Чацкий и Молчалин как два нравственных полюса (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
- Сочинения
- Литература
- Грибоедов
/
/
В произведении «Горе от ума» Грибоедов изобразил двух абсолютно разных по характеру героев. Чацкий и Молчалин абсолютно по-разному воспитаны. Каждый из них имеет свое мнение и мировоззрение. Молчалину присуща лесть и другие низменные качества.
Чацкий рожден в дворянской семье. Он воспитан и ему присущи качества благородного человека. Молчалин родился в обыкновенной семье, у него нет родственников дворян. Что бы занять определенное место в обществе ему пришлось, много трудится, но в основном ему помог его начальник.
Чацкий в свое время получил хорошее образование. У него есть стремление познавать новое и интересное. Его можно назвать всесторонне развитым человеком. Молчалин наоборот глупый и плохо образованный. Его интересует только повышение своего чина на работе.
Чацкий с любовью относится к своей стране.
Он яркий и эмоциональный человек. Его заметно в любом обществе и компании. Молчалин всегда находится в тени. Он не приметный и безликий. Он не запоминается сразу. У него существует только одна цель – это получение повышения на работе. Парень для достижения своих целей готов использовать различные методы. У него нет принципов и ограничений. Он лицемерный, двуличный и подлый человек.
Чацкий смотрит в будущее, он хочет прийти к новому и современному обществу. Он хочет, чтоб прошлые устои остались в прошлом. Чацкий по званию офицер в отставке. Мужчина никогда не стесняется своего мнения и говорит только правду. За это его не очень любят окружающие.
Молчалин никогда не высказывает свое мнение. Он привык поддерживать в разговоре чиновников и становится на их сторону. Он привык лебезить перед ними. Все это делается для того, что бы обратить на себя внимание и расположить чиновников к себе. Такими путями Молчалин может забраться на вершину служебной лестницы.
Чацкий привык высказывать свои собственные мысли, а Молчалин наоборот поддерживает тех, кому ему выгодно.
Первый молодой человек правдолюб, а второй лжец, трус и обманщик.
Из-за своей откровенности Чацкий не смог подружится ни с кем из общества Фамусова. Его даже считали не нормальным. Поэтому мужчина решил покинуть Москву. Молчалин напротив отлично вписался в общество Фамусова и спустя время получил повышение по чину.
Сравнив героев можно сказать, что они абсолютно противоположные личности. Один добрый, правдивый, открытый, радостный и целеустремлённый, а второй лживый, скрытный, карьерист.
Сочинение 2
В произведении Александра Сергеевича главная героиня Софья общается с двумя молодыми людьми, Александром и Алексеем. Александр Чацкий приходится Софье другом детства, а Алексей – молодым человеком. Софья души не чает в Молчалине, а Чацкого терпеть не может. Героиня начиталась романов, и Молчалин идеально повторял образ ее любимых героев. Но так ли он хорош в настоящей жизни.
Александр Чацкий – образованный, воспитанный и интеллигентный молодой человек. Воспитывался и рос в доме Фамусовых.
Встречался с Софьей. В один момент герой понял, что его не устраивает все вокруг и на несколько лет отправился на поиски себя. Много путешествовал, повидал разных людей, побывал в разнообразных обстоятельствах. Герой отличается преданностью, за всё это время он никем не увлекся, хранил свою любовь к Софье. Александр – очень симпатичный и привлекательный молодой человек, мог завести роман с кем угодно. Он сохранил верность. Однако, при отъезде допустил одну ошибку, ничего не сказал Софье. Она не понимала на какой стадии их отношения и не знала о будущих планах возлюбленного.
Алексей Молчалин – человек из простой семьи. Правильно подбирает свой круг общения, чтобы выбиться в люди. Готов преклоняться перед кем угодно ради того, чтобы достичь поставленной цели. Он много любезничает, сглаживает острые углы и делает много комплиментов. Все эти действия неискренние, очень наигранные и Чацкий сразу же это замечает. Известие о том, что Софья встречается с Алексеем, повергло его в шок. Он не мог поверить, что такая умная девушка не смогла увидеть истинного лица этого подхалима.
Алексей – мелочный, лживый и хитрый тип. Он встречается с Софьей только ради того, чтобы в будущем породниться с ее отцом. Это откроет Молчалину новые возможности, он получит новую должность и продвижение по карьере. Будет жить в богатом доме с состоятельной невестой. Его интерес ограничивается деньгами. Алексей обманывает Софью, за ее спиной заигрывает с Лизой.
Чацкий искренне любит свою подругу детства. Он не ожидал, что за это время она так сильно охладеет к нему. Теперь Александр стал для нее чужим, их прошлые отношения она называет ребячеством. Чацкому больно, но он не показывает этого. Ведет себя благородно и не навязывается. Герой очень внимательно наблюдает за обстановкой в доме и видит, что ничего не изменилось. В конечном итоге, Александр осознает, что ему нет здесь места. Чацкий покидает Москву.
Путешествие по Карелии
ВРЕМЯ: ЕГО ГЕРОЙ И АНТИГЕРОЙ (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
Комедия А.С., Грибоедова «Горе от ума» — одно из самых замечательных произведений русской литературы XIX века.
К сожалению, автор не оставил точных указаний о начале работы над комедией. Некоторые исследователи называют и 1816, и 1813, и 1821 годы. Документально известно лишь время, когда работа над произведением была закончена: 1324 год. Но точная датировка пьесы важна только исследователям, а читателю необходимо знать эпоху создания произведения и историческую ситуацию в стране в тот момент. А значит, главным является то, что комедия создавалась в те времена, когда молодые люди, типа А.А. Чацкого (главного героя произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума»), несли в общество новые идеи, настроения. В его монологах и репликах, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всякий дышит». Свобода личности — вот мотив времени в комедии Грибоедова. Поэтому тех людей, которые стремились к свободе от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни, можно по достоинству назвать героями своего времени, ведь они считали, что борьба за справедливость — их моральный долг.
Комедия «Горе от ума» построена так, что о «веке нынешнем», об идеях социально-политических преобразований говорит лишь Чацкий. Он тот «новый человек», который несет в себе «дух времени»; идею жизни, цель которой — свобода. Следует отметить, что Чацкий одинок в своей борьбе. Но Грибоедов дает понять читателю, что у главного героя есть единомышленники, например, двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу, когда «чин следовал ему». Чацкий и его сподвижники стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», мечтают вперить в науки «ум, алчущий познаний», жаждут «возвышенной любви». Стремление Чацкого — служить отечеству, делу, а не лицам». Он ненавидит все пошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство. Убеждения героя не всегда высказываются им прямо. Из соображений цензуры Грибоедов часто позволяет герою лишь намекнуть на важнейшие идеи. В образе Чацкого отражены черты декабриста эпохи 1816-1818 годов. В это время российский гражданин передовых убеждений не стремился к активной революционной деятельности, к свержению монархии и тому подобному.
Прежде всего, он желал исполнить свой долг перед Отечеством, желал честно служить ему. Именно поэтому, за три года до описанных в комедии событий, Чацкий, «обливаясь слезами», расстался с Софьей и отправился в Петербург. Поэтому же и оборвалась блестяще начатая карьера: «Служить бы рад — прислуживаться тошно». Но государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, оно требует прислуживания. В тоталитарном государстве вопрос: «Служить или не служить, жить в деревне или путешествовать» — выходит за рамки проблемы личной свободы. Личная жизнь гражданина неотделима от его политических убеждений, и стремление жить по-своему, наперекор норме, уже само по себе есть вызов.
Что же видит вокруг себя Чацкий? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал «умеренность и аккуратность», их мечта — «забрать все книги бы да сжечь». Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе.
Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Чацкий, наделенный темпераментом борца, активно противостоит фамусовскому обществу. Но видит ли он своего реального противника, когда обличает Фамусова, Скалозуба, бальную толпу?
Пока главный герой комедии Грибоедова «Горе от ума» путешествовал три года, общество не стояло на месте. Оно не просто с облегчением возвращалось к заботам и радостям мирной жизни, оно вырабатывало в сабо «сопротивляемость» тем зреющим переменам, которые грозили сокрушить эту мирную жизнь. И вот в обществе появляются и твердо прокладывает себе дорогу Молчалин. Чацкий не способен отнестись к нему и его «талантам» всерьез. А между тем, это «жалчайшее» созданье» не так уж ничтожно. За время отсутствия Чацкого Молчалин занял его место в сердца Софьи, именно он — счастливый соперник главного героя.
Ум, хитрость, изворотливость Молчалина, уменье найти «ключ» к каждому влиятельному человеку, абсолютная беспринципность вот определяющие качества этого героя, качества, делающие его антигероем комедии, главным противником Чацкого.
Брошенные им слова («Молчалины блаженствуют на свете») оказались пророчеством. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. «Всегда на цыпочках и не богат словами», он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух.
На мой взгляд, очень интересно сравнение Фамусова, Скалозуба, князя Тугоуховского и Молчалина. Каков предел их мечтаний? Для Фамусова, очевидно, удачно выдать дочку замуж, да пару орденов получить не более того. Скалозуб тоже на многое не претендует: «Мне только бы досталось в генералы». Князь Тугоуховский давно на посылках у супруги, ему хочется, вероятно, только одного: оставили бы его в покое… Молчалин малым не удовлетворится. За три года отсутствия Чацкого он добился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин, он стал секретарем московского «туза», получил три награды, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи. Незаменим в фамусовском доме, незаменим в обществе: Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет… Разве остановится Молчалин на достигнутом? Разумеется, нет.
Расчетливо и холодно набирает Молчалин силу. Уж он-то не потерпит на своем пути Чацкого — безумного мечтателя, ниспровергателя основ!
Молчалин страшен именно своей глубочайшей безнравственностью: тот, кто готов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство, силу, дорвавшись до желанных вершин, будет не только унижать, но и уничтожать. Именно Молчалины, идеал которых «и награжденья брать, и весело пожить», дойти «до степеней известных», станут в ближайшем будущем (после восстания декабристов) идеалами общества. На них будет опираться новая власть, ибо они послушны, ибо превыше всего власть ценит именно их «таланты» — «умеренность и аккуратность». Молчалин — человек структуры, его безбедное существование возможно лишь в четко отлаженном государственном механизме. И он сделает все возможное, чтобы не допустить разлада этого механизма, тем более его разрушения. Поэтому с такой легкостью окружающие подхватили сплетню Софьи о сумасшествии Чацкого. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем! Но это легко объяснить, так как Чацкий — сумасшедший обществу не страшен.
Обществу удобно списать все разоблачающие доводы Чацкого его безумию. Чацкий и фамусовское общество несовместимы. Они живут как бы в разных измерениях, свет видит в нем сумасшедшего, почитая себя разумным, нормальным. Чацкий же, конечно, свой мир, свои убеждения считает нормой и в окружающих видит лишь сосредоточие пороков: …Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом, одним, И в нем рассудок уцелеет.
«Так! Отрезвился я сполна!» восклицает Чацкий в конце комедии. Что же это поражение или прозрение? Да, конец у этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». После скандала в доме Фамусовых, Чацкий уезжает. Его отъезд это форма протеста, хотя и пассивная. Таким образом, он оставил торжествующего Молчалина, который теперь будет с еще большей осторожностью прокладывать себе дорогу к власти, богатству, славе.
Однако Молчалина нельзя назвать победителем, так как Чацкий остался морально выше.
Дальнейшие скитания Чацкого не изображены в комедии, но, на мой взгляд, его судьба предрешена. Скорее всего, Чацкий оказался среди тех, кто вышел 14 декабря на Сенатскую площадь. Затем вместе со всеми, принимавшими участие в заговоре, вернулся из ссылки только после смерти Николая в 1856 году, если, конечно он не погиб в день восстания. Интересно, что спустя полвека после создания «Горе от ума», в 80-е годы М.Е. Салтыков-Щедрин вновь вывел Молчалина на сцену в очерке «Господа Молчалины». Социально ориентированный художник не случайно обратился к этому литературному герою. Он увидел в Молчалине одну из самых страшных фигур русского общества. В очерке Щедрина Молчалин предстает уже вельможей, добившимся «степеней известных». Он смог приспособиться к русской жизни и прошел по ней, достигнув в конце пути желанных вершин («Возвысился, унижаясь, — писал о нем К. Полевой).
Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о страданиях Александра Андреевна Чацкого. Грибоедову, может быть, впервые в русской литературе удалось создать действительно реалистический образ положительного героя, героя Своего времени.
И трудно представить, что стало бы с нашим обществом, если бы в нем не было бы таких людей, как А. А. Чацкий, ведь именно им мы обязаны своим образованием, интеллектом, свободе, в общем, всем, что мы достигли в процессе борьбы. Так как именно Чацкий стремился к лучшему и верил, что это лучшие можно достигнуть, лишь протестуя против устаревших, закостенелых принципов, установленных в обществе.
Стоит посмотреть следующий материал:
Базаров и Раскольников Автор и герой в романе И.С.Тургенева «Рудин», «Отцы и дети» Народ и личность в романе Толстого «Война и мир» Образы русских женщин в романе «Война и мир» «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Проблема роли народа и личности в истории А.Н. Толстой «Петр 1 — исторический роман» Тема Сталинизма
Чацкий и Молчалин сравнительная характеристика
Грибоедов своим произведением демонстрирует пробуждающуюся, бескомпромиссную борьбу среди передовой, прогрессивно думающей молодежью и консервативно направленными представителями крепостной старины.
Две противоречивых социальных стороны в произведении выразительно представлены Чацким и Молчалиным – представителями антагонистических житейских устоев, духовных понятий, взглядов на жизнь.
Эти молодые и здравомыслящие люди вхожи в дом Фамусова. Чацкий – сын фамусовского приятеля, вырос в этой семье. Будучи совсем юным, уехал из родного города, получил образование, многое постиг и испытал. Молчалин подвизался в секретари у Фамусовых, имеет всеобщее расположение и почет.
Чацкий точно вторгается в сцену, он пылко любит и рад после длительного расставания встретиться с Софьей. Ликования завладели им, и он поначалу не видит прохладность барышни. Молчалин в произведении появляется сначала тихим, а позже — отнекивающимся и растерянным.
Чацкий гордится дворянским званием. От общества он отличен вольнолюбием и необусловленностью мировоззрений, честностью и открытостью. Четко поставленная цель – это служение Отчизне. Настоящий верноподданный своей родины, но подобострастие, чинопоклонство, гнетут его и раздражают.
Молчалин же малодушен и постоянно подчинен фамусовскому обществу. Наиболее важные его черты — угодливость, экономность и скрупулёзность. Дальновидный Молчалин всечасно полагается на пособничество и заступничество. Он повышается в званиях по наставлениям папеньки. Соответственно Софья для Молчалина – это еще один виток при повышении по карьерной лестнице.
И это совсем не препятствует его бессовестным заигрываньям с Лизой. В общении с этой девушкой он даже не скрывает всю мелкоту своей мерзкой души.
В своём произведении автор создал целый ряд характерных для того времени образов, выступающих за эпохальные грани развязанной фабулы. Чацкий – персонаж, постоянно борющийся за свою точку мировоззрения. Такие люди актуальны во все времена.
Именем же Молчалина сегодня называют притворщиков и обманщиков, низменных честолюбцев и низкопоклонников.
Рассуждение
У каждого человека есть мечта. Кто-то старательно к ней идет, добивается хороших результатов, а кто-то ничего не делает.
Не потому, что он ленивый или ему это не по силам — нет, не поэтому. А потому что он боится: боится опозориться, сделать что-то не так или получить осуждение со стороны других людей. Главное его препятствие — страх. Именно он не дает двигаться дальше.
Сергей Викторович Мизеров поднимает проблему «зависимость человека от окружающих его людей и обстоятельств». Автор показывает, как могут повлиять чужие слова и убеждения на главного героя. Мальчик по имени Колька был обычным ребенком. Мечтал, что когда-нибудь сможет стать летчиком. Но он жил в деревне, которая была далеко от цивилизации, где данная мечта «казалась безумием». Никто о таком и не думал, все знали, что их ждет в будущем — «жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой». На мальчика смотрели как на сумасшедшего, а отец надеялся, что «вздорная идея» пройдет и сын образумится.
В такой ситуации нужно иметь крепкие нервы и большое желание, чтобы не бросить свою мечту. Ведь когда все против, очень трудно бороться.
Не каждый может справиться с нахлынувшим негативом, особенно это касается ребенка. Если с детства говорить малышу, что его мечта — это вздор, который должен пройти, то в этом случае могут быть два исхода. Первый — ребенок слушается взрослых и убивает в себе мечту. Таким образом, он становится таким же, как и все, но абсолютно пустым, лишенный внутреннего себя. Второй — ребенок не слушает родителей и своих близких, а идет к своей цели. Он не обращает внимания на чужие слова, прислушиваясь только к своему сердцу. Оба случая несут в себе много боли и переживаний, по этой причине я хочу, чтобы родители поддерживали своих детей. Неважно насколько их мечта неосуществима, неважно насколько сложна, важно, чтобы родные были рядом. Чтобы смогли помочь и успокоить, когда что-то не получается. Хотя, даже обычное присутствие может подарить ребенку надежду и дать сил на то, чтобы не сдаваться и продолжать путь.
В этой истории про Кольку, Сергей Викторович показывает, как поддержка родных, а точнее ее полное отсутствие, направляет мальчика.
Он боится сделать шаг, он задается вопросом — «Что я там буду делать один?», страх сковывает его и не дает шанса на осуществление цели. И он, недолго думая, мальчишка покупает обратный билет домой. В том, что он испугался есть и его вина, но также и родителей. Именно они закладывают в ребенке необходимые знания и убеждения, которые впоследствии могут негативно сказаться на жизни уже взрослого человека.
Многие великие люди простые выходцы из народа, поэтому не нужно бояться своего желания стать кем-то важным, чем просто влачить свое существование. Если слова для вас не представляют особой важности, тогда вспомните Ломоносова, великого человека из обычной крестьянской семьи, где никто даже не думал уехать из деревни, не, то что стать ученым. Или же вспомните кто такой Крис Гарднер. Человек, который остался без крыши над головой с ребенком на руках, стал владельцем преуспевающей компании. Необходимо помнить, что жизнь одна. И она дана нам, чтобы мы прожили ее так, как хотим мы, а не так как хочет кто-то другой.
Другие темы: ← Чацкий — победитель или побежденный?↑ ГрибоедовСофья Фамусова в комедии Горе от ума →
`
Чацкий и Молчалин в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий…
И.А.Гончаров.
Молчалин сказал себе: «Я хочу составить карьеру», — и пошел по той дороге, которая ведет к «степеням известным»: пошел и уже не своротит ни вправо, ни влево…
Д.И.Писарев.
Одним из выдающихся произведений первой половины XIX века является комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». В ней отразились изменения, произошедшие в обществе после Отечественной войны 1812 года. А.С.Грибоедов рассматривает самые важные проблемы своего времени: государственная служба, патриотизм, крепостничество, человеческие взаимоотношения, состояние просвещения и образования. Взгляды на эти проблемы у представителей разных поколений, «века нынешнего» и «века минувшего», различны.
Столкновение этих взглядов является основной темой произведения и наиболее ярко проявляется в противостоянии Чацкого и Молчалина.
Чацкий и Молчалин – ровесники, но контраст между ними очень велик.
Александр Андреевич Чацкий – это молодой образованный дворянин, передовой человек своего времени, яркий представитель «века нынешнего». Он мечтает о бескорыстном служении Отечеству, о том, чтобы приносить пользу народу, который он уважает. По словам Гончарова, «он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже самим веком». Чацкий презирает чинопочитание, карьеризм, притворство, лицемерие. Он «служить бы рад», но ему «прислуживаться тошно». По своим взглядам и убеждениям Чацкий близок к декабристам. Он любит русский народ, отрицательно относится к крепостничеству, преклонению перед всем иностранным, уважает национальный язык и культуру.
Молчалин является полной противоположностью Чацкого. У него совсем другие идеалы. Цель его жизни – карьера, высокое положение в обществе, богатство.
Смысл жизни Молчалин видит только в своем благополучии: «И награжденья брать, и весело пожить». Для достижения своей цели он готов использовать любые пути и средства, вынести любые унижения. Главное оружие Молчалина – лесть, услужливость, хитрость, изворотливость. Его закон: «Угождать всем людям без изъятья». И Молчалин неотступно следует ему, но только в отношении тех, кто выше его по чину, кто может быть ему полезен. С теми же, кого он считает ниже себя, Молчалин высокомерен. С Лизой забывает о робости, становится повесой. Чацкого считает неудачником, поэтому держится с ним снисходительно, позволяет себе давать ему полезные советы.
Чацкий же относится к Молчалину презрительно, считая его ничтожеством, «жалчайшим созданьем».
Различие между Чацким и Молчалиным выразилось и в том, как они ведут себя в обществе. Чацкий независим, всегда и обо всем имеет свою точку зрения и не боится ее высказать. Его монологи эмоциональны и красноречивы. Молчалин же предпочитает держать свое мнение при себе и убеждает общество, что в его лета «не должно сметь свои суждения иметь».
У Чацкого и Молчалина разное отношение к любви. Чацкий искренне любит Софию. Только ради нее он приехал в Москву и первым делом пошел повидаться с ней. Но его любовь оказывается безответной, во что влюбленный Чацкий долго не может поверить.
Молчалин же только притворяется, что питает к Софии нежные чувства. Он начинает играть роль любовника исключительно ради карьеры, «в угодность дочери такого человека», как Фамусов.
Несмотря на молодость, Молчалин является представителем «века минувшего». Он полностью поддерживает мораль и нравы старой Москвы, и общество платит ему взаимностью, относясь к нему доброжелательно.
Чацкий категорически отрицает порядки, по которым живет вся Москва, прекрасно понимая свою несовместимость с этим миром, «веком минувшим»:
…из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет…
Из-за нестандартных убеждений Чацкого холодно принимают в Москве, относятся к нему с неприязнью, считают возмутителем спокойствия.
Поэтому по городу легко разносится сплетня о сумасшествии Чацкого, и он вынужден покинуть общество, отвергшее его.
Комедия «Горе от ума» в силу своей актуальности сразу же завоевала большой успех у современников. Не менее актуальна она и сейчас, так как пороки, высмеянные Грибоедовым, находят свое место и в наше время, и они вряд ли исчезнут в будущем. Проблемы образования, воспитания молодежи, любви, морали, карьеры, затронутые в комедии, являются также проблемами и современного общества. Это делает «Горе от ума» бессмертным произведением.
Популярные сочинения
- Жанровое своеобразие пьесы Горе от ума Грибоедова
Произведение представляет собой сочетание нескольких родовых жанровых направленностей. - Анализ произведения Обломов (Гончаров)
Роман «Обломов» – одно из самых известных произведений И.А.Гончарова. Произведение является частью трилогии, в которую также входят «Обрыв» и «Обыкновенная история». Автор писал его с 1847 по 1859 гг - Сочинение Описание березы (про березу)
Когда речь заходит о берёзе, невольно вспоминаются знаменитые есенинские строчки: «Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром».
А сколько других известных поэтов
Характеристика Молчалина в «Горе от ума» (с цитатами). Образ Молчалина в комедии «Горе от ума Жизненные принципы молчалина
Полканова Мария
Комедия Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1824 году. Суть пьесы в противостоянии между «умными» человеком и «глупцами».
Сам автор писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека…» Главный герой — Александр Чацкий, ему Грибоедов отвел роль «умного», а «глупцами» оказались помещики и чиновники, жители Москвы, господа Фамусов и его секретарь Молчалин, полковник Скалозуб и другие.
На протяжении 4-х действий комедии мы видим, как Чацкий «борется» с «устаревшими» принципами своих оппонентов. Незаурядный, остроумный, способный произносить блестящие монологи, как «А судьи кто?..», он человек, бесспорно, возвышающийся над всем «фамусовским обществом». Но, несмотря на все это, наш герой — утопист. Он верит, что все человеческие пороки могут мгновенно исчезнуть.
В противовес многословному Чацкому ставится тихий Молчалин. Этих героев свел вместе любовный конфликт. Чацкий симпатизирует Софии, дочери Фамусова, а она влюблена в Молчалина, секретаря ее отца. Но главный герой не может понять, почему София предпочла Молчалина ему. Чацкий характеризует своего соперника как «жалчайшее создание».
Чацкий, который оковал себя броней непогрешимости, по словам Солженицына, никак не может понять, почему его разлюбила София (девушка, которую он так легко оставил и забыл).
Главный герой винит во всем Молчалина. В комедии присутствуют многочисленные свидетельства о бесчувственности и расчетливости фамусовского секретаря. Но если повнимательнее вглядеться в текст, то картина вырисовывается такая: Молчалин не любит Софию, в его душе происходит борьба (с одной стороны, надо быть полюбезнее с дочерью начальника, а с другой — сердце ему этого не позволяет, так как он любит другую, служанку Лизу). Поэтому Молчалин всячески оттягивает развязку. Но обстоятельства складываются не в его пользу: София слышит признание Молчалина Лизе.
Пускай секретарь все-таки погубил свою карьеру, но не позволил себе опорочить девушку из-за корыстного интереса. Это характеризует Молчалина с лучшей стороны. Подводя итог, можно сказать, что Молчалин показал над Чацким явное преимущество дела над словами. Наши герои — это два разных типа человека, характерных для эпохи начала XIX века.
Благородный муж думает о должном.
Низкий человек думает о том, что выгодно.
Конфуций
Комедия «Горе от ума» была завершена А.
С. Грибоедовым к осени 1824 года. Произведение поставило писателя в один ряд с первыми поэтами страны. И действительно, нельзя поспорить с гениальностью этой комедии — в ней полностью раскрываются самые важные проблемы России XIX века.
Кроме того, эти же самые проблемы актуальны и по сей день. «Комедия полна характеров, обрисованных смело и резко», — писал А. Бестужев.
Одним из основных вопросов, поднятых автором, является противостояние между умным человеком и глупцами — единицей общества и толпой. В произведении этой единицей, безусловно, является Чацкий, глупцами — фамусовское общество. На протяжении всей комедии наблюдаются четкие границы между данными двумя сторонами. У них заметно отличается поведение, мировоззрение, отношение к любви, деньгам, долгу и чести, образованию и жизни в целом.
Чацкий появляется и проходит через всю комедию «громом среди ясного неба». Он возникает шумно и внезапно (по описаниям в произведении, так же внезапно он и исчез за три года до этого).
Далее эта самая «выскочка» восхваляет Европу, ее ритмичное движение, наполненное жизнью, образуя еще один пункт в социальном конфликте между ним и московским обществом с давно устоявшимися и неизменными нравами и характерами. Однако не стоит считать, что Грибоедов призывает подстраиваться под Европу — он выступает за собственное начало движения жизни в России.
В основе жизненных принципов Александра Андреевича Чацкого лежат разум и образование, негативно встреченные в месте его появления. Чацкий не гонится за чином и богатством, отвечая на вопросы о них совершенно равнодушно (диалог с Молчалиным в третьем явлении третьего действия). Для него дела есть дела, веселье есть веселье, любовь есть любовь, деньги есть деньги. В отличие от противопоставляемого ему общества, Чацкий четко разграничивает эти понятия, не ищет выгоду для одного из них в другом. Служба, в первую очередь, является служением делу в благих намерениях, а не прислуживанием какому-либо человеку ради получения денег.
От лица всего фамусовского общества в противопоставление Чацкому выдвигается Молчалин.
Вначале их сталкивает между собой любовный конфликт. Являясь «жалким созданием», по словам Александра Андреевича, Алексей Степаныч все равно лидирует в борьбе за сердце девушки, что приводит Чацкого в недоумение: «Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей! А чем не муж? Ума в нем только мало; но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?»
Софья является частью фамусовского общества, соответственно, она ищет более близкого к ней человека. До Чацкого она разумом не дотягивает, а из Молчалина воображает себе идеальный образ. Собственно, даже Молчалин сумел ее обмануть, из так называемой «любви» к девушке пытаясь извлечь денежную выгоду.
Своего развития мыслей Алексею Молчалину не хватает для обладания личным мнением. Он объясняет это «небольшим чином» и тем, что «ведь надобно же зависеть от других», в то время как Чацкий не понимает, «зачем же мнения чужие только святы».
Несмотря на превосходство над Алексеем Степанычем, Александр Андреевич терпит поражение, а вскоре его и вовсе считают сумасшедшим.
Это связано, главным образом, с тем, что Молчалин — представитель фамусовского общества, а Чацкий выступает против него, значит и против них всех, а как давно известно: «один в поле не воин».
Человек с мнением, отличающимся от общепринятого, с иным мышлением всегда считается «другим», «не своим», а иногда и вовсе сумасшедшим, как в данном случае. Эта проблема в наше время особо актуальна, так как со временем она только усиливается и распространяется на всё большее и большее количество людей. Все чаще люди боятся своего собственного мнения лишь потому, что его могут воспринять с осуждением, причем боятся не только оглашать эти мнения, но и даже в принципе иметь их.
Полканова Мария
Комедия Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1824 году. Суть пьесы в противостоянии между «умными» человеком и «глупцами».
Сам автор писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека…» Главный герой — Александр Чацкий, ему Грибоедов отвел роль «умного», а «глупцами» оказались помещики и чиновники, жители Москвы, господа Фамусов и его секретарь Молчалин, полковник Скалозуб и другие.
На протяжении 4-х действий комедии мы видим, как Чацкий «борется» с «устаревшими» принципами своих оппонентов. Незаурядный, остроумный, способный произносить блестящие монологи, как «А судьи кто?..», он человек, бесспорно, возвышающийся над всем «фамусовским обществом». Но, несмотря на все это, наш герой — утопист. Он верит, что все человеческие пороки могут мгновенно исчезнуть. По словам А.И.Солженицына, Чацкий избрал себе роль пламенного пророка, который еще не знает кого и куда вести. Программа нашего героя такова: он призывает к национальной самобытности, к свободе выбора и к смягчению злоупотреблений крепостными крестьянами. Чацкий проповедует свои идеи всем и каждому, его не волнует, интересно ли это людям или нет. Часто грибоедовский герой не замечает, что рассказывает что-то самому себе. Чацкий говорит монологами, а если вдруг слышит ответную реплику, то парирует резко и грубо. Александр нетерпелив, вспыльчив, необдуманно-несправедлив. В своей статье «Протеревши глаза» Солженицын пишет, что Чацкий «.
В противовес многословному Чацкому ставится тихий Молчалин. Этих героев свел вместе любовный конфликт. Чацкий симпатизирует Софии, дочери Фамусова, а она влюблена в Молчалина, секретаря ее отца. Но главный герой не может понять, почему София предпочла Молчалина ему. Чацкий характеризует своего соперника как «жалчайшее создание». (Впрочем, главный герой не считает иными остальных персонажей комедии.) М.М.Бахтин назвал грибоедовского героя верхоглядом, потому что он не может и не хочет вникнуть в психологию других людей. То же самое и в ситуации с Молчалиным. У него действительно нет живого, бойкого, алчущего познаний ума, как у Чацкого, но есть ум практический, житейский. Молчалин — провинциал, приехавший покорять столицу. Для него было большим счастьем попасть в секретари к богатому Фамусову. И, естественно, Молчалину пришлось всячески угождать своему начальнику и его друзьям. Чацкий же высмеивает «угодничество высшим».
Чацкий, который оковал себя броней непогрешимости, по словам Солженицына, никак не может понять, почему его разлюбила София (девушка, которую он так легко оставил и забыл). Главный герой винит во всем Молчалина. В комедии присутствуют многочисленные свидетельства о бесчувственности и расчетливости фамусовского секретаря. Но если повнимательнее вглядеться в текст, то картина вырисовывается такая: Молчалин не любит Софию, в его душе происходит борьба (с одной стороны, надо быть полюбезнее с дочерью начальника, а с другой — сердце ему этого не позволяет, так как он любит другую, служанку Лизу). Поэтому Молчалин всячески оттягивает развязку. Но обстоятельства складываются не в его пользу: София слышит признание Молчалина Лизе.
Пускай секретарь все-таки погубил свою карьеру, но не позволил себе опорочить девушку из-за корыстного интереса.
Это характеризует Молчалина с лучшей стороны. Подводя итог, можно сказать, что Молчалин показал над Чацким явное преимущество дела над словами. Наши герои — это два разных типа человека, характерных для эпохи начала XIX века.
Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
2.2. Как тема родины раскрывается в произведениях одного из русских поэтов XX века? (По двум−трём стихотворениям поэта, выбранного Вами самостоятельно.
)
2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)
Пояснение.
Комментарии к сочинениям
2.1. Каковы идеалы и жизненные принципы Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Бессмертные образы создал в своем единственном, но великом произведении А. Грибоедов. «Горе от ума» открыло русской литературе героев, преданных делу чести, героев, ничего не понимающих в мире, героев-солдафонов и героев-прислужников. Последний образ в комедии олицетворен Алексеем Степановичем Молчалиным — одним из самых таинственных персонажей. Сразу же бросается в глаза одно качество Молчалина — неразговорчивость, о чем, собственно, и говорит его фамилия. Молчалин никогда не высказывает своего мнения и никогда не произносит многословных речей. Все его фразы обрывчаты, особенно в общении с лицами по чину выше его.
Молчалин — это не индивидуальный образ, найденный А.
Грибоедовым. Но образ, распространенный в России того времени, и ярко подмеченный автором. Философия же Молчалина такова:
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь
Ведь надобно ж зависеть от других
Таким образом, Молчалин – это образ человека, который ради того, чтобы выжить в обществе, не смеет иметь собственное суждение. Он подчиняется во всем не своим идеалам и ценностям, но принимает правила игры людей, стоящих выше его по чину. Образ Молчалина — обобщающий, ведь в то время, как, впрочем, и сейчас, продвигались по службе те, кто были послушны, исполнительны и молчаливы. Никогда не любили люди тех, кто имеет собственное мнение. И поэтому, мне кажется, образ Молчалина очень актуален.
2.2. Как тема родины раскрывается в произведениях одного из русских поэтов XX века? (По двум-трём стихотворениям поэта, выбранного Вами самостоятельно.)
Тема Родины, родной природы — одна из ведущих тем творчества С.Есенина. Особенностями изображения Родины в стихотворениях поэта являются необыкновенная поэтизация родной природы, идеализация крестьянской Руси.
Даже революции Есенин принимал, по его словам, с особым «крестьянским уклоном». При написании сочинения можно остановиться на двух — трех стихотворениях поэта, посвященных теме Родины: «Нивы сжаты, рощи голы…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Русь», «Каждый труд благослови, удача!..»
2.3. Какие особенности поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» позволяют назвать её романтической?
Как поэт-романтик Лермонтов был представителем прогрессивного романтизма, выразившим решительное неприятие современной ему действительности («Демон») и утвердившим положительное начало жизни — героическую личность, понимающую жизнь как борьбу, как активное действие («Мцыри»). Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. И поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши. Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывает свою душу в рассказе-исповеди.
Строки о несчастливом детстве и отрочестве Мцыри помогают глубже понять его переживания и мысли. Автор стремился как можно полнее раскрыть — «рассказать душу» своего удивительного героя.
2.4. Почему рассказ А.П. Чехова «Хамелеон» смешон и грустен одновременно?
Рассказ Чехова назван «Хамелеон», и идея хамелеонства (то есть приспособления к меняющейся обстановке путем изменения цвета кожи) затем развертывается в рассказе в переносном, метафорическом смысле. Совершенно очевидно, что рассказ содержит в себе сатирическое обобщение. Говорящие фамилии в рассказе используются как средство характеристики персонажей, выбраны с целью создания комического эффекта. Персонажи рассказа — люди самые разные, представляющие народ, «улицу», человека толпы. Ситуация с собакой, судьба которой зависит от того, кто ее хозяин, весьма показательна и характерна для всех времен и народов. Понятие «хамелеонство» стало использоваться повсеместно для определения людей беспринципных и меняющих мнение в зависимости от ситуации.
Такие люди нередко выглядят смешными, но в то же время грустно от того, что явление хамелеонства очень распространено, и никто не застрахован оказаться завтра на улице рядом с ними.
В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова представлены образы московских дворян начала 19 века, когда в обществе наметился раскол между консервативным дворянством и теми, кто воспринял идеи декабризма. Основная тема произведения – противоборство «века нынешнего» и «века минувшего», болезненная и исторически закономерная смена старых дворянских идеалов новыми. Сторонники «века минувшего» в комедии многочисленны. Это не только такие весомые и влиятельные в свете люди, как помещики-крепостники Фамусов и полковник Скалозуб, но и молодые дворяне, не имеющие высоких чинов и вынужденные «услуживать» влиятельным людям. Таков образ Молчалина в комедии «Горе от ума».
Молчалин – небогатый дворянин родом из Твери. Он живет в доме у Фамусова, который ему «дал чин асессора и взял в секретари». Молчалин является тайным любовником дочери Фамусова, но в зятьях отец Софьи видеть его не желает, ведь в Москве положено иметь зятя «с звездами и чинами».
Этим стандартам Молчалин пока не соответствует. Однако очень ценно для фамусовского общества его стремление «услужить».
Благодаря этому умению Молчалин и получил должность секретаря Фамусова, ведь обычно на такие места берут только по протекции. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой». Именно деловые качества, а не честь и достоинство, ценны в фамусовской среде.
В пьесе «Горе от ума» образ Молчалина полностью соответствует принятым стандартам поведения молодого дворянина в обществе. Он выслуживается и унижается перед влиятельными гостями в доме Фамусова, ведь они могут быть полезными в его продвижении по службе. Молчалин опускается до того, что принимается нахваливать гладкую шерстку собаки Хлёстовой. Он полагает, что, пока «в чинах мы небольших», «надобно зависеть от других». Именно поэтому Молчалин живет по принципу «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».
Как и все в фамусовском обществе, в комедии «Горе от ума» Молчалин гордится своими успехами по службе и хвалится ими при каждом удобном случае: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил».
Молчалин преуспел и в налаживании связей с «нужными» людьми. Он часто бывает у княгини Татьяны Юрьевны, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные», и даже осмеливается рекомендовать такую манеру поведения Чацкому.
Несмотря на то, что взгляды и ценности Молчалина полностью совпадают с идеалами консервативного дворянства, Молчалин способен причинить серьезный вред тому обществу, в котором он находится. Дочь Фамусова будет обманута именно этим человеком, поскольку он принимает вид ее любовника «по должности», то есть из выгоды.
Молчалин полностью открывает свое лицо при взаимодействии со служанкой Лизой, которую выражает симпатию. «Вы с барышней скромны, а с горничной повесы», – говорит она ему. Читателю становится понятно, что Молчалин вовсе не глупый скромник – он двуличный и опасный человек.
В сердце Молчалина нет ни любви, ни уважения к Софье. С одной стороны, он разыгрывает этот спектакль «в угоду дочери такого человека», а с другой – смертельно боится того, что его тайная связь с Софьей откроется.
Молчалин очень труслив. Он боится испортить о себе мнение в обществе, ведь «злые языки страшнее пистолета». Даже Софья готова идти наперекор свету ради любви: «Что мне молва?!» Наверное, поэтому Молчалин не находит в браке с Софьей «ничего завидного».
Получается, что своей подлостью Молчалин причиняет вред даже тому обществу, порождением которого он является. Молчалин просто четко следует совету своего отца – «угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить…»
Этот герой полностью соответствует идеалам «века минувшего», хотя принадлежит к молодому поколению дворян. Он умеет главное – приспосабливаться, а потому «Молчалины блаженствуют на свете».
Таким образом, Молчалин – порождение и достойное продолжение представителей консервативного дворянства. Он, как и это общество, дорожит лишь чинами и деньгами и только по этим меркам оценивает людей. Хитрость и двуличие этого героя – определяющие черты в характеристике Молчалина в комедии «Горе от ума».
Потому Чацкий и утверждает, что Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».
Проблема, которую поднимает Грибоедов в комедии «Горе от ума», остается актуальной и по сей день. Во все времена существовали Молчалины, которые не останавливались ни перед чем для достижения своих целей. Образ Молчалина будет оставаться живым для читателей до тех пор, пока во главу угла будут ставиться такие ценности, как богатство и положение в обществе, а не честь, совесть, человеческое достоинство и истинный патриотизм.
Характеристика героя, рассуждение о его взглядах и идеалах, описание взаимоотношений с другими персонажами – все эти аргументы помогут ученикам 9 класса при написании сочинения на тему образа Молчалина в комедии «Горе от ума»
Тест по произведению
10 принципов жизни в духе тишины
«У каждого из нас есть специальности. У каждого из нас есть своя индивидуальная часть.
Не сравнивайте и не соревнуйтесь; в этом нет смысла — вы не можете стать таким, как все. Вы такой, какой вы есть – уникальный. Возьмите все хорошее внутри себя и оставьте все остальное. Теперь сотвори такое чудо, чтобы Бог был виден твоими глазами и твоим сердцем».
Дади Джанки
Вселенная работает на принципах, которые поддерживают и поддерживают благополучие. Если мы будем уважать эти принципы, тогда все — люди, общество и Земля — будут процветать. Практика молчания помогает нам настроиться на эти руководящие принципы. Вот десять руководящих принципов, которые помогают нам жить в духе тишины.
ПРИНЦИП 1: ЖИВИТЕ ПОЛНОСТЬЮ МОМЕНТОМ
Нет смысла развлекаться воспоминаниями, которые вызывают чувство вины, сожаления или ностальгии. Прошлое прошло; это закончилось, и мы должны двигаться дальше.
ПРИНЦИП 2: ОСОЗНАЙТЕ СВОИ ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ
Мы всегда можем найти причины жаловаться и обвинять внешние системы – религиозные, политические или социальные – и тем самым удобно оправдывать собственную инерцию, разочарование и негативность.
Однако часто проблема сама по себе не является проблемой. Проблема заключается в том, как мы думаем и подходим к сложному поведению или вредным действиям. Практикуя молчание, мы никогда не сосредотачиваемся на проблеме, а вместо этого сознательно оставляем место для альтернатив и решений.
Те, кто используют внутренние, вечные принципы в качестве ориентира, работают с энтузиазмом и тишиной и излучают оптимизм в самые темные уголки глубочайшего негатива. Они упорствуют, потому что верят, что «всегда есть выход».
ПРИНЦИП 3: НАСЛАЖДАЙТЕСЬ ЩЕДРОСТЬЮ
Щедрость — наше естественное состояние. Оно приходит без каких-либо обязательств, потому что оно вытекает из состояния полноты, завершенности и свободы — изобилия. Этот поток изобилия приходит, когда мы освобождаемся от ограниченной узкой точки зрения «я» и «мое». Практика молчания побуждает нас смотреть за пределы ограниченного «я», вдохновляя нас делиться изобилием, которое мы бесконечно получаем.
ПРИНЦИП 4: УЧИТЕСЬ НА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЯХ
Для эффективного выполнения любой задачи нам нужна команда ценностей.
Мы должны признать, что нельзя сосредотачиваться исключительно на одном значении, игнорируя «противоположное» значение. Например, целеустремленность поощряет сосредоточенность, концентрацию и волю к преодолению препятствий. Однако если полагаться только на это качество, оно может выродиться в ригидность, упрямство, резкость или даже навязчивость. Когда мы практикуем молчание, мы с большей вероятностью замечаем сигналы, говорящие нам использовать ценности партнера для качества. В случае решимости это будет терпение и гибкость для поддержания баланса и плавности в ситуациях и отношениях.
ПРИНЦИП 5: ЦЕНИТЕ СЕБЯ
Когда вы цените свою уникальность, вы становитесь сильными и свободными, не связанными успехом или неудачей, вашими талантами и мнениями, вашими отношениями и прошлым опытом. Вас не слишком воодушевляют слова похвалы, и вы не чувствуете себя раздавленным непониманием или неприязнью. Практикуя молчание, мы отступаем от представлений о нас других и способны оценить ценность своего уникального «я».
Мы узнаём, что у нас есть первоначальная ценность, которую нельзя уничтожить, повредить или скопировать, и когда мы соприкасаемся с этим внутренним проектом, мы так глубоко ощущаем ценность истинного «я», что начинает расцветать самоуважение. Это, в сочетании со смирением, позволяет нам ценить других и уважать их уникальность наряду с собственной.
ПРИНЦИП 6: ПОДДЕРЖИВАЙТЕ СВЯЗЬ
Наш внутренний мир должен быть связан с внешним миром или обществом – в противном случае это похоже на невысаженное семя, которое никогда не расцветет. Создание и поддержание моста между внутренним и внешним миром способствует подлинному общению с другими людьми и помогает нам поддерживать баланс и счастливую жизнь. Внешний мир с его разнообразием отношений и ситуаций побуждает нас к обновлению и переоценке нашего внутреннего мира мыслей, чувств и установок. Практика тишины дает нам возможность уйти от внешнего мира и использовать уроки, которые мы там получаем, как возможность для размышлений и изменений.
ПРИНЦИП 7: НАСТРОЙКА НА КАЖДОЕ НОВОЕ МОМЕНТ
Мы создаем счастье, когда движемся в соответствии с ежеминутным осознанием, а не в соответствии с удобной формулой «правильного» или «неправильного». Находя момент, чтобы побыть в тишине в течение дня, мы прикасаемся к этому моменту и можем увидеть, что нужно понять и сделать.
ПРИНЦИП 8: ЧТО ПРОИСХОДИТ, ПРИБЫВАЕТСЯ
Все, что мы выбрасываем во вселенную, рано или поздно вернется обратно. Молчание помогает нам воспользоваться моментом и настроиться, прежде чем действовать.
ПРИНЦИП 9: СТРОЧКА ВРЕМЕНИ СПАСАЕТ ДЕВЯТЬ
Когда мы распознаем мысль или ошибку и без колебаний и страха действуем в соответствии с ней, жизнь становится лучше. Практика молчания настраивает нас на нашу интуицию и наше лучшее «я», чтобы мы могли распознавать мысли, на которые мы должны действовать, а также ясно видеть ошибки.
ПРИНЦИП 10: ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ПОЗИТИВ
Кто-то, захваченный мелочами, мелочностью и драмой, живет в состоянии постоянных жалоб и ищет себе подобных.
Хотя группа может блистать, критика и удовольствие от унижения других отменяют наше право на счастье. Жизненно важно поддерживать компанию с правдой и ценностями, чтобы оставаться в свободе и счастье.
Покойный Энтони Страно был писателем и учителем Раджайоги у Брахма Кумарис.
Последние новости
5 причин молчать
Молчание не очень ценится в современной культуре. Когда дело доходит до общения, кажется, что мы больше всего ценим количество. А в нашем цифровом мире становится все проще добавить свой голос в какофонию. Недавно я прочитал о новой книге, в которой говорится, что в цифровую эпоху процесс письма опережает процесс чтения.
Будь то электронная почта, снэпчат, подкастинг или хеш-теги, мы живем в эпоху шума. Не тишина.
Реклама на TGC
Церковь как верный возвещатель Конечно, ораторское искусство также находится в центре христианского призвания. Существует ряд библейских причин говорить вместо молчания (например, Пс.
31:3; 35:22; 39:2; Иер. 4:19; Мф. 20:31; Лк. 19:40; Деян. 18: 9). Самое главное, мы возвещаем Евангелие до концов земли (Мф. 28:19).-20). Павел спрашивает: «Как слышать, если кто не проповедует?» (Рим. 10:14с).
Тем не менее, я хочу остановиться здесь на том, как Писание советует Божьему народу хранить молчание, и на благословениях, которые с этим связаны.
Пять библейских причин молчать1. Послушание
Проще говоря, вы не можете подчиняться, если не молчите, чтобы слушать. Это верно на физическом уровне, но также и на духовном. Писание символически связывает наши сердца с тем, что исходит из наших уст (Мф. 12:34; Лк. 6:45). Расширяя метафору, только когда мы замолкаем в своем сердце, мы в состоянии услышать — получить Божьи наставления — и повиноваться.
Моисей подчеркивает эту мысль в одной из своих последних речей, подчеркивая призыв Израиля повиноваться всем заповедям Господа (Втор. 27:1-10). Это требование коренится в том, что они являются Божьим народом: уже не рабами, а Божьим наследием (32:9).
Моисей ставит восклицательный знак в своей речи резким призывом: «Молчи и слушай, Израиль!» (27:9).
Итак, Божьи заповеди и наше послушание связаны друг с другом духовным безмолвием перед Царем. И наоборот, непослушание — это возмущение живущего в нас греха, поскольку наше сердце отрицает, кто мы есть во Христе. Этот принцип распространяется в целом не только на Божий народ, но и на все Его творение, включая бесов (Мк. 1:25//Лк. 4:35).
2. Самоконтроль
Молчание, связанное с послушанием, являет и воздержание, плод Духа (Гал. 5:22-23). Послушание и самообладание неразделимы, но различны. С одной стороны, отсутствие молчания выдает отсутствие самообладания, которое в противном случае определяет верность (Еккл. 5:2-3). Писание предупреждает, что многословный глупец только попадает в беду и демонстрирует свое невежество (Еккл. 10:12-14; Притчи 12:23). Прагматичное, но библейское решение для человека, ведущего себя как глупец, — молчание: «Возложи руку твою на уста твои» (Притчи 30:32).
С другой стороны, молчание демонстрирует нашу готовность ждать и служить другим с любовью (Бытие 24:21; Иов 29:21; Еф. 4:29). Молчание также является катализатором благочестивого самоанализа среди гнева (Пс. 4:4). Это свидетельствует о нашей решимости переносить трудности с твердой надеждой на Господа (Плач. 3:26-29). Молчание также управляет нашей способностью тщательно оценивать духовное наставление (1 Кор. 14:29–30) и благоразумно взаимодействовать с миром, не поддаваясь его искушениям (Пс. 39).:1; пров. 21:23).
3. Чудо
Можно поклоняться Богу в полной тишине. Один из самых красивых парадоксов Писания заключается в том, что бессловесность может ясно говорить о славе Бога. Мы чтим Бога, когда благоговеем перед ним. Мы сотворены по Его образу и поэтому приносим Ему славу своим смиренным молчанием, в то время как всякое другое творение просто немое. Писание полно примеров молчаливого благоговения, вызванного удивлением перед Богом.
Молчание такого рода действует двумя способами, и оба они могут благословить народ Божий. С одной стороны, когда христиане смиряются с глубиной греховной обиды, совершенной против святого Бога, Павел говорит, что их уста должны быть «заглажены» (Рим. 3:19).). Молчание — единственный возможный ответ перед лицом Божьей святости и грядущего суда (Соф. 1:7; Зах. 2:12; Мих. 7:16). С другой стороны, мы должны умолкнуть в свете невероятного Божьего искупления, совершенного в Его обещанном избавлении для Своего народа (Ис. 41:1; ср. Лк. 1:20), и примиряющей работы Иисуса Христа ( Деяния 11:18; 15:12). Молчание даже во время совместного богослужения, когда церковь собирается для встречи с Богом, способствует благоговению, которого Он заслуживает (Авв. 2:20).
4. Остальные
Как параллель с удивлением в свете Божьего спасения, молчание является благословенным продуктом покоя, который мы имеем в Нем. Знание того, что Бог — это наш Бог, побуждает нас «молчать» (Пс.
46:10). Даже перед лицом неуверенности и страдания псалмопевец может сказать: «Одного Бога ждет душа моя в безмолвии; от него приходит мое спасение. . . ибо на Него надежда моя» (Пс. 62:1, 5). Даже творение знает своего Творца и останавливается по его приказу, как Иисус усмиряет бурю (Мк. 4:39).). Когда Израиль столкнулся с Красным морем с одной стороны и египетской армией с другой, Моисей непостижимым образом приказывает Израилю молчать. «ГОСПОДЬ будет сражаться за тебя, а тебе стоит только молчать!» (Исх. 14:13-14). Настолько тверда наша надежда на Бога и Его спасение, что страх может быть отброшен в сторону, а наше молчание может свидетельствовать и ободрять покой в Нем.
5. Мудрость
Часто, когда мы думаем о мудрости, мы думаем говорить, обычно чтобы дать совет. Но часто мудрость должна подсказывать прямо противоположное. Особенно в книге Иова мы видим противоречие между желанием дать совет и необходимостью хранить молчание.

А сколько других известных поэтов