Бог краткое содержание державин: Державин «Бог» – анализ и краткое содержание

Державин «Бог» – анализ и краткое содержание

В некоторых строках оды «На смерть князя Мещерского» чувствуется трепет мятущейся души Державина перед тайной бытия, ужас перед лицом смерти. Но сомнения и колебания были несвойственны прямой, цельной натуре поэта, его верующему сердцу. В знаменитой оде «Бог» (см. её полный текст) мы видим поразительную глубину его философской мысли, вдохновенный религиозный подъем.

 

Державин. Бог. Анализ. Слушать аудиокнигу

 

Оду «Бог» Державин начал писать в 1780 году, а окончил лишь через четыре года. Он сам рассказал в своих «Записках», что первые строфы этой оды он написал в порыве вдохновения, ночью, вернувшись домой с пасхальной заутрени.. Написав начало, он долго не мог окончить своей оды. Наконец, уже в 1784 году, поэт решил уединиться, чтобы в тишине поработать над этим произведением. Он уехал из Петербурга в Нарву и там, запершись ото всех в своей комнате, работал целую неделю над знаменитой одой. Закончил он ее, как и начал, ночью; во сне Державин увидал необычайный свет, осиявший его. Проснувшись с чувством посетившего его божественного откровения, он сразу, в слезах благодарности и любви к Богу, написал заключительные строки.

Первые строфы оды посвящены восхвалению различных свойств Божиих: бесконечности, троичности, вездесущия, неизмеримости, всемогущества, величия. Почти, каждая строчка Державинской оды могла бы послужить темой целому богословскому трактату. Возвышенным поэтическим языком Державин поет хвалу Богу:

 

«О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трех Лицах Божества.
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто все собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем: – Бог.

Измерить океан глубокий,
Сочесть пески, лучи планет
Хотя и мог бы ум высокий,
Тебе числа и меры нет!
Не могут духи просвещенны
От света Твоего рожденны
Исследовать судеб Твоих:
Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает,
В Твоем величьи исчезает,
Как в вечности прошедший миг».

 

Затем Державин говорит о мире вещественном, сотворенном «единым словом» Божиим и вещающем о Его неизмеримом величии. Удивительно красивыми образами изображает он сотворение светил:

 

«Как искры, сыплятся, стремятся,
Так солнцы от Тебя родятся;
Как в мрaзный, ясный день зимой:
Пылинки инея сверкают,
Вратятся, зыблются, сияют:
Так звезды в безднах под Тобой».

 

И все же все эти «миллионы светил», проливающих по воле Божией свои животворящие лучи» – перед Богом – «как нощь пред днем». Как ничтожен весь мир по сравнению с величием Божиим!

 

«Как капля в море опущенна,
Вся твердь перед Тобой сия,
Но что мной зримая вселенна,
И что перед Тобою я!»

 

Здесь начинается как бы вторая часть оды. Изобразив по возможности величие Божие, Державин сознает ничтожество человека перед Богом. «Я перед Тобой – ничто», – говорит он

 

«Ничто! Но Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт.
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод».

 

В этом и заключается весь смысл человеческого существа: человек носит всебе образ Божий, отражает в себе лик Божий, – «как солнце в малой капле вод». Одно это сознание нашей духовной природы, нашего существования, утверждает в нас несомненную веру в бытие Божие.

Смело и горделиво говорит поэт о том значении, которое он, человек, имеет в творении всей вселенной, говорит о свойствах человеческой природы, соединяющих в себе небесное и земное начало. Обращаясь к Богу, он говорит, что Творец поставил человека «в середине естества», там:

 

«Где кончил тварей Ты телесных,
Где начал Ты духов небесных,
И цепь существ связал всех мной.

Я связь миров повсюду сущих,
Я крайня степень вещества,
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь, – я раб; – я червь, – я Бог».

 

Но откуда же произошло удивительное человеческое существо, повелевающее громам и дерзающее, живя «в прахе» на земле, рассуждать о самых возвышенных свойствах Божиих? «Сам собой (человек) быть не мог». На этот вопрос Державин отвечает словами, исполненными любви и благодарности к Богу:

 

«Твое созданье я, Создатель,
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ Податель,
Душа души моей и Царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! – в бессмертие Твое.

Неизъяснимый, непостижный,
Я знаю, что души моей
Воображения бессильны
И тени начертать Твоей;
Но если славославить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слезы лить».

 

Эти чудные заключительные строфы звучат как хвалебный гимн Богу. В оде «Бог» Державин выразил свои самые возвышенные, сокровенные мысли, все лучшее, что было в его душе. Во всем произведении чувствуется необыкновенная стройность, планомерность и единство; трудно себе представить, что такое цельное произведение было написано с промежутком 4-х лет.

Ода «Бог» самая известная изо всех произведений Державина. Она переведена на множество иностранных языков; существует 15 переводов на один французский язык, восемь на немецкий; кроме того она переведена на: английский, голландский, шведский, итальянский, испанский, польский, чешский, латинский, ново-греческий и японский языки.

 

Анализ оды «Бог» Державина | ReadCafe

Державин считал, что человек заключает в себе Бога и не может существовать приземленно. Именно человек может пробудить в себе Создателя, а также оказывать воздействие на окружающую действительность. Державин написал оду «Бог», анализ которой мы сейчас проведем, чем вызвал интерес и восхищение общественности. Даже сегодня споры по поводу его стихотворения не затихают.

История создания оды «Бог» Державина

Державин сам писал о том, что мысль о написании оды пришла ему еще в 1780 году. На дворе стояло Светлое Воскресенье, что наталкивает на мысль об общении Державина с самим Творцом. Однако писать он в то время не мог, ведь все время этот деятельный человек верно отдавал службе в Сенате, поэтому и сосредоточиться на творческой деятельности было довольно проблематично. Продолжим анализ оды «Бог».

После написания первых строк Державин положил бумаги в дальний ящик и на некоторое время забыл о возвышенных мыслях. Только спустя четыре года ему удалось отправиться в Нарву и найти полное уединение, что сподвигло его на продолжение работы. Державин творил несколько ночей, но никак не мог доделать заключительную часть. Вдохновение пришло к нему во сне — он проснулся и, наконец, завершил свое знаменитое произведение, навсегда оставившее след в литературе.

Анализ оды «Бог» Державина — главная идея

Гавриил Державин создал хвалебную песнь величию Создателя, которое не в состоянии постичь простые смертные. Однако в оде кроме восхваления явно вырисовываются строки о человеческой сущности, ничтожности, но в то же время человек не унижен в оде чрезмерно.

Ода «Бог» несет в себе глубокую философию, наталкивает на размышления о мироздании и Всевышнем. Автор рассуждает в стихах о природе человека, его способности приблизиться к Господу. Анализ оды «Бог» ясно свидетельствует об этом.

Первые строфы Державин посвятил Создателю. Он представляет его как создание жизни во Вселенной, без которого осталась бы лишь пустота. Намекает на то, что человек не может существовать только в материальном мире, что у него нет начала и нет конца, ему нужно подняться над земным хаосом и узнать сферы другого существования, более возвышенного и мудрого. Господь является вечностью, он способен заполнить все и вызвать перемены во всем. Так размышляет автор, и анализ оды «Бог» подтверждает это.

Человеческий мир Державин воспринимает лишь как миг, который проносит людей через пелену вечности. Земля и мирская жизнь является только каплей в океане, силой, которую подарил Создатель. Человек обязан поклоняться Господу, ведь какой смысл ему противостоять? Конечно, человек не в состоянии понять природу существования Всевышнего и постичь тайны Вселенной. Человек является ничтожным существом, которому соизволили подарить жизнь.

И все-таки, как показывает анализ оды «Бог», несмотря на свою ничтожность человек неспроста создан по подобию и образу Бога, поэтому его невозможно отделить от Всевышнего. Державин сделал вывод, что люди являются отражением Создателя, они его потомки, которые могут совершать ошибки и учиться на них. Разделяет их с Творцом Вселенной только мирская жизнь и непонимание высшего, настоящего. Однако и здесь можно стремиться к высоким идеалам, оправдывая свое существование.

В оде «Бог» Державина звучит величие человеческой сущности, ее осознание, но все это неотделимо в мирской суете от ничтожности. Против Господа человек не может выстоять, он является рабом, но для своей мирской жизни и души он является Богом.

Автор считает, что человек является посредником и связующим звеном, которое неизменно приведет мирскую жизнь в духовную, сделает душу бессмертной. Люди воистину отражают Творца, несмотря на свои недостатки, но не являются для него равными. Божественность должна присутствовать в душе, быть ее частью. Именно Господь является прародителем всего живого на земле, ему нужно поклоняться, но частичка его присутствует в каждом.


Вы прочитали анализ оды «Бог» Державина, и надеемся, что он оказался полезным для вас. Больше материалов вы найдете в разделе нашего сайта Блог.

Теги: 

анализ

книги

Фелица: Достоинство бесшипной розы

489 слов 2 страницы

«Фелисити» Г.Д.Державина — ода, стихотворение, написанное в формальной манере, церемониальное по характеру и значительное по объему («Фелица» Г.Р.Державина, н.д.). Эта ода Екатерине Великой, используемая в торжественных случаях, сосредоточена на клише, отражающих панегирическую традицию богоподобности императрицы по своей природе. С самого начала стихотворение открывается словами «Богоподобная царевна» и далее преклоняется перед ее непревзойденной мудростью, мудростью, которая «открыла истинный путь». Линия о том, что только великий вождь может «сотворить свет из тьмы; разделение хаоса на гармоничные сферы» — это прямая ссылка на идею творения Богом, что еще раз придает большое значение панегирической традиции.

Его сочинения связаны с восточным православным христианством, особенно идея о том, что великий вождь страдает за свой народ и делает это с тихим смирением, что видно, когда рассказчик просит у великого вождя знания во второй строфе о том, как быть счастливым, как жить справедливо, как владеть собой и не быть больше рабом желаний, а вместо этого искать розу без шипов, которая есть добродетель, которая есть воплощение вождя.

О народе говорят как о «слабых смертных», окруженных искушением и застрявших «между тщеславием и пороком» в отличие от «чистой добродетели», олицетворяющей их великого вождя («Фелица» Гаврилы Романовича Державина, н.д.).

Екатерина II опубликовала в 1781 году поучительный рассказ для своего внука Александра, в котором описывалось испытание молодого киевского князя киргизским ханом, который отправил его в погоню за бесшипной розой (Hart, 1978). Мальчик познакомился с дочерью хана Фелицей, латинское производное от которой felicitas, что означает счастье. Мальчик рассудил, что роза без шипов — это роза добродетели. Эта ода имеет прямое отношение к сказке Екатерины, в которой татарская царевна названа Фелицей, как видно из начала второй строфы «скажи мне, Фелиста». Исторически это стихотворение отражает не только мудрость, которой Екатерина II поделилась со своим внуком в назидательном рассказе, но и восточно-православную религию, олицетворяющую Россию (Hart, 19).78).

Екатерина II была одной из самых долго правящих женщин-лидеров в России, той, кто возродил Россию во время своего правления и создал великую державу по всей Европе. Ее эпоху по праву называют Золотой эрой, поскольку она создала новые города, модернизировала экономику и армию. Она учредила первое высшее учебное заведение для женщин, первое спонсируемое государством. Она властвовала над многими войнами, но раз за разом приводила свой народ к победе, защищая православных христиан по всей Российской империи (Евтухов, 2004).

    Ссылки

  • Евтухов К. (2004). История России: Народы, легенды, события, силы. Бостон: Хоутон Миффлин.
  • Фелица работы Гаврила Романовича Державина. (н.д.). Получено 24 февраля 2015 г. с http://allpoetry.com/Felitsa
  • .
  • Харт, П. (1978). Г.Р. Державин: Путь поэта. Колумбус, О.: Slavica Publ.

Г.Р. Державин, ода «Фелица»: краткое содержание, описание и анализ

В семидесятых годах восемнадцатого века русская литература начала меняться. Именно к поэзии они относятся так, что разрушают канонизированные формы. Понемногу начали его Ломоносов, Майков, Херасков, но Державин как бунтарь пришел в мир жанров. В особенности это относится к жанру торжественных од, на что указывает, если тщательно и вдумчиво, ода «Фелица», кратко изложенная ниже.

Имя ода

Felicitas в переводе с латыни означает «счастье». Но этого недостаточно. Державин прочитал сказку, которую Екатерина II написала для своего внука Александра от имени княгини Фелицы Цесаревича Хлора, который позже будет замечен в тексте как действующий герой. Из-за насмешек дворян, окружавших Екатерину II, друзья не советовали печатать оду. Не безобидна эта ода «Фелица». Краткость содержания длинного произведения могла разозлить высокопоставленных лиц. А как могла отреагировать на шутливое описание своей жизни сама императрица? Более того, он говорит о важных вещах. Тем не менее ода была напечатана и вызвала слезы умиления императрицы. Она узнала, кто был его автором, и всячески этому принесла пользу. Школьников наших дней ода «Фелица» не интересует. Они будут читать краткое содержание необходимости, и с печалью.

Старт

Первые десять стихов повествуют о том, как принцесса, подобно богам, указала пленному царевичу Хлоре дорогу — дорогу туда, где растет роза без шипов. Эта роза была нужна ему, чтобы освободиться от рабства. И роза растет на высокой горе, где находится обитель добродетели. Эту сказку о царевиче и дочери хана Феличе сочинила, как уже говорилось, сама императрица. Так что Ода «Фелица», краткое содержание которой включает пересказ произведения Екатерины II, не могла не польстить императрице. Вторые десять стихов просят Фелицу помочь им научиться правильно жить, потому что сам автор слаб и не может справиться с житейскими страстями.

«Простота» императрицы

В следующих десяти стихах Державин создает идеальный образ героини, описывая ее поведение и привычки: любовь к прогулкам, простой пище, чтению и письму, размеренный распорядок дня. Все это не отличалось от ее современников. Описание портрета отсутствует (имеется в виду ода «Фелица»). Державин, кратко излагая это, выделяет демократичность монархии, непритязательность, приветливость.

Ирония и сатира

Такое новшество вводит поэта в оду, тогда как раньше такие вольности в этом жанре не допускались. Он противопоставляет добродетельную Фелич ее окружению. Поэт пишет от первого лица, но имеет в виду князя Потемкина, который ведет беспорядочную жизнь при дворе и, воюя, выдает себя за полновластного правителя, подобного султану. Отправляясь на войну, а воевал он много и, как правило, успешно, дни свои проводит на пирах, где на золотых блюдах подают вкусную еду, которой не счесть. Или катание в золотой карете в сопровождении друзей, собак, красавиц.

Не забыть автора и А.Г. Орлову (ода «Фелица»). Державин (краткое содержание мы рассматриваем) рассказывает о своей любви к скачкам. Орловы на конных заводах разводили чистокровных рысаков. На своих замечательных лошадях граф устраивал скачки. Помнит Державин и увлечение любимцев Орловых танцами и кулачными боями. В этом они забавляли свой дух.

Кроме того, поэт упоминает П.И. Панина, который помогал императрице в перевороте. Панин любил собачью охоту и много уделял ей времени, забывая о государственных делах. Не обделяйте Державина вниманием такого великого придворного, как Нарышкин, который обожал по ночам, а зачем по ночам, неизвестно, кататься по Неве в сопровождении целого оркестра музыкантов с роговыми инструментами. О тишине и спокойствии в столице мог только мечтать простой человек, тяжело трудившийся за свой хлеб. Ну как тут не улыбнуться мирному развлечению генпрокурора Вяземского? В свободное время он читал любовные рассказы и дремал над Библией.

Поэт также саркастичен по отношению к себе, как будто считает себя узким кругом избранных. Так иронично, никто не осмеливался писать. Ода «Фелица» (Державин), краткое содержание которой передается здесь, стала новаторским произведением. Когда Державина упрекали в насмешках, которые сегодня кажутся довольно безобидными, поэт указал на место, где он описывает свои недостатки, например, гонять голубей на голубя или просто играть в карты в дурака. Люди, по мнению поэта, и это правильно, не склонны все время заниматься серьезными делами. Важно только не бегать за пустыми мечтами, не вести роскошную и ленивую жизнь и не роптать, когда требуют денег на государственные дела. И этим прославились Потемкин и князь Вяземский, которых Екатерина II описала в своей сказке о царевиче Хлоре под именами Лентяг и Брюсга.

Литературный анекдот

Но у поэта нет осуждения императрицы, окруженной людьми с человеческими слабостями. Ведь их таланты стоят на службе процветания великой империи. Это показывает анализ стихотворения Державина «Фелица». В Портреты придворных Придворные использовали прием литературного анекдота. В те времена под анекдотом понимался реальный рассказ о реальном человеке, но художественно оформленный, имеющий поучительное или сатирическое звучание. Ведь в памяти потомков остались гуляка, дуэлянт и неутомимый ловелас, фаворит Екатерины II Алексей Орлов, осторожный Панин, сибарит, но и воин-победитель Потемкин. Описывается постепенный уход масонов со сцены, начавшийся во времена Екатерины II под влиянием кровавой революции во Франции. Масоны упоминаются в самом начале оды. Но в целом ирония Державина носила не пафосный, не обвинительный характер, а мягкая, скорее, шутливая.

Как создать образ Екатерины

Через сказку об умнице Феличе, помогающей князю Хлору, Державин создает образ идеальной правительницы. Там, где обыкновенный человек, говорит Державин, заблудится, следует за страстями, там одна княгиня может все осветить своей мудростью. Он намекает на создание провинций в государстве, что привело к управлению им в большем порядке. Он ценит в Екатерине II то, что она не унижает людей, не притесняет и не губит, как волк, а сквозь пальцы смотрит на их слабости. Екатерина II — помазанник Божий, но не Бог, и соответственно ведет себя. Люди больше подходят для Бога, чем для царя. Так говорит анализ стихотворения Державина «Фелица». Императрица соблюдает это правило, ибо она просвещенная монархия. И, тем не менее, Державин решается дать очень деликатный совет императрице: разделив государство на губернии, связать их законами, чтобы не было разногласий. Далее он красиво сравнивает его с умелым капитаном, ведущим корабль по бурному морю.

Подчеркивание скромности и великодушия в образе Екатерины

Этому посвящены многие строфы, но главное, она отказалась от титулов «Мудрость», «Великая», «Родина», которые вручала сенаторам. Да, скромность была ложной, но выглядело красиво. Когда внимательно читаешь не только оду, но и комментарии к ней, такие выводы предполагают анализ оды «Фелица» Державина Г.Р.

Идеализация образа Екатерины

В первой части оды образ монарха с простыми повадками простого человека производит большое впечатление на поэта. Потом Державин хвалит ее как мудрого государственного деятеля. Это образ просвещенной государыни по сравнению с правившими до нее царями, часто глубоко невежественными и жестокими. В третьей, заключительной части создается образ философа, высоко парящего над своими подданными, который глубоко размышляет о судьбах государства и народа. Это все идеалы Державина в платье «Фелица». Фелица — живая богиня на земле, что подтверждают заключительные строфы. Они полны похвал, и неудивительно, что императрица плакала, читая это сочинение.

Восточные мотивы в одежде

Построив оду «Фелица» от начала и до конца на восточной сказке, написанной самой монархией, Державин придал ей восточный колорит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *