его царя и зачем его освободили. Несмотря на то, что он имел право держать обиду на царя, он все же проявляет свою преданность и лечит Трдата. После этого, Трдат признает христианство и приказывает распространить религию по всей стране. А Григорий становится католикосом (патриархом) Армении.

 

Были ли мотивы? Армянская Апостольская церковь

По началу может казаться странным, что история нескольких людей решила судьбу целой страны. С другой стороны, на сегодняшний день, это самое правдоподобное и логичное объяснение радикального изменения мировоззрения, столь твердого в своих позициях царя. Оказывается крайне сложным выкопать объективные мотивы принятия христианства. Трудно найти какие-либо элементарные причины и объяснить произошедшее стандартными законами истории.

С точки зрения внешней политики, была полная неудача. Персы еще несколько веков войнами пытались вернуть армян к язычеству. Естественно испортились отношения и с римским императором Диаклетианом, который сам установил Трдата на трон, и который, являясь ярым противником христиан, естественно не одобрял поведение Трдата. С точки зрения внутренней политики, тоже все было не так хорошо. Начались внутренние войны и кровопролития, уничтожалось культурное наследие. Поэтому историки не дают окончательного и однозначного ответа, почему именно Армения и почему именно таким нелепым образом приняла христианство.

Есть небольшой мотив принятия христианства, который, однако, вряд ли выживает, как основная причина. Именно неудача во внешней политике содержит скрытый успех. Принятием христианства Армения дерзко отказывается от культурного влияния мощных соседей и становится на путь создания своей независимой культуры. Уже через 100 лет у армян появляется своя письменность и наступает век резкого развития историографии и литературы, который был назван «Золотым веком». И, конечно, смена религии произошла не столь внезапно. Существовала определенная почва.

После воскресения Христа, в Армению прибыли двое из 12-и апостолов — Фадей и Варфоломей. Именно поэтому армянская церковь называется Апостольской, в знак того, что армяне услышали о христианском учении от самих апостолов. Но христианство зародилось в Армении еще при жизни Христа. Историки упоминают о первом христианском царе Абгаре (царь Едесии — отдельное армянское царство), который поверил, что дела Христа — это дела Бога и написал Христу письмо с просьбой и приглашением в свое царство, для спасения своего народа. На это Христос ответил, что у него есть дела в Иерусалиме, но пообещал, что пошлет к нему своего ученика.

Таким образом, еще с 1-го века в Армению проникает христианство. В конце 3-го века, христианские общины существовали уже по всей стране, что послужило почвой для провозглашения новой религии, как основной.

В то же время, в конце 3-го века уже сильно ослабло язычество. Жрецы не выполняли роли духовных наставников. Злоупотребление социальным статусом, обман, запугивание и грабеж населения стали нормой со стороны духовенства. Языческая вера была уже далеко не той национальной традиционной верой, от которой армянам трудно было бы отказаться. Было много заимствований от греческих и парфянских вероисповеданий, а исконно армянская была утеряна.

Более того, в незапамятные времена армяне поклонялись одному богу, у которого тоже, как и в христианстве, было три ипостаси. Выходит, если судить строго, принятие христианство было возвращением к единобожию и приближением к изначальной армянской религии. Также библейские учения были очень близки к менталитету, национальным обычаям и семейным традициям армян. Таким образом, народ был морально готов к принятию новой веры.

Нужно отметить, однако, и темные стороны религиозного переворота. Жрецы не могли смириться с тем, что за один день, они потеряли все свои полномочия и лишились всего. Они собирали войска и направляли их против христиан и царской армии. Ситуация стала устаканиваться, когда был убит верховный жрец. Было пролито много крови. Очень сильно пострадало культурное наследие. По всей стране разрушались языческие храмы или же на их месте строились христианские. Было уничтожено множество скульптур и рукописей. Есть распространенное мнение, что у армян существовала даже своя письменность, от которой ничего не осталось, так-как христиане уничтожали все, не задумываясь о культурных ценностях.

* * *

Несмотря на те смутные времена, роль церкви в истории армянского народа сложно переоценить. Во времена потери государственности, церковь брала на себя руководство страной и сохраняла единство народа. Именно церковь часто организовывала освободительные войны, налаживала важные дипломатические отношения. Открывала школы и университеты, воспитывала в населении национальное самосознание и патриотический дух. Пройдя сквозь горы испытаний, пережив непрерывные давления со стороны иноверных жестоких захватчиков, армянская церковь ни на один день не потеряла статус государственной религии.

Сегодня Армянская Апостольская Церковь объединяет армян, живущих за границей, что составляет 80% от общей численности армянского населения мира.

Государственная Религия Армении | ArmAdventure

История принятия христианства в Армении 

Христианство в Армении было объявлено государственной религией в 301 году. Григорий Просветитель сыграли важную роль в этом деле и позже стал первым католикосом Армении (326-330), и Трдат 3 Великий (287-330), который до принятия христианства считался смертельным врагом последователями этой религии.

Царь Трдат III и Григор

По словам армянских историков 5-го века, в 287 году король Трдат 3 прибыл в Армению, чтобы вернуть трон своего отца. В храме языческой богини Анаита он делает жертвоприношение. Григор – знакомый из его круга – на тот момент уже принял христианство и отказался сделать жертвоприношение языческой богине. Одновременно Трдату сообщают, что Григор – сын убийцы Хосрова, отца Трдата. После чего Григор был заключен в тюрьму в Арташате, который был предназначен для приговоренных к смерти. Позже Трдат отдал приказ приговорить к смертной казни всех христиан и арестовать тех, кто принял новую веру, захватив их имущество.

Святая Рипсимэ и девы-мученицы

С принятием христианства в Армении связано также смерь Рипсимэ и ее дев-мучениц . По преданию, девушки, принявшие христианство, которые были родом из Рима, бежали от преследования императора Диоклетиана на восток. Они нашли убежище в месте недалеко от армянской столицы Вагаршапат.

Король Трдат был очарован красотой девы-Рипсимэ и захотел жениться на ней, но, столкнувшись с отказом, он жестокую убивает Рипсимэ и ее подруг. Однако одной из них, Нуне (Нино), удается спастись, сбежав в Иверию – в Грузию, где она продолжила проповедь своей религии. Благодаря проповеди Нино весь грузинский народ принял христианство, и за ее деяния ее причислили к лику Святых и назвали равноапостольной.

Григорий Просветитель и Болезнь Трдата III

Смертная казнь Рипсиме оказывает сильное влияние на короля, и он серьезно заболевает. Сестра Трдата видет сон, в котором, заключенный в тюрму и приговоренный к смертной казни Григор – единственный человек, способный вылечить Трдата. Чтобы исцелить короля, он был освобожден, после чего он предал земле святые остатки Рипсимэ и остальных дев. После 66-дневной проповеди христианства он полностью исцеляет Трдата.

Принятие христианства в Армении

Исцелившись, король Трдат III был крещен Григорием Просветителем, после чего объявил христианство государственной религией Армении. Он не жалел своих сил и энергии на возрождение и распространение христианства в Армении. И чтобы избавиться от языческих традиций, Трдат вместе с Григорием Просветителем разрушили языческие храмы, построив вместо них христианские церкви. В 345 году в Аштишате был создан первый Армянский национальный церковный совет, где было принято решение открыть детские дома, дома престарелых, построить церкви и школы. Совет также наложил запрет на языческое захоронение, поскольку христиане верили в Загродную Жизнь.

Кто первым принял христианство?

Событие 301 года в Армении – принятие христианства как государственной религии, принципиально отличается от того, что произошло в Византии в 312 году – официальное утверждение христианства верой. По эдикту Милана было прекращено, преследование христиан и христианских общин, а христианство было легализовано как иная религия с правом на существование, а сам император Константин был крещен намного позже.

Религия в Армении: армянская церковь

Армянская Апостольская Церковь – национальная церковь Армении. Его духовным и административным центром является Эчмиадзин, а духовный лидер – Католикос всех армян. Сегодня Католикосом всех армян является Гарегин II. Армения считается музеем христианства под открытым небом, в Армении много христианских памятников: храмы, церкви, монастыри, хачкары (каменные кресты),  древние манускрипты. Армянские церкви и монастыри были построены по всей стране, на недоступных горных вершинах, в глубоких ущельях, в лесах и в других местах. Эти монастыри служат учебными и просветительскими центрами, исследовательскими площадками, и мы, как и все, поражены их уникальной архитектурой, поучительной историей и таинственным духом.

Библия в Армении

Ежегодно тысячи паломников и туристов посещают эти места. Первая книга, которая была переведена на армянский язык, была Библия, и была переведена в V веке. Библия и Евангелие были неоднократно скопированы армянскими духовниками, а 20% из 14 000 древних рукописей, хранящихся в Матенадаране, – Библия и Евангелие.

Наряду со стремлением сохранить древние христианские традиций армяне постоянно повторяют первое предложение, написанное на своем родном языке, как заповедь борьбы за просвещение и прогресс. «Познать мудрость и наставление, понять изречение разума…» («ճանաչել զիմաստութիւն եւ զխրատ, իմանալ զբանս հանճարոյ»):

UW Религия сегодня: Как Константин создал христианскую церковь | Новости

4 февраля 2015 г.

Павел В. М. Flesher

Что знаменует начало христианской церкви, общественной организации, объединяющей христиан? Ответ зависит от определения «церкови».

Если под «церковью» подразумеваются люди, которые придерживаются учения Иисуса, то Иисус начал ее. Некоторые христиане считают, что Петр основал церковь по велению самого Иисуса. Другие считают первой церковью Иерусалимскую церковь, созданную учениками после смерти Иисуса и возглавляемую Иаковом до его смерти в 63 г. н.э.

Но если основание церкви определяется как первая группа христианских лидеров, которые смогли определить точную христианскую веру и утвердить свое определение христианства во всем Средиземноморском мире, то единственным человеком, наиболее ответственным за это достижение, был Константин I. , император Рима. Хотя создание и организация церкви явно представляли собой процесс, растянувшийся на несколько десятилетий, основополагающим событием стал Никейский собор 325 года9.0003

Если Иисус умер где-то около 30 г. н.э., почему понадобилось почти три столетия, чтобы основать организованную Церковь? Есть три основные причины.

Во-первых, в то время путешествия и общение были затруднены. Было трудно принимать решения и управлять организациями, офисы которых находились на расстоянии более дня ходьбы или, возможно, езды на лошадях. Например, когда торговые предприятия открывали офисы в разных портах, им приходилось действовать в основном как независимые предприятия из-за трудностей координации. Зарождающееся христианство отправляло миссионеров для создания новых христианских общин, но затем должно было позволить каждой общине вести себя самостоятельно, о чем свидетельствуют письма Павла основанным им церквям.

Во-вторых, не было единого мнения о христианских верованиях и учениях, о природе Иисуса и Бога, о том, какие писания священны и даже о том, как поклоняться. Существовало большое разнообразие взглядов, многие из которых впоследствии были объявлены ересями: донатисты в Северной Африке, гностики в Египте и ариане в Сирии. И не забывайте адоптионистов, модалистов, манихеев, монтанистов, маркионитов, эбионитов, несториан и мелетиан, и это лишь некоторые из них.

В-третьих, имперские гонения на христиан случались каждые несколько десятилетий. Это загнало христианство в подполье и заставило многих христиан отвернуться. Но еще хуже были разногласия, возникшие впоследствии между христианами, сохранившими веру, и теми, кто отступил от вероотступничества, чтобы спасти свою жизнь, и те, и другие все еще считали себя христианами.

Константин появился на сцене в разгар так называемого Великого гонения, начавшегося в 303 году при императоре Диоклетиане. К 305 г. проблемы, вызванные преследованием, уступили место проблемам определения преемника Диоклетиана. Более шести разных генералов будут сражаться за то, чтобы стать следующим императором. Константин выделялся тем, что стал христианином и беззастенчиво сделал Иисуса покровителем своей армии. К 313 г. осталось всего два претендента, Константин и Лициний. Эти двое совместно издали Миланский эдикт, который сделал христианство законной религией и официально положил конец преследованиям. Но только в 324 году Константин наконец стал единоличным правителем Римской империи.

Константин видел в христианской вере в единого бога способ объединить империю, которая была так сильно разделена на протяжении двух десятилетий. Но он обнаружил, что само христианство не было единым. Итак, он созвал Никейский собор в 325 году, чтобы собрать вместе 1800 епископов со всей империи, чтобы выработать официальную доктрину и заложить основу для единой церкви. Константин оплатил весь собор и даже оплатил проезд, предоставив епископам право бесплатного проезда по имперской почтовой системе.

Собор заложил основы православного богословия (католического богословия) и объявил несколько различных теологий ересями. Поддержка Константина изначально дала православию возможность требовать от христиан принятия их доктринальной формулировки. В то время как в течение следующих нескольких десятилетий состояние церкви росло и уменьшалось, в течение столетия христианство было объявлено официальной религией Римской империи, а нехристианские религии находились в резком упадке.

Флешер — профессор кафедры религиоведения Университета Вайоминга. Прошлые колонки и дополнительную информацию о программе можно найти в Интернете по адресу www.uwyo.edu/RelStds. Чтобы прокомментировать эту колонку, посетите http://religion-today.blogspot.com.

Христианство | Определение, происхождение, история, верования, символы, типы и факты

мозаика: Христианство

Смотреть все медиа

Ключевые люди:
Святой апостол Павел Мартин Бубер Ян Гус Святой Альберт Великий Николаус Людвиг, граф фон Цинцендорф
Похожие темы:
библейская литература Римский католицизм протестантизм христология новенна

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Христианство , основная религия, возникшая в результате жизни, учений и смерти Иисуса из Назарета (Христа или Помазанника Божьего) в 1 веке н. э. Она стала крупнейшей из мировых религий и географически самой распространенной из всех религий. Его избиратели составляют более двух миллиардов верующих. Его самые большие группы — Римско-католическая церковь, восточные православные церкви и протестантские церкви. Восточные православные церкви составляют одну из старейших ветвей традиции, но с середины V века до конца XX века не имели контакта с западным христианством и восточным православием из-за спора о христологии (учение о природе Иисуса Христа). и значение). Важными движениями в более широком христианском мире, иногда выходящими за границы конфессий, являются пятидесятничество, харизматическое христианство, евангелизм и фундаментализм. Кроме того, по всему миру существует множество независимых церквей.

См. также Англиканство; баптист; кальвинизм; Конгрегационализм; евангелическая церковь; лютеранство; Восточное православие; пресвитерианский; Реформатская и пресвитерианская церкви.

В этой статье сначала рассматриваются природа и развитие христианской религии, ее идеи и институты. Далее следует рассмотрение нескольких интеллектуальных проявлений христианства. Наконец, обсуждаются положение христианства в мире, отношения между его подразделениями и деноминациями, его миссионерская работа с другими народами и его отношения с другими мировыми религиями. Для вспомогательных материалов по различным темам,

см. ангел и демон; Библия; библейская литература; каноническое право; вероисповедание; христология; доктрина и догма; экуменизм; эсхатология; толкование; вера; Грейс; небеса; ад; ересь; Иисус Христос; литургическое движение; милленаризм; чудо; монашество; монотеизм; Новый Завет; Ветхий Завет; первородный грех; папство; молитва; священство; чистилище; причастие; спасение; раскол; писание; теизм; богословие; и поклоняться.

Церковь и ее история

Сущность и сущность христианства

В своей основе христианство — это традиция веры, которая сосредоточена на фигуре Иисуса Христа. В этом контексте вера относится как к акту доверия верующих, так и к содержанию их веры.

Как традиция, христианство больше, чем система религиозных верований. Он также породил культуру, набор идей и образов жизни, практик и артефактов, которые передавались из поколения в поколение с тех пор, как Иисус впервые стал объектом веры. Таким образом, христианство является и живой традицией веры, и культурой, которую вера оставляет после себя. Агентом христианства является церковь, сообщество людей, составляющих тело верующих.

Сказать, что христианство «сосредоточено» на Иисусе Христе, значит сказать, что оно каким-то образом объединяет свои верования, обычаи и другие традиции в отношении исторической личности. Однако немногие христиане удовлетворились бы тем, что это упоминание было чисто историческим. Хотя их традиция веры является исторической, т. е. они верят, что общение с божественным происходит не в сфере вневременных идей, а среди обычных людей на протяжении веков, подавляющее большинство христиан сосредотачивает свою веру на Иисусе Христе как на ком-то, кто также является настоящей реальности.

Они могут включать в свою традицию много других упоминаний и, таким образом, могут говорить о «Боге» и «человеческой природе» или о «церкви» и «мире», но их нельзя было бы назвать христианами, если бы они не обращали своего внимания в первую очередь и последним к Иисусу Христу.

Хотя в этой сосредоточенности на Иисусе как на центральной фигуре есть что-то простое, есть и нечто очень сложное. Эта сложность проявляется в тысячах отдельных церквей, сект и деноминаций, составляющих современную христианскую традицию. Спроецировать эти отдельные тела на фоне их развития в странах мира — значит предложить сбивающее с толку разнообразие. Вообразить людей, выражающих свою приверженность этой традиции в своей молитвенной жизни и строительстве церквей, в своем тихом богослужении или в своих напряженных усилиях изменить мир, значит предложить еще большее разнообразие.

Учитывая такую ​​сложность, естественно, что на протяжении всей христианской истории как сторонники традиции, так и ее окружение пытались упростить. Сделать это можно двумя способами: сконцентрироваться на «сущности» веры и, следовательно, на неотъемлемых для нее идеях, или сосредоточиться на «самобытности» традиции и, таким образом, на границах ее исторической области. опыт.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Современные ученые определили центр этой религиозной традиции в контексте монотеистических религий. Христианство обращается к исторической фигуре Иисуса Христа на фоне опыта единого Бога и при этом стремится оставаться верным ему. Она последовательно отвергала политеизм и атеизм.

Вторым элементом религиозной традиции христианства, за редким исключением, является план спасения или искупления. Другими словами, верующие в церкви представляют себя в бедственном положении, из которого они нуждаются в спасении. По какой-то причине они отдалились от Бога и нуждаются в спасении. Христианство основано на особом опыте или схеме, направленной на спасение, то есть на приведение или «выкуп», что является частью искупления, этих творений Божьих к их источнику в Боге.

Агент этого искупления – Иисус Христос.

Вполне возможно, что на протяжении столетий подавляющее большинство верующих не использовали термин сущность для описания центрального фокуса своей веры. Сам термин имеет греческое происхождение и, таким образом, представляет собой лишь часть традиции, один элемент терминов, которые вошли в состав христианства. Сущность относится к тем качествам, которые придают чему-то индивидуальность и находятся в центре того, что отличает эту вещь от всего остального. Для греческих философов оно означало нечто, присущее и присущее предмету или категории вещей, что придавало им характер и, таким образом, отделяло их от всего другого характера. Таким образом, Иисус Христос принадлежит к сущностному характеру христианства и придает ему уникальную идентичность.

Если большинство людей не озабочены определением сущности христианства, на практике они должны смириться с тем, что подразумевает слово сущность . Занимаются ли они спасением или искуплением, с одной стороны, или думают и говорят об этом искуплении, его агенте и его значении, с другой, они концентрируются на сути своего опыта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *