Преступление наказание краткое содержание: 🪓 Преступление и наказание. Краткое содержание по частям

Краткое содержание: «Преступление и наказание»

Самый известный роман Фёдора Михайловича Достоевского, одна из книг, которая тут же приходит на ум, когда думаешь про классическую русскую литературу. В рубрике «Краткое содержание» сегодня – «Преступление и наказание».


Как и другие великие романы, «Преступление и наказание» Достоевского так плотно вросло в культуру, разошлось на цитаты и стало такой неотъемлемой частью истории, что даже люди, которые никогда не читали эту книгу, примерно представляют себе, о чём она. Уж во всяком случае знают, что в центре сюжета – студент Раскольников, убивший топором старуху-процентщицу.

Краткое содержание «Преступления и наказания» может выглядеть так: нищий студент Родион Раскольников пытается свести концы с концами и вынужден заложить серебряные часы старухе Алёне Ивановне, человеку жестокому и алчному. Раскольников, который несколько дней почти не ест и к тому же должен хозяйке за квартиру, задумывается о том, что убийство никчёмной старухи могло бы помочь многим людям. Позже Раскольников узнаёт, что его сестру Дуню хотят выдать замуж по расчёту, потому что у семьи также не хватает денег.

Раскольников какое-то время обдумывает и планирует убийство, то пытаясь найти ему удобоваримое оправдание, то осознавая, что не имеет на это морального права. В конце концов, случайно услышав от сестры процентщицы Лизаветы, что та будет дома завтра в семь, Раскольников решается. Студент убивает топором и Алёну Ивановну, и случайно появившуюся в квартире Лизавету и сбегает с места преступления. С этого момента начинаются тяжелейшие муки совести Раскольникова, которые подрывают его здоровье, заставляют подозревать каждого случайного прохожего, не дают спать и жить. Раскольников часто падает в обмороки и более не может существовать как обычный человек. 

Параллельно развиваются его отношения с семейством Мармеладовых, он знакомится с Софьей, дочерью беспробудного пьяницы, ведущей почти нищенское существование: «Девушка малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами».  

От своего знакомого Разумихина Раскольников узнаёт, что его подозревают в убийстве. По совету Сони он добровольно сдаётся полиции, после чего его отправляют на каторгу. Соня едет за ним, и в конце концов её любовь и мягкость помогают вернуть Раскольникова к спокойному существованию с надеждой на будущее счастье.

Вот ещё несколько важных фактов, которые дополнят краткое содержание «Преступления и наказания»:

• Это роман о том, что никакое преступление нельзя совершить, не понеся наказания, в том числе наказания муками совести. Достоевский подчёркивает, что никакое дело, даже самое благое, не стоит человеческой жизни.

• Один из важных персонажей романа – Семён Мармеладов, отец Сони, запойный пьяница. «Человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной». Он погибает, попав под лошадь. Ему принадлежит известный афоризм «Бедность не порок… Но нищета – порок-с».

• Ещё один важный для повествования герой – Аркадий Свидригайлов, персонаж с двойственным, противоречивым характером. «Человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный». Его семья оклеветала Дуню Раскольникову. Сам Свидригайлов в неё влюблён и буквально её преследует. В конце романа Дуня чуть было не стреляет в Свидригайлова из пистолета. Позже тот совершает самоубийство.

Вам также может понравиться материал «В каком порядке читать книги Достоевского».

Краткое содержание романа «Преступление и наказание», пересказ сюжета, текст в сокращении

Раскольников
(актер Г. Тараторкин,
фильм 1969 г.)

Роман «Преступление и наказание» Достоевского является выдающимся произведением русской литературы XIX века.

В этой статье представлено краткое содержание романа «Преступление и наказание», краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.

Смотрите:

— Все материалы по «Преступлению и наказанию»

Главный герой романа — 23-летний молодой человек Родион Раскольников, бывший студент Петербургского университета.

Раскольников уже 3 года живет в Петербурге. Полгода назад он бросил учебу в университете, где учился на юриста. Также он перестал подрабатывать частными уроками и впал в полную нищету. Последнее время он целыми днями лежит дома, думая о жизни.

В результате долгих размышлений Раскольников изобретает свою теорию о том, что все люди делятся на обыкновенных и великих. Раскольников надеется, что сам он относится к числу великих людей. Чтобы проверить свою теорию, он решает совершить убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. В начале романа он уже как месяц вынашивает этот ужасный план.

Наконец Раскольников совершает убийство старухи и ее сестры, грабит ценное имущество и уходит незамеченным с места преступления. После этого он тут же впадает в апатию и болезненное состояние. Он понимает, что теперь не сможет жить как прежде. Он осознает, что его ужасная теория потерпела крах и что он не является великим человеком, потому что, по его мнению, великие люди не сомневаются в своем величии и вообще не задумываются над такими вопросами.

В этот период Раскольников знакомится с девушкой «непристойной профессии» —
 18-летней Соней Мармеладовой. Добрая и кроткая Соня вынуждена заниматься этим ремеслом, чтобы прокормить свою большую семью (семью Мармеладовых). Узнав о нелегкой судьбе Сони, Раскольников сразу видит в ней родственную душу, грешную и глубоко страдающую.

Тем временем убийство старухи-процентщицы расследует опытный и умный следователь Порфирий Петрович. Он с самого начала подозревает Раскольникова (на это у него есть несколько причин). Однако следователь не обвиняет преступника прямо, а играет с ним в «кошки-мышки». Умный Раскольников выкручивается, как может, но эти поединки со следователем истощают его силы. Порой Раскольников сам желает, чтобы его арестовали и прекратили его мучения.

В конце концов Порфирий Петрович прямо говорит Раскольникову о том, что считает его убийцей. Следователь советует ему явиться с повинной, чтобы получить наименьший срок, и угрожает ему арестом.

При этом у Порфирия нет официальных улик против Раскольникова, и молодой человек это знает. Однако нравственные мучения не дают преступнику жить спокойно.

Спустя около 12 дней после преступления Раскольников наконец идет в полицию и сознается в убийстве. Его осуждают на 8 лет каторги, учитывая его положительную характеристику. Соня Мармеладова едет за ним в Сибирь, где всячески поддерживает его.

Вскоре после случившегося мать Раскольникова заболевает от горя и умирает. Сестра Раскольникова красавица Дуня выходит замуж за друга своего брата, Разумихина. Дуня и Разумихин тоже собираются когда-то переехать в Сибирь поближе к Раскольникову.

На каторге в душе Раскольникова происходит перелом: он наконец осознает, насколько он любит добрую и самоотверженную Соню. Вероятно, он также раскаивается в совершенном преступлении. Соня и Раскольников ждут окончания каторги, чтобы вместе начать новую жизнь.

Конец романа.

Глава 1

 

Резюме

В жаркий и душный июльский день Родион Романович Раскольников, молодой студент, проскальзывает мимо своей квартирной хозяйки, которой он сильно задолжал, и бесцельно бредет к старой и презренной ростовщице Алене Ивановне. Он отрезал себя от всех и, кроме того, уклоняется от любого человеческого поведения. Его маленькая комнатка, его долги и его сокрушительная бедность угнетают его до такой степени, что он не может посещать занятия или обучать своих учеников.

По пути к ростовщику он просто не может поверить, что собирается совершить какой-то отвратительный поступок. Он также понимает, что его мысли путаются, отчасти потому, что он практически ничего не ел в течение двух дней. Несмотря на то, что он был поразительно красивым молодым человеком, он так жалко одевался в лохмотья, что никто не заметил бы его скрытного поведения.

До дома ростовщика было недалеко — «ровно семьсот тридцать» шагов. По прибытии ему, кажется, противно все происходящее, и он находит свои планы отвратительными и унизительными. Старая ростовщица осторожничает, открывая дверь, и когда она это делает, она выглядит очень сухой и старой, с острыми злыми глазами и неприятным жиром в волосах. Раскольников говорит ей, что у него есть еще кое-что, чтобы заложить, и они торгуются о цене, но он должен принять ее предложение, потому что «ему больше некуда обратиться». Уходя, он говорит ей, что у него есть что-то более ценное для залога, и он принесет это позже. Он уходит в состоянии крайнего возбуждения.

Анализ

В любом романе, столь же великом, как Преступление и наказание

, детали первых или вводных глав станут центральными для интерпретации всего романа. В этой первой главе Раскольников показан изолированным от всех; позже он даже чувствует себя некомфортно рядом с матерью и сестрой. А в Эпилоге, когда Раскольников находится в тюрьме в Сибири, он чувствует себя изолированным и отчужденным от своих сокамерников: «…он чувствовал ту страшную непреодолимую пропасть, которая лежала между ним и другими… как будто он и они принадлежали к разным гонки.» И в этой первой главе, и в Эпилоге Раскольников избегал всех. На протяжении всего романа он начнет разговор с человеком и вдруг без всякой причины уйдет и изолируется дальше.

Эта первая глава также подчеркивает его крайнюю бедность и его маленькую, тесную квартиру. Часто во время романа эти физические вещи будут использоваться для объяснения его преступлений и его болезненных испуганных чувств, которые приписываются убожеству его комнаты и нехватке еды.

В отличие от его физического окружения, его внешность исключительна; хотя он и одет в лохмотья, он все же исключительно красив, строен, «хорошо сложен, с красивыми темными глазами и темно-каштановыми волосами». Слишком часто, даже сегодня, иллюстраторы часто изображают Раскольникова физически развращенным и/или уродливым — злобным мистером Хайдом или ужасным неудачником. В отличие от других великих писателей, таких как Диккенс, злобные персонажи которых описываются в ужасающих выражениях, Достоевский делает прямо противоположное — он изображает Раскольникова физически привлекательным, чтобы предотвратить любое возможное мнение о том, что безобразие его преступления вызвано физическим уродством. Напротив, физическая красота персонажа значительно контрастирует с уродством преступления.

В конечном итоге Раскольников станет двойственным персонажем, колеблющимся между двумя крайностями.

Он, например, так тщательно готовится к преступлению, что даже считает количество шагов от своей комнаты до квартиры Алены Ивановны. И все же в самый разгар тщательной подготовки его то тревожит то отвратительность, то уродство преступления и то, что весь его план ужасен и унизителен. Но даже с этими отвратительными мыслями он продолжает готовиться к убийству.

Кроме того, его планы еще не завершены. Он знает о своем преступлении только теоретически, и этот факт позже станет центральным для его искупления, когда он попытается объяснить свои причины Соне в конце романа. Следовательно, читатель должен быть готов к противоположным реакциям, занимающим ум Раскольникова, и то, что в другом месте могло бы показаться несоответствием, здесь используется для объяснения его раздвоения (или раздвоения) личности. Визит его к Алене Ивановне показывает и его отвращение к своему замыслу, и его приготовления к его исполнению.

О преступлении и наказании

 

В девятнадцатом веке западный мир отошел от романтизма, характерного для произведений Пушкина в России, Гёте в Германии, Готорна и По в Америке и Вордсворта в Англии, и перешел к современному реалистическому подходу к литературе. В то время как мир все еще читал популярные романтические романы и любовные стихи, Россия возглавляла движение к новому реалистическому подходу к литературе. Достоевский был одним из предшественников этого движения, наряду с Гюставом Флобером во Франции и Марком Твеном в Америке.

Это движение можно рассматривать по-разному, некоторые очень философски, а некоторые — самым простым образом. Например, в романтических произведениях писателя интересовало таинственное, странное и причудливое. Действие знаменитых рассказов Эдгара Аллана По, таких как «Падение дома Ашеров», могло происходить в Новой Англии, Шотландии или многих других местах, и история была бы такой же. Романтическая литература редко имела какие-либо четкие ориентиры и не имела отношения к каким-либо внешним вопросам. Напротив, Достоевский очень тщательно обосновывает свои романы реальными местами. В

Преступление и наказание , он очень точно определяет названия улиц, мост, на котором Раскольников видит женщину, пытающуюся покончить с собой, и так далее. Студенты и редакторы измерили количество футов между комнаткой Раскольникова и квартиркой старого ростовщика и обнаружили, что Раскольников точно сосчитал расстояние, т. е. прошел 730 шагов, чтобы дойти до квартиры старого ростовщика и совершить преступление. убийство.

Достоевский был не только летописцем точного физического окружения, но и писал о предметах, волнующих современность. В то время, когда Достоевский писал и публиковался, американская публика читала о романтических приключениях Гайаваты и Эванджелины Лонгфелло, рассказах, действие которых происходило в каком-то нереальном и романтическом далеком прошлом, или же причудливых рассказах Эдгара Аллена По. Достоевский установил, что одна из заповедей современного реализма — изображать жизнь такой, какой она проживается на самом деле. Это именно то, что Достоевский делал от своих самых ранних романов до своего последнего шедевра 9.0015 Братья Карамазовы

.

Достоевский был потрясающим читателем и был хорошо осведомлен о новейших идеях и новейших философских концепциях своего времени. Его персонажи движимы внутренними эмоциями, которые только что исследовались ближе к концу его жизни. Исследования Зигмунда Фрейда о психологических состояниях души были опубликованы только после того, как Достоевский написал многие из своих исследований психических сил, побуждающих человека к совершению определенных действий. Расследование Порфирием мотивов преступления и психического состояния преступника станет приемлемым способом расследования только где-то в двадцатом веке. Как психолог Достоевский значительно опередил Фрейда. Его описания внутренних эмоций психологически реалистичны и верны. Некоторые основаны на фактах: например, из-за своего участия в написании и печатании цензурных материалов, а впоследствии, будучи приговоренным к смерти, Достоевский часто писал об абсолютном отчаянии человека.

Незадолго до публикации Преступление и наказание , Достоевский опубликовал свой небольшой шедевр Записки из подполья . Знание и понимание этого небольшого романа является центральным для понимания большинства романов Достоевского . Человек из подполья (его имя не называется) начинает свой рассказ со слов: «Я больной человек… Я злобный человек. Я непривлекательный человек». Эта грязная, злобная, человеческая «вошь» есть еще человек, и это первое знакомство Достоевского с человеком как с вошью — такой, какую Раскольников убивает в Преступление и наказание .

Идеи, выраженные в « Записках из подполья », становятся центральными во всех поздних романах Достоевского. Как сказано в «Комментариях», Достоевский писал отчасти о чувстве свободы человека, о свободе выбора, о возможности иметь право перешагивать через препятствия. Право человека на свободу и на возможность отказаться от безопасности в пользу свободы выбора находит наиболее яркое выражение в романе Достоевского « Братья Карамазовы».0016 . В сцене, где Великий инквизитор противостоит Иисусу и говорит Иисусу, что человек предпочитает безопасность свободе выбора, которую Иисус предлагает человеку, мы имеем величайшую кульминацию идей Достоевского о свободе против безопасности.

В какой-то момент Человек из Подполья говорит, что дважды два четыре, это научный факт, но человек не всегда действует только на основании научных фактов. Для Достоевского разумная часть человеческого бытия — лишь часть его облика. То есть человек состоит из разумного (дважды два — четыре) и из иррационального — «хорошо бы иногда подумать, что дважды два — пять». Это было бы, по словам Достоевского, «тоже весьма прелестной идеей». Дело в том, что если человек функционирует исключительно как разумное существо, то его действия всегда предсказуемы. Таким образом, точка зрения Достоевского состоит в том, что действия человека НЕ предсказуемо. Раскольников благоразумно помешает молодому щеголю заигрывать с молодой девушкой, а потом вдруг решит, что это не его дело, или скажет сестре, что запрещает ей жениться, а потом противоречит сам себе, сказав: «Женись на ком хочешь». Точно так же есть люди, которые счастливы только тогда, когда страдают; таким образом, человек, который ложно признается в убийстве старого ростовщика, хочет страдать, особенно страдать от рук авторитета.

Одна из великих идей всей прозы Достоевского состоит в том, что через страдание человек может искупить все свои грехи и приблизиться к основным элементам человечества. Так, в «Преступлении и наказании» , Достоевский преклоняется перед Соней, потому что она олицетворяет страданий всего человечества . И Соня, и его сестра Дуня чувствуют, что когда Раскольников возьмет на себя его страдания, он очистится. Кроме того, человек большой совести будет страдать от своих проступков, и как только преступление совершено, Раскольников так страдает, что ему действительно становится физически плохо, и он несколько дней находится в полукоме.

Раскольников как в своей опубликованной статье о преступлении, так и в собственных действиях занимался определением психических состояний, воздействующих на преступника. Понятия психологии и даже часть ее позднейшей терминологии использовались Раскольниковым и Порфирием. Примеров использования Достоевским современных психологических концепций предостаточно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *