Краткое содержание: «Преступление и наказание»
Самый известный роман Фёдора Михайловича Достоевского, одна из книг, которая тут же приходит на ум, когда думаешь про классическую русскую литературу. В рубрике «Краткое содержание» сегодня – «Преступление и наказание».
Как и другие великие романы, «Преступление и наказание» Достоевского так плотно вросло в культуру, разошлось на цитаты и стало такой неотъемлемой частью истории, что даже люди, которые никогда не читали эту книгу, примерно представляют себе, о чём она. Уж во всяком случае знают, что в центре сюжета – студент Раскольников, убивший топором старуху-процентщицу.
Краткое содержание «Преступления и наказания» может выглядеть так: нищий студент Родион Раскольников пытается свести концы с концами и вынужден заложить серебряные часы старухе Алёне Ивановне, человеку жестокому и алчному. Раскольников, который несколько дней почти не ест и к тому же должен хозяйке за квартиру, задумывается о том, что убийство никчёмной старухи могло бы помочь многим людям. Позже Раскольников узнаёт, что его сестру Дуню хотят выдать замуж по расчёту, потому что у семьи также не хватает денег.
Раскольников какое-то время обдумывает и планирует убийство, то пытаясь найти ему удобоваримое оправдание, то осознавая, что не имеет на это морального права. В конце концов, случайно услышав от сестры процентщицы Лизаветы, что та будет дома завтра в семь, Раскольников решается. Студент убивает топором и Алёну Ивановну, и случайно появившуюся в квартире Лизавету и сбегает с места преступления. С этого момента начинаются тяжелейшие муки совести Раскольникова, которые подрывают его здоровье, заставляют подозревать каждого случайного прохожего, не дают спать и жить. Раскольников часто падает в обмороки и более не может существовать как обычный человек.
Параллельно развиваются его отношения с семейством Мармеладовых, он знакомится с Софьей, дочерью беспробудного пьяницы, ведущей почти нищенское существование: «Девушка малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами».
От своего знакомого Разумихина Раскольников узнаёт, что его подозревают в убийстве. По совету Сони он добровольно сдаётся полиции, после чего его отправляют на каторгу. Соня едет за ним, и в конце концов её любовь и мягкость помогают вернуть Раскольникова к спокойному существованию с надеждой на будущее счастье.
Вот ещё несколько важных фактов, которые дополнят краткое содержание «Преступления и наказания»:
• Это роман о том, что никакое преступление нельзя совершить, не понеся наказания, в том числе наказания муками совести. Достоевский подчёркивает, что никакое дело, даже самое благое, не стоит человеческой жизни.
• Один из важных персонажей романа – Семён Мармеладов, отец Сони, запойный пьяница. «Человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной». Он погибает, попав под лошадь. Ему принадлежит известный афоризм «Бедность не порок… Но нищета – порок-с».
• Ещё один важный для повествования герой – Аркадий Свидригайлов, персонаж с двойственным, противоречивым характером. «Человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный». Его семья оклеветала Дуню Раскольникову. Сам Свидригайлов в неё влюблён и буквально её преследует. В конце романа Дуня чуть было не стреляет в Свидригайлова из пистолета. Позже тот совершает самоубийство.
Вам также может понравиться материал «В каком порядке читать книги Достоевского».
Краткое содержание романа «Преступление и наказание», пересказ сюжета, текст в сокращении
Раскольников (актер Г. Тараторкин, фильм 1969 г.) |
Роман «Преступление и наказание» Достоевского является выдающимся произведением русской литературы XIX века.
В этой статье представлено краткое содержание романа «Преступление и наказание», краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Главный герой романа — 23-летний молодой человек Родион Раскольников, бывший студент Петербургского университета.
Раскольников уже 3 года живет в Петербурге. Полгода назад он бросил учебу в университете, где учился на юриста. Также он перестал подрабатывать частными уроками и впал в полную нищету. Последнее время он целыми днями лежит дома, думая о жизни.
В результате долгих размышлений Раскольников изобретает свою теорию о том, что все люди делятся на обыкновенных и великих. Раскольников надеется, что сам он относится к числу великих людей. Чтобы проверить свою теорию, он решает совершить убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. В начале романа он уже как месяц вынашивает этот ужасный план.
Наконец Раскольников совершает убийство старухи и ее сестры, грабит ценное имущество и уходит незамеченным с места преступления. После этого он тут же впадает в апатию и болезненное состояние. Он понимает, что теперь не сможет жить как прежде. Он осознает, что его ужасная теория потерпела крах и что он не является великим человеком, потому что, по его мнению, великие люди не сомневаются в своем величии и вообще не задумываются над такими вопросами.
В этот период Раскольников знакомится с девушкой «непристойной профессии» —
18-летней Соней Мармеладовой. Добрая и кроткая Соня вынуждена заниматься этим ремеслом, чтобы прокормить свою большую семью (семью Мармеладовых). Узнав о нелегкой судьбе Сони, Раскольников сразу видит в ней родственную душу, грешную и глубоко страдающую.
Тем временем убийство старухи-процентщицы расследует опытный и умный следователь Порфирий Петрович. Он с самого начала подозревает Раскольникова (на это у него есть несколько причин). Однако следователь не обвиняет преступника прямо, а играет с ним в «кошки-мышки». Умный Раскольников выкручивается, как может, но эти поединки со следователем истощают его силы. Порой Раскольников сам желает, чтобы его арестовали и прекратили его мучения.
В конце концов Порфирий Петрович прямо говорит Раскольникову о том, что считает его убийцей. Следователь советует ему явиться с повинной, чтобы получить наименьший срок, и угрожает ему арестом.
Спустя около 12 дней после преступления Раскольников наконец идет в полицию и сознается в убийстве. Его осуждают на 8 лет каторги, учитывая его положительную характеристику. Соня Мармеладова едет за ним в Сибирь, где всячески поддерживает его.
Вскоре после случившегося мать Раскольникова заболевает от горя и умирает. Сестра Раскольникова красавица Дуня выходит замуж за друга своего брата, Разумихина. Дуня и Разумихин тоже собираются когда-то переехать в Сибирь поближе к Раскольникову.
На каторге в душе Раскольникова происходит перелом: он наконец осознает, насколько он любит добрую и самоотверженную Соню. Вероятно, он также раскаивается в совершенном преступлении. Соня и Раскольников ждут окончания каторги, чтобы вместе начать новую жизнь.
Конец романа.
Глава 1
Резюме
В жаркий и душный июльский день Родион Романович Раскольников, молодой студент, проскальзывает мимо своей квартирной хозяйки, которой он сильно задолжал, и бесцельно бредет к старой и презренной ростовщице Алене Ивановне. Он отрезал себя от всех и, кроме того, уклоняется от любого человеческого поведения. Его маленькая комнатка, его долги и его сокрушительная бедность угнетают его до такой степени, что он не может посещать занятия или обучать своих учеников.
По пути к ростовщику он просто не может поверить, что собирается совершить какой-то отвратительный поступок. Он также понимает, что его мысли путаются, отчасти потому, что он практически ничего не ел в течение двух дней. Несмотря на то, что он был поразительно красивым молодым человеком, он так жалко одевался в лохмотья, что никто не заметил бы его скрытного поведения.
До дома ростовщика было недалеко — «ровно семьсот тридцать» шагов. По прибытии ему, кажется, противно все происходящее, и он находит свои планы отвратительными и унизительными. Старая ростовщица осторожничает, открывая дверь, и когда она это делает, она выглядит очень сухой и старой, с острыми злыми глазами и неприятным жиром в волосах. Раскольников говорит ей, что у него есть еще кое-что, чтобы заложить, и они торгуются о цене, но он должен принять ее предложение, потому что «ему больше некуда обратиться». Уходя, он говорит ей, что у него есть что-то более ценное для залога, и он принесет это позже. Он уходит в состоянии крайнего возбуждения.
Анализ
В любом романе, столь же великом, как Преступление и наказание
, детали первых или вводных глав станут центральными для интерпретации всего романа. В этой первой главе Раскольников показан изолированным от всех; позже он даже чувствует себя некомфортно рядом с матерью и сестрой. А в Эпилоге, когда Раскольников находится в тюрьме в Сибири, он чувствует себя изолированным и отчужденным от своих сокамерников: «…он чувствовал ту страшную непреодолимую пропасть, которая лежала между ним и другими… как будто он и они принадлежали к разным гонки.» И в этой первой главе, и в Эпилоге Раскольников избегал всех. На протяжении всего романа он начнет разговор с человеком и вдруг без всякой причины уйдет и изолируется дальше.Эта первая глава также подчеркивает его крайнюю бедность и его маленькую, тесную квартиру. Часто во время романа эти физические вещи будут использоваться для объяснения его преступлений и его болезненных испуганных чувств, которые приписываются убожеству его комнаты и нехватке еды.
В отличие от его физического окружения, его внешность исключительна; хотя он и одет в лохмотья, он все же исключительно красив, строен, «хорошо сложен, с красивыми темными глазами и темно-каштановыми волосами». Слишком часто, даже сегодня, иллюстраторы часто изображают Раскольникова физически развращенным и/или уродливым — злобным мистером Хайдом или ужасным неудачником. В отличие от других великих писателей, таких как Диккенс, злобные персонажи которых описываются в ужасающих выражениях, Достоевский делает прямо противоположное — он изображает Раскольникова физически привлекательным, чтобы предотвратить любое возможное мнение о том, что безобразие его преступления вызвано физическим уродством. Напротив, физическая красота персонажа значительно контрастирует с уродством преступления.
В конечном итоге Раскольников станет двойственным персонажем, колеблющимся между двумя крайностями.
Он, например, так тщательно готовится к преступлению, что даже считает количество шагов от своей комнаты до квартиры Алены Ивановны. И все же в самый разгар тщательной подготовки его то тревожит то отвратительность, то уродство преступления и то, что весь его план ужасен и унизителен. Но даже с этими отвратительными мыслями он продолжает готовиться к убийству.Кроме того, его планы еще не завершены. Он знает о своем преступлении только теоретически, и этот факт позже станет центральным для его искупления, когда он попытается объяснить свои причины Соне в конце романа. Следовательно, читатель должен быть готов к противоположным реакциям, занимающим ум Раскольникова, и то, что в другом месте могло бы показаться несоответствием, здесь используется для объяснения его раздвоения (или раздвоения) личности. Визит его к Алене Ивановне показывает и его отвращение к своему замыслу, и его приготовления к его исполнению.
О преступлении и наказании
В девятнадцатом веке западный мир отошел от романтизма, характерного для произведений Пушкина в России, Гёте в Германии, Готорна и По в Америке и Вордсворта в Англии, и перешел к современному реалистическому подходу к литературе. В то время как мир все еще читал популярные романтические романы и любовные стихи, Россия возглавляла движение к новому реалистическому подходу к литературе. Достоевский был одним из предшественников этого движения, наряду с Гюставом Флобером во Франции и Марком Твеном в Америке.
Это движение можно рассматривать по-разному, некоторые очень философски, а некоторые — самым простым образом. Например, в романтических произведениях писателя интересовало таинственное, странное и причудливое. Действие знаменитых рассказов Эдгара Аллана По, таких как «Падение дома Ашеров», могло происходить в Новой Англии, Шотландии или многих других местах, и история была бы такой же. Романтическая литература редко имела какие-либо четкие ориентиры и не имела отношения к каким-либо внешним вопросам. Напротив, Достоевский очень тщательно обосновывает свои романы реальными местами. В Преступление и наказание , он очень точно определяет названия улиц, мост, на котором Раскольников видит женщину, пытающуюся покончить с собой, и так далее. Студенты и редакторы измерили количество футов между комнаткой Раскольникова и квартиркой старого ростовщика и обнаружили, что Раскольников точно сосчитал расстояние, т. е. прошел 730 шагов, чтобы дойти до квартиры старого ростовщика и совершить преступление. убийство.
Достоевский был не только летописцем точного физического окружения, но и писал о предметах, волнующих современность. В то время, когда Достоевский писал и публиковался, американская публика читала о романтических приключениях Гайаваты и Эванджелины Лонгфелло, рассказах, действие которых происходило в каком-то нереальном и романтическом далеком прошлом, или же причудливых рассказах Эдгара Аллена По. Достоевский установил, что одна из заповедей современного реализма — изображать жизнь такой, какой она проживается на самом деле. Это именно то, что Достоевский делал от своих самых ранних романов до своего последнего шедевра 9.0015 Братья Карамазовы
Достоевский был потрясающим читателем и был хорошо осведомлен о новейших идеях и новейших философских концепциях своего времени. Его персонажи движимы внутренними эмоциями, которые только что исследовались ближе к концу его жизни. Исследования Зигмунда Фрейда о психологических состояниях души были опубликованы только после того, как Достоевский написал многие из своих исследований психических сил, побуждающих человека к совершению определенных действий. Расследование Порфирием мотивов преступления и психического состояния преступника станет приемлемым способом расследования только где-то в двадцатом веке. Как психолог Достоевский значительно опередил Фрейда. Его описания внутренних эмоций психологически реалистичны и верны. Некоторые основаны на фактах: например, из-за своего участия в написании и печатании цензурных материалов, а впоследствии, будучи приговоренным к смерти, Достоевский часто писал об абсолютном отчаянии человека.
Незадолго до публикации Преступление и наказание , Достоевский опубликовал свой небольшой шедевр Записки из подполья . Знание и понимание этого небольшого романа является центральным для понимания большинства романов Достоевского . Человек из подполья (его имя не называется) начинает свой рассказ со слов: «Я больной человек… Я злобный человек. Я непривлекательный человек». Эта грязная, злобная, человеческая «вошь» есть еще человек, и это первое знакомство Достоевского с человеком как с вошью — такой, какую Раскольников убивает в Преступление и наказание .
Идеи, выраженные в « Записках из подполья », становятся центральными во всех поздних романах Достоевского. Как сказано в «Комментариях», Достоевский писал отчасти о чувстве свободы человека, о свободе выбора, о возможности иметь право перешагивать через препятствия. Право человека на свободу и на возможность отказаться от безопасности в пользу свободы выбора находит наиболее яркое выражение в романе Достоевского « Братья Карамазовы».0016 . В сцене, где Великий инквизитор противостоит Иисусу и говорит Иисусу, что человек предпочитает безопасность свободе выбора, которую Иисус предлагает человеку, мы имеем величайшую кульминацию идей Достоевского о свободе против безопасности.
В какой-то момент Человек из Подполья говорит, что дважды два четыре, это научный факт, но человек не всегда действует только на основании научных фактов. Для Достоевского разумная часть человеческого бытия — лишь часть его облика. То есть человек состоит из разумного (дважды два — четыре) и из иррационального — «хорошо бы иногда подумать, что дважды два — пять». Это было бы, по словам Достоевского, «тоже весьма прелестной идеей». Дело в том, что если человек функционирует исключительно как разумное существо, то его действия всегда предсказуемы. Таким образом, точка зрения Достоевского состоит в том, что действия человека НЕ предсказуемо. Раскольников благоразумно помешает молодому щеголю заигрывать с молодой девушкой, а потом вдруг решит, что это не его дело, или скажет сестре, что запрещает ей жениться, а потом противоречит сам себе, сказав: «Женись на ком хочешь». Точно так же есть люди, которые счастливы только тогда, когда страдают; таким образом, человек, который ложно признается в убийстве старого ростовщика, хочет страдать, особенно страдать от рук авторитета.
Одна из великих идей всей прозы Достоевского состоит в том, что через страдание человек может искупить все свои грехи и приблизиться к основным элементам человечества. Так, в «Преступлении и наказании» , Достоевский преклоняется перед Соней, потому что она олицетворяет страданий всего человечества . И Соня, и его сестра Дуня чувствуют, что когда Раскольников возьмет на себя его страдания, он очистится. Кроме того, человек большой совести будет страдать от своих проступков, и как только преступление совершено, Раскольников так страдает, что ему действительно становится физически плохо, и он несколько дней находится в полукоме.
Раскольников как в своей опубликованной статье о преступлении, так и в собственных действиях занимался определением психических состояний, воздействующих на преступника. Понятия психологии и даже часть ее позднейшей терминологии использовались Раскольниковым и Порфирием. Примеров использования Достоевским современных психологических концепций предостаточно.