Сословно-представительная монархия как форма правления особенности, историческое значение
Сословно-представительная монархия – это форма государственного управления, в основе которого лежит принцип сословного представительства, осуществляющее правление государством и изданием законов.
Центральным политическим лицом в государстве остаётся царь. Сословно-представительная монархия являлась переходной формой от периода раннего феодализма к абсолютной монархии.
Содержание
- 1 Признаки
- 2 Причины возникновения
- 3 Примеры в разных странах
- 4 Предпосылки возникновения сословно-представительной монархии
- 5 Алгоритм работы сословно-представительной монархии
- 6 Даты, причины и последствия возникновения сословно-представительной монархии
- 7 Период возникновения и завершения
- 8 Современная актуальность сословно-представительной монархии
- 9 Противоположность сословно-представительной монархии
- 10 Вывод
Признаки
Основным признаком сословно-представительной монархии являлось ограничение власти царя представительствами от сословий. Мировые примеры:
Страна | Сословно-представительное учреждение |
---|---|
Франция, Нидерланды | Генеральный штат |
Англия | Парламент |
Германия | Рейхстаг и ландтаг |
Венгрия, Чехия, Польша | Сейм |
Испания | Кортес |
Россия | Земский собор |
Сословно-представительные собрания были основаны на договорном начале. Данная форма основывалась на необходимости придти к общему согласию по вопросам принятия тех или иных законов, установление сроков подати и налогов, и так далее.
Причины возникновения
Причины возникновения сословно-представительной монархии:
- Рост территории государства;
- Рост численности населения;
- Усложнение структуры управления страной, что вызвало потребность разделения обязанностей;
- Появляются сословия (купечество, духовенство, крестьяне и др.
).
При этом власть оставалась в руках монарха.
Сословия хотели иметь прямые рычаги давления на решения, принимаемые государем. Некоторые сословия сосредотачивали в своих руках огромные средства. Например, было немало случаев в истории, когда отдельные армии сословий по численности превосходили королевские. Купеческие сословия могли с лёгкостью дать денег на поддержания жизни в королевстве.
Несмотря на это, никаких гарантий того, что государь примет непопулярное решение, не было. В этой связи создались первые предпосылки к появлению сословно-представительной монархии.
Примеры в разных странах
Стоит отметить, что в странах Западной Европы сословно-представительная монархия существовала в период с XIII по XV вв. В России этот период относился к 1549–1659 гг.
Примеры стран с сословно-представительной формой правления со своими особенностями:
Страна | Название сословного представительства, особенности | Состав | Функция |
---|---|---|---|
Англия | «Образцовый» парламент. | Крупные духовные и светские феодалы | Определение размера податей, контроль за высшими государственными служащими, принятие законов. |
Франция | Генеральный штат. Фактически действовал от имени королевской власти. | Дворянство, духовенство, «третье» | Совещательная функция заключалась в тесном сотрудничестве с королём о принятии законов, вводе налогов и т.д. Могли обращаться к представителям королевской власти с просьбами и протестами. |
Германия | Рейхстаг. Собирались два раза в год по приказу императора, имел минимальное влияние. | 3 курии: имперские города, имперские князи, курфюрсты | Прописанных функций не имел. Зачастую носил совещательную функцию по различным вопросам (территориальный, налоговый, внешнеполитический и т.д.). |
Россия | Земский собор. Созывался по приказу царя. | Боярская дума, духовенство, выборные дворяне и мещане | Избрание на трон государя, обсуждение важнейших государственных вопросов. |
Предпосылки возникновения сословно-представительной монархии
Предпосылки возникновения сословно-представительной монархии:
- Развитие товарного производства и торговых связей;
- Рост числа городов;
- Введение денежной ренты взамен натуральным повинностям;
- Города освобождаются от феодальной зависимости и приобретают местное самоуправление;
- Объединение сословий с правом наследства.
Вследствие этих преобразований возникают предпосылки к возникновению сословно-представительной монархии и одновременному усилению королевской власти.
Алгоритм работы сословно-представительной монархии
Алгоритм работы сословно-представительной монархии во всех странах был примерно одинаковым:
- Созыв сословного представительства по приказу царя/короля или по расписанию;
- Обсуждение важнейших государственных вопросов по различным направлениям;
- Приход к «общему знаменателю» между сословными представительствами;
- Выдвижение единого решения на рассмотрение царю/королю;
- Принятие царём/королём решения;
- Вступление в законную силу после подписи царя/короля.
Даты, причины и последствия возникновения сословно-представительной монархии
Представим это в виде таблицы.
Страна | Дата возникновения | Причина возникновения | Последствия |
---|---|---|---|
Англия | 1295 г. | Борьба феодальных сословий с королевской властью (катализатор – Гражданская война 60-х гг. XIII в.). | Перерос в парламент и дошёл до наших дней путём превращения договорного принципа в конституционное право. |
Франция | 1302 г.
| Значительные изменения в социальной и экономической сфере. | Переход к абсолютной монархии. |
Германия | 1495 г. | Ослабление императорской власти, снижение эффективности работы императорских институтов власти. | В рамках Священной Римской империи в парламент не перерос. После её распада, сохранился в качестве названия парламента в Германской империи и Северогерманском союзе. |
Россия | 1549 г. | Пополнение казны на военные и прочие нужды путём приглашения в Земский собор представителей купечества. Успокоение граждан. | Переход к абсолютной монархии вследствие реформ Петра I |
Период возникновения и завершения
Периоды возникновения и завершения существования сословно-представительной монархии.
Страна | Дата возникновения | Дата завершения |
---|---|---|
Англия («Образцовый» парламент) | 1295 г. | По наше время |
Франция (Генеральный штат) | 1302 г. | 1789 г. |
Россия (Земский собор) | 1549 г. | 1659 г. |
Речь Посполитая (Сейм) | 1569 г. | 1793 г. |
Нидерланды (Генеральный штат) | 1463 г. | 1795 г. |
Священная Римская империя (Рейхстаг) | 1495 г. | 1806 г. |
Хорватия (Сабор) | 1848 г. | По наше время. |
Испания (Кортесы) | 1137 г. | 1834 г. |
Исландия (Альтинг) | 930 г. | 1799 г. |
Современная актуальность сословно-представительной монархии
Актуальность изучения сословно-представительной монархии в современных условиях заключается в важности понимания проблематики современной представительной демократии. Глубокий анализ того периода времени поможет в понимании модели складывания современных демократических отношений.
Противоположность сословно-представительной монархии
Абсолютная монархия является с одной стороны противоположностью сословно-представительной монархии, а с другой, её продолжением в большинстве стран.
Абсолютная монархия – это форма государственного управления, которая основана на единоличном принятии важнейших государственных решений государем. Также характеризуется его безграничной властью.
В отличие от сословно-представительной форму правления, где государева власть ограничивалась сословным представительством.
Вывод
В большинстве стран сословно-представительная монархия не выполнила своей основной задачи – установлению единого централизованного государства. Более того, Рейхстаг в Германии, например, являлся причиной постоянных междоусобных войн.
Требовалась более жёсткая политика самодержавия. Именно поэтому сословно-представительная монархия уступила место абсолютизму.
Сословно-представительная монархия как форма правления особенности, историческое значение
Сословно-представительная монархия – это форма государственного управления, в основе которого лежит принцип сословного представительства, осуществляющее правление государством и изданием законов.
Центральным политическим лицом в государстве остаётся царь. Сословно-представительная монархия являлась переходной формой от периода раннего феодализма к абсолютной монархии.
Содержание
- 1 Признаки
- 2 Причины возникновения
- 3 Примеры в разных странах
- 4 Предпосылки возникновения сословно-представительной монархии
- 5 Алгоритм работы сословно-представительной монархии
- 6 Даты, причины и последствия возникновения сословно-представительной монархии
- 7 Период возникновения и завершения
- 8 Современная актуальность сословно-представительной монархии
- 9 Противоположность сословно-представительной монархии
- 10 Вывод
Признаки
Основным признаком сословно-представительной монархии являлось ограничение власти царя представительствами от сословий. Мировые примеры:
Страна | Сословно-представительное учреждение |
---|---|
Франция, Нидерланды | Генеральный штат |
Англия | Парламент |
Германия | Рейхстаг и ландтаг |
Венгрия, Чехия, Польша | Сейм |
Испания | Кортес |
Россия | Земский собор |
Сословно-представительные собрания были основаны на договорном начале. Данная форма основывалась на необходимости придти к общему согласию по вопросам принятия тех или иных законов, установление сроков подати и налогов, и так далее.
Причины возникновения
Причины возникновения сословно-представительной монархии:
- Рост территории государства;
- Рост численности населения;
- Усложнение структуры управления страной, что вызвало потребность разделения обязанностей;
- Появляются сословия (купечество, духовенство, крестьяне и др.).
При этом власть оставалась в руках монарха.
Сословия хотели иметь прямые рычаги давления на решения, принимаемые государем. Некоторые сословия сосредотачивали в своих руках огромные средства. Например, было немало случаев в истории, когда отдельные армии сословий по численности превосходили королевские. Купеческие сословия могли с лёгкостью дать денег на поддержания жизни в королевстве.
Несмотря на это, никаких гарантий того, что государь примет непопулярное решение, не было. В этой связи создались первые предпосылки к появлению сословно-представительной монархии.
Примеры в разных странах
Стоит отметить, что в странах Западной Европы сословно-представительная монархия существовала в период с XIII по XV вв. В России этот период относился к 1549–1659 гг.
Примеры стран с сословно-представительной формой правления со своими особенностями:
Страна | Название сословного представительства, особенности | Состав | Функция |
---|---|---|---|
Англия | «Образцовый» парламент. Появился в итоге гражданской войны в 1295 году. | Крупные духовные и светские феодалы | Определение размера податей, контроль за высшими государственными служащими, принятие законов. |
Франция | Генеральный штат. Фактически действовал от имени королевской власти. | Дворянство, духовенство, «третье» | Совещательная функция заключалась в тесном сотрудничестве с королём о принятии законов, вводе налогов и т. |
Германия | Рейхстаг. Собирались два раза в год по приказу императора, имел минимальное влияние. | 3 курии: имперские города, имперские князи, курфюрсты | Прописанных функций не имел. Зачастую носил совещательную функцию по различным вопросам (территориальный, налоговый, внешнеполитический и т.д.). |
Россия | Земский собор. Созывался по приказу царя. | Боярская дума, духовенство, выборные дворяне и мещане | Избрание на трон государя, обсуждение важнейших государственных вопросов. |
Предпосылки возникновения сословно-представительной монархии
Предпосылки возникновения сословно-представительной монархии:
- Развитие товарного производства и торговых связей;
- Рост числа городов;
- Введение денежной ренты взамен натуральным повинностям;
- Города освобождаются от феодальной зависимости и приобретают местное самоуправление;
- Объединение сословий с правом наследства.
Вследствие этих преобразований возникают предпосылки к возникновению сословно-представительной монархии и одновременному усилению королевской власти.
Алгоритм работы сословно-представительной монархии
Алгоритм работы сословно-представительной монархии во всех странах был примерно одинаковым:
- Созыв сословного представительства по приказу царя/короля или по расписанию;
- Обсуждение важнейших государственных вопросов по различным направлениям;
- Приход к «общему знаменателю» между сословными представительствами;
- Выдвижение единого решения на рассмотрение царю/королю;
- Принятие царём/королём решения;
- Вступление в законную силу после подписи царя/короля.
Даты, причины и последствия возникновения сословно-представительной монархии
Представим это в виде таблицы.
Страна | Дата возникновения | Причина возникновения | Последствия |
---|---|---|---|
Англия | 1295 г. | Борьба феодальных сословий с королевской властью (катализатор – Гражданская война 60-х гг. XIII в.). | Перерос в парламент и дошёл до наших дней путём превращения договорного принципа в конституционное право. |
Франция | 1302 г.
| Значительные изменения в социальной и экономической сфере. | Переход к абсолютной монархии. |
Германия | 1495 г. | Ослабление императорской власти, снижение эффективности работы императорских институтов власти. | В рамках Священной Римской империи в парламент не перерос. После её распада, сохранился в качестве названия парламента в Германской империи и Северогерманском союзе. |
Россия | 1549 г. | Пополнение казны на военные и прочие нужды путём приглашения в Земский собор представителей купечества. Успокоение граждан. | Переход к абсолютной монархии вследствие реформ Петра I |
Период возникновения и завершения
Периоды возникновения и завершения существования сословно-представительной монархии.
Страна | Дата возникновения | Дата завершения |
---|---|---|
Англия («Образцовый» парламент) | 1295 г. | По наше время |
Франция (Генеральный штат) | 1302 г. | 1789 г. |
Россия (Земский собор) | 1549 г. | 1659 г. |
Речь Посполитая (Сейм) | 1569 г. | 1793 г. |
Нидерланды (Генеральный штат) | 1463 г. | 1795 г. |
Священная Римская империя (Рейхстаг) | 1495 г. | 1806 г. |
Хорватия (Сабор) | 1848 г. | По наше время. |
Испания (Кортесы) | 1137 г. | 1834 г. |
Исландия (Альтинг) | 930 г. | 1799 г. |
Современная актуальность сословно-представительной монархии
Актуальность изучения сословно-представительной монархии в современных условиях заключается в важности понимания проблематики современной представительной демократии. Глубокий анализ того периода времени поможет в понимании модели складывания современных демократических отношений.
Противоположность сословно-представительной монархии
Абсолютная монархия является с одной стороны противоположностью сословно-представительной монархии, а с другой, её продолжением в большинстве стран.
Абсолютная монархия – это форма государственного управления, которая основана на единоличном принятии важнейших государственных решений государем. Также характеризуется его безграничной властью.
В отличие от сословно-представительной форму правления, где государева власть ограничивалась сословным представительством.
Вывод
В большинстве стран сословно-представительная монархия не выполнила своей основной задачи – установлению единого централизованного государства. Более того, Рейхстаг в Германии, например, являлся причиной постоянных междоусобных войн.
Требовалась более жёсткая политика самодержавия. Именно поэтому сословно-представительная монархия уступила место абсолютизму.
Правительство | Определение, история и факты
правительство
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Барак Обама Джордж Вашингтон Абрахам Линкольн Луи Маклейн Томми Тубервиль
- Похожие темы:
- Западный колониализм демократия экономическое планирование примирение колониализм
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
правительство , политическая система, с помощью которой страна или сообщество управляются и регулируются.
Большинство ключевых слов, обычно используемых для описания правительств — такие слова, как монархия , олигархия и демократия — имеют греческое или римское происхождение. Они актуальны уже более 2000 лет и еще не исчерпали своей полезности. Это говорит о том, что человечество не сильно изменилось с тех пор, как они были придуманы.
В этой статье обсуждается историческое развитие правительств, прежде всего в обществах Запада. (
См. также политология; политическая система; государство.
Сельскохозяйственное общество
Пока людей было мало, правительства почти не существовало. Разделение функций между правителем и управляемым имело место, если вообще имело место, внутри семьи. Крупнейшие социальные группы, будь то племена или деревни, представляли собой не более чем свободные ассоциации семей, в которых каждый старейшина или глава семьи имел равный голос. Вожди, если таковые имелись, имели строго ограниченные полномочия; некоторые племена вообще обходились без вождей. Эта дополитическая форма социальной организации все еще может быть обнаружена в некоторых регионах мира, например, в амазонских джунглях в Южной Америке или в верховьях долины реки Нил в Африке.
Возникновение сельского хозяйства начало менять это положение дел. В земле Шумера (на территории современного Ирака) изобретение ирригации потребовало более масштабных мероприятий. Управление потоком воды по рекам Тигр и Евфрат должно было координироваться центральной властью, чтобы поля можно было поливать как ниже по течению, так и выше.
К сожалению — но, учитывая человеческую природу, неизбежно — молодые города Шумера ссорились из-за распределения воды рек, и их богатство возбуждало жадность кочевников за пределами еще сравнительно небольшого ареала цивилизации (слово, происходящее от латинского слова для города, civitas ). Война, возможно, самая мощная из всех сил исторических изменений, объявила о своем приходе, и военное руководство стало не менее важным элементом царской власти, чем божественная санкция. Так должно было оставаться на протяжении всей долгой истории монархии: всякий раз, когда короли пренебрегали своими военными обязанностями, они подвергали опасности свои троны. Войны Шумера также обнажили еще один императив монархии — стремление к империи, проистекающее из необходимости защищать и определять границы путем их расширения, а также из необходимости находить новые средства для оплаты войск и оружия, будь то путем грабежа противника. или путем завоевания новых земель, или того и другого.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Распространение цивилизации
История монархии Старого Света, да и всей цивилизации, должна была в основном состоять из вариаций упомянутых выше паттернов на протяжении четырех или пяти тысячелетий. Торговые контакты принесли принципы цивилизации в Египет и Индию (Китай, как и доколумбовые общества Америки, по-видимому, развивался независимо). И везде, как только социальный порядок был установлен, проблема его защиты стала первостепенной. Хотя широкая зона цивилизации неуклонно расширялась, так что ко времени правления римского императора Траяна (98–117 н.э.) существовала непрерывная полоса цивилизованных обществ от Британии до Китайского моря, она всегда подвергалась риску со стороны варварских кочевников, бродивших по великим степям центральной Евразии. Эти кочевники сохранили свободные и простые институты первобытных обществ, но в остальном они развивались так же быстро и успешно, как и сами города (и отчасти под влиянием городов). Степь была страной лошадей, и вооруженные луками и стрелами варвары всех эпох обладали удивительно быстрой и смертоносной легкой конницей. Они постоянно боролись между собой за пастбища, а проигравших вечно гнали на запад, юг и восток, где они часто преодолевали любую оборону, которую могли выставить против них фермы и города цивилизации.
Тем не менее, военного вызова кочевников никогда не было достаточно, чтобы полностью разрушить цивилизацию. Либо захватчики захватят заселенные земли и затем примут цивилизованные обычаи, либо пограничная оборона окажется достаточно сильной, чтобы сдержать их. Были даже длительные периоды мира, когда варварская угроза была незначительна. Именно в такие времена спонтанная изобретательность человечества проявляла наибольшую силу как в политике, так и во всем остальном. Но примечательно, что в конце концов то, что можно было бы назвать древней нормой, всегда подтверждало себя, будь то в Европе, на Ближнем Востоке, в Индии или Китае. Военные кризисы — вторжения варваров, гражданские войны или войны между соперничающими государствами — повторялись, что требовало укрепления правительства.
Усилия по обеспечению определенного мира и процветания требовали утверждения власти на огромных расстояниях, создания больших армий и сбора налогов для их оплаты. Эти требования, в свою очередь, способствовали обучению грамоте и счету, а также появлению того, что позже стало называться бюрократией — власть чиновников.
Тем не менее, время от времени проводились эксперименты, поскольку ни у одной монархии не было ресурсов, чтобы управлять всеми своими подданными напрямую. Пока они платили дань вовремя, местные правители и местные общины волей-неволей были предоставлены самим себе. Даже если бы они не заплатили, усилия, необходимые для проведения военной операции на расстоянии от имперского центра, были столь велики, что они могли быть предприняты только в исключительных обстоятельствах, да и то они могли не увенчаться успехом, как это обнаружили цари Персии, когда они предприняли карательные походы из Малой Азии против материковой Греции в начале V века до н.0029 см. Греко-персидские войны). Таким образом, в обычное время жители окраин имели широкую свободу действий.
Хотя цивилизация, по мере того как ее преимущества становились очевидными, распространилась на запад и северо-запад из Азии, бюрократическая монархия не могла легко последовать за ней. Море становилось историческим фактором, столь же важным, как степь и великие орошаемые реки. Тир и Сидон, приморские города Финикии (современный Ливан), долгое время использовали свое прибрежное положение не только для того, чтобы оставаться независимыми от сухопутных империй, но и для того, чтобы продвигаться через море, даже за Гибралтарский пролив, в поисках торговли.
Конституционная монархия — Британская монархическая лига
Конституционная монархия
Конституционная монархия — это форма правления, при которой монарх выступает в качестве главы государства в рамках параметров письменного (т. е. кодифицированного), неписаного (т. е. некодифицированного) или смешанная конституция. Он отличается от абсолютной монархии тем, что абсолютный монарх служит единственным источником политической власти в государстве и не связан юридически какой-либо конституцией. В большинстве конституционных монархий используется парламентская система, в которой монарх может иметь строго церемониальные обязанности или может иметь резервные полномочия, в зависимости от конституции. У них есть прямо или косвенно избранный премьер-министр, который является главой правительства и обладает эффективной политической властью.
Как и в большинстве республик, в конституционной монархии исполнительная власть принадлежит главе государства. Сегодня конституционная монархия почти всегда сочетается с представительной демократией и представляет собой (как теория гражданского общества) компромисс между полным доверием к политическому классу и хорошо воспитанным и хорошо обученным монархам, воспитанным для этой роли с рождения. Хотя король или королева могут считаться символическими главами правительства, на самом деле страной управляет премьер-министр.
Однако чаще всего монархические институты играли решающую роль в предотвращении государственных переворотов и свержении демократических институтов фашистскими или коммунистическими движениями. Примеры включают попытку государственного переворота 23-F в Испании в 1981 году, попытки государственного переворота 1981 и 1985 годов в Таиланде и попытку коммунистического переворота в Гренаде в 1983 году. В делах Испании и Таиланда действия, предпринятые королем, оказались решающими; в случае с Гренадой призыв к помощи извне был сделан генерал-губернатором (сэр Пол Скун). Современные конституционные монархии включают Австралию, Багамы, Бахрейн, Барбадос, Бельгию, Белиз, Бутан, Камбоджу, Канаду, Данию, Гранаду, Ямайку, Японию, Иорданию, Лихтенштейн, Лесото, Люксембург, Малайзию, Монако, Марокко, Новую Зеландию, Нидерланды. , Норвегия, Папуа-Новая Гвинея, Сент-Винсент и Гренадины, Соломоновы острова, Испания, Швеция, Таиланд, Тувалу и Великобритания.
Как и в большинстве республик, в конституционной монархии исполнительная власть принадлежит главе государства. Сегодня конституционная монархия почти всегда сочетается с представительной демократией и представляет собой (как теория гражданского общества) компромисс между полным доверием к электорату и благовоспитанным и хорошо обученным монархам, воспитанным для этой роли с рождения. Хотя король или королева могут считаться символическими главами правительства, на самом деле страной управляет премьер-министр, поэтому в Великобритании правит королева, а правит премьер-министр.
Конституционная монархия, традиция
В Великобритании Славная революция 1688 г. привела к конституционной монархии, ограниченной такими законами, как Билль о правах 1689 г. монарх («Ограниченная монархия») намного старше, как видно из нашей Великой хартии вольностей. Сегодня монархия в Великобритании политически нейтральна, и по соглашению ее роль носит в основном церемониальный характер. Ни один человек не может занимать важные государственные должности, не принеся присяги на верность Королеве. Конституционная монархия наиболее заметно возникла в континентальной Европе после Французской революции. Наполеон Бонапарт считается «первым монархом», провозгласившим себя воплощением нации, а не божественно назначенным правителем, в отличие от Божественного права французских королей до него; эта интерпретация монархии является основной для континентальных конституционных монархий. Г.В.Ф. Гегель в «Философии права» (1820 г.) обосновал его философски, хорошо согласовывая его с развивающейся современной политической теорией и с протестантско-христианским взглядом на естественный закон.
Гегель предсказал конституционного монарха с ограниченными полномочиями, функция которого заключается в воплощении национального характера и конституционной преемственности в чрезвычайных ситуациях в соответствии с развитием конституционной монархии в Европе и Японии. Более того, церемониальная должность президента (например, в европейских и израильских парламентских демократиях) представляет собой современный тип гегелевского конституционного монарха (будь то избранный или назначенный), однако его прогноз формы правления, подходящей для современного мира, может быть воспринят как пророческий. . Российский и французский президенты с их более сильными полномочиями могут быть гегельянцами, обладающими властью, соответствующей воплощенной национальной воле.
По первоначальному замыслу конституционный монарх был весьма могущественной фигурой, главой исполнительной власти, хотя его или ее власть была ограничена конституцией и избранным парламентом. Некоторые создатели Конституции США, возможно, считали президента избранным конституционным монархом, как этот термин понимался в их время, следуя описанию Монтескье разделения властей. Нынешняя концепция конституционной монархии развилась в Соединенном Королевстве, где именно демократически избранные парламенты и их лидер, премьер-министр, стали теми, кто осуществлял власть, а монархи добровольно уступили ее и довольствовались титульным положением. Во многих случаях даже сами монархи, все еще находившиеся на самом верху политической и социальной иерархии, получали статус «слуг народа», что отражало новый, эгалитаристский взгляд. Во время Июльской монархии во Франции Луи-Филиппа I называли «королем Франции», а не «королем Франции». После объединения Германии Отто фон Бисмарк отверг британскую модель. В конституционной монархии, созданной в соответствии с Конституцией Германской империи, вдохновленной Бисмарком, кайзер сохранял за собой значительную фактическую исполнительную власть, а премьер-министр не нуждался в парламентском вотуме доверия и правил исключительно имперским мандатом.
Однако эта модель конституционной монархии была дискредитирована и упразднена после поражения Германии в Первой мировой войне. Позже фашистскую Италию также можно было рассматривать как своего рода «конституционную монархию» в том смысле, что титульным главой государства был король, а фактическая власть принадлежала Бенито Муссолини в соответствии с конституцией. В конечном итоге это дискредитировало итальянскую монархию и привело к ее упразднению в 1946 году. После Второй мировой войны уцелевшие европейские монархии почти всегда принимали тот или иной вариант модели конституционной монархии, первоначально разработанной в Великобритании. В нынешних терминах разница между парламентской демократией, являющейся конституционной монархией, и демократией, являющейся республикой, считается скорее разницей в деталях, чем по существу. В обоих случаях номинальный глава государства — монарх или президент — выполняет традиционную роль воплощения и представления нации, в то время как фактическое управление осуществляется избранным премьер-министром. Это противоречит республиканскому делу и желанию упразднить роль монарха, заменить его другим человеком, который возьмет на себя те же обязанности.
Сегодня конституционные монархии в основном ассоциируются со странами Западной Европы, такими как Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Дания, Испания, Люксембург, Монако, Лихтенштейн и Швеция. Однако две самые густонаселенные конституционные монархии в мире находятся в Азии: Японии и Таиланде. В таких случаях именно премьер-министр обладает повседневными полномочиями по управлению, в то время как король или королева (или другой монарх, например, великий герцог в случае Люксембурга или принц в случае Монако и Лихтенштейн) сохраняет лишь остаточные (но не всегда незначительные) полномочия. Разные нации наделяют своих монархов разными полномочиями. В Нидерландах, Дании и Бельгии, например, монарх официально назначает представителя для руководства созданием коалиционного правительства после парламентских выборов, в то время как в Норвегии король председательствует на специальных заседаниях кабинета. Почти во всех случаях монарх по-прежнему является номинальным главой исполнительной власти, но по конституционному соглашению обязан действовать по рекомендации кабинета министров. Лишь несколько монархий (в первую очередь Япония и Швеция) внесли поправки в свои конституции, так что монарх больше не является даже номинальным главой исполнительной власти.
Самая значительная семья конституционных монархий в современном мире — это шестнадцать королевств Содружества под управлением нашей королевы Елизаветы II. В отличие от некоторых своих коллег из континентальной Европы, монарх и ее генерал-губернаторы в сферах Содружества обладают значительными «резервными» или «прерогативными» полномочиями, которыми они должны пользоваться во время чрезвычайных ситуаций или конституционных кризисов, обычно для поддержки парламентского правительства. Пример применения генерал-губернатором своей власти имел место в 1975 Австралийский конституционный кризис, когда тогдашний премьер-министр Австралии Гоф Уитлам был отправлен в отставку генерал-губернатором. Сенат Австралии пригрозил заблокировать государственный бюджет, отказавшись принять соответствующие законопроекты об ассигнованиях. 11 ноября 1975 года Уитлам намеревался объявить выборы в половину Сената, пытаясь выйти из тупика. Когда он отправился добиваться одобрения выборов генерал-губернатором, генерал-губернатор вместо этого уволил его с поста премьер-министра и вскоре после этого назначил на его место лидера оппозиции Малькольма Фрейзера.
Действуя быстро, прежде чем все парламентарии узнали о смене правительства, Фрейзер и его союзники смогли обеспечить принятие законопроектов об ассигнованиях, и генерал-губернатор распустил парламент для двойного роспуска. Фрейзер и его правительство были возвращены подавляющим большинством голосов. Это вызвало множество предположений среди сторонников Уитлама относительно того, было ли уместным такое использование резервных полномочий генерал-губернатора и должна ли Австралия стать республикой. Однако среди сторонников конституционной монархии опыт подтвердил ценность монархии как источника сдержек и противовесов против избранных политиков, которые могут добиваться полномочий, превышающих эти 9. 0085, присуждаемый их соответствующими конституциями, и, в конечном итоге, в качестве защиты от диктатуры.
В конституционной монархии Таиланда монарх признается главой государства, главой вооруженных сил, сторонником буддийской религии и защитником веры. Нынешний король Пхумипон Адульядет является самым долго правящим нынешним монархом в мире и во всей истории Таиланда. Пхумипон правил через несколько политических изменений в тайском правительстве. Он играл влиятельную роль в каждом инциденте, часто выступая в качестве посредника между спорящими политическими оппонентами. (См. Роль Пумипона в тайской политике .) Хотя монарх сохраняет некоторые полномочия по конституции, наиболее важным из них является Lèse majesté, который защищает имидж и способность монарха играть роль в политике и влечет за собой скромные уголовные наказания для нарушителей. Как правило, тайцы благоговейно относятся к пхумипону. Большая часть его социального влияния проистекает из этого, а также из того факта, что королевская семья часто участвует в усилиях по улучшению социально-экономического положения.
Как в Соединенном Королевстве, так и в других странах часто ведутся дебаты о том, когда монарху уместно использовать свои политические полномочия. Когда монарх действительно действует, часто могут возникать политические разногласия, отчасти потому, что нейтралитет короны считается скомпрометированным в пользу партийной цели. В то время как политологи могут отстаивать идею «монарха-интервенциониста» как средства защиты от возможных незаконных действий политиков, сами монархи часто руководствуются более прагматичным чувством самосохранения, в котором избегание политических споров может рассматриваться как важный фактор. способ сохранить общественную легитимность и популярность. Сегодня также существует несколько федеральных конституционных монархий. В этих странах каждое подразделение имеет отдельное правительство и главу правительства, но во всех подразделениях есть монарх, который является главой государства федерации как единого целого. Последней страной, которая полностью преобразовалась из абсолютной монархии в конституционно-демократическую монархию, является Бутан.
Преимущества и недостатки
Хотя монархия не избирается, в отличие от выборного президента, конституционная монархия позволяет ограничивать и уравновешивать определенные полномочия монарха избранным органом в форме парламента избранных министров, и, следовательно, представляет собой демократический процесс, основанный на просвещенной основе для управления. Монархисты утверждают, что конституционная монархия обладает двумя центральными чертами, которые редко можно найти у президентов; в то время как президенты могут видеть себя с ограниченным сроком полномочий, когда они часто «уходят в отставку» с других постов на пост президента, конституционная монархия, как правило, предполагает профессиональные обязательства на протяжении всей жизни. Другое часто упоминаемое преимущество заключается в том, что монархи не представляют определенные политические взгляды, а обеспечивают стабильность или действуют как символ государства или нации. Сам факт того, что у монарха есть пожизненный профессионал (работа), означает, что опытный монарх обладает богатыми знаниями, которые правительства считают бесценными, хотя, конечно, большинство монархов не живут так долго. Считается, что такие фигуры, как Елизавета II или покойный король Олав V, обладают почти энциклопедическими знаниями о новейшей истории своего государства, знают уроки, извлеченные из ошибок правительствами прошлого, которые могут быть переданы будущим правительствам.
Елизавета II и ее правительства: В Соединенном Королевстве многие важные правительственные действия осуществляются «от имени» королевы Елизаветы II или она осуществляет свои полномочия по указанию премьер-министра. Как правило, это вещи, которые остаются в пределах королевской прерогативы. Эти полномочия разнообразны: например, они включают (а) назначение епископов в англиканскую церковь (б) право назначать правительство (в) созывать и распускать парламент (г) объявлять войну (д) назначать членов Палаты Лорды (f) осуществляют все уголовные преследования (g) вручают медали (h) контролируют все вооруженные силы (i) контролируют полицию (j) принимают (или отказывают в принятии) акты парламента (k) назначают судей и (l) помиловать (что было существенным при Тюдорах и является основой механизма управления назначением епископов).
Королева Елизавета II, королева Соединенного Королевства, Австралии, Канады, Новой Зеландии и других государств, тем не менее, у монарха по-прежнему есть важные и полезные функции. Британский писатель-конституционалист девятнадцатого века Уолтер Бэджхот описывал монарха, имеющего «право на то, чтобы с ним советовались, право советовать и право предупреждать». Королева Елизавета II встречается со своим премьер-министром каждый вторник вечером для конфиденциальной аудиенции, на которой она и ее премьер-министр обсуждают государственные вопросы. Чем дольше правление, тем больше опыта у монарха, особенно когда он получает копии всех государственных документов, всех меморандумов кабинета министров, отчетов британских послов по всему миру, разведывательных данных служб безопасности и т. д. Парламентскому комитету сообщили в начале 19В 70-х годах королева Елизавета тратит три часа в день на «раздачу ящиков» (т. е. на чтение государственных бумаг, присылаемых ей из всех государственных департаментов). Сэр Джон Пек, будучи назначенным британским послом в Сенегале, сказал, что во время «Целования рук» (официальное название процедуры назначения) он получил от королевы Елизаветы более проницательный анализ африканской и сенегальской политики, чем от любого государственного чиновника, основанный на ее личных данных. опыт государственных визитов, информационные документы и знание африканских лидеров, опыт, которого никогда не было у сидящих за столом чиновников, независимо от того, насколько они теоретически хорошо осведомлены.
В середине 1970-х, например, вера королевы Елизаветы в то, что контакты между британским чиновником лордом Гренвиллем и правительством Родезии заслуживают продолжения, сформировала политику тогдашнего лейбористского кабинета. В отчете Гренвилля упоминаются некоторые признаки движения. Кабинет лейбористов счел масштаб движения слишком незначительным, чтобы требовать дальнейшего изучения. Однако королева Елизавета, имевшая десятилетний непрерывный опыт решения родезийского вопроса (в отличие от министров, имевших лишь относительно небольшой опыт, пришедших к власти только в начале XIX в.70-е), наблюдал, как любой признак движения был изменением отсутствия движения, имевшегося ранее. Министры лейбористской партии прислушались к ее частному замечанию (которое последовало за разговором, который она имела с Джеймсом Каллаганом на государственном банкете в честь президента Италии) и поддерживали первоначальные контакты. Эти контакты в течение ряда лет в конечном итоге привели к конференции в Ланкастер-Хаусе, на которой была основана Зимбабве. Джеймс Прайор, министр в последующем правительстве Консервативной партии, писал о том, как «опьяняющая смесь» королевы и министра иностранных дел лорда Кэррингтона удерживала Маргарет Тэтчер от отказа от прежних контактов между предыдущим лейбористским правительством Джеймса Каллагана и правительством Родезии.