Преступление и наказание по главам полное содержание: ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ РОМАН ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Сочинение по произведению Преступление и наказание Достоевского

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Преступление и наказание Достоевского

Достоевский написал великое произведение «Преступление и наказание». Роман стал известным и полюбился людям по всему миру. В произведении рассказывается о жизни и сложной судьбе мужчины. Он совершил глупый и необдуманный поступок, о котором сожалел всю свою жизнь. Из-за одного опрометчивого действия он исковеркал себе судьбу. Достоевский своим произведением «Преступление и наказание» показал читателям, на, что способен человек в момент отчаяния и какие последствия его ждут в дальнейшем.

Главным героем произведения «Преступление и наказание» выступает Родион Раскольников. Через этого персонажа Достоевский показал читателям то, что он думает на тему преступления. Раскольников это и есть тот бедный человек с тяжелой судьбой.

Раскольников молодой, красивый и умный. У него превосходная харизма. Он ловкий и шустрый.  В парне много положительных сторон. Но, к сожалению, он очень бедный. У него постоянно не хватает денег платить за аренду квартиры. Раскольников хотел учиться, но из-за отсутствия финансовых средств он был вынужден бросить учебу. Он часто думает о том, что одни люди намного лучше других. Эта мысль не дает ему спокойно жить и спать по ночам. Несмотря на свою нищету, Родион считает себя человеком из высшего общества. Возможно у него мания величия. Раскольников считает, что должен управлять людьми. Поэтому Родион пошёл на убийство старухи. Он хотел завладеть ее деньгами и направить их в нужное русло. Он считал, что выше и лучше старой женщины, поэтому ему можно делать с ней все, что угодно.

В своем произведении Достоевский показал нам не только преступление, но чувства и сомнения главного героя. В его душе была борьба, Раскольников был полон противоречий.

Он долго обдумывал и планировал свой поступок. С одной стороны он хотел убить старуху, а с другой стороны боялся.

Он сомневался и иногда даже хотел отказаться от своего плана. Но, темнота взяла верх над Раскольниковым, и он воплотил задуманное. В какой-то момент все пошло не так как планировал Родион. Парню пришлось совершить два преступления. Когда он убил старуху Алену Ивановну, к ней неожиданно пришла сестра, поэтому Родиону пришлось убить и ее. После он схватил украшения и деньги и покинул место преступления. В тот момент его одолел страх.

После убийства Родион не находил себе места. Он замкнулся в себе, перестал общаться с людьми и его начали мучать кошмары. Вскоре он сам пошёл в полицию и во всем сознался.

Вариант 2

На проблемы своего времени заботившие людей той эпохи, указывает Достоевский Ф.М. в своем произведении «Преступление и наказание». Уникальность этого произведения скрывается в том, что в нем человек стремится отыскать решение актуальных общественных вопросов. Федор Михайлович заставляет читателя самого задуматься над поставленными вопросами, не давая на них ответы.

События романа разворачиваются в Петербурге. Петербург – как задумал Достоевский является пособником происшедшей трагедии злодеяния. Автор описывает его грязным, нищим, развратным, душным городом с тесными улицами, толкающими на преступление.

Ключевым персонажем произведения является Родион Романович Раскольников. Его описание Достоевский начинает с начальных глав произведения. Он несчастный, малоимущий молодой человек, житель города Петербурга. Родион Романович учился в университете, из которого был отчислен. Он плачевно существует в своей маленькой комнатке, с несвежим воздухом. Постоянное отсутствие средств на существование не давало ему возможности оплатить учебу и комнату. Раскольников всегда ходил в потрепанной старой одежонке с присущим ему плохим настроением.

Родион осознает, что жизнь, которой он живет, далека от нормальных норм. Он пытается придумать, как подняться самому, без чьей либо помощи со дна нищеты. Раскольников приходит к выводу, что законным путем он не сможет этого добиться.

Совершив убийство, герой романа был жестоко наказан, за нарушение закона. Он хорошо осознавал, что мысль о преступлении жуткая и гадкая, но она его никак не могла покинуть. Перед убийством Раскольников много думал над затеянным, вследствие чего в его голове рождались вопросы, на которые ему нужно было ответить. К примеру, ему нужно было знать, в чем легкость розыска и поимки преступников. Происходило это потому, что у преступников случалось помутнение рассудка в самый неподходящий момент. Раскольников был убежден, что с ним этого не произойдет. Он долго не мог решиться, но окружающая обстановка, его условия жизни ускорили его решение.

Придумав схему преступления, герой его совершает, но к его сожалению все идет не по его плану. Обреченными становятся не только отвратительная старуха, дававшая деньги под проценты, но и ее сестра. В смятении и оторопности Раскольников схватывает у заемщицы небольшое количество украшений. Этим он поставил на себе тавро душегуба, отнял себя от окружавших его людей.

Содеянное не приносит в жизнь Раскольникова спокойствия и умиротворения. Он начинает всего бояться, изолирует себя от общества, избегает людей, пока не сознается в совершенном преступлении. Без чувств сожаления и раскаяния Родион уезжает на каторгу.

Федор Михайлович Достоевский в своем произведении хотел изобразить страдания душегуба, его внутренние муки вслед за содеянным. Он хорошо показал к чему привело рождение жуткой мысли в голове человека. Сущность произведения заключается в цене человеческой жизни.

Сочинение по роману

Что будет с человеком, который ставит себя выше других? Такую проблему поднимает Федор Достоевский в романе «Преступление и наказание».

Родион Раскольников, отчисленный студент юридического факультета, восхищается Наполеоном. Это побудило его создать теорию. Он разделил всех людей на два типа. Первый тип — это великие люди. Именно благодаря им происходят перемены в жизни. Они делают великие научные открытия, они проводят реформы и организовывают революции. Для достижение великих целей можно нарушить закон, по мнению Раскольникова, так как иначе общество не изменить. Второй тип — это обыкновенные люди или же «твари дрожащие». По теории Раскольникова, они должны служить материалом для достижения великих целей. Избранные люди могут помыкать ими и даже убивать их, так как безликая масса не имеет значение в достижении мирового прогресса.

Родион Раскольников отнес себя к категории великих людей. Он чувствовал, что может привнести в мир что-то особенное. Он решил проверить свою теорию, так ли это.

Молодой человек решил убить старуху процентщицу, у которой часто закладывал драгоценности. После действия он заболел. Раскольникова мучала совесть, а также страх. Началось следствие. Молодой человек боялся, что его поймают. Он падал в обморок на допросе, тревожился.

Последствия заставили Родиона передумать. Нет такого человека, который мог бы позволить себе абсолютно все. Он разочаровался в своей теории и доказал, что она не состоятельна. Человек не может распоряжаться жизнью другого, потому что она не в его власти. Все люди — равноправные существа. Мир должен быть гуманным, честным.

Таким образом, автор приходит к решению, что когда человек ставит себя выше других, последствия могут быть разные. В данном случае, героя мучал сильный страх. Он не стал от этого ощущать собственное превосходство. Он стал жалок. Это позволяет сказать, что когда человек ставит себя выше других, он становится жалким в глазах общества, трусливым. Нельзя так делать потому, что все люди равны. Нужно уважать каждого, кто нас окружает. Только вместе люди могут сделать какое-то великое дело. Нельзя отрекаться от общества.

Образец 4

Идея доброты и сострадания красной нитью проходит через все произведение. Автор повествует о безысходности, которую могут чувствовать люди в результате появления в их жизни бытовых проблем, о нищете и душевных мытарствах.

Даже Раскольников, хоть и является отрицательным героем, но представлен человеком думающим, сочувствующим. Мало того, у него есть свои представления о добре и справедливости – правда, некоторые размышления героя на самом деле, оказываются «путем в никуда», некими ошибочными суждениями.

Впрочем, и саму его доктрину, которую он так лелеял, можно назвать тотальной ошибкой. Преступление он совершает именно от безнадежности – но забывает о том, что на крови невозможно построить счастья. Мало того, человек не вправе лишать кого-то жизни. Даже если перед ним отъявленный подлец.

В конце концов, Родион сожалеет об этом убийстве, испытывает угрызения совести – но, увы, вспять время вернуть невозможно. Преступление уже совершено и поздно что-либо исправлять.

К слову, слеп не только главный герой, но и все описанное общество. Оно деградирует и терпит разложение. Мармеладов игнорирует семью и пропивает последние деньги. Чтобы помочь семье Соня решает продавать свое тело. Тем не менее, даже она не забывает, что такое любовь, сострадание и вспоминает о Боге. Мало того, она даже пытается наставить на путь истинный Раскольникова и отбывает вместе с ним на каторгу.

В обществе правят скупость, жадность, безжалостность. Можно сказать, что и Родион, и Соня являются его жертвами, ведь то, на что они пошли, сделано от безысходности, с целью спасения.

Достоевский искренне любит людей и желает изменить сложившуюся ситуацию. Именно поэтому, на примере героев он показывает, до чего порой доводят все существующие пороки, и возможно, хочет предостеречь от тех ошибок, которые были допущены тем же Родионом.

Важно не поддаваться ощущению опустошенности, которое внушает мир. Ведь оступиться так просто, а вот отвечать за свои поступки приходится всегда. Даже если умозаключения приводят к логичному выводу о том, что многое было совершено по ошибке. Увы, реальность далеко не всегда дает второй шанс на их исправление.

Что же касается сострадания – это высшая добродетель, которая свойственна даже тем, кто пребывает на дне жизни, либо же не раз испытывал на себя тяжелые удары судьбы. Ведь важно оставаться человеком в любой ситуации.

Сочинение 5

Один из важнейших вопросов, поставленных Ф. Достоевским в романе «Преступление и наказание», — о том,  можно ли строить жизнь по теории, разработанной на основании анализа исторического пути общества? На этом пути явно выделяются лидеры, наполеоны, повелители – с одной стороны; толпа, исполнители, «тварь дрожащая» — с другой.

Стать сильной личностью, тем, кто «право имеет», — вот что движет главным героем Родионом Раскольниковым. При этом Лужин и Свидригайлов нужны в романе как его двойники прежде всего для того, чтобы исключить, как единственную, связь между бедностью героя и его преступлением.

Ведь богатый помещик Свидригайлов и преуспевающий адвокат Лужин тоже хотят «право иметь» и полностью воплощают теорию Раскольникова, хотя они и без того благополучны и никто их прав не попирает. На самом деле целью является власть, ради обладания которой совершались преступления во все времена. На неё-то замахнулся и Раскольников, её вожделеют и Лужин, и Свидригайлов.

Роль Лужина Раскольников оценил раньше всего, увидев себя в нём, как в увеличительном зеркале. У каждого из них выбрана «оправданная» жертва: у Раскольникова — бесполезная старуха, которая и так умрёт; у Лужина — бесправная Соня, которая, по его мнению, рано или поздно украдёт и как средство мести вполне годится.

Теория Раскольникова вдруг повернулась к нему неожиданной стороной: кто-то так же, как он старуху-процентщицу, может использовать близких ему людей. Если для него обычный человек  — «тварь дрожащая», то для Лужина — это разменная монета. Манипулировать людьми, делать на них ставки и создавать капитал, равняющий его с избранными и дающий власть, — вот главная цель всех его устремлений. В эту схему восхождения к вершинам жизненного успеха уже записана Дуня, сестра главного героя.

 Раскольнику представилась возможность увидеть, как примеряют роль жертвы на очень дорогого ему человека (а это ещё больней и непереносимей), — и отказаться от попытки всяких теорий о сверхчеловеках. Но сравнение себя с Лужиным лишь  отрезвило героя, но не поколебало его взглядов. Слишком мелок и карикатурен Лужин.

 Раскольникову не избежать саморазоблачения. Но только в столкновении с действительно сильной и неординарной личностью герою откроется бездна его казуистики, и он в страхе отшатнётся.

Аркадий Иванович Свидригайлов, который случайно подслушал разговор Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой, остановившись в той же гостинице, что и Соня, и узнавший о преступлении героя, уверяет: «Мы одного поля ягоды.» Раскольникова влечёт к этому человеку большая тайна и загадка, которые он носит в себе. Более противоречивой, неоднозначной фигуры в романе нет.

В прошлом героя кроются какие-то страшные, тёмные нераскрытые преступления: надругательство над девочкой, покончившей с собой; погибший от истязаний лакей Филипп; невыясненные обстоятельства отравления и смерти жены Марфы Петровны.  Какова его истинная роль в романе: кто кого отражает?

Свидригайлов, по сути, полностью реализовал в своей жизни теорию Раскольникова: он преступил нравственный закон «не убий», и не один раз, избежал наказания и продолжает спокойно жить. Раскольников же переступить смог, но спокойствие утратил. «Я не старуху убил — я себя убил,»- говорит он Соне. Правда, он выразился фигурально, а Свидригайлов убил себя на самом деле; в какой-то момент вынес себе приговор, взял пистолет и привёл приговор в исполнение. Знаменательно, что, узнав об этом, Раскольников решает идти с повинной в полицию.

Раскаянье и возвращение к людям — вот тот путь, который выбирает он и который подсказан таким страшным, но вполне логичным поступком Свидригайлова, так и не ставшего Наполеоном.

Другие сочинения:

← По рассказу Господа Головлевы↑ ДругиеЗнание — сила →

Преступление и наказание Достоевского

Несколько интересных сочинений

Преступление и наказание Фёдора Михайловича Достоевского: краткое содержание, главные герои

Федор Михайлович Достоевский — один из самых значимых творцов не только русской литературы, но и мировой, общечеловеческой. Романы великого писателя по сей день переводятся и издаются на все новые и новые языки. Творчество Достоевского пропитано состраданием и безграничной любовью к обычным людям. Уникальный талант показывать самые глубинные качества человеческой души, которые каждый так старательно скрывает от всего мира, — вот, что привлекает людей в произведениях великого писателя.

Федор Достоевский: «Преступление и наказание» — год написания и отзывы читателей

Пожалуй, самый противоречивый роман Достоевского — это «Преступление и наказание». Написанный в 1866 году, он произвел неизгладимое впечатление на почтенную публику читателей. Как это всегда бывает, мнения разделились. Одни, поверхностно пролистав первые страницы, возмущались: «Избитая тема!» Те, кто принимался читать что угодно, лишь бы подчеркнуть свой статус и похвастаться самим фактом прочтения, а не пониманием мысли автора, искренне жалели честного убийцу. Третьи бросали роман, восклицая: «Какое мучение — эта книга!»

Таковы были самые распространенные отзывы. «Преступление и наказание», произведение, настолько ценное в литературном мире, не сразу нашло должное признание. Однако оно в корне изменило весь уклад общественной жизни девятнадцатого века. Теперь на светских приемах и модных вечерах была дежурная тема для разговора. Заполнить неловкое молчание можно было обсуждением Раскольникова. Те, кто имел несчастье не сразу прочитать произведение, быстро наверстывали упущенное.

Ложное представление о романе «Преступление и наказание»

Понять, что должен был донести до читателя роман Достоевского, тогда смогли немногие. Большинство видело лишь верхушку айсберга: студент убил, студент сошел с ума. Версию о сумасшествии поддерживали и многие критики. В описанной ситуации они видели только абсурдные представления о жизни и смерти главного героя. Однако это не совсем так: нужно смотреть вглубь, в душу, уметь уловить тонкие намеки на истинное положение дел.

Проблемы, поднятые Ф. М. Достоевским

Главную проблему, поднятую автором, трудно выделить из всех остальных — слишком уж многоплановым вышло «Преступление и наказание». Книга содержит проблемы нравственности, а точнее, ее отсутствия; социальные проблемы, которые порождают неравенство между одинаковыми на первый взгляд людьми. Не последнюю роль играет тема неправильно расставленных приоритетов: писатель показывает, что случается с обществом, одержимым деньгами.

Вопреки популярному мнению, главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание» не олицетворяет молодое поколение того времени. Многие критики восприняли этот персонаж в штыки, решив, что Раскольниковым автор выразил презрение популярному в конце девятнадцатого века течению — нигилизму. Однако эта теория в корне неверна: в бедном студенте Достоевский показал лишь жертву обстоятельств, человека, который сломался под натиском общественных пороков.

Краткое содержание романа «Преступление и наказание»

Описываемые события происходят в 60 гг. 19 века, в мрачном Петербурге. Родион Раскольников, бедный молодой человек, в прошлом студент, вынужден ютиться на чердаке многоквартирного дома. Устав от нищеты, он отправляется к старухе-процентщице, чтобы заложить последнюю ценность. Знакомство с пьянчугой-Мармеладовым и письмо матери, которая описывает их с дочерью нелегкую жизнь, наталкивают Родиона на страшную мысль — об убийстве старухи. Он считает, что деньги, которые он сможет забрать у процентщицы, смогут облегчить жизнь если не ему, то хотя бы его семье.

Мысль о насилии противна студенту, но он решается на преступление. Понять собственную теорию Раскольникова помогут цитаты из «Преступления и наказания» Достоевского: «За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сотня жизней взамен — да ведь тут арифметика!» «Не то что великие, — считает студент, — но и немного из колеи выходящие люди по природе своей должны являться преступниками, — более или менее, разумеется.» Такие мысли побуждают Родиона проверить себя, осуществив задуманное. Он убивает старуху топором, забирает кое-что ценное и скрывается с места преступления.

На почве сильного потрясения Раскольникова одолевает болезнь. Все оставшееся время повествования он недоверчив и отчужден от людей, чем вызывает подозрения. Знакомство Родиона с Сонечкой Мармеладовой, — проституткой, которая вынуждена работать на благо нищей семьи, — приводит к признанию. Но, вопреки ожиданиям убийцы, глубоко верующая Соня жалеет его и убеждает в том, что мучения прекратятся, когда он сдастся и понесет наказание.

В итоге Раскольников, хоть и убежденный в своей правоте, сознается в содеянном. Вслед за ним на каторгу устремляется и Соня. Первые годы Родион холоден к ней — он также отчужден, неразговорчив, подозрителен. Но со временем искреннее раскаяние приходит к нему, и в душе начинает зарождаться новое чувство — любовь к преданной девушке.

Главные герои романа

Составить однозначное мнение о том или ином персонаже невозможно — каждый здесь реален настолько, насколько реален сам читатель. Даже по маленькому отрывку текста легко понять, что это Федор Достоевский — «Преступление и наказание.» Главные герои совершенно неповторимы, характеры требуют долгого и вдумчивого анализа — а это признаки настоящего психологического реализма.

Родион Раскольников

Самого Раскольникова до сих пор преследуют неоднозначные отзывы. «Преступление и наказание» — творение очень многоплановое, объемное, и сразу понять даже такую обыденность, как характер персонажа, сложно. В начале первой части описывается внешний вид Родиона: высокий, стройный молодой мужчина с темно-русыми волосами и темными выразительными глазами. Герой определенно красив — тем резче он контрастирует с насилием и нищетой, которой полон мир серого Петербурга.

Характер Родиона очень неоднозначен. По мере развития событий читатель узнает все новые и новые аспекты жизни героя. Гораздо позже совершения убийства оказывается, что Раскольников как никто другой способен на сострадание: когда он застал уже знакомого пьяницу Мармеладова, задавленного каретой, отдал последние деньги его семье на похороны. Такой контраст между нравственностью и убийством вызывает в читателе сомнения: а так ли ужасен этот человек, как казалось вначале?

Оценивая поступки Родиона с христианской точки зрения, автор утверждает: Раскольников грешен. Однако главный его проступок — не самоубийство, не то, что он преступил закон. Самое ужасное, что есть в Родионе — то, в чем заключается его теория: деление людей на тех, кто «право имеет» и тех, кого он считает «тварью дрожащей. » «Все равны, — утверждает Достоевский, — и все имеют одинаковое право на жизнь.»

Сонечка Мармеладова

Не менее пристального внимания заслуживает Соня Мармеладова. Вот как описывает ее Достоевский: невысокого роста, худенькая, но достаточно хорошенькая блондинка восемнадцати лет с прекрасными голубыми глазами. Полная противоположность Раскольникову: не очень красивая, неприметная, смирная и скромная, Сонечка, как называл ее автор, тоже преступала закон. Но и здесь не нашлось сходства с Родионом: она не была грешна.

Такой парадокс объясняется просто: Соня не делила людей на хороших и плохих; она искренне любила каждого. Работа на панели давала возможность ее семье выжить в ужасных условиях бедности, и сама девушка, забыв о собственном благополучии, посвятила жизнь служению родным. Жертвенность искупила факт преступления — и Сонечка осталась невиновной. 

Критические отзывы: «Преступление и наказание»

Как уже было сказано выше, оценить детище Достоевского по достоинству удалось не всем. Люди, далекие от искусства слова, в формировании собственного мнения опирались больше на отзывы влиятельных критиков; те, в свою очередь, видели в произведении каждый что-то свое. К сожалению, многие, разбираясь в смысле романа, ошиблись — а их ошибки повлекли за собой заведомо ложные мнения.

Таким образом, например, А. Суворин — достаточно влиятельный человек, который с анализом «Преступления и наказания» выступил в известном печатном издании «Русский вестник», заявлял: вся суть произведения трактуется «болезненным направлением всей литературной деятельности» Федора Достоевского. Родион, по мнению критика, вообще не является воплощением какого-то направления или склада мыслей, усвоенного множеством, а есть лишь совершенно больной человек. Он даже назвал Раскольникова нервной, свихнувшейся натурой.

Такая категоричность нашла своих сторонников: П. Страхов, человек, близкий Достоевскому, заявлял: первостепенная сила писателя не в определенных разрядах людей, а «в изображении положений, в умении глубоко схватывать отдельные движения и потрясения человеческой души. » Подобно Суворину, П. Страхов не обращал внимания на трагические судьбы героев, а рассматривал произведение как глубочайшее извращение понимания нравственности.

Достоевский — реалист

Наиболее точно увидеть в Достоевском писателя-реалиста смог Д. И. Писарев, написав об этом ценные отзывы. «Преступление и наказание» было тщательно рассмотрено в статье «Борьба за жизнь»: в ней критик поднял вопрос о нравственном развитии общества, окружавшего преступника. Очень важная мысль о романе сформулирована именно этим автором: та доля свободы, которая находилась в распоряжении Раскольникова, была совершенно ничтожна. Истинными причинами преступления Писарев видит бедность, противоречия русской жизни, нравственное падение окружавших Раскольникова людей.

Истинная ценность любви

«Преступление и наказание» — книга настоящей русской жизни. Характерной особенностью искусства Федора Михайловича Достоевского является его способность безгранично любить не только «положительно прекрасных» людей, но и павших, сломленных, грешных. Именно мотивы человеколюбия нашли свое отражение в знаменитом романе «Преступление и наказание». Содержание по главам, абзацам, строкам, включает в себя горькие слезы автора, проливаемые над судьбой русского народа, над судьбой самой России. Он отчаянно призывает читателя к состраданию, ведь без него в этом грязном, жестоком мире, жизни — равно как и смерти, — нет, не было, и никогда не будет.

Преступление и наказание Часть 1, Глава 1 Сводка и анализ

Преступление и наказание Часть 1, Глава 1 Сводка и анализ | ЛитЧартс

Молодой обедневший бывший студент Родион Романович Раскольников выходит из своей очень маленькой квартиры в Санкт-Петербурге и выходит на улицу. Июль и очень жарко. Он не желает видеть свою хозяйку, которой он задолжал многомесячную невыплаченную квартирную плату, но он больше не боится ее — он просто не хочет, чтобы ее вопросы беспокоили его. Он перестал заботиться о своей внешности и ходит в лохмотьях, часто разговаривая сам с собой на улице. Он вслух признается, что у него есть «фантазия», которую он собирается воплотить в жизнь.

Введены бедность и психологическое состояние Раскольникова. У него так мало денег, что он едва может позволить себе поесть, и уж точно он больше не может позволить себе учебу в университете. Неясно, предшествовала ли его склонность к уединению, одержимость и тревога его денежным проблемам или развилась в результате их — кажется, что с течением времени и то, и другое ухудшается.

Активный Темы

Преступность, мораль и вина

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Безумие и опьянение

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Деньги и бедность

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Цитаты по теме с пояснениями

Возле Сенной, бедного квартала и сборища проституток, пьяный мужчина кричит на Раскольникова по поводу его шляпы, которая так изломанна и помята, что это заметно.

Раскольников замечает про себя, что такие мелкие детали, как шляпа, могут привести к провалу всего его «плана». Раскольников точно знает, сколько шагов (730) надо пройти, чтобы добраться до того или иного дома, места назначения дневного «суда».

Первое упоминание о «плане», результатом которого станет убийство ростовщицы и ее невинной сестры Лизаветы. Здесь обнаруживается особенность психологического состояния Раскольникова: он настолько навязчив, что знает, сколько шагов ему нужно сделать, чтобы добраться до места назначения, но забывает очевидные вещи, вроде шляпы, которая могла бы привлечь его внимание во время преступления.

Активный Темы

Преступность, мораль и вина

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Безумие и опьянение

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Деньги и бедность

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Раскольников входит в многоквартирный дом, где живет много мещан, и поднимается на четвертый этаж; там съезжает немецкий чиновник, значит, старуха, к которой едет Раскольников, скоро будет единственной жильцом на ее этаже. Звонит Раскольников, и его расспрашивает старуха, которая приоткрывает дверь, но, увидев, как другие выходят из квартиры немца, убеждается в своей безопасности. Она впускает его внутрь. Раскольников представляется, и старуха отвечает, что помнит его визит в прошлом месяце.

Ростовщица, кажется, настороженно относится ко всем своим клиентам, и, кажется, она также понимает сложность положения Раскольникова. Что менее ясно, так это личность ростовщика. Многие из ее клиентов называют ее «вошью», потому что она очень мало платит за заложенные вещи, но она выглядит просто старой, немощной женщиной, озабоченной собственной безопасностью в своей квартире.

Активный Темы

Преступность, мораль и вина

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Безумие и опьянение

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Совпадение и свобода воли раздел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Деньги и бедность

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Они идут вглубь квартиры, и Раскольников замечает чистенькую мебель, за которой, как он полагает, ухаживает женщина по имени Лизавета. Раскольников объявляет, что у него есть закладная к старухе, которую зовут Аленой Ивановной; она ростовщица, чем объясняется предыдущий визит Раскольникова, когда он заложил кольцо за два рубля.

Кольца Раскольникову подарила его сестра Дуня; часы принадлежали его отцу. Эти предметы являются индикаторами его семьи и их любви к Раскольникову — фактически, на протяжении всего романа Дуня, его мать Пульхерия и его друг Разумихин кажутся готовыми пойти на многое, чтобы помочь Раскольникову, даже когда он не обращается за помощью.

Активный Темы

Преступность, мораль и вина

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Безумие и опьянение

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Деньги и бедность

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Семейство

‘data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

< /дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Теперь он предлагает отцовские часы, которые, по мнению Алены, стоят полтора рубля за вычетом процентов, начисленных за кольцо. Раскольников возмущен, но принимает ее низкое предложение. Перед отъездом Раскольников говорит, что скоро ему придется заложить еще кое-что: портсигар. Он также спрашивает, живет ли с ней Лизавета, сестра Алены, и часто ли бывает рядом; Алена недоверчиво отмахивается от вопроса.

Раскольников нервничает и неловко спрашивает о Лизавете. Хотя он чувствует, что тщательно спланировал преступление, и здесь, и позже становится очевидным, что он нервничает при мысли об убийстве — он не может быть таким безжалостным, как ему хотелось бы.

Активный Темы

Преступность, мораль и вина

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Безумие и опьянение

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Деньги и бедность

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Преодолев тоску и ужас перед своими планами, Раскольников выходит из квартиры. Он решает зайти в таверну, чего никогда не делает, и выпить, чтобы утолить голод. Он выпивает пиво и чувствует себя намного лучше. Осматривая таверну, он замечает двух пьяниц и еще одного мужчину, отставного чиновника, сидящего тихо и отдельно.

Хотя Раскольников и бормочет себе под нос, бесцельно гуляет по Петербургу и при случае ночует на публике, он почти не пьет. Его проблемы с сумасшествием проистекают из других причин, а не из-за алкогольной зависимости.

Активный Темы

Преступность, мораль и вина

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Безумие и опьянение

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Совпадение и свобода воли раздел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Деньги и бедность

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Преступление и наказание Полный текст — Часть I — Глава I

Исключительно жарким вечером в начале июля из мансарды, в которой он жил на С. Плейс, вышел молодой человек и медленно, как бы в нерешительности, пошел к К. мосту.

Ему удалось избежать встречи с хозяйкой на лестнице. Его чердак находился под крышей высокого пятиэтажного дома и больше походил на чулан, чем на комнату. Хозяйка, обеспечивавшая ему чердак, обеды и присмотр, жила этажом ниже, и каждый раз, когда он выходил, он должен был проходить мимо ее кухни, дверь которой неизменно была отворена. И каждый раз, проходя мимо, у молодого человека возникало болезненное, испуганное чувство, от которого он хмурился и стыдился. Он был безнадежно в долгу перед своей квартирной хозяйкой и боялся встречи с ней.

Это было не потому, что он был трусливым и жалким, как раз наоборот; но с некоторых пор он был в переутомленном, раздражительном состоянии, близком к ипохондрии. Он так увлекся собой и отдалился от своих товарищей, что боялся встречи не только с хозяйкой, но и с кем бы то ни было. Он был задавлен бедностью, но тревоги своего положения в последнее время перестали тяготить его. Он перестал заниматься вопросами практической важности; он потерял всякое желание делать это. Ничто из того, что могла сделать любая хозяйка, не вызывало у него настоящего ужаса. Но быть остановленным на лестнице, вынужденным выслушивать ее пошлые, не относящиеся к делу сплетни, докучливые требования платы, угрозы и жалобы, и ломать голову над оправданиями, увиливать, лгать, — нет, скорее это, он сползал по лестнице, как кошка, и ускользал незамеченным.

Однако в этот вечер, выйдя на улицу, он остро осознал свои страхи.

«Я хочу попробовать что-то , подобное этому , и боюсь этих пустяков», — подумал он со странной улыбкой. — Гм… да, все в руках человека, а он все упускает из трусости, это аксиома. Было бы интересно узнать, чего больше всего боятся мужчины. Сделать новый шаг, произнести новое слово — вот чего они боятся больше всего… Но я слишком много говорю. Я ничего не делаю из-за того, что болтаю. Или, может быть, я болтаю, потому что ничего не делаю. Я научился болтать об этом в прошлом месяце, лежа целыми днями в своей берлоге и думая… о Джеке-убийце великанов. Почему я иду туда сейчас? Я способен на , что ? Серьезно ли , что ? Это совсем не серьезно. Это просто фантазия, чтобы развлечь себя; игрушка! Да, может быть, это игрушка.

Жара на улице была страшная, и духота, и суета, и штукатурка, и леса, и кирпичи, и пыль кругом, и та особенная петербургская вонь, так знакомая всем, кто не может летом выехать за город, — все работало. болезненно на и без того расшатанных нервах молодого человека. Невыносимая вонь из кабаков, которых особенно много в этой части города, и пьяные люди, которых он постоянно встречал, хотя был и рабочий день, довершали отвратительное убожество картины. Выражение глубочайшего отвращения мелькнуло на мгновение на утонченном лице молодого человека. Он был, между прочим, необыкновенно красив, выше среднего роста, худощав, хорошо сложен, с красивыми темными глазами и темно-каштановыми волосами. Вскоре он погрузился в глубокое раздумье, или, вернее, в полное опустошение ума; он шел, не замечая того, что было вокруг него, и не заботясь о том, чтобы наблюдать за этим. Время от времени он что-то бормотал, по привычке говорить сам с собой, в чем только что сознался. В эти минуты он сознавал, что его мысли иногда спутаны и что он очень слаб; в течение двух дней он почти не пробовал пищи.

Он был так плохо одет, что даже человеку, привыкшему к убогости, было бы стыдно увидеться на улице в таком лохмотьях. Однако в этом квартале города едва ли какой-нибудь недостаток в одежде вызвал бы удивление. Благодаря близости Сенного рынка, количеству дурных заведений, преобладанию торгового и рабочего населения, теснившегося на этих улицах и переулках в центре Петербурга, на улицах можно было видеть такие разные типы, фигура, какой бы странной она ни была, вызвала бы удивление. Но такая накопилась горечь и презрение в сердце молодого человека, что, несмотря на всю юношескую брезгливость, он менее всего обращал внимание на свои лохмотья на улице. Другое дело, когда он встречался со знакомыми или с бывшими сокурсниками, с которыми, впрочем, никогда не любил встречаться. И все же, когда пьяный мужчина, которого по неизвестной причине везли куда-то в огромном фургоне, запряженном тяжелой ломовой лошадью, вдруг закричал на него, проезжая мимо: его голос и указывая на него, — молодой человек вдруг остановился и дрожащим голосом схватился за шляпу. Это была высокая круглая шляпа от Циммермана, но совершенно изношенная, ржавая от времени, вся рваная и забрызганная, без полей и согнутая набок самым неприличным образом. Но не стыд, а совсем другое чувство, близкое к ужасу, овладело им.

— Я так и знал, — пробормотал он в замешательстве, — я так и думал! Это хуже всего! Ведь такая глупость, самая пустяковая деталь может испортить весь план. Да, моя шляпа слишком заметна… Она выглядит нелепо и от этого заметна… С моими лохмотьями я должен носить кепку, какой-нибудь старый блин, но только не эту гротескную вещь. Такую шапку никто не носит, ее за версту заметят, запомнят. .. Главное, что люди ее запомнят, и это даст им ключ к разгадке. Для этого дела надо быть как можно менее заметным… Мелочи, пустяки – вот что важно! Ведь это такие мелочи, которые всегда все портят…

Ему было недалеко идти; он действительно знал, сколько шагов было от ворот его ночлежки: ровно семьсот тридцать. Он сосчитал их однажды, когда погрузился в сон. В то время он не верил этим мечтам и только дразнил себя их безобразной, но дерзкой бесшабашностью. Теперь, месяц спустя, он стал смотреть на них иначе, и, несмотря на монологи, в которых он высмеивал собственное бессилие и нерешительность, невольно стал смотреть на этот «отвратительный» сон как на подвиг, который следует предпринять. , хотя сам еще этого не осознавал. Он решительно собирался теперь на «репетицию» своего проекта, и с каждым шагом его волнение становилось все более и более сильным.

С замиранием сердца и нервным трепетом он подошел к огромному дому, который одной стороной выходил на канал, а другой на улицу. Этот дом был сдан в виде крохотных квартир и был заселен рабочими людьми всех мастей — портными, слесарями, поварами, немцами каких-то, девками, зарабатывающими чем могли, мелкими приказчиками и т. д. через двое ворот и на два двора дома. В здании работали трое или четверо швейцаров. Молодой человек очень обрадовался, что никого из них не встретил, и тотчас незаметно проскользнул в правую дверь и поднялся по лестнице. Это была черная лестница, темная и узкая, но она уже была ему знакома, и он знал дорогу, и ему нравилась вся эта обстановка: в такой темноте не страшились даже самые пытливые глаза.

«Если я сейчас так напуган, что было бы, если бы каким-то образом случилось, что я действительно собирался это сделать?» — не мог он не спросить себя, когда добрался до четвертого этажа. Там его продвижению преградили какие-то носильщики, занятые вывозом мебели из квартиры. Он знал, что квартира была занята немецким клерком на государственной службе и его семьей. Этот немец тогда съезжал, так что четвертый этаж на этой лестнице будет занят только старухой. «Это все-таки хорошо», — подумал он про себя, звоня в дверь старухиной квартиры. Колокол слабо звенел, как будто был сделан из олова, а не из меди. В квартирках таких домов всегда звонят такие колокола. Он забыл звук этого колокольчика, и теперь его своеобразный звон как будто напоминал ему о чем-то и ясно представлял его перед ним… Он вздрогнул; нервы его были уже ужасно напряжены. Через некоторое время дверь приоткрылась на крохотную щель: старуха с явным недоверием смотрела в щель на свою гостью, и ничего не было видно, кроме ее маленьких глаз, блестевших в темноте. Но, увидев множество людей на площадке, она осмелела и распахнула дверь настежь. Молодой человек шагнул в темную прихожую, отгороженную от крошечной кухни. Старуха молча стояла против него и вопросительно смотрела на него. Это была миниатюрная, иссохшая старушка лет шестидесяти, с острыми злобными глазами и острым носиком. Ее бесцветные, несколько седые волосы были густо намазаны маслом, и она не носила поверх них платка. Вокруг ее тонкой длинной шеи, похожей на куриную ножку, была завязана какая-то фланелевая тряпка, и, несмотря на зной, на плечах висела, развеваясь, пожелтевшая от времени облезлая меховая накидка. Старуха каждое мгновение кашляла и стонала. Молодой человек, должно быть, взглянул на нее с каким-то странным выражением, потому что в глазах ее снова блеснуло недоверие.

— Раскольников, студент, я месяц тому назад был здесь, — поспешил пробормотать молодой человек с полупоклоном, вспомнив, что надо бы быть повежливее.

— Помню, милостивый государь, хорошо помню, как вы сюда приезжали, — отчетливо сказала старуха, все еще не сводя с его лица своих пытливых глаз.

— И вот… я опять с тем же поручением, — продолжал Раскольников, несколько смущенный и удивленный недоверчивостью старухи. «Может быть, она и всегда такая, только я в другой раз не заметил», — подумал он с тревожным чувством.

Старуха помолчала, как бы колеблясь, потом отступила в сторону и, указывая на дверь комнаты, сказала, пропуская гостью перед собою:

— Входите, мой добрый сэр.

Маленькая комнатка, в которую вошел молодой человек, с желтыми обоями на стенах, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем.

«Значит, солнце будет светить так , а потом и !» мелькнуло как бы случайно в уме Раскольникова, и он быстрым взглядом окинул все в комнате, стараясь по возможности подметить и запомнить ее расположение. Но ничего особенного в комнате не было. Мебель, вся очень старая, из желтого дерева, состояла из дивана с огромной изогнутой деревянной спинкой, овального стола перед диваном, туалетного столика с укрепленным на нем зеркалом между окнами, стульев вдоль стены и две-три полупенсовые гравюры в желтых рамах, изображающие немецких девиц с птичками в руках, — вот и все. В углу горела лампада перед маленькой иконой. Все было очень чисто; пол и мебель были начищены до блеска; все сияло.

«Лизаветина работа», — подумал молодой человек. Во всей квартире не было видно ни пылинки.

«Это в домах злобных старых вдов бывает такая чистота», — подумал опять Раскольников и украдкой взглянул на ситцевую занавеску над дверью, ведущей в другую комнатку, в которой стояли старушинья кровать и комод. и в которые он никогда не заглядывал прежде. Эти две комнаты составляли всю квартиру.

«Что ты хочешь?» — строго сказала старуха, входя в комнату и по-прежнему становясь перед ним так, чтобы смотреть ему прямо в лицо.

— Я принес сюда кое-что в залог, — и он вытащил из кармана старинные плоские серебряные часы, на задней крышке которых был выгравирован земной шар; цепь была стальная.

— Но время твоего последнего обещания истекло. Месяц истек позавчера».

«Я принесу вам проценты еще на месяц; подождите немного.»

— Но это уж мне, милостивый государь, делать, как мне угодно, ждать или тотчас же продать ваш залог.

— Сколько вы мне дадите за часы, Алена Ивановна?

— Вы пришли с такими пустяками, сударь мой, это почти ничего не стоит. Я тебе два рубля дал в прошлый раз за твоё кольцо, а его совсем новое можно было купить у ювелира за полтора рубля.

— Дайте четыре рубля, я выкуплю, это было отцовское. Скоро я получу деньги».

— Полтора рубля и проценты вперед, если угодно!

«Полтора рубля!» — воскликнул молодой человек.

«Пожалуйста», — и старуха вернула ему часы. Молодой человек взял его и так рассердился, что хотел было уйти, но тотчас же удержался, вспомнив, что идти ему больше некуда и что он пришел еще и с другой целью.

— Отдай, — грубо сказал он.

Старуха порылась в кармане в поисках ключей и скрылась за занавеской в ​​другой комнате. Молодой человек, оставшись один посреди комнаты, пытливо слушал, размышляя. Он слышал, как она отпирала комод.

«Должно быть, это верхний ящик», — подумал он. «Значит, она носит ключи в кармане справа. Все в одной связке на стальном кольце… А там один ключ, раза в три больше всех остальных, с глубокими насечками — это не может быть ключ от комода… значит, должен быть какой-то другой сундук или сейф … это стоит знать. У сейфов всегда есть такие ключи… но как все это унизительно».

Вернулась старуха.

— Вот-с: как мы говорим десять копеек с рубля в месяц, так я и должен пятнадцать копеек с полутора рубля брать за месяц вперед. Но за те два рубля, которые я тебе прежде дал взаймы, ты теперь должен мне двадцать копеек с таким же расчетом авансом. Всего получается тридцать пять копеек. Так что я должен дать вам рубль пятнадцать копеек за часы. Вот.»

«Какая! теперь только рубль пятнадцать копеек!

«Именно так.»

Молодой человек не стал спорить и забрал деньги. Он посмотрел на старуху и не спешил уйти, как будто хотел еще что-то сказать или сделать, но сам не знал, что.

— Я вам, может быть, еще кое-что принесу через день-другой, Алена Ивановна, — вещь ценная — серебро — портсигар, как только получу от приятеля… — замолчал он в смущении.

— Что ж, тогда мы поговорим об этом, сэр.

— Прощайте, вы всегда дома один, вашей сестры нет с вами? — спросил он ее как можно небрежнее, выходя в коридор.

— Какое вам до нее дело, мой добрый сэр?

— О, ничего особенного, я просто спросил. Вы слишком быстры… Добрый день, Алена Ивановна.

Раскольников вышел в полном смятении. Это смятение становилось все более и более интенсивным. Спускаясь по лестнице, он даже остановился, раза два или три, как бы вдруг озаренный какой-то мыслью. Оказавшись на улице, он закричал: «О, Боже, как все это отвратительно! а можно, можно ли… Нет, вздор, вздор! — решительно добавил он. «И как такая ужасная вещь могла прийти мне в голову? На какие грязные вещи способно мое сердце. Да, прежде всего грязный, гадкий, мерзкий, гадкий! — и целый месяц я…» Но никакие слова, никакие восклицания не могли выразить его волнения. Чувство сильного отвращения, начавшее давить и мучить его сердце, когда он шел к старухе, уже достигло теперь такой степени и приняло такую ​​определенную форму, что он не знал, что делать с собою. спастись от своего несчастья. Он шел по тротуару, как пьяный, не обращая внимания на прохожих и толкаясь с ними, и пришел в себя только на соседней улице. Оглядевшись, он заметил, что стоит возле трактира, в который вели ступеньки, ведущие с тротуара в подвал. В это время в дверь вышли два пьяных человека и, оскорбляя и поддерживая друг друга, поднялись по ступенькам. Недолго думая, Раскольников тотчас же спустился по ступенькам. До сих пор он ни разу не был в трактире, а теперь у него закружилась голова и мучила жгучая жажда. Он страстно желал выпить холодного пива и объяснял свою внезапную слабость недостатком еды. Он сел за липкий столик в темном и грязном углу; заказал пива и с жадностью выпил первую рюмку. Ему сразу стало легче; и мысли его стали ясны.

— Все это вздор, — сказал он с надеждой, — и не о чем все это беспокоиться! Это просто физическое расстройство. Всего лишь стакан пива, кусок черствого хлеба — и в один миг мозг окрепнет, разум прояснится, воля окрепнет! Фу, как все это мелко!

Но, несмотря на это презрительное соображение, он уже был уже весел, как будто вдруг освободился от страшной ноши: и дружелюбно оглядывал людей, находившихся в комнате. Но и в эту минуту у него было смутное предчувствие, что это более счастливое настроение тоже ненормально.

В таверне в это время было мало людей. Кроме двух пьяных мужчин, которых он встретил на ступеньках, одновременно вышла группа из человек пяти мужчин и девушки с гармошкой. После их ухода в комнате стало тихо и довольно пусто. В таверне все еще находились мужчина, похожий на ремесленника, пьяный, но не очень пьяный, сидевший перед кружкой пива, и его спутник, огромный, толстый мужчина с седой бородой, в короткой юбке с пышной юбкой. Пальто. Он был очень пьян: и заснул на скамейке; то и дело начинал он как бы во сне, щелкая пальцами, широко расставив руки и прыгая верхней частью туловища по скамейке, при этом напевая какой-то бессмысленный припев, стараясь припомнить какие-нибудь строчки вроде этих :

Или вдруг снова проснувшись:

«Прогуливаясь по переполненному ряду
Он встретил того, кого знал раньше».

Но никто не разделял его наслаждения: его молчаливый спутник смотрел на все эти проявления с положительной неприязнью и недоверием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *