Анализ эпизода признания Раскольникова (глава 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») (Преступление и наказание Достоевский)
Анализ эпизода признания Раскольникова (глава 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
8 глава является финальной в шестой части романа Достоевского «Преступление и наказание». Именно ее можно считать формальной развязкой всего произведения — здесь Раскольников признается в убийстве «официальным лицам». Однако этот момент лишь малая часть главы, значение которой намного важнее как для развития образа главного героя, так и для всего романа в целом.
Огромную роль в данном эпизоде играет Сонечка Мармеладова. Мы еще раз убеждаемся, что эта девушка стала для Раскольникова «ангелом-хранителем» и «духовным проводником», ведь именно она подталкивает героя к всенародному покаянию и признанию в своих преступлениях.
Важно, что сестра Раскольникова — Дуня — особенно отчетливо чувствует связь между Соней и ее братом: «Дуня из этого свидания, по крайней мере, вынесла одно утешение, что брат будет не один…» Волнение за судьбу Родиона, любовь к нему сближает обеих женщин, делает их близкими людьми.
Соню сильно заботит не только душевное, но и духовное состояние Раскольникова. Она всей душой жаждет, чтобы он раскаялся и поверил в возможность собственного перерождения. Ей важно, чтобы Родион захотел жить не из страха перед смертью («Неужели же одно только малодушие и боязнь смерти могут заставить его жить?»), а с желанием что-то изменить и исправить.
И как бы отвечая на вопрос Сони, Раскольников приходит к ней и сообщает, что решил признаться. Герой ведет себя неестественно — хочет показать, что совершенно не волнуется, что идет в контору потому, что так будет «выгоднее». Однако «он даже и на месте не мог устоять одной минуты, ни на одном предмете не мог сосредоточить внимания; мысли его перескакивали одна через другую, он заговаривался; руки его слегка дрожали».
Соня надевает Родиону на грудь кипарисный крестик («кипарисный, то есть простонародный»), а сама надевает медный — тот, который принадлежал убитой Раскольниковым Лизавете.
Этот момент, как и другие в данном эпизоде, имеет символическое значение. Надев крест, герой как бы принял свою судьбу («это, значит, символ того, что крест беру на себя, хе-хе!»), осознал, что она есть и с ней нужно смириться. Кроме того, важно, что этот крестик простонародный — тем самым Раскольников как бы сближает себя с людьми, от которых отделился, когда «преступил нравственную черту». С этого момента становится окончательно ясно, что герой встал на путь «духовного возрождения».
Дальнейшие события главы подтверждают это, а также показывают, как нелегко дается Раскольникову этот «переворот в сознании»: «Да так ли, так ли все это? — опять-таки подумал он, сходя с лестницы, — неужели нельзя еще остановиться и опять все переправить… и не ходить?»
По пути в контору, ведя непрерывный диалог с самим собой, Раскольников приходит к выводу, что нуждается в человеческом обществе, что ему крайне нужна поддержка Сони. Однако пока он это воспринимает как собственную слабость, как еще одно подтверждение того, что он «тварь дрожащая»: «И я смел так на себя надеяться, так мечтать о себе, нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!»
Сам того не осознавая, Раскольников отчаянно нуждается в публичном признании и покаянии, он жаждет вновь воссоединиться с людьми, вновь «перейти на сторону добра». Именно поэтому, как мне кажется, он подает милостыню бабе с ребенком и слышит от нее: «Сохрани тебя бог!» Эти слова — еще одно подтверждение правильности решения Родиона.
Что-то с огромной силой тащит его на Сенную — в самую гущу народа. Он и сам еще не понимает, зачем туда идет, протискивается сквозь толпу, пытается вместе со всеми смеяться над выходками пьяного мужика. Однако он пришел сюда за другим — за эмоциональным освобождением, душевным облегчением. И оно наступает: «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю…»
Раскольников целует землю и кланяется людям. Тем самым он символически совершает обряд раскаяния, про который говорила ему Соня. Да и она сама находится рядом, незримо поддерживая Родиона, молясь за него: «…оборотившись влево, шагах в пятидесяти от себя, он увидел Соню».
Герою остается лишь сделать признание в конторе. Он не хочет рассказывать о своем преступлении Порфирию Петровичу — в таком случае получится, будто бы он признал свое поражение. Раскольников выбирает следователя Пороха.
Однако сделать признание герою очень нелегко. Будто сквозь туман слушает он нескончаемый поток речи, льющийся из уст Ильи Петровича. Все слова следователя сливаются для Раскольникова в единую массу, из которой он вычленяет сообщение о самоубийстве Свидригайлова: «Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило».
Герою делается плохо, он теряет последние силы, которые копил для того, чтобы признаться. Раскольников выходит из конторы на улицу, но «на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела».
Именно благодаря Соне герой возвращается в контору и произносит, а потом еще раз повторяет: «- Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил».
Таким образом, данный эпизод в романе является финальным, он показывает, по сути, начало «исправления» героя, то, что Раскольников встал на путь признания своей вины и духовного возрождения. Об этом говорит то, что он надевает крест, его символическое покаяние на Сенной, его признание в конторе.
Кроме того, данный эпизод уточняет и проясняет, какую огромную роль в «духовной судьбе» героя играет Соня Мармеладова, ставшая для Раскольникова настоящим ангелом-хранителем.
Сны Раскольникова. Анализ романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского
1. Роман «Преступление и наказание» – впервые опубликован в журнале «Русский вестник» (1866. N 1, 2, 4, 6–8, 11, 12) с подписью: Ф. Достоевский. Эпизоды из романа «Преступление и наказание» Сны Раскольникова 1. Часть 1, гл. V. ![]() ![]() — Этака кляча да повезет! — Да ты, Миколка, в уме, что ли: этаку кобыленку в таку телегу запрег! — А ведь савраске-то беспременно лет двадцать уж будет, братцы! — Садись, всех довезу! — опять кричит Миколка, прыгая первый в телегу, берет вожжи и становится на передке во весь рост. — Гнедой даве с Матвеем ушел, — кричит он с телеги, — а кобыленка этта, братцы, только сердце мое надрывает: так бы, кажись, ее и убил, даром хлеб ест. Говорю садись! Вскачь пущу! Вскачь пойдет! — И он берет в руки кнут, с наслаждением готовясь сечь савраску. — Да садись, чего! — хохочут в толпе. — Слышь, вскачь пойдет! — Она вскачь-то уж десять лет, поди, не прыгала. — Запрыгает! — Не жалей, братцы, бери всяк кнуты, зготовляй! — И то! Секи ее! Все лезут в Миколкину телегу с хохотом и остротами. Налезло человек шесть, и еще можно посадить. Берут с собою одну бабу, толстую и румяную. Она в кумачах, в кичке с бисером, на ногах коты, щелкает орешки и посмеивается. Кругом в толпе тоже смеются, да и впрямь, как не смеяться: этака лядащая кобыленка да таку тягость вскачь везти будет! Два парня в телеге тотчас же берут по кнуту, чтобы помогать Миколке. Раздается: «ну!», клячонка дергает изо всей силы, но не только вскачь, а даже и шагом-то чуть-чуть может справиться, только семенит ногами, кряхтит и приседает от ударов трех кнутов, сыплющихся на нее, как горох. Смех в телеге и в толпе удвоивается, но Миколка сердится и в ярости сечет учащенными ударами кобыленку, точно и впрямь полагает, что она вскачь пойдет. — Пусти и меня, братцы! — кричит один разлакомившийся парень из толпы. — Садись! Все садись! — кричит Миколка, — всех повезет. — Папочка, папочка, — кричит он отцу, — папочка, что они делают? Папочка, бедную лошадку бьют! — Пойдем, пойдем! — говорит отец, — пьяные, шалят, дураки: пойдем, не смотри! — и хочет увести его, но он вырывается из его рук и, не помня себя, бежит к лошадке. Но уж бедной лошадке плохо. Она задыхается, останавливается, опять дергает, чуть не падает. — Секи до смерти! — кричит Миколка, — на то пошло. Засеку! — Да что на тебе креста, что ли, нет, леший! — кричит один старик из толпы. — Видано ль, чтобы така лошаденка таку поклажу везла, — прибавляет другой. — Заморишь! — кричит третий. — Не трожь! Мое добро! Что хочу, то и делаю. Садись еще! Все садись! Хочу, чтобы беспременно вскачь пошла!.. Вдруг хохот раздается залпом и покрывает всё: кобыленка не вынесла учащенных ударов и в бессилии начала лягаться. Даже старик не выдержал и усмехнулся. И впрямь: этака лядащая кобыленка, а еще лягается! Два парня из толпы достают еще по кнуту и бегут к лошаденке сечь ее с боков. — По морде ее, по глазам хлещи, по глазам! — кричит Миколка. — Песню, братцы! — кричит кто-то с телеги, и все в телеге подхватывают. Раздается разгульная песня, брякает бубен, в припевах свист. Бабенка щелкает орешки и посмеивается. …Он бежит подле лошадки, он забегает вперед, он видит, как ее секут по глазам, по самым глазам! Он плачет. Сердце в нем поднимается, слезы текут. Один из секущих задевает его по лицу; он не чувствует, он ломает свои руки, кричит, бросается к седому старику с седою бородой, который качает головой и осуждает всё это. Одна баба берет его за руку и хочет увесть; но он вырывается и опять бежит к лошадке. Та уже при последних усилиях, но еще раз начинает лягаться. — А чтобы те леший! — вскрикивает в ярости Миколка. Он бросает кнут, нагибается и вытаскивает со дна телеги длинную и толстую оглоблю, берет ее за конец в обе руки и с усилием размахивается над савраской. — Разразит! — кричат кругом. — Убьет! — Мое добро! — кричит Миколка и со всего размаху опускает оглоблю. — Секи ее, секи! Что стали! — кричат голоса из толпы. А Миколка намахивается в другой раз, и другой удар со всего размаху ложится на спину несчастной клячи. Она вся оседает всем задом, но вспрыгивает и дергает, дергает из всех последних сил в разные стороны, чтобы вывезти; но со всех сторон принимают ее в шесть кнутов, а оглобля снова вздымается и падает в третий раз, потом в четвертый, мерно, с размаха. Миколка в бешенстве, что не может с одного удара убить. — Живуча! — кричат кругом. — Сейчас беспременно падет, братцы, тут ей и конец! — кричит из толпы один любитель. — Топором ее, чего! Покончить с ней разом, — кричит третий. — Эх, ешь те комары! Расступись! — неистово вскрикивает Миколка, бросает оглоблю, снова нагибается в телегу и вытаскивает железный лом. — Берегись! — кричит он и что есть силы огорошивает с размаху свою бедную лошаденку. Удар рухнул; кобыленка зашаталась, осела, хотела было дернуть, но лом снова со всего размаху ложится ей на спину, и она падает на землю, точно ей подсекли все четыре ноги разом. — Добивай! — кричит Миколка и вскакивает, словно себя не помня, с телеги. Несколько парней, тоже красных и пьяных, схватывают что попало — кнуты, палки, оглоблю, и бегут к издыхающей кобыленке. Миколка становится сбоку и начинает бить ломом зря по спине. Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает. — Доконал! — кричат в толпе. — А зачем вскачь не шла! — Мое добро! — кричит Миколка, с ломом в руках и с налитыми кровью глазами. Он стоит будто жалея, что уж некого больше бить. — Ну и впрямь, знать, креста на тебе нет! — кричат из толпы уже многие голоса. Но бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы… Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку. В этот миг отец, уже долго гонявшийся за ним, схватывает его наконец и выносит из толпы. — Пойдем! пойдем! — говорит он ему, — домой пойдем! — Папочка! За что они. — Пьяные, шалят, не наше дело, пойдем! — говорит отец. Он обхватывает отца руками, но грудь ему теснит, теснит. Он хочет перевести дыхание, вскрикнуть, и просыпается. Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе. «Слава богу, это только сон! — сказал он, садясь под деревом и глубоко переводя дыхание. — Но что это? Уж не горячка ли во мне начинается: такой безобразный сон!» Всё тело его было как бы разбито; смутно и темно на душе. Он положил локти на колена и подпер обеими руками голову. «Боже! — воскликнул он, — да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой, теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором… Господи, неужели?» (вернуться)
Он очнулся в полные сумерки от ужасного крику. Боже, что это за крик! Таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слез, побои и ругательств он никогда еще не слыхивал и не видывал. Он и вообразить не мог себе такого зверства, такого исступления. В ужасе приподнялся он и сел на своей постели, каждое мгновение замирая и мучаясь. Но драки, вопли и ругательства становились всё сильнее и сильнее. И вот, к величайшему изумлению, он вдруг расслышал голос своей хозяйки. Она выла, визжала и причитала, спеша, торопясь, выпуская слова так, что и разобрать нельзя было, о чем-то умоляя, — конечно, о том, чтоб ее перестали бить, потому что ее беспощадно били на лестнице. Голос бившего стал до того ужасен от злобы и бешенства, что уже только хрипел, но все-таки и бивший тоже что-то такое говорил, и тоже скоро, неразборчиво, торопясь и захлебываясь. Раскольников в бессилии упал на диван, но уже не мог сомкнуть глаз; он пролежал с полчаса в таком страдании, в таком нестерпимом ощущении безграничного ужаса, какого никогда еще не испытывал. Вдруг яркий свет озарил его комнату: вошла Настасья со свечой и с тарелкой супа. Посмотрев на него внимательно и разглядев, что он не спит, она поставила свечку на стол и начала раскладывать принесенное: хлеб, соль, тарелку, ложку. (вернуться)
Он забылся; странным показалось ему, что он не помнит, как мог он очутиться на улице. Он тяжело перевел дыхание, — но странно, сон как будто всё еще продолжался: дверь его была отворена настежь, и на пороге стоял совсем незнакомый ему человек и пристально его разглядывал. Раскольников не успел еще совсем раскрыть глаза и мигом закрыл их опять. Он лежал навзничь и не шевельнулся. «Сон это продолжается или нет», — думал он и чуть-чуть, неприметно опять приподнял ресницы поглядеть: незнакомый стоял на том же месте и продолжал в него вглядываться. (Третий сон Раскольникова включает механизм покаяния. Раскольников Между третьим и четвертым сном (сон в эпилоге романа) Раскольников смотрится в зеркало своих «двойников»: Лужина и Свидригайлова.) (вернуться)
(Этот сон о пустыне и оазисе напоминает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». В нем тоже говорилось об оазисе, чистой воде, трех цветущих пальмах. Впрочем, к этому оазису подъезжают кочевники и топором срубают три пальмы, уничтожая оазис в пустыне. Сразу после второго сна Раскольников в дворницкой крадет топор, засовывает его в петлю под мышкой своего летнего пальто и идет на преступление.
Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячешных грез. (Сон Раскольникова в эпилоге о «трихинах», где показано гибнущее человечество, возомнившее, что в человеке заключена истина, показывает, что Раскольников созрел, для того чтобы понять ошибочность и опасность своей теории. Он готов раскаяться, и тогда мир вокруг него меняется: внезапно он видит в каторжниках не преступников и зверей, а людей, имеющих человеческий облик.) |
в начало страницы |
Иллюстрации П.Боклевского к роману «Преступление и наказание» |
Достоевский Ф.М. Основные даты жизни и творчества |
Ф.М.Достоевский |
Преступление и наказание, часть 4, глава 3, сводка и анализ
Преступление и наказание, часть 4, глава 3, сводка и анализ | ЛитЧартс Лужин больше всего потрясен тем, что Пульхерия, Дуня и Раскольников не видят в нем благодетеля и защитника. Он беспокоится о Свидригайлове, которого считает соперником Дуни. Вернувшись в квартиру, Дуня извиняется перед семьей за помолвку с таким «недостойным» мужчиной. Пульхерия взволнована наследством Дуни от Марфы. Разумихин не стесняется любить сестру Раскольникова. Раскольников сидит тихо.
Пульхерия снова приравнивает стабильность семьи к наличию денег. Пульхерия могла бы более нерешительно приветствовать конец отношений Лужина и Дуни, если бы не наследство, которое Дуня должна получить от Марфы, что сделает Дуню финансово независимой, по крайней мере, на время.
Активный Темы
Деньги и бедность
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Семейство
‘data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Связанные цитаты с пояснениями
Раскольников сообщает матери и сестре о предложении Свидригайлова десяти тысяч рублей. Дуня опасается внимания Свидригайлова, и Разумихин обещает защитить семью от бед, даже предлагая вложить часть наследства Дуни в небольшое издательское дело, специализирующееся на переводах.
Разумихин сосредоточен на том, чтобы в будущем улучшить семейное положение. Он, а не Раскольников, ставит перед собой задачу защищать интересы семьи и обеспечивать их финансовое благополучие в ближайшие годы.
Активный Темы
Деньги и бедность
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Семейство
‘data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Пока Разумихин, Дуня и Пульхерия строят свои планы, Раскольников говорит, что ему пора идти, и зловеще добавляет, что они не то чтобы «прощаются навсегда». Раскольников запинается и, наконец, говорит, что лучше им некоторое время не видеться. Разумихин потрясен и следует за Раскольниковым, спрашивая, в чем дело.
Раскольников пытается вырваться из семьи. Вся семейная суматоха слишком тяжела для него; теперь, когда Дуню можно обеспечить материально, он чувствует, что ему больше не нужно защищать ее от Лужина. Он также признает, что Разумихин внесет свой вклад в то, чтобы Свидригайлов не добрался до Дуни и не убедил ее сбежать с ним.
Активный Темы
Безумие и опьянение
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Совпадение и свобода воли раздел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>
Деньги и бедность
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Семейство
‘data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Пока они стоят в коридоре, Раскольников говорит Разумихину не оставлять семью, и они смотрят друг другу в глаза. «Намёк на какую-то идею, что-то ужасное» улавливается. Разумихин бледнеет при этой мысли. Рассказчик говорит, что не будет подробно рассказывать, как Разумихин утешал Дуню и Пульхерию, но добавляет, что с этого времени Разумихин действительно был их сыном и братом.
Разумихин, кажется, впервые допускает хотя бы возможность того, что Раскольников сделал что-то ужасное. Только этим можно было бы объяснить желание Раскольникова совсем уйти от семьи, вырваться в одиночку, без их руководства и поддержки.
Активный Темы
Преступность, мораль и вина
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Безумие и опьянение
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Совпадение и свобода воли раздел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>
Деньги и бедность
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Семейство
‘data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Преступление и наказание Часть III: Главы IV–VI Сводка и анализ
Сводка: Глава IV
Соня робко входит в комнату Раскольникова, прерывая разговор Раскольникова, Пульхерии Александровны, Дуни и Разумихина. Она стыдливо приглашает Раскольникова на похороны Мармеладова и на поминальный обед, который Катерина запланировала последовать за ним. Она поражена кажущейся бедностью Раскольникова. Дуня и Пульхерия Александровна вежливо уходят. Раскольников говорит Разумихину, что заложил ценные часы Алене Ивановне и хочет вернуть их. Он спрашивает Разумихина, не следует ли ему поговорить с Порфирием Петровичем, ведущим дело и родственником Разумихина, о пропавших вещах. Разумихин отвечает, что должен. Раскольников соглашается на следующий день навестить Мармеладовых, и все трое уходят. Когда Соня возвращается в свою комнату, за ней следует странный мужчина средних лет (Свидригайлов); оказывается, он живет в комнате рядом с ней. Тем временем Разумихин и Раскольников идут в дом Порфирия Петровича. По дороге Раскольников дразнит Разумихина по поводу его влечения к Дуне, громко смеясь и стараясь казаться непринужденным. Он втайне интересуется, слышал ли Порфирий о его визите накануне на место преступления, и подумывает сознаться.
Резюме: Глава V
Разумихин несколько смущен Раскольниковым, который расхохотался над ним, когда они входят в дом Порфирия. Раскольников пытается казаться спокойным и уверенным перед Порфирием, но натянутый смех получается странно. Ему становится еще не по себе, когда он замечает присутствие Заметова. Затем Разумихин еще больше усугубляет ситуацию, упоминая явное огорчение Раскольникова при одном только упоминании дела об убийстве. Раскольников воображает, что Порфирий подозревает его, и чуть не теряет хладнокровия, когда Порфирий упоминает, что Раскольников был единственным из клиентов ростовщика, который не пришел за его вещами сразу после убийства. Раскольников очень волнуется, обсуждая свои вчерашние бредовые блуждания. Ему начинает казаться, что Порфирий играет с ним в игры. Мужчины вступают в дискуссию о преступлении, и Порфирий упоминает написанную Раскольниковым статью «О преступлении», которая, без ведома Раскольникова, была опубликована двумя месяцами ранее. В статье он утверждал, что некоторые люди стоят выше всего человечества и, как таковые, имеют право совершать убийства. Порфирий уговаривает Раскольникова развить этот тезис. Разумихину трудно поверить, что его друг придерживается таких взглядов. Перед уходом Раскольникова Порфирий спрашивает его, не видел ли он маляров за работой в доме во время своего последнего визита к Алене, за два дня до преступления. Раскольников узнает ловушку, вспомнив, что в день убийства там были маляры, а не за два дня до этого, и говорит, что нет.
Резюме: Глава VI
Возможно, старуха была ошибкой, но . . . Я убил не человека, а принцип!
См. Разъяснение важных цитат
Разумихин спорит с Раскольниковым о том, подозревает ли его полиция в убийствах. Раскольников считает, что да; Разумихин возражает, что если бы его и подозревали, то никогда бы не стали так открыто вовлекать его в обсуждение преступления. Но Разумихин в конце концов признается, что и у него сложилось впечатление, что полиция подозревает Раскольникова. Двое пытаются проанализировать методы Порфирия Петровича, споря, не был ли его последний вопрос ловушкой. Раскольников заявляет, что это было и что он избежал этого своим ответом. Двое добираются до дома Раскольникова, где швейцар сообщает им, что какой-то человек только что спрашивал о Раскольникове. Раскольников догоняет человека на улице. «Убийца», — окликает его мужчина, бросив на него холодный взгляд, но без дальнейших объяснений. Раскольников возвращается в свою комнату и лихорадочно размышляет об обвинении незнакомца и подозрениях Порфирия. Он пытается убедить себя, что жизнь Алены ничего не стоит. Тем не менее, он также сомневается в собственных мотивах преступления и в том, является ли он действительно экстраординарным «сверхчеловеком», о котором писал в своей статье. Той ночью ему снится кошмар, в котором он пытается убить ростовщика; Однако вместо того, чтобы умереть, она смеется. Он просыпается и обнаруживает в своей комнате незнакомца.
Анализ: главы IV–VI
В этих главах обостряется внутренний конфликт Раскольникова. Перед ним стоит двойная задача: избежать подозрений Порфирия Петровича и справиться с собственными эмоциональными потрясениями. Его трудности с самообладанием в доме Порфирия и его странный сон в конце третьей части показывают, что он едва избегает полного срыва. Продолжающаяся борьба между его желанием избежать подозрений и его принуждением к признанию приводит к тому, что он действует беспорядочно, иногда пытаясь казаться здоровым и невинным, а иногда смело рискуя разоблачением.
Подробнее о психологическом конфликте Раскольникова как теме.
Статья Раскольникова «О преступлении» подсказывает читателю некоторые мотивы совершения убийства. Вводя тему идеи Раскольникова о «сверхчеловеке», в статье утверждается, что некоторые экстраординарные люди стоят над массами человечества и поэтому имеют право нарушать моральные кодексы, например, совершив убийство. Высоконравственный характер Разумихина проявляется в его непосредственном неприятии этого понятия. Порфирий Петрович, однако, очень интересуется этой идеей — не потому, что он с ней согласен, а потому, что видит в ней психологическую улику, указывающую на вину Раскольникова. Дискуссия происходит в интеллектуальном плане, но тот факт, что Раскольников действительно довел свою мысль до конца и что Порфирий подозревает его в этом, придает абстрактной дискуссии напряженную непосредственность. Этот разговор служит иллюстрацией огромного разрыва между разговорами о нарушении моральных границ и реальными действиями. Интересно, что внутреннее смятение Раскольникова противоречит превосходству и праведности, с которой его идеальный «сверхчеловек» должен совершать преступления.
Прочтите Порфирию Петровичу важную цитату Раскольникова, оправдывающую его статью.
Идеи, высказанные Раскольниковым в статье, тесно связаны с нигилизмом — философской позицией, сложившейся в России в 1850—1860-х годах. Нигилизм отверг традиционные узы семьи и общества, а также эмоциональные и эстетические интересы в пользу строгого материализма, продвигающего идею о том, что вне физического мира нет разума или души. Центральным принципом нигилизма был утилитаризм — идея о том, что действия являются моральными, поскольку они направлены на достижение максимально возможного счастья для наибольшего числа людей. Как становится ясно в этом разделе, оправдания Раскольникова убийства Алены носят в высшей степени утилитарный и нигилистический характер.
Прочтите важные цитаты о нигилизме.
Кошмар Раскольникова отражает не столько его чувство вины, сколько его страх, что он на самом деле не соответствует своему теоретическому «сверхчеловеку» — и что его действия, следовательно, не имеют оправдания. Еще до того, как Раскольникову приснился его кошмар, простое, прямое определение незнакомцем его как «[убийцы]» заставляет грандиозную личность, которую он создал для себя, начать рушиться. Защита, которую он выстраивает против этой деконструкции своей предполагаемой идентичности, представляет собой контратаку на обесцененную идентичность, которую ему навязал незнакомец. Обесценивая жизнь Алены, Раскольников стремится смягчить преступность убийства, подчеркивая собственную ценность и ее никчемность. Однако в своем кошмаре он не может притворяться, что действовал как «сверхчеловек», убивая Алену.