Принятие христианства германскими племенами.
Франки приняли христианство в эпоху Меровингов, что стало результатом в 486 году франкского вторжения на территорию Северной Галлии и развития государства именуемого Франкским, на верху которого был поставлен вождь салических франков, выходец из рода Меровея по имени Хлодвиг. Это и есть основатель королевства франков. Существовало три королевства на территории Германии (бургундское, вестготское и франкское), сильнейшее – королевство франков. В VI веке франкскими королями окончено было присвоение Аквитании и Бургундии, соответственно, им удалось овладеть всей Галлией – низовья Рейна, Гаронны, Севен и Прованс.
На степень прочности власти германских племен, обосновавшихся в Галлии, непосредственное влияние имела их способность к не полному растворению в массе римского населения, объединению его с новыми подданными с целью образования единой культурно-этнической группы. К успешному решению данной задачи пришли франки, а неудача была на стороне вестготов и бургундов. Причина заключалась не только в разнице устойчивости и действенности общинного уклада, еще и в том, что были различны религиозные взгляды их королей.
В процессе расселения на римских землях, германское население принимало христианство, что способствовало приобщению их к наследственности античной цивилизации. Однако в период принятия христианства германскими племенами, когда в христианстве царил раскол: большинством старо римского социума исповедовалась католическая церковь, признанная ортодоксальной вселенскими соборами, меньшинством – арианская вера, осужденная как ересь. Вестготами и бургундами принято христианство было раньше в форме арианства. А вот франки, представителем которых король Хлодвиг и его супруга, приехали в Галлию позже, для принятия христианства в качестве католичества, это способствовало обеспечению им поддержки церкви римов против общества бургундов и готов к бою за властвование в Галлии.
Крещение франков нельзя назвать простым и быстрым процессом. Хлодвига на протяжении длительного периода времени не удавалось убедить отречься от богов собственных предков, а его обращение в иную веру яркое доказательство наличия истинных мотивов, которыми и руководствовались варварские правители, становясь христианами. Королева непрестанно увещевала Хлодвига о важности признания истинного бога и отказа от языческих идолов.
К этой вере ничто не способно было склонить вождя пока, наконец, однажды, во времена войны с алеманами, он вынуждено согласился с тем, что ранее яро отвергал. Хлодвиг за свое обращение потребовал от Христа незамедлительной победы в битве: варварских королей главным образом побуждали политические мотивы и практические соображения и не отнюдь не высокие духовные устремления принимать крещение. Конкуренты Хлодвига вестготы, придерживались арианства, и в отличие от них Хлодвиг теперь рассчитывал на поддержку римского населения, которое ранее находилось в подчинении вестготов.
Переход к христианству в основном совершался в городах, а самим процессом были охвачены широкие слои населения. Во времена правления Хлодвига, в главных городах появились епископы, а если они отсутствовали, то причиной этому был упадок города, который вынужденно сливался с соседним. Епископы, которые базировались в зонах провинций, высказывали требования, касающиеся их предпочтительности метрополией перед иными коллегами. Так была установлена церковная иерархия, поддерживаемая императорской властью, копировавшая порядки гражданской иерархии. Связи между ними установлены были самые тесные: обычно епископов подбирали из сенаторских семей.
Добавить комментарий
Вопросы к главе 3. Значение принятия Хлодвигом христианства
1. Определите по карте (с. 57), с какими соседями приходилось иметь дело франкам на разных этапах расширения их державы. Кто из них мог представлять угрозу, а кто – стать союзником? Рассмотрите различные варианты.
Франкам приходилось иметь дело с рядом германскими племенами лангобардов и вестготов, а также галло-римлянами. Все они выступали конкурентами франков и были присоединены к их империи, христианизированы и стали частью государства.
Франки воевали с арабами на Пиренейском полуострове и смогли их остановить при Пуатье, чем спасли Европу от дальнейшего нашествия арабов.
На Востоке франки воевали с Аварским каганатом на территории.
Союзниками франком могли стать лишь византийцы, которые также страдали от нападений арабов и теряли территории.
2. Какое значение для истории Европы имели принятие Хлодвигом христианства и запись по его распоряжению обычаев франков?
Благодаря принятию христианства Хлодвиг не только укрепил собственную власть, но и сплотил франков вокруг веры в единого Бога. Таким образом христианство стало важнейшей опорой франкского королевства при преемниках Хлодвига.
Запись франкских обычаев дало единообразную систему законов, что помогло поддерживать порядок в государстве. Отныне все спорные вопросы франкам следовало решать перед королевским судьёй.
3. Современник Карла Мартелла назвал его в письме «почти королём». Как вы думаете, справедливы ли эти слова? Какое значение для Франкского королевства и для Европы в целом имела победа над арабами при Пуатье?
Да, слова в отношении Карла Мартелла справедливы, потому что последние Меровинги не правили и не воевали. Они даже были прозваны «ленивыми королями», а реально страной управлял майордом. Таким образом, Карл Мартелл, будучи майордомом, обладал все королевской властью, только не был королем.
Победа Карла Мартелла при Пуатье в 732 году имела большое значение и для Франкского королевства, и для Европы в целом, так как были остановлены завоевания арабов в Европе.
4. В чём проявился расцвет державы франков при Карле Великом?
Расцвет державы франков при Карле Великом проявился не столько в огромных размерах империи, которые незначительно отличались от размеров Римской империи, сколько в развитии образования и культуры.
Император и сам любил учиться, и других заставлял. При его дворе приветливо принимали философов, поэтов, богословов. Из самых разных стран приглашал император учёных людей, чтобы устраивать новые школы – при королевском дворе, при крупных монастырях и центрах епископств. Самый знаменитый учёный в окружении Карла Великого, монах Алкуин, был родом из города Йорка в Англии. Прибыв к государю франков, он создал придворную школу, которой современники дали гордое название Академия. Алкуин организовал много школ по всей империи.
Во Франкской державе снова начали изучать древних латинских писателей, переписывать и распространять их сочинения. В каролингских скрипториях – мастерских по переписке книг писцы скопировали (а значит, сохранили для потомков) много сочинений античных авторов.
Рядом с дворцом в Ахене Карл приказал возвести большую и красивую церковь, каких на Западе не строили с тех пор, как начались варварские нашествия.
Прекрасные колонны для неё выламывали из руин древних дворцов в Италии, а сама церковь архитектурой напоминала византийские храмы.От язычества к христианству | Франкская церковь
Ключевые слова: археологические свидетельства, католицизм, кельтское язычество, христианство, Хлодвиг, обращение, франкское христианство, франкские могильные боги, Галлия, германское язычество, могильные боги, история, литературные свидетельства, языческие боги, языческие герои, язычество, история религии, Воденские археологические свидетельства, католицизм , кельтское язычество, христианство, Хлодвиг, обращение, франкское христианство, франкские могильные боги, Галлия, германское язычество, могильные боги, история, литературные свидетельства, языческие боги, языческие герои, язычество, религиозная история, Воденские археологические свидетельства, католицизм, кельтское язычество, христианство, Хлодвиг, обращение, франкское христианство, франкские могильные боги, Галлия, германское язычество , могильные боги, история, литературные свидетельства, языческие боги, языческие герои, язычество, ре религиозная история, археологические свидетельства Водена, католицизм, кельтское язычество, христианство, Хлодвиг, обращение, франкское христианство, франкские могильные боги, Галлия, германское язычество, могильные боги, история, литературные свидетельства, языческие боги, языческие герои, язычество, религиозная история, Воден археологические свидетельства, католицизм, кельтское язычество, христианство, Хлодвиг, обращение, Франкис h Христианство, франкские могильные боги, Галлия, германское язычество, могильные боги, история, литературные свидетельства, языческие боги, языческие герои, язычество, религиозная история, археологические свидетельства Водена, католицизм, кельтское язычество, христианство, Хлодвиг, обращение, франкское христианство, франкский могильные боги, Галлия, германское язычество, могильные боги, история, литературные свидетельства, языческие боги, пага русские герои, язычество, религиозная история, Woden
Предмет
Европейская историяИстория христианства
Принятие христианства англосаксами: как и почему это произошло?
По крайней мере, такова была история, рассказанная Почтенным Бедой примерно через 150 лет после этих событий. Но, как и все хорошие легенды, она имела под собой реальную основу. Через шесть лет после своего понтификата Григорий отправил миссию по обращению англосаксов во главе с монахом по имени Августин. Прибытие в 597 августа Августина встретил король Кента Этельберт, который был чрезвычайно гостеприимен. Король вскоре обратился вместе со своим народом, и в последующие десятилетия его примеру последовали правители и народы различных других королевств англосаксонской Англии. К 686 г., то есть менее чем через столетие после прибытия Августина, все бывшие языческие государства стали христианскими.
Как и следовало ожидать, процесс привлечения язычников к небесному свету представлен нам в наших самых ранних источниках как благотворный и благотворный. Герои Беды Церковная история английского народа — это святые мужи, такие как святой Августин или нортумбрийский святой Катберт, и добрые короли, такие как Этельберт, которые внимательно слушали и способствовали распространению христианства. Этельберт, по словам Беды, «никого не принуждал к принятию христианства», и этот момент был подхвачен более поздними историками как явное доказательство того, что весь процесс обращения был добровольным. «Мы нигде не читаем о каких-либо гонениях на острие меча, — сказал викторианский ученый Эдвард Фримен, — которые позорили прозелитистское рвение франкских и скандинавских апостолов веры».
Но это чепуха. Англосаксы были язычниками с незапамятных времен, задолго до того, как они начали селиться в восточной Британии в пятом и шестом веках. Тот факт, что четыре дня недели в современном английском языке названы в честь их языческих богов (Тив, Воден, Тунор и Фриг), указывает на то, что их древние верования предков были глубоко укоренившимися и, следовательно, не могли быть легко искоренены. Вера Фримена в английскую исключительность, по-видимому, не позволяла ему видеть случаи, когда наши источники указывают именно на то насилие, которое, как он настаивал, имело место только в других странах, а не в доброй старой Англии.
Послушайте: историк Марк Моррис разбирает некоторые из наиболее распространенных заблуждений об англо-саксонской эпохе в этом выпуске подкаста HistoryExtra :
Изгнанный язычниками
Миссия святого Августина вскоре распространится из Кента соседние королевства Эссекс и Восточная Англия. И это также достигло крайнего севера, когда дочь короля Этельберта, Этельбург, вышла замуж за короля Эдвина Нортумбрии, привезя с собой священника Паулина, который стал первым епископом Йорка. Но римская миссия столкнулась с трудностями, когда умерло первое поколение новообращенных королей. Епископы Лондона и Рочестера были изгнаны из своих епархий новыми языческими правителями, и королева Нортумбрии, и епископ Йорка были вынуждены бежать, когда король Эдвин был убит в бою.
Однако на севере христианство было быстро восстановлено миссионерами, пришедшими с другого направления. Ирландия приняла новую веру в пятом и шестом веках, а новый король Нортумбрии Освальд, выросший в ирландском изгнании, был обращен ирландскими монахами на острове Айона. Вскоре после своего воцарения Освальд поселил некоторых из этих монахов на острове Линдисфарн, недалеко от своей королевской резиденции в Бамбурге. В последующем поколении миссионеры из Линдисфарна не только повторно евангелизировали Нортумбрию, но также возобновили обращение Эссекса и, в конечном счете, завоевали правителей могущественного королевства Мерсии в центральной части страны.
Две церкви, римская и ирландская, были совершенно разными по стилю. В то время как созерцательные ирландские монахи любили обосновываться на прибрежных островах, их римские коллеги предпочитали, чтобы их места были в древних городах, заброшенных со времен Римской империи. Аскетичные ирландские миссионеры ходили пешком с места на место, тогда как римляне демонстративно ездили на лошадях. Были также разногласия по вопросам доктрины. Разногласия по поводу того, как рассчитать дату Пасхи, привели к бурным дебатам в Уитби в 664 году, в ходе которых нортумбрийский король Освиу (брат Освальда) перешел на другую сторону, вынудив монахов Линдисфарна присоединиться к Риму.
Соблазнение королей
Но когда дело дошло до обращения людей, методы обеих церквей были практически одинаковыми. Первой и самой важной целью любого миссионерского усилия был царь. Здесь, возможно, римская церковь имела преимущество, принося с собой связь папства с древней имперской властью и принося драгоценные дары. Пытаясь убедить короля Нортумбрии Эдвина обратиться в христианство, папа послал ему расшитую золотом мантию вместе с серебряным зеркалом и позолоченным гребнем из слоновой кости для его королевы.
Некоторые языческие цари прошли духовный тест-драйв, согласившись обратиться, если Бог дарует им победу над их врагами позволяя им записывать законы и дары земли, а также обещания военного успеха против своих соперников. (Мы слышим о нескольких царях, которые прошли своего рода духовную пробную поездку, согласившись обратиться в христианство, если Бог дарует им победу над их врагами.) Прежде всего, новая религия предлагала непреодолимую гарантию вечной жизни в раю — идея, которая должен был иметь большую привлекательность в мире, где смерть правителей от чумы, убийства или расчленения в бою была частым явлением.
Больше похоже на это
Христианство было столь же привлекательным для других представителей элиты. Например, королевские и аристократические женщины приняли новую веру, потому что она давала им возможность самоопределения в качестве глав монашеских общин. Монастырь Уитби, где проходил знаменитый синод 664 года, был основан несколькими годами раньше Хильдой, двоюродной племянницей короля Нортумбрии Эдвина, известной потомкам как святая Хильда. В качестве настоятельницы Уитби она управляла его жителями как мужского, так и женского пола, заслужив уважение целого поколения святых мужчин и женщин. Все, кто знал ее, говорит Беде, «называли ее «матерью» из-за ее выдающейся преданности и грации».
Больше кнута, чем пряника
А как же неэлитные люди? Как их побудили обратиться? Монастыри, основанные королями и аристократами, не были закрытыми, и некоторые из их жителей брали на себя обязательство совершать поездки по сельской местности, проповедуя и крестя. Но между этими периодическими визитами проходило много недель, а может быть, и месяцев, во время которых простые люди не имели духовного руководства. Они могли бы воздвигнуть деревянный крест, у которого собирались, чтобы послушать странствующих проповедников, и со временем его могли бы заменить чем-то более впечатляющим, например резными каменными крестами, сохранившимися с седьмого и восьмого веков. Но система приходов со священником, проживающим в каждом поселении, откладывалась на сотни лет вперед.
Разразившийся шторм унес нортумбрийских монахов в море. Их собратья-монахи плакали, но крестьяне, наблюдавшие за происходящим, насмехались над ними. Он описывает, как некоторые нортумбрийские монахи использовали плоты для перевозки дров по реке Тайн, когда разразился шторм и унес их в море. Их собратья-монахи плакали, рассказывает нам Беда, но крестьяне, которые смотрели, стояли и насмехались. Пусть топятся монахи, заявляла толпа, «ибо они отняли у людей их старые способы поклонения, а как вести новое богослужение, никто не знает».
Этот инцидент предполагает, что когда дело доходит до обращения обычных людей, скорее кнута, чем пряника. Король Кентский Орсенберт, правивший с 640 по 664 год, получил высокую оценку Беды за то, что он был первым англосаксонским королем, который приказал разрушить языческие святыни во всем своем королевстве и заставлял людей поститься во время Великого поста. Спустя поколение архиепископ Феодор Кентерберийский, только что прибывший из Рима, но родом из Киликии (нынешней Турции), запретил все виды языческих обычаев: людей, сжигающих зерно, чтобы очистить дом, в котором покоится труп, или матерей, помещающих своих дочерей в печи, чтобы вылечить их от лихорадки.
Подобные запреты и сохранение языческого поклонения, несмотря на них, побуждают нас задуматься о природе самых ранних обращений. В письме от 598 года Григорий I хвастался, что Августин крестил более 10 000 человек в Кенте в первое Рождество после своего прибытия. Точно так же Беда рассказывает, что Паулин, первый епископ Йорка, провел пять недель в королевском поместье Иверинг в Нортумбрии, крестя каждый день от рассвета до заката. В обоих случаях Беде утверждает, что эти массовые обращения произошли потому, что люди стекались, чтобы принять истинную веру.
Но действительно ли они сбились в стадо или были стадными? Уверив нас, что было сказано Этельберт Кентский никого не принуждал к принятию христианства, Беда добавляет, что король «тем не менее проявлял большую привязанность к верующим, так как они были его согражданами в царстве небесном». С такими королями-воинами, как Этельберт, всегда было мудро оставаться на их нежной стороне.
Вера в то, что быстрое обращение огромного числа людей могло быть достигнуто только благодаря королевскому принуждению, подтверждается биографией святого Уилфрида, который в разное время был епископом Нортумбрии и де-факто епископом Мерсии и Сассекса. Во время своего пребывания в Сассексе, как хвастается его биограф, Уилфрид крестил тысячи язычников за один день, «некоторых добровольно, а некоторых по приказу короля».
Другие эпизоды из жизни Уилфрида демонстрируют, что оба они довольны тем, что христианство распространяется через более открытые формы насилия. Например, по случаю освящения своей великолепной новой церкви в Рипоне епископ произнес речь перед королем Нортумбрии Экгбертом и всеми его придворными, в которой он перечислил все земли, подаренные королем и его предшественниками.
Экгберт завоевал эти земли в результате своей недавней захватнической войны против британских правителей на его западе, а Уилфрид получил поместья, покинутые британским духовенством, «убегая от нашего собственного враждебного меча».
Отсюда следует, что британцы были не язычниками, а христианами, но они отказывались праздновать Пасху в правильный день, поэтому война против них считалась оправданной. «Действительно, — подтвердил биограф Уилфрида, — Богу было бы приятно, если бы добрые короли подарили нашему епископу столько земли».
Беспощадная резня
Когда дело дошло до обращения острова Уайт, даже биограф Уилфрида стремился свести к минимуму участие епископа, настолько шокирующим было развернувшееся насилие. Во времена Уилфрида в Сассексе королевство было захвачено языческим военачальником по имени Кедвалла, который убил правящего южносаксонского короля, а затем сверг короля Уэссекса. К середине 680-х годов он был готов завоевать остров Уайт, который в то время был независимым королевством. Кедвалла, по словам Беды, «пытался истребить всех туземцев безжалостной резней и заменить их жителями из своего собственного королевства». Этот план геноцида, осуществленный языческим королем, был, тем не менее, поддержан Уилфридом, поскольку жители Уайта еще не были обращены, и епископ видел в завоевании способ привести их к свету. В обмен на духовную поддержку Уилфрид получил в награду четверть острова — огромное количество земли, что означало, что христианство утвердилось на самой прочной основе.
Король Уайта, Арвальд, похоже, погиб во время боя, но двум его младшим братьям удалось бежать на материк, где они надеялись спрятаться. Однако вскоре их предали и передали Кедвалле, который приказал их казнить. Единственное утешение, которое мог извлечь Беда, заключалось в том, что обоим мальчикам было позволено принять крещение до того, как они были убиты, «что обеспечило им вход в вечное царство».
Епископ Уилфрид поддержал эту схему геноцида, так как видел в завоевании способ вывести язычников на свет
Как заметил Беда, остров Уайт был последним из англо-саксонских королевств, обратившимся в христианство. К концу 680-х годов, по его подсчетам, в Британии больше не было языческих правителей. Полвека спустя, когда Беда писал свою знаменитую « Церковную историю» , христианство продвинулось гораздо дальше, и в заключение он смог перечислить всех многочисленных епископов, которые служили различным королевствам, и отпраздновать постоянное увеличение числа количество монахов и монахинь.
Именно благодаря усердию этих людей тысячи других должны были со временем прийти к более полному пониманию новой веры. Мужчины и женщины, такие как Августин, Катберт и Хильд, благодаря своим неустанным усилиям и образцовой преданности мягко и терпеливо завоевали сердца и умы таким образом, что будущие поколения будут помнить их как святых.